Кыргызстан таможенный союзга качан кирет. Анализ последствий вступления кыргызстана в таможенный союз россии, казахстана и беларуси

Вступление Кыргызстана в Таможенный союз - вопрос времени
В ходе состоявшегося на днях в Бишкеке кыргызско–российского экономического форума не единожды поднималась тема вступления Кыргызстана в Таможенный союз. А что думает по этому поводу ответственный секретарь комиссии ТС, академик РАН, директор Института новой экономики Государственного университета управления, заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Сергей Глазьев, также ставший участником форума?

Этот вопрос не первый месяц дебатируется в нашей республике, но окончательная точка все еще не поставлена.
- Мы считаем, что присоединение Кыргызстана и Таджикистана к Таможенному союзу - вопрос времени. У нас нет какой–то особой процедуры для государств, желающих это сделать. Одно лишь условие - оно должно быть членом ЕврАзЭС. Обе эти республики таковыми являются. И в случае окончательного решения, скажем, Кыргызстана создается рабочая группа, которая анализирует условия присоединения и готовит соответствующий мандат. А вступление в Таможенный союз осуществляется путем присоединения страны к его договорно–правовой базе. Ее основу составляют порядка 70 соглашений. Все они известны правительству Кыргызстана, всю информацию о ней и о дальнейших перспективах укрепления данной базы мы Кыргызстану предоставляем.

Сегодня много говорится и о плюсах, и о минусах для Кыргызстана в случае осуществления такого шага. По–вашему, для республики это выгодно?
- И с юридической, и с экономической точек зрения польза экономике Кыргызстана от участия в Таможенном союзе очевидна. Это не только отсутствие таможенных барьеров и взаимная торговля без каких–либо преград. Это и взаимное признание норм санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, общей системы технического регулирования. То есть преодоление не только таможенных, но и всех других барьеров, которые обычно возникают на границах. Мы сегодня добились унификации упомянутых норм, стороны признают разрешительные документы, выдаваемые уполномоченными органами друг друга. Это очень важно для продовольственного рынка, рынков товаров народного потребления, прежде всего для таких отраслей промышленности, как пищевая, легкая, агропромышленный комплекс. По нашим оценкам, экспортный потенциал Кыргызстана в результате присоединения к Таможенному союзу может вырасти примерно на 25 процентов.

А как быть с реэкспортом продукции, произведенной в Китае?
- Огромный поток китайских товаров, который проходит через Кыргызстан на таможенную территорию союза, - уникальный фактор, который нельзя не учитывать. И в настоящий момент только 10 процентов этих товаров попадают у нас под официальные процедуры таможенного администрирования.
Сопоставляя китайскую, кыргызскую, российскую статистику, специальные исследования, можно сделать выводы: официально доля Китая в импорте Кыргызстана составляет около 20 процентов, а реально, по расчетам, - до 70. И наоборот - доля Таможенного союза в экспорте Кыргызстана официально тоже исчисляется почти 20 процентами, а с учетом этого транзитного потока реэкспорта повышается до 80 процентов. То есть имеет место объем товаропотока, который принципиальным образом влияет на структуру торговли. Почему это очень важно принять сейчас во внимание? У нас доля государств в импортном тарифе рассчитывается по объему товарооборота. Доля России сейчас составляет 87 с лишним процентов, Казахстана - около 7 процентов, Беларуси - около 6,5 процента. Каков будет процент Кыргызстана в случае его присоединения к Таможенному союзу - это вопрос счета.
И если Кыргызстан, находясь в Таможенном союзе, декларирует поток китайского импорта, официально проходящий через таможенные органы, то за счет повышения импортного тарифа доход от таможенных платежей в бюджете республики повышается на 10 процентов. А если мы посчитаем совокупный импорт с учетом китайского, то тогда объем пошлин по отношению к доходам кыргызского бюджета может возрасти до 40 и даже до 50 процентов. Для госказны Кыргызстана это очень серьезная цифра.

То есть участие республики в Таможенном союзе позволит существенно поднять значение импортных пошлин в формировании ее бюджета?
- И значение этого фактора напрямую зависит от того, какой объем импорта мы будем принимать в расчет.
Есть и еще один существенный момент. Он также связан с китайским реэкспортом через территорию Кыргызстана, с тем, что создание Таможенного союза довольно сильно меняет географию товарных потоков. Думаю, что участники внешней торговли уже начинают ощущать эти изменения. Если Кыргызстан остается вне рамок союза, то Казахстан, действуя в соответствии с планом формирования единой таможенной территории, может предпринимать максимальные усилия для укрепления таможенной границы. Поэтому сохранение того значения, которое Кыргызстан имеет как база для реэкспорта и переработки китайских товаров, напрямую зависит, будет ли он в союзе или нет.
В первом случае республика сможет в полной мере использовать потенциал пошлин. И партнеры будут лишь содействовать тому, поскольку, как я уже говорил, все импортные пошлины поступают в общий котел и совершенно безразлично, где собираются - в Беларуси ли, в Казахстане, в Кыргызстане. Они делятся по стандартным коэффициентам, поэтому все стороны заинтересованы в такой схеме, во взаимодействии таможенных служб. Наоборот, если Кыргызстан оказывается вне союза, то его участники, соответственно, будут заинтересованы в том, чтобы этот реэкспорт был полностью легализован, в том смысле, что товары третьих стран, проходящие через единую таможенную границу, должны подвергаться обложению таможенной пошлиной. И, исходя из правил прохождения товаров, она будет повышаться.

Одной из главных препон на пути присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу принято считать его членство в ВТО. Это действительно так?
- В настоящий момент в ТС единый таможенный тариф более чем в 2 раза выше, чем в среднем в Кыргызстане. Поэтому вступление республики в союз, естественно, повлечет и соответствующее увеличение таможенной пошлины в среднем в два с небольшим раза. Правда, по отдельным товарам может быть и больше, потому что у нас тарифы дифференцированы примерно по10 группам товаров. Зато внутри союза никакого тарифа нет.
Очевидно, что в случае присоединения республики к Таможенному союзу доступ на кыргызский рынок третьих стран ухудшится, реальна постановка с их стороны вопроса о компенсациях. По нашим оценкам, речь здесь может идти о 1–1,5 миллиарда долларов. Но с учетом всех тех преимуществ, которые получит республика от пребывания в ТС, это немного. Если брать встречные уступки всего союза, то это примерно 0,1 процента единого таможенного тарифа. Но это уже будет проблема не столько Кыргызстана, сколько России, Беларуси и Казахстана, которые сейчас находятся в процессе переговоров с ВТО. По остальным вопросам правовая база ТС выстроена в соответствии с нормами ВТО, так что здесь в плане системных соглашений сложностей не возникает.
Правда, Кыргызстан взял на себя обязательства по ряду необязательных, с точки зрения ТС, соглашений в рамках ВТО, по которым у России есть четкое понимание их нецелесообразности. Но и эта проблема решаема. И принципиальных трудностей в целом нет, поскольку ВТО официально признает и приветствует создание Таможенного союза.

А как обстоят сейчас дела в этом союзе?
- Формирование его практически завершено, в рамках этого объединения последовательно решаются все вопросы экономической интеграции, снимаются барьеры. Скажем, отмена процедуры таможенного оформления на российско–казахской границе сняла проблему очередей. А ведь, по нашим оценкам, до создания союза 70 процентов времени при переводе тратилось именно на пересечение границ. В ближайшее время будет отменен и транспортный контроль. То есть фактически сформируется оптимальный режим для взаимной торговли.
Возвращаясь к теме Кыргызстана. На бишкекском экономическом форуме много говорилось о поставках кыргызского продовольствия на рынки. А ведь продовольственный рынок зависит не столько от импортных пошлин, сколько от тех же санитарных, ветеринарных, фитосанитарных барьеров, которые в рамках Таможенного союза полностью упраздняются.

На упоминавшемся форуме премьер–министр Кыргызстана заявил о намерении республики присоединиться не только к Таможенному союзу, но и к Единому экономическому пространству (ЕЭП). Известно, что в декабре прошлого года на встрече в Москве главы Беларуси, Казахстана и России приняли принципиальные решения по его формированию, которое, как заявлено, должно завершиться в рамках ТС к 1 января 2012 года. В итоговой декларации также говорится, что ТС и ЕЭП открыты для других стран, что, “развивая ЕЭП, мы движемся к созданию Евразийского экономического союза”. Что уже сделано для создания этого пространства?
- Основы его закладывают 17 соглашений, подписанных в конце прошлого года в Москве. Они предусматривают создание наряду с общим рынком товаров общих рынков услуг, капиталов и трудовых ресурсов, общего энергетического рынка, формирование единого транспортного пространства.
В числе этих документов соглашения о единых принципах и правилах конкуренции, о единых правилах промышленных субсидий, государственной поддержки сельского хозяйства, о государственных (муниципальных) закупках, о торговле услугами и инвестициях, согласованных принципах валютной политики, организации антимонопольной политики, что также предусматривает равные условия конкуренции, и так далее. Одно из соглашений, имеющее, как и другие, немаловажное значение и для Кыргызстана, - о социальных правах трудовых мигрантов, свободе трудовой миграции, что предоставляет возможность свободно перемещаться в рамках ЕЭП и пользоваться всеми социальными гарантиями в стране пребывания.
К слову, несмотря на то, что баланс общих экономических выгод очевиден, не все участники хозяйственной деятельности однозначно поддержали данный процесс. Например, металлургический комплекс в России, обеспеченный сильными защитными механизмами, был не в восторге от создания ЕЭП. Эти защитные меры теперь придется снимать, определенные потери понесут в результате перехода к одинаковым условиям ценообразования на газ и газовые монополии Российской Федерации. То есть имеют место определенные конфликты интересов при формировании ЕЭП. Но такова объективная реальность, ведь совокупные выгоды для наших государств намного превышают подобные издержки.
ЕЭП очень важно и для государств, имеющих большой транзитный потенциал, к числу которых относится и Кыргызстан. По нашим расчетам и оценкам, экономический эффект от участия республики в едином экономическом пространстве будет даже большим, чем от пребывания в Таможенном союзе.

Закономерен вопрос о перспективах такого участия.
- Работа у нас идет очень быстро. Уверен, что пакет по ЕЭС в полную меру заработает с 1 января следующего года. И хотелось бы видеть Кыргызстан среди полноправных участников этого процесса.

А как развиваются процессы в рамках всего ЕврАзЭС?
- Остановлюсь на работе двух его интеграционных структур, полномасштабное участие в деятельности которых принимает и Кыргызстан. Это Антикризисный фонд ЕврАзЭС и Центр высоких технологий. Мы рассчитываем, что обе они дадут серьезный стабилизирующий эффект в условиях кризиса. Центр высоких технологий призван способствовать переходу на инновационный путь развития стран сообщества, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях научно– технического прогресса, ориентированных на развитие нано– и биотехнологий, информационно–коммуникативных и других технологий. Нами проанализировано уже более 200 очень перспективных инвестиционных проектов, обеспечивающих интеграционный эффект. И предприятия, организации Кыргызстана могут рассчитывать на их совместную реализацию, пользоваться этими базами данных, ресурсами.
В свою очередь Антикризисный фонд пока действует как стабилизирующий фактор, предоставляя кредиты для финансовой стабилизации. Но мы рассчитываем, что в дальнейшем он также станет кредитовать и совместные инвестиционные проекты. Для Кыргызстана здесь тоже открываются широкие возможности. Уже сегодня ряд межгосударственных программ, в том числе по урановым хвостохранилищам в республике, планируется к реализации.

Больше плюсов, чем минусов

Несмотря на то что с прошлого года часто обсуждается вступление Кыргызстана в Таможенный союз, присоединение к Евразийскому экономическому союзу, но среди народа понятие о пользе и вреде этого вроде поверхностное. Умный человек даст замученному человеку не рыбу, а удочку, по аналогии с этим, несомненно, новый экономический союз даст нашему государству новую возможность.

Протокол о присоединении к ЕАЭС подписан 8 мая в Москве. Значит, нет путей отступления назад. Теперь попробуем поискать ответы на вопросы: как заживет Кыргызстан в экономическом союзе, какую пользу получит, с каким трудностями может столкнуться? Некоторые считающие себя чересчур либеральными эксперты пишут так, будто в ЕАЭС Кыргызстан ждет только плохая судьба. Их главный аргумент - отсутствие будущего у экономики России, нашего основного партнера в Таможенном союзе. Обесценилась стоимость рубля после западных санкций, страна ушла в глубокий кризис. Значит, находиться с ней в одной лодке для Кыргызстана якобы опасно. Если так скажем, то не секрет, Кыргызстан и до указанного союза находился с Россией в тесных экономических взаимоотношениях. Ясно как день, даже без вхождения в ЕАЭС мы не смогли бы сбежать и избавиться от кризиса в России. По словам властей России, кризис открыл широкую дорогу для своих производителей. Говоря: «Пути выхода из этого только экономические», - наверняка их облысевшие от дум ученые ведут подсчеты. Как отметил президент России , почему бы не выйти из кризиса вместе?

Еще одно обстоятельство, на которое обращают внимание прозападные аналитики - изменение тарифов на поступающие в Кыргызстан из Китая товары. Если раньше с 1 кг товара бралась таможенная пошлина в 35 центов, то теперь должны собирать пошлину не меньше 4 евро. Значит, у Кыргызстана сократятся бывшие до этого преимущества, может иссякнуть выгода, получаемая от реэкспорта. Из-за этого, и в этой связи подорожают товары.

И в этом отношении никто нам не обещает, что будут молочные реки, кисельные берега. Другие страны Таможенного союза тоже подсчитывают выгоду и ущерб. Если Кыргызстан сильно пострадает по части китайских товаров, то есть возможности для урегулирования этой стороны. Ведь ЕАЭС и ТС не такие организации, чтоб бросить «пусть с тобой будет, что будет!» Говоря по-кыргызски «я до этого зарабатывал столько-то прибыли, теперь я не хочу лишаться тех заработков, дайте возможности восполнить потери не так, так этак», - такие торги идут непрерывно. По правде говоря, от новых экономических партнеров нам полным-полно выгоды, чем ущерба. Самое понятное для народа, возьмем ГСМ, оказывающие самое серьезное влияние на нашу экономику. О чем говорит, что по ним зависим именно от этой России?

Мы обязаны отметить, что без учета Китая, подешевеют товары, поступающие в Кыргызстан из России, Казахстана, Белоруссии. Те же материалы из древесины, пшеница, мука, растительные масла, консервы, изделия из металла, в особенности, строительные материалы и еще ряд товаров.

Еще одна претензия противников вступления Кыргызстана в Таможенный союз, они говорят, что при проведении своей внешней политики Кыргызстан не сможет пойти на оперативные действия, станет слабым. Во-первых, ТС это не та организация, которая распоряжается внутренней и внешней политикой каждого государства. Видно же, что ставшие до этого членами объединения Казахстан и Белоруссия, не заискивая в глаза России, успешно реализуют двух- и многостороннее сотрудничество. Во-вторых, разве неправда, что мы являемся единомышленниками вместе со странами ТС по ряду международных вопросов? А ведь необходимо помнить, что вместе с тем мы тесно работаем под эгидой СНГ, Организации Договора Коллективной Безопасности, Шанхайской Организации Сотрудничества.

Один из вопросов, который начнет отчетливо ощущаться нами с первого дня вступления в ЕАЭС - вопрос наших мигрантов. Первым делом устранятся барьеры в таможнях. Для трудоустройства не надо будет, как сейчас получать разрешения сотням тысяч мигрантов, находящихся в России, Казахстане. Они получат полные права на устройство своих детей в детские сады, школы, получение медицинской помощи.

Поскольку мы будем в едином энергетическом рынке, то нефтепродукты, газ предоставят по льготным ценам. Будет единый рынок оказания услуг. Лицензии признают все страны-члены ТС, не потребуют дополнительного разрешения. Открыты двери всех стран для ведения частного предпринимательства.

Расширятся инвестиционные возможности страны. Начнет работать общий финансовый рынок. Значит, конкуренция на финансовом рынке даст возможность для удешевления ипотеки, кредита. Свободный оборот капитала и товаров, свободное применение рабочей силы в определенной мере откроют новые возможности, станут предпосылкой углубления экономической интеграции. Известно, что до сих пор одним из основных вопросов была продажа и поставки сельскохозяйственных товаров, произведенных в Кыргызстане. Крестьяне кое-как все лето напролет выращивают картошку, яблоки-абрикосы, фасоль и другие продукты растениеводства, но не могут вывезти их, мучаются, народ помнит об этом. Надеемся, теперь такие неприятные обстоятельства не повторятся. Откроется рынок, где можно продать не дешево, а по высокой цене продукцию любого объема, произведенной крестьянами Кыргызстана. Велика вера в высокий спрос экологически чистой продукции Кыргызстана. С другой стороны, жизнь сама требует развития укрупненных кооперативов, производящих сельскохозяйственную продукцию. Для обеспечения спроса крупных предприятий России, Казахстана, где работают десятки тысяч человек, наши рассыпавшиеся крестьянские хозяйства сами по себе объединятся, создадутся большие сельскохозяйственные предприятия. В итоге ожидается возникновение в Кыргызстане приятной ситуации для развития сельского хозяйства.

Продвинутые взаимоотношения с государствами-членами ТС, особенно с Россией, дают толчок к реализации крупного строительства в энергетической отрасли. Открытый пример тому - благодаря инвестиционной поддержке Российской Федерации началось строительство Верхненарынского каскада ГЭС. Ну а строительство газопровода, проходящего через территорию Кыргызстана, обеспечит не только потребности народа в природном газе, но станет причиной осуществления других крупных инвестиционных проектов, требующих много энергии. Это может породить благоприятные условия для взаимоотношений, с одной стороны, между Индией, Китаем, Кореей, а с другой стороны между Россией, Европой. Реализация крупного энергетического проекта принесла бы только выгоду нашему Кыргызстану.

Выход на огромный рынок под эгидой ЕАЭС конечно улучшит положение в горнодобывающем производстве Кыргызстана. При упоминании о горной добыче кыргызстанцы могут несколько опасаться, вспомнив «Кумтор». Но в течение долгих лет мы жили одной семьей в одном государстве, вместе пережили хорошее и плохое, хорошо узнали друг друга, мы государства со схожим менталитетом. Поэтому составление соглашения с ними и их предприятиями, согласования создадут возможности для принятия взаимовыгодных условий. Не исключено, горнодобывающая отрасль, способная развиваться с чрезвычайной быстротой, может стать отраслью, вносящей важный вклад в экономическое развитие.

Уже сегодня превратившееся в бренд Кыргызстана швейное производство может стать в ЕАЭС нашим главным производителем экспорта. Закладываются основы для укрупнения работающих в полутени швейных цехов, превращению их в большие-большие фабрики, энергичному вхождению их в новый открывающийся рынок. Известно о росте спроса на пошитую в Кыргызстане одежду. С ростом спроса, бесспорно, начнет оживать, расти, развиваться передовая технология, новый стиль, новая мода.

Конечно, все это требует неустанного большого труда, направления производства по правильному пути, поддержки отраслей, дающих большую отдачу, в первую очередь государственной поддержки, проведения эффективных взаимосвязей на евразийском пространстве, правильного выбора дороги интеграционной направленности.

Говоря по правде, нельзя твердо верить, что ТС, ЕАЭС решат проблемы. Они всего лишь создадут новые возможности для стран, входящих в этот союз. Широко воспользовавшееся этими возможностями, выбравшее свой путь государство разовьется, будет расти. Следовательно, для Кыргызстана, идущего на рынок с 170-миллионным населением, открываются новые возможности, расширяется экономическое пространство и обстоятельства, способные стать предпосылкой развития. Значит, ЕАЭС это не пропасть, которой пугают некоторые, а наоборот, большое будущее.

После анализа возможных выгод вступления Кыргызстана в ТС выясняется отсутствие их обоснованности. Это важное решение, которое серьезно повлияет на жизнь каждого Кыргызстанца

В 2011 году одним из самых серьезных решений правительства было решение о вступлении в Таможенный Союз (ТС). 19 октября 2011 года страны ТС одобрили просьбу Кыргызстана о присоединении к ТС. Создана специальная рабочая группа для рассмотрения технических вопросов вступления.

Стоит отметить, что это важное решение, которое серьезно повлияет на жизнь каждого гражданина КР, было принято правительством без каких-либо широких общественных и парламентских обсуждений.

Решение о вступлении в ТС правительство объясняет возможными перспективами увеличения объемов производства промышленности и сельского хозяйства, расширения рынков сбыта, создания новых рабочих мест и притока инвестиций. В данной статье будет показано, что все кажущиеся радужные перспективы после вступления в ТС сомнительны и необоснованны.

Таможенный Союз является протекционистской организацией. 92% Единого таможенного тарифа ТС – тариф России, который направлен на защиту российского производства от импорта и стимулирование перехода потребителей других стран ТС на российскую продукцию. Очевидно, что использование протекционистских мер характеризует российскую продукцию, как менее конкурентоспособную по отношению к зарубежным аналогам.

Протекционизм в любых формах наносит ущерб благосостоянию населения, так как ограничивает свободную торговлю и приводит к удорожанию товаров и услуг. Вступление в ТС значительно повлияет на экономику и уровень жизни населения.

Кыргызстан ожидает ряд негативных последствий при вступлении в ТС:

  1. В КР средняя ставка таможенного тарифа составляет 5,1%, в ТС – 10,6%. Таким образом, средний таможенный тариф КР более чем в два раза меньше Единого таможенного тарифа ТС. Повышениетаможенных пошлин приведет к повышению цен на все импортные товары. По результатам исследований Фонда «Проект Будущего», цены на импортные товары вырастут от 10% до 100%. Растаможка автомобилей повысится от 2 до 4 раз в зависимости от года и объема двигателя. Повышение цен на товары может привести к раскручиванию инфляционной спирали вплоть до гиперинфляции. Результатом станет заметное снижение уровня жизни населения и рост бедности. Более того, завозимые крупными партиями продукты питания, в том числе овощи и фрукты из Узбекистана, Турции, Китая и других стран заметно вырастут в цене, подорвав продовольственную безопасность страны.
  2. Импортное сырье будет завозиться в меньших объемах, так как цены на него повысятся, что приведет к снижению конкурентоспособности кыргызстанской продукции, в частности швейной отрасли.
  3. В настоящее время большая часть китайской продукции завозится по упрощенной схеме растаможки. Растаможка товара в данное время стоит 28 центов за 1 кг, после присоединения к ТС увеличится в среднем до 4 евро. Это приведет к коллапсу реэкспорта китайских товаров, за счет которого живут около 500 тыс. чел. или около 20% трудоспособного населения. На крупных рынках Дордой и Карасуу более 85% реализуемой продукции китайского происхождения. По данным Всемирного Банка, общий товарооборот на двух крупных рынках «Дордой» и «Карасуу» в 2008г составил 3,5 млрд. долл. или 68% ВВП. В случае невступления в ТС, реэкспорт будет продолжаться в Узбекистан и Таджикистан в основном через Карасуу. В южных регионах торговля является надежным источником получения доходов. При вхождении в ТС все эти люди станут безработными, что приведет к росту социальной напряженности.
  4. В ТС распределение полученных доходов от взимания таможенных пошлин согласовано в следующей пропорции: Казахстан 7,0%, Беларусь 5,3%, Россия 87,7%. Размер пропорции Кыргызстана в общих доходах от взимания таможенных пошлин остается под вопросом. Безусловно, пропорция Кыргызстана будет меньше пропорции Беларуси.
  5. Бюджеты стран Таможенного союза, в основном, формируются за счет налоговых и таможенных поступлений от экспорта. В КР значительная часть бюджета формируется за счет импорта. Другими словами, экономики стран ТС экспортоориентированные, экономика Кыргызстана, напротив, импортоориентированная.
  6. В таможенном союзе создаются наднациональные органы, первый из которых — Комиссия таможенного союза. Решения в Комиссии принимаются большинством голосов и распределены следующим образом: Россия — 57%; Казахстан, Беларусь – по 21,5%. Таким образом, Кыргызстан теряет свою независимость в определении внешнеэкономической политики.
  7. Хотя в абсолютном выражении взаимный товарооборот между странами ТС (прежде всего с Россией) увеличивается, но по сравнению с КНР, напротив, устойчиво сокращался. В последние годы экономическая взаимозависимость постсоветских государств падала.Следует отметить, что согласно статистике Китая размер экспорта китайской продукции в нашу страну составляет около 10 млрд. долл. Эти данные указывают, что основным торговым партнером Кыргызстана является Китай. Разница статистических данных между китайской и кыргызской сторонами объясняется тем, что у нас китайский импорт измеряется и проходит таможенную очистку по весу, что обеспечивает небольшую стоимость растаможки и конкурентоспособность дальнейшего реэкспорта.
  8. Ставка налога на добавленную стоимость, согласованная в ТС составляет 17%, в Кыргызстане – 12%. Таким образом, повышение цен на импортные товары произойдет не только по причине увеличения таможенных ставок, но и вследствие повышения уровня НДС с 12% до 17%. Помимо указанного, необходимо отметить, что дополнительным фактором роста цен станет отмена действия упрощенного таможенного оформления (0,28$/кг.). Это означает, расходы по таможенной очистке всех товаров ныне завозимых в КР по указанной ставке, возрастут в разы, с учетом оплаты таможенных пошлин и НДС. При этом цены на российские и казахские товары не упадут. Это приведет к росту инфляции, обесцениванию денег, сокращению диапазона доступных товаров. Потребители будут вынуждены покупать продукцию стран ТС, которая уступает по качеству в сравнении с зарубежной.
  9. Серьезной проблемой для участия Кыргызстана в ТС является членство республики во Всемирной торговой организации (ВТО). В частности, в рамках этой организации Кыргызстан принял на себя обязательство не повышать действующие ставки таможенных пошлин по отношению к третьим странам, что совершенно неприемлемо для других членов Таможенного союза. В случае одностороннего повышения таможенных пошлин до уровня ТС, возникнет вопрос компенсации потерь странам ВТО, размер которых может составить сотни миллионов долларов.

Возможные выгоды от вступления в ТС:

  1. Расширение рынков сбыта отечественной продукции будет стимулировать рост отечественного производства. Это возможная выгода имеет сомнительную перспективу, так как между государствами ТС и КР в рамках договоренностей ЕврАзЭС уже существует зона свободной торговли, предусматривающая взаимную нулевую ставку на товары. Следовательно, заметных изменений в производственной сфере не будет. Также следует учитывать, что большая часть отечественной продукции неконкурентоспособна.
  2. Беспошлинный импорт ГСМ из России. Угроза введения экспортных пошлин на ГСМ со стороны России в случае невступления в ТС преувеличена. Тем не менее, при появлении такой угрозы руководство КР может дипломатическими методами напоминать российской стороне, что в рамках договоренностей ЕврАзЭС и СНГ предусматривается свободная беспошлинная торговля товарами. Также следует подчеркивать, что Кыргызстан является дружественной страной и стратегическим партнером России. К тому же, введение пошлин вызовет негативную по отношению к правительству России реакцию населения КР, учитывая его низкую покупательскую способность. Рост цен на ГСМ может привести к диверсификации поставок ГСМ, что также невыгодно российской стороне. В качестве дополнительной меры для снижения стоимости ГСМ правительство КР может освободить поставщиков нефтепродуктов от уплаты акцизного и других налогов, которые приводят к удорожанию одного литра бензина в среднем на 4 сома.
  3. Повысится инвестиционная привлекательность Кыргызстана для размещения производств на ее территории, что приведет к росту прямых иностранных инвестиций. Нет серьезных оснований полагать, что при вступлении в ТС произойдет рост прямых иностранных инвестиций из стран ТС. Увеличение притока прямых иностранных инвестиций, в том числе из стран ТС, можно ожидать при создании благоприятных условий для инвесторов и гарантии прав частной собственности, что не связано с вступлением в ТС.
  4. Более благоприятные условия для перемещения и проживания трудовых мигрантов на территории ТС. Положение трудовых мигрантов следует, в первую очередь, улучшать мерами последовательной правительственной политики по защите их законных прав за рубежом.
  1. Вступление в ТС приведет к существенному росту инфляции, потере двух крупнейших торговых рынков, снижению конкурентоспособности швейной и других отраслей, потере независимости во внешнеэкономической политике и др.
  2. 16 декабря 2011 года Россия официально принята в ВТО. Казахстан и Белоруссия стремятся вступить в ВТО и вероятно будут приняты в следующем году. Таким образом, решение о вступлении в ТС становится еще более сомнительным и необоснованным. При последовательной политике правительства в связи с вступлением России в ВТО, Кыргызстан может восстановить и даже увеличить объемы своего экспорта и реэкспорта.
  3. Кыргызская сторона не использует все имеющиеся возможности и преимущества членства в ВТО и ЕврАзЭС.
  4. Для сохранения конкурентоспособности реэкспорта следует рассмотреть возможность снижения до нуля таможенных пошлин и устранения нетарифных, административных барьеров. Эти меры, в том числе, приведут к росту объемов торговли и снижению цен на импортные товары для населения КР. Потери бюджета при введении нулевых таможенных пошлин будут компенсироваться увеличивающимися налоговыми поступлениями вследствие роста объемов торговли. Немаловажным результатом вышеуказанных мер станет практически полная ликвидация коррупции в таможенных органах, так как при нулевых пошлинах и отсутствии административных барьеров отпадает необходимость дачи взяток.
  5. Вступление в ТС будет означать, что Кыргызстан в перспективе не сможет стать крупным региональным центром торговли на подобии ОАЭ, Сингапура или Гонконга. Вступление в ТС ограничит экономическое и инновационное развитие Кыргызстана.

После анализа возможных выгод вступления Кыргызстана в ТС выясняется отсутствие их обоснованности.

CAFMI, Бишкек, Кыргызстан