Технологическая карта выполнения технического обслуживания включает. Отчет по практике автомастерская Технологические карты на то и ремонт автомобиля
ББК 39.217
Сборник технологических карт по техническому обслуживанию и текущему ремонту контактной сети переработан, значительно расширен и подготовлен к изданию Нормативно-исследовательской станцией электроснабжения Проектного и Внедренческого центра организации труда Министерства путей сообщения Российской Федерации (НИС Э ПВЦ МПС РФ).
При переработке действующих и разработке новых технологических карт использованы материалы Департамента электрификации и электроснабжения МПС России, ВНИИЖТа, железных дорог; наработки специалистов, в т. ч. и, а также нормативные акты по устройству и эксплуатации контактной сети.
Сборник рассчитан на широкий круг инженерно-технических работников и электромонтеров по техническому обслуживанию и текущему ремонту контактной сети, а также может быть использован при подготовке кадров для хозяйства электроснабжения.
Технологические карты сборника разработаны. В подготовке выпуска принимали участие B. C. Кравченко, . Сборник подготовлен к изданию под общей редакцией.
Ответственные за выпуск (ЦЭ МПС России) и (ПВЦ МПС России).
С выходом настоящего сборника отменяются все ранее изданные технологические карты по техническому обслуживанию и текущему ремонту контактной сети. Замечания и предложения по сборнику просьба направлять по адресу: 107228 Москва, Ново-Рязанская ул., д. 12, комн. 401, НИС Э ПВЦ МПС России.
ISBN -0 © ЦЭ МПС РФ, 1998
Сдано в набор 15.01.99 г. Подписано в печать 23.03.99 г.
Формат 60x84/16. Тираж 5000 экз. Издательство «Трансиздат», ЛР № 000 от 22.01.98 г. Тел.: (0, Типография ИПО «Полигран», г. Москва. Заказ №81
Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии ИПО «Полигран» Москва, Пакгаузное ш., 1
МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент электрификации и электроснабжения
УТВЕРЖДАЮ:
Руководитель Департамента электрификации и электроснабжения
МПС России
В. В. МУНЬКИН
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ
НА РАБОТЫ
УСТРОЙСТВ КОНТАКТНОЙ СЕТИ
ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
КНИГА II
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ
ЦЭ
№ 000-5/1-2
1999 г .
Общая часть......................,........................................................................................................6
1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ГЛАВА 1.1. ОБЪЕЗДЫ, ОБХОДЫ, ОСМОТРЫ
Карта 1.1.1. Объезде осмотром контактной подвески.........................................................11
Карта 1.1.2. Внеочередной объезд с осмотром контактной подвески.............................. 13
Карта 1.1.3. Внеочередной объезд с проверкой токосъема.................................................17
Карта 1.1.4. Обход с осмотром для оценки состояния и объемов ремонта контактной подвески...........:.......................................................................................................................19
Карта 1.1.5. Внеочередной обход с осмотром контактной подвески.................................29
Карта 1.1.6. Верховой осмотр контактной подвески............................................................34
Карта 1.1.7. Осмотр перехода линии электропередачи через контактную сеть... ……...38
Карта 1.1.8. Осмотр вертикального предохранительного щита на искусственном сооружении...............................................................................................................................40
Карта 1.1.9. Осмотр горизонтального предохранительного щита на искусственно сооружении........................................................,.....,................................................................42
Карта 1.1Л0. Осмотр электротяговой рельсовой цепи.........................................................44
Карта 1.1.11. Осмотр пункта группировки станции стыкования........................................45
ГЛАВА 1.2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ
Карта 1.2.1. Диагностирование параметров регулирования контактной подвески вагоном-лабораторией с бальной оценкой ее состояния.....................................................................48
Карта 1.2.2. Измерения зигзагов, выносов и высоты подвеса контактного провода со съемной изолирующей вышки................................................................................................50
Карта 1.2.3. Измерения зигзагов, выносов и высоты подвеса контактного провода с автомотрисы..................................._..........:~............................................................................54
Карта 1.2.4. Диагностирование фарфоровых изоляторов тарельчатого типа, расположенных на опорах контактной сети постоянного тока со стороны
пути.............................................................................................................................................57
Карта 1.2.5. Диагностирование фарфоровых изоляторов тарельчатого типа, расположенных на опорах контактной сети переменного тока со стороны
пути.........................г...............................................,...................................................................61
Карта 1.2.6. Диагностирование фарфоровых изоляторов тарельчатого типа усиливающих и питающих проводов постоянного и переменного тока, расположенных на самостоятельных опорах или с полевой стороны опор контактной
сети.............................................................................................................................................65
Карта 1.2.7. Диагностирование фарфоровых изоляторов тарельчатого типа на
изолированной гибкой поперечине........................................................................................70
Карта.1.2.8. Диагностирование изоляторов контактной подвески переменного тока электронно-оптическим прибором "Филин-3" и ультразвуковым дефектоскопом УД-8.................................................................................................................................................75
Карта 1.2.9. Диагностирование на нагрев токоведущих зажимов и контактов
разъединителей приборами типа ИКД или ИКТ.................................................................77
Карта 1.2.10. Измерение габарита опор................................................................................80
Карта 1.2.11. Измерение износа контактного провода ручным мерительным инструментом...........................................................-..............................................................81
Карта 1.2.12. Измерение статических характеристик и проверка состояния
токоприемников электроподвижного состава......................................................................84
Карта 1.2.13. Испытание контактной подвески главных путей токоприемником, имеющим повышенное статическое нажатие.........................................................................................89
Карта 1.2.14, Профилактические испытания и измерения трансформаторов
тока ТФН-35 пункта группировки.........................................................................................91
Карта 1.2.15. Профилактические испытания, измерения и настройка аппаратуры защиты станции стыкования (ЗСС).....................................................................................................98
Карта 1.2.16. Профилактические испытания и измерения шин РУ 3,3/27,5 кВ
пункта группировки.........................,.....................................................................109
Карта 1.2.17. Профилактические испытания и измерения переключателя
ЦНИИ МПС пункта группировки.....................................................................................
Карта 1.2.18. Профилактические испытания и измерения переключателя МПС
3,3/27,5 кВ пункта группировки.............................................................................................117
Карта 1.2.19. Профилактические испытания и измерения аппаратуры цепей
управления, защиты и собственных нужд пункта группировки.....................................
Карта 1.2.20. Профилактические испытания, измерения и проверка работы
аппаратуры сигнального указателя "Опустить токоприемник"...........................................122
Карта 1.2.21. Измерения с проверкой исправности искрового промежутка
(ИП).........................:...................................................:..........."...................................................127
Карта 1.2.22. Измерения с проверкой исправности защитного устройства в
цепи группового заземления...............:.....................................................................................129
Карта 1.2.23. Измерение сопротивления цепи заземления опоры с индивидуальным заземлением................................................................................................................................133
Карта 1.2.24. Измерение входного сопротивления группового заземления
опор..............................;..............................................................................................................141
Карта 1.2.25. Измерение индивидуального сопротивления цепи заземления
опоры, объединенной тросом группового заземления.......................................................
Карта 1.2.26. Измерение токов утечки с арматуры фундаментов и железобетонных опор.....................................................................:.......................:........ ………………………..148
Карта 1.2.27. Измерение потенциалов "рельс-земля" и составление (корректировка) потенциальной диаграммы..........................................:........................................................
Карта 1.2.28: Измерения для определения степени коррозионной активности грунта по отношению к стальной арматуре железобетона опор (фундаментов)..............................................................................................................................................155
Карта 1.2.29. Измерения с проверкой изоляции анкера от оттяжек опоры................................................................. .....................:................................,..................158
Карта 1.2.30. Измерения с проверкой дополнительной изоляции в узлах заземлений опоры с секционным разъединителем или роговым разрядником и
деталей крепления подвески в искусственном сооружении............................................
Карта 1.2.31. Измерения с проверкой изоляции отсасывающей линии на участках постоянного тока......................................................................................................................166
Карта 1.2.32. Диагностирование состояния подземной части центрифугированной железобетонной опоры прибором АДО.............................................................................
Карта 1.2.33. Диагностирование состояния подземной части центрифугированной железобетонной опоры прибором ДИАКОР.........................................................................174
Карта 1.2.34. Диагностирование ультразвуковым методом центрифугированной железобетонной опоры с оценкой ее несущей способности...............................................178
Карта 1.2.35. Испытания и измерения с проверкой специального дроссель-трансформатора (ДТ)............................................................................................................................................184
Карта 1.2.36. Испытания и измерения с проверкой изоляции моторного привода, пульта и цепей дистанционного управления разъединителем............................................................187
Карта 1.2.37. Испытание схемы плавки гололеда или профилактического подогрева контактной подвески................................................................................................................192
2. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ
ГЛАВА 2.1. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ И РЕМОНТ
" Карта 2.1.1. Комплексная проверка состояния и ремонт контактной под-
вески........................................................................................"...............................................197
Карта 2.1.2. Комплексная проверка состояния и ремонт не изолирующего сопряжения анкерных участков..................................................„.................................................................213
Карта 2.1.3. Комплексная проверка состояния и ремонт питающей (отсасывающей линии) или усиливающего провода................, .........._.........................................................................220
Карта 2.1.4. Комплексная проверка, оценка состояния и объемов ремонта
подземной части опоры (фундамента) с откопкой грунта.....................................................224
Карта 2.1.5. Комплексное обследование, оценка состояния и объемов ремонта надземной части железобетонной опоры...................................................................................................228
Карта 2.1.6. Комплексное обследование, оценка состояния и объемов ремонта,
прогнозирование срока службы металлической несущей конструкции..............................231
Карта 2.1.7. Комплексная проверка состояния и ремонт жесткой анкеровки провода и ее крепительных деталей, узлов присоединения анкеровочных ветвей
проводов к компенсирующему устройству.............................................................................236
Карта 2.1.8. Комплексная проверка состояния и ремонт оттяжки опоры…………………239
Карта 2.1.9. Комплексная проверка. состояния, и ремонт консоли......................................241
Карта 2.1.10. Комплексная проверка состояния и ремонт кронштейнов, стоек и надставок для подвешивания усиливающих, питающих и других проводов
контактной подвески................................................................................................................247
Карта 2.1.11. Комплексная проверка состояния и ремонт гибкой поперечины
со снятием напряжения............................................................................................................251
Карта 2.1.12. Комплексная проверка состояния и ремонт изолированной гибкой поперечины без снятия напряжения.......................................................................................257
ГЛАВА 2.2. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ, РЕГУЛИРОВКА И РЕМОНТ
Карта 2.2.1. Проверка состояния, регулировка и ремонт изолирующего сопряжения анкерных участков и нейтральной вставки............................................................................263
Карта 2.2.2. Проверка состояния, регулировка и ремонт воздушной стрелки.... ……….270 Карта 2.2.3. Проверка состояния, регулировка и ремонт секционного изолятора..............................................................................................................................................277
Карта 2.2.4. Проверка состояния, регулировка и ремонт контактной подвески в искусственных сооружениях....................................................................................................283
Карта 2.2.5. Проверка состояния, регулировка и ремонт компенсирующего устройства..................................................................................................................................288 Карта 2.2.6. Проверка состояния, регулировка и ремонт секционного разъединителя без снятия напряжения....................................................................................................................295
Карта 2.2.7. Проверка состояния, регулировка и ремонт секционного разъединителя со снятием напряжения..................................................................................................................305
Карта 2.2.8. Проверка состояния, регулировка и ремонт ручного или моторного привода и пульта управления секционного разъединителя....................................................................307
Карта 2.2.9. Проверка состояния, регулировка и ремонт рогового разрядника без снятия напряжения................................................................................................................................312
Карта 2.2.10. Проверка состояния, регулировка и ремонт рогового разрядника со снятием напряжения...........................................................................................................317
Карта 2.2.11. Проверка состояния, регулировка и ремонт трубчатого разрядника..............................................................,.,..............,............................................................321
Карта 2.2.12. Проверка состояния и ремонт индивидуального заземления опоры контактной сети, пункта группировки, искусственного и другого металлического сооружения …………………………………………………………………………………………….. 324
У Карта 2.2.13. Проверка состояния и ремонт индивидуального заземления железобетонной опоры.........................,.............................,…………………....................
Карта 2.2.14. Проверка состояния и ремонт группового заземления опор ……………...331
Карта 2.2.15. Проверка состояния и ремонт места присоединения отсасывающей линии к тяговой рельсовой цепи...........................................................................................................336
Карта 2.2.16. Проверка состояния, регулировка и ремонт трансформаторов
токаТФН-35 пункта группировки...........................................................,..............,........,......339
Карта 2.2.17. Проверка состояния, регулировка и ремонт аппаратуры защиты
станции стыкования (ЗСС).................................................................................................
Карта 2.2,18. Проверка состояния, регулировка и ремонт шин и разъединителей РУ-3,3/27,5 кВ пункта группировки............................................................................................344
Карга 2.2.19. Проверка состояния, регулировка и ремонт переключателя ЦНИИ
МПС пункта группировки.....„„............................................................„...........,.„...........,..,348
Карта 2.2.20. Проверка состояния, регулировка и ремонт переключателя МПС-
3,3/27,5 кВ пункта группировки................................................"………………... ...................355
Карта 2.2.21. Проверка состояния, регулировка и ремонт блокировок, аппаратуры и цепей собственных нужд пункта группировки………………………………………..................361
ГЛАВА 2.3. ЗАМЕНА ДЕТАЛЕЙ И ОЧИСТКА
Карта 2.3.1. Замена фиксирующего зажима....,………………...............,.,.........................364
Карта 2.3.2. Замена стыкового зажима контактного провода............................................367
Карта 2.3.3. Замена питающего, соединительного или переходного зажима...............
Карта 2.3.4. Замена струнового зажима……………………………………………………378
Карта,2.3.5. Замена клинового зажима под напряжением..........._...,.................................381
Карта 2.3.6. Замена клинового зажима при снятом напряжении.,...........................,.,....,.185
Карта 2.3.7. Замена подвижного блока компенсатора.........................................389
Карта 2.3.8. Замена неподвижного блока компенсатора.....................................................392
Карта 2.3.9. Замена хомутового зажима..............................................................395
Карта 2.3.10. Замена зажима с ушком,..................................................................................398
Карта 2.3.11. Установка шунта на контактном проводе с местным износом.... …………401
Карта 2.3.12. Замена болтового стыкового соединения медных или алюминиевых (сталеалюминевых) проводов овальным трубчатым соединителем……………………. 405
Карта 2.3.13. Очистка от загрязнения врезного изолятора в нижнем фиксирующем тросе, фиксирующей оттяжке или в продольном проводе.............................................................409
Карта 2.3.14. Очистка от загрязнения изоляторов контактной сети, расположенных на опорах и ригелях............................................,..,......................................................................412
Карта 2.3.15. Очистка От загрязнения анкерных изоляторов изолированной
гибкой поперечины без снятия напряжения....................................................................„.„.415
Карта 2.3.16. Очистка от загрязнения подвесных изоляторов и вторых от опоры изоляторов нейтральной вставки нижнего фиксирующего троса изолированной гибкой поперечины под напряжением...............................................................................................417
Карта 2.3.17. Обмывка изоляторов контактной подвески передвижной установкой УПО.........................................................................................................................421
Карта 2.3.18. Очистка от загрязнений нижней надземной часта опор и фундаментов, заделка трещин и окраска.......................................................................................................424
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Настоящий сборник содержит типовые схемы технологических процессов по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту, (ТР) контактной сети постоянного и переменного тока и пунктов группировки станций стыкования. Перечень технологических карт сборника соответствует составу работ приложения 5 к "Правилам устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог""(ПУТЭКСЦЭ-197).
Сборник предназначен для руководства при организации и выполнения работ . Технологические карты предусматривают выполнение работ персоналом районов контактной сети (ЭЧК) и специализированных бригад ремонтно-ревизионных участков (РРУ) дистанций электроснабжения (ЭЧ), оснащенных транспортными средствами, механизмами, приборами и основными монтажными приспособлениями, предусмотренными приложением 4 к ПУТЭКС ЦЭ-197. В картах отражен современный уровень техники и технологии, организации производства и труда при выполнении работ на контактной сети, узлы и конструкции которой соответствуют типовым проектам и ПУТЭКС.
В основу разработки технологических карт положены:
Типовые нормы времени на техническое обслуживание и текущий ремонт контактной сети электрифицированных железных дорог (Москва, Трансиздат, 1995 г).
Технологические карты на работы по капитальному и текущему ремонту контактной сети (Москва, Транспорт, 1973 г.).
Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог, ЦЭ-197 (Москва, Транспорт 1994г).
Сборник технических указаний и информационных материалов по хозяйству электроснабжения (Москва, Трансиздат, 1996 г.).
Профилактические испытания силового оборудования тяговых подстанций. Сборник руководящих указаний (Москва, Транспорт, 1967 г.).
Инструкция по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами, ЦЭ-3551 (Москва, Транспорт, 1979 г.).
Указания по техническому обслуживанию и ремонту опорных конструкций контактной сети, К-146-96 (Москва, Трансиздат, 1996 г.).
Инструкция по заземлению устройств электроснабжения, на электрифицированных железных дорогах ЦЭ-191, (Москва, 1993 п).
Выявленные при проведении ТО или ТР неисправности и отклонения от установленных норм, которые могут вызвать перерывы в движении поездов, отключение электроснабжения или нарушающие требования техники безопасности, должны, устраняться немедленно, о чем руководитель работ должен доложить энертодиспетчеру и далее руководствоваться его указаниями. Выполнение их производится по соответствующим Технологическим картам и нормируется дополнительно, а при отсутствии норм времени - по фактическим затратам.
В технологических картах определены категории работ в отношении мер безопасности, изложены основные требования, обеспечивающие безопасность персонала при выполнении работ в соответствии с "Правилами техники безопасности при Эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог и устройств электроснабжения автоблокировки", ЦЭ/4504 (Москва, Транспорт 1988 г.) и "Инструкции по технике безопасности для электромонтеров контактной сети", ЦЭ/4816 (Москва, Транспорт, 1992 г.).
В картах указана последовательность операций, обеспечивающая безопасность персонала. Последовательность должна строго соблюдаться при выполнении работ. Состав исполнителей и нормы времени соответствуют "Типовым нормам времени на техническое обслуживание и текущий ремонт контактной сети электрифицированных железных дорог", утвержденных МПС РФ 07.06.95 г.
В состав исполнителей не входят сигналисты для ограждения места работ. Их количество определяется "Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ на контактной сети с изолирующих съемных вышек", ЦЭ/4373 (Москва, Транспорт 1987 г.) с учетом местных условий и уточняется в наряде на производство работ. Необходимое для них количество сигнальных принадлежностей и переносных радиостанций в разделе 3 технологических карт не предусмотрено и определяется дополнительно.
В* ряде технологических карт (на работы, не учтенные в сборнике Типовых норм времени) указаны нормы времени, принятые на основании статистических и расчетных данных. На эти работы в дальнейшем планируется разработка технически обоснованных норм времени.
Нормы времени, приведенные в технологических картах, учитывают только оперативное время и должны корректироваться в соответствии с указаниями общей части "Типовых норм времени на техническое обслуживание и текущий ремонт контактной сети электрифицированных железных дорог" (Москва, 1995 г!). Выполнение дополнительных операций при проведении ТР, не предусмотренных технологической картой, нормируется по фактически затратам.
Допускается совмещение нескольких работ, в том случае, если в технологических картах на эти работы состав исполнителей, их квалификация и категория работ в отношении мер безопасности совпадают. В этих случаях норму времени на выполнение совмещаемой работы необходимо уменьшить путем умножения на К = 0,925 - при выполнении работ с изолирующей съемной вышки и на К = 0,936 - для работ без изолирующей вышки.
ЧАСТЬ 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
ГЛАВА 1.1. ОБЪЕЗДЫ , ОБХОДЫ , ОСМОТРЫ Технологическая карта № 1.1.1.
ОБЪЕЗД С ОСМОТРОМ КОНТАКТНОЙ ПОДВЕСКИ 1. Состав исполнителей
Начальник района, электромеханик или электромонтер 6 разрядаУсловия выполнения работ
Объезд с осмотром выполняется:
2.1. Из передней кабины электровоза или электропоезда.
2 2. По распоряжению и уведомлению энергодиспетчера, с указанием времени объезда, наименования участка, подлежащего объезду, и номера поезда, с которого, будет производиться объезд..
3. Механизмы, приборы, монтажные; приспособления, инструмент, защитные средства и сигнальные принадлежности
Блокнот для записи с письменными принадлежностями, комля
4. Норма времени на 1 км пути-0,05 чел. ч.
5. Подготовительные работы
5.1. Получить распоряжение на выполнение работ и инструктаж от лица, выдавшего его.
5.2. Уведомить энергодиспетчера о предстоящем объезде, указав номер пути, наименование перегона, станции (или участка), время начала объезда и номер поезда, с которого будет производиться объезд.
5.3. Прибыть на станцию (остановочный пункт), с которой начнется объезд.
6. Схема последовательного технологического процесса
Наименование операций | ||
Выполнение осмотра | 6.1.1. При объезде внимательно наблюдать за состоянием контактной подвески, выявлять видимые повреждения отдельных ее элементов, нарушения их регулировки или положения, а также отклонения от технических требований и норм, изложенных в ПУТЭКС (ЦЭ-197). При объезде обратить особое внимание на: Положение опор (наклон и прогиб не допускается), надежность закрепления их в грунте (вблизи опор не должно быть просадок, оползней или размыва грунта), исправность заземления; Соответствие положения фиксаторов температуре воздуха или техническим нормам, расстояние между контактным проводом и его основным стержнем, нижним фиксирующим тросом или фиксирующей оттяжкой (недопустимо уменьшение этого расстояния - поджатие), исправность наклонных струн или жестких распорок, а также ограничителей подъема; Величину стрел провеса продольных проводов и их взаимное расположение, поджатие проводов к заземленным конструкциям, наличие оборванных жил, провисание проводов средних анкеровок или анкеровочных ветвей сопряжений анкерных участков; Состояние изоляторов, наличие поврежденных изоляционных деталей или наличие изгиба соединительной арматуры, а также поджатие подвесных изоляторов гирлянд к заземленным конструкциям; Состояние компенсаторных устройств (не допустимы обрывы жил тросов, расстояния между блоками, а также от нижней части грузов компенсатора до земли и от верха грузовой штанги до неподвижного блока компенсатора должны соответствовать температуре воздуха); Состояние троса и струн (не допустимы обрывы струн и жил на тросе, наклон струн вдоль пути не должен превышать 30° к вертикали); Состояние и регулировку разрядников, секционных изоляторов, воздушных стрелок; Состояние разъединителей, шлейфов и приводов; Наличие механических колебаний ("пляски") проводов контактной сети; Взаимодействие токоприемников встречных поездов и контактной подвески по соседнему пути; Уровень напряжения по приборам в кабине машиниста. Резкие колебания стрелки киловольтметра во время движения сигнализирует о нарушении токосъема. 6.1.2. Результаты осмотра л все выявленные отклонения от технических норм фиксировать в блокноте с указанием их места нахождения (наименование пере- |
гона или станции, номер пути, опоры, пролета и т. д.). 6.1.3. При выявлении отклонений, которые могут вызвать нарушения в движении поездов, через энергодиспетчера принять меры по их устранению, организации пропуска поездов в этом месте с опущенными токоприемниками или с ограничением скорости движения. |
- 1. Полное мытье автомобиля.
- 2. Определение технического состояние систем автомобиля, которое включает в себя
:
- - техническое состояние силового агрегата: проверка узлов - кривошипно-шатунного механизма, газораспределения, системы охлаждения, системы питания и сцепления.
- - системы питания.
- - системы зажигания.
- - состояние коробки передач, карданной передачи и дифференциала.
- - рулевое управление.
- - несущей системы.
- - электропитание и приборы сигнализации и контроля.
- 3. Устранение выявленных дефектов и регулировочные работы.
- 4. Сборка автомобиля.
- 5. Сдача готового автомобиля заказчику.
Перечень работ при выполнении технического обслуживания:
Силовой агрегат: тарированная затяжка гаек крепления головки, поддона, опор шеек, устранение стуков в двигателе, регулировка и восстановление герметичности клапанов, проверка натяжения ремня генератора-вентилятора, проверка герметичности и уровня заправки системы охлаждения, техническое состояние помпы, промывка и регулировка карбюратора, проверка работы бензонасоса, проверка уровня топлива в карбюраторе, проверка системы зажигания - состояние высоковольтных проводов, состояние трамблера, состояние свечей, работа сцепления - надежность работы, состояние деталей сцепления, замена масла производится при определенном пробеге.
Система торможения: герметичность системы, выработка колодок и дисков, уровень тормозной жидкости.
Коробка передач: проверить уровень и качество масла, замена масла производится при определенном пробеге, проверка на посторонние шумы, плавность включения скоростей, надежность фиксации скоростей, состояние подшипников, состояние дифференциала - состояние шестерен, сателитов, подшипников, состояние карданной передачи: определение технического состояние по люфтам в соединении, внешнее состояние узла.
Несущая система: проверка работы амортизаторов, пружин, тяг, состояние шаровых опор и демпферов, проверка развала и схождение колес, проверка износа колес, состояние подшипников колес, балансировка колес.
Система управления: проверка люфтов рулевого колеса, люфт колес, замена масла в редукторе.
Система электропитания: проверка состояния генератора, состояние коллектора, щеток, выпрямителя, состояние контактов, выдаваемое напряжение и ток, заменить смазку подшипников, состояние стартера, состояние щеток и коллектора, развиваемый момент, состояние контактов, проверка состояния аккумулятора, уровень и плотность электролита, состояние клемм, проверка и правильность показаний контрольно-измерительных приборов, проверка систем освещения и сигнализации.
Кузов: произвести смазку узлов навески, надежность работы и фиксации замков, состояние кузова, произвести переконсервацию кузова.
Произвести смазку в соответствии с картой смазки узлов.
Периодическое техническое обслуживание и текущей ремонт обеспечивает поддержание безотказной и надежной работы автомобилей. Техническое обслуживание делится на три периода:
ежедневные, ТО-1, ТО-2. Техническое обслуживание позволяет поддерживать работоспособность механизмов автомобиля между ремонтами. Текущий ремонт является составной частью технического обслуживания. Он предназначен для восстановления работоспособности агрегата.
Для выполнения технического обслуживания и текущего ремонта применяется комплект приспособлений и контрольно - измерительных приборов. Данный комплект в наличии.
При поступлении автомобиля в автомастерскую для выполнения технического обслуживания или текущего ремонта необходимо выполнить перечень обязательных работ:
- 1. Произвести мойку автомобиля от эксплутационного загрязнения.
- 2. Произвести проверку технического состояния узлов и агрегатов автомобиля.
- 3. Оформить карту технического состояния с указанием дефектных узлов и агрегатов.
Надежность и долговечность работы узлов и агрегатов зависит от качества смазочных материалов и выдерживания сроков их замены, определяемых заводом изготовителем автомобиля и комплектующих агрегатов.
Виды выполняемых работ и их периодичность рассмотрим на примере автомобиля Газель
Таблица 4. Периодическое техническое обслуживание авто Газель (ТО-1, ТО-2, СО)
Периодичность |
Технические требования |
Инструмент и материалы |
|||
Двигатель |
|||||
Проверить: |
|||||
Состояние и герметичность систем охлаждения, питания, смазки |
Подтекание охлаждающей жидкости, топлива, масла не допускается |
Визуально |
|||
Угол опережения зажигания ЗМЗ-4025, -4026, УМЗ-4215. |
При необходимости отрегулировать |
Страбоскоп |
|||
Проверить крепление: |
|||||
Головки блока цилиндров (4215, ЗМЗ-4025, 4026) |
|||||
Масляного картера |
Ослабленные гайки подтянуть |
Ключ 13 мм |
|||
Фильтра-отстойника (УМЗ-4215), фильтра тонкой очистки топлива (УМЗ-4215) |
Ослабленные гайки подтянуть |
Ключ 13 мм |
|||
Радиатора и водяного насоса, корпуса термостата, шкива водяного насоса и натяжного ролика** |
Ослабленные гайки подтянуть |
Ключ 13 мм |
|||
Генератора и стартера |
Ослабленные гайки подтянуть |
Ключ 17 мм, 19 мм |
|||
Приводов воздушной и дроссельных заслонок карбюратора |
Ослабленное крепление подтянуть |
Ключ 10 мм, отвертка |
|||
Отрегулировать: |
|||||
Натяжение ремня (ремней** 4215, ЗМЗ-4025, 4026) привода агрегатов |
Линейка с динамометром, ключи 12, 13 мм |
||||
Минимальную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу и содержание окиси углерода (СО) и углеводорода (СН) |
Тахометр, отвертка, газоанализатор |
||||
Зазор между электродами свечей |
Зазор должен быть 0,8-0,95 мм (ЗМЗ-4025, 4026); 0,7-0,85 мм (ЗМЗ-4061, 4063, УМЗ-4215) |
Щуп, свечной ключ |
|||
Зазор между клапанами и коромыслами (4215, ЗМЗ-4025, 4026) |
Ключ 13 мм, отвертка, щуп |
||||
Очистить: |
|||||
Корпус воздушного фильтра карбюратора и продуть фильтрующий элемент |
Продуть изнутри гофр, а затем снаружи |
Источник сжатого воздуха |
|||
Корпус воздушного фильтра карбюратора и заменить фильтрующий элемент |
|||||
Корпус топливного фильтра-отстойника и его фильтрующий элемент (осенью) |
После установки корпуса на место убедиться в отсутствии подтекания топлива |
Ключи 10, 12 мм, плоскогубцы, |
|||
Стакан-отстойник фильтра тонкой очистки топлива (для двигателей УМЗ-4215) и промыть сетчатый фильтрующий элемент. Заменить бумажный фильтрующий элемент*** |
После установки стакана на место убедиться в отсутствии подтекания топлива |
Неэтилированный бензин, ветошь |
|||
Высоковольтные провода и помехо-подавительные наконечники свечей зажигания |
Неэтилированный бензин, ветошь |
||||
Наружные поверхности приборов зажигания, крышку и бегунок датчика-распределителя зажигания (4215, ЗМЗ-4025, 4026) |
Неэтилированный бензин, ветошь |
||||
Слить отстой из топливного бака (осенью) |
Емкость для бензина, ключ 24 мм |
||||
Слить отстой из корпуса топливного фильтра-отстойника |
|||||
Заменить: |
|||||
Свечи зажигания |
Ключ свечной |
||||
Фильтр тонкой очистки топлива (для двигателей ЗМЗ-402, 406) |
Подтекания топлива не допускается |
||||
Трансмиссия |
|||||
Проверить: |
|||||
Состояние и герметичность гидропривода сцепления, коробки передач и заднего моста |
Подтекания жидкости и масла не допускается |
Визуально |
|||
Затяжку гайки фланца ведущей шестерни заднего моста |
Ключи 14, 17, 27 мм, |
||||
Крепление редуктора заднего моста |
Ослабленные гайки подтянуть |
Ключ 14 мм |
|||
Крепление главного и рабочего цилиндров сцепления, оси толкателя главного цилиндра сцепления |
Ослабленные гайки подтянуть |
Ключи 13, 17 мм |
|||
Картера сцепления к блоку цилиндров |
Ослабленные гайки подтянуть |
Ключ 14 мм |
|||
Крепление коробки передач и ее картеров |
Ослабленные гайки подтянуть |
Ключи 12, 19 мм |
|||
Очистить: |
|||||
Сапуны коробки передач и заднего моста |
- ** Через каждые 500 км.
- ***Для фильтра с бумажным фильтрующим элементом
Организационная структура
Организационная структура предприятия является линейно-функциональной. Структура предприятия, численность работников определяется штатным.расписанием, внутренними правилами и должностными инструкциями предприятия. Работники. назначаются на должность, и освобождается от нее приказом руководителя предприятия. Структура. штата предприятия представляет собой совокупность линейных и функциональных органов предприятия, а также.систему их связей, взаимозависимостей и взаимодействия. На.структуру штата предприятия влияют: численность сотрудников, подчинённых одному руководителю, объём товарооборота, специализация, количество подведомственных торговых единиц. Организационная структура. ООО «Пицца тревизо» показана на рисунке
Основные сведения, элементы технологической карты (ТК):
1. Перечень работ
2. Технические требования
3. Инструмент, оборудование
4. Эксплуатационные материалы (марка, объем)
5. Норма времени (чел-мин.)
6. Схема, рисунок или фотография
7. Точки контроля
Технологическая карта (Таблица 1).
Вид обследования:
Ежедневное обслуживание автомобиля с кузовом седан: марки NISSAN PRIMERA
Исполнитель: владелец автомобиля.
Таблица 1. Технологическая карта ежедневного обслуживания автомобиля
Наименование процедуры (операции) |
Технические требования, указания, примечания (диагностические признаки) |
Инструмент, оборудование, приспособление |
Эксплуата-ционные материалы (марка, объем) |
Норма времени (чел.мин.) |
Схема, рисунок или фотография |
Точки контроля |
|
Ежедневный внешний осмотр кузова автомобиля |
Проверка наличия сколов, царапин |
||||||
Проверка исправного состояния всех дверей |
Убедиться в том, что защелки дверей исправно выполняют свою функцию |
путем открывания / закрывания |
|||||
Проверка надежности открывания закрывания капота моторного отсека |
Убедиться, что все защелки запираются надежно. Убедиться, что вторая защелка не дает закрыться капоту при опускании первичной защелки |
путем открывания / закрывания |
|||||
Визуальный осмотр моторного отсека |
Проверка следов утечек масла, тормозной и охлаждающей жидкостей |
визуально |
|||||
Проверка жидкости омывателя ветрового стекла |
Проверить, достаточно ли жидкости в бачке омывателя |
визуально |
|||||
Проверка уровня охлаждающей жидкости двигателя |
На холодном двигателе проконтролировать уровень охлаждающей жидкости |
визуально |
уровень охлаждающей жидкости должен находиться у отметки max |
||||
Проверка уровня масла в двигателе |
Достать щуп из двигателя, протереть сухой тряпочкой и снова вставить полностью в то же место. Теперь достав его посмотреть уровень масла |
Контрольный маслянный щуп, ветошь |
Уровень должен находиться между отметками max и min. |
||||
Проверка уровня жидкости в бачке гидро-усилителя |
Открутить крышку бачка, посмотреть уровень жидкости |
визуально |
Уровень должен находиться между отметками max и min |
||||
Проверить состояние трубопроводов |
Обратить внимание на затяжку гаек штуцеров, признаки течи и наличие трещин |
визуально |
|||||
Проверка уровня тормозной жидкости и рабочей жидкости гидропривода сцепления |
Убедиться в том, что уровень тормозной жидкости находится между метками min и max, которые нанесены на стенке бочка главного тормозного цилиндра и бачка гидропривода сцепления |
визуально |
уровень тормозной жидкости должен находиться у отметки max |
||||
Проверка аккумуляторной батареи |
Проверить уровень электролита в каждой секции аккумулятора |
визуально |
уровень электролита должен находиться между метками min и max |
||||
Ежедневный внешний осмотр багажного отделения автомобиля |
|||||||
Проверка исправного состояния всех дверей, включая крышку багажника |
Убедиться в том, что защелки крышки багажника исправно выполняют свою функцию |
путем открывания/закрывания |
|||||
Проверка наличия запасного колеса, домкрата, баллонного ключа, насоса |
визуально |
||||||
Проверка наличия сумки автомобилиста |
визуально |
||||||
Ежедневный осмотр шин автомобиля |
визуально |
||||||
Проверка наличия порезов, повреждений, чрезмерного износа |
Тщательно проверить нет ли повреждений, признаков сильного износа |
визуально |
|||||
Проверка давления воздуха в шинах |
Визуально или при помощи манометра |
манометр МД-214 ГОСТ 9921 |
2,0-2,3 кг/см2 |
||||
Ежедневный осмотр приборов освещения |
|||||||
Проверка передних фар, стоп-сигналов, габаритных фонарей, указателей поворота |
Проверить надежность крепления и исправность всех приборов освещения |
визуально |
|||||
Ежедневный осмотр щеток очистителя ветрового стекла |
|||||||
Проверка щеток стеклоочистителя |
Проверить качество очистки стекла, осмотреть щетки, обратить внимание на наличие трещин и следов износа резиновых элементов |
визуально |
Итого ежедневное обслуживание - 20чел-мин.
Современное развитие производства предъявляет повышенные требования к обслуживанию инфраструктуры промышленных предприятий. В их числе – обеспечение непрерывного производственного процесса, введение конструктивных и технологических усовершенствований готовой продукции, сокращение сроков изготовления изделий и проведения ремонтных работ, повышение эффективности расходования основных и оборотных средств предприятия. Систематический анализ производственных компаний выявляет две противоположные тенденции: на предприятиях внедряются все новые разновидности работ и при этом все больше снижается квалификация персонала.
В результате разрядность выполняемых задач зачастую превышает разрядность рабочих. Это напрямую ведет к снижению производительности, ухудшению качества работы и возникновению нештатных ситуаций, которые могут повлечь за собой не только выход оборудования из строя, но и несчастные случаи на производстве. И если падение производительности и качества чревато материальными убытками, то ухудшение уровня безопасности ставит под угрозу деятельность предприятия в целом.
Чтобы обеспечить соответствие повышенным требованиям к обслуживанию инфраструктуры, предприятия создают в своем контуре специализированные подразделения, а также привлекают профильные организации для выполнения определенных видов работ. Но, как показывает практика, для повышения производительности и уровня безопасности при производстве работ недостаточно простого изменения штатной структуры или привлечения подрядчиков. Решение этих задач требует применения ряда специальных эффективных инструментов, одним из которых являются технологические карты, определяющие порядок выполнения стандартизированных операций технологического процесса.
Что содержит технологическая карта
Технологическая карта – это унифицированный документ, предназначенный для работников предприятия, занятых на ремонте или обслуживании производственного оборудования. Карта содержит список необходимого оборудования, инструментов и комплектов средств индивидуальной защиты, перечень инструкций по охране труда. В ней указаны последовательность, периодичность и правила выполнения операций, разновидности и количество расходных материалов, нормы времени, материальные затраты, а также нормативные документы, используемые при оценке качества работы.
Технологические карты разрабатываются с целью систематизировать и повысить безопасность производственного процесса за счет упорядочивания действий персонала в процессах ремонта или технологического обслуживания оборудования. Их внедрение также способствует решению задач по определению и оптимизации материально-технических затрат на единицу продукции или услуги.
Преимущества внедрения технологических карт
Разработка технологических карт позволяет компании получить полный объем информации, необходимый для качественной и безопасной организации производственного процесса, восполнения дефицита знаний о новшествах в области оборудования, технологии его ремонта и обслуживания.
Как показывает практика, применение технологических карт способствует снижению темпов износа оборудования на 15-20%, при этом затраты на ремонт сокращаются на 13-14%, а трудоемкость работ – на 16%. Соблюдение изложенных в документах инструкций обеспечивает безотказную работу оборудования на протяжении всего периода между плановыми ремонтами и ощутимо сокращает риски возникновения нештатных ситуаций и внеплановых остановок производственного процесса.
Кроме того, проведенные при подготовке изыскания позволяют в дальнейшем распланировать сроки выполнения и расходы на периодические ремонтные и профилактические работы, повысить эффективность производства и сократить сроки проведения плановых ремонтных мероприятий.
Наличие технологической карты значительно упрощает составление производственных графиков, подготовки планово-экономической документации, обучения персонала и систематизации работы службы снабжения.
Внедрение технологических карт способствует планомерному снижению расходов на ремонт и обслуживание оборудования, обеспечивая значительно меньшие затраты средств и ресурсов в сравнении с расходами на техническое перевооружение и реорганизацию производственной структуры.
Задача для профессионалов
Приступая к разработке технологических карт, необходимо сначала подробно ознакомиться с задачами предприятия и его возможностями в части оборудования, инструмента, персонала и материально-технического снабжения. Нередко предприятия, стремясь минимизировать затраты, предпочитают доверить эту работу штатным техническим работникам. При этом они забывают о важности профессионального подхода и знакомства с новшествами в сфере отраслевых стандартов качества и безопасности, которые способна гарантировать только специализированная организация.
Зачастую выгодно поручить разработку технологических карт внешним организациям. имеющим высокий уровень компетенции в этой области. В частности, может оказать услуги по разработке технологических карт для предприятий любой отрасли промышленности. Подготовка и передача документации заказчику может быть выполнена как в стандартном бумажном виде, так и с применением специализированных программных средств.
Привлечение наших специалистов имеет ряд преимуществ в сравнении с самостоятельной разработкой:
- объективная и беспристрастная оценка возможностей и перспектив независимыми экспертами;
- доступ к регулярно обновляемым профессиональным базам нормативной документации, оборудования, инструмента и материалов;
- регулярная переподготовка и обучение персонала в связи с появлением новых технологий и решений;
- заинтересованность специалистов компании в достижении результата.
Дополнительным преимуществом сотрудничества с нашей компанией является наш богатый практический опыт в области обслуживания инфраструктуры промышленных предприятий, внедрения инновационных технологий и модернизации технологических процессов.
На протяжении нескольких лет, мы развиваем свои компетенции в сотрудничестве с крупнейшими предприятиями машиностроительной, химической, нефтехимической и металлургической промышленности. Опыт работы компании позволяет говорить о реальном снижении трудозатрат при использовании технологических карт.
Технологическая карта - это форма технологического документа, в которой записан весь процесс воздействия на автомобиль или его агрегат, указаны в установленной последовательности операции, профессии и квалификация исполнителей, технологическое оборудование и оснастка, технические условия (ТУ) и указания и норма времени или трудоемкости.
Карты делятся на операционно-технологические, постовые, рабочего места, маршрутные. Могут также разрабатываться карты-схемы расстановки и перемещения исполнителей на постах ТО.
Операционно-технологические карты (форма 1) - являются документацией общего уровня и служат для разработки карт постовых и на рабочее место. Они содержат перечни операций по агрегатам и системам с указанием оборудования и инструмента, ТУ и трудоемкости.
Постовые карты (форма 2) составляются на работы, выполняемые только на данном посту (наименование операций, количество исполнителей, их специальность, место выполнения, трудоемкость).
Карта рабочего места (форма 2) содержат операции, выполняемые одним рабочим в строгой технологической последовательности. В них указываются также инструмент и оборудование, ТУ и указания, трудоемкость операций.
Маршрутная карта (форма 2) отражает последовательность операций по ремонту агрегата или механизма автомобиля в одном из подразделений текущего ремонта.
Операционно-технологическая карта автомобиля (агрегата) .
Технологическая карта № . .
Трудоемкость чел.ч
Форма 2
Постовая технологическая карта автомобиля (прицепа) .
Количество специализированных постов в зоне на поточной л и нии.
Общее кличество исполнителей чел. Общая трудоемкость чел.ч
Пост № .
Трудоемость работ чел.ч. Количество исполнителей на посту чел.
(наименование агрегата, системы или вида работ)
Трудоемкость чел.ч
Исходными данными для разработки технологической карты являются:
- 1. Чертеж общего вида (сборочный чертеж или схема) агрегата, механизма или узла;
- 2. Технические условия на сборку, регулировку, испытания, контроль и приемку изделия;
- 3. Характеристика применяемого оборудования, приспособлений и инструментов
- 4. Трудоемкость операций.
Нормирование трудоемкости операций технологического процесса
На каждую операцию ТП ТО и ТР должна быть установлена норма трудоемкости. Такая норма необходима для расчета числа исполнителей и оплаты их труда и для проектирования техпроцесса (равномерного распределения объемов работ по исполнителям, составления оптимальной последовательности выполнения операций и др.).
Общая норма времени на выполнение операций складывается из оперативного, подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места и перерывов на отдых и личные надобности.
Оперативным называется время, затрачиваемое непосредственно на выполнение данной операции. Оно определяется одним из методов, рассмотренных ниже.
Остальная часть нормы времени устанавливается в виде надбавок в процентах к оперативному времени.
Таким образом, норма времени на операцию ТО, Д, ТР в мин или ч:
где То - оперативное время, мин (ч); А, В, С - соответственно, доля времени на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, на отдых и личные надобности, %. А + В + С = 12,5.
Трудоемкость операций в чел.-ч или чел.-мин находится по формуле:
Тн=Тв *Р *Кп (2)
где Р- число рабочих, выполняющих операцию, чел.; Кп - коэффициент повторяемости операции, который характеризует частоту выполнения операции при ТО (Д, ТР).
Например, контрольно-диагностические операции выполняются без пропусков (в обязательном порядке при каждом обслуживании Кп=1). Регулировочные и крепежные операции могут иметь Кп < 1, т.к. после проверки, если регулировочный параметр в норме или подтяжка крепежного соединения не требуется, они могут быть пропущены. Коэффициент повторяемости зависит от надежности конструкции автомобиля и качества выполнения предыдущего ТО или ТР, изменяется для различных операций, примерно в пределах Кп = (0,2-1), и определяется путем обработки соответствующих статистических данных или по данным типовых технологий ТО и ТР.
Трудоемкость операций ТО и ТР может быть установлена одним из трех способов:
- - использованием готовых нормативов из типовых технологий и типовых норм времени на ТО и ремонт автомобилей;
- - обработкой данных хронометражных наблюдений за их выполнением;
- - микроэлементным нормированием операций.
Наиболее простым и желательным является первый способ.
Типовые нормы трудоемкости принимаются по
Типовые нормы времени (трудоемкости) относятся к определенным условиям выполнения операций. При отличии реальных условий выполнения операций (другое оборудование, уровень механизации) от средних, оговоренных для типовых норм, их следует скорректировать на условия проектируемого процесса. Так, например, при поточном методе организации обслуживания нормативная трудоемкость может быть снижена на 15 - 25 % от типовой нормы. Если условия выполнения операции резко отличаются от типовых (новое оборудование, новая конструкция автомобиля), то норматив трудоемкости устанавливается другими способами.
Метод хронометражных наблюдений
Метод хронометражных наблюдений дает наиболее точные результаты, но он очень трудоемок и требует длительного времени на установление трудоемкости операций из-за большого числа наблюдений и сложности обработки полученных данных. Рассмотрим кратко основные положения методики хронометражных наблюдений.
Для хронометража специальным образом отбираются исполнители работ ТО и ТР (стаж работы, квалификация, возраст и др.).
Хронометраж проводится в определенные часы рабочей смены (через час после начала работы, прекращается за час до обеда или окончания рабочего дня).
Число хронометражных наблюдений должно быть достаточным для достоверного определения среднего ТО. Минимальное их количество определяется по таблице 2 в зависимости от продолжительности операции и способа выполнения работ.
Таблица 2 - Необходимое число замеров при хронометраже
Данные хронометража располагаются в вариационный ряд (от min к max). Стабильность и устойчивость результатов наблюдений проверяется путем сравнения фактического значения коэффициента устойчивости хроноряда с его нормативным (табличным) значением (таблица 3).
Таблица 3 - Нормативное значение коэффициентов устойчивости хронометражного ряда
Коэффициент устойчивости хроноряда находится по формуле:
где t max, t min - максимальные и минимальные значения из состава хроноряда. Устойчивым считается хроноряд, у которого фактический "коэффициент устойчивости меньше или равен нормативному: К Кн.
Если это соотношение не соблюдается, то наблюдения следует повторить. В виде исключения из-за больших затрат на проведение хронометража допускается исправление хроноряда путем отбрасывания крайних его значений (t max, t min).
Оперативное время в мин на выполнение операции находится как среднее значение членов хроноряда:
где ti - значение членов хроноряда, мин; n - число членов хроноряда.
Хронометраж и установление нормы можно провести только после внедрения и отладки нового ТП, т.е. нельзя спроектировать норму времени (трудоемкости) операций на более ранних стадиях разработки ТП.
Микроэлементный метод проектирования нормативной трудоемкости операций
Для определения трудоемкости операций ТП в настоящее время достаточно широко применяют системы микроэлементов.
Сущность этого метода сводится к тому, что самые сложные операции в конечном счете могут быть представлены в виде определенной последовательности повторяющихся простейших элементов, например: переместить, установить, закрепить, соединить и т. д. (таблица 4).
Если разбить нормируемую операцию на ряд таких микроэлементов и просуммировать имеющееся в базе данных время на их выполнение, то можно найти оперативное время на выполнение всей операции.
Основным достоинством данного метода является возможность проектирования норм трудоемкости «за столом» на этапе разработки ТП, что значительно сокращает время и затраты по сравнению с методом хронометражных наблюдений. Конечно, это возможно при большом опыте и квалификации инженеров - технологов (знание конструкции данной марки автомобиля, работы и возможностей применяемого технологического оборудования, приспособлений и инструмента и т.д.).
Значения времени на выполнение микроэлементов операции являются «чистыми», т.е. при удобном их выполнении и свободном доступе к точке обслуживания. В реальных же условиях удобство выполнения работы (рабочие позы, таблица 4) и доступ к точке обслуживания (таблица 5) для каждой марки автомобиля и операции будут различными, поэтому в оперативное время на выполнение операции должны быть внесены поправки соответствующими коэффициентами.
Таким образом, общее уравнение нормирования трудоемкости обслуживания автомобиля в чел.-мин или чел.-ч при данном методе выглядит так:
Тн = (t1 + t2 + ... + tn) *К1 *К2 *(1+(А + В + С)/100) *Р *Кп (5)
где t1 - время на выполнение микроэлементов, из которых состоит операция; n - количество микроэлементов в операции, в т.ч. и с учетом их повторения; К1, К 2 - соответственно, коэффициенты, учитывающие увеличение времени на выполнение операции из-за ухудшения удобства и доступа при работе (табл. 5 и 6); Р - число исполнителей операции; Кп - коэффициент повторяемости операции при ТО и ТР; А, В, С - надбавки в % от оперативного времени.
Под микроэлементами понимаются элементы операций, состоящие из трудовых движений рабочего. Установлено, что любая физическая работа включает: движение рук, ног, наклон и поворот корпуса человека, переходы, т.е. неизменную серию (набор) повторяющихся движений.
Одной из систем микроэлементных нормативов является система «стандартов» профессора В.И. Иоффе. В этой системе любой элемент ручной работы состоит из сочетания двух микроэлементов: взять и переместить (совместить, сдвинуть, установить, снять).
Принципиально важной является степень дробления операций на микроэлементы. Расчленение операций до элементарных движений позволяет получить универсальную базу микроэлементов, пригодную для проектирования нормативов трудоемкости любых ТП. Однако при этом точность определения времени на выполнение микроэлементов (сотые и тысячные доли минуты) падает; усложняется процесс синтеза операции из элементов. Возможны большие ошибки.
С учетом этого положения на данном этапе на основании сбора и обобщения информации по литературным источникам и нормативно-технической документации и др. была разработана база в количестве 44 микроэлементов (таблица 4).
С укрупнением же микроэлементов уменьшается их универсальность, так как снижается вероятность повторения в большом числе различных операций и процессов. Зато упрощается процесс проектирования операций, в которых они встречаются. Поэтому, на наш взгляд, база микроэлементов для ТП ТО и ТР автомобилей должна состоять из двух частей. Первая часть должна содержать элементарные движения, встречающиеся в операциях любых трудовых процессов. Вторая часть - более крупные элементы операций специализированных работ ТО и ТР (крепежных, сварочных и др.).
Представленная в таблице 4 база микроэлементов не является достаточной, она требует доработки и расширения. С ее помощью можно проектировать, в основном, нормативы трудоемкости контрольно-диагностических и регулировочных операций ТО и Д автомобилей, однако она позволяет продемонстрировать возможность рассматриваемого метода.
Таблица 4 - База данных по микроэлементам операций ТО автомобилей
Наименование микроэлемента |
Время,мин |
|
Переход на 1 шаг |
||
Переход на 2 шага. |
||
Переход на 3 шага |
||
Переход на 4 шага |
||
Протянуть (убрать, согнуть) руку |
||
Взять (положить) инструмент, прибор, деталь (взять за ручку, защелку) |
||
Поворот корпуса на 90° |
||
Поворот корпуса на 180° |
||
Наклон корпуса (выпрямиться) |
||
Наклон корпуса ниже пояса |
||
Доставить (отвести) инструмент, прибор, деталь "," |
||
Установка (снятие) инструмента, прибора, детали простая |
||
Установка (снятие) инструмента, прибора, детали со стыковкой с конструкцией автомобиля |
||
Повернуть инструмент |
||
Повернуть ручку, открыть защелку |
||
Прижать защелку |
||
Установить (снять) ногу (руку) на педаль |
||
Нажать (отпустить) педаль рукой |
||
Нажать (отпустить) педаль ногой |
||
Спуститься в осмотровую канаву |
||
Подняться из осмотровой канавы |
||
Встать на бампер |
||
Спуститься с бампера |
||
Открыть (закрыть) капот (при открытой защелке) |
||
Открыть (закрыть) дверь кабины (при повернутой ручке) |
||
Откинуть кабину |
||
Установить откидную кабину на место |
||
Обдуть обслуживаемый элемент сжатым воздухом из шланга |
||
Движения пальцев кисти руки |
||
Навернуть (наживить) гайку М8 - М24 |
||
Подтянуть гайку (болт) М20 -- Ml 6 |
||
Подтянуть гайку (болт) М20 -- М35 |
||
Посмотреть (бросить взгляд) на предмет или знак, находящийся в поле зрения |
||
Отсчет по шкале, см |
||
Отсчет по шкале, мм |
||
Посмотреть на деление пристально |
||
Одно действие в уме с однозначными числами |
||
Одно действие в уме с двухзначными числами |
||
Установка прибора на ноль |
||
Создание преднатяга индикаторной головки |
||
Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М8 M16 на длине до 20 мм |
||
Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М8 -M16 на длине до 35 мм |
||
Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М20 -М32 на длине до 25 мм |
||
Отвернуть (завернуть) гайку, болт, штуцер М20 -М32 на длине до 35мм |
Трудоемкость и сложность работ во многом определяются особенностями объекта труда. Автомобиль является сложным объектом труда при его обслуживании.
Места технологических воздействий (иногда называются точками обслуживания) располагаются сбоку, снизу и сверху автомобиля. Поэтому при обслуживании автомобиля прежде всего необходимо обеспечить исполнителям доступ к точкам обслуживания. Для сокращения времени обслуживания лучше обеспечивать одновременный доступ нескольким исполнителям со всех сторон.
Кроме того, необходимо обеспечить исполнителю наименьшую утомляемость и наибольшую безопасность при работе. Исследованиями установлено, что утомляемость, а следовательно и производительность труда рабочего, существенно зависит от занимаемой им рабочей позы. В таблице 5 приведены данные по изменению производительности труда в зависимости от рабочей позы.
Условия выполнения операций непосредственно в зоне расположения точек обслуживания характеризуются их доступностью, что также значительно влияет на трудоемкость работ. Влияние доступа к местам технологических воздействии при ТО и ТР автомобиля представлено в таблице 5.
Таблица 5 - Влияние удобства работы на трудоемкость операций ТО и ТР
Таблица 6 - Влияние доступа к точкам обслуживания на трудоемкость операции ТО
- 13. Стеллаж универсальный;
- 14. Упор противооткатный.
Специализированный пост СПП-1 по замене силовых агрегатов и двигателей
- 1. Верстак слесарный;
- 2. Колонка маслораздаточная;
- 3. Комплект ключей;
- 4. Кран-балка;
- 6. Маслораздаточный бак;
- 7. Подставка под ноги;
- 8. Подъемник;
- 10. Рукоятка динамометрическая;
- 11. Стеллаж для агрегатов;
- 12. Стеллаж универсальный;
- 13. Упор противооткатный.
- 15. Устройство для слива отработавших моторных масел;
- 16. Устройство для слива отработавших трансмиссионных масел;
- 17. Устройство для слива охлаждающей жидкости;
- 18. Шкаф для инструмента и приборов;
- 19. Эстакада передвижная для ремонта;
Специализированный пост СПП-2 по замене узлов подвески и ходовой части
- 1. Верстак слесарный;
- 2. Гайковерт для гаек колес;
- 3. Гайковерт для гаек стремянок рессор;
- 4. Кассета для колес;
- 5. Ларь для обтирочных материалов;
- 6. Линейка для проверки схождения колес;
- 7. Мостик переходный;
- 8. Подъемник;
- 9. Пост передвижной слесаря-авторемонтника;
- 10. Стеллаж универсальный;
- 12. Тележка для снятия и установки рессор;
- 13. Тележка для снятия тормозных барабанов со ступицами;
- 14. Упор противооткатный.
Специализированный пост СПП-3 ТР тормозных систем автомобилей
- 1. Верстак слесарный;
- 2. Гайковерт для гаек колес;
- 3. Кассета для колес;
- 5. Подъемник,
- 6. Прибор для проверки пневматического привода тормозов;
- 7. Стеллаж универсальный;
- 8. Стенд для проверки тормозов трехосных автомобилей;
- 10. Упор противооткатный;
- 11. Установка для заправки и прокачки тормозов;
Специализированный пост СПП-4 ТР малой трудоемкости
- 1. Ванна дли мойки деталей;
- 2. Верстак слесарный;
- 3. Комплект ключей гаечных;
- 4. Ларь для обтирочных материалов;
- 5. Мостик переходной;
- 6. Набор торцевых ключей;
- 7. Пневмогайговерт на подвеске:
- 8. Подставка под ноги;
- 9. Подъемник;
- 10. Пост передвижной слесаря-авторемонтника:
- 11. Стеллаж для узлов и деталей:
- 12. Стеллаж универсальный:
- 13. Упор противооткатный.
- 14. Шкаф для инструмента и приборов:
Специализированный пост СПП-5 ТР электрических систем автомобилей
- 1. Верстак слесарный;
- 3. Мотор тестер;
- 4. Пост передвижной слесаря-автоэлектрика;
- 6. Прибор для проверки и регулировки фар;
- 7. Прибор для проверки прерывателей-распределителей;
- 8. Прибор для проверки электрооборудования;
- 9. Стеллаж для узлов и деталей.
- 10. Стеллаж универсальный;
- 11. Стол для приборов;
- 12. Упор противооткатный;
- 13. Установка для ускоренной зарядки аккумуляторных батарей;
- 14. Устройство для отсоса отработавших газов;
- 15. Шкаф для инструмента и приборов;
Специализированный пост СПП-6 ТР приборов систем питания двигателей
- 1. Ванна для мойки деталей;
- 2. Верстак слесарный;
- 4. Комплект ключей гаечных,
- 5. Ларь для обтирочных материалов;
- 6. Пост передвижной слесаря-авторемонтника или карбюраторщика;
- 7. Прибор для проверки плунжерных пар;
- 8. Прибор для проверки топливных насосов карбюраторных двигателей;
- 9. Прибор для проверки топливоподкачивающего насоса и фильтров;
- 10. Прибор для проверки форсунок;
- 11. Стеллаж универсальный;
- 12. Стол для приборов:
- 13. Упор противооткатный.
- 14. Устройство для отсоса отработавших газов;
- 15. Шкаф для инструмента и приборов;
Специализированный пост по замене рам СПП-7
|
от опрокидывания;
|
Специальный пост СП-1 по замене двигателей
- 1. Упор противооткатный.
- 2. Ванна для мойки деталей;
- 3. Верстак слесарный;
- 4. Захват для двигателя;
- 5. Колонка маслораздаточная;
- 6. Комплект ключей;
- 7. Кран-балка;
- 8. Ларь для обтирочных материалов;
- 9. Подставка под ноги;
- 10. Пост передвижной слесаря авторемонтника;
- 11. Рукоятка динамометрическая;
- 12. Стеллаж для двигателей;
- 13. Стеллаж универсальный;
- 14. Устройство для отсоединения и удержания КП;
- 15. Устройство для отсоса отработавших газов;
- 16. Устройство для слива отработавших масел;
- 17. Устройство для слива охлаждающей жидкости;
- 18. Шкаф для инструментов и приборов;
- 19. Эстакада передвижная для ремонта;
Специальный пост СП-2, СП-3 по замене узлов задней подвески автомобилей
- 1. Верстак слесарный;
- 4. Подъемник;
- 5. Стеллаж для рессор;
- 6. Стеллаж универсальный;
- 7. Упор противооткатный
- 8. Устройство для демонтажа и монтажа рессор:
- 9. Шкаф для инструмента и приборов;
Специальный пост СП-4, СП-5 по замене сцеплений и КП
- 12. Упор противооткатный.
- 1. Верстак слесарный;
- 2. Колейный мостик передвижной;
- 3. Ларь для обтирочных материалов;
- 4. Маслораздаточный;
- 5. Монорельс с тельфером;
- 6. Стеллаж универсальный;
- 7. Стеллаж для сцеплений и КП;
- 8. Тележка для перевозки КП и сцеплений;
- 10. Устройство специальное для отсоединения КП;
Специальный пост СП-6 по замене задних мостов и редукторов автомобилей ГАЗ, ЗИЛ
- 1. Верстак слесарный;
- 2. Гайковерт для гаек стремянок рессор;
- 3. Гайковерт подвесной многошпиндельный для гаек колес и фланцев ступицы,
- 4. Кассета для колес;
- 5. Кран консольный;
- 7. Маслораздаточный бак;
- 8. Подъемник;
- 9. Стеллаж для мостов;
- 10. Стеллаж универсальный;
- 11. Тележка для снятия и установки колес;
- 12. Упор противооткатный.
Специальный пост СП-7 по замене редукторов автомобилей КамАЗ
- 1. Верстак слесарный;
- 2. Гайковерт многошпиндельный для гаек фланца ступицы
- 3. Кран-балка;
- 4. Ларь для обтирочных материалов;
- 5. Маслораздаточный бак;
- 6. Пневмогайковерт на подвеске,
- 7. Стеллаж для редукторов;
- 8. Стеллаж универсальный;
- 9. Упор противооткатный.
- 10. Устройство для слива отработавших масел.
- 11. Шкаф для инструмента и приборов,
Специальный пост СП-8 по замене задних и средних мостов автомобилей КамАЗ
- 1. Верстак слесарный;
- 2. Гайковерт для гаек колес многошпиндельный подвесной;
- 4. Кассета для колес;
- 5. Колейный мостик;
- 6. Ларь для обтирочных материалов;
- 7. Маслораздаточный бак;
- 8. Монорельс с тельфером;
- 9. Подъемник передвижной;
- 10. Стеллаж для мостов;
- 11. Стеллаж универсальный;
- 12. Устройство для слива отработавших масел;
- 13. Устройство для удержания автомобиля в вывешенном состоянии
- 14. Шкаф для инструмента и приборов;
Специальный пост CП-9 по замене передних осей и балок
- 1. Верстак слесарный;
- 2. Гайковерт для гаек колес многошпиндельный подвесной,
- 3. Гайковерт для гаек стремянок рессор многошпиндельный;
- 4. Кассета для колес; ларь для обтирочных материалов;
- 5. Монорельс с тельфером;
- 6. Подъемник передвижной;
- 7. Стеллаж для передних осей и балок;
- 8. Стеллаж универсальный;
- 9. Тележка для снятия и установки колес;
- 10. Упор противооткатный.
- 11. Установка для выпрессовки шкворней
- 12. Шкаф для инструмента и приборов;
Специальный пост СП-10 по замене узлов рулевых управлений
- 1. Ванна для мойки деталей;
- 2. Верстак слесарный;
- 3. Ларь для обтирочных материалов;
- 4. Нагнетатель смазки;
- 5. Пост передвижной слесаря-авторемонтника;
- 6. Прибор для проверки рулевого управления;
- 7. Стеллаж универсальный;
- 8. Упор противооткатный.
- 9. Устройство для слива отработавших масел;
Специальный пост СП -11 ТР тормозных систем с гидроприводом
- 1. Верстак слесарный;
- 2. Гайковерт для гаек колес;
- 3. Кассета для колес;
- 4. Ларь для обтирочных материалов;
- 5. Подъемник для грузовых автомобилей;
- 6. Стеллаж универсальный;
- 7. Тележка для снятия и установки колес;
- 8. Упор противооткатный.
- 9. Установка для заправки и прокачки тормозов;
- 10. Шкаф для инструмента и приборов;
Специальный пост СП-12 ТР тормозных систем автомобилей КамАЗ
- 1. Верстак слесарный;
- 2. Гайковерт для гаек колес;
- 3. Кассета для колес
- 4. Ларь для обтирочных материалов;
- 5. Подъемник;
- 6. Прибор для проверки пневматического привода тормозов автомобилей;
- 7. Стеллаж универсальный;
- 8. Тележка для снятия и установки колес;
- 9. Упор противооткатный.
- 10. Устройство для подкачки рессиверов сжатым воздухом;
Специальный пост СП-13 по замене кабин и платформы автомобилей КамАЗ
- 1. Верстак слесарный;
- 2. Захват для кабин;
- 3. Захват для платформ;
- 4. Кран-балка;
- 5. Ларь для обтирочных материалов;
- 6. Стеллаж для кабин и платформ;
- 7. Тележка для перемещения кабин и платформ;
- 8. Упор
- 9. Шкаф для инструмента и приборов;
Специальный пост по замене ЦПГ двигателей СП-14
- 1. Упор противооткатный.
- 2. Ванна для мойки деталей;
- 3. Верстак слесарный;
- 4. Колонка маслораздаточная;
- 5. Комплектовочная тележка;
- 6. Ларь для обтирочных материалов;
- 7. Передвижной пост слесаря-авторемонтника;
- 8. Пневмогайковерт на подвеске;
- 9. Подставка под ноги;
- 10. Подъемник;
- 11. Стеллаж универсальный;
- 12. Устройство для отсоса отработавших газов;
- 13. Устройство для слива отработавших масел;
- 14. Шкаф для инструмента и приборов;
- 15. Эстакада передвижная для ремонта;
Специальный пост СП-15 ТР и регулировки приборов системы зажигания
- 1. Верстак слесарный;
- 2. Ларь для обтирочных материалов;
- 3. Пост передвижной слесаря-автоэлектрика;
- 4. Прибор для проварки электрооборудования автомобилей;
- 5. Прибор для проверки и очистки свечей зажигания;
- 6. Прибор для проверки прерывателей-распределителей;
- 7. Стеллаж универсальный;
- 8. Стенд передвижной электронный;
- 9. Стол дли приборов;
- 10. Упор противооткатный;
- 11. Устройство для отсоса отработавших газов;
- 12. Шкаф для инструмента и приборов;
Специальный пост СП-16 ТР приборов системы питания
карбюраторных двигателей
- 1. Ванна для мойки деталей;
- 2. Верстак слесарный;
- 3. Комплект инструментов для регулировщика-карбюраторщика;
- 4. Ларь для обтирочных материалов;
на автомобиле;
- 5. Пост передвижной слесаря-карбюраторщика
- 6. Прибор для проверки топливных насосов карбюраторных двигателей
- 7. Стеллаж универсальный;
- 8. Упор противооткатный.
- 11. Шкаф для инструмента и приборов;
Специальный пост СП-17 ТР приборов системы питания дизельных двигателей
- 1. Ванна для мойки деталей;
- 2. Верстак слесарный;
- 3. Ларь для обтирочных материалов;
- 4. Пост передвижной слесаря-дизелиста;
- 5. Прибор для проверки плунжерных пар;
- 6. Прибор для проверки топливоподкачивающего насоса и фильтров;
- 7. Прибор для проверки форсунок;
- 8. Стеллаж универсальный;
- 9. Упор противооткатный.
- 10. Устройство для отсоса отработавших газов;
- 11. Шкаф для инструмента и приборов;
Специальный пост СП-18 по замене рам автомобилей КамАЗ
ших масел; 8. Устройство для слива охлаждаю- щей жидкости; 9. Устройство для отсоса отработав- ших газов;
|
Пневмогайковерт на подвеске
от опрокидывания; 26. Шкаф для инструмента и приборов; |
Специальный пост СП-19 по замене рам автомобилей ГАЗ, ЗИЛ
ших газов 17. Устройство для слива охлаждаю- щей жидкости; |
18. Устройство для слива отработав- ших масел;
от опрокидывания;
|
Моторный цех
- 1. Верстак слесарный;
- 2. Кран - балка.
- 3. Ларь для обтирочных материалов;
- 4. Огнетушитель;
- 5. Подставка для двигателей;
- 6. Прибор для проверки и правки шатунов;
- 7. Прибор для проверки упругости клапанных пружин и поршневых колец;
- 8. Приспособление для нагрева поршней;
- 9. Приспособление для сборки шатуна с поршнем;
- 10. Приспособление для снятия и установки поршневых колец;
- 11. Приспособление для установки поршня в блок;
- 12. Раковина;
- 13. Решетка деревянная под ноги;
- 14. Рукосушитель;
- 15. Сетчатая корзина;
- 16. Станок для притирки клапанов;
- 17. Станок для расточки цилиндров двигателей;
- 18. Станок для хонингования (полирования) цилиндров двигателя;
- 19. Станок для шлифования клапанов;
- 20. Стеллаж для хранения масляных и водяных насосов, компрессоров, вентиляторов, фильтров;
- 21. Стеллаж для хранения приборов и приспособлений;
- 22. Стенд для испытания масляных насосов;
- 23. Стенд для обкатки и испытания компрессоров;
- 24. Стенд для проверки герметичности блоков и головок блока цилиндров двигателя;
- 25. Стенд для разборки-сборки головок блока цилиндров двигателей;
- 26. Стенд для разборки-сборки двигателей;
- 27. Стенд для шлифования шеек коленчатого вала;
- 28. Стол;
- 29. Стул;
- 30. Тумбочка для инструментов;
- 31. Установка для мойки двигателей и деталей;
- 32. Шкаф для хранения деталей кривошипно-шатунного механизма;
- 33. Шкаф для хранения деталей механизма газораспределения;
- 34. Ящик с песком;
Отделение по обкатке и испытанию двигателей
- 1. Бак с топливом;
- 2. Кран - балка;
- 3. Огнетушитель;
- 4. Отсос отработавших газов;
- 5. Стенд для обкатки и испытания двигателей;
- 6. Установка для охлаждения двигателей.
Агрегатный цех
|
|
Карбюраторный цех
|
|
Цех топливной аппаратуры (дизелей)
Электротехнический цех
|
|
Аккумуляторный участок
|
|
Медницкий цех
|
19. Ящик с песком; |
Шиномонтажный цех
Вулканизационный цех
Малярный цех
|
|
Обойный цех
Кузнечно-рессорный цех
Сварочно-жестяницкий цех