Европротокол: бланк и образец заполнения

Нельзя сказать, что в нынешнем 2017 году составление европротокола при ДТП является популярным решением среди водителей. Отчасти это объясняется некоторой боязнью водителей столкнуться с неприятными последствиями из-за незнания нюансов процедуры. Расскажем, что необходимо знать о требованиях к форме европротокола, в каких случаях его могут поставить под сомнение и какие обязанности лежат на участниках происшествия.

Зачем и когда составляется

Решение вопроса о возмещении стоимости ремонта автомобиля без вызова сотрудников ГИБДД ориентировано, прежде всего, на:

  • экономию затрат времени: вся процедура по оформлению может занять не больше часа, что в большинстве случаев сравнительно меньше долгого ожидания приезда ДПС;
  • предотвращение скопления машин на проезжей части, а также избежание штрафа за создание препятствия автомобильному потоку. Напомним, что в ПДД предусмотрена обязанность водителей при незначительных повреждениях освобождать дорожное пространство;
  • удобство автолюбителей: при достижении согласия не нужно верить на слово, обмениваться расписками и т.д. Все обстоятельства будут указаны в официальном документе, отказаться от которого просто так не получится.

Одним из условий, при которых европротокол может быть составлен, — сумма возмещения расходов после ДТП. Она не должна превышать 50000 рублей — таким образом, упрощенный порядок касается только незначительных аварийных повреждений.

Кроме того, важно соблюдение других требований, предусмотренных законодателем :

  1. участников происшествия должно быть двое, и у каждого них – действующий полис ОСАГО;
  2. нет разногласий не только по сумме ущерба, но и по всем обстоятельствам, а главное – по установлению виновности одного из водителей;
  3. произошедшее подробно описано и подтверждено обоими;
  4. нет жертв (повреждения причинены только одному или обоим автомобилям, но не людям).

Только если ваша ситуация подпадает по указанные признаки, можно воспользоваться правом на упрощенное урегулирование конфликта на дороге. В противном случае, когда обстоятельства аварии не соответствовали перечисленным моментам, страховая компания откажет в выплате.

Пример . Петров В.В. и Иванов А.А. на своих автомобилях совершили столкновение, в результате которого был причинен ущерб машине Иванова А.А. (Петров В.В. по их обоюдному согласию был признан виновником). Поскольку по всем основным вопросам разногласий не было, сумма предполагаемого ущерба была меньше максимального размера (50000 рублей), мужчины составили европротокол. Впоследствии было установлено, что столкновением двух машин указанных граждан был причинен ущерб еще и постороннему человеку, вернее, его автомобилю. Так, при неудавшемся маневре машина Петрова В.В. слегка задела грузовое транспортное средство, припаркованное неподалеку. Поскольку в аварии участвовало более двух фигурантов, страховая отказала в выплате, при этом обжалование такого решения не принесло положительного результата.

На практике существуют множество нюансов, которые затрудняют использование сокращенного способа решения вопросов по возмещению убытков, поскольку:

  • не у всех водителей (особенно у пенсионеров) имеется при себе смартфоны с видеокамерами, которыми можно правильно зафиксировать положение при аварии;
  • многие водители видят протокол первый раз именно тогда, когда уже случилось ДТП — в стрессовой ситуации, поэтому грамотно оформить документ, внимательно и спокойно прочитать бланк у них нет. В лучшем случае будет вызваны сотрудники ГИБДД («лучше уж я дождусь, но будет зафиксировано все правильно»), в худшем – бланк будет заполнен с нарушениями, которые поставят под сомнение реальную выплату потерпевшему;
  • неопытные водители вообще не знают о таком способе урегулирования ситуации на дороге — в автошколах еще только начинают доводить до сведения учащихся основные правила «упрощенки».

Если есть какие-либо особенности психологического или иного характера, препятствующие использованию упрощенного порядка, лучше вызвать ДПС.

Перед составлением

ПДД предусматривают четкую последовательность действий при любой аварии, вне зависимости от вызова инспектора на место:

  1. прекратить движение;
  2. установить знак аварийной остановки;
  3. зафиксировать положение предметов на проезжей части, при этом уделить внимание не только повреждениям машин, но и тем зданиям, дорожным знакам или другим ориентирам, которые находятся поблизости.

Последняя обязанность автомобилистов является очень важной именно при составлении европротокола, поскольку представители ГИБДД в фиксации не участвуют и, соответственно, не могут подсказать, на что обратить внимание. Поэтому фотографировать (можно также дополнительно сделать видеосъемку) необходимо с нескольких ракурсов, приближенно и отделено, словом – максимально подробно.

Мы настоятельно рекомендуем: если вы считаете, что другой водитель сомневается, не уверен в принятом решении, или же вы задумываетесь о том, что ремонт обойдется в кругленькую сумму, превышающую 50000 рублей, лучше вызвать полицию.

Если вы убедились в том, что все условия для возможности обойтись без ДПС соблюдены, можно приступать к непосредственному заполнению бланка, который выдается каждому водителю при оформлении ОСАГО.

Как правильно заполнить бланк

Правила составления европротокола при ДТП предусмотрены законодательством об ОСАГО. Чтобы не возникало вопросов у страховщика, необходимо:

  1. правильно указать место совершения дорожно-транспортного происшествия. Рекомендуем указать: номер дороги (если таковой имеется), улицу, номер ближайшего дома или какое-либо общественное здание. Если имеется соответствующая техника (например, возможность использовать ГЛОНАС), то наилучшим выходом будет указать координаты местности. Кстати, в Московской и Ленинградской области лимит по европротоколу может составлять более 50000 в случае использования спутниковых навигационных систем. Такой подход объясняется высокой точностью определения местности и невозможностью внести графические изменения мошенниками (чего нельзя сказать об обычной фотосъемке – в любое фото с помощью специальных приложений можно внести практически любые изменения);
  2. проставить дату и время, когда произошла авария, используя двузначные числовые значения;
  3. указать количество поврежденных автомобилей: обычно два, но иногда вред причинен только одной машине;
  4. сделать отметку о том, что другим ТС, а также людям вред не причинен;
  5. составить список всех свидетелей-очевидцев ДТП, с указанием их ФИО, контактных телефонов и адресов проживания (конечно, с согласия);
  6. не забыть написать сведения о своем автомобиле (вторая сторона пишет сведения о своем транспорте), с обязательным уточнением марки, модели, номера и других индивидуальных данных;
  7. указать собственные ФИО (полностью), а также данные иного человека, который, возможно, находился за рулем в момент происшествия;
  8. описать все обстоятельства, предшествующие ДТП: маневры обоих участников, расположение на дороге и т.д., составить схему. Схематичное изображение случившегося чрезвычайно важно – именно это доказательство станет предметом пристального внимания при изучении страхового случая. Сотрудники компании-страховщика обязательно сопоставят схему с другими доказательствами (показаниями свидетелей, фотографическими данными) и, в случае несоответствия, может быть отказ в удовлетворении требований;
  9. отметить часть машины, куда пришелся первый удар при столкновении, с указанием конкретных видимых повреждений;
  10. в дополнении можно перечислить, какие подтверждающие доказательства могут быть изучены: данные видеорегистратора, фотоматериалы и т.д. Все это может быть проанализировано страховой компании в случае каких-либо сомнений в правильности составления протокола;
  11. соблюдать следующее:
    • все графы должны быть заполнены. В том случае, если информации по какому-то пункту предоставить невозможно, то ставится прочерк;
    • использовать нужно простую шариковую ручку с синей пастой;
    • не допускать ошибок, помарок, исправлений, зачеркиваний;
    • если почерк непонятный, лучше писать печатными буквами;
    • в составлении участвуют оба водителя, после чего, разъединив документ, каждый из них забирает свое извещение.

Если в бланке заполнения не хватило места, можно дополнить документ обычным листом, на котором должны быть проставлены подписи обоих участников дорожно-транспортного происшествия.

Что делать дальше

Каждый участник ДТП представляет извещение в свою страховую компанию не позднее пяти суток с момента аварии – это обязательное действие при использовании европротокола. В подтверждение отсутствия нарушений пятидневного срока, нужно забрать копию с проставленной на нем отметкой о принятии. Это поможет избежать спора (если таковой инициируется страховой компанией) по основанию несвоевременности сообщения об аварии. Кроме того, в страховой компании владелец транспорта оставляет:

  • заявление о возмещении;
  • первоначальный электронный носитель информации, свидетельствующей о происшествии. По желанию участника ДТП видеоматериалы можно заранее исследовать в рамках независимой экспертизы на предмет подлинности.

Внимание: в течение 15 дней со дня аварии обе машины нельзя ремонтировать, проводить любые восстановительные работы. В исключительных случаях это можно делать с письменного разрешения страховщика. В то же время, запрет ремонта не означает невозможности передвигаться на автомобиле. Поскольку использование упрощенной системы возмещения предполагает сравнительно небольшой ущерб, зачастую машины имеют лишь царапины, сколы, незначительные вмятины диаметром до 10-15см. Следовательно, автомобиль находится на ходу и его можно эксплуатировать (но не ремонтировать!). Если поврежденный автомобиль по каким-то причинам был остановлен сотрудником ГИБДД, копия врученного страховщику извещения придется кстати – ее нужно предъявить инспектору.

Когда в выплате откажут

Понятно, что только при соблюдении как правил составления, так и сроков извещения страховщика выплата будет произведена.

Анализ практики позволяет выделить наиболее частые случаи отказа страховщиков в компенсации по ОСАГО при составлении на месте ДТП европротокола:

  1. нарушение сроков извещения о случившемся – если тот, кому необходимо произвести выплату, опоздал и извещение направил позднее пяти суток - это основание для отказа. Более того, имеются случаи несообщения о случившемся вообще.

    Пример . Иванов А.А. и Петров И.И. столкнулись своими автомобилями на перекрестке. По мнению обоих, виновным в происшествии был Иванов А.А., у которого ранее уже был опыт составления европротокола, поэтому он предложил воспользоваться «упрощенкой» и теперь. Грамотно заполнив бланк, не допустив абсолютно никаких технических или орфографических ошибок, помарок и т.д., участники столкновения разъехались. Петров И.И., будучи потерпевшей стороной, незамедлительно (в тот же день) известил свою страховую компанию о ДТП путем вручения ее сотрудникам своего экземпляра извещения. Поспешность Петрова И.И. понятна, ведь он заинтересован в скорейшем решении вопроса о перечислении ему денежных средств. Поскольку все условия были соблюдены, Петров в скором времени получил выплату по протоколу в размере 34000 рублей – эта сумма его вполне удовлетворила. Какого же было удивление Иванова А.А., которому через несколько месяцев вручили иск о взыскании с него 34000 рублей, где истцом значился его страховщик. Дело в том, что Иванов, которому не нужно было заботиться о ремонте, попросту забыл предоставить в свою страховую компанию извещение, что явилось основание для взыскания с него в регрессном порядке стоимости компенсированных Петрову затрат. Согласно практике, практически в 100%-м соотношении такие регрессные иски к забывчивым владельцам ОСАГО судами удовлетворяются в полном объеме.

    Добавим, что если вы являетесь пострадавшим в ДТП и своевременно отвезли свое извещение в страховую, вам не могут отказать в начислении по причине неявки виновной стороны к своему страховщику.

  2. производство восстановительных работ в течение 15-ти суток со дня дорожной неприятности. Это основание к отказу в возмещении практически невозможно оспорить.
  3. менее распространенными основаниями не выплачивать ущерб являются такие причины, как технические нарушения при заполнении европротокола ДТП. Правильнее будет сказать, что неточности встречаются довольно часто, но большинство из них устранимы.

Среди водителей бытует мнение, что страховщики придираются к каждой букве, чтобы не выплачивать компенсацию по упрощенной системе. В какой-то степени это действительно было так, поскольку процент отказов по протоколам до 2015 года доходил до 65-80% в различных регионах. С годами сформировалась практика и теперь из-за неправильно поставленной запятой (бывало и такое) отказать в признании аварии страховым случаем не удастся. При обращении в суд граждан страховые компании, отказавшие в выплате по надуманным основаниям, несут большие расходы. Поэтому в настоящее время при достоверных данных о ДТП, но некоторых неточностях в заполнении бланка страховщики все же производят оплату. К таким ошибкам, например, можно отнести отсутствие одного из инициалов автора, грамматические или орфографические ошибки. Если же в извещении нет подписи участника ДТП, это считается грубой ошибкой. Но и здесь все же есть шанс оспорить отказ в суде, если сам факт ДТП, его обстоятельства и личность обоих водителей подтверждены.

Вопрос - ответ

Вопрос:
При составлении европротокола мы забыли указать, кто является виновником. В то же время, в бланке подробно указана схема ДТП, из которой хорошо видно, кто должен был, но не уступил дорогу. Какова вероятность отказа страховой в выплате?

Конечно, виновность одной стороны и отсутствие возражений по этому поводу с другой стороны в протоколе должны быть обязательно. Но существенное значение имеет и то, как составлена схема происшествия – если по ней «вычислить» виновного не составляет труда, то оспорить отказ в страховой выплате можно с большими шансами в суде. Дополнительным плюсом для подтверждения доводов участников столкновения будет приложение видео-материалов с видеорегистратора и фотографий повреждений.

Вопрос:
При составлении европротокола другой водитель (виновник) предложил за меня заполнить мою колонку, поскольку я плохо вижу мелкий шрифт. Я согласился и теперь сомневаюсь, правильно ли я сделал?

Конкретно в вашем случае все зависит от страховой компании, примет ли она такое извещение, а также в правильности детального изложения случившегося. По общему правилу, каждый водитель собственноручно заполняет свою колонку, в конце ставит подпись. Если из-за близорукости или других причин одному из водителей заполнить свою сторону протокола затруднительно, надежнее вызвать сотрудников ГИБДД.

Вопрос:
ДТП произошло во вторник, извещение о нем я принес в страховую компанию в следующий понедельник. У меня отказываются брать извещение, мотивируя тем, что истек пятидневный срок подачи. Как быть?

Действия сотрудников страховой компании незаконны. Участнику аварии дается пять рабочих дней для того, чтобы он известил своего страховщика. Направьте заказным письмом заявление и извещение в адрес страховой, а в случае отказа в выплате у вас будет основание для обращения в суд и практически 100%-ый шанс доказать свою правоту.

Вопрос:
У меня оформлено КАСКО. Я внимательно прочел договор страхования и в нем указано, что без сведений из ГИБДД страховая компания вправе отказать в выплате. Как это понимать и означает этот пункт договора невозможность разрешения ситуации на дороге составлением протокола?

Поскольку вы заключили договор, в котором четко предусмотрены требования по представлению конкретных данных об аварии, вам следует всегда вызывать на место сотрудников ГИБДД. Если вопреки пункту об обязательном предоставлении справки из ГИБДД вы оформите европротокол, придется обращаться в суд, поскольку страховая, вероятно, в выплатах откажет.

Вопрос:
По европротоколу мне выплатили 50000 рублей. Как оказалось, есть множество скрытых повреждений, и стоимость ремонта превышает лимит (оценка соответствует 84000). Как мне можно получить недостающую сумму?

К сожалению, гражданин, оформивший европротокол, не может оспаривать сумму, которая ему была выплачена, по основанию превышения лимита.

Согласно правилам, в 2016 при ДТП может быть составлен европротокол, который не требует от участников вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД. Тем не менее, их отсутствие на месте ДТП не станет причиной для отказа в страховых компенсациях. Конечно, в том случае, если он заполняется правильно. Такое решение законодателей связано с тем, что несмотря незначительный ущерб и отсутствие пострадавших при ДТП, тем не менее, вызывает необходимость оставления автомобилей в исходном положении.

Это на достаточно длительное время вызывает затруднение дорожного движения на данном участке автодороги. Несмотря на то, что оформление ДТП по европротоколу на территории нашей страны давно разрешено, распространенной практикой этот вариант пока не стал. Отчасти, это связано с банальным незнанием водителями основных условий, когда ДТП на дороге может быть оформлено самостоятельно, без привлечения сотрудников ГИБДД.

Когда допускается составление европротокола

Перед тем, как зафиксировать ДТП по европротоколу, крайне важно ознакомится с условиями, когда такой шаг допускается:

  • участие в ДТП принимают только два автомобиля, не более;
  • не страдает имущество третьих лиц или муниципальная собственность;
  • оба ТС имеют страховку ОСАГО/«зеленая карта»;
  • у обоих участников столкновения одинаковые взгляды на причину произошедшего, любые разногласия отсутствуют.

Внимание! Если имеются пострадавшие, здоровью которых нанесен ущерб любой степени тяжести, оформление бланка европротокола недопустимо - необходимо вызывать сотрудников ГИБДД. Если в ДТП участвует лишь одно авто, которое наехало на определенное препятствие, европротокол также не оформляется.



Если все условия для оформления такого протокола соблюдены, на дороге выставляется знак аварийной остановки. Участники дорожного происшествия тщательно обговаривают все условия, осуществляют предварительную оценку причиненного/понесенного ущерба помня о том, что лимит на выплату по правильно оформленному бланку европротоколу составляет до 50000 рублей - он установлен для протоколов, оформленных после 2 августа 2014 года. Если предполагаемый ущерб оценивается автовладельцами в большую сумму, потребуется вмешательство сотрудников ГИБДД.

Алгоритм действий водителя после ДТП

После совершения дорожно-транспортного происшествия, в первую очередь следует убедиться в отсутствии пострадавших, и только после этого приступать к оценке возможности оформления бланка европротокола. Оптимально действовать следующим образом:



При фото- и видеофиксации обязательно следует уделять внимание таким деталям, как общий план, тормозной путь, разбившиеся детали автомобилей в месте их текущего нахождения. Обязательно фотографируются оба поврежденных автомобиля со всех сторон, и отдельно крупным планом места повреждений. Стоит помнить, что, если сумма предстоящего ремонта предполагается выше 50 000 рублей, а ОСАГО оформлено до августа 2014 года, бланк европротокола лучше не оформлять, поскольку в этом случае максимальная выплата со стороны страховщика не превысит 25 000 рублей.

Каким образом получить по европротоколу 400 000 рублей

В ближайшее время сумма страховой выплаты при ДТП и самостоятельном оформлении европротокола может увеличиться практически до полумиллиона рублей. Многие уже окрестили такой протокол безлимитным. Перед тем, как оформить бланк европротокол с целью получения такой внушительной суммы, следует обязательно уточнить один момент - оборудованы ли автомобили-участники ДТП современными спутниковыми системами, которые могут подтвердить все нюансы произошедшего столкновения.

Это связано с многочисленными попытками автовладельцев фальсифицировать, к примеру, записи с установленных в автомобиле видеорегистраторов в свою пользу. Технически это сделать не так сложно, что и обуславливает такие требования со стороны всех страховых компаний. Стоит понимать, что далеко не каждая спутниковая система подходит под строгие требования страховых компаний - их перечень представлен в соответствующих документах и регламентах, с которыми можно ознакомится непосредственно в своей компании или на ее сайте.

Чтобы выплаты по европротоколу в 2016 году могли доходить до 400000 рублей, в страховую компанию придется предоставить не только материалы, о которых говорилось выше, но и данные со спутниковой системы навигации. Подделать данные, полученные со спутника невозможно. На данный момент такие выплаты имеют ряд ограничений. Полис ОСАГО должен быть оформлен после первого октября 2014 года, а само ДТП зафиксировано в Москве и области или в Санкт-Петербурге/области. При этом, сам полис может оформляться в любом регионе страны.

Как правильно составить европротокол при ДТП

Для того, чтобы страховая компания безоговорочно приняла бланк, его нужно правильно заполнить. Для этого не разрешается применение карандашей, перьевых или гелевых ручек - бланк заполняется исключительно шариковой ручкой. Перед заполнением самого бланка обратить внимание на его внешний вид - должна присутствовать лицевая и обратная сторона, а все необходимые данные, присутствующие в верхней его части были продублированы и в нижней.


Согласно действующему закону, заполнение бланка европротокола при ДТП требуется в единственном экземпляре - неважно какому водителю он будет принадлежать. Бланк включает в себя две колонки, в которые вносятся данные об автомобиле каждым участником ДТП. Особое внимание следует обращать на корректность заполнения описания повреждений - здесь факты должны излагаться лаконично и четко. Не допускаются лирические отступления о предстоящих сложностях при подборе краски или покупке запчастей. Обязательно указывается информация о месте и времени ДТП, в подробностях описываются все имеющие значение обстоятельства.

Крайне важно внимательно и правильно заполнять 17-й пункт бланка европротокола. Он должен правдиво отображать не только схему дорожно-транспортного происшествия, но и схему самой проезжей части. Обязательно схематичное изображение существующей дорожной разметки, направления движения обоих ТС перед столкновением, наличие светофоров и дорожных знаков. Стоит обратить внимание и на наличие посторонних предметов на обочине или самой проезжей части - если они имеют отношение к случившемуся. Все, что не уместилось в основных графах, но также имеет непосредственное значение для компании-страховщика, может быть отображено в графе «Замечания».


За достоверность всей имеющейся в бланке европротокола сведений обязаны поставить подпись оба водителя. Они расписываются в обеих частях бланка - своей и второго участника аварии. После того, как заполнение лицевой стороны закончено, следует обратить внимание на оборотную сторону бланка. Здесь следует отразить все дополнительные, даже незначительные моменты, которые могут вызывать интерес страховой компании. Если дополнительных сведений слишком много, и их невозможно уместить в отведенных для этого графах, можно продолжить описание на простом чистом листе бумаги, а в самом бланке европротокола ставится пометка «с приложением». Оно также подписывается обоими водителями.

Заполнение бланка европротокола при ДТП 2016 - мелочи имеют значение

Достаточно часто можно наблюдать такую ситуацию, когда бланк европротокол вроде бы уже заполнен, но после разъединения всех бланков автовладельцы обнаруживают некоторые неточности в заполнении, либо требуется внести определенные коррективы в обстоятельства всего случившегося. Чтобы бланк европротокола не потерял своей легитимности и был гарантированно принят страховой компанией изменения вносятся в обе его части, после чего все внесенные исправления обязательно заверяются обоими участниками ДТП.


Необходимо понимать, что в случае некорректного заполнения бланка европротокола, если страховщик сочтет, что в нем перечислены далеко не все обстоятельства, влияющие на произошедшее происшествие, она имеет право начать собирать эти сведения самостоятельно. В этом случае крайне вероятно существенное увеличение времени, которое требуется для получения выплаты владельцем поврежденных авто. Кроме того, если компания выяснит, что не внесенные в европротокол сведения относятся к категории важных, все произошедшее вообще может не признаться страховым случаем - ни о каком возмещении в этом случае речи вестись не будет. В помощь правильному оформлению бланка европротокола - следующее видео:

Европротокол оформлен - что делать дальше

После корректного заполнения бланка европротокола его необходимо в самые сжатые сроки передать в страховую компанию. Сделать это допустимо как при личном визите, так и по почте. Необходимо знать, что самостоятельный ремонт автомобиля недопустимо начинать в течение первых 15-дней с момента произошедшего ДТП. Это важно, поскольку в страховой компании могут возникнуть сомнения в достоверности предоставленных сведений, и она захочет через своего эксперта убедиться в их достоверности.

Нередко бывает и так, что в компании обязательно требуют экспертизы авто, о чем его владелец уведомляется соответствующим образом. В этом случае, в течении пяти дней с момента получения уведомления, авто должно быть предоставлено страховщику. При несоблюдении этих требований компания вправе применять определенные санкции. Скачать бланк европротокола можно здесь.

От участия в ДТП не застрахован никто, но каждому автовладельцу необходимо быть готовым к такому инциденту. Страховые компании предоставляют автовладельцам возможность решить вопрос без выезда на место происшествия сотрудников ГИБДД. Для этого участникам аварии достаточно заполнить Европротокол и в установленный срок предъявить документ страховщику. В статье мы постараемся рассмотреть все возникающие вопросы при составлении этого документа и расскажем правила его оформления.

www.shutterstock.com

«Европротокол»: общая информация

Европейский протокол (сокращенно Европротокол), предоставляется страхователям при оформлении полиса автогражданской ответственности. Это специальный бланк-извещение, который при выполнении определенных условий позволяет зарегистрировать ДТП без выезда сотрудников ГИБДД.

При правильном заполнении документа страховщик обязуется возместить ущерб пострадавшей стороне в пределах лимита по полису автострахования.

В договоре страхования должны быть указаны все требования, предъявляемые к страховщику при оформлении Европротокола, еще там указывается сроки, сумма и порядок возмещения ущерба пострадавшей стороне.


Таблица условий оформления Европротокола

Условие

Можно оформлять Европротокол

Запрещено оформление Европротокола

Столкновение авто (ДТП).

В аварии участвует только 2 автомобиля.

В ДТП участвовало только одно авто (занос, наезд на препятствие). В ДТП участвовало более 2 авто.

Наличие действующего полиса ОСАГО.

У обоих участников при себе должен быть действующий полис ОСАГО, причем водитель должен быть вписан в договор.

Если у одного из участников нет полиса ОСАГО, даже если действующий полис забыт дома.

Причинение вреда.

Вред причинен только автомобилям, водители и пассажиры не пострадали.

Вред причинен другому имуществу (заборы, дорожные элементы, прочие сооружений, багаж, груз). При причинении любого вида вреда здоровью пассажирам, водителю или пешеходам.

Наличие разногласий по поводу обстоятельств ДТП.

Участники должны достигнуть договоренности (следует определиться кто виновник, а кто пострадавший). Разногласий быть не должно.

Если никто не признает вину, есть противоречия по поводу схемы ДТП, обстоятельств происшествия. В случае если участники аварии заполнили извещение неверно.

Сумма причиненного ущерба в результате аварии.

Размер ущерба не должен превышать более 50 000 рублей по всем регионам РФ и 400 000 рублей в Москве, МО и Санкт-Петербурге.

Если размер ущерба превысил установленный лимит. Если Европротокол составлен, но размер ущерба более лимита, тогда недостающую сумму можно взыскать с виновника происшествия.

Внимание! Если в ДТП принимал участие водитель и соответственно автомобиль из другого государства, тогда он должен иметь полис под названием «Зеленая карта». В этом случае заполняется бланк извещения, выданный российской страховой компанией. Полис «Зеленая карта» гарантирует выплату страхового возмещения пострадавшей стороне.


Принцип взаимодействия между водителями достаточно проста, при аварии водители заполняют извещение, фиксируют повреждение на фото, далее можно покидать место происшествия. Европротокол позволяет водителям сэкономить время, потому как нет необходимости вызывать работников ГИБДД для фиксации происшествия. Виновник аварии, нарушивший ПДД, в этом случае может избежать необходимости возмещать ущерб пострадавшим, так как наступило страховое событие.

Поэтапные действия водителя при оформлении «Европротокола»

При аварии прежде всего следует остановиться и убедиться в том что вследствие столкновения нет пострадавших, в противном случае нужно будет вызывать скорую помощь и ГИБДД. Также согласно требованиям ПДД участники аварии должны включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. В случае если автомобили затрудняют проезд другому транспорту, тогда после фиксации положения авто на фото и видео, проезжую часть можно освободить.

  • бланк извещения сразу заполнять не нужно, так как исправления на документе недопустимы, желательно изначально заполнить черновой вариант на простом чистом листке, а затем уже переносить сведения на бумагу;
  • извещение заполнять нужно простой синей ручкой, не гелевой пастой и не карандашом, все что записывается должно хорошо отпечататься на копирку;
  • желательно собрать контакты свидетелей происшествия, в этом случае любые сведения даже случайных прохожих будут полезными;
  • если бланка для отображения всей информации недостаточно, тогда приложения можно написать на отдельном листе, но в самом извещении следует отметить, что дополнения указаны на отдельном листе, там же должны поставить подписи оба участника аварии;
  • если в извещении после заполнения внесены правки, то их должны заверить подписью оба участника происшествия;
  • водитель вправе на место происшествия вызвать аварийного комиссара для помощи в заполнении документов.

Заполнение Европротокола, зачастую вызывает трудности, так как не каждый автомобилист знает как правильно заполнить бланк. Особенно люди опасаются не указать все повреждения, в результате чего, ремонт авто им придется возмещать самостоятельно.

Не имеет значения чей бланк был заполнен, главное, чтобы один экземпляр был заполнен и подписан обоими водителями. Если ни у одного из участников не оказалось извещения, то его можно одолжить у любого другого автомобилиста. Бланк извещения у разных страховых компаний идентичны.

Схема ДТП


Для схематичного изображения аварии создан специальный пункт, в Европротоколе он идет под номером 17. Кроме схемы в пунктах 13 и 14, необходимо отобразить сведения о месте удара и поломках, возникших в результате столкновения. Эти пункты следует заполнять внимательно, так как на основании предоставленных сведений будет производиться оплата возмещения.

Схему ДТП также следует предварительно зарисовать на отдельном листке, а уже затем переносить сведения в бланк.

В схеме следует отобразить следующую информацию :

  • положение автомобилей после столкновения;
  • место удара;
  • дорожную разметку, знаки, светофоры, ограждения;
  • наименование улицы, на которой произошло происшествия;
  • направление движения по полосе, где произошло происшествие.

В судебной практике встречались случаи, когда после составления Европротокола изучив все обстоятельства происшествия, один из участников понимает, что свою вину он признал ошибочно. В этой ситуации следует привлекать автоюриста и доказывать свою правоту через суд. В качестве доказательно базы используется как раз схема ДТП, а также фото и видеозаписи с места происшествия. Иногда доказать свою правоту истцу удается лишь после проведения независимой экспертизы транспортного средства и места аварии.

Порядок заполнения «Европротокола» либо бланка извещения о ДТП


Правила заполнения Европротокола регламентируются федеральным законом от 25.04.2002 №40 «Об ОСАГО». Бланк извещения имеет две стороны. Бланк разделен на 2 части, транспорт условно обозначен как автомобиль «А» и «В».

Заполняется лишь один бланк, причем лицевая сторона заполняется участниками ДТП совместно и заверяется подписями.

После, внесения всех данных на лицевой стороне бланк можно разделить, обратная сторона заполняется самостоятельно каждым водителем. Несмотря на это, все что вносится в бланки с обеих сторон, водители должны согласовывать. Во избежание внесения исправлений в графы где осталось пустое место следует перечеркнуть.

Водитель автомобиля должен обязательно иметь документы на автомобиль (техпаспорт, доверенность на управление), а также он должен быть вписан в страховой полис. Если водитель, управлявший авто не вписан в полис, то страховое возмещение не выплачивают. В таком случае можно истребовать сумму ущерба с виновника через суд, но для этого нужно вызывать ГИБДД для фиксации происшествия.

Внимание! Если виновник и пострадавший в одном ДТП, направили в страховую бланки своевременно, но информация которая внесена в Европротокол противоречит друг другу, тогда страховщик вправе отказать в выплате возмещения.

Для заполнения Европротокола понадобятся следующие документы :

  • паспорта участников;
  • водительское удостоверение;
  • ПТС авто;
  • доверенность на управление авто (если есть);
  • страховой полис.

Все данные нужно заполнять с особой тщательностью, исправления недопустимы. Если есть приложение, то его обязательно следует заверить подписями обоих сторон. Контакты свидетелей также указываются в протоколе. В графе «Мои замечания» указывается кто является виновником, а кто пострадавшим. Этот пункт можно дополнить дополнительными сведениями, которые имеют неотъемлемое отношение к ДТП. Здесь же пишут данные и контакты свидетелей.


После аварии следует собрать все доступные доказательства и улики с места событий. В качестве доказательной базы часто используются фотоснимки. Сами снимки, нужно делать не перемещая автомобили. При рассмотрении страхового дела фотоснимкам уделяют особое внимание, так как они многое могут прояснить при определении размера ущерба.

На фото должны четко быть отображены :

  • положения авто после столкновения;
  • номерные знаки автомобилей;
  • дорожная обстановка (знаки, разметка и т.д);
  • место удара (сколы, царапины, вмятины);
  • следы аварии (тормозной путь, осколки стекла и пластика).


Когда можно покинуть место ДТП

За скрытие с места ДТП предполагается административная ответственность, согласно статье 2.7 КоАП РФ водителю может грозить штраф, арест на срок до 15 суток или лишение водительского удостоверения до 1,5 лет. Поэтому даже если водители достигнут договоренности и решат заполнить Европротокол, все равно следует позвонить в ГИБДД и сообщить о случившемся.

Место ДТП можно покидать после того, как положение авто зафиксировано на фото или видео, а также зарисована схема ДТП. В ситуациях когда автомобили требуется срочно убрать с проезжей части нужно сразу приступать к составлению схемы аварии. Далее, можно убрать авто с места аварии и приступать к заполнению остальных граф извещения.

Уехать с места аварии можно только после того, как бланк извещения полностью заполнен, данные сверены, подписи везде указаны. Важно обменяться самокопирующимися частями бланками, их следует отправлять в страховую.

Как быть если поврежденный авто после ДТП остановлен сотрудниками ГИБДД? Если гражданин еще не успел передать извещение в страховую, то сотруднику Гос автоинспекции достаточно предъявить этот бланк. Забирать он его не имеет права. Когда документы уже высланы, но авто еще не ремонтировалось нужно также возить при себе копию извещения, желательно чтобы она еще была заверена страховщиком.

Достаточно часто страховщик отказывает клиенту в выплате возмещения по необъективным причинам. Для урегулирования вопроса существует два варианта решения, первый — составление досудебной претензии на имя страховщика и собственно обращение в суд. В обоих случаях необходимо иметь доказательства с места происшествия и заручиться поддержкой автоюриста.


Нужно ли вызывать сотрудников ГИБДД

Уже неоднократно было сказано, что при составлении европейского протокола вызывать сотрудников ГИБДД не нужно. Это правило подтверждается условиями договора.

Существует ряд обстоятельств, когда без вызова сотрудников ГИБДД не обойтись :

  • аварии участвовало более двух авто или есть пострадавшие;
  • между участниками ДТП есть разногласия или второй участник аварии настроен агрессивно;
  • причинен ущерб дорожному или личному имуществу автовладельцев;
  • если предполагаемый размер ущерба составляет более установленного лимита по полису;
  • если со стороны виновника аварии допущено грубое нарушение ПДД (отсутствие полиса ОСАГО, вождение в состоянии опьянения и т.д);
  • если второй участник ДТП не вызывает доверия (были зафиксированы случаи предъявления фальшивых документов и поддельного полиса).

После составления протокола сотрудниками ГИБДД Европротокол уже составить нельзя.

Скачать бланки «Европротокола» или извещения о ДТП

Страховой агент после заключения договора ОСАГО выдает клиенту бланк Европротокола. При аварии разрешается заполнять только те извещения, которые выданы страховыми. Это обусловлено тем, что к оригиналу бланка крепится копировальная бумага, в результате чего все что пишется на Европротоколе, отпечатывается на втором листке. В дальнейшем водителям следует обменяться копиями их извещений и переслать их в страховую.

Для образца можно скачать бланки Европротокола :

Максимальные суммы выплат по «Европротоколу»

Размеры выплат регламентирует ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В 2017 году по Европротоколу пострадавшая сторона может получить один из видов выплат:

  1. До 400 000 рублей — на данный момент возможно только в Москве, Санкт-Петребурге, а также в Московской и Ленинградской области. Компенсация выплачивается в случае предоставления фото и видео высокого качества, при этом авто должно быть оснащено средством навигации, работающим с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС либо GPS;
  2. До 50 000 рублей — для всех остальных жителей регионов РФ.

Внимание! Если автомобиль, зарегистрированный в любом регионе РФ попадает в ДТП в Москве или Санкт-Петербурге (области), тогда при соблюдении всех условий он может получить возмещение в сумме 400 000 рублей.

Оба участника ДТП обязаны в течение 5 рабочих дней предать страховщику заполненные бланки извещения. Пострадавшая сторона совместно с извещением подает претензию на выплату компенсации для ремонта авто.

Согласно программе прямого возмещения убытков каждый участник ДТП имеет право подавать документы в свою страховую компанию. По условиям программы страховщик выплачивает возмещение своему клиенту. Позднее истребует эту сумму у компании страховщика виновника в порядке регрессии.

Документы можно принести в компанию лично либо отправить заказным письмом. В срок до 5 дней после происшествия заявитель обязан предоставить свое авто на осмотр. И также на протяжении 15 дней ему нельзя приступать к ремонту, иначе компенсацию не выплатят. В порядке исключения клиент может попросить составить письменное разрешение от страховщика, на проведение ремонта.

В течение 20 рабочих дней дело, должно быть, рассмотрено и на имя заявителя будет отправлен ответ. В случае получения письменного отказа, пострадавший имеет право на основании этого документа подавать иск в суд на страховую компанию с целью пересмотра дела и выплаты возмещения.

Бесконтактное ДТП и оформление «Европротокола»

Бесконтактное ДТП может происходить при участии двух и более автомобилей. Суть аварии заключается в том, что один автомобиль поврежден в результате умышленных или непредумышленных действий (маневра) другого авто. К примеру, когда один автомобилист совершает обгон на запрещающий знак, а в это время другой водитель не успевает сориентироваться и врезается в дорожное ограждение. В подобной аварии вина первого автомобилиста очевидна, но и второй водитель виноват, так как не успел обеспечить безопасность маневра и избежать столкновения.

Бесконтактные ДТП рассматриваются в индивидуальном порядке, но на место событий нужно вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола и схемы ДТП. Ни о каком Европротоколе в подобном случае речи идти не может, даже если виновник признает что он стал инициатором ДТП.

В каких случаях понадобиться «Аварийный комиссар»

«Аварийный комиссар» (сокращенно «Аварком»)— это уполномоченный представитель страховой компании, который уполномочен по требованию клиента выезжать на место аварии. Причем, график работы «Аваркома» ненормированный, его можно вызывать в любое время суток. В обязанности аварийного комиссара входит объективная оценка ситуации, помощь в заполнении документов, защита интересов клиента.

Аварийный комиссар должен обладать навыками эксперта по оценке дорожной ситуации и повреждений автомобиля. Иногда только в результате изучения обстановки и ТС профессионалом удается найти скрытые повреждения и улики. Ранее услуги аварийных комиссаров при заполнении Европротокола были более востребованы. Это объясняется неопытностью водителей. Сейчас, наоборот, все больше людей интересуются заранее как правильно заполнять банк и что с ним делать.

Поскольку услуги «Аваркома» являются платными, то не многие решаются вызывать его для осмотра мелких аварий с незначительными повреждениями. В среднем за один выезд комиссары в различных регионах РФ берут от 1200 до 5000 рублей. Если предполагаемый ущерб составляет до 10 000 рублей, то вызывать представителя страховой не имеет смысла. В более крупных авариях с участием авто «премиум» класса имеет смысл вызвать комиссара, а затем уже совместно решать можно ли заполнять «Европротокол» либо вызывать сотрудников ГАИ.

Европейский протокол сравнительно недавно начал использоваться в РФ как инструмент урегулирования вопроса со страховой компанией. Несмотря на это, Европротокол все чаще используется водителями при наступлении страхового события. Заполнение бланка извещения позволяет участникам ДТП обойтись без вызова ГАИ и оперативно покинуть место происшествия без последствий.

Видео РСА по оформлению Европротокола

«сайт» , при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.

Никто не может знать, когда попадет в дорожно-транспортное происшествие. Поэтому стоит перестраховаться на такие случаи и разобраться, как составляется европротокол. Выясним, что это за документ, когда оформляется и какие правила его заполнения действительны в 2017 году.

Водителям стоит изучить новые правила, которые внесены Постановлением правительства Российской Федерации , .

Участниками дорожно-транспортного происшествия составляется европротокол, после чего они могут покидать место происшествия, не дождавшись приезда работника регионального ГИБДД.

В каких случаях это возможно и каких правил стоит придерживаться при оформлении документа?

Что это такое

Под европротоколом понимают форму самостоятельного . Необходим бланк для получения выплаты по страховке, не привлекая дорожные службы. Такой способ возник недавно и в России.

Преимуществом протокола является:

  • возможность избежать создания пробок и затруднения проезда для другого транспорта;
  • отсутствие надобности ожидания представителя ГИБДД.

Какие новые правила утверждены? Место происшествия покидается его участником без юридического последствия. Водители могут разобраться самостоятельно, если это не будет противоречить утвержденным законодательным нормам – ст. 11 Закона от 25 апреля 2002 , ПДД ()>.

Основные условия, которые стоит выполнить для использования бланка европротокола:

  • в ДТП должно быть два участника (2 транспортных средства);
  • владельцы транспорта должны иметь страховку ОСАГО;
  • страховой полис должен быть при водителе на момент аварии;
  • ущерб нанесен незначительный – на сумму, что не превышает 50 тыс. рублей;
  • у участников нет споров по поводу обстоятельства ДТП;
  • в аварии не пострадали ни сам водитель транспорта, ни его пассажиры, ни пешеходы.

В тех случаях, когда один автомобиль не зарегистрирован в России, самим оформлять ДТП допускается. Но тогда иностранный гражданин должен иметь страховку «Зеленая карта».

Где взять бланк

Бланк можно посмотреть на одном из сайтов интернет-порталов. А выдается такой документ при оформлении страхового полиса ОСАГО. Если возникает необходимость в получении нового экземпляра, собственник машины может обратиться в организацию за получением дубликата.

Сам бланк выглядит так:

Правила и порядок оформления европротокола при ДТП

Рассмотрим правила составления европротокола при ДТП и условия в 2017 году, которые стоит выполнить.

При самостоятельном оформлении стоит знать такие нюансы:

  1. После фотографирования столкновения, транспортное средство отгоняется на обочину. Сотрудники страховой фирмы дают такие рекомендации: фотографировать стоит таким образом, чтобы было видно номера авто, повреждение. Фиксируйте все следы аварии: тормозные пути, обломки, если таковые имеются. Убрать машины с проезжей части стоит только в том случае, если они мешают движению другого транспорта.
  2. Возьмите контактные данные у прохожих, которые стали свидетелями происшествия.
  3. Далее оформляется европротокол.
  4. Если водители не имеют разногласий, то виновным лицом может быть оплачено сумму ущерба на месте ДТП.
  5. Автовладельцы должны обращаться в ГАИ, чтобы зарегистрировать авто – позвонив дежурному инспектору или на номер 02, и работники полиции проконсультируют о дальнейших действиях.
  6. Уведомить о ДТП страховую компанию в течение 5-дневного срока. Автомобиль на этот момент должен быть в том же состоянии, что и после ДТП.

Если виновник происшествия – второй водитель, а вы желаете получить страховую выплату, стоит прилагать к извещению соответствующее требование.

Пункт, в соответствии с которым запрещается ремонтировать транспортное средство, вызывает ряд вопросов, особенно в случаях, когда течет радиатор или разбито фары на мелкие части.

Если же поломка не является критичной, то водитель может продолжать эксплуатировать авто, но при нем должна быть заверенная страховой компанией ксерокопия извещения.

Это нужно на случаи, если вас остановит работник ГАИ и поинтересуется повреждениями. А предъявив действующий в 2017 году европротокол при ДТП, штрафа можно будет избежать.

Но допускается и такой вариант: вы берете у страховой организации письменное разрешение .

Образец бланка и заполнения

Остановимся подробнее на оформлении европротокола. Ведь если вы заполните бланк с ошибками, страховая компания откажет в выплате возмещения.

При заполнении можно опираться на образец, который лежит в документации, выданной со страховкой ОСАГО.

Бланк должен быть у каждого, но заполнять нужно только один (все равно чей – ваш или второго участника).

Перечислим основные правила:

  1. Не пишите сведения об аварии сразу в бланк. Подготовьте сначала черновик, с которого затем перепишите информацию. Так вы не допустите ошибок и исправлений, которые автоматически делают документ недействительным.
  2. Пользуйтесь шариковыми ручками.
  3. Все буквы выводите четко и разборчиво, не используя жаргонную речь. Употребляйте слова – вмятина, царапина, трещина.
  4. Извещение заполняется каждым участником в соответствующих колонках. На обратной стороне документа также есть колонки, предназначены для каждого автомобилиста.
  5. Распишите, при каких обстоятельствах произошла авария, схему происшествия, сведения каждого из участников – о транспортных средствах и водителях.
  6. Все данные, что отражаются на лицевой стороне, необходимо согласовывать со второй стороной (с кем произошло столкновение).
  7. Обратите внимание на пункт 13 и 14 – сведения о месте удара, что приходится на кузов, о повреждениях, что получены машиной при ДТП.

При заполнении не спешите, ведь страховой компанией будет производиться оплата в соответствии с теми сведениям, что отражаются в европротоколе.

Если о чем-то вы забыли написать или своевременно не заметили какое-то повреждение, то ремонт таких элементов придется делать за свои средства.

Оборотная сторона заполняется даже без согласия второго участника аварии. Если не все сведения вмещаются, пусть запись так и остается без сокращения.

В бланке нужно написать «с приложением», и остальную информацию расписать на дополнительном листе. Но обязательно отразите, кем составлено приложение, подпишитесь.

Любые исправления должны заверяться подписями. Написанное сверяйте с другим водителем – вся информация должна совпадать.

Подписи обеих участников должны стоять на всех листах европротокола.

Обратите внимание при оформлении схемы документа на такие моменты:

  • каким образом автомобили при столкновении расположены относительно друг друга;
  • какое направление движения каждого автомобилиста;
  • конфигурацию дороги: столкновение произошло на перекрестке, при повороте, на прямых участках;
  • тип разметки;
  • улицу и номер дома, возле которого произошла авария;
  • какой сигнал был на светофоре, какие дорожные знаки были;
  • наличие дефектов в покрытии дороги.

После оформления бланка сообщите о происшествии ГИБДД, а затем страховую фирму.

Приведем пример заполнения.

Максимальная выплата

Ранее максимальная сумма ущерба составляла 25 тыс. Сейчас такой лимит увеличен до 50 тыс. В тех случаях, когда такой показатель превышает, страховая организация не будет выплачивать компенсацию.

С начала октября максимальная сумма выплаты по ущербу ОСАГО составит 400 тыс. Но такой показатель является экспериментальным. Будет применяться в Москве и области, Петербурге и Ленинградской области.

Если собственник авто желает получить 400 тыс., обязательно наличие спутникового оснащения автомобиля, чтобы обеспечить возможность устанавливать место аварии.

В том случае, если такой эксперимент окажется успешным, подобная практика будет распространена по всей стране.

Согласно законодательным нормам, страховщики обязаны произвести страховые выплаты в течение 20 дней с момента обращения автомобилиста.

В каких случаях не составляют

Не получится оформить европротокол, если:

  • в ДТП пострадала только одна машина, к примеру, въехав в ограду или дерево;
  • транспортное средство задевает другую машину в автомобильных пробках;
  • если автомобилисты не могут прийти к общему решению;
  • если ущерб оценивается в большем размере, чем установлено законодательством.
  • хотя бы одно авто-участник был с прицепом, так как такой объект считается полноправным транспортным средством;
  • один из владельцев машины употреблял алкоголь;
  • есть пострадавшие.

Разобравшись, как составлять европротокол при ДТП и куда обращаться в 2017 году, вы сможете избежать лишних трудностей.

Действительно, есть много пробелов в данном вопросе, которые еще предстоит устранить правительству при усовершенствовании регистрации аварий.

Видео: Европротокол при ДТП

С 1 июля 2015 года водители могут практически все мелкие аварии оформлять без вызова инспекторов ГИБДД – если нет пострадавших, то достаточно будет позвонить по телефону 02 и сообщить об инциденте, сделать фото или видеозапись с места ДТП, заполнить бланк извещения и самостоятельно прибыть на пост ГИБДД для оформления документов.

Однако есть и более простой способ оформления аварий – так называемый «Европротокол». Его смысл заключается в том, что водители сами оформляют документы на месте ДТП и в течение пяти дней обращаются в страховые компании. При этом звонить в ГИБДД и позднее приезжать в отделение не требуется!

Правда, в большинстве регионов России «Европротокол» можно использовать лишь при небольших ДТП, когда сумма ущерба «невиновного» автомобиля составляет менее 50 тысяч рублей (если вы являетесь виновником аварии и соглашаетесь на «Европротокол», то знайте - потерпевшая сторона может позднее потребовать с вас компенсации, если ремонт будет стоить больше 50 000 рублей).

При этом для таких регионов как Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область с 1 октября 2014 года действует особый порядок оформления аварий без вызова сотрудника ГИБДД. В этих регионах можно обойтись «без участия уполномоченных сотрудников полиции» при повреждении до 400 000 рублей. Правда, лишь при наличии съемки с видеорегистратора (в законе этот прибор называется «техническое средство контроля, обеспечивающее некорректируемую регистрацию данных»). Причем, подойдет не всякий регистратор. В настоящий момент он должен уметь фиксировать время и координаты автомобиля (то есть регистратор должен иметь датчик GPS / ГЛОНАСС). Хотя согласно закону можно обойтись и без видеорегистратора – в постановлении правительства от 1 октября 2014 г. N 1002 сказано, что страховые компании должны принимать как видео, так и фотосъемку (но при этом фотоаппарат также должен показывать время и указывать координаты). С 1 января 2016 года требования к подобным устройствам станут жестче. Они должны будут фиксировать ускорение, торможение машины и боковые удары, а также передавать экстренным службам информацию о ДТП.

Нужно помнить, что фото- или видеосъемка должна быть выполнена в течение 60 минут после дорожно-транспортного происшествия и включать изображения:

а) государственных регистрационных знаков транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия или идентификационных номеров (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);

б) мест повреждения транспортного средства;

в) взаимного расположения транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам;

г) государственного регистрационного знака транспортного средства свидетеля дорожно-транспортного происшествия (при наличии).

Кстати, у «Европротокола» есть и еще ограничения помимо суммы повреждений на 50 000 рублей. И воспользоваться им можно лишь в том случае, если выполнены ВСЕ без исключения указанные ниже пункты:
не был причинен вред здоровью участников ДТП (включая пассажиров и пешеходов);
в ДТП участвовало два транспортных средства (при этом важный нюанс - автомобиль с прицепом рассматривается как два отдельных транспортных средства, и если в аварию попала такая машина, то воспользоваться упрощенной схемой оформления нельзя);
оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО (проверьте, чтобы второй участник ДТП был вписан в полис);
все обстоятельства аварии, ее характер, перечень повреждений, степень вины и так далее не вызывают разногласий у двух участников аварии (если есть хоть малейшие споры, то придется вызвать сотрудников ГИБДД). Отсутствие разногласий подтверждается подписями двух водителей - участников ДТП в извещении о ДТП;

ВАЖНО: если не соблюдается хотя бы одно условие, то вам необходимо вызвать сотрудников ГИБДД на место происшествия.

После ДТП в течение 5 рабочих дней необходимо обратиться в страховую компанию и предоставить:

а) экземпляр бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный водителями транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию;

б) заявление о прямом возмещении убытков;

в) электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля;

г) заявление о том, что информация, указанная в подпункте «в» настоящего пункта, является некорректированной.

Кроме того, помните - если у вас (или у второго участника ДТП) оформлен полис каско, а правила страховой компании не предусматривают выплату компенсации без справок из ГИБДД, то вам все же придется вызвать на место аварии представителей автоинспекции.

Инструкция по оформлению Европротокола

Чётко следуйте ПДД. Остановитесь, выставьте знак аварийной остановки.
Сохраните следы ДТП. Примите все возможные меры к сохранению следов и предметов на месте ДТП.

В случае возникновения конфликтных ситуаций с другим водителем, вызывайте ГИБДД (02, 112, 911).

Заполните бланк Извещения о ДТП, который был Вам выдан в страховой компании при оформлении договора ОСАГО. Желательно, использовать шариковую ручку. Это необходимо для того, чтобы информация, вносимая Вами на лицевой стороне Извещения о ДТП, четко отпечатывалась на нижнем листке.

Оба водителя заполняют одно Извещение о ДТП. Один водитель заполняет колонку «А», другой ― колонку «В». Заполняются как оборотная, так и лицевая его стороны. При этом оборотная сторона Извещения о ДТП заполняется каждым водителем на его экземпляре после заполнения лицевой стороны и разъединения бланка Извещения о ДТП.

Лицевая сторона Извещения о ДТП

На лицевой стороне Извещения о ДТП должна содержаться информация о месте, дате, времени ДТП, сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и т.п. (то есть необходимо заполнить все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне бланка Извещения о ДТП)

В п. 14 указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей автомобиля. Описывайте их максимально точно и кратко. Следите, чтобы другой водитель не добавил в указанный пункт не относящиеся к данному ДТП повреждения деталей и элементов. При указании поврежденного элемента (детали) обязательно укажите характер видимого повреждения: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре автомобиля экспертами.

В п. 15 «Замечания» при необходимости Вы можете дополнительно привести сведения о том, что не указано в пункте 16 «Обстоятельства ДТП».

В п. 16 отмечаются обстоятельства ДТП, а в крупных клетках, расположенных внизу, заполняется число отмеченных подпунктов (клеток). Важно правильно отразить маневры Вашего авто, учитывая, что:  стоянка - это не остановка. Если Вы остановились, например, на красный сигнал светофора, ошибочно отмечать позицию 1 «На стоянке». Нужно отметить позицию 22 «Остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора»;  если один автомобиль обгонял другой, перестраиваясь из одной полосы в другую, нужно отметить поз. 12 «Менял полосу» и поз. 13 «Обгонял».

В п. 17 составляется схема ДТП. На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

В п. 18 оба водителя ставят свои подписи.

После заполнения лицевой стороны участники ДТП разделяют бланки Извещения о ДТП на два экземпляра. Проследите, чтобы другой водитель подписал оба листа Извещения о ДТП с лицевой стороны, а не только экземпляр, который остается у него. Обратите внимание, что на лицевой стороне Извещения о ДТП каждый из участников должен поставить две подписи - в пункте 15 и 18.

Оборотная сторона Извещения о ДТП

Оборотная сторона Извещения о ДТП заполняется каждым из водителей самостоятельно.

Если не хватает места, изложите сведения на чистом листе бумаги и приложите его к Извещению о ДТП (на котором нужно сделать пометку «С приложением»), а также укажите, к какому документу оно прилагается и кем оно составлено. На приложениях должны стоять подписи обоих водителей.

В пустых графах ставьте длинные прочерки либо большую букву Z.

Если бланк Извещения о ДТП порван, испорчен или трудно читаем, нужно заполнить новый бланк. После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.

Если второй водитель отказывается подписывать Извещение о ДТП или совместно его заполнить, то это означает, что Европротокол оформить невозможно, и нужно вызывать ГИБДД. Обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП.

Свидетели. Соберите контактные данные свидетелей ДТП, если это возможно. Обязательно сохраните запись системы видеорегистрации.

Страховые выплаты. После выполнения всех перечисленных выше действий, место ДТП можно покинуть. Если Вы намерены обратиться с заявлением о страховой выплате, то приложите к заявлению Ваш экземпляр Извещения о ДТП. Если Вы считаете, что оснований для возмещения нанесенного Вам вреда не имеется, то обязательно, в течение 5 рабочих дней с момента ДТП отправьте заполненное Извещение о ДТП (с дополнениями, если они есть) своему страховщику ОСАГО.

Обратите внимание на то, что нельзя приступать к ремонту ТС в течение 15 дней с момента ДТП либо без письменного согласования на то страховой компании.

Лимит выплат по Европротоколу составляет:
1) 25 тыс. руб. - если хотя бы один из договоров ОСАГО участников ДТП заключен до 02.08.2014;
2) 50 тыс. руб. - если договоры обоих участников заключены после 02.08.2014;
3) с 1 октября 2014 г. - 400 тыс. руб. для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области при наличии съемки с видеорегистратора.

Ответы на вопросы:

1. Что делать, если другой водитель не признает свою вину, агрессивен либо находится в состоянии алкогольного опьянения и т.п.?
Вызывайте сотрудников полиции. «Европротокол» можно оформить, только если оба участника ДТП имеют единую точку зрения на обстоятельства произошедшего. Необходимость вызывать полицию обусловлена и другими описанными выше обстоятельствами.

2. Можно ли оформить «Европротокол», если одна из машин, попавших в ДТП, зарегистрирована не в РФ?
Можно. Но только если ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой страхования ответственности («Зеленая карта»), а также при соблюдении остальных указанных ранее требований для оформления документов о ДТП без участия полиции. Если участники пришли к согласию оформить ДТП без участия полиции, и потерпевшей стороной является гражданин России – извещение о ДТП должно быть оформлено на бланке, выданном российским страховщиком (бланк, напечатанный на русском языке).

3. Что делать, если в ДТП попало больше двух автомобилей?
К сожалению, в этом случае вы не можете воспользоваться «Европротоколом». Вам придется вызвать сотрудников ГИБДД.

4. Что будет, если в извещении о ДТП есть противоречия между данными, изложенными обоими водителями?
Наличие противоречий в данных, изложенных водителями, означает, что обстоятельства ДТП или характер и перечень видимых повреждений автомобилей вызвали разногласия у участников происшествия, а в этом случае оформлять ДТП без вызова сотрудников полиции запрещено. В случае невозможности определения на основании изложенных в извещении о ДТП обстоятельств ДТП и лица, ответственного за причинение вреда, страховщик вправе отказать в выплате.

5. Есть ли необходимость фотографировать место ДТП и как это сделать правильно?
Мы рекомендуем по возможности сделать фотоснимки места ДТП. В дальнейшем это может упростить прояснение картины происшествия при взаимодействии со страховой компанией. Постарайтесь фотографировать так, чтобы было видно:
общий план места происшествия (так, чтобы можно было идентифицировать тип места нахождения ТС);
следы торможения, обломки деталей, место осыпи разбитых элементов ТС (стекол, накладок бамперов и т.д.);
оба ТС крупным планом со всех сторон, с номерами машин;
поврежденные детали ТС.

При этом необходимо учесть, что претендовать на выплату в размере до 400 000 рублей Вы сможете только в том случае, если снимки сделаны с помощью аппаратуры (фотокамера, мобильный телефон со специальным приложением), которая соответствуют требованиям, установленным Правительством Российской Федерации для данного случая, и место ДТП зафиксировано соответствующим оборудованием, работающим с применением глобальных навигационных спутниковых систем.

6. Что предъявлять сотруднику ГИБДД, который остановит автомобиль?
Действительно, сотрудник ГИБДД, видя, что автомобиль имеет повреждения, вправе остановить вас в целях проверки факта оформления ДТП, в котором могли быть получены эти повреждения. Поэтому после передачи оригинала страховой компании обязательно следует иметь в автомобиле копию заполненного извещения о ДТП, заверенную страховщиком, для предъявления сотруднику полиции.