Сколько лет списывается амортизация новой машины.  Российский бухгалтер

1. Отражение амортизации на счетах

Амортизация - это постепенное перенесение стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции, работ, услуг. Она отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

За время службы основного средства общая сумма амортизационных отчислений будет равна его первоначальной стоимости.
Суммы начисленной амортизации по автотранспортным средствам включаются в состав расходов по обычным видам деятельности. Ежемесячно амортизация отражается по кредиту счета 02.

Специализированная автотранспортная организация, которая получает доход от использования транспортных средств (парки и автохозяйства), начисляет амортизацию по дебету счета 20 «Основное производство». Амортизация служебного автотранспорта, который используется в управленческих целях, учитывается по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».

Если предприятие имеет собственный транспортный цех, который обслуживает основное производство (доставка материально-производственных запасов), то целесообразно учитывать амортизацию по транспортным средствам на счете 23 «Вспомогательное производство». Если же как такового транспортного цеха у организации нет, то амортизацию по автотранспорту, который используется для обслуживания производства, можно отнести на счет 25 «Общезаводские расходы».

Торговые организации отражают суммы начисленной амортизации на счете 44 «Издержки обращения».

В налоговом учете суммы начисленной амортизации по транспортным средствам включаются в состав косвенных расходов. Исключение составляют специализированные автотранспортные организации, которые амортизационные отчисления относят к прямым расходам по основной деятельности.

Амортизация начисляется по каждому объекту основных средств с первого числа месяца, который следует за месяцем принятия основного средства к бухгалтерскому учету. Датой принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве основного средства является момент переноса его стоимости со счета 08 на счет 01 или 03.

Амортизация по транспортным средствам исчисляется исходя из первоначальной стоимости, срока полезного использования и метода начисления амортизации, выбранного налогоплательщиком.

2. Как определить срок полезного использования авто

Амортизируемое имущество в целях налогообложения прибыли в зависимости от срока полезного использования подразделяется на десять амортизационных групп (ст. 258 НК РФ). Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 №1.

Классификация автотранспортных средств приведена в Таблице.

Амортизационные группы автотранспортных средств.


Амортизационная группа (срок полезного использования) Автотранспортные средства
Третья группа (свыше 3 лет до 5 лет включительно) Автомобили легковые, не указанные в других группах
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т
Мотоциклы промысловые
Четвертая группа (свыше 5 лет до 7 лет включительно) Автомобили легковые малого класса для инвалидов
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили - тягачи; автомобили - самосвалы).
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно
Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов, топлива и масел; химических веществ
Автомобили специализированные для лесозаготовок; специализированные прочие; специальные прочие.
Прицепы и полуприцепы кроме прицепов и полуприцепов для автомобилей и тракторов грузоподъемностью более 8 т
Средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки
Пятая группа (свыше 7 лет до 10 лет включительно) Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 15 т
Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло до 7,5 т
Автобусы средние и большие длиной до 12 м включительно
Троллейбусы
Автомобили специальные
Шестая группа (свыше 10 лет до 15 лет включительно) Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т
Автомобили - тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 т
Автобусы особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24 м включительно

Срок полезного использования определяется организацией на дату ввода в эксплуатацию транспортного средства в пределах сроков, установленных Классификацией основных средств. При этом дополнительного обоснования выбора того или иного конкретного срока эксплуатации, который устанавливается для конкретного объекта в рамках сроков амортизационной группы, не требуется.

Например, легковые автомобили входят в третью амортизационную группу по Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Это значит, что срок их полезного использования в налоговом учете можно установить от тридцати семи до шестидесяти месяцев. Можно установить срок амортизации, например, - 50 месяцев.
Установив такой же срок в бухгалтерском учете, можно избежать лишней работы.

При этом по транспортным средствам, относящимся к одной амортизационной группе, могут быть установлены как различный срок эксплуатации по каждому объекту, так и метод начисления амортизации.

3. Способы начисления амортизации

Для начисления амортизации по автотранспортным средствам в бухгалтерском учете можно выбрать один из следующих способов:

Линейный;
- уменьшаемого остатка;
- списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования;
- списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбранный организацией метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации. Суммы амортизации, начисленные за год разными способами, будут существенно различаться.

В налоговом учете разрешено применять только два метода амортизации - линейный и нелинейный (ст. 259 Налогового кодекса РФ). Как правило, используют одинаковые методы начисления амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Тем не менее, данные о суммах амортизации, начисленных в бухгалтерском учете, нельзя использовать при расчете налогооблагаемой прибыли. И все из-за того, что первоначальная стоимость автотранспортного средства в налоговом и бухгалтерском учете, как правило, не совпадают.

Итак, если организация решила начислять амортизацию линейным способом, нужно рассчитать норму амортизации - процент, на который нужно умножить первоначальную стоимость объекта. Норма амортизации рассчитывается одинаково как в бухгалтерском, так и в налоговом учете по формуле:

К = 1: n * 100%, где К - норма амортизации, а n - срок полезного использования данного объекта основных средств в месяцах.
Затем следует умножить первоначальную стоимость транспортного средства на норму амортизации.

Пример 1.

ООО «Град» приобрело грузовой автомобиль за 600 000 руб. без НДС. За регистрацию автомобиля в ГАИ организация заплатила 600 руб. Первоначальная стоимость в бухгалтерском учете составила 600 600 руб. (600 000 руб. + 600 руб.), а в налоговом - 600 000 руб.
На сумму налогооблагаемой временной разницы было сформировано отложенное налоговое обязательство (ОНО) на сумму 144 руб. (600 руб. * 24%). В бухгалтерском учете ОНО было отражено такой проводкой:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 77
- 144 руб. - отражена сумма сформированного отложенного налогового обязательства.

Срок полезного использования был установлен в размере 50 месяцев. Амортизация, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете рассчитывается линейным способом. Норма амортизации равна: 1: 50 мес. * 100% = 2%. Ежемесячная амортизация в бухгалтерском учете будет начисляться в размере 12 012 руб. (600 600 руб. * 2%), а в налоговом учете - 12 000 руб. (600 000 руб. * 2%).

В бухгалтерском учете ООО «Град» ежемесячно производятся такие записи:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
- 12 012 руб. - отражена сумма начисленной амортизации;
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- 2,88 руб. ((12 012 руб. - 12 000 руб.) * 24%) - погашена часть отложенного налогового обязательства.

Как уже было сказано выше, в налоговом учете можно начислять амортизацию нелинейным способом. Норма амортизации в этом случае рассчитывается по формуле:

К = 2: n * 100%, где К - норма амортизации, n - срок полезного использования данного объекта в месяцах, 2 - коэффициент ускорения.

Затем следует умножить стоимость транспортного средства на начало текущего месяца на норму амортизации.

Когда остаточная стоимость транспортного средства по данным налогового учета будет равна 20 процентов от его первоначальной стоимости, эту остаточную стоимость придется зафиксировать как базовую стоимость объекта. И с этого момента сумма ежемесячных амортизационных отчислений будет равна данной базовой стоимости, поделенной на количество месяцев, оставшихся до истечения срока полезного использования данного основного средства (п. 5 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

Способ уменьшаемого остатка - это способ ускоренной амортизации, при котором в первые годы эксплуатации списание стоимости объекта автотранспортных средств производится большими суммами по сравнению с начисленными в дальнейшем.

При способе уменьшаемого остатка определяется сначала годовая сумма амортизационных отчислений. Рассчитывается она исходя из остаточной стоимости основного средства на начало соответствующего года. Причем норма амортизации при данном способе может быть увеличена на коэффициент ускорения. Этот коэффициент устанавливается федеральными министерствами и ведомствами в перечне эффективных видов машин и оборудования для высокотехнологичных отраслей. Однако в настоящее время этот коэффициент не установлен.

В течение года ежемесячная сумма амортизации равна 1/12 от годовой суммы амортизационных отчислений.

Пример 3.

Используем условия предыдущего примера - 2.
Предположим, что в бухгалтерском учете ООО «Град» начисляет амортизацию способом уменьшаемого остатка. Срок полезного использования грузового автомобиля - 5 лет.

Поэтому ежегодная норма амортизационных отчислений - 40% (2: 5 лет * 100%).

Год Ежемесячная
сумма
амортизации
(гр. 3: 12 мес.)
Расчет Сумма
1 2 3 4
1 600 600 * 40% 240 240 20 020
2 (600 600 - 240 240) * 40% 144 144 12 012
3 (600 600 - 240 240 - 144 144) * 40% 86 486,4 7 207,2
4 (600 600 - 240 240 - 144 144 - 86 486,4) * 40% 51 891,84 4 324,32
5 (600 600 - 240 240 - 144 144 - 86 486,4 - 51 891,84) * 40% 31 135,1 2 594,59
ИТОГО: 553 897,34

К концу срока эксплуатации основного средства первоначальная стоимость полностью не списана. Разница между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации составляет 46 702,66 руб. (600 600 руб. - 553 897,34 руб.).
Минфин России считает, что полученную разницу можно отнести в полной сумме на затраты последнего отчетного месяца эксплуатации основного средства.

Третий способ начисления амортизации называется способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Для расчета годовой суммы амортизации первоначальная стоимость умножается на соотношение числа лет, остающихся до конца срок службы объекта и суммы чисел лет его срока службы. В течение года амортизация начисляется равномерно, исходя из годовой нормы амортизации.

Пример 4.

Используем условия примера 2.

На этот раз ООО «Град» начисляет амортизацию в бухгалтерском учете по грузовому автомобилю способом списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования. А срок полезного использования грузовика - 5 лет.
Рассчитаем ежегодные суммы амортизации:

Год Амортизационные отчисления за год Ежемесячная
сумма
амортизации
(гр. 3: 12 мес.)
Расчет Сумма
1 2 3 4
1 600 600 * (5 лет: (1 + 2 + 3 + 4 + 5)) 200 200 16 683,33
2 600 600 * (4 года: (1 + 2 + 3 + 4 +5)) 160 160 13 346,67
3 600 600 * (3 года: (1 + 2 + 3 + 4 +5)) 120 120 10 010
4 600 600 * (2 года: (1 + 2 + 3 + 4 +5)) 80 080 6 673,33
5 600 600 * (1 год: (1 + 2 + 3 + 4 +5)) 40 040 3 336,67
ИТОГО: 600 600

Четвертый способ начисления амортизации - пропорционально объему продукции - очень специфичен и для начисления амортизации по транспортным средствам не используется.

4. Как применять специальный понижающий коэффициент

Для некоторых основных средств законодатель установил особый порядок начисления амортизации. Это касается легковых автомобилей или пассажирских микроавтобусов, первоначальная стоимость которых соответственно выше 300 000 руб. и 400 000 руб. При приобретении такого имущества организация обязана к основной норме амортизации применять специальный коэффициент 0,5 (п. 9 ст. 259 НК РФ).

Сразу скажем, что если организация продает основное средство, по которому она применяла пониженные нормы амортизации, то перерасчет налоговой базы на сумму недоначисленной амортизации не производится.

Пример 5.

Торговая фирма ООО «Лазурь» приобрело микроавтобус за 590 000 руб., в том числе НДС - 90 000 руб. При регистрации в ГАИ был уплачен сбор в размере 1 000 руб.

Первоначальная стоимость микроавтобуса в бухгалтерском учете составила 501 000 руб. (590 000 руб. - 90 000 руб. + 1 000 руб.), а в налоговом учете - 500 000 руб. (590 000 руб. - 90 000 руб.).

Амортизация по микроавтобусу начисляется линейным способом и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Срок полезного использования микроавтобуса был установлен в размере 6 лет (72 мес.).

Ежемесячная сумма амортизации в бухгалтерском учете составит 6 958,33 руб. (501 000 руб. : 72 мес.). А в налоговом учете сумма ежемесячных амортизационных отчислений с учетом понижающего коэффициента будет равна 3 472,22 руб. (500 000 руб. : 72 мес. * 0,5).

Ежемесячно в бухгалтерском учете ООО «Лазурь» необходимо делать такие записи:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 02

6 958,33 руб. - отражена сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

836,67 руб. ((6 958,33 руб. - 3 472,22 руб.) * 24%) - на основании вычитаемой временной разницы сформировано отложенный налоговый актив.

Через 6 лет сумма амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, будет равна первоначальной стоимости микроавтобуса. Поэтому начислять амортизацию по этому автотранспортному средству бухгалтер будет только в целях налогового учета. При этом в бухгалтерском учете он будет делать такую запись:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09

833,33 руб. (3 472,22 руб. * 24%) - погашена часть отложенного налогового актива.

5. Амортизация транспорта, бывшего в эксплуатации

В бухгалтерском учете срок полезного использования основного средства, которое эксплуатировал его предыдущий владелец, устанавливает сама организация. При этом она должна исходить из предполагаемого режима и условий эксплуатации данного объекта (п. 20 ПБУ 06/01).

Разумеется, лучше всего устанавливать в бухучете тот же срок полезного использования подержанного автотранспортного средства, что и для целей налогообложения. А для этого необходимо соблюдать требования, изложенные в пункте 12 статьи 259 НК РФ.

Для начала надо установить полный срок полезного использования подержанного автомобиля в месяцах. Для этого необходимо воспользоваться Классификацией основных средств (постановление Правительства РФ от 1 января 2002 № 1). Затем необходимо вычесть из полного срока службы количество месяцев, в течение которых данный объект эксплуатировали предыдущие собственники. Эту информацию можно найти в техническом паспорте автомобиля. В результате будет получен тот срок, за который для целей налогообложения надо полностью самортизировать подержанное транспортное средство.

Пример 6.

В марте 2006 года ООО «Радуга» приобрело у ЗАО «Гроза» подержанный автомобиль «Нисан-Альмера» 2002 года выпуска с объемом двигателя 1,6 л за 236 000 руб., в том числе НДС - 36 000 руб. Сбор за регистрацию в ГАИ составил 1 000 руб.

Таким образом, первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском учете - 201 000 руб. (236 000 руб. - 36 000 руб. - 1 000 руб.), а в налоговом учете - 200 000 руб. (236 000 руб. - 36 000 руб.).

Согласно Классификации основных средств срок полезного использования легкового автомобиля составляет свыше 3 лет до 5 лет или от 37 до 60 месяцев.

В техническом паспорте транспортного средства записано, что автомобиль произведен в январе 2002 года и в течение 2х лет (с марта 2004 года по март 2006 года) находился в собственности ЗАО «Гроза». Следовательно, срок, в течение которого следует полностью начислить амортизацию по подержанному автомобилю, составляет от 13 мес. (37 мес. - 24 мес.) до 36 мес. (60 мес. - 24 мес.).

Предположим, что ООО «Радуга» установило срок полезного использования автомобиля - 44 месяца. Тогда амортизация должна быть полностью начислена в течение 20 месяцев (44 мес. - 24 мес.). Амортизация начисляется линейным способом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Ежемесячно, начиная с апреля 2006 года, по легковому автомобилю будет начисляться амортизация в сумме 10 050 руб. (201 000 руб. : 20 мес.).

В бухгалтерском учете эта операция отражается проводкой:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

10 050 руб. - начислена амортизация по легковому автомобилю.

В налоговом учете ежемесячная сумма амортизации составит 10 000 руб. (200 000 руб. : 20 мес.).

Вполне вероятно, что полный срок полезного использования подержанного транспортного средства, установленный по Классификации, окажется меньше того времени, что оно прослужило прежним собственникам. В таком случае новый владелец вправе самостоятельно установить для подержанного автомобиля любой срок полезного использования. При этом нужно только учесть требования техники безопасности и другие факторы, которые определяют время эксплуатации данного объекта.

При начислении амортизации в налоговом учете по транспортным средствам, бывшим в эксплуатации, нужно применять понижающий коэффициент 0,5. Но только в том случае, если первоначальная стоимость легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов превышает соответственно 300 000 руб. и 400 000 руб.

6. Когда амортизацию начислять не нужно

Начислять амортизацию по автотранспортным средствам нужно ежемесячно независимо от результатов деятельности предприятия. Но возможны случаи, когда начисление амортизации приостанавливается.

В бухгалтерском учете начисление амортизации прерывается в двух случаях (п. 23 ПБУ 06/01):

Если по решению руководителя организации транспортное средство переведено на консервацию на срок более трех месяцев;
- в период восстановления (ремонт, реконструкция и модернизация) автотранспортного средства продолжительностью свыше 12 месяцев.

В налоговом учете начисление амортизации приостанавливается в трех случаев. Кроме перечисленных случаев начислять амортизацию не нужно, если средство передано организацией в безвозмездное пользование (п. 2 ст. 322 НК РФ). Начисление амортизации приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное передано в безвозмездное пользование, на консервацию, на реконструкцию или модернизацию.

Вновь начислять амортизацию по указанным автотранспортным средствам нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был возвращен в эксплуатацию.

Когда не нужно начислять амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете.

Расчет амортизации авто требуется, если водитель работает по найму или в такси. Как и в случае с ОС, калькуляция проводится для того, чтобы своевременно выделять средства на ремонт, профилактику, замену изношенных узлов. Рассмотрим детальнее, как осуществляется амортизация автомобиля в БУ.

Способы

Амортизация отображает износ автомобиля, выраженный в денежном эквиваленте. Стоимость ТС погашается в течение срока его полезного использования. Начисление амортизации в БУ осуществляется одним из таких способов:

  1. Линейный - первоначальная стоимость объекта списывается равномерными частями за весь срок использования объекта.
  2. Уменьшаемого остатка - годовая норма отчислений рассчитывается исходя из срока использования и коэффициента ускорения (2 или 3), которые установлены законодательно. Начисление осуществляется на остаточную стоимость ТС в начале каждого года. Данная методика применима только к машинам, которые находятся в лизинге.
  3. Списание стоимости по сумме количества лет эксплуатации – норма амортизации умножается на первоначальную или текущую стоимость объекта.
  4. Пропорциональный метод – выпущенный объем продукции за текущий год делится на предполагаемый за весь срок использования. Полученная норма применяется к первоначальной стоимости объекта.

На практике чаще всего используется первый и четвертый методы. Как бы ни осуществлялось начисление амортизации в БУ, в НУ этот процесс происходит в соответствии с нормами ст. 259 НК РФ. Организация может в начале каждого периода (года) менять способ калькуляции износа. Но если изначально был выбран нелинейный метод, то использовать линейный можно будет только через 5 лет.

Правила расчета суммы износа

  1. К однородной группе объектов применяется только один метод в течение всего срока полезного использования.
  2. В течение года проводить отчисления следует ежемесячно.
  3. Срок амортизации автомобиля определяется приказом руководителя в момент принятия объекта на баланс (на счет 02).
  4. Износ по каждому объекту следует начислять в пределах его балансовой стоимости, начиная с месяца, следующего за введением его в эксплуатацию.
  5. Не начисляйте амортизация:
  • после завершения срока полезного использования;
  • по полностью самортизированным объектам;
  • по объектам, переведенным на консервацию;
  • в период восстановления ОС, если он длится более года.

Пример 1

ООО приобрело для служебных целей «Волгу» 22.01.2001. Первоначальная стоимость составила 175 тыс. руб. В приказе об управленческом учете ООО сказано, что начисление амортизации на ТС осуществляется линейным способом. Срок службы определялся Едиными нормами (до 2002 года): для авто среднего класса предусмотрена ставка 11,1 % от первоначальной стоимости. То есть срок полезного использования составляет: 100: 11,1 = 9 лет. Расчет амортизации автомобиля:

175 х 0,111: 12 = 1,61875 тыс. руб.

Эта сумма отобразится в БУ проводкой ДТ26 КТ02.

С 2002 года ООО приняло решение рассчитывать амортизацию в соответствии с Классификацией ОС, по которой авто относятся к 3-й группе объектов. В приказе руководитель организации определил срок службы ТС - 48 мес. Остаточная стоимость авто на 31.12.2001 г. в БУ составила:

175 – 1,61875 х 11 = 157,19375 тыс. руб.

Срок использования: 48 - 11 = 37 мес.

В НУ ежемесячно амортизация автомобиля будет начисляться в сумме:

157,19375: 37 = 4,24847 тыс. руб.

Пример 2

ЗАО имеет на балансе автотранспортное хозяйство. По грузовым ТС амортизация начисляется в зависимости от пробега (по Единым нормам). 09.04.2001 ЗАО ввело в эксплуатацию ГАЗ 3307, которое выдерживает 4,5 т, с ресурсом пробега 200 тыс. км. по цене 200 тыс. руб. (без НДС). Норма амортизации - 0,37 % от стоимости ТС на 1000 км пробега. За время работы в апреле пробег составил 1,4 тыс. км, в мае – 2,7 тыс. км, в июне – 3,1 тыс. км.

Амортизация грузового автомобиля рассчитывается по формуле:

А = Первоначальная стоимость х Норма х (Пробег: 1000).

Износ на ТС начисляется со следующего месяца после ввода в эксплуатацию, то есть с мая. Пробег за этот период составил 1,4 + 2. 7 = 4,1 тыс. км. Проведем расчет амортизации автомобиля:

200 х 0,0037 х (4,1:1) = 3,043 руб.

Эта сумма отобразится в балансе проводкой ДТ23 КТ02.

С 2002 года руководство ЗАО приняло решение проводить расчеты по Классификации ОС (4-я группа объектов). Срок службы ТС на 01.01.2002 составил 72 мес. Остаточная стоимость авто - 176 654 руб. Срок полезного использования для целей НУ: 72 - 9 = 65 мес. В НУ ежемесячно амортизация автомобиля будет начисляться в сумме:

176654: 65 = 2717,75 руб.

Недостаток

Линейный способ начисления амортизации не дает точных результатов. Он не учитывает всех затрат на обслуживание авто. Бухгалтеры применяют методику расчета, при которой авто эксплуатируется не более пяти лет. При этом сумма отчислений составляет 10-20 % от стоимости нового авто. Но если речь идет о старых ТС, то лучше использовать нелинейный метод, когда амортизация легкового автомобиля начисляется на остаточную стоимость.

Сумма количества лет

Предприятие приобрело FordTransit по цене 1,685 млн руб. (за вычетом НДС). Срок использования ТС - 5 лет (60 мес.). Амортизация автомобиля будет рассчитываться по такому алгоритму:

  1. Определяется сумма числа лет: 1+2+3+4+5 = 15.
  2. А = порядковый номер (с конца) : 1 х стоимость ТС.
Год Расчет Отчисления (тыс. руб.)
1 5: 15 х 1,685 561,67
2 4: 15 х 1,685 449,33
3 3: 15 х 1,685 337
4 2: 15 х 1,685 224,67
5 1: 15 х 1,685 112,33

В первый год списывается самая большая сумма, а в последний – самая маленькая.

Нюансы

Купленный автомобиль необходимо зарегистрировать в ГИБДД. Но этот процесс может затянуться на несколько недель ввиду, например, отсутствия бланков. Амортизацию нужно начислять со следующего месяца после ввода в эксплуатацию. Но как быть, если к этому моменту авто еще не зарегистрировано? В НК РФ четких указаний по этому поводу нет. Зато финансисты утверждают, что амортизировать можно и не зарегистрированное ТС, так как сотрудники ГИБДД просто ставят машину на учет, а не регистрируют право собственности.

Срок использования ТС в НУ определяется по утвержденной Классификации ОС. Ее же можно использовать для подержанных машин. Достаточно из указанного в справочнике срока вычесть количество лет эксплуатации, которые подтверждены документально. Если ТС было приобретено у физлица, то эти данные содержатся в паспорте на автомобиль. Если предыдущим владельцем была фирма, то стоит поднять акт приема-передачи ОС.

Иногда возникает ситуация, когда фактическое время использование ТС равно максимальному сроку, предусмотренному Классификацией, или превышает его. В таких случаях собственник может определять срок самостоятельно, «согласно требованиям техники безопасности» (ст. 259 НК).

Если организация приобретает дорогое ТС или микроавтобус, то она должна амортизировать его с применением понижающего коэффициента (норма х 0,5). Фактически износ будет начисляться в два раза дольше, что отразится на сумме отчислений. Данный порядок является обязанностью фирмы, которая купила легковой автомобиль по цене, превышающей 600 тыс. руб., или микроавтобус стоимостью более 800 тыс. руб. До 2008 года действовали другие предельный суммы: 300 и 400 тыс. руб. соответственно. Однако использовать коэффициент 0,5 к ТС, первоначальная стоимость которых меньше установленных значений, все равно придется, так как выбранный метод начисления амортизации не подлежит изменению в течение периода эксплуатации авто.

5/5 (4)

Амортизация применяется не только при ведении бухгалтерского учета и налоговой отчетности, но и для выяснения того, какой максимальный срок составляет эксплуатация автомобильного транспорта, и какую сумму денежных средств следует предусматривать в смете расходов на техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

07 июля 2016 года Правительство Российской Федерации приняло изменения в Классификационных требованиях к основным фондам, включаемым в амортизационные фонды, вступившие в действие с наступлением 2017 года.

Данные изменения позволяют применить новые подходы к определению срока полезного использования транспортных средств легкового и грузового назначения.

От чего зависит амортизационная группа легковых автомобилей

Согласно принятой в Российской Федерации классификации, легковые автомобили подразделяют на пять классов. Отнесение легкового автомобиля к тому или иному классу транспортных средств происходит, в зависимости от объема его двигателя.

  • к первому классу относятся автомобили, имеющие объем двигателя до 1.2 литра;
  • ко второму классу относятся автомобили, имеющие объем двигателя от 1.2 до 1.8 литра;
  • к третьему классу относятся автомобили с объемом двигателя от 1.8 до 3.5 литров;
  • к четвертому классу – автомобили, у которых объем двигателя превышает 3.5 литра;
  • пятый класс — представительский. Объем двигателя никакого значения не имеет.

Срок полезного использования авто по классам

Принятый с 01 января 2017 года новый классификатор делит автомобили на две амортизационные группы, которые устанавливают полезный срок их использования:

  • первый, второй и третий класс автомобилей относится к третьей амортизационной группе. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 3 до 5 лет;
  • к пятой амортизационной группе относятся легковые транспортные средства, входящие в большой и высший класс. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 7 до 10 лет;
  • транспортные средства в виде автомобилей малого класса, которые используются инвалидами для передвижения, в выше приведенную классификацию не включаются, однако, относятся к четвертой амортизационной группе со сроком их полезного использования в пределах от 5 до 7 лет;
  • транспортные средства представительского класса относятся к высшему классу или классу люкс. Четких критериев для объема двигателя данные автомобили не имеют.

Первостепенное значение имеют:

  • размеры автомобиля: длина от 5 метров, ширина от 1,7 метра;
  • марка автомобиля. К ним относятся автомобили премиум-класса: BMW, Mercedes, Lexus и тому подобные.

К второстепенным показателям относятся:

  • стоимость транспортного средства;
  • вид формы кузова автомобиля;
  • быстроходные качества;
  • наличие или отсутствие бронирования;
  • условия комфортабельности.

Есть определенные транспортные средства, которые по физическим показателям относятся к категории автомобилей высшего класса, но по другим показателям не относятся к премиальным маркам . Поэтому их место — в третьем или четвертом классе легковых автомобилей.

Чтобы отнести легковой автомобиль к категории транспортных средств высшего класса, получите заключение специального эксперта.

Национальная классификация отличается от европейской. Так, в отечественной классификации в качестве основного значения применяется объем двигателя. В европейской же главную роль имеет размер автомобиля.

Например, национальная классификация позволяет узнать класс модели в зависимости от полного названия транспортного средства. Так, в автомобиле ВАЗ 2114 первая цифра 2 отображает класс. Следовательно, объем двигателя может быть от 1.2 до 1.8 литра. Автомобиль относится к малому или второму классу. Сухой вес составляет 900-1000 килограммов.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности

Пример определения периода полезного использования автотранспортного средства

Чтобы показать, как определить период полезного использования автотранспортного средства, возьмите, например, любой не новый легковой автомобиль и произведите расчет срока его полезного использования.

Так, решив приобрести подержанный автомобиль марки Ford Mondeo, у которого объем двигателя составляет целых два литра, примите во внимание возраст автомобиля, а также дату, с которой началась его эксплуатация.

Если предположить, что данный автомобиль был в эксплуатации два года, а по группе амортизации он входит в третью группу, то срок полезного использования нового автомобиля находится в периоде от трех до пяти лет.

От срока амортизации отнимите возраст автомобиля и получите оставшийся срок его полезного использования. Этот срок составит от 1 года до 3 лет.

Как определить срок полезного использования автомобиля б/у

Особый порядок предусмотрен для определения срока и порядка проведения расчета износа в отношении транспортного средства, которое было приобретено в подержанном состоянии.

При таких условиях, срок оставшейся службы автомобиля, определенный с помощью Классификатора, уменьшите на показатель временного периода, в течение которого он подвергался эксплуатации со стороны прежнего владельца .

Время эксплуатации рассчитывается, исходя из данных технического паспорта транспортного средства, а не со слов прежнего владельца.

Кроме того, достоверно установить время предыдущей эксплуатации транспортного средства можно по следующим документам:

  • акт приема-передачи;
  • инвентарная карточка или ее заверенная копия.

В тех случаях, когда срок эксплуатации автомобиля прежним собственником приблизился к значению верхней границы периода, который определяется Классификацией, либо превысил ее, то новый владелец транспортного средств может определить оставшееся время эксплуатации по своему усмотрению. Однако требования, относящиеся к технике безопасности транспортного средства, должны быть соблюдены.

Так, если рассмотреть следующий пример, то выяснится:

  • учредитель внес в уставной фонд предприятия легковой автомобиль, относящийся к третьей группе Классификации. Согласно требованиям нормативных актов, срок его полезного использования составляет в границах 3-5 лет;
  • согласно переданным документам, транспортное средство пребывало в эксплуатации четыре с половиной года.

Вывод: срок эксплуатации автомобиля необходимо устанавливать по усмотрению нового собственника транспортного средства, принимая во внимание срок предыдущей эксплуатации и техническое состояние автомобиля.

В результате анализа изложенных фактических обстоятельств, юридическое лицо приняло решение – установить срок эксплуатации автомобиля, равный 36 месяцам. А это означает, что автомобиль через три года не будет ничего стоить.

Посмотрите видео. Как амортизировать купленный автомобиль:

Когда необходимо применять понижающий коэффициент амортизации

На законодательном уровне установлено, что при покупке дорогостоящего оборудования или объектов применяется понижающий коэффициент износа.

Так, коэффициент со значением 0,5 подлежит применению:

  • в отношении легковых автомобилей, первоначальная стоимость которых превышает 600 тысяч рублей;
  • в отношении микроавтобусов с первоначальной стоимостью выше 800 тысяч рублей.

Следует иметь в виду, что такое требование установлено для ведения налогового учета. А для ведения бухгалтерского учета такое требование не является обязательным.

Кроме того, в результате применения понижающего коэффициента, предельное значение стоимости транспортного средства периодически меняется, и приходит время, когда стоимость транспортного средства становится меньше, чем установленные законом значения. Как быть в такой ситуации?

С точки зрения Министерства финансов РФ, установленный способ начисления амортизационного износа имущества не должен меняться в течение всего срока амортизации. С практической стороны, применение или неприменение коэффициента не влияет на амортизацию имущества.

Таким образом, в результате изменение лимита стоимости транспортного средства, юридическое лицо, являющееся собственником автотранспорта, может принять решение о прекращении применения понижающего коэффициента. Однако такое решение чревато судебными разбирательствами.

Когда применяются повышающие коэффициенты амортизации авто

Законодательством определено, что при амортизации автотранспортных средств может применяться не только понижающий коэффициент, но и повышающий. Необходимость в применении повышающего коэффициента определяется на усмотрение хозяйствующего субъекта и зависит от определенных обстоятельств. Одним из оснований для такого решения является закрепление такой возможности в соответствующем решении юридического лица – внутреннем нормативном акте.

Законодательством предусмотрено, что применение повышающего коэффициента:

  • в значении 2 возможно для автомобильного транспорта, который работает в условиях агрессивной окружающей среды и при повышенной интенсивности;
  • в значении 3, если это касается транспортных средств, полученных на лизинговых условиях. При этом необходимо согласие как лизингодателя, так и лизингополучателя.

Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете

Амортизация представляет собой отображение износа автотранспортного средства в денежном выражении. По показателям амортизации можно узнать оставшийся срок полезного использования автомобиля.

Для транспортных средств, которые приобретены не новыми, амортизация применяется в виде:

  • линейного способа, суть которого заключается в том, что за весь период оставшейся эксплуатации стоимость транспортного средства, по которой он был поставлен на балансовый учет, списывается равными частями;
  • способа уменьшаемого остатка, суть которого состоит в том, что норма годовых отчислений рассчитывается путем применения двух показателей: срока пользования и повышенного коэффициента. При этом коэффициент 2 или 3 применяется в зависимости от способа эксплуатации транспортного средства. Начисление амортизации производится на остаточную стоимость автомобиля на начало каждого года. Имейте в виду, что такой способ применяется только к автомобилям, которые переданы на условиях лизингового договора;
  • способа списания стоимости транспортного средства по общему количества лет, в течение которых автомобиль эксплуатировался. При этом норматив амортизационных отчислений умножьте на первоначальную или текущую стоимость транспортного средства.

Кроме того, для материальных объектов применяется пропорциональный метод, когда объем выпущенной или произведенной продукции за текущий год необходимо разделить на предполагаемый срок эксплуатации. Данный способ подлежит применению к первоначальной стоимости материального объекта.

В практической деятельности наиболее часто применяется первый и четвертый способы амортизационных отчислений. Юридическое лицо может в начале каждого года изменить применяемый способ амортизации.


Вернуться назад на

Посмотрите готовую таблицу, чтобы узнать, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль. В 2018 году для определения группы по автомобилю используйте обновленный справочник кодов ОКОФ.

Бухгалтеры пользуются Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. постановлением Правительства РФ № 1 (далее - Классификация), чтобы определить, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль.

Действует новая редакция этого документа, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ № 640. В новой редакции указаны новые коды ОКОФ, который применяются (Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008)).

Чтобы узнать, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль, заглянем в Классификацию. Легковые автомобили относятся к трем амортизационным группам. К какой группе причислить машину, зависит от ее типа.

Для удобства мы составили таблицу - выберите вид автомобиля и сразу определите, к какой группе отнести автомобиль. А затем посмотрите, какой установить срок полезного использования.

Большинство легковых автомобилей относятся к третьей группе. Следовательно, срок их полезного использования составляет свыше трех лет до пяти лет включительно, то есть от 37 до 60 месяцев включительно.

Если до смены классификации ваш автомобиль относился к другой группе и вы ввели его в эксплуатацию до 2017 года, то менять группу и срок полезного использования не нужно.

Мы выяснили, к какой амортизационной группе относится легковой автомобиль. Переходим к грузовикам.

Грузовые автомобили отнесены в Классификации к следующим амортизационным группам:

Вид автомобиля

ОКОФ ОК 013

Амортизационная группа

Срок полезного использования

Грузовой с максимальной массой не более 3,5 т

310.29.10.41.111

310.29.10.42.111

Свыше 3 лет до 5 лет включительно

Грузовой с максимальной массой свыше 3,5 т

310.29.10.41.112

310.29.10.41.113

310.29.10.42.112

310.29.10.42.113

Свыше 7 лет до 10 лет включительно

Самосвалы и некоторые другие грузовики независимо от максимальной массы

310.29.10.41.120 310.29.10.42.120

Четвертая

Свыше 5 лет до 7 лет включительно

Теперь разберемся, как рассчитывается амортизация автомобиля.

Чтобы сделать расчет, первым делом определите срок полезного использования основного средства.

Для этого используйте таблицы с амортизационными группами.

Срок амортизации - это и есть срок полезного использования, т.е. отрезок времени, когда машина приносит пользу компании.

Именно в этот период вы будете начислять амортизацию.

Срок определите на дату ввода в эксплуатацию.

Для подтверждения даты ввода в эксплуатацию основного средства, составьте такой акт.

В частности, это необходимо для своевременного начисления налога на имущество, вычета НДС со стоимости приобретения объекта, начала амортизации.

А также для подтверждения первоначальной стоимости, срока полезного использования, амортизационной группы и т. д., которые установлены для объекта.

Налогоплательщики имеют право применять к основной норме амортизации специальные коэффициенты - повышающие или понижающие (ст. 259.3 НК РФ).

Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим - микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.
Автомобиль на балансе доставляет немало хлопот бухгалтеру. Причем проблемы связаны не только с учетом эксплуатационных расходов. Сложности возникают и при начислении амортизации.

Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?

Другая проблема - определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.

Амортизация и регистрация в ГИБДД

Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?

Требования закона…

Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.

Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.

Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).

Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию
Заметим, что точно такой же позиции придерживаются и судьи (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 декабря 2006 г. № А05-5787/2006-18, ФАС Западно-Сибирского округа от 23 марта 2005 г. № Ф04-1621/2005 (9589-А27-23)).

Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.

…и здравый смысл

Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.

В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.

Регистрация в ГИБДД - это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно
Однако, на наш взгляд, это неверно. Во-первых, на регистрацию автомобиля отводится пять дней с момента покупки или же время, в течение которого действует знак «Транзит» (п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938). Его выдают на срок от пяти до 20 дней в случае, когда машину необходимо перегнать к месту регистрации. То есть, по меньшей мере, в течение первых пяти дней после приобретения компания с полным правом может эксплуатировать автомобиль. Во-вторых, даже если компания и нарушит сроки, то использование незарегистрированного транспортного средства будет исключительно административным нарушением. Никаких налоговых последствий у него быть не должно. Ну а в-третьих, пригодность автомобиля к использованию, по нашему мнению, определяется его техническими данными, а не фактом постановки на учет в ГИБДД. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29 мая 2007 г. № Ф08-1969/07-1099А, где судьи указали, что «ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства».
Пример 1

ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС - 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.

ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.

Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.

В марте 2008 года:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

200 000 руб. (236 000 - 36 000) - отражены расходы на приобретение автомобиля;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

36 000 руб. - учтен НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

36 000 руб. - принят к вычету НДС;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

200 000 руб. - автомобиль включен в состав основных средств.

В апреле 2008 года:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51

500 руб. - перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»

500 руб. - учтены пошлины.

Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02

4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) - начислена амортизация.

В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).

Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. - 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.

Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Определяем срок эксплуатации

Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.

В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.

Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37-60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.

Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.

Срок полезного использования подержанного автомобиля можно определить с учетом времени службы у предыдущих владельцев. Период, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно узнать из паспорта транспортного средства
Если прежним хозяином была фирма, узнать, сколько месяцев автомобиль работал на ее благо, можно из акта приема-передачи основного средства (форма № ОС-1). Такие данные должны быть приведены и в инвентарной карточке (форма № ОС-6). А значит, ее заверенная копия вполне может служить документальным подтверждением. Кроме того, по мнению финансистов, срок, в течение которого автомобиль эксплуатировали до вас, можно определить по данным паспорта транспортного средства (письмо Минфина России от 3 августа 2005 г. № 03-03-04/1/142). Эти разъяснения особенно актуальны по отношению к автомобилям, в числе собственников которых были физические лица.

Однако часто фактическое время службы подержанного автомобиля оказывается равным максимальному сроку полезного использования, предусмотренному в Классификации для той амортизационной группы, к которой относится машина. Или даже превышающим его. Как сказано в пункте 12 статьи 259 НК РФ, в таком случае новый собственник автомобиля может определять срок полезного использования самостоятельно «с учетом требований техники безопасности и других факторов».

Пример 2

ООО «Юпитер» купило у ЗАО «Луна» легковой автомобиль среднего класса с рабочим объемом двигателя 2 литра. Такие транспортные средства (код по ОКОФ - 15 3410120) относятся к третьей амортизационной группе (срок полезного использования - от трех до пяти лет).

Из акта приема-передачи (форма № ОС-1) следует, что ЗАО «Луна» использовало автомобиль в течение трех лет и десяти месяцев. Организация получила его в качестве вклада в уставный капитал от учредителя - физического лица. Из паспорта транспортного средства видно, что общее время эксплуатации автомобиля составляет пять лет и семь месяцев. То есть оно превышает максимальный срок полезного использования, предусмотренный для основных средств, включаемых в третью амортизационную группу.

Учитывая техническое состояние автомобиля, ООО «Юпитер» решило установить срок полезного использования равным 24 месяцам.

Может ли этот срок полезного использования подержанной машины быть меньше года? На наш взгляд, да. Если компания решит, что пользоваться автомобилем она сможет меньше 12 месяцев, его стоимость можно будет списать единовременно, а не погашать через амортизацию. Правда, не исключено, что при проверке налоговики не согласятся с таким подходом. Особенно если окажется, что на деле фирма пользовалась этим транспортным средством больше года. Например, в письме УФНС России по г. Москве от 18 августа 2004 г. № 26-12/54016 фискалы настаивали на том, что срок полезного использования изношенного автомобиля меньше года быть не может.

Дорогое авто

Если фирма приобрела дорогой легковой автомобиль или микроавтобус, она должна амортизировать их с применением специального понижающего коэффициента. Основную норму амортизации, которая рассчитана исходя из срока службы машины, определенного по Классификации, нужно умножать на 0,5. То есть фактически компания будет списывать стоимость покупки вдвое дольше. Ведь в результате применения коэффициента уменьшится сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

Важно помнить, что такой порядок действует только в налоговом учете. ПБУ 6/01 использование каких-либо понижающих коэффициентов не предусмотрено.

Применение коэффициента 0,5 - не право, а обязанность фирмы - владельца легкового автомобиля, первоначальная стоимость которого превышает 600 000 рублей, или же микроавтобуса, стоящего более 800 000 рублей (п. 9 ст. 259 НК РФ). Заметим, что до 2008 года понижающий коэффициент следовало применять к автомобилям дороже 300 000 рублей и микроавтобусам стоимостью свыше 400 000 рублей.

В связи с повышением лимитов у всех владельцев дорогого транспорта возник закономерный вопрос: можно ли прекратить применять коэффициент 0,5, если первоначальная стоимость автомобиля (микроавтобуса) меньше новых значений? Финансисты ответили на этот вопрос отрицательно. В письме от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 Минфин России аргументировал свою позицию тем, что «выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации».

Финансисты считают, что организация должна продолжать амортизировать с понижающим коэффициентом легковые автомобили и микроавтобусы, которые до 2008 года считались дорогостоящими. Даже если теперь их первоначальная стоимость не превышает новых лимитов
Действительно, пункт 3 статьи 259 НК РФ такой запрет содержит. Только вот какое отношение понижающий коэффициент имеет к методу амортизации?

В налоговом учете компании могут начислять амортизацию одним из двух способов: линейным или нелинейным. Каждый метод предусматривает свою формулу для расчета основной нормы амортизации. Именно ее владельцы дорогих машин должны умножать на 0,5. Если же фирма перестанет применять понижающий коэффициент, то метод амортизации все равно останется прежним (как, впрочем, и основная норма). То есть требование, установленное пунктом 3 статьи 259 НК РФ, никоим образом не нарушится. А значит, компании, по нашему мнению, имеют полное право с января 2008 года не учитывать коэффициент 0,5 при амортизации легковых автомобилей стоимостью от 300 000 до 600 000 рублей и микроавтобусов стоимостью от 400 000 до 800 000 рублей.

Упомянутое письмо Минфина России - ответ на частный запрос. Фирмы не обязаны руководствоваться этими разъяснениями. Однако не исключено, что их возьмут на вооружение налоговики. В таком случае компаниям, которые отказались от применения понижающего коэффициента, по всей видимости, придется отстаивать свою позицию в суде.

Пример 3

В 2007 году ООО «Меркурий» купило микроавтобус, первоначальная стоимость которого составила 750 000 рублей. Срок полезного использования машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете установлен равным 40 месяцам. А амортизация начисляется линейным методом. Основная норма амортизации составила 2,5% (1: 40 Х 100%).

Поскольку микроавтобус стоит больше 400 000 рублей, в 2007 году ООО «Меркурий» должно было амортизировать это основное средство с учетом понижающего коэффициента. Учетной политикой компании предусмотрено применение амортизационной премии в размере 10 процентов капитальных вложений. Таким образом, ежемесячная сумма налоговых амортизационных отчислений в 2007 году составляла:

(750 000 руб. - 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% Х 0,5 = 8437 руб. 50 коп.

В бухгалтерском учете в течение 2007 года бухгалтер ООО «Меркурий» ежемесячно начислял амортизацию в сумме:

750 000 руб. Х 2,5% = 18 750 руб.

В 2008 году организация приняла решение не применять понижающий коэффициент. Ведь теперь первоначальная стоимость микроавтобуса уже не превышает установленного кодексом ограничения (750 000 руб. < 800 000 руб.). Начиная с января, сумма ежемесячных амортизационных отчислений для целей налогового учета равна:

(750 000 руб. - 750 000 руб. Х 10%) Х 2,5% = 16 875 руб.

В бухгалтерском учете фирма по-прежнему будет начислять амортизацию в размере 18 750 рублей в месяц.