Сколько масло в коробке газ 51. Как работает КПП

Запущенный в серийное производство в 1946 году грузовой автомобиль ГАЗ-51 имел технические характеристики, соответствующие требованиям времени. Применение амортизаторов в подвеске позволило увеличить до 70 км/ч скорость движения по грунтовым и шоссейным дорогам. Выпуск машин, прошедших ряд модернизаций, завершился только в 1975 году. Всего было собрано почти 3,5 млн. экземпляров автомобиля.

Устройство узлов и характеристики автомобиля

Грузовик ГАЗ-51 построен на основе рамного шасси с рессорной подвеской мостов. Горьковский автомобильный завод отгружал бортовые версии автомобиля, оснащавшиеся деревянным кузовом. Выпускались также шасси, на которые монтировались различные надстройки — молоковозы, промтоварные фургоны. Грузовик использовался для постройки самосвалов и коммунальных машин. Универсальное шасси позволяло монтировать мусоровозы с тыловой загрузкой отходов.


Вес грузовой машины в снаряженном состоянии составляет 2710 кг, полная масса достигает 5150 кг. Автомобили ранних серий оснащались деревометаллической кабиной без отопителя, рассчитанной на водителя и 2 пассажиров. Позднее стал применяться усовершенствованный узел с системой вентиляции и обогрева.

Двигатель

Двигатель ГАЗ-51 построен на основе рядного 6-цилиндрового блока, изготовленного из серого чугуна. Мотор оснащен нижнеклапанной системой газораспределения, развивает мощность 70 л.с. при 2800 об/мин. На экспорт поставлялись машины с движком, форсированной до 80 л.с. путем увеличения степени сжатия. Коленчатый вал двигателя имеет 4 опоры, что упростило технологию изготовления.


В качестве топлива использовался этилированный бензин сорта А-66. Запас горючего находится в 90-литровом баке, размещенном под сидениями. На части модификаций применялась дополнительная емкость, рассчитанная на 105 л жидкости. Заявленный заводом для ГАЗ-51 расход топлива составляет 26,5 л на 100 км пробега.

Трансмиссия

Все выпущенные грузовики оснащались 1-дисковым сцеплением сухого типа, ранние машины имели узел полуцентробежного типа. Механизм установлен в литом чугунном картере, который обрабатывался совместно с блоком цилиндров двигателя.


Механическая коробка передач ГАЗ-51 обеспечивает 4 скорости переднего хода, синхронизаторы конструкцией не предусмотрены. Схема переключения скоростей нанесена на металлической бирке, приклепанной к панели приборов в кабине. Повышающей передачи в коробке нет, 4 скорость является прямой.

Для передачи потока мощности использованы 2 стальных карданных вала трубчатой конструкции. Задний мост собран из 2 половин с вертикальной линией разъема, внутри установлена коническая передача и 4-сателлитный конический дифференциал.

Обслуживание и ремонт

Грузовик ГАЗ-51 имеет простую конструкцию, не требующую специального оборудования для ремонта и обслуживания. Ресурс агрегатов до проведения ремонта не превышает 40-50 тыс. км, что обусловлено низким качеством запасных частей и конструктивными особенностями.

Регулировка клапанов

Признаком необходимости регулировки клапанов является затрудненный пуск и стук механизма газораспределения при любой частоте вращения коленчатого вала. При уменьшении зазора происходит сгорание остатков топливной смеси в глушителе или карбюраторе. Нормальным является зазор 0,23 и 0,28 мм на впуске и выпуске соответственно.


Процедура регулировки:

  1. Снять крышки, закрывающие механизм газораспределения.
  2. Провернуть вал двигателя рукояткой до положения открытия выпускного клапана 1 цилиндра.
  3. Выставить при помощи щупа зазоры в клапанах впуска (1,3 и 5 цилиндр) и выпуска (2, 3 и 6 цилиндры). Для ослабления контргайки требуется удерживать штангу толкателя от проворачивания дополнительным ключом. Выставление зазора осуществляется вращением регулировочной части штанги. После окончания процедуры требуется затянуть контргайку.
  4. Сделать полный оборот коленчатого вала, добившись полного открытия выпускного клапана 6 цилиндра.
  5. Отрегулировать зазор выпуска 1, 4 и 5 цилиндра, а также впускные клапана 2, 4 и 6 цилиндра.

Ремонт КПП

Ремонт КПП ГАЗ-51 производится в следующих случаях:

  1. Затруднения при переключении скоростей, возникающие из-за повреждения или заедания подвижных штоков в каналах крышки.
  2. Повышенный шум при работе коробки, при этом уровень масла находится в норме. Причиной шума являются изношенные шестерни или подшипники первичного или вторичного вала.
  3. Самопроизвольное выключение передач на ходу, возникающее из-за неравномерного износа зубьев шестеренных передач или взаимного перекоса картера коробки передач и корпуса сцепления.
  4. Течь смазки из-за разрушения сальников.

Чтобы отремонтировать коробку передач, требуется ее снятие. С агрегата удаляется верхняя крышка и осуществляется демонтаж первичного вала. Затем выпрессовывается подшипник вторичного вала и вынимается сам узел.

При ремонте следует учитывать, что ролики подшипников подбираются в пределах 1 размерной группы для каждого узла и являются невзаимозаменяемыми. Перед началом сборки рекомендуется промыть картер от остатков старого масла и продуктов износа шестерен. При сборке применять только новые прокладки и сальники.

ГАЗ-51 - машина советского производства, которая выпускалась в период с 1946 по 1975 года. Транспортом заменили легендарную «полуторку», грузоподъёмности которой не хватало в послевоенные годы. 51-я модель перевозила грузы весом до 2 500 кг.

Первый опытный образец автомобиля ГАЗ-51 подготовили перед началом ВОВ . Дальнейшая разработка остановилась из-за кризиса в Союзе. Её возобновили только в 1946 году, тогда же наладили массовый выпуск. В 1955 году классическая версия уступила первенство 51А, на базе которой в будущем разработали пожарный грузовик и пассажирский автобус. За 29 лет с конвейера сошло чуть меньше 3,5 миллионов экземпляров всех разновидностей.

История создания ГАЗ-51

Разработку нового продукта на Горьковском автомобильном заводе начали в начале 1937 года. По указанию руководства страны, требовалась машина с простой конструкцией, состоящей из инновационных и самых надёжных технических узлов.

Составление необходимой документации длилось чуть меньше полутора лет. В июне 1938 года инженеры приступили к сборке первых агрегатов. Из них в январе 39-го года занялись конструированием опытного образца. Первый готовый автомобиль показали начальникам предприятия весной этого же года. Отличительными чертами новой разработки стали новая кабина и облицовка. До начала войны самосвал успел появиться на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в качестве перспективного проекта.

В течение 10 месяцев проходили полигонные тестирования. Авто испытывали в самых разных условиях, после чего пришли к выводу о его пригодности. С начала 1941 года планировали запуск масштабного производства, но начало ВОВ заставило отложить новый продукт в «долгий ящик». Множество технических узлов, входивших в устройство ГАЗ-51, в годы военных действий использовали на других разработках.

К 1943 году Союз оправился от сокрушительного нападения противника, в результате чего работы над 51-й моделью возобновили. За два года прогресс сделал большой шаг вперёд, поэтому пришлось вносить серьёзные изменения в конструкцию машины. От старого осталось только название. Инженеры заменили всё: мотор, карбюратор, устройство ходовки, коробку отбора мощности ГАЗ-51 и многое другое.

За первые два годы войны конструкторы накопили много опыта, что позволило им модернизировать строение силовой установки, увеличив мощность. Классическую тормозную систему заменили механизмами гидравлического типа. Форму кабины изменили, сделав её удобнее и просторнее. Шины получили бОльший размер. Вес самосвала снизили, при этом повысив максимальную грузоподъёмность - до 2,5 тонн.

В 1944 из стен завода выехало два опытных образца, которые отправили на полигонные испытания. После них устранили все выявленные дефекты. Итоговые серийные авто собрали в следующем году. Их высокое качество удовлетворило первых лиц государства, поэтому начали незамедлительную подготовку к массовому выпуску.

Конструкция ГАЗ-51

ГАЗ-51 технические характеристики:

  • Длина - 5,7 м;
  • Ширина - 2,3 м;
  • Высота - 2,1 м;
  • Дорожный просвет - 24,5 см;
  • Колёсная база - 3,3 м;
  • Вес - 2,7 т;
  • Объём двигателя - 3,485 л;
  • Мощность - 70 л.с при 2,8 тысячах оборотах;
  • Наибольший крутящий момент - 205 Нм при 1,5 тысяче оборотов;
  • Наибольшая скорость - 70 км/ч;
  • Бензобак - 90 л;
  • Шины - 7,50-20.

Много лет Горьковский автомобильный завод обладал лицензией на сборку американского двигателя Dodge. К началу создания грузовика ГАЗ-51 он уже сильно устарел (создан в 1928 году) и требовал серьёзной доработки, чем и занялись российские специалисты. Поршневые кольца для повышения прочности стали покрывать тонким хромированным слоем. Гильзы цилиндров изготавливали из чугуна, создаваемого по уникальным формулам отечественных учёных. Так же конструкцию мотора дополнили маслорадиатором и предпусковым подогревателем.

Баббитовые «заливки» коленвала сменили сталебаббитовыми вкладышами. Несмотря на большой объём силовой установки, степень сжатия оставался на низком уровне - не больше 6,2. Благодаря этому водители могли отказываться от рекомендуемого топлива и использовать низкокачественное вплоть до керосина. Тяговые характеристики ценились военными, так как их хватало для преодоления бездорожья. Для запуска использовали стартер или рукоятку.

Развивавший 70 лошадиных сил при объёме 3,485 литров мотор обладал серьёзным недостатком. Отсутствовала повышающая передача, что исключало возможность работы при серьёзных нагрузках. Система подачи масла была рассчитана на низкие и средние. Если водитель нарушал условия эксплуатации, разработанные предприятием, двигатель мог выйти из строя. При передвижении на скорости более чем 70 км/ч начиналось выплавление баббита из вкладышей коленвала.

Шасси

В основе шасси лежат два лонжерона швеллерного типа, составляющие колёсную базу длиной 3,3 м. Удачными решениями стали особое расположения мотора и сдвиг кабины вперёд. Это позволило оставить больше «полезного» пространства. Общая длина составляет 5,7 м. Причём современные механики, которым удалось найти экземпляр ГАЗ-51, посредством тюнинга и установки уникальных обвесов делают автомобиль длиннее.

Задний мост ГАЗ-51 имел инновационную конструкцию для своего времени. Он получил 16 полуосей ГАЗ-51 и 8 сателлитов. Соединялись они шайбами, сделанными из стали необычного состава. Она характеризовалась как цианированная, фосфатированная малоуглеродистая. От водителей требовалось следить за их состоянием. Выход из строя приводил к серьёзным поломкам, поэтому всегда требовалось проводить своевременную замену.

Вся конструкция ГАЗ-51 бортовой обладала недостатком: в каждой части имелось несколько деталей, на которые приходилась повышенная нагрузка. Сюда можно отнести комплектующие тормозных механизмов (они не были рассчитаны на массу авто), выделенный отсек для масляного насоса, карбюратор и многое другое. Подобные запчасти легко заменялись новыми даже в полевых условиях. Если шофёр тщательно следил за транспортом, его срок службы мог достигать 40-50 лет.

Рама получилась жёсткой. Её заднюю часть для повышения прочности снабдили крестообразной поперечиной. Устройство рамы было хорошо связано с обоими лонжеронами. Оно включало в себя разгрузочные раскосы. Под крыльями на раме закрепили буксировочные приспособления.

Подвеска и трансмиссия

Зависимую подвеску сделали в соответствии с техническими требованиями 50-х годов прошлого столетия. Военные и хозяйственные экземпляры получили четыре продольных полуэллиптических рессора. Заднюю ось дополнили двумя подрессорниками. Подобное устройство получил продукт последнего поколения Горьковского автомобильного завода - ГАЗон Next.

Для повышения комфорта при передвижении переднюю ось самосвала снабдили гидравлическими рычажными амортизаторами двухстороннего действия. Для обеспечения хорошей устойчивости на бездорожье (это было необходимо при таком весе) ходовку дополнили тяжёлым шкворнем и поворотным кулаком. Автобус и другие модификации работали на двух карданных валах.

Сухое сцепление не имело высокой прочности, но легко ремонтировалось подручными средствами. КПП ГАЗ-51 имела четыре передачи - три передние и одну заднюю. Для увеличения запаса рабочего ресурса и экономии материалов коробку передач ГАЗ-51 лишили синхронизаторов. Рычаг переключения находился в полу. ГУР отсутствовал в военных и гражданских машинах.

Разновидности ГАЗ-51

На базе стандартной версии инженеры выпустили массу модификаций, включая военный транспорт, автобус, пожарную машину:

  • 63 - полноприводный грузовик, состоящий из двух осей. Перевозил грузы весом до 2 тысяч килограмм. Односкатные шины с приемлемой мощностью обеспечивали высокую проходимость;
  • 93 - автомобили разработали для строительной отрасли, грузоподъёмность - 2 250 кг (в действительности перевозили грузы больше). Шасси укоротили на 32 см;
  • 51Н - улучшенная машина для военных, получившая кабину от 63-й модели. Карбюратор переработали, установили лавочки вдоль бортов для транспортировки солдат и увеличили объём бензобака до 105 литров;
  • 51У - стандартный авто для поставки в страны с умеренными погодными условиями;
  • 51НУ - экспортный вариант армейской разновидности для областей с умеренным климатом;
  • 51Б - отличалась потребляемым топливом - использовали сжатый природный или коксовый газ (карбюратор отсутствовал). За 11 лет сборки было выпущено несколько ограниченных серий;
  • 51Ж - вместо привычного бензина грузовик потреблял сжиженный нефтяной газ;
  • 51ЖУ - экспортная версия модели с индексом «Ж»;
  • 51А - улучшенный стандартный автомобиль. Основное отличие заключалось в кузове - он стал больше по размерам;
  • 51Ф - самосвал с увеличенной до 80 лошадиных сил мощностью. Систему зажигания переделали на форкамерно-факельную;
  • 51АУ - модернизированная версия, поставляемая в государства с умеренным климатом;
  • 51Ю - машина для тропических стран;
  • 51С - разновидность получила дополнительный бензобак на 105 литров;
  • 51СЭ - аналогичный предыдущему варианту с экранированным электрооборудованием;
  • 51Р - автобус с откидными сиденьями. В задний борт конструкторы встроили подобие двери и удобную лестницу;
  • 51РУ - автобус, экспортируемый в страны с умеренными климатическими условиями;
  • 51Т - такси грузового назначения;
  • 51П - тягач седельного типа;
  • 51ПУ - версия «П», поставляемая в государства с умеренным климатом;
  • 51ПЮ - модификация «П», экспортируемая в тропические страны;
  • 51В - производимая для поставки странам-союзникам машина с увеличенной грузоподъёмностью до 3 500 кг. Новый силовой агрегат (78 л.с) работал с модернизированным карбюратором. Устанавливался задний мост с ГАЗ-63;
  • 51Д - шасси с укороченной рамой, которое использовали для установки различных надстроек;
  • 51ДУ - «Д» для поставки в государства с умеренным климатом;
  • 51ДЮ - «Д», экспортируемая в тропические области;
  • 41 - опытный образец полугусеничного транспорта.

Каждая разновидность обладает своей богатой историей.

История массового выпуска и экспорта ГАЗ-51

Серийное производство

Первая серия сошла с конвейера в 1945 году. Состояла из 20 экземпляров. Их отправили на прохождение полигонных испытаний. В 1946 году ещё до их окончания предприятие поставило в различные отрасли более 3 тысяч ГАЗ-51. Транспорт легко прошёл все задания, специалисты характеризовали его надёжным с простой конструкцией и ремонтопригодностью.

Автомобиль получил широкий спрос как в армии, так и в сельском хозяйстве. Главным преимуществом над всеми конкурентами стал пониженный расход топлива (меньше на 28-36%). В 1947 году команду конструкторов Горьковского автомобильного завода наградили Сталинской премией.

Из-за высокого интереса ГАЗ не справлялся с производственным планом. В 1950 году часть заказов «перебросили» на иркутское предприятие. Сборкой занимались два года, так как цеха не были оснащены необходимым оборудованием в достаточном количестве. В 1948 году подключили Одесский автосборочный завод. Он занимался выпуском 51-й модели и многочисленных модификаций до 1975 года (до полного отказа от устаревшей техники).

Наибольший выпуск был достигнут в 1958 году - более 173 000 экземпляров. Высокое качество и большой интерес подтверждает срок выпуска - 29 лет. Последнюю машину собрали в апреле 1975 года. Её поместили в музее горьковского предприятия. Всего инженеры успели собрать чуть меньше 3,5 миллионов грузовиков, включая все модификации. Из цехов иркутского завода вышло 11,4 тысяч единиц транспорта. В начале 50-х годов руководство Союза продало лицензию на производство Польше. Технику выпускали под названием Люблин-51 до 1959 года. За 8 лет конструкторы выпустили 17,4 тысяч экземпляров.

Экспорт

Первой моделью, поставляемой в другие государства, стала 51У. Её позиционировали как одну из самых лучших машин в своём классе. До конца 1960-х годов в африканские и азиатские страны было отправлено множество авто (официальная информация по точному количеству отсутствует). Разновидность с увеличенной до 3 тысяч кг грузоподъёмностью имела высокий спрос в сельскохозяйственной сфере Венгрии, ГДР и Финляндии. Некоторые страны выкупили разрешение на выпуск грузовиков на своих территориях.

Какой можно сделать вывод?

ГАЗ-51 - легенда отечественного машиностроения, которая внесла неоценимый вклад в восстановление СССР в послевоенные годы. Автомобиль получился настолько качественным, что его можно приобрести сегодня на вторичном рынке. Транспорт в хорошем состоянии стоит 100-250 тысяч рублей. Экземпляры, которые требуют ремонта, обойдутся в 20-100 тысяч рублей.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Грузовой автомобиль ГАЗ-53 - легендарный советский «труженик». Серийно машина выпускалась с 61-го по 93-й год. Однако, несмотря на прекращение производства в начале 90-х, эта машина еще встречается в автопарках большинства предприятий. Также данный автомобиль есть и у частных владельцев. Благодаря тому, что грузовик собирали качественно, а для сборки использовали такие же качественные и долговечные запчасти, ГАЗ-53 смог дожить до наших дней. Единственное, что порой вызывает вопросы по 53-му ГАЗону - коробка передач. Рассмотрим, как устроен этот узел, типичные неисправности и способы ремонта.

История

На грузовиках, собранных в числе первых и обозначенных индексами «Ф», были установлены шестицилиндровые силовые агрегаты, а также задний мост от Трансмиссия также была взята от этого авто, но прежде они были модернизированы. Нужно сказать, что при необходимости можно менять КПП ГАЗ-53 на ГАЗ-51. Но не всегда в такой замене есть смысл. Трансмиссия, которая устанавливалась на ГАЗ-51, отличалась другими передаточными числами и была создана для работы с двигателями меньшей мощности.

Сборку моделей ГАЗ-53Ф закончили, а вместо них начали производить ГАЗ-53А. Данная модель оснащалась поэтому для работы с этим агрегатом инженерам пришлось дорабатывать трансмиссию и разрабатывать новую конструкцию задних ведущих мостов. Старые агрегаты на испытаниях показали слабые результаты и не смогли справиться с нагрузками.

В ранних партиях ГАЗ-53 была оснащена синхронизаторами, которые должны были сделать переключение более плавным. В более поздних версиях от этого было решено отказаться - инженеры стали считать их архаизмом.

Устройство КПП ГАЗ-53

На грузовик устанавливалась механическая четырехступенчатая трансмиссия (единственная для ГАЗ-53). Коробка передач оснащалась пятью скоростями - четыре передних, одна задняя. Внутри находится три вала.

Состоит агрегат из чугунного корпуса, крышки, оснащенной вилками для переключения, валов, шестеренок. Также в устройстве имеются блок шестеренок для заднего хода и подшипники. В конструкции имеется муфта для подключения четвертой и третьей передачи.

Принцип работы

ГАЗ-53 функционирует по следующей схеме. Передняя часть первичного вала зафиксирована в подшипнике коленвала. Первичный вал соединен со вторичным задней частью через игольчатый подшипник.

Вращательный момент передается через промежуточный вал. Каждая передача имеет разные передаточное числа. Благодаря этому меняются скорость и тяга. Прямая передача на КПП ГАЗ-53 - четвертая, как и на большинстве автомобилей.

Как работает КПП?

Когда рычаг перемещают влево из нейтрали, он своей нижней частью передвигает вилку переключения и шток, который заставляет двигаться шестеренку первой передачи назад и приводит ее в зацепление с шестеренкой, отвечающей за первую передачу. Последняя установлена на промежуточном вале. При включенном сцеплении вращательный момент через шестеренки, находящиеся в зацеплении постоянно, транспортируется по направлению к промежуточному валу на вторичный.

Для включения третьей скорости селектор переводят из нейтрали вправо, а затем вперед. Под воздействием вилки муфта синхронизатора начнет двигаться назад, после чего этот механизм начнет воздействовать на синхронизатор. В этом случае вращательный момент идет от первичного вала КПП через шестеренки, которые сцеплены постоянно. Момент транспортируется через промежуточный ко вторичному валу коробки.

Чтобы включить четвертую скорость, селектор необходимо перевести из нейтрали вправо. Затем рычаг переводят назад. Муфта подвинется вперед, а блокирующее кольцо синхронизатора войдет в зацепление с первичным валом. Затем, после уравновешивания скоростей, передача включится.

Чтобы задействовать задний ход, необходимо преодолеть усилие предохранительной системы. Рычаг нужно перевести вправо.

Устройство синхронизатора и принцип работы

Как уже замечено выше, в первых образцах установлена базовая коробка передач ГАЗ-53. Устройство ее включает в себя синхронизаторы. Рассмотрим, как они работают и как устроены.

При помощи синхронизатора включается третья и четвертая передача. Данный механизм представляет собой ступицу, которая закреплена на вторичном валу КПП. На внешней ее поверхности изготовлены шлицы, по которым двигается муфта. Последняя управляется вилкой. В пазах ступицы находятся блокирующие «сухари» и стопорные пружины. По бокам расположены блокирующие кольца из бронзы. В кольцах сделан внутренний конус, снаружи - зубчатый венец. На шестерне третьей передачи и на шестерне первичного вала сделаны специальные конусные поверхности. Блокирующие кольца при переключении находят на эти поверхности, а затем между ними возникает трение. За счет этого происходит выравнивание скоростей вращения валов и шестеренок. Передачи переключаются более плавно.

Техническая характеристика

Мы рассмотрели, как устроена коробка передач ГАЗ-53. Характеристики ее были достаточно неплохими. Рассмотрим возможности трансмиссии.

Узел оснащен трехходовым рычагом, а трансмиссия - скоростями для движения вперед и одной задней передачей. Вес агрегата составляет 56 килограмм. ГАЗ-53 заливают в специальную емкость объемом 3 литра.

Рассмотрим передаточные числа этой трансмиссии. Для первой передачи - 6,55. Для второй - 3,09. Третья передача имеет передаточное число в 1,71. Четвертая скорость - прямая, и передаточное число - 1. Задняя скорость имеет параметр в 7,77.

Признаки выхода трансмиссии из строя

На ГАЗ-53 нечасто, но выходит из строя. Определить неисправности можно по некоторым признакам. Поломки сопровождаются шумами и посторонними звуками при работе агрегата.

О неисправностях скажет шум около места, где установлен узел. Иногда передачу невозможно включить. А если и получается, что требуется серьезное усилие - это также признак поломки. Если не работает и не включается одна любая передача, вылет скорости, стоит осмотреть трансмиссию более подробно. Также о поломке сообщает шум в процессе движения. Часто на ГАЗ-53 коробка передач не позволяла перевести рычаг в нейтраль. Из-за этого невозможно было выключить передачу.

О причинах неисправностей

Зачастую самая главная причина всех поломок в этой коробке от недостаточного количества трансмиссионного масла или вовсе его отсутствия в механизме КПП. Также нередко причинами возникновения неисправности становится неправильное использование механизма. Нередко поломки связаны с естественным износом шестерен. Реже - с заводским браком (поскольку в СССР делали «на века»). Если грузовик эксплуатируется в экстремальных условиях в течение долгого времени, то это также приводит к выходу узла из строя.

Посторонние звуки при работе узла

Коробка передач может издавать различные звуки в зависимости от того, в каком режиме она работает. Если посторонний звук слышен только тогда, когда сцепление полностью выжато, то причина в подшипнике. Он находится на первичном валу трансмиссии. Если включить передачу и двигаться, то скрежет говорит о сломанных или износившихся зубьях на шестеренках передач.

Посторонние звуки при включенной четвертой передаче говорят об износе первичного вала, а также подшипников на этом валу и на вторичном. Если в узле нет масла, то трансмиссия будет шуметь вне зависимости от рабочих режимов.

Выявить точную причину звуков поможет разборка коробки передач ГАЗ-53 с последующей дефектовкой и заменой деталей. Однако иногда трудно при осмотре определить поломку. Максимум внимания уделяется элементу, находящемуся рядом с шумной передачей. Часто коробка воет. Особенно ярко это проявляется при движении на пониженных скоростях. Для 53-го ГАЗона данный звук вполне нормальный.

Плохо включаются передачи

Зачастую, если плохо включаются передачи, виной всему не механизм КПП, а сцепление. Первым делом диагностируют именно детали сцепления, а также убеждаются в том, что педаль нормально выжимается.

Если не включается третья и четвертая передача, то часто причиной является неисправность синхронизаторов или муфты на этих передачах. Скорости будут плохо включаться, если отсутствует масло.

Выход из строя или износ механизма выбора передач будет препятствовать нормальной работе трансмиссии. Зачастую причиной является износ штоков. Также стоит проверить пружины. Ремонт подразумевает разборку и замену изношенных или поврежденных запчастей - запчасти ГАЗ-53, несмотря на возраст, все еще можно приобрести.

Передачи вылетают

Это может случаться по ряду причин. Первая - одна из банальных. Если происходит сильный износ вилки включения КПП, то передачи не будут включаться полностью - тогда они и вылетают. Вторая причина - значительный износ посадочных мест для шестеренки на вторичном валу. Нередко сильно изнашивается и сама шестеренка. Это и является причиной неисправности. Чтобы восстановить работу коробки, достаточно будет заменить вышедшие из строя элементы.

Ремонт коробки передач

На самом деле отремонтировать коробку несложно, но профессионал сделает это быстрее. Возможен и самостоятельный ремонт, если есть запчасти. ГАЗ-53 - весьма ремонтопригодный автомобиль. Найти запчасти для него сейчас не проблема, а купить их можно на рынках по приемлемой стоимости.

Нередко ремонт агрегата может быть дорогим. В этом случае можно сэкономить, заменив коробку на подержанную. Современный автомобильный рынок предлагает массу вариантов. Рекомендуется только заранее договориться о возможности возврата в случае неисправности.

Заводом выпущено много трансмиссий для этих автомобилей. Поэтому найти агрегат б/у не составит никакого труда. Цены на узлы доступные. Также можно установить трансмиссию от Она полностью идентична и взаимозаменяема.

Трудно переключаются передачи.

Причинами этой неисправности коробки передач ГАЗ-51 могут быть:

Неполное выключение сцепления (сцепление «ведет»). В этом случае следует правильно отрегулировать свободный ход педали сцепления, или, если дефект является следствием неисправности деталей сцепления, сменить поврежденные детали;

Повреждения ползунов переключения передач, затрудняющие свободное передвижение их в отверстиях крышки. Для устранения причин, затрудняющих передвижение ползунов, нужно сменить ползуны или крышку коробки передач в сборе;

Высокие обороты двигателя на холостом ходу. Чтобы снизить обороты, надо отрегулировать карбюратор;

Повреждены зубья шестерен. Сменить шестерни.

Шум при работе КПП ГАЗ-51, что может быть вызвано следующими причинами:

Недостаточно масла в картере коробки передач. Налить масло до нижней кромки наливного отверстия;

Износом подшипников первичного и вторичного валов (шум возникает при движении на прямой передаче и на холостом ходу). Если шум слышен только на прямой передаче, то он вызывается износом шарикового подшипника вторичного вала. Неисправные подшипники следует сменить;

Износом наружного твердого слоя (глубина 0,25 мм) зубьев шестерен. В этом случае слышен сильный скрежет, особенно при резком приложении нагрузки. В зависимости от того, на какой передаче слышен шум, можно установить, какие шестерни КПП ГАЗ-51 сильно изношены. Если шум слышен на второй передаче, то это свидетельствует об износе зубьев скользящей шестерни второй передачи или шестерни второй передачи на блоке шестерен промежуточного вала, или и той и другой. Для устранения шума нужно сменить изношенные шестерни;

Чрезмерным износом роликовых подшипников промежуточного вала и внутренних поверхностей блока шестерен коробки передач ГАЗ-51, по которым перекатываются ролики. В этом случае следует сменить блок шестерен и роликовые подшипники. При проверке состояния подшипников необходимо проверить износ их сепараторов с помощью вращения сепараторов подшипника. Если при этом имеется взаимное перемещение обойм, то подшипник надо заменить новым;

Совпадением крутильных колебаний двигателя с колебаниями в силовой передаче и ходовой части автопогрузчика при движении на прямой передаче со скоростью 15-25 км/час. В этом случае шум особенно слышен, если неплотно закреплена муфта карданного вала на вторичном валу коробки передач КПП ГАЗ-51 и на шлицованном конце промежуточного карданного вала. Уменьшить или устранить этот шум можно, закрепив муфты так, чтобы полностью исключить их осевое перемещение.

Выключение передач на ходу. Эта неисправность наиболее часто возникает по следующим причинам;

Неравномерный по длине износ зубьев шестерен, вызывающий появление силы, направленной вдоль оси вторичного вала и стремящейся разъединить шестерни. Эта неисправность может быть устранена только сменой изношенных шестерен;

Большой износ подшипников первичного и промежуточного валов. Такие подшипники следует заменить.

Неправильное взаимное положение картера сцепления и картера КПП ГАЗ-51, приводящее к перекосу первичного вала. Перекос вала приводит к самовыключению прямой передачи при замедлении или разгоне автомобиля. Этот дефект может появиться при установке коробки на место в результате попадания грязи между торцами картеров или появления забоин на поверхности торцов, вызывающих нарушение их параллельности;

Неисправности шариков, пружин и углублений на ползунах механизма переключения передач;

Течь масла из коробки передач ГАЗ-51. Причинами течи могут быть:

Повышенный уровень масла в картере коробки передач. Проверить уровень, отвернуть пробку наливного отверстия с левой стороны картера коробки передач и слить излишек масла;

Износ или повреждение сальника заднего подшипника вторичного вала. Сменить сальник в сборе.

Характеристики коробки передач ГАЗ-51

Передаточные отношения:

Первая передача - 6,4:1

Вторая передача - 3,09:1

Третья передача - 1,69:1

Четвертая передача - 1,00:1

Задний ход - 7,82:1

Передний шарикоподшипник первичного вала в мм - 40х 17х 12 (60203)

Задний шарикоподшипник первичного вала в мм - 85х45х 19 (209)

Роликовый радиальный подшипник вторичного вала (передний) в мм - 33,3x20,6x35 (864904)

Шарикоподшипник вторичного вала (задний) в мм - 80х35х21 (307)

Роликовые подшипники промежуточного вала коробки передач - 64905

Допустимый зазор между блоком шестерен заднего хода и осью (при износе) в мм - 0,16

Допустимый износ промежуточного вала в мм - 0,05

Толщина прокладки передней крышки КПП - 0,3 ± 0,04

Толщина прокладки задней крышки в мм - 0,3 ± 0,1

Вес коробки передач в кг - 48,5

Техническая характеристика коробки передач ГАЗ-52

Размеры подшипников в мм:

Переднего (150209К) первичного вала - 85 х 45 х 19
- заднего (150307К) вторичного и промежуточного вала - 80 х 35 х 21
- переднего роликового цилиндрического (6Н-42207К) промежуточного вала - 72 X 35 х 17

Размеры шлицев заднего конца вторичного вала КПП 52-1700010 в мм:

Наружный диаметр - 35
внутренний диаметр - 26,9

Ширина шлицев - 5

Толщина прокладки крышки в мм:

Первичного вала - 0,3 ±0,4
- задней крышки вторичного вала - 0,3 ±0,1
- задней крышки промежуточного вала - 0,4 ±0,1

Радиальный зазор в соединении шеек вторичного вала с шестернями постоянного сцепления - 0,025-0,077

Осевые зазоры шестерен постоянного зацепления в мм:

Третьей передачи - от 0,1 до
- второй передачи - от 0,12 до 0,24

Масса коробки передач в кг - 52,8

Устройство КПП ГАЗ-52

Коробка передач ГАЗ-52 трехходовая, имеет четыре скорости для движения вперед и одну для движения назад. Механизм коробки передач вмонтирован в литой чугунный картер, который крепится к картеру сцепления при помощи четырех шпилек, ввернутых в картер сцепления. Центрирование коробки относительно сцепления обеспечивается фланцем крышки первичного вала.

На картере с правой стороны имеется люк, который закрывается штампованной крышкой, привернутой шестью болтами диаметром 10 мм. Под крышку ставится паронитовая прокладка толщиной 0,8 мм.

Первичный вал 39 (рис. 18) коробки 52-1700010 установлен на двух подшипниках: передний подшипник смонтирован в гнезде коленчатого вала двигателя, задний 36 - в передней стенке картера коробки передач. Последний закрепляется гайкой 37, навернутой на резьбу вала. Первичный вал посредством шлицев соединяется с ведомым диском сцепления.

На заднем конце первичного вала расположены конус и два зубчатых венца: один с косыми зубьями, находящимися в постоянном зацеплении с зубьями большого венца блока шестерен 27 промежуточного вала 31, и другой венец с прямыми зубьями, которые при включении прямой передачи сцепляются с муфтой синхронизатора.

Такой же прямозубый венец и конус имеются на шестерне 4 третьей передачи; конические поверхности этих шестерен притираются на заводе с блокирующими кольцами и в узел устанавливаются в комплекте.

На конусе и прямозубом венце первичного вала имеется выемка радиусной формы. Эта выемка при сборке коробки передач позволяет установить на место собранный первичный вал после того, как в картере уже установлен блок шестерен промежуточного вала.

От осевого перемещения вперед первичный вал стопорится крышкой 38, а от перемещения назад - упорным кольцом, вставленным в канавку шарикоподшипника 36.

Рис.18. КПП ГАЗ-52

1 - рычаг переключения; 2 - колпак; 3 и 29 - пружины; 4 и 24 - шестерни третьей передачи; 5 - распорная втулка; 6 и 40 - упорные шайбы; 7 и 23 - шестерни второй передачи; 8 и 19 - шестерни первой передачи; 9, 17 и 36 - шарикоподшипники; 10 - задняя крышка; 11 - сальник; 12 - фланец;
13 - вторичный вал; 14 и 15 - шестерни привода спидометра; 16 - крышка заднего подшипника промежуточного вала; 18, 34 и 37 - гайки; 20 - стопорная пластина; 21 - блок шестерен заднего хода; 22 - ось блока шестерен заднего хода; 25 - картер; 26 - грязеуловитель; 27 - шестерня постоянного зацеплении; 28 - предохранитель; 30 - заглушка; 31 - промежуточный вал; 32 и 35 - роликоподшипники; 33 - синхронизатор; 38 - крышка первичного вала; 39 - первичный вал; 41 - стопорное кольцо; 42 - шестерня первичного вала; 43 - фиксатор; 44 - переводная головка штока заднего хода; 45 - переводная головка штока первой и второй передач

Вторичный вал 13 установлен на двух подшипниках: на цилиндрическом роликоподшипнике 35, расположенном в гнезде первичного вала, и на шарикоподшипнике 9, установленном в задней стенке картера. Роликоподшипник состоит из свободных роликов (без сепаратора), которые самозамыкаются.

В осевом направлении передние концы роликов фиксируются буртиком первичного вала, а задние - упорной плоской шайбой 40, свободно вставленной в гнездо подшипника и застопоренной разрезным пружинным кольцом 41, которое установлено в полукруглой канавке. На части автопогрузчиков, выпущенных заводом до января 1967 г., шайба 40 и кольцо 41 не устанавливались.

На заднем конце вала за шарикоподшипником установлены и затянуты гайкой ведущая шестерня 14 привода спидометра, фланец 12 карданного шарнира и шайба. Гайка кернится над пазом вала.

В средней части вала имеются эвольвентные шлицы, по внутренней шлифованной поверхности которых центрируется шестерня 8.

На гладкой шейке вторичного вала свободно посажена шестерня 7 второй передачи, которая имеет два зубчатых венца: один косозубый для постоянного зацепления с
соответствующим венцом промежуточного вала и второй прямозубый для зацепления с шестерней 8 при включении второй передачи.

На переднем конце вторичного вала установлены и затянуты гайкой: ступица синхронизатора, соединенная с валом посредством шлицев, стальная каленая распорная втулка 5 и упорная шайба 6, упирающаяся в торец шейки, на которой вращается шестерня второй передачи.

Распорная втулка посажена на вал плотно и стопорится от проворачивания стопорным штифтом, один конец которого запрессован во втулку, а второй утоплен в шлицевой паз вторичного вала; на распорной втулке свободно установлена шестерня 4 третьей передачи.

Для смазки трущихся поверхностей на шестерне коробки передач ГАЗ-52 имеются радиальные сверления и канавки на торцах, а на наружной поверхности распорной втулки нарезаны спиральные канавки. Для предотвращения задиров шестерни третьей и второй передач снабжены бронзовыми втулками. Втулки растачиваются в сборе с шестернями.

От осевого перемещения вторичный вал по аналогии с первичным стопорится задней крышкой 10 и упорным кольцом, установленным в канавку шарикоподшипника 9. Промежуточный вал 31, выполненный в виде блока четырех шестерен, вращается на цилиндрическом роликоподшипнике и шарикоподшипнике 17.

Шестерни 27, 24 и 23 косозубые, находятся в постоянном зацеплении с шестернями 42 (первичного), 4 и 7 вторичного валов. Шестерня 8 прямозубая, зацепляется с шестерней 19 при включении первой передачи и с малой шестерней блока 21 при включении заднего хода. Промежуточный вал фиксируется от перемещения крышкой 16 и упорным кольцом шарикоподшипника, который на валу закреплен гайкой 18.

Передний подшипник промежуточного вала закрывается заглушкой 30, запрессованной в гнездо заподлицо с передней стенкой картера. Для снятия внутреннего кольца этого подшипника на торце большого венца имеются цековки.

Осевое и радиальное отверстия в задней части прмежуточного вала служат для технологических целей. Гайки на первичном, вторичном и промежуточном валах кернятся над расположенными на валах пазами.

Ось 22 блока шестерен заднего хода КПП ГАЗ-52 передним концом свободно вставляется в отверстие внутреннего прилива картера, а задний конец запрессовывается в его заднюю стенку.

Ось стопорится штампованной пластиной 20, закрепленной болтом, а также краем прилива на задней крышке промежуточного вала, закрывающим часть торца оси. Резьбовое отверстие в заднем торце оси может быть использовано для вынимания ее из картера.

На оси свободно вращается двухвенцовый блок 21 шестерен, снабженный бронзовой втулкой. Между зубчатыми венцами находится кольцевая канавка, в которую входит вилка включения заднего хода.

Внутри картера в нижней части с левой стороны отлиты два прилива с выемками, в которые вставляется штампованный из листовой стали грязеуловитель 26 и закрепляется болтом с правой стороны.

В грязеуловителе имеются наклонные пазы, которые обеспечивают удержание на дне картера продуктов износа и отстоя. Маслозаливная (она же контрольная) пробка расположена на левой стенке картера, а маслосливная - внизу, в задней стенке.

Для удержания масла в КПП ГАЗ-52 в ее задней крышке установлен сальник 11. Кроме того, на внутренней поверхности задней крышки нарезана маслосгонная канавка, которая, сопрягаясь с шейкой фланца вторичного вала, гонит масло от сальника. Аналогичная маслосгонная канавка имеется на внутренней поверхности крышки первичного вала.

На фланце этой крышки с внутренней стороны отлит масляный канал, по которому масло отводится из полости крышки к сточному отверстию в передней стенке картера и далее в картер.

В задней крышке 10 вверху установлен сапун, предотвращающий образование внутри картера избыточного давления, которое вызывает вытекание масла из коробки.

Шестерни коробки передач на заводе подбирают по шуму, контакту и боковому зазору, который должен находиться в пределах 0,1-0,2 мм и комплектуют. Однако это не исключает возможности замены одной, преждевременно вышедшей из строя шестерни новой, взятой из комплекта.

При такой замене в коробке передач ГАЗ-52 может появиться несколько завышенный шум, который не опасен. Шестерня 8 перемещается по шлицам вторичного вала и служит для включения первой и второй передач.

Для включения второй передачи на прямозубом венце шестерни 7 нарезаны такие же шлицы, как и на вторичном валу под шестерню 8. Поэтому при передвижении шестерни 8 вперед ее шлицы сцепляются с прямозубым венцом шестерни 7, что обеспечивает включение второй передачи; с ее венцом также сцепляется малый венец блока 21 при включении заднего хода.

Муфта, передвигаясь по шлицам ступицы синхронизатора, включает третью и четвертую передачи. При перемещении скользящей шестерни и муфты первичный вал через блок шестерен промежуточного вала соединяется с вторичным валом, что обеспечивает передачу вращения от коленчатого вала двигателя к карданному валу.

Например, при движении шестерни 8 (рис. 18) назад она войдет в зацепление с малым венцом шестерни 19 промежуточного вала, и вращение на вторичный вал будет передаваться через шестерни 42, 27, 19 при передвижении шестерни 8 вперед вращение будет передаваться через венцы шестерен 42, 27, 23, 7, 8 и т. д.

Перемещением вперед блока 21 включается задний ход. Передачи переключаются посредством рычага 1 качающегося типа, нижний конец которого входит в пазы вилок и переводных головок, установленных на штоках.

Схема положений рычага переключения передач КПП ГАЗ-52 показана на рис. 29. Шаровая опора рычага расположена в сфере штампованного колпака 2 (см. рис. 18) и прижата к его сферической поверхности конической пружиной 3. Для повышения износостойкости колпак цианируется, закаляется и фосфатируется.

В крышке он удерживается при помощи запрессованых в горловину двух цилиндрических штифтов, свободные концы которых входят в канавки шаровой опоры рычага и удерживают его от проворачивания вокруг оси.

Для повышения жесткости рычага и увеличения износостойкости его нижнего конца и шаровой опоры рычаг подвергают термической обработке до высокой твердости.

Для переключения передач в верхней крышке смонтированы три штока. На штоках включения первой и второй передач, а также заднего хода в средней части установлены переводные головки соответственно 45 и 44, а на задних концах - вилки. На штоке включения третьей и четвертой передач в середине установлена вилка.

Вилка включения заднего хода и переводные головки на штоках закреплены штифтами, а вилки включения первой, второй, третьей и четвертой передач - винтами. На коробках передач, выпущенных заводом до июля 1966 г. крепление вилок на штоках посредством винтов не применялось.

Рис. 19. Фиксаторы и замок коробки передач ГАЗ-52

1, 3 и 5 - штоки; 2 и 4 - плунжеры; 6 - штифт - шток заднего хода; 2 и 5 - плунжеры; 3

Для фиксации штоков при включенных передачах и в нейтральных положениях служат шарики, которые входят в углубление на штоках и прижимаются к ним пружинами.

Штоки первой и второй, а также третьей и четвертой передач имеют по три углубления: среднее служит для фиксации шестерен в нейтральном положении, крайнее - для фиксации шестерен в положении, соответствующем включенной передаче в коробке передач.

Шток заднего хода имеет только два углубления: одно для фиксации блока шестерен заднего хода в нейтральном положении, а другое - для фиксирования блока шестерен при включенном заднем ходе.

Для предотвращения возможности одновременного включения двух передач применен замок, устройство которого показано на рис. 19. Между штоками помещены два плунжера 2 и 5 и в горизонтальном сверлении среднего штока установлен штифт. При перемещении среднего штока 3 (положение I) плунжеры 2 и 4 выходят из его углублений, входят в углубление штоков 1 и 5 и запирают их.

Если же перемещается один из крайних штоков, например шток 1 (положение II), то плунжер выходит из углубления штока 1 и входит в углубление штока 3.

Одновременно плунжер 2, действуя на штифт 6, перемещает его и заставляет плунжер 4 войти в углубление штока 5. Таким образом, штоки 3 и 5 оказываются запертыми в нейтральном положении. При перемещении штока 5 запираются штоки 1 и 3 (положение III).

Для передвижения рычага переключения передач в положение, соответствующее включенному заднему ходу, необходимо дополнительно преодолеть сопротивление пружины 29 (см. рис. 18) предохранителя 23. Это устраняет возможность случайного включения заднего хода при движении автопогрузчика.

Переключение передач

Сцепление ГАЗ-52 и его привод должны быть правильно отрегулированы. Для того чтобы в этом убедиться, необходимо при работающем двигателе выжать педаль сцепления и медленно включить первую передачу или задний ход. При исправном и правильно отрегулированном сцеплении передача должна включаться без шума и скрежета.

Все переключения передач должны осуществляться плавным перемещением рычага только после сброса числа оборотов двигателя и полного выключения сцепления. Не допускается переключение передач с неполностью выключенным сцеплением, а также одновременное действие педалью и рычагом.

При трогании с места на ровном горизонтальном участке дороги с твердым покрытием следует проехать с включенной первой передачей всего лишь несколько метров до достижения небольшой скорости, так как при повышенных скоростях двигатель будет иметь повышенные числа оборотов, которые могут вызвать шумное включение второй передачи.

Переключение с первой передачи на вторую при указанных условиях надо выполнять плавным переводом рычага с выдержкой его в нейтральном положении.

При движении по тяжелой дороге или на подъеме, где автопогрузчик быстро теряет скорость, необходимо разгонять его на первой передаче до значительно более высоких скоростей, чем при трогании с места на ровном горизонтальном участке.

В этих условиях рекомендуется при переключении на вторую передачу применять двойной выжим сцепления, т. е. дополнительное кратковременное включение сцепления ГАЗ-52 в тот момент, когда рычаг находится в нейтральном положении.

Переключать передачу со второй скорости на третью и с третьей на четвертую следует плавным движением рычага с небольшой выдержкой в нейтральном положении. Время выдержки зависит от дорожных условий, но должно быть минимально возможным для сохранения скорости, полученной во время разгона.

Наиболее трудно переключать передачи с больших скоростей на меньшие, так как это требует определенных навыков. Переключение с четвертой передачи на третью выполняется плавным переводом рычага.

Переключение передачи с третьей скорости на вторую и со второй на первую необходимо производить с учетом скорости движения автомобиля, применяя двойное выключение сцепления с промежуточным повышением чисел оборотов двигателя следующим способом: выжать педаль сцепления, поставить рычаг в нейтральное положение, отпустив педаль; увеличить числа оборотов двигателя, затем снова быстро выжать педаль и поставить рычаг в положение включаемой передачи, после чего плавно отпустить педаль.

Переключение с третьей на вторую и особенно со второй на первую передачу без промежуточного повышения чисел оборотов двигателя недопустимо.

Степень увеличения чисел оборотов двигателя при двойном выключении сцепления определяется практически, в зависимости от скорости движения автопогрузчика, по легкости включения и отсутствию скрежета включаемых шестерен.

Переключать передачу со второй скорости на первую желательно при полной остановке; задний ход включать только после полной остановки. Не допускается включение сцепления при неполностью включенных передачах.

Уход за коробкой передач в процессе эксплуатации заключается в проверке состояния крепежа, поддержании требуемого уровня смазки и в проведении периодической смены масла в картере, а также в выявлении и устранении неисправностей.

________________________________________________________________________________

Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Новый Уренгой, Норильск, Ноябрьск, Октябрьский, Оренбург, Орск, Прокопьевск, Прохладный, Псков, Рубцовск, Рыбинск, Рязань, Салават, Саранск, Сарапул, Северодвинск, Сибай, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Стерлитамак, Сургут, Сызрань, Таганрог, Тамбов, Тобольск, Усть-Илимск, Ухта, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Чистополь, Чусовой, Шадринск, Шахты, Шелехов, Электросталь, Элиста, Энгельс, Якутск, Вологда, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.