Собираем мини-трактор своими руками: советы начинающему фермеру. Alice in Wonderland Алиса в Стране чудес: Minitraktor

Мини-трактор – чрезвычайно полезный инструмент в аграрном хозяйстве. Им можно делать десятки самых разных работ: от посадки озимых до сбора урожая и уборки снега. Если аграрий имеет навыки обращения с техникой и инструментом, то самостоятельно собрать агрегат для него не составит большой сложности. При этом стоимость основного устройства будет минимальной.

Инструменты и материалы

Небольшой трактор существенно помогает в работе аграриев. Им можно обрабатывать землю приусадебных и дачных участков, собирать урожай. Большим преимуществом агрегата является то, что к нему можно подсоединять самое разное навесное оборудование. Компактный мини-агрегат всем хорош, только стоит он немалых денег. Даже китайские производители последние годы стали существенно поднимать цены. Поэтому некоторые умельцы делают небольшие агрегаты своими руками, и по качеству эти механизмы не уступают (иногда даже превосходят) заводские изделия.

Прежде чем начинать подобную работу, следует понять, как устроен тот или иной узел, как он работает, какие у него особенности. Такая техника в хозяйстве нужна, как правило, для 3-4 видов работ, поэтому при создании агрегата можно «расставлять акценты», например, усиливать раму (если на нее будет приходиться повышенная нагрузка) или ставить более широкие колеса, если основная работа будет происходить в поле.

Сделать мини-трактор достаточно просто, он не будет особо отличаться он настоящего трактора. Прежде всего следует сделать план-схему того, как создавать подобный агрегат. На рынке поприсутствует много запасных частей б/у от мотоциклов, ВАЗов и УАЗов, поэтому найти подходящий узел не составит большой сложности.

Балку/мост можно сделать с дополнительными креплениями, так как нередко заводские аналоги не обладают необходимым коэффициентом прочности. Самодельный трактор может быть без кабины, но это не всегда оправдано, особенно во время работы в жаркое или холодное время года. ВОМ – это вал отбора мощности, который дает возможность работать навесным агрегатам. Виды валов:

  • сопрягаемый,
  • автономный;
  • работающий синхронно.

Раму можно сделать из уголков «6» или труб диаметром 45 мм. Для того чтобы конструкция была более устойчивой и прочной, по углам привариваются металлические пластины (толщина 6 мм). КПП можно взять от ВАЗа. Важно, чтобы в его рабочем состоянии было хотя бы три скорости передних и одна – задняя. Тягу можно «позаимствовать» от мотоколяски. Рулевая колонка подойдет вполне от отечественного авто типа «Запорожец». Также реально сделать мини-трактор с разными движками – как одноцилиндровым с воздушным охлаждением, так и четырехтактным карбюраторным. Такие силовые установки идеально подходят для создания сельхозтехники.

Выгода от создания своими руками миниатюрного трактора:

  • невысокая цена;
  • можно сделать агрегат, который максимально будет соответствовать личным потребностям.

Из недостатков можно выделить:

  • процесс создания трактора может показаться делом трудоемким для тех, кто мало работал с техникой;
  • автомобильные движки работают на бензине, а он дороже, чем дизельное топливо;
  • выезжать на федеральные трассы на такой технике нельзя, можно получить штраф.

Как сделать своими руками?

Создание миниатюрного трактора начинается с монтажа рамы, которую можно сделать из трубок. Делать такую конструкцию следует мощной, но одновременно она должна быть не очень тяжелой. Нередко раму делают двойной. Также популярны агрегаты с так называемой «ломающейся» рамой с полным приводом от ГАЗ-52. «Ломающаяся» рама дает возможность разворачивать трактор по небольшому радиусу, что повышает маневренность аппарата. Самые важные блоки мини-трактора:

  • колеса;
  • мосты;
  • трансмиссия;
  • силовая установка.

Мини-трактор, сделанный самостоятельно в домашних условиях, начинает создаваться с проработки чертежей и плана-схемы. Взяв за исходную точку «родственный» проект, можно его отредактировать, внести свои коррективы. После того как подготовлен индивидуальный проект, он чертится на листе ватмана. Далее потребуется собрать все необходимые узлы, сделать основу будущего агрегата. Размеры рамы могут колебаться в зависимости от предназначения машины – длиной она может быть 1,5-2,5 метра, шириной – 1,3-1,8 метра.

Очень важный узел – гидропривод, она дает множество преимуществ в работе и дает возможность управлять самым разным оборудованием. Особенно ценен в этом плане гидравлический узел. Его наличие позволит использовать самую разную навесную технику – от КУНа до щетки для уборки снега. Гидравлика состоит из:

  • гидроцилиндра 76х80;
  • распределителя Р82;
  • насоса НШ12.

Насос работает со скоростью 1000 оборотов в минуту, иногда его необходимо отключать. С двигателем дела обстоят несложно, силовую установку можно поставить от любого авто или мотоцикла.

Неплохой двигатель УД 25. Это двухцилиндровый агрегат мощностью 12,2 л. с., объем движка – 0,43 литра. Модель весьма удачная, хотя она уже не выпускается, но на вторичном рынке подобных агрегатов огромное количество. Стоит такая модель не дороже 8 тысяч рублей. КПП можно взять от ВАЗ или ДВС «Муравей». Если трактор используется в полевых условиях, то рационально брать колеса 20-24 дюйма. Передняя балка готовится просто:

  • собираются два «кулачка», которые можно взять от «Жигулей»;
  • из трубы (45х45 мм) с помощью сварки делается квадрат;
  • к раме прикрепляются с помощью сварки уголки-стойки «4», к ним монтируются и закрепляются «кулачки» поворотов, ставится рулевое управление.

Балка мини-агрегата обладает качающимся механизмом, который берется от ВАЗ вкупе с крестовиной. Также можно взять подобный элемент от УАЗа. Очень важно, чтобы мосты обладали конгруэнтными редукторами. Делать это необходимо, чтобы коэффициент вращения колес был одинаковый. КПП берется от любого авто. С 2 коробками механизм будет даже более функционале.

Важно учитывать, что при монтаже гидроусилителя на его обслуживание уходит определенная мощность движка. Если двигатель маломощный, то гидроблок лучше не ставить. ВОМ начинает вращаться от коленвала движка, соответственно, он зависит от количества оборотов силовой установки. Также существует ВОМ синхронного вида, его коэффициент вращения связан с количеством передаточного числа механизма. Эта функция востребована, например, при проведении посевной кампании.

Создание точечной подвески позволяет применять для техники дополнительное оборудование. Трехточечная подвеска тоже очень важна, она должна быть динамичной по горизонтали и по вертикали, что дает возможность лучше управлять машиной. Тормоз желательно поставить на задние колеса. Можно взять готовые узлы от ВАЗ, там же можно «позаимствовать» тормозные колодки. Сцепление можно снять с любого старого «Жигуля» или ГАЗа. Рулевое управление также берется от «ВАЗа». Кабину для агрегата лучше все же предусмотреть, работать тогда будет комфортнее, производительность труда заметно возрастет. Сделать этот узел можно из труб диаметром 20-25 мм, которые свариваются в виде каркаса. Его затем можно обить:

  • фанерой;
  • жестью;
  • пластиком.

У каждого агрегата существуют свои особенности, поэтому чертеж всегда следует сопрягать с конкретным устройством. Например, часто необходимо монтировать механизмы:

  • бортповоротный;
  • заднеприводный;
  • маленький с бортовым поворотом механизм.

Обычно высота кабины не превышает полтора метра, над головой работника потолок должен находиться на расстоянии 20-30 см. Прежде чем делать кабину, следует собрать «скелет» изделия из деревянных брусочков. После того как будет все понятно с размерами, можно резать трубки. Крепления каркаса делаются с использованием сварки. После того как каркас готов, его обшивают, ставят рамы для стекол и т. п. Самая трудоемкая часть работы – это создание дверей. Потребуется монтировать такие элементы:

  • тонкие трубки;
  • распоры;
  • крепления.

Конструкция должна быть легкой и прочной одновременно. Чтобы дверь автоматом закрывалась, можно поставить газовые лифты. Изнутри кабину можно обшить дерматином или поролоновыми листами, если придется работать в холодное время года. Своими руками также можно сделать гусеничный трактор. Эта техника обладает большой динамичностью и маневренностью. Гусеницы оказывают щадящее действие на грунт, поэтому использовать такой механизм выгодно во многих отношениях.

Рама делается из уголков, труб или швеллеров. Движок предпочтительнее ставить дизельный. Передний и задний мост также можно «взять» от ВАЗа. Хорошая КПП стоит в ГАЗ-53. Гусеницы делаются из покрышек, с них срезаются с помощью болгарки боковины. На получившиеся одинаковые резиновые заготовки монтируются колеса. Чтобы машина могла динамично совершать маневры (развороты и т. д.), обязательно следует инсталлировать дифференциал, который сможет отключать задние и передние колеса в случае необходимости. Делается это так: нажимается на педаль тормоза, делается переключение дифференциала. Одно колесо замирает, второе продолжает двигаться, агрегат в этом случае разворачивается.

Из грузового мотороллера

Если сделать трактор из мотороллера (например, «Тула 210»), то весить он будет не более 90 кг. Если главные узлы берутся из одного «источника» (это может быть «ГАЗ», «ВАЗ» или «Ока»), то на доработку и подгонку деталей уходить будет меньше времени. На вал движка ставится магнето с одним полюсом. При установке бортовых редукторов (1: 4), механизм сможет функционировать на минимальных скоростях, при этом тяговое усилие у него не изменится. Этот фактор очень важен во время уборки урожая, а также при посеве.

Рама делается из уголков «4». Емкость для топлива можно «позаимствовать» у легковой машины или сделать самому из листа стали 2 мм. На таком мини-механизме можно перевозить до трехсот килограмм различных грузов, делать вспашку глубиной до 17 см.

Из «Оки»

Мини-трактор можно сделать, взяв запасные части от «Оки». Малоформатный автомобиль может удачно соответствовать параметрам небольшого сельхозагрегата. Во всяком случае, колеса, движок, емкость для топлива, трансмиссия – все эти узлы вполне могут подойти. Такой агрегат будет отличаться мощностью и экономным расходом горюче-смазочных материалов. Такой механизм справится со следующими видами работ:

  • окучиванием;
  • обработкой грунта;
  • вспашкой;
  • перевозкой грузов.

От «Оки» используются такие узлы:

  • силовая установка;
  • трансмиссия;
  • мосты;
  • колеса;
  • рулевые тяги;
  • шасси.

При изготовлении потребуются инструменты и некоторые материалы:

  • аппарат для сварки;
  • отвертки;
  • турбина;
  • металл в листах.

Чтоб сделать раму, потребуется пара лонжеронов (делаются из швеллеров 10), а также два траверса (12 и 16). Для поперечного крепления можно использовать уголок «6». Движок лучше поставить четырехцилиндровый, мощностью 45 л. с., так как на нем присутствует система воздушного охлаждения. Мост переделывать необязательно, его можно оставить без изменений. Чтобы сделать трансмиссию, надо прикрепить КПП к несущей раме. В маховике движка отрезается задняя стенка, в центре прорезается отверстие.

Чтобы поддерживать нужное давление в гидросистеме, требуется насос, который помещается рядом с валом. Каждое колесо вала управляется редуктором. Если работы будет много на пересеченной местности и в поле, ставить лучше колеса побольше (до 24 дюймов). Обычно такие агрегаты компонуются без рессор. Лонжероны как спереди, так и сзади лучше дополнительно усилить. КПП позволительно взять от «Оки». Если поставить движок от «УД2» (он более мощный), то можно будет работать с большими участками и перевозить тяжелые грузы. Устанавливается кабина, освещение, топливный бак.

Из «ЛуАЗа»

Агрегат, сделанный из «ЛуАЗа», может быть полноприводным, причем задний привод можно отключать при необходимости. Чтобы сделать такой трактор, потребуется небольшое количество усилий и рабочего времени. Двигатель можно поставить Sadko DE-310, к нему можно поставить две КПП. Рама делается из уголков или швеллеров. Для работы гидравлики используется насос Н12, в нем работает гидравлический цилиндр 78х110, распределитель Р82. Насос используется только в некоторых случаях. Вал, а также КПП можно взять от любого мотоцикла, иногда вал подрезается (или пролонгируется), на него ставится новая «звездочка». Вал отбора мощности тоже сделать несложно, он будет не более 1,5 тысяч оборотов в минуту.

Из «Жигулей»

Проще всего создать трактор из «Жигулей», это самый приемлемый вариант. К нему всегда можно найти самые разные запасные блоки. К сожалению, силовая установка в «Жигулях» работает на бензине, а он стоит в наше время недешево. Львиная доля сельскохозяйственной техники функционирует на дизельном топливе. При планировании проекта по созданию мини-трактора из «Жигулей» следует решить несколько вопросов. Двигатель размещается перед водителем и должен обязательно иметь защитный экран. Рама делается из уголков «4», размер ее – 1,2 х 2,1 метра. Топливный бак размещается сзади, его можно сделать самостоятельно из жести или взять от любого легкового авто.

Передняя подвеска обязательно усиливается. Привод делается на 4 колеса. Вся работа делается по такому алгоритму:

  • готовится схема-чертеж;
  • делается рама;
  • создается кузов;
  • компонуются все узлы;
  • устанавливается рулевое управление.

Мини-трактор из «Жигулей 2106» будет достаточно мощным, чтобы делать всю необходимую работу и перевозить грузы до 500 кг. Также при его создании можно взять различные узлы. От ГАЗ-53 берется коробка передач, мосты берутся от «Жигулей». Колеса можно взять от МТЗ-84. При установке колес следует укрепить мосты, возможно, придется также менять тормоз.

Вазовский движок имеет мощность 59,4 лошадиных сил (встречаются и более мощные). Объем двигателя – 0,65 литра. Он имеет хороший КПД и сравнительно небольшой расход топлива. При создании мини-трактора из «ВАЗа» следует особенно тщательно прочертить компоновку и расположение всех узлов. В самом начале следует определиться с расположением:

  • емкости с горючим;
  • силовой установки;
  • защитного экрана;
  • кабины.

Раму рационально сделать покороче, а подвеску лучше поставить более мощную. КПП можно также взять от «ГАЗ-53», колесные пары от различных машин. От «ВАЗа» подойдут только задний мост, рулевой блок. Если в планах есть установка полного привода, то нужен движок не менее 42 л. с. Такой агрегат сможет потянуть гидравлический ВОМ, будет нормально работать с повышенной нагрузкой. Трактор лучше делать полноприводным.

Процесс создания мини-трактора из «ВАЗ»:

  • проведение сварочных работ с рамой;
  • монтаж ходовой;
  • монтаж колес и топливной емкости;
  • монтаж силовой установки и трансмиссий;
  • монтаж кабины, защитного экрана (кожуха).

Важная часть работ – это укорачивание заднего моста:

  • срезается чашка, удаляется кольцо фланца;
  • полуось вынимается, протачивается;
  • внутри чашки просверливается отверстие;
  • полуоси выравниваются и привариваются;
  • мост вставляется в готовую выемку;
  • осуществляются сварочные работы;
  • мост к раме прикрепляется с использованием V-конструкции.

Из «Запорожца»

Чтобы сделать трактор из «Запорожца», следует поработать с узлами. Передний и задний мост можно немного укоротить. Коробка передач на «Запорожце» не очень мощная, ее можно заменить на коробку от «ВАЗа». Гидравлика вполне подходит, но, возможно, придется поменять шланги и штуцеры на более новые. Каркас кабины делается из труб диаметром 2 см, обшивается листами фанеры или ПВХ. Движок «Запорожца» вполне подходит для трактора, но можно поставить что-нибудь более мощное. Если инсталлировать «ВАЗовскую» КПП, то тогда можно будет работать с любым навесным оборудованием. Все б/у агрегаты должны пройти тщательную очистку и проверку.

Из мотоцикла

Можно собрать трактор и из мотоцикла «Урал».

Делался он так:

  • Сваривается рама, которая состояла из двух блоков. Длина трубы – 2,1 метра, ширина – 0,95 метра.
  • Трансмиссия ставится от «ВАЗ». Крутящий импульс передается через цепь на «звездочку», затем переходит на карданный вал в передние и задние мосты.
  • Монтируется электронное зажигание, взятое от «ВАЗ2109».
  • Ставится две КПП – от мотоцикла и автомобиля «Москвич 412».
  • Привод делается полный. Цилиндры имеют воздушное охлаждение.
  • Рулевые тяги берутся от «Москвича».

Машина получается вполне мощная, проходимая, «тянет» без особых сложностей прицеп с грузом весом до 0,5 т. Можно использовать ее как в сельскохозяйственных работах, так и для очистки территории от снега.

Техника безопасности

При работе на тракторе следует соблюдать технику безопасности:

  • чтобы работать на тракторе, требуется иметь специальную подготовку;
  • перед пуском движка переключение передачи находится в положении «Н»;
  • муфта гидрораспределения ставится в положение «Нейтрал»;
  • водную преграду можно пересекать, если она глубиной не более одного метра;
  • перевозить людей и животных на прицепе запрещается;
  • в кабине может присутствовать во время движения только два человека;

  • на полу агрегата должен находиться коврик из резины;
  • перед началом работы следует сделать профилактический осмотр движка, кабины, креплений, КПП;
  • если машина стояла долгое время без движения, следует «погонять» ее на холостых оборотах, без нагрузок;
  • ход руля должен быть не более 0,44 рад (26°), при показателе 0,62 рад (36°) необходимо будет регулировать шарниры;
  • тормоза следует регулярно проверять и регулировать в случае необходимости;
  • пневматическая система должна иметь давление порядка 0,5 МПа (4,78 кгс/см2);

Работа в области сельского хозяйства у большинства ассоциируется с обработкой земель. Но для посева и выращивания культур, ягод и овощей, а также фруктов необходимо вспахать грунт, дополнив его удобрениями и обеспечив полив, а также прополку. Если фермер имеет специализированную технику, работы могут быть значительно упрощены. Такое оборудование имеет небольшие размеры, но справляется с основными задачами довольно успешно. Среди них следует выделить:

  • рыхление;
  • вспашку земли;
  • скашивание травы.

К решению этого вопроса фирмы и крупные агрокомплексы подходят с использованием отечественных и импортных моделей. Если же вы являетесь владельцем частного хозяйства, то можете быть ограничены в финансовых возможностях. В таком случае придется использовать мини-трактор, возможно, изготовленный самостоятельно.

Это позволит сэкономить, но стоит быть готовым к тому, что сборка подобной техники сопровождается определенными сложностями. Многих это не останавливает, ведь в силах каждого фермера изготовить такой минитрактор самостоятельно, дополнительно оснастив его оборудованием для решения широкого круга задач.

Основные разновидности самодельных тракторов

Трактор для хозяйства может принадлежать к одной из нескольких разновидностей, среди них:

  • многофункциональная техника;
  • самодельные тракторы с функцией уборки мусора и покоса травы;
  • райдеры.

Первая разновидность представляет собой оборудование, с помощью которого можно обработать почву, убрать мусор, а также срезать траву. Самодельные тракторы обычно оснащаются силовыми агрегатами средней мощности. Многофункциональная техника способна справиться с площадью в 6 гектар. При необходимости на неё можно установить навесное оборудование, благодаря которому перечень задач расширяется.

Самодельные трактора на колесах могут быть предназначены для выполнения узкого круга задач, они используются для обработки площади до 2 гектар или устройства газонов. Райдеры необходимы для внесения удобрений, а также обработки ядохимикатами. Они могут применять оборудование с целью выполнения других задач, когда есть необходимость обработатки небольшого земельного участка.

Особенности изготовления трактора

Если вы решили выполнить самодельный трактор своими руками, то на первом этапе нужно будет выполнить раму, для которой применяется прокатный швеллер. В конструкции присутствуют траверсы, а расположить их предстоит сзади и спереди. Помимо этого, система имеет лонжеры. Когда создается рама, ширина фронтальной части несколько уменьшается, что придает детали трапециевидную форму. В раме должно быть создано отверстие, благодаря которому можно укрепить другие устройства и элементы.

Методика проведения работ

Когда изготавливается самодельный трактор своими руками, необходимо задействовать стойки, которые должны быть приварены к углам. Они будут выполнять функцию подрамника. Их следует дополнительно соединить в верхней части. На раму нужно установить задний мост.

Иногда проект предполагает сборку полноприводного трактора, в этом случае передний мост должен располагаться на раме. Самодельный трактор своими руками изготавливается с использованием двигателя. Самым подходящим вариантом станет мотор от мотоцикла. Для монтажа коробки передач на раме необходимо найти место. Коробка должна располагаться так, чтобы водителю было удобнее ею управлять.

Теперь можно приступать к установке элементов рулевого управления. Для этого обычно используется руль. Эту деталь заимствуют, как правило, у модели легкового отечественного автомобиля. В некоторых случаях используется руль от мотоцикла. Для прицепа понадобится фаркоп. Его устанавливают на следующем этапе, приварив к раме. Когда изготавливается самодельный трактор своими руками, необходима тормозная система и бак, которые должны переходить к подключению электрики.

Инструкция по сборке: рама

Самодельный трактор может показаться непропорциональным и неказистым. На самом деле, если механизм собрать правильно, а все ключевые узлы расположить рационально, то система будет работать исправно, выполняя все поставленные перед ней задачи. В качестве дополнительных элементов рамы выступают траверсы.

Лонжерон собирается из последовательных ступеней, внутренние состоят из квадратной стальной трубы, тогда как наружные - из швеллера. Передняя траверса должна оказаться меньше задней. Это указывает на то, что швеллер 12-го размера подойдёт для передней траверсы, тогда как швеллер 16-го размера - для задней.

Силовой агрегат, мост и гусеница

Перед тем как сделать трактор, вы должны подобрать мотор нужной мощности и крутящего момента. Иногда для этого используется четырехцилиндровый дизель, мощность которого составляет 40 л. с. Такой агрегат имеет водяное охлаждение. А что касается моста, то он может быть установлен без дополнительных коррективов. Его можно позаимствовать от отечественного грузовика, интегрировав в самодельную технику.

Перед тем как сделать трактор, вы должны позаботиться о наличии гусеницы. Самым простым вариантом является конструкция с катками из шин и колес. Их можно взять от тележек. Учитывая размеры трактора, следует подобрать габариты колес. Гусеница может быть выполнена из большой покрышки, которая предварительно обрезается по бокам.

Дополнительное оснащение трактора двигателем

Самодельный трактор с двигателем ВАЗ можно встретить довольно часто, как и установки, следующих типов:

  • М-67;
  • УД-2;
  • МТ-9;
  • УД-4.

Можно оборудовать трактор двигателем от автомобиля «Москвич» или «Жигули». Когда предполагается изготавливать самоделку по формуле 4x4, для М-67 увеличивают передаточное число трансмиссии. В противном случае силовая установка будет испытывать недостаток мощности для обеспечения усилия для колесных пар. Необходимо учитывать, что для силового агрегата может понадобиться дополнительная система охлаждения.

Дополнительная информация о трансмиссии

Самодельный трактор с двигателем ВАЗ может быть дополнен валом отбора мощности и коробкой передач, которые следует позаимствовать от автомобиля ГАЗ-53. Сцепление может быть взято от ГАЗ-52. Эти узлы в готовом виде использовать не получится. Следует осуществить подгонку.

Для того чтобы синхронизировать двигатель с сцеплением, нужно подготовить новую корзину сцепления, подогнав ее под размеры. Задняя плоскость у маховика двигателя укорачивается, по центру высверливается дополнительное отверстие. Эти манипуляции могут быть выполнены на токарном станке.

Что еще необходимо знать о заднем мосте и колесах

Мини-трактор для уборки снега может быть оснащен задним мостом от грузового или легкового автомобиля. На токарном станке предварительно укорачиваются полуоси. Если готового моста отыскать не удалось, то может быть использована конструкция от разных машин. Специалисты рекомендуют использовать любой узел, который подойдет по размеру, ведь передний мост не выступает в качестве ведущего.

Колёса следует подбирать по радиусу. Если оборудование предполагается использовать для транспортировки грузов, то лучше предпочесть диски, диаметр которых изменяется в пределах от 13 до 16 дюймов. Для техники, которая будет задействована при сельскохозяйственных работах, можно использовать колеса радиусом в пределах от 18 до 24 дюйма.

Комплектация самодельного трактора

В комплектацию описываемой техники входит рама на самодельный трактор. После сборки, необходимо осуществить установку ведущих колес и опорных катков. Силовой агрегат монтируется на следующем этапе, далее наступает черед коробки передач. Дифференциалы и бортовые тормоза должны быть установлены на следующем этапе, после можно соединить с коробкой передач все компоненты.

Следующим шагом станет сборка органов управления, а также обустройство рабочего места. Дополнительные детали и гусеницы можно установить на следующем этапе. Теперь мастеру предстоит проверить работоспособность трактора, доработав его отдельные узлы, если потребуется.

Заключение

Мини-трактор для уборки снега проявит свои способности ещё и при обработке почвы. Однако, для того чтобы добиться двух тысяч оборотов двигателя при скорости в 3 км/ч, нужно отрегулировать трансмиссию. Каждое колесо заднего моста в идеальном варианте должно быть дополнено отдельным редуктором.

В современном мире множество людей имеют загородные дома, где используется очень много ручного труда. Для того, чтобы облегчить себе жизнь многие решают купить мини-трактор. Однако такая покупка может сильно ударить по бюджету.

Для того чтобы этого избежать, многие решают изготовить самодельные мини-трактора. Это поможет значительно уменьшить трудозатраты на работу в огороде и сэкономить средства.

Преимущества и недостатки

Какие же у такого изделия есть плюсы и минусы? Во-первых, эксплуатировать мини-трактор можно даже в условиях очень ограниченного пространства – он прекрасно впишется в небольшой гараж на заднем дворе. Однако несмотря на то, что размер самодельного трактора относительно небольшой, это никак не скажется на функциональности и объеме выполняемой работы.

Кроме того, он поможет справиться с вспашкой тяжелой каменистой почвы, так как в таком случае вскапывание лопатой не даст почти никаких результатов.

К тому же, вы можете самостоятельно изготовить свой уникальный чертеж трактора, который будет отвечать всем Вашим нуждам.


Вы также можете модифицировать конструкции, что поможет уменьшить вес и нагрузку на вспахиваемую землю. Это во много раз увеличит продуктивность процесса.

Возможные проблемы

С одной стороны вы можете сделать все полностью под себя, но, с другой стороны, при поломке вы не сможете просто отнести его в сервис и отдать мастеру. Придется чинить все самостоятельно.

Проблемы могут возникнуть и в случае, если вам надо будет заменить деталь – запчастей может просто не быть. Кроме того, на таком транспортном средстве нельзя будет свободно ездить без регистрации.

Инструкция по изготовлению

Как же сделать мини-трактор своими руками? Для начала, займитесь планированием. У вас на руках должны быть чертежи изделия, всех деталей и узлов.

Основное: силовая установка, трансмиссивная установка для синхронизации работы двигателя и колес, рама как база для всей конструкции, водительское сиденье.


Недостающие детали можно подыскать в автосервисах или разобрать на части сломанный автомобиль.

Рама

Рама является базовой частью конструкции, к которой крепится все остальное. Однако сделать ее не так уж и сложно. Сварите ее из швеллера или двутавра. Для тогочтобы повысить мобильность вашего мини-трактора, можете сделать раму из двух и по бокам скрепить их шарнирами. Это увеличит подвижность вашего аппарата, и вам будет легче входить в повороты.

Двигатель

Займитесь подготовкой мотора. Убедитесь, что он достаточно мощный, чтобы выполнять все необходимые функции. Но будьте осторожны, не переборщите, иначе можете повредить конструкцию.

Вы можете сделать своими руками мини-трактор с двигателем от мотоблока. Вообще, делать трактор на его базе особенно удобно, потому что у него уже есть почти все – его надо лишь немного модифицировать.

Модель 4х4

Мини-трактор 4х4, сделанный своими руками, будет очень удобен своей универсальностью. Его можно использовать для большого количества самых разнообразных нужд. Это стандартный вариант, который подойдет каждому. К тому же, это будет идеальным вариантом для тех, кто хочет сделать трактор с полным приводом.


КПП и трансмиссия

Для того, чтобы настроить работу вашего трактора, вы можете использовать коробку передач от старых советских машин. Например, ГАЗ-53. Также возьмите у них систему сцепления. Для изготовления заднего моста возьмите готовый узел от легкового автомобиля.

Рулевое управление

Используйте руль с гидроцилиндрами – это значительно облегчит процесс управления мини-трактором и увеличит вашу продуктивность. К сожалению, гидроусилитель самостоятельно дома изготовить не удастся. Поэтому, лучше используйте готовый от автомобиля.

Сидение можно сделать из любого подходящего предмета.

Колеса надо делать не меньше 26 дюймов в диаметре – они идеально подойдут для трактора, на котором планируется перевозка тяжелых грузов.

Если же вы предполагаете серьезные сельскохозяйственные работы, то стоит отдать предпочтение колесами диаметром не меньше 48 дюймов. Если брать размер меньше, то устройство может легко повредиться, не выдержав такой интенсивной нагрузки.

Таким образом, теперь Вы знаете, как изготовить мини-трактор своими руками в домашних условиях.

Фото минитрактора своими руками

Сельскохозяйственная сфера включает в себя большое количество работ, но основным, все таки, является обработка земельных владений. Это неудивительно, ведь созревание будущего урожая напрямую зависит от того, насколько хорошо вспахана и удобрена земля.

С этим комплексом работ прекрасно справляется минитрактор – технический агрегат, имеющий достаточно компактные габариты, при этом отличаясь достаточно высокой мощностью. Применяются данные агрегаты повсеместно – и в частном хозяйстве, и в крупных фермерских хозяйствах и агропромышленных комплексах.

Если в последних, в основном, используют различные модели от российских, либо зарубежных компаний, то на бытовом уровне, чаще всего, встречаются минитрактора, изготовленные из подручных средств. Конечно, нужны определенные навыки, чтобы сборка самодельного минитрактора прошла успешно, ведь это довольно непростое дело.

Однако, учитывая тот факт, что затраты на изготовление будут куда меньшими, чем за покупку магазинного варианта, многие уже задумываются о самостоятельном конструировании минитрактора.

Области применения минитрактора

В зависимости от того, что будет взято за основу будущего , выделяют несколько разновидностей подобных устройств, а также те виды работ, которые они способны выполнить:

  • Если взят достаточно мощный двигатель (например, от старого «Жигули»), то такой агрегат может осуществлять практически весь комплекс работ, характерных для сельской местности. Речь идет о вспахивании земельных угодий, окучивание, избавление почвы от сорняков, формирование грядок, посадки картофеля с помощью и т.д. На фото двигатель:
  • Если предусмотреть к ним дополнительное оборудование, то такие устройства могут скашивать траву для заготовки сена, расчищать снег (см. ) и подметать тротуары. Такие минитракторы способны обрабатывать территорию, площадь которой составляет не менее 6 гектаров.
  • Второй тип самодельных минитракторов изготовлен на базе относительно мощного двигателя(см. ), который идентичен мощности мотоблока (даже ). Такие агрегаты способны обрабатывать территорию площадью в 2 гектара, осуществляя практически тот же перечень работ.
  • Единственное, мощности самодельного минитрактора не хватит для вспашки сложных участков земли и транспортировке больших грузов.
  • Последний тип самодельных минитракторов представляет собой устройство для орошения заранее обработанной почвы различными удобрениями, а также опрыскиванием химикатов от вредителей.

Как мы видим, эффективность самодельных минитракторов в работе довольно различна, в зависимости от силовой мощности используемого двигателя.

В принципе, по области применения, самодельный вариант практически ничем не отличается от купленного в магазине.

Как и у него, основной заботой для такого агрегата является работа на земельном участке, где осуществляется вспахивание и культивирование почвы.

Перед начал использования бензопилы, обязательно ознакомьтесь с особенностями настройки и регулировки бензопил марки Хускварна в

Если же поломка случилась, то о причинах неисправностей и способах их починки вы сможете узнать

Преимущества и недостатки агрегата

Безусловно, рабочие показатели фирменного минитрактора значительно выше, чем у самодельных аналогов. Но никто и не пытался доказать, что самодельные агрегаты сопоставимы в своих технических данных с покупными вариантами.

Изначально подразумевалось, что минитракторы, сделанные своими руками, будут использоваться на довольно небольших площадях, где их рабочей мощности будет достаточно. Именно поэтому, использование самодельных агрегатов на бытовом уровне становится все более целесообразным.

К прочим преимуществам таких минитракторов относят:

  • Довольно неплохие показатели качества вспахивания земельных угодий. При этом, они во многом сопоставимы с глубиной проникновения, которые показывают минитракторы, приобретенные в магазинах.
  • Достаточно простая эксплуатация подобных устройств, не требующая особых знаний и умений.
  • Изготовление самодельного агрегата будет куда более дешевым вариантом, чем покупка нового минитрактора.
  • Более упрощенный ремонт, ведь вы сами изготавливаете минитрактор из доступных деталей, которые потом можно без труда достать.
  • Возможность внесения изменений в конфигурацию устройства, добавляя что-то новое. В покупных минитракторах это недопустимо, ведь можно полностью вывести агрегат из строя.

Однако, не стоит думать, что изготовление минитрактора в домашних условиях является безоговорочно выгодным предприятием. У данного способа есть и свои недостатки:

  • Достаточно кропотливый процесс сборки, ведь это требует наличия определенных технических знаний, а также умения работать со сварочным аппаратом и т.д. Иными словами, изготовление минитрактора своими руками подойдет далеко не каждому.
  • Поиск нужных запчастей и деталей также является дополнительной сложностью в данном вопросе.

Как мы видим, преимуществ все-таки больше, что говорит о верном принятии решения – изготавливать самодельные минитрактора своими руками. Наверно главным плюсом является хорошая экономия средств, ведь вопрос цены становится определяющим в последнее время.

Особенности в работе

Производя различные работы на самодельном минитракторе, важно понимать тот факт, что это агрегат любительского уровня, поэтому не стоит ставить перед ним очень сложные задачи.

Большое значение имеет двигатель, который вы используете в конструкции. Зачастую, это уже не новый мотор, взятый от старого автомобиля, либо приобретенный «с рук». Подобные двигатели, в основном, не имеют внутреннего регулирования количества оборотов при разной нагрузке.

Поэтому, приходится иногда отпускать педаль газа, чтобы мотор не перегревался от усилий.

  • отжать сцепление;
  • нажать на педаль газа до упора;
  • крутить стартером на протяжении 7-10 секунд, после чего мотор должен завестись.

Делая такие нехитрые манипуляции, можно добиться того, что двигатель будет запускаться без каких-либо проблем, в течение дня. Стоит также помнить, что в зимнее время повышается расход горючего, практически на 30%. Этот факт нужно иметь в виду, планируя продолжительные работы на морозе, например, при вывозке дров из леса.

Лучше всего запастись лишней канистрой, чем застрять среди сугробов, вдали от людей.

Примеры сборки своими руками

Сборка самодельного минитрактора может осуществляться разными способами, поэтому нет какой-то определенной методики, а также параметров, следовать которым нужно неукоснительно.

Нет, конструирование минитрактора своими руками – это довольно свободное занятие, где можно подключить свою фантазию и собственные наработки.

Однако, будет не лишним описать пару способов, чтобы картина более наглядной.

Вообще, порядок действий примерно следующий:

  • На первоначальном этапе происходит конструирование рамы будущего самодельного минитрактора. Сваривают её из металлического швеллера. Как правило, берут №5, либо №9. Из данного материала изготавливаются две полурамы, которые соединены между собой карданными валами, используемые в большегрузных автомобилях.
  • Конструкцию можно сделать и из цельной рамы. Для этого нужно взять два лонжерона (правая и левая часть рамы), а также два траверса (зад и перед рамы). В данном случае, швеллер номер 10 будет использован для изготовления лонжеронов, а номер 12 и 16 – для изготовления траверсов.
  • Поперек устанавливается металлический стержень.
  • Далее на раму устанавливается двигатель. Выбор мотора лежит полностью на том человека, который задумал самостоятельную сборку агрегата. Часто, для этих целей используют двигатели УД-2, МТ-9 и т.д. Взять двигатель можно и от обычного мотоцикла советского производства.
  • Коробку передач нужно разместить на раме таким образом, чтобы она была развернута к человеку, управляющему минитрактором. Кстати, для этих целей прекрасно подойдет коробка, взятая из старого ГАЗ-53.
  • В качестве руля можно использовать рулевое управление, установленные на старых машинах.
  • К задней части рамы нужно приварить фаркоп, который позволит присоединять дополнительное навесное оборудование.

  • Колеса нужно подбирать в зависимости от того типа работ, которые вы хотите выполнять на самодельном агрегате. Для вспахивания почвы, размеры колес должны быть не менее 24 дюймов в диаметре. Для обычной перевозки грузов достаточно и 15 дюймов.

На завершающем этапе производится регулировка всех рабочих узлов, натяжка ремней и т.д. Конечно, инструкция довольно схематична, но в сети можно найти самое свежее видео бесплатно, где минитрактора своими руками изготавливают различные мастера, давая точные советы, а также весь процесс наглядно.

Подробнее о самодельном минитракторе смотрите на видео:

Отдельного упоминания заслуживает изготовление . При этом, нет принципиальной разницы, какой именно агрегат использовать, ведь их конструкция практически идентична. Рассмотрим приблизительный алгоритм наших действий:

  • Начинать мы также будем с изготовления рамы. При этом, мы всего лишь дополняем ту часть конструкции, которая будет расположена над второй парой колес, ведь передняя часть будет нашим мотоблоком.
  • Строгих рекомендаций в диаметре металлических труб, используемых для изготовления рамы, нет. Все составные часты разрезаются болгаркой, а затем свариваются между собой, формирую заднюю часть рамы. Посередине можно добавить дополнительный брус из металла, чтобы конструкция была более надежной.
  • Сзади приваривается фаркоп, обеспечивающий работу с прицепом и прочим навесным оборудованием.

  • Для передних колес можно приобрести ступицы. Крепится они будут к металлической трубе, подходящей по ширине к передней части минитрактора.
  • В центре нужно просверлить отверстие сквозного типа, через которое осуществляется крепление к раме. Редуктор червячного типа, в данном случае, будет соединять тягу от руля и раму.
  • Далее нужно установить заднюю ось. Делается это на подшипники, которые установлены во втулки. Далее устанавливается шкив, обеспечивающий подачу работы от используемого мотора.
  • Колеса можно подобрать от старых автомобилей, либо от тех же мотоблоков.
  • На заключительном этапе производится установка тормозной системы, а также регулировка всех рабочих узлов.

Видео: Самодельный мини трактор из мотоблока

Стоит помнить, что в случае выезда на проезжую часть данного самодельного устройства, вас могут остановить сотрудники дорожной инспекции на наличие у вас прав на управление данным транспортным средством.

Поэтому, если вы планируете выезжать на самодельном минитракторе на проезжую часть, нужно позаботиться о получении водительских прав в ГИБДД.

Заключение

Минитрактора самодельного типа представляют собой довольно интересное сооружение. При этом, встретить два одинаковых агрегата попросту нереально, ведь в процессе сборки каждый добавляет что-нибудь свое.

Ведь для мужчины сам факт, что он что-то делает своими руками, уже является своеобразным хобби, удовлетворение от результатов которого куда сильнее, чем от простой покупки готового минитрактора, либо иного сельхоз агрегата.

Минитрактор своими руками

Если вы имеете домик в деревне, а тем более живете там постоянно, вы знаете, что такое настоящие хлопоты по хозяйству. Без транспорта при ведении домашнего хозяйства просто невозможно обойтись. Лучшим для этих целей является минитрактор, с его помощью можно обеспечить выполнение всех нужд, от перекапывания земли под засев, до перевозки крупно- и малогабаритных грузов. Но такая техника далеко не дешевая, как быть? Есть один вариант - сделать минитрактор своими руками. Да, задача не легкая, но если справитесь, сэкономите кучу средств, а удовлетворение от готового аппарата будет приходить каждый раз, как только вы будете начинать работу с трактором.

Какой вариант самодельного мини трактора выбрать

Cамодельный мини трактор для домашнего хозяйства с ломаной рамой

Лучшим вариантом мини трактора самоделки является машина с ломаной рамой. Такой агрегат состоит из 2 частей задней и передней, сцепление которых осуществляется специальным шарнирным механизмом. В передней части располагаются все механизмы управления, а также вся ходовая часть. Управление осуществляется посредством рулевого колеса и гидроцилиндров, вся конструкция изгибается на шарнире и меняет взаимное расположение двух частей трактора. Таким образом, если вы используете такую конструкцию, можно сэкономить на некоторых деталях, предназначенных для монтажа механизмов управления, которые при обычных условиях располагаются в задней части машины.

Задняя часть такого минитрактора по конструкции гораздо проще, нежели передняя. Состоит она из заднего моста, который закрепляется в ложементах на лонжеронах полуоси, на этой конструкции устанавливается сиденье для водителя, и приспособление для крепления навесного оборудования с трактора Белорус. Дифференциал и полуоси можно взять с какого-либо погрузчика. Подвеску на заднюю часть можно сделать, но это не очень целесообразно, обычно амортизация достигается за счет маленького давления в колесах.

Помимо наиболее простой конструкции, такой мини трактор обладает несколькими преимуществ:

  1. Большие производственные мощности, этот аппарат способен выдавать мощности близкие к большому трактору, особенно, если собрать полноприводной трактор с шарнирной рамой;
  2. Способность разворачиваться на минимальных площадях, радиус разворота этого аппарата минимален из-за ломаной конструкции рамы. Трактор можно развернуть на 360 градусов практически на одном месте, это особенно полезное свойство при вспашке земли;
  3. Малое потребление топлива, да этот показатель зависит и от конструктивных особенностей машины, но чаще всего потребление минимально;
  4. Относительно низкая стоимость сборки агрегата. Если приобретать такой трактор, собранный на заводе, то сумма заставит глаза поползти на лоб. А если сделать его самостоятельно, можно получить значительную уценку, так как для сборки используются конструктивные элементы, достать которые можно по самым низким ценам.

Чертежи - первый этап сборки

Чертеж минитрактора
Кинематическая схема минитрактора

Прежде чем браться за инструменты, нужно тщательно обдумать всю конструкцию самого трактора и схему сцепления двух его частей. Правильные чертежи - это основа основ. Лучше всего найти достоверные чертежи из посторонних источников, так как предусмотреть все конструктивные особенности очень тяжело, ведь трактор - это очень сложный комплекс взаимосвязанных механизмов. Необходимо продумать расположение всех элементов системы так, чтобы они могли качественно взаимодействовать между собой. Первым делом, на чертеж наносятся основные узлы трактора и место водителя. Если вы не особенно сведущи в вопросе составления чертежей, можно попросить опытного слесаря помочь вам с этой проблемой, а затем самостоятельно разобрать план и изготовить трактор.

Второй этап - чтение чертежей и сборка всей конструкции

Когда вы нашли необходимые чертежи можно переходить к поиску необходимых комплектующих и сборке их в единую систему.
Помните, при поисках деталей уделите наибольшее внимание трем группам запчастей: двигателю, ходовой части и коробке передач - они должны быть сняты с одного вида техники, таким образом, не нужно будет выполнять их подгонку друг под друга.

Выбор двигателя и трансмиссии

Двигатель УД-2

В выборе подходящих двигателей для самодельного минитрактора не блещет разнообразием, чаще всего приходится выбирать из того, что есть и больше всего подходит. Лучше всего по экономическим и производственным показателям, для установки на трактор такой конструкции, подходят 2 вида двигателя УД-2 или УД-4, но, вообще, можно использовать дизельные двигатели с одним или двумя цилиндрами. Можно, если удастся найти, использовать М-67, в его характеристиках основной является длительный срок службы при минимальных затратах на обслуживание.

Перед установкой такой двигатель обязательно модернизируется, в нем увеличивается передаточное число, также необходимо придумать систему охлаждения, так как на нем нет таковой. Для охлаждения можно устанавливать вентилятор, который крепится на коленвале с подведенным кожухом для направления потока воздуха.

Иногда в качестве силовой установки используют моторы от Москвичей или Жигулей. При этом, когда двигатели извлекаются из машин, вместе с ними достается и коробка передач с трансмиссией, помним, таким образом, не нужно выполнять подгонку и искать дополнительные детали.

Колеса выбираются исходя из целей для которых изготавливается транспорт. Если вы планируете использовать его только для перевозок грузов, их перетягивания и прочих подобных работ, то можно брать диски до 16 дюймов. Если предполагается использование минитрактора для полевых работ, лучше взять более массивные колеса с дисками от 18 до 24 дюймов, дабы улучшить качество сцепления колес с поверхностью.

Ломаная рама

Ломаная рама состоит из двух полу-рам, сцепление которых осуществляется шарнирным соединением. Чтобы сделать такое соединение можно использовать карданный вал с крупногабаритного грузового транспорта, например, ГАЗ-а. Если говорить именно о автомобилях ГАЗ, то не имеет значения, какая именно модель это будет, ведь в карданных валах любой из них нет практически никаких конструктивных особенностей. Саму раму лучше всего выполнять из швеллера, таким образом она будет достаточно прочной для выполнения абсолютно любых работ, а сам трактор способен выдерживать почти любые нагрузки.

Что касается отделки трактора, то ее можно выполнять из профиля любых характеристик. Так как прочность, например, для крыльев - это не самый важный показатель.

Некоторые особенности монтажа

Система управления в тракторах такого типа должна быть обязательно снабжена гидроцилиндрами, это значительно улучшит управляемость транспортного средства. Также нужно уделить внимание регулированию передаточного числа, оно должно выставляться на небольшие обороты. Это делается для того, чтобы трактор, при выполнении различных работ, не развивал слишком большую скорость.

Подвеска всех колес трактора независимая и жесткая, поэтому чтобы колеса какой-либо части, задней или передней, не зависали при прохождении сложных участков, можно предусмотреть возможность рамы вращаться, достаточно 15 градусов. Делается это внедрением в ломающуюся систему вертлюга от УАЗа, устанавливается он в передней части задней полу-рамы. Чтобы не было возможности большего переворота на пластине шарнира приваривается ограничитель.

В итоге получается очень практичная машина, которая способна обеспечивать выполнение всех нужд, возникающих при ведении домашнего хозяйства. На трактор с легкостью можно цеплять всевозможные приспособления для вспашки угодий, прицепы для перевозки грузов, сенокосилки и прочие приспособления.

Сделать мини трактор своими руками может каждый, главное, запастись необходимым инструментом, материалом и терпением. В итоге получается полноценная многофункциональная машина, которая позволяет обеспечить выполнение всех хозяйственных нужд владельца. Высокая проходимость, простота в использовании, многофункциональность - это те плюсы, которые вы получите после монтажа самодельного трактора.