Способы извлечения пострадавших из под завала. Извлечение пострадавшего из транспорта Извлечение пострадавших в дтп

При ДТП важным моментом оказания помощи пострадавшему является правильное извлечение его из автомобиля. Особенно сложно сделать это при деформации кузова и заклинивании двери, опрокидывании автомобиля. В этих случаях необходимо, используя монтировочную лопатку или другие подручные средства, открыть одну из дверец, желательно со стороны пострадавшего. Получив доступ в салон (кабину) транспортного средства, немедленно выключите зажигание.

Если состояние пострадавшего не вызывает опасений и в данный момент ему ничто не угрожает, можно не извлекать его из автомобиля, так как допущенные при этом ошибки могут усугубить полученные человеком повреждения.

Если пострадавший без сознания, убедитесь в проходимости дыхательных путей и обеспечивайте ее до извлечения из автомобиля .

Если человек находится в тяжелом состоянии (остановка дыхания и кровообращения, сдавливание тела, кровотечение и т. д.) или может получить новые повреждения, необходимо немедленно извлечь его из автомобиля.

Учитывая возможную травму грудной клетки, извлекайте пострадавшего за и подмышечные области, где ребра повреждаются сравнительно редко . Грубые, сопряженные с применением значительных физических усилий приемы могут нанести пострадавшему дополнительную травму и непоправимый вред.

Если существует опасность нарушения дыхания или усугубления травмы шейного отдела позвоночного столба, положение головы, шеи и грудной клетки необходимо сохранять неизменным относительно друг друга. В этом случае следует использовать прием, при котором оказывающий помощь одной рукой фиксирует подбородок пострадавшего, а другой - удерживает его за кисть .

При повреждении позвоночного столба извлекать пострадавшего из автомобиля должны несколько человек, аккуратно вытягивая за голову .


Помните! Ваши действия при извлечении пострадавшего из транспортного средства должны быть правильными и щадящими.

Если при ЧС на автомобильном транспорте возникает пожар, то спасатели обязаны незамедлительно приступить к его ликвидации, используя все имеющиеся у них средства пожаротушения.

Примечание: Резка кузова автомобиля с применением от­резных и углошлифовальных машин, а также подобного оборудо­вания (бензорезы, дисковые пилы и т.п.) недопустима, так как все­гда существует опасность загорания, а сноп искр, вылетающий из-под режущего органа, может привести к травмированию как по­страдавшего, так и спасателей.

3. Ориентирование по карте в движении по заданному маршруту .

Если известна точка стояния и на местности виден характерный ориентир, который изображен на карте, то карта ориентируется по двум точкам. Для этого необходимо поворачивать карту в горизонтальном положении до того момента, пока линии от точки стояния до ориентира на местности и на карте не станут параллельно.

Движение по карте

При движении по дороге, необходимо определить маршрут, определить характерные ориентиры на маршруте, расстояния между ориентирами.

При движении без дорог, маршрут надо выбрать так, чтобы каждый поворот пути на карте был обозначен на карте характерным ориентиром, определить расстояния между ориентирами.

При движении в лесу маршрут прочерчивается на карте, определяются азимуты и расстояния для каждого закрытого участка пути.

При движении постоянно сверяться с выбранными ориентирами и другими окружающими их ориентирами.

Определение по карте своего местоположения

Свое местоположение по карте можно определить по наличию рядом характерного ориентира, изображенного на карте.

Если рядом нет характерных ориентиров, то местоположение определяется по ближайшим местным предметам. Для этого надо ориентировать карту и найти по ней изображение двух-трех близлежащих местных предметов. Определить глазомерно свое местоположение относительно этих предметов и наметить примерное местоположение на карте.

Билет № 3

1. Назначение, состав, возможности штатного гидравлического аварийно-спасательного инструмента (цилиндр с двумя штоками).

Цилиндры применяются для увеличения пространства доступа, подпорки различных элементов строительных конструкций. Цилиндры двойного действия могут с помощью набора цепей работать на «стягивание».



Основные тактико-технические характеристики цилиндров

Фирма-изготов. Марка Рабочее давление, МПа Макс. расшир. сила, кН Макс. тянущая сила, кН Длина хода штока, мм Миним. длина, мм Масса, кг
«Средства спасения» ЦС-2080М - 17,9
«Спрут» ЦГС-1/80 ЦГС-2/80 2х280 13,0 17,2
«Холматро» Голландия 2004U 2005U 2006U 1020U 1040U 1068U 49,5 49,5 49,5 49,5 49,5 49,5 2х250 2х250 2х200 2х340 12,0 15,5 18,5 12,7 16,5 19,0
«Лукас» Германия LZR12/300 LZR12/500 LZR12/550 LZR12/700 LZR12/570 - - - - 12,5 17,4 21,8 23,0 16,9
«Амкус» США АМК-508 АМК-762 АМК-1016 АМК-1524 10,2 12,2 15,0 19,7
«Енерпак» Голландия RDR-10125 RDR-10205 RDR-10500 RDR-20100 RDR-20200 RDR-20400 6.2 8.0 10.7 9.7 10.5 14.5
«Вебер» RZ1-180 RZ2-1250 RZ3-1600 12.5 16.0 18.5

2. Требования безопасности перед началом поисково-спасательных работ .

Спасатели, выполняющие работы, должны иметь средства защиты головы (каска шахтерская или шлем стальной), глаз и лица (очки), спецобувь, одежду специальную для защиты от механических воздействий. Рабочая одежда спасателей должна быть выполнена из материала яркого цвета, стойкая к механическим повреждениям и агрессивным веществам, предохранительные пояса.

Там, где нельзя использовать электроинструмент, по взрыво- и электробезопасности, применяют пневматический инструмент, который работает от сжатого воздуха давлением 3-6 атм. Применение пневматического инструмента позволяет безопасно работать в сырых помещениях, внутри металлических емкостей и тех местах, где пользоваться электроэнергией представляет собой опасность.

Общие требования безопасности при работе с пневмоинструментом:

· знать безопасные способы работы;

· конструкцию и правила технической эксплуатации каждого вида инструмента;

· причины неисправности инструментов.

Общие требования безопасности при работе с электрическими машинами:

· искрение щеток;

· вытекание смазок;

· появление дыма или характерного запаха горящей изоляции.

При работе с ручными рычажными лебедками:

· поднимать и перемещать грузы, вес которых превышает номинальное тяговое усилие;

· при подъеме обломков должно быть обеспечено устойчивое положение лебедки, домкратов и всех механизмов работающих под нагрузкой.

Безопасность спасателей и пострадавших при ведении аварийно-спасательных работ при ДТП достигается:

заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению аварийно-спасательных работ с использованием современных средств спасения, инструментов, способов и тех­нологий их применения соответственно типовым условиям об­становки;

допуском к выполнению аварийно-спасательных работ только лиц, обученных по соответствующей программе, сдавших зачеты и получивших соответствующее удостоверение;

неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указаний командира, поддержанием высокой дисциплины и ор­ганизованности;

организацией и неукоснительным поддержанием особого режима в рабочей зоне, ограждением ее и недопущением проник­новения на ее территорию посторонних лиц;

четким распределением обязанностей между членами аварийно-спасательной группы;

постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием им необходи­мой помощи при возникновении аварийных ситуаций;

выполнением АСР в тесном взаимодействии спасательной группы с подразделением безопасности дорожного движения и бригадой скорой медицинской помощи.


Похожая информация.


Извлечение пострадавшего из автомобиля это не всегда благо. Читайте в нашей статье в каких случаях можно это делать, а в каких категорически запрещено.

В каких случаях пострадавшего извлекают из автомобиля

Извлечение пострадавшего из автомобиля нужно проводить при следующих условиях:

  • Стойкий запах бензина в автомобиле.
  • Задымление транспортного средства.
  • Пламя на капоте автомобиля.
  • Характер травм и тяжесть состояния пострадавшего не позволяет оказывать помощь в салоне автомобиля.
  • Погодные условия не позволяют оставлять пострадавшего в автомобиле (холод, нет возможности согревания).

Извлекать пострадавшего из аварийного транспортного средства можно лишь при соблюдении следующих условий:

  1. нет опасности для собственной жизни;
  2. нет опасности причинить дополнительные травмы при извлечении;
  3. нет зажатия пострадавшего при деформации автомобиля;
  4. транспортное средство устойчиво.

В каких случаях пострадавшего нельзя извлекать из автомобиля

Извлечение пострадавшего из автомобиля нельзя проводить при следующем условии:

  • Если при извлечении из автомобиля можно нанести пострадавшему тяжелую дополнительную травму.

Например: автомобилю не грозит взрыв или загорание, пострадавший в сознании и с нормальным пульсом на запястье, но у него есть явные признаки повреждения шеи или позвоночника, а спасающий пытается вытащить его без помощников, в одиночку!

l При осмотре пострадавшего в машине необходимо обратить внимание на его позу и наличие обильного кровотечения. Артериальное кровотечение сразу же останавливаем пальцевым прижатием и наложением жгута. Неестественная поза свидетельствует о наличии переломов или бессознательном состоянии. В этих случаях при извлечении пострадавшего необходимо по возможности сохранить его позу неизменной. Прежде чем приступить к извлечению пострадавшего из машины, необходимо наложить головодержатель, устранить все, что его удерживает – отодвинуть, отогнуть, отжать рычагом и т.д. Извлекая пострадавшего нельзя использовать силовые приемы. Нужно проявлять максимум осторожности так как у него могут быть множественные переломы конечностей, позвоночника, ЧМТ и т.д. При подозрении на перелом позвоночника пострадавшего после извлечения необходимо уложить на твердое основание на живот или на спину и в последующем его не перемещать без крайней надобности. Пострадавшим с переломом конечностей сразу же после извлечения производится иммобилизация и только потом его переносят в более удобное место для проведения других мероприятий первой медицинской помощи.

Политравма (сочетанная и множественная травма) зачастую является наиболее тяжелой, поскольку в этом случае у пострадавшего имеется несколько повреждений, каждое в отдельности из которых может угрожать жизни пострадавшего, а также взаимно ухудшать его состояние. Такой вид травмы характерен для дорожно-транспортного происшествия, падения с высоты, нахождения в зоне взрыва и т.п. Одной из разновидностей политравмы является комбинированная травм – повреждение, развивающееся у пострадавшего в результате действия на его организм нескольких факторов (механического, термического, химического. радиационного и т.д.).

Опасные осложнения ранений:

  • острая кровопотеря, которая может непосредственно угрожать жизни пострадавшего на месте происшествия;
  • травматический шок;
  • повреждения жизненно важных органов (головного мозга, легких, сердца);

l инфекционные осложнения (наблюдаются в более поздний период, чем предыдущие, поэтому к оказанию первой помощи прямого отношения не имеют).

l Порядок оказания медицинской помощи пострадавшим в очаге катастрофы (или на месте происшествия).

l Определяем состояние, которое угрожает жизни пострадавшего, и проводим неотложную помощь при них:

l А. Проходимость верхних дыхательных путей и целостность шейного отдела позвоночника: - очистить пальцем или отсосом полость рта. - закинуть голову назад и поднять подбородок. - вытянуть и фиксировать язык. «Тройной прием П.Сафара»: а) отгибание головы назад; б) приоткрывание рта; в) выдвижение вперед нижней челюсти.



l Схема верхних дыхательных путей: а) голова не запрокинута: западение языка назад образует препятствие; б) голова в запрокинутом состоянии: корень языка поднимается – проходимость свободная.

l Поддержка проходимости: - воздуховод - интубация трахеи (при переломе шейного отдела позвоночника или подозрении на него – назофарингеальная интубация). Если не обеспечена их проходимость: - коникотомия При травме шейного отдела позвоночника – ноложение головодержателя.

l В. Оценка дыхания: Характер и частота дыхания, наличие открытого пневмоторакса (необходима оклюзионная повязка), напряженного пневмоторакса (необходим перевод его в открытый), окончатого перелома ребер и др.

l С. Кровообращение: Оценка ритма сердца – тахикардия, брадикардия, экстросистолия, фибрилляция желудочков (необходима медикаментозная терапия или дефибриляция); асистолия, отсутствие пульса на лучевой и сонной артерии (необходима сердечно-легочная реанимация).

l ІІ. Вторичный осмотр пострадавшего, проводится после выполнения неотложных мероприятий по восстановлению жизненно важных функций. Это обследование «с головы до пят». После чего проводятся необходимые лечебные мероприятия в зависимости от выявленных повреждений: иммобилизация, введение лекарств, инфузионная терапия и др. ІІІ. Транспортировка пострадавшего в лечебное учреждение.

Порядок оказания первой помощи:

  • оценить состояние пострадавшего, осмотреть его;
  • привлекая помощника или самостоятельно вызвать скорую медицинскую помощь;
  • выполнить необходимые мероприятия первой помощи: остановить кровотечение, наложить повязки, придать пострадавшему необходимое в зависимости от вида травмы положение;
  • контролировать состояние пострадавшего до прибытия скорой медицинской помощи.

Хронокарта практического занятия на тему: Политравма

№ п\п Название этапа Пояснения к реализации Цель Время (мин.)
Организационные вопросы Внешний вид, отметка присутствующих, выяснение причин отсутствия Подготовка студентов к работе
Вводное слово преподавателя Раскрыть актуальность темы (указать частоту политравм, тяжесть, возможные осложнения) Введение в проблему
Контроль исходного уровня знания студентов Провести индивидуальный опрос студентов в виде программконтроля. Выяснить готовность студентов и провести корректировку знаний
Обследование локального статуса видимых повреждений у манекена, формулировка основного диагноза. Составление алгоритма оказания помощи с данной патологией на уровне доврачебной, врачебной и специализированной помощи. Студенты проводят обследование манекена, формулируют предварительный диагноз, составляют необходимого обследования, составляют алгоритм лечения и обосновывают его выбор. Освоить диагностику повреждений при политравме на основании клинических и дополнительных методов исследования. Определить показания для оперативного и консервативного лечения.
Обсуждение правильности клинического и дополнительного методов обследования манекена и разбор ошибок в диагностике. 2-3 студента докладывают о найденных повреждениях у манекена. Формулируют предварительный диагноз. Составляют план дополнительных методов методов обследования и указывают на их необходимость. По окончании обследования предлагают алгоритм оказания помощи при данной политравме. Анализ ошибок и осложнений. ЗОсвоить диагнос-тику больных с политравмой, правильно определить последовательность оперативного и консервативного методов лечения.
Контроль конечного уровня знаний. Использование ситуационных задач (типовых и нети-пичных) (задачи при- лагаются), тестовых заданий. Выяснить умение клинической помощи при политравме.
Заключительное слово преподавателя Обратить внимание на ошибки, выявленные в процессе занятия. Ответы на вопросы. Дать задание на дом

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Дать определение политравмы.

2. Дать определение сочетанной травмы.

3. Дать определение комбинированного поражения.

4. Перечислить формы политравмы.

5. Оказание медицинской помощи при политравме на догоспитальном этапе.

6. Оказание медицинской помощи при политравме в специализированной больнице.

7. Классификация сочетанных механических повреждений.

8. Объем кровопотери при скелетной травме.

9. Знать способы временной и окончательной остановки кровотечения.

10. Знать транспортную иммобилизацию при повреждениях опорно-двигательного аппарата.

11. Действие в очаге катастрофы.

При ДТП важным моментом оказания помощи пострадавшему является правильное извлечение его из автомобиля. Особенно сложно сделать это при деформации кузова и заклинивании двери, опрокидывании автомобиля. В этих случаях необходимо, используя монтировочную лопатку или другие подручные средства, открыть одну из дверец, желательно со стороны пострадавшего. Получив доступ в салон (кабину) транспортного средства, немедленно выключите зажигание.
Если состояние пострадавшего не вызывает опасений и в данный момент ему ничто не угрожает, можно не извлекать его из автомобиля, так как допущенные при этом ошибки могут усугубить полученные человеком повреждения.
Если пострадавший без сознания, убедитесь в проходимости дыхательных путей и обеспечивайте ее до извлечения из автомобиля .
Если человек находится в тяжелом состоянии (остановка дыхания и кровообращения, сдавливание тела, кровотечение и т. д.) или может получить новые повреждения, необходимо немедленно извлечь его из автомобиля.
Учитывая возможную травму грудной клетки, извлекайте пострадавшего запредплечье и подмышечные области, где ребра повреждаются сравнительно редко . Грубые, сопряженные с применением значительных физических усилий приемы могут нанести пострадавшему дополнительную травму и непоправимый вред.
Если существует опасность нарушения дыхания или усугубления травмы шейного отдела позвоночного столба, положение головы, шеи и грудной клетки необходимо сохранять неизменным относительно друг друга. В этом случае следует использовать прием, при котором оказывающий помощь одной рукой фиксирует подбородок пострадавшего, а другой - удерживает его за кисть .
При повреждении позвоночного столба извлекать пострадавшего из автомобиля должны несколько человек, аккуратно вытягивая за голову .
Помните! Ваши действия при извлечении пострадавшего из транспортного средства должны быть правильными и щадящ

Наблюдайте и оказывайте помощь пострадавшим до прибытия скорой помощи, используя для этого аптечки из других автомобилей.

В исключительных случаях находясь в малонаселенных и труднодоступных районах, при отсутствии связи, транспортируйте пострадавшего самостоятельно, обеспечив при этом максимально возможную иммобилизацию и придав ему правильное транспортное положение.

Своевременность, объем, и качество оказания первой помощи пострадавшим во многом зависит от умения организовать четкое взаимодействие с очевидцами и свидетелями ДТП.

Как найти помощников?

Незаменимыми помощниками на месте ДТП могут оказаться:

медицинские работники, спасатели, педагоги оказавшиеся очевидцами происшествия;

люди, проявляющие активность и желающие помочь;

люди с хорошими физическими данными, спокойным и уверенным поведением и др.

Задачи для помощников:

Организация безопасности на месте ДТП (выставить дополнительные знаки аварийной остановки из табельных или подручных средств, освободить место для прибытия аварийно-спасательных бригад);

Оказание первой помощи (извлечение пострадавших из транспортных средств, поиск пострадавших поблизости от места ДТП, уход, визуальный и словесный контроль за пострадавшими и детьми);

Встреча специализированных бригад прибывающих на место ДТП.

Как нужно общаться с пострадавшим и окружающими?

1)желательно подойти к пострадавшему спереди;

2)ваше поведение должно быть уверенным и спокойным;

3)представьтесь пострадавшему;

4)общайтесь с пострадавшим по имени и на «Вы»;

5)объясните ваши действия и цель помощи;

6)превратите ваше сочувствие в фактическую помощь;

7)манипуляции должны быть бережными и осторожными;

8)используйте только те приемы, которые вы лучше знаете;

9)старайтесь делать все как можно лучше и быстрее;

10)постоянно беседуйте с пострадавшим;

11)будьте готовы к любым ситуациям.

12)не отвечайте на возможную агрессию и оскорбления, это относится не к вам, это способ пострадавшего избавиться от собственного страха;

13)предотвращайте споры между вашими помощниками, дав им конкретные задания.

Алгоритм действий водителя оказавшегося свидетелем ДТП.

Водитель, оказавшийся свидетелем ДТП, до прибытия скорой помощи и аварийно-спасательных формирований так же должен принять меры направленные на спасение пострадавших. При этом его действия должны быть четкими и последовательными.

Остановить свое транспортное средство на безопасном расстоянии от места происшествия, не загораживая при этом пути подъезда аварийно-спасательных формирований.

Включить сигнал аварийной остановки, выставить знак «Аварийная остановка»;

При наличии, свободного от оказания первой медицинской помощи человека, направить его с сигнальными средствами (мигающий фонарь, кусок белой материи) вдоль дороги по направлению движения для заблаговременного предупреждения других водителей об опасности и необходимости снижения скорости движения.

Безопасно подойти к месту, оценить обстановку.

Если Вас попросили вызвать помощь, вы должны четко обозначить причину вызова:

Указать, точный адрес (координаты) места происшествия (направление трассы, какой километр и т.д.);

Указать точное время ДТП (часы, минуты);

Информировать об особенностях подъезда к месту ДТП;

Четко охарактеризовать происшествие (количество автомобилей участвующих в ДТП, характер столкновения);

Информировать о наличии дополнительной опасности (разливе топлива, угрозе возгорания, опасного груза и т.д.);

Указать точное количество пострадавших, есть ли среди них дети;

Имеются ли зажатые, блокированные в автомобиле люди, извлечение которых потребует специальных аварийно-спасательных мер.