Мопеды "рига" - история серийных мопедов "рига". История мопедов Сравнительные характеристики моделей


Типы мопедов
Типы мотороллеров Технические характеристики

«Ри́га» - марка советских мопедов и мокиков , выпускавшихся на рижском мотозаводе «Саркана Звайгзне » (в переводе с латышского «Красная звезда») в -1998 годах .

История

«Рига-1»

В 1958 году на заводе «Саркана Звайгзне » (г. Рига) был выпущен первый мопед. Опыт оказался не совсем удачным, и конструкторы завода отправились на чешский завод Jawa для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники. После этого в 1960 году было выпущено 11 экземпляров «Рига-1» которые были направлены на тест. За 50 дней экземпляры прошли 10000 км и в следующем году было выпущено 5000 штук, в 1962 году - 27000, а в 1965 году - более 90 тысяч экземпляров.

«Рига-3»

В 1965 году модель «Рига-1» была снята с производства и её сменила новая модель - «Рига-3», оснащенная двигателем шауляйского производства Ш-51 . Однако эти двигатели оказались не такими надёжными как чешские и популярность мопедов пошатнулась. Внешне мопед «Рига-3» не очень отличался от своего предшественника, если не считать измененную форму бака, сиденье подушечного типа и раму с удлиненной хвостовой частью. «Рига-3» оказалась мощнее «Риги-1» почти на 30 %, легче на 2 кг и разгонялась до 50 км/час.

«Рига-4»

С 1970 по 1974 год выпускались «Рига-4». Эта модель была очень похожа на «Ригу-3» и отличалась лишь малым изменением в облицовке корпуса и внесением в конструкцию новых технических решений: изменились электросхема (добавился высоковольтный трансформатор), конструкция щитков для колес и цепи, конструкция шестерен коробки передач, багажник, установлены новые колеса меньшего диаметра, а привод спидометра осуществлялся от двигателя.

«Рига-5»

Лёгкий мопед «Рига-5» стал выпускаться с 1966 года и сильно отличался от предшественников серии «Рига» и от «Гауи », в которой для амортизации переднего колеса применялась не телескопическая вилка, а сжимающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Также был полностью изменён дизайн. Двигатель серии «Д-5» без передач, запускаемый педалями, делал мопед более лёгким в управлении, однако динамика мопеда ухудшилась.
«Рига-5» вначале имел на заднем колесе классическую велосипедную втулку, обеспечивающую торможение так же, как и торможение велосипеда. Но уже в 1968 году появилась модификация с тормозами колодочного типа и на заднем колесе, и некоторое время обе модификации выпускались параллельно, после чего колодочные тормоза полностью вытеснили заднюю втулку велосипедного типа. Также была укреплена рама (был удлинён угловой кронштейн), ибо рамы предшествующих моделей часто трескались при езде по плохим дорогам в месте, прилежащем к рулевой колонке.
При правильной регулировке двигателя «Рига-5» обеспечивала трогание с места без помощи педалей и точно таким же образом «брала» весьма крутые подъёмы в гору. Например, запустив двигатель непосредственно перед подъёмом примерно в 45°, можно было, плавно отпустив сцепление, без помощи педалями въехать на склон любой протяжённости при условии, что качество покрытия дороги не было слишком плохим.
Кроме того, для двигателей «Д-5» и «Д-6» было важно очень тщательно отрегулировать подачу топливной смеси так, чтобы на холостом ходу на максимальных оборотах двигатель как не глох, так и не «захлёбывался» топливом. Модель производилась до 1971 года включительно, после чего ей на смену пришёл мопед «Рига-7».

«Рига-7»

Мопед «Рига-7» начали производить с 1969-го года. К концу 1971-го года он полностью вытеснил мопед «Рига-5». В отличие от «Риги-5» он снабжался двигателем «Д-6», который позволял подключить к нему фару и задний габаритный =ломались на плохих дорогах в месте крепления рулевой колонки; убрано декоративное капотирование приводных цепей. В конструкции мопеда «Рига-7» имелась специальная рейка, устанавливаемая для предотвращения поломки рамы в случаях экстренного торможения. Работниками завода Х.Акерманисом (электрик) и Ю.Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без рейки. Предложение было принято, в условленные законодательством сроки было выплачено авторское вознаграждение, но в 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, заменив его на «Рига-11».

«Рига-11»

«Рига-11» вышла, как гибрид «Риги-7» и, собственно, базовой модели «Рига-9». Предполагалось выпускать мопед, оснащённый двигателем с автоматическим сцеплением, но после испытаний от установки этого двигателя производитель отказался, изменив конструкцию рамы мопеда под двигатель «Д-6». Колёса меньшего диаметра, но с более толстыми шинами, оригинальный вид приманили к себе покупателей, но на практике оригинальный вид оказался не на пользу этой модели. Бак, расположенный под багажником, затруднял движение в гору, тем более, когда было мало бензина. А оригинальная рама оказалась непрочной.

«Рига-13»

Лёгкий мопед «Рига-13» пришёл на смену «Риге-11». Мопед производился с 1983 года . Он оснащался мотором 1.2 л.с с максимальной скоростью 40 км/ч. Ранние модели оснащались двигателем Д-6 , самые распространенные двигатели - Д-8э, Д-8 м. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания. Тем не менее, у модели часто сбивалось зажигание: ведь гетинакс материал молоточка прерывателя, касающийся кулачка магнита, при этом стирался, что было типичным явлением для двигателей серий «Д». В «Д-6», кроме того, «модернизировали» крепление магнитного ротора магнето, уменьшив глубину накатки, вследствие чего магниты часто срывались с центральной втулки, и зажигание переставало работать).

Эта модель производилась до 1998 года. «Рига-13» - самая массовая модель из мопедов «Рига». Один из недостатков - частая поломка крышки сцепления.

«Рига-16»

В 1978 году в производство была запущена двухскоростная модель «Рига-16». Это уже был мокик с кикстартером, глушителем мотоциклетного типа, новым рулем и задним фонарем. На первых моделях «Рига-16» ещё стоял двигатель Ш - 57, впоследствии на мокике установили один из самых удачных двигателей Шяуляйского завода - «Ш-58».

«Рига-17С»

С 1983 года на рижском заводе «Саркана Звайгзне» в производство была запущена модель «Рига-17С» . Поскольку на рижском мотозаводе нет собственного моторного производства и соответствующей экспериментальной базы, проектирование и изготовление двигателя для гоночного мопеда принял на себя ВНИИмотопром, а на «Саркана Звайгэне» разрабатывали экипажную часть и занимались доводкой машины в целом. Двигатель объемом в 49,8 кубических сантиметров, мощностью в 16,5 л.с. позволял разогнать мопед до 153 км/ч.

«Рига-22»

В 1981 году с конвейера сошёл мокик «Рига-22», который стал усовершенствованной версией мокика «Рига-16». На этой модели, которая разгонялась до 50 км/час, установили двигатель «Ш-62». Этот двигатель кардинально отличался от предыдущих моделей, прежде всего, мощным электронным зажиганием и коробкой передач, из-за чего пришлось поменять направление вращения коленвала . Применение электронного бесконтактного зажигания повышало надёжность пуска двигателя и надёжность работы системы зажигания в целом. Однако первые модели отличались ненадёжностью коммутаторов и блока шестерен. Поэтому через некоторое время была произведена модернизация двигателя и коммутатора и с 1984 года стали выпускать мокики с двигатели «Ш-62М» мощностью 1,8 л. с. В добавок изменилась конструкция глушителя. Несмотря на модернизацию, коробка скоростей всё ещё доставляла хлопоты покупателям. Кроссовой моделью, унифицированной с мокиком «Рига-22», стал мопед «Рига-20Ю», который оснастили более спортивной рамой, передним колесом большего диаметра и ножным переключением скоростей. Это был мелкосерийный мопед, предназначавшийся для тренировок и соревнований юных спортсменов. Ету модель спроектіровал Антон Пурис тагда врєміний інженєр і спорцмєн він зробив цю модель для поєздок на рибалку, на охоту і так дальше

«Рига-26» Мини Stella

В 1982 году был разработан мини-мокик «Рига-26» (он же - «Мини» РМЗ-2.126). Эта модель сочетала достоинства мопеда и мотороллера, была проста и удобна для хранения и притом не теряла сходств с традиционным мотоциклом. «Рига-26» занимала мало места: без труда помещалась на крыше или в багажнике легкового автомобиля, в лифте, на балконе или же в подсобном помещении жилого дома. Однако при весе в 50 кг было весьма проблематично втащить такой мини-мокик по лестнице на балкон или лоджию. Колёса у этой модели были малого диаметра (как у мотороллера) и часто деформировались при наезде на ямы в асфальте. Рукоятки руля, если отпустить зажимные цанги, можно повернуть вниз, уменьшив почти вдвое высоту машины. С той же целью было предусмотрено устройство для опускания седла.
Однако к управляемости и маневренности мини-мокика «Рига-26» предъявлялись определённые претензии. Например, шины были настолько жёсткими, что случайный прокол был просто незаметен, и владелец замечал повреждение лишь при накачивании шин, а двигатель «V-50» с электронной системой зажигания мало поддавался регулировке системы зажигания. Немного позже на этот мокик стали устанавливать двигатели чехословацкого производства с горизонтальным положением цилиндра, намного более надёжные и работавшие практически бесшумно, а также имевшие ножной переключатель передач.

Рига-24 «Дельта»

В 1986 году вышел мокик «Дельта» (РМЗ 2.124) (также известен как «Рига 24») - это продолжение серии мопедов «Рига» с новой рамой, двигателем. Мокик имел модификации «Спорт», «Турист», «Люкс». Также существовали «Дельты» с литыми колёсами.Они щли на экспорт.Первые выпуски имели не доработанные рамы и ломались в стыке под баком.Впоследствии это исправили.

Закрытие производства

1990-е годы стали кризисными для завода «Саркана Звайгзне » и последними в его истории. Причин было несколько: повысились налоги, началась денационализация предприятий, сорвалось несколько крупных сделок, к тому же один из потомков Густава Эренпрейса (основателя велосипедного завода, на базе которого и развилась в советский период «Саркана Звайгзне ») отвоевал у руководства часть заводской территории. Несмотря на все попытки удержаться на плаву, производство мопедов и мокиков в 1998 году было остановлено, а рижский мотозавод стали распродавать по частям. Сейчас на месте этого предприятия остался лишь старый заводской корпус.

Сравнительные характеристики моделей

Модель Рига-1 Рига-3 Рига-5 Рига-7 Рига-11 Рига-13 Рига-16 Рига-22 Рига-24 Рига-26
Масса, кг 45 48 36 36 44 42 70 70 55 50
100 100 100 100 100 100 100 100
База, мм 1175 1170-1200 1170-1200 1170-1200 1170 1250 1250 1250 1000
Длина, мм 1800 1850 1855 1860 1900 1900 1850 1850 1850 1510
Высота, мм 900 970 1030 1050 1150 1150 1150 1060 1150 При руле в рабочем положении - 1000, в сложенном - 520
Ширина, мм 610 690 690 690 750 750 750 750 750 В рабочем состоянии - 740, в сложенном - 350
Дорожный просвет, мм 133 130 130 140 140 120
Максимальная скорость, км/ч 40 60 40 40 40 40 40 40 40 40
Топливо смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1) смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1)
Ёмкость бензобака, л 6 5,5 5,5 5,5 5,5 6 5,5
Контрольный расход топлива (при скорости 30 км/ч), л/100 км 1,6 1,6 2,0 1,8-2,0 2,2 2,0-2,2 2,2 2,2 2,2 2,1
Рама Трубчатая, сварная Трубчатая, сварная Трубчатая, сварная Трубчатая, сварная Сварная, полуоткрытая Трубчатая, сварная Трубчатая, сварная Трубчатая, сварная, хребтового типа Трубчатая, сварная
Подвеска переднего колеса Телескопическая вилка Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами
Задняя подвеска Маятниковая вилка Жесткая Жесткая Жёсткая Маятниковая вилка, с пружинными амортизаторами Маятниковая вилка, с пружинными амортизаторами Маятниковая вилка, с пружинными амортизаторами Маятниковая вилка, с пружинными амортизаторами (на первых выпусках - жесткая)
Тормоза Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо
Тормозной путь обоими тормозами V=30 км/ч, 7м обоими тормозами V=25 км/ч, 7м обоими тормозами V=30 км/ч, 7м обоими тормозами V=30 км/ч, 7м обоими тормозами V=30 км/ч, 7м обоими тормозами V=30 км/ч, 7,5м
Размер шин 2,25-19" 2,25-19" 2,25-19" 2-26" 2,25-19" 2,25-19" 2,50-16" 2,50-16" 2,50-16" или 3,0-10"
Тип двигателя Jawa-552 одноцилиндровый, бензиновый, двухтактный Ш-51 Д-5 Д-6 карбюраторный, двухтактный, с кривошипно-камерной продувкой, охлаждением встречным потоком воздуха Д-6 карбюраторный, двухтактный Д-8 одноцилиндровый, двухтактный (ТУ 37.004.176-81) Ш-58 одноцилиндровый, двухтактный Ш-62 или V50 одноцилиндровый, двухтактный, электронное зажигание V50м или V501м карбюраторный, двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха V50 или V501 карбюраторный, двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха
Рабочий объём цилиндра, см³ 49,8 49.8 45.4 45.4 45.4 45.4 49,8 49,8 49,8 49,8
Диаметр цилиндра, мм 38 38 38 38 38
Ход поршня, мм 44 40 40 44 44
Степень сжатия 8.5 6.0 6.0 6.0 7,7-8,5 7,7-8,5 7,5-8,5 7,5-8,5
Максимальная эффективная мощность двигателя, кВт (л.с.) при 4500 об\мин 1,5 (2,0) 1,5 (2,0) 0,9 (1,2) 0,9 (1,2) 0,9 (1,2) 0,96 (1,3) 1,32 (1,8) 1,32 (1,8) 1,32 (2,2) 1,32 (1,8)
Максимальный крутящий момент Н*м/мин-1 29 29 33 30,3
Тип коробки передач Двухступенчатая Двухступенчатая с ручным переключением передач Одноступенчатая Одноступенчатая Одноступенчатая Одноступенчатая Двухступенчатая Двухступенчатая V50 - Двухступенчатая с ручным переключением передач; V501 - Двухступенчатая с ножным переключением передач
Сцепление Двухдисковое, масляное. Двухдисковое в масляной ванне Фрикционное, двухдисковое, сухое Фрикционное, двухдисковое, сухое Двухдисковое, полусухое Многодисковое в масляной ванне Многодисковое в масляной ванне Многодисковое в масляной ванне
Механизм запуска двигателя Педали Педали Педали Педали Педали Педали Кик-стартер Кик-стартер Кик-стартер Кик-стартер
Моторная передача Передаточное число моторной передачи 3,08 Передаточное число моторной передачи 4,2 Передаточное число моторной передачи 4,75
Передаточное отношение цепной передачи I передача - 2,01

II передача - 1

4,1 4,1 I передача - 2,08

II передача - 1,17

Система зажигания Контактная, от магдино переменного тока с высоковольтным трансформатором Контактная с магнето Контактная с магнето От магнето Электронная, бесконтактная Электронная, бесконтактная Электронная, бесконтактная Электронная, бесконтактная
Карбюратор К-35Б К-34 К-34 К-34Б К-35В К-60 К-60В К-60В
Воздушный очиститель Сухой, сетчатый Сухой, сетчатый. Сухой, сетчатый Сухой, сетчатый Сухой, сетчатый С бумажным фильтрующим элементом ЭФВ-3-1А
Система выпуска газов Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов
Источник электроэнергии Генератор 26.3701, 6В, 45 Вт Генератор 26.3701, 6В, 45 Вт Генератор 26.3701, 6В, 45 Вт Генератор 26.3701, 6В, 45 Вт

Примечания

Ссылки

  • Характеристики мопеда «Рига-7» и двигателя Д6

Известный в советские времена «Саркана Звайгзне» - рижский мотозавод, специализирующийся на выпуске легких мопедов. На то время они были одними из лучших представителей в своей категории. Одиннадцатая модель сменила седьмую серию. Единственным изменением стал вынос топливного бака сзади поверх рамы, что облегчало поездку под уклон. В качестве силового агрегата техника оснащалась двухтактным мотором с мощностью в 1,2 лошадиные силы, объемом сорок пять с половиной кубических сантиметров. При аппарат развивал скорость до пятидесяти километров в час.

«Рига-11»: технические характеристики

  • вес составляет 45 килограмм при максимально возможной нагрузке в 100 кг;
  • длина/ширина/высота - 1,97/0,75/1,15 метра;
  • колесная база - 1 200 миллиметров;
  • предельный показатель расчетной скорости - сорок километров в час;
  • передняя подвеска - телескопическая вилка с пружинными амортизаторами;
  • аналогичный задний элемент - жесткого типа;
  • тормозной узел - барабанный тип с индивидуальным приводом на каждое колесо;
  • вид рамы - хребтовая сварная конструкция.

«Рига-11» - мопед, который выпускался с размером шин 2,25 на 19 дюймов.

Силовая установка

Что касается мотора данного транспортного средства, можно отметить следующее:

  • двухтактный карбюраторный двигатель марки Д-6;
  • его рабочий объем - сорк пять кубических сантиметров;
  • охлаждение - воздушное с камерной продувкой (кривошипное устройство);
  • размер цилиндра составляет 38 миллиметров;
  • степень сжатия - 6, при ходовом показателе поршня 4,4 сантиметра;
  • максимум эффективности двигатель выдает в при четырех с половиной тысячах оборотов в минуту.

Советский мопед оснащен одноступенчатой коробкой передач, двухдисковым фрикционным сцеплением, достигает крутящего момента до 29 Нм. Запуск силового агрегата осуществляется посредством проворачивания педалей. Узел зажигания представляет собой магнетную систему. Выпуск отработанных выхлопов производится через глушитель с перегородками для дросселирования. При передаточном значении 4,2 идентичный показатель цепной передачи составляет 4,1 (используемый карбюратор - К-34).

Особенности

«Рига-11» - мопед, который имел определенные улучшения, по сравнению с предыдущими аналогичными моделями. Хребтовая рама состоит из центральной трубы, к которой приварены фиксаторы фронтальной вилки, мотора и некоторых других деталей. Она стала более жесткой и выносливой. Рассматриваемый советский мопед стал первой модификацией, оснащенной рамой хребтового типа.

Самым слабым звеном в конструкции транспортного средства стали колеса. Тем не менее, по сравнению с седьмой вариацией, они получили увеличенное сечение и не так быстро деформировались при езде по неровным дорогам с выбоинами. Сама конструкция колес осталась неизменной.

Высокий руль обеспечивает удобную посадку водителя, крепится при помощи пары зажимных элементов с гайками. Такое решение позволяет быстро и надежно изменить его положение. Сцепление и передний тормоз на рычагах оборудованы наконечниками в виде шариков, защищающих от травмы при падении.

Устройство других узлов

Усовершенствовано устройство седла. Его коробка стала мощнее, а также возросла толщина подушки. Такое решение позволило сделать посадку водителя более комфортной и увеличить полезное пространство для хранения инструментария. Подседельная пружина зафиксирована новыми элементами, обеспечивающими надежность всего узла.

Бак для горючего вкупе с багажником расположен в задней части мопеда, образует внушительную платформу, способную выдерживать 15-20 килограмм груза. составляет четыре литра. Этого запаса хватает примерно на двести километров пути.

Благодаря солидному запасу хода «Рига-11» - мопед, который стал популярным как среди городских жителей, так и в сельской местности. Двигатель остался прежним, однако цепь выполнена в новой, более прочной и долговечной версии. Из-за широких шин мотор сместили вправо от симметричной точки рамы на семь миллиметров. Это позволило расположить переднюю и заднюю звездочку в одной плоскости.

Запчасти для мопедов «Рига-11»

Расходные детали на рассматриваемую технику сейчас найти довольно проблематично. Это касается оригинальных запчастей. Аналоговые вариации реально подобрать или заказать, поскольку они отличаются простотой и неприхотливостью.

Во время серийного выпуска мопеда запасные элементы имелись в достаточном количестве. Многие пользователи самостоятельно перебирали двигатель и прочие узлы, пытаясь усовершенствовать или починить их. Это вполне по силам человеку, имеющему минимальные познания об устройстве двухколесных агрегатов.

Мопед «Рига-7» был готов в 1968 году. Но производить его начали после того, как на «Красном Октябре» наладили выпуск нового двигателя Д-6, который позволял подключить фару и задний габаритный фонарь. К концу 1971-го года новый мопед полностью вытеснил мопед . Была убрана декоративная защита приводных цепей. В конструкции мопеда «Рига-7» имелась специальная рейка, устанавливаемая для предотвращения поломки рамы в случаях экстренного торможения. Работниками завода Х. Акерманисом (электрик) и Ю. Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без рейки. Предложение было принято, в условленные законодательством сроки было выплачено авторское вознаграждение, но в 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, заменив его на .

Масса — 36 кг. Максимальная нагрузка — 100 кг. База — 1170-1200 мм. Длина — 1860 мм. Высота — 1050 мм. Ширина — 690 мм. Дорожный просвет — 130 мм. Максимальная конструктивная скорость — 40 км/ч. Расход топлива при скорости 30 км/ч — 1,8-2,0 л/100 км. Рама — трубчатая, сварная. Подвеска переднего колеса — телескопическая вилка,с пружинными амортизаторами. Задняя подвеска — жесткая. Тормоза — барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо. Тормозной путь обоими тормозами — 7 метров со скорости 25 км/ч. Размер шин — 2-26″. Тип двигателя — Д6 карбюраторный,двухтактный, с кривошипно-камерной продувкой, охлаждением встречным потоком воздуха. Рабочий объем — 45 ссм. Диаметр цилиндра — 38 мм. Ход поршня — 44 мм. Степень сжатия — 6. Максимальная эффективная мощность двигателя — 0,9(1,2) кВт (л.с.) при 4500об\мин. Максимальный крутящий момент — 29 Н*м/мин-1. Тип коробки передач — одноступенчатая. Сцепление — фФрикционное, двухдисковое, сухое. Механизм запуска двигателя — педали. Передаточное число моторной передачи — 4,2. Передаточное отношение цепной передачи — 4,1. Система зажигания — контактная с магнето. Карбюратор — К34. Воздушный очиститель — сухой, сетчатый. Система выпуска газов — глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов.

Легкий мопед «Рига-7». Краткая инструкция по уходу и эксплуатации (1971).

Легкий мопед «Рига-7». Краткая инструкция по уходу и эксплуатации (1973).

Легкий мопед «Рига-7». Руководство по эксплуатации (1975).


Описание нового мопеда завода «Саркана Звайгзне»
«Новые товары», 02/1968



«За рулем», 04/1968


Обзор новинок и перспективных моделей моторынка СССР
«Автоэкспорт информирует», 03/1969


Рассказ о перспективных новинках мотопромышленности
«За рулем», 03/1971


Рассказ о новинках из Риги и Ленинграда
«За рулем», 06/1971


Таблица данных двигателей Д-5 и Д-6
«За рулем», 09/1971


Адреса баз и условия работы Роспосылторга и Главкоопкультторга
«За рулем», 11/1986

Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию легкий мопед «Рига-7», запчасти и документы от него.

Производство мопедов «Рига» серийно началось 59 лет назад. Тогда был 1958 год. Первым мопедом была модель «Рига-1». Производство этой мотоциклетной техники полностью закончилось в 1998 году. А что касается мопеда Рига 7, то его серийное производство началось в 1969 году. Все модели оснащались бензиновыми одноцилиндровыми двигателями разной мощности. Это были надежные односкоростные и двухскоростные транспортные средства. Кстати рабочий объем этих моторов доходил до 50 см³. Максимальная скорость движения последних моделей мопед Рига 13 составляла 60 км/ч.

Особенности мопеда

Выпуск мопедов Рига 7 осуществлялось вместе с моделью «Рига-5», которая в то время еще не была снята с серийного производства. Однако ее полностью прекратили выпускать в 1971 году. Определенная примечательность мопеда Рига 7 заключалось в двигателе «Д-6», у которого хватало мощности на длительные поездки, на переднюю фару, а также стоп-сигнал. В отличие от предыдущих моделей, эта выпускалась с взаимозаменяемыми колесами, хромированным глушителем и бардачком для инструментов.

Технические характеристики изделия:

  • Длина – 186 см.
  • Ширина – 65 см.
  • Высота – 105 см.
  • Рама трубчатая.
  • Мощность двигателя составляет 1,2 лошадиные силы.
  • Пружинные амортизаторы.
  • Расход бензина на 100 км – не более двух литров.

Технические и эксплуатационные характеристики мопеда Рига 11

Односкоростная модель Рига 11заменила «Ригу-7». Ей придали более стильный внешний вид и снабдили мощными колесами. Двигатель остался тот же – «Д-6». Однако модель оказалась довольно тяжелой, а рама – не совсем прочной. Кроме того, оригинальный топливный бак доставлял определенные неудобства при езде в гору. Если в нем оставалось мало бензина, то он не поступал в камеру сгорания.

Технические характеристики:

  • Длина – 197 см.
  • Ширина – 75 см.
  • Высота – 150 см.
  • Амортизаторы пружинные.
  • Телескопическая передняя вилка.
  • Максимальная скорость движения – 40 км/ч.

Мопед Рига 12

Двухскоростная модель оснащена двигателем «Ш-57», в котором присутствуют педали велосипедного типа. Они помогают владельцу мопеда Рига 12 въезжать на крутую гору. Модель оснащалась топливными баками разных форм. Этот мопед отличался от «Риги-16» укороченным сиденьем и багажником меньшего объема.

Технические характеристики модели Рига 12:


Технические характеристики и особенности мопед Рига 13

После появления облегченной модели Рига 13, сразу выявился ее главный недостаток: постоянно сбивалось зажигание. Это было самой серьезной проблемой, поскольку двигатель никогда не запускался сразу, поэтому приходилось долго катиться на мопеде под гору с включенной передачей. Кроме того, мотор часто отключался при работе на холостых оборотах. Эту проблему производители частично устранили.

Технические характеристики мопед Рига 13:

  • Мощность одноцилиндрового двухтактного двигателя – 1,3 лошадиные силы. Рабочий объем – 45,4 см³.
  • Охлаждение – воздушное.
  • Максимальная скорость движения – 40 км/ч.
  • Расход бензина на 100 км – 2 литра.
  • Зажигание при помощи магнето.
  • Сцепление – двухдисковое.
  • Передняя вилка – телескопическая.
  • Амортизаторы – пружинные.

Модель Рига 13 мечтали заполучить многие советские подростки. Именно этот мопед стал самой удачной и надежной разработкой рижских инженеров. Поскольку смазка трущихся деталей двигателей мопедов всех моделей «Рига» не была системной, то в бензин добавляли моторное масло в определенной пропорции, и эта смесь смазывала трущиеся детали. Без смазки двигатель выходит из строя моментально.

Отличительной чертой этой модели был качественный яркий свет фары. Проблемы, связанные с катушкой зажигания, были устранены при помощи нового высоковольтного трансформатора. А что касается сбоев в работе двигателя, то причиной был материал, из которого изготавливали молоточки прерывателей. Они быстро изнашивались и не доставали до кулачка магнето. Это и было причиной сбоев в пуске двигателя.

Особенности модели мопеда Рига 16

Производство мопедов этой серии не закончилось на модели Рига 16. Еще были мопеды: «Рига-17С», «Рига-22», «Рига-26», «Рига SZ-80», а также «Дельта», которая тоже из этого модельного ряда. Мопед Рига 16 запустили в серийное производство 40 лет назад. Эта двухскоростная модель была оснащена глушителем мотоциклетного типа, кикстартером, задним стоп-сигналом, а также усовершенствованным рулем и новыми обвесами.

Технические характеристики мопеда:

  • Длина – 197 сантиметров.
  • Ширина – 74 сантиметра.
  • Высота – 116 сантиметров.
  • При рабочем объеме двигателя в 49,8 см³, его мощность составляла две лошадиные силы.
  • Сцепление – двухдисковое.
  • Двухступенчатая трансмиссия с ручным приводом.
  • Расход бензина на 100 км – всего 1,6 литра.

Двигатель мопеда Рига 16 запускался кикстартером или как его первые предшественники. Человек садился за руль и крутил педали, благодаря чему, в работу вступало магнето, и мотор запускался. Кроме того, можно было мопед приподнять за сиденье, и заднее колесо лишалось зацепки с асфальтом. В таком положении нужно было свободной рукой крутить педали, благодаря чему, двигатель запускался. После этого выставлялась нейтральная передача, заднее колесо ставилось на дорогу, и двигатель мог работать на холостых оборотах.

Эта модель была оборудована прочной надежной рамой, более широкими устойчивыми колесами и усовершенствованным сиденьем. Мопед «Рига-16» характеризовался оптимальным сочетанием грузоподъемности и собственного веса. Производство этой модели закончилось несколько десятилетий назад. Несмотря на это, многие россияне и рижане помнят все мопеды этой серии. И сегодня мопед Рига 13 эксплуатируется небольшим количеством людей. Это показатель надежности серии мопедов «Рига».

Рига -7 легкий дорожный одноместный мопед хоть он и предназначен для дорог но эксплуатируется он как на дорогах так и на сельских грунтовках и ведет себя он на грунтовой также хорошо как и на асфальте о особенностях и технических характеристиках я рассказал в статье "Рига-7"

Рига 7 - мопед, серийно производимый заводом "Саркана звайгзне" с 1971 по 1976г.
К 1971г. мопед Рига-5 в ходе постоянной модернизации приобрел окончательный вид и стал выпускаться как новая модель Рига-7. В отличие от Риги 5 он снабжался двигателем Д6, который позволял подключить к нему фару и задний габаритный фонарь. Также была незначительно изменена конструкция рамы, для большей прочности, так как рамы первой модели Рига 5 ломались на плохих дорогах в месте крепления рулевой колонки; убрано декоративное капотирование приводных цепей. Рига-7 получила бензобак унифицированый с мопедом Рига-4, выпускавшимся одновременно. До этого баки параллельно выпускавшихся мопедов Рига-3 и Рига-5 имели различия.
В конструкции мопеда Рига 5 имелась специальная тяга, устанавливаемая для предотвращения поломки рамы в случаях экстренного торможения. Работниками завода Х.Акерманисом (электрик) и Ю.Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без тяги. Предложение было принято, в условленные законодательством сроки было выплачено авторское вознаграждение, но в 1976г. мопед Рига 7 сняли с производства, заменив его на Рига 11.

== Технические характеристики: ==

Масса, кг

100
База,мм

1170-1200
Длина, мм

1860
Высота, мм

1050
Ширина, мм

690
Дорожный просвет, мм

130
Максимальная скорость, км/ч

40
Топливо

Смесь А-76 или А-72 с маслом (25:1)
Ёмкость бензобака, л

-
Контрольный расход топлива, л/100 км

1.8-2.0
Рама

Трубчатая, сварная
Подвеска переднего колеса

Телескопическая вилка, с пружинными амортизаторами
Задняя подвеска

Жесткая
Тормоза

Барабанного типа с раздельным механическим приводом на каждое колесо
Тормозной путь

Обоими тормозами V=25 км/ч, 7м
Размер шин

2,25-19"
Тип двигателя

Д-6 карбюраторный, двухтактный, с кривошипно-камерной продувкой, охлаждением встречным потоком воздуха
Рабочий объем цилиндра, куб.см

45,4
Диаметр цилиндра, мм

38
Ход поршня, мм

40
Степень сжатия

6.0
Максимальная эффективная мощность двигателя, кВт (л.с.) при 4500 об\мин

0,9 (1,2)
Максимальный крутящий момент Н*м/мин-1

-
Тип коробки передач

Одноступенчатая
Сцепление

Фрикционное, двухдисковое, сухое
Механизм запуска двигателя

Педали
Моторная передача

Передаточное число моторной передачи 4,2
Передаточное отношение цепной передачи

4,1
Система зажигания

Контактная с магнето
Карбюратор

К-34
Воздушный очиститель

Сухой, сетчатый
Система выпуска газов

Глушитель шума выпуска с перегородками для дросселирования газов
Несколько фотографий из интернета: