Что такое маш час. Рекомендации по определению стоимости часовой эксплуатации строительных машин и механизмов 

Количество моточасов – это один из наиболее важных параметров сельскохозяйственной техники, который указывает на рабочий ресурс двигателя, ходовой части и других важных узлов агрегата. Многим новичкам довольно не просто вычислить эту характеристику и уж тем более перевести ее в километры. На самом деле, ничего сложного в этом нет – достаточно придерживаться ряда советов, которые помогут разобраться в сути этого важного параметра.

Дать ответ на вопрос: «Что такое моточасы на тракторе?» довольно просто если разобраться в том, каким образом фиксируется этот важный параметр. При непосредственном запуске мотора начинает работать электронный или механический счетчик, фиксирующий и запоминающий скорость вращения вала двигателя. Для этого в конструкции счетчика предусмотрен специальный индикатор. Этот несложный прибор дает возможность посчитать продолжительность работы трактора за определенный промежуток времени.

Вместе с тем, мнение о том, что один моточас работы трактора равен одному часу времени будет кране ошибочным. Расчет моточасов в километры делается с учетом оборотов в минуту. В связи с этим данный параметр может в несколько раз отличаться при работе трактора на холостом ходу и под высокими нагрузками.

Сколько моточасов в одном часе?

Подсчет моточасов, затраченных трактором, помогает разобраться в степени износа наиболее важных подвижных механизмов агрегата.

Используемая для расчета формула крайне проста, и дает владельцу трактора следующие данные:

  • при эксплуатации сельхоз машины на холостом ходу, 1 моточас приравнивается к одному полному часу реального времени;
  • при обычной нагрузке на трактор один моточас ускоряется примерно на третью часть, составляя, таким образом, 40 минут реального времени;
  • в случае работы агрегата под максимальными нагрузками, 1 моточас равен 20 минутам реального времени.

Используя эту информацию, перевести моточасы в часы реального времени без особого труда сможет даже начинающий фермер. При этом следует помнить, что конечный результат перевода моточасов в часы реального времени всегда немного отличается для бензинового мотора и для дизеля. Основная причина этому заключается в более высокой мощности последнего, из-за чего он тратит на выполнение заданий немного меньше времени.

Так же, как и в случае с переводом моточасов трактора в часы реального времени, у новичков возникают сложности с преобразованием моточасов в пройденные трактором километры. Во втором случае может возникнуть гораздо больше вопросов, так как точно перевести моточасы в километры практически невозможно – это получится сделать только относительно и примерно.

В первую очередь необходимо запомнить, что некоторые производители сельскохозяйственной техники задают практически идентичные условия для расчета моточасов. В большинстве случаев 50 этих единиц равны 5 пройденным трактором километрам под действием умеренных нагрузок. Вместе с тем, если трактор очень часто работает под интенсивными нагрузками и регулярно выполняет функции помощника, как в огороде, так и на придомовой территории, то количество отработанных им моточасов уверенно растет вверх без существенных изменений в его пробеге.


Важно помнить, что каждый трактор по-разному расходует заложенный в его двигателе и других узлах моторесурс. Найти более точную информацию об особенностях расчета этого важного параметра всегда можно найти в инструкции по эксплуатации сельскохозяйственной машины.

Более точные данные о проработанных моточасах и пройденных километрах сможет подсказать память бортового компьютера, однако такого рода девайс предусмотрен исключительно в самых последних моделях выпускаемых на рынок тракторов, и то лишь в крупногабаритных агрегатах, предназначенных для работы на огромных по своей площади территориях.

Еще один немаловажный и не менее распространенный вопрос заключается в том, как перевести моточасы в машино часы. В первую очередь следует уточнить, что сделать это практически невозможно, так как моточас и машино час – это совершенно разные по своей сути понятия.

Моточас – это условное значение, которое определяется с учетом количества оборотов, произведенных коленчатым валом двигателя трактора за определенный промежуток реального времени.

Машино час – это количество реального времени, которое пришлось потратить на изготовление конкретного продукта. В случае с сельскохозяйственной техникой, этот параметр указывает на время, затраченное на выполнение одного или нескольких действий – вспашки грунта, боронования, посева семян или посадки клубневых культур.


Расчетом машино часов, как правило, занимается уполномоченный компетентный орган аграрного предприятия. При этом берется время затраченное на подготовку участка, уход за грядками и перевозку урожая. Полученные данные суммируются, после чего руководство получает данные о времени, которое пришлось потратить на осуществление основных сельскохозяйственных работ. Ведение такого учета позволяет руководствующему органу разработать планы, которые в дальнейшем помогут сократить временные затраты на выращивание своей продукции.

Следует отметить, что количество машино часов для бензинового и дизельного двигателя всегда немного отличается. Это связано с тем, что моторы, работающие на дизельном топливе, обладают большей мощностью – это позволяет быстрее произвести те, или иные сельскохозяйственные работы. Данная особенность является одной из основных причин, по которой большинство производителей аграрной техники оборудуют свои агрегаты именно дизельными двигателями.

Нередко машиночасы становятся объяснением тому, чем отличается трактор от бульдозера. Дело в том, что эксплуатация трактора, как более маневренного агрегата, дает предприятию важное преимущество в виде ускоренного выполнения сельскохозяйственных работ. При использовании бульдозеров приходиться тратить гораздо больше времени, по причине чего последние используются в сельском хозяйстве гораздо реже.

Машино-час

Машино-час

Машино-час - единица рабочего времени оборудования, которая используется при расчете затрат на производство конкретного продукта. Машино-часы в расчете на единицу производимой продукции являются одним из ограничивающих факторов при увеличении объемов производства.

По-английски: Machine-hour

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Машино-час" в других словарях:

    машино-час - Единица рабочего времени оборудования, которая используется при расчете затрат на производство конкретного продукта, например, при расчете услуг вспомогательных цехов. Машино часы в расчете на единицу производимой продукции являются одним из… … Справочник технического переводчика

    Сущ., кол во синонимов: 1 единица (830) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Машино час, машино часы, машино часа, машино часов, машино часу, машино часам, машино час, машино часы, машино часом, машино часами, машино часе, машино часах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    машино-час - маш ино ч ас, а, мн. ч. ы, ов … Русский орфографический словарь

    машино-час - (2 м); мн. маши/но часы/, Р. маши/но часо/в … Орфографический словарь русского языка

    машино-час - , а, м. Единица измерения количества работы машины. Букчина, 64 … Толковый словарь языка Совдепии

    машино-час - машин/о/ час/ … Морфемно-орфографический словарь

    МАШИНО... и МАШИНО... Первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся к машине, машинам (в 1 знач.), напр. машиносчётный, машиноснабжение, машино час; 2) относящийся к машине, машинам (в 3 знач.), напр. машиновладелец, машинопрокатный.… … Толковый словарь Ожегова

    Машино... и МАШИНО... Первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся к машине, машинам (в 1 знач.), напр. машиносчётный, машиноснабжение, машино час; 2) относящийся к машине, машинам (в 3 знач.), напр. машиновладелец, машинопрокатный.… … Толковый словарь Ожегова

    ГОСТ 4.474-87: Система показателей качества продукции. Краны башенные строительные. Номенклатура показателей - Терминология ГОСТ 4.474 87: Система показателей качества продукции. Краны башенные строительные. Номенклатура показателей оригинал документа: 1.1.3. Вылет (СТ СЭВ 723 77), м: l3 Определения термина из разных документов: Вылет 1.1.4. Высота… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Машино-часы в j-м расчетном периоде Тij, маш.·ч

где фi j - значение j-го расчетного периода работы подвижного состава на i-м маршруте, ч;

Количество машин для j-го расчетного периода на i-м маршруте, ед.;

Среднесуточная продолжительность работы подвижной единицы на линии tcc, ч.

где Ti - общая сумма машино-часов работы на маршрутах, маш.·ч;

Для количества машин на маршрутах, указанных в таблице 1.2, проведен расчет машино-часов по периодам работы. Результаты представлены в таблице 1.3.

Таблица 1.3 - Машино-часы в движении

Машино-часы в движении, маш. ч

после 22:00

Итого за год

Среднесуточная продолжительность работы на линии tcc р, ч

Среднегодовой показатель

Общая продолжительность работы по всему парку в год T0, маш.·ч

где Д - число дней в году, Д = 365дней,

Т0 = 1113,6 ·365 = 406 464 маш.·ч.

Среднегодовая продолжительность работы на линии одной машины Тcг, ч

где nи - инвентарный парк депо, ед.;

где nчп - максимальное количество машин, одновременно работающих на маршрутах;

бв - коэффициент использования подвижного состава по выпуску.

Принимается бв = 0,9 с последующим перерасчетом.

Среднегодовая продолжительность работы на линии одной машины, ч

Машино-километры пробега

Среднесуточный показатель

Машино-километры пробега на i-м маршруте в j-м расчетном периоде Lij, маш.·км

где vi - эксплуатационная скорость на i-ом маршруте (берется из таблицы 1.1)

Среднесуточный пробег одного троллейбуса Lсс р, км

где L - общая сумма машино-километров пробега, км·ч.

Таблица 1.4 - Машино-километры пробега

Машино-километры пробега, маш. км

после 22:00

Итого за год

По данным машино-часов работы троллейбусов на маршрутах (таблица 1.2) проведен расчет машино-километров по расчетным периодам. Результаты представлены в таблице 1.4.

Среднесуточный пробег одного троллейбуса в будние дни

Среднегодовой показатель

Общий пробег всего парка за год L0, маш.·км

L0 = 19701 ·365 = 7 190 865 маш.·км.

Среднегодовой пробег одного троллейбуса Lcг, км

Организация в рамках договора на выполнение текущего ремонта осуществляет ремонт оголовков вентиляционных каналов и дымоходов на скатных кровлях без проведения ремонтных работ на кровле. Было принято решение о проведении работ с применением автогидроподъемника.

Как правильно произвести расчет количества машино-часов работы автогидроподъемника для включения в локальную смету?

Сметная документация на проведение строительно-монтажных работ по текущему ремонту разрабатывается исходя из данных, приведенных в дефектных актах , которые, в свою очередь, при необходимости формируются на основании технических заключений. Такая норма закреплена в п. 4.8 ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию», утвержденного приказом Минстройархитектуры от 15.07.2010 № 257, с учетом изменения № 3.

В соответствующих строках дефектного акта в произвольной форме приводятся сведения об особенностях технологии ведения работ с применением грузоподъемных механизмов, люлек электрических, автовышек и другие сведения, необходимые для определения сметной стоимости работ.

Действующими нормативами расхода ресурсов в натуральном выражении не предусмотрено применение автогидроподъемников для выполнения указанных работ. Включение их в сметную документацию возможно только в случае, если такая технология выполнения работ будет предусмотрена дефектным актом. При этом, поскольку такой способ выполнения работ удорожает стоимость работ по текущему ремонту, решение о применении автогидроподъемников следует технологически или экономически обосновать.

Ввиду отсутствия действующих нормативов, учитывающих способ выполнения работ по ремонту оголовков вентиляционных каналов и дымоходов на кровлях с применением автогидроподъемников, возможны следующие варианты учета времени эксплуатации данной машины в сметной документации:

  1. Разработка индивидуальных нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении одним из способов, предусмотренных Методическими рекомендациями о порядке разработки индивидуальных ресурсно-сметных норм, утвержденных приказом Минстройархитектуры от 18.06.2010 № 217, в редакции от 27.02.2014 № 8.
  2. Включение в смету времени эксплуатации автогидроподъемника отдельной строкой, как времени эксплуатации механизма, не учтенного в нормативе, предусматривающем выполнение указанных работ. В таком случае время эксплуатации автогидроподъемника можно рассчитать исходя из трудоемкости рабочих, определенной по соответствующему нормативу, и вместительности люльки.

Например, в соответствии с нормативом Е58-37-1 «Смена колпаков на дымовых и вентиляционных трубах в один канал» на смену 10 штук колпаков трудоемкость рабочих составит 18,38 чел.-ч. Максимальное количество людей в люльке автогидроподъемника АГП-18 (подъемник выбран произвольно) - 2 человека. Время эксплуатации автогидроподъемника составит:

18,38 чел.-ч / 2 человека = 9,19 ч.

Светлана Филоненко, ведущий инженер проектно-сметной документации