Курс "устройство механических транспортных средств".

В наземном транспорте электротехника играет огромную роль. В автомобильном транспорте - это генератор, система зажигания, стартер, система наружного и внутреннего освещения и многое другое, - а в троллейбусах и трамваях - и силовой агрегат (тяговый электродвигатель). Невозможно полностью разобраться в конструкциях механических транспортных средств, не изучив основ электротехники.

Изложение начинается с самых основ: объясняется, что такое напряжение, сила тока и сопротивление, приводятся указания по расчёту простейших электрических цепей, рассказывается о взаимосвязи и взаимозависимости электрических и магнитных явлений. Объясняется, что такое переменный ток, как устроен генератор переменного тока. Описываются конструкции электродвигателей постоянного и переменного тока. Объясняется необходимость и описываются меры по защите электрических цепей.

Эта книга - отличный способ изучить основы электротехники, понять основополагающие принципы работы электрических машин и агрегатов.

Библиографическое описание: Ломоносов, В.Ю. Электротехника / В.Ю. Ломоносов, К.М. Поливанов, О.П. Михайлов. - М.: Энергоатомиздат, 1990. - 400 с.

Краткий отрывок из начала книги (машинное распознавание)

Е.В.Михайловский, КБ.Серебряков, Е.Я.Тур
V
строиств,
.: , бил ·
I I
J

Издательство " ... ..... ........i5 .... ...:.J
ctмawиностроение..

4}"181
.
?" "!".

\,.
,-.. о
"
,!t.

,.,
;., ..

:i для htg: п Itr
pt О"Ы

ББК 39.33
М69
УДК 629_113(075)
Рецензент предметная комиссия Ивановскоrо
aBToTpaHcnoprnoro техникума
МихвЙЛOВCЮtЙ Е. В. и др.
М69 Устройство автомобиля: Учебник для учащихся
автотранспортных техникумов/Е. В. МихаЙJlОВСКИЙ,
К. Б. Серебряков, Е. Я. Тур. 5e изд., перераб.
и дon. М.: Машиностроение, 1985. 352 С., ил.
в пер.: 1 р. 60 к.
Описаны устройство и работа механизмов. аrреrзтов и систем
автомобилей, сриrинальные механизмы и аrреrзты некоторых моделей
автомобилей. технолоrичеСlCие и конструктивные мерОПрИЯ1lfЯ, повышаю-
щие надежность автомобиля.
В данном издании (4e изд. 1981 (".) изложен материал,
отражающий вопросы ЭКОНОМИЧНОСТИ автомобиля, охраны окружающей
среды. влияние конструкции автомобиля На безопасность движенмх.
М 36030190 190-85
038(01)-85
ББК 39.33
6П_l
Издательство «Машииостроение», 1974
@ Издательство (@ Издательство «Машииостроеиие». 1985 ...., с измененияМи
Оrлавление

Введение.

Раздел I
Поршневые автомобиль

Ные двиrатели (К Б. Ce

Ребряков)

Rлава 1_ Устройство И основные
параметры двиrателя
rлава 2. Рабочие ЦИК:IЫ

Rлава 3_ Кривошипно
шатун

Ный механизм.

Rлава 4. Механизм rазораспре

Деления
rлава 5. Систе.!VIa охлаждения

Rлава 6. Смазочная clfCTeMa .

Rлава 7. Система питания Kap

Бюраторноrо двиrателя 99
rлава 8. Система питания двиrа

Теля от rазобаллонной
установки 130
rлава 9. Система питания дI1зеля 140

Rлава 10_ Системы зажиrаllИЯ и
электрическоrо пуСка 163

4 Раздел 2
Трансмиссия (Е. В. Ми

Хайловский, Е. я. Тур) 185

Rлава 11. Сцепление
rлава 12. Коробки передач.
rлава 13. Карданные передачи.
rлава 14. Мосты автомобилей.

187
199
218
224

15
17

Раздел 3

Ходовая часть, кузов и
кабина (Е. я. Тур) 245

55
67
82

Rлава 15. Рама и ТЯI"ово--сцеПНое
устройство. 245
rлава 16. Подвеска. 2
6
rлава 17. Колеса и шины 256
rлава 18. Кузов и кабина. 264

Раздел 4
Механизмы управления
(Е. я. Тур) 278

RЛRва 19. Рулевое управление. 278
rлава 20. Тормозные системы
автомобиля 293

Expert22 ДЛЯ httD: Ilrutracker.ora

Введение
Курс "Аlll"омоБИ_lИ» ЯII_lяется базовым
ДЛЯ изучения друrих предмеТОII Сllеци
влыюrо цикла, обеспеЧИll8ющсrо IIЫСО-
КОКII8ЛИфИЦИрОllанную IIOДI"OTOBKY TeX
НИКОIIмехаНИКОII по тсхничсскому об
СЛУЖИllанию и ремонту аllтомобилей.
Курс ик_тючает три раЗ"lела, состаllЛЯЮ
щие единое UC;Joe 11 фОрМИРОIl8НИИ TeX
ническИХ знаний учащихся: "УСТРОЙСТIIО
автомобиля», "OCHOlIbI теории и KOH
струкции автомобильных ДIIИl"аТС;lей» и
«Теория И конструкция аIlТОМобиля)}.
«Устройство аllтомобиля» IIСрllЫЙ и
основной раздел, с KOTOPOl"O учащиеся
автотранспортных теХНИКУМОII начина
ют изучение курса Данный учебник ОСJl(."Щает IIсе 1I0ПросЫ
проrраммы «УСТРОЙСТIIО аllтомобиля».
При изучении этоrо раздсла учащиеся
ДО;JЖНЫ ознакомиться с устройством и
работой OCHOIIHbIX модс_тсй аllТОМоби
;Iей и аllтоБУСОII. ЭIО llOЗIIОЛИТ им yc
1I0ИТЬ ма rериа;J "lOследуIOЩИХ ра"теЛОII,
а также сдать экзаМеНЫ lIа ПО;Jучение
праll 1I0дителя аllТОМобиля. Не зная
устройства аllтомобилей, труд"lO rpa
мотно орrаНИЗОllать ремонт и:JКСПЛуа
тацию подвижноrо cocтalla аllТОМобиль
Horo транспорта.
Автомобильный транс,lOРТ и.""еет
большое значение, так как оБСЛУЖИllает
все отрасли нaponHol"O ХОЗЯЙСТllа. Еже
rодно увеличиваются псреllОЗКИ пасса
ЖИрОIl аllтобусами и леrКОIIЫМИ all"ro
моби.;IЯМИ по IIIIУТрИl"ОроДСКИМ, ПрИl О-
родным и между"ородным маршрутам.
В нашей странс непрерывно оозрастает
дальность ш:реIlОЗОК rРУЗОII и пассаЖИРОII
вследс "IIИС ПОIIЫШСНИЯ эксплуатацион
ных качесrll аllтомоБИ;Jей, улучшения
аllтомоБилыIхx ДОрOl" и строитеЛЬСТII8
IIОВЫХ.
значителыIо 1I0зрастает IIыпскK rрузо-
IIЫХ 81,rо:wобилей и автопоеЗДОII ПОIIЫ
llIеllllOЙ "РУ"Ю"lOдъсмности. Унеличение
rрузополъеМllOСТИ lIаЖllейший резерll
ПОllыше,lИЯ "1ффеКТИIIНОСТИ ИСПОЛЬ30118
"IИЯ аllтомобилыo"оo транспорта, так как
УIIС;ШЧИllается cro произоо;:штельность
и снижается себестоимость переllОЗОК.
O)l"anbI разон.ия автомобlL"lЬИоИ прОМЫlWlСIt-
IIОС"И И СССР. ДО Великой Октябрьской
С()lПШlИСТИI.JССКОЙ революции в царской Poc
сии ие БЫJlО автомоби"1ЬНОЙ промышленности
и автомоби"jЬИorо транспорrd. Внебольшом
количестве автомобили ввозили Изза rраии
ЦЫ. ЕДИlIСТВСНИЫМ предприятием. BblIIYCKaB
ШИМ автомобили в России. был РусскоБал
тиtlскии ваrОllостроитезьный завод (r. Pllra).
На ЭТОМ:заволе автомобили. как правило.
собира....ш из ИМIIОрТНЫХ частеЙ. С 1908 но
1915 r. заВОJl вынустил ЛИШЬ 451 ;jel-KOBLIX
автомоБИ";lей и lIебоJlЬШое количество rрузо
вых и специальных автомобилей. Эвакуиро-
ванный в Москв)" ВО время первой мировой
войны Р)"сскоБал [ийский завод прекратил cy
шествование в 1915 r. ОтечествеинуlO aВТOMO
БилыI"юю промышлеllllОСТЬ в стране пришлось
сm;(Зв31:Ъ практически заново. Сложная за
дача ОР[Шlllзаuии массовorо производства
автомобилей в OCIIOBIIOM была решеиа к KOII
цу первой пятилетки. коrда был построен
rорьковский автомобильный завод и peKOH
СТРУllроваиы Московский и Ярославский aB
томоБИЛЫlые заводы.
В развитии оТечественной автомобильиой
ПРОМЫШJlениости мОЖIIО выдезить несколько
основных этапов.
Первый эт,т (1924 1930 п.) характери
зовалсн мелкосеРИЙIIЫМ IIРОИЗВОДСТВОМ aBTO
мобилей. Первые соВеl"СКИе автомобили
АМОФ15 "рузolloдъемностыо 1,5 т были
выпущеllЫ в 1924 [". в Москве на заводе
АМО в настоящее время Московский aBTO
мобильиый завод им. И. А. Лихачева (про
изводственное объединение ЗИЛ). В день
седьмой ("ОЛО8ЩИIIЫ Великой Октябрьской
СОЦ,И8листической революции по Красной
площади прошло десять первых отечествен.
иых автомоБИJ,ей АМО..ф 15.
В 1925 I начал выпуск rрузовых aBTOMO
билей Я3 Ярославский автомобильный за
вод.
Но второ." ,топе (1931 1946 п.) rлав
ное Вllимание улелялось создаиИlО матери
аЛЫlоЙ базы Д.JIЯ массовorо производства
автомоБИJlей В ")тО время заводы выпускали
неболыuое количество модслсй автомобилей.
необходимh1X для наро.:..шоrо хозяйств 11a
каП:ШВR;JИ производствениый опыт и rОl0ВИ
1И кадры высококвалифицированных раfю
чнх. КОНСТРУК10рОВ И 1 eXHO10[ 08. В указаll
иый псрнод был построен автомобильный
завод в 1 r орьком и полнос1ыlo peKOII
струироваl" автомоби.1ьныйзавод в r. Москве.
rорыювский автомоби.:JЬНЫЙ завод (rАЗ)
осту""""" в строй в январс 1932 r. и выпускал
rpYJOBbIC автомоби.зи rf\jAA и rАЗММ,
а также леrковые автомобили rAJ-.А н М-1.
а московский rрузовые автомобили ЗИС5
и леrковые ЗИС101. МодеРИИJированные
модели rpYJOBblX автомобилей rAJ-.ММ и
ЗИС5 стали в ronbl Великой Отечественной
войиы (1941 1945 rr.) ОС"lOвными.
На rOpbKOBCKOM аВl0мобильном заводе
в 1943 [". был освоен выпуск лсrковых HB
томобилей повышеиной проходимости
rАЗ67Б, а в 1946 r. "рузовых автомобилей
rAJ-.51 и JlCI"КОВЫХ М-20 "Победа».
Во втором:JТапе автомобильная промыш
ленность страиы значительно уве;Jичила про-
иЗводство автомобlL1ей.
Hll третьем этllпе (1947 1951i 22.) были
разработа.IЫ и выпущены аВl0мобили новых
КОНСТрукций: rpYJOBble большой rpYJO-
подъемиости.. тяrачн. автомобили-<:> пожарные, санитарные и др. С 1948 r.
rорьковский автомобильный завод начал
ПРОНJВОДСТВО rрузовых автомоБИ:Iей r АЗ63
повышенноЙ проходимости. Одновременно
шло."ехническое перевооруженне производ
ства, велись работы по обновлению выпус-
каемой продукции.
Московский автомобильный завод СПL1
ПРОИJВОДИТЬ rрузовые автомобилн ЗИС150
н Лel"ковые ЗИ c 11 О. В 1956 r. заводу бы.зо
присвоеl-IO ИМЯ И. А. Лнхачев и он наЧ3.:"1
выпускать аВl0мобили с маркой «ЗИЛ»).
На Московском заводе малолитражных aBTO
моБИ:Jей в настоящее время автозавод иМе
ни Ленинскоrо косомола (IlPOl-lзводственное
объединение «Москвнч») в 1947 r. был Ha
ча-. выпуск автомоБИ:Jеи «Москвич400»).
В связи с вступлением в строй новых
автомобильных и автобусных заводов: МИII
CKoro. Павловскоrо. КУ1"аИССКОI-О. Кременчуr
CKoro и Львовскоrо еше больше расши
рился типаж ""рузовых и леrковых автомо--
би.:Jей. а также автобусов.
В 1957 1959 rr. появились новые более
совершенной конструкции леrковые aBTOMO
били ((Москвич407», M21 «Волrа». rАЗ.13
"Чайк3», ЗИЛ111) и более высокой ПРОИЗВD--
дительнOC"I"И и экономичные rрузовые авто-
мобили (rАЗ51А, ЗИЛl64А, ("УралЗ55М»
и др.).
Четвертый этап (1959 1965 и.) xapaK
терен увеличением количества выпускаемых
автомобилей, повышением их каче,"Тва. а
также специализацией и кооперированием за
водов автомобильной промышленности.
Появляются новые модсли автомобилей:
ЗАЗ965А "Запорожец» Запорожскоrо авто-
моБИ.1ьноrо тавода (,KoMMYllap» (ЗАЗ),
«Москвич-408», У АЗ450 У.ЗЬЯlIовскоrо авто-
моби.:JЬИОЮ завода им. В. И Леllина (УАЗ),
rАЗ53 н r-АЗ66, ЗИЛ130. MAJ-.500 Мин
cкoro автомобильноrо завода (МАЗ),
(,УраJl375" УраЛhскоrо автомоБИJ,ьноrо за
вода н др.
Происходит специализация заводоо Ha
IIример. Ярославский автомобильный завод
"рсвращен в моторный завод (ЯМЗ) 110 BЫ
пуск)" дизелей. а производство rрузовых aB
томобилей большой rРУJОПОдъсмности пере-
дано новому Кременчyrскому заводу, ИJrо-
товление карьерных самосвалов I"РУЗОПОДЪ
емностЬЮ 25 1.. ВЫПУСК8ВШИХСЯ Минским
автозаводом, поручено Белорусскому ав-
томобильному заводу (БелАЗ) в r. Жо-
дино.
Пятый зтlitl (1966 1970 и.) характерен
реконструкцией н техническим перевооруже-
нием дейетвуюших заводов (rАЗ, ЗИЛ,
АЗЛК. МАЗ, Бе.1АЗ и др,) и строительст
вОм новых автомобильных заводов. Вступи-
ЛИ в строй Ижевский автомобильный завод
(1966 r.) по IIрОИJВОДСТВУ леrковых автомо-
билей «Москвич408») и Волжскнй aBTOMO
бильный завод (ВЮ) им. 50-летия СССР
в r. Тольятти (ПРОИЗ80дствеllllOе объедине-
ние Авто ВАЗ). За зто пятилетие rрузо
оборот автомобильиоrо транспорта возрос
примерно в 1,7 раза. Автомобиль rАЗ66
первый из советских rрузовых автомобилей
был удостоен в 1969 r. rосударственноro
Знака качества.
Шестoil эtlllitl (1971 19liO 22.), Особенно
ИНтенсивно автомобилестроение развивалось
в это десятилетие. Некоторые заводы под
верrлись реконструкции. и на более высокий
уровень ПОДIIJЫИСЬ l"еХнолоrия и орrаниза
ция "роизводства.
Большоrо успеха автомобильная промыш
ленность ДОСТИl"Jlа в девятой пятилетке. За
всю историю cBoero развития автомобиль--
ная промышлениость не знала таких l"eМnOB.
какне были ДОСТИlнуты в 1971 1975 п.
Не случайно девятую ПЯ11шеl"КУ назывзю-r
пятилеткой аВl0мобилизации.
r АЗ в 1975 r. снял с ПРОНJводства авто-
мобиль rАЗ-51А и стад выпускать автомо-
били rАЗ52,()4, rAJ-.53А и,"азобаллонные
rf\j-53-07 и rАЗ-24-07 «Воша».
В 1976 r. Камским заводом по ПРОИJ-
водст"ву большетРУJНЫХ автомобилей был вы-
пущен первый автомобиль КамАЗ5З20.
В 1976 r. в автомобильной промышлен
иости были созданы производственные объе
дииения ВАЗ, Авто ВАЗ. "АВТОДИJелы),
АвтоУАЗ, БелавтоМАЗ, rАЗ, ЗИЛ, "MOCK
виЧ» и др.
ВАЗ присту"ил к серийному ПРОИJ-
водству (1977 r.) леrковых автомобилей
ВАЗ-2121 (,Нива» повышениой проходимости
(колесная формула 4 х 4) с постоянным при
водом на все колеса.
В 1977 r. был начат ВhШУСК автомоби-
лей--самосвалов KaMA5511. В 191\0 ". ВАЗ
ПРИСlУПИ"I к выпуск}" НОВОЙ моде;1И..lerKO
Boro автомобиля ВАЗ2105 «Жи.-v."lи». Это
первый автомоБИ:IЬ с ременным llрИВОДОМ
распредеЛИl"ельноrо вала.
Одним из ["ланных И"l"оr08 рабо"1Ы аБl0
мобильной промышленности в;IССЯТОО ПЯlи
1eTKe ЯВ.ЗЯСТСЯ создание ПРОМh1l11ЛСIlНОИ oc
I-ЮНЫ Д:JЯ дизе.."1ИЗal[ИИ ["рузовh1X автомобилеи.
В результате в общем 8ЫПУСКС ЗВТО!\"10БИ:IСИ
увеличилась доля ав... омобилей с дизелями.
Седьмой эmlт (с J981 ?,. Эl0Т нап XaptlK
l"ерИJуется дзльнеНШИМ развитием aBToMO
бнльной IlрОМЫIU"1СННОСП1. ВАЗ llрист}"пи.:[
к выпуску модеРllизироваIl1l0."О аВТОМООИ":IЯ
повышениой КОМфОРl"абе_ьностн ВАЗ21

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.