Езда без карты водителя для тахографа. Область применения тахографов и размеры штрафов за их отсутствие Карточка водителя для тахографа штраф за отсутствие

Тахограф - обязательная часть большинства автомобилей, выполняющих коммерческие перевозки. Это техническое устройство используется для контроля различных параметров автомобилей, среди которых скорость, маршрут, рабочее время. Если прибора нет (если он предусмотрен видом ТС и деятельностью, осуществляемой на нем) или он неисправен, тогда полагается штраф за административное нарушение.

Особенности штрафов по тахографам в 2018 году

О том, кому полагается штраф за тахограф, карты водителя для тахографа и сколько требуется платить за отдельные виды нарушений, говорится в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Тахограф

Нарушения по тахографу могут быть связаны не только с его наличием, использованием, но и с настройкой, участием ответственных лиц, которые допускают ТС к эксплуатации, заведомо зная о неисправности.

Штраф за отсутствие тахографа

Если фиксатора цифровой информации нет. Согласно части 1 КоАП РФ ст. 11.23 виновными считаются: водитель, в том числе частник, должностное лицо.

Стоимость взыскания в таком случае равна:

  • 1000–3000 руб. для водителя;
  • 5000–10000 руб. для должностного лица.

Возможности тахографов

Если субъект - юридическое лицо, ответственность не предусмотрена. Кроме водителя, штраф может получить должностное лицо, на которое возложена ответственность за контроль состояния и наличия устройства. Им может быть главный механик организации, ответственный по гаражу, другое лицо, назначенное приказом компании (это зависит от особенностей конкретной организации).

Для индивидуальных предпринимателей ответственность согласно ч. 1 ст 20 ФЗ предполагается для водителей, сотрудников, обслуживающих прибор или разрешающих работу с ним. Если у ИП нет тахографа или он не соответствует требованиям, наказание не предусматривается.

Штраф за неисправные тахографы

Если прибор сломан или работает плохо. По ч. 1 ст 11.23 КоАП РФ данная ситуация приравнивается к отсутствию прибора, что предусматривает ответственность, аналогичную описанной выше.

К неисправностям также относятся:

  • умышленная блокировка, изменения в настройках или оборудовании;
  • фальсификация фиксируемой информации и др.

Важно! Штраф за неработающие тахографы не полагается, если поломка была обнаружена в течение рабочего дня. От ответственности освобождается и водитель, и должностное лицо.

Нарушения в калибровке

Согласно Разделу 2 п. 4 Приказа РФ № 273 выполнять какие-либо действия с тахографами, включая калибровку, имеют право только специальные мастерские, которые допускаются к данному виду работ посредством получения специального разрешения. Периодичность проведения процедуры - каждые 3 года (п. 12 Приказа РФ № 273).

Калибровка тахографа

Обратите внимание! Некоторые модификации приборов не предусматривают выполнение калибровки.

Несоблюдение временных рамок

Если водитель транспортного средства нарушил установленный график по режиму работы или отдыха, штраф по ч. 2 ст. 11.23 составит 1–3 тыс. руб на 2018 г. На должностное лицо в этом случае он не распространяется.

Штраф за езду без карты водителя также определяется ст. 11.23, поэтому сумма та же - 1–3 тыс. руб., однако наказание предусмотрено и для должностного лица, допустившего водителя к работе без карточки.

Максимальная сумма взыскания полагается при повторных нарушениях.

Если оплату произвести в течение 20 дней после предписания, скидка составит 20 процентов.

Важно! На прохождение оплаты требуется около 3 дней, поэтому погашение штрафа лучше не откладывать до последнего.

Организацией, уполномоченной проверять транспортные средства с тахографами, является ДПС (ГИБДД) или Ространснадзор (транспортная инспекция). Они имеют право обязать водителя распечатать информацию с прибора, проверить карту, а если определены нарушения, то могут оформить и штраф.

Проверка ГБДД

Что делать, если пришел штраф

Выписывается постановление об административном правонарушении сотрудником Госавтоинспекции при остановке и после обнаружения нарушения на основании составленного штрафного протокола.

Оповещение нарушителя может прийти:

  • По почте заказным письмом с уведомлением.
  • В Личный кабинет портала Госулуги, если водитель на нем зарегистрирован.

Документ, отправленный в электронном виде, подкрепляется электронной цифровой подписью, имеющей такую же юридическую силу, как и обычная мокрая печать.

Многие водители сталкиваются с тем, что письмо не приходит. В таком случае сведения можно отследить самостоятельно через интернет, воспользовавшись системами автоматического поиска (требуется ввести номер водительского удостоверения, номер автомобиля). Также водитель может проверить наличие штрафа по своему авто, если:

  • зарегистрируется на портале Госуслуги;
  • приедет в ГИБДД;
  • воспользуется СМС-функцией, отправив запрос на номер 7377 с сообщением «сервисрег» или «servicereg»;
  • позвонит по телефону в ближайшее отделение.

Можно также периодически заходить на почтовое отделение по месту прописки и проверять наличие нужного письма.

Важно! Если штраф не оплачен, сумма взыскания может удвоиться.

Способов перечисления средств для оплаты штрафа за отсутствие или неисправность тахографов в 2018 году много. Главное условие - платежная система должна быть подключена к Госсистеме государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП) для того, чтобы деньги перешли к нужному адресату. Чтобы произвести оплату, нужна квитанция, в которой указывается номер постановления. Основные методы оплаты:

  • Банк. Минус в том, что не все банки производят нужные перечисления для ГИБДД, это нужно уточнять в отделении.
  • Сайт ГИБДД.
  • Официальный сайт Госуслуг.
  • Интернет-сервисы - WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI-кошелек, Деньги@mail.ru.

Электронный перевод можно выполнить через ПК или смартфон, имеющий выход в интернет, или терминалы, установленные во многих общественных местах. Плюсы - скорость, отсутствие очереди, доступность; минусы - комиссия и отсутствие ответной информации о прохождении средств.

Чтобы предотвратить начисление пени и удостовериться в покрытии задолженности, спустя несколько дней после оплаты следует обратиться в ГИБДД для проверки перевода по платежу.

После получения уведомления у оштрафованного физического лица есть 10 дней на обжалование. Затем в течение 60 дней штраф должен быть оплачен.

Оформление протокола

Если указанный период просрочили и после вынесения постановления прошло 90 суток, а оплата не произведена, материал переходит судебным приставам, которые должны решать вопрос принудительного взыскания.

Срок давности по административному правонарушению составляет 2 года. По его истечению, как правило, взыскание аннулируется.

Если гражданин не согласен с предписанием, в выделенный для обжалования срок он должен обратиться в:

  • подразделение ГИБДД, которое выносило предписание;
  • прокуратуру;

Важно! Запись о несогласии с нарушением в протоколе нужно оставить до того, как поставить в нем свою подпись.

Куда обращаться при выявлении нарушения

Если заинтересованный в соблюдении законов гражданин определил, что транспортное средство не имеет тахографа или он неисправен, обнаружен факт фальсификации данных, он имеет право сообщить о нарушении с целью устранения нарушения. Так как службами, контролирующими тахографы и все, что с ними связано, является Госавтоинспекция и Ространснадзор, то обращаться следует к ним в отделение, находящееся по месту определения нарушения.

Доступные способы обращения:

  • лично;
  • заказным письмом;
  • в электронном виде.

Если заявление пишется на бумаге, тогда можно использовать образцы, где указана примерная последовательность изложения информации, подсказки по данным, которые обязательны. Если обращение было устным, заявителю могут перезвонить для возможного уточнения информации по делу. К такой информации относится:

  • дата, время определения нарушения;
  • место;
  • сведения по автомобилю (госномер, марка и модель);
  • нарушенный пункт ПДД;
  • статья по КоАП РФ, по которой положено наказание.

При обращении полезной будет информация о факте нарушения: видеозапись на диске, распечатка с прибора.

При онлайн-обращении следует зайти на страницу официального сайта ГИБДД - www.gibdd.ru/letter/. Необходимо заполнить анкету с личной информацией: регион, Ф. И. О. заявителя, контактный номер телефона, адрес электронной почты и сам текст обращения.

Обратите внимание! Заявить анонимно о нарушении не получится. В некоторых случаях придется давать и показания в качестве свидетеля.

Изменения в законодательстве

В 2018 году появились новые требования, что отражено в Приложении 2 Приказа Минтранса № 36 от 13.02.2013 г. с изм. 2017 г. Цель нововведений - повышение уровня безопасности на дорогах, бдительности водителей и стимуляции к осторожному вождению. По Приказу Минтранса № 273 от 21.08.2013 г. с изм. 2018 г. новым стало следующее:

  • С января 2018 г. аналоговые тахографы должны быть заменены на цифровые, с блоком цифровой криптозащиты информации (ЦКЗИ). Заменяться прибор должен через 3 года.
  • Обязывают устанавливать приборы на автобусы, задействованные в коммерческих пассажирских перевозках при наличии более 8 мест для сидения. Для тех автобусов, которые выполняют рейсы по пригороду, крайний срок - 01.07.2018 г., а через год должны быть оснащены и пассажирские городские ТС.
  • Установка требуется для грузовиков грузоподъемностью более 3,5 т.
  • Требования по цифровым тахографам не касаются перевозчиков, задействованных в международных перевозках (если у них на борту стоит устройство аналогового типа, соответствующее стандартам ЕСТР).

Установка тахографа

Таким образом, если нет цифрового прибора, соответствующего установленным требованиям, выписывается штраф (стоимость описана выше). Если нарушение повторное, он увеличивается.

В будущем планируется только ужесточение мер. Вот некоторые из поправок, которые переданы на рассмотрение:

  • Введение дополнительных санкций для ИП и юр. лиц по нарушениям ч.1 ст. 11.23 КоАП РФ за эксплуатацию, которая не соответствует законам РФ, что подразумевает оформление штрафа без нужного тахографа в размере 50– 100 тыс. руб.
  • Уголовная ответственность с лишением свободы на срок до 5 лет для руководителя организации в случае допуска в рейс машины с тахографом, который не соответствует требованиям.
  • Уголовная ответственность для руководителей тахографических мастерских, которые продают и устанавливают несоответствующие требованиям устройства.

Следует ждать более жестких мер для коммерческих перевозок, осуществляющихся без использования средств фиксации и контроля данных.

Как избежать штрафа и не попасть под него

Ответственность не может быть предписана, если ее нет. Это простое требование, которое должны усвоить лица, использующие в работе цифровые фиксаторы данных по контролю авто в рабочее время. Перечень требований состоит из следующих пунктов:

  1. Установить цифровой тахограф. С 1 января 2018 года штрафы ГИБДД применяются при наличии аналоговых приборов, которые теперь решили заменить на цифровые. Если стоит вариант международного образца и есть соответствующая лицензия, переустановка не требуется. Главное, чтобы он был занесен в реестр ФБУ «Росавтотранс».
  2. Начинать работу при исправном устройстве, до этого ввести его в эксплуатацию должна уполномоченная на данный вид работ мастерская.
  3. Выполнять плановые проверки, а при обнаружении сбоев - внеплановые.
  4. Соблюдать установленное время для труда и отдыха.
  5. Соблюдать правила пользования водительскими картами, рекомендованными производителями: не допускать сгибов, загрязнения, других факторов, которые могут привести к некорректной работе.
  6. Отслеживать изменения в законе относительно тахографов, проверять таблицы штрафов на изменения.

Карта водителя

Важно! Российские тахографы за пределами страны использовать запрещено законом.

Данные требования простые. Главное - быть внимательным к устройству и нормам к нему, и тогда у ГИБДД или транспортной испекиции не будет повода штрафовать водителя или физ. лицо.

С 2013 года автотранспорт некоторых категорий в обязательном порядке должен оборудоваться тахографом – устройством, позволяющим контролировать езду автомобилиста и режим его работы.

Все данные записываются на карточку водителя, а затем выгружаются на компьютер, на котором с ними могут уже познакомиться. Законодательством предусмотрен административный штраф за отсутствие карты водителя для тахографа. В этой публикации мы рассмотрим все нюансы этого вопроса.

Образец карты водителя.

Действующим законодательством предусмотрено обязательное оборудование тахографами следующего транспорта: грузовиков, предназначенных для перевозки грузов, с массой превышающей 3,5 тонн, а также автобусов и автотранспорта, перевозящего не менее 8 пассажиров, с массой свыше 5 тонн.

Бортовой самописец или тахограф – специальное устройство, которое считывает, регистрирует, а затем хранит основные параметры передвижения автотранспорта. Информация хранится на специальном чипе – карте устройства.

Её выдают каждому водителю, имеющему право управлять конкретным транспортом. Поэтому, она называется картой водителя. Срок её действия указан на лицевой стороне. Он не превышает 3 лет.

Автомобилист перед рейсом вставляет свою персональную карту в бортовой прибор, и введя пин-код, активирует её. Она извлекается только после окончания маршрута. Информация с карточки выгружается на компьютер, и позволяет проверить следование автотранспорта, на предусмотренной ПДД скорости, по утверждённому маршруту, а также соблюдение водителем режима работы и отдыха.

Предусмотренные санкции

Что такое тахограф?

Все требования к использованию тахографа и карты к нему изложены в ст. 11.23 КоАП.

Остановимся на них:

  1. Транспортная компания или предприниматель, имеющие в собственности транспорт, перевозящий пассажиров либо грузы с коммерческой целью, для управления которым по требованиям законодательства необходимо использование бортовых самописцев, обязаны их установить и следить за их исправностью.
  2. Каждому шоферу необходимо выдать личную действующую карту, соответствующую типу прибора, установленного на борту его транспорта. Пользоваться просроченной либо неисправной карточкой запрещено.
  3. Самостоятельно калибровать или настраивать бортовое устройство нельзя.

За вождение без карточки либо с просроченной сотрудники ГИБДД будут штрафовать. Если во время проверки обнаружится факт, что автомобилист пользуется чужим чипом, то ему выпишут штраф за отсутствие карточки водителя для тахографа.

Когда накладывается взыскание

Сроки установки тахографов для грузовиков.

Наказания, касающиеся использования тахографа и его карты с нарушениями, предусмотрены ст. 11.23 КоАП. Применять санкции имеют право сотрудники дорожной полиции и Ространснадзора.

Остановимся на них:

  1. Неисправное бортовое оборудование. Остановивший транспорт сотрудник ГИБДД, обязательно проверяет состояние тахографа. Ответственность за неисправное оборудование полностью лежит на владельце автотранспорта.
  2. Отсутствие карточки в устройстве не позволяет получать данные об условиях передвижения транспорта по маршруту, с учётом установленного ПДД скоростного режима и требований к отдыху автолюбителя. За езду без карты ответственность ложится на шофера и транспортную компанию. Штраф за передвижение без карты взыщут с водителя и должностного лица организации, имеющей права на маршрут.
  3. Использовали просроченную карточку. Автомобилиста, который просрочил карточку, оштрафуют. После завершения срока действия чипа, он считается непригодным к эксплуатации. Ездить с ним нельзя.
  4. Самостоятельная настройка оборудования. Автолюбителя оштрафуют, когда обнаружат, что он занимался настройкой прибора либо его калибровкой. Ведь, так поступают, когда пытаются скрыть нарушения графика работы и отдыха. Отсутствие полноценного отдыха провоцирует снижение внимательности человека и часто приводит к ДТП. Выявив нарушения графика, полицейский обязательно оштрафует шофера.
  5. Отсутствие обязательных документов на тахограф. Автомобилиста ожидает штраф за отсутствие следующих документов: Сертификата соответствия техрегламентам Таможенного союза, Сертификата об электромагнитной совместимости всех элементов устройства, документов подтверждающих установку устройства в сертифицированном центре, а также проведение калибровки и пломбировки.

Автомобилиста оштрафуют, когда он откажется предоставить доступ к бортовому устройству сотрудникам Ространснадзора и ГИБДД либо они не смогут ознакомиться с распечаткой его показаний из-за отсутствия бумаги.

Размеры штрафов

Сравнение данных в тахографе и на карте водителя.

Наказания налагаются на основании ст. 11.23 Административного кодекса.

У них следующие размеры:

  1. За отсутствие бортового устройства либо его несоответствие выдвигаемым требованиям, в том числе, отсутствие карты водителя в тахографе, на автомобилиста выпишут штраф в размере 1000-3000 рублей, а на должностных лиц транспортной организации – 5000-10000 рубл.
  2. За нарушение водительского графика работы и отдыха будет взыскание на водителя в размере 1-3 тыс. рубл.

Аварийность на дорогах РФ с участием коммерческого транспорта – это всегда тяжёлые последствия, иногда с большим количеством пострадавших и всегда со значительным материальным ущербом. Одной из причин экспертами называется усталость шоферов в результате погони за заработком в ущерб отдыху и соответственно безопасности своей и всех участников движения. Особенно тяжкие последствия ДТП с участием автобусов. Обеспокоенность создавшейся ситуацией привела к принятию ряда мер для снижения аварийности.

В конце августа 2004 года Минтранс издаёт приказ №15, который подробно описал возможное время смен водителей и обязательный отдых. Но результат оказался значительно ниже ожиданий.

Госдума в 2013 году принимает изменения и дополнения в ПДД России. В этих изменениях принимается положение об обязательном применении приборов контроля на автомобилях, занятых коммерческой перевозкой грузов и пассажиров.

В соответствии с новыми требованиями приборы контроля (тахографы) должны устанавливаться на:

  1. Малотоннажные (массой до 5 т.) пассажирские ТС с числом сидячих мест для пассажиров 8 и более. Категория-М2.
  2. Автобусы массой более 5 т. и мест для посадки пассажиров более 8. Категория – М3.
  3. Грузовики массой более 3500 кг. но не превышающие 12 000 кг. – N2.
  4. Тяжёлые грузовики массой более 12 000 – N3.

Как видно из перечня под действие новых законов не попадает мелкий коммерческий транспорт общей массой до 3500 кг. и легковое такси.

5 июня 17 года Минтранс принимает новую редакцию приказа от 13 года и ещё жёстче прописывает нормы рабочих смен водителей от такси до дальнобоя.

Одно дело приказ издать, другое проконтролировать его исполнение. Для этих целей и применяется прибор под названием «тахограф»

Тахограф по своей сути это бортовой самописец, который регистрирует на бумажном носителе, а позднее в электронном виде все параметры движения автомобиля. Скорость, стоянки, маршрут.

В Европе такие приборы появились в конце 60-х годов прошлого века, в СССР примерно в то же время на машинах «СовТрансАвто». Массовое применение началось на междугородных перевозках значительно позднее.

Первые тахографы представляли из себя самописец, который регистрировал на бумажном диске в виде диаграммы скорость движения и стоянки. Такие тахографы постепенно выходят из пользования, так как не обеспечивают регистрации всех требуемых показателей, но ещё используются там, где по отдельной процедуре организации получают разрешение. Но это скорее исключение.

По требованиям в 2018 году на территории РФ, могут использоваться два вида цифровых тахографов:

  1. Устройства, полностью отвечающие требованиям ЕСТР (европейского соглашения касающегося работы экипажей ТС, участвующих в международных перевозках). Эти приборы пишут показания движения и маршруты при помощи GPS блока и сохраняют объём данных за период не более 28 дней. Затем прибор нужно обнулить путём снятия информационного отчёта на бумажный или электронный носитель.
  2. Российские разработчики пошли дальше и увеличили блок памяти, который способен хранить объём информации за год. В приборе установлен блок криптографической защиты информации (СКЗИ). Такие приборы нельзя использовать на территории Евросоюза. Информация регистрируется на основании показаний бортовых приборов и данных со спутников системы ГЛОНАСС.

Для каждого из этих тахографов выпускаются свои пластиковые карты, при помощи которых и возможна работа прибора.

На каждый прибор выпускается четыре вида карт:

Карта водителя вставляется в прибор на время выполнения рейса или в течение рабочего дня.

Приказы Минтранса и требования правил в части применения тахографов постоянно нарушаются. Происходит это часто осознанно. Так, машину срочно нужно отправить в рейс, а водитель по каким-то причинам не может ехать. Вместо него начальник колонны садит за руль подменного водителя, а карточки у него на эту машину нет. Изготовить новую для конкретного водителя на другой автомобиль быстро не получится. Иногда этот процесс занимает до месяца. А ехать нужно ещё «вчера». И едут.

За подобное нарушение предусматривается наказание – штраф за отсутствие карты водителя для тахографа.

Обязанность контролировать режим труда и отдыха водителей возложена на работодателя или собственника ТС, если водитель не является индивидуальным предпринимателем.

Для этого назначаются ответственные лица. Контроль выполнения требований ПДД в пути возложен на сотрудников ГИБДД.

Если при проверке документов у водителя на маршруте, сотрудник полиции обнаружит, что водитель не использует тахограф потому что:

Штраф за езду на автомобиле без карточки водителя на тахограф от 1 до 3 тыс. р. для шофёра. Если же сотрудник определит что, водитель выехал в рейс по распоряжению руководства, которое знало, что нарушает ПДД и приказы Минтранса, то оформляется штраф за отсутствие карты тахографа на работодателя. Стоит такое наказание уже значительно дороже от 5 до 10 тыс. р.

Довольно часто устройства контроля по различным причинам ломаются уже в пути, т. е. выехал в рейс исправный, но произошёл отказ во время движения по маршруту. Штраф за езду без карты водителя тахографа, который поломался, может быть не применён инспектором, если водитель докажет, что выехал исправный.

Водитель может продолжать движение в течение 15 дней, но при этом должен осуществлять запись времени движения и отдыха от руки.

Записи производятся на ленте тахографа, если же невозможно распечатать «пустую» ленту, записи делаются в журнал.

Нововведения

С 1.01. 2018 появились новые критерии по установке и эксплуатации тахографов на грузовиках и автобусах. У владельцев ТС и водителей сразу же возникает масса вопросов. Какие устройства нельзя использовать? Можно ли ездить с аналоговыми самописцами, езда без карты водителя для тахографа, какой штраф?

Согласно новым требованиям, автовладельцы ТС, попадающие в категории с обязательной установкой устройств контроля, должны заменить приборы ЕСТП, выпущенные ранее 1.04.2014, аналоговые (шайбовые), не соответствующие требованиям ЕСТП.

Размеры штрафов не изменились.

Не менее актуальна проблема ДТП с участием такси. Контроль рабочего времени у таксистов проводится формально, переработки превышают допустимые более чем в два раза – 80 и более часов в неделю. В результате страдают и пассажиры такси, и автомобилисты, все участники движения, включая пешеходов.

Решение этой проблемы правительство видит во внедрении так называемой телемедицины.

В юридической терминологии это введение средств объективного контроля при прохождении водителями предрейсовых медицинских осмотров. А также установкой на машины такси приборов контроля.

Данные телемедицины и движения авто должны собираться в единую базу данных, к которой имеют доступ контролирующие органы. Работа предстоит большая, есть надежда, что и в такси благодаря усилению контроля за режимом работы, снизится аварийность и наши улицы станут безопаснее.

Рост уровня потребления улучшает качество жизни среднестатистического человека, но несёт в себе немало и отрицательных моментов. В частности, одной из самых болезненных проблем считается рост количества ДТП, являющийся следствием интенсификации дорожного движения. Пропорционального роста числа сотрудников дорожной полиции, как показала практика, для улучшения ситуации недостаточно. В связи с этим во всех развитых странах продолжаются поиски альтернативных решений, направленных на снижение зашкаливающего уровня аварийности на дорогах.

В числе факторов, оказывающих наибольшее влияние на безопасность ДД, являются такие субъективные показатели, как дисциплинированность водителя, а также его физическое состояние (усталость, сонливость, снижение внимательности). До недавних пор контролировать эти показатели было практически невозможно, но с появлением тахографов ситуация изменилась к лучшему. Но чтобы эффект от их использования был максимальным, его присутствие на автотранспортном средстве должно стать обязательным. Во многих развитых государствах, включая Россию, использование этого прибора регламентируется законом. Штраф за тахограф и прилагаемую карту водителя является жизненно необходимой мерой их обязательного использования. В большей степени это касается большегрузных ТС, последствия лобовых столкновений с которыми в большинстве случаев являются просто катастрофическими. Сегодня мы поговорим о том, каковы особенности отечественного законодательства в сфере практического использования этих приборов.

Для чего нужен тахограф и водительская карта

Тахограф – цифровое устройство, основное предназначение которого – следить за наиболее важными параметрами, оказывающими влияние на безопасность ДД в наибольшей степени. В Старом Свете использование тахографов регламентируется директивой №03821/85, именуемой «Соглашением по контролю над состоянием водителей ТС, осуществляющих международные перевозки». Чтобы сделать эти электронные гаджеты интернациональными, вместо языковых сокращений и слов здесь используются только пиктограммы – графические изображения, назначение которых должно быть интуитивно понятно. Тахографы обязательны к использованию во всех государствах, подписавших соглашение ЕСТР. Россия ратифицировала европейский документ в 2013 году. Устройства постоянно модифицируются, и последнее поколение обладает очень высокой степенью защиты от любых манипуляций, направленных на искажение информации, которая записывается во внутреннюю память прибора. Если тахограф сертифицирован, его показания могут восприниматься как доказательство виновности/невиновности водителя ТС при авариях.

Использование устройства требует наличия идентификационной карточки водителя, представляющей собой пластиковый идентификатор личности наподобие ВУ или . Наличие такой карты позволяет точно идентифицировать личность, находящуюся за рулём в конкретный момент времени (при осуществлении дальних грузоперевозок управлять автотранспортным средством могут посменно несколько (2-3) водителей). Все данные о действиях водителей записываются на внутреннюю память карточки водителя, поэтому транспортные компании оформляют их на весь водительский персонал.

Кто имеет право на получение ИКВ:

  • водители с отметкой в ВУ C/D/E;
  • лица, достигшие 21 лет, допущенные к управлению ТС массой от 7500 кг., 18-летние водители, управляющие автотранспортом с меньшей массой;
  • лица, допущенные к пассажирским автоперевозкам при условии достижения ими 21 года и наличия определённого стажа безаварийной езды;
  • водители, у которых ранее не было идентификационной карты для тахографа.

Самый надёжный способ избежать несовместимости самого прибора и водительских карт – заказывать все компоненты в одном месте. Но такое возможно не всегда, особенно для крупных автотранспортных компаний, поэтому при получении новых карточек их обязательно нужно проверять на работоспособность с конкретными моделями тахографов.

В одном ТС не может использоваться два и более контролирующих устройства – эта законодательная норма прописана в ЕСТР. ИКВ является таким же обязательным документом, как и ВУ, и его отсутствие в кабине, как и тахографа, считается административным правонарушением.

Лица, уполномоченные наказывать за подобные нарушения

Все нарушения, квалифицируемые как относящиеся к использованию тахографов и ИКВ, наказываются штрафами, вне зависимости от статуса автовладельца (частное лицо или фирма, специализирующаяся на грузоперевозках).

Кроме штрафа за езду без тахографа и Smart-карты водителя, работники Госавтоинспекции могут привлечь к административной ответственности за следующие правонарушения:

  • неработающий тахограф, отсутствие контролирующего комплекса на АС без уважительной причины;
  • отсутствие в машине сертификата соответствия тахографа техрегламенту;
  • отсутствие в АС сертификата соответствия контролирующего устройства нормативам электромагнитной совместимости;
  • непредставление водителем инспектору распечатки показаний контролирующего тахографического комплекса;
  • отсутствие подтверждающих документов о проведении верификационных манипуляций (калибровка, монтаж прибора, его пломбирование аккредитованным специалистом-установщиком);
  • отказ водителя в предоставлении и доступа сотруднику ДПС к контролирующему прибору.

Требования и нормы отечественного законодательства

Необходимость использования тахографических устройств, оснащённых сертифицированной криптозащитой СКЗИ, регламентируется приказом Минтранса №0273 и №0470 (от 13.08.2013 и 17.12.13 соответственно). Согласно этим документам, тахографы должны присутствовать на следующих категориях автотранспорта:

  • занимающихся перевозками опасных грузов;
  • ТС категории М2 (разрешённой массой до 5 тонн, оснащённые сиденьями для перевозки от 8 пассажиров);
  • ТС категории М3 (разрешённой массой, превышающей 5 тонн, предназначенные для осуществления пассажирских перевозок);
  • ТС категории N2 (разрешённой массой в пределах 3,5-12,0 тонн);
  • ТС категории N3 (разрешённой массой свыше 12,0 тонн).

Как видим, легковые автомобили в этот перечень не входят. Тахографы старого образца, не оснащённые средствами криптографической защиты информации, в настоящее время запрещены к эксплуатации. Не запрещено использование приборов, соответствующих нормативам Евросоюза, если они были установлены на ТС в заводских условиях (но только те, которые изготовлены до 01.04.14). Автотранспорт категории N2 должен оснащаться тахографами с криптозащитой с апреля 2015 года.

Положения ст. 11.023 КоАП РФ

Условия и порядок наложения административных наказаний в отношении использования контролирующих тахографических устройств регламентируется ст. 11.023 Админкодекса РФ.

В документе указываются случаи, когда сотрудник ДПС вправе :

  • при выпуске АС на маршрут или управлении АС, которое должно быть укомплектовано тахографическим прибором, осуществляющим запись в РРВ на встроенный носитель информации (маршрут/скорость движения АС, учёт времени, проведённого экипажем за рулём);
  • неработающее тахографическое оборудование (вне зависимости от причин);
  • прибор имеет следы постороннего вмешательства;
  • в ТС установлено устройство, не отвечающее нормативным требованиям.

Рассмотрим конкретные случаи более подробно.

Неисправность оборудования

Если автотранспортное средство подпадает под категорию, обязывающую использовать тахограф, первое, что наверняка сделает инспектор ДПС, остановивший машину – проверит его наличие и работоспособность. Если обнаружится, что прибор неисправен, отвечать за это будет владелец автотранспорта. Чтобы избежать наказания за движение на машине с неисправным тахографическим оборудованием, необходимо проверять его работоспособность до выезда из гаража. Водитель перед поездкой вправе задать вопрос об исправности тахографа – это предотвратит возникновение неприятных моментов в пути.

Отсутствие тахографа или ИКВ

Штраф отсутствие ИКВ тахографа является нарушением, относящимся к разукомплектации тахографического оборудования. Это снижает функциональность устройства: фиксироваться будут только ездовые параметры – маршрут, скорость движения машины, а информация, касающаяся режима труда водителя, останется неучтённой. Поскольку это противоречит режиму правильного использования тахографа, виновным в нарушении будет признан водитель, выехавший на маршрут без наличия ИКВ. В ст. 11.023 отмечается, что штраф за отсутствие ИКВ (карточки водителя для тахографа) оформляется не на автовладельца, а именно на водителя, хотя в некоторых случаях это одно и то же лицо.

Самостоятельное изменение данных

У некоторых водителей может появиться соблазн изменить данные, касающиеся маршрута движения автотранспортного средства или собственного режима работы. Подобные попытки наказуемы посредством наложения штрафа. Не следует полагать, что инспектор не сможет обнаружить попытки вмешательства при проверке работоспособности прибора – для опытного сотрудника ПТС не составит труда найти несоответствия в показаниях прибора, что может стать причиной изъятия тахографа для проведения более тщательной проверки на специализированном ПАК (программно-аппаратном комплексе). Если факт изменения данных будет доказан, правонарушение может быть интерпретировано не только в соответствии со статьёй КоАП.

Нарушение режима со стороны водителя

Не стоит объяснять важность состояния водителя: согласно статистике, значительная часть аварий является прямым следствием усталости и потери концентрации за рулём. В последнее время водители борются с этим явлением с помощью энергетических напитков, которые, действительно, являются мощными нейростимуляторами, однако их негативное влияние на здоровье уже доказано.

Работодателям тоже невыгодно, когда уставшие водители попадают в ДТП, поэтому техническое средство, позволяющее контролировать водителей, многими было воспринято положительно. Но не всеми.

Сами водители чаще всего против применения таких приборов по вполне понятным причинам: больше за рулём – больше заработал. Поэтому с их стороны чаще всего и происходят попытки изменения записанных на носитель данных. Но помните – такие действия наказуемы, а повторное нарушение грозит . Наконец, стремление больше заработать (для семьи, родителей, себя) чревато риском утраты здоровья – и в этом случае ваше рвение обернётся прямо противоположным результатом – вы и ваша семья могут оказаться без средств к существованию.

Штрафы за нарушения правил использования ИКВ и тахографа

Как и в случае со многими другими нарушениями, размеры штрафов за неправомерное использование тахографов физическими и юрлицами сильно различаются. Второй важный момент, о котором обязаны знать все водители ТС, на которых используется контролирующее оборудование – что компетенцией осуществлять их проверку обладают исключительно сотрудники ДПС. Но если проверку их работоспособности они могут осуществлять беспрепятственно, то для снятия показаний приборов им нужно предъявить карту контроллёра – при её отсутствии водитель вправе отказать в доступе к тахографу.

Перечислим разновидности штрафов в сфере использования тахографических комплексов:

  • за отсутствие на автотранспортном средстве данного прибора, если его наличие регламентировано приказом Минтранса. Отметим, что этот документ может подвергаться корректировкам, так что советуем всем заинтересованным лицам отслеживать возможность внесения в документ таких изменений. Нужно также знать, что штраф за отсутствие тахографического комплекса может быть оформлен только по результатам составления акта его проверки;
  • за нарушения режима нахождения за рулём одним из водителей АС. Именно это наказание применяется к дальнобойщикам чаще всего;
  • за выполненную самостоятельную калибровку тахографического прибора;
  • за нарушение целостности прибора, попытки внесения конструктивных изменений, за манипуляции с показаниями или попытки подобных действий, за несоблюдение правил эксплуатации ТК;
  • штраф за отсутствие в кабине АС карты тахографа, а также использование чужой идентификационной карты.

Отсутствие тахографа

Чтобы иметь представление, какой штраф полагается за отсутствие в кабине АС тахографа, если его категория входит в перечень, предусматривающий обязательную установку этого контролирующего устройства, нужно дифференцировать нарушение: размер санкций зависит от того, является владелец автомобиля физическим лицом или оно принадлежит компании, занимающейся грузоперевозками. Вилки штрафов различаются и для всех других нарушений, касающихся использования тахографических комплексов.

Штрафы для юридических лиц

Если обратиться к статье 11.023, то здесь мы не найдём наказаний, предусмотренных для юрлиц – просто потому, что термин «юридическое лицо» здесь отсутствует. Но руководители автотранспортных фирм обязаны знать, что увильнуть от ответственности не удастся: в ст. 2.10 (ч. 2) Админкодекса говорится, что если нормы ответственности за совершённые правонарушения в равной мере относятся к , то и наказание за их совершение будут нести те, и другие. Впрочем, имеются и исключения. В нашем случае не оснащения транспортного средства контролирующим прибором карается штрафом в размере 5 000-10 000 рублей, который налагается не на водителя, а на главу компании-перевозчика. И оплачивать его он должен личными средствами, без использования средств фирмы.

В планах правительства – существенное увеличение указанного штрафа для юридических лиц за неиспользование тахографа (как минимум – кратное).

Штраф для физлиц

Описанный выше случай является частным. Если автомобиль не оснащён тахографическим прибором, а его владельцем является частник, ответственность за правонарушение будет нести именно он. Штраф за отсутствие в кабине АС тахографа для физических лиц – 1000-3000 рублей.

Штраф для ИП

В соответствии со ст. 023 ГК РФ, ответственность за совершение административных правонарушений может нести как юридическое лицо, так и частный предприниматель. В нашем случае можно утверждать, что если перевозчик зарегистрирован не как транспортная компания, то его следует классифицировать как индивидуального предпринимателя. Гражданин, занимающийся грузоперевозками (зарегистрированный как ИП), автоматически относится к категории физлиц. А значит, в отношении предпринимателей действует такой же размер штрафных санкций, как и для физлиц.

Штраф за неисправный тахограф

Здесь имеется правовая коллизия, вокруг которой и будет строиться обвинение. Речь идёт о том, когда именно оборудование вышло из строя – если во время движения автотранспорта, (что, собственно, и случается чаще всего, ведь тахограф включается только во время движения, вероятность поломки в выключенном состоянии очень низка), то в этом случае санкций за неисправный тахограф не будет. Водителю нужно только доказать этот факт.

При этом если пломбы не повреждены, ему следует по прибытии в гараж доложить руководству о возникновении поломки, а если он и является автовладельцем, то предпринять меры, направленные на устранение неисправности. Здесь важно учесть, что правом проводить ремонтные работы тахографического оборудования обладают уполномоченные организации, имеющие допуск к осуществлению таких работ.

В противном случае сотрудник ДПС вправе считать, что поломка произошла до выезда на маршрут, и тогда, в соответствии со ст. 12.05, п. 01, придётся уплатить штраф за неработающий тахограф в размере 500 рублей. Если на этот счет у сотрудника Госавтоинспекции возникли сомнения, он может ограничиться предупреждением, с требованием устранить неисправность по прибытии в гараж.

Штраф за калибровку

Тахограф принадлежит к семейству контрольно-измерительных приборов, точность показаний которых со временем может ухудшаться. Поэтому они должны регулярно проходить процедуру калибровки, во время которой показания прибора сверяются с эталонными, и в случае наличия рассогласования выполняется точная настройка тахографа. Эта процедура производится и в случае проведения ремонтных работ, при обнаружении повреждения пломб, при истечении регламентного периода между освидетельствованиями прибора, при изменении характеристик транспортного средства, которые должно отслеживать тахографическое устройство.

Инспектор не сможет проверить, производилась ли калибровка тахографа, поскольку для этого потребуется специализированный программно-аппаратный комплекс (и наличие соответствующих полномочий).

Организация, последний раз проводившая калибровку прибора, должна выдать автовладельцу документы, удостоверяющие факт легальности такой процедуры:

  • копию лицензии, удостоверяющей полномочия организации на выполнения работ подобного рода;
  • документ, удостоверяющий факт выполнения указанной процедуры в отношении прибора, установленного в транспортное средство;
  • стикер, установленный на видном месте в кабине автотранспортного средства, где должны быть проставлены основные показания тахографа, зафиксированные до начала процедуры калибровки.

Если любой из перечисленных документов отсутствует (включая стикер), сотрудника ДПС вправе применить штрафные санкции, предусмотренные ст. 11.023 – они квалифицируются точно так же, как и при выезде на маршрут без тахографа.

Штраф за превышение времени нахождения за рулём

До внедрения тахографов компания, занимающаяся грузовыми/пассажирскими перевозками, практически не имела возможности отслеживать, в каком режиме работают водители, сколько времени проводят за рулём и не превышает ли оно установленные нормы.

С появлением тахографического оборудования и в результате внесения в законодательство соответствующих изменений проблема оказалась решаемой. В России режим работы/отдыха водителей, занятых в дальних грузоперевозках, регулируется Приказом Минтранса №015 от 20.08.04. В соответствии с этим документом, водитель не должен управлять автотранспортным средством более 40 часов/неделю, а общее время отдыха должно превышать рабочее вдвое.

Регламентируются также количество и длительность перерывов, касающихся длительного нахождения за рулём, что позволяет уменьшить нагрузку на органы и системы водителя. Благодаря использованию идентификационной карты все эти действия фиксируются в режиме реального времени и могут быть отслежены, при наличии подходящих условий – в том числе удалённо.

Если при проверке показаний тахографа инспектор выявил явные нарушения режима работы/отдыха, он вправе (не автовладельца!) на 1-3 тысячи рублей.

Наказание за отсутствие идентификационной карты

Тахографический комплекс позволяет записывать данные как на собственно тахограф, так и на карту водителя. В последнем случае записывается информация о действиях водителя. Требования к пластиковой идентификационной карте изложены в Приказе Минтранса №036. Согласно этому документу, нормальная работа тахографического комплекса невозможна без карты контроллёра, а в случае, когда транспортное средство является собственностью транспортной компании, потребуется карта фирмы и карта организации, выдавшей устройство. Отсутствие любой из перечисленных компонент при проверке сотрудником ДПС грозит штрафом, предусмотренным частью 1 ст. 11.023 КоАП – 1-3 тысячи рублей для физлиц, 5-10 тысяч рублей для автотранспортных предприятий.

Все случаи, когда предусмотрен штраф за водительскую карту тахографа

Отсутствие идентификационной карты является нарушением, если водитель не может объяснить этот факт объективными причинами. Однако к штрафу могут привести и другие нарушения, связанные с этим идентификационным средством:

  • невозможность показать проверочные документы, отсутствие сертификатов соответствия;
  • наличие в тахографическом комплексе несовместимых компонентов (некорректная работа карты с конкретной моделью тахографа);
  • когда водитель не имеет возможности предоставить инспектору распечатку показаний, зафиксированных в памяти идентификационной карты;
  • если самописец имеет признаки умышленного повреждения.

Все вышеописанные санкции, включая штраф за отсутствие идентификационной карты водителя для тахографа, как показывает практика, являются действенным инструментом в борьбе за снижение аварийности на дорогах.

Случаи, когда водитель не несёт ответственности за отсутствие карточки

Отсутствие идентификационной карты не является безусловным поводом наложить на водителя штраф. Если последний сможет привести неопровержимые факты, доказывающие, что карточка утеряна в пути, или повреждения, не позволяющие производить запись информации, были получены после выезда из гаража, административной ответственности можно будет избежать.

Разумеется, ваши доводы, изложенные в устной форме и/или с предоставлением видеоматериалов, должны быть убедительными – только в этом случае инспектор может с ними согласиться. Тогда у вас, согласно законодательству, будет 15 дней, чтобы завершить маршрут без наличия карты тахографа, однако о режиме работы/отдыха нужно будет вести записи вручную.