Маз спорт авто в контакте. Руководитель "маз-спортавто": из неудач важно делать правильные выводы

Что такое, в сущности, чума?

Тоже жизнь, и все тут.

Альбер Камю

«Черная смерть», чума, грозное моровое поветрие – только произнесите эти слова, даже вполголоса, шепотом, и сразу почувствуете, как что-то сжимается внутри, мурашки скользят по коже и хочется «бежать, как от чумы». Ни одна из войн не уносила столько человеческих жизней, сколько это сделали эпидемии «черной смерти». Чума – слово, давно ставшее нарицательным: «коричневая чума» (о фашизме) или «чума XX века» – о СПИДе и т. д.

Середина прошлого тысячелетия среди прочих грозных событий мировой истории была ознаменована страшной пандемией «черной смерти» 1348–1350 годов. На Западе и на Востоке в бездонную пасть ее оказались втянутыми целые народы: люди, незнакомые и непохожие друг на друга, были во все стороны света извергнуты взрывом этой всемирной беды. Люди бежали от смерти и строили новые города, создавали общины, начинали жить заново.

Чума – самая распространенная в Средние века и наиболее опасная из заразных болезней. «Черная смерть» имела значительные демографические, социальные, экономические, религиозные и культурные последствия. Пожалуй, именно этой страшной болезни, буквально опустошившей Европу в Средние века, люди до сих пор опасаются на уровне подсознания – историческая память дает о себе знать. Вот грипп и по сей день уносит тысячи жизней, а ведь не боятся же его так! А чумы у нас давно нет, но о ней зачастую слышишь всякие небылицы. А теперь представьте себе XIV–XV века и тот ужас, который появлялся на лицах людей лишь только при одном слове «чума». В истории человечества опустошительные визиты «черной смерти» оставили в памяти людей представление об этой болезни как о страшном бедствии, превосходящем по нанесенному ущербу губительные для цивилизаций прошлого последствия малярии или эпидемий сыпного тифа, «косившего» целые армии. Один из самых удивительных фактов в истории эпидемий чумы – это возобновление их на огромных территориях после длительных промежутков (столетий) относительного благополучия. Три самых страшных пандемии чумы разделены периодами в 800 и 500 лет. Это – чума VI века (чума Юстиниана в 540–558 годах), «черная смерть» XIV века (собственно позднее Средневековье) и чума XIX века.

Пандемия – это не просто большая эпидемия. Это явление качественно иного порядка. На уровне субъективного восприятия каждая новая пандемия выглядит так, как будто она учитывает неудачи предыдущей и хотя бы на шаг опережает возможности науки данного исторического периода. Опустошившие Европу и Азию в

Средние века чума и оспа не могли быть остановлены средствами, которыми располагала медицина того времени. Вот с каким отчаянием писал о чуме 1346–1351 годов Джованни Боккаччо, который был ее очевидцем: «Ничего не могли с ней поделать догадливость и предусмотрительность человеческая, очистившая город от скопившихся нечистот руками людей, для этой цели употребленных, воспрещавшая въезд больным, распространившая советы медиков, как уберечься от заразы; ничего не могли с ней поделать и частые усердные моления богобоязненных жителей, принимавших участие как в процессиях, так равно и в других видах молебствований». Итак, люди при возникновении таких пандемий делали все возможное, но смерть преследовала их повсюду.

Чума – болезнь, известная из древнейших времен. Первое в истории достоверное упоминание о чуме (не мифологическое описание и не аллегории сакральных текстов) принадлежит перу, точнее стилосу Руфа Эфесского (I в. н. э.). Он описал крупную эпидемию инфекционного заболевания, распространившегося во многих городах цивилизованного мира. Болезнь сопровождалась развитием бубонов и высокой смертностью, особенно сильно мор прошелся по территории нынешних Египта, Ливии и Сирии.

Разрозненные упоминания о похожих на чуму напастях приходятся на середину V века до нашей эры. Например, чума Фукидида. Она появилась в 430 году до н. э. в Афинах. В Грецию, как тогда считали, болезнь была занесена кораблем, пришедшим из Малой Азии. В течение последующих 5 лет возникли три крупные вспышки чумы. Их максимум приходился на позднюю осень (холодное время года имеет особое значение). Люди, пережившие болезнь, повторно не заболевали. Болел и домашний скот. Смертность достигала 80 %. Многие выздоровевшие теряли память, не помнили себя и не узнавали окружающих. У некоторых заболевших начиналась гангрена, омертвевали концы рук или ног, другие теряли зрение, слух. Советский эпидемиолог Г. Ф. Вогралик считал, что эту болезнь по клиническим проявлениям нельзя отнести ни к одной известной сегодня.

Более известной является так называемая Юстинианова чума. Первая огромная пандемия, вошедшая в летописи, имела место в период царствования Юстиниана, в 540–558 годах. Возникла она в Восточной Римской империи и охватила весь Ближний Восток. От этой эпидемии погибло более 20 млн человек.

Вторая крупнейшая пандемия, получившая название «черная смерть», прокатилась по всему миру в XIV веке. Она унесла, по разным оценкам, от трети до двух третей населения Европы и привела к изменениям в духовной, социальной и экономической сферах жизни общества.

Масштабная эпидемия чумы еще раз охватила Европу во второй половине XVII века. Ее последствия были не менее ужасны, чем в

XIV веке, но на этот раз эпидемия охватила гораздо меньшую территорию и погубила меньше человеческих жизней. Эпидемия «великой чумы» в Англии в 1665 году была ограничена в основном пределами Лондона. В России она пришлась на царствование Алексея Михайловича и распространилась от Чернигова до Казани и от Новгорода до Астрахани. В дальнейшем в России отмечались вспышки чумы в 1603, 1654, 1738–1740 и 1769 годах.

Тяжелая вспышка чумы произошла в Марселе в 1720 году. Вслед за этими эпидемиями локальные вспышки были отмечены в ряде портовых городов мира; чума, однако, не распространялась в глубь материков. Третья настоящая пандемия началась в XIX веке в Китае и достигла Гонконга в 1894 году. На кораблях, вместе с зараженными крысами, чума быстро распространилась из этого большого порта и проникла в Индию, на Ближний и Средний Восток, в Бразилию, Калифорнию и другие регионы мира. За 20-летний период от чумы умерло около 10 млн человек. Все эти эпидемии, унесшие миллионы жизней, оставили глубокий след в истории человечества.

Но вернемся к пандемии, случившейся в середине XIV века. Это было одно из самых страшных событий в средневековой истории человечества. Болезнь получила название «черной смерти» из-за черных бубонов, появлявшихся на теле больного. Пандемия охватила Европу в период 1346–1351 годов и затем повторялась каждые несколько лет уже с меньшей интенсивностью в разных частях Европы на протяжении трех столетий. «Черная смерть» в течение каких-то 2–3 лет поразила всю Европу, вплоть до таких ее отдаленных уголков, как Норвегия, и даже добралась до Гренландии. Считают, что за 1348–1351 годы чума уничтожила треть населения стран, лежащих между Исландией и Индией. По имеющимся данным, за эти годы от чумы погибло около 20 млн человек только в Западной Европе. В разгар эпидемии в Вене ежедневно умирали 500–800 человек, а в иные дни эта цифра доходила до 1200. В Италии потери были еще больше – там вымерла почти половина населения, в Венеции – даже три четверти, во Флоренции – две трети. Итальянский поэт и гуманист Франческо Петрарка, сообщая другу об опустошениях, произведенных чумой во Флоренции, писал: «О, вы, счастливые потомки, вы не будете знать таких адских несчастий и сочтете наше свидетельство о них за страшную сказку!» Картины эпидемии были поистине чудовищны.

Очаг «черной смерти», пришедшей в Европу, вспыхнул в глубинах Азии в 1320 году. После того как в VI веке Европа уже столкнулась с чумой, страшное бедствие как будто погрузилось в сон на семь столетий, с VI по XIV век бубонная чума вообще не проявлялась! Этот перерыв весьма загадочен. Жизнь людей Средневековья не стала комфортнее, сытнее или гигиеничнее. А чумная палочка, между прочим, в естественных условиях без живых носителей достаточно быстро погибает. Почему же именно Средние века в Европе – это века стихийных эпидемий, века ураганной по своей силе «черной смерти»?

Заслуживает внимания климатическое объяснение затишья чумы. По версии ряда исследователей, климат на Земле стал прохладнее именно в XIV веке. Европейская погода в годы, предшествовавшие вспышкам эпидемий чумы, была неустойчивой и изобиловала стихийными бедствиями, бурями и наводнениями. И этот небольшой «ледниковый период» мог стать для болезни катализатором. Хронисты свидетельствуют, что особенно много людей в городах умирало в зимние дни, когда со стороны речных или морских портов дул теплый ветер. После такого «ветерка» с улиц собирали груды мертвецов. Разумеется, мортусы – работники кладбищ – были просто не в состоянии по-христиански похоронить такое количество умерших. Тела сбрасывали в огромные ямы, вырытые за чертой городских стен, и лишь слегка присыпали землей. Эпидемия, что характерно, не ограничилась каким-то одним регионом. Она возникла в Азии, где резко похолодало именно в начале XIV века (например, в Китае население уменьшилось со 125 до 90 млн человек), и наконец чума пришла в Европу.

«Черная смерть» шла с Востока неторопливо, двигаясь со скоростью караванов и парусных судов. Сегодня, кстати, возможно распространение и со стремительностью «Боинга-767». Последний случай заражения бубонной чумой в цивилизованных странах был зафиксирован в 2002 году в США. Медики, надо сказать, продолжают регистрировать отдельные случаи этого заболевания в отдаленных районах Центральной Африки и в Азии. Эти случаи остаются единичными, потому что современные антибиотики успешно подавляют активность чумной палочки Yersinia pestis, не допуская эпидемий. Но тогда, в далекие Средние века…

Итак, по всей видимости, чума была занесена в Западную Европу через Северную Африку из Восточной Азии. Она распространялась по западному миру на протяжении трех лет. Чума концентрировалась около торговых путей: Ближний Восток, Западное Средиземноморье, потом Северная Европа и, наконец, Русь. Развитие чумы очень четко иллюстрирует географию средневековой торговли. Вначале поражались порты, затем города и сельские местности. Путь чумы – это путь торговых караванов, вместе с ними она шла на Запад.

К 1345 году чума бушевала в низовьях Волги, к 1346-му она достигла Кавказа и Крыма. В 1347 году войско хана Джанибека, воевавшего в киргизских степях, осадило генуэзскую колонию Кафу (современная Феодосия) в Крыму. Он пришел под Кафу со своим войском, вооруженным китайскими камнеметательными машинами. Но чума, уже вовсю гуляющая по Золотой Орде и Руси, проникла в ряды осаждающих Кафу лучников хана Джанибека и разбила свой лагерь смерти в его военном лагере. И, как пишет свидетель событий, «чума напала на ханские войска, собранные под Кафой, и уносила тысячи жертв». Осаждающие, наверное, впервые в военной истории сознательно воспользовались тактикой применения бактериологического оружия. В надежде вызвать эпидемию среди осажденных и таким образом принудить их сдаться, татары с помощью своих осадных машин бросали зачумленные трупы через стены. Осажденные подбирали эти трупы и бросали их в море. Так чума не замедлила проникнуть в город, заболели и осажденные. Об этом говорит Габриель де Муссис, генуэзец, описавший осаду Кафы. Но, несмотря на все это, защитники не сдались и не согласились на капитуляцию.

Кстати, бытует версия, что на Запад чуму занесли именно генуэзцы из Крыма. Вернувшиеся в Италию из Кафы суда распространили чуму в Сицилии, Тоскане, Генуе, Рагузе, Спалато, Венеции. Таково было начало «черной чумы», опустошившей Европу, злосчастное последствие торговых сношений Запада с Востоком. На Кипр чумной мор пришел поздним летом 1347 года. В октябре того же года зараза проникла в генуэзский флот, стоявший в Мессине. В том же 1347 году смерть уже царила в Константинополе, в Греции, в Далмации. Весной 1348 года она уже в Париже. Летом страшного 1348-го черный саван накрыл большую часть Франции и Испании, а осенью чума добралась и до Англии с Ирландией. Там, по свидетельству летописца, «из-за чумы обезлюдели целые деревни и города, замки и рынки, так что трудно было найти в них живого человека. Зараза была такой сильной, что тот, кто коснулся больного или мертвого, скоро и сам захватывался болезнью и умирал. Одновременно хоронили исповедавшихся и исповедников. Страх смерти удерживал людей от любви к ближнему и от исполнения последнего долга перед усопшими».

Двигаясь по Рейну, по торговым путям, чума достигла Германии (это значит, что она была и в Швейцарии с Австрией). Эпидемия также бушевала в Бургундии и в королевстве чешском. К осени 1348 года ежедневно умирали тысячи человек… Этот год был наиболее страшным из всех годов чумы. В 1346–1348 годах в Западной Европе «черная смерть» унесла жизни более чем трети (!) населения.

Скандинавия подверглась удару «черной смерти» в 1349 году. Страны Восточной Европы ощутили его только в 1350-м. К концу 1350 года заболели две трети европейцев, половина из которых, около 20 млн человек, умерли. Русь была поражена «черной смертью» в 1351 году. Здесь «черный мор» особенно свирепствовал в Смоленске, Пскове, Новгороде, Рязани, Коломне, Переславле и Москве. По свидетельству Никоновской летописи, в Смоленске после чумы остались в живых лишь 10 человек.

Чума, вероятно, из того же источника, поразила Китай в 1380 году, погубив 13 млн человек. Следующие волны эпидемии прокатились по Европе в 1361, 1362, 1369, 1372, 1382, 1388 годах. Эпидемии локального характера вспыхивали вплоть до XVIII века.

Распространению чумы активно способствовала антисанитария, царившая в городах. Смрад стоял в воздухе, а улицы утопали в грязи настолько, что в распутицу по ним невозможно было пройти. Именно тогда, как говорят дошедшие до нас летописи, во многих немецких городах появились ходули – «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам было невозможно. Канализации не было, и все отбросы текли прямо по улицам как по речному руслу. К тому же во многих местах причиной чумы объявили кошек: якобы те являются слугами дьявола и заражают людей. Массовое истребление кошек привело к еще большему увеличению численности крыс и, естественно, живущих на них блох.

Можно утверждать, что появление чумы в Средние века, ее стремительный характер связаны именно с тем, что в это время технические и гигиенические достижения античности, познания людей в области охраны среды своего обитания были практически полностью утрачены. В средневековой Европе простые средства – вода и мыло (которое в античном мире было не только придумано, но и широко применялось) – были забыты; вдобавок в окруженных крепостными стенами городах царила необыкновенная скученность. Поэтому нет ничего удивительного, что эпидемии в этих условиях распространялись с ужасающей скоростью.

Что же такое чума? И как проявляет себя «черная смерть»? Обратимся к медицине. «Чума, острая природно – очаговая инфекционная болезнь группы карантинных инфекций, протекающая с исключительно тяжелым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, легких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. Возбудителем ее является чумная палочка (лат. Yersinia pestis), открытая в 1894 году одновременно французом Йерсеном и японцем Китасато и проявляющаяся в двух основных формах – бубонной и легочной. Заболевание характеризуется высокой летальностыо. Смертность при бубонной форме чумы колеблется от 27 до 95 %, при легочной – почти 100 %. В природе чума распространена среди грызунов, от которых передается человеку при укусе инфицированными блохами.

Преобладающая форма чумы у человека – бубонная чума – характеризуется воспалением лимфатических узлов (чаще всего паховых); по внешнему виду увеличенные лимфоузлы напоминают бобы, откуда и произошло название болезни: «джумма» – арабское «боб». Уже в первые дни болезни развивается воспалительный процесс в лимфатических узлах, ближайших к месту проникновения чумных микробов, с образованием так называемых бубонов». (Медицинская Энциклопедия, М.: Сов. Энциклопедия)

Чума не выбирала между богатыми и бедными, между дворянами и крестьянами. Короли, герцоги, графы, бароны, простые люди становились жертвами «черной смерти». Перед ней все были равны.

Католическая молитва-заклинание: «А peste, fame, bello libera nos Domine!» («От чумы, голода, войны избавь нас, Господи!») – перечисляла бедствия, от которых больше всего страдала Западная Европа. Чума, как мы видим, стоит в этом списке на первом месте. Надо думать, средневековое сознание европейца выдвинуло смертоносную болезнь на первый план не только потому, что ее визиты были особенно пагубны, но и по причине бессилия людей перед заразой. Тут почти все зависело от Всевышнего, ибо в голод хоть как-то можно было раздобыть продовольствие, а войну прекратить победой или мирным договором. Чума же – неумолимая, смертельная и безжалостная – не выбирала своих жертв, была беспощадна и к вельможе, и к последнему нищему.

Кстати, некоторые ученые утверждают, что средневековая «черная смерть» была не только или не совсем чумой. Так, к примеру, считают американские исследователи, предположившие, что для бубонной чумы средневековый мор распространялся слишком быстро и имел клинические отличия от типичного процесса. Но для того чтобы подтвердить или опровергнуть эти теории, необходимо исследовать ДНК бактерий в останках погибших от «черной смерти». Есть и еще более экзотические версии. Так, некоторые специалисты по космической биологии считают, что болезнетворный микроорганизм был занесен на Землю извне, то ли при прохождении через шлейф кометы, то ли при падении «чумного» метеорита.

Но люди Средневековья были проще, они обвиняли во всем то Бога, то дьявола, то евреев, то прочих «неверных». Официальная версия о чуме, ниспосланной Богом в наказание за смертные грехи, равно как и рассуждения ученых о влиянии небесных светил, вовсе не успокаивали массовое сознание. Напротив, в нем ясно проявились пугающие аномалии. Вот подтверждающая это утверждение выдержка из Мансфельдской летописи: «Случалось наблюдать приятное зрелище, когда люди, даже малые дети, то с молитвою, то с псалмопением прощались с этим светом».

В народе был пущен слух, что чумное бедствие – результат заговора евреев, отравляющих колодцы и источники воды, чтобы уничтожить всех христиан, что эмиссары еврейских «мудрецов» и старейшин привезли с собой мешочки с ядом – не то из Стамбула, не то из Иерусалима – и евреи стали систематически отравлять колодцы. В большинстве европейских стран это обвинение привело к уничтожению целых еврейских общин. Массовые преследования и уничтожение евреев являются воистину одной из самых жутких страниц в истории Европы времени «черной смерти». Их убивали и сжигали в их домах и синагогах от Средиземноморского побережья до Северной Германии. Даже папа Климент VI и император Карл IV не смогли противостоять этому коллективному безумству. Итак, в Западной Европе эпидемия чумы и вызванные ею волны антисемитизма сопровождались преследованием евреев и были причиной их массового бегства на восток континента. Многие из них устремились в Польшу, получив разрешение селиться во владениях Казимира Великого (1310–1370).

Этим поиск виновников мора не ограничивался. Христиане часто видели причину «черной смерти» в кознях мусульман. Приверженцы Аллаха, в свою очередь, тоже считали устроителями эпидемии «неверных». Англичане полагали, что причина мора – в проделках шотландцев, которые считали ответственными за чуму англичан. В некоторых городах Германии пострадали могильщики, так как они были связаны со смертью профессионально и потому прослыли в народе отравителями колодцев и разносчиками заразы. Разумеется, от всех немало доставалось и ведьмам. Молва в народе о том, что колдуны и ведьмы наслали чуму, нашла поддержку у священников. В храмах стало обязательным проклятие магов и колдунов. Не случайно представление о шабаше кристаллизуется в Западных Альпах к середине XIV века. Именно тогда европейцы и воспылали общей ненавистью к вредоносным «сектам». При этом иногда стремление выжить порождало невиданную жестокость по отношению к заболевшим и далекие от христианской морали поступки. Многие больные были замурованы в собственных домах и заживо сожжены.

Тот факт, что пришедшая в Европу «черная смерть» унесла, по мнению современников, более трети населения Европы, не мог не оставить след в сознании поколений. Это один из крупнейших переломов в западноевропейской истории. Эпидемия, вспышки которой длились пятьдесят или даже шестьдесят лет, изменила человеческое мировоззрение. Люди увидели не просто смерть – смертей, публичных казней и пыток тогда хватало, – люди увидели смерть внезапную и неотвратимую, не щадящую ни грешного, ни праведного. В искусство внезапно ворвались новые и абсолютно несхожие мотивы: мрачный интерес к смерти и тяга к удовольствиям.

Несколько шизофреническое состояние умов отчаявшегося населения всюду демонстрировало парадоксальное сомнение наряду с исступленной верой. Многие из имущих стремились жертвовать в пользу храмов, надеясь спасти души. Описаны случаи, когда боявшееся заражения духовенство запирало перед такими людьми ворота, а они бросали пожертвования через ограду – и чумная палочка прилагалась безвозмездно.

Эпидемия чумы нашла отражение и в западноевропейском изобразительном искусстве. На картинах и фресках того времени изображались сцены смерти. Канонический и освященный, да и самый популярный сюжет смерти – распятие. Многочисленные распятые Христы трагичны, они взывают к состраданию, являя взору мучимую пытками плоть.

В то время было распространено исступленное покаяние и умерщвление плоти, в коллективных молениях и мистериях нередко участвовали многотысячные толпы. В 1349 году во всей Европе, за исключением Англии и Дании, небывалых размеров достигли шествия самобичевателей – «флагеллантов». Полуголые участники процессий с красными крестами кающихся двигались из города в город, в храмах перед алтарями они немилосердно стегали друг друга плетьми. В покаянных песнях и молитвах окровавленные, обезумевшие от страданий люди просили Бога прекратить чуму. А с другой стороны, как бы в противовес этому, многие историки и летописцы отмечали необузданный разгул: целые города во Франции и в Германии пели и танцевали. Игрались шумные свадьбы и давались пышные обеды, а магистраты устраивали увеселительные шествия в масках. Аргументацию такого поведения находим в приведенной Боккаччо расхожей фразе: «Все равно, мол, скоро умрем».

О чуме рассказывается во многих литературных памятниках той эпохи. Замечательное описание эпидемии чумы оставил в «Декамероне» уже упоминавшийся знаменитый итальянский гуманист и писатель Джованни Боккаччо, который находился во Флоренции в 1348 году и собственными глазами видел «черную смерть» (от нее умер и его отец). Боккаччо был, пожалуй, единственным из писателей, кто представил чуму не просто как исторический факт или аллегорию, а понял, что эпидемия чумы – это общественное бедствие и, более того, кризисный момент состояния мира, переходящего от Средневековья к Новому времени.

Действительно, тотальная эпидемия вызвала разрушение социума, в христианской Европе сменились даже погребальные обряды. Людей умирало так много, что их перестали хоронить в отдельных могилах. Невозможность традиционного захоронения множества умерших в Авиньоне заставила папу Климента VI благословлять тела покойников на «погребение» в водах Роны. Вместе с тем сжигание умерших от чумы, обычное для античности, практиковалось редко. Воспринимая кладбища как «священное место», люди Средневековья не осмеливались устраивать захоронения подальше от городов или обеззараживать чумные могилы известью. Вообще, эпидемии чумы, с современной точки зрения, – это скорее социально-экологические кризисы. Причем они не просто привели к значительным потерям народонаселения, которые человечеству, к счастью, удалось пережить, они оказали значительное влияние на всю историю Средневековья, появление реформаторских течений в церкви, сыграли огромную роль в развитии общественных отношений (крестьянские восстания, в частности Жакерия, восстание Уота Тайлера и другие; ослабление феодальной зависимости; появление первого рабочего законодательства). В Англии непосредственным поводом к изданию первого «Statute of Labourers» послужила великая чума, настолько уменьшив население, что разумная заработная плата была продиктована в законодательно-принудительном порядке, а равным образом были продиктованы и пределы рабочего Дня.

Знала ли средневековая медицина, как лечить чуму? С чумой боролся великий Нострадамус, который говорил больным, что необходимо употреблять родниковую воду, как можно больше находиться на свежем воздухе и применять лекарства, которые он делал на основе целебных трав. Нострадамус рьяно воевал с чумой, но свою семью он спасти не смог. Жена и двое его сыновей умерли.

В Средние века чума практически не лечилась, действия врача сводились чаще всего к вырезанию или прижиганию чумных бубонов. Но важен тот факт, что уже в те «темные и дремучие времена» с чумой все же пытались бороться. Кстати, уже тогда прибегали к дезинфекции вещей (включая деньги). Для этого широко использовался уксус. Народ, чтобы уберечься от болезни, пользовался как лекарством пахучими травами, в частности базиликом, чесноком, окуриваниями ладаном. Весьма эффективным средством против заразы считался запах козла, потому что он отпугивал блох – переносчиков чумы. Это было остроумно, хотя и не очень благоуханно. Врачи, конечно же, не скупились на традиционные лекарства и предписывали больным классические средства того времени: кровопускания, клизмы, слабительное и рвотное. То, что заболевшим пускали кровь, вызывали рвоту и прочее, отнюдь не помогало, а возможно, быстрее убивало несчастных. Встречались и очень экзотические рецепты лечебных средств: из чешуи рыбы, кожи змеи, печени дрозда, сердца лягушки, шерсти кошки, а также из рога мифического единорога и цветков папоротника. Их терапевтическое воздействие было соответствующим.

Однако, по наблюдениям современников и исследователей, очень часто единственным радикальным методом противостояния чуме являлось бегство из чумных районов. Именно оно оставалось в эпоху Средневековья самым надежным лекарством, если только люди не запаздывали с его применением. Не случайно выражения, связывающие с чумой бегство с обжитых мест, стали устойчивыми словосочетаниями у различных народов. Боккаччо в «Декамероне» специально выделяет категорию беглецов от чумы среди прочих героев.

Если бежать было невозможно, одним из наиболее распространенных методов являлось максимальное ограничение общения с окружающими людьми. В 1348 году, по свидетельству Дж. Боккаччо, во Флоренции немало горожан запиралось в домах, избегая контактов и стараясь во всем соблюдать умеренность. С этой целью тогда же в Лондоне отменили сессию парламента и закрыли школы.

Конечно, иррациональное сознание уже тогда соседствовало с вполне разумными представлениями о способах предотвращения заражения. Чтобы противостоять страшной болезни, как власти, так и отдельные люди пытались принимать всевозможные меры: вывозили нечистоты из городов, распространяли советы медиков, изолировали больных или призывали к самоизоляции здоровых, быстро избавлялись от трупов, применяли ароматические курения, дезинфекцию. Для очищения воздуха на улицах и в домах даже в жару жгли костры. К сожалению, волею обезумевшей толпы в эти костры попадали не только трупы и зараженные предметы, но и еще живые «виновники» бедствия, их дома и т. д.

Действительно эффективно чуму научились лечить только в наши дни, с развитием науки. Впервые вакцину против этого страшного заболевания создал в начале XX века Владимир Аронович Хавкин. Лечение больных чумой в настоящее время сводится к применению антибиотиков, сульфаниламидов и лечебной противочумной сыворотки. Профилактика предусматривает применение специальных карантинных мероприятий в портовых городах, дератизацию (истребление крыс и прочих грызунов) всех судов, которые ходят в международные рейсы, создание специальных противочумных учреждений в степных местностях, где водятся грызуны, выявление эпизоотий чумы среди грызунов и борьбу с ними. Но единичные вспышки заболевания до сих пор встречаются в некоторых странах Азии, Африки и Южной Америки.

Почему же «черная смерть» не убила человечество, почему оно не вымерло от этой неизлечимой тогда болезни? Скорее всего потому, что включились определенные механизмы биологической регуляции. Пандемия не привела к вымиранию вида Homo sapiens не потому, что он так уж ценен для Природы или некоего Верховного Существа, а скорее всего благодаря тому, что эти возбудители просто распознавались иммунной системой большинства индивидуумов и некоторые переболевшие становились менее восприимчивыми к новому заражению. Растянутость этих пандемических процессов во времени и пространстве, обусловленная тем, что массовая смертность прерывала контакты между инфицированными группами, позволила сформироваться популяциям людей, чья устойчивость к чуме закреплялась уже на генетическом уровне.

Чума и ныне остается чем-то большим, чем мрачное историческое воспоминание. К тому же во всем мире существует серьезная обеспокоенность по поводу возможного использования чумы как орудия биотеррора. Например, в британском секретном центре химического и биологического оружия «Портон Даун» разработана новая генетически модифицированная вакцина против бубонной чумы. По сообщениям Би-би-си, в ближайшее время ее начнут тестировать на животных. Вакцина была разработана в связи с тем, что эксперты оборонных ведомств Великобритании и Британские вооруженные силы, как предполагается, могут столкнуться с применением против них биологического оружия странами, которые поддерживают и используют террористические методы. Информация о прошлых эпидемиях подсказывает ученым, где нужно ожидать появления новых вспышек болезни, каковы пути ее распространения и как с ней бороться максимально эффективно.

Чума – страшная болезнь, которую называли в народе «чёрная смерть» - в Средневековье стала настоящей пандемией, которая охватила не только Европу, но и некоторые части Азии и Африки, в результате чего погибло огромное количество людей (около 60 миллионов человек). В некоторых странах эта страшная болезнь выкосила около полвины населения, и до прежнего уровня численность населения восстанавливалась не одно столетие. В нашем обзоре малоизвестные и шокирующие факты об этой страшной болезни.

Сразу уточним, что о временах, когда на нашей планете бушевала «Чёрная смерть», письменных источников дошло крайне мало. Поэтому вокруг чумы существует огромное количество мифов и слухов, порой сильно преувеличенных.

Чума и церковь

Католическая церковь была одной из самых влиятельных организаций в мире в течение достаточно долгого времени, поэтому не удивительно, что о ней существует много теорий заговора и церковь становилась «козлом отпущения» во многих ситуациях.

Есть мнение, что якобы устаревшие и ненаучные мышление и действия церкви содействовали активному распространиться болезни и в целом привели к росту числа смертельных случаев. На данный момент основная теория утверждает, что чума распространялась благодаря блохам, которые переносили в основном крысы.

Из-за католических суеверий изначально в распространении чумы обвинили кошек. Это привело к их массовому истреблению, что в свою очередь вызвало бурное размножение крыс. Они-то и стали причиной распространения чумы.

Но скептики считают, что крысы не могли способствовать такому активному распространению болезни.

Перенаселение, нечистоты, мухи...

Некоторые люди не любят вспоминать об этой совсем неромантичной части средневековой истории. Исследователи же считают: одной из главных причин пандемии чумы стал тот факт, что люди не уделяли никакого внимания гигиене.

И дело даже не в том, что люди не мылись, а в том, что не существовало современной инфраструктуры, в частности канализации, постоянного вывоза мусора, холодильного оборудования и т. д. В качестве примера можно привести Бристоль, второй по величине город в Великобритании на момент, когда в Европе разразилась чума. Город был перенаселен и в нем повсюду были открытые канавы с отходами людей и другими нечистотами, переполнявшими их. Мясо и рыбу оставляли прямо на открытом воздухе, и продукты засиживали мухи. о чистоте воды никто не заботился. В этих условиях жили не только бедные, но и богатые.

Чума родом из Азии?

Есть мнение, что причиной вспышки чумы стали не крысы, а появившаяся в Азии бактерия «чумная палочка», которая появилась из-за изменений климата в этом регионе. К тому же там были прекрасные условия как для распространения болезнетворных бактерий, так и для размножения блох. И этот факт как раз таки подтверждает теорию о причастности к распространению болезни крыс.

Чума и ВИЧ

После пандемии чумы, которая убила миллионы людей, было ещё несколько вспышек этой болезни в разное время. Спастись удалось, пожалуй, только тем, кто жил далеко от крупных городов, соблюдал правила гигиены. А у кого-то уверены учёные, выработался иммунитет.

Примерно такая же ситуация происходит сегодня и со СПИДом. Учёные обнаружили, что есть люди, иммунные к этой болезни. Некоторые исследователи считают, что эта мутация, вероятно, произошла из - за борьбы организма человека с эпидемией чумы в Европе. Понимание механизма этой редкой мутации, безусловно, может помочь в лечении или профилактике ВИЧ.

Черная смерть и детский стишок

На Западе популярен детский стишок «Круг вокруг Рози». Хотя это может быть просто невинная песня для детей, которые любят ее, некоторые взрослые убеждены, что происхождение песни очень мрачное. Они уверены, что в «Круге вокруг Рози» речь на самом деле идет о Черной смерти в Европе. В песенке упоминаются мешочки с букетами цветов, а во время разгула чумы мешочки с сильно пахнущими травами носили больные, чтобы скрыть неприятный запах, исходящий от них.

Зола, о которой также идет речь в песне, является довольно очевидной ссылкой на умерших людей, которых сжигали. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что стихотворение имеет что-то общее с чумой. Есть несколько его разновидностей, самые ранние из которых появились в 1800-х годах. А это было сотни лет спустя после чумы.

Чума ускорила наступление Ренессанса

Хотя Черная смерть была невероятной трагедией в истории человечества и привела к миллионам смертей, есть у этого события, как ни странно, и позитивные моменты для общества.

Дело в том, что в те годы Европа страдала от перенаселения и, как следствие, от безработицы. После того, как миллионы людей стали жертвами чумы, эти проблемы решились сами собой. К тому же возросла заработная плата. Мастера стали на вес золота. Таким образом, некоторые учёные утверждают, что чума была одним из факторов, способствующих наступлению эпохи Ренессанса.

Чума и сегодня уносит жизни

Некоторые люди считают, что чума канула в лету. Но есть на Земле места, где эта болезнь продолжает убивать людей. Чумная палочка никуда не исчезла и по-прежнему появляется и сегодня, даже в Северной Америке – континенте, на котором чума в средние века была не известной.

Люди по-прежнему умирают от чумы, особенно в бедных странах. Несоблюдение правил гигиены и отсутствие лекарств приводят к тому, что болезнь может убить человека буквально за несколько дней.

«Плохой воздух»

Научная теория миазмов в отношении болезней довольно стара. Учитывая, что во время вспышки чумы в Европе наука находилась в зачаточном состоянии, многие эксперты того времени считали, что болезнь распространяется через «плохой воздух». Учитывая запахи нечистот, текущих реками по улицам, вонь разлагающихся тел, которые не успевали хоронить, неудивительно, что зловонный воздух считался ответственным за распространение заболевания.

Эта теория миазмов привела к тому, что отчаявшиеся люди в то время начали убирать грязь с улиц, чтобы избежать плохого воздуха и помочь предотвратить болезнь. Хотя это на самом деле были хорошие меры, но к эпидемии не имели никакого отношения.

Понятие «карантин»

Идея карантина не появилась с Черной смертью; практика разделения больных и здоровых людей существовала в течение длительного времени. Во многих культурах по всему миру люди давно поняли, что если помещать здоровых людей рядом с больными, то это часто приводило к тому, что здоровые заболевали. На самом деле, даже Библия предлагает держать больных проказой подальше от здоровых людей, чтобы те не заразились.

Тем не менее, фактический термин «карантин» гораздо более новый и на самом деле косвенно имеет отношение к чуме. Во время повторных вспышек Черной смерти по всей Европе в некоторых странах больных людей высылали жить в поле, пока они не поправятся или не умрут. В других же выделяли небольшой участок для больных людей, или просто запирали их дома.

Период изоляции, как правило, длился около 30 дней. Это может чрезмерным, но в то время мало знали о микробах. В конце концов, по неизвестным причинам, количество времени для изоляции больных увеличили до 40 дней.

Вирус или бактерия

Большинство людей уверены, что Черная смерть была вызвана бактерией под названием «чумная палочка» (Yersinia pestis), которая инфицировала людей бубонной чумой. Названа болезнь была так из - за ужасных бубонов, которые появлялись на теле. Тем не менее, некоторые исследователи предположили, что эта бактерия на самом деле может и не быть виновницей глобальной пандемии, которая прокатилась по трем континентам много веков назад.

Ряд ученых потратили годы на эксгумацию тех, кто умер от чумы и исследования их останков. Они заявили, что чума распространялась слишком быстро, гораздо быстрее современных штаммов чумы. Некоторые ученые убеждены, что это была совсем другая болезнь, которая вела себя скорее как вирус.

Возможно, это было что - то более похожее на Эболу, чем на современные версии чумной палочки. Ученые также недавно обнаружили существование двух неизвестных штаммов Yersinia Pestis, которые присутствовали в останках погибших от чумы.

Бубонная чума забрала жизни 60 миллионов человек. При этом в некоторых регионах число умерших достигало двух третей населения. Из-за непредсказуемости болезни, а также невозможности на тот момент ее вылечить, среди людей стали процветать религиозные идеи. Обыденностью стала вера в высшие силы. В то же время начались преследования так называемых «отравителей», «ведьм», «колдунов», которые, по мнению религиозных фанатиков, наслали эпидемию на людей.

Этот период остался в истории как время нетерпеливых людей, которых сразил страх, ненависть, недоверие и многочисленные суеверия. На самом же деле вспышке бубонной чумы, конечно, есть научное объяснение.

Миф о возникновении бубонной чумы

Когда историки искали пути проникновения болезни в Европу, они остановились на мнении, что появилась чума в Татарстане. Точнее, ее принесли татары.

В 1348 году крымские татары во главе с ханом Джаныбеком во время осаждения генуэзской крепости Кафы (Феодосия) забрасывали туда трупы людей, ранее умерших от чумы. После освобождения европейцы стали покидать город, разнося болезнь по всей Европе.

Но так называемая "чума в Татарстане" оказалась не более чем домыслом людей, не знающих, чем объяснить внезапную и смертельную вспышку "черной смерти".

Теория потерпела поражение, поскольку стало известно, что пандемия не передается между людьми. Ею могли заразиться от мелких грызунов или насекомых.

Такая «общая» теория существовала достаточно длительное время и содержала в себе множество загадок. На самом же деле эпидемия чумы 14 века, как выяснилось позднее, началась по нескольким причинам.


Природные причины пандемии

Кроме резкого изменения климата в Евразии, вспышке бубонной чумы предшествовало еще несколько экологических факторов. Среди них:

  • глобальная засуха в Китае, за которой последовал массовый голод;
  • в провинции Хэнань массовое нашествие саранчи;
  • в Пекине длительное время господствовали дожди и ураганы.

Как и "Юстинианова чума", как называют первую в истории пандемию, "черная смерть" настигла людей после массовых стихийных бедствий. Она даже пошла по тому же пути, что и предшественница.

Снижение иммунитета людей, спровоцированное экологическим фактором, привело к массовой заболеваемости. Катастрофа достигла таких масштабов, что главам церквей приходилось открывать комнаты для больного населения.

Чума в Средние века имела также социально-экономические предпосылки.


Социально-экономические причины бубонной чумы

Природные факторы не могли спровоцировать столь серьезную вспышку эпидемии самостоятельно. Они были подкреплены такими социально-экономическими предпосылками:

  • военные действия во Франции, Испании, Италии;
  • господство монголо-татарского ига над частью Восточной Европы;
  • усиленная торговля;
  • стремительно развивающаяся нищета;
  • слишком высокая плотность населения.

Еще одним немаловажным фактором, спровоцировавшим нашествие чумы, стало убеждение, которое подразумевало, что здоровые верующие люди должны мыться как можно реже. По словам святых того времени, созерцание собственного нагого тела вводит человека в искушение. Некоторые последователи церкви настолько проникались этим мнением, что не погружались в воду ни разу за всю сознательную жизнь.

Европа в 14 веке не считалась чистой державой. Население не следило за утилизацией мусора. Отходы выбрасывали прямо из окон, помои и содержимое ночных горшков выливали на дорогу, туда же стекала кровь домашнего скота. Это все позже попадало в реку, из которой люди брали воду для приготовления пищи и даже для питья.

Как и "Юстинианова чума", "черная смерть" была спровоцирована большим количеством грызунов, которые жили в тесном контакте с людьми. В литературе того времени можно найти множество записей, посвященных тому, что делать в случае укуса животных. Как известно, крысы и сурки – переносчики болезни, поэтому люди панически боялись даже одного их вида. В стремлении побороть грызунов многие забывали обо всем, включая свою семью.


Как все начиналось

Точкой зарождения болезни стала пустыня Гоби. Где находится место, которое было непосредственным очагом, неизвестно. Предполагается, что жившие неподалеку татары объявляли охоту на сурков, которые являются переносчиками чумы. Высоко ценились мясо и мех этих животных. В таких условиях заражение было неизбежным.

Многие грызуны из-за засухи и других негативных погодных условий покинули свои убежища и переместились ближе к людям, где можно было найти больше пищи.

Провинция Хэбей в Китае пострадала в первую очередь. Там погибло не менее 90 % населения. Это еще одна причина, породившая мнение, что возникновение чумы спровоцировали татары. Они по известному Шелковому пути могли вести болезнь за собой.

Потом чума достигла Индии, после чего переместилась в Европу. Удивительно, но лишь в одном источнике того времени упоминается истинный характер болезни. Считается, что людей поразила бубонная форма чумы.

В странах, которых не коснулась пандемия, в Средние века поднималась настоящая паника. Главы держав отправляли гонцов за информацией по поводу болезни и заставляли специалистов изобретать лекарство от нее. Население некоторых государств, оставаясь в неведении, охотно верили слухам о том, что на зараженных землях идет дождь из змей, дует огненный ветер и с неба падают кислотные шары.


Современная характеристика бубонной чумы

Низкие температуры, долгое нахождение вне тела хозяина, оттаивание не могут уничтожить возбудителя "черной смерти". Зато против него эффективно солнечное воздействие и высыхание.


Симптомы чумы у человека

Бубонная чума начинает развиваться с момента укуса зараженной блохой. Бактерии попадают в лимфатические узлы и начинают свою жизнедеятельность. Внезапно человека одолевает озноб, у него повышается температура тела, головная боль становится невыносимой, а черты лица – неузнаваемыми, под глазами появляются черные пятна. На вторые сутки после заражения возникает и сам бубон. Так называют увеличенный в размерах лимфатический узел.

Человека, зараженного чумой, можно опознать сразу же. "Черная смерть" – болезнь, меняющая лицо и тело до неузнаваемости. Волдыри становятся заметными уже на второй день, а общее состояние пациента нельзя назвать адекватным.

Симптомы чумы у человека Средневековья, на удивление, отличаются от признаков болезни современного пациента.


Клиническая картина бубонной чумы Средневековья

"Черная смерть" – болезнь, которую в Средние века опознавали по таким признакам:

  • сильная лихорадка, озноб;
  • агрессивность;
  • непрерывное ощущение страха;
  • сильные болевые ощущения в груди;
  • одышка;
  • кашель с кровяными выделениями;
  • кровь и продукты жизнедеятельности становились черного цвета;
  • на языке можно было заметить темный налет;
  • язвы и бубоны, возникающие на теле, источали неприятный запах;
  • помутнение сознания.

Эти симптомы рассматривались как признак скорой и неминуемой смерти. Если человек получал такой приговор, он уже знал, что времени ему осталось совсем мало. Никто не пытался бороться с такими симптомами, они считались волей Бога и церкви.


Лечение бубонной чумы в Средневековье

Средневековая медицина была далека от идеала. Врач, приходивший осмотреть пациента, больше внимания уделял разговорам о том, исповедовался ли он, чем непосредственно лечению. Это было связано с религиозным помешательством населения. Спасение души считалось гораздо более важной задачей, чем излечение тела. Соответственно, хирургическое вмешательство практически не практиковалось.

Методы лечения чумы сводились к следующему:

  • разрезание опухолей и прижигание их раскаленным железом;
  • использование противоядий;
  • прикладывание к бубонам кожи пресмыкающихся;
  • вытягивание болезни при помощи магнитов.

При этом средневековая медицина все же не была безнадежной. Некоторые врачи того времени советовали больным придерживаться хорошего питания и ждать, пока организм самостоятельно справится с чумой. Это наиболее адекватная теория лечения. Конечно, в условиях того времени случаи выздоровления были единичными, но все же они имели место.

За лечение болезни брались только посредственные врачи или молодые люди, желающие получить известность крайне рискованным путем. Они носили маску, которая была похожа на птичью голову с ярко выраженным клювом. Однако такая защита спасала далеко не всех, поэтому многие доктора погибали вслед за своими пациентами.

Власти держав советовали людям придерживаться таких методов борьбы с эпидемией:

  • Бегство на большое расстояние. При этом нужно было преодолеть как можно больше километров очень быстро. Оставаться на безопасном от болезни расстоянии необходимо было как можно дольше.
  • Через зараженные места гнать стада лошадей. Считалось, что дыхание этих животных очищает воздух. С этой же целью советовали пускать в дома разных насекомых. В комнату, где недавно от чумы умер человек, ставили блюдце с молоком, поскольку считалось, что оно поглощает болезнь. Также пользовались популярностью такие методы, как разведение в доме пауков и сжигание большого количества костров рядом с жилым помещением.
  • Делать все необходимое, чтобы перебить запах чумы. Считалось, что если человек не чувствует вони, исходящей от зараженных людей, он достаточно защищен. Именно поэтому многие носили с собой букеты цветов.

Также доктора советовали не спать после рассвета, не вступать в интимную связь и не думать об эпидемии и смерти. В наши дни такой подход кажется сумасшествием, но в Средние века люди находили в нем утешение.

Конечно, немаловажным фактором, влияющим на жизнь во время эпидемии, была религия.


Религия во время эпидемии бубонной чумы

"Черная смерть" – болезнь, которая пугала людей своей неизвестностью. Поэтому на этом фоне возникали различные религиозные верования:

  • Чума – это наказание за обычные человеческие грехи, непослушание, плохое отношение к близким людям, стремление поддаться искушениям.
  • Чума возникла вследствие пренебрежения верой.
  • Эпидемия началась из-за того, что в моду вошли ботинки с острыми носками, что сильно разозлило Бога.

Священники, которые были обязаны выслушать исповедь умирающих людей, часто заражались и погибали. Поэтому нередко города оставались без служителей церкви, поскольку они боялись за свою жизнь.

На фоне накалившейся обстановки появлялись различные группировки или секты, каждая из которых по-своему объясняла причину эпидемии. Кроме того, среди населения были распространены различные суеверия, считавшиеся чистой правдой.


Суеверия во время эпидемии бубонной чумы

В любом, даже самом незначительном событии, во время эпидемии люди видели своеобразные знаки судьбы. Некоторые суеверия были совсем удивительными:

  • Если полностью обнаженная женщина будет перепахивать землю вокруг дома, а остальные члены семьи в это время будут находиться в помещении, чума покинет близлежащие места.
  • Если изготовить чучело, символизирующее чуму, и сжечь его, болезнь отступит.
  • Чтобы болезнь не атаковала, нужно носить с собой серебро или ртуть.

Множество легенд слагалось вокруг образа чумы. В них действительно верили люди. Они боялись лишний раз открыть дверь своего дома, чтобы не впустить внутрь чумной дух. Даже родные люди между собой ругались, каждый стремился спасти себя и только себя.


Ситуация в обществе

Угнетенные и напуганные люди со временем пришли к выводу, что чуму распространяют так называемые изгои, желающие смерти всему населению. Начались преследования подозреваемых. Их насильно тащили в лазарет. Многие люди, которых признали подозреваемыми, совершали суицид. Эпидемия самоубийств поразила Европу. Проблема достигла таких масштабов, что власти угрожали тем, кто покончит с собой, выставить их трупы на всеобщее обозрение.

Поскольку многие люди были уверены, что жить им осталось совсем немного, они пускались во все тяжкие: увлекались алкоголем, искали развлечений с женщинами легкого поведения. Такой образ жизни еще больше усиливал эпидемию.

Пандемия достигла таких масштабов, что трупы вывозили по ночам, сбрасывая их в специальные ямы и зарывая.

Иногда случалось, что больные чумой специально появлялись в обществе, стремясь заразить как можно большее количество недругов. Также это было связано с тем, что считалось, будто чума отступит, если передать ее другому.

В атмосфере того времени любой человек, по какому-либо признаку выделявшийся из толпы, мог считаться отравителем.


Последствия "черной смерти"

"Черная смерть" привела к значительным последствиям во всех сферах жизни. Наиболее значимые из них:

  • Значительно изменилось соотношение групп крови.
  • Нестабильность в политической сфере жизни.
  • Опустели многие деревни.
  • Было положено начало феодальным отношениям. Многие люди, в мастерских которых работали их сыновья, вынуждены были брать на работу мастеров со стороны.
  • Поскольку для работы в сфере производства не хватало мужских трудовых ресурсов, этот вид деятельности стали осваивать женщины.
  • Медицина перешла на новый этап развития. Стали изучаться всевозможные заболевания и изобретаться лекарства от них.
  • Прислуга и низшие слои населения из-за недостатка людей стали требовать для себя лучшего положения. Многие несостоятельные люди оказались наследниками богатых умерших родственников.
  • Были предприняты попытки механизировать производство.
  • Значительно упали цены на жилье и аренду.
  • В огромных темпах росло самосознание населения, не желающего слепо подчиняться правительству. Это вылилось в различные бунты и революции.
  • Значительно ослабло влияние церкви на население. Люди увидели беспомощность священников в борьбе с чумой, перестали им доверять. Снова вошли в обиход ритуалы и поверья, ранее запрещенные церковью. Начался век «ведьм» и «колдунов». Количество священников значительно снизилось. На такие должности часто принимали необразованных и неподходящих по возрасту людей. Многие не понимали, из-за чего смерть забирает не только преступников, но и хороших, добрых людей. В связи с этим Европа усомнилась в могуществе Бога.
  • После такой масштабной пандемии чума окончательно не покинула население. Периодически в разных городах вспыхивали эпидемии, унося с собой жизни людей.

Сегодня многие исследователи сомневаются, что вторая пандемия протекала именно в форме бубонной чумы.


Мнения по поводу второй пандемии

Существуют сомнения в том, что "черная смерть" – это синоним периода процветания бубонной чумы. Этому есть объяснения:

  • У больных чумой редко отмечались такие симптомы, как повышенная температура тела и воспаление горла. Однако современные ученые отмечают, что в повествованиях того времени присутствует множество ошибок. Более того, некоторые произведения являются художественными и противоречат не только другим рассказам, но и сами себе.
  • Третья пандемия смогла сразить только 3 % населения, тогда как "черная смерть" выкосила как минимум треть Европы. Но этому тоже есть объяснение. Во время второй пандемии наблюдалась жуткая антисанитария, доставляющая больше проблем, чем болезнь.
  • Бубоны, возникающие при поражении человека, располагались под мышками и в области шеи. Логично было бы, если бы они возникали на ногах, так как именно туда проще всего попасть блохе. Однако и этот факт не является безупречным. Оказывается, наряду с крысиной блохой распространителем чумы является человеческая вошь. А таких насекомых в Средневековье было много.
  • Обычно эпидемии предшествует массовая гибель крыс. Такого явления не наблюдалось в Средневековье. Этот факт также можно оспорить, учитывая присутствие человеческих вшей.
  • Блоха, которая является носителем заболевания, лучше всего себя чувствует в теплом и влажном климате. Пандемия процветала и в самые холодные зимы.
  • Скорость распространения эпидемии была рекордной.

В результате проведенных исследований было выяснено, что геном современных штаммов чумы идентичен болезни Средневековья, что доказывает, что именно бубонная форма патологии и стала "черной смертью" для людей того времени. Поэтому любые другие мнения автоматически перемещены в категорию неправильных. Но более детальное изучение вопроса все еще продолжается.

Еще в древнем мире не многие болезни вызывали такую же панику и разрушения, как бубонная чума . Эта страшная бактериальная инфекция обычно распространялась крысами и другими грызунами. Но когда она попадала в организм человека, то быстро распространялась по всему телу и часто оказывалась фатальной. Смерть могла наступить в считанные дни. Давайте рассмотрим шесть самых печально известных вспышек этого заболевания.

Чума Юстиниана

Юстиниана Первого часто называют самым влиятельным византийским императором, но его правление совпало с одной из первых хорошо задокументированных вспышек чумы. Предполагается, что пандемия возникла в Африке, а затем распространилась на Европу через зараженных крыс на торговых судах.

Чума достигла византийской столицы Константинополя в 541 году нашей эры и уже очень скоро забирала 10 тысяч жизней в день. Это привело к тому, что непогребенные тела складывали внутри зданий и даже под открытым небом.

По рассказам древнего историка Прокопия, жертвы демонстрировали многие классические симптомы бубонной чумы, включая внезапное повышение температуры и увеличение лимфатических узлов. Юстиниан также заболел, но он смог поправиться, чего не скажешь о третьей части жителей Константинополя, которым не так повезло.

Даже после того, как чума утихла в Византии, она продолжала появляться в Европе, Африке и Азии еще в течение нескольких лет, вызывая массовый голод и разруху. Считается, что погибло по меньшей мере 25 миллионов человек, но фактическое число может быть намного выше.

Черная смерть

В 1347 году хворь вновь вторглась в Европу с Востока, скорее всего, вместе с итальянскими моряками, которые возвращались домой из Крыма. В результате Черная смерть половину десятилетия разрывала весь континент. Население целых городов было уничтожено, и люди проводили большую часть своего времени, пытаясь похоронить всех умерших в местах массовых захоронений.

Средневековые врачи пытались бороться с болезнью с помощью кровопускания и других грубых методов, однако большинство людей были уверены, что это божья кара за их грехи. Некоторые христиане даже обвинили во всем евреев и начали массовые погромы.

Черная смерть утихла на Западе где-то в 1353 году, но не раньше, чем забрала с собой 50 миллионов человек - больше половины населения Европы. Несмотря на то что пандемия привела к разрухе на всем континенте, некоторые историки считают, что вызванная ею нехватка рабочей силы стала благом для низших рабочих классов.

Итальянская чума 1629-1631

Даже после того, как Черная смерть отступила, бубонная чума продолжала время от времени поднимать свою уродливую голову в Европе еще на протяжении нескольких столетий. Одна из самых разрушительных вспышек началась в 1629 году, когда войска, принимавшие участие в Тридцатилетнее войне, принесли инфекцию в итальянский город Мантую.

В течение следующих двух лет чума распространялась по сельской местности, но поражала также такие крупные города, как Верона, Милан, Венеция и Флоренция. В Милане и Венеции городские власти отправили больных на карантин и полностью сожгли их одежду и имущество, чтобы предотвратить распространение болезни.

Венецианцы даже изгнали некоторых жертв чумы на острова соседней лагуны. Эти жестокие меры, возможно, помогли сдержать болезнь, но до того времени погибло 280 тысяч человек, в том числе и более половины жителей Вероны. Республика Венеция потеряла треть своего населения - 140 тысяч человек.

Некоторые ученые утверждают, что эта вспышка подорвала силы города-государства, что привело к снижению его позиций в качестве основного игрока на мировой арене.

Великая чума в Лондоне

Чума осаждала Лондон несколько раз в течение 16 и 17 веков, однако наиболее известный случай произошел в 1665-1666 годах. Впервые она возникла в пригороде Лондона Сент-Джайлс, а затем распространилась на грязные кварталы столицы.

Пик произошел в сентябре 1665 года, когда каждую неделю умирало 8 тысяч человек. Богатые жители, в том числе и король Карл Второй, бежали в деревни, и основными жертвами чумы оказались бедные люди.

По мере распространения болезни власти Лондона пытались держать зараженных в их домах, которые отмечали красным крестом. До того как вспышка утихла в 1666 году, умерло, по разным оценкам, от 75 до 100 тысяч человек. Позже в том же году Лондон столкнулся с еще одной трагедией, когда Великий пожар разрушил большую центральную часть города.

Марсельская чума

Последняя в средневековой Европе крупная вспышка чумы началась в 1720 году с французского портового города Марселя. Болезнь прибыла на торговом судне, которое подобрало зараженных пассажиров во время поездки на Ближний Восток.

Судно находилось на карантине, однако его владелец, который также оказался заместителем мера Марселя, убедил должностных лиц позволить ему выгрузить товар. Крысы, которые жили в нем, вскоре распространились по всему городу, что и вызвало эпидемию.

Люди умирали тысячами, и груды тел на улице были настолько большими, что избавляться от них власти заставили арестантов. В соседнем Провансе была даже построена «стена чумы», чтобы сдержать инфекцию, однако она перекинулась и на юг Франции. Окончательно болезнь исчезла в 1722 году, но к тому времени умерло около 100 тысяч человек.

Третья пандемия

Первыми двумя пандемиями принято считать чуму Юстиниана и Черную смерть. Самая последняя, так называемая Третья пандемия, разразилась в 1855 году в китайской провинции Юньнань. В течение следующих нескольких десятилетий болезнь прошла по всему земному шару, и к началу 20 века зараженные крысы на суднах разнесли ее по всем шести континентам.

Во всем мире эта вспышка убила 15 миллионов человек, прежде чем от нее сумели избавиться в 1950 году. Больше всего жертв было в Китае и Индии, но были также рассеянные случаи от Южной Африки до Америки. Несмотря на тяжелые потери, Третья пандемия привела к нескольким прорывам в понимании врачами этой болезни.

В 1894 году врач из Гонконга Александр Ерсин определил, какие бациллы являются причиной заболевания. Несколько лет спустя другой врач наконец подтвердил, что укусы блох, которые переносились крысами, были главной причиной распространения инфекции среди людей.

БВРОПА
1348-1666 гг.

За 300 лет нашествия на Европу (с 1348 по 1666 годы) бубонная чума, известная под названием «Черная Смерть», унесла 25 миллионов жизней. Причиной ее отступления могли послужить три фактора: пожар в Лондоне, смена времен года и улучшение санитарных условий.

Невероятная, страшная по своему размаху бубонная чума, которая разоряла и опустошала Европу на протяжении 300 лет, унесла 25 миллионов жизней, или одну треть населения Европы того времени. «Черная смерть» — под таким названием она была известна — явилась самым страшным наказанием природы всех времен.

Страшнее, чем война, поскольку ей были незнакомы государственные границы. Более жестокая и болезненная для своих жертв, чем землетрясения. Более жуткая, чем извержение вулкана или приближающийся ураган, из-за неизвестности ее природы. «Черная смерть», названная так из-за предшествовашего ей нашествия черных крыс, держала в своем рабстве западные цивилизации на протяжении нескольких поколений.

В 1347 г. в крымском торговом порту Каффа (Феодосия) группа предприимчивых генуэзских купцов оказалась в многолетней осаде хана Джанибека Кипчака. Каффа являлся в ту пору главным портом, куда поступали товары из Генуи, но для хана это не имело большого значения. Он удерживал Каффу в качестве заложника, отбивая любые вторжения, кроме «Черной Смерти». Болезнь объявилась в начале 1348 г. и скосила огромное войско Кипчака, словно это были для нее силы противника.

Вот что сказано в отчете Габриэля де Муссиса, нотариуса из Пьяченцы, который якобы был свидетелем событий: «Несметные полчища татар и сарацинов внезапно пали жертвой неизвестной болезни… всю татарскую армию поразила болезнь… каждый день… погибали тысячи… в паху сгущались соки, потом они загнивали, развивалась лихорадка, наступала смерть, советы и помощь врачей не помогали…»

Хан Кипчак, как всегда находчивый и варварски изобретательный, решил использовать трупы умерших воинов в качестве оружия. Таким образом, он был первый в истории человек, который применил биологическое оружие.

«Татары, измученные чумой, заразной болезнью, ошеломленные и потрясенные смертью товарищей, гибнущих без всякой надежды на выздоровление, приказывали заряжать трупы в метательные машины и забрасывать ими город Каффу, чтобы эти непереносимые снаряды положили конец защитникам города, — продолжал описывать Муссис. — Город забросали горами мертвецов, и христианам некуда было убежать и некуда было спрятаться от такого несчастья… Они предавали мертвых волнам. Вскоре весь воздух был заражен, отравленная, испорченная вода стала загнивать. Усиливалось нестерпимое зловоние…»

Заразившиеся генуэзские моряки погрузились на корабли и отплыли в Италию. Неся на себе зараженных блох, они привезли в итальянский порт орды таких же зараженных черных крыс, которые по якорным цепям покинули корабли и наводнили город. Но генуэзцы оказались не единственными, кто привез в Европу «Черную Смерть». Чуму в Италию привезли 16 галлеонов, и только 4 из них прибыли из Каффы. Двенадцать других, на борту которых были вернувшиеся из Константинополя крестоносцы, пришвартовались в Мессине (Сицилия) примерно в то же время. Крестоносцы уже были заражены.

К концу 1348 г. вся Италия была охвачена чумой, и ее страшное дыхание стало ощущаться во Франции. К августу зараза распространилась на Швейцарию и Англию, куда была завезена кораблем из Кале. Этот корабль пришвартовался в порту Дорчестера Мелкомбе. К концу 1349 г. чума коснулась Ирландии, Шотландии, Дании и большей части Германии. Норвежские корабли занесли ее в Исландию, все население которой вымрет. Польша и Россия были заражены к 1351 г.

Количество смертных случаев росло с астрономической скоростью. Вымерла половина населения Италии. Жертвой болезни стали каждые 9 из 10 жителей Лондона. В 1348 г. от чумы умерли 1 244 434 жителя Германии. К 1386 г. в русском городе Смоленске осталось всего 5 жителей.

Эта смерть была нелегкой. Вот что писал Микеле Платьенсис из Пьяцы (цитируется по работе Йоханнеса Нола «Черная Смерть»):
«Зараженные люди испытывали пронизывающие все тело боли, словно подтачивающие их изнутри. Потом на бедрах или предплечьях развивался волдырь… От него инфекция распространялась по всему телу и так глубоко проникала в него, что больных рвало кровью. Так… продолжалось без перерыва три дня, средств вылечить болезнь не было, и больной сгорал».

Совершенно запуганные и беспомощные потенциальные жертвы болезни начали вести себя негуманно.

«Погибали не только те, кто общался с заболевшими, но также и те, кто только прикасался или пользовался их вещами, — продолжал Платьенсис. — Вскоре люди возненавидели друг друга до такой степени, что, когда заболевал сын, отец переставал заботиться о нем. Если он все же осмеливался приблизиться к нему, то немедленно заражался и в течение трех дней сгорал…»

Во Флоренции чума свирепствовала с особым остервенением, поэтому «Черную Смерть» иногда еще называли «Флорентийской чумой». Вот выдержка из «Декамерона» Джованни Бокаччо:
«… ходили, держа в руках немного цветов, немного благоуханных трав и пряностей, которые они постоянно подносили к носу, считая, что такие запахи являются отличным средством для укрепления мозга, тем более, что воздух казался густым и насквозь был пропитан смрадом, источаемым мертвыми телами, равно как и больными, а также применяемыми снадобьями».

В Парме эхом отозвался Франческа Петрарка: «Увы, мой любящий брат, что я могу сказать? С чего мне начать? К чему прийти? Все есть скорбь, повсюду царит ужас. Во мне ты можешь увидеть то, о чем читал о великом городе у Вергилия: «Мучительная боль повсюду, повсюду страх и многочисленные образы смерти». О, брат, как бы я желал никогда не рождаться на свет или уже встретить смерть!»

Во Франции папский город Авиньон, резиденция папы Клементия VI, был наполнен чумой. Неизвестный каноник в письме семье в Бельгию так описывал ход печальных событий (цитируется по книге Джорджа До «Черная Смерть 1347 г.»): «… Половина, а может быть и больше половины населения Авиньона уже мертва. В городских стенах более 7000 домов стоят запертыми: в них никто не живет, те, кто когда-то обитал там, скончались; в окрестностях едва можно встретить живого человека. Поле возле «Чудотворной Мадонны» было выкуплено папой и освящено под кладбище. В него с 13 марта закопали 11000 трупов…»

Позже папа Клементий освятит реку Рону, чтобы в нее можно было сбрасывать тела умерших. Сам папа уцелел под защитой двух огромных костров, которые денно и нощно горели с двух сторон от него.

В Англии монах из Рочестера Уилльям Дин записал такую сцену: «К нашему великому прискорбию чума унесла такое огромное количество жизней людей обоего пола, что нельзя было найти человека, который свозил бы трупы в могилу. Мужчины и женщины относили детей на плечах к церкви и сбрасывали их в общий ров. От него исходило столь устрашающее зловоние, что люди опасались проходить мимо кладбища».

Такой обстановка была во всей Европе. Отчаявшиеся люди в надежде избавиться от боли, ужаса и неизбежной смерти от чумы обращались к врачам, которые не больше их знали, как лечить эту скоротечную болезнь. Тем не менее, врачи продолжали пробовать различные паллиативные способы.

Некоторые доктора советовали вокруг шеи носить человеческие фекалии в зашитом мешочке.
Другие предписывали купание в моче и ее употребление внутрь. К нарывам, для отсасывания яда, прикладывали пиявок, высушенных жаб и ящериц. В открытые раны вкладывали свиное сало и масло. В яички втыкали иголки. Кровью только что зарезанных голубей и щенков окропляли горящие в лихорадке лбы.
Французский врач Ги де Шольяк вскрывал нарывы и прижигал открытые раны раскаленной докрасна кочергой. Этот примитивный способ очистки действительно давал результат, если человек, по отношению к которому он был применен, не умирал от сердечного приступа, не впадал в необратимый шок, не сходил от боли с ума.

Возникла проблема «отравленных помещений» — тех, где от чумы скончались люди. В большое плоское блюдо наливали свежее молоко и оставляли посредине зараженной комнаты, чтобы адсорбировать зараженный воздух. Неизвестный лондонский врач предложил следующий рецепт обеззараживания дома, в котором скончался чумной больной: «… Возьмите несколько крупных луковиц, очистите их, положите 3-4 луковицы на пол, и пусть они так полежат в течение 10 дней, лук вберет в себя всю инфекцию зараженной комнаты, только потом луковицы нужно будет закопать глубоко в землю».

Озадаченные тем, что ни доктора, ни церковники не в состоянии помочь им, бедняки либо становились чересчур набожными, либо разочарованные в «отвернувшемся» от них Боге давали выход отчаянию в том, что находили «козлов отпущения», предавались распущенности, сластолюбию, верили амулетам, колдовству, даже поклонялись дьяволу. Во многих отношениях «Черная Смерть» отбросила цивилизацию на многие века назад.

Правда, были и отдельные положительные стороны. Некоторые очень набожные люди установили традиции, дожившие до наших дней. Например, жители Обераммергау поклялись проводить регулярные религиозные действия, если зловещая рука чумной напасти будет отведена от них. Их обет продержался до конца чумы — 1634 года, и чума покинула их. Они и сегодня еще представляют свое действо Страстей Господних.

Отдельные пятна солнечного света в те времена казались еще ярче в виду их редкости. Но рьяная религиозная исступленность принесла гораздо больше вреда. Страну заполонили флагелланты так называемых «Братьев Креста». Они устраивали на деревенских площадях ритуалы самобичевания во искупление грехов, которые якобы послужили причиной чумы. В то же время сами становились разносчиками чумы.

Поиск козлов отпущения разжег антисемитизм. В мае 1348 г. в трех городах Франции были истреблены еврейские поселения. Жестокая расправа постигла старых и малых, здоровых и слабых, женщин и детей.

В сентябре того же года еврейский врач в Шильоне (Швейцария) во время кровавых истязаний «признался», что он и еще несколько членов еврейской общины отравили колодцы. Новость быстро распространилась по всей Европе. Было уничтожено 50 крупных и 150 мелких еврейских общин. Всего было устроено 350 погромов.

Некоторые сказки и детские стишки корнями уходят во времена «Черной Смерти».
На шее венки из роз,
Букетиков полные карманы,
Апчхи-апчхи!
Все падают на землю.

Несомненно, здесь дано описание традиции носить гирлянды цветов во времена чумы, чтобы приглушить запах миазмов. Две последние строчки являются свидетельством отсутствия сколь-нибудь действенного лекарства, если обладатели букетиков делали последний вздох и падали замертво.

Более жизнерадостна сказка о Дудочнике из немецкого городка Хамельна, пораженного в 1358 г. и 1361 г. чумой и полчищами крыс. Исторические факты совпадают с рассказом и поэмой Роберта Браунинга: «Хамельн был наводнен полчищами крыс. Власти города наняли странствующего крысолова. Когда он истребил всех крыс и потребовал плату за работу, власти предложил ему жалкие гроши. Крысолов покинул город, поклявшись отомстить. Тем временем дети Хамельна собирали тушки крыс, которыми были завалены улицы города, и бросали их в быстрый поток реки Везер. Заразившись чумой, дети умерли. Их похоронили на новом кладбище на склоне горы Коппельберг. В сказке именно в этом месте гора открылась и навсегда поглотила Дудочника и детей!»

Не встретив отпора ни со стороны Бога, ни со стороны людей, чума продолжала властвовать, накладывая отпечаток на привычки и традиции людей. Использовались всевозможные лекарства, снадобья и епитимьи. Некоторые оказывались эффективными, некоторые — нет. Пляски были одним из мрачных способов изгнания чумы. Во время фантастического действия, справедливо названного «Пляской смерти», тысячи жертв участвовали в неистовых плясках на площадях города до тех пор, пока не падали с ног от усталости или болезни. Остальные тем временем продолжали плясать и затаптывали упавших насмерть.

Более эффективным методом борьбы с чумой оказалась традиция устанавливать в портах карантин для прибывших кораблей. Кораблям предписывалось в течение 40 дней (возможно, по религиозным соображениям именно такой срок) оставаться на якоре. Это предотвращало распространение чумы в городах по вине моряков, но нередко корабли за это время становились безлюдными, так как зараженная чумой команда вымирала до единого человека.

Это были мрачные времена для всего мира, когда таким чудовищным способом сокращалось население, в том числе и в Европе. Единственное оружие, которое могло искоренить чуму — санитария — будет применено только в 1666 года, когда чума внезапно исчезнет. Некоторые считали причиной ее конца Лондонский пожар, некоторые — смену времен года. Но мало кто осознавал в то время, что причиной конца чумы стали мыло и вода.

Детальное описание конца «Черной Смерти» дано в статье «Английская чума 1665»