Эскадренные миноносцы: техническая характеристика. Возникновение класса эскадренных миноносцев и их типы

Эскадренный миноносец – это особый класс боевых маневренных кораблей. Появился накануне первой мировой войны в 1914-1915 годах. Основное предназначение: ликвидация вражеских подводных лодок и воздушных аппаратов. Оснащение эсминцев позволяло выполнять охранную функцию и держать оборону при активном нападении врага.

Первые эсминцы СССР:

  • проект 35;

Проект 35 получил универсальное вооружение с артиллерией главного калибра 130 мм. Главная энергетическая установка была унифицирована с проектом 47. Модернизированные боевые машины получили артиллерийские установки типа АУ Б-2-У с боезапасом на 900 снарядов, зенитные установки типа АУ 66-К и противолодочное вооружение – 2 бомбосбрасывателя. Дополнительно корабли получили 3 минно-торпедные установки ТА 1-Н с калибром 533 мм. Скорость передвижения боевой машины составляла 40 узлов.

миноносец типа “Новик”

Проект 956 прославился военным кораблем “Сарыч”. Он характеризовался усовершенствованным вооружением, представленным:

  • РЛС типа “Фрегат”;
  • ГАС “Платина-С”;
  • артиллерией типа АК-130 с боекомплектом на 2000 выстрелов;
  • ЗРК типа “АК-630”;
  • ракетами “Москит”;
  • ЗРК “Ураган”;
  • противолодочным вооружением РБУ-1000;
  • минно-торпедным вооружением типа СЭТ-65.

Лидер проекта 956 перемещался со скоростью 35 узлов.

Проект 30 бис прославился боевой машиной “Смелый”. Максимальная скорость перемещения корабля составляла 35 узлов. На вооружении у боевой машины находились:

  • радиолокационные установки “Гюйс-1” и “Заря”;
  • артиллерия АУ Б-2ЛМ;
  • ЗРК”92-К” и 70-К”;
  • ГАС “Тамир-5М”;
  • минно-торпедное вооружение КБ “Краб”.

Представленные военные машины считались лучшими эсминцами в истории ВМС России.

Роль эскадренных миноносцев в ВМФ России

Новейшие российские эсминцы нового поколения конструируются с начала 2014 года. Военно-морской флот активно пополняет «комплект» боевых машин, что связано с событиями последних годов. За указанный период на воду спустили пять обновленных кораблей (Москва, Дагестан, Настойчивый, Юрий Долгорукий, Северодвинск).

Типы вооружения

Артиллерийское и ракетное вооружение современных эсминцев России находится на достойном уровне. Модернизированные корабли имеют следующие характеристики:

  • ударное орудие типа ПУ ПКРК «Калибр»;
  • установки зенитно-ракетного типа«Ураган» и «Торнадо»;
  • зенитки 9М317М;
  • зенитно-ракетные установки «Каштан» (боевой запас оставляет 64 мины, калибр ЗРУ 30 мм);
  • переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла»;
  • артиллерия типа А-190Э;
  • систем по обнаружению подводных лодок типа ДТА с калибром 533 мм.

Вооружение эсминцев представлено современными зенитно-ракетными комплексами и установки, артиллерий и системами по обнаружению подводных лодок.

Технические характеристики новых кораблей

Современные эсминцы Росси будут оснащены следующими техническими характеристиками:

  • полное водоизмещение – 4035 тонн;
  • размер корпуса 125х15 метров;
  • скорость передвижения – 30 узлов;
  • дальность плаванья – 4860 миль;
  • работа в автономном режиме – не более 30 суток;
  • вместительность корабля – 220 человек;
  • максимальная мощность – 28 000 л.с.

Приятные изменения коснутся и вооружения. На борту “Лидера” будут установлены ударные установки типа “Калибр”, ПКР 3М54Э, ПЗРК “Игла”, противолодочная система ДТА-53, артиллерия А-190Ж и ЗРК “Ураган-Торнадо”.

История

Первые миноносцы России были спроектированы в 1900 году. По мере возрастания их значимости, количество боевых машин увеличивалось и к 1915 году составило 105 кораблей.

Характеристика первых эсминцев

Первые русские миноносцы отличались большим размером (117-126 м). Скорость передвижения кораблей составляла 25 узлов. На борту с трудом размещалась пара легких пушек типа АУ, в редких случая имелась возможность установить поворотные торпедные аппараты (ПТА-53-56). В носовой и кормовой части находилась торпедная установка 533 мм калибра.

До 1898 года водоизмещение кораблей не превышало 90-150 т, скорость передвижения приравнивалась 20-25 узлам. Все миноносцы называли «номерными», у них не было особого класса и собственных наименований. Первые эсминцы имели только один торпедный аппарат СЭТ-65, установленный на верхней палубе.

В самостоятельный класс эсминцев определили после 1905 года, по окончании Русско-японской войны.

Первые миноносцы СССР:

  • Проект «Кит» (Бесстрашный, Бдительный, Беспощадный и Бесшумный). Построены в 1898 году в размере 4 единиц. Энергетическая установка кораблей представлена вертикальными машинами тройного расширения, проектной мощностью 3000 л.с. Оснащены артиллерией 47 мм калибра «Гочкис». Минное вооружение представлено тремя минными аппаратами калибра 381 мм. Эсминцы проект «Кит» были списаны в 1925 году;
  • Проект «Форель» (Властный и Грозовой). Эсминцы были произведены специально для Российской империи, но на территории Франции. Оснащены пушками 75 мм и 47 мм калибра. Дополнительно имели две поворотные установки 380 мм калибра;
  • Проект Включает 28 военных кораблей, которые считаются настоящей классикой среди эскадренных миноносцев. Оснащены 75 мм пушками типа «Канэ» с длиной ствола 50 клб и 47 мм пушками «Гочкиса». Подача боеприпасов осуществлялась в механическом режиме;
  • Проект «Буйный». Включает 10 единиц боевых машин. Вооружение представлено двумя 130 мм артиллерийскими установками Б-2-ЛМ, башенными установками 92-К и зенитными установками 70-К.

Эсминцы России в Первой Мировой войне

Весомый вклад в течение Первой Мировой войны для СССР внесли корабли особого назначения под названием «Новик». За их активное проектирование принялись в 1917 году. Но в ходе Первой Мировой войны стало понятно, что скорость наработки новых боевых машин необходимо увеличить.

Эсминцы типа « » являлись главными кораблями ВМС СССР, их относили к миноносцам российского императорского флота. Вооружение кораблей представлено пятью пушками калибра 102 мм, зенитной артиллерией (зенитные пушки системы Лендера 76,2 калибром) и торпедными установками (калибра 450 мм, самодвижущиеся торпеды Уайтхеда). Примечательно, что новые эсминцы типа «Новик» работали от нефти с запасом топлива в 351 тонну.

Они отражали атаку противника и держали оборону. В 1915 году корабль «Новик» нанес сокрушительный удар немецкому эсминцу V-99. Что самое интересное, этот корабль был загружен устройствами, которые впоследствии должны были установить на эсминцев. Это действие значительно оттянуло процесс модернизации кораблей типа «Новик».

Эсминец Ташкент типа Лидер

Влияние на ход сражений

Эсминец «Новик» маневренно уничтожал вражеские корабли и наносил поражение боевых машинам. Дополнительно корабль занимался разведывательной деятельностью. Новику удалось ликвидировать немецких броненосцев «Карл Фридрих» и крейсера «Бремен».

В 1915 году Новику пришлось встретиться в бою с немецкими боевыми машинами. Корабли типа «Фау-99» и «Фау-100» были загнаны на минное поле и потерпели поражение. Новик доказал боевое мастерство, но без слаженной работы экипажа и мощного вооружения, достижение блестящего результата не представлялось возможным.

Эсминцам проекта «Новик» удалось пройти всю Первую мировую войну. В 1917 году корабль отправили на вынужденный ремонт в финской столице. В тот год началась великая октябрьская революция, которая стала настоящей катастрофой для Военно-Морского флота.

По приказу Ленина, эсминец «Новик» участвовал в уничтожении и затоплении основных кораблей ВМС. После выполнения своей прямой миссии, его отправили в порт. Там он простоял до 1926 года, после его был модернизирован и переименован «Яковом Свердловым».

Новик можно было назвать перспективным эсминцем России. Он внес весомый вклад в течение Первой Мировой Войны.

Эсминцы России Второй мировой войны

Настоящим героем Второй Мировой войны оказался эсминец под названием «Гремящий». Он занимался конвоированием союзнических транспортных кораблей. Боевой машине удалось подавить несколько нападок со стороны вражеской Германии. Гремящий всегда вовремя реагировал на опасность и удачно ликвидировал не только наводные, но и подводные цели.

Гремящий относился к проекту 7, более известному как сталинские миноносцы. За строительством кораблей наблюдал сам Сталин.

Модель эсминца “Новик” Тип Быстрый проекта №7

Эсминцы проекта 7 поражали своей скоростью, но при этом части кораблябыли лишены брони. Водоизмещение боевых машин составляло 1800 тонн. На палубе были установлены орудия калибром 45 (21 К) и 76 мм (полуавтоматы типа 34 К), торпедные аппараты (типа 39-Ю, калибр 533 мм), глубинные бомбы (типа Б-1 и М-1) и морские мины (330 мм, Пакет НК). Корабли проекта 7 отличались от своих сородичей. Они превосходили все имеющиеся эсминцы по мощности (23 320 л.с.)Равных им не было по всему миру.

Гремящий активно отражал атаку немецких бомбардировщиков не имея при этом зенитных установок. Во время активного боя использовались обыкновенные пушки 100 мм калибра (АУ А-190). Слаженные действия экипажа корабля позволили эсминцу потопить не одно судно врага.

Тактическое применение
В начале Второй мировой войны все лидеры рассматривались как промежуточный класс. Они имели быстроходное артиллерийское вооружение 100 мм калибра (АУ А-190). Все корабли выполняли особые боевые задачи:

  • подавление нападения со стороны врага;
  • защиту своих кораблей;
  • тактическую разведку.

Влияние на ход сражений

Эскадренные миноносцы сделали важный вклад в течение Второй Мировой войны. Они защищали морское пространство от вражеских суден и вели активную разведывательную деятельность. Большинство кораблей выступало в роли живого щита. Они отвлекали врагов от настоящих целей, что помогло ВМС России нанести сокрушительные удары по боевым машинам противника.

Перспективы развития эскадренных миноносцев

В перспективе ВМС России стоит создание нового эсминца под названием “Лидер”. За проект отвечает Северный ПКБ, он курирует разработку и конструирование боевой машины с 2012 года. Фактически, над созданием современного эсминца думали еще в начале 1980 года. На тот момент проект постоянно менялся и подавался Министерству обороны России под разными номерами. Вся работа подкреплялась научной деятельностью ЦНИИ им. Крылова.

Работа над эскизным проектом “ ” продолжилась в 2018 году. В феврале текущего года начались активные проектно-конструкторские работы. Планировалось создание нового перспективного корабля с атомной установкой. Точные характеристики будущего эсминца не раскрываются. Но по предварительной информации известно, что он будет оснащен:

  • пусковыми установками типа “Калибр” с новейшей ПКР “Оникс”. Дальность стрельбы составляет 300 км;
  • ЗРК комплекса С-500 в количестве двух установок;
  • ПВО “Полимент-Редут”;
  • ЗРПК “Пацнирь-М”;
  • артиллерийскими установками универсального типа А-192 с калибром 130 мм;
  • торпедными аппаратами СМ-588 типа “Пакет-НК”.

На военном корабле будет создана посадочная площадка для вертолетов типа “Ка-32” или “Ка-27”. Не исключена “обкатка” вооружения и сопоставление нового перспективного проекта с уже существующим проектом под номером 22350. Но, подобного рода изменения могут отразится на длительности конструирования корабля и дате спуска его на воду.

В годы Великой Отечественной войны каждая единица техники - самолет, корабль, и даже простой солдат, вносили свою лепту в защиту Родины и вели ее к приближению Дня Победы. Казалось бы, что может зависеть от простого матроса или одного корабля? Каким образом они могут привести страну и весь мир к завершению войны? Современники и исторические хроники описывали отвагу, мужество и доблесть не только отдельных солдат и матросов, но и целых подразделений и корабельных соединений, танков и самолетов. Внутреннее качество людей как бы передавалось на технику, которой они управляли.

Так и эсминец «Гремящий» вместе с командой, ее делами и поступками заслужил свое грозное для врагов название. Что же это за такой с названием эсминец?

Эсминец - вспомогательный боевой корабль

Как корабль назовешь, так он и поплывет

Эсминец «Гремящий» в годы войны действительно заслужил свое название. Он исполнил более 90 боевых задач, поставленных ему высшим командованием, прошел около 60 тысяч морских миль. Миноносец отбил 112 атак вражеской авиации, сбил 14 и серьезно повредил более 20 самолетов, успешно сопроводил порядка 40 союзных и 24 наших конвоев, потопил одну и нанес повреждения двум немецким подлодкам, десятки раз проводил обстрелы вражеских портов и позиций. И это только по официальным, документированным данным.

Летом 1945 года командир корабля А. И. Гурин получил высокое звание Героя Советского Союза.

После победы

В 1956 году с эсминца было снято вооружение, и он стал тренировочным кораблем. А еще через пару лет был исключен из состава ВМФ. Эсминец «Гремящий» 1941-1945 годов отправился на отдых, а ему на смену пришло новое современное противолодочное судно под таким же названием, которое продолжило славную боевую традицию знаменитого эсминца советского Северного флота.

Технические параметры эсминца «Гремящий»

Эсминец «Гремящий», фото которого мы видим выше, обладал мощностью в 48 тысяч лошадиных сил и водоизмещением в 2380 тонн, длиной 113 и шириной 10 метров. судна - 32 узла, запас хода при экономичном режиме - более 1600 миль. На вооружении эсминец имел четыре 130-милиметровых орудия, две 76,2-миллиметровых и четыре 37-миллиметровых пушки, а также четыре спаренных пулемета, два бомбомета и два торпедных аппарата. Кроме этого, на борту корабля помещалось 56 мин, около 55 глубинных снарядов различных размеров. Экипаж судна насчитывал 245 человек.

Итог обзора

По записям немецких офицеров и солдат ВОВ, советский флот всегда поражал их не столько техническими характеристиками орудий, сколько мужеством матросов и капитанов, которые могли воевать в любых синоптических условиях при самых разных обстоятельствах.

Так и «Гремящий» заслужил свое грозное название многими годами боевой службы по охране и защите нашей страны от вражеского нашествия. В современном российском флоте на вооружении ВМФ, конечно же, стоят более совершенные корабли, чем судна 1941-1945 годов. Однако дух боевых традиций остается прежним.

Советские «эсминцы-призраки»

Во всех отечественных энциклопедиях и справочниках пишется о том, что капиталистические страны начали делить между собою Антарктиду задолго до Второй мировой войны. Насколько успешно это у них получилось, можно судить по тому факту, что советское правительство, озабоченное активностью британцев и норвежцев, в январе 1939 года заявило официальный протест правительствам Великобритании и Норвегии. Было указано, что английские и норвежские экспедиции «занимались необоснованным разделом на секторы земель, некогда открытых российскими исследователями и мореплавателями…» Когда же англичане и норвежцы увязли в боях Второй мировой, то есть им стало уже не до Антарктиды, подобные ноты на всякий случай были направлены в нейтральные до поры до времени, но не менее агрессивные, по мнению советского руководства, Соединенные Штаты Америки и в Японию. На время войны споры об Антарктиде прекратились. Но только на время.

Через полтора года после окончания боевых действий на Тихом океане в руках у советской разведки оказались самые подробные данные аэрофотосъемки предполья Земли Королевы Мод, до залива Лютцов-Хольм включительно. Источник и способ ее добывания до сих пор остается неясным. Только вот не ясно, почему в СССР так легко поддались на дружеский жест американцев с передачей нам восточного сектора Антарктики? В любом случае полученные документы сразу же подогрели былые межгосударственные споры. Правда, шумиха вокруг Антарктики быстро затихла после того, как недовольство СССР поддержали Аргентина и Франция. Американцы нехотя, но все же выразили согласие на участие представителей СССР в международной конференции по Антарктиде, которую намечали провести в Вашингтоне. Но подчеркнули, что ее итоговый договор непременно должен включать в себя и такой важный пункт, как демилитаризация Антарктиды и запрещение на ее территории любой военной деятельности вплоть до хранения на антарктических базах оружия. Советская сторона с готовностью приняла это предложение. Странное миролюбие.

В 1957 году был проведен Международный геофизический год, который завершился подписанием знаменитого «Договора об Антарктиде». С той поры на Шестом континенте можно было только изучать полезные ископаемые, но вывозить их, а уж тем более строить в антарктических пустынях военные базы не позволялось никому. Казалось, от этого решения выиграли все - Антарктика стала мирным континентом. Так ли это? Кто здесь выиграл? Рассудит история!

Меж тем в наследство от 1950-х годов современной России досталось несколько весьма неприятных антарктических тайн, или белых пятен. И ниже приводятся версии двух спорных вопросов в том виде, как они видятся сегодня.

Начнем с неких эскадренных миноносцев из состава Антарктического флота ВМФ СССР, о которых нет-нет да и возникают дискуссии в мировой паутине Интернета.

Чтобы исключить неудовольствие возможных оппонентов, сразу же сообщу, что я, как и они, аккуратно отношусь к возможному существованию одного из объединений советского ВМФ, которое якобы было названо «Антарктический флот ВМФ». Скорее всего, если он существовал в замыслах Иосифа Виссарионовича Сталина, который, как сегодня хорошо известно, еще до Великой Отечественной войны планировал иметь Большой океанский флот, то эти планы могли быть лишь на бумаге. Но в Интернете мнения об официально не существовавшем в нашем ВМФ флотском объединении сегодня мелькают довольно часто. Поэтому как флотский офицер с 32-летним календарным сроком выслуги в ВМФ в своих оценках я постараюсь дистанцироваться от таких авторов. И каждый читатель этой книги по-своему оценит приведенные ниже факты и аргументы. И каждый сделает свой выбор!

Как это ни странно, но до самого последнего времени мало кто обращал внимание, что в советской прессе очень редко говорилось об освоении Антарктики нашими соотечественниками именно в 1940-1950-е годы. Документы той поры, открытые для обывателя, тоже особыми подробностями не баловали. В лучшем случае информация ограничивалась общими фразами: «Антарктида - страна пингвинов и вечного льда, ее непременно нужно осваивать и изучать, чтобы понять многие геофизические процессы, происходящие в других концах Земного шара». Это больше напоминало лозунги с известных собраний.

Однако в 1990 годы, словно грибы после летнего дождя, не только в таблоидах, но и в уважаемых советских и российских изданиях, таких как журнал «Судостроение», появилась информация о неких «эсминцах-призраках» проекта 45-бис, послуживших СССР в антарктических водах и якобы участвовавших в необъявленной войне за Антарктиду. При этом официальные историографы утверждали, что первые советские антарктические станции были основаны только в начале 1950-х годов, а полярники пришли сюда на гражданских судах. Но ЦРУ США будто бы располагали совсем иными данными, которые по каким-то причинам полностью не рассекречены до сих пор. В том числе - и об участии неких советских эсминцев в атаке эскадры адмирала Бэрда.

Действительно, изучая историю отечественного Военно-морского флота, можно столкнуться с довольно интересной информацией, касающейся отдельных проектов кораблей советского ВМФ, в частности - Тихоокеанского флота.

Впервые об эсминцах проекта 45-бис заговорили в 1996 году. Речь шла о трех эскадренных миноносцах: «Важный», «Внушительный» и «Высокий». Они были построены в Комсомольске-на-Амуре в 1945 году. При создании их были использованы трофейные технологии, примененные при строительстве японских эсминцев типа «Фубуки», специально спроектированных для плавания среди тихоокеанских льдов. Во время поиска в различных архивах была найдена лишь информация об их закладке на Дальневосточном заводе № 199, о дальнейшей достройке на Дальневосточном заводе № 202 и вступлении в строй ТОФ в январе-июне 1945 года. А также - об их кратких визитах в китайские порты Циндао и Чифу в декабре 1945 года. Но при этом не один советский и российский исследователь флотской истории не сумел найти в наших архивах не только их фотографии, чертежа или схемы, но даже акты об их списании из состава флота. А ведь еще ни один корабль нашего ВМФ, конечно кроме крейсера «Аврора», не служил России более 52 лет. Уже давно бы сгнил и затонул.

Меж тем по отрывочным данным (нуждающимся в безусловной проверке) удалось установить, что в феврале 1946 года на Дальневосточном заводе имени К.Е. Ворошилова (№ 202) на всех трех новых эсминцах были действительно проведены работы по их переоборудованию согласно проекту 45-бис: усиление корпуса и монтаж дополнительного оборудования для плавания в сложных условиях высоких широт. Кроме того, на эсминце «Высокий» для повышения его остойчивости была проведена переделка килевых конструкций, а эсминец «Внушительный» был вооружен ракетным комплексом КР-1. Еще по одним данным, в июне 1946 года все три эсминца проходили межпоходовый ремонт в аргентинской ВМБ Риу-Гранди или Рио-Гальегос. Затем один из эсминцев в сопровождении подводной лодки якобы даже видели у берегов французского острова Кергелен. Но эта информация столь же призрачна, как и собственно советские эсминцы проекта 45-бис. Конечно, дальний океанский поход для отряда советских эсминцев - это реально даже в первый послевоенный год. Правда, ни один здравомыслящий командующий флотом не отправил бы в океан свои корабли, если бы на маршруте не было бы советской маневренной базы или опорного пункта. А таковых в Индийском океане у нас тогда еще не было.

В годы прошедшей войны был лишь один случай, когда большая группа советских подводных лодок прошла через несколько океанов с Дальнего Востока в Заполярье. Но все они заходили в порты США и Великобритании для ремонта и пополнения запасов. А потому - дошли! Исключением стал подводный минный заградитель Л-16, который был потоплен в Тихом океане японской или американской подлодкой на глазах у верхней вахты второго советского подводного минзага Л-15. Прибывшие на Северный флот тихоокеанские подлодки Л-15, С-51 и С-56 успешно закончили войну в арктических водах, С-54 и С-55 погибли в боях.

Из подводных крейсеров типа «К», которые изначально планировались для использования в составе Тихоокеанского и Северного флотов, то есть флотов, имевших свободный выход в Мировой океан и к началу Великой Отечественной войны сошедших с заводских стапелей, к окончанию боев в Заполярье уцелела только знаменитая К-21. Четыре подводных крейсера, которые в годы войны достраивались в осажденном Ленинграде, пройдя заводские и ходовые испытания, занимались боевой подготовкой в составе подводных сил Краснознаменного Балтийского флота. Именно такие подводные крейсеры могли участвовать в походах Антарктической или любой иной океанской эскадры. Но и им нужно было заходить в иностранный порт или заморскую советскую базу для ремонта и пополнения запасов.

Об атомных подводных лодках, которые способны сразу несколько месяцев автономно находиться в Мировом океане, то есть без захода в советскую базу или базу дружественной СССР страны, еще никто не слышал. Да и в океанские походы наши подлодки официально пошли только в начале 1960-х годов. Так что появление советских подлодок в районе острова Кергелен весьма сомнительно.

Но вернемся к «эсминцам-призракам».

Как можно проследить всю историю этого дивизиона, вполне годного стать «дивизионом летучих голландцев» советских ВМФ? Ведь нет ни одного их достоверного изображения, хотя все они базировались на Владивосток, где не было недостатка в желающих сфотографировать корабли, стоящие у причалов, Но реальных изображений «Важного», «Внушительного» и «Высокого» у нас нет. Будто с середины 1945 года этих кораблей и не было. Но вот что удалось узнать о реальности существования этих эсминцев.

Впервые о создании эсминца проекта 45 заговорили в середине 1930-х годов, когда советская промышленность уже могла приступить к строительству кораблей для замены эсминцев типа «Новик». В эти годы параллельно с проектированием и постройкой первых советских лидеров эсминцев проекта 1 (типа «Ленинград») и 38-бис (типа «Орджоникидзе», с сентября 1940 года - «Баку») руководство управления ВМС РККА и судостроительной промышленности работало над выбором типа нового серийного эсминца для массовой постройки. Выбор был остановлен на эскадренных миноносцах проекта 7, спроектированных Владимиром Никитиным. В дальнейшем эти корабли с паротурбинной главной энергетической установкой (ГЭУ) и стали самым массовым проектом эсминцев, к строительству которого в Советском Союзе приступили сразу несколько советских судостроительных заводов.

Однако был предложен еще один тип эскадренных миноносцев - проекта 45. Этот корабль был создан под руководством директора Центрального конструкторского бюро судостроения (ЦКБС-1) Валериана Бжезинского, который, будучи в командировке в Германии, обратил внимание на постройку там миноносцев с высоконапорными прямоточными котлами систем Вагнера и Бенсона, применение которых, как тогда представлялось, обещало значительное повышение удельной мощности машинно-котельной установки, а следовательно, и скорости. Дело в том, что в Советском Союзе над проектированием котлотурбин с высокими параметрами пара уже работал профессор Лев Рамзин, в 1930 году осужденный на процессе Промпартии, но затем выпущенный на свободу. Идея создания такой установки состояла в том, чтобы на серийных эсминцах проекта 7 можно было получить высокую мощность для достижения скорости хода более 40 узлов. Техническое осуществление этой идеи заключалось в использовании высоких параметров пара и прямоточных котлов. Последние по принципу действия и конструкции обладали рядом преимуществ перед обычными водотрубными котлами. Они имели существенно меньшие массогабаритные характеристики и были более просты в изготовлении.

Вернувшись из Германии, для увеличения скорости хода будущих эсминцев Бжезинский предложил сделать их корпуса почти полностью сварными и установить на них котлы Рамзина. Экспериментальный эсминец проекта 45, получивший название «Серго Орджоникидзе», был заложен на Северной верфи Ленинграда в 1935 году. По своим техническим характеристикам и водоизмещению он был близок к эсминцам проекта 7. При этом в выборе образования носовой части был сориентирован на… японский эсминец «Фубуки», имевший «хищную» изогнутую форму форштевня с развалом бортов, что значительно облегчало движение в ледовых условиях. За счет снижения массогабаритных характеристик экспериментального корабля в дополнение к двум спроектированным легким закрытым двухорудийным 130-миллиметровым орудийным башням Б-13 у него на его корме была установлена вторая орудийная башня Б-13. По дальности плавания на экономичном ходу заложенный эсминец должен был значительно превосходить своих предшественников. Новый советский эсминец был спущен на воду раньше первых эсминцев проекта 7. Однако по причинам, характерным именно для конца 1930-х годов, испытания экспериментального корабля, намеченные на 1936 год, были задержаны. Сначала из-за того, что Северная верфь оказалась не готова к изготовлению надежной системы автоматического регулирования прямоточных котлов. Затем выяснилось, что задерживается и изготовление двухорудийных 130-миллиметровых башен, которые впервые в советском кораблестроении Бжезинский решил установить на новом эсминце. А потом произошел настоящий разгром ЦКБС-1 и арест самого конструктора. Закономерный итог ареста - экспериментальный эсминец проекта 45, получивший к этому времени название «Опытный», только осенью 1940 года вышел на ходовые испытания. Через год он принял участие в обороне Ленинграда как плавучая батарея. А после войны как морально устаревший был списан и отправлен на слом. И хотя в официальных документах «Серго Орджоникидзе» (он же - «Опытный») считается единственным эсминцем проекта 45, он успел передать много новаций уже серийным послевоенным собратьям проекта 30, которые пришли на смену хорошо повоевавшим эсминцам проекта 7 и 7у.

Вот мы и подошли к таинственному проекту 45-бис и так называемому Антарктическому флоту ВМФ СССР почти вплотную. Но это - лишь авторская версия.

В первой половине 1930-х годов ведущие морские державы инициировали новый виток гонки военно-морских вооружений. Воспользовавшись своим правом, предусмотренным Вашингтонским договором от 1922 года, к постройке новых линкоров приступили Франция и Италия. О планах приступить к постройке новых линкоров объявили Великобритания, США и Япония. Завершив в 1932–1934 годах постройку так называемых «карманных» линкоров, а фактически океанских броненосцев, с 1935 года фашистская Германия также приступила к строительству линейных кораблей.

Опасаясь, что в этих условиях и без того непрочное господство Морских сил РККА на Балтийском море может быть потеряно, а появление превосходящих сил Королевского флота Великобритании у наших северных и черноморских берегов станет вполне реальным, Иосиф Сталин приступил к созданию Большого океанского флота СССР. В 1936 году ЦКБС-1 предложил для строительства главной ударной силы будущего флота два проекта линейных кораблей (проект 23 - для Тихоокеанского флота и проект 21 - для Балтийского флота) и два проекта тяжелых крейсеров (проектов 22 и 69).

При этом проектирование линкора проекта 23 (типа «Советский Союз») и тяжелого крейсера проекта 22 проводилось под руководством Валериана Бжезинского. Неудивительно, что основу ГЭУ будущих советских суперлинкоров, а также тяжелого крейсера проекта 69 (типа «Кронштадт») составили… котлотурбины профессора Рамзина.

Но строительство Большого океанского флота прервала Вторая мировая война. Корпуса линкора «Советская Украина» и тяжелого крейсера «Севастополь», которые были заложены и строились на судостроительном заводе № 198 в Николаеве, в 1941 году были захвачены гитлеровцами и подорваны ими при отступлении в 1944 году. Остальные линкоры («Советский Союз», «Советская Россия» и «Советская Белоруссия»), которые были заложены и строились в Ленинграде и Молотовске, а также головной тяжелый крейсер проекта 69 были разобраны на стапелях в 1949 году.

«Советская Белоруссия» должны были войти в состав… Тихоокеанского флота. Сюда же должен был прийти и «Севастополь». А также несколько эсминцев новейшей конструкции. Какой? Вы не ошиблись! Именно 45 проекта! Правда позже по пока не ясным причинам их все же решили заменить на проект 30. Но и от 45-го проекта окончательно отказываться не стали.

В августе 1937 года одновременно с пересмотром программы строительства эсминцев проекта 7 было принято решение о проектировании новых эсминцев. И уже через год заместитель наркома ВМФ Иван Исаков добился реализации идеи создания первых башенных эсминцев (опытный эсминец «Серго Орджоникидзе» к тому времени еще не был достроен).

Спустя год ВМФ и Наркомсудпром рассмотрели технический проект нового советского эскадренного миноносца, и 27 октября 1939 года Комитет обороны утвердил основные элементы эсминца проекта 30. Тогда же на судостроительных заводах СССР началась постройка 28 эскадренных миноносцев: на заводе № 200 в Николаеве (головной в серии - «Огневой»), на заводах № 190 и 189 в Ленинграде (головной - «Отличный»), на заводе № 199 в Комсомольске-на-Амуре (головной - «Внушительный»). Так может быть проект 45 бис - это и есть эсминцы проекта 30, но только модернизированный? Ведь на заводе в Комсомольске-на-Амуре были заложены именно три эсминца данного проекта. Через год здесь были заложены еще два эсминца проекта 30. Правда, все они не вполне отвечали требованиям времени. И в первую очередь из-за того, что «тридцатки» имели недостаточную надежность в боевых условиях машинно-котельной установки (с дутьем в котельное отделение). С началом Великой Отечественной войны строительство эсминцев проекта 30, за исключением «Огневого», было приостановлено. Головной эсминец был достроен 22 марта 1945 года, и стал единственным новым эсминцем, который был достроен во время войны. К слову, эти эскадренные миноносцы нельзя было спутать с иными кораблями того же класса. Только «Огневой» имел силуэт, отличный от силуэтов довоенных советских эсминцев: на баке - одна 130-миллиметровая башня, зато на корме их было две - 130- и 76- миллиметровая.

После окончания войны была проведена достройка сразу 10 «тридцаток», но по проекту 30К. У них была повышена прочность корпуса за счет усиления основных связей продольного набора и утолщения в некоторых районах наружной обшивки, установлены РАС и гидролокатор, для компенсации уменьшения остойчивости в междудонное пространство уложено 100 тонн твердого балласта. Для увеличения дальности плавания и надежности машинно-котельной установки планировалась замена корабельной ГЭУ на ГЭУ эсминцев проекта 45. Но было ли это сделано, пока неизвестно. Однако во время работы над книгой удалось найти упоминание, что в середине 1950-х годов один «эсминец-призрак», «Важный», все же входил в состав советского Тихоокеанского флота. Он состоял в крейсерской дивизии, флагманом которой был легкий крейсер «А. Суворов» и корабли которой базировались на острове Русский. Конечно, это мог быть эсминец иного проекта, но других зацепок за «эсминцы-призраки» у нас нет.

Итак, если бы исполнились все планы строительства Большого океанского флота СССР, мы бы действительно могли сформировать эскадру из боевых кораблей с одинаковой ГЭУ. А может быть, в неких документах она даже уже была названа Антарктической эскадрой Тихоокеанского флота? Бывшие моряки-тихоокеанцы, служившие на «эсминцах-призраках», отзовитесь! И мы продолжим историю антарктических кораблей.

Вторым белым пятном истории Антарктики является возможная подготовка советских китобоев для охоты… за подводными лодками.

Серия лидеров эсминцев типа «Проект 1» состояла из 3 единиц — «Ленинград», «Москва» и «Харьков». «Ленинград» был построен на Ленинградском судостроительном заводе №190 и принят в строй Балтийского флота в 1936 г. «Москва» и «Харьков» были построены на Николаевском заводе №198 и в 1938 г. включены в состав Черноморского флота. Эсминцы «Москва» и «Харьков» погибли в 1941 и 1943 гг. соответственно. «Ленинград» был затоплен в 1958 г. после расстрела в качестве мишени. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 тыс. т., полное – 2,6 тыс. т.; длина – 122 м, ширина – 11,7 м; осадка – 4,2 м; скорость – 40 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 66 тыс. л.с.; запас топлива – 613 т. нефти; дальность плавания – 2,1 тыс. миль; экипаж – 250 человек. Вооружение: 5×1 — 130-мм орудий; 2х1 – 76-мм зенитных орудия; 6х1 – 37-мм зенитных автоматов; 4-6х1 – 12,7-мм пулеметов; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 76 мин; 12 глубинных бомб.

Серия лидеров эсминцев типа «Проект 38» состояла из 3 единиц — «Минск», «Баку» и «Тбилиси». Эсминец «Минск» был построен на Ленинградском судостроительном заводе №190 и принят в строй Балтийского флота в 1938 г. Эсминец «Баку» был заложен на заводе №199 Комсомольска-на-Амуре как «Киев». В 1938 г. переименован в «Серго Орджоникидзе» и принят в строй Тихоокеанского флота, а в 1940 г. получил наименование «Баку». Эсминец «Тбилиси» (Тифлис) был построен на заводе №199 и принят в строй Тихоокеанского флота в 1940 г. «Минск» потоплен в 1958 г. как мишень, «Баку» списан в 1963 г., а «Тбилиси» — в 1964 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,9 тыс. т., полное – 2,5 — 2,7 тыс. т.; длина – 122 м, ширина – 11,7 м; осадка – 4,1 м; скорость – 40 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 66 тыс. л.с.; запас топлива – 621 т. нефти; дальность плавания – 2,1 тыс. миль; экипаж – 250 — 310 человек. Вооружение: 5×1 — 130-мм орудий; 3х1 – 76-мм зенитных орудия; 4-8х1 – 37-мм зенитных автомата; 4-6х1 – 12,7-мм пулеметов; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 76 мин; 36 глубинных бомб.

Корабль был построен на итальянской верфи «OTO» по заказу СССР и зачислен в состав Черноморского флота в 1939 г. Эсминец погиб в 1942 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное –2,8 тыс. т., полное – 4,2 тыс. т.; длина – 133 м, ширина – 13,7 м; осадка – 4,2 м; скорость – 42,7 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 110 тыс. л.с.; запас топлива – 1,1 тыс. т. нефти; дальность плавания – 5 тыс. миль; экипаж – 250 человек. Вооружение: 3×2 — 130-мм орудия; 1х2 – 76-мм зенитное орудие; 6х1 – 37-мм зенитных автоматов; 6х1 – 12,7-мм пулеметов; 3х3 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бортовых бомбомета; 110 мин.

Эсминец «Новик» был построен на Путиловском заводе Петербурга и введен в строй Балтийского флота в 1913 г. В 1926 г. корабль переименован в «Яков Свердлов». В 1929 г. эсминец прошел перевооружение. Корабль погиб в 1941 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное –1,7 тыс. т., полное – 1,9 тыс. т.; длина – 100,2 м, ширина – 9,5 м; осадка – 3,5 м; скорость – 32 узл.; энергетические установки — 3 паротурбинные установки и 6 паровых котлов; мощность – 36 тыс. л.с.; запас топлива – 410 т. нефти; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 170 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 1х1 – 76-мм зенитное орудие; 1х1 – 45-мм зенитный автомат; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 3х3 – 450-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 58 мин; 8 глубинных бомб.

Из первой серии эсминцев типа «Новик» в войне принимали участие 6 единиц («Фрунзе» (Быстрый), «Володарский» (Победитель), «Урицкий» (Забияка), «Энгельс» (Десна), «Артем» (Азард), «Сталин» (Самсон). Эсминец «Фрунзе» был построен на Херсонском заводе А. Ваддона и принят в состав Черноморского флота в 1915 г. Остальные корабли строились на Петербургском металлическом заводе и были введены в состав Балтийского флота в 1915-1916 гг. Первую модернизацию корабли прошли в 1923-1927 гг., вторую в 1938-1941 гг. Эсминцы «Фрунзе», «Володарский», «Энгельс» и «Артем» погибли в 1941 г. «Урицкий» списан в 1951 г., а «Сталин» затоплен при испытании ядерного вооружения в 1956 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,2 тыс. т., полное – 1,7 тыс. т.; длина – 98 м, ширина – 9,8 м; осадка – 3 — 3,4 м; скорость – 31 — 35 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 — 5 паровых котла; мощность – 23 – 30 тыс. л.с.; запас топлива – 350 — 390 т. нефти; дальность плавания – 1,6 – 1,8 тыс. миль; экипаж – 150 — 180 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 1-2х1 – 76-мм зенитное орудие; 2х1 – 45-мм или 2х1 – 37-мм или 2х1 20-мм зенитных автомата; 2-4х1 – 12,7-мм пулемета; 3х3 – 457-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 10 — 12 глубинных бомб; 80 мин.

Из второй серии эсминцев типа «Новик» в войне принимали участие 6 единиц «Ленин» (Капитан Изыльметьев), «Войков» (Лейтенант Ильин), «Карл Либкнехт» (Капитан Белли), «Валериан Куйбышев» (Капитан Керн), «Карл Маркс» (Изяслав), «Калинин» (Прямислав). Все корабли служили на Балтийском флоте. Эсминец «Карл Маркс» был построен на заводе «Беккер и К» и принят в строй в 1917 г. Остальные корабли построены на Путиловском заводе. «Ленин» и «Войков» в эксплуатации с 1916 г., а «Валериан Куйбышев», «Калинин» и «Карл Либкнехт» с 1927-1928 гг. Эсминцы «Ленин», «Калинин» и «Карл Маркс» погибли в 1941 г., остальные списаны в 1955-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,4 тыс. т., полное – 1,6 тыс. т.; длина – 98 — 107 м, ширина – 9,3 – 9,5 м; осадка – 3,2 — 4,1 м; скорость – 31 — 35 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 30,5 – 32,7 тыс. л.с.; запас топлива – 350 — 390 т. нефти; дальность плавания – 1,7 – 1,8 тыс. миль; экипаж – 150 — 180 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 1х1 — 76,2-мм зенитное орудие или 4х1 – 37-мм зенитных автомата или 2х1 – 45-мм и 2х1–мм зенитных автомата; 2-4х1 – 12,7-мм пулемета; 3х3 – 457-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 46 глубинных бомб; 80 — 100 мин.

Из третьей серии эсминцев типа «Новик» в войне принимали участие 4 единицы: «Дзержинский» (Калиакрия), «Незаможник» (Занте), «Железняков» (Корфу), «Шаумян» (Левкас). Корабли были построены для Черноморского флота на Николаевских заводах «Руссуд» и «Наваль». Эсминец «Дзержинский» вступил в строй в 1917 г., «Незаможник» — в 1923 г, а «Железняков» и «Шаумян» в 1925 г. Эсминцы «Дзержинский» и «Шаумян» погибли в 1942 г., «Незаможник» списан в 1949 г., а «Железняков» — в 1953 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,5 тыс. т., полное – 1,8 тыс. т.; длина – 93 м, ширина – 9 м; осадка – 3,2 м; скорость – 27,5 — 33 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 5 паровых котла; мощность – 22,5 — 29 тыс. л.с.; запас топлива – 410 т. нефти; дальность плавания – 1,5 — 2 тыс. миль; экипаж – 140 — 170 человек. Вооружение: 4×1 — 102-мм орудия; 2х1 — 76,2-мм зенитных орудия или 2х1 — 45-мм и 5х1 — 37-мм зенитных автомата; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 4х3 – 457-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 8 глубинных бомб; 60 — 80 мин.

Серия эсминцев типа «Гневный» (Проект 7) состояла из 28 единиц и была распределена по флотам следующим образом: Северный флот – 5 единиц («Грозный», «Громкий», «Гремящий», «Стремительный», «Сокрушительный»), Балтийский – 5 единиц («Гневный», «Грозящий», «Гордый», «Стерегущий», «Сметливый»), Черноморский – 6 единиц («Бодрый», «Быстрый», «Бойкий», «Беспощадный», «Безупречный», «Бдительный»), Тихоокеанский – 12 единиц («Резвый», «Расторопный», «Разящий», «Рьяный», «Резкий», «Ретивый», «Решительный», «Ревностный», «Разъярённый», «Рекордный», «Редкий», «Разумный»). Эсминцы были построены на судостроительных заводах № 35, № 189, № 190, № 198, № 199, № 200 и № 202 и ведены в строй в 1938-1942 гг. В 1941-1943 гг. девять кораблей погибло. Эсминцы «Резкий», «Рекордный», «Ретивый» и «Решительный» переданы Китаю в 1955 г. Остальные корабли были списаны в 1953-1965 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,7 тыс. т., полное – 2 тыс. т.; длина – 112,5 м, ширина – 10,2 м; осадка – 4 м; скорость – 38 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 3 паровых котла; мощность – 54 тыс. л.с.; запас топлива – 535 т. нефти; дальность плавания – 2,7 тыс. миль; экипаж – 200 человек. Вооружение: 4×1 — 130-мм орудия; 2х1 — 76,2-мм зенитных орудия или 2х1 — 45-мм зенитных автомата; или 4х1 – 37-мм зенитных автомата; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х3 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбомета; 10 глубинных бомб; 56 — 95 мин.

Серия эсминцев типа «Сторожевой» (Проект 7У) состояла из 18 единиц и была распределена по флотам следующим образом: Балтийский – 13 единиц («Сторожевой», «Стойкий», «Страшный», «Сильный», «Смелый», «Строгий», «Скорый», «Свирепый», «Статный», «Стройный», «Славный», «Суровый», «Сердитый», Черноморский – 5 единиц («Совершенный», «Свободный», «Способный», «Смышлёный», «Сообразительный»). Эсминцы были построены на судостроительных заводах № 189, № 190, № 198, № 200 и введены в строй в 1940-1942 гг. В 1941-1943 гг. девять кораблей погибло. Остальные эсминцы были списаны в 1958-1966 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2,3 тыс. т., полное – 2,5 тыс. т.; длина – 112,5 м, ширина – 10,2 м; осадка – 4 м; скорость – 38 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 54 — 60 тыс. л.с.; запас топлива – 470 т. нефти; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 270 человек. Вооружение: 4×1 — 130-мм орудия; 2-3х1 — 76,2-мм зенитных орудия, 3х1 — 45-мм зенитных автомата или 4-7х1 – 37-мм зенитных автоматов; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 2х3 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбомета; 10 глубинных бомб; 56 — 95 мин.

Эсминец был построен на Николаевском заводе №200 и принят в строй Черноморского флота в 1945 г. Корабль списан в 1958 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 тыс. т., полное – 2,8 тыс. т.; длина – 111 м, ширина – 11 м; осадка – 4,3 м; скорость – 37 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 54 тыс. л.с.; запас топлива – 1,1 тыс. т. нефти; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 276 человек. Вооружение: 2×2 — 130-мм орудия; 1х2 –76-мм зенитное орудие: 6х1 – 37-мм зенитных автоматов; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 22 глубинные бомбы; 60 мин.

Эсминец был построен на Ленинградском заводе №190 и принят в строй Балтийского флота в 1941 г. С 1944 г. корабль был законсервирован, списан в 1953 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,6 тыс. т., полное – 2 тыс. т.; длина – 113,5 м, ширина – 10,2 м; осадка – 4 м; скорость – 42 узл.; энергетические установки — 2 паротурбинные установки и 4 паровых котла; мощность – 70 тыс. л.с.; запас топлива – 372 т. нефти; дальность плавания – 1,4 тыс. миль; экипаж – 260 человек. Вооружение: 3×1 — 130-мм орудия; 4х1 — 45-мм зенитных автомата; 1х2 и 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х4 – 533-мм торпедных аппарата; 2 бомбосбрасывателя; 10 глубинных бомб; 60 мин.