Очарованный странник. Очарованный странник Начало путешествия и истории Ивана Северьяновича

Кто из нас не изучал в школе творчество такого писателя, как Николай Семенович Лесков? «Очарованный странник» (краткое содержание, анализ и историю создания рассмотрим в этой статье) - самое известное произведение писателя. Именно о нем мы и поговорим дальше.

История создания

Повесть была написана в 1872 - 1873 годах.

В лето 1872 года Лесков по Ладожскому озеру путешествовал по Карелии на острова Валаам, где обитали монахи. В дороге ему пришла идея написать историю о страннике. Уже к концу года произведение было завершено и предложено к публикации. Называлось оно «Черноземный Телемак». Однако, Лесков получил отказ в публикации, так как произведение показалось издателям сыроватым.

Тогда писатель отнес свое творение в журнал «Русским мир», где его опубликовали под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыт, мнения и приключения».

Прежде чем представить анализ Лескова («Очарованный странник»), обратимся к краткому содержанию произведения.

Краткое содержание. Знакомство с главным героем

Место действия - Ладожское озеро. Здесь встречаются путники, следующие к островам Валаама. Именно с этого момента можно будет начать анализ повести Лескова «Очарованный странник», так как здесь писатель знакомится с главным героем произведения.

Итак, один из путников, конэсер Иван Северьяныч, одетый в подрясник послушник, рассказывает о том, что с детства бог наделил его чудесным даром приручать лошадей. Спутники просят героя рассказать Ивана Северьяныча о своей жизни.

Именно эта история является началом основного повествования, ведь по своему строению произведение Лескова - это рассказ в рассказе.

Главный герой родился в в семье дворовой челяди графа К. С детства он пристрастился к лошадям, но однажды ради смеха забил монаха до смерти. Убитый начинает сниться Ивану Северьянычу и говорит, что тот обещан богу, и что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет настоящая смерть и герой пойдет в чернецы.

Вскоре Иван Северьяныч поругался с хозяевами и решил уйти, прихватив лошадь и веревку. По дороге пришла к нему мысль о самоубийстве, но веревку, на которой он решил повеситься, обрезал цыган. Продолжаются скитания героя, которые приводят его в те места, куда татары пригоняют своих коней.

Татарский плен

Анализ повести «Очарованный странник» Лескова кратко дает нам представление о том, каким является герой. Уже из эпизода с монахом понятно, что человеческую жизнь он ценит невысоко. Но вскоре выясняется, что лошадь оказывается для него намного ценнее любого человека.

Итак, герой попадает к татарам, у которых есть обычай бороться за коней: садятся двое напротив и бьют друг друга плетьми, кто дольше продержится, тот и выиграл. Видит Иван Северьяныч чудного коня, вступает в сражение и насмерть забивает противника. Татары ловят его и «подщетинивают», чтобы тот не сбежал. Герой прислуживает им, передвигаясь ползком.

К татарам приходят двое, которые с помощью фейерверков запугивают их своим «огненным богом». Главный герой находит вещи приезжих, распугивает их фейерверками татар и вылечивает ноги снадобьем.

Должность конэсера

Иван Северьяныч оказывается один в степи. Показывает силу характера главного героя анализ Лескова («Очарованный странник»). В одиночку Ивану Северьянычу удается добраться до Астрахани. Оттуда его отправляют в родной город, где он у бывшего хозяина устраивается следить за лошадьми. О нем распространяет, слух как о волшебнике, так как герой безошибочно определяет хороших лошадей.

Об этом узнает князь, который берет Ивана Северьяныча к себе в конэсеры. Теперь герой выбирает для нового хозяина лошадей. Но однажды он сильно напивается и в одном из трактиров знакомится с цыганкой Грушенькой. Оказывается, что та приходится любовницей князю.

Грушенька

Анализ Лескова («Очарованный странник») невозможно представить без эпизода смерти Грушеньки. Выясняется, что князь задумал жениться, а неугодную любовницу отправил на пчельню в лес. Однако девушка сбежала от охранников и пришла к Ивану Северьянычу. Грушенька просит его, к которому искренне привязалась и полюбила, утопить ее, потому что другого выхода у нее нет. Герой выполняет просьбу девушки, желая избавить от мук. Он остается один с тяжелым сердцем и начинает думать о смерти. Вскорости находится выход, Иван Северьяныч решает отправиться на войну, чтобы приблизить свою гибель.

В этом эпизоде не столько проявилась жестокость героя, сколько его склонность к странному милосердию. Ведь он избавил Грушеньку от страданий, утроив свои муки.

Однако на войне он не находит смерти. Напротив, его производят в офицеры, награждают орденом святого Георгия и дают отставку.

Вернувшись с войны, Иван Северьяныч находит работу в адресном столе справщиком. Но служба не ладится, и тогда герой уходит в артисты. Однако и здесь не смог найти себе места наш герой. И не отыграв ни одного спектакля, он покидает и театр, решив отправиться в монастырь.

Развязка

Решение уйти в монастырь оказывается верным, что подтверждает анализ. «Очарованный странник» Лескова (кратко изложенный здесь) - произведение с ярко выраженной религиозной тематикой. Поэтому не удивительно, что именно в монастыре Иван Северьяныч обретает покой, оставляют его душевные тяготы. Хотя иногда он видит «бесов», но молитвами удается их прогнать. Хоть и не всегда. Как-то в припадке он зарубил корову, которую принял за дьявольское орудье. За это был посажен монахами в погреб, где у него открылся дар пророчества.

Теперь же Иван Северьяныч отправляется в Словоки на богомолье к старцам Савватию и Зосиме. Окончив свою историю, герой впадает в спокойную сосредоточенность и ощущает таинственный дух, который открыт одним только младенцам.

Анализ Лескова: «Очарованный странник»

Ценность главного героя произведения в том, что он является типичным представителем народа. И в его силе и способностях раскрывается суть всей русской нации.

Интересна, в этом отношении, эволюция героя, его духовное развитие. Если в начале мы видим бесшабашного и беспечного лихого парня, то в конце повествования перед нами умудренный опытом монах. Но этот огромный путь самосовершенствования был бы невозможен без тех испытаний, что выпали на долю героя. Именно они побудили Ивана к самопожертвованию и стремлению искупить свои грехи.

Таков герой повести, что написал Лесков. «Очарованный странник» (анализ произведения также свидетельствует об этом) - история духовного развития всего русского народа на примере одного персонажа. Лесков как бы утвердил своим произведением мысль о том, что на русской земле всегда будут рождаться великие богатыри, которые способны не только на подвиги, но и на самопожертвование.


Несколько путников следуют по дороге в Валаам и ведут беседу. Среди них есть один человек в монашеской рясе по физическому виду не очень напоминающий монаха. Его зовут Иван Северьяныч. По дороге он рассказывает свою жизненную историю, как всю жизнь ему предречено умирать, но не погибнуть.

Однажды в детстве он, принадлежащий к дворовым людям графа К, ради смеха забил до смерти ехавшего на возу монаха. Ночью во сне убиенный напророчил Ивану, что тот будет много раз погибать и не погибнет. А в конце станет монахом. Как не странно, но пророчества начали сбываться. Сначала он спас своих хозяев и был ими поощрен. Но после того, как он отрубил хозяйской кошке хвост, его сильно выпороли и отправили тяжело работать. Иван хотел повеситься, но не получилось, его спас цыган, и они вместе убежали.

Вскоре Иван Северьяныч опять попадает в немилость, отдав дочь барина, которую нянчил, ее матери. Он убегает в степь и устраивается на службу к татарам, так как очень любит лошадей. Через некоторое время его берет тоска по родине, и Иван ищет возможность вернуться домой. По дороге он встречает много путников, но никто не хочет иметь дело вместе с беспаспортным Иваном. Придя домой Ивана, отец Илья отлучает от причастия на три года, но впоследствии покаяния Северьяныч получает разрешение от графа устроиться на службу по конской части.

Во время службы у графа Иван часто пьянствует и, чтобы собрать хоть какие-то деньги, отдает каждый раз их хозяину на сбережение. Последней каплей терпения становится продажа князем любимого коня Ивана Дидоны. Он идет в трактир, где беспробудно пьет с новым знакомым, а после тратит все деньги на цыганку Грушеньку. Вернувшись домой, Иван рассказывает графу о цыганке и узнает, что хозяин тоже не раз к ней заглядывал, потом выкупил и поселил в их доме.

В городе Иван подслушивает, как князь разговаривает с бывшей любовницей о женитьбе Ивана и Груши. Груша же, услышав все это, просит Ивана ее утопить. Не в силах ей отказать, он берет сей грех на душу, а потом уходит от князя в поисках своей смерти. Но, как назло, ни земля, ни вода его не принимают, и тогда Иван отправляется на войну. Там он также не только не умирает, но еще и отличается в военном деле. После отставки Иван работает в справочном бюро и артистом, но нигде не находит себе места и отправляется в монастырь. Там он занимается любимым делом и работает при лошадях и ждет прихода смерти.

Краткое содержание «Очарованный странник» Вариант 2

  1. О произведении
  2. Главные герои
  3. Другие герои
  4. Краткое содержание
  5. Заключение

О произведении

Повесть Николая Семеновича «Очарованный странник» была написана в 1872-1873 годах. Произведение вошло в цикл легенд автора, который был посвящен русским праведникам. «Очарованный странник» отличается сказовой формой повествования – Лесков имитирует устную речь персонажей, насыщая ее диалектизмами, просторечными словами и др.

Композиция повести состоит из 20 глав, первая из которых представляет собой экспозицию и пролог, следующие – повествование о жизни главного персонажа, написанное в стиле жития, включающего пересказ детства и судьбы героя, его борьбы с искушениями.

Главные герои

Флягин Иван Северьяныч (Голован) – главный герой произведения, монах «с небольшим лет за пятьдесят», бывший конэсер, рассказывающий историю своей жизни.

Грушенька – молодая цыганка, любившая князя, которую по ее же просьбе убил Иван Северьяныч. Голован был в нее безответно влюблен.

Другие герои

Граф и графиня – первые баяре Флягина из Орловской губернии.

Барин из Николаева , у которого Флягин служил нянькой маленькой дочери.

Мать девочки , которую нянчил Флягин и ее второй муж-офицер.

Князь – владелец суконной фабрики, у которого Флягин служил конэсером.

Евгенья Семеновна – любовница князя.

Глава первая

Пассажиры судна «плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму» с остановкой в Кореле. Среди путников заметной фигурой был монах, «богатырь-черноризец» – бывший конэсер, который был «в лошадях знаток» и имел дар «бешеного укротителя» . Спутники поинтересовались, почему мужчина стал монахом, на что тот ответил, что многое в своей жизни делал по «родительскому обещанию» – «всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть» .

Глава вторая

«Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин» в сокращении рассказывает спутникам долгую историю своей жизни. Мужчина «родился в крепостном звании» и происходил «из дворовых людей графа К. из Орловской губернии» . Его отец был кучер Северьян. Мать Ивана умерла при родах, «оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован» .
Мальчик много времени проводил у отца на конюшне, где и обучился ухаживать за лошадьми. Со временем Ивана «подсадили форейтором» в шестерик, которым управлял его отец. Как-то, управляя шестеркой, герой по дороге, «смеха ради» , засек на смерть монаха. В ту же ночь умерший пришел к Головану в видении и сказал, что Иван был матерью «богу обещан» , а после пересказал ему «знамение»: «будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы» .

Через время, когда Иван ездил с графом и графиней в Воронеж, герой спас господ от гибели, чем заслужил особое расположение.

Глава третья

Голован завел в своей конюшне голубей, но кошка графини повадилась охотиться за птицами. Как-то, разозлившись, Иван избил животное, отрубив кошке хвост. Узнав о случившемся, герою назначили наказание «выпороть и потом с конюшни долой и в аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить» . Иван, для которого это наказание было невыносимым, решил покончить жизнь самоубийством, но мужчине не дал повеситься цыган-разбойник.

Глава четвертая

По просьбе цыгана Иван украл из барской конюшни двоих лошадей и, получив немного денег, пошел к «заседателю, чтобы объявиться, что он сбеглый» . Однако писарь за серебряный крест написал герою отпускной и посоветовал отправиться в Николаев.

В Николаеве некий барин нанял Ивана нянькой для своей маленькой дочери. Герой оказался хорошим воспитателем, заботился о девочке, внимательно следил за ее здоровьем, но сильно скучал. Как-то во время прогулки по лиману им встретилась мать девочки. Женщина начала со слезами просить Ивана отдать ей дочь. Герой отказывается, но та уговаривает его тайно от барина приводить девочку каждый день на это же место.

Глава пятая

В одну из встреч на лимане появляется нынешний муж женщины – офицер, и предлагает за ребенка выкуп.
Герой снова отказывается и между мужчинами завязывается драка. Неожиданно появляется разгневанный барин с пистолетом. Иван отдает ребенка матери и сбегает. Офицер объясняет, что не может оставить Голована при себе, так как он безпаспортный, и герой угодит в степь.

На ярмарке в степи Иван становится свидетелем того, как известный степной коневод хан Джангар продает лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татаринов даже устроили дуэль – стегали друг друга плетьми.

Глава шестая

Последним на продажу вывели дорогого каракового жеребенка. Татарин Савакирей сразу выступил с тем, чтобы устроить дуэль – сечься с кем-то за этого жеребца. Иван вызвался выступить за одного из ремонтеров в дуэли с татарином и, используя «свою хитрую сноровку» , «запорол» Савакирея до смерти. Ивана хотели схватить за убийство, но герою удалось сбежать с азиатами в степь. Там он пробыл десять лет, занимаясь лечением людей и животных. Чтобы Иван не сбежал, татары его «подщетинили» – подрезали на пятках кожу, засыпали туда конских волос и зашили кожу. После этого герой долго не мог ходить, но со временем приноровился передвигаться на щиколотках.

Глава седьмая

Ивана отправили к хану Агашимоле. У героя, как и при предыдущем хане, было две жены-татарки «Наташи» , от которых также были дети. Однако к своим детям мужчина не испытывал родительских чувств, потому что они были некрещеные. Живя с татарами, мужчина очень сильно скучал по родине.

Глава восьмая

Иван Северьянович рассказывает, что к ним приезжали люди разных религий, пытаясь проповедовать татарам, однако те убивали «мисанеров» . «Азията в веру приводить надо со страхом, чтобы он трясся от перепуга, а они им бога смирного проповедывают» . «Азият смирного бога без угрозы ни за что не уважит и проповедников побьет» .

В степь приезжали и русские миссионеры, но не захотели выкупить Голована у татар. Когда через время одного из них убивают, Иван хоронит его по христианскому обычаю.

Глава девятая

Как-то к татарам приехали люди из Хивы для того, чтобы купить лошадей.
Для запугивания степных жителей (чтобы те их не убили), гости показали могущество своего огненного бога – Талафы, подожгли степь и, пока татары поняли, что произошло, скрылись. Приезжие забыли ящик, в котором Иван нашел обычные фейерверки. Назвавшись сам Талафой, герой начинает пугать татар огнем и заставляет принять их христианскую веру. Кроме того, Иван нашел в ящике едкую землю, которой вытравил вживленную в пятки конскую щетину. Когда ноги зажили, он запустил большой фейерверк и незаметно сбежал.

Выйдя через несколько дней к русским, Иван переночевал у них только ночь, а после пошел дальше, так как они не хотели принимать человека без паспорта. В Астрахани, начав сильно пить, герой попадает в острог, откуда его отправили в родную губернию. Дома овдовевший богомольный граф выдал Ивану паспорт и отпустил «на оброк» .

Глава десятая

Иван начал ходить по ярмаркам и советовать простым людям, как выбрать хорошую лошадь, за что те его угощали или благодарили деньгами. Когда его «слава по ярмаркам прогремела» , пришел к герою князь с просьбой раскрыть свой секрет. Иван пытался обучить его своему таланту, но князь вскоре понял, что это особый дар и нанял Ивана на три года к себе конэсером. Периодически у героя случаются «выходы» – мужчина сильно пил, хотя и хотел с этим покончить.

Глава одиннадцатая

Однажды, когда князя не было, Иван снова пошел пить в трактир. Герой очень переживал, так как у него с собой были деньги барина. В трактире Иван знакомится с человеком, у которого был особый талант – «магнетизм»: он мог с любого другого человека «запойную страсть в одну минуту свести» . Иван попросил его избавить от зависимости. Человек, гипнотизируя Голована, заставляет его сильно напиться. Уже совсем пьяных мужчин выставляют из трактира.

Глава двенадцатая

От действий «магнетизера» Ивану начали мерещиться «мерзкие рожи на ножках» , а когда видение прошло, мужчина бросил героя одного. Голован, не зная, где находится, решил постучаться в первый попавшийся дом.

Глава тринадцатая

Ивану отворил двери цыган, и герой оказался в еще одном трактире. Голован засматривается на молодую цыганку – певунью Грушеньку, и спускает на нее все деньги князя.

Глава четырнадцатая

После помощи магнетизера Иван больше не пил. Князь, узнав, что Иван потратил его деньги, сначала рассердился, а после успокоился и рассказал, что за «эту Грушу в табор полсотни тысяч отдал» , лишь бы она с ним была. Теперь же цыганка живет у него в доме.

Глава пятнадцатая

Князь, устраивая собственные дела, все реже бывал дома, с Грушей. Девушка скучала и ревновала, а Иван как мог ее развлекал и утешал. Всем кроме Груши было известно, что в городе у князя была «другая любовь – из благородных, секретарская дочка Евгенья Семеновна» , у которой от князя была дочь Людочка.

Как-то Иван приехал в город и остановился у Евгении Семеновны, в тот же день сюда наведался князь.

Глава шестнадцатая

Случайно Иван оказался в гардеробной, где, прячась, подслушал разговор князя и Евгении Семеновны. Князь сообщил женщине, что хочет купить суконную фабрику и собирается скоро жениться. Грушеньку же, о которой мужчина совсем забыл, планирует выдать за Ивана Северьяныча.

Головин занимался делами фабрики, поэтому долго не виделся с Грушенькой. Вернувшись назад, узнал, что девушку куда-то увез князь.

Глава семнадцатая

Накануне свадьбы князя Грушенька появляется («сюда умереть вырвалась»). Девушка рассказывает Ивану, что князь в «крепкое место упрятал и сторожей настановил, чтобы строго мою красоту стеречь» , но она сбежала.

Глава восемнадцатая

Как оказалось, князь тайно вывез Грушеньку в лес на пчельню, приставив к девушке троих «молодых здоровых девок-однодворок» , следивших за тем, чтобы цыганка никуда не сбежала. Но как-то, играя с ними в жмурки, Грушеньке удалось их обмануть – так она и вернулась.

Иван пытается отговорить девушку от самоубийства, но она заверила, что не сможет жить после свадьбы князя – будет страдать еще сильнее. Цыганка попросила убить ее, пригрозив: “Не убьешь, – говорит, – меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной”.
И Головин, столкнув Грушеньку в воду, исполнил ее просьбу.

Глава девятнадцатая

Головин, «сам себя не понимая» бежал от того места. По дороге ему встретился старичок – его семья сильно печалилась, что их сына забирают в рекруты. Пожалев стариков, Иван пошел в рекруты вместо их сына. Попросив, чтобы его отправили воевать на Кавказ, Головин пробыл там 15 лет. Отличившись в одном из сражений, Иван на похвалы полковника ответил: «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет» и рассказал свою историю.

За отличие в бою Ивана назначили офицером и отправили с орденом святого Георгия в Петербург в отставку. Служба в адресном столе у него не заладилась, поэтому Иван решил пойти в артисты. Однако из труппы его скоро выгнали, за то, что он вступился за молоденькую актрису, ударив обидчика.

После этого Иван решает пойти в монастырь. Сейчас он живет в послушании, не считая себя достойным для старшего пострига.

Глава двадцатая

В конце спутники поинтересовались у Ивана: как ему живется в монастыре, не искушал ли его бес. Герой ответил, что искушал, появляясь в образе Грушеньки, но он его уже окончательно преодолел. Как-то Голован зарубил явившегося беса, но тот оказался коровой, а в другой раз из-за бесов мужчина сбил все свечи возле иконы. За это Ивана посадили в погреб, где у героя открылся дар пророчества. На корабле Голован едет «на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию» , чтобы перед смертью им поклониться, а после собирается на войну.

«Очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом» .

Заключение

В «Очарованном страннике» Лесков изобразил целую галерею ярких самобытных русских характеров, сгруппировав образы вокруг двух центральных тем – темы «странничества» и темы «очарования». На протяжении всей своей жизни главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин через странствия старался постичь «красоту совершенную» (очарование жизни), находя ее во всем – то в лошадях, то в прекрасной Грушеньке, а в конце – в образе Родины, за которую собирается идти воевать.

Образом Флягина Лесков показывает духовное взросление человека, его становление и понимание мира (очарование окружающим миром). Автор изобразил перед нами настоящего русского праведника, провидца, «провещания» которого «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Краткое содержание «Очарованный странник» |

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования», — говорит о себе сам герой) .

Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот — «обещанный» , и дает «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придет настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдет в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглиц-кии сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти веревку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстается, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребенка, но он неумолим и даже дерется с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдает ребенка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идет в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

Хан Джанкар продает своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегают. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтеров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жен «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, они «некрещеные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идет слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдает князю на сохранность все деньги для покупок.

Когда князь продает прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьет, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Гру-шеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил ее из табора и поселил в своем доме. Но князь — человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застает цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охран-ниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча ее утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдает себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идет на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достается изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступясь за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

По словам Ивана Северьяныча, монастырская не тяготит, он и там остается при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живет в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савва-тию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.

«Очарованный странник» - одно из лучших произведений самобытного русского писателя Н. С. Лескова. Сам автор считал произведение рассказом, хотя литературоведы склонны называть его повестью. Как бы то ни было, главная его заслуга - особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ Ивана Северьяныча Флягина, человека с истинно русской душой, которого умело изобразил Лесков.

«Очарованный странник»: краткое содержание 1 главы

Повествование начинается с сообщения о том, что группа случайных попутчиков направлялась по Ладожскому озеру к Валааму. По пути зашли в Корелу, которая, по мнению одного из пассажиров, могла бы стать идеальным местом для жизни изгнанников. Завязался разговор о том, что в Корелу как-то сослали семинариста, и вскоре он повесился. Так перешли к вопросу о самоубийцах, и за опального дьячка вступился человек, которого раньше никто не замечал.

Немолодой (по виду ему можно было дать за пятьдесят), огромный, смуглолицый, со свинцового оттенка волосами, он больше смахивал на русского богатыря. Между тем, подрясник, широкий монастырский пояс и высокий колпачок указывали на то, что этот пассажир мог быть послушником или постриженным монахом. Так знакомит со своим героем читателя Н. Лесков.

«Очарованный странник», краткое содержание которого вы читаете, продолжается рассказом черноризца о человеке, который получил разрешение молиться о самоубийцах. Это был попик-пьяница, которого высокопреосвященный владыка лишил места. Сначала наказанный монах хотел лишить себя жизни, но потом подумал, что тогда душа его грешная покоя не найдет. И стал он скорбеть и усердно молиться. Владыке же как-то приснился святой отец Сергий, просивший милости за того самого попика. Спустя время высокопреосвященный вновь увидел странный сон. С грохотом скакали в нем рыцари и молили: «Отпусти его! Он за нас молится!» Проснувшись, понял владыка, кем были воины, и отправил попика на его прежнее место.

Когда черноризец закончил рассказ, слушатели обратились к нему с вопросами: кто он сам таков? Оказалось, что в былые времена пассажир нес военную службу. Был конэсером и умел ловко укрощать лошадей. Побывал в плену и вообще многое перенес на своем веку. А в монахи пошел, так как родительское обещание выполнить следовало - такой получилась беседа и ее краткое содержание.

Очарованный странник - 1 глава стала началом большой и интересной истории - поведал собравшимся о своей жизни с самого ее начала.

Жизнь у графа

Иван Северьяныч Флягин, или Голован, родился в семье дворовых в Орловской губернии. Мать умерла после родов. Осталось предание, что она долго не имела детей и в случае милости обещала младенца богу. Отец служил кучером у графа, потому мальчик с детских лет познал искусство обращения с лошадями. На одиннадцатом году его уж определили форейтором. Тогда-то и произошла эта история. Однажды шестерик графа, где сидел Иван, догнал воз, который никак не уступал дорогу. На сене лежал человек, и герой решил его проучить: огрел кнутом вдоль спины. Лошади помчались вскачь, а ехавший на возу монах упал, запутался в вожжах, отчего и умер. Ночью он явился Флягину и сообщил, что тот обещан богу и, коль пойдет наперекор судьбе, будет множество раз умирать, но не умрет.

Вскоре случилась первая неприятность. При спуске лопнул тормоз, а впереди - пропасть. Бросился Иван на дышло, и лошади остановились. А затем полетел вниз. Очнувшись, узнал, что спасся чудом - упал на глыбу и на ней скатился на дно. Лошади разбились, но граф спасся - заканчивает эту историю Лесков. Очарованный странник - краткое содержание 2 главы это подтверждает - начал трудный жизненный путь, предсказанный монахом.

У графа Флягин служил недолго. Завел он голубей и заметил, что кошка птенцов таскает. Поймал в силки и хвост отрубил. Оказалось, это хозяйкина Зозинька была. Высекли его и заставили на коленях камешки бить. Не выдержал Иван и хотел повеситься. Но его спас цыган и позвал к себе - на этом заканчивается 3 глава.

В няньках

Недолго был герой в разбойниках. Цыган заставил его лошадей своровать, затем продал их, а Ивану дал только целковый. На том и разошлись - отмечает Лесков.

Очарованный странник - содержание по главам расскажет о герое еще много необычного - решил наняться на работу и столкнулся с барином. Тот расспросил, кто он, и, выслушав, сделал вывод: коль птенцов пожалел, то и за грудным дитем, что сбежавшая жена бросила, присмотрит. Так Флягин стал за девочкой ухаживать. Она уж подросла, когда случилась новая неприятность. Однажды Иван, посадив ребенка в песок - так ноги ей лечил - задремал, а когда очнулся, увидел чужую женщину, прижимавшую девочку к себе. Она стала просить отдать ей дочь. Нянька на это не согласился, но стал каждый день ребенка матери приносить. В один из дней пришел и ее ухажер. Стали они драться, как вдруг появился барин. Неожиданно Голован решил отдать ребенка матери и сам с ними сбежал. Да только не смог простить себе, что дрался с офицером, и вскорости ушел. О новых его приключениях расскажет краткое содержание.

Лесков, «Очарованный странник»: знакомство с Джангаром

Вышел герой в степь, где ярмарка развернулась. Заметил, что множество народу стоит по кругу, а в центре какой-то татарин сидит. Это был хан Джангар, которому вся степь от Урала до Волги подчинялась. Здесь шел торг относительно прекрасной кобылицы. Сосед рассказал Флягину, что так всегда бывает. Распродаст хан лошадей, а самую лучшую на последний день припасет. И пойдет тогда торг нешуточный. Действительно, в спор вступили два татарина. Сначала они деньги давали, потом дочерей хану посулили, наконец, стали раздеваться. «Сейчас перепор пойдет», - пояснил сосед. Татары сели один против другого, взяли нагайки и стали друг друга по голой спине стегать. А Флягин все выспрашивал, в чем секреты такой борьбы кроются. Когда один из татар упал, а другой накинул на лошадь халат, лег на нее брюхом и уехал, герой вновь заскучал. Однако сосед отметил, что, наверняка, Джангар еще что-то припас, и герой оживился - подводит итог Лесков. Очарованный странник - краткое содержание следующей главы это подтвердит - решил: если еще что-то подобное случится, сам примет участие в состязаниях.

Сосед не ошибся: хан вывел жеребенка, которого описать было нельзя. Решил поторговаться за него и офицер, которому Иван дочку барина отдал. Только денег у него мало имелось. Флягин подбил его на торг, сказав, что сам с татарином поборется. В итоге запорол противника до смерти и выиграл коня, которого офицеру отдал. Правда, потом в Рынь-пески бежать пришлось: кочевники-то ничего, а русские хотели его судить.

Жизнь у татар

Описанием десятилетнего плена продолжается краткое содержание. Очарованный странник, по главам 6, 7, много чего претерпел. Оказавшись у татар, попытался бежать, но те его поймали и подщетинили: подрезали на пятках кожу, набили в рану резаного конского волоса и зашили. Иван признался, что, когда впервые после операции встал на ноги, закричал и заплакал от боли. Потом научился ходить на щиколотках. Татары дали ему двух «Наташ»: сначала жену забитого им татарина, а потом тринадцатилетнюю девочку, которая часто веселила Ивана. Они родили ему детей, но поскольку татарчат не крестили, он не считал их своими. Сам Флягин занимался лечением лошадей и людей. Очень скучал по Родине и не переставал молиться.

Через время увез его к себе другой хан, где произошла встреча с монахами, отправленными в Рынь-пески христианство устанавливать. И хотя они отказались ему помочь, Флягин вспоминал их по-доброму: миссионеры от татар смерть приняли за свои убеждения.

Помощь пришла неожиданно - от индийцев, явившихся в степь коней покупать и настраивать татар против русских. Стали они пугать население своим богом, который огонь якобы насылает. В самом деле, по ночам раздавались громкие звуки, а с неба искры сыпались. Пока татары по степи разбегались и своему богу молились, Иван разглядел, что это был простой фейерверк, и решил использовать его для освобождения. Первым делом загнал бусурман в реку и окрестил, а потом и молиться заставил. А еще нашел он в коробочках землю, что кожу разъедала, притворился больным и недели две себе пятки выжигал, пока вся щетина с гноем не вышла. Вылечившись, нагнал страху на татар, приказал им три дня из юрт не выходить, а сам дал деру. Несколько дней пешком шел, пока русских людей не увидел. Таким образом, много испытаний претерпел в плену, как показывает краткое содержание, очарованный странник. По главам этим можно судить, что Иван Северьяныч - человек отважный, решительный, преданный своей стране и вере.

Возвращение на родину

9 глава завершается тем, как Флягина арестовали за отсутствие паспорта и доставили в Орловскую губернию. Графиня уж померла, а муж ее приказал бывшего дворового высечь и отправить к батюшке исповедаться. Однако отец Илья отказался причащать героя за то, что он с татарками жил. Выдали Ивану паспорт и прогнали со двора.

Описанием дальнейших приключений героя, ощутившего теперь полную свободу, продолжает повествование Лесков.

Очарованный странник, краткое содержание, анализ поступков которого все больше возбуждали любопытство слушателей, попал на ярмарку, где меняли и продавали лошадей. Так получилось, что он уберег от обмана мужика: цыган хотел отобрать у него хорошего коня. С той поры так и повелось: Иван простому человеку хорошую лошадь выбирал, а тот в награду давал ему магарыч. Тем и жил.

Вскоре слава о Головане разлетелась далеко, и стал его один князь просить, чтобы научил своим премудростям. Флягин - человек не жадный, потому дал советы, которые сам использовал. Однако князь показал свою полную непригодность в этом деле и позвал героя к себе в конэсеры. Жили они мирно и уважали друг друга. Бывало, правда, Иван совершал выходы - отдавал деньги князю, предупреждал его об отлучке и кутил. Но однажды решил он поставить в этом деле точку. И так получилось, что последний выход стал самым страшным.

Действие магнетизма: содержание

Очарованный странник - по главам 8-9 выходило, что он попал под власть хорошего знатока человеческой психологии - рассказал, что у князя была замечательная кобыла. И вот в один из дней они по-отдельности направились на ярмарку. Вдруг Иван получает приказ: привести хозяину Дидону, любимую свою лошадь. Очень огорчился герой, но так как возможности передать князю полученные им для ярмарки деньги не было, решил свой выход отложить. И пошел в трактир чаю попить. Там он застал удивительную сцену: какой-то человек за рюмку вина пообещал съесть стекло. И сделал-таки это. Флягин пожалел страдальца и решил угостить его. Во время разговора новый знакомый сообщил, что занимается магнетизмом и может избавить человека от его слабостей. Первую рюмку, нужную для дела, Иван не хотел пить, но третью уже сам наливал. Успокаивало только то, что пьет для лечения - отмечал, рассказывая о состоявшейся беседе слушателям и передавая ее краткое содержание очарованный странник. 11 глава заканчивается тем, что вывели их из трактира уже перед закрытием.

А дальше происходили какие-то непонятные вещи: виделись рожи, перебегавшие дорогу, а баринок знакомый то не по-русски что-то наговаривал, то руками по голове водил, то сахаром кормил… В конце концов оказались они в каком-то доме, в котором свечи горели и звуки музыки раздавались.

Знакомство с Грушей

В большой комнате собралось много народа, среди которого увидел Флягин и знакомых. А в центре стояла прекрасная цыганка. Допев песню, она пошла по кругу, подавая гостям бокал. А те выпивали шампанское и клали на поднос золотые да ассигнации и получали в награду поцелуй. Хотела она мимо героя пройти, но цыган ее окликнул, заметив, что у них любому гостю рады. Выпил Иван и достал сторублевку, за что тут же был вознагражден и проведен в первый ряд. И так весь вечер. А в конце его, когда уж все просто так стали золотые и деньги бросать, пустился в пляс и все пять тысяч из-за пазухи под ноги красавице побросал. Зато уж пить с того дня точно бросил. Вот в такую невероятную историю попал, как отмечает Лесков, очарованный странник. Краткое содержание 11 главы и описание вечера у цыган раскрыли для слушателей новую сторону характера черноризца - наивного, доброго, открытого человека.

Цыгане привели Ивана к князю. Тот хотел сначала его наказать, но так как сам нынче все деньги проиграл, простил. А потом с героем случилась горячка, и очнулся он только через несколько дней. Первым делом направился к князю, чтобы долг отработать, но узнал, что его хозяин сам был очарован цыганкой и теперь готов ради нее на все. А после привел девушку, сообщив, что имение заложил и в отставку вышел. Груша начала петь, но расплакалась, чем разворошила душу князю. Он зарыдал, а цыганка вдруг успокоилась и стала его утешать.

Убийство Груши

Сначала жили князь с цыганкой хорошо, но как человек переменчивый, он скоро охладел к девушке. Томило и то, что нищим из-за нее остался. Все реже стал князь появляться дома. Флягин, между тем, привязался к Груше и полюбил ее, как родную. И вот стала девушка просить Голована разузнать, нет ли кого у князя. С этого началась еще одна трагическая история, которую подробно описывает в последних главах Лесков.

«Очарованный странник», краткое содержание которого вы читаете, продолжается описанием встречи князя с бывшей возлюбленной и матерью его дочери, Евгеньей Семеновной. Именно к ней отправился Иван Северьяныч после разговора с Грушей. Она сообщила, что князь собирается покупать в городе фабрику и сегодня должен заехать повидать дочь. Вскорости раздался звонок, и герой собрался уходить. Но нянька, увидевшая в Иване собеседника, предложила спрятаться в гардеробной и послушать разговор. Так Флягину стало известно, что князь хочет, чтобы Евгенья Семеновна заложила купленный им для дочери дом и одолжила ему денег. На них он купит фабрику, наберет, благодаря Головану, заказов и поправит дела. А надоевшую Грушу можно выдать замуж за Ивана Северьяныча - так завершил разговор князь (здесь приведено его краткое содержание).

Лесков - «Очарованный странник» по главам подтверждает, что Флягину действительно было суждено много раз погибать, но не погибнуть - вновь ставит героя перед выбором. Хотя Иван Северьяныч и был очень привязан к цыганке, но жениться на ней не мог: знал, как любила девушка князя. А еще понимал, что она со своим гордым характером вряд ли смирится с подобным решением. Поэтому, сделав заказы для хозяина, он сразу же отправился проведать Грушу. Однако в доме князя нашел лишь большие переустройства - девушки там не было. Первая пришедшая в голову мысль испугала его, но герой все же отправился на поиски, которые увенчались успехом. Оказалось, князь поселил девушку на новом месте, а сам задумал жениться. Обманом Груше удалось сбежать - она непременно хотела увидеть Ивана Северьяныча. И теперь, при встрече, призналась, что жить так дальше нет мочи, а самоубийство считает страшным грехом. После этих слов она подала Головану нож и попросила ударить в сердце. Флягину ничего не оставалось, как толкнуть девушку в реку, и она утонула. Так невесело закончилась эта страница в жизни черноризца.

На военной службе

Совершив, пусть и вынужденное, но убийство, Иван Северьяныч захотел оказаться подальше от этих мест. На дороге встретил плачущих крестьян: они провожали сына в солдаты. Флягин назвался его именем и отправился на Кавказ, где прослужил больше пятнадцати лет. Совершил он и подвиг: под татарскими пулями переплыл реку и подготовил мост для переправы. Такова была служба, за которую получил Георгиевский крест (не позволяет писать об этом много краткое содержание) очарованный странник.

По главам анализ помогает последовательно воссоздать образ могучего, честного, бескорыстного, верного своим идеалам человека. После службы он еще будет актером и вступится за девочку. А затем все же выполнит обещание, данное богу матерью, и поселится в монастыре. Но и здесь его не оставляют неприятности: или бесенята шалят и смущают, или Петр-апостол явится. А теперь направляется черноризец в Соловки, где желает поклониться святым Савватию и Зосиме.

Таким длинным и интересным сделал рассказ главного героя - самые важные его части включены в краткое содержание - Лесков. «Очарованный странник» по главам, последовательно, познакомил читателя с жизнью одного из замечательных русских людей - Ивана Северьяныча Флягина. Кстати, этим его приключения вряд ли закончатся, так как после Соловков герой планирует вновь вернуться на службу.

  1. Иван Северьянович Флягин . На момент повествования ему 52 года. Добрый, честный и ответственный человек. Прожил интересную и насыщенную жизнь. Мать вымолила его у Бога и ему пророчествовали, что к нему сам он и придет.

Другие герои

  1. граф ;
  2. барин-поляк ;
  3. хан ;

Начало путешествия и истории Ивана Северьяновича

Путешественники посетили поселок Корела во время своего путешествия по Ладожскому озеру. Когда поездка продолжилась, путешественники начали дискутировать об этом довольно бедном городке
Один из собеседников, предрасположенный к философии, предложил, что неудобных государству людей требуется отправлять не в Сибирь, а именно в Корелу. Это выгодней для страны, чем отправлять за Урал.

Иной заявил, что проживавший тут в изгнании дьякон недолго выдержал царящую в поселке атмосферу апатии и скуки - взял и повесился. За самоубийцу вступился одинокий пассажир, безмолвный, громоздкий, седой человек лет 50 в одеянии послушника.

По внешнему виду он напоминал богатыря Илью Муромца. Герой поведал о священнике из столичного духовенства, который молился за самоубийц и тем самым «исправляет их положение» в аду. По причине пьянства Филарет желал расстричь попа, но за такого заступился сам преподобный Сергий, два раза появившийся перед патриархом во сне.

Вслед за тем пассажиры начали расспрашивать богатыря в черной рясе о его жизни, и узнали, что работал он в армии конэсером - подбирал и укрощал армейских лошадей, к коим имел определенный подход. По всему было видать, что монах прожил длинную и интересную жизнь. Пассажиры упросили его поведать о себе.

Начало жизни и пророчество

Иван Северьяныч Флягин был рожден крепостным в Орловской губернии в имении. Граф разводил лошадей, а Иван работал при нём кучером. У мамы Ивана длительное время не было детей, и она буквально вымолила ребёнка у бога, а сама погибла при рождении первенца. Мальчишка появился с большой головой, в следствие этого прислуга прикрепила к нему прозвище Голован.

Раннее детство герой провёл на конюшне, где и полюбил лошадей. В 11 лет его посадили форейтором на шестёрку, которой управлял его отец. Иван обязан был шуметь, прогоняя с дороги людей. Задремавшихся требовалось стегать кнутом.

Как-то Иван вместе с отцом везли графа мимо подворья монастыря. Мальчишка стегнул кнутом заснувшего монаха. Тот ужаснулся, свалился с тележки, лошади понесли, и монаха затоптали. Ночью Ивану явился убитый монах, заявил, собственно Иванова матушка не только вымолила его, но и сулила богу, и велел направляться в монастырь.

Монах пообещал, что будет Флягин большое количество раз гибнуть и ни разу не погибнет, пока же придёт его истинная смерть, и он за это время вспомнит материно обязательство за сына и сходит в черное духовенство.
Иван не придал смысла речам мёртвого монаха, но в скором времени произошла его «первая погибель». По проезжей части в Воронеж упряжка графа совместно с экипажем чуть не обрушилась в основательную бездну.

Иван смог приструнить лошадей, а сам свалился, но чудом остался живЗа спасение собственной жизни граф принял решение вознаградить Ивана. Мальчишка захотел обыкновенную гармошку, с которой обращаться так и не научился.

В скором времени Иван завёл для себя пару голубей, от их пошли птенцы, коих повадилась трепать кошка. Иван кошку застал, высек и убил. Кошка принадлежала приближенной горничной графини. Женщина прибежала к Ивану браниться, что ударил её «метлою по талии», за собственно, что был выпорот на конюшне и отправлен на тяжелую работу.

Иван дробил гранит, длительное время, собственно, что у него «на коленках наросты пошли». Надоело ему терпеть издевки - мол, осудили его за кошкину смерть - и принял решение повеситься в ближнем осиновом леске. Лишь только навис он в петле, как невесть откуда взявшийся цыган перерезал верёвку, и предложил Ивану податься с ним в грабители. Флягин согласился.

Поступление в няньки

Дабы Иван не скрылся теперь от него и оказался у него на крючке -цыган принудил его похитить лошадей из графской конюшни. Жеребцов реализовали задорого, но Иван получил лишь только рубль серебром, поругался с цыганом и принял решение идти сдаваться властям. Но попал к ушлому писарю.

За рубль и нательный крест из серебра тот сделал Ивану пропуск и порекомендовал направляться в Николаев, где было в достатке работы.В Николаеве Иван попал к барствующему поляку. Его жена убежала с военным, бросив свою маленькую еще грудную дочь, которую Иван обязан был нянчить, в том числе кормить козьим молоком.

За год Иван привязался к девочке. Однажды он обнаружил, что ножки у девчонки «колесом идут». Лекарь заявил, что это последствия «аглицкой болезни» и порекомендовал закапывать ребёнка в тёплый песок.Иван начал носить девочку на берег залива. Там ему вновь показался монах, манил его куда-то, демонстрировал большущий белоснежный монастырь, степи, «диких людей».

Очнувшись, Иван заметил, как незнакомая женщина целует его воспитанницу. Женщина оказалась ее матерью. Забрать ребёнка Иван не позволил, но дал добро встречаться им на этом месте, в тайне от поляка.Женщина поведала, что мачеха против воли выдала её замуж за барина.

Когда женщине пришло время уезжать, она предложила Ивану за девочку огромные средства, но Иван Северьянович категорически отказался, потому что был человеком «должностным и верным».За это время явился сожитель женщины, улан. Иван предпочел с ним подраться и плюнул на все деньги, которые ему предлагали. «Ничего, не считая телесного огорчения», для себя улан не получил, но деньги подымать не стал, и этим жестом приглянулся Ивану.

Попробовал улан дитя схватить, Иван сначала не дал, а затем заметил, как мать к нему тянется, и сжалился. В это же время был замечен барин-поляк с оружием, и Иван успел уехать с дамой и уланом, оставив у поляка свой паспорт.

В Пензе улан заявил, собственно что он, человек военный, содержать у себя беглого крепостного не имеет возможность, отдал Ивану деньги и отпустил. Иван принял решение в полицию пойти, но в начале зашёл в трактир, напился чаю с кренделями. Там хан Джангар, «первый степной коневод» продавал хороших лошадей. Два татарина принялись бороться за породистую кобылицу.

Плен у татар

В битву за надлежащего жеребца встрял улан. Иван вступил взамен него в битву с татарином и до смерти застегал его плетью. Татары, дабы не загремел герой в тюрьму забрали его собой

Прожил Иван в степи 10 лет, был у кочевников за лекаря. Соскучившись по родине, желал уволиться, но татары его поймали и «подщитинили»: сделали надрез на коже ступней, затолкали туда конского волоса, так и зашили. Когда всё зажило, Ивану очень больно было ходить: кололась щетина внутри, нарывала и гноилась.

Несколько лет Иван прожил в орде с татарами. У него была своя кибитка, даже две жены и дети. Затем другой хан попросил полечить супругу и оставил лекаря у себя. Но за 10 лет жизни с кочевниками к степи он так и не привык, и тосковал по дому.
В ночное время он неслышно уходил в степь и молился.

Однажды в орде появились двое православных священников - приехали обращать татар в христианство. Попросил Иван попов высвободить его, но те в дела кочевников ввязываться категорически отказались. Вскоре Иван нашел одного из нх мертвым, похоронил по-христиански.

Через год были замечены в орде двое в чалмах и ярких одеждах. Приехали они из Хивы жеребцов закупать и настраивать татар против русских. Дабы татары не ограбили их и не уничтожили, они начали страшить людей пламенным богом Талафой, который отдал им личное пламя.

Однажды

ночью незнакомцы сделали пламенное светопредставление. Жеребцы испугались и разбежались, а татары кинулись их ловить. В стане остались только дряхлые старики, дети да женщины. Иван вылез из своего жилища и понял, что пугали кочевников обычными фейерверками. Флягин нашел их большой запас, запустил, тем самым напугал татар и те дали согласие креститься в православную веру.

Иван нашел и «едкую землю»: приложил он ее к коже и прикинулся, что вставать не может с кровати. За несколько дней ступни разъело, и зашитая щетина вышла с гноем. Когда ноги зажили, Ивану удалось сбежать от татар. Долгими путями, но Иван Флягин оказался у своего барина. Тот его выпорол дважды и отпустил, вручив паспорт на все четыре стороны.

Обустройство у князя

Ушёл Иван из родного усадьбы и попал на ярмарку, где заметил, как цыган пробует продать мужчине больную лошадь Будучи на цыган в обиде, Иван несомненно помог крестьянину. Так и начал он бродить по ярмаркам, мешая цыганам и барышникам наживаться на простом люде. Один граф все выпытывал у Флягина, как он распознает лошадей – но тот секрета барину не открыл. Пришлось князю звать его к себе работать конэсером.
Три года Иван исполнял свою работу, берег и деньги графа от излишних трат (тот давал ему их на сохранение, когда пьянствовал). Но однажды в трактире Флягина обворожила цыганка Груша, тот и кинул к ее ногам все казенные деньги.

Цыганка Груша

Протрезвев, Иван сознался князю:растратил казну на цыганку.
Позже Флягину стало известно — его князь заложил свои богатства для покупки из табора той самой цыганки.

Груша полюбила князя, а он со временем стал тяготиться ее любовью. Иван жалел цыганку и постепенно сдружился с ней.

Когда цыганка забеременела, князя начала раздражать его беднота. Его предприятия не увенчивались успехом, шли одни убытки. Груша заподозрила, что у князя есть возлюбленная.
Иван отправился к бывшей любовнице князя, «секретарской дочке» Евгении Семёновне, от которой у него был ребёнок, и стал невольным очевидцем их беседы. Князь желал взять в долг у Евгении Семёновны средств, арестовать в аренду суконную фабрику, прослыть фабрикантом и повенчаться на богатой наследнице. Грушу же он намеревался выдать замуж за Ивана.

Всё еще любившая князя дама заложила подаренный им же дом, и в скором времени князь посватался к завидной невесте. Возвратившись с ярмарки, где закупал «у азиатов» ткани и брал заказы, Иван понял, что дом убран к свадьбе, а былой возлюбленной цыганки нет. Князь убил Грушу? Флягин стал искать, и у рек нашел ее живую. Предложил жить вместе, но она отказалась. Сама Груша опасалась, что может сгубить новую жену князя берет клятву с героя – убить ее. Иван скинул влюбленную женщину с обрыва в реку.

Служба в армии

Иван сбежал и длительное время скитался, пока же Груша, явившаяся в облике крылатой фигуры не показала ему дорогу. В пути ему встретился дом, из которого у двух стариков забирал в армию единственного сына. С согласия Ивана родители сделали нужные бумаги: он стал теперь Петром Сердюковым. И отправился служить вместо него

Попав на службу, Иван попросился на Кавказ – шансы погибнуть там были высоки, чего герою хотелось больше всего. Но прослужил он там больше 15 лет. Но его берегли высшие силы. Был эпизод, когда его оберегала Груша. После этого эпизода Иван рассказал историю своей жизни полковнику.

Выяснилось, что по документам убийства цыганки не было. Иван Флягин погиб в крестьянском доме Сердюковых.
После прояснения этих обстоятельств полковник подумал, что от службы у героя помутился рассудок. Произвел его в офицерское звание и отправил к важной персоне в Петербург. Там ему поспособствовали, сделали справщиком, но карьера его в этой должности не пошла. Дохода от этой службы практически не было.

В кучера офицера Ивана офицера, не брали, и он пошёл в уличный балаган. Там Иван заступился за молодую актрису, и его выгнали.

Исполнение пророчества

После всех этих скитаний пошел Иван Флягин в монастырь. Стал отцом Измаилом, заботился о лошадях и был доволен монашеским укладом жизни. Старцы научили изгонять бесов из своей души – молиться, стоя на коленях. Под конец жизни ему стало казаться, что есть у него дар пророчества. Он предрекал скорую войну. Он так в нее уверовал, что вновь намеревался пойти в армию служить.

Н.Лесков пишет о себе, что он знает глубину характера русского человека. Но повесть выстроена таким образом, что непонятно отношение писателя к герою. Иван Флягин – странник не только по внешним житейским обстоятельствам, но и по внутреннему миру. С каждым шагом он все дальше продвигается в глубь себя, открывая Бога внутри своей души. «Очарованный» — находится под действием чар жизни, поддается под их влияние и тем самым находит свое предназначение.

Тест по повести Очарованный странник