Категории транспорта м1 м2 м3. Что такое категория М1 водительских прав

В 2017 году в России используется технический регламент таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. Данный регламент заключается в нормативном документе с содержанием требований, касающихся технического состояния транспортных средств. В настоящий момент проверка этих требований производится посредством государственного техосмотра автомобилей.

Хотя после вступления этого документа в силу прошло уже определенное время, не многим водителям удается использовать его в полном объеме. Происходит это в основном из-за введения в технический регламент новых категорий транспорта, которые раньше невозможно было встретить в нормативно-правовой документации. Рядовому водителю, постоянно владеющему автотранспортом с категорией В, зачастую довольно сложно определить принадлежность своего автомобиля к конкретной категории исходя из нового технического регламента.

Данная статья раскрывает вопрос категорий транспортных средств нового технического регламента и принадлежность определенных транспортных средств к этим категориям.

В первую очередь необходимо усвоить, что государственный технический осмотр проводится для проверки соответствия автотранспорта определенным требованиям безопасности.

Новые категории ТС (транспортных средств)

Ситуация со скутерами является довольно простой:

При наличии двух колес на скутере он попадает под категорию L1;
- при наличии трех колес на скутере он попадает под категорию L2.

Мотоциклы с двумя колесами относятся к категории L3;
- ассиметричные мотоциклы с тремя колесами относятся к категории L4;
- симметричные мотоциклы с тремя колесами относятся к категории L5.

Под категории L6 и L7 попадают транспортные средства, вождение которых допускается без водительского удостоверения, для этого необходимо необходимо наличие удостоверения тракториста-машиниста с категорией А1.

В мощностях двигателей квадроциклов и заключается различие категорий L6 и L7. Под категорию L7 происходит попадание наиболее мощных квадроциклов.

Категории легкового автомобиля

Исходя из этого, требования технического регламента, касающиеся легковых автомобилей, содержатся непосредственно в пунктах под категорией М1. При этом необходимо уяснить, что категория М1 не относится к грузовым транспортным средствам обычной категории В.

Категории автобусов, троллейбусов и специализированного пассажирского автотранспорта

Разделение пассажирских автобусов и троллейбусов производится на категории М2-М3 исходя из их массы. Соответственно к категориям М2-М3 относится обычная категория D.

Категории грузовых автомобилей

Технический регламент выделяет для грузовых автомобилей категорию N, в которой, как и в случае с автобусами, учитывая массу транспортных средств происходит их деление по подкатегориям.

Грузовые автомобили обычной категории B (Газель, например) в техническом регламенте попадают под категорию N1, а грузовые автомобили обычной категории С относятся к категориям N2-N3.

Категории прицепов

Объединение всех прицепов и полуприцепов производится в категорию О, в которой также ведется подразделение в соответствии с их допустимым максимальным весом.

Таблица соответствия категорий транспортных средств

Для упрощенного ориентирования в техническом регламенте среди всех его категорий была составлена специальная таблица с содержанием соответствующих категорий правил дорожного движения и самого регламента. С помощью этой таблицы можно определить соответствие своего автомобиля конкретной категории.

Использование этой таблицы значительно облегчит процесс определения категории своего автомобиля, соответствующей техническому регламенту.

С 1 января 2017 года в России применяется новый нормативный документ - технический регламент Таможенного союза относительно безопасности передвижения дорожного транспорта. В этом регламенте к техническому состоянию колесных ТС будут применены обновленные требования. Стоит отметить, что данный технический регламент действует уже достаточно давно, но далеко не все автомобилисты воспользовались этим документом. Это обусловлено введением новых категорий ТС, ранее не указанных в используемых нормативных документах. Кроме того, многие водители считают, что категория транспортного средства аналогична категории водительского удостоверения. Однако на самом деле это не так. Чтобы разобраться с этим вопросом, прежде всего, стоит определиться с тем, что собой представляет дорожный транспорт.

Какие категории дорожного транспорта бывают?

В соответствии с действующим ПДД, дорожным транспортным средством принято считать автомобили, которые имеют такие габаритные параметры, как высота до 4 метров от уровня дороги, длина до 12 метров для автобуса, троллейбуса, грузовика, длина до 15-18 метров для сочлененных автобусов и троллейбусов, ширина до 2,6 метра для ТС, оборудованных изотермических кузовом, ширина до 2,63 метра для лесовозов, ширина до 2,55 метра для других типов дорожного транспорта, длина автопоезда до 20 метров. В техническом регламенте Таможенного союза описывается 4 основных категории - L, M, N и О. К первой категории относятся исключительно мототранспортные средства 7 видов. Соответствие подкатегории определенному виду транспорта отражено в таблице ниже.

Таблица - Типы транспортных средств категории L

Категория
Тип дорожного транспорта
L1
Мопеды, мотовелосипеды
L2
Трехколесные скутеры
L3
Мотоциклы, мотороллеры, трициклы
L4
Трехколесные мотоциклы с колесами, ассиметрично расположенными относительно продольной плоскости
L5
Трехколесные мотоциклы с колесами, симметрично расположенными по отношению к продольной плоскости
L6
Квадрициклы массой до 350 кг
L7
Квадрициклы массой до 550 кг

Согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»

Среди других требований к мототранспортным средствам этой категории стоит отметить ограничение в максимально допустимой конструктивной скорости (до 50 км/ч). Помимо этого, рабочий объем мотора не должен превышать 50 см³. Что касается соответствия категорий дорожного транспорта виду водительского удостоверения, то мототранспортные средства соответствуют категориям М (L1-L2), А (L3-L5) и В1 (L6-L7).

К категории транспортных средств M принято относить пассажирские ТС, общий вес которых равен 5000 кг или менее. Наиболее распространенным вариантом является М1. К этой категории относятся все без исключения легковые автомобили. М2 представлена троллейбусами, автобусами и прочими ТС, предназначенными исключительно для пассажирских перевозок. Чтобы причислить дорожный транспорт к этой категории, он должен быть оснащен более чем 8-ю посадочными местами. Общая масса такого ТС не должна превышать отметки 5000 кг. А вот к М3 относится такой же дорожный транспорт, но с максимальной допустимой массой более 5000 кг.

В категории ТС N представлены исключительно грузовой дорожный транспорт. Категория N делится на 3 подвида - N1, N2 и N3. В первом случае такой маркировкой обозначается дорожный транспорт, используемый для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает отметки 3500 кг. К N2 принято относить грузовики с максимальным весом до 12000 кг. Наконец, в третью категорию входят грузовые транспортные средства, технические возможности которых позволяют осуществлять перевозки грузов общей массой свыше 12000 кг.

К последней категории дорожного транспорта О относятся прицепы и полуприцепы с различной максимально допустимой массой. Так, О1 представлена прицепами, масса которых не превышает 750 кг. К О2 относятся прицепы, технические характеристики которых позволяют транспортировать грузы до 3500 кг. К О3 принято относить прицепы с максимально допустимой массой, равной 10000 кг. В последней 4-й категории представлены прицепы массой от 10000 кг.

Изменения технического регламента таможенного союза

В 2017 году произошли изменения не только касающиеся категорий дорожного транспорта, но и требований к ним. В частности, в новой редакции технического регламента вводятся обязательные требования к уровню выбросов гибридного дорожного транспорта категорий M и N, а также транспортных средств категории М1, оснащенных дизельными и газовыми двигателями, а также к уровню шума от сопротивления качения шин дорожного транспорта категории М, N и О.

Заключение

Технический регламент, созданный в целях сохранения и защиты здоровья граждан, охраны окружающей среды, устанавливает требования к колесному дорожному транспорту, предназначенному для эксплуатации на дорогах общего пользования, и содержит сведения о его категориях. В соответствии с ними выдаются водительские удостоверения, дающие право управление тем или иным транспортным средством.

Автотранспортные средства отечественного производства по вышеуказанному документу подразделяются на следующие категории:

А – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;

В – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

С – автомобили, за исключением относящихся к категории «Д», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

Д – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

Е – составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «В», «С» или «Д», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории;

Прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.

Классификация автотранспортных средств по Соглашению, принятому Европейским экономическим комитетом ООН (Женевское Соглашение)

Согласно этого документа, а также ГОСТ Р 52051-2003, автотранспортные средства подразделяются на следующие категории (таблица 1).

Таблица 1.

Категория АТС Разрешенная максимальная масса, т Наименование (тип) транспортного средства
М 1 АТС для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сиденья, кроме места водителя
М 2 до 5,0
М 3 свыше 5,0 АТС для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сиденья, кроме места водителя
N 1 до 3,5
N 2 св. 3,5 до 12,0 АТС, предназначенные для перевозки грузов
N 3 свыше 12,0 АТС, предназначенные для перевозки грузов
О 1 до 0,75 Буксируемые АТС – прицепы
О 2 св. 0,75 до 3,5
О 3 св. 3,5 до 10,0 Буксируемые АТС – прицепы и полуприцепы
О 4 свыше 10,0 Буксируемые АТС – прицепы и полуприцепы

Примечания:

Класс 1 – городские автобусы, оборудованные сиденьями и местами для перевозки стоящих вне проходов пассажиров;

Класс 2 – междугородные автобусы, оборудованные сиденьями, но в которых допускается перевозить стоящих в проходах пассажиров;

Класс 3 – туристские автобусы, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров

2. Для седельных тягачей, входящих в категории N 1 , N 2 , N 3 и предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статистической нагрузке, придаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепное устройство.

3. Прицепы и полуприцепы категорий О 2 , О 3 , О 4 дополнительно классифицируют по типам:

– полуприцеп – буксируемое АТС, ось (оси) которого расположены позади центра масс полностью загруженного транспортного средства, оборудованное седельно-сцепным устройством, передающим горизонтальные и вертикальные нагрузки на тягач;

– прицеп – буксируемое АТС, оборудованное по меньшей мере двумя осями и тягово-сцепным устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и управляет направлением передней (их) оси (осей), но передает незначительную статистическую нагрузку на тягач.

4. Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статистической вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси (осей), когда полуприцеп или прицеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен.

С недавнего времени в законе произошли изменения и были введены определенные категории ТС в тех. регламент. Понятие категория М1 транспортного средства, все чаще интересует людей. Водитель легкового автомобиля, к примеру, не сразу сообразит, что по тех. регламенту его машина тоже относится к данной группе.

Категории в тех. регламенте отличны от водительского удостоверения. Так, к группе М1 относятся такие транспортные средства:

  • Мопеды, мотовелосипеды, мокики.
  • Мотоциклы, мотороллеры, трицикл.
  • Квадрициклы.

При чем, они все должны быть оснащены двигателем не больше 50 кубов, а если используется электродвигатель, мощность не может превышать 4 кВт.

Также к М1 по тех. регламенту относят легковой автомобиль М1 – на котором осуществляется перевозка пассажиров не больше 8 человек. Масса машины не более трех с половиной тонн.

Понятие тех. регламента

Он представляет собой особую документацию, регламентирующую любую продукцию для проверки стандарта качества. Если рассматривать область машин, то он используется для установления требований относительно тех. осмотра и получения диагностической карты. Соответствие стандартам улучшает качество проведения осмотра авто и повышает безопасность движения. Например, проводить ТО квадроцикла и квадрицикла раньше можно было на равных условиях. Однако, квадроцикл не предназначен для перемещения на дорогах, поэтому и условия для них установлены разные. Хотя двигатели у них зачастую одинаковые, также как и тех. характеристики.

Зато жесткое деление приносит не только хлопоты, но и большой плюс.

Классификация

Представим все виды ТС в группы:

Категория Группа Описание
Категория ТС М1 L1

Двух колесные мопеды, мокики, скутеры.

L2 Трехколесные мопеды, мокики, скутеры.
L3

Двух колесные Мотоциклы, трициклы, мотороллеры.

L4 Мотоцикл с коляской
L5

Мототранспортные средства с симметричным расположением колес.

L6 Четырехколесный мотоцикл
L7 Легковые автомобили категории м1
М2 Троллейбусы, автобусы, трамваи.
М3 Троллейбусы, автобусы, трамваи массой свыше 5 тонн.

Видео: Классификация транспортных средств по Техническому регламенту

Требования технического регламента четко учитываются при прохождении тех. проверок машин. Данная процедура также проводится четко в соответствии с законодательством. Она требуется для выявления неисправностей и их устранения, что помогает обеспечить безопасность на дороге.

При проведении тех. осмотра производится:

  • проверка самой машины;
  • осмотр отдельных элементов;
  • проверка дополнительного оборудования.

Обязательно проверяется рабочее состояние, а также:

  • люфт руля;
  • работоспособность приборов освящения и стеклоочистителей;
  • тормозную систему;
  • состав аптечки;
  • степень тонировки;
  • уровень выброса вредных веществ.

Раньше после прохождения ТО на руки выдавался талон, который крепился на лобовом стекле авто. Сейчас, если проверка автомобиля пройдена успешно, на руки владельцу выдадут диагностическую карту. При выявлении нарушений, придется их устранить и явиться на осмотр повторно. Возить карту с собой обязаны не все водители. Однако, при оформлении страхового полиса она входит в пакет требуемой документации.

Технический регламент необходим для проведения тех. проверки. В нем утверждены специальные категории на каждый вид ТС, они отражаются в диагностической карте. В зависимости от принадлежности транспортного средства к категории, центр устанавливает стоимость услуги проведения технического осмотра.