Atf масло для акпп-характеристики и применение и совместимость масел atf. Полная информация об ATF Какие бывают виды жидкостей для акпп

Нужно ли менять жидкость в автоматической коробке?

Если верить инструкции по эксплуатации, то в случае с новым автомобилем «автомат» не требует какого-либо обслуживания вплоть до пробега 100 тысяч километров. Правда, скептики-масленщики морщатся: мол, к 40–50 тысячам было бы неплохо залить свежую жидкость ATF (Automatic Transmission Fluid), подходящую для конкретной машины. Но наряду со специализированными жидкостями популярностью пользуются и так называемые «мультяшки» - ATF с красивым именем Multi-Vehicle («малти-виикл», то есть для разных автомобилей), которые можно лить едва ли не в любую АКП, не утруждая себя поиском фирменного масла.

Казалось бы, зачем они нужны, если можно купить родную жидкость? Ответ прост: для вторички. Их берут те, кто уже по второму кругу одометра катается на «автомате» и понятия не имеет, что и когда в него заливалось. Кроме того, далеко не каждый склад или магазин держит в закромах бутылку, заведомо подходящую именно вашей АТ. Поставка жидкости под заказ может идти долго - а «мультяшки» соответствуют многим допускам. Так что вопрос тут вовсе не в цене («мультяшки» не дешевле), а именно в быстроте решения проблемы.

В общем, для теста мы взяли восемь жидкостей с обозначением Multi-Vehicle. Проверка «мультяшек» нам показалась очень интересной, потому что с технической точки зрения создать подобный товар очень непросто. Понятно, что оценить их универсальность в полном объеме задача непосильная: число требований, допусков и спецификаций для ATF переваливает за сотню (стараются как производители автомобилей, так и изготовители коробок передач). Поэтому мы объединили всевозможные критерии по группам, более близким и понятным потребителю.

Вот по каким параметрам мы будем их проверять.

1. Потери на трение в коробке передач. Интересно, почувствует водитель разницу или нет?

2. Влияние жидкости на эффективность передачи потока энергии от двигателя к трансмиссии. От этого зависят динамика и расход топлива.

3. Холодный пуск.

4. Защитные свойства жидкости. По темпу износа пар трения оценим близость ремонта или, не дай бог, замены коробки.

КАК ПРОВЕРЯЕМ

Основные физико-химические показатели - вязкость и индекс вязкости, температуру вспышки и застывания - мы измерили в сертифицированной лаборатории. Потери на трение и износ оценили на машине трения - устройстве, моделирующем условия работы различных пар трения. Испытания проводили в два этапа. На первом исследовали модель, аналогичную зубчатому зацеплению. На втором этапе моделировали условия работы в подшипниках. При этом измеряли коэффициенты трения, разогрев масла, износ пар трения. Износ определяли точным взвешиванием деталей до и после цикла испытаний, а для модели подшипника - еще и методом лунок. Это когда до испытаний на рабочей поверхности образца, в зоне, наиболее подверженной износу, нарезается лунка фиксированного размера, а по окончании испытаний фиксируется изменение ее диаметра. Чем значительнее он увеличится, тем выше износ.

Испытания для каждой жидкости на одном и другом этапах продолжались долго: сто тысяч циклов нагружения для модели подшипника и пятьдесят тысяч - для модели зубчатого зацепления.

РАЗДАЧА ПРЯНИКОВ

Итак, смотрим, что получилось. Сразу бросилось в глаза, что влияние марки жидкости на коэффициент трения было очень неоднозначным. Для модели зубчатого зацепления все различия уложились в пределы погрешности измерений. Чуть лучше других смотрится голландский NGN Universal ATF. А вот для модели подшипника всё иначе - разбег замеренного параметра достаточно велик. Тут лучшие показатели - у жидкостей Motul Multi ATF и Castrol ATF Multivehicle.

Насколько критична разница по этому параметру? В масштабах всего силового агрегата (двигатель и коробка передач) доля потерь на трение в коробке не столь уж велика (если не учитывать потери в гидротрансформаторе). Зато нагрев масла от трения при работе на разных жидкостях различается куда значительнее: усредненная совокупная разница для моделей зубчатого зацепления и подшипника составляет примерно 17%. С точки зрения температурного эффекта эта разница весьма ощутима - до 10–15 градусов, которые дают изменение КПД гидротрансформатора на заметные единицы процентов. Лучше других здесь выглядит синтетика фирмы Motul. Лишь немного уступают ей жидкости NGN Universal и Totachi Multi-Vehicle ATF.

Разогрев жидкости влияет и на ее вязкость: чем больше нагрев, тем она ниже. А с падением вязкости снижается эффективность гидротрансформатора. У многих на памяти проблемы с «автоматами» не очень юных «французов», когда из-за повышения температуры жидкости (особенно летом в пробках) они вообще отказывались работать!

Идем дальше. Очень важно, чтобы зависимость вязкости от температуры была максимально пологой. Одним из основных критериев этой пологости является индекс вязкости: чем он выше, тем лучше. Тут лидеры - жидкости Mobil Multi-Vehicle ATF, Motul Multi ATF и Formula Shell Multi-Vehicle ATF. Ненамного отстал от них «мультик» бренда NGN.

Посмотрим, насколько изменится вязкость жидкости в рабочей зоне коробки с учетом ее нагрева. Разница ощутимая! Для кинематической вязкости она доходит до 26%. А КПД «автоматов» (особенно старых конструкций) достаточно невелик и в большой степени определяется эффективностью работы гидротрансформатора - который как раз и страдает при уменьшении вязкости рабочей жидкости.

Наименьшее падение вязкости обнаружилось у масел Motul Multi ATF, Formula Shell Multi-Vehicle и NGN Universal ATF. Наибольшее - у Totachi Multi-Vehicle ATF. Это, конечно, сравнительные результаты, прямого переноса на эффективность коробки делать нельзя. Но для форсированных моторов, в которых нагрузка на узлы автоматической коробки выше, предпочтительно иметь жидкости с более стабильной характеристикой.

Низкотемпературные свойства оценивали по совокупности нескольких параметров. Очевидно, что все жидкости, и ATF в том числе, густеют на морозе. Значит, при изрядном минусе за бортом излишняя вязкость будет мешать провернуть мотор на старте, поскольку на машинах с автоматом педаль сцепления не предусмотрена. Поэтому мы определяли кинематическую вязкость каждого образца при трех фиксированных отрицательных температурах. Кроме того, оценили температуру, при которой кинематическая вязкость масла достигнет некой фиксированной величины, условно принятой за предельную, при которой еще возможно «проворачивание» коробки передач.

Заодно определили температуру замерзания: этот параметр входит во все описания ATF и косвенно свидетельствует о том, на базе какой основы сделана жидкость - синтетической или полусинтетической.

В этой номинации опять победили синтетики с высоким индексом вязкости: Motul Multi ATF, Mobil Multi-Vehicle ATF, NGN Universal ATF, Formula Shell Multi-Vehicle. У них же зафиксированы и самые низкие температуры застывания. И наконец, защитные функции жидкостей, то есть их способность препятствовать износу. Мы исследовали износ двух моделей - зубчатого зацепления и подшипника скольжения, поскольку в реальной коробке условия работы этих узлов заметно разнятся. Следовательно, и свойства ATF, обеспечивающие уменьшение износа, должны быть разными и увязанными с работой гидротрансформатора. И здесь мы обнаружили разброс результатов. Лидер в минимизации износа зубчатых зацеплений - Mobil Multi-Vehicle ATF, а в состязаниях на подшипниках скольжения с большим отрывом победили Motul Multi ATF и Totachi Multi-Vehicle ATF.

ИТОГО

Если при традиционных экспертизах бензина и моторных масел мы, как правило, выявляли лишь незначительные отличия одного образца от другого, то здесь ситуация иная. По ключевым параметрам у разных ATF разбег оказался существенным. А если учесть, что степень влияния этой непростой жидкости и на мощность, и на расход топлива, и на ресурс коробки весьма заметна, то над ее выбором следует задуматься. Хорошая синтетика с высоким индексом вязкости - это лучший выбор, который и защитит ваши нервы при зимнем пуске на изрядном морозце, и не создаст проблем после долгого стояния в пробке под знойным солнышком.

Степень соответствия Multi своему названию оставим на совести их разработчиков. Еще в самом начале мы отметили, что проверить на практике каждую ATF во всех «автоматах», перечисленных на их этикетках, нереально. Кстати, и в описаниях (за малым исключением) допуски либо прямо, либо по умолчанию обозначаются словом meets, то есть «соответствует». Это значит, что свойства жидкости гарантирует ее производитель, но подтверждения соответствия производителем автомобиля или коробки нет. В заключение сообщим, что если планируемый срок эксплуатации нового автомобиля не превышает 50–70 тысяч километров (затем планируется замена), то статью вы читали зря - менять «жидкое сцепление» вам не придется. А в остальных случаях раздобытые нами сведения должны пригодиться. Сложив результаты, набранные во всех испытаниях, мы выяснили, что лучшими оказались продукты Motul и Mobil, от которых немного отстала жидкость Formula Shell.

Наши комментарии к каждому препарату - в подписях к фотографиям.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ЖИДКОСТЬ ATF?

В трансмиссии автомобиля нет более сложного и противоречивого устройства, чем коробка-автомат. Она объединяет в себе два агрегата - гидротрансформатор, обеспечивающий непрерывность потока энергии от двигателя к колесам, и планетарный механизм перемены передач.

Гидротрансформатор - это, по сути, два соосных колеса: насосное и турбинное. Между ними нет непосредственного контакта: связь осуществляется потоком жидкости. Коэффициент полезного действия этого устройства будет зависеть от массы параметров - конструкции колес, зазоров между ними, утечек… И конечно же, от свойств жидкости, находящейся между колесами. Она выполняет роль эдакого жидкого сцепления.

Какой должна быть ее вязкость? Слишком большая увеличит потери на трение в коробке - будет съедена изрядная доля мощности, увеличится расход топлива. Кроме того, машина станет заметно тупить на морозе. Cлишком малая вязкость резко снизит эффективность передачи энергии в гидротрансформаторе, увеличит протечки, что также понизит эффективность агрегата. Кроме того, вязкость жидкости на морозе сильно растет, а с ростом температуры падает - разница может составлять два порядка! А еще жидкость может пениться и способствовать коррозии деталей коробки. Желательно, чтобы жидкость долго сохраняла свои свойства: тогда в коробку можно не заглядывать годами.

Это еще не всё. Одна и та же жидкость обязана работать и в гидротрансформаторе, и в планетарном механизме, и в подшипниках коробки, хотя и задачи, и условия работы в этих механизмах резко различаются. В зубчатом зацеплении надо препятствовать задиру и износу, эффективно смазывать подшипники и при этом не мешать своей излишней вязкостью им работать: ведь с ростом вязкости растут потери на трение. Но и эффективность гидротрансформатора тоже растет на более вязких жидкостях.

Сколько параметров! Следовательно, требуется сложный компромисс свойств, которые должна объединять в себе жидкость ATF.

ATF - ЖИДКОСТЬ ИЛИ МАСЛО?

Классификация относит ATF к трансмиссионным маслам, но ее назначение гораздо шире. Ведь смазка элементов трансмиссии - зубчатых колес и подшипников - здесь не единственная (хотя и важная) функция. Основное - это то, что ATF выступает в качестве рабочей жидкости гидротрансформатора. Именно она передает поток мощности от двигателя к трансмиссии, потому свойства этой жидкости очень важны для эффективности работы АКП.

В паспортах на ATF нормируются показатели ее вязкости (при рабочих температурах и при отрицательных), а также температура вспышки и застывания, способность образовывать при работе пену. Ведь именно вязкость обеспечивает смазку и, стало быть, работоспособность зубчатых колес и подшипников, эффективность передачи крутящего момента с двигателя на трансмиссию.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМЫ?

Жидкости ATF весьма капризны. Не всегда современная ATF может подойти старому автомату той же марки. То же касается взаимозаменяемости: скажем, «автомату» от «японца» 2006 года на специализированной АТF, адресованной современному «немцу», может стать нехорошо… Смазывать зубчатые колеса и подшипники такая атээфка будет, а вот гидротрансформатор может обидеться и объявить забастовку. Поэтому каждый производитель АКП ищет свое решение проблемы. И тем сложнее сделать универсальную, подходящую всем «мультяшку».

Для работы АКПП необходимо специальное трансмиссионное масло – ATF. В его состав входит синтетическая база совместно с минеральной. В результате АТФ обеспечивает в АКПП нормальную работу системы, осуществляющей контроль над переключением передач. Кроме того, с его помощью происходит передача крутящего момента от мотора к коробке передач. ATF также охлаждает детали, и уменьшает силу трения.

Свойства масла ATF, преимущества

ATF сильно отличается от аналогичных продуктов. Его окраска имеет ярко выраженный красный цвет. Для изготовления использованы только проверенные высококлассные компоненты. Производство осуществляется в Америке.

Высокое качество трансмиссионного масла подтверждается международными стандартами. Оно относится к группе всесезонных и может использоваться круглогодично.

  • Начинает замерзать, когда температура опускается до -40.
  • Обладает высокой текучестью.
  • Предупреждает появление коррозии.
  • Характеризуется отличными антиокислительными свойствами.
  • Не образует пены.

АКПП на таком ТМ работает практически бесшумно, обеспечивая плавный ход автомобиля. Производители рекомендуют заливать АТФ также и в механические КП.

Совместимость Automatic Transmission Fluid

В принципе, теоретически любое масло можно смешивать. Причем, поскольку современные составы отличаются улучшенными характеристиками, то при смешивании с «обычным», произойдет улучшение его первоначальных свойств.

Профессионалы рекомендуют проводить полную замену масла после 70 000 пробега. Надо сказать, что большинство современных производителей не определяют конкретный срок замены. Автомасло заливают на весь период работы автомобиля.

Однако если транспортное средство будет работать на одной и той же смазке более 200 000 километров, это может привести к негативным последствиям.

Причина проста. Жидкость, залитая в АКПП, выполняет важную функцию. Она передает колесам крутящий момент двигателя. Иначе говоря, масло все время находится в работе, даже если машина не движется. Проходит время, в него попадает металлическая стружка. Она начинает забивать фильтр, мешает полноценной работе датчиков, а все это в целом приводит к поломке коробки.

Если говорить о совместимости масла, необходимо всегда помнить, что ведущие производители трансмиссионных жидкостей никогда не раскрывают полностью их состав.

Работая при экстремальных температурах, предотвращая разрушительное воздействие огромных скоростей и давления, трансмиссионные масла играют в этих узлах настолько важную роль, которую поистине трудно переоценить. Ключевыми вопросами при выборе трансмиссионного масла, будь то вязкостью 80w90, 75w90 или же ATF (Automatic Transmission Fluid) а иногда и вообще с моновязкостью w90, будут в первую очередь физико-химические свойства масла — имеется ввиду их способность к легкому запуску при низкой температуре и стабильным неизменным показателям при длительном интервале службы а так же отзывы ведущих инженеров.

Как определить необходимую вязкость

Вот здесь то на выручку и пришла компания американских инженеров (их официальное название можно найти на всех канистрах — SAE ) и они обозначили шкалу температур, когда при использовании определенной рекомендованной вязкости трансмиссионного масла или жидкости ATF износ деталей был минимальным. Выражаясь проще, именно от густоты или легкотекучести смазывающего материала зависит то, насколько успешно трансмиссионное масло будет оставаться на деталях.

Всесезонное зимнее и летнее

Уходят те дни, когда нужно было постоянно заботиться о замене трансмиссинного масла в зависимости от времени года. Моновязкости в маслах, к примеру w90, можно смело относить к исчезающим с рынка. Самыми распространенными сегодня считаются густота 80w90 (чаще минеральное) и 75w90 (полусинтетическое и синтетическое) на смену им приходят разнообразные жидкости ATF и Dextron (так же полусинтетика и синтетика). Стоит ли говорить о том, что температура замерзания синтетики будет значительно ниже масла на минеральной основе?

Во внимание принимаются факторы:

  • Правильное соотношение противозадирных присадок
  • Стабильность масляной пленки в критических условиях

75w90

Почти все коробки передач бюджетных новых автомобилей, в наше время, залиты именно этой вязкостью масла. Даже в самые сильные холода синтетическая составляющая 75w90 даст великолепные пусковые способности.

80w90

Почти всегда эти масла на минеральной основе или «минералка». В наш век скоростей, есть повод тоже отнести их к уходящим трендам прошлых лет.

Допуски масел GL 4 или GL 5, или GL 6 (ТМ-4 и ТМ-5)

Какое трансмиссионное масло заливать в мост или коробку по классификации GL Вам подскажет только официальные допуски автопроизводителей. Вам же достаточно ориентироваться в следующих базовых знаниях:

GL 4 и GL 5 — как и допуски у моторных масел, отличаются давностью принятия. Зачастую, более поздний допуск у масла перекрывает предшествующий и ввиду этого разрешен для применения

И если не взирать на редкие особенности, то решение для понимания следующее:

GL 4 – для коробок переднеприводных автомобилей

GL 5 – здесь, если нужны более высокие требования к трансмиссионному маслу, льем его в мост (большая нагрузка)

GL 4/GL 5 – считается универсальным

ATF

Не совсем масло, но жидкость. Задачи для ATF значительно шире чем у привычных смазывающих материалов. Здесь решен вопрос об отводе тепла, защита от коррозии в агрессивных условиях и более высокая степень защиты от износа. Основное требование — чтобы ATF обладало максимально стабильными показателями к окислению и температуре.

По своей сути ATF редко встречается минеральным. Чаше полусинтетическое или синтетическое. В составе антиоксиданты, противозадирные, антипенные присадки и преобразователь вязкости. ATF часто работает в условиях трения разносоставных металлов отличающихся своими свойствами

Вывод:

  1. В первую очередь важно узнать, какие трансмиссионные масла предписаны автомобилю для заливки
  2. Выбирая среди обилия предложений трансмиссионных масел можно опереться на независимые отзывы специалистов

Почему ATF масло так важно в АКПП

ATF - AutomaticTransmission Fluid, масло (жидкость) для автоматических трансмиссий, в АКПП выполняет сразу несколько функций, главные из которых:

  • Смазывание
  • Передача усилия
  • Охлаждение деталей

Снижение износа

Очень важен коэффициент трения, который обеспечивает жидкость во фрикционных муфтах. Если коэффициент будет слишком мал, то коробка будет буксовать, если слишком велик, то будет работать рывками и быстро изнашиваться.

Срок службы ATF масла в автоматической коробке передач

Масло в АКПП – ATF (Automatik Transmission Fluid) имеет свой срок службы, по его истечении свойства жидкости меняются и вся АКПП перестает работать, как положено. В течение срока эксплуатации в коробке накапливаются загрязнения, представляющие собой продукты износа шестерен и фрикционов, и продукты окисления самой жидкости.


В большинстве АКПП, масляный фильтр в поддоне служит только как контраварийная деталь и настолько груб, что задержит лишь стружку, образующуюся при аварийной работе коробки. Поэтому загрязнения могут, как циркулировать вместе с жидкостью, так и образовывать осадки и шламы в гидротрансформаторе, в поддоне, а также загрязнения попадают в каналы и в соленоиды, что приводит к их закупориванию и аварии коробки. Поэтому, жидкость в АКПП необходимо периодически менять.

Некоторые производители, например, Mercedes Benz, пытались выпускать АКПП с «пожизненной» заливкой, но после накопленного негативного опыта, от такой практики пришлось отказаться.

Теперь практически все производители рекомендуют замену жидкости с определенной периодичностью, на которую влияют условия эксплуатации автомобиля. Если обобщить рекомендации по срокам, то в среднем получится, что ATF необходимо заменять не реже, чем раз в 60 тысяч километров пробега , но у каждого автопроизводителя этот срок может отличаться.

Если вы эксплуатируете автомобиль в городском режиме, то рекомендуется производить смену ATF масла в АКПП каждые 40 тысяч километров пробега.

Полная или частичная замена ATF масла (жидкости) в АКПП

В общем случае процедура замены выгладит как слив части жидкости через пробку в поддоне и ее пополнение свежей через отверстие в масляном щупе. Сейчас, с усложнением конструкций коробок и выпуском агрегатов без щупа, процедура такой замены несколько усложнилась, но принципиально не поменялась.

Замена масла в АКПП бывает двух видов:

  • Полная замена ATF масла в АКПП
  • Частичная замена масла в АКПП

Примем, что в средней коробке содержится 10 литров жидкости ATF. При стандартной процедуре замены, с коробки сольется максимум половина емкости – пять литров, остальное по-прежнему будет плескаться в каналах и в «бублике» гидротрансформатора. При сливе, масло, конечно заберет с собой часть продуктов износа, но большая часть загрязнений останется внутри АКПП. Такая замена называется частичной и практикуется повсеместно.

К сожалению, автомобилисты обычно производят частичную замену жидкости в АКПП.

Причины популярности частичной замены ATF жидкости в АКПП:

  • Экономия денег . И, в первую очередь, это относится не к стоимости процедуры, которая дешевле полной замены масла в АКПП, а дополнительные расходы на ATF-масло, необходимое для полного вымывания отработки из системы коробки передач.
  • Физическая доступность . Частичную смену масла в АКПП производят почти в любом сервисе. Для полной замены масла необходимо специальное оборудование.

Недостатки частичной замены масла в АКПП:

  • Около половины загрязнений автоматической коробки остается внутри.

В системе остается около половины масла, частично потерявшего свои свойства.

Полная замена ATF масла в АКПП

Полная замена гораздо более редкая процедура, но её эффективность не сравнима с частичной заменой. Полная замена производится с помощью специального оборудования, которое позволяет использовать специальные составы для промывки АКПП.


На фото: аппарат для промывки двигателя Gear Tronic, использующий специализированную промывку для АКПП

Преимущества полной замены ATF масла в АКПП:

  • Полное обновление масла в АКПП
  • Вымывание всех загрязнений и продуктов переработки из АКПП
  • Продление срока службы АКПП

Как показывает статистика, дополнительные затраты на полную замену ATF масла в АКПП многократно окупаются за счет продления службы АКПП.

Процедура полной замены жидкости АКПП очень популярна в России на Дальнем Востоке и в Сибири, где тяжелые условия эксплуатации легкового транспорта оправдывают дополнительные затраты. В Центральных областях России автовладельцы знают об этой технологии пока довольно мало.

Важность выбора масла для замены в АКПП

При замене масла в АКПП рекомендуем со всей ответственностью отнестись к выбору ATF жидкости. Например, компания LIQUI MOLY выпускает масла не только полностью соответствующие требованиям производителей автоматических коробок передач , но и закладывает дополнительный ресурс работы по всем основным параметрам.

Как выбрать оптимальное и лучшее масло для вашей коробки передач.

Масло следует выбирать в соответствии с допусками, которые указаны в технической документации к автомобилю. Если у Вас нет возможности воспользоваться по какой-либо причине мануалом, то Вы можете легко подобрать необходимую ATF жидкость в каталоге подбора

И . Это самые популярные жидкости, имеющие основные допуска и спецификации производителей автомобилей и агрегатов АКПП.

– подходит практически для всех вариаторов CVT.

До последнего времени считалось, что ресурс АКПП редко когда превышает 200 тысяч километров пробега, но регулярная, раз в 60 тыс. км., замена ATF масла с промывкой способна минимум в два раза повысить его.

За правильное и своевременное обслуживание автомобиль ответит увеличением своего срок службы.

;