Самые большие грузовики и самосвалы. Самые большие карьерные машины

26-09-2013 в 13:09

Компания БелАЗ представила крупнейший в мире карьерный самосвал БелАЗ-75710. Этот гигант способен перевозить до 450 т породы, что является рекордным показателем. В честь этого важного достижения мы составили рейтинг из 10 самых больших самосвалов в мире.

БелАЗ-75710

Показанный на днях публике карьерный самосвал БелАЗ-75710 претендует на звание самого большого в мире с грузоподъемностью 450 т. Белорусские производители этого чуда конструкторской мысли уже направили соответствующий запрос в Книгу рекордов Гиннесса.

Размеры БелАЗ-75710 действительно поражают воображение:8,16 метроввысотой,9,87 метровшириной и20,6 метровдлиной! А полная масса самосвала вместе с грузом может достигать 810 т. Автомобиль оснащается двумя дизельными двигателями, мощность каждого из которых приблизительно равна2300 л.с. Благодаря полному приводу и сдвоенным пневматическим колесам Michelin, максимальная скорость этого гиганта составляет64 км/ч. О расходе топлива лучше даже не думать.

XCMG DE400

Этот китайский самосвал, представленный осенью 2012 года, является одним из самых широких в мире. Ширина машины составляет ровно10 метров. Грузоподъемность XCMG DE400 достигает 360 т, что было одним из впечатляющих показателей до появления БелАЗа-75710.

Высота XCMG DE400 составляет7.63 м, а длина –15.92 м. Карьерный самосвал может развивать скорость до50 км/ч.

Terex 33-19 Titan

Этот канадский самосвал полностью оправдывает свое название. На момент выпуска в 1974 году он был самым большим в мире. Грузовик имел три оси и обладал грузоподъемностью в 318 т.

Titan был построен в единственном экземпляре, поскольку в то время угледобывающая промышленность переживала не лучшие времена. В 1991 году самосвал закончил свою карьеру в одной из канадских угольных шахт. Было принято решение пустить грузовик на лом. Однако от этой варварской идеи отказались, и в 1993 году Titan был выставлен на всеобщее обозрение около шоссе рядом с городом Спарвуд.

Liebherr T284

Liebherr T284 является одним из самых высоких карьерных самосвалов в мире. Его «рост» составляет8,3 метра, ширина –8,89 метра, а длина –15.69 м. Полная масса грузовика может достигать 600 т.

Bucyrus MT6300AC

Самосвал Bucyrus MT6300AC производится в США, начиная с 2008 года. Правда, до 2010 года он был известен под именем Terex Unit Rig MT6300AC. Грузовик оснащается дизельным двигателем V20 мощностью3750 л.с.

Caterpillar797F

На сегодняшний день третье поколение Caterpillar 797 с индексом F является самым большим самосвалом от этого американского производителя. Общая масса данного гиганта может достигать 623 т.

Производство Caterpillar797Fначалось в 2009 году. Заднеприводный самосвал оснащается мощным дизельным двигателем V20 объемом 106 литра. А дорожный просвет составляет впечатляющие1,1 метра!

Komatsu 960E


Komatsu 960E является очередным представителем американского машиностроения. На данный момент этот самосвал является крупнейшим в модельном ряду компании Komatsu America Corp.

Самосвал оснащается двигателем V18 мощностью3500 л.с. Не смотря на длину15,6 ми высоту более7,3 м, управлять Komatsu 960E сравнительно удобно благодаря обилию всевозможных вспомогательных систем.

Каждый из нас знает, что для погрузки, перемещения и быстрой выгрузки сыпучих материалов и другого груза лучше самосвала ещё никто ничего не придумал. И радует тот факт, что самый большой карьерный самосвал в мире был выпущен не в Америке и не в Японии, а заводом ОАО «БелАЗ» в Белоруссии.

Общие сведения

Инновационная модель гиганта вышла с конвейера в 2013 году по заказу холдинга «Сибирский деловой Союз». Обладая грузоподъёмностью в четыреста пятьдесят тонн, первенец самого большого карьерного самосвала успешно трудится на угольном месторождении в Кемеровском регионе, заменяя собой сразу несколько десятков других моделей самосвалов.

Благодаря тому, что Белорусские инженеры с любовью подошли к созданию мощнейшего больше груза, не уронив, в погоне за габаритами, уровень качества за счёт соблюдения технологии, позволило самому большому карьерному самосвалу в мире БелАЗ-75710 в 2014 году войти в книгу рекордов Гиннесса.

Этот гигант смог переместить груз на испытательной местности массой в 503,5 тонн, что отбросило ближайших американских и европейских конкурентов, максимальная грузоподъёмность которых около 363 т, далеко назад.

Так что, чтобы не говорили про упадок экономики и уровня жизни в Белоруссии, а страна сумела обойти производителей всего мира, выпустив самый большой вид спецтехники, предназначенный для оказания услуг самосвала.

Технические параметры БелАЗ-75710

Не только габаритами смог удивить БелАЗ-75710 потенциальных потребителей и конкурентов, но и решением ряда проектных сложнейших задач, позволяющих получать и визуальное удовольствие, и практическое, а именно:

  1. При внушительном весе этого карьерного гружёного самосвала в 810 тонн, он способен разгоняться до 64 км/ч, что заставляет его быть ещё на шаг впереди от своих конкурентов, особенно, на карьерных работах. Чтобы вы имели понятие, о чём здесь говорится, приведём некоторые сравнения:
  • Вес БелАЗ-75710 больше самого большого в мире самолёта Airbuc A380.
  • Показатель грузоподъёмности в 450 т равняется массе около 300 Ford Focuc или общей массе 37 двухэтажных автобусов, ну или весу двух больших и одного маленького китов.
  1. Интернет пестрит фотографиями людей на фоне колёс данного гиганта. Конечно же, для, превышающих в два раза рост людей, колёс требуется особый двигатель, который заставил бы их двигаться. Здесь таких установлено, по понятным причинам, два двигателя, общей мощностью 4600 лошадиных силы, что тоже является мировым рекордом. В мире вы не найдёте ни у одного вида транспорта под «капотом» такое количество «лошадок». Естественно, что и топливных баков тоже 2, каждый вместимостью по 2800 л.
  2. Полноприводная модель БелАЗа-75710 обладает двумя рабочими режимами. Это значит, что гружёную технику обслуживают два дизельных генератора, а порожнюю - один. Такая особенность была разработана инженерами в экономических целях, т. к., единственным недостатком огромного самосвала является его расход топлива 1300 л/100 км. Но при его грузоподъёмности и проходимости, данная цифра не так уж и страшна, тем более, что добыча полезных ископаемых постоянно растёт, а вместе с тем растёт потребность в таких больших карьерных самосвалах.
  3. Данная спецтехника, предназначенная для осуществления работ повышенной сложности в глубоких карьерах, достаточно хорошо себя чувствует при температурных режимах от - 50 до + 50 градусов.
  4. Высокая устойчивость без изменения плавности хода и повышенная маневренность способствуют преодолению затяжных уклонов до двенадцати процентов (уклоны на коротких отрезках дорог - до 18%).

Дополнительные технические характеристики показаны в таблице:

Выпуская такую мощную модель большегрузных карьерных самосвалов, производители ставили перед собой цель — добиться снижения себестоимости тонны транспортируемого груза, что и получили на выходе с конвеера. Потребность в таких машинах только будет расти.

Топ-10 самых больших карьерных самосвалов

  • Liebherr T282B выпущен в Щвейцарии и в 2008 году держал первенство среди большегрузов. Модель данного самосвала, грузоподъёмностью 360 т при своей массе в 230 т, предназначена для серийного выпуска. Имеет 2 двигателя, как и у БелАЗа-75710, а также, отличается особыми удобствами для водителя. При своих крупногабаритных размерах Т282В может набирать скорость до 64.4 км/ч.

  • Terex 33-19 Titan был изготовлен в Канаде в единственном варианте. В далёком 1978-ом году он был самым большим в мире самосвалом. При весе в 235 т агрегат имел грузоподъёмность 315 т. Двигатель был оснащён 16 цилиндрами и 4-мя моторами, что и сегодня является внушительными показателями. На данный момент, один из самых больших карьерных самосвалов имеет статус памятника, который стоит около Спарвуда рядом с трассой. Но надо сказать, что отработал он на угольных месторождениях до 90-х годов.

  • XCMG DE400 - это самый большой китайский карьерный самосвал, имеющий внушительные размеры, а именно: ширину 10 м, длину - 16 м и высоту - 7.6 м. Мир узнал об этой машине в 2012 году. Разгоняясь до 50 км/ч при таких габаритах, данный гигант китайской мысли держал первенство до выхода в свет БелАз-75710.

  • Liebherr T284 имеет среди самых больших карьерных самосвалов в мире номинальную высоту - 8.3 м. Длина и ширина соответственно составляют 15.7м и 8.9 м. Максимальная масса гружёного автотранспорта составляет около 600 т.

  • Bucyrus MT6300AC - это американский самосвал с мощным агрегатом в 3750 л/с, который вышел к подтребителям в 2008 году под названием Terex Unit Rig MT 6300 AC. Название поменялось в 2010 году.

  • Unit Rig MT 5500 - ещё одна американская модель, называемая «генералом карьеров». Его грузоподъёмность составляет 326 т. Данный производитель выпустил ряд из 9 моделей большегрузных дизельно-электрических самосвалов.

  • Caterpillar 797F держит первенство по габаритам среди всех американских самосвалов. Вес техники с грузом - 620 тонн. Двигатель имеет 20 цилиндров. В условиях конкуренции производитель представляет 4 варианта кузова для этой модели. Транспортные компании знают надёжность техники этого производителя, т. к., большой популярностью пользуется аренда бульдозеров Caterpillar.

  • Komatsu 960E - сверхтяжёлый японский агрегат для горнодобывающей отросли. Способен транспортировать груз весом 327 тонн. Производители серьёзно подошли к разработке данной спецтехники, а также, к её испытаниям, которые тянулись 3 года на медных и угольных месторождениях. На сегодняшний день его производят в американском штате Иллинойс.

  • БелАЗ-75601 - ещё один белорусский гигант, в кузове которого может перевозиться 6 вагонов угля, т. е., 360 т. Его габариты сопоставимы с одноэтажным частным домом. Общий вес с грузом - 610 т. Бортовой компьютер значительно облегчает работу водителя.

  • Ну и, собственно, наш описываемый гигант БелАЗ-75710, который ещё никто не превзошёл по грузоподъёмности и мощности.

Заключение

Спрос на самый огромный карьерный самосвал, несмотря на значительный расход топлива уже сейчас высокий, но он будет ещё дальше расти из-за его технических данных, производительности, грузоподъёмности, устойчивости к температурным показателям, ну и, конечно, возможности щёлкнуть по носу зарубежным конкурентам.

В январе 2014 года самосвал БелАЗ 75710 еще выше поднял планку производительности для карьерных самосвалов, переместив на специальном полигоне груз весом в 503,5 тонны. Это на 11% больше предусмотренных в паспорте 450 тонн и почти на 100 тонн превышает достижение предыдущего рекордсмена 363-х тонного Liebherr T 282B. Этот автомобиль продолжил традицию белорусских автомобилестроителей раз в несколько лет представлять очередной самосвал с увеличенной грузоподъемностью.

В 2005 году с конвейера завода вышел автомобиль грузоподъемностью 320 тонн, через два года БелАЗ представил модель способную перевозить 360 тонн груза. И вот в 2013 году белорусские автомобилестроители выпустили самые большой БелАЗ в мире - автомобиль способный перевозить свыше 500 тонн груза. Документальное видео и фото БелАЗ 75710 наглядно демонстрирует возможности этого сверхбольшегрузного автомобиля.

Технические характеристики

Выпуск новой модели карьерного самосвала, стал возможным благодаря сотрудничеству белорусского автоконцерна и мировых производителей оборудования. Поэтому технические характеристики БелАЗа 75710 впечатляют не меньше установленного рекорда.

Рекордную грузоподъемность автомобиля обеспечивают два 16-ти цилиндровых дизеля MTU Detroit Diesel общей мощностью 3430 кВ и объемом 65 литров, приводящие в действие систему тягового электропривода (ТЭП) переменного тока MMT500, специально спроектированную инженерами «Сименс».

Кроме двух генераторов, в нее вошли 4 тяговых электродвигателя мощностью 1200 кВт, три вентилятора обдува, установка вентиляции тормозных резисторов, а также шкаф управления инвертерами ELFA.

Как видно на фото БелАЗ 75710 имеет восемь колес, выдерживающих нагрузку в более чем 100 тонн. Имеющийся полный привод на все колеса позволяет оптимально распределить тяговое усилие на обе оси. Даже при неисправности одного мотор-колеса буксировка автомобиля не потребуется. Добраться до сервисной базы он способен своим ходом. Кроме того, специально созданная конструкция редуктора мотор-колес позволяет осуществлять замену любой неисправной детали без демонтажа шин. Что сокращает время и затраты на проведение ремонта и обслуживания техники.

Таблица 1 - Технические характеристики БелАЗ 75710
Силовая установка Дизель-электрическая
Двигатель MTU DD 16V4000
Мощность двигателя 3430 (2 x 1715) кВт / 4660 кВт (2 х 2330) л.с.
Тяговая установка Siemens MMT500 (2 тяговых генератора, 4 тяговые мотор-колеса)
Тяговый генератор YJ177A
Мощность тягового генератора 1704 кВт
Мотор-колесо 1TB3026-0G-03
Мощность мотор-колеса 1200 кВт
Подвеска Гидропневматическая
Трансмиссия Электромеханическая
Диаметр амортизаторов 170 мм
Топливный бак 2 х 2800 л
Шины 59/80R63
Колёса 44.00-63/50
Максимальная скорость 67 км/ч

Габариты

Длинна 20 600 мм
Ширина 9750 мм
Высота 9170 мм
Масса 360 000 кг
Грузоподъемность 450 000 кг
БелАЗы самые большие автомобили в мире. При полной загрузке в 450 тонн расход топлива БелАЗа 75710 составляет 300 л/ч. Полной заправки бака объемом в 4360 литров, хватает на полторы рабочей смены. Экономия топлива достигается благодаря смене режимов работы. Когда автомобиль полностью загружен - работают оба дизеля, а при передвижении пустого автомобиля только один. При этом максимальная скорость автомобиля достигает 67 км/ч.

Надежность и безопастность

Для повышения надежности в эксплуатации, карьерный самосвал БелАЗ 75710 оснащен объединенной гидравлической системой, включающей в себя:

  • рулевое управление;
  • опрокидывающий механизм;
  • тормоза.

Кроме того в аварийных ситуациях предусмотрена возможность торможения при помощи стояночной тормозной системы. Установленный электродинамический тормоз позволяет осуществлять торможение при любой скорости. Переключение с полной тяги до полной остановки происходит менее чем за 1 секунду.

Автомобиль может эксплуатироваться при температурах от -50°C до +50°C.

Как в условиях глубоких карьеров, так и на открытой местности. Для чего водителю обеспечены соответствующие условия. Управление автомобилем осталось таким же, как и на его предшественнике БелАЗ 7560, грузоподъемностью в 360 тонн, а значит, при подготовке водителей на новый автомобиль не потребуется дополнительное время для переподготовки.

Цена и габариты


За новый большегрузный карьерный самосвал приходиться выкладывать сумму от $2 млн., столько сколько стоит БелАЗ 75710, и до $4 млн. – столько стоит новый Liebherr T 282B. Но, как показывает практика, использование крупнотоннажных самосвалов обеспечивает снижение себестоимости транспортных работ на 35-40%. Поэтому приобретение таких автомобилей быстро окупается.

В стандартную комплектацию автомобиля входит автоматические системы пожаротушения, диагностики, контроля загрузки и топлива, а также давления в шинах. В целях безопасности эксплуатации каждый автомобиль оснащается системой видеообзора и предупреждения высоковольтной линии. Дополнительно автомобиль могут оснастить системой быстрой заправки топлива «Wiggins» и провести футеровку кузова.

Этот автомобиль – единственный в своей категории большегрузных автомобилей свыше 400 тонн.

Поэтому размеры белаз 75710 вскоре станут отправной точкой для последующих разработок автомобилей подобного класса.

Имеющийся у БелАЗ 75710 вес в 360 тонн, требует для доставки заказчику осуществлять разборку автомобиля и для его перевозки наличие 22-х грузовых железнодорожных платформ грузоподъемностью 41 тонна. Для монтажа автомобиля на месте его эксплуатации потребуется кран, ведь у белаз 75710 высота составляет 8 метров, при ширине около 10 и длине боле 20 метров, что позволяет поместить в кузове от 157,5 до 269,5 м. куб. породы.

Вывод

БелАЗ 75710 - это атлант, который стоит первым среди карьерных самосвалов. Грузоподъемность БелАЗа 75710 составляет 450 тонн, что на 90 тонн больше, чем у предшественника. Как показывает практика использование крупнотоннажных самосвалов снижает себестоимость транспортных работ на 40%, поэтому приобретение БелАЗа 75710 может быстро окупится.

Видео обзор

На видео представлен обзор БелАЗа.

Многие, пожалуй, согласятся с тем, что коммерческий транспорт, а еще вернее грузовой, ну а в частности карьерные грузовики, являются ключевой «движущей силой» в процессе становления, развития и работы добывающей и перерабатывающей отрасли, во всем мире. От их эффективной работы, которая являет собой прямую зависимость от их возможного перевозимого объема и массы, складывается и «общая картина» их целесообразности и применения.
Так если сказать проще, то в этой статье мы хотели поговорить о самом большом карьерном самосвале в мире, который в своем деле не способен заменить никто и ничто. Под самыми большими самосвалами (машинами), мы, прежде всего, подразумеваем самые грузоподъемные ТС.


Самый большой самосвал (грузоподъемный) в мире

Так эта статья будет о БелАЗ 75710. Машина начала выпускаться в 2013 году на Белорусском автомобильном заводе, откуда и идет аббревиатур БелАЗа.

(Машина БелАЗ 75710 в производственном цехе предприятия)

В тот же год производства БелАЗа 75710, завод подал заявку на внесение его в «Книгу рекордов Гиннесса» и неспроста. О том, что это довольно амбициозный самосвал вы поймете из нашего дальнейшего описания. Так, с 2013 года это самый большой (грузоподъемный) серийно выпускаемый карьерный самосвал.

(Машина БелАЗ 75710 на дороге)

Так, карьерный самосвал «БелАЗ-75710» способен перевозить до 450 тонн груза. Для примера обычный грузовой железнодорожный вагон, например для перевозки угля, перевозит порядка 50 тонн. То есть БелАЗ 75710 способен за раз увезти около 9 вагонов с углем, что, пожалуй, можно приравнять к небольшому маневрому составу на станции, формирующему основные составы. Стоит заметить, что БелАЗ перевозит груз не по рельсам, а порой, по полному бездорожью. При этом скорость может достигать 64 км/ч, но это уже не в нагруженном остоянии.

(БелАЗ 75710 на выставке карьерной и строительной техники)

Общая масса самосвала БелАЗ 75710 (загруженного) также впечатляет, как и его грузоподъемность, так его общий вес составляет 810 тонн.
Из особенностей самого большого самосвала стоит отметить электромеханическую трансмиссию компании Siemens, которая помогает оперировать переключением скоростей на машине. Также необходимо сказать о двигателе, мощностью в 4600 л.с, о том, что машина имеет 4 спаренных колеса, то есть в итоге 8, полный привод на каждую пару.

(Вид из кабины БелАЗа 75710. Видно насколько выше относительно поверхности земли расположена двухместная кабина управления машиной)

Машина имеет следующие габаритные размеры:

Высота: 8.16 м
Ширина: 9.87 м
Длина: 20.60 м

Расход топлива машины не общает быть маленьким, как и она сама. Так, конечно, все будет зависеть от режимов эксплуатации самосвала, но в карьерных условиях, прогнозируемое потребление горючего составит порядка тонны на 100 км пробега.

На самый большой самосвал устанавливаются радиальные бескамерные, пневматические шины Michelin. Самосвал имеет систему безопасности ROPS, которая призвана контролировать возможное опрокидывание машины и предотвращать их. При этом самосвал соответствуют всем международным нормам по выбросам, шуму, требованию к рабочему месту в кабине.
В целом, можно сказать, что самый большой самосвал является воплощением высоких технологий, сложных расчетов, значительного опыта и большого трудолюбия работников Белорусского автомобильного завода. Нельзя пройти и мимо такого факта, что завод расположен в соседней к России стране - Белоруссии и имеет богатую историю, начинавшуюся еще при СССР. Еще в советское время БелАЗ был одним из основных самосвалов, применяемых для добычи полезных ископаемых на территории СССР. Приятно осознавать, что и на сегодняшний день, в реалиях современного мирового рынка, завод способен выпускать конкурентную, востребованную и уникальную на мировом рынке продукцию.

Без этих гигантов не возможно развитие промышленности, требования заказчиков к такой спецтехнике постоянно растет. Производители последовательно наращивают мощности, надежность и производительность. Рассмотрим востребованные, 10 моделей самых больших самосвалов в мире.

Komatsu 930 E-3 S E

Это удачная модель компании Komatsu самого большого карьерного самосвала японских производителей. Принципиальная позиция компании: «работать рядом с техникой». На базе ярославского завода создано ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус», многие элементы 930 E-3 S E поставляются для сборки напрямую из Японии, некоторые делаются у нас. Российским заказчикам выгодно работать с производителями Komatsu, большую часть производства они переместили в Россию, наладили отличный сервис.

БелАЗ 75 600

Машина белорусских производителей занимает достойное место на рынке самых больших самосвалов в мире. Одним из улучшений на этой модели является конструкция кузова. Теперь кузова поставляются с Кузбасской вагоностроительной компании. Они сделаны из прочной, долговечной стали Hardox-450 с добавлением легирующих элементов. Это один из самых больших грузовиков, который производят на постсоветской территории.

Terex Unit Rig MT 5500

Один из самых больших грузовиков в мире английских производителей. В конструкции авто много полезных новшеств. Потребители ценят эту модель за удачно просчитанную конструкцию рамы, которая с минимальным напряжением выносит нагрузки. Это позволят изготовителям давать гарантию на 40 тыс. часов эксплуатации. Рулевое управление основано на конструкции неразрезного моста, что сокращает количество подвижных элементов. Совмещение шин на мостовой балке не меняется, в результате чего износ резины снижен.

Komatsu 960E

Впечатляет фото самого большого самосвала в мире японских производителей, компании Komatsu, что тесно сотрудничает с Российскими потребителями. В Кемеровской области, на карьерах которой работают более 400 самых больших японских грузовиков в мире Komatsu, налажен сервис по обслуживанию и ремонту японской техники. Не смотря на внушительные размеры и массу, хорошо видно на видео самый большой самосвал компании Komatsu легко управляется. Это достигается конструктивными особенностями мостов и мощной системой гидравлики рулевого управления.

БелАЗ-75601

Модель одна из последних разработок завода самых больших самосвалов БелАЗ. На видео самых больших в мире самосвалов видно, что БелАЗ-75601 создан на базе БелАЗ-75600. Отличия на фото почти не заметны, они в отдельных элементах, которые взяты у других производителей самых больших грузовиков в мире. Двигатель MTU 20V4000, 3,75 тыс. л.с, электроприводная трансмиссия, элементы электронной диагностики «Siemens». Кабина с улучшенным обзором, ЖК монитором на панели управления.

Titan 33-19

Уникальность, когда-то самого большого самосвала в мире представленного на фото в том, что он выпущен компанией Terex в единственном экземпляре. После 13 лет продуктивного труда на карьерах Калифорнии и других месторождений он списан на лом. Но в 1993 году мудрые люди восстановили самый большой грузовик и теперь он, как историческая достопримечательность, выставлен под Спарвудом. Туристы с удовольствием делают фото самого большого карьерного самосвала в мире 70-х годов прошлого века.

Liebherr T 282B

Швейцарская модель одного из самых больших самосвалов в мире оказалась удачной, продажи составили 75 штук в год. Покупатели оценили дизельно-электрическую трансмиссию совместного производства «Siemens» и Liebherr. Грузоподъемность одного из самых больших самосвалов в мире 363 т. Повышена надежность тормозов, они управляются электроникой, удерживая махину на уклоне в 15%.

MT6300AC

Эта модель одного из самых больших в мире самосвалов включает в себя современные наработки спецтехники подобного класса. Грузоподъемность самосвала 363 т, при этом шасси на двух осях, поэтому резины требуется меньше. Электрическая трансмиссия переменного тока. С 2008 года компания Bucyrus объединилась с Liebherr и линия Bucyrus самых больших самосвалов стала известна как UnitRig.

Заключение

Перечисленные свойства 10-ти самых больших карьерных самосвалов в мире показывают, что мировые производители предлагают потребителям технику с широкими возможностями. С каждым годом увеличивается производительность самосвалов, безопасность труда на них, и комфортные условия для работы.