Как недоливают бензин на заправках. Недолили топлива: как наказать владельца АЗС? Как же не дать себя обмануть

Три четверти исследованных заправок грешат недоливами, а переплата за бензин из-за этого достигает 20% - к таким выводам пришли эксперты «Федерации автовладельцев России», проверив 34 АЗС в разных регионах страны. Как уличить заправку в обмане и что с этим делать?

Мельче заправка - больше недолив

Эксперты ФАР проверяли честность АЗС методом тайного покупателя, определяя количество налитого топлива специальным мерником. Заправки в 13 регионах разделили условно на три типа: принадлежащие нефтяным компаниями (ВИНКам), крупные сети и мелкие сети. Из пяти АЗС ВИНКов нарушение было на одной и незначительное - недолив составил 1,63%. Заправках крупных сетей обманывали в 80% случаев, а максимальная величина недолива достигала 19% - почти 10 литров на 50-литровый бак. На мелких АЗС недолив был всегда, но максимальная величина поменьше - в пределах 8%.

Средняя недостача на российских АЗС составила 5%, что повышает фактическую цену топлива примерно на 2 рубля за литр. В отдельных случаях переплата была выше: например, на одной из Краснодарских АЗС с учетом недолива цена литра топлива составляла 55,2 рубля вместо 44,7 рублей!

Куда жаловаться

Первый путь - обратиться в надзорные органы.

Проблемами защиты прав потребителей занимается Роспотребнадзор, - рассказывает автоюрист Лев Воропаев. - Наказать по самому факту обращения они не смогут, но жалоба потребителя является основанием для внеплановой проверки, по результатам которой могут возбудить административное дело по статье 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей». В любом случае, они обязаны дать мотивированный ответ на обращение. Вообще внеплановые проверки в России строго регламентированы, но жалоба потребителя - один из поводов для ее проведения. Правда, в любом случае необходимо за сутки уведомить АЗС о предстоящей проверке и, возможно, согласовать вопрос с прокуратурой.

Санкции по ч.1 ст. 14.7 КоАП не так уж суровы: в худшем случае юрлицам грозят штрафы до 50 тысяч рублей. Для крупной АЗС, которая реализует 20 тонн топлива в сутки, недоливая по 5%, сумма штрафа отобьется… за сутки.

С января этого года в КоАП появилась новая статья 14.43.1, которая позволяет сурово наказать АЗС за продажу некачественного топлива: штрафы составляют 1–3% годового оборота от продажи топлива, но не менее 500 тысяч рублей. А вот в отношении недолива столь жестких мер пока не предусмотрено.

Росстандарт, в отличие от Роспотребнадзора, на жалобы граждан реагировать не обязан, но принять во внимание обратную связь может. С начала года Росстандарт проводит регулярные проверки АЗС, в том числе на недолив . За шесть месяцев исследовано 1,4 тысячи заправок, и проблемы выявлены на каждой восьмой. Сумма штрафов достигла 28 млн рублей. Правда, о контроле недолива чиновники говорят, как о нерешенной проблеме:

Возможность недолива связана, в первую очередь, с установкой всякого рода «переключателей» на топливораздаточные колонки, а также с несовершенством законодательства, - объясняет заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.

Лев Воропаев отмечает и специфику плановых проверок, которые слишком очевидны для владельцев АЗС:

Проверять можно не чаще раза в три года, план проверок публикуется на сайте ведомства, а саму АЗС нужно уведомлять за три дня до проверки.

Росстандарт изучает возможность проведения внезапных проверок АЗС на недолив и внесение изменений в методику. Например, предлагается использовать проточные датчики - это позволит контролировать недоливы на больших объемах топлива.

Не держите в себе

Для автомобилистов есть и второй путь: предать полученные данные огласке. Правда, сделать это нужно относительно грамотно, например, избежать необоснованных обвинений. В идеале, на видео должен быть виден весь процесс определения недолива, например, с помощью мерника. При описании процесса не нужно строить домыслов: коммертировать только то, что можно подтвердить с помощью ролика, документов, показаний других людей и так далее.


Чтобы изменить что-то реально, нужны внезапные проверки, но они могут «закошмарить» бизнес

Может ли АЗС подать встречный иск, например, за подрыв деловой репутации?

Может, но выиграет ли - большой вопрос, - делится опытом Лев Воропаев. - Если человек опубликовал видео, в котором отражено происходящее, и не вышел за рамки объективных фактов, суд, скорее всего, встанет на его сторону. Но все же это видео лучше сначала направить в Роспотребнадзор, чтобы оно стало основанием для проверки.

Любой водитель в нашей стране, подъезжая к АЗС, не уверен в двух вещах. Во-первых, качественный ли бензин на станции, и, во-вторых, нальют ли ему столько топлива, за сколько он заплатил. Причем, чем АЗС дальше от города, тем эта неуверенность становиться сильнее. Необходимо знать о том, что недолив и для самих «махинаторов», то бишь, заправщиков, если особо не зарываться, более привлекателен, чем разбавление бензина. Недолив полулитра бензина на 20-30 литров, практически, незаметен, а в конце смены у заправщика набегает неплохая сумма.

Способы обмана при заправке автомобиля (недолива бензина)

Таких способов, наш очень сообразительный народ, придумал немало. Например, при стоимости бензина с копейками, работник АЗС, утверждает, что у него нет сдачи, и предлагает долить количество бензина равное стоимости сдаче. Если это пара рублей многие просто махнут рукой и уезжают, а при другом варианте наливают столько, сколько заказывали, а переплаченные деньги уходят в карман продавца. Недолив по счетчику в пол-литра объясняют наличием этого бензина в шланге. Если для заправки используется помощник, и вы не выходите из машины при заправке, и даже не смотрите на показания счетчика, будьте уверены, что поступление топлива в бак будет произведено преждевременно, а остаток бензина слит в специальную емкость. Есть и еще масса способов мошенничества. Установка электронных заправочных комплексов не решает, принципиально, задачу, а, скорее, ее упрощает. Она ее переводит в другую плоскость. В плоскость программного обеспечения. При этом увидеть обман невозможно. На счетчике высветится заказанное вами количество топлива, но при этом топлива в бак поступит меньше. Количество недолитого топлива регулируется заправщиком. При этом при появлении инспекторов, можно дать сигнал системе о правильной работе. И сколько ни наливай топлива в контрольное ведро, там будет налито столько, сколько положено. В общем, как вы понимаете – не доливали, не доливают, и ….

Какие есть способы борьбы с недоливом бензина на АЗС

На АЗС должно быть мерное ведро, куда по вашему требованию должны налить бензин и убедить вас в правильности заправки. Но уже залитый бензин в бак таким способом не проверишь. Тем не менее, производство замера налитого бензина с помощью мерного ведра производится следующим образом. На мерном ведре выставляется бегунок на то количество топлива, которое будет заливаться в мерное ведро. При этом учитывается температура воздуха. Затем наливается бензин строго по показателям счетчика. Отклонения в любую сторону на 50 мл на 10 л бензина нарушением не считается. Большое значение для правильности налива топлива играет температура воздуха, и соответственно, где находится цистерны с горючим. При высокой температуре бензин расширяется, вернее воздух в нем, но при этом масса его не увеличивается. Значит, при заправке теплого топлива его сольется меньше положенного. А остыв в баке автомобиля, оно примет естественное количество.
Если вы заподозрили недолив топлива, вам необходимо обратиться к оператору АЗС и потребовать (!) произвести контрольный замер отбора топлива из колонки в специальный мерник. Если обнаружиться недолив, составляется акт о недоливе с указанием его количества. Все это прописано в Законе о правах потребителей. Конечно, реализовать это будет достаточно сложно, но уже одно то, что вы потребуете соблюдения своих прав, покажет, что ваши действия легитимны и не нарушают ничьих прав. Вам скорее с «горкой» нальют бензина и пожелают доброго пути, чем будут ждать приезда инспекторов после ваших жалоб. Увы, основная проблема недолива – это обнаружение систематического обмана потребителей. Тогда и санкции будут другие. А однократный контрольный закуп топлива с обнаружением недолива, приведет лишь к небольшому штрафу. Конечно, обнаружив недолив, можно произвести комплексную проверку данной АЗС. Но занятие это хлопотное, а что делать хлопотно, нашим чиновникам и работникам контрольных служб не с руки.

Как не дать себя обмануть недоливом на АЗС

Во-первых, использовать свой опыт и опыт своих товарищей. Они обязательно порекомендуют вам станцию, которой сами пользуются и довольны ее. То же самое можете сделать и вы. Если вы нашли достойную АЗС, пользуйтесь именно ей, ну, и расскажите товарищам.
Во-вторых, можно произвести проверку АЗС своими силами. Купите канистру бензина и замерьте количество налитого топлива. Температурный коэффициент вы, конечно, не сможете учесть, но нехватка в полстакана вполне говорит о честности заправщиков.
В-третьих, летом лучше всего заправляться утром, пока цистерны не нагрелись.
Так же не стоит наливать бензин после приезда бензовоза.
В-пятых, подъезжая к АЗС, выберете колонку, где только что заправлялся или заправляется другой автомобиль. Все механизмы колонки будут промазаны топливом, а в шланге уже будет та часть бензина, которую возможно максимально эффективно постараются слить после отъезда всех автомобилей.
В-шестых, обращайте внимание на смотровое окошечко. Если там вместе с бензином поступает воздух, немедленно обращайтесь к оператору АЗС.

Надеемся, что наши советы помогут вам избежать неприятностей с недоливом бензина на АЗС.

На российских АЗС выявлен массовый недолив топлива: в этом уличили 76% заправок в стране. Авторы исследования отмечают, что из-за недолива потребитель порой покупает топливо по завышенной цене, которое к тому же не соответствует нормативам. При этом меньше всего обманывают на АЗС, которые реализуют топливо от крупных нефтяных компаний. Причиной массового недолива эксперты называют экономическую ситуацию в стране, которая вынуждает мелкие заправки обманывать потребителей.

Федерация автовладельцев России (ФАР) провела исследование, результаты которого показали, какой процент АЗС обманывают потребителей, не доливая топливо. Мониторинг недолива АИ-92 и АИ-95 проводился на 34 АЗС в 13 субъектах России. В ходе мониторинга было проверено пять интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), 25 федеральных и региональных сетей и восемь мелкосетевых и частных АЗС. Для исследования ФАР разработала метод определения недолива топлива на АЗС в режиме «тайного покупателя», который позволяет определить фактическое количество опущенного топлива в бак автомобиля, а также проводить отбор топлива для проверки качества на соответствия по техническим регламентам Таможенного Союза (ТР ТС).

«Согласно нашему методу, за недолив принималось расхождение более одного процента, между оплаченным и фактически полученным топливом. В результате недолив выявлен на 76% АЗС», - сообщается на сайте ФАР.

Отмечается, что недолив среди ВИНКов (к ним относятся «Роснефть» , «Лукойл» , «Сургутнефтегаз» , «Газпромнефть» , «Татнефть» , «Славнефть» , «Башнефть» , «РуссНефть») составил 20%, один из пяти (недолив 1,63% - на уровне погрешности), среди федеральных и крупных региональных сетей выявлен в 81% случаев (средний недолив 4,97%, максимальный 19,03%).

Недолив среди мелкосетевых и частных АЗС составил 100% (средний недолив 5,66%, максимальный 8.03%). Средний недолив по выборке составил 5,05%, а значит, его фактически можно приплюсовать к цене за литр.

Как отмечают в ФАР, недолив топлива - это не только обман потребителя, но и элемент недобросовестной конкуренции.

Используя недолив, недобросовестные участники рынка, фактически продают топливо по более высокой рыночной цене, которое еще не соответствует требованиям ТР ТС.

Так, например, АЗС в Краснодарском крае реализовывала АИ-95 по 44,70 рублей за литр, недолив составил 19,03% и фактически потребитель приобретал топливо за 55,21 рублей за литр.

В Московской области по тому же принципу потребитель переплачивал более четырех рублей за литр. АЗС реализовывала топливо по 39,90 рублей за литр, недолив составил 12,8% и фактически потребитель платил 44 рубля за литр.

В ФАР отмечают, что причиной недолива могут быть экономические причины.

«Если оптовая цена за бензин выше розничной, то это неминуемо приводит к снижению качественных и количественных показателей отпускаемого на АЗС топлива, а значит, у всех нас есть риск не только заправить топливо сомнительного качества, но и заплатить «за воздух», - говорится в сообщении.

«Обычный потребитель, к сожалению, сейчас никак не может повлиять на эту ситуацию, - заявил «Газете.Ru» глава ФАР Сергей Канаев . - Доказать что-то на месте, даже если факт недолива очевиден, не получится, да и совет заливать на сомнительных заправках 10 или 20 литров, как советовал Петр Шкуматов , на мой взгляд вряд ли поможет. Это точно не будет гарантией от недолива.

Исправить ситуацию можно путем разработки методики определения количества топлива в режиме закупки тайным покупателем и дальнейшего определения точных количественных показателей. Методику должно разработать государство, но контроль за работой АЗС должен быть государственно-общественным»

«Это действительно полное безобразие. Раз есть такие прецеденты, нужно разбираться. Потому что, безусловно, эти недоливы случаются только на самом низу, на уровне самих заправочных станций. Следует поручить нашим государственным корпорациям заняться этим вопросом и привлечь службу безопасности», - заявил Ананских RT.

Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС), президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин прокомментировал новость о массовом недоливе топлива на российских заправках.

«Это частные случаи, а не тенденция сегодняшнего рынка розничной продажи нефтепродуктов. К сожалению, то, что выявила ФАР, имеет место. И это является наследием, доставшимся нам от Советского Союза.
Владелец автозаправочной станции не заинтересован в том, чтобы автовладельцу недоливали. Это чаще происходит на уровне оператора, мастера. Я знаю ситуацию изнутри. Знаю, как владельцы компаний уделяют этому большое внимание, этим занимаются службы безопасности. Но там, где есть возможность где-то что-то взять, «наши» люди это делают.
Если вы приедете на эту станцию с канистрочкой бензина и зальете в нее, то вы увидите, доливают вам или нет. Это хищение, которое труднонаказуемо. И этим должна заниматься полиция. Но в таком случае надо сразу же сделать претензию оператору станции для того, чтобы они проверили топливораздаточную колонку (ТРК) на подачу, чтобы обозначить тот момент, что вы видите, что вам не доливают. И не бояться обращаться к руководству компании», - отметил Ашихмин.
«Инцидент связан с тем, что недобросовестные хозяева бензозаправочных станций и сотрудники, за которыми не смотрят, очевидно, используют самые разнообразные приёмы и обманывают автомобилистов.
В первую очередь надо обязать владельцев заправок навести в этом вопросе порядок, например, путём контрольных закупок. Выявлять подобные случаи и привлекать к административной и серьёзной материальной ответственности. В отдельных случаях, может, даже и к уголовной, если речь идёт о систематическом обмане потребителя», - сказал Майоров RT.

С недоливом бензина на АЗС сталкиваются многие автолюбители. Это самое часто встречающееся нарушение для большинства отечественных АЗС, так что недоливы, увы, скорее правило, чем исключение. Правда, по наблюдениям автовладельцев, на городских заправках такое случается реже, чем на трассах.

Для работников и хозяев АЗС соблазн достаточно велик: если брать, например, всего по пол-литра с десяти, то за день можно получить более двух тысяч рублей с одной колонки. А если ежедневно на АЗС продается около 5 т топлива, недолив будет составлять около 150 л, а за месяц это около 150 т.р.

Действительно, как определить, залито в бак 10 литров бензина или немного меньше?

Есть два способа для определения недолива. Первый - заправить полный бак. Если вместимость вашего бензобака, например, 58 литров, при заправке на АЗС будет весьма странным, если в него войдет 60, ведь такого просто не может быть!

Другой способ - наполнить канистры известной емкости или мерное ведро (должно предоставляться по вашему требованию на каждой заправке).

Оборудование АЗС настраивается так, чтобы обеспечить точный долив первых 10-ти литров. А недолив возникает уже при больших объемах заправки и будет составлять вроде бы не так и много (по оценкам специалистов, не более 300 мл на каждые 10 л). Кстати, допустимое отклонение при недоливе топлива составляет 25гр на 10 л.


Как же заправляться лучше?

  • Выбирайте одну и ту же, проверенную вами и вашими знакомыми автозаправку.
  • Контроль и еще раз контроль. Возможно все, и текучка кадров, и «сложные материальные обстоятельства» у сотрудников АЗС. Поэтому периодически устраивайте свои собственные проверки: набирайте в канистру или другую емкость бензин и измеряйте сами. Небольшие отклонения всегда возможны, например, из-за изменения температур, но значительные объемы вы легко обнаружите и отличите.
  • В теплое время года заправляйтесь с утра, пока топливо еще не нагрелось.
  • Заправляйтесь там, где только что отъехала другая машина: на этой колонке топливо прокачано и внутренности насоса им смазаны.
  • Всегда наблюдайте, как бензин поступает в шланг: там не должно быть пузырей воздуха. Если вы их видите - учтите, что топлива вы получите гораздо меньше.
  • Если заправляетесь на новой АЗС, где раньше не были, заливайте на пробу 5-10 литров бензина, так вы заодно проверите качество топлива. Кстати, практически все водители предпочитают недолив махинациям с составом горючего.
  • Заправляйтесь в проверенных местах и не соблазняйтесь на низкие цены.

Не любите пачкать руки о заправочный пистолет? Вам по душе услуги заправщика с обязательными чаевыми? Отлично! Но вашей 20-ки этому парню даже на завтрак не хватит. На иномарку он и сам заработает. Вы хотите знать как?

Когда колонка отключится, бензин еще пару секунд будет идти самотеком. Нужно только перекрыть вовремя пистолет. Таким образом 100 грамм до вашего бака не дошли. Они сливаются в припасенную тару.

Заправочные станции со старым оборудованием – золотое дно для мошенников, которые о технической революции даже не слышали. Обманывают народ по старинке. Старые колонки со стрелками сначала показывают отпущенное количество топлива, а уж потом сливают бензин в бак. Едва стрелка ложится на заказанную цифру, как подача топлива отключается оператором. Последний литр – чистая прибыль.

В столице и ее окрестностях не доливать с каждой заправки могут до полутора литра. Чем дальше от Москвы, тем меньше становится порция украденного топлива: у покупателя здесь каждый литр бензина на счету.

Систематический недолив порождает и дает основание к возбуждению уголовного дела по статье 159 «Мошеннические действия», по которой положен штраф в размере до 300 тыс. руб. или лишение свободы до 5 лет. В крупных компаниях мошенников вычисляют сотрудники службы безопасности и сами сдают их в милицию. Но поймать их непросто, работают они как фокусники.

Нехитрая уловка с досрочным отключением колонки экономит оператору и заправщику АЗС за смену до 200 литров топлива. Умножаем на стоимость литра и получаем неплохую прибавку к зарплате.

Еще один способ: прокол шланга пистолета. Это создает подсос воздуха, который и заполняет ваш бак. С каждой такой заправки не доливают 200 – 300 граммов бензина, и это минимум. За сутки эти граммы могут превратиться литров в 300.

Мошенники на современных АЗС используют электронные жучки, которые позволяют делать недолив в баке. Эти жучки можно заказать умельцам или просто купить на радиорынках. Приспособление для откачки денег из ваших карманов стоит недорого – долларов 200, ничто по сравнению с будущей прибылью. Процессор считает импульсы расходомера топлива в колонке и отражает их на дисплее. Покупатель видит именно их, а не литры в своем баке. Нужно только добавить посторонние импульсы, и все!

С помощью такого устройства дисплей колонки может показать любое количество литров, даже если в ваш бак не попало ни капли, но до такого беспредела конечно не доходит. Управляют таким жучком с операторского места. Кнопку маскируют подо что угодно: пожарная тревога или аварийное отключение насоса. Жучок питается от электроники колонки, причем подключают его к резервному кабелю, который уложили в земле еще во время строительства заправки.

Обязательно сохраняйте чек. С этим документом вы всегда сможете обратиться в службу безопасности компании, продавшей топливо.

Не доливают бензин и на старых заправках и на ультрасовременных. Не хотите скандалить из-за копеек? Да ради бога – продолжайте платить за воду в ваших собственных баках.

Видео

Оставляйте также свои комментарии, что вы об этом думаете.