Скандал с недоливом бензина: чем обернулась тайная проверка АЗС. В зоопарке тигру недокладывают мяса, а на АЗС перевозчику – недоливают топлива Не доливают бензин на заправке делать

К сожалению реалии таковы, что многие из автомобилистов сталкиваются с проблемой недолива бензина на АЗС.

И актуальность этой проблемы весьма велика, ведь рядовому автолюбителю довольно таки трудно бороться с этим явлением. Потребитель не может контролировать сам процесс заправки и увидеть, сколько именно ему залили .

У АЗС множество способов, с помощью которых можно обмануть потребителя. Мы рассмотрим лишь основной.

Как происходит процесс недолива бензина на автозаправках

Для этого дела может быть разработана специальная программа, которая не доливает определенный процент от заказанного объема.

В случае внезапной проверки и обнаружения недолива топлива, сотрудники просят повторную экспертизу, а в это время, приводят программу в порядок.

Также оборудование на автозаправочной станции может быть настроено таким образом, что небольшие объемы горючего наливаются точно, но при заправке больших объемов возможен недолив.

Например, при заправке 20 литров вам зальют 18, а при заправке 30 лишь 26.

Как же не дать себя обмануть?

Вот несколько нехитрых способов, с помощью которых можно определить недолив бензина на АЗС.

1. Итак, первый способ — это заправка полного бака машины…

Когда начинает гореть красная лампочка — это значит, что в баке осталось около 5-7 литров бензина, но желательно этого избегать — пожалейте бензонасос. Именно в этот момент нужно попросить заправить полный бак, допустим 50 литров.

Если зальют все 50 значит что-то тут не так, ибо в бак с вместимостью 50 литров чудесным образом влезло 55-57 .

2. Другой способ – наполнение канистры определенного объема. Но не все заправки соглашаются наливать в канистру.

Также советую придерживаться следующих несложных советов:

  • Выбирайте только качественную и проверенную заправку. Если же приходится заправляться в незнакомом месте, то заливайте в бак небольшое количество топлива. Попробуйте заправиться на незнакомой заправке в канистру.
  • Осуществляйте процесс заправки самостоятельно, без помощи сотрудников АЗС. Или хотя бы наблюдайте за этим процессом.
  • Следите за экраном, на котором отображаются объем и стоимость топлива. Отсчет на нём должен начаться и закончится в один, и тот же момент, что и поступление топлива.
  • Лучшее всего осуществлять заправку с утра, когда нет жары. Также лучше не заправляться сразу после слива топлива бензовозом на АЗС.

Видео — обман на АЗС:

С недоливом бензина на АЗС сталкиваются многие автолюбители. Это самое часто встречающееся нарушение для большинства отечественных АЗС, так что недоливы, увы, скорее правило, чем исключение. Правда, по наблюдениям автовладельцев, на городских заправках такое случается реже, чем на трассах.

Для работников и хозяев АЗС соблазн достаточно велик: если брать, например, всего по пол-литра с десяти, то за день можно получить более двух тысяч рублей с одной колонки. А если ежедневно на АЗС продается около 5 т топлива, недолив будет составлять около 150 л, а за месяц это около 150 т.р.

Действительно, как определить, залито в бак 10 литров бензина или немного меньше?

Есть два способа для определения недолива. Первый - заправить полный бак. Если вместимость вашего бензобака, например, 58 литров, при заправке на АЗС будет весьма странным, если в него войдет 60, ведь такого просто не может быть!

Другой способ - наполнить канистры известной емкости или мерное ведро (должно предоставляться по вашему требованию на каждой заправке).

Оборудование АЗС настраивается так, чтобы обеспечить точный долив первых 10-ти литров. А недолив возникает уже при больших объемах заправки и будет составлять вроде бы не так и много (по оценкам специалистов, не более 300 мл на каждые 10 л). Кстати, допустимое отклонение при недоливе топлива составляет 25гр на 10 л.


Как же заправляться лучше?

  • Выбирайте одну и ту же, проверенную вами и вашими знакомыми автозаправку.
  • Контроль и еще раз контроль. Возможно все, и текучка кадров, и «сложные материальные обстоятельства» у сотрудников АЗС. Поэтому периодически устраивайте свои собственные проверки: набирайте в канистру или другую емкость бензин и измеряйте сами. Небольшие отклонения всегда возможны, например, из-за изменения температур, но значительные объемы вы легко обнаружите и отличите.
  • В теплое время года заправляйтесь с утра, пока топливо еще не нагрелось.
  • Заправляйтесь там, где только что отъехала другая машина: на этой колонке топливо прокачано и внутренности насоса им смазаны.
  • Всегда наблюдайте, как бензин поступает в шланг: там не должно быть пузырей воздуха. Если вы их видите - учтите, что топлива вы получите гораздо меньше.
  • Если заправляетесь на новой АЗС, где раньше не были, заливайте на пробу 5-10 литров бензина, так вы заодно проверите качество топлива. Кстати, практически все водители предпочитают недолив махинациям с составом горючего.
  • Заправляйтесь в проверенных местах и не соблазняйтесь на низкие цены.

Не любите пачкать руки о заправочный пистолет? Вам по душе услуги заправщика с обязательными чаевыми? Отлично! Но вашей 20-ки этому парню даже на завтрак не хватит. На иномарку он и сам заработает. Вы хотите знать как?

Когда колонка отключится, бензин еще пару секунд будет идти самотеком. Нужно только перекрыть вовремя пистолет. Таким образом 100 грамм до вашего бака не дошли. Они сливаются в припасенную тару.

Заправочные станции со старым оборудованием – золотое дно для мошенников, которые о технической революции даже не слышали. Обманывают народ по старинке. Старые колонки со стрелками сначала показывают отпущенное количество топлива, а уж потом сливают бензин в бак. Едва стрелка ложится на заказанную цифру, как подача топлива отключается оператором. Последний литр – чистая прибыль.

В столице и ее окрестностях не доливать с каждой заправки могут до полутора литра. Чем дальше от Москвы, тем меньше становится порция украденного топлива: у покупателя здесь каждый литр бензина на счету.

Систематический недолив порождает и дает основание к возбуждению уголовного дела по статье 159 «Мошеннические действия», по которой положен штраф в размере до 300 тыс. руб. или лишение свободы до 5 лет. В крупных компаниях мошенников вычисляют сотрудники службы безопасности и сами сдают их в милицию. Но поймать их непросто, работают они как фокусники.

Нехитрая уловка с досрочным отключением колонки экономит оператору и заправщику АЗС за смену до 200 литров топлива. Умножаем на стоимость литра и получаем неплохую прибавку к зарплате.

Еще один способ: прокол шланга пистолета. Это создает подсос воздуха, который и заполняет ваш бак. С каждой такой заправки не доливают 200 – 300 граммов бензина, и это минимум. За сутки эти граммы могут превратиться литров в 300.

Мошенники на современных АЗС используют электронные жучки, которые позволяют делать недолив в баке. Эти жучки можно заказать умельцам или просто купить на радиорынках. Приспособление для откачки денег из ваших карманов стоит недорого – долларов 200, ничто по сравнению с будущей прибылью. Процессор считает импульсы расходомера топлива в колонке и отражает их на дисплее. Покупатель видит именно их, а не литры в своем баке. Нужно только добавить посторонние импульсы, и все!

С помощью такого устройства дисплей колонки может показать любое количество литров, даже если в ваш бак не попало ни капли, но до такого беспредела конечно не доходит. Управляют таким жучком с операторского места. Кнопку маскируют подо что угодно: пожарная тревога или аварийное отключение насоса. Жучок питается от электроники колонки, причем подключают его к резервному кабелю, который уложили в земле еще во время строительства заправки.

Обязательно сохраняйте чек. С этим документом вы всегда сможете обратиться в службу безопасности компании, продавшей топливо.

Не доливают бензин и на старых заправках и на ультрасовременных. Не хотите скандалить из-за копеек? Да ради бога – продолжайте платить за воду в ваших собственных баках.

Видео

Оставляйте также свои комментарии, что вы об этом думаете.

Федерация автовладельцев России провела проверку российских заправок и пришла к выводу, что нас регулярно обманывают на АЗС. Недолив - норма на 76% заправок. И чем дальше от Москвы, тем выше погрешность

На 76% заправках недоливают бензин

В водительской среде не редкость. В основном это происходит на региональных трассах, подальше от крупных городов и федеральных сетей АЗС. Хотя последние тоже грешат неточностью, но гораздо реже, чем их младшие братья.

Но одно дело - бездоказательные роптания в водительской среде, и совсем другое - контрольная закупка, проведенная ФАР. Представители федерации действовали тайком. Просто заезжали на заправки в разных регионах страны и покупали топливо. Заливали не в бак, а в специальную емкость, установленную в авто с разрешения ГИБДД. Внешне процедура заправки мало чем отличалась от того, через что проходили тысячи других машин.

Как только бензин попадал в «бак», представители ФАР просили мерное устройство, которое должны предоставлять по первому требованию водителя на каждой АЗС. Выводы не обнадеживают. В среднем недоливают около 5 процентов оплаченного бензина, а максимальный недолив составил 19 процентов.

«Проблема в том, что почти нереально. В баке всегда есть какое-то количество топлива. Датчик редко показывает точное содержание бензина в системе, до 100 грамм. Вылить топливо из бака невозможно, а значит, доказать, что залили меньшее количество тоже проблемно. Значит, нельзя привлечь к ответственности владельца бензоколонки», - рассказывает сайт Сергей Канаев, представитель федерации автовладельцев России.

Средство защиты у покупателя, получается, только одно: заливать бензин в канистру. Но и оно немного сомнительное: даже такая покупка не гарантирует точности до грамма. Получается, что определить объем могут только контрольные органы по специальной методике, которая учитывает целый ряд параметров, от температуры воздуха до плотности топлива.

«Заправка до полного бака тоже не гарантия. Все меняется каждый раз. Даже если перед вами налили мерник - это не гарантия, что вам нальют ровно десять литров в бак. Через 10-30 секунд система подачи топлива может обновиться и снова недоливать какую-то часть топлива. Это выверенные схемы обмана потребителя, которые приносят крупную выгоду. Нужно привлекать таких продавцов за мошенничество», - уверен Сергей Канаев.

За недолив бензина наказать очень сложно (Источник: globallookpress.com)

Как наказать АЗС за некачественный бензин?

Выход из этой ситуации есть, уверены в Госдуме. Чтобы у владельцев АЗС не было желания наживаться на клиентах, нужно дать покупателю право контроля, а еще - компенсировать время, которое он потратит на доказательство обмана. Компенсация должна быть, естественно, в рублевом эквиваленте. Для этого необходимо внести изменения в закон о защите прав потребителя.

«Покупатель должен иметь возможность наказывать продавца штрафом, в разы превышающим чек. Обсчитали вас на 500 рублей, вы это зафиксировали и можете получить не только однократную стоимость, но и многократную. Такой штраф очень сложно сегодня получить в судебном порядке. А если будет такая модель, то потребитель сможет сам участвовать в наказании рублем. Угроза крупных штрафов и банкротства (если многократно штрафовать) поможет улучшить сферу торговли и человека будут бояться обманывать», - разъясняет сайт депутат Госдумы Олег Нилов.

Парламентарий уверен, что сейчас потребители не спешат ссориться с нечистыми на руку заправщиками. Даже если количество бензина оказалось верным, не факт, что качество будет хорошим. Соответственно, нужно останавливаться где-то на дороге и требовать провести исследование. На это сейчас делают ставку недобросовестные продавцы, разбавляя бензин всякими примесями. Мало кто захочет задержаться на несколько часов, пока будут проводиться все процедуры.

«Получается, что ФАС не успевает рассматривать все жалобы, а у человека нет мотивации самому копаться в этой истории. Поэтому предлагаем ввести компенсацию именно потребителю. Если будет доказано, что товар некачественный, то продавец должен не только компенсировать стоимость, но и заплатить за время, которое потратил человек», - считает парламентарий.

Потребители не хотят ссориться с заправками.

Напомним, с чего начался спор. Федерация автовладельцев России разработала метод определения недолива топлива на АЗС. На заправку заезжает автомобиль, водитель которого открывает лючок бензобака и заливает нужное количество литров. Однако автомобиль этот - необычный: в багажнике установлена канистра, шланг от которой выведен возле штатной горловины!

Соответственно, сотрудники АЗС не догадываются, что сейчас их проверяет тайный покупатель. Да, на абсолютную точность этот метод претендовать не может. Но, чтобы понять, что тебя обманывают, этого вполне достаточно. В итоге, мониторинг недолива АИ-92 и АИ-95 проводился на 34 АЗС, расположенных на территории 13 субъектов РФ. В ходе проверки активисты ФАР посетили:

  • 5 вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК);
  • 21 федеральную и региональную сеть;
  • 8 мелкосетевых и частных АЗС.

Сколько не доливают?

За недолив принималось расхождение более 1%, между оплаченным и фактически полученным топливом. В результате недолив выявлен на 76% АЗС. Недолив среди ВИНКов составил 20%, то есть обмануть автомобилиста пытались всего лишь на одной из пяти заправок, причём разница между оплаченным и залитым бензином составила 1,63% - на уровне погрешности.

Недолив среди федеральных и крупных региональных сетей составил 81% (средний недолив - 4,97%, максимальный - 19,03%). А самое печальное, что обман среди мелкосетевых и частных АЗС замечен на 100% заправок (средний недолив - 5,66%, максимальный - 8,03%). Средний недолив по выборке - 5,05%, а значит, его фактически можно приплюсовать к цене за литр.

Недолив топлива - это не только обман потребителя, но и элемент недобросовестной конкуренции. Получается, что некоторые участники рынка фактически продают топливо по более высокой рыночной цене. Вот примеры:

  • АЗС в Краснодарском крае продавала АИ-95 по 44,70 руб./литр, недолив составил 19,03%, и фактически потребитель приобрел топливо по цене 55,21 руб./литр;
  • АЗС в Московской области отпускала АИ-95 по 39,90 руб./литр, недолив составил 12,8%, и фактически потребитель приобрел топливо по цене 44 руб./литр.

Если упростить итоги исследования ФАР, то получается, что крупные игроки бензинового рынка не обманывают своих клиентов. (Для справки: основными вертикально-интегрированными нефтяными компаниями являются «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз», «ТНК-BP», «Газпром нефть» и «Славнефть».) А вот все остальные не прочь подзаработать на недоливе...

А был ли недолив?

В первую очередь, нужно разбираться, что это за исследование, и как оно было проведено. Что за оборудование замеряло уровень недолива, какие датчики стояли, как они были поставлены. Самое главное – смущает выборка – 34 автозаправки – это очень не репрезентативная выборка, из которой нельзя сделать вывод, что проблема недолива есть по всей стране. Если мы хотим проводить качественное исследование, то выборка должна быть больше и она должна быть совершенно другой

Павел Баженов

Но, несмотря на некоторый скептицизм, представитель нефтяной отрасли признал: «Что касается проблемы недолива, то отчасти она, может и есть. И тут продавцов можно понять - после решения правительства заморозить розничные цены на бензин, рынок оказался очень сильно подкошен. Розничную цену заморозили, а оптовая - осталась рыночной».

В итоге, все продавцы бензина вынуждены работать с нулевой или даже отрицательной маржинальностью. И если крупные компании могут перенести прибыль на другие сектора (добычи, переработки), то мелкие, независимые – этого сделать не могут. Поэтому такая ситуация может быть фактором для бизнеса, который вынужден выбирать между плохим и очень плохим решением, и приводить к недоливу топлива

Павел Баженов

президент Независимого топливного союза

Кто виноват?

«С другой стороны, не стоит забывать - все оборудование проходит сертификацию, которая снижает риск недолива топлива, - осторожничает Павел Баженов. - Давать экспертные оценки - насколько проблема недолива распространена, я бы не стал, они очень субъективные. Но могу сказать, что те сети, с которыми мы наиболее плотно общаемся - у них такой проблемы нет».

Для мелких и частных АЗС очень важен каждый клиент, который легко может уехать на заправку крупной нефтяной компании, и которого нельзя будет вернуть. Да, они зачастую поднимают стоимость на 1-2 рубля выше по сравнению с крупными компаниями, но стараются удержать за счет качества топлива и хорошего отношения к клиентам. Плюс, мы незадолго до эксперимента Федерации автовладельцев предлагали сетям отдельно обратить внимание на недолив и исключить его из своей практики

Павел Баженов

президент Независимого топливного союза

Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС) Олег Ашихмин вообще заявил «Известиям», что «это частные случаи, а не тенденция сегодняшнего рынка розничной продажи нефтепродуктов»: «К сожалению, то, что выявила ФАР, имеет место. И это является наследием, доставшимся нам от Советского Союза», - отметил Ашихмин.

Владелец автозаправочной станции не заинтересован, чтобы автовладельцу не доливали. Это чаще происходит на уровне оператора, мастера. Я знаю ситуацию изнутри. Знаю, как владельцы компаний уделяют этому большое внимание, этим занимаются службы безопасности. Но там, где есть возможность где-то что-то взять, «наши» люди это делают

Олег Ашихмин

первый вице-президент Российского топливного союза (РТС)

При этом другой функционер РТС, Григорий Сергиенко, признал, что недолив могут допускать и сами хозяева мелких заправок: «Возникла ситуация, когда продавец топлива должен субсидировать продажу клиенту каждого литра бензина. В начале июня мы имели убыток 2-3 рубля [с каждого проданного] литра», - приводит слова Сергиенко РБК.

Как доказать обман?

«Обычный потребитель, к сожалению, сейчас никак не может повлиять на эту ситуацию, - заявил “Газете.Ru” глава ФАР Сергей Канаев. - Доказать что-то на месте, даже если факт недолива очевиден, не получится, да и совет заливать на сомнительных заправках 10 или 20 литров, на мой взгляд, вряд ли поможет. Это точно не будет гарантией от недолива».

Первый вице-президент Российского топливного союза (РТС) Олег Ашихмин также считает, что хищение - даже если автомобилист воспользуется канистрой - труднонаказуемо. Автомобилисту необходимо сразу же сделать претензию оператору станции для того, чтобы они проверили топливораздаточную колонку, а также жаловаться руководству компании.

При этом стоит знать, что, согласно законодательству, колонки АЗС относятся ко второму классу точности и, разумеется, имеют некую погрешность - примерно полпроцента по общему объему долива топлива. То есть около 0,5 литра при заправке 100 литров.

Как решить проблему?

Сейчас проверки качества и количества топлива, которое заливают на АЗС, - прерогатива госорганов. Исправить ситуацию можно было бы, внедрив государственно-общественный контроль... Но тогда придётся разработать методику, которая бы позволила определять количество топлива тайным покупателям. И этим, скорее всего, власти заниматься не захотят.

Впрочем, есть надежда, что обманывать водителей будут реже уже сейчас: «После того как оптовые цены пошли вниз, мы вновь имеем положительную маржу. Подобных предпринимателей по-человечески можно понять: если их вынуждают работать без прибыли, то они продают меньше топлива за ту же цену», - резюмирует вице-президент РТС Григорий Сергиенко.