Ваз 2108 старый. История покупки: назад в будущее

Никто не застрахован от поломок своего автомобиля. Такая серьезная неприятность, как закипание антифриза , случается нередко, особенно, когда на улице высокая температура. Сразу последствия закипания устранить нельзя и нужно знать, какие действия предпринять.

Если говорить о последствиях, то они могут быть самыми плачевными. Могут быть повреждены поршни, коленвал, блок двигателя. Поломки очень серьезные и их ремонт, как правило, дорого стоит. Чаще всего выходят из строя термостат, помпа или электровентилятор. Но даже эти незначительные поломки могут привести к более сложным, ведь если вы продолжите движение при перегреве, то может заклинить поршни в блоке.

Двигатель может нагреться до 90-100 °С или в крайнем случае – кратковременно до 105 °С. На этом этапе срабатывает термостат, который и открывает второй круг охлаждения. Температура двигателя в этом случае приходит в норму. Если этот процесс нарушен, то автомобиль закипает. Тогда нужно внимательно присмотреться к признакам.

Если из-под капота идет пар, а из расширительного бачка подтекает антифриз, тогда действуйте следующим образом. Прежде всего, помните, что нельзя нагружать двигатель, поэтому плавно остановитесь на обочине. Двигатель заглушите, но оставьте включенным зажигание для того, чтобы печка поработала еще какое-то время. Ее, кстати, нужно открыть на полную мощь. Откройте капот. Дождитесь остывания двигателя и аккуратно снимите крышку расширительного бачка. Это может занять продолжительное время, и если у вас его нет, то воспользуйтесь таким способом. На крышку положите плотную и толстую ткань, слегка отверните крышку, тем самым вы выпустите излишний пар. Как только прекратится шипение, с осторожностью отверните крышку до конца. Нужно долить антифриз, при его отсутствии – воду, и доехать до ближайшего автосервиса. Вода должна быть по возможности чистой. Едите также без экстремальных нагрузок на двигатель и следите за температурой, она не должна превышать 90 °С. Как только стрелка доходит до этой отметки, вставайте на обочину, глушите автомобиль и снова ждите остывания двигателя.

Причин здесь масса.

Мало тосола в системе охлаждения. То есть система охлаждения попросту завоздушилась. Здесь необходимо для начала проверить, нет ли утечек (см. пункт «У меня течёт тосол. Что делать?»), затем долить тосол и выпустить воздух из системы охлаждения. При заливке тосола рекомендуется снимать трубку подогрева, которая идёт на впускной коллектор. Держим её на уровне штуцера и заливаем тосол. Когда из штуцера и из трубки потечёт тосол, быстро одеваем трубку на место и затягиваем. Так можно избежать воздушной пробки в системе. Не забываем также «помять» патрубки рукой, чтобы выгнать воздух и из них тоже. Заливать тосол надо столько, чтобы отвод верхнего патрубка радиатора был полностью под тосолом. Краник отопителя при заливке должен быть открыт.

Пробка радиатора не справляется с задачей. А задача у неё такая: когда тосол нагревается, в системе охлаждения повышается давление. Хорошо, когда поддерживается определённое давление в системе, так как при слегка повышенном давлении температура кипения тосола становится выше. Именно эту функцию и выполняет один из клапанов пробки радиатора – держит тосол в системе, стравливая излишки в расширительный бачок, когда давление будет слишком высоким. Но бывают случаи, когда эта самая пробка радиатора попросту давление не держит, соответственно тосол будет закипать раньше, ещё и выбрасываться в большом количестве в расширительный бачок. Часто добавляется к этому некачественный тосол (см. ниже). Проверить пробку можно, надев на клапан полиэтилен и осторожно закрутить пробку, стараясь полиэтилен не порвать. Если проблема не ушла, значит пробка исправна. Стоит обратить внимание, что покупка новой пробки радиатора не обязательно исправит проблему, так как найти хорошую пробку радиатора на ВАЗ – нетривиальная задача. Магазины наполнены этими пробками, сделанными неизвестно где и из чего. Часто бывает, что либо пружина пробки слишком жёсткая (что приводит к сильному повышению давления в системе охлаждения и как следствие к течи тосола, срыву патрубков) или мягкая (опять же не будет держать давление), либо сам клапан пробки сделан как попало с несоблюдением его размеров. (Прим. Сам нарвался на такую подделку. Клапан не падал на седло, а просто «проваливался» в горловину радиатора. Сфотографирую пример плохой пробки, если осталась.) От этого – не держится давление в системе охлаждения и тосол раньше кипит (потому что ещё может быть и некачественный) и ещё и выбрасывается в расширительный бачок и кипит и там. Так что обязательно берём с собой образец и не забываем сравнивать жёсткость пружины и диаметр клапана. Пружина новой пробки радиатора должна быть совсем чуть-чуть жёстче, чем у старой (если проблема была в ослабленной со временем пружине).

Радиатор плохо функционирует. Часто бывает из-за того, что передняя сторона радиатора забивается насекомыми, листвой и прочим мусором. Это мешает нормальному обдуву радиатора и ухудшает охлаждение. Можно продуть сжатым воздухом. Также проблема может быть в том, что внутри забились трубки радиатора (например, герметиком), что затрудняет циркуляцию тосола через радиатор. В этом случае радиатор промывается.

Не включается вообще или включается не вовремя вентилятор системы охлаждения. Если не включается вообще, то замыкаем накоротко 2 провода датчика температуры на радиаторе. Если заработал, то реле вентилятора исправно, а датчик тупит (но тоже не факт. См. ниже про термостат), если не заработал, то под подозрением само реле и сам вентилятор. Если подключить вентилятор напрямую к аккумулятору, то можно проверить и его. Если работает, то неисправно реле или проводка. Неисправное реле просто заменяется. Несвоевременное включение вентилятора может указывать на проблемы с термостатом (см. ниже) или с датчиком вентилятора, ввёрнутым в радиатор. Возможно он стал подклинивать. Необходимо также проверить сами контактные соединения цепи управления вентилятором – из-за сильного окисления пропадает электрический контакт.

Заклинил термостат и не пускает охлаждающую жидкость в радиатор. Проверяем работу термостата – когда двигатель холодный, нижний патрубок радиатора, который идёт к термостату, должен быть холодным, так как пока двигатель прогревается, термостат в нормальном состоянии не даёт охлаждающей жидкости идти по радиатору. Если патрубок остаётся холодным даже после того, как двигатель нагрелся, то виновник именно термостат. Есть ещё одна тонкость – даже если нижний патрубок стал нагреваться после прогрева двигателя, то это всё равно не гарантирует исправности термостата. (Прим. На моём авто именно так всё и произошло – ощупал рукой нижний патрубок термостата, он нормально нагревался после прогрева, но вскрытие показало, что нижнее седло термостата очень сильно забросало герметиком, который фактически почти «заклеил» седло в нижнем положении, давая термостату открываться только чуть-чуть, но патрубок нижний всё равно нагревался). Если термостат открывает большой круг только частично из-за неисправности, то характерен симптом – вентилятор охлаждения начинает включаться позже, чем это было раньше (двигатель успевает нагреться до большей температуры), причём это становится заметно даже по указателю температуры. Если же термостат вообще не пускает жидкость через радиатор, то по указателю будет явно видно, что происходит перегрев (если он исправен и не врёт).

Неисправен насос. Виновником может быть сам приводной ремень генератора – возможно на него попало масло и он стал проворачиваться на шкиве, либо ремень ослаб. Иногда при этом замечаются проблемы с электросетью автомобиля – плохая зарядка, падение напряжения бортовой сети, слабое подсвечивание лампы аккумулятора на приборной панели при работающем двигателе (для электросети на основе генератора 37.3701, 372.3701). Замасленный ремень можно попробовать протереть, но лучше, конечно, поменять такой ремень, при этом не забыть протереть и все шкивы (коленвала, генератора и помпы) от масла. Разумеется, необходимо при этом ликвидировать и причину попадания масла на ремень, иначе всё повторится снова. Неисправность самого насоса может заключаться в том, что раскрошилась крыльчатка насоса, которая гонит тосол по системе. Бывает и так, что крыльчатка насоса просто «теряет связь» с приводным шкивом насоса, проворачивается. В этом случае шкив крутится, а крыльчатка насоса не работает. Проверить насос можно, открыв пробку радиатора, запустить двигатель (почти прогретый, чтобы был открыт большой круг охлаждения. Открывать необходимо осторожно. Ни в коем случае нельзя открывать пробку радиатора на хорошо прогретом двигателе, не дав ему чуть-чуть остыть) и немного погазовать с помощью рычага карбюратора. Смотрим в горловину – если насос работает, обязательно замечается «движение» тосола, подъём его уровня в горловине. Если такого не происходит, то под подозрением насос (снимать весь его не обязательно, да и не вполне удобно. Лучше хотя бы снять его крышку).

Забита система охлаждения. Сюда относится забивание герметиком, прочими химическими средствами системы охлаждения. Не стоит пользоваться всякими герметизирующими составами и сыпать их в систему. Если такое произошло, то систему охлаждения необходимо промыть.

  • Некачественный тосол.

В том плане, что это какая-то водяная бурда, которая закипает слишком рано. В норме тосол не должен закипать при 100 градусах как вода, а несколько позже. А если учесть, что в системе охлаждения создаётся дополнительное избыточное давление, то кипеть он должен почти при 120 градусах. Проверяется пробным нагревом образца и замером температуры. Можно также при наличии ареометра померить плотность тосола. Также имеет значение, когда тосол последний раз менялся. Со временем тосол теряет свои свойства, изменяется его цвет (становится рыжим). Проблема некачественного или старого тосола решается его заменой.

  • Пробита прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ)

Тосол при этом как правило не кипит, а бурлит. Это самая неприятная неисправность. При повреждённой прокладке ГБЦ камера сгорания начинает сообщаться с каналами системы охлаждения, которые там недалеко проходят. Продукты сгорания начинают попадать в систему охлаждения и насыщать её этими самыми газами. Поэтому тосол начинает бурлить. Отличить эту неисправность от кипения тосола можно по таким признакам: тосол как правило начинает бурлить сразу или почти сразу на ещё холодном двигателе (может проявиться и по мере прогрева, возможен также перегрев двигателя), чувствуется запах выхлопных газов из бурлящего тосола, тосол начинает куда-то «исчезать», хотя утечек нигде нет (сгорает в цилиндре), из выхлопной трубы идёт белый дым. Чтобы убедиться точно, что это тосол, встречается совет форумчан – поднести руку к выхлопной трубе, чтобы на ладони осела влага, и попробовать эту влагу на вкус. Тосол практически безошибочно выдаёт сладкий вкус этиленгликоля. Обязательно вытащите масляный щуп и проверьте, не «пополнился» ли масляный картер: при пробитой прокладке ГБЦ тосол может уходить не только в цилиндры двигателя, но и в систему смазки двигателя (опять же каналы находятся рядом).

Данную проблему с бурлением тосола решит только замена прокладки ГБЦ.

Для исправной и эффективной работы двигателя внутреннего сгорания автомобиля используется антифриз, который предназначен для охлаждения мотора. Антифриз или тосол, как раствор, имеет более высокую температуру кипения и более низкую температуру замерзания по сравнению с обычной водой, однако в некоторых случаях данная жидкость, не выдерживая нагрузок, способна закипать прямо в системе охлаждения двигателя.

Каждый автомобилист рано или поздно сталкивается с этой проблемой и сразу же хочет узнать, почему кипит тосол в расширительном бачке. Причин может быть достаточно много.

Основные причины кипения антифриза

  • Наиболее простой и быстро решаемой проблемой выступает недостаточный объем охлаждающей жидкости в расширительном баке. При недостаточном объеме жидкость сильно перегревается и закипает. Исправить такую неприятность легко и просто - долить жидкость до необходимого уровня, однако следует учитывать, почему именно в баке оказалось мало антифриза - либо первая заливка была осуществлена не полностью, либо же в баке имеется пробоина, которую следует сразу же залатать;
  • Выход из строя термостата. Данное устройство необходимо для регулирования циркуляции антифриза по большому и малому кругу системы. Когда термостат не работает, клапан, открывающий путь на большой круг не срабатывает, в результате булькает антифриз в расширительном бачке. Это случается из-за того, что жидкость не успевает охладиться до необходимой температуры во время прохождения малого круга и происходит бурленье антифриза. Для того чтобы диагностировать проблему следует открыть капот, найти расширительный бачок для охлаждающей жидкости и отыскать два патрубка, которые должны из него торчать. Если один из них холодный, а другой горячий - то проблема понятна и ясна;
  • Избыточное давление в системе охлаждения. Любая жидкость, будь то вода или раствор, кипит при более высокой температуре и повышенном давлении. Определить неисправность достаточно легко, для этого следует обратить внимание на индикатор температуры охлаждающей жидкости в салоне автомобиля, если он показывает норму, но виден кипящий антифриз, значит, проблема именно в давлении. Устранить такую неисправность, можно с помощью установки специального температурного датчика, который в случае превышения температуры клапана будет убавлять объем антифриза в системе;
  • Неисправности радиатора охлаждения, которые могут заключаться в его перегреве, чаще всего такое явление может наблюдаться в жаркий летний день в пробке, устранить кипение антифриза в данном случае несложно - заглушить двигатель и дать автомобилю остыть. Также проблема может таиться в загрязнении внутренних элементов радиатора пылью, солями и прочими веществами. В таком случае напор падает и скорость перемещения охлаждающей жидкости, соответственно, тоже. В результате она бурлит. Кипение антифриза может случаться из-за того, что шланги радиатора обладают низким коэффициентом теплопроводности, в результате чего лишняя температура не уходит из системы. Все вышеперечисленные неисправности радиатора можно устранить вручную.

Действия, которые необходимо предпринять при кипении антифриза

Таким образом, существует много причин, из-за которых кипит антифриз или тосол в расширительном бачке, диагностировать их несложно. Но каждому следует знать необходимые действия при возникновении такой проблемы.

Когда индикатор температуры охлаждающей жидкости в салоне автомобиля показывает значение выше нормы во время движения, нужно незамедлительно поставить максимальную температуру и мощность на системе климат-контроля. В результате избыточная температура от охлаждающей жидкости будет переходить для отопления автомобиля. После выполнения данного действие следует ехать плавно, без рывков до ближайшей мастерской или места стоянки.

Когда во время движения загорается лампа перегрева двигателя, то следует остановиться и включить знак аварийной остановки. Далее, следует отключить двигатель, для того, чтобы он остыл, движение начинать не рекомендуется, лучше будет вызвать эвакуатор, чтобы он отвез автомобиль в автосервис.

Если из-под мотора начинает клубами выходить дым, то нужно остановиться и открыть капот для быстрого остывания, но ни в коем случае не следует открывать крышку расширительного бака, температура там может достигать 200–250 градусов.

При доливке следует использовать ту же марку антифриза, вода также может быть использована, но желательно, чтобы она была дистиллированной, заливку производить только когда антифриз перестанет кипеть.

Таким образом, существует причин закипания жидкости для охлаждения мотора автомобиля, решаются они разными способами. Каждый автомобилист должен их знать потому, что ни одна машина не застрахована от подобной проблемы.

avtodvigateli.com

Кипит тосол в расширительном бачке

Почему же кипит тосол? Этим вопросом задаются многие автолюбители, столкнувшиеся с этим явлением во время езды на автомобиле. Причин, по которым может закипеть тосол, достаточно много, впрочем, как и способов их устранения.

  • Причина 1. Слишком низкий уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Такое случается, если тосол был залит в недостаточных количествах. Его уровень должен быть между метками «min» и «max» на корпусе бачка. Однако, не исключена и утечка охлаждающей жидкости, которая может быть где угодно. После устранения течи, просто залейте недостающее количество тосола в бачок.

Не герметичность системы тоже может стать причиной кипения, так как отсутствует нормальное давление в системе охлаждения. Поэтому, устранение утечек и любых других повреждений в системе охлаждения выполняется обязательно. Исключением является пробка расширительного бачка. Отверстия в ней предназначены для выпуска избыточного давления, чтобы бачок не разорвало.

Видео - Из-за чего давит тосол в расширительный бачек?

  • Причина 2. Не срабатывает вентилятор охлаждения двигателя. Особенно это актуально для современных автомобилей, которые оборудованы электрическими вентиляторами охлаждения. Суть работы данного устройства предельно проста: при достижении тосола определенной температуры, срабатывает датчик температуры и замыкает цепь включения электрического вентилятора. По мере охлаждения, температура снижается, и датчик выключается, размыкая цепь вентилятора. Таким образом, происходит автоматизация процесса охлаждения, которая может быть нарушена двумя факторами: поломка электродвигателя вентилятора и выход из строя самого датчика.

Для диагностики данной неисправности можно проделать следующий тест: как только температура охлаждающей жидкости дойдет до отметки, превышающей 100 градусов, обратите внимание на состояние вентилятора. Если он не сработал, вначале, проверьте его работу. Для этого замкните оба провода, которые подключаются к датчику вентилятора и если вентилятор не начал вращаться, значит, поломка коснулась электродвигателя. В этом случае, можно заменить только двигатель или вентилятор целиком.

Если же вентилятор сработал, то поломка кроется в датчике температуры. Слейте тосол и замените датчик новым.

  • Причина 3. Образование воздушной пробки в системе охлаждения. Пузырь воздуха в системе охлаждения мешает нормальной циркуляции охлаждающей жидкости. Воздушная пробка является обычным явлением и образуется после замены тосола. Для ее устранения автомобиль на пригорок передом к вершине, выкрутите пробку радиатора и запустите мотор. Попросите помощника энергично нажимать на педаль газа, а сами, в это время, нажимайте на патрубки системы охлаждения до тех пор, пока не исчезнут пузыри, появляющиеся в радиаторе. После этого, закрутите пробку и долейте охлаждающую жидкость до номинальных отметок.
  • Причина 4. Низкое качество охлаждающей жидкости. Является самой распространенной проблемой водителей, которые «сэкономили» на тосоле. Дело в том, что некачественный тосол, купленный у недобросовестного производителя по низкой цене, разбавляется с помощью воды. А так как температура кипения воды ниже, чем у тосола – это значит, что появляется риск возникновения кипения. Особенно часто это происходит при остановке двигателя.
  • Причина 5. Прокладка головки блока цилиндров. Прогоревшая прокладка тоже нередко становится причиной закипания тосола, так как нарушает герметичность системы охлаждения. Чтобы определить ее неисправность, можно завести мотор и попросить помощника медленно тронуться под нагрузкой. Если в бачке появляются пузыри воздуха, то это явный признак неисправности прокладки, которую можно только заменить. Также могут наблюдаться остатки охлаждающей жидкости в выхлопе автомобиля. Уровень тосола, при этом, значительно снижается.
  • Причина 6. Другие проблемы системы охлаждения. К таковым относят: водяной насос от другого производителя, повышенная загрязненность радиатора и отсутствие нормального потока воздуха. Последняя неисправность часто встречается у вентиляторов, установленных на водяном насосе. Если применять такой вентилятор без специального кожуха, то он будет обдувать горячим воздухом, который собирается из подкапотного пространства. Поэтому, применение кожуха на таком вентиляторе является обязательным.

В случае с водяным насосом от другого производителя, его лопасти могут оказаться заметно меньше нормы, из-за чего и появляется недостаток давления в системе. Его нужно просто заменить, однако, диагностика такой неисправности достаточно проблематична.

Если радиатор сильно загрязнен, то промойте его струей воды под большим давлением. Эта процедура заметно и положительно влияет на процесс охлаждения двигателя.

  • Причина 7. Неисправность термостата. Термостат при температуре, примерно, 90 градусов открывает клапан и «пропускает» охлаждающую жидкость на большой круг системы охлаждения. Бывает такое, что клапан попросту не открывается и жидкость передвигается только по малому кругу, что и становится причиной кипения. Диагностика такой неисправности производится измерением температуры патрубков большого круга. Если они холодные, то неисправность действительно коснулась термостата и его нужно заменить.
  • Причина 8. Тосол пора менять. Это самая безопасная причина закипания. Дело в том, что тосол имеет свойство изменять свой химический состав при длительной эксплуатации, что непременно ведет к изменению температуры его кипения, а также ухудшению его охлаждающих свойств. В этом случае, его просто нужно заменить.

Температура кипения тосола

Изначально, на первых автомобилях, в качестве охлаждающей жидкости, применялась вода. Температура кипения воды равняется 100 градусам Цельсия. Причины, по которым от воды было принято решение отказаться, крылись в ее низкой температуре кипения, не рассчитанной на большие нагрузки, и ее замерзание зимой. Ведь при замерзании, она превращалась в лед, а ее объем значительно расширялся. Такие явления приводили к тому, что блок цилиндров просто трескался и из строя выходил целиком весь двигатель, блок которого можно было только заменить.

Такие недостатки отсутствуют в тосоле. Дело в том, что тосол обладает определенным химическим составом, который позволяет ему выдерживать достаточно низкие температуры, что дает возможность нормальной эксплуатации автомобиля зимой. Кроме того, температура кипения тосола значительно выше, чем у воды и составляет 125 градусов Цельсия.

Тем не менее, такая величина как температура может варьироваться от 108 до 125 градусов. Это связано с химическим составом охлаждающей жидкости, который, соответственно и меняет температуру кипения. Изменение состава делает производство тосола более экономичным, цена на него падает, но при этом, снижается и температура кипения. Поэтому, при покупке тосола не стоит уделять особое внимание экономии, так как от этого будет зависеть правильно охлаждения вашего двигателя.

Следует быть особо осторожным к тосолу с качественным не соответствием. Обычно, такая охлаждающая жидкость стоит довольно-таки мало, что и является заманчивым для водителей. Однако температура кипения некоторых экземпляров и вовсе составляет 85 градусов, что является опасным для двигателя автомобиля. Поэтому, проявляйте осторожность и не покупайте некачественную охлаждающую жидкость. Этим вы сэкономите большое количество нервов и денег.

Что делать, если двигатель перегрелся?

Чтобы понять, что перегрев двигателя настал, посмотрите на указатель температуры охлаждающей жидкости. Если его температура превышает норму, то необходимо немедленно остановиться на обочине и заглушить двигатель, включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки. Кстати, стоит отметить, что некоторые двигатели могут продолжить свою работу после выключения зажигания. Данный режим является аварийным, поэтому, быстро включите первую передачу, выжмите тормоз и резко отпустите педаль сцепления. Подобное действие негативно сказывается на диске сцепления, но зато убережет вас от поломок в двигателе.

Откройте капот автомобиля, так двигатель охладится намного быстрее. На этом первая помощь закипевшему двигателю заканчивается. Дальше автолюбители допускают грубые ошибки.

Во-первых, ни в коем случае нельзя открывать пробку радиатора или расширительного бачка. Так как кипение происходит в блоке цилиндров, то открытый бачок может спровоцировать достаточно мощный выброс кипящей жидкости наружу, что неизбежно приводит к ожогам рук и лица.

Во-вторых, не поливайте горячий двигатель холодной водой. Перепад температур почти всегда приводит к тому, что блок цилиндров может треснуть и тогда дорогостоящего ремонта не избежать.

Не предпринимайте никаких действий, пока кипение не прекратится. Только после этого можно взять тряпку и аккуратно открыть крышку расширительного бачка, скинув, при этом, остатки давления в системе. После этого залейте недостающее количество охлаждающей жидкости в бачок, стараясь, при этом, не попасть на блок цилиндров или его головку.

Запустите двигатель автомобиля и следите за изменением температуры ОЖ. Если она поднимается достаточно быстро, то дальнейшее движение до станции технического обслуживания или гаража возможно только на тросе. Если медленно, то можно добраться до гаража или СТО самостоятельно, при этом, старайтесь не делать больших оборотов и не нагружать двигатель.

Соблюдая эти несложные правила, можно избежать дорогостоящего ремонта двигателя и сохранить свое здоровье при работе с горячими охлаждающими элементами. Удачи на дорогах!

vipwash.ru

Нормальная работа двигателя внутреннего сгорания возможна лишь при условии его непрерывного охлаждения. Оно происходит за счёт принудительной циркуляции антифриза по каналам в корпусе двигателя. Однако нередки случаи повышения температуры охлаждающей жидкости до уровня кипения. Игнорирование такой ситуации может привести к печальным последствиям и дорогостоящему ремонту. Поэтому каждый автовладелец должен чётко знать порядок действий при закипании антифриза.

Почему закипает антифриз

Существует множество причин закипания охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке, основные из которых:

  • низкий уровень антифриза в бачке;
  • неисправность термостата;
  • засорившийся радиатор;
  • поломка вентилятора системы охлаждения;
  • низкое качество ОЖ.

Во всех этих случаях охлаждающая жидкость не успевает остывать. Её температура постепенно растёт и при достижении 120оС начинается кипение.


Кипение антифриза в расширительном бачке сопровождается белым паром

Основу антифриза составляет этиленгликоль - химическое соединение из группы спиртов. Он не позволяет ОЖ замерзать на морозе. При закипании же этиленгликоль начинает испаряться. Его пары токсичны и опасны для нервной системы человека.

Низкий уровень антифриза в бачке

При закипании прежде всего следует проверить уровень антифриза в бачке. Делать это следует только после полного остывания ОЖ. При обнаружении недостатка жидкости в зависимости от ситуации следует выполнить следующие действия.

Неисправность термостата

Термостат - это регулятор температуры антифриза в системе охлаждения двигателя. Он ускоряет прогрев двигателя и поддерживает нужный ему тепловой режим работы.

ОЖ в системе охлаждения циркулирует по большому или малому контуру. Когда термостат ломается, его клапан заклинивает в одном положении (обычно в верхнем). При этом большой контур не работает. Весь антифриз идёт только по малому кругу и не успевает полностью остывать.


При поломке термостата задействуется только один круг охлаждения

Определить, что неисправен именно термостат, можно следующим образом.

  1. Заглушите двигатель и откройте капот автомобиля.
  2. Найдите патрубки термостата и осторожно, чтобы не обжечься, их потрогайте.
  3. Если патрубок, подсоединённый к главному радиатору, более горячий, чем остальные, значит, термостат неисправен.

Если термостат сломался в черте города, нужно доехать до ближайшего автосервиса и заменить его. В противном случае следует аккуратно продолжать движение, периодически (каждые 5–6 км) доливая воду в расширительный бачок. Заливать воду в бачок можно только при остывшем двигателе. Таким способом можно добраться до ближайшего автосервиса и заменить термостат.

Видео: неисправности термостата

Проблемы с радиатором

Радиатор перестаёт нормально работать в трёх случаях.


Во всех этих случаях можно продолжать движение с регулярными остановками через каждые 7–8 километров.

Некачественный антифриз

При использовании ОЖ низкого качества в первую очередь пострадает помпа. Она начнёт ржаветь, появятся смолистые отложения. По причине сильной кавитации она может даже разрушиться.


Кавитация при использовании некачественного антифриза разрушает помпу

В результате крыльчатка помпы будет вращаться медленнее или совсем остановится. Антифриз перестанет циркулировать по охлаждающим каналам двигателя и начнёт быстро нагреваться и закипать. Закипание будет наблюдаться и в расширительном бачке.

Более того, крыльчатка помпы может просто раствориться в некачественном антифризе. Известны случаи, когда ОЖ оказывалась настолько агрессивной, что вызывала мощную химическую коррозию внутренних частей помпы и разрушала их за несколько дней. В этих обстоятельствах вал помпы продолжает вращаться фактически без крыльчатки нет. Давление в системе охлаждения падает, антифриз перестаёт циркулировать и закипает.

Эксплуатация автомобиля с неисправной помпой почти всегда приводит к необратимым повреждениям двигателя. Поэтому при поломке помпы следует взять машину на буксир или вызвать эвакуатор.

Вспенивание антифриза

ОЖ в расширительном бачке может не только закипать, но и вспениваться без повышения температуры. Антифриз остаётся холодным, но на его поверхности появляется белая шапка из пены.


Антифриз в расширительном бачке вспенивается при попадании в систему воздуха

Основные причины вспенивания следующие.

  1. Низкое качество антифриза.
  2. Смешивание двух разных марок ОЖ - при замене новый антифриз заливался в остатки старого.
  3. Использование антифриза, не рекомендованного автопроизводителем. Химические свойства ОЖ разных производителей могут существенно отличаться. Поэтому при замене антифриза следует ознакомиться с его свойствами, регламентированными в руководстве по эксплуатации авто.
  4. Повреждение прокладки блока цилиндров. При износе прокладки в блок цилиндров начинает поступать воздух. Образующиеся мельчайшие воздушные пузырьки попадают в систему охлаждения и образуют пену, которая видна в расширительном бачке.

В первых трёх случаях достаточно слить старый антифриз из системы, промыть её и залить новую ОЖ в соответствии с рекомендациями производителей.

В последнем случае повреждённую прокладку придётся менять. Для того чтобы определить, что повреждена именно прокладка, нужно внимательно осмотреть головку блока цилиндров. Если на ней видны следы масла, то прокладка изношена.

Последствия закипания антифриза

При закипании антифриза двигатель перегревается. Специалисты различают три уровня перегрева: слабый, средний и сильный.

Слабый перегрев наблюдается, когда двигатель работает с закипевшим антифризом не более пяти минут. Существенных повреждений за это время, скорее всего, не произойдёт.

Для среднего перегрева двигатель должен проработать с кипящим антифризом 10–15 минут. При этом:

  • появляются течи в главном радиаторе;
  • разрываются шланги системы охлаждения, и начинается утечка горячего антифриза;
  • поршневые кольца подвергаются значительной усадке, вследствие чего расход масла может возрасти в два раза;
  • герметичность сальников нарушается и возникает утечка масла.

При сильном перегреве двигатель может просто взорваться. Даже если этого не произошло, последствия будут катастрофическими:

  • поршни в двигателе плавятся и прогорают;
  • головки цилиндров деформируются;
  • перегородки между поршневыми кольцами полностью разрушаются, и кольца привариваются друг к другу;
  • гнёзда клапанов растрескиваются и разрушаются;
  • клапаны деформируются;
  • прокладка блока цилиндров частично или полностью сгорает.

Таким образом, вероятность закипания антифриза в расширительном бачке зависит от множества факторов. Некоторые факторы легко устранимы, другие требуют вмешательства специалистов. В любом случае следует избегать перегрева двигателя. Чем раньше водитель заметит кипение антифриза, тем легче будет разобраться с его последствиями.

carnovato.ru

Кипит антифриз в расширительном бачке: почему закипает и пенится, последствия

Подавляющее большинство современных автомобилей имеют жидкостную систему охлаждения двигателя, где главным охлаждающим элементом, является антифриз. Эта система нужна для поддержания в моторе постоянной температуры около 90 °C что позволяет обеспечить стабильную и долговременную работу двигателя при различных нагрузках, в условиях морозов зимой и жары летом.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины, вызывающие закипание антифриза, и определим порядок их диагностики и устранения.

Недостаточный объём антифриза в системе охлаждения

Температура кипения антифриза зависит от его марки и концентрации. Большинство производителей выпускают антифриз с температурой кипения 108 °C и выше.

Несмотря на высокую температуру кипения, при недостаточном объёме охлаждающей жидкости на неё возрастает нагрузка по переносу тепла из наиболее горячих зон двигателя к радиатору. Именно поэтому антифриз перегревается и закипает.

Восстановить нормальную работу системы охлаждения несложно: нужно заглушить двигатель, дождаться пока он остынет, проверить количество антифриза в расширительном бачке и, если это необходимо, долить его до уровня, указанного заводом-изготовителем.

Но если при дальнейшей эксплуатации автомобиля уровень антифриза продолжит падать, вероятнее всего, в системе есть утечка, которую нужно устранить, восстановив герметичность.


Недостаточный уровень антифриза в расширительном бачке - одна из причин возникновения неисправности двигателя

Не работает термостат

Термостат работает как клапан и его функцией является регулирование движения антифриза. Пока двигатель не прогрелся - термостат находится в закрытом положении и антифриз течёт внутри двигателя и печки по малому кругу, давая мотору быстрее достигнуть рабочей температуры. Когда двигатель нагрелся, термостат открывается и направляет движение антифриза по большому кругу через радиатор, позволяя отдавать избыточное тепло.

Если в результате поломки термостат заклинит в закрытом положении, антифриз всегда будет циркулировать только внутри мотора, не охлаждаясь через радиатор, что приведёт к его перегреву и закипанию.

Как понять, что перегрев вызван поломкой термостата

Если двигатель прогрет до 90 °C, а термостат при этом неисправен и остаётся закрытым, радиатор будет нагреваться только вверху, а в нижней части останется холодным или чуть тёплым.

Для устранения этой неисправности нужно заменить термостат.

Не работает вентилятор радиатора

Последствия неисправности вентилятора чаще всего проявляются в жару и на низкой скорости движения, особенно если автомобиль стоит в пробке. В таких условиях радиатор обдувается малым количеством воздуха, которого недостаточно для эффективного охлаждения антифриза. Электрический вентилятор, закреплённый на радиаторе, служит для решения этой проблемы. Включаясь, он заметно усиливает обдув радиатора и, тем самым, увеличивает интенсивность охлаждения. Включение и выключение вентилятора происходит автоматически, когда температура антифриза поднимается выше 90 °C.

Как понять, что вентилятор не работает

Если у автомобиля есть признаки перегрева, температура двигателя достигла 100 °C, радиатор горячий, из расширительного бачка начинает идти пар, а вентилятор при этом не вращается - значит, дело в нём.

Для решения этой проблемы нужно проверить исправность вентилятора и управляющей им автоматики.

Антифриз - это сложная по химическому составу жидкость. Помимо выполнения своей основной функции по охлаждению двигателя, антифриз должен не замерзать зимой, защищать внутренние полости двигателя от коррозии и длительное время сохранять свои свойства под воздействием высоких температур. Если в антифризе образовалась пена, это может быть вызвано различными причинами.

От качества антифриза, залитого в систему охлаждения, во многом зависит исправная работа двигателя. Небольшое вспенивание антифриза допускается и регулируется международными стандартами, но наличие в системе охлаждения большого количества пены, скорее всего, говорит о том, что в неё залит некачественный антифриз.

Для предотвращения возможных негативных последствий для мотора такой антифриз лучше заменить, предварительно промыв систему охлаждения.


Так выглядит пена в антифризе

Нарушение герметичности прокладки головки блока цилиндров

Прокладка ГБЦ обеспечивает герметичность соединения каналов, идущих из блока цилиндров в головку блока. Эти каналы нужны для циркуляции моторного масла и охлаждающей жидкости. А также прокладка препятствует прорыву газов из рабочих цилиндров двигателя во внутренние каналы и наружу.

Иногда герметичность прокладки бывает нарушена. Это может быть вызвано тем, что в результате перегрева головка блока цилиндров деформировалась, или произошло разрушение самой прокладки. При этом есть возможность попадания газов из цилиндров двигателя в каналы, по которым циркулирует антифриз и тогда в расширительном бачке могут появиться пена и пузыри.

Для диагностики данной неисправности нужно завести двигатель со снятой с расширительного бачка крышкой. Если дело в прокладке, то в бачке, кроме пены, будут активно образовываться пузыри, и чем выше будут обороты двигателя тем интенсивнее будет пузыриться антифриз.

Ремонт в этом случае предстоит серьёзный, потребуется снятие головки блока цилиндров, проверка её на отсутствие деформации и трещин и замена прокладки ГБЦ.


Разрушение прокладки ГБЦ

Возможные последствия закипания антифриза

Закипание антифриза - это серьёзный признак нарушения в работе системы охлаждения автомобиля вследствие чего может произойти перегрев двигателя. Возможные последствия перегрева зависят от того, как сильно двигатель перегрелся и как долго он работал в перегретом состоянии. Различают три степени перегрева: слабый, средний и сильный.

Слабый перегрев

Если проблемы в работе системы охлаждения были вовремя обнаружены и двигатель был заглушен, не успев достигнуть критической температуры, возникший при этом перегрев считается слабым. Мотор после него, вероятнее всего, останется исправным.

Средний перегрев

Если температура двигателя на приборной панели ушла в красную зону, из-под капота шёл пар, но двигатель перед тем, как его успели заглушить не заклинил, можно предположить, что перегрев был средний.

В этом случае возможны более серьёзные последствия: разрушение прокладки ГБЦ, возникновение в головке блока цилиндров трещин и искривлений.

Сильный перегрев

Если двигатель был перегрет длительное время и сам внезапно заглох - вероятнее всего, перегрев был сильным или критическим.

Последствия для мотора в такой ситуации могут быть самые разрушительные: поршни оплавляются и прогорают, моторное масло из-за перегрева теряет смазывающий эффект, плавятся вкладыши на коленчатом валу. Иногда коленчатый вал ломается и шатуны могут, пробив стенку блока цилиндров, вылезти наружу. Ремонтировать двигатель с такими дефектами нецелесообразно и, вероятно, потребуется его замена.

Перегрев двигателя - серьёзная проблема, которая может быстро привести к поломке мотора. Чтобы этого не допустить, регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке перед началом движения, а во время поездки следите за указателем температуры двигателя. Если температура поднялась до 100 °C и выше, нужно немедленно остановиться и заглушить двигатель. Продолжать движение можно только после того, как двигатель остынет и будет устранена причина его перегрева. Исправность системы охлаждения - это залог долговечной и надёжной службы вашего автомобиля!

Причин, по которым закипает тосол в расширительном бачке системы охлаждения двигателя, несколько и все они связаны с неисправностями, приводящими к перегреву двигателя. Основным устройством, которое регулирует температуру охлаждающей жидкости, является термостат . И если он выходит из строя и его клапана заклинивают в положении, заставляя охлаждающую жидкость циркулировать только по малому кругу циркуляции, не давая ей охлаждаться в радиаторе, то естественно тосол закипит, а его пары через клапан в крыше расширительного бачка будут вырываться под капот автомобиля.

Проверить работоспособность термостата достаточно просто, для этого нужно отрыть капот и пощупать рукой два шланга, которые подводят и отводят охлаждающую жидкость от радиатора. На прогретом до рабочей температуры двигателе шланг подводящий охлаждающую жидкость к радиатору должен быть заметно горячее, чем шланг, который отводит тосол о радиатора к двигателю.

Виновником перегрева двигателя, в результате чего закипает тосол, может стать и радиатор системы охлаждения . Причин, по которым радиатор не в полном объёме выполняет свою функцию, три. Первая причина заключается в засорении сердцевины радиатора грязью, что снижает количество проходящего через него воздуха. Вторая причина, отложения на внутренних стенках трубок, через которые проходит охлаждающая жидкость, накипи, а это уменьшает теплопроводность этих трубок, что вызывает недостаточное охлаждение тосола. Третья причина, движение с малой скоростью, что вызывает недостаточный для охлаждения тосола поток воздуха через сердцевину радиатора.

Закипеть тосол в расширительном бачке может и по причине не достаточно эффективной работы помпы или как её в старину называли, водяного насоса. Особенно это касается тех двигателей, где вал помпы получает крутящий момент отдельно от газораспределительного механизма. В этом случае снижение частоты вращения вала помпы может происходить в результате ослабления натяжения приводного ремня, что вызывает его проскальзывание, а это, в свою очередь, уменьшает скорость циркуляции жидкости в системе охлаждения, вызывая её перегрев.

Система охлаждения в автомобиле является одним из главных периферийных органов, которая обеспечивает нормальную работу двигателя. Трубки с антифризом проходят через самые опасные для перегрева места двигателя, а также подключены к печке салона, что делает систему многофункциональной и очень важной для нормальной эксплуатации автомобиля. Думаете, что печка не является столь важным элементов комфорта и вообще возможности эксплуатации? Попробуйте проехать в 20-градусный мороз без нее. Вы явно почувствуете все прелести такой эксплуатации и сможете точно понять, насколько важен этот элемент в машине. Но печка - это лишь часть системы охлаждения. Главными деталями ее работы являются термостат, патрубки, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, а также радиатор для охлаждения антифриза или тосола.

Если один из этих элементов работает неправильно, возможны неполадки системы охлаждения. Такие неполадки приведут к тому, что двигатель перегреется, поршни изменят размеры из-за расширения металла при нагревании, трение значительно увеличится, и двигатель просто выйдет из строя. Важно заметить перегрев вовремя, чтобы устранить этот процесс и снять все риски с эксплуатации собственного автомобиля. Именно поэтому на приборную панель в любом автомобилей вынесена информация о том, какова температура охлаждающей жидкости в настоящий момент. Давайте рассмотрим, какие же неполадки приводят к тому, что машина может кипеть.

Неисправности системы охлаждения - главные причины неполадки

Если машина начала закипать, первым делом нужно проверить исправную работу всех тонкостей системы охлаждения. Достаточно образоваться воздушной пробке в радиаторе, чтобы жидкость перегревалась и не выполняла необходимых задач охлаждения силового агрегата. Поэтому в большинстве случаев именно неисправности системы виновным в том, что у вас закипела машина. Проверить в первую очередь нужно активные элементы системы, которые являются главными действующими лицами данной системы. В современных автомобилях проверку стоит проводить у таких устройств:

  • термостат - если термостат не открывает большой круг прогона охлаждающей жидкости, в который и входит главный радиатор, автомобиль будет постоянно перегреваться и достаточно быстро набирать температуру, авто будет кипеть уже на десятой минуте после запуска двигателя;
  • вентилятор радиатора - вентилятор должен включаться в тех случаях, когда температура жидкости доходит до рабочей, на разных автомобилях это значение выставлено в разных режимах, в большинстве случаев кипят машины из-за неисправности вентилятора только в пробках или других сложных режимах эксплуатации;
  • сам радиатор - нередко бывает так, что радиатор оказался забитым или пробитым, он не может выполнять свои задачи должным образом, также загнутые пластины и физические повреждения радиатора являются важной деталью его неисправности, при неполадках этой детали кипение жидкости в системе охлаждения обеспечено;
  • патрубки системы охлаждения - эти детали также стоит проверить, если машина вдруг закипела, вполне возможно, что один из патрубков, ведущий к радиатору или от него, пережат и не пропускает достаточное количество охлаждающей жидкости, тогда система будет перегреваться.

Это основные аспекты, из-за которых в большинстве случаев кипит автомобиль. Они связаны в большинстве именно с аппаратной частью машины, а исправить большинство неполадок можно достаточно дешево. Если вам, конечно, придется покупать термостат и менять его на сервисе, денег потратите немало, но результат окажется быстрым и безупречным. Ваш автомобиль снова поедет нормально, не станет жаловаться датчиками на высокую температуру охлаждающей жидкости или вообще блокировать работу двигателя с помощью возможностей бортового компьютера. Если же авто не оснащено этими элементами, вполне возможно заклинивание горячего двигателя или его быстрый износ из-за повышенного трения.

Проблемы с двигателем - еще один вариант кипения охлаждающей жидкости

Если вы залили качественную жидкость в систему охлаждения, проверили исправность всех элементов системы, до этого авто работало нормально, но сейчас жидкость начинает закипать в каких-либо ситуациях, самое время проверить двигатель. Возможно, детали изменили свое положение, что вызывает слишком сильное трение и значительное нагревание агрегата при его эксплуатации. В таком случае лучше всего воспользоваться помощью специализированного сервиса. Скорее всего, вы найдете в двигателе одну из следующих весьма сложных неполадок:

  • незначительная деформация определенных деталей в системе двигателя, что вызвало повышение трения из-за изменения положения рабочих двигающихся элементов внутри силового агрегата;
  • значительный износ поршневой группы, что вызывает неконтролируемое трение деталей, большие зазоры между стенками различных элементов, спасти от этих симптомов поможет только капремонт, а на некоторых авто замена двигателя;
  • проблемы в коробке передач, что значительно увеличивает нагрузку на двигатель, в частности, в таких ситуациях виноваты проблемы, которые заставляют двигатель испытывать дополнительную нагрузку для проворачивания элементов коробки;
  • постоянные большие нагрузки на силовой агрегат, перевозка значительного количества груза, а также транспортировка прицепов, что не предусмотрено по особенностям эксплуатации, нарушение режимов грузоподъемности машины;
  • работа двигателя на повышенных оборотах достаточно долгое время, к примеру, если вы забыли переключить передачу на трассе и разогнались на пониженной, вдавливая педаль в пол все больше.

Перегрев двигателя иногда является нормальным следствием не слишком разумных поступков водителя. Лучше не допускать таких ситуаций, а также следить за здоровьем силового агрегата в системе автомобиля. Это позволит надолго убрать все неприятности, связанные с перегревом, кипением и прочими проблемами. Нужно заметить, что если вы проводите нормальное ТО по регулярному плану, созданному заводом, а также делаете определенную диагностику всех важных агрегатов, то таких проблем можно избежать. Также стоит постоянно придерживаться определенных условий эксплуатации машины, не нарушая тех рекомендаций, которые дает производитель.

Проблемы с самой охлаждающей жидкостью - третий вариант кипения

Еще один способ заставить машину кипеть - заливание какой-то неизвестной жидкости в систему охлаждения. Порой достаточно купить странную незапечатанную банку с ужасающего цвета жидкостью и надписью антифриз без особых опознавательных знаков, чтобы заставить машину кипеть. Также возможны проблемы, если количество тосола или антифриза меньше, чем предусмотрено производителем. В бачке охлаждающей жидкости присутствуют метки, которые нужно учитывать при эксплуатации авто, но уровень жидкости можно мерить только на холодной машине. Главные проблемы с антифризом могут быть следующие:

  • утечка жидкости где-то в системе, наличие течи, через которую вытекла часть антифриза, а теперь жидкость греется намного быстрее и начинает кипеть, когда вы продолжаете эксплуатацию авто в сложных режимах;
  • также если уровень антифриза опустился ниже горловины расширительного бачка, возможно образование дополнительных воздушных пробок в радиаторах, что усложняет проход жидкости в системе;
  • качество антифриза или тосола определяет вероятность кипения жидкости в тех или иных ситуациях, на исправной машине качественная охлаждающая жидкость никогда не закипит;
  • подделка привычного вам антифриза или тосола - определенный риск покупки подделки присутствует в любом магазине, кроме официального сервисного центра с поставками запчастей напрямую от производителей.

Покупайте антифриз в тех магазинах или сервисных центрах, которые гарантируют его высокое качество. Это очень важный момент, который определит качество эксплуатации автомобиля в ближайшем будущем. Важно выполнить правильную подготовку автомобиля к летнему и зимнему сезону эксплуатации. При подготовке стоит учесть важные моменты, такие как система охлаждения и ее работа, качество всех технических жидкостей, а также исправность важных агрегатов вашего автомобиля. Только это обеспечит нормальную эксплуатацию и не заставит думать, почему машина закипела. Смотрите небольшое видео о том, что делать, если машина перегревается:

Подводим итоги

Кипение автомобиля - это явная проблема, которую нужно решать незамедлительно. Владельцы качественных японских или немецких машин знают, что даже повышение рабочей температуры двигателя на несколько градусов может вызвать определенный дискомфорт для силового агрегата. Интересно, что это повышает расход топлива, снижает отдачу и мощность двигателя, уменьшает его ресурс и вообще ничем хорошим не отличается. Крайне важное замечание состоит в том, что это актуально не только для дорогих и функциональных, технологичных машин. ВАЗ также любит исключительно четкую температуру работы двигателя.

Если в вашем автомобиле началось кипение силового агрегата, стоит выполнить все указанные выше процедуры, проверить все агрегаты и системы, которые могут быть в этом задействованы. Скорее всего, вы имеете дело именно с этими неполадками. Впрочем, возможны варианты. Машина также может кипеть из-за своих функциональных особенностей или слишком преклонного возраста. Вот такие особенности повышения градусов в системе охлаждения вашего авто. А вы сталкивались когда-нибудь с проблемой перегрева охлаждающей жидкости в авто?