Игра броневик войны. Башенные и безбашенные: русские броневики Первой мировой

Описание флеш игры

Танковая война 1917

Armored Warfare 1917

Вы находитесь только в середине войны !
Ведите ваш танк на врага и завершите все миссии по уничтожению врагов.
Многие мальчишки и мужчины любят компьютерные игры, одни из них предпочитают различные соревнования и стрелялки, а другим больше нравится сражаться с противниками на войне. Именно поэтому они выбирают игры про войну или простые битвы. "Танковая война 1917" - очень интересная и познавательная игра, особенно для современных мальчиков . Суть заключается в том, что вы управляете военным танком, который движется вперед и имеет возможность стрелять. Ваша цель - уничтожить всех противников на своём пути, для этого вы должны стрелять из своего мощного ружья. Чтобы управлять танком, необходимо использовать клавиши на клавиатуре, а для атаки - используйте кнопку мыши. Направлять ружье в нужное положение также нужно с помощью компьютерной мышки. Вместе с танком идут несколько ваших солдат, поэтому вам нужно попытаться защитить их от врага. Постарайтесь завершить все миссии по уничтожению врагов и как можно скорее выполнить серьезное задание. Вам нужно для победы добраться до указанного пункта назначения. Это довольно интересная игра, которая развивает не только логические навыки, но и делает человека еще более внимательным. Поиграть в эту флеш игру можно на сайте компьютерных игр, где можно это сделать совершенно бесплатно. Вам не нужно будет скачивать приложение, и тратить много времени на его установку. Достаточно только зайти в приложение и дождаться загрузки, после этого можно играть в нем неограниченное количество времени.
Нужно добраться до пункта назначения как можно скорее!

Здесь, в сложных лабиринтах игры, вам доверено держать под контролем танк небольших размеров. Нужно будет сражаться с вражеской боевой техникой, у которой тоже есть цель - взорвать ваш танк.

Для того чтобы избавиться от противника, вам нужно совершать выстрелы. Перед тем как стрелять, стоит помнить, что ваш патрон может рикошетом отлетать от стен. Очень важно быть максимально внимательным в этом плане, чтобы не повредить свою боевую машину, так как предугадать направление пули отскочившей от стены - невозможно.

Несомненным плюсом в игре Танки в лабиринте, является предоставление большого количества различных бонусов, которые вы найдете в любой части запутанного лабиринта. С их помощью, у вашего танка появится дополнительное оснащение, которые помогут вам гораздо проще пройти эту игру.

С 1917 по 1923 год в России бушевала Гражданская война. Многие слышали о героических бронеавтомобилях частей РККА, принимавших участие в боевых действиях против войск Белого движения, — «Остине-Путиловце», «Остине-Кегрессе», «Гарфорде-Путилове». Но мало кто задумывается о том, что Белое движение тоже активно применяло бронетехнику — как трофейную или доставшуюся от царской армии по наследству, так и собственной разработки

Тим Скоренко

В Русской армии было не так уж много бронеавтомобилей. Большая их часть строилась по одному принципу: за границей заказывали шасси (чаще всего — Renault, Fiat или Austin), после чего на него устанавливали бронекузов собственного производства. Так и появлялись странные гибриды с удивительными названиями вроде «Остин-Путиловец» или «Фиат-Ижора». Существовал и ряд полностью отечественных разработок вроде «Руссо-Балта» конструкции Братолюбова-Некрасова, но количество выпущенных машин такого типа обычно не превышало десятка. А вот танков Российская империя не использовала вообще. Было реализовано два опытных проекта («Вездеход» Пороховщикова и «Царь-танк» Лебеденко), но до серии дело не дошло, а потом грянула революция, и танковое производство отодвинулось на второй план.


Вот здесь-то, уже в 1917-м, произошло интересное «разделение» бронетехники между РККА и частями Белого движения. Дело в том, что большая часть броневиков царской армии досталась по наследству именно красным — ввиду того, что базировались они в основном в Москве и Петрограде. Зато у белых, в отличие от РККА, были полноценные танки, переданные им европейскими союзниками, — Антанта не признавала большевиков и считала Белое движение единственно легитимной властью в России. Конечно, Гражданская война не стала сражением «танки против бронеавтомобилей», но определенный перевес подобного плана существовал. Так на чем же воевали белые?

Обломки прошлого

Безусловно, Белому движению достался и ряд серийных бронеавтомобилей, использовавшихся Русской императорской армией. В различных частях применялись пулемётные машины «Армстронг-Уитворт», «Джеффери-Поплавко», «Мгебров-Рено», «Остин», «Остин-Путиловец», «Рено», «Руссо-Балт тип С», «Фиат-Ижора», зенитный «Пирлесс», а также пушечные «Гарфорд-Путилов» и «Ланчестер». Некоторые из перечисленных были отбиты в боях у частей РККА. Суммарное количество дореволюционных броневиков в белых частях не превышало 30−40 экземпляров, что, конечно, было каплей в море по сравнению с как минимум парой сотен доставшихся РККА. Кроме того, устаревшие технические параметры, проходимость, скорость и вооружённость машин не позволяла говорить о них как о серьёзной военной силе.

Белые британцы

До 1919 года никаких танков не было ни у одной из сторон. Но закончилась Первая мировая война, и британское правительство обратило внимание на трагические события, происходившие в России. В результате весной 1919 года в Батум прибыли двенадцать танков, призванных поддержать Белую гвардию: шесть Mark V и шесть Medium Mark A Whippet. Была образована «Школа английских танков» — там под началом англичан готовились первые русские танкисты.


Бронедрезина «Бенц». Самым необычным бронеавтомобилем Белого движения была бронедрезина «Бенц» (1912), созданная в 1912 году по заказу Амурской железной дороги для обороны от китайских налётчиков. Бронедрезина была оборудована 4,5-мм бронёй и пулемётом «Максим», но к 1918 году применялась в качестве огневой точки на передвижной платформе.

Вообще в 1919—1920 годах англичане невероятно активно снабжали танками все части Белого движения — и Вооруженные силы Юга России (ВСЮР) под командованием Деникина, и оставшуюся после их разгрома Русскую армию Врангеля, и Северную армию. Лишь Колчак на востоке остался без британской поддержки — это было связано с чрезвычайными логистическими трудностями при доставке бронетехники в глубь страны.

1-й танковый дивизион ВСЮР был организован 27 апреля 1919 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар). Дивизион насчитывал шестнадцать английских танков — четыре отряда по четыре машины. Половина — могучие Mark V с тяжелым пушечным вооружением, вторая половина — легкие пулеметные Mk A Whippet. Танки оказались мощным подспорьем. Наиболее известной операцией с их участием стал штурм Царицына в конце июня 1919 года — именно танки и бронепоезда сыграли наиболее значительную роль в разгроме красных и итоговом взятии города. В определенной мере танки имели больше психологическое, нежели огневое значение, но последнее тоже не стоит недооценивать. К слову, в том бою принимало участие не шестнадцать, а семнадцать танков: к 1-му танковому дивизиону ВСЮР присоединился еще один Mk A Whippet с британским экипажем под командованием капитана Кокса.

Суммарное количество танков в распоряжении ВСЮР к концу года достигло 74 единиц. Практически все современники утверждали, что войска РККА при виде танков старались отступить и не принимать бой, что, впрочем, было совершенно верной тактикой. Танки не могли воевать на передовой и достигали максимума эффективности при прорыве линии обороны предварительной пехотной атакой, что случалось в данном случае довольно редко.


После разгрома ВСЮР в Русской армии Врангеля осталось всего 20 британских танков, плюс два французских Renault FT образца 1917 года. Небольшое количество танков британцы поставили также Северной армии (четыре машины) и Северо-Западной армии (шесть). Восточной армии Колчака пытались переправить десять Renault FT, но они были успешно перехвачены красными. Серьезного влияния на ход войны все эти машины не оказали.

Интересно, что целый ряд «белых британцев» дошли до наших дней в очень хорошем состоянии. Это связано с тем, что впоследствии они достались РККА и служили вплоть до 1938 года, когда по личному указанию Ворошилова были установлены в ряде городов в качестве танков-памятников. Хорошо известны Mark V в Харькове, Луганске, Архангельске.

Если же подводить итог танковым успехам Белой гвардии, можно сказать, что, будь британцы чуть активнее в своей «гуманитарной помощи», ход Гражданской войны действительно мог бы измениться — вместе со всей последующей историей. На деле же танков было слишком мало, а необходимость в них имелась весьма значительная. И поэтому в войсках Белого движения появлялись оригинальные эрзац-машины.

Трактора — в бой!

Эрцаз-танки на базе тракторов — это обязательный элемент практически любой гражданской войны, даже вполне современной. Поскольку первые танки появились у белых лишь в 1919 году, а большая часть царских бронеавтомобилей досталась РККА, заводы, располагавшиеся на подконтрольных белым территориях, занимались доработкой тракторов до боевого состояния. Ввиду полного отсутствия опыта подобных работ получалось весьма посредственно, но ряд интересных конструкций все же стоит упомянуть.

Один из наиболее известных эрзац-танков Белого движения — это «Полковник Безмолитвенный» на базе британского трактора Clayton & Shuttleworth 1916 года. Шасси было далеко не лучшим — просто единственным, которое попалось под руку работавшим в мастерских Донской армии инженерам и рабочим. На шасси был поставлен массивный бронированный кузов, напоминавший железнодорожный вагон. Внутри находилось несколько отделений — моторное, отделение управления и боевое (в кормовой части); вооружение составляли 76,2-мм пушка и шесть пулеметов «Максим», а экипаж состоял из 11 (!) человек.


Все бронеавтомобили Белого движения можно разделить на три категории: эрзац-броневики на базе тракторов, серийные броневики на автомобильном шасси и машины, доставшиеся в качестве трофеев или «наследства» царской армии. Правда, пример серийного броневика собственной разработки есть только один — «Фиат-Омский». На фото — броневик «Полковник Безмолитвенный» (не путать с одноименным бронетрактором) отбит Донской армией у красных в 1918 году. Машина построена фирмой Heinrich Ehrhardt Automobilwerke на базе военного грузовика модели E-V/4.

Недостатков у машины оказалось множество. Поворот базового трактора осуществлялся с помощью вынесенного вперед, за гусеницы, колеса — оно оказалось вне бронированного корпуса «Полковника Безмолитвенного» и потому подвергалось особой опасности в бою. Но что самое главное, бронетрактор получился чудовищно тяжелым — серийный тракторный двигатель его практически не тянул. В итоге было принято решение не отправлять машину на фронт, где от нее не было бы никакого проку. «Полковник» использовался для обучения экипажей бронеавтомобилей, а затем, годом спустя, был разобран.

Собственно, шасси британских тракторов в частях ВСЮР взялись из того же источника, откуда позже и танки. Англичане поставляли шасси Bullock-Lombard, Holt, Clayton; использовались они чаще в качестве артиллерийских тягачей, но три трактора Bullock-Lombard превратились под руками умельцев в эрзац-танки. Два таких броневика были изготовлены в Новороссийске на заводе «Судосталь». В отличие от Clayton, шасси Bullock-Lombard имело два ведущих колеса и управлялось значительно лучше. Внешне бронекорпус имел классическую компоновку дореволюционных бронемашин, включая башню с пулеметом «Максим» (всего пулеметов на каждый трактор приходилось по пять штук). Толщина брони составляла около 10 мм. Два новороссийских бронетрактора получили названия «Генерал Улагай» и «Доблестный лабинец», поступили в 3-й бронеотряд 2-го бронедивизиона Кавказской Добровольческой армии и вполне успешно сражались на протяжении 1919 года, несмотря на низкую (5−8 км/ч) скорость.


Bullock-Lombard, бронированный в 1919 году на новороссийском заводе «Судосталь». Машина разгонялась максимум до 8 км/ч, но воевала вполне успешно.

Третий Bullock-Lombard был переделан на Ревельском заводе и получил имя «Астраханец». По компоновке он отличался от собратьев двумя пулеметными башнями. Машину передали 3-й Донской армии, однако буквально через несколько дней вернули назад, поскольку двигатель просто не тянул, вода в радиаторе мгновенно вскипала, башни заедало, и вообще «Астраханец», судя по всему, не проехал на испытаниях даже сотни метров. С завода бронетрактор так и не вернулся. Впоследствии все три машины достались в качестве трофеев РККА. Первые два были перевооружены и отправлены на фронт, а последний признан негодным и разобран.

На таганрогском заводе было сделано еще несколько интересных машин — САУ на шасси Clayton и Bullock-Lombard. На трактора устанавливались 120-мм орудия (пушки Канэ) и бронещиты — было изготовлено как минимум две такие машины, хотя точное количество остается неизвестным. САУ воевали на Кавказском фронте и весной 1920 года были захвачены РККА, некоторое время принимали участие в боях, после чего, видимо, были разоружены.

Единственный серийный

Дореволюционные броневики были сильно изношены и технически несовершенны — особенно плоха была их проходимость по бездорожью. Кустарных эрзац-броневиков было несколько десятков (мы описали лишь самые характерные), и их катастрофически не хватало. Требовалось наладить хоть какое-то серийное производство — и это получилось у частей обделенной танками армии Колчака. В 1918 году Колчак получил из США пятнадцать шасси «Фиат» (изготовленных американским заводом компании). Машины были бронированы частично в Омске и частично во Владивостоке; существовало два типа бронирования. Первый вариант, «короткий», имел экипаж в три человека и единственный пулемет «Максим», установленный в башне. Второй, «длинный», был более громоздким, два пулемета располагались по бокам, в спонсонах бронерубки. Родной двигатель «Фиат» мощностью 72 л.с. мог разогнать машину до 70 км/ч при наличии дорожного покрытия, то есть бронеавтомобиль был достаточно скоростным и маневренным.


«Фиат-Омский» («длинный» двухбашенный вариант) неподалёку от штаб-квартиры генерала Розанова во Владивостоке, около 1919 года.

Правда, в отличие от танков, «Фиаты-Омские» (история запомнила эти машины под таким наименованием) воевали довольно бессистемно. Из них не составляли звеньев или отделений — все пятнадцать машин распределили между разными частями Белого движения, и в разное время они так или иначе попали в руки красноармейцев. Конструкция «Фиата-Омского» была неплоха, и в другое время он, возможно, смог бы оказать влияние на ход боевых действий. Но и машин, и времени было слишком мало — война вошла в вялотекущую стадию, броневики были уничтожены или захвачены, а Верховный правитель России адмирал Колчак расстрелян в Иркутске 7 февраля 1920 года.

Белое движение внесло не слишком большой вклад в историю развития бронетехники, но все же отрицать этот вклад совсем невозможно. И эрзац-танки на основе тракторов, и «Фиат-Омский» оставили свой след на страницах истории. Жалко, что от них не сохранилось даже толковых чертежей — лишь посредственного качества фотографии и отрывочные сведения, по которым сложно составить полноценную картину. В этом плане у военных историков еще огромный фронт работ.

П очти все они базировались на шасси обычных легковушек и не всегда соответствовали своему предназначению, поэтому в Русской императорской армии спонтанно сложилась разветвленная «индустрия исправления чужих ошибок» - доработка импортных и создание собственных бронированных корпусов. Их собирали петербургские Путиловский завод и Обуховский сталелитейный, бронепрокатная мастерская № 2 Ижорского завода в Колпино, а также офицерские учебные заведения, фронтовые мастерские и небольшие частные предприятия.

До октября 1917 года в царскую армию из-за границы поступили 496 броневиков, из которых около 200 машин были переделаны в России. Большинство бронеавтомобилей, носивших собственные броские имена, участвовали в боях Первой мировой и Гражданской войн, а также в событиях Февральской и Октябрьской революций.

Первый русский бронеавтомобиль Накашидзе

Во время Русско-японской войны отставной поручик гусарского полка грузинский князь Михаил Александрович Накашидзе уверился в необходимости создания принципиального нового вида вооружения - бронеавтомобиля. Представленный летом 1905 года проект военным понравился, но они ограничились советом изобретателю принять на себя все расходы по его изготовлению.

В результате заказ на два броневика был передан французской фирме Charron, Girardot et Voigt (CGV), которая уже имела опыт установки пулеметов на легкие шасси. Основой русских бронемашин являлись рядовые 37-сильные легковушки Charron 30CV с отнесенной назад коробкой передач и главной цепной передачей. На них водрузили высокие бронекорпуса с крупными окнами и поворотной башней с пулеметом Hotchkiss, а по бортам крепились колейные мостки для преодоления траншей. Достаточно тяжелая трехтонная машина развивала скорость 50 км/ч и имела запас хода 600 километров. Ее первые испытания состоялись в конце 1905 года во Франции.

В Россию первый бронеавтомобиль прибыл в марте 1906-го. Военные провели его испытания в весеннюю распутицу и признали машину «неспособной к самостоятельному движению», но по итогам летних проб ее рекомендовали применять «для борьбы с конницей противника и преследования отступающего врага». После ремонта и усиления брони она снова поступила на испытания, но по их результатам в 1908-м броневик был разобран.

Русские броневики на отечественных шасси

Во времена Первой мировой войны единственным «счастливым» сочетанием отечественных автомобилей и бронекорпусов русского производства являлись бронемашины, базировавшиеся на шасси Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ).

Первыми в августе–сентябре 1914-го стали безбашенные броневики на , созданные по проекту инженера А. Я. Грауэна и оснащенные ижорскими корпусами с наклонным расположением бронелистов из хромоникелевой стали. Два пулемета Maxim помещались в лобовом и кормовом листах, третий можно было переносить с одного борта на другой. Скорость трехтонных машин не превышала 20 км/ч. На фронт они ушли в составе 1-й автомобильной пулеметной роты, но из-за слабого бронирования вскоре были сняты с вооружения.

В конце сентября 1914 года в петроградской мастерской инженера А. А. Братолюбова по проекту штабс-капитана Некрасова на том же шасси собрали три броневика с округлыми корпусами Обуховского завода с двумя 37-мм пушками Hotchkiss и тремя пулеметами. Такие же корпуса с пушкой Maxim смонтировали на трех однотонных грузовых шасси Д24-40. Все версии получились слишком тяжелыми и громоздкими, участия в боях не принимали и впоследствии были переведены на железнодорожный ход.

В начале 1916 года в мастерской Братолюбова на шасси С24-40 появился оригинальный башенный броневик «Победоносец» с тремя пулеметами Maxim и вторым постом управления. Одновременно на грузовых шасси Д24-40 собрали еще три бронемашины, которые от легковых отличались усиленной рамой и новыми мостами. Оказавшиеся перегруженными и тихоходными, все они применялись как учебные машины и служили в охране Смольного.

В общей сложности до 1917 года на русских шасси было собрано всего лишь 20 броневиков.

Русские бронеавтомобили на иностранных шасси

К этой категории относились бронемашины, базировавшиеся на зарубежных шасси, которые в России подвергались более или менее существенным доработкам для приспособления их к местным условиям или оснащались полностью новыми бронекорпусами.

Трехколесные бронемашины Филатова

В 1915–1916 годах по проекту начальника Ораниенбаумской офицерской стрелковой школы генерал-майора Н. М. Филатова из списанных импортных агрегатов и узлов были собраны 15 оригинальных трехколесных броневичков с разными двигателями мощностью до 25 л.с., на которых монтировали бронекорпуса с одним или двумя пулеметами заднего расположения.

Бронеавтомобили Былинского

Летом 1915 года по проекту штабс-капитана Былинского на базе трофейных легковушек Mercedes на Обуховском заводе собрали две пушечно-пулеметные машины. Их особенностью были корпуса из хромо-никеле-ванадиевой стали с перископами и смонтированной внутри 37-мм пушкой, которая вела огонь через откидные панели. В поворотной башне помещались также пулемет Maxim и скорострельные ружья.

Бронемашина Улятовского

В 1916 году в мастерских упомянутой выше школы по проекту прапорщика Улятовского из иностранных деталей был собран легкий и компактный броневик, в задней части которого лежа располагался пулеметчик, стрелявший через амбразуру в кормовом листе. При замене пулемета пушкой машина существенно потяжелела, и работы по ней были прекращены.

Бронеавтомобили Мгеброва

В первые годы войны по проекту штабс-капитана В. А. Мгеброва на Ижорском заводе собрали 16 броневиков на базе автомобилей разных стран, из которых самыми известными стали 11 бронемашин на 30-сильном легковом шасси Renault ED. Благодаря установке радиатора охлаждения между мотором и кабиной они выделялись характерным удлиненным клиновидным капотом, повышавшим живучесть экипажа. Первоначально два пулемета или 37-мм пушка помещались в одной крупной поворотной башне, которую в 1916-м заменили на две маленькие.

Ижорский ФИАТ

Зимой 1916 года был подписан договор с компанией FIAT на поставку легковых шасси мощностью 72 л.с. с двумя постами управления и задним мостом с двускатными колесами. Первая партия поступила на Ижорский завод для установки собственных бронированных корпусов с диагональным расположением двух пулеметных башен. Сборка броневиков началась в январе следующего года, и до апреля 1918-го завод собрал 47 бронемашин. Они имели боевую массу 5,3 тонны и развивали скорость до 70 км/ч.

Бронемашины Поплавко

В 1915 году на шасси американского грузовика Jeffery Quad (4х4) штабс-капитан Виктор Поплавко разработал и в мастерских 7-й армии построил оригинальный бронеавтомобиль с лебедкой, впервые ставший сочетанием боевой машины, мощного инженерного средства для разрушения проволочных заграждений, проделывания проходов в мелком лесу и эвакуатора поврежденной техники. Конструктивно это был бронированный грузовик с 40-сильным мотором, боевой рубкой для двух пулеметов и задним отсеком для боеприпасов и топлива. С экипажем из четырех человек он весил около восьми тонн и развивал скорость 32 км/ч.

По результатам испытаний Военное ведомство выдало Ижорскому заводу заказ на 30 таких машин, которые в октябре 1916-го отправились на фронт в составе особого автобронедивизиона.

Бронемашины «Гарфорд»

Самыми тяжелыми бронированными автомобилями русской армии были массивные пушечно-пулеметные машины на шасси американского грузовика Garford с кабиной над 35-сильным мотором Buda и бронекорпусами Путиловского завода, известные как «Путилов-Гарфорд». В задней вращавшейся башне размещалась штурмовая пушка калибра 76,2 мм. Рядом с ней находился пулемет, а в небольших боковых башенках имелись еще два–три пулемета. В стенках корпуса были выполнены круглые амбразуры с бронированными заслонками. Экипаж состоял из восьми человек, боевая масса достигала 8,6 тонн.

До сентября 1915 года в Петрограде собрали 30 броневиков, а затем часть из них оборудовали вторым постом управления. На фронтах из-за слабости двигателя, неповоротливости и плохой проходимости все они перемещались только по дорогам.

По заказу Морского ведомства для охраны крепости в Финском заливе в конце 1917 года было собрано еще 18 длиннобазных бронемашин с усиленной броней, боевая масса которых возросла до 11 тонн.

Полугусеничная бронемашина Гулькевича

В ходе Первой мировой войны единственным полугусеничным броневиком с корпусом русского изготовления была массивная машина конструкции полковника артиллерии Н. Гулькевича, родом из ахтырских казаков, которая могла «проходить по всяким дорогам… разрывать и затаптывать в землю проволочные заграждения». Ее основой являлся пушечный транспортер В-6 американской компании Allis-Chalmers с задними гусеничными движителями.

В октябре 1916 года Путиловский завод собрал боевую машину «Ахтырец» с оригинальным корпусом с двумя постами управления и поворотной башней с пулеметами Maxim. В кормовом листе размещалась 76-мм пушка. Неповоротливая 12-тонная конструкция с экипажем из семи человек по ровной дороге могла перемещаться со скоростью не выше 15 км/час. Первоначально она служила в петроградском броневом дивизионе и после революции была переименована в «Красный Петербург».

Иностранные бронемашины в Царской армии

Основу пяти сотен колесных боевых машин, служивших в Царской армии, составляли самые разнообразные броневики, которые собирали около 20 фирм Европы и Америки. Из них самыми распространенными стали бронемашины известной британской компании Austin, поставившей в Россию в 1914–1917 годах 168 комплектных броневиков и 60 шасси для их сборки на месте.

Первые бронеавтомобили Austin

Главным военным достижением компании Austin стал выпуск 480 пулеметных бронеавтомобилей, построенных на 50-сильном шасси представительской легковушки Austin 30НР. Первую партию, отправленную в Россию в октябре 1914 года, составили броневики с односкатными деревянными колесами, пневматическими шинами и покатыми верхними боковыми листами кабины, за которой рядом друг с другом помещались поворотные башни с пулеметами Maxim калибра 7,62 мм. Под полом каждой из них крепились две «запаски» с литыми шинами, применявшиеся в боевой обстановке. На деле машины оказались слишком уязвимыми, и весной 1915-го Ижорский завод приступил к их модернизации.

К тому времени фирма Austin развернула выпуск броневиков второй серии с усиленной бронёй и модернизированной ходовой частью. В октябре они поступили на вооружение русской армии, но тоже себя не оправдали.

В конце 1916-го фирма переключилась на выпуск броневиков третьей серии с пуленепробиваемыми стеклами, вторым постом управления и задними двускатными колесами. Их развитием в России стал вариант с башнями диагонального расположения, выпускавшийся уже в советские времена.

Бронемашины Armstrong-Whitworth

Эти машины стали одними из самых распространенных иностранных броневиков в Царской армии, снабженных доработанными в России корпусами. Основой двух вариантов являлись 60-сильный легковой автомобиль FIAT и английское спецшасси Charles Jarrett мощностью 38 л.с. Единственная партия из 40 броневиков, весивших 4–5 тонн, поступила в Россию летом 1916 года, но после первых же боев машины второй версии признали непригодными для воинской службы.

Рассказать в короткой статье обо всех броневиках тех давних времен не представляется возможным, но к ним мы непременно вернемся.

На заглавной фотографии - бронемашина для первой автомобильной пулеметной роты с корпусом Ижорского завода. 1915 год

В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации