Что происходит с дилером независимость. Прощай, «Независимость»

Компания ведет переговоры с банками

Москва. 14 сентября. сайт - Российское представительство немецкого автоконцерна BMW - "BMW Group Россия" - заявляет, что автодилер "Независимость" "столкнулся с рядом комплексных проблем, которые привели к невыполнению дилером договоренностей и последующей остановке его работы".

Как говорится в сообщении автопроизводителя, из-за этого были нарушены сроки передачи купленных автомобилей клиентам. В текущий момент ведутся переговоры с дилером по выходу из сложившейся ситуации, предусматривающие различные сценарии, "вплоть до самых кардинальных".

При этом в BMW просят всех покупателей, столкнувшихся с нарушением сроков передачи автомобиля, связаться со службой клиентской поддержки компании, либо представители BMW Group Россия свяжутся с клиентами сами по итогам выяснения всех деталей.

"В настоящее время параллельно со сбором информации в целях обеспечения безопасности транспортных средств, находящихся в собственности "BMW Group Россия", производится вывоз автомобилей из ДЦ "Независимость". Только их нахождение на иных охраняемых парковочных местах сможет обеспечить новым владельцам уверенность в наиболее быстром получении своего автомобиля в целости и сохранности. Интересы клиентов имеют первостепенное значение для "BMW Group Россия", и компания прикладывает все усилия для того, чтобы они были максимально соблюдены", - подчеркивается в сообщении.

Накануне газета "Ведомости" со ссылкой на представителя "Независимости" написала , что группа приостановила торговлю автомобилями BMW. По ее данным, деятельность двух дилерских центров в Москве заблокирована импортером. BMW отключил "Независимость" от системы заказа автомобилей, подтвердил представитель "BMW Group Россия" - по его словам, некоторые клиенты дилера жаловались импортеру на невозможность получить уже оплаченные автомобили - "Независимость" не выкупила ПТС у импортера.

Представитель "Независимости" подтвердил, что на текущий момент дилерские центры "BMW - Независимость" действительно закрыты, "но это не значит, что мы приостанавливаем диалог с представительством импортера". "Мы по-прежнему намерены полностью выполнить все обязательства перед своими клиентами. Клиент, конечно, не должен страдать от сложившейся ситуации между дилером и импортером. Мы продолжаем вести конструктивный диалог с представительством BMW в интересах наших клиентов. Делаем все возможное, чтобы обеспечить клиентов автомобилями в ближайшее время", - сказали в компании.

Проблемы с финансированием

При этом, по словам источников "Интерфакса" в автодилерской отрасли, компания испытывает проблемы с финансированием, уже закрылся ряд дилерских центров, в том числе Land Rover, Volvo и Volkswagen в Москве, а также центры в Уфе и Екатеринбурге.

"По другим центрам этих брендов решения либо уже приняты, либо находятся в стадии принятия", - сказал собеседник агентства, добавив, что дилерские предприятия будут закрыты в октябре. В самой "Независимости" это не подтверждают. "Акционеры компании приняли решение сосредоточить продажи Audi в двух автоцентрах в Москве. В данный момент мы завершаем второй этап оптимизации. Это связано в первую очередь с тем, что ГК "Независимость" концентрирует свои усилия на увеличении прибыльности бизнеса", - отметил представитель компании, отметив, что "необходимость смены локаций связана также со спецификой автомобильного рынка". "В сложных для дилеров экономических условиях мы предпочитаем отказаться от невыгодных локаций в пользу новых, потенциально более комфортных для ведения бизнеса мест", - добавил он, отметив также, что компания "формирует дилерские центры кластерного типа, где будет представлено по несколько брендов автомобилей". "Согласно новой стратегии группы, некоторые бренды будут представлены только в российских регионах", - сказал он, не приведя других подробностей.

Вместе с тем, еще один источник "Интерфакса" заявил, что акционер "Независимости" - инвестиционная компания А1, отказалась финансировать автодилера и не будет препятствовать банкротству компании, если кто-то из контрагентов инициирует этот процесс. "Среди возможных вариантов развития событий есть продажа компании, однако, скорее всего, это будет делаться по частям - претендентов на весь бизнес целиком нет", - сказал собеседник "Интерфакса".

В свою очередь, представитель А1 отметил, что "ситуация в отрасли хоть и выправляется, но последствия трехлетнего кризиса еще чувствуются". "Ведется работа по реструктуризации текущей задолженности ГК "Независимость". Автодилер работает в партнерстве с банками-кредиторами для реализации оперативных и стратегических инициатив, направленных на стабилизацию финансового положения группы. Компании группы имеют позитивный опыт преодоления подобных ситуаций", - сказал он.

При этом сумму реструктурируемой задолженности, а также названия банков в компании не называют.

Согласно информации о залогах в системе " ", среди банков-кредиторов юрлиц, владельцем которых является кипрская Independence Holdings Limited, есть Альфа-банк, Промсвязьбанк, банк "Международный финансовый клуб".

В июне 2015 г. сообщалось, что ГК "Независимость" реструктурировала задолженность перед Газпромбанком (ГПБ) на 2,6 млрд руб. По данным "Коммерсанта", кредит "Независимости" в ГБП тогда был продлен как минимум до 2019 г.

В феврале 2017 г. сообщалось, что акционеры ГК "Независимость" приняли решение о дополнительном финансировании компании и назначении нового генерального директора. "Данное решение позволит обеспечить необходимый запас ликвидности для реализации планов дальнейшего развития и повышения качества обслуживания клиентов", - говорилось в сообщении дилера. Объем дополнительных инвестиций при этом не раскрывался.

Кроме этого, с 1 февраля 2017 г. поменялся гендиректор компании - Елену Журавлеву сменил Никита Щеголь, на протяжении четырех лет возглавлявший сеть кинотеатров "Формула кино". "Приоритетными задачами для нового гендиректора ГК "Независимость" станут повышение операционной эффективности, улучшение рыночных позиций, а также вывод клиентского обслуживания на новый уровень", - заявил тогда председатель совета "Независимости" Роман Чайковский.

ГК "Независимость" основана в 1992 г. Дилерский портфель компании включает марки Audi, Volkswagen, BMW, Jaguar, Land Rover, Volvo, Ford, Mazda, Peugeot, Mitsubishi, Kia. Дилерская сеть объединяла 17 автосалонов в Москве, три в Екатеринбурге и два - в Уфе. Основными акционерами являются А1 (владеет 49,95% компании), остальное - у основателя группы Романа Чайковского.

Как стало известно “Ъ”, конкуренты начинают разбирать дилерские центры проблемной ГК «Независимость»: центр «Белая дача», продававший BMW, может занять «Авилон». В BMW замечают, что так и не получили от «Независимости» денег за проданные машины и выдают их клиентам за свой счет. Сходные проблемы с дилером возникли и у других концернов, в том числе у Volvo. При этом Газпромбанк уже заявил, что намерен банкротить проблемного дилера.


Холдинг «Авилон» может занять дилерский центр BMW «Белая дача», который сейчас входит в ГК «Независимость», рассказали “Ъ” источники в отрасли. «Авилон» работает в основном с премиальными и люксовыми брендами, BMW в его портфеле уже есть - центр на Волгоградском проспекте. У «Независимости» два дилерских центра BMW. Один из собеседников “Ъ” говорит, что здание центра в «Белой даче» «Независимость» арендует. Другой источник “Ъ” замечает, что речь может идти как об аренде, так и о покупке юрлица вместе с неурегулированными обязательствами предыдущего владельца. Еще один источник “Ъ” отметил, что тендер на выбор нового дилера BMW проводить не собирается.

В портфель ГК «Независимость» входят Audi, VW, BMW, Jaguar, Land Rover, Volvo, Ford, Peugeot, Mitsubishi. Инвестгруппа А1 владеет 49,95%, остальное - у Романа Чайковского.

В середине сентября «Ведомости» сообщали, что «Независимость» не выполняла договоренности с BMW, что привело к остановке работы дилера с брендом. По словам автоконцерна, дилер нарушал сроки передачи уже оплаченных машин клиентам, поскольку не выкупил ПТС у импортера. В «Независимости» настаивали на том, что намерены выполнить обязательства перед клиентами, а также утверждали, что продолжают вести конструктивный диалог с представительством BMW. В среду «Независимость» объявила, что дилер и BMW восстановили выдачу автомобилей клиентам, урегулировав «все технические вопросы», клиентская служба связывается с клиентами для согласования дат. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, отмечает, что с проблемой столкнулось до сотни клиентов, около половины - с полной оплатой. Он не исключил, что импортер подаст иск к дилеру.

В четверг в BMW “Ъ” не комментировали ситуацию с центром на «Белой даче», но заявили, что фактически сами осуществляют выдачу автомобилей клиентам на площадке, взяв финансовые риски на себя. Деньги за машины от «Независимости» BMW так и не получила, и две недели назад было выслано уведомление о расторжении контракта (вступит в силу 1 октября). Выдача машин происходит после верификации платежей, в среду выдано пять автомобилей. В «Независимости» заявили “Ъ”, что рассматривают возможность расторжения контракта с BMW в связи с «постоянной убыточностью продажи машин марки и отсутствием перспектив». В «Авилоне» ситуацию не комментировали, но отметили, что BMW - прибыльный бизнес для компании, и подчеркнули заинтересованность сотрудничества с маркой.

Впрочем, выяснилось, что у «Независимости» есть конфликты и с другими поставщиками. В четверг в Volvo “Ъ” рассказали, что дилер не имеет возможности заказывать машины, информация о нем убрана с сайта и в компании не рекомендуют клиентам обращаться в «Независимость». Volvo сохраняет для дилера возможность получения машин после полной оплаты. «Мы поставили условие дилеру о необходимости как можно скорее выдать клиентам все оплаченные автомобили или вернуть предоплату»,- говорят в компании. В ближайшие дни Volvo примет решение о дальнейшем сотрудничестве с дилером. В Jaguar Land Rover “Ъ” лишь заметили, что «Независимость» является официальным дилером, но сейчас машины не продает. В Mitsubishi (работают на стопроцентной предоплате) и Ford Sollers со сходными проблемами не сталкивались. В Peugeot сказали, что претензий покупателей по выдаче машин «Независимостью» не поступало, но добавили, что контракт с дилером истекает в конце года, а вопрос о его продлении на стадии рассмотрения. В четверг ГПБ опубликовал уведомления о намерении подать иски в связи с наличием признаков банкротства к ГК «Независимость».

Финансовое положение «Независимости» несколько лет остается сложным. В феврале объявлялось, что акционеры дофинансируют компанию (объемы не уточнялись) и сменят топ-менеджмент. В 2015 году «Независимость» реструктурировала долг перед Газпромбанком на 2,6 млрд руб. (как писал “Ъ”, кредит был продлен как минимум до 2019 года). В А1 отметили, что находятся в процессе переговоров с банками и о допинвестициях «можно будет говорить только после их завершения». Ранее источники «Интерфакса» утверждали, что А1 отказалась финансировать дилера и не будет препятствовать его банкротству, если кто-то из контрагентов инициирует этот процесс.

«Независимость» закрыла все свои автосалоны: в понедельник стало известно, что компания перестала быть официальным представителем брендов Audi и Volkswagen. Они были последними, кто сотрудничал с дилером. До этого несколько других импортеров разорвали контракты с «Независимостью». В компании сообщили, что решили прекратить деятельность, потому что так и не смогли договориться с кредиторами о реструктуризации задолженности. Дилер проработал на рынке 25 лет, у него были салоны в Москве, Екатеринбурге и Уфе.


О серьезных финансовых трудностях «Независимости» стало известно в начале года, ее долги оценивали в 6 млрд руб. В сентябре несколько десятков клиентов дилера пожаловались на то, что не могут получить оплаченные машины BMW. Немецкий производитель запретил компании продавать свои автомобили, а обманутым клиентам выдал машины за свой счет. В октябре аналогичная ситуация произошла с клиентами Volvo, и бренд лишил «Независимость» статуса дилера. Позже контракты с компанией разорвали Jaguar Land Rover, Mazda и Mitsubishi. В Ford и Peugeot планируют расторгнуть договоры до конца года.

Последние месяцы «Независимость» вела переговоры со своими основными кредиторами - Сбербанком и Газпромбанком. Обсуждался план, при котором банки могли стать акционерами компании. Но в понедельник стало известно, что Газпромбанк подал иски о банкротстве структур «Независимости» более чем на 2 млрд руб.

Как закрытие «Независимости» отразится на ее клиентах и рынке в целом? Дилер отказался раскрывать, сколько клиентов уже оплатили машины и до сих пор не получили их. По словам административного директора компании Сергея Чадина, это незначительное число. Он выразил надежду на то, что все автопроизводители пойдут дилеру навстречу и выдадут клиентам автомобили за свой счет: «По части клиентов было принято решение о нахождении денежных средств, расторжении контрактов, с остальными идет работа. В частности, по Audi это было благоприятное решение, импортер нас поддержал. Мы очень ждем Mazda, они согласовывают позицию со штаб-квартирой в Японии. С Volvo менее благоприятно работаем, еще ведутся переговоры. По Volkswagen должны решить этот вопрос с помощью импортеров».

Москвичи почти не почувствуют ухода с рынка «Независимости». Машины брендов, которые были представлены у дилера, по-прежнему можно будет приобрести, отметил генеральный директор агентства маркетинговых и социологических исследований Vector Market Research Дмитрий Чумаков: «Большая часть бизнеса «Независимости» все-таки сконцентрирована вокруг московского региона. Здесь достаточно много дилерских центров у каждого из производителей автомобилей. Да, в плане послепродажного обслуживания в определенном регионе или районе города будет хуже представленность, придется ездить в соседние районы. Но, тем не менее, с точки зрения представленности автомобилей различных зарубежных производителей, в том числе тех, которые входят в портфель «Независимости», никакого значимого ущерба для покупателей автомобилей не будет».

К салонам «Независимости» уже начали присматриваться конкуренты. Так, например, центром «Белая дача», который продавал BMW, уже заинтересовался «Авилон», пишет «Коммерсантъ».

Осенью 2017 года телеканал «Пятница» запустил реалити-шоу «Наследники»: отпрыски богатых семей должны были прожить четыре дня в российской глубинке на 1000 рублей. Герой второго выпуска, 20-летний Антон Нусинов начал программу с презентации своего быта: картинки из Лондона и огромного семейного поместья в России, отдых на лучших курортах мира, перелет на бизнес-джете и перемещения по городу на Rolls-Royce с личным водителем.

Закадровый голос сообщил, что папа Антона - настоящий олигарх, но «то ли разорившийся, то ли затаившийся». Алексей Нусинов, отец молодого человека, в 2016 году занял 9-е место в рейтинге Forbes «15 главных должников России». Нусинов-старший, один из двух основателей автомобильного дилера «Независимость», был признан банкротом в декабре 2015 года, требования кредиторов составляли около 800 млн рублей. Свою долю в «Независимости» он успешно продал структурам «Альфа-Групп» в начале 2008 года перед глобальным кризисом, но погорел на недвижимости. И сейчас он с горечью наблюдает, как доживает последние дни его главное детище - сама «Независимость», прекратившая деятельность в конце 2017 года.

Погружение в темноту

Бывший главный управляющий директор группы компаний «Независимость» Елена Журавлева до сих пор не может поверить, что компания мертва. «Проезжаю мимо салона на Бережковской набережной, а он весь темный. Вывески не горят, людей не видно, автомобилей на стоянке нет. Мне все еще кажется, что можно что-то сделать», - с грустью говорит Журавлева.

Она пришла в компанию в 2007 году на должность главного финансового директора, весной 2014-го стала главным управляющим директором, а в феврале 2017-го ее сменил Никита Щеголь, бывший руководитель сети кинотеатров «Формула кино», контролируемой тогда инвестиционной компанией А1. Она входит в «Альфа-Групп» Михаила Фридмана , Германа Хана и Алексея Кузьмичева , и сейчас А1 принадлежит чуть меньше половины «Независимости» (49,95%), остальное - у Романа Чайковского, который вместе с Алексеем Нусиновым основал компанию в начале 1990-х. А1 привлекала Никиту Щеголя как антикризисного управляющего, но он с задачей не справился. «Главной задачей было разобраться в текущей ситуации, сформировать антикризисную команду и сформировать план действий, который помог бы группе компаний восстановить устойчивость, - говорит представитель А1. - Планировалось реструктурировать задолженность, что сделать не удалось, и в результате группа потеряла возможность дальнейшего функционирования».

О проблемах «Независимости» автопроизводители и дилеры знали давно, но стремительная концовка этой истории для всех стала неожиданностью.

В сентябре 2017-го «Независимость», третья по объемам продаж BMW в России, приостановила торговлю автомобилями этой марки, немецкий производитель просто отключил дилера от системы заказов из-за многочисленных жалоб клиентов на задержки в получении оплаченных машин. Затем BMW лишила компанию дилерства, почти сразу этому примеру последовали Jаguar Land Rover, Volvo. Двадцать четвертого ноября Газпромбанк подал иски к шести компаниям группы с требованием признать их банкротами, 27 ноября «Независимость» заявила, что закрыла все торговые центры в Москве и регионах и полностью прекратила торговлю новыми автомобилями. Общий долг компании, по ее данным, составил около 6 млрд рублей. В декабре на звонки в центральной офис компании на Ленинградском шоссе, 71, отвечали, что гендиректора в компании больше нет, а вместо него работает «ликвидатор в рамках сворачивания операционной деятельности».

«Вот такой получился печальный юбилей 10-летнего партнерства одного из лидеров автомобильного рынка и лучшей инвестиционной компании России», - говорит Елена Журавлева. Больше 10 лет назад ее пригласили на должность финдиректора в «Независимость» как раз для того, чтобы подготовить сделку по продаже доли в капитале компании структурам «Альфа-Групп» и Goldman Sachs.

Приход «Альфы»

Нусинов вместе с однокурсником Романом Чайковским занялся бизнесом в начале 1990-х, почти сразу после окончания факультета журналистики МГУ. У начинающих предпринимателей, как говорит Нусинов, был контакт на Волжском автозаводе и они могли покупать по «нормальным ценам» «жигули» и продавать их в Москве. С отечественных автомобилей партнеры быстро переключились на иномарки - сначала ввозили машины из Финляндии и Эстонии, а в 1992 году приобрели компанию «Независимость», уже подписавшую дилерский контракт с Volvo. В 1995 году были подписаны дилерские контракты с Hyundai и Audi.

Вскоре у Чайковского и Нусинова появился третий партнер - Аркадий Брискин. Он жил в Германии и отвечал за поставки автомобилей с заводов Audi и Volkswagen в московские салоны «Независимости». Брискин получил 30% в бизнесе компании по продаже немецких иномарок. Быстрый переход к импортным машинам во многом и сделал компанию привлекательной для инвесторов.

«Западные производители пришли в Россию со своими методиками, культурой и постоянно нас обучали, - вспоминает Алексей Нусинов. - Возили за границу и показывали, как вести бизнес, были постоянные консультации в России, раз в полгода проводились большие конференции, от представительства к нам был прикреплен специалист, постоянно нам помогавший».

К середине 2000-х у компании уже была отчетность по МСФО, портфель брендов дополнили Ford, Jaguar Land Rover, Volkswagen, Mazda. «Независимость» построила крупнейший в Европе центр по продажам и обслуживанию премиальных автомобилей, в 2006 году начала строительство крупнейшего в Восточной Европе центра кузовного ремонта автомобилей всех марок. Алексей Нусинов говорит, что компания не привлекала заемное финансирование и развивалась на собственные средства. В компании не было генерального директора - управлением занимались сами акционеры. Российский автомобильный рынок с 2005 по 2007 год вырос почти в два раза, до 2,8 млн проданных легковых автомобилей в год.

В «Независимости» следовали новым трендам и хотели построить автомобильную «деревню» на Киевском шоссе. Компания арендовала на 49 лет 12,8 га земли, стоимость аренды составила $13 млн. Деньги на строительство «деревни» рассчитывали получить при помощи IPO, но в 2007 году начались переговоры с А1. Как рассказывает Алексей Нусинов, первоначально владельцы планировали продать 30%. «Инвесторы хотели войти в компанию на растущем рынке, упаковать ее и вывести на IPO», - говорит он. В 2006 году выручка «Независимости» составила $680 млн, в 2007 году - более $1 млрд. А сама «Независимость» оценивалась в $340 млн. Планы сильно изменились, когда Роман Чайковский выкупил долю третьего акционера «Независимости» Аркадия Брискина. Нусинов узнал об этом постфактум, быть младшим партнером не захотел и продал свою долю структурам «Альфы» и Goldman Sachs. С тех пор с Чайковским Нусинов, по его словам, не общается.

Впрочем, из арбитражных дел следует, что Нусинов, Чайковский и Брискин в 2010 году взяли под личные поручительства кредит в Промсвязьбанке на строительство офисно-выставочного центра на Бережковской набережной - около $60 млн. Полностью расплатиться Нусинову не удалось, и 10 декабря 2015 года он был признан банкротом.

«Кредиторы забрали уже построенный объект, в который было вложено $100 млн, и еще потребовали деньги по поручительству. Но поручительство - это же не деньги, что я должен возвращать? - рассказывает Алексей Нусинов. - Пришлось пойти на банкротство». Обанкротить гражданина Германии Брискина в российском суде не удалось. Чайковский общаться с Forbes отказался.

Покорение регионов

Нусинов недоумевает, почему история «Независимости» закончилась крахом. «Больших строек не велось, да и Роман - очень внимательный, осторожный и не рисковый человек», - рассуждает Нусинов. «Чайковский - сильный менеджер, трудно объяснить, почему одна из самых успешных и мощных компаний на авторынке пошла ко дну», - отмечает один из основателей группы компаний «АвтоСпецЦентр» Владимир Моженков.

«Независимость» начала свою кредитную историю в апреле 2008 года, подписав соглашение с западными банками о предоставлении синдицированного кредита в размере $70 млн. В компании гордились кредитным соглашением. «Мы показали рынку, что научились занимать деньги», - вспоминает один из бывших сотрудников «Независимости». Летом 2008-го начались переговоры о приобретении «Транстехсервиса», крупнейшей в Поволжье компании по продаже автомобилей. На ее базе акционеры «Независимости» собирались строить федеральный дилерский холдинг с присутствием во всех ключевых регионах.

Аналитики тогда оценивали «Транстехсервис» в $400–500 млн, а «Независимость» - в $800 млн. Сделка не состоялась, но планы региональной экспансии не скорректировал даже кризис 2008 года. Летом 2008-го управляющим директором «Независимости» стал бывший глава розничной сети «Мосмарт» Эрик Блондо, его годовой доход оценивался в $1 млн - в два раза выше средней компенсации управленцев сопоставимого уровня.

В конце 2009 года стало известно, что «Независимость» ведет переговоры о покупке екатеринбургского холдинга «Автоленд», владеющего салонами в Екатеринбурге, Уфе и Магнитогорске. По итогам 2008 года выручка «Независимости» составила $1,3 млрд, «Автоленда» - $558 млн. На этот раз все прошло удачно, и «Автоленд» вошел в состав московской компании в конце 2010-го. В феврале 2010-го для рефинансирования кредитов компания заняла 1,1 млрд рублей в Сбербанке, а осенью банк выдал «Независимости» еще 2 млрд рублей. Компания открывала новые салоны в регионах, увеличивала торговые площади в Москве.

Несмотря на стремительный рост бизнеса, в 2011 году Эрика Блондо сменил бывший глава представительства Audi в России и «Фольксваген Груп Рус» Оскар Ахмедов (он, как и Блондо, покинул компанию через три года после назначения). И 14 марта 2014 года главным управляющим директором «Независимости» была назначена финансист Елена Журавлева, которая должна была решить основную проблему - снизить долговую нагрузку. К этому моменту совокупный долг «Независимости» составлял $260 млн. После присоединения Крыма и введения санкций началось падение рубля, и к концу 2014-го долг компании в рублях вырос почти в два раза. Но внешне ничто не предвещало краха.

В мае 2014 года «Независимость» открыла новый автосалон Audi с шоу-рум (1000 кв. м) на Бережковской набережной. Торжественный вечер вел популярный телеведущий Тимур Родригез, под выступление трубача Вадима Эйленкрига с джазовым ансамблем в зале крутили кубинские сигары, под крышей летала девушка - воздушный акробат, разговоры велись на втором этаже в лаунж-зоне с кальянами и видом на Москва-Сити.

С момента открытия автосалон приносил исключительно убытки - арендные платежи превышали доход. Точно такая же ситуация сложилась еще с одним большим автоцентром компании - по продаже BMW в Котельниках на 15-м км МКАД. Торговая площадка занимала 7000 кв. м, аренда обходилась в $2 млн в год. О сложностях переговоров с арендаторами говорит пример «Авилона», который осенью 2017-го начал продавать BMW на освободившейся после «Независимости» площадке в Котельниках. Пересчитав аренду, в «Авилоне» решили, что выгоднее выкупить автоцентр у владельца - компании «Белая Дача».

Елена Журавлева говорит, что управленческие ошибки не были фатальными, но компанию погубили долги. «Все началось с кредита Сбербанка на $50 млн, из-за какого-то спора с «Альфой» Сбербанк не продлил его», - рассказывает Журавлева. По ее словам, чтобы расплатиться, «Независимость» за две недели обнулила свои счета и осталась практически без оборотных средств. Почему не помог Альфа-Банк, ведь в начале 2014 года «Альфа-Групп» консолидировала 49,95% «Независимости»? «У акционеров была четкая позиция: мы не кредитуем свои компании», - говорит Журавлева. Представитель А1 добавляет, что доля в капитале «Независимости» всегда рассматривалась как портфельная инвестиция и в операционную деятельность автодилера компания не вмешивалась.

В 2015 году «Независимость» начала распродавать активы. «Леруа Мерлен» купила у компании земельный участок на Киевском шоссе, автосалон «Химки-Peugeot» достался дилеру китайских автомобилей, огромный кузовной цех продали петербургской компании «Евроавто». Штат «Независимости» сократился с 4000 до 1600 человек. По словам Журавлевой, в 2015 году экономия составила 2 млрд рублей. Но оборотного капитала все равно не хватало, и Журавлева пошла просить деньги у акционеров. «Я им хотела доказать, что с деньгами работать можно. Дайте, говорю, на три месяца, мы вовремя вернем и принесем прибыль, - рассказывает она. - А1 и Чайковский дали по $5 млн, мы вовремя вернули и прибыль показали. Потом еще раз получили средства на таких же условиях, но на коротких деньгах бизнес не сделаешь». В 2014 году выручка составила 52,5 млрд рублей (в 2013-м - 57,1 млрд рублей), в 2015-м - 47,1 млрд рублей, в 2016 году - 28,6 млрд рублей. С 2012 года компания не показывала прибыль.

Топ-менеджмент А1 постоянно искал Журавлевой замену и не скрывал этого от нее. Как говорит источник в инвесткомпании, им нужен был человек, который бы рассказывал о реальном положении дел в «Независимости». «Все, происходящее в компании, невозможно понять, сидя в совете директоров. Нам показывали презентации, потом проваливали все планы, недоверие к цифрам, которые они нам приносили, достигло пика», - объясняет собеседник Forbes. Но главным в компании все это время оставался Роман Чайковский, а Журавлева считалась его человеком.

Проблему решила сама Журавлева, объявив в конце 2016 года, что уходит. Новым руководителем «Независимости» стал Никита Щеголь. Роман Чайковский не возражал. Сеть кинотеатров «Формула кино», которой ранее руководил Щеголь, А1 продала Александру Мамуту в апреле 2017-го.

Акционеры А1 и Чайковский в равных долях направили на спасение компании 1 млрд рублей. Эту сумму просила еще Журавлева, по ее плану, деньги спасли бы компанию в октябре 2016 года, но она получила их только в январе 2017 года. «Независимость» получила последний шанс. Результат обещали показать через полгода, но план не сработал. Уже в мае стало очевидно, что деньги не помогут. Компания продолжала генерировать убытки и была не в состоянии обслуживать текущие кредиты. В А1 решили больше не откладывать проблему и честно рассказали банкам о нежизнеспособности автодилера.

Кредиторы отреагировали на честность требованиями о признании автодилера банкротом осенью 2017 года. История «Независимости» закончилась. Акционеры А1, по словам Михаила Фридмана, потеряли на этом проекте $100 млн. Елена Журавлева работает над созданием детской школы в Сколково и занимается кризисным менеджментом. Алексей Нусинов думает о возвращении на авторынок. «Бизнес я знаю, почему нет? - говорит он. - С «Альфой» общаюсь, но пока так, не очень серьезно».

- При участии Елены Березанской и Екатерины Кравченко

Михаил Фридман:

«Время от времени мы что-то теряем, бывает»

Что вы можете сказать о результатах деятельности вашей российской компании А1? После банкротства автодилера «Независимость» у А1 не осталось крупных активов.

Покупка «Независимости» действительно оказалась неудачной. После кризиса 2008 года в индустрии сложилась тяжелая ситуация, и компания, к сожалению, так и не смогла из этого кризиса выйти, рынок продолжал падать. И менеджмент тоже допускал разные ошибки. Не думаю, что это существенный удар для А1, уверен, что клиенты «Независимости» не пострадали. Время от времени мы что-то теряем, бывает. Компания изначально была сильно закредитована. А на падающем рынке это, как правило, неподъемный груз.

Сколько А1 потеряла на инвестициях в «Независимость»?

Приблизительно $100 млн.

Какие на сегодняшний день планы у акционеров относительно А1?

Мы находимся в стадии осмысления и уточнения бизнес-модели. Зная реалии в кризисных ситуациях, мы можем успешно заниматься кризис-менеджментом. Например, помогать неконтролирующим акционерам бороться с ущемлением прав миноритариев, реструктурировать банковские долги на взаимоприемлемых условиях, договариваться с честными властями и т. д. Все это было и, я уверен, будет востребовано на российском рынке в обозримом будущем. И еще мы думаем, как правильнее построить систему компенсации менеджмента А1.

Автодилер «Независимость» прекратил продажи автомобилей в своих столичных салонах. У группы, в отношении которой подан иск о банкротстве, осталось несколько центров в регионах

Автодилерская группа «Независимость» закрыла последние точки продаж автомобилей в Москве. Об этом РБК рассказал источник, близкий к группе, и подтвердил партнер компании. Представитель «Независимости» подтвердил РБК закрытие всех московских салонов группы​.

Сайт автодилера и телефоны автосалонов не работают. Согласно официальным сайтам Audi и Volkswagen (две последние марки, с которыми у «Независимости» действовали дилерские договоры), компания больше не является их официальным дилером. Представитель Volkswagen (объединяет марки Volkswagen, Audi и др.) сказал, что «изменений в статусе» «Независимости» не произошло: компания остается дилером ее марок.

ГК Независимость банкротство 2017, распродажа имущества

В Москве автодилерские компании «Независимость» прекратили продавать автомобили полностью. Возможны потери средств клиентами, оформившими покупку автомобиля по предоплате. Несколько автосалонов в регионах продолжают работать.

Сайт «Независимости» в данный момент не работает и молчат телефоны в точках продаж в столице. Компания «Независимость» больше не числится официальным дилером на российских сайтах брендов Volkswagen и Audi.

Пока работает автосалон Ford в Екатеринбурге и Уфе, Peugeot в Екатеринбурге.

"Независимость", банкротство

Газпромбанк (ГПБ) обратился в суд с исками о банкротстве ряда компаний группы автодилерских предприятий "Независимость", говорится в материалах картотеки арбитражных дел.

Так, 24 ноября были зарегистрированы иски ГПБ о банкротстве ООО "Независимость недвижимость Урал", ООО "Независимость Екатеринбург М", ООО "Независимость Екатеринбург К" в Арбитражный суд Свердловской области, а также о банкротстве ООО "Независимость МЦ", ООО "Мастерпромторг", ООО "Независимость - автомобили с пробегом", ООО "Независимость - Химки" в Арбитражный суд Москвы.

Ранее банк уведомлял о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве порядка 20 компаний, входящих в структуру "Независимости". Уведомления касались компаний группы "Независимость" в Москве, Екатеринбурге и Уфе, а также подконтрольных кипрским Independence German Motors Limited и Independence Holdings Limited. В частности, среди них фигурировали дилер Volkswagen ООО "Авто Ганза", а также дилеры Audi и Peugeot.

Автосалон "Независимость", скандал

В феврале акционеры «Независимости» дофинансировали компанию (объемы не уточнялись) и сменили топ-менеджмент. В 2015 году «Независимость» реструктурировала долг перед Газпромбанком на 2,6 млрд руб. (как сообщал “Ъ”, кредит был продлен как минимум до 2019 года). В А1 “Ъ” отмечали, что находятся в процессе переговоров с банками, и о допинвестициях «можно будет говорить только после их завершения». Ранее источники «Интерфакса» утверждали, что А1 отказалась финансировать дилера и не будет препятствовать его банкротству, если кто-то из контрагентов инициирует этот процесс.

В А1 “Ъ” рассказали, что «исторически являлись финансовым инвестором ГК ""Независимость"" и не занимались операционной деятельностью компании».

В конце прошлого года менеджмент дилера сообщил о сложной финансовой ситуации в компании и запросил финансовую поддержку, которая была предоставлена, утверждают в А1. «А1 активно поддерживала менеджмент в процессе переговоров с банками-кредиторами, но, к сожалению, как мы видим, нормализация ситуации не произошла», сообщили акционеры.