Русские на соляном озере.

Discovery Channel представляет программу о первом в истории участии россиян в знаменитых американских гонках на соляном озере Бонневиль. Дмитрий Бобров , режиссер проекта, рассказал Sostav, как снимают соль и скорость. В американском штате Юта находится гигантское высохшее соляное озеро Бонневиль. Бескрайняя ровная поверхность как нельзя лучше подходит для гонок. Уже больше ста лет мотогонщики соревнуются на грани человеческих возможностей. Соперники здесь не важны, главное - побить новый рекорд. До 2016 года представители России и СССР никогда не участвовали в гонках на соляном озере. Парни из команды Fine Custom Mechanics стали первыми россиянами, которые приняли участие в знаменитых гонках. Чемпион России и мира по кастомайзингу Сергей Мальцев , лучший кастомайзер России 2014 и 2015 года Михаил Антонов , механик Андрей Никитин при поддержке единомышленников собрали уникальный мотоцикл «Бонни» на базе легендарного советского «Урала» М-72 и попытались установить на нем мировой рекорд скорости. Вместе со студией Script.Shot.Sound команда сняла документальный фильм о своих приключениях. В августе программа появилась в эфире Discovery Channel. «В 2014 году мы приехали с мирового чемпионата в Кёльне, а у нас в это время как раз начался кризис, и валютный курс стал практически в два раза выше. И, так как мы заказываем все запчасти из-за границы, а с ростом курса они резко подорожали, многим наша работа стала просто не по карману, да и мотоциклы - это не то, что необходимо людям во время кризиса. Тогда Мишка и предложил построить мотоцикл, чтобы прокатиться по Бонневилю, и я подумал - работать можно либо за деньги, либо за идею, а эта идея великолепна. Правда, если бы мне пришлось описать проект „Бонни“ в трёх словах, то это были бы слова „мечта“, „команда“ и, скажем так, „крах“ семейному бюджету», - рассказал Сергей Мальцев. Россияне выступали в категории «ретро», где предыдущий рекорд скорости составлял 185 км/ч. Чтобы его побить, им нужно было выжать из «Бонни» как минимум 210 км/ч. Им удалось достичь этого показателя на максимуме, но официальным их рекорд так и не стал, потому что из-за неполадки двигателя средняя скорость оказалась ниже. Дмитрий Бобров Руководитель студии «Script.Shot.Sound» Съемочный процесс был разделен на 2 этапа - это Москва (постройка мотоцикла, тесты) и Бонневилль (гонки). В Москве мы имели стопроцентный контроль над съемками, но не над ситуациями связанными с мотоциклом - метанол, топливо «Бонни», сгорал не до конца, очень сильно резало глаза, затруднялось дыхание, вентиляция не спасала. В США началась неизвестная для нас территория и законы. Имея достаточный опыт съемок за границей, мы понимали, что лучше не попадать в конфликтные ситуации и решили действовать как туристы. Поэтому выбрали компактную камеру, чтобы не привлекать внимание. Мы посмотрели много фильмов о Неделе скорости на Бонневилле и понимали, что снимать близко к мотоциклу просто не сможем. Мы выбрали длиннофокусную оптику, чтобы с большого расстояния снять проезд мотоцикла по треку. И все было здорово, пока наш звукорежиссер Александр не достал микрофон-пушку с ветрозащитой и удочкой. В этот момент он стал главным объектом внимания. К нему сразу подошли организаторы и попросили оплатить профессиональную съемку в размере 5000 долларов США. Так мы остались без звука. Мне, как оператору, повезло. Я не был рядом и снимал другие кадры в толпе. Меня спасля моя маленькая камера, с ней я не привлекал внимание. Вообще, организаторы знали, что мы снимаем фильм про свою команду и не собираемся продавать материалы на телевидение. Но вероятно, что-то изменилось. Нам пришлось продолжить съемки в стиле «Джеймса Бонда ». Мы не могли приехать в Бонневилль без коптера. Мы просто обязаны были показать дальние и общие планы этого легендарного места. Однако в США снимать на коптер без лицензии запрещено. Естественно у нас ее не было, потому что мы из России. Но были и более серьезные проблемы. Мало того, что в США нельзя просто так летать, так еще и над Бонневиллем это отдельно запрещено. Полеты над треками категорически запрещены. Я вспомнил фразу моего мастера: «лучше снять и извиниться, чем не снять». Мы из России и знаем что такое снежные поля. И соленый Бонневиль очень похож на снежное поле. В нашем автодоме был комплект спального белья и я решил что можно замаскироваться «под сугроб». Мой второй оператор Олег и продюсер Анастасия пешком отошли на километр от трассы, накрылись простыней, чтобы слиться с солью, и аккуратно запустили коптер. По рации мы говорили им, все ли в порядке. Эта небольшая хитрость помогла нам снять удивительные кадры Бонневилля, и как выяснилось потом, мы были первыми, кто вообще это снял. Мы показали кадры местным американским гонщикам, они были поражены. Никто из них не видел гонки на Бонневиле с высоты. Почему нельзя летать? Организаторы боятся, что коптер или его части могут упасть на трек. Придется вызывать специальную бригаду, которая тщательно осмотрит весь трек (около 3-х миль) пешком. В 2016 году был установлен рекорд в 710 км/ч. При такой скорости даже самое маленькое препятствия может стоить жизни. Мы летали рядом с треком и, конечно, никогда не поднимались над ним. Сохраняли безопасную зону. Фильм «Бонни. Русский рекорд на соляном озере» является примером стремления к цели. Мы хотели создать продукт не хуже западного. Поэтому одновременно было поставлено две цели: уникальный русский мотоцикл на Неделе Скорости и фильм международного уровня. Это история о мечте и вере. Фильм должен побудить молодых ребят заниматься любимым делом. Современные технологии отдалили людей от ручного труда. Многие не могут жить без смартфонов. Мы хотели показать настоящую жизнь с ее трудностями и радостями. Надеюсь зрители увидят не просто историю о мотоцикле, они увидят умение идти к цели. И не важно кто ты: сварщик, кастомайзер или повар, например. Умение добиваться целей - очень важный навык в современной жизни. У меня была мечта - создавать фильмы для Discovery Channel. Раньше она казалась мне несбыточной. И мне потребовалось 10 лет ежедневного труда, чтобы исполнить свою мечту. Я благодарен своей команде за то, что они были, есть и будут моей семьей!

Discovery Channel запустил программу о первом в истории участии россиян в знаменитых американских гонках на соляном озере Бонневиль. Дмитрий Бобров, режиссер проекта, рассказал Sostav, как снимают соль и скорость.

В американском штате Юта находится гигантское высохшее соляное озеро Бонневиль. Бескрайняя ровная поверхность как нельзя лучше подходит для гонок. Уже больше ста лет мотогонщики соревнуются на грани человеческих возможностей. Соперники здесь не важны, главное - побить новый рекорд. До 2016 года представители России и СССР никогда не участвовали в гонках на соляном озере.

Парни из команды Fine Custom Mechanics стали первыми россиянами, которые приняли участие в знаменитых гонках. Чемпион России и мира по кастомайзингу Сергей Мальцев, лучший кастомайзер России 2014 и 2015 года Михаил Антонов, механик Андрей Никитин при поддержке единомышленников собрали уникальный мотоцикл «Бонни» на базе легендарного советского «Урала» М-72 и попытались установить на нем мировой рекорд скорости. Вместе со студией Script.Shot.Sound команда сняла документальный фильм о своих приключениях. В августе программа появилась в эфире Discovery Channel.

«В 2014 году мы приехали с мирового чемпионата в Кёльне, а у нас в это время как раз начался кризис, и валютный курс стал практически в два раза выше. И, так как мы заказываем все запчасти из-за границы, а с ростом курса они резко подорожали, многим наша работа стала просто не по карману, да и мотоциклы - это не то, что необходимо людям во время кризиса. Тогда Мишка и предложил построить мотоцикл, чтобы прокатиться по Бонневилю, и я подумал - работать можно либо за деньги, либо за идею, а эта идея великолепна. Правда, если бы мне пришлось описать проект «Бонни» в трёх словах, то это были бы слова «мечта», «команда» и, скажем так, «крах» семейному бюджету», - рассказал Сергей Мальцев.

Россияне выступали в категории «ретро», где предыдущий рекорд скорости составлял 185 км/ч. Чтобы его побить, им нужно было выжать из «Бонни» как минимум 210 км/ч. Им удалось достичь этого показателя на максимуме, но официальным их рекорд так и не стал, потому что из-за неполадки двигателя средняя скорость оказалась ниже. Фильм был снят киностудией Script.Shot.Sound на собственные средства при творческой и финансовой поддержке Mail.Ru Group.

Дмитрий Бобров Руководитель студии “Script.Shot.Sound”

Съемочный процесс был разделен на 2 этапа - это Москва (постройка мотоцикла, тесты) и Бонневилль (гонки). В Москве мы имели стопроцентный контроль над съемками, но не над ситуациями связанными с мотоциклом - метанол, топливо «Бонни», сгорал не до конца, очень сильно резало глаза, затруднялось дыхание, вентиляция не спасала.

В США началась неизвестная для нас территория и законы. Имея достаточный опыт съемок за границей, мы понимали, что лучше не попадать в конфликтные ситуации и решили действовать как туристы. Поэтому выбрали компактную камеру, чтобы не привлекать внимание. Мы посмотрели много фильмов о Неделе скорости на Бонневилле и понимали, что снимать близко к мотоциклу просто не сможем. Мы выбрали длиннофокусную оптику, чтобы с большого расстояния снять проезд мотоцикла по треку. И все было здорово, пока наш звукорежиссер Александр не достал микрофон-пушку с ветрозащитой и удочкой. В этот момент он стал главным объектом внимания. К нему сразу подошли организаторы и попросили оплатить профессиональную съемку в размере 5000 долларов США. Так мы остались без звука.

Мне, как оператору, повезло. Я не был рядом и снимал другие кадры в толпе. Меня спасла моя маленькая камера, с ней я не привлекал внимание. Вообще, организаторы знали, что мы снимаем фильм про свою команду и не собираемся продавать материалы на телевидение. Но вероятно, что-то изменилось. Нам пришлось продолжить съемки в стиле «Джеймса Бонда».

Мы не могли приехать в Бонневилль без коптера. Мы просто обязаны были показать дальние и общие планы этого легендарного места. Однако в США снимать на коптер без лицензии запрещено. Естественно у нас ее не было, потому что мы из России. Но были и более серьезные проблемы. Мало того, что в США нельзя просто так летать, так еще и над Бонневиллем это отдельно запрещено. Полеты над треками категорически запрещены.

Я вспомнил фразу моего мастера: «лучше снять и извиниться, чем не снять». Мы из России и знаем что такое снежные поля. И соленый Бонневиль очень похож на снежное поле. В нашем автодоме был комплект спального белья и я решил что можно замаскироваться «под сугроб». Мой второй оператор Олег и продюсер Анастасия пешком отошли на километр от трассы, накрылись простыней, чтобы слиться с солью, и аккуратно запустили коптер. По рации мы говорили им, все ли в порядке.

Эта небольшая хитрость помогла нам снять удивительные кадры Бонневилля, и как выяснилось потом, мы были первыми, кто вообще это снял. Мы показали кадры местным американским гонщикам, они были поражены. Никто из них не видел гонки на Бонневиле с высоты. Почему нельзя летать? Организаторы боятся, что коптер или его части могут упасть на трек. Придется вызывать специальную бригаду, которая тщательно осмотрит весь трек (около 3-х миль) пешком. В 2016 году был установлен рекорд в 710 км/ч. При такой скорости даже самое маленькое препятствия может стоить жизни. Мы летали рядом с треком и, конечно, никогда не поднимались над ним. Сохраняли безопасную зону.

Фильм «Бонни. Русский рекорд на соляном озере» является примером стремления к цели. Мы хотели создать продукт не хуже западного. Поэтому одновременно было поставлено две цели: уникальный русский мотоцикл на Неделе Скорости и фильм международного уровня. Это история о мечте и вере. Фильм должен побудить молодых ребят заниматься любимым делом. Современные технологии отдалили людей от ручного труда. Многие не могут жить без смартфонов. Мы хотели показать настоящую жизнь с ее трудностями и радостями. Надеюсь зрители увидят не просто историю о мотоцикле, они увидят умение идти к цели. И не важно кто ты: сварщик, кастомайзер или повар, например. Умение добиваться целей - очень важный навык в современной жизни.

У меня была мечта - создавать фильмы для Discovery Channel. Раньше она казалась мне несбыточной. И мне потребовалось 10 лет ежедневного труда, чтобы исполнить свою мечту. Я благодарен своей команде за то, что они были, есть и будут моей семьей!

Поражает тот факт, что рекордный мотоцикл построила мастерская, которая занимается кастомайзингом, то есть изготовлением невероятно красивых байков по индивидуальным заказам. Эстетика, эффектный внешний вид, победы на конкурсах красоты — все это замечательно, но никак не связано с гонками. А единственное назначение рекордной машины — проехать заданную дистанцию за минимальное время. Неважно, как выглядит этот мотоцикл и каково на нем пилоту. Важно лишь, чтобы техника выдержала.

«Забавно, — говорит Андрей Никитин, механик Fine Custom Mechanics, — все получилось, как в фильме «Самый быстрый Indian». Техническая комиссия посмотрела на наш мотоцикл и попросила проехать кружок медленно, с сопровождением, чтобы убедиться, что Bonny не развалится». Действительно, Bonny — именно так назывался первый гоночный кастом FCM — не типовая для Бонневилля машина. Потому что он не просто быстрый. Он еще и красивый.

История в кино

Презентация Bonny-2 состоялась 16 февраля в Москве. О проекте Fine Custom Mechanics написано немало, но лучше, конечно, один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому команда Script.Shot.Sound сняла 30-минутный документальный фильм «Бонни: русский рекорд на соляном озере», впервые продемонстрированный на закрытом показе в конце июня. Картина получилась не столько о технике и скорости, сколько о мечте и о том, что ее достижение стоит любых затрат и стараний. Фильм будет официально показан на телеканале Discovery Channel в субботу 19 августа в 17:00.

Не было бы счастья

…да несчастье помогло. В 2014 году мастера представляли очередную работу на чемпионате мира по кастомайзингу в Кельне, а когда вернулись на родину, грянул кризис, цены взлетели. Заказчикам стало не до мотоциклов ручной работы, и мастерская в считаные дни лишилась клиентов.

Тогда-то и возникла идея: сделать гоночный мотоцикл и поехать с ним в Бонневилль. Все равно проектов нет, терять нечего, зачем простаивать. А это будет отличная реклама и шанс вписать Россию в рекордные листы знаменитой «Недели скорости» на соляном озере.

Работа кипела, за четыре месяца был построен гоночный мотоцикл на базе двигателя от легендарного советского гиганта М-72. М-72 выпускался на самых разных заводах в Москве, Киеве, Горьком, Ленинграде, Ирбите с 1941 по 1960 год и большую часть этого времени не продавался гражданским, будучи военным мотоциклом. Рядом с Bonny в мастерской стоит оригинальный ИМЗ М-72, который сейчас реставрируют, — это действительно настоящий танк.

Проблема в том, что М-72 — это мощный двигатель с отличной тягой, он может тащить даже орудие. Но использовать его для гонки? Нонсенс! Из-за большой камеры сгорания топливо просто не успевало сжигаться на серьезных оборотах, так что двигатель требовал доработки. Однако у него были и преимущества.

Классы и рекорды

«Неделя скорости» в Бонневилле проходит каждый август. Сотни команд приезжают на соляное озеро с автомобилями и мотоциклами самых диковинных конструкций и ставят рекорды в своих классах. Классов великое множество, и внутри каждого свои правила.


В классификации мотоциклов есть три группы: по объему двигателя (14 видов), по типу двигателя (24 вида) и по типу рамы (8 видов). Представьте себе, сколько сочетаний можно составить из этих разновидностей даже с учетом того, что некоторые комбинации запрещены — скажем, серийный двигатель без доработок нельзя устанавливать на кастомную раму. Bonny сперва строился вообще без оглядки на правила: ребята сделали раму, поставили на нее доработанный мотор и лишь потом занялись «подгонкой» под технический регламент. Оптимальным классом стала комбинация APS-VF-500, где APS — это класс рамы (А — специальной конструкции, PS — частично обтекаемая), VF — тип двигателя (vintage fuel, то есть исторический, не бензиновый), а 500 — объем. Историческими, кстати, считаются любые двигатели, выпущенные до 1956 года.

Интересно, что М-72 имеет на деле объем 750 «кубиков». Но фишка регламента в том, что он допускает участие нижнеклапанных двигателей большего объема в младших классах верхнеклапанных агрегатов. В этом оказалось преимущество: кастомайзерам нужно было довести мощный и более объемный агрегат до конкурентной гонки с более легкими движками с верхним расположением клапанов.


Слева направо: Андрей Никитин, механик; Михаил Антонов, пилот; Сергей Мальцев, руководитель мастерской.

Bonny получился мощным и эффектным. Его показали на нескольких шоу, выиграли чемпионат России по кастомайзингу, а летом 2015 года отправились в Бонневилль. Основной головной болью было то, что в России вообще невозможно испытать подобную машину. У нас нет соляных озер, а легендарный Баскунчак на границе РФ и Казахстана давным-давно изуродован промышленной добычей соли. Поэтому в США команда поехала без испытаний.

Впрочем, они и не понадобились. В 2015-м «Неделю скорости» отменили из-за проливных дождей, превративших идеальную поверхность озера в размякшую слизь. «Откатить» поездку уже не получалось: брони билетов и отелей были невозвратными, а мотоцикл проходил таможню в США. Ребята хотели успеть на другое крупное августовское событие — байк-фест Rat’s Hole Custom Bike Show в Стурджисе, но из-за таможенных проволочек не попали и туда.


«Нас просили прийти после пяти, потому что не успевали пропустить скоропортящийся товар, а в пять говорили, что начальник ушел в четыре, — рассказывает руководитель мастерской Сергей Мальцев, — и так неделю. Мы уже готовы были сдаться, но таможенник из новой смены увидел на мне жилетку клуба Harley-Davidson. Он тоже оказался фанатом-мотоциклистом, и нас пропустили за 20 минут».

В итоге кастомайзеры все-таки попали на скоростные заезды Mojave Mile — еще одно крупное мотомероприятие лета. И это позволило наконец опробовать мотоцикл.

Настоящий Бонневилль

В 2016-м они все-таки выступили в Бонневилле. Мотоцикл доработали по итогам стендовых испытаний и заездов в Мохаве, в частности установили систему закиси азота. Это добавило и мощности, и проблем. Например, за несколько дней до отправки в Америку мотоцикл должны были протестировать на участке новой Ленинградки, арендованном правдами и неправдами, но перед самым испытанием из-за перебора с закисью вырвало цилиндр. Вместо заезда пришлось в панике чинить мотоцикл.


Уже в Бонневилле вскрылись «детские болезни». При том что пиковая скорость (за рулем был Михаил Антонов) составила 210 км/ч, что очень хорошо для класса, с надежностью не рассчитали. Обычно доработанный для гонок двигатель выдерживает четыре-пять заездов, россияне же вынуждены были накатать чуть ли не девять — просто для того, чтобы испытать и продемонстрировать машину технической комиссии. Поэтому основной заезд не удался: цилиндр все-таки пробило, и Bonny сошел, показав относительно низкую среднюю по итогам заездов скорость — 155,9 км/ч (рекорд на данный момент — 186,6 км/ч).

Но в целом первый блин и должен быть комом, пробой пера. А к Бонневиллю 2017 года Fine Custom Mechanics создали совершенно новый мотоцикл — Bonny-2. Он похож на предыдущий, однако в нем нет ошибок, сделанных в первой конструкции. Например, в его предшественнике соль забивалась во все «тонкие» места, что приводило к повышенным нагрузкам на детали. В Bonny-2 установлена отечественная передача вместо «харлеевской» коробки прошлого года, новый обвес, и, конечно, он прошел гораздо больше испытаний, в том числе на Дмитровском полигоне.


Значительное количество деталей мотоцикла изготовлено из титана: титановая рама и колеса, титановая ось, более 200 титановых гаек ручной работы, титановые пружины и тормозные поршеньки. Благодаря этому машина весит всего 158 кг с учетом массы двигателя. В качестве топлива используется метанол, дающий примерно 25%-ный прирост мощности. Головка алюминиевая, позволяющая отводить максимальное количество тепла. «Мы сперва сделали гениальную, с нашей точки зрения, головку, — смеется Андрей Никитин. — Все идеально рассчитали. А мощности нет. Поставили «родную», начала 1950-х, и вдруг мощность повысилась. Тогда-то мы и поняли, что всегда есть чему учиться».

И они учатся. Они сделали первый шаг, когда проехали на первом мотоцикле в Мохаве, затем — в Бонневилле 2016 года, и вот впереди если не решающий, то очень важный заезд, Бонневилль-2017, первая российская команда на российском мотоцикле в «Неделе скорости». «Мы хотим поставить рекорд в классе, вписать нашу страну в историю, — говорит Мальцев. — И у нас уже есть последователи: мы подбили несколько человек собраться в Бонневилль в 2018-м».

Пожелаем ребятам вернуться с рекордом. В этом году у них точно все получится.