Генри ройс биография. Как сын мельника задал стандарт аристократам

Компания Rolls-Royce уже более века выпускает аристократические автомобили. Однако создал ее вовсе не родовитый человек, не имевший специального образования. Кем же был прославленный английский промышленник?

Генри Ройс родился в семье мельника 27 марта 1863 года в английском городе Алваторе. Отец будущего конструктора Джеймс Ройс не очень хорошо вел бизнес и вскоре разорился. Мельницу пришлось продать, и десятилетний мальчик отправился искать работу. Начал он с продажи газет, а когда немного подрос, то отправился на железную дорогу подсобным рабочим. Но мечта о чем-то большем не оставляла подростка. По вечерам он бежал в букинистические лавки и покупал книги по механике и электротехнике. Для знакомства с передовыми техническими наработками ему пришлось учить французский и немецкий языки. Наконец молодому человеку улыбнулась удача и он нашел неплохое место на заводе Хайрема Максима , выпускающем знаменитые пулеметы. Генри Ройсу выпала честь обслуживать сложные подъемники и краны. На оружейном заводе молодой человек и научился всем премудростям, которые и помогли ему впоследствии создавать передовые двигатели.

Оружейное производство на рубеже XIX и XX веков, как и сейчас, являлось самой передовой из всех обрабатыващих отраслей промышленности. Высокие требования по точности обработки металла и строгие допуски творили с техникой чудеса. Пулеметы Максима могли выдерживать чудовищные нагрузки и стреляли на испытаниях по несколько часов без остановки. Уже будучи инженером, Генри Ройс усвоил правило: только строжайшая точность и тщательный расчет помогают создавать безотказную технику.

В самом расцвете сил

К 40 годам Генри скопил небольшой капитал, обзавелся связями и стал подумывать над собственным делом. В те годы активно развивалась электротехника. Спрос на новые приборы оказался велик, и Ройс с привлечением сторонних средств в 1903 году основал небольшую фирму F. H. Royce&Co. С автомобилестроением его связал случай. В те годы автомобильные производства были мелкосерийными и на рынке существовало огромное количество разных марок. Генри Ройс купил себе французский Decauville и тут же столкнулся с проблемами. Машина часто ломалась, постоянно требовала ремонта. Инженер старался чинить ее своими руками, а по ходу процесса придумывал свои конструктивные решения. И вот так между делом он разработал усовершенствованный двухцилиндровый мотор с двухколенчатым валом, где поршни действовали в противофазе. За счет этого удалось погасить лишние колебания и уменьшить вибрации силового агрегата. В итоге машина стала работать намного тише, вызывая восторги у наблюдателей. Изготовив к ней легкий деревянный кузов со складным матерчатым тентом, Генри Ройс решил наладить производство в Манчестере.

Чарльз Стюарт Роллс. Фото: www.globallookpress.com

Встреча двух талантливых людей состоялась в отеле Midland в Манчестере. Чарльз Роллс рассказал о своих увлечениях автоспортом и о продажах французских машин, которыми занимался год. Но он мечтал о большем и — по рекомендации отца — стремился создать механическую обрабатывающую фабрику.

Для начала дела требовался талантливый инженер для разработок собственных конструкций. Генри Ройс с его инженерным чутьем и Чарльз Роллс с его связями отлично подходили друг другу. Они хлопнули по рукам. В 1904 году на свет родилась компания Rolls-Royce.

Качество — всему голова

Получив финансовые вливания, Генри Ройс принялся за дело. За один год он реализовал крупный двигателестроительный проект. Теперь на одно шасси можно было ставить три различных бензиновых двигателя на выбор. Это были версии, развивающие 10, 20 или 30 лошадиных сил. Причем впервые был реализован модульный принцип конструирования двигателей. Из готовых комплектов можно было создавать двухцилиндровые или четырехцилиндровые моторы. Потом к ним добавились шестицилиндровый и восьмицилиндровый рядный агрегаты. Эти машины тут же приняли участие в гонках. Страсть Чарльза Роллса к скорости заставляла его пилотировать спортивные болиды лично. Уже в 1906 году спортивный прототип Генри Ройса завоевал несколько наград в Австралии и в Англии.

Фото: www.globallookpress.com

В 1906 году был представлен легендарный Rolls-Royce Silver Ghost, ставший символом английской аристократии. Его конструкция представляла собой рамный кузов с двигателем и с трансмиссией в сборе, на которые сверху различные ателье могли устанавливать деревянные и металлические кузовы. Завод Rolls-Royce изготавливал каждый автомобиль под заказ, стараясь придать машинам индивидуальный лоск. Особое внимание отводилось качеству и надежности машин.

Rolls-Royce Silver Ghost. Фото: www.globallookpress.com

Памятен случай, когда сэр Клод Джонсон, секретарь Королевского автоклуба, решил провести испытания на выносливость для Silver Ghost. Автомобиль прошел 15 тысяч миль на пределе возможностей. Порой гонщик разгонял его до 120 км/ч. Почти месяц проходили ресурсные тесты, по результатам которых в журнале поломок оказалась только одна запись. На машине от вибраций отвалился крантик запора топливной системы стоимостью 2 фунта.

Silver Ghost долгие годы был единственной моделью компании. Его закупали королевские дома Европы и очень состоятельные финансисты и промышленники. В 1913 году этот автомобиль был представлен на выставке в Санкт-Петербурге. Николай II приобрел несколько машин для императорского гаража. Затем эти автомобили служили в советском правительственном парке. Был свой Rolls-Royce и у Владимира Ленина .

Несмотря на триумф в автомобилестроении, Генри Ройс ставил для себя новые цели. Основную прибыль фирме приносили совсем не машины.

Рывок в небеса

Молодой Чарльз Роллс, помимо автоспорта, увлекался авиацией. С 1898 года он совершал регулярные полеты на воздушных шарах, а в 1903 году стал соучредителем Королевского аэроклуба и получил вторую по счету лицензию пилота в Англии.

Для новых самолетов требовались мощные и надежные двигатели. Генри Ройс отложил в сторону автомобили и принялся за их разработку. Уже к 1910 году первые авиационные моторы были готовы и проходили испытания. 2 июля 1910 года Роллс поставил мировой рекорд в скоростном перелете через Ла-Манш и обратно. Этот рекорд позволил привлечь внимание к новой продукции фирмы, а личные связи лорда Роллса помогли выйти на военные заказы. В преддверии мировой войны компания включилась в производство самолетов.

Чарльз Роллс был к тому времени уже прославленным авиатором, стараясь быть первым во всем. Это ему удалось даже в трагедии. Он оказался первым британцем, разбившимся в авиакатастрофе. Отважный пилот сам испытывал свои самолеты и во время полета погиб при выполнении сложного маневра. Самолет буквально развалился в воздухе от перегрузок. Это был удар для друзей, близких и деловых партнеров.

Еще одной бедой стали проблемы со здоровьем у Генри Ройса. В 1911 году он фактически слег, а в начале 1912 года ему была сделана сложная операция. Но Генри выкарабкался и продолжил дело фирмы Rolls-Royce.

Фото: www.globallookpress.com

Деловые связи Чарльза Роллса продолжали работать, помогали и его именитые родственники, которые стали наследниками промышленных цехов Rolls-Royce. Политическая обстановка в Европе накалялась, и в Rolls-Royce стали поступать крупные военные заказы.

Двигатели Rolls-Royce ставились на самолеты Антанты и к концу войны поднимали в воздух почти половину всего воздушного флота союзников. Компания Rolls-Royce выпускала также броневики, грузовики и делала двигатели для танков. Из войны фирма вышла с прибылью и продолжила авиационные разработки.

Следующий технологический рывок был совершен в середине двадцатых годов. Инженеры компании разработали принципиально новый агрегат R-R Kestrel мощностью 700 лошадиных сил. Этот двигатель трудился не только в военной авиации. Благодаря ему на крыло встали и гражданские самолеты. Многие страны производили его по лицензии.

За эти авиационные разработки и за большой вклад в победу в Первой мировой войне в 1930 году король Георг V присвоил Генри Ройсу титул баронета.

Но самым известным авиационным двигателем Генри Ройса стал двенадцатицилиндровый R-R Merlin мощностью более 2000 л. с. Эти моторы во Вторую мировую войну были установлены на огромном количестве самолетов союзников. Различными вариантами мотора комплектовались самолеты Avro Lancaster, De Havilland Mosquito, Supermarine Spitfire, Hawker Hurricane, North American P-51 Mustang и многие другие. Всего было произведено более 150 тыс. двигателей R-R Merlin в 55 модификаций.

Но этого триумфа Генри Ройс уже не увидел. В 1933 году, в самый разгар работы над R-R Merlin, он умер, оставив после себя колоссальный технический и технологический задел. В память о великом конструкторе и основателе компании буквы R-R на эмблеме Rolls-Royce приобрели черный цвет. До этого они были красными. Но со смертью основателя дела компании не остановились. Впереди была эпоха реактивных моторов, в которой Rolls-Royce захватил лидирующие позиции. Сейчас корпорация является одной из самых крупных в мире промышленных империй.

Rolls-Royce в том виде, в котором мы знаем бренд сегодня, был создан под огромным влиянием своих основателей. По сути, все этапы деятельности компании были заложены Чарлзом Стюартом Роллсом и Фредериком Генри Ройсом. Они не были приятелями с детства, как это часто бывает, когда два молодых человека организуют свой бизнес. Более того, они были представителями совершенно разных, если не сказать противоположных слоев общества. Но их объединение дало жизнь самому роскошному автомобилю XX века.

Фредерик Ройс родился 27 марта 1863 года. В свои ранние годы он еще и не мог мечтать о том, что в будущем станет очень богатым и уважаемым человеком. Родился Фредерик в городе Алватор (графство Линкольншир). Его отец был мельником, но совсем не долгое время, так как очень быстро разорился. Бедность привела к тому, что уже в возрасте 10 лет Фредерик нашел свою первую работу – чем только не занимался он в то время! Молодой Ройс зарабатывал по всякому, начиная от разноса газет и телеграмм, и заканчивая работой на железной дороге.

Впрочем, ранняя работа совершенно не отбила у Фредерика желание учиться. Они понимал, что его будущее целиком и полностью зависит от того, насколько хорошими знаниями он будет обладать. А потому в нерабочее время Ройс изучал иностранные языки, математику и основы электротехники. Особенно его привлекала именно последняя дисциплина. У мальчика был явно инженерный склад ума. Кроме того, подобная работа доставляла ему истинное наслаждение.

Первой работой, связанной с увлечением Фредерика стала должность в компании Хайрема Максима, известного знаменитым пулеметом, названным по фамилии автора. Работа нравилась Ройсу, но его подлинной мечтой была своя компания, а потому с самых первых месяцев он начал откладывать деньги, которые должны были бы составить стартовый капитал его будущей фирмы.

И такая компания в итоге появилась на свет – вместе со своим другом Фредерик основал в Манчестере F.H. Royce Co. Дела потихоньку набирали обороты. Ключевым моментом в этой истории стал 1903 год, когда Ройс приобрел свой первый автомобиль. Французский Decauville. Машина оказалась ужасной. У нее было множество технических проблем, которые выводили из себя Фредерика. Инженер в его душе негодовал. Все это вылилось в то, что он решил сконструировать свой автомобиль, который будет полностью устраивать его и намного превосходить Decauville.

Что же, было очевидно, что Фредерик обладает инженерным гением, так как ровно через год он действительно представил свой первый автомобиль. Он на голову превосходил все французские машины, и получил очень лестные отзывы в прессе. Детище Ройса обладало отличными ходовыми характеристиками, высокой степенью надежности, и при этом стоило вполне приемлемых денег - 395 фунтов. Конечно, в то время это были большие деньги, но не такие, какие уже через некоторое время будут требоваться для покупки Rolls-Royce.

Легендарная компания «Роллс-Ройс» была зарегистрирована 15 марта 1906 года. Однако замысел предприятия зародился в отеле «Мидланд Хотел» в Манчестере еще 1 мая 1904 года. В этот день встретились Чарлз Роллс - гонщик, начавший свой бизнес с продажи британским аристократам машин с континента, и Генри Ройс - проектировщик и производитель электромоторов и кранов, который был недоволен продаваемыми машинами и мечтал разработать - «автомобиль выше всякой критики».

Совместная компания по выпуску и продаже автомобилей, получила название «Роллс-Ройс». Причем Роллс брал на себя коммерческую часть, а производственно-техническая сторона дела ложилась на Ройса. Амбиции молодого аристократа простирались так далеко, что он поставил себе цель выпускать самые лучшие автомобили в мире.

Подлинное рождение легендарной марки произошло в том же 1906 году на лондонском «Олимпия Мотор Шоу», когда компания «Роллс-Ройс» представила первое шасси «Роллс-Ройс 40/50 HP» под заводским номером 60551. Новая модель ничем не повторяла предшественников. Продажу 40/50 HP начали в 1907 году. И поскольку до второй мировой войны завод «Роллс-Ройс» не производил кузовов, они изготовлялись кузовными мастерскими по заказу самого клиента - порождая огромное количество вариантов «Роллс-Ройс» с единым шасси.

Само шасси 40/50 HP без кузова стоило 985 фунтов. Примерно в ту же цену обходился клиенту не менее роскошный кузов, производимый именитыми мастерскими, такими как: Hooper, Barker, Park Ward, Thrupp Maberly, H. J. Mulliner и др. Вскоре этой машине дали необычное имя - «Silver Ghost» (Серебряный Дух). Этим названием автомобиль обязан посеребренным наружным деталям одного из первых образцов и необычайно тихому двигателю. По легенде, самым громким звуком в салоне было тиканье часов.

Машина могла развивать скорость до 150 км/ч - показатель недоступный для многих спортивных моделей того времени. «Silver Ghost», стал, едва ли не самым известным автомобилем в мире. Уже в 1907 году создатели рекламировали его как «лучший автомобиль в мире». Эмблема компании «Роллс-Ройс», ставшая одной из самых престижных в мире, появилась в 1907 году. Одна легенда гласит, что Ройс увидел эмблему RR на скатерти в ресторане и решил купить эту скатерть. Поначалу буквы RR эмблемы были красными, но в 1930 году их стали выполнять черными.

Еще один неотъемлемым атрибутом автомобилей «Роллс-Ройс» является «Дух Восторга». В 1909 году один из автомобилей «Роллс-Ройса» приобретает в личное пользование сэр Джон Монтегю лорд Белью. Чтобы выделить свой автомобиль из общего потока, лорд заказывает в 1911 году своему другу, скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу разработать носовую фигурку-талисман.

Художник нашел простое и изящное решение: он создал некое рукокрылое божество-фигурку, устремленную вперед, с откинутыми назад руками, в развевающемся под ветром одеянии. Она как бы передавала дух автомобиля - разумную скорость, грацию и красоту. Первоначально официальное название фигурки было «Олицетворение скорости», но позднее Сайкс продал свои авторские права компании «Роллс-Ройс», и она была переименована в «Spirit of Ecstasy» (Дух Восторга или Дух Вдохновения).

В 1921 году в Америке был открыт филиал в Спрингфилде. Одним из первых покупателей американского Silver Ghost стал Нельсон Рокфеллер. В Штатах до 1926 года построили 1703 автомобиля. Silver Ghost верой и правдой служили хозяевам десятилетиями. В США, например, в 30-х годах на «вечные» шасси «Серебряного Духа» просто ставили новые модные кузова.

Благодаря относительно стабильному рынку Британии, где состоятельные покупатели не так пострадали от Великой депрессии, компании и в кризисные 1930-е годы удалось сохранить свои позиции на автомобильном рынке. А в 1931 году Rolls-Royce даже приобретает своего конкурента, попавшего в сложное финансовое положение, - компанию Bentley, имеющую устоявшуюся репутацию производителя добротных, дорогих и надежных спортивных машин и лимузинов, по основным параметрам очень похожих на Rolls-Royce. Марка «Бентли» сохраняется до настоящего времени. Начиная с 1949-го классические автомобили класса люкс получают пронизанные духом ностальгии названия «Серебряный Призрак» (Silver Wraith), «Серебряный Рассвет» (Silver Dawn), «Серебряное Облако» (Silver Cloud), в 1965-м сменившееся «Серебряной Тенью» (Silver Shadow).

Итак, фирма процветала, но фундамента, заложенного основателями, хватило только на 30 лет после смерти Ройса в 1933 году. В 60-х начался спад, и финансовое положение Rolls-Royce, занятого в ту пору созданием нового авиационного двигателя и модели Rolls-Royce-Corniche, стало очень шатким, а 4 февраля 1971 года компания была официально объявлена банкротом.

Rolls-Royce как национальное достояние спасло британское правительство, вложив в дело около $250 млн. Но при этом компания Rolls-Royce Motor Holding была разделена на автомобильную компанию Rolls-Royce Motor Cars Ltd, выпускающую автомобили, комплектующие для автомобильной и авиационной промышленности, дизельные двигатели, локомотивы, легкие самолеты, и на Rolls-Royce Ltd - авиационное подразделение по выпуску реактивных двигателей, которое с 1971-го по 1987 год находилось под управлением государства и было приватизировано в 1987-м, после чего сменило название на Rolls-Royce Plc.

Военно-промышленный концерн Vickers - некогда наикрупнейший в Великобритании синдикат производителей военной техники, выполняющий заказы министерства обороны Великобритании - в 1980 году приобрел Rolls-Royce Motor Cars Ltd за 38 млн фунтов стерлингов, когда компания, в связи с ухудшившимися финансовыми показателями и разработкой новой модели Rolls-Royce Silver Spirit, в очередной раз оказалась на грани кризиса.

Vickers сделал для Rolls-Royce за время владения этой легендарной маркой немало: вложив еще около 40 млн фунтов стерлингов, концерн провел модернизацию устаревавших заводов в Кру. На заводах в Кру был установлен также настоящий конвейер со скоростью движения 0,01 мили в час. Но рационализация коснулась только неквалифицированного труда, в остальном Rolls-Royce остался Rolls-Royce - автомобили изготавливались вручную и только по заказам. Тем не менее благодаря принятым мерам более чем вдвое - с 65 до 28 дней - сократился полный цикл изготовления одного автомобиля. И в начале 90-х компания стала снова приносить прибыль. Так, в 1997 году прибыль компании, несмотря на небольшое количество проданных автомобилей (1380 автомобилей Bentley и 538 автомобилей Rolls-Royce), составила 45 млн долларов при обороте в 500 млн долларов.

Однако положение оставалось нестабильным: при неудачной экономической конъюнктуре такой объем мог запросто упасть вдвое. Так и случилось - к концу 90-х дальнейшее существование, развитие и соответствие продукции Rolls-Royce высокому качеству требовали новых капиталовложений - по словам председателя правления Vickers, сэра Колина Чандлера, более 200 млн фунтов стерлингов, которых у военно-промышленного концерна не было: «Мы сделали для Rolls-Royce все что могли. Мы спасли его, мы вернули ему „здоровье“ и хорошую форму, но пришло время расстаться...» - сказал он.

В октябре 1997 года начались переговоры с заинтересованными сторонами о продаже Rolls-Royce. За контроль над компанией бились несколько групп, в том числе две британские финансово-промышленные группы, немецкие автопромышленные гранды: Daimler-Benz, Volkswagen, BMW и организация RRAG, состоявшая из группы патриотически настроенных и состоятельных владельцев автомобилей Rolls-Royce и Bentley во главе с адвокатом Майклом Шрипмптоном.

Итогом борьбы за легенду британского автомобилестроения стало соглашение, по которому Volkswagen приобрел заводы Bentley и Rolls-Royce, а BMW купил имя Rolls-Royce. Оценивая продажу Rolls-Royce победившему в борьбе за марку в 1998 году немецкому автогиганту BMW, берлинская газета Welt писала: «Теперь старейший британский автопроизводитель получит силу, которая необходима для будущего». Вскоре BMW начал производство автомобилей под знаменитым брэндом на новом заводе в Гудвуде (Южная Англия).

Там концерн построил «самую эксклюзивную в мире фабрику» для производства нового семейства машин престижной британской марки Rolls-Royce. Предприятие разместилось в городке Чичестер в графстве Западный Сассекс. Примечательно, что неподалеку оттуда, в городке Уэст-Уиттеринг, жил с 1917-го по 1933 год и умер сэр Генри Ройс. Здесь же находилось и его конструкторское бюро. Кроме живописных окрестностей, Южная Англия обладает развитой инфраструктурой и возможностью привлечь дополнительный персонал из яхт-индустрии к привычной им ручной работе.

Автомобили компании никогда не отличались дешевизной, и ценовая политика, сформулированная Ройсом, остается актуальной и сегодня: «Качество остается, когда о цене уже давно забыли». Первые автомобили Rolls-Royce в 10 л. с. продавались по цене 395 фунтов стерлингов. Сегодня эти антикварные модели может приобрести любой эстет за $250000. Примерно шесть из десяти всех когда-либо построенных автомобилей Rolls-Royce до сих пор «на ходу».

В 1907 году один из «Серебряных призраков» устанавливает рекорд - проходит без остановки 24 тыс. км. Каково Огромное по тем временам расстояние автомобиль преодолел с единственной неисправностью - вышел из строя топливный краник. На заводах Rolls-Royce в Кру и Лондоне машины называют «ройсами». Их никогда не называют «роллсами». Решетка радиатора в автомобиле Rolls-Royce делается вручную с помощью... глазомера. Просто «вприкидку», без всяких инструментов.

Для изготовления радиатора Rolls-Royce требуется один человекодень. И еще пять человекочасов на его полировку. Открыв пепельницу в современном Rolls-Royce, вы никогда не найдете там сигаретного окурка - пепельницы опорожняются автоматически. Никто из членов заводского персонала никогда не скажет: «Rolls-Royce сломался». Вместо этого вы услышите: «Rolls-Royce отказывается продолжать функционировать». На старых заводах Rolls-Royce (в Кру и Лондоне) можно видеть надписи: «Берегись бесшумного автомобиля!»

Охлаждающая споcособность кондиционера в современном «Серебряном Духе» равна производительности 30 бытовых холодильников. Каждая стеклянная деталь в «Серебряном Духе» полируется вручную специальной пемзой, которой обычно пользуются при полировке оптических линз. Как-то раз после воспевания хвалебных гимнов в честь автомобилей Rolls-Royce одна аристократка, подумав, спросила: «Но, сэр Генри, а что бы было, если бы ваш завод выпустил плохую машину?» Ройс ответил: «Мадам, охранник на центральных воротах не выпустил бы ее с территории».

Последними словами умирающего Генри Ройса были: «Я сожалею только о том, что не посвящал работе больше времени». Прообразом «Духа Восторга» стала личный секретарь лорда Белью- Элеонор Торнтон, в которую был безнадежно влюблен скульптор. Самые элитные из «Роллс-Ройсов» считаются представители серии «Park Ward», называемые еще «королевскими Роллс-Ройсами». Именно эти подчеркнуто консервативные машины предпочитают монархи. Купить или заказать в дорогом автосалоне такой автомобиль невозможно, ведь «Park Ward» - детище того отделения компании, где автомобили даже не собираются, а изготавливаются полностью вручную, по особым заказам, причем каждый из них только под определенного клиента.

Стиль «Роллс-Ройсов», без преувеличения, уникален. Поражает значение, которое фирма придает мелочам. Салонам «Роллс-Ройса» всегда был присущ особый, ни с чем не сравнимый тонкий аромат, который источали лучшие сорта натуральной кожи и ценных пород дерева, использованных для внутренней отделки машин. И вдруг заказчики новой эксклюзивной модели - «Серебряный серафим» - почувствовали, что запах в салоне не тот. Стали выяснять - и обнаружили, что вместо былого палисандра и красного дерева некоторые прежде деревянные детали отделки салона заменили пластмассой.

На вид и на ощупь ее от дерева не отличить, но запах уже не тот. И производители всерьез занялись решением этой проблемы. Они разработали состав ароматических масел для обработки салонов всех «Роллс-Ройсов», которые вновь стали пахнуть дорогой кожей и деревом.«Роллс-Ройс» - это автомобиль-дворец, автомобиль-статус, автомобиль-символ. Это атрибут высочайшего положения в обществе. Не следует забывать и о том, что миллионеров на планете немало, а «Роллс-Ройсов» - существенно меньше, поэтому среди желающих заплатить несколько сотен тысяч долларов за средство передвижения существует очередь - весь тираж автомобилей расписан на несколько лет вперед.

Среди счастливых обладателей роллс-ройса были и Чарли Чаплин, и Бенито Муссолини, и Мухаммед Али, и император Николай II, и Элизабет Тейлор, и Редьярд Киплинг, и Гульельмо Маркони, и Альфред Нобель. На роллс-ройсе князь Юсупов и его сообщники везли бросать в прорубь полумертвого Распутина. Благодаря тому, что японский император решил в 1920-х годах купить роллс-ройс, в Японии до сих пор левостороннее движение.

Престиж марки Rolls-Royce был столь велик, что в 50-х годах компания становится поставщиком автомобилей для Британского королевского дома и многих правящих и аристократических семейств мира. Так, например, принцесса Елизавета и герцог Эдинбургский заказали в 1950 году для личного пользования Rolls-Royce модели Phantom-IV с кузовом работы фирмы Mulliner-Park-Ward. С тех пор гараж (так называемые Королевские конюшни) комплектуется уже не машинами «дэймлер», а Rolls-Royce. Прошлым летом, во время празднований, посвященных пятидесятилетию Елизаветы XI на английском престоле, королева разъезжала на одной из последних моделей лимузина Rolls-Royce-Bentley.

По заказу индийского магараджи Набы английские инженеры создали для «Серебряного призрака» кузов в виде фигуры лебедя, выточенный из массивного куска дерева и покрытый позолоченными цветками лотоса. Чтобы увеличить плавность хода, была использована подвеска с дополнительной продольной рессорой. В этой версии «Роллс-Ройса» появились даже щетки из конского волоса, призванные счищать грязь с вращающихся колес. Этот шедевр конструкторской и дизайнерской мысли, больше напоминающий иллюстрацию к «Сказкам 1000 и одной ночи», чем автомобиль, и сейчас можно увидеть на выставках автомобильных раритетов.

Не меньшей оригинальностью - правда, в несколько ином стиле - отличался «Роллс-Ройс» Джона Леннона, расписанный психоделическими виньетками совершенно невероятных цветов. Возмущению патриотов, оскорбленных столь вопиющим надругательством над легендой британского автопрома, не было предела. Впрочем, некоторое время подразнив почтеннейшую публику, 5 июля 1968 года Леннон свой «Роллс-Ройс» продал.

Счастливым владельцем «тюнингованного» «Роллс-Ройса» был и Владимир Ильич Ленин. Собственно говоря, вождя мирового пролетариата обслуживало сразу два «Роллс-Ройса», но один из них, «Элпайн Игл» с открытым кузовом, ничем особенным не знаменит. А вот второй, марки «Континенталь», был куплен за 4 тысячи фунтов стерлингов при посредничестве советского торгового представителя Льва Красина, затем доставлен в Петроград и там переделан в... полугусеничные автосани. Красавец «Роллс-Ройс» был оснащен так называемым движителем Кегресса, названным по имени создателя, начальника царского гаража Адольфа Кегресса.

Вместо заднего моста установили тележку с прорезиненными хлопчатобумажными лентами. Для лучшей управляемости на передние колеса надевались широкие лыжи. Эта конструкция весила более 500 кг. По накатанному снегу автомобиль с «кегрессом» уверенно шел со скоростью 60 км в час. Масса машины достигла 2700 кг. Расход топлива составил 37 литров на 100 км. Гусеничный «Роллс-Ройс» был также оборудован утепленной кабиной, отопителем, термостатом, усовершенствованной системой зажигания.

Вообще, «Роллс-Ройсы» пользовались заслуженной любовью советской номенклатуры. С 1922 по 1925 год - заметьте, эпоха разрухи и голода - в Англии было куплено 73 автомобиля, в основном с открытыми кузовами. Чешский писатель Гофмейстер в те годы писал: «Я еще никогда не видел такого скопления „Роллс-Ройсов“, которое наблюдал однажды вечером на набережной Москвы-реки...»

Был персональный «Роллс-Ройс» и у Брежнева. Что интересно, «Серебряный призрак» никогда не принадлежал лично Брежневу, как и многие другие автомобили из мифической «коллекции». Однако автомобиль создавался с учетом комплекции генсека и его желанием иногда садиться за руль самому.

Об этом до сих пор напоминает расположенный на приборной панели переключатель с двумя позициями: одна «подстраивает» водительское кресло под фигуру Брежнева, другая - под габариты его водителя. Машина была заказана 9-м Управлением КГБ для «обслуживания членов ЦК» в 1971 году и меньше чем через год поступила в Россию. Вообще, машин, подобных этой, на заводе делалось пять: одна - для арабского шейха, способная свободно передвигаться по пескам с вмонтированной в салон клеткой для любимого шейхом ягуара, другую заказал золотодобытчик с Аляски, которому, наоборот, нужно было передвигаться по снегу.

Заказ двух других машин исходил с берегов Амазонки и предполагал особую устойчивость автомобилей к тропическому климату. Пятый же автомобиль должен был сочетать в себе требования всех остальных четырех заказов - хоть и без клетки для ягуара. Именно он и предназначался для Брежнева. Практически целиком сделанный из алюминия корпус, «проклепанные», как в авиации, лонжероны, исполненные в единственном экземпляре резиновые и пластмассовые детали, гидроаккумуляторы на всех четырех колесах, двенадцать слоев краски - что и говорить, шедевр... Интересно, что уникальный автомобиль активно эксплуатируется и сегодня: на нем ездит Эдуард Теняков, вице-президент Московской центральной фондовой биржи.

Rolls-Royce – это настоящая легенда автомобильного мира. Всего было выпущено немногим более 20 моделей этого автомобиля за многолетнюю историю марки, что разительно отличается от того, с какой скоростью другие известные автомобильные бренды выпускают новые модели. Тем не менее, Rolls-Royce никогда не гнался за количеством в ущерб качеству. Марка в первую очередь ассоциировалась с престижем, и это продолжается вплоть до сегодняшнего дня, а потому компания всегда старается довести каждую модель до совершенства.

Тот факт, что Rolls-Royce выпускает мало моделей, способствует тому, что каждая из них становится легендой своего времени, и успешно продается длительное время после выпуска. На этих британских автомобилях в XX веке разъезжали известные бизнесмены, политики и звезды шоу-бизнеса со всего мира.

Сегодня дела у Rolls-Royce обстоят уже не так хорошо, как в былые годы. Конец 90-х ознаменовался длительной эпопеей по продаже компании, которая завершилась только в 2003 году. В итоге компания перешла в собственность BMW. Тем не менее, золотые годы Rolls-Royce ушли безвозвратно. Продажи уже не столь высоки, как раньше, да и бренд не пользуется такой популярностью. Конечно, нельзя сказать, что он умер или что-то в этом роде. Нет. Просто его золотые годы прошли. Вместе с XX веком.

Статья опубликована 30.09.2015 06:19 Последняя правка произведена 30.09.2015 03:20

Фредрик Генри Ройс, сэр. Первый баронет Ситон, офицер британской армии, кавалер ордена «Британской империи». Родился он 27 марта 1863 года в Этултоне, Англия. Занимался предпринимательством и основал вместе с Чарльзом Роллсом автомобильную компанию Rolls-Royce.

Родился пятым ребёнком в многодетной семье Джеймса Ройса – мельника, не имевшего своей мельницы и работавшего по найму. В связи с тем, что финансовые дела семьи ухудшились, она перебралась в Лондон, где в 1872 году Джеймс Ройс умер. Фредрику пришлось оставить школу после года учёбы и отправится зарабатывать деньги работая почтальоном.

Позже, в 1878 году ему посчастливилось по протекции тётки занять должность подмастерья в железнодорожных мастерских Питерборо. Там он проработал три года, после чего вернулся в Лондон, где начал карьеру электрика. В 1882 году он переехал в Ливерпуль.

Накопив двадцать фунтов, он в 1884 году основал со своим деловым партнёром Эрнестом Клермонтом мануфактуру по выпуску электроприборов. Далее, через десять лет, им была создана фирма занимающаяся производством подъёмных кранов под названием «F.H. Royce & Company». Дела у неё шли успешно, и Ройс построил собственную фабрику в Олд Траффорде. Спроектированные им краны выпускались даже после его смерти – до середины 60-х годов двадцатого века.

История Ройса как автомобилестроителя началась в 1901 году, когда он купил свой первый автомобиль французского производства и перестроил его в 1904 году по собственному проекту. Причиной такого шага стало низкое качество машины. Всего по данному проекту было создано три оригинальных автомобиля, один из которых попал к партнёру Ройса Генри Эдмундсу. Именно он свёл его с состоятельным любителем автогонок Чарльзом Роллсом.

В результате была создана знаменитая марка Rolls-Royce. Первый автомобиль, названный этим именем, увидел свет в 1904 году, а 1906-м в мелкую серию независимо от F.H. Royce & Company отправилась машина производства уже Rolls-Royce Ltd.

К сожалению, в 1911 году здоровье одного из основателей компании неожиданно ухудшилось и в1912 году ему сделали операцию, в результате которой он практически выздоровел, но больше заниматься делами компании не мог. В результате ему пришлось сосредоточиться на инспекции чертежей, новых автомобилей Rolls-Royce, а так же созданием авиационных моторов. Именно за эту работу для нужд армии Фредрик Ройс был произведён в баронеты и поучил звание офицера.


Сегодня, на рынке автомобильных шин представлен настолько широкий ассортимент, что у рядового автомобилиста частенько происходят затруднения с выбором шин. Ценовая политика на автомобильные шины тоже очень разнится. Самыми дорогими считаются шины Pirelli, вплоть до 900 долларов за штуку. Цена конечно большая, но для тех, кто хочет выделиться и при этом сильно не потратиться, можно приобрести шины компании Matador. Хорошим подспорьем в приобретении автомобильных шин и дисков послужит сайт http://www.rinokshin.ru . С помощью него вы сможете подобрать себе шины в СПБ из любой ценовой категории.