Виды и порядок опробования автотормозов поезда. Виды опробования тормозов Когда производится сокращенное опробование тормозов в поездах

9.3.1. Сокращенное опробование тормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормоза двух хвостовых вагонов в поездах производится:

после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование автотормозов от компрессорной установки (станционной сети) или локомотива; после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

после всякого разъединения рукавов в составе поезда или между составом и локомотивом (кроме отцепки подталкивающего локомотива, включенного в тормозную магистраль), соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана в поезде:

в пассажирских поездах: после стоянки более 20 минут, при падении давления в главных резервуарах ниже зарядного давления ТМ, при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива на перегоне после остановки поезда в связи с невозможностью дальнейшего управления движением поезда из главной кабины;

в грузовых поездах, если при стоянке поезда произошло самопроизвольное срабатывание тормозов или изменение плотности более чем на 20% от указанной справки о тормозах ф. ВУ-45; в грузовых поездах после стоянки более 30 минут.

При стоянке грузовых поездов более 30 минут на перегонах, а также на разъездах, обгонных пунктах и станциях, где нет осмотрщиков вагонов или работников, обученных выполнению операций по опробованию автотормозов (перечень должностей указывается начальником дороги), должна производиться проверка автотормозов в соответствии с п.9.4.1, этой Инструкции.

если при проверке плотности ТМ машинист обнаружит ее изменение больше чем на 20 % от указанной справки ф. ВУ-45, выполнить сокращенное опробование тормозов:

если на локомотиве, который имеет сигнализатор № 418, сигнальная лампа “ТМ” загорается на стоянке, проверить исправность сигнализатора ступенью торможения, при котором лампа “ТМ” должна погаснуть. Убедившись в нормальной работе сигнализатора, произвести сокращенное опробование автотормозов:

На станциях, где имеется штатные осмотрщики вагонов, сокращенное опробование производится этими осмотрщиками по заявке машиниста, а при отсутствии осмотрщиков - локомотивной бригадой или работниками, обученными выполнению операции по опробованию автотормозов.

Сокращенное опробование электропневматических тормозов производится в пунктах смены локомотива и локомотивных бригад по действию тормоза двух хвостовых вагонов и при прицепке вагонов с проверкой действия тормозов в каждом прицепленном вагоне:

9.3.2. В пассажирских поездах сокращенное опробование выполняется сначала электропневматических тормозов, а затем автотормозов. Опробование ЭПТ производится порядком, аналогичным их полному опробованию от локомотива в соответствии с пунктом 9.2.3. без проверки напряжения ЭПТ в хвостовом вагоне и без выключения тумблера цепи питания ЭПТ в период проверки его отпуска с учетом и. 9.3.1. этой Инструкции по действию тормозов двух хвостовых вагонов.

9.3.3. При выполнении сокращенного опробования по сигналу работника, который отвечает за опробование тормозов, «Произвести торможение» машинист обязан подать свистком один короткий сигнал и снизить давление в уравнительном резервуаре на величину, установленную для полного опробования.

После проверки срабатывания тормозов двух хвостовых вагонов на торможение подается сигнал «Отпустить тормоза». По этому сигналу машинист подает свистком два коротких сигнала и отпускает тормоза с постановкой ручки крана машиниста в I положение в пассажирских поездах с повышением давления в уравнительном резервуаре до 5,0-5,2 кгс/см 2 , а в грузовом и грузопассажирском поезде до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,5 кгс/см 2 выше зарядного давления с переводом ручки в поездное положение. Если сокращенное опробование тормозов в поездах производится после полного опробования от компрессорной установки (станционной сети), осмотрщики вагонов и машинист обязаны перед опробованием проверить плотность тормозной сети поезда и целостность ТМ в соответствии с

п.п.9.2.3., 9.2.4. этой Инструкции, а при длине грузового поезда более 200 осей, осмотрщик вагонов обязан проверить зарядное давление в магистрали последнего вагона порядком, установленным п.9.2.4. После окончания такого опробования машинисту вручается справка ф. ВУ-45, как при полном опробовании.

9.3.4. При прицепке к поезду, который прибыл, вагона или группы вагонов производится сокращенное опробование тормозов с обязательной проверкой их действия у каждого прицепляемого вагона и плотность тормозной магистрали поезда, а в грузовом поезде, кроме того, проверить целостность ТМ поезда. При каждом сокращенном опробовании автотормозов осмотрщик вагонов, а где эта должность не предусмотрена, дежурный по станции, главный кондуктор, составитель поездов или работники, на которых возложены обязанности производить опробование тормозов, делают отметку о произведенном сокращенном опробовании автотормозов (с отметкой об изменении состава поезда, с указанием номера хвостового вагона) в справке ф. ВУ-45, которую имеет машинист. В случае изменения плотности ТМ вследствие прицепки (отцепки) вагонов, новые данные плотности тормозной сети заносит машинист в справку ф. ВУ-45.

Если сокращенное опробование тормозов пассажирского поезда было выполнено с привлечением начальника (механика-бригадира) поезда и проводников вагонов, то начальник (механик-бригадир) должен сделать отметку о выполнении сокращенного опробования тормозов в справке ф. ВУ-45, которую имеет машинист.

9.3.5. На станциях, где не предусмотрена должность осмотрщика вагонов, действие тормозов хвостовых вагонов в пассажирских поездах проверяют проводники вагонов, в грузовых поездах - работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов (перечень должностей устанавливает начальник дороги).

9.3.6. Без выполнения сокращенного опробования или с недействующими тормозами у двух хвостовых вагонов отправлять поезд на перегон запрещается.

В случае выявления во время опробования не сработавших на отпуск воздухораспределителей не разрешается производить их отпуск вручную до выяснения причин неотпуска. В этих случаях необходимо проверить, нет ли перекрытых концевых кранов в поезде, особенно в тех местах, где прицеплялись или отцеплялись вагоны, произвести повторное сокращенное опробование тормозов. Неисправные воздухораспределители заменить, а на промежуточных станциях - выключить их и выпустить воздух через выпускной клапан, сделать об этом отметку в справке ВУ-45.

Закончив опробование тормозов, осмотрщик-автоматчик головной части заполняет справку формы ВУ-45 в двух экземплярах, подписывает ее и один экземпляр вручает машинисту локомотива под расписку.

Сокращенное опробование тормозов производится в следующих случаях:
. после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно было сделано полное опробование автотормозов от станционной сети;
. после перемены кабины управления моторвагонного поезда и после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;
. после любого разъединения соединительных рукавов в составе поезда, соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава, а также после перекрытия концевого крана тормозной воздушной магистрали в составе поезда;
. после зарядки рабочих резервуаров механизма разгрузки хоппер-дозаторной вертушки на перегоне.

Сокращенное опробование автотормозов производится на пунктах технического осмотра без отцепки локомотива от поезда и на промежуточных станциях в случаях прицепки группы вагонов к поезду без переформирования состава, после производства работ по ремонту тормозов, связанных с их включением. В этих случаях обязательно проверяется действие тормозов у прицепляемой группы вагонов и у отремонтированных вагонов.

Выполняется сокращенное опробование автотормозов следующим образом. По сигналу осмотрщика-автоматчика машинист локомотива делает торможение снижением давления в магистрали грузовых и пассажирских поездов нормальной длины на 0,5-0,6 кГ/см2, длинно-составных пассажирских поездов на 0,7-0,8 кГ/см2, сдвоенных пассажирских поездов на 0,8-1,0 кГ/см2. Осмотрщик-автоматчик проверяет состояние тормозной сети поезда по действию тормоза последнего вагона. Убедившись, что последний вагон заторможен, он дает сигнал «Отпустить тормоза». Машинист производит отпуск, ставя ручку крана машиниста в первое положение с последующим переводом ее во второе (поездное) положение. При наличии полуавтоматического ускорителя отпуск выполняется с нажатием его кнопки. После получения ответного сигнала с локомотива осмотрщик-автоматчик убеждается, что тормозные колодки отошли от поверхности катания колес, т. е., что тормоз последнего вагона отпущен. На этом сокращенное опробование заканчивается.

Если сокращенное опробование тормозов производилось после переформирования состава поезда, то в имеющейся у машиниста локомотива справке о тормозах делается отметка о сокращенном опробовании и изменении состава. Такую отметку в справке делает осмотрщик-автоматчик или осмотрщик вагонов, а на станциях, где их нет, дежурный по станции.

Во всех других случаях отметка в справке о проведенном сокращенном опробовании тормозов не делается. Работник, производящий опробование автотормозов, обязан не допустить отправления поезда, если в процессе опробования было установлено, что тормоз хвостового вагона не сработал.

Перед отправлением поезда со станции формирования необходимо проверить работу пневматических и электропневматических тормозов на стоянке путем проверки прижатия тормозных колодок и выхода штока тормозного цилиндра при торможении. При отпуске тормозные колодки должны отойти от обода колеса, а шток - уйти в корпус тормозного цилиндра.

Полное опробование тормозов проводится в случаях:

На станции формирования перед отправлением;

После смены локомотива;

На станциях, разделяющих смежные гарантийные участки следования грузовых поездов, без смены локомотива;

На станциях, предшествующих крутым затяжным спускам.

Полное опробование производится в следующей последовательности:

После зарядки тормозной магистрали всего поезда от локомотива, производится проверка целостности тормозной магистрали путем кратковременного открытия концевого крана у хвостового вагона - машинист наблюдает по манометру в локомотиве падение давления в тормозной магистрали;

Проверяют плотность тормозной магистрали согласно норм;

По сигналу осмотрщика (поднятая вертикально вверх рука), машинист отвечает одним коротким свистком и производит снижение давления в тормозной магистрали на 0,5-0,6 атм;

Осмотрщик проверяет прижатие колодок и выходы штоков тормозных цилиндров у всех вагонов в поезде;

По сигналу «Отпуск» (движение руки перед собой на уровне груди), машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и повышает давление в тормозной магистрали до зарядного;

Осмотрщик проверяет отход тормозных колодок от обода колеса и уход всех шковов в тормозные цилиндры.

В каких случаях производится сокращенное опробование тормозов?

Перед отправление поезда в рейс необходимо произвести опробование тормозов всего состава. Установлено два вида опробования тормозов: полное и сокращенное.

Сокращенное опробование тормозов производиться в следующих случаях:

После прицепки локомотива, если предварительно было произведено полное опробование тормозов от стационарной установки;

После всякого разъединения тормозной магистрали в составе или перекрытия концевых разобщительных кранов;

После передачи управления второму локомотиву или смены кабины управления;

После смены локомотивных бригад без отцепки локомотива от поезда;

После стоянки пассажирского поезда на промежуточной станции более 20 минут.

На промежуточных станциях, где нет работников вагонных служб, к сокращенному опробованию тормозов может привлекаться начальник поезда или проводник хвостового вагона.


По указанию начальника поезда, проводник хвостового вагона путем кратковременного открытия концевого разобщительного крана на хвостовом вагоне проверяет целостность тормозной магистрали поезда.

Затем вертикально поднятой вверх рукой днем или белым огнем фонаря ночью подает сигнал в сторону локомотива о начале опробования - машинист отвечает одним коротким свистком локомотива и понижает давление в тормозной магистрали на 0,5-0,6 атм. от зарядного давления.

Проводник проверяет прижатие тормозных колодок к ободам колес и выход штока тормозных цилиндров (80-120 мм) у двух хвостовых вагонов. Убедившись в этом, проводник подает в сторону локомотива ручной сигнал на окончание опробования тормозов горизонтальным движением руки на уровне груди днем либо фонарем с белым огнем ночью - машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и повышает давление в тормозной магистрали до зарядного давления.

Проводник проверяет отход тормозных колодок от обода колес и возвращение штока в тормозной цилиндр в исходное положение у двух хвостовых вагонов.

В случае обнаружения неисправности в работе тормозов, проводник выставляет в сторону локомотива красный сигнал и вызывает по цепочке начальника поезда.


9. Сокращенное опробование тормозов

9.1. Сокращенное опробование автоматических тормозов в поездах производится:


  • после отцепки вагонов и всякого- разъединения рукавов в соста­ве;

  • после перекрытия концевого крана в составе;

  • после перемены машинистом кабины управления или при пере­ходе на другой пульт управления;

  • после прицепки поездного локомотива к составу, если предва­рительно было произведено полное опробование автотормозов от компрессорной установки;

  • перед отправлением после выгрузки или погрузки;

  • после передачи управления машинисту второго локомотива, в случаях порчи тормозов у первого локомотива.
Сокращенное опробование тормозов производится одним из ра­ботников, указанных в п. 7.5 настоящей инструкции.

При наличии в поезде автоматического сигнализатора контроля торможения хвостового вагона, контроль срабатывание тормоза хво­стового вагона производится машинистом непосредственно из кабины локомотива.

9.2. Если должно быть произведено сокращенно опробование авто­тормозов, а машинист перед отправлением поезда не производит это опробование, а также если при опробовании не сработает автотормоз последнего вагона, то работник, проверявший действие тормоза хвостового вагона, обязан не допустить отправление поезда.

9.3. При выполнений сокращенного опробования по сигналу лица, отвечающего за опробование тормозов «Произвести торможение» машинист должен подать один короткий свисток и снизить давление в магистрали на величину, установленную как при полном опробова­нии.

После проверки действия автотормоза последнего вагон на тор­можение подается сигнал «Отпустить тормоз». По этому сигналу машинист подает два коротких свистка и отпускает тормоза постановкой ручки крана машиниста в поездное положение.

9.4. При выполнении сокращенного опробования тормозов в поез­де, оборудованным автоматическим сигнализатором, машинист дол­жен снизить давление в магистрали на установленную величину (п. 2.11.1) и убедившись по установленному в кабине локомотива сигна­лу о срабатывании тормоза последнего вагона - отпустить их.

Если сигнала о срабатывании тормозов последнего вагона маши­нист не получил, он должен потребовать от помощника, или другого работника, отвечающего за опробование, визуального убеждения о срабатывании тормоза последнего вагона.

При обслуживании локомотива в одно лицо эксплуатация поезда с неисправным сигнализатором сокращенного опробования тормозов запрещается.

9.5. После сокращенного опробования тормозов в поездах, когда это опробование произведено после полного опробования тормозов от компрессорной установки станционной сети, машинисту выдается справка установленной формы, как и при полном опробовании, по­рядком, изложенным в п. 7.5.4. настоящей инструкции

9.6. Если в составе изменения не произошли, то отметка о сокра­щенном опробовании в справке не делается.

9.7. Если при полном или сокращенном опробовании тормозов по­сле отпуска будут обнаружены неотпущенные тормоза из-за неис­правности воздухораспределителей в поезде, то производить от­пуск вручную, до выявления причин неисправности, не допускается. В этих случаях необходимо убедиться, нет ли перекрытых концевых кранов в поезде, особенно в тех местах, где прицеплялись или отцеп­лялись вагоны в поезде.

После проверки положения ручек всех концевых кранов повторно опробовать тормоза, если отдельные воздухораспределители вторично не отпустили, необходимо их сменить на ПТО.

9.8. Справку об обеспеченности поезда тормозами и исправном их действии, выданную после опробования автотормозов, машинист должен хранить до конца своей смены и передать ее принявшему ло­комотив машинисту.

9.9. После каждого произведенного полного или сокращенного оп­робования автотормозов машинист локомотива обязан на ближайшей площадке перед уклоном (если поезд не начинает движение непосред­ственно по уклону) произвести проверку автотормозов поезда на эф­фективность.

Проверка действия тормозов на эффектизность производится сни­жением давления в тормозной магистрали на 0,7-0,8кгс/см 2 . При этом скорость движения поезда должна снизиться на 10-12км/час от пер­воначальной.

Если же после первой ступени торможения начальный тормозной эффект не будет получен в течение 10-12 секунд, то машинист должен немедленно принять все меры к остановке поезда.

10. Обеспечение поездов тормозами и порядок их включенияв поездах

10.1. Все поезда, отправляемые с раздельного пункта, должны быть обеспечены автоматическими тормозами и ручными тормозны­ми башмаками в соответствии с нормативами, установленными МЧМ СССР и продленными приказом Министерства Промышленности и Торговли Республики Казахстан.

10.2. Требуемое расчетное количество тонн нажатия тормозных колодок на каждые 100 тонн веса состава при уклонах 0,040 и тормоз­ном пути 300 метров (без учета веса локомотива и его тормозов) должно быть:


При композиционных колодках:

Скорость в км/час

5

10

15

20

25

30

35

Тормозное нажатие в тн

16

17

18

20

23

25

29

При чугунных колодках:

Скорость в км/час

5

10

15

20

25

30

35

Тормозное нажатие в тн

23

27

30

34

40

47

56

10.3. Минимальное тормозное нажатие на 100 тонн веса состава при композиционных колодках устанавливается равным 19 тонн, чу­гунных - 30 тонн.

10.4. Фактический вес поезда определяется по количеству вагонов в составе и их грузоподъемности.

10.5. Расчетные силы нажатия тормозных колодок для вагонов да­ны в таблице № 7, для локомотивов - в таблице № 8, для специально­го подвижного состава - в таблице № 9.

10.6. В поездах автотормоза всех локомотивов и вагонов должны включаться в тормозную сеть, при этом режимы воздухораспредели­телей устанавливаются в соответствии с п.п. 2.2.6. и 4.2. настоящей инструкции.

10.7. В исключительных случаях разрешается отправление поезда с отключенным автоматическим тормозом, по неисправности тормоза у отдельного вагона (кроме хвостового), до ближайшего ПТО, с учетом имеющихся тормозов и со скоростью, обеспечивающей безопасность движения.

В этих случаях при определении тормозного нажатия разрешается принимать в расчет тормоза локомотива, если локомотив установлен со стороны спуска.

При неисправности тормоза хвостового вагона, или в случае не­возможности отключения неисправного тормоза у отдельного вагона, порядок отправления поезда определяет технический работник вагон­ной службы или машинист-инструктор.

Расчетное количество тонн нажатия композиционных колодок на каждые 100 тонн веса состава и тормозном пути 300 метров (без учета веса локомотива и его тормозов) должно быть для модернизи­рованных воздухораспределителей.

Таблица № 6


Крутизна

уклона


Установленная скорость движения.

5

10

15

20

25

30

35

40

0,000

0,004

0,008

0,012

0,016

17

0,020

17

18

0,024

18

20

0,028

17

19

22

0,032

18

20

24

0,036

19

22

26

0,040

16

17

18

20

20

21

24

28

0,044

17

18

19

21

21

23

26

30

0,048

17

18

19

20

22

25

28

32

0,052

18

19

20

22

24

27

30

32

0,056

19

20

23

24

27

30

32

0,060

20

23

25

27

30

32

4.4.1. Сокращенное опробование автотормозов с проверкой состояния тормозной магистрали по действию тормозов двух хвостовых вагонов производится:

после прицепки поездного локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование автотормозов от стационарного устройства (станционной сети) или локомотива;

при смене направления движения поезда и перестановки локомотива для движения поезда в противоположную сторону;

после смены локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцепляется;

после всякого разъединения рукавов в поезде, перекрытия концевого крана в поезде, после соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава (в последнем случае – с проверкой действия тормоза у каждого прицепленного вагона).

4.4.2. Сокращенное опробование автотормозов в пассажирских и грузопассажирских поездах дополнительно выполняется:

после стоянки поезда более 1200 секунд (20 минут);

при снижении давления в главных резервуарах локомотива ниже 0,54 МПа (5,5 кгс/см 2);

после снижения давления в тормозной магистрали, когда причина не установлена;

при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива пассажирского или грузопассажирского поезда на перегоне, после остановки в связи с невозможностью дальнейшего управления его движением из головной кабины выполняется сокращенное опробование автотормозов.

4.4.3. Сокращенное опробование автотормозов в грузовых поездах дополнительно выполняется:

при стоянке поезда, если установлено изменение плотности тормозной магистрали более чем на 20% от указанной в «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии»;

при самопроизвольном срабатывании автотормозов, на стоянке;

после стоянки поезда более 1800 секунд (30 минут) в местах, где имеются осмотрщики вагонов или локомотивная бригада;

при движении грузового поезда при появлении признаков нарушения целостности тормозной магистрали в случае его остановки.



4.6. Проведение сокращенного опробования автотормозов в грузовых поездах.

4.6.1. При сокращенном опробовании тормозов после полного опробования от стационарной установки или локомотива, осмотрщики вагонов и машинист выполняют и проверяют:

1) установка измерительного устройства для измерения давления в тормозной магистрали хвостового вагона;

2) 3амер давления в тормозной магистрали хвостового вагона поезда выполнять после полной зарядки тормозной магистрали всего поезда и проверки целостности тормозной магистрали. Показания давления в тормозной магистрали хвостового вагона при поездном положении управляющего органа крана машиниста (II положение) не должны отличаться более чем:

а) на 0,03 МПа (0,3 кгс/см 2) от зарядного давления в кабине машиниста (в голове) при длине поезда до 300 осей;

б) на 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2) при длине поезда более 300 до 400 осей включительно;

в) на 0,07 МПа (0,7 кгс/см 2) при длине поезда более 400 осей;

3) демонтаж измерительного устройства для измерения давления в тормозной магистрали хвостового вагона.

4) целостность тормозной магистрали поезда и свободность прохождения сжатого воздуха до хвостового вагона состава поезда. Проверку осуществляют после полной зарядки тормозной сети поезда путем открытия последнего концевого крана хвостового вагона на 8-10 секунд;

5) время отпуска автотормозов у двух последних вагонов в хвосте состава после ступени торможения 0,5-0,6 кгс/см 2 (0,05-0,06 МПа) и получения информации о переводе машинистом управляющего органа крана машиниста в отпускное положение (I положение) до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,03‑0,07 МПа (0,3-0,7 кгс/см 2) выше зарядного давления и начала отхода колодок от колес (при длине грузового поезда менее 100 осей замер времени отпуска тормозов двух хвостовых вагонов не производится);

6) плотность тормозной магистрали. Плотность тормозной магистрали поезда должна соответствовать установленным нормам и занесена в «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии», наименьшее допустимое время снижения давления при проверке плотности тормозной магистрали в зависимости от длины состава и объема главных резервуаров локомотивов указано в таблице IV.1 Правил технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава;

7) действие автоматических тормозов двух хвостовых вагонов поезда на торможение и отпуск. Проверку действия на торможение проводят после снижения давления в тормозной магистрали поезда на 0,06-0,07 МПа (0,6-0,7 кгс/см 2) с зарядного давления с последующим переводом управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения (IV положение).

По окончании выше указанных операций, по истечении 120 секунд (2 минут) осмотрщики вагонов обязаны проверить состояние и действие тормозов двух хвостовых вагонов и убедиться в их нормальной работе на торможение по выходу штока тормозных цилиндров и прижатию колодок к поверхности катания колес, а машинист локомотива замеряет плотность тормозной магистрали поезда, которая не должна отличаться от плотности при поездном положении управляющего органа крана машиниста более чем на 10% в сторону уменьшения.

После окончания проверки действия тормозов на торможение, выполнить последующий отпуск автотормозов постановкой управляющего органа крана машиниста в отпускное положение (I положение) до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,03‑0,07 МПа (0,3-0,7 кгс/см 2) выше зарядного давления;

По окончании этого опробования машинисту вручается «Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» как при полном опробовании;

7) перед отправлением грузового поезда длиной более 100 осей со станции и стоянке более 300 секунд (5 минут) от выдачи «Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» машинист обязан выполнить проверку состояния тормозной магистрали путем постановки управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее повышение давления в тормозной магистрали выше зарядного давления (I положение), с выдержкой в этом положении в течение 3-4 секунд. Разница показаний давлений тормозной и питательной магистралей должна быть не менее 0,5 кгс/см 2 (0,05 МПа).

4.6.2. При сокращенном опробовании тормозов после смене локомотивных бригад, при стоянке поезда, если установлено изменение плотности тормозной магистрали более чем на 20% от указанной в «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии», при самопроизвольном срабатывании автотормозов на стоянке, после стоянки поезда более 1800 секунд (30 минут) в местах, где имеются осмотрщики вагонов или локомотивная бригада, а также в случае остановки грузового поезда по причине появления признаков нарушения целостности тормозной магистрали, смене направления движения поезда и перестановки локомотива для движения поезда в противоположную сторону, после всякого разъединения рукавов в поезде, перекрытия концевого крана в поезде, после соединения рукавов вследствие прицепки подвижного состава (в последнем случае – с обязательной проверкой действия тормоза у каждого прицепленного вагона и замера времени отпуска двух последних вагонов), осмотрщики вагонов и машинист выполняют и проверяют:

1) целостность тормозной магистрали поезда и свободность прохождения сжатого воздуха до хвостового вагона состава поезда. Проверку осуществляют после полной зарядки тормозной сети поезда путем открытия последнего концевого крана хвостового вагона на 8-10 секунд;

2) по истечении 120 секунд (2 минут) после проверки целостности тормозной магистрали машинист производит ступень торможения
0,5-0,6 кгс/см 2 (0,05-0,06 МПа) с последующим переводом управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения (IV положение), после чего машинист переводит управляющий органа крана машиниста в отпускное положение (I положение) до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,03‑0,07 МПа (0,3-0,7 кгс/см 2) выше зарядного давления.

Примечание: на станциях, где имеются осмотрщики вагонов дополнительно замеряется время отпуска автотормозов у двух последних вагонов в хвосте состава после выполнения ступени торможения 0,5-0,6 кгс/см 2 (0,05-0,06 МПа) и получения информации осмотрщиком вагонов о переводе машинистом управляющего органа крана машиниста в отпускное положение (I положение) до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,03‑0,07 МПа (0,3-0,7 кгс/см 2) выше зарядного давления и начала отхода колодок от колес;

3) плотность тормозной магистрали, которая должна соответствовать установленным нормам и занесена в «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии»;

4) действие автоматических тормозов двух хвостовых вагонов (при прицепке подвижного состава с обязательной проверкой действия тормоза у каждого прицепленного вагона) на торможение и отпуск. Проверку выполняют после снижения давления в тормозной магистрали поезда на 0,06-0,07 МПа (0,6‑0,7кгс/см 2) с зарядного давления с последующим переводом управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения (IV положение).

После выполнения выше указанных операций, по истечении 120 секунд (2 минут) проверяется состояние и действие тормозов двух хвостовых вагонов в нормальной их работе на торможение по выходу штока тормозных цилиндров и прижатию колодок к поверхности катания колес. После окончания проверки на торможение, выполнить последующий отпуск автотормозов постановкой управляющего органа крана машиниста в отпускное положение (I положение) до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,03‑0,07 Мпа
(0,3-0,7 кгс/см 2) выше зарядного давления;

5) перед отправлением грузового поезда длиной более 100 осей со станции и стоянке более 300 секунд (5 минут) от отметки о выполнении сокращенного опробования автотормозов в «Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» машинист обязан выполнить проверку состояния тормозной магистрали путем постановки управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее повышение давления в тормозной магистрали выше зарядного давления (I положение), с выдержкой в этом положении в течение 3-4 секунд. Разница показаний давлений тормозной и питательной магистралей должна быть не менее 0,5 кгс/см 2 (0,05 МПа).

В случае, если показание манометра тормозной магистрали будет отличаться от показания манометра питательной магистрали менее, чем на 0,5 кгс/см 2 , это указывает на возможное перекрытие кранов тормозной магистрали или наличие пробки в головной части поезда, при этом перевод ручки крана машиниста из первого во второе положение будет сопровождаться выбросом воздуха из атмосферного отверстия в нижней части крана. В этом случае категорически запрещается отправление поезда со станции до выполнения проверки целостности тормозной магистрали путем открытия концевого крана у хвостового вагона поезда и проведения сокращенного опробования автотормозов.