Федеральная лезгинская национально-культурная автономия. Холодные головы Где хранится голова имама шамиля

Голова Хаджи-Мурада

В апреле 1852 года Хаджи-Мурад прибыл в Нуху в сопровождении конвоя и под надзором капитана Бучкиева.

Поначалу Хаджи-Мурад с интересом осматривал местные достопримечательности, наведывался на базары и в караван-сараи, посещал мечети, где знать держалась от него подальше, а простой люд старался стать ближе.

Бездействие властей порождало в Хаджи-Мураде мрачную задумчивость, которая сменялась лихорадочным блеском глаз, когда он обращал их к горной гряде, отделявшей Нуху от Дагестана.

Начальник Нухинского уезда подполковник Карганов старался развлечь Хаджи-Мурада, обещая скорые перемены в его деле. А пока разрешал ему ездить по Нухе и окрестностям в сопровождении своих нукеров и небольшого конвоя. Несколько раз они вместе отправлялись на охоту, где Хаджи-Мурад вновь превращался в лихого наездника и меткого стрелка.

Карганов подозревал, что от Хаджи-Мурада можно ожидать всякого. Что если не удастся выручить его семью, то он попробует сделать это сам или даже перейдет обратно к Шамилю, учинив в Нухе шумное происшествие в надежде на примирение с имамом. Вместе с тем Карганов полагал достаточным выставлять секретные караулы и полагался на самих нухинцев, которые помнили недавний набег Хаджи-Мурада и готовы были при случае ему отомстить.

Не дождавшись решения своего дела от Воронцова, Хаджи-Мурад начал приходить в отчаяние, дерзил начальству и часто уходил от своего конвоя. А когда начальник нухинской милиции Хаджи-ага прилюдно насмехался над положением Хаджи-Мурада, то он едва сдерживал свою гордую натуру, чтобы не разорвать наглеца.

Во время одной из загородных прогулок случилось то, чего многие и ожидали.

В тот день, после очередной бессонной ночи, Хаджи-Мурад был не в духе. Не отвечая на расспросы, он отказался от завтрака и начал седлать своего коня. Конвойные решили, что он, по своему обыкновению, собирается за город на прогулку.

Отъехав версты две, Хаджи-Мурад спешился у родника, чтобы совершить омовение и помолиться со своими нукерами. Закончив намаз, он вскочил на коня и вдруг спросил начальника конвоя, мусульманина: почему тот не молился вместе с ними?

Урядник не нашелся что ответить и попробовал отшутиться. Хаджи-Мурад переменился в лице, и глаза его вспыхнули тем особенным огнем, который наводил ужас на его врагов. «Не грех убить такого неверного, как ты!» - крикнул Хаджи-Мурад и выстрелил в урядника из пистолета. Тот упал замертво. Другой конвойный был убит нукером Хаджи-Мурада. Затем, не дав опомниться остальным конвойным, горцы пустили коней в галоп. Казаки бросились следом, но беглецы, отстреливаясь, оторвались уже далеко и во весь опор мчались в сторону гор.

Когда о бегстве Хаджи-Мурада стало известно в Нухе, растерянный Бучкиев помчался в Тифлис, а Карганов спешно организовал погоню.

На поимку беглецов были брошены все силы, по уезду разосланы тревожные караулы, а из окрестных владений была мобилизована милиция.

Хаджи-Мурад, застрявший в болотистом месте, был настигнут на следующий день шушинской и нухинской милицией.

После перестрелки Хаджи-Мурад и его нукеры укрылись в небольшой роще, залегли в вырытой кинжалами яме и отгородились убитыми лошадьми.

Тем временем рощу окружали все новые толпы преследователей. Среди них был и Хаджи-ага, горевший желанием отомстить Хаджи-Мураду: однажды тот разбил его отряд и вынудил бежать из Элису, которым Хаджи-ага правил после Даниял-бека.

Окружением руководил майор Туманов. На его предложение сдаться Хаджи-Мурад ответил бранью и пулями. Туманов пошел на приступ, но был отбит. Бой продолжался более пяти часов, осажденные затыкали раны лоскутами и продолжали отстреливаться, пока оставались пули и порох. Наконец пальба смолкла. Чтобы убедиться, что беглецы мертвы, в их сторону погнали стадо коров. Когда стадо спокойно прошло небольшой лес, милиционеры решили, что все кончено, и с радостными криками ринулись к последнему укреплению мюридов. Но вдруг навстречу им выпрыгнул окровавленный Хаджи-Мурад с саблей в руке. Храбрец был ранен четырьмя пулями, но успел нанести несколько страшных ударов, пока не был изрублен сам. Та же участь постигла еще двух мюридов. Остальные двое были сильно изранены и взяты в плен.

Перед смертью отважный мюрид усмехнулся в лицо врагам: «Вы смогли меня убить, но не смогли победить».

Сообщение Бучкиева о бегстве Хаджи-Мурада изумило Воронцова до крайности. Выговаривая капитану за преступную халатность, наместник мысленно представлял себе, как будет разгневан государь, доверивший Хаджи-Мурада его попечению.

Но вскоре явился Аргутинский, который объявил о поимке и гибели Хаджи-Мурада и обещал, что скоро отрубленная голова его будет доставлена в Тифлис.

Когда тела Хаджи-Мурада и его мюридов привезли в Нуху, почти все население явилось к дому уездного начальника, чтобы увидеть тело великого человека. Многие были опечалены, но большинство ликовало. В духанах до утра били в барабаны, звучала зурна и слышались крики «ура!».

29 апреля 1852 года Воронцов, сообщая о случившемся Барятинскому, писал: «…Только одна возможность освобождения его семейства и то ложное положение, в которое он был у нас поставлен, вынудили его на роковой для него поступок. Он умер храбрецом. С четырьмя пулями в теле, шатаясь, он с одним из своих людей бросился с шашкой в руке вперед и был изрублен саблями и кинжалами. Пять голов были отправлены в Нуху, а голова Хаджи-Мурата будет прислана сюда, где Андреевский хочет ее препарировать и отослать в Академию. Посылаю Вам два оттиска печатей, найденных на его трупе. Это будет предметом любопытства для Ваших ученых».

Возможно, на решение Хаджи-Мурада повлияло и письмо Шамиля, полученное им незадолго до побега. В нем, в частности, говорилось: «Поклон и мир. Желаю твоего возвращения… Я забыл нашу ссору и все прощаю. Состояние твое велико. Русские не могут дать тебе столько. Я не трогал его и оно твое. Обещаю возвратить все, что отобрал прежде. Если не приедешь, то единоверцы станут жалеть о том…»

Когда голову Хаджи-Мурада, в сосуде со спиртом, доставили в Тифлис, кое-кто требовал насадить ее на шест и выставить на базаре для всеобщего обозрения. Воронцов счел это неприличным и передал страшный трофей в полицию. Но полицеймейстер предпочел поскорее передать голову в госпиталь. Там она была выставлена на анатомическом столе, а затем ее препарировал доктор Андреевский, чтобы затем отправить череп в Петербург.

В столице череп был представлен начальству, а затем передан профессору Пирогову, у которого уже имелось несколько подобных препаратов.

Видимо, череп Хаджи-Мурада представлял не научную, а лишь политическую ценность, потому что в скором времени оказался в Кунсткамере - музее природных чудес и прочих редкостей, в запасниках которого хранится в коробке и по сей день. Хотя по христианским и мусульманским канонам череп следовало бы возвратить в могилу его бывшего обладателя.

Могила Хаджи-Мурада находится недалеко от Нухи. Она стала зияратом - почитаемым местом.

Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед Султанмурадович

Арсланали-хаджи («Лом-хаджи») Арсланали-хаджи родился в селении Нижнее Казанище, а его предки были из Тарки. По словам старожилов Нижнего Казанища, он обладал огромной физической силой, которой наделил его Всевышний.Прозвище «Лом-хаджи» он получил, по одним сведениям,

автора

6.9. Отрубленная голова Крестителя на пиру Ирода и отрубленная голова Цицерона на пиру Антония-Ирода По приказу Антония Цицерону отрубили голову и руку , с. 630. Сообщается следующее. «Голова Цицерона и рука очень долгое время висели на Форуме… и посмотреть на это

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

17.4. Отрубленная голова Балдуина, превращённая в чашу, и отрубленная голова Святослава, также превращённая в чашу О смерти Балдуина некоторые авторы сообщают следующие интересные подробности. «Балдуин был взят ими (то есть скифами. - Авт.) в плен и в узах представлен царю

автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Переход Хаджи-Мурада к Шамилю В конце того же 1840 года случилось еще одно событие, заметно повлиявшее на дальнейший ход Кавказской войны.Аварский старшина Хаджи-Мурад был в Дагестане весьма известной личностью. Несмотря на то, что управлять Аварией после истребления

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Набег Хаджи-Мурада на Темир-Хан-Шуру В конце марта 1849 года Аргутинский вернулся в свою главную резиденцию - Темир-Хан-Шуру, чтобы отдохнуть и залечить рану, полученную под Салта. Он был человек немногословный, но среди веселья по случаю успешного завершения военной

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Последний поход Хаджи-Мурада В ответ на настойчивые приглашения от обществ Кайтага и Вольного Табасарана, расположенных почти у самого Каспия, рядом с Дербентом, Шамиль отправил туда нескольких наибов с тремя тысячами мюридов. Путь предстоял дальний и опасный - нужно

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Голова Хаджи-Мурада В апреле 1852 года Хаджи-Мурад прибыл в Нуху в сопровождении конвоя и под надзором капитана Бучкиева.Поначалу Хаджи-Мурад с интересом осматривал местные достопримечательности, наведывался на базары и в караван-сараи, посещал мечети, где знать

Из книги Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля [Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах] автора ал-Карахи Мухаммед Тахир

Заключение в прекрасных стихах и правдивых словах превосходного хаджи Мухаммеда, сына хаджи ал-Хафиза Абд ар-Рахмана ас-Сугратли Изложение этих стихов в этом месте пристойно, пусть будет некоторое одно из двух пояснением и толкованием к некоторому другому.Пусть будут

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.4. Почему мечеть на карте 1572 года названа мечетью Мурада? Возможно, из-за путаницы с близлежащей мечетью Фетхие, переделанная из христианской церкви по повелению Мурада III Снова обратимся к карте 1572 года и к единственной большой мечети, изображенной на ней. Как мы видели,

Зачем России голова Хаджи-Мурата? Говорят, что война заканчивается в тот момент, когда погребен последний ее воин. Кавказская война формально завершена почти 150 лет назад. Однако до сих пор не захоронена голова Хаджи-Мурата - монументальной личности общекавказской истории. Вряд ли можно быть равнодушным к тому, как с частью его мертвого тела обошлась сначала Российская империя, потом СССР, а теперь Российская Федерация. Лишь захоронив героя той войны, можно восстановить справедливость и закончить, наконец, кавказскую войну для всех. Так считает автор материала на нашем сайте.Кавказская война давно закончилась. Но для одной дагестанской семьи и, как ни странно, санкт-петербургского музея антропологии и этнографии (бывшей Кунсткамеры) – это не так очевидно. В недрах хранилища последнего до сих пор хранится голова легендарного героя Хаджи-Мурата, имя которого дало название знаменитой повести Льва Николаевича Толстого.Несмотря на вопиющее варварство происходящего, по-другому назвать это невозможно, голову не передают семье для захоронения вместе с остальным телом. Никакие требования и попытки решить вопрос цивилизованно не помогают. Чиновники держатся за голову насмерть.Необыкновенные приключения головы Хаджи-Мурата в РоссииВ 1851 году Хаджи-Мурат ушел от имама Шамиля в Батлаич. Царское правительство решило воспользоваться его популярностью среди горцев для привлечения их на свою сторону. Но план не сработал. Хаджи-Мурат поругался с русскими властями и сделал попытку уйти в горы. Он погиб в стычке с превосходящими силами казаков и горской милиции в районе с. Онджалы, близ Закатал (Кахский район Азербайджана). Хаджи-Мурат вместе с 4-мя своими сподвижниками (3 аварцев и 1 чеченец) сражались с 300 противниками, окопавшись в небольшой яме.Знаменитый храбрец Кавказа погиб обняв дерево, а вокруг него остались лежать 17 убитых его врагов. Могила Хаджи-Мурата стала зияратом - почитаемым местом. Тело похоронили на месте трагедии, как и положено, а вот то, что происходит с головой объяснить трудно.Голова Хаджи-Мурата в момент его смерти была отсечена неизвестным человеком. Уже снятую с плеч ее рисовал художник Корродини.Русские власти отобрали голову у тех, кто ей владел первоначально, и переслали в Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск), войсковую столицу Кавказской армии. Потом заспиртованную голову наиба увезли в ставку наместника в Тифлис. Какое-то время она была выставлена в анатомическом театре на всеобщее обозрение, а затем ее препроводили в Петербург. Здесь голова была передана профессору Пирогову, у которого уже имелось несколько подобных препаратов. Так она сначала оказалась в Военно-медицинской академии, а потом - в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого.В письме от 1 мая 1852 г. князю А. Чернышеву Воронцов писал: «…Голову прислали из Закатал, она прибыла, как мне говорили, в отличном виде и находится в госпитале. Любопытство видеть ее… Этот человек – ужас стольких людей и провинций – действительно умер…» Прочитав донесение князя Воронцова о гибели Хаджи Мурада, Николай I написал резолюцию: “Хорошо, что так кончилось. Вот новое доказательство, как следует доверять этим коварным разбойникам!”.Мы видим, что отсеченная голова послужила «цивилизованной империи» своего рода доказательством смерти неуловимого наиба. В этих целях ее, вероятно, и выставляли в Тифлисе. Не правда ли, напоминает эпизоды из истории раннего Средневековья или из практики диких племен Африки!В Кунсткамере череп получил инвентарный статус «экспонат N119». По подтвержденным данным голова героя попала в музей Истории Религии Санкт-Петербурга в 2009-м году. С тех пор она хранится там. Как и в имперские времена, и сегодня голова Хаджи-Мурата – некий анатомический образец черепа «дикого кавказца».Борьба за голову и честь наибаВ наше время было несколько попыток добиться возвращения черепа и восстановления чести наиба. Дело в том, что в Дагестане живут потомки героя, и они естественно требуют голову для захоронения. Для них, как и для всех дагестанцев, отсечение и последующая ее передача в музей – это форменное унижение, длящееся уже полтора века.Справедливости ради, надо сказать, что дагестанцы не очень активно занимаются этим делом. Может быть, им вообще не понятно, почему музей и сегодня отказывает в справедливых требованиях и продолжает варварство, удерживая часть тела в своих хранилищах! Такая инфернальная жестокость и абсурдность происходящего действительно вызывает растерянность.В 2000 году кампанию по возвращению головы Хаджи-Мурата на историческую родину для воссоединения останков и захоронения предприняло руководство Республики Дагестан и лично депутат Государственной Думы Омар Омаров. В Туле была также создана инициативная группа, поставившая своей целью восстановить историческую справедливость в отношении заглавного персонажа всемирно известной повести Льва Толстого, национального героя Дагестана Хаджи-Мурата. Инициативу поддержали Музей-усадьба Л. Н. Толстого “Ясная Поляна”. Было поданы иски в суд.Тогда голову кавказской легенды захоронить не удалось, но череп Хаджи-Мурата исключили из состава государственной части музейного фонда Российской Федерации. Однако с утратой статуса музейного предмета он остался объектом федеральной собственности и так и не попал к родным.В Интернете удалось также обнаружить группу «В контакте» «Хаджи-Мурат – вернем голову герою!». Особой активностью она не отличается.Есть еще специальный сайт, посвященный Хаджи-Мурату, и отдельное видео о его голове, хранящейся в музее. Любой может с ним ознакомиться: ВИДЕО.Голова героя должна быть предана земле. Об этом говорит даже неграмотная Марья Дмитриевна, одна из героинь толстовского “Хаджи-Мурата”, которая воскликнула, увидев отрубленную голову наиба: “Мертвое тело земле предать надо, а они зубоскалят. Живорезы, право”.Правда, сколько еще времени потребуется для решения вопроса с «экспонатом № 19» не известно.Кем был Хаджи-Мурат?Хаджи-Мурат Хунзахский (ок. 1816 - 5 мая 1852) - молочный брат аварских ханов. Один из самых энергичных и способных горских вождей. Его называли «лучшим наибом Шамиля».Хаджи-Мурат в малолетстве изучал Коран и религиозные науки. Был очень смышленым, что скажется потом. Так что видеть в легендарном наибе только лишь отважного башибузука не правильно. Это крупный политик, который вписал свое имя в золотые страницы Кавказа и всей России.Ему было около 11 лет, когда Аварское ханство приняло российское подданство и чуть больше, когда Гази-Магомед с мюридами обложили Хунзах. В этой войне он потерял отца. Так он оказался на стороне Петербурга против Шамиля, преемника убитых имамов. После истребления ханского дома Хаджи-Мурат стал настоящим правителем Аварии, несмотря на то, что номинальным главой был назначен Ахмед-хан Мехтулинский.За совершенные подвиги русские произвели Хаджи-Мурата в офицеры. Но в 1840 г. он был обвинен в тайных сношениях с повстанцами и по приказанию генерала отправлен в Темирхан-Шуру. По пути Хаджи-Мурат бежал, совершив смелый прыжок со скалы по краю которой пролегала тропинка и утащив за собой двоих конвоиров на которых он приземлился при падении сломав только одну ногу.С этого времени началась его служба у Шамиля, назначившего его наибом всех аварских селений. Для имама Хаджи-Мурат был особым человеком, т.к. он символизировал собой своего рода переход аварской знати на его сторону и признание верховенства власти имамата над ханской.В течение 10 лет Хаджи-Мурат был правой рукой имама. В эти годы он организовал немало ошеломляющих набегов, сделавших его имя легендарным. Его храбростью восхищались все. А слава его подвигов облетела весь Кавказ и Россию. «Сказать, что это был храбрец и удалец из самых храбрых и удалых горцев, значит еще ничего не сказать для его характеристики: бесстрашие Хаджи-Мурата было поразительно даже на Кавказе», – отмечал в марте 1881 г. авторитетный журнал «Русская Старина».По поводу возвращения Хаджи-Мурата к русским нет однозначного мнения. Основная версия заключается в конфликте с имамом, но есть и предположение, что «предательство» было тайной игрой имама. «Смерть Хаджи-Мурада оставила навсегда неразгаданным невольный вопрос: было ли его бегство к нам и обратно хитро продуманною, с ведома Шамиля, комбинациею…», – писал Воронцов Барятинскому. А. Зиссерман, царский офицер, также утверждал: «Есть люди, которые утверждают, будто бегство Хаджи-Мурата было заранее устроено между ним и Шамилем».

Часть тела героя Кавказской войны до сих пор остается экспонатом Кунсткамеры

Хаджи-Мурат

Говорят, что война заканчивается в тот момент, когда погребен последний ее воин. Кавказская война формально завершена почти 150 лет назад. Однако до сих пор не захоронена голова Хаджи-Мурата - монументальной личности общекавказской истории. Вряд ли можно быть равнодушным к тому, как с частью его мертвого тела обошлась сначала Российская империя, потом СССР, а теперь Российская Федерация. Лишь захоронив героя той войны, можно восстановить справедливость и закончить, наконец, кавказскую войну для всех. Так считает автор материала на нашем сайте.

Кавказская война давно закончилась. Но для одной дагестанской семьи и, как ни странно, санкт-петербургского музея антропологии и этнографии (бывшей Кунсткамеры) – это не так очевидно. В недрах хранилища последнего до сих пор хранится голова легендарного героя Хаджи-Мурата, имя которого дало название знаменитой повести Льва Николаевича Толстого.

Несмотря на вопиющее варварство происходящего, по-другому назвать это невозможно, голову не передают семье для захоронения вместе с остальным телом. Никакие требования и попытки решить вопрос цивилизованно не помогают. Чиновники держатся за голову насмерть.

Необыкновенные приключения головы Хаджи-Мурата в России

В 1851 году Хаджи-Мурат ушел от имама Шамиля в Батлаич. Царское правительство решило воспользоваться его популярностью среди горцев для привлечения их на свою сторону. Но план не сработал. Хаджи-Мурат поругался с русскими властями и сделал попытку уйти в горы. Он погиб в стычке с превосходящими силами казаков и горской милиции в районе с. Онджалы, близ Закатал (Кахский район Азербайджана). Хаджи-Мурат вместе с 4-мя своими сподвижниками (3 аварцев и 1 чеченец) сражались с 300 противниками, окопавшись в небольшой яме.

Знаменитый храбрец Кавказа погиб обняв дерево, а вокруг него остались лежать 17 убитых его врагов. Могила Хаджи-Мурата стала зияратом - почитаемым местом. Тело похоронили на месте трагедии, как и положено, а вот то, что происходит с головой объяснить трудно.

Голова Хаджи-Мурата в момент его смерти была отсечена неизвестным человеком. Уже снятую с плеч ее рисовал художник Корродини.

Русские власти отобрали голову у тех, кто ей владел первоначально, и переслали в Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск), войсковую столицу Кавказской армии. Потом заспиртованную голову наиба увезли в ставку наместника в Тифлис. Какое-то время она была выставлена в анатомическом театре на всеобщее обозрение, а затем ее препроводили в Петербург. Здесь голова была передана профессору Пирогову, у которого уже имелось несколько подобных препаратов. Так она сначала оказалась в Военно-медицинской академии, а потом - в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого.

В письме от 1 мая 1852 г. князю А. Чернышеву Воронцов писал: «…Голову прислали из Закатал, она прибыла, как мне говорили, в отличном виде и находится в госпитале. Любопытство видеть ее… Этот человек – ужас стольких людей и провинций – действительно умер…» Прочитав донесение князя Воронцова о гибели Хаджи Мурада, Николай I написал резолюцию: “Хорошо, что так кончилось. Вот новое доказательство, как следует доверять этим коварным разбойникам!”.

Мы видим, что отсеченная голова послужила «цивилизованной империи» своего рода доказательством смерти неуловимого наиба. В этих целях ее, вероятно, и выставляли в Тифлисе. Не правда ли, напоминает эпизоды из истории раннего Средневековья или из практики диких племен Африки!

В Кунсткамере череп получил инвентарный статус «экспонат N119». По подтвержденным данным голова героя попала в музей Истории Религии Санкт-Петербурга в 2009-м году. С тех пор она хранится там. Как и в имперские времена, и сегодня голова Хаджи-Мурата – некий анатомический образец черепа «дикого кавказца».

Борьба за голову и честь наиба

В наше время было несколько попыток добиться возвращения черепа и восстановления чести наиба. Дело в том, что в Дагестане живут потомки героя, и они естественно требуют голову для захоронения. Для них, как и для всех дагестанцев, отсечение и последующая ее передача в музей – это форменное унижение, длящееся уже полтора века.

Справедливости ради, надо сказать, что дагестанцы не очень активно занимаются этим делом. Может быть, им вообще не понятно, почему музей и сегодня отказывает в справедливых требованиях и продолжает варварство, удерживая часть тела в своих хранилищах! Такая инфернальная жестокость и абсурдность происходящего действительно вызывает растерянность.

В 2000 году кампанию по возвращению головы Хаджи-Мурата на историческую родину для воссоединения останков и захоронения предприняло руководство Республики Дагестан и лично депутат Государственной Думы Омар Омаров. В Туле была также создана инициативная группа, поставившая своей целью восстановить историческую справедливость в отношении заглавного персонажа всемирно известной повести Льва Толстого, национального героя Дагестана Хаджи-Мурата. Инициативу поддержали Музей-усадьба Л. Н. Толстого “Ясная Поляна”. Было поданы иски в суд.

Тогда голову кавказской легенды захоронить не удалось, но череп Хаджи-Мурата исключили из состава государственной части музейного фонда Российской Федерации. Однако с утратой статуса музейного предмета он остался объектом федеральной собственности и так и не попал к родным.

В Интернете удалось также обнаружить группу «В контакте» «Хаджи-Мурат – вернем голову герою!». Особой активностью она не отличается.

Есть еще специальный сайт, посвященный Хаджи-Мурату, и отдельное видео о его голове, хранящейся в музее. Любой может с ним ознакомиться: ВИДЕО.

Голова героя должна быть предана земле. Об этом говорит даже неграмотная Марья Дмитриевна, одна из героинь толстовского “Хаджи-Мурата”, которая воскликнула, увидев отрубленную голову наиба: “Мертвое тело земле предать надо, а они зубоскалят. Живорезы, право”.

Правда, сколько еще времени потребуется для решения вопроса с «экспонатом № 19» не известно.

Кем был Хаджи-Мурат?

Хаджи-Мурат Хунзахский (ок. 1816 - 5 мая 1852) - молочный брат аварских ханов. Один из самых энергичных и способных горских вождей. Его называли «лучшим наибом Шамиля».

Хаджи-Мурат в малолетстве изучал Коран и религиозные науки. Был очень смышленым, что скажется потом. Так что видеть в легендарном наибе только лишь отважного башибузука не правильно. Это крупный политик, который вписал свое имя в золотые страницы Кавказа и всей России.

Ему было около 11 лет, когда Аварское ханство приняло российское подданство и чуть больше, когда Гази-Магомед с мюридами обложили Хунзах. В этой войне он потерял отца. Так он оказался на стороне Петербурга против Шамиля, преемника убитых имамов. После истребления ханского дома Хаджи-Мурат стал настоящим правителем Аварии, несмотря на то, что номинальным главой был назначен Ахмед-хан Мехтулинский.

За совершенные подвиги русские произвели Хаджи-Мурата в офицеры. Но в 1840 г. он был обвинен в тайных сношениях с повстанцами и по приказанию генерала отправлен в Темирхан-Шуру. По пути Хаджи-Мурат бежал, совершив смелый прыжок со скалы по краю которой пролегала тропинка и утащив за собой двоих конвоиров на которых он приземлился при падении сломав только одну ногу.

С этого времени началась его служба у Шамиля, назначившего его наибом всех аварских селений. Для имама Хаджи-Мурат был особым человеком, т.к. он символизировал собой своего рода переход аварской знати на его сторону и признание верховенства власти имамата над ханской.

В течение 10 лет Хаджи-Мурат был правой рукой имама. В эти годы он организовал немало ошеломляющих набегов, сделавших его имя легендарным. Его храбростью восхищались все. А слава его подвигов облетела весь Кавказ и Россию. «Сказать, что это был храбрец и удалец из самых храбрых и удалых горцев, значит еще ничего не сказать для его характеристики: бесстрашие Хаджи-Мурата было поразительно даже на Кавказе», – отмечал в марте 1881 г. авторитетный журнал «Русская Старина».

По поводу возвращения Хаджи-Мурата к русским нет однозначного мнения. Основная версия заключается в конфликте с имамом, но есть и предположение, что «предательство» было тайной игрой имама. «Смерть Хаджи-Мурада оставила навсегда неразгаданным невольный вопрос: было ли его бегство к нам и обратно хитро продуманною, с ведома Шамиля, комбинациею…», – писал Воронцов Барятинскому. А. Зиссерман, царский офицер, также утверждал: «Есть люди, которые утверждают, будто бегство Хаджи-Мурата было заранее устроено между ним и Шамилем».

Дайджест

На первый взгляд, все шло неплохо – особенно в Чечне, где местное население, впечатленное разгромом Шамиля, безропотно принимало условия, навязанные русскими генералами, выдавая разбойников, русских дезертиров и пленных. Чеченцы даже сдали огромное количество оружия и без возражений приняли назначенных приставов, что само по себе выходило за рамки горской ментальности – но эйфория оказалась преждевременной.

Сам Граббе пребывал в приподнятом настроении, искренне считая, что в новом, 1840 году, он, скорее всего, не встретит серьезного сопротивления в Дагестане и Чечне, и что строительство укреплений пройдет вообще без боев. Это, разумеется, оказалось серьезным заблуждением.

Казаки на горной речке, картина Франца Рубо

К середине марта 1840 года впечатление, произведенное победой при Ахульго, стало потихоньку развеиваться, и в Чечне вспыхнуло восстание. Кавказ не мог быть завоеван одним решительным ударом – эти земли должны были подчиниться в результате постепенного продвижения. Этого не понимал ни непобедимый Паскевич, ни Розен, ни Граббе.

Разгромленные генералом Пулло, чеченцы побыли смирными лишь пару месяцев, в итоге вновь взявшись за оружие. Восстание распространялось с пугающей скоростью, и в конце года война разгорелась с новой силой, перекинувшись и на Дагестан.

Шамиль, вновь возвратившись после неудачи, с энтузиазмом принялся восстанавливать авторитет. Сейчас ему было необходимо показать племенам, что он еще в игре, и имам занимался в основном мелкими разбойными нападениями на казачьи станицы. Эти малозначительные действия восстанавливали авторитет Шамиля, и мало-помалу его власть достигала прежних границ.

Генерал Граббе некоторое время бездействовал, находясь в Ставрополе. Поняв, что мюридизм еще не ликвидирован, он принялся за дело, но было уже поздно – Шамиль полным ходом привлекал новых и новых последователей, которые помогали восстанавливать утерянное.

Впрочем, у имама также возникали трудности – каждый день Шамиль с готовностью проявлял хитрость и жестокость, чтобы наглядно показать горцам, что он все еще силен и опасен. Так, в одном из ингушских аулов, имам поссорился с Губишем, одним из местных жителей. Шамиль приказал своим людям схватить беднягу и выколоть ему правый глаз. По завершении данной процедуры несчастный был брошен в темницу, но умудрился как-то сбежать. Вытащив кинжал у спящего часового, он вошел в комнату имама и успел нанести ему три тяжелые раны, прежде чем подоспели мюриды и убили разъяренного ингуша. После этого Шамиль, прекрасно осведомленный о кровной мести, приказал убить двоих братьев несчастного. Расправившись с ними, мюриды заживо сожгли оставшихся членов семьи в их собственном доме.

Хаджи-Мурат (1816-1852), разбойничий главарь, наиб имама Шамиля

Впрочем, не все кровники были настолько непримиримы. Знаменитый Хаджи-Мурат, принимавший участие в убийстве Хамзата, прошлого имама, искренне не любил мюридов, и именно из-за его влияния Шамиля весьма холодно принимали в Аварии. Теперь же судьба в виде Ахмет-хана, тогдашнего правителя ханства, сделала имаму великолепный подарок: между ханом и Хаджи-Муратом разгорелась смертельная вражда, и хан использовал свои связи, чтобы пустить слухи о том, что Хаджи-Мурат якобы тайно общается с Шамилем. Дав этим слухам разрастись, Ахмет-хан арестовал Хаджи-Мурата, сообщив русским о его «измене».

Клюгенау, до которого дошли неприятные известия, не знал, кому верить, и велел доставить пленного под охраной в Шушу для дальнейших разбирательств. Прикованного к пушке Хаджи-Мурата под охраной офицера и 45 солдат вывезли из Хунзаха. В горах уже лежал снег и, воспользовавшись этим, пленный умудрился как-то освободиться, и прыгнул в обрыв. Рассчитывая на глубину сугробов, смельчак не прогадал и, сломав лишь ногу, смог доползти до ближайшего селения. Потом Хаджи-Мурат стал самым безбашенным и умелым полевым командиром Шамиля, попив немало русской крови.

Клюгенау, разочарованный историей с Хаджи-Муратом, пытался разрубить этот узел и послал в январе 1841 года 2 000 солдат за головой беглеца. Те поубивали массу народа, в том числе отца и двух братьев Хаджи-Мурата, но в исполнении основной задачи не преуспели.

2 июля 1841 года наместник на Кавказе, генерал Головин, пришел к выводу, что проблема серьезна, как никогда, сравнив Шамиля с пророком Мухаммедом, имевшим такую же власть над окружавшими его людьми.

Граббе должен был нанести по Шамилю решающий удар, но к октябрю большая часть отведенных на это сил была переброшена в Дагестан на помощь Клюгенау, поэтому операцию пришлось отложить. Сам Граббе, которого это невероятно раздражало, совершил поездку в Петербург, испросив непосредственно у императора разрешение взять под свой контроль все войска на Северном Кавказе, независимо от наместника. Отношения между Головиным и Граббе были и без того натянуты, но после этого случился грандиозный скандал.


Итак, решение проблемы плавно переехало на 1842 год, проходивший под знаменем яростной ссоры между наместником и основным боевым генералом в регионе. 30 мая Граббе, планировавший разрушить аул Дарго, где засел Шамиль, и пройти в Северный Дагестан, возобновил операции в Чечне, выйдя из Герзеля с десятью тысячами солдат и 24-мя орудиями.

По меркам Чечни это была страшная сила, впрочем, именно по своей громадности абсолютно неэффективная. Множество повозок и 3 000 лошадей, везущих провиант и снаряды, буксовали из-за трудного рельефа местности. Чтобы хоть как-то прикрыть обоз редким строем солдат, потребовалась без малого половина колонны. Вся эта масса двигалась по густым лесам Ичкерии, представлявшими собой идеальное место для множества засад.

За первый день отряд прошел только 7 верст. Ночью грянул сильнейший дождь. На следующий день колонна угрюмо шла маршем, отбивая нападения врага в течение пятнадцати часов, но с момента выхода из Герзеля прошла лишь 13 верст. Обессиленные солдаты расположились на ночлег на безводной равнине.

Первый день лета встретил русских участившимися нападениями неприятеля. Дорога стала еще труднее, баррикады на пути встречались все чаще, а войска уже второй день испытывали сильную нужду в чистой воде. Последнее обстоятельство ухудшало состояние нескольких сотен раненых. С каждым часом такого марша росла неразбериха.

За три дня колонна прошла лишь 25 верст. Граббе, осознав, что утрачивает контроль над войсками, принял тяжелое решение отказаться от своих планов и отступать той же дорогой. Это окончательно добило моральный дух людей, преодолевших столько трудностей. Беспорядок нарастал с каждой секундой – никто не держал диспозицию, колонна превратилась в мешанину. Скоро все приняло форму бегства – люди бросали все, что мешало отступлению, за исключением раненых и орудий. Неприятель, обрадовавшийся такому стечению обстоятельств, возобновил атаки с новой силой. Наконец, 4 июня отряд вернулся в Герзель, потеряв почти 1 800 человек, то есть чуть меньше одной пятой первоначального состава.

Произошедшее ничему не научило Граббе, и он предпринял еще одну экспедицию, которая также провалилась, но уже в меньшем масштабе – потери русских составили около 200 человек, но лишь потому, что им противостояли всего 300 мюридов.

Это отрезвило генерала. Осознав, что его вражда с Головиным зашла слишком далеко и стоила множества жизней, Граббе попросил императора освободить его от занимаемой должности. 21 декабря 1842 за ним последовал и Головин, вместо которого прислали генерала Нейдгардта. Кризис продолжал разгораться.

Сам Шамиль, лично не имеющий никакого отношения к поражениям Граббе, в основном занимался приготовлениями и военной реформой. Отряды мюридов принимали регулярный облик – имаму была нужна армия, а не сборище воодушевленных горцев. Чтобы получить такую армию, он создал систему, при которой каждые десять хозяйств должны были поставлять и обучать отряд воинов. Эти люди обязались выполнять любой приказ имама в любую секунду – за это они жили в домах местных жителей, их земля обрабатывалась, а урожай собирался. В итоге Шамиль имел в каждом селении отряд верных сторонников, кровно заинтересованных в его успехе. При этом существовала возможность набрать дополнительные отряды под началом временных командиров, а в крайнем случае поставить под ружье хоть весь аул. В общем, имам сделал скачок из родового-племенного строя в почти что феодализм.

Псевдорегулярный характер войск Шамиля подчеркивал и внешний вид – рядовые носили желтую форму, офицеры – черную. У всех на головах были одинаковые зеленые тюрбаны. Для отличившихся даже были предусмотрены медали, образец для которых прислал турецкий султан. Награжденным выдавалось письменное свидетельство, а медаль (из-за общего недостатка средств) они должны были купить на свои деньги.

Характер самого Шамиля с годами не становился лучше – переживший поражение Кази-Муллы, убийство Хамзата, имевший кровных врагов по всему Кавказу, имам становился все подозрительней и жестче. Он мало куда ходил без сопровождения палача, готового в любую секунду начать рубить головы и руки – для этого было достаточно лишь подозрения в нелояльности.

26 августа 1843 года Шамиль вышел из Дилыма во главе крупной армии. Менее чем через сутки он появился у аула Унцукуль, недалеко от которого к нему присоединилось несколько последователей во главе сильных отрядов, в том числе и Хаджи-Мурат. В прошлом году Унцукуль открыто выступил на стороне русских, выдав 78 мюридов и позволив разместить у себя небольшой императорский гарнизон. Теперь следовало показать всем, что такое не может оставаться безнаказанным.

Русские не сидели на месте, попытавшись силами всех, кого удалось собрать неподалеку (около 500 человек), выручить аул, но не преуспели – было убито более 480 человек, а спастись удалось лишь отдельным счастливчикам, сумевшим переплыть Койсу под градом пуль. Через два дня отчаянной схватки остатки гарнизона сдались, а аул был захвачен.

Клюгенау срочно собирал войска, но за это время Шамиль успел захватить все русские крепости и лояльные аулы в Аварии, и русскому генералу оставалось только ждать противника в хорошо укрепленном Хунзахе. Достаточно умный, чтобы не атаковать в лоб хорошо укрепленный город с крупным отрядом регулярных войск внутри, имам отошел, предпочтя при помощи хорошо спланированных набегов на другие регионы вынудить русских вывести из Аварии основные силы. После этого мюриды чувствовали себя там, как дома – цель была достигнута.

Всю осень, вплоть до Рождества, Шамиль с хорошо подготовленной и обеспеченной армией шествовал по Дагестану, постоянно атакуя наиболее важные или слабо укрепленные пункты. Русские потеряли за год 12 укреплений, 27 орудий и более 2 600 человек. Войск постоянно не хватало, и лишь нечеловеческое напряжение и без того измотанных сил и действия умелых и инициативных офицеров вроде генерала Фрейтага не давали положению окончательно полететь в тартарары.

Интересен случай, подчеркивающий артистичность и харизму Шамиля, которые помогали ему удерживать в узде буйных горцев с их вечными распрями. Чечня давно стала второстепенным театром военных действий: в ней стали чуть реже стрелять, так как русские и мюриды появлялись там периодично, набегами. Чеченцы, верные кавказскому характеру, пытались выгадать себе побольше ресурсов при минимуме усилий, поддерживая то одних, то других. Это, разумеется, имело последствия – и те, и другие справедливо считали чеченцев предателями, целенаправленно проходясь по краю огнем и мечом. Через некоторое время население Чечни задумало просить у Шамиля либо защиты, либо разрешения пойти на мировую с Россией.

Разумеется, добровольно никто с таким известием идти не хотел, поэтому пришлось кинуть жребий, по которому и выбрали четырех мужчин из аула Гуной. Хорошо зная жадный кавказский менталитет, чеченцы дали смельчакам значительную сумму золота. Прибыв в Дарго, они нашли муллу, которого ценила и уважала мать Шамиля. Имам ее очень берег и любил, поэтому идея действовать через старую и набожную женщину казалось великолепной.

Кавказская пожилая женщина

Муллу подкупили, после чего он убедил мать в правомочности и логичности требований делегатов. Женщина поговорила с Шамилем, которого предложение чеченцев, разумеется, ни капли не воодушевило. Хитрый и расчетливый, он прекрасно понимал, что убийство или наказание переговорщиков подтолкнет Чечню в объятия империи. Этого имам хотел меньше всего и, немного поразмыслив, выработал тщательно продуманный план.

Для начала он озвучил решение чеченцев перед всем населением Дарго. Затем заперся в мечети на три дня, при этом, что немаловажно, приказав остальным собраться вокруг храма и молиться вместе с ним. Люди, измученные молитвой и постом, были доведены до крайней степени религиозного пыла и, когда появился Шамиль, были готовы на что угодно.

Выйдя из мечети, имам обратился ко всем с длинной речью, суть которой состояла в том, что он обращался к Мухаммеду, и тот, расстроенный, что чеченцы решили покориться гяурам, повелел наказать принесшего дурную весть 100 ударами нагайки. Так как человеком этим оказалась его мать, это означало, что наказать следовало именно ее.

Затем мюриды схватили несчастную старушку и, сорвав с рыдающей женщины белоснежную шаль, принялись ее избивать. Физического здоровья матери имама хватило лишь на пять ударов, после чего она потеряла сознание. Тогда Шамиль объявил, что оставшиеся 95 ударов примет сам, что и сделал без единого крика. Толпа была заворожена, пребывая в смеси ужаса, благоговения и религиозного экстаза. Момент был выбран идеально, и имам грозно повелел привести ему людей, ради которых его мать была подвергнута столь унизительному наказанию. Чеченских депутатов, напуганных до заикания, бросили к ногам Шамиля. Те уже не сомневались в своей участи, но имам лишь властно приказал им возвращаться обратно в Чечню и передать своему народу все, что они тут видели. Бедняг не надо было долго упрашивать, и уже через полчаса те скакали домой, не жалея лошадей.

Генерал-адъютант Алексадр Нейдгардт (1784-1845), наместник на Кавказе (1842-1844)

С помощью этой сильной сцены Шамилю удалось сохранить за собой Чечню, не только не потеряв авторитета, но, наоборот, подняв его в глазах всех горцев, хоть краем уха прослышавших о случившемся.

Тем временем, вдохновленный успехами Паскевича в войнах против турок и персов, император Николай никак не мог понять, отчего его генералы не могут расправиться с какой-то разбойничьей шайкой. Он дополнительно послал генералу Нейдгардту 25 батальонов пехоты, 4 казачьих полка и 40 орудий. Кроме того, царь приказывал укрепить кавказские войска 22 000 хорошо обученных рекрутов и отслуживших свой срок солдат. За это император требовал конкретных результатов, в случае недостижения которых грозился отозвать подкрепление в декабре 1844 года.

Это непонимание сущности и различий между регулярным (которыми были Турция и Персия), условно регулярным (которым был Шамиль) и иррегулярным (остальными горцами, постоянно живущими между состоянием грабежа и маскировки под мирное население) противником стоило стране 16 лет кровопролитной войны и траты огромного количества ресурсов. Решить проблему, далеко выходящую за рамки простого завоевательного похода, одной-двумя удачными кампаниями было, к сожалению, невозможно.

Генерал-майор Диомид Пассек (1808-1845), герой Кавказской войны

Нейдгардт, тем не менее, старательно принялся за дело, и 1844 год прошел под знаком ряда крупных сражений, где победы одерживали в основном русские. Так, например, Пассек, имея всего 1 400 солдат, разогнал армию противника, насчитывающую 27 000 бойцов. Тем не менее, особенности театра военных действий, надсмотр Николая I, сковывающий инициативу, и талант Шамиля не позволили извлечь из этих побед стратегических результатов, оставив позиции и престиж мюридов нетронутыми.

Императора это, разумеется, устроить не могло. Позволив генералу Нейдгардту подготовить план кампании 1845 года, предполагавший решительный поход на Дарго, Николай, его одобрил, но решил сменить главнокомандующего, передав этот пост графу Воронцову, генералу еще Отечественной войны, утонченному аристократу, за которым постоянно бегали многочисленные сынки высокого дворянства.

Генерал-адъютант Михаил Воронцов (1782-1856), герой войны 1812 года, наместник на Кавказе (1844-1854)

Прибыв на Кавказ, Воронцов с удивлением узнал, что предстоящая экспедиция не одобряется практически никем из его подчиненных. Желая, тем не менее, выполнить приказ императора, он отмахнулся от всех возражений, но личное общение с войсками и внимательное изучение обстоятельств стало менять его точку зрения. В частности, 25 мая 1845 года граф в переписке с военным министром уже заговаривал о том, что Шамиля он, конечно, разобьет, но окончательное подчинение Кавказа возможно лишь в результате перехода к «разумной и методичной системе». Время шло, и сомнение перешло в откровенную растерянность. 30 мая Воронцов писал, что уже не надеется в успехе предприятия, хотя сделает все, что в его силах.

В таких настроениях граф и покинул крепость Внезапную во главе крупного отряда. Через 3 дня он соединился с силами, расквартированными в Дагестане, и число солдат в его армии достигло 9 000. Начало вышло неплохим – авангард под командованием Пассека завладел высотой Анчимир, которую защищал отряд в 3 000 горцев. Потери русских составили лишь 17 раненых, и ободренные войска двинулись дальше; но хитрый Шамиль пока не вводил в бой главные силы – их время придет позже.

Воронцов со свитой

Утром 6 июня Пассек со свойственной ему тягой к приключениям продолжил наступление, не дожидаясь приказа, и сильно оторвался от остального отряда. Вследствие резкой перемены погоды замерзло насмерть около 500 лошадей, а 450 человек получили сильные обморожения. Это несколько поубавило его пыл и свело на нет моральные последствия предыдущей победы.

Шамиль пока не предпринимал активных действий, лишь разрушая все населенные пункты на пути русских – его целью было заманить имперские войска подальше от баз снабжения и не дать им получать пропитание от окружающей местности. Хитрый лис знал, как действовать, и делал свою работу блестяще.

Воронцов это прекрасно понимал, но, подойдя к Дарго на 16 километров и имея в своем распоряжении внушительную армию, не мог не атаковать. Войска следовало снабжать провиантом, а Шамиль безжалостно выжег и разграбил все местные аулы на мили вокруг. Долгое время русские топтались на месте и пытались найти хоть что-нибудь, но каждый раз возвращались ни с чем. Наконец, 4 июля Воронцов осознал, что еды у его армии осталось лишь на несколько дней, а конвой с провиантом придет не раньше 10 числа. Это привело к роковому решению двинуться 6 июля на Дарго, отослав часть войск назад, за продовольствием.

Даргинский поход

Началось все со стандартного для кавказских реалий и горского характера эпизода – в три часа утра 6 июля местный житель, бывший у командующего в услужении, украл любимого коня Воронцова и ускакал в лес – предупреждать Шамиля о приближении русских. Час спустя отряд пришел в движение, и уже в 9 утра основные силы подошли к опушке леса. До ближайшей равнины через него было 40 верст, а до заветной цели – Дарго – 5-6 километров. Дорога же, по которой приходилось наступать, была узкой, а через каждые 500 метров ее преграждали завалы из вековых деревьев.

Разумеется, войска продвигались медленно, постоянно натыкаясь на засады и неся потери. Тем не менее, Дарго был взят утром следующего дня. Шамиля внутри, разумеется, не было.

Отделенный от ближайшего контролируемого имперскими войсками пункта густым лесом в 40 верст, располагающий провиантом всего на 5 дней, Воронцов с каждым днем все сильнее чувствовал на своей голове знаменитую треуголку Наполеона.

Движение к Дарго

Вечером 9 июля у края леса были запущены ракеты, возвещающие о том, что конвой с провиантом прибыл. Добраться до Дарго без помощи он, разумеется, не мог, и в ауле была организована печально известная «бисквитная экспедиция». Клюгенау с самого начала не питал насчет нее никаких иллюзий, но был назначен начальником колонны. Верный школе Суворова и его утверждению, что «голова никогда не ждет хвост», он был на редкость неудачным выбором для такой должности. Неуемный и импульсивный Пассек, возглавлявший авангард, лишь умалял шансы удачного сопровождения конвоя через полный засад лес.

Колонна двинулась в поход утром 10 числа – каждое препятствие, с превеликим трудом уничтоженное 4 дня назад, было тщательно восстановлено мюридами. Пассек устремился вперед, штурмуя одну баррикаду за другой. Вместе с ним шел и Клюгенау, вследствие чего авангард оторвался от центра, а стремящийся угнаться за «головой» центр – от арьергарда. Этим не преминул воспользоваться неприятель, и уже скоро в промежутки вклинились отряды Шамиля. В русских стреляли буквально из каждого куста и даже из-под веток вековых деревьев. Сильнее всего досталось арьергарду, в котором были убиты командир и множество офицеров.

В итоге остатки колонны смогли вырваться на открытое пространство лишь на закате. Положение было отвратительным – Клюгенау разумно считал, что лучше отойти в Дагестан, оставив Воронцова пробиваться к Герзелю вместе с оставшимися солдатами. Генерал некоторое время раздумывал, но в результате все-таки решил вернуться в Дарго.

Рано утром 11 числа колонна начала движение. Теперь неприятеля было еще больше, чем вчера, препятствия снова были восстановлены, а еще полил сильный дождь, снижая видимость чуть ли не до нуля. Пассек, вновь командовавший авангардом, наткнулся на бревенчатое укрепление, перед которым штабелями лежали тела погибших накануне русских – обнаженные и изуродованные со всей горской изобретательностью. У солдат скрежетали зубы от злости, но делать было нечего – оставалось только собрать в кулак всю волю и пробиваться дальше.

В итоге наступление застопорилось, и началась неразбериха, вызванная смертью храброго Пассека. Авангард был разбит – осталась лишь беспорядочная линия из представителей разных полков и разных родов войск. Все эти солдаты были нагружены ранеными и провизией. В атаку их вел лично Клюгенау – должно быть, он решил, что все уже кончено: весь его штаб давно был мертв, натиск горцев все усиливался, а ряды солдат стремительно редели. Несгибаемый генерал медленно заряжал пистолет последними пулями – бледный, но спокойный в своей суровости, он походил, по воспоминанию одного из тяжелораненых офицеров полка, на «статую командора», вокруг которой концентрировались остатки хоть какой-то осмысленности в бушующем океане хаоса.

Как это часто бывает в кино, помощь подоспела в самый последний момент. Все это время Воронцов сидел в Дарго и не мог знать, что в точности происходит, но по звуку пальбы понимал, что дело плохо. Главнокомандующий не выдержал, послав на помощь свежий батальон пехоты. Солдаты прорвались через толпу бегущих и сражающихся и, заняв место в арьергарде, отражали самые сильные атаки горцев. В результате проклятой всеми «бисквитной экспедиции» было убито 550 человек, в том числе 2 генерала, а из провианта до Дарго не дошло практически ничего.

Теперь Воронцов находился в окруженном лесом ауле, имея всего лишь 5 000 боеспособных людей и множество раненых. При этом в лагере почти не было еды, а вокруг все кишело почуявшими добычу мюридами. Путь был один – пробиваться в Герзель через чеченские леса, но в одиночку пройти 41 версту через такую местность было немыслимо. Спасти всех мог только генерал Фрейтаг, находящийся в Грозном, при условии, что он бросит в бой все имеющиеся силы. Воронцов направил к нему пять курьеров с просьбой о помощи, но никто не знал, доберется ли хоть один.

12 июля все готовились к маршу, грузя на повозки раненых и уничтожая лишние палатки и тому подобные вещи. Рано утром 13 числа колонна двинулась вперед. В первый день боев было немного, но продвижение шло медленно – позади осталось лишь 5 верст, а 14 июля Шамиль устроил русским главную засаду, проведя ожесточенный бой. Все предыдущие ошибки повторились, и авангард, желавший как можно быстрее вырваться из этого злополучного места, оторвался от основных сил. В образовавшийся разрыв тут же хлынули мюриды, что замедлило продвижение еще сильнее.

15 июля стало легче, так как Шамиль решил, видимо, перегруппировать силы, но стало сказываться напряжение от предыдущих дней вкупе с недостатком провизии. Зато на следующий день начался ад – мало того, что атаки мюридов стали еще злее, так повторилась все та же ошибка с оторвавшимся авангардом. Этого, разумеется, нельзя было избежать, так как каждый солдат понимал, что единственный шанс на спасение заключался в том, чтобы добраться до Герзеля в ближайшие 2-3 дня, и изо всех сил стремился двигаться как можно быстрее. В результате боевые части уходили вперед, оставляя неприкрытыми артиллеристов и саперов, которых изрубали в куски. Каждый такой эпизод завершался сценой резни раненых.

За 4 дня колонна прошла 25 верст, оставалось пройти 15. Количество раненых увеличилось до 2 000 человек, то есть, на каждого раненого приходилось по 3 здоровых, которые должны были не только нести товарища, но и вести постоянные бои. Неприятель мог обрушиться куда угодно, когда угодно и откуда угодно, запасы продовольствия кончились, а солдаты были полностью деморализованы. Идти дальше было нельзя.

Воронцов принял решение занять оборону и ждать Фрейтага, не зная при этом, дошли ли до того посланные депеши. 17 июля прошло под знаком мрачной неопределенности. Каждая минута тянулась, как час.

Фрейтаг пришел. Как ни странно, все пять курьеров добрались до него живые и невредимые. Генерал ожидал подобной ситуации, разместив все имеющиеся отряды между Грозным и Герзелем. Получив депеши между 15 и 16 июля, он тут же выступил в поход и, преодолев за 2 дня 160 верст, достиг осажденного лагеря Воронцова в 9 вечера 18 числа. 20 июля главнокомандующий двинулся ему навстречу, а 26 июля остатки экспедиции добрались до Герзеля.

Генерал-лейтенант Роберт Фрейтаг (1802-1851)

План провалившейся кампании был разработан не Воронцовым, и поражение охладило пыл императора, который теперь не требовал немедленных результатов и решительных операций, что давало главнокомандующему возможность подойти к делу более обстоятельно. Весь 1846 год он строил крепости, дороги и улучшал уже существующие укрепления. Шамиль же, вдохновленный своими успехами, попробовал устроить вторжение в Кабарду, но ему помешал Фрейтаг, и регион, спокойный с ермоловских времен, так и не был вовлечен в боевые действия. При этом война носила маневренный характер, и ни одна из сторон не понесла серьезных людских или репутационных потерь.

В 1847-48 годах Воронцов проводил наступательные операции, но осторожно, не замахиваясь на попытки покончить с мюридизмом одним махом. Он прекрасно понимал, что на это у него не было сил, и вплоть до конца Крымской войны (1856 год) обе стороны играли в стратегической обороне.

Если Воронцов просто опасался идти ва-банк, то Шамиль был занят внутренними проблемами. С каждым годом в имаме крепло убеждение, что он окружен предателями. Это привело к тому, что он начал видеть угрозу в самом преданном и отчаянном командире – в Хаджи-Мурате. Популярность последнего росла, и Шамиль уже было приговорил сподвижника к смерти на тайном совете, однако тот был предупрежден и сдался русским.

Голова Хаджи-Мурата вчера и сегодня

Те обошлись с бывшим полевым командиром вполне по-человечески, держа того в Тифлисе на положении почетного пленника, но разбойничий характер ничто не могло изменить, и Хаджи-Мурат, тоскующий по вольнице, совершил побег, убив офицера охраны и казака. Два дня спустя он с четырьмя соратниками был настигнут и убит местной милицией под предводительством одного из своих кровных врагов. Этому предшествовала отчаянная перестрелка – поняв, что уйти не получится, беглецы убили под собой лошадей и, лежа за ними, отстреливались до последнего патрона. Голову Хаджи-Мурата отправили в Петербург, к знаменитому медику Пирогову. Сейчас она хранится где-то в запасниках Кунсткамеры, откуда ее периодически безуспешно пытаются добыть различные дагестанские общественные организации.

Эта геройская смерть, не приводящая к каким-то глобальным изменениям сама по себе, как бы послужила барьером между двумя эпохами. Эра «дикого» Кавказа неизбежно уходила в прошлое, уступая место господству порядка. Столетия цивилизаторской работы не проходили зря – ханства и аулы были автономными лишь формально, а на деле были крепко привязаны к устройству империи. Те же из них, что пробовали упорствовать, уничтожались – в 1852 году князь Барятинский собрал 10 000 солдат, и прошелся огнем и мечом по равнинам Чечни. Фрейтаг медленно, но верно вырубал леса, методично занимаясь этим еще с 1846 года. Шамиль был на пике свой власти, но конец уже приближался – как хаос Дикого Запада неотвратимо отступал перед лицом железной дороги, так и фронтир Кавказа неумолимо таял, столетиями разрываемый плугом казака-поселенца. Теперь его следовало добить сапогами царских солдат, навеки растоптав остатки былой вольницы.

Поручик императорской армии Джамалуддин Шамиль (1829-1858) сын имама Шамиля

Грянула Крымская война, но ход действий в Азии складывался благоприятно для империи, и Муравьев громил турок немногим хуже Паскевича, а европейские державы интересовал исключительно Крым. Шамиль пытался использовать сложившуюся ситуацию в свою пользу, но в итоге рассорился с турецким султаном, упустив и эту возможность.

Потерявший хватку Шамиль не занимался ничем важным – в частности, организовал похищение двух грузинских княгинь с тремя малыми детьми на руках. Во время перехода одного из них случайно затоптали горские лошади, другого, младенца, ради потехи засунули в мешок головой вниз (с фатальным результатом), а няню третьего жестоко убили. Все это было совершено лишь с одной целью – вернуть назад одного из сыновей имама, отданного генералу Граббе в качестве заложника в двенадцатилетнем возрасте, еще при штурме Ахульго.

Генерал-адъютант Александр Барятинский (1815-1879), наместник на Кавказе (1856-1862)

Русские, получив ребенка, почему-то не стали отрезать ему голову, а направили в Петербург, где тот был воспитан и отправлен на службу в действующую армию. Получив Джамалуддина обратно, Шамиль с удивлением обнаружил, что тот пропитан русскими идеями и настолько уверен в мощи империи, что советует отцу сдаться. Имам решил отправить сына в деревню Карату, где проживал брат Джамалуддина, Кази-Мухаммад, который честно попытался устроить жизнь вернувшемуся родственнику, организовав ему женское внимание и заботу. Джамалуддин же, обнаружив, что проживает среди дикарей, впал в меланхолию, стал чахнуть и через три года умер.

Конец был неизбежен – завершив Крымскую войну, Россия осознала, насколько опасно иметь у самых границ полудикое образование с малопонятным статусом. С кавказским вопросом следовало разобраться окончательно. 22 июля 1856 года наместником на Кавказе был назначен князь Барятинский, который вернулся к ермоловским принципам о постепенном продвижении и выработал четкий и осуществимый план совместных операций. Этот факт, а также строительство Воронцовым крепостей, дорог и вырубки леса привело к самым смелым результатам.

Штурм аула Гуниб

С этого времени Россия больше не испытывала проблем на Кавказе. Не было ни обидных поражений, ни массовой неразберихи. Армии и отряды действовали, как части хорошо смазанного механизма, не допуская ошибок и пресекая все попытки мюридов устроить очередной дерзкий рейд. Рука империи окончательно сжалась на горле Шамиля, и 26 августа 1859 года он сдался Барятинскому при Гунибе.

Закончилась война на Кавказе, но не жизнь Шамиля. Став одной из игрушек Александра II, этот, некогда грозный и несгибаемый человек, стал ходячим подтверждением военной мощи империи. Отведя предводителю мюридов роль живого экспоната, его некоторое время возили по всей стране, показывая самым разным людям, от императрицы до скучающего в отставке Ермолова. После продолжительного турне бывшему «борцу за свободу» разрешили поселиться в Калуге, время от времени все же выдергивая уже престарелого Шамиля для того или иного торжественного события, навроде свадьбы цесаревича Александра.

Сдача Шамиля Барятинскому

Кавказ был усмирен.

Разумеется, оставались какие-то недобитки, но, будучи обреченными с Шамилем, без него они и подавно не имели никаких шансов. Крупномасштабные боевые действия прекратились в мае 1864 года.

К сожалению, за бурный ХХ век многие завоевания империи были потеряны. Те, что потеряны не были, так или иначе ослабились, усилились сепаратистские тенденции. Политика поощрения национализма малых народов, последовательно проводимая в СССР, после его исчезновения не привела ни к чему хорошему.

Шамиль в старости

Никто не знает, естественный ли это цивилизационный процесс распада или очередной период слабости, который будет преодолен. Может быть, поблекшая форма наполнится содержанием и духом, а может, впереди лишь дальнейший развал. В такой ситуации нынешнее поведение «мелких, но гордых» народов более чем естественно. Почувствовав ослабление нажима, они только умножат усилия, будут подчеркивать свою самость, устраивать акты неповиновения, будут ползучим манером медленно, но верно перехватывать власть в своих землях. Для России это не должно означать отказа от ненадежных территорий. Напротив, на подобные проявления следует обратить самое пристальное внимание, не пытаясь замести под ковер все многочисленные инциденты. Целостность, единообразие необходимо укреплять, чтобы превратить страну в монолитную фалангу, которую сложно развалить по кускам или обратить в бегство.

Применительно к Кавказу это будет, пожалуй, сложнее всего. Учитывая пестующийся национализм малых народов, до сих пор живой кавказский менталитет – менталитет охотника, смотрящего на все вокруг, как на законную добычу – вероятность потери контроля над этими регионами в течение ближайшего десятка лет видится очень высокой.

Исходя из изучения истории покорения Кавказа, можно смело сформулировать выводы на будущее.

Первой, как и во всех случаях, должна идти военная сила. Играя важнейшую роль все годы постепенного завоевания, она является фундаментом, позволяя осуществлять все остальное. Все должно начинаться с военной силы, быть ею сопровождаемой и обеспечиваемой.

Важное замечание – кавказцы, движимые менталитетом и страстью к власти, с удовольствием идут в силовые структуры. Кто-то видит в этом способ привязать местное население к Метрополии, но я вижу в это серьезную опасность. В будущем на это стоит обратить самое пристальное внимание.

За военной силой должна идти колонизационная политика. Мы столкнемся с выпестованным национализмом, подкрепленным чуждой нам ментальностью и влиянием из-за рубежа. Возникнут международные осложнения. Но это единственный путь, если мы не хотим неизбежно, через десять, пятьдесят или сотню лет, потерять этот регион навсегда.

Кавказцев делают кавказцами три вещи – жажда наживы, клановость и личная решительность, затмевающая в определенные моменты чувство самосохранения. Мы должны предпринять меры культурного, экономического и полицейского характера, чтобы стереть эти качества. Будут недовольства, будет реакция. Мы должны понимать это с самого начала, и обеспечить все необходимые условия для того, чтобы подавить возможные протесты. Так мы постепенно сделаем этих людей достойными членами общества. Без разрушающего единство национального колорита, без постоянных попыток перетянуть на себя одеяло, подметнуть, воспользоваться чрезвычайно развитыми клановыми связями.

Тут потребуются затраты, политическая воля и, что самое важное, постоянство курса. Но зато, через 2-4 поколения, этот редкой красоты регион и правда предстанет в совершенно ином обличии – туристическим кластером с приветливым и спокойным населением, эдакими русскими Альпами, где наши дети будут посещать экскурсии по местам прошлых побед, а взрослые кататься на лыжах и лошадях. И, самое главное – южные границы России будут в безопасности.

"Вчера иду по передвоенному черноземному пару. Пока глаз окинет, ничего кроме черной земли - ни одной зеленой травки. И вот на краю пыльной, серой дороги куст татарина (репья), в три отростка: один сломан, и белый, загрязненный цветок висит; другой сломан и забрызган грязью, черный, стебель надломлен и загрязнен; третий отросток торчит вбок, тоже черный от пыли, но все еще жив и в серединке краснеется. - Напомнил Хаджи-Мурата. Хочется написать. Отстаивает жизнь до последнего, и один среди всего поля, хоть как-нибудь, да отстоял ее" (Л.Н. Толстой, 19 июля 1896 года, село Пирогово).

Так в Пироговских имениях графов Толстых родилась всемирно известная повесть "Хаджи-Мурат", потребовавшая от Льва Толстого сил и времени не меньше, чем его самый объемный труд - роман "Война и мир".

Двадцать три начала, десять полных редакций всего текста, 2152 черновые страницы и около полутора тонн справочных материалов для всего 250 готовых к печати страниц. Страниц, обреченных самим автором не быть изданными при его жизни. Значит, повесть о Хаджи-Мурате того стоила?

Повесть-наследие, повесть-ключ к пониманию Кавказской войны, повесть-завещание потомкам своим и Хаджи-Мурата, читателям и писателям, солдатам и правителям. Сегодня она известна во многих уголках мира, а в прошлом году ее перевели еще и на хинди, дав возможность еще более чем полутора миллиардам жителей Земли познакомиться с ее главным героем.

"...Гаджи-Ага, наступив на спину тела, с двух ударов отсек голову и осторожно, чтобы не запачкать в кровь чувяки, откатил ее ногою..." (Л.Н. Толстой "Хаджи-Мурат".)

С этого момента голова бывшего "лучшего наиба имама Шамиля", оставив тело погребенным недалеко от древнего селения Закаталы (Азербайджан), начала свой собственный, незавершенный до сегодняшнего дня путь. В первую очередь она была отправлена в Темир-Хан-Шуру (Буйнакск), войсковую столицу Кавказской армии. Здесь очень многие хотели убедиться, что Хаджи-Мурат мертв и теперь можно спокойно спать и ездить по дорогам. В Тифлисе в ставке наместника хотели того же, и голова Хаджи-Мурата под усиленной охраной была препровождена в Тифлис.

А ее уже ждали для высочайшей аудиенции в Санкт-Петербурге, где после встречи с императором она осталась бессрочно заключенной, сначала - в Военно-медицинской академии, а потом - в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого.

Сменяли друг друга императоры, вершились революции, начинались и победно заканчивались войны... Сто сорок восемь лет о голове Хаджи-Мурата вспоминали только историки, археологи и работники музеев. Но в 2000 году общественность, родственники и руководство Республики Дагестан начали кампанию по возвращению головы Хаджи-Мурата на историческую родину для воссоединения останков и захоронения. Возглавил эту кампанию депутат Государственной Думы Омар Омаров. Велась переписка на уровне правительства, Федерального Собрания РФ и МИД Азербайджана.

Воссоединения и захоронения останков тогда добиться не удалось. Результатом общих усилий стало исключение черепа Хаджи-Мурата из состава государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Утратив статус музейного предмета, он, тем не менее, остался объектом федеральной собственности.

Шесть лет назад, работая с материалами, связанными с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, К.А. Шестаков, пресс-секретарь Тульской епархиальной археологической экспедиции, которой я руководил, встретил публикации о голове Хаджи-Мурата. Мы были поражены, что до сих пор у нас в России, строящей демократическое общество в стране, все еще живы отголоски тех времен, когда голова человека преподносилась государю как показатель высоких результатов работы государственного аппарата и хранилась как военный трофей.

В городе Туле была создана инициативная группа, поставившая своей целью восстановление исторической справедливости в отношении главного героя всемирно известной повести Л.Н. Толстого, национального героя Дагестана Хаджи-Мурата. Инициатива была поддержана Музеем-усадьбой Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" и правительством Республики Дагестан.

Началась долгая переписка с различными государственными структурами в поисках возможностей возвращения черепа Хаджи-Мурата на родину. В адрес руководства страны направлялись обращения с просьбами о помощи и содействии в этой гуманной акции, направленной на укрепление культурных связей между народами и доверия к федеральному правительству. Инициативную группу поддержали своими подписями студенты и преподаватели Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого.

Пять лет назад, в 2007 году автор статьи обратился к губернатору Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко с просьбой о содействии возвращению черепа Хаджи-Мурата на родину. В полученном ответе было сказано, что останки человека, согласно действующему законодательству, не могут являться объектом федеральной собственности, и в данном случае необходимо политическое решение.

Потомком Льва Николаевича Толстого, директором Музея-усадьбы "Ясная Поляна" В.И. Толстым на имя председателя правительства Российской Федерации было направлено письмо с просьбой о прямом участии В.В. Путина в разрешении этой более чем полуторавековой проблемы воссоединения и захоронения останков Хаджи-Мурата. Музей, в свою очередь, готов взять на себя всю ответственность за их получение, транспортировку, идентификацию, воссоединение и захоронение. С просьбой о содействии в этом межнациональном и межконфессиональном акте уважения к памяти давно погибшего человека направлено письмо Патриарху Московскому и всея Руси Святейшему Кириллу.

При поддержке руководства Республики Дагестан и города Махачкала в мае этого года будут открыты два памятника: Льву Толстому в Махачкале и Льву Толстому и Хаджи-Мурату в горном местечке Матлас, построенные и на личные пожертвования группы неравнодушных людей во главе с академиком Ш.Г. Алиевым. Одной из школ Хасавюрта, первой в новом тысячелетии, будет присвоено имя великого русского писателя.

Говорят, что война не закончена, пока не захоронен ее последний погибший воин. Я верю, что с захоронением Хаджи-Мурата Россия, наконец, закончит ту старую Кавказскую войну XIX века. А закончив ее, получит возможность примирить Кавказ с собой, миром и самим Кавказом.