Фз о страховых выплатах по осаго. Федеральный закон "об осаго"

» - согласно этому нормативному акту в ФЗ №40 Закон «Об ОСАГО» были внесены значительные коррективы. Закон подвергся самому крупному преобразованию в истории, пусть и не все запланированные изменения произвели. В частности, повышающий коэффициент к злостным нарушителям ПДД в 2017 году применяться не будет, хотя этот пункт вызвал наибольший резонанс.

Какие же поправки в закон «Об ОСАГО» - 2016 были одобрены и чего автолюбителям ждать от 2017-го?

Скачать полный текст закона "Об ОСАГО" ФЗ№40

Правительство позаботилось о доступности ОСАГО

В России есть несколько регионов, которые признаны «токсичными» - в этих областях страховщики вынуждены выплачивать водителям компенсации по ОСАГО чаще и в значительно больших размерах, чем в среднем по России. В число токсичных регионов входят Волгоградская, Ростовская, Ивановская, Мурманская и Челябинская области, а также Краснодарский Край.

Высокая аварийность в этих субъектах РФ связана прежде всего с неудовлетворительным состоянием дорог – в южных регионах, например, с дорогами настоящая катастрофа.

Следствием «токсичности» регионов является то, что купить полис ОСАГО здесь очень проблематично даже опытным и ответственным водителям. А ведь вождение без автострахования запрещено! Автомобилист оказывается в непростой ситуации: у него просто нет возможности не нарушать закон!

Правительство не стало «закрывать глаза» на эту парадоксальную ситуацию – её разрешению должна поспособствовать поправка в ФЗ №40, не менее резонансная, чем введение «штрафного» коэффициента (несостоявшееся). С 1 января 2017 года каждая из страховых компаний должна приступить к реализации так называемых e -полисов – то есть к продаже страховок через интернет.

У самих автостраховщиков эта поправка вызвала бурное негодование. Они утверждают, что им понадобится вложить уйму денег для того, чтобы интегрировать стабильные онлайн-сервисы для продажи полисов, хотя на самом деле это аргумент «для дураков» - сейчас с такой работой способен справиться любой студент-программист.

Благодаря новой редакции закона «Об ОСАГО» 2017 года автовладельцу больше не нужно ездить по всему городу на общественном транспорте и искать, где ему согласятся продать полис. Достаточно зайти на сайт любого автостраховщика в городе любой «токсичности» и отправить заявку на ОСАГО, приложив сканы своих документов. Страховщик не сможет «открутиться» от продажи полиса «повышенного риска», даже если сошлётся на временную неработоспособность своего портала – согласно законодательству, именно страховая компания обязана заботиться о том, чтобы интернет-сервис был доступен 24 часа в сутки.

Недоступность портала страховщика – основание для жалобы автомобилиста, а жалоба на юрлицо грозит обернуться шестизначным штрафом.

Какие ещё нововведения?

В Федеральный Закон №40 «Об ОСАГО» были внесены и другие заметные коррективы:

    Право регресса. Это право получили страховщики в качестве своеобразной «компенсации» за появление у них обязанности продавать электронные полисы. Требование регресса страхователю может быть предъявлено, если при покупке ОСАГО через интернет (или обычным способом – через офис) автомобилист указал о себе неверные сведения. Регресс предполагает, что водитель, ставший виновником ДТП, будет вынужден частично или полностью компенсировать ущерб пострадавшему – даже будучи застрахованным.

    Обязательный осмотр авто страховщиком. Прежде страхователю, заведомо уверенному в том, что страховщик предложит мало, позволялось сразу везти машину на экспертизу независимому специалисту. Закон ОСАГО с последними изменениями обязует автомобилиста в течение 5 дней предоставить ТС на осмотр именно страховщику, выслушать предложение и уже следом решать, устраивает ли оно его. Новый закон ФЗ-40 «Об ОСАГО» потому и снискал славу «направленного против автоюристов», ведь именно юристы сбивают автолюбителей «с панталыку», убеждая, что поиск компромисса со страховщиком – дело, заведомо обречённое на неудачу.

    Фиксированный срок осмотра. Кроме обязанности организовать продажу электронных полисов у автостраховщиков появилась и другая – проводить осмотр попавших в ДТП машин максимум через 5 дней после дорожного столкновения. Ранее этот же срок отсчитывался с момента, когда страхователь оказывался готов предоставить своё транспортное средство для осмотра.

Есть ещё одно важное нововведение, которое уже было реализовано в 2016-м году. Согласно новому закону «Об ОСАГО» с октября 2016 года прекратили продавать полисы старого типа (зелёные) – в продаже остались только розовые, с повышенной защитой.

Закон «Об ОСАГО»: ключевые моменты

Несмотря на то что в закон «Об ОСАГО» внесли множество корректив, основные постулаты и структура нормативного акта остались неизменными. В преамбуле закона сказано, что целью ФЗ №40 является защита прав пострадавших в ДТП. Обратите внимание, что в ней ничего не говорится о защите прав страховщиков.

Закон состоит из 34-х статей, поделённых на 6 глав:

    Общие положения. Статьи этой главы рассказывают о том, что такое транспортное средство, компенсационная выплата, страховой тариф и прочее. Здесь же устанавливаются принципы автострахования в России – одним из главных является всеобщность: застраховаться должен каждый водитель.

    Условия и порядок осуществления страхования. Фактически именно во второй главе и приводится вся наиболее важная для автомобилиста информация – например, как определяется размер страховой выплаты, как следует спорить со страховщиком. Автомобилисту, у которого мало времени на изучение ФЗ №40, следует начать со второй главы и ею же закончить.

    Компенсационные выплаты. Целая глава закона выделена под то, чтобы рассказать водителям, в каких случаях они имеют право на компенсации и как этих самых компенсаций добиться. Глава достаточно короткая: прочесть её стоит хотя бы потому, что в ней говорится о лимитах сумм компенсационных выплат.

    Страховщики. Ещё одна короткая глава – её содержание едва ли будет интересно обывателям. Во-первых, здесь присутствует информация, полезная только для самих страховщиков, во-вторых, придётся приложить массу усилий, чтобы перевести текст главы с юридического на русский.

    Профессиональное объединение страховщиков. Эта глава, как можно догадаться, описывает цели существования, функции и обязанности союзов и ассоциаций страховщиков.

    Заключительные положения. В последней главе речь идёт о способах коммуникации страховщиков с государственными органами, а также о международных системах страхования.

Новый закон «Об ОСАГО» направлен на достижение нескольких целей: первая - повышение доступности полисов автострахования в России, вторая – установление контакта между страховщиками и страхователями. Государство хочет, чтобы эти две стороны нашли способ решать споры без обращения к судебным инстанциям и третьим лицам. Больше остальных недовольны новой редакцией ФЗ №40 автоюристы – ведь именно они и есть третьи лица, которые на конфликтах страховых компаний и автомобилистов зарабатывают деньги.

Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (далее – Закон об ОСАГО) нормативный акт, регулирующий отношения в области обязательного страхования транспортных средств на территории России. Данный закон охватывает огромный круг субъектов. В России насчитывается несколько десятков миллионов только легковых автомобилей и все они должны иметь обязательную страховку. Поэтому вопрос обзора изменения законодательства в данной сфере актуален практически для половины жителей нашей страны.

В 2015 году в Закон об ОСАГО (редакция от 28.11.2015) были внесены значительные изменения и поправки нормативного характера. Что осталось неизменным и что может изменится? С полной версией закона и последней редакцией вы можете ознакомиться .

Выплаты по ОСАГО

В начале апреля 2015 года увеличились выплаты за имущественный ущерб — 400 000 рублей (назависимо от числа потерпевших). В случае причинения ущерба жизни и здоровью потерпевший может претендовать на значительно большую сумму средств возмещения. — 500 000 рублей .

На первый квартал года сумма осталась неизменной . Напомним, что в старой редакции это 120 000 и 160 000 рублей соответственно. Данное изменение послужило логическим продолжением изменений принятых еще в 2014 году об увеличении общих выплат по ОСАГО.

Также стоит отметить, что в зависимости от тяжести травмы, выплаты пострадавшим (за исключением смертельных случаев) будут фиксированным и.

Ранее выплаты производились только по результатам лечения, что доставляло массу неудобств и проблем. После введения в действия новых поправок достаточно будет предъявить справку от врача о нанесении ущерба здоровью. Повышения выплат обусловлено логической потребностью в данной процедуре.

Лимит выплат по Европротоколу

Европротокол представляет собой документ, составленный участниками дорожно-транспортного происшествия (ДТП) без помощи и участия сотрудников автоинспекции, и имеет полную юридическую силу для страховых учреждений.

Документ призван, прежде всего, упростить жизнь автомобилистам, позволив в определенных случая решать вопрос об урегулировании спора без привлечения государственных органов. Такой порядок значительным образом упрощает процедуру оформления, особенно в больших городах, где большинство ДТП наносят незначительный ущерб, а время ожидания экипажа автоинспекции значительно, что выступает причиной многокилометровых пробок.

Изменения коснулись суммы страхового обеспечения по европротоколу. Сумма выплат была увеличена до 50 000 рублей (те, кто оформил страховку до 02.04.2014 могут получить лишь 25 000 рублей).

В Законе об ОСАГО перечислены условия для составления данного акта: если сумма выплат не превышает установленного порога (50 тысяч), в случае отсутствия причинения вреда жизни и здоровью людям, обязательно наличие полиса обязательного страхования, в случае отсутствия спора о вине в ДТП.

Прямое возмещение убытков

Если сложилась ситуация для прямого возмещения убытков, когда вред причинен только двум транспортным средствам, участвующим в аварии, то потерпевший имеет право обратиться только в свою страховую компанию . Напомним, что ранее потерпевший мог обратиться и в компанию виновника, что приводило к проблемам, связанным с выплатой компенсаций.

Предельный объем износа автомобиля

Этот параметр действует с 1.10.2014 года и значительно влияет на сумму страховых выплат. Так, раньше он составлял 80%, сейчас предельный износ составляет 50% .

Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Данные нововведения позволят хотя бы отчасти компенсировать стоимость продажи автомобиля на вторичном рынке, ведь автомобиль с историей ДТП на рынке подержанных авто стоит гораздо дешевле, да и спрос на такие машины ограничен.

Штрафы за вождение без полиса ОСАГО

Регламентированы правила управления транспортным средством без полиса. В случае если у водителя отсутствует страховой полис (забыл дома), ему грозит штраф в размере 500 рублей . Если страховой полис вообще не оформлялся, то штраф составит уже 800 рублей .

После покупки автомобиля право передвижения без полиса ОСАГО установлено в течение 10 дней.

Конфликты между страховщиком и страхователем

С введением поправок в Закон об ОСАГО урегулирована процедура взаимодействия страховщика и страхователя. Ранее определенная категория автовладельцев пыталась разрешить спор со страховой компанией во внесудебном порядке, с целью получения большего размера компенсации. Такие люди получили наименование «авантюристы». Нововведения в Закон об ОСАГО упорядочили процедуру взаимоотношений сторон.

В случае неудовлетворенности потерпевшего суммой выплат, единственным способом разрешения возникшего конфликта остается судебное разбирательство.

Использование транспортного места

Законодательством определена и конкретизирована зона ответственности страховых организаций. Раньше в случае возникновения ДТП во дворах многоэтажных домов или частных построек организация могла уйти от возмещения вреда. После принятия изменений зона ответственности четко определена: дворы, парковочные места, случаи погрузки на эвакуаторе, проезжая часть.

Данные изменения позволили уточнить ответственность компаний по страховым случаям, внесли ясность при определении наличия факта страхового случая и добавили уверенности простым автовладельцам.

Направление на ремонт

В ранее действовавшем Законе вопрос о выборе специализированного ремонтного сервиса был открыт. С 2015 года Закон об ОСАГО оставляет право выбора сервиса лишь за страховой компанией . В данном случае присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны.

К негативным моментам можно отнести лишение данного права автовладельца и отсутствия возможности выбрать собственную проверенную организацию по ремонту. К плюсам относится полное возложение ответственности за некачественный ремонт на страховую организацию.

Получение полиса ОСАГО

Закон об ОСАГО был принят в далеком 2002 году и ставки выплат давно устарели в связи с инфляцией и ростом цен. Повышение лимитов положительно сказалось на положении автолюбителей, хотя и без негативных факторов не обошлось. Абсолютно все страховые компании заявляют об убыточности бизнеса в сфере ОСАГО в России и постоянно требуют дополнительного государственного финансирования, однако при всех воззваниях об убыточности ни одна страховая организация добровольно с рынка не ушла.


По заявлениям некоторых экспертов в последние годы страховые выплаты превысили взносы практически в два раза. Закономерным повышением лимитов стал рост стоимости страховых полисов, санкционированный страховыми организациями. Рост цен вызвал за собой появления большого количества поддельных полисов именитых компаний. Многие автовладельцы просто-напросто перестали покупать дорогую страховку, несмотря на ужесточение штрафов.

Федеральным законом № 223 от 21.07.2014 измен порядок осуществления процедуры обязательного социального страхования, урегулированный статьей 15 Закона об ОСАГО. Введена возможность получения полиса обязательного страхования путем электронной регистрации, что призвано в значительной степени упростить процедуру получения полиса, избавится от очередей во многих субъектах РФ, оградить автолюбителей от навязывания услуг со стороны недобросовестных сотрудников страховых организаций.

Процедура представляет собой регистрацию полиса страхования ответственности на сайте страховой компании, то есть с использованием информационных технологий, оплату и получение полиса на руки через непродолжительное время. На данный момент система получения страховых полисов претерпела некоторый изменения: для получения полиса требуется электронная цифровая подпись, не все страховые организации готовы предоставить данный виду услуг, система обработки информации считается достаточно «сырой» и недоработанной.

Благое намерение, задумкой которого было значительное упрощение процедуры получения полиса по прошествии года с момента введения находится в стадии вялотекущей модернизации. В настоящий момент практически не представляется возможным получение полиса в электронной форме по причине несовершенства и не отлаженности системы.

Что можно ожидать в течение года

Планируемые изменения в части Закона об ОСАГО коснуться, прежде всего, формы документа и организационных мер в отношении страховых компаний. Так, планируется внесение всех полисов в электронные базы данных в обязательном порядке и повсеместно, что должно упростить получение полиса и работу как страховых компаний, так и сотрудников Госавтоинспекции.

Как уже упоминалось, процесс перехода на электронные полисы был запущен давно, однако же, на протяжении более года не может быть запущен полностью. Для ведения взаимозачетов между страховыми организациями планируется создание специальных клиринговых центров. Данная мера позволить облегчить процесс выплат потерпевшим и перевод денежных средств из одной компании в другую.

В середине года запланирована замена абсолютно всех полисов на образцы нового стандарта . Данная мера, призвана раз и навсегда решить острую проблему с наличием на рынке поддельных полисов. Повсеместная замена документов в сжатые сроки к середине года грозит создать огромные очереди на получение полиса нового образца, что не добавляет оптимизма рядовым автовладельцам.

С 1 июля 2003 в нашей стране действует Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств N 40-ФЗ Закон об ОСАГО, призванный упорядочить процедуры взыскания ущерба в различных ситуациях. С этого момента обязательное страхование гражданской ответственности становится неотделимой частью допуска граждан к управлению транспортными средствами.

Каждый водитель обязан иметь полис ОСАГО, подтверждающий страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Суть такой страховки заключается в том, что если водитель, вписанный в полис ОСАГО, признан виновником ДТП, то страховая компания возмещает определённую сумму ущерба потерпевшим. Речь идёт о компенсации вреда, причинённого как самому транспортному средству, так и здоровью и жизни потерпевших. Если водитель признан потерпевшим - в этом случае работает полис виновника аварии. Подобная система страхования является мировой практикой, многократно доказавшей свою эффективность при условии добросовестного исполнении обязанностей всех участников процесса, включая страховую компанию.

Статьи закона об ОСАГО

    Глава I. Общие положения

    Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования

    Глава III. Компенсационные выплаты

    Глава IV. Страховщики

    Глава V. Профессиональное объединение страховщиков

  • Статья 31. Международные системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

    Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

    Основная цель обязательного страхования гражданской ответственности заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

    Главная задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.

    Основные положения Закона об ОСАГО

    • - декларирование обязательного страхования гражданской ответственности как определённой законом обязанности всех водителей;
    • -​ определение объекта обязательного страхования, страховых сумм, коэффициентов выплат, страховых рисков и т.д.;
    • -​ порядок оформления ДТП в рамках действующих полисов ОСАГО;
    • -​ перечень этапов проведения технической экспертизы транспорта;
    • -​ описание процедур возмещения убытков;
    • -​ порядок оспаривания позиций любой из сторон;
    • -​ реестр организаций и мероприятий, необходимых для осуществления контроля над выполнением обязательств всех участников страховых соглашений

    Отдельной главой Федерального закона об ОСАГО выделены положения, касающиеся профессиональных объединений страховщиков. В заключительных главах затронуты аспекты страхования гражданской ответственности в рамках Международного права.

    Новый закон об ОСАГО – список изменений с 2014 по 2017 год

    Федеральный закон об ОСАГО в новой редакции 2017 включил в себя следующие изменения за два года:

    • 1.​ 1 октября 2014 года. Увеличена сумма компенсационных лимитных выплат с 120 000 до 400 000 рублей. При этом каждый пострадавший может претендовать на эту сумму, в то время как до этого сумма на одно человека была ограничена 160 000 рублями.
    • 2.​ 1 января 2015 года. Образование единой информационной базы данных, включающей всех страхователей и страховщиков ОСАГО и КАСКО. Такой шаг позволил объединить в глобальную электронную библиотеку все имеющиеся сведения для максимально эффективного контроля над системой обязательного страхования.
    • 3.​ 1 апреля 2015 года. Узаконена новая лимитная сумма, выплачиваемая в качестве компенсации за ущерб, причинённый здоровью и жизни – 500 000 рублей. Для установления сумм при возмещении вреда в случае травм потерпевших разработана специальная таблица. В этой таблице прописаны коэффициенты, вычисляемые с основной страховой суммы в соответствии с тяжестью полученных травм.
    • 4.​ 1 июля 2015 года. Определены основные положения с корректировками, касающиеся выдачи электронных полисов.

    С 2019 года запланировано введение «безлимитного европейского протокола», который будет действовать на всей территории РФ. В этом случае страховка при ДТП может оформляться самим участниками при условии наличия видео и фото съёмки, а также данных глобальной спутниковой системы позиционирования на местности.

    Страхование ОСАГО – плюсы и минусы

    Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и водителей предлагает следующие преимущества:

    • -​ общая взаимная ответственность всех участников движения
    • -​ быстрая выплата компенсаций;
    • -​ оперативное оформление страхового случая;
    • -​ быстрое оформление полиса;
    • -​ возможность заключение страхового договора с «неограниченным свободным» полисом;
    • -​ поддержка на дороге при ДТП выездными комиссарами страховых компаний;
    • -​ относительно небольшая стоимость;

    Тарифы страховых компаний сегодня разнятся в зависимости от места регистрации транспортного средства. Поэтому территориальная привязка стоимости автострахования может рассматриваться и как положительная и как отрицательная составляющая.

    В качестве очевидных недостатков страхования ОСАГО стоит выделить следующие пункты:

    • -​ невозможность полностью компенсировать ущерб предлагаемыми выплатами;
    • -​ безответственность некоторых страховых компаний, затягивающих с компенсацией вреда;
    • -​ множество правовых нюансов, позволяющих страховому оператору не выполнять свои обязательства по заключённому договору;
    • -​ бюрократические формальности (справки, заключения врачей и т.д.) при возмещении ущерба, полученного в результате травмы (длительное лечение и недееспособность потерпевшего);
    • -​ недавнее повышение тарифов на услуги страховых компаний

    Стоит отметить, что виновник аварии должен предоставить страховой компании собственное транспортное средство для проведения экспертизы. Ремонтировать повреждённый автомобиль не разрешается в течение 15 дней после ДТП до осмотра повреждений страховщиком.

    В страховой полис ОСАГО могут быть вписаны другие водители, что соответственно повысит стоимость страховки. Одновременно владельцам транспортных средств предлагаются упомянутые выше «свободные» страховые договора, предполагающие возможность управления автомобилем любым дееспособным лицом с водительскими правами.

    Заключение

    Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день по праву считается эффективным инструментов для урегулирования различных ситуаций, связанных с дорожно-транспортными происшествиями. Новая редакция Закона об ОСАГО 2017 доказала – этот правовой документ будет и в дальнейшем корректироваться с учётом общественного мнения и меняющихся объективных реалий.

    Основной задачей текущего момента в данной сфере является осуществление жесткого контроля над выполнением обязательств страховых компаний. Одновременно необходимо гармонизировать законодательство с международными нормами права, что позволит существенно расширить область действия Федерального Закона об обязательном страховании гражданской ответственности.

    Закон об ОСАГО новая редакция 2017 года

Законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Одним из центральных положений закона является предоставление потерпевшим гарантий возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, а также обеспечение возмещения вреда имуществу. Указанные гарантии реализуются за счет совмещения двух механизмов - обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и осуществления компенсационных выплат в счет возмещения вреда жизни и здоровью, производимых профессиональным объединением страховщиков. В рамках первого из указанных механизмов потерпевшие смогут получить возмещение от страховой организации в виде страховой выплаты по обязательному страхованию. Второй же механизм обеспечит права потерпевших в тех случаях, когда причинитель вреда не исполнил своей обязанности по страхованию, либо неизвестен, либо скрылся с места ДТП.

Определены минимальные страховые суммы отдельно по возмещению вреда жизни или здоровью, а также имущественному вреду. Предельная величина страховой выплаты составляет 400 тысяч рублей, а именно: в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, - 240 тысяч рублей, одного потерпевшего - не более 160 тысяч рублей; в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, - 160 тысяч рублей, одного потерпевшего - не более 120 тысяч рублей.

Обязательное страхование должно осуществляться в соответствии с едиными страховыми тарифами, утверждаемыми Правительством РФ. При этом страховой тариф определяется с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Разделение тарифов по категориям учитывает ряд факторов: региональные особенности; характеристики транспортного средства и характер его использования (юридическими лицами, гражданами в личном пользовании и т.п.); характеристики владельца транспортного средства, в том числе совершение им грубых нарушений правил дорожного движения или ДТП, повлекших осуществление страховой выплаты в предшествующий период страхования.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу. Положения о создании профессионального объединения страховщиков и условиях выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.


Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 г. Положения, предусмотренные в отношении создания профессионального объединения страховщиков и условий выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Пункты 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2003 г. Глава III и настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2004 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 августа 2017 г.


Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования , за исключением подпункта "а" пункта 12 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального и применяются к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу названного Федерального закона

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона
Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ


Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона


Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования пункта 1 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 сентября 2016 г., и пунктов 3 , , , 7 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.


Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона


Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу официального опубликования названного Федерального закона


Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона


Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г., за исключением изменений,

Закон претерпел улучшения и в области урегулирования убытков, и в разделах, регламентирующих заключение договоров страхования. Кроме того, впервые был уточнен срок действия страховых тарифов.

Большинство положений последней редакции Закона ОСАГО начали действовать уже 4 июля, поэтому давайте подробно рассмотрим все нюансы, которые приготовил свежий документ для автомобилистов.

Электронные полисы

В России существуют регионы, в которых очень проблематично приобрести полис ОСАГО. Отсутствие бланков полисов у страховщиков и огромные очереди в офисах страховых компаний, заставляют автовладельцев искать другие пути оформления договоров автогражданки.

Поскольку без ОСАГО ездить нельзя, водители, столкнувшие со сложностями продления полиса, порой обращаются к малознакомым агентам. Нередко такие договоры оказываются поддельными, что влечет за собой сложности в получении страховой выплаты.

Для того чтобы снять сложившуюся напряженность, в прошлом году руководством Страны были введены поправки в «Закон об ОСАГО», позволяющие страховым компаниям заключать договоры автогражданки в виде электронного документа.

Однако до настоящего времени продажа электронных полисов не была необходимым условием для страховщиков и многие компании этим пренебрегали. Новая редакция Закона ОСАГО делает этот пункт обязательным.

С 1 января следующего года все страховые компании обязаны будут осуществлять продажу полисов ОСАГО не только в бумажном виде, но и в электронном. В связи с этим они будут должны принимать документы, необходимые для покупки полиса, в виде электронного документа.

В старой версии Закона ФЗ 40, покупка ОСАГО через интернет сопровождалась отправкой автовладельцу электронного бланка полиса, которую нужно было просто распечатать. Обменять такой документ на обычный договор, оформленный на бланке строгой отчетности Гознака, было нельзя.

С 1 января, купив электронный полис, автовладелец может запросить у страховщика классическую версию документа. Для этого необходимо лишь обратиться в офис страховой компании, где полис будет распечатан на бланке строгой отчетности. Кроме того, можно попросить страховщика направить полис по адресу проживания страхователя Почтой России, однако за пересылку должен будет заплатить автовладелец.

Поскольку продажа электронных полисов теперь обязательна для всех страховых компаний, Закон ОСАГО, новая редакция, обязывает страховщиков обеспечить бесперебойную работу своих интернет-сайтов, чтобы не создавать трудности для желающих приобрести страховку.

Итак, подытоживая:

  1. Со следующего года в любой компании можно купить ОСАГО через интернет;
  2. Документы, предусмотренные правилами, направляются страховщику в электронном виде;
  3. После покупки электронный полис можно заменить на обычный;
  4. Сайты страховых компаний будут работать без перебоев.

Новое основание для регресса

С введением электронных полисов у страховых компаний стало меньше возможностей для контроля данных, предоставляемых им автовладельцами для расчета страховой премии. Поэтому было введено дополнительное основание для предъявления виновнику ДТП регрессного требования.

Регресс – это претензия страховщика к виновнику ДТП о возврате денежных средств, выплаченных потерпевшему. Такое требование предъявляется в строго ограниченных случаях, предусмотренных законодательством. Например, когда виновник был пьян или скрылся с места аварии.

С 1 января страховые компании смогут предъявлять регресс страхователям, которые купив электронный полис, предъявили недостоверные сведения, сэкономив таким образом на страховке.

Осмотр автомобиля после ДТП

ФЗ об ОСАГО необходимость предоставления поврежденного транспортного средства независимому эксперту, который по поручению страховщика должен осмотреть автомобиль. Но ранее потерпевшему разрешалось самостоятельно привлечь экспертов, если страховая компания не организует осмотр в течение 5 дней.

Теперь законодательство значительно ужесточило требования к предоставлению машины на осмотр страховщику. Главным образом это было сделано для борьбы с, так называемыми автоюристами, и не должно коснуться честных граждан. Злоупотребляя свои правом самостоятельно организовать осмотр, автоюристы избегают встречи с экспертом страховой компании, лишая тем самым страховщика оценить размер ущерба и износ.

Итак, теперь потерпевший, намеренный получить выплату страхового возмещения, обязан предоставить машину на осмотр в страховую компанию в течение 5 дней со дня подачи заявления. Если осмотр не состоится страховщик может вернуть автовладельцу все поданные им документы и заявление о страховой выплате.

После этого потерпевший не имеет права самостоятельно организовывать независимую экспертизу, потому что результаты такой оценки не будут приняты страховой компанией в подтверждение размера причиненного ущерба. Для получения страхового возмещения придется заново подать заявление и все необходимые документы и все-таки предъявить машину на осмотр. Срок рассмотрения при этом начнет свое течение в даты повторной подачи заявления.

У страховых компаний тоже появились новые обязанности. Теперь страховщик обязан осмотреть автомобиль строго в течение 5 дней с даты заявления. Ранее этот срок был растянут, 5 дней считались от даты, с которой потерпевший был готов показать машину.

Подведем итоги вышесказанного:

  1. Осмотр производится в течение 5 дней с даты заявления;
  2. Потерпевший в обязательном порядке предоставляет машину эксперту страховщика;
  3. В случае, если осмотр не состоялся, заявление о страховой выплате остается без рассмотрения и возвращается заявителю.

Досудебное урегулирование

Закон ОСАГО ФЗ 40 предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Это значит, что прежде чем обращаться для защиты своих интересов в суд, потерпевший обязан направить в страховую компанию досудебную претензию.

Ранее срок рассмотрения претензии составлял 5 дней, в новой редакции Федерального Закона 40 он увеличен да 10 дней. Однако это изменение касается только тех ДТП, которые произошли после 4 июля.

Срок действия тарифов и обязанность иметь с собой полис

Как сообщалось ранее, в новой редакции был установлен срок действия страховых тарифов, применяемых для расчета стоимости страховки. Теперь тарифы нельзя менять чаще, чем один раз в год.

Кроме того, теперь закон обязывает водителей всегда возить с собой полис ОСАГО для проверки инспектором ГАИ.