Причины увеличения люфта рулевого колеса. Обзор неисправностей: люфт в рулевом управлении

Лишний раз говорить о том, какую роль играет в автомобиле рулевой механизм, наверное, не имеет смысла. Даже непосвященному понятно, насколько важно для любого транспортного средства рулевое управление. Это неотъемлемый элемент автомобиля, который стоит в одном ряду с мотором, колесами и топливной системой. Неисправности рулевого управления нередко становятся причиной многих серьезных и больших неприятностей для автомобилистов.

Учитывая большую значимость этого узла автомобиля, необходимо уделять ему должное внимание и постоянно следить за тем, в каком состоянии находится рулевой механизм, а в случае необходимости немедленно производить ремонт рулевого управления. Ни в коем случае нельзя затягивать или игнорировать даже самые, на первый взгляд, незначительные отклонения, поскольку даже они могут стать причиной весьма серьезных и плачевных последствий.

Регулировка рулевого управления не требует каких-то спец-инструментов, для этого достаточно будет лишь иметь:

  1. Динамометр;
  2. Штангенциркуль;
  3. Ну, и стандартный набор инструментов.

Если вы готовы, предлагаю приступить диагностике и регулировке рулевого механизма

1. Прежде всего, необходимо проверить люфт рулевого колеса. Для тех, кто не в курсе, объясню, что такое рулевой люфт. Под этими словами имеется ввиду расстояние, которое руль преодолевает "свободно" до момента начала поворота колес. Задача заключается в том, чтоб измерить люфт рулевого колеса при помощи ранее приготовленного штангенциркуля. Чтобы сделать это, необходимо зафиксировать его на весу в нижней или верхней позиции рулевого колеса. После этого следует сделать контрольную метку и сопоставить с ней начальную точку отсчетного механизма штангенциркуля. следует вывернуть до противоположной точки люфта. Затем нужно развести измерительное плечо, установив его на отмеченную ранее контрольную метку.

Теперь, что касается допусков люфта. Оптимально допустимым принято считать рулевой люфт значение которого не превышает 35 мм, в случае если это значение больше - необходима регулировка рулевого управления, если не произвести ее вовремя, то вскоре автомобилю потребуется ремонт рулевого управления.

2. Регулировка рулевого управления осуществляется посредством настройки винтов дополнительного усиления карданных шарниров, которые есть на рулевом валу. Для того, чтобы начать регулировку, следует найти регулировочный винт шарниров, после этого установить допустимое значение, таким образом чтобы люфт рулевого колеса был в рамках норм люфт, используя винты усилия.

3. Далее необходимо сделать полный оборот руля, закрепив на нем динамометр. Если рулевое управление, оснащено гидроусилителем, то его значение на динамометре должно соответствовать усилию равным 5 кг. Для механического рулевого механизма допустимое значение составляет от 6 до 10 кг, в зависимости от модели и марки автомобиля. Поэтому прежде чем начнется регулировка рулевого управления, следует ознакомиться с технической документацией автомобиля.

4. Рулевой механизм имеет шаровые шарниры на рулевых тягах, которые также необходимо регулировать, в случае если показатели слишком завышены. Правда для этого потребуется подъемник или эстакада, поскольку регулировать придется со стороны днища автомобиля. Если вы обнаружили, что шарниры порядком «раздолбаны», попытайтесь произвести подтяжку рулевых тяг и крепления шарниров.

Также не помешает проверить демпфер рулевой колонки, чтобы сделать это, вам опять-таки понадобится динамометр, усилие не должно превышать значения 5 кг.

Вот собственно и все. Надеюсь, следуя данной инструкции, у вас получится устранить неисправности рулевого управления, а также устранить рулевой люфт своими руками.

Люфтом считается свободный ход руля, необходимый для отклика системы – то есть, передних колес. Проще говоря, это расстояние, которое проходит рулевое колесо до выполнения маневра.

Минимальный люфт наблюдается в любом автомобиле и может быть увеличен в соответствии с размером транспортного средства. В отдельных случаях люфт может увеличиться до опасного уровня – машина перестанет «слушаться», реакция системы станет замедленной.

Причины люфта руля

  • Выход из строя рулевых наконечников зачастую вызывает увеличение свободного хода рулевого колеса.
  • Частично или полностью разваленный ступичный подшипников.
  • Если недавно проводился ремонт ходовой части, то люфт может возникнуть вследствие недочетов в ходе ремонта – может быть не затянута центральная гайка подшипника.
  • Перетянутая рулевая рейка.
  • Выход из строя шаровой опоры.
  • Необходимость замены масла .

Значительный люфт руля может стать угрозой безопасности водителя и пассажиров.

Как правило, люфт в большинстве случаев спровоцирован неисправностью в одном из звеньев одной цепочки: руль, рейка, тяги и колеса. Когда ходовая часть автомобиля становится менее чувствительной к действиями водителя, следовательно, пора проанализировать проблемы, которые появились в управлении. Согласно ПДД, допустимое значение свободного хода рулевого колеса – 10 градусов или 30 миллиметров. Любое отклонение от данной нормы считается поломкой – следует устранить ее, предварительно проведя комплексную диагностику автомобиля.

Решение проблемы достаточно простое – после проверки машины поврежденные детали подлежат либо ремонту, либо замене. Главное при этом –

Современный автомобиль представляет собой сложную совокупность узлов и механизмов, которые, к сожалению, подвержены износу. Особенно быстро изнашивается система управления рулевого колеса из-за того, что большинство ее узлов работают в экстремальных условиях, возникает неисправность, как люфт в рулевом управлении. В первую очередь нужно иметь в виду, что ее устранение не стоит откладывать в долгий ящик, так как речь идет о повреждении, связанном с опасностью для жизни не только водителя и пассажиров, но и других участников дорожного движения. И так, рассмотрим причины, из-за которых возникает данная неисправность, а также узнаем, как убрать суммарный люфт в рулевой колонке.

Конструкция рулевого управления

Конструкция системы рулевого управления движением в современных автомобилях практически одинакова для большинства выпускаемых моделей; имеются только непринципиальные отличия.

  1. Рулевое колесо.
  2. Промежуточный шарнир карданного типа.
  3. Рулевой механизм.
  4. Левая и правая тяги.
  5. Внутренние и наружные наконечники.
  6. Регулировочные тяги.

Принцип работы

Чтобы понять, что такое люфт руля, рассмотрим принцип работы систем рулевого управления в современном автомобиле. Рулевое колесо через карданный шарнир соединено с механизмом, представляющим собой полую (как правило, дюралюминиевую) трубу, внутри которой расположена зубчатая рейка, перемещаемая шестерней, соединённой с карданным шарниром. Зубчатая рейка через внутренние наконечники соединена с тягами, которые через наружные шарниры соединяются с рычагами поворотов на передних стойках подвески. Таким образом, всякое перемещение рейки приводит к повороту колес и любой люфт в рулевом управлении может привести к серьезным последствиям от запаздывания реакции на движение до полной потери управления автомобилем.

Причины, от которых возникает люфт в рулевом управлении:

  • плохая затяжка гайки крепления рулевого колеса;
  • износ шлицевых соединений;
  • износ карданных соединений промежуточного вала;
  • ослабление крепления рулевого механизма к кузову;
  • повышенный зазор между зубчатой рейкой и шестерней в механизме;
  • износ наконечников;
  • износ резинометаллических шарниров, крепящих тяги к механизму или ослабление их болтов крепления;
  • ослабление затяжки регулировочных тяг.

Люфт может сопровождаться стуком в рулевой колонке , что может говорить об износе деталей.

Причины люфта рулевого управления

Самостоятельно определить причины люфта автолюбителю довольно несложно. Для этого надо установить машину на ровную площадку, открыть капот, установить колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению и резко поворачивая руль в обе стороны на небольшой угол (для этого Вам понадобится помощник) рукой прощупать все узлы, из-за неисправности которых возникает люфт в рулевом управлении. Ваша рука сразу почувствует неисправный узел по характерному сдвигу во время покачивания колеса.

Ослабление затяжки гайки

Самой «безобидной» причиной появления допустимого люфта руля является ослабление крепления рулевого колеса из-за отворачивания гайки его крепления. Для устранения этой неисправности достаточно снять его декоративную обшивку и торцовым ключом соответствующего размера затянуть гайку рекомендуемым моментом. На большинстве современных автомобилей в обшивке руля установлен модуль подушки безопасности, который надо будет демонтировать, чтобы обеспечить доступ к гайке крепления. Поэтому все работы необходимо проводить с особой тщательностью, отключив клеммы от аккумулятора.

Ослабление затяжки гайки крепления рулевого колеса ведет за собой более неприятную проблему – из-за проворачивания его на оси начинается износ шлицов в месте соединения, что приводит к потере управления. Ремонт, заключающийся в обязательной замене поврежденных деталей, в этом случае надо проводить незамедлительно. Износ карданных шарниров на промежуточном валу приводит к так называемому «эффекту зубчатого колеса», проявляющегося тем, что при вращении руля имеет место его периодическое затирание. Такая неисправность приводит к ухудшению управляемости машиной, особенно на высоких скоростях. В этом случае необходима замена промежуточного вала.

Еще одной причиной, вызывающей люфт руля является ослабление крепления рулевого механизма к кузову или осадка резиновых прокладок между рулевым механизмом и кузовом. При возникновении данной неприятности необходимо произвести подтяжку гаек крепления механизма, либо заменить изношенные резиновые детали. Повышенный зазор в шестернях рейки тоже не сулит ничего хорошего. Он появляется вследствие выработки поверхностей соприкосновения зубчатой рейки и шестерни. Также в этом механизме сравнительно часто увеличиваются зазоры между рейкой и направляющими. Причем процесс износа ускоряется в разы в случае нарушения целостности защитных пыльников.

Износ наконечников тяг


Особенно опасен люфт в рулевом управлении, причиной которого, является износ наружных наконечников тяг. Наконечники тяг, это, пожалуй, самое уязвимое место во всей системе управления. Происходит это оттого, что они работают в непростых условиях, постоянно подвергаясь воздействию воды, грязи и т.п.

Серьезность неисправности заключается в том, что в результате происходит значительное увеличение осевых и радиальных зазоров в шаровом сочленении наконечника, и, в конце концов, он разрушается, вследствие чего автомобиль теряет управление. Предсказать последствия такой неисправности, особенно на большой скорости, нетрудно. В таких случаях необходимо немедленно обратиться в автомастерскую для замены наконечников.

Внутренние концы тяг крепятся к рулевому механизму через запрессованные в их концы резинометаллические шарниры. В случае износа этих шарниров при поворачивании руля слышен характерный металлический стук. Для устранения этой неисправности нужно запрессовать в тяги новые. Эта работа требует наличия прессового оборудования, поэтому ее лучше проводить в условиях автосервиса. Либо происходит откручивание болтов, крепящих тяги к механизму. В этом случае, для уменьшения и устранения люфта достаточно эти болты затянуть моментом указанным изготовителем.

Как отрегулировать люфт руля

Ну и наконец, еще одной причиной вызывающей люфт в рулевом управлении является ослабление затяжки регулировочных тяг, которые предназначены для регулировки схождения колес автомобиля. Это есть следствие плохой затяжки болтов на этих тягах после регулировки угла схождения, и может привести к выскакиванию регулировочной тяги из наконечника.

На некоторых моделях современных автомобилей поворотные рычаги не приварены к стойкам подвески, а сочленены с помощью болтового соединения. Ослабление этих соединений также приводит к появлению описываемой неприятности. Чтобы исключить этот вариант при определении причины, приведшей к ней, нужно поднять переднюю часть автомобиля и сняв колеса проверить затяжку вышеуказанных соединений, тем самым будет выполнена регулировка рулевого управления.

Заключение

Как видно, подавляющее большинство причин, вызывающих появление люфта руля могут привести к очень серьезным, а подчас, даже фатальным последствиям. Чтобы предупредить возникновение такой неисправности необходимо периодически проводить осмотр всех узлов и механизмов рулевого управления. При этом особое внимание при осмотре нужно уделять проверке целостности резиновых пыльников на механизме и наконечниках тяг. Если выяснилось, что эти пыльники порваны, то надо как можно быстрее заменить их. Ну, а если окажется, что момент упущен, и исправить люфт уже нельзя, то мы не рекомендуется пытаться устранять его самостоятельно, Лучшим решением будет обратиться в автосервис, в котором профессиональные мастера проведут все необходимые работы.

Люфт - термин в механике, который подразумевает наличие свободного хода у элемента механической системы. Он представляет собой параметр, по которому можно судить о величине движения упомянутого выше узла для получения ответа со стороны другого - управляемого узла.

Другими словами, размер люфта характеризуется как величина поворота или смещения управляемого элемента, которое не приводит к каким-либо изменениям в объекте.

Применительно к автомобилю и - угол поворота руля, при котором машина продолжает движение в неизменном направлении.

Что подразумевается под суммарным люфтом рулевого колеса?

Еще один термин, требующий рассмотрения - «суммарный люфт». Под ним подразумевается общий угол, отсчет которого начинается при крайнем положении рулевого колеса с одной стороны, когда начинается поворот, до противоположного положения, когда машина начинает движение в другом направлении.

Чтобы разобраться в принципах работы суммарного люфта, важно понимать конструкцию и особенности работы системы управления. Если исходить из технической составляющей, принцип действия люфта имеет следующий вид.

В передаче рулевых тяг присутствует шток, который фиксируется с небольшим зазором в один-два миллиметра.

Это расстояние необходимо для защиты узлов зацепления рулевой системы от износа по причине чрезмерного трения.

Наличие зазора - технологическое решение, позволяющее держать зацеп в необходимом положении и не касаться к поверхности зубцов.

Для водителя этот параметр представляет собой свободный ход рулевого колеса, позволяющий получить более точное управление автомобилем и чувствовать, в какой момент изменяется направление движения транспортного средства.

По сути, это полное расстояние, которое проходит руль, прежде чем машина поедет в левую или правую сторону.

Многие ошибочно считают это явление негативным и пытаются от него избавиться. Не стоит этого делать, ведь люфт в рулевом управлении - норма для каждого автомобиля. Другое дело, что он должен иметь строго определенную величину.

Здесь прослеживается интересная закономерность - чем большие габариты имеет авто, тем более высоким является показатель люфта.

В процессе измерения суммарного люфта обязательно соблюдение ряда условий:

  • Передние колеса располагаются в нейтральной позиции и стоят на твердой (асфальтной или бетонной) поверхности.
  • Покрышки управляемых колес сухие и чистые.
  • Двигатель автомобиля заведен. Это актуально, если тестируется работа усилителя рулевого привода.
  • Натяжение приводного ремня насоса усилителя руля, а также уровень рабочей жидкости должны соответствовать требованиям, которые утверждены заводом-изготовителем.

Проверка суммарного люфта производится посредством измерения угла поворота управляющего колеса между фиксированными позициями изменения движения в левую и правую сторону.

Для получения точных параметров измерение производится от двух и более раз.

Что такое начало поворота рулевого колеса?

Помимо рассмотренного выше, существует еще один термин, о котором нужно знать - начало поворота управляемого колеса.

Под этим параметром скрывается угол поворота колеса на 0,06 градуса с погрешностью 0,01 градус в одну и другую сторону.

Измерение параметра производится при отталкивании от позиции прямолинейного движения.

Допустимые люфты в автомобилях

В ПДД прописаны нормированные показатели суммарного люфта для различных автомобилей. Кроме того, этот параметр не должен превышать цифр, указанных в документации по эксплуатации машины.

Если в бумагах производителя отсутствуют специальные рекомендации, люфт должен быть следующим:

  • Для легковых машин, а также сделанных на их основе узлов автобусов и грузовиков - 10 ;
  • Для автобусов - 20 ;
  • Для грузовиков -25 .
  • Для ВАЗ-2106, 2107, 2110, 21213 - 5 ;
  • Для Газель 3302 - 20 (пассажирский вариант) и 25 (грузовая машина).

Причины большого люфта

Объяснением увеличения люфта могут быт изменения в конструктивных особенностях рулевого управления, а также разрушение их элементов.

К основным причинам можно отнести:


Если говорить в целом, люфт возникает при неисправности в цепочке между рулевым колесом и колесами.

Чтобы выяснить причину, необходимо пройти всю цепочку и определить «слабые» места. Главное - убедиться, что речь идет именно о повышенном свободном ходе, а не о других проблемах.

К другим причинам люфта в рулевом управлении можно отнести:

  • Износ или неправильная регулировка зацепления «червяка» и роликового механизма.
  • Износ оси или втулок маятникового рычага.
  • Ослабление крепежа картера.

Признаки поломки

Как отмечалось выше, для эффективного устранения неисправности ее необходимо своевременно диагностировать. Для этого достаточно знать признаки люфта в рулевом управлении.

К основным симптомам можно отнести:

  • Появление стука в рулевом механизме;
  • Повышенные вибрации во время движения;
  • Скрип при повороте колес;
  • Отклонение от заданной траектории при прямом положении рулевого колеса.

При настройке люфта рулевого управления стоит брать во внимание рекомендации производителя и правила ПДД.

Настроенный параметр не должен превышать верхний предел, но и занижать показатель также не стоит.

Слишком низкий люфт рулевого колеса может привести к дополнительному дискомфорту и ухудшению управляемости автомобилем.

При этом не стоит игнорировать появление маленького люфта, ведь со временем этот параметр может увеличиться, и тогда бороться с проблемой будет сложнее.

Да и неудобно управлять машиной, когда постоянно приходится «ловить дорогу» и вращать рулевым колесом в одну и другую сторону.

Диагностика проблемы и применяемые приборы

Чтобы определить, соответствует ли параметр норме, необходимо сделать небольшую проверку.

Чтобы точно убедиться в наличии проблемы, можно использовать специальный прибор - люфтомер.

С его помощью можно проверить общий (суммарный) люфт в системе.

Одним из вариантов прибора является К 524 М или ИСЛ-М, которые могут применяться обычными автовладельцами и профессионалами на СТО.

С помощью люфтомера удается определить величину свободного хода всего за три минуты, в том числе с учетом монтажа и снятия устройства.

Алгоритм действий при диагностике люфта рулевого управления следующий:

  • Заведите мотор (он должен работать на холостом ходу);
  • Поставьте передние колеса параллельно продольной оси машины. Одновременно с этим убедитесь в работе гидравлического усилителя;
  • Поверните руль в одну, а потом в другую сторону. В этот момент фиксируйте моменты, когда передние колеса начинают прокручиваться в требуемом направлении. Расстояние, которое проходит рулевое колесо между этими промежутками - это и называется люфтом (свободным ходом).

Такая проверка считается отличным вариантом для водителей, которым необходима точная и быстрая информация.

При этом не имеет значения, как была диагностирована проблема. Если люфт в рулевом управлении превышает норму, он должен быть устранен.

Как устранить неисправность: основные способы

Чтобы отрегулировать рулевое управление, потребуется стандартный набор инструментов, позволяющих настроить крепление.

Если ручное измерение или прибор К 524 М показал неподходящий результат, стоит сделать следующее:

  • Попробуйте настроить винты, усиливающие карданные шарниры. Найти эти элементы можно на валу рулевого управления.
  • С помощью регулировочного винта шарниров поставьте необходимый параметр.
  • Проверьте величину люфта. Если свободный ход остался выше нормы, необходимо искать другую причину.
  • Подтяните регулировочную гайку на рулевой рейке (если такой предусмотрен), это устранит зазоры между зубчатой планкой и ведущей шестерней, который и может быть причиной люфта.

Следующим шагом в регулировке может быть настройка шарниров рулевых тяг.

Сделать это в условиях гаража сложнее, ведь для выполнения работы потребуется эстакада, смотровая яма или подъемник.

С большой вероятностью вы увидите, что шарниры повреждены, а это свидетельствует о необходимости подтяжки винтов. Кроме того, стоит протянуть и рулевые тяги.

Если устранить люфт описанными выше методами не удается, остается только одно решение - разобрать механизм рулевого управления и поменять вышедшие из строя детали.

При отсутствии необходимого опыта и знаний можно обратиться к опытным специалистам на СТО.

Изменить направление движения автомобиля – основное назначение рулевого управления. Механизм обеспечивает движение автомобиля в заданном направлении.
Люфт руля ВАЗ 2109 является неприятным источником стуков и неуправляемостью автомобилем. Как своими руками устранить люфт руля в ВАЗ 2109 предлагает ознакомиться эта статья.

Узлы рулевого управления авто ВАЗ 2109

Основные составляющие управления рулем:

  • Механизм руля. Он увеличивает и передает определенное усилие на привод для руля. Это усилие к передает водитель.

На схеме:

  • 1 — руль.
  • 2 — вал с приводной шестеренкой на конце.
  • 3 — .
  • 4 — рулевые тяги.
  • 5 — поворотные рычаги.
  • 6 — приводные колеса.

Поворот руля водителем приводит во вращение шестерню, она заставляет рейку перемещаться влево или вправо. Затем рейка передает усилие, которое поступает к рулю, на его привод.

  • Другим узлом рулевого управления является его привод. На ВАЗ 2109 он снабжен двумя тягами, передающими усилие на рычаги, приводящие к повороту телескопические стойки, расположенные на подвесках колес. Стойки поворачивают колеса влево или вправо.

Причины возникновения люфта

Если при движении автомобиль начинает:

  • Реагирует на его действия с некоторым опозданием.
  • Им трудно становиться управлять.
  • Передние колеса плохо поворачиваются при резком повороте руля, когда автомобиль стоит на месте.

Такие неприятности говорят о наличии увеличенного люфта в руле – зазора между элементами в системе управления, образование которого связано с вращательными движениями.
Причинами, из-за которых возник на ВАЗ 2109 люфт руля могут быть:

  • Несвоевременная или некачественная смазка вызывает износ деталей.
  • Неправильно проведена регулировка или ослабилось крепление рулевых тяг и элементов рулевого механизма.
  • В камерах передних колес понизилось давление или отсутствует воздух.
  • Получили деформацию рулевые тяги.
  • Движение на высокой скорости по плохой дороге.
  • Большие переменные нагрузки.

Совет: Зазор нужно, по возможности быстро убрать, иначе он может привести к непоправимым последствиям. Люфт руля ВАЗ 2109 не должен быть больше десяти градусов. При проверке люфта на автомобиле с гидроусилителем двигатель должен работать.

Как измерять люфт руля

Инструкция указывает, чтобы измерять люфт руля ВАЗ 21093 нужно приобрести люфтомер.
Если его нет, то можно эту операцию провести простым способом:

  • Передние колеса ставятся в положение для прямолинейного движения.

Совет: Нужно обратить внимание на положение приводных колес. Если оно соответствует прямолинейному движению, но спицы рулевого колеса находятся не в горизонтальном положении, значит, есть нарушение в углах установки колес, возникли дефекты в подвеске или рулевом управлении.

  • Линейка устанавливается так, чтобы торец ее упирался в , рычага для переключения света фар касалась средняя ее часть, а наружной поверхности обода руля касалась плоскость линейки, как показано на фото.

  • Без изменения положения линейки, рулевое колесо поворачивается в какую-либо сторону до того момента как начнутся поворачиваться передние колеса.
  • На обод руля в этом положении наносится метка, можно закрепить проволоку.
  • Без изменения положения линейки, рулевое колесо поворачивается в другую сторону, пока передние колеса не начнут поворачиваться.
  • Наносится вторая метка, опять закрепляется проволока.
  • Замеряется расстояние между метками по ободу. Его величина не должна быть больше расчетной.

В линейные единицы (миллиметры) пересчет люфта производится по формуле:
L=(5°360°)hD, где
L – зазор в миллиметрах рулевого колеса;
h = 3,14;
D – внешний диаметр руля, мм. Для штатного рулевого колеса он равен 400 миллиметров.
Тогда L=(5°/360°)х3,14х400=17 (мм)
5°360° — оптимальный люфт руля.

  • Если расстояние L больше, а довести регулировкой его не удается, тогда нужно производить дальнейшую проверку рулевого управления, чтобы определить причину, по которой свободный ход увеличился.

Люфт руля вверх и вниз ВАЗ 21093 появляется из-за трещины в кронштейне руля. Поэтому для его удаления нужно заменить или отремонтировать кронштейн.
Возможно, нужна замена винтов, которые его крепят. Как определить люфт руля на автомобиле ВАЗ 2109 хорошо видно на видео.
При обнаружении увеличенного зазора нужно найти неисправности и устранить их.
Для этого:

  • Проверяется надежность фиксации к раме кратера руля на валу рулевого колеса. При необходимости нужно их закрепить.
  • Надежность крепления руля на валу проверяется при покачивании его перпендикулярно плоскости вращения. При наличии качки нужно затянуть гайки, крепящие его.

Перед поездкой обязательно нужно проверять автомобиль, чтобы впоследствии избежать аварийной ситуации и жертв. Никакая цена ремонта не будет выше стоимости человеческой жизни.
При ненадежном и плохом управлении автомобиль может стать машиной смерти, когда пострадают невинные люди.