Смотреть что такое "Транспортный налог" в других словарях. Транспортный налог.

— налоге с владельцев транспортных средств и налоге на имущество физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств. С 1 января 2003 года вступила в действие глава 28 Налогового кодекса «Транспортный налог», в результате чего было произведено объединение двух вышеуказанных налогов.

Транспортный налог можно охарактеризовать как , прямой, смешанный, имущественный.

Транспортный налог установлен Налоговым кодексом и вводится в действие законами субъектов Федерации. После принятия законов субъектами Федерации транспортный налог становится обязательным и уплачивается на территории соответствующего субъекта Федерации.

Законодательные органы субъекта Российской Федерации при принятии региональных законов о транспортном налоге устанавливают:
  • конкретную ставку налога (на основе базовой ставки налога);
  • порядок и сроки уплаты налога.

Помимо этого при установлении налога законами субъектов Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

В Москве транспортный налог взимается на основании Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 «О транспортном налоге».

Плательщики транспортного налога

Плательщиками налога являются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом обложения. Налогоплательщиками являются лица, владеющие транспортным средством по любому законному основанию (собственность, аренда и др.), которое приводит к обязанности регистрации данного транспортного средства.

Объектом налогообложения признаются:

  1. Наземные транспортные средства — автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани.
  2. Водные транспортные средства — теплоходы, яхты, парусные суды, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства.
  3. Воздушные транспортные средства — самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства

Не являются объектом налогообложения весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. е., автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. е., полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения, тракторы и другие транспортные средства в соответствии с п. 2 ст. 358 НК.

Налоговая база

Налоговая база, согласно ст. 359 НК, определяется:

  • в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
    • в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
  • в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
  • в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в вышеназванных пунктах, — как единица транспортного средства.

    Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

    Налоговый период

    Налоговым периодом признается календарный год .

    Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

    Налоговые ставки транспортного налога

    Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Федерации на основе базовых ставок, указанных в ст. 361 НК, которые могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в десять раз. Допускается дифференциация налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств и (или) их экологического класса. Практически по всем объектам налогообложения ставки установлены в рублях в расчете на каждую единицу мощности двигателя транспортного средства — 1 л. с. В таблице 22 представлены ставки транспортного налога в соответствии со ст. 361 НК и ставки, действующие в Москве в 2010 году.

    Налоговые льготы

    Налоговые льготы в виде освобождения отдельных категорий не предусмотрены на федеральном уровне. Однако льготы установлены во многих регионах для инвалидов разных категорий, многодетных семей, ветеранов и участников Великой Отечественной войны, для лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате экологических катастроф, Героев Советского Союза, Героев Труда, лиц, награжденных государственными наградами, для пенсионеров, индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, для бюджетных организаций, для учреждений здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам, организациям автотранспорта, осуществляющим перевозки пассажиров, организациям, производящим ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, и т. д.

    Порядок исчисления и сроки уплаты налога , авансовых платежей содержатся в ст. 362 и 363 НК. Организации самостоятельно исчисляют налог и авансовые платежи по налогу на основании данных технических паспортов транспортных средств и свидетельств о государственной регистрации транспортных средств. Авансовые платежи уплачиваются о истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения налоговой базы и налоговой ставки.

    Источником налога для организаций являются расходы (прочие расходы), учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

    Сроки уплаты налога, авансовых платежей устанавливаются соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

    В Москве отчетные периоды не установлены, следовательно, авансовые платежи организации не уплачивают. Срок уплаты налога — не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Налоговая декларация представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Для физических лиц транспортный налог исчисляется налоговым органом на основании сведений, представляемых регистрирующими

    транспортные средства органами в срок с 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года.

    Направление налогового уведомления в соответствии со ст. 363 НК допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

    Сроки уплаты налога физическими лицами устанавливаются также соответствующим законом субъекта Федерации. Срок уплаты для физических лиц не может быть установлен ранее 1 ноября следующего года за истекшим налоговым периодом.

    При расчете налога указывается количество месяцев владения транспортным средством, в течение которых было зарегистрировано транспортное средство на налогоплательщика. Если в течение года произошла регистрация или снятие с учета транспортного средства, то сумма налога определяется с учетом коэффициента, равного отношению числа полных календарных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к 12. Месяц регистрации и месяц снятия с учета принимаются за целый месяц.

    Если транспортные средства не эксплуатируются по различным причинам или эксплуатируются несколько месяцев в году, то налог исчисляется и уплачивается за весь налоговый период. Только снятие с государственного учета позволит не платить налог по таким транспортным средствам.


    Законодательство субъектов Федерации регулирует порядок определения налоговой базы и уплаты налога в рамках федерального закона.

    Сущность налога

    Перечень налогоплательщиков установлен в . Порядок начисления, уплаты транспортного налога для разных категорий лиц различается.

    В отношении физических лиц установлен порядок:

    1. Начисление сумм обязательств перед бюджетом производится ИФНС.
    2. Уплата вносится на основании данных из Инспекции.
    3. Платеж в бюджет производится один раз в год, по окончании налогового периода – календарного года.
    4. Отсутствие уведомления не влияет на обязательства по уплате и начисление пени в случае просрочки платежа.

    Лицо обязано предоставить данные в Инспекцию о движимом имуществе самостоятельно или получить уведомление в отделе по работе с налогоплательщиками.

    Организации (юридические лица) вне зависимости от формы собственности:

    • самостоятельно производят расчет налога.
    • подают годовую с указанием транспортного средства, базы, ставки, льготы, суммы к уплате.
    • ведут учет, налогообложение и отчетность в разрезе каждого ТС.
    • обязаны облагать средства передвижения до момента окончания эксплуатации и снятия с учета. Транспорт, продолжающий эксплуатацию после полного износа, подлежит обложению на общих основаниях.

    Сроки уплаты налога определяется региональным законодательством. Ряд субъектов Федерации устанавливают для организаций отмену авансовых платежей и допускают платеж один раз в год.

    На налогообложение или освобождение от него влияет перечень льгот, устанавливаемых региональным или федеральным законодательством.

    Что это такое

    Налогообложению подлежит любой поименованный в НК РФ транспорт вне зависимости от его технического состояния. Освобождаются от уплаты налога льготные категории.

    Предоставление льгот производится законодательством. Налогоплательщику необходимо заявить о предоставленном праве в заявительном порядке с приложением подтверждающих документов.

    На величину налога влияет период владения:

    1. Расчет суммы производится в зависимости от числа месяцев полезного использования в отчетном году.
    2. Месяц, в котором происходило движения транспорта (покупка, выбытие) учитывается в расчете.
    3. При движении средства в течение месяца срок пользования определяется как один месячный период.

    Основные параметры налогообложение устанавливаются федеральным законодательством в НК РФ. Налог относится к региональным обязательствам.

    Большая часть элементов обложения определяется законами регионов. Субъектами устанавливается:

    • налоговая база объектов.
    • величины ставок в пределах, установленных НК РФ. Изменение допускается в 10-тикратном размере в сторону увеличения или уменьшения.
    • сроки для уплаты налога.
    • льготы, устанавливаемые в отношении транспортных средств или их владельцев.

    Перечень объектов установлен в . Налогообложению подлежат: легковые, грузовые автомобили, самоходные машины, транспорт воздушного и водного перемещения, прошедшие государственную регистрацию.

    Не являются объектами для налогообложения:

    1. Легковой транспорт до 100 л.с., полученный по линии соцзащиты или автомобиль, специально оборудованный и управляемый инвалидом.
    2. Техника специального назначения для проведения сельскохозяйственных работ.
    3. Суда морского и речного промысла, весельные лодки, катера с моторами мощностью до 5 л.с.
    4. Техника государственных органов военных и других силовых структур, санитарной авиации.
    5. Воздушные и наводные суда, применяемые для перевозок грузов и пассажиров, морские стационарные или плавучие платформы и вышки.

    Освобожденные от уплаты налога объекты, определенные НК РФ, не являются льготой при налогообложении. От следования требования отказаться нельзя. Транспортный налог относится к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли.

    Если организация продолжает начислять налог на ТС, указанных в п.2 ст. 358 НК РФ, то происходит занижение налога на прибыль при включении сумм в расходы.

    История налога

    Ввод в налоговый кодекс законодательно установило налогообложение транспортных средств. Нововведение действует с периода 2003 года.

    Введение нового обязательства заменило собой несколько видов налогов:

    • на водно-воздушные средства.
    • с владельцев транспортных средств.
    • на пользователей автомобильных дорог.
    • акцизы с продажи легковых автомобилей физлицам.

    Новая глава позволила наиболее точно структурировать уплату средств в зависимости от наличия технических объектов. Из налоговой базы исключена выручка, что имело место в налоге на пользователей автодорог, взимаемых с организаций.

    Правовое регулирование

    Транспортный является налогом, который обязаны уплачивать владельцы, официально зарегистрировавшие технику.

    Сложность прохождения регистрации объектов состоит в наличии нескольких органов постановки на учет в зависимости от назначения транспорта.

    Постановка на учет производится в органах:

    Наименование учреждение Комментарий
    Отделениях ГИБДД Регистрируется техника, использующая для перемещения дороги общего пользования
    Органах Гостехнадзора Ставится на учет техника, не предназначенная для передвижения наравне с общими категориями транспорта с объемом двигателя менее 50 куб.см. В составе транспорта – самоходные машины, трактора, прицепы и прочие виды
    Государственном или другом законном судовом реестре Оформляются водные судна – теплоходы, яхты, гидроциклы, катера и прочий водный транспорт
    Государственном реестре воздушных судов (кроме средств, зарегистрированных в международном реестре РФ) Осуществляется регистрация для самолетов, вертолетов и прочей техники воздушного перемещения

    Транспорт, зарегистрированный во всех установленных законом органах, подлежит налогообложению на общих основаниях.

    Налог с владельцев транспортных средств

    В качестве налогоплательщиков выступают собственники ТС. Имеются ряд ситуаций, осложняющих определение плательщика:

    1. В случае передачи собственности в аренду. Уплата производится арендодателем. В случае получения ТС организацией от физического лица – предприятием.
    2. При продаже-покупке ТС по . Налогоплательщиком выступает лицо, на котором числится собственность. Ранее уплата налога на транспорт, приобретенный по доверенности до 29 июля 2002 года, полностью лежала на приобретателе.
    3. Когда приобретается лизинговое движимое имущество. В данном варианте определяет собственника .

    При определении налогоплательщика в особых условиях необходимо помнить о наличии срока исковой давности. ИФНС может взыскать налог только в пределах 3-х лет после наступления факта.

    Необходимо учитывать то, что обязанность по уплате налога возникает годом позже. Задолженность физических лиц взыскивается путем судебного делопроизводства.

    Куда идет платеж?

    Целью введения налогообложения средств передвижения послужила необходимость пополнения бюджета, направляемого на экологические мероприятия, ремонт и обслуживание дорог.

    Отмена части налогов, пополняющий дорожный фонд, способствовала необходимости бюджетного финансирования мероприятий по улучшению транспортного полотна.

    Возникает вопрос, насколько целевым служит распределение средств после поступления в бюджет налога и на что идет отчисляемая сумма. Часть объектов – водного, воздушного транспорта не имеет отношения к эксплуатации наземной техники.

    Отсюда можно сделать вывод, что собираемость транспортного налога и величина ставок не зависят напрямую от необходимости проведения дорожных работ, а лишь являются денежными поступлениями в бюджет.

    Самый низкий транспортный налог в России

    Постоянное изменение ставок в регионах заставляет налогоплательщиков прибегать к поиску актуальной информации.

    Региональное законодательство может использовать минимальные ставки для транспорта одного типа и максимальные – для другого.

    Определить, где имеются минимальные ставки достаточно сложно, для подсчета необходимо обладать информацией о количестве транспорта.

    По статистике, низкий тариф предоставляют владельцам транспорта региональные власти Чеченской республики и Дагестана. В регионах отменен налог на легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с., а для мощного транспорта установлен минимальный показатель.

    По сравнению с европейской частью разница может составлять 10 раз и выше. Власти Ханты- Мансийского автономного округа также отменяют в 2015 году налог на транспорт до 150 л.с.

    Самый высокий тариф

    Общая тенденция регионов 2015 года направленна на повышение транспортного налога. Увеличили ставки на ряд средств в Московской, Ивановской, Орловской, Пензенской областях. Одним из самых высоких налогов являются обязательства Новгородской области.

    Как выглядит отчет по налогу

    Отчетность по транспортному налогу предоставляют только юридические лица. Подача декларации осуществляется по окончании года.

    Срок подачи декларации установлен на 1 февраля (не позднее). При попадании даты на выходной день период переносится на первый рабочий день, что произошло в 2015 году.

    Состав декларации утвержден из титульного листа и 2-х разделов. В 1-м разделе указывается сумма налога и код, по которому производится уплата в бюджет.

    Во 2-м разделе вносятся данные транспортного средства, необходимые для проведения расчета:

    название, тип ТС, показатели базы, коэффициент кв, период эксплуатации, применяемая ставка. Раздел представляется в количестве, аналогичном числу техники предприятия.

    Специфические транспортные средства

    В составе транспортных средств имеется техника, которая принадлежит к специальным видам. Транспортный налог это налог, охватывающий всю движимую технику, в том числе и специального назначения.

    Экскаватор

    К числу спецтехники, имеющейся в собственности предприятия, могут быть экскаваторы. Техника успешно используется в строительстве и при проведении селькохозяйственных работ.

    В случае принадлежности техники к организациям сельскохозяйственного профиля законодательством (п.2 ст.358 НК РФ) установлено освобождение от уплаты налога.

    Применение налоговой ставки в отношении техники связано с порядком его регистрации. В случае прохождения постановки на учет в органах Гостехнадзора спецтехника относится к прочим самоходным средствам на гусеничном и пневматическом ходу.

    Снегоход

    Транспортное средство снегоход подлежит обязательной регистрации и налогообложению. Сомнения у плательщиков возникают в том, что эксплуатация производится не полностью в течение календарного года.

    Уплата налога должна быть полной, поскольку схема и порядок использования не влияют на налогообложение. Регистрация средства производится в Гостехнадзоре на основании технического паспорта транспорта.

    При отсутствии исполнения обязательств следует наложение пени, штрафа и полное взимание налога. Сотрудниками ГИБДД совместно с работниками Гостехнадзора регулярно проводятся рейды по выявлению недобросовестных плательщиков.

    Квадроцикл

    Транспортное средство квадрацикл должно иметь технический паспорт самоходной машины, свидетельство о регистрации в Гостехнадзоре и государственный номер.

    Фото: удостоверения тракториста старого-образца

    Управление ТС возможно только при наличии удостоверения тракториста, что также обязательно для владельцев снегоходов.


    Фото: удостоверения тракториста (бланк)

    На новый автомобиль

    Новое транспортное средство облагается налогом на общих основаниях. Исключения составляет дорогостоящий транспорт, стоимость которого по превышает 3 миллиона рублей.

    Начиная с 2014 года, владелец указанного транспортного средства уплачивает налог с учетом повышающего коэффициента. Повышение суммы налога зависит от года приобретения и стоимости ТС.

    Величины повышающих коэффициентов пересматриваются ежегодно. Новые параметры публикуются на сайте Минпромторга России – ведомства, контролирующего торговую деятельность в стране.

    Внедрение повышающего коэффициента многие плательщики трактуют как налог на роскошь, введенный на дорогостоящие автомобили.

    Возникающие вопросы и проблемы

    В процессе подсчета транспортного налога возникают вопросы, касающиеся начисления:

    1. В отношении налогоплательщиков – ИП. Ддя индивидуальных предпринимателей принимается позиция как по другому имуществу. Транспорт ИП определяется как собственность физического лица вне зависимости от участия его в получении дохода от предпринимательской деятельности.
    2. По вопросу порядка временной регистрации транспорта. Необходимость временной регистрации по месту пребывания возникает, но данный фактор влияет только на обложении в периоде доказанного документально.
    3. По определению налогоплательщика при передаче прав собственности по лизингу. Плательщиком является одна из сторон в зависимости от условий договора.

    В ходе налогообложения много сомнений возникают по выбору типа транспортного средства. Например, при наличии автомобиля Газель может быть неверно определен тип.

    Видео: транспортный налог

    При рассмотрении вопроса необходимо ориентироваться по документам, выписанным на Газель. При возникновении вопросов всегда можно прибегнуть к помощи налогового инспектора.

    Возможна ли оптимизация

    Оптимизация транспортного налога возможна для компаний, применяющих транспортные средства в виде погрузчиков, не использующих общие дороги для проезда.

    Данный вид транспорта подлежит регистрации в органах Гостехнадзора. Регистрация и налогообложение производятся только после начала эксплуатации средства.

    Факт приобретения и постановки на учет не являются обязательными требованиями для проведения государственного оформления. Суть оптимизации состоит в сложности получения доказательств применения транспортного средства.

    Если проводится аудит

    Аудиторская деятельность направлена на проведение мероприятия контроля над правильностью начисления и уплаты налога.

    Проверке подлежит величина налога в зависимости от факторов:

    • правильного определения типа ТС.
    • установки требуемой ставки налога.
    • грамотного исчисления.

    Аудитор проверяет проводки по счетам учета, необоснованность применения льгот и качество отчетности. Проверке подлежит и коэффициент кп, который влияет на величину страховки ОСАГО.

    Учитываются особенности направления деятельности организации, от чего зависит, прямой или косвенный налог списывается в расходы.

    Заключение аудитора включает все категории налогообложения: определение базы, начисления, проводок, отчетности, учете в составе прочих расходов.

    Судебная практика

    При отсутствии согласования в документальном подтверждении правил начисления и уплаты налога возникает необходимость обращения в суд – крайней инстанции. Преимущественное количество судебных разбирательств связано с неясной трактовкой положений законодательства.

    В порядке обложения транспортным налогом участвуют несколько органов- ИФНС, Минтрансавто, ГИБДД, Гостехнадзор и прочие структуры, имеющие свою законодательную базу.

    При нестыковок позиций возможность найти общий знаменатель доступно только в порядке судебного производства.

    Замена транспортного на экологический

    В законодательных органах постоянно поднимается вопрос об изменении правил начисления и уплаты транспортного налога.

    В связи с отсутствием прочной взаимосвязи между эксплуатацией транспорта, его состоянием и налогообложением возникает предложения – законопроекты замены транспортного налога экологическим.

    Законопроекты вызывают достаточно много протестов. Самое простое название для нововведения – асоциальный закон.

    Протестные действия основаны на отсутствии возможности ряда владельцев транспорта приобрести дорогостоящий и экологически безопасный транспорт. По причине отсутствия большого материального достатка им придется уплачивать более высокую сумму налог.

    Если машина в угоне

    Транспортное средство, которое может эксплуатироваться, облагается налогом. У физических или юридических лиц могут возникнуть ситуации угона и потери возможности использования ТС.

    Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

    В России

    Транспортный налог относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы законодательной власти субъектов РФ . Федеральное законодательство определяет объект налогообложения , порядок определения налоговой базы , налоговый период , порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок .

    Объект налогообложения

    Объектом налогообложения признаются автомобили , мотоциклы , мотороллеры , автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты , вертолёты , теплоходы , яхты , парусные суда , катера , снегоходы , мотосани, моторные лодки , гидроциклы , несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации .

    Налоговые ставки

    Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя , тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм-силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

    Cтавки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. Кроме того, законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учётом срока полезного использования транспортных средств.

    Автомобили

    Легковые
    Автомобили легковые с мощностью двигателя (руб. с каждой лошадиной силы): 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
    свыше 70 л.с. до 100 л.с. (свыше 51,49 кВт до 73,55 кВт) включительно 5 5 7 7 7 7 7 7
    свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 15 15 20 20 20 30 30 30
    свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 20 20 30 30 30 38 38 38
    свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт кВт до 183,9 кВт) включительно 20 20 30 30 30 75 75 75
    свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 33 35 100 100 100 150 150 150

    Эти налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз (кроме автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно).

    На Украине

    Ставки и прочие вопросы налогообложения определены Законом Украины ”О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов ”. (теряет силу с 1 января 2011 года в связи с принятием Налогового кодекса Украины).

    Плательщиком налога на транспортные средства являются физические лица, которые осуществляют первую регистрацию на Украине, регистрацию, перерегистрацию транспортных средств и/или имеют зарегистрированные на Украине собственные транспортные средства, которые и являются объектом налогообложения.

    Размер налога с владельцев транспортных средств на Украине оплачивается в следующих размерах:

    Описание объекта налогообложения

    Ставка налога в год (с 100 куб.см объема цилиндров двигателя, с 1 кВт мощности двигателя или 100 см длины)

    Налог с владельцев транспортных средств при первой регистрации на Украине

    Автомобили легковые (кроме авто с электродвигателем) с объемом двигателя:

    0,5 грн с 1 кВт

    Налог с владельцев транспортных средств при проведении регистрации, перерегистрации и очередного ТО

    Транспортные средства, оснащенные электродвигателем

    0,5 грн с 1 кВт

    За рубежом

    В большинстве стран не существует единого транспортного налога. Вместо него могут взиматься следующие налоги:

    • Налог на имущество - налог, прямо или косвенно зависящий от стоимости автомобиля. Несмотря на существование подоходного налога, во многих странах взимается и налог на имущество; от этого налога обычно труднее уклоняться, чем от подоходного налога.
    • Дорожный налог - налог, деньги от уплаты которого идут на строительство и ремонт автотрасс.
    • Экологический налог - налог, стимулирующий приобретение автомобилей, меньше отравляющих атмосферу, либо пользование незагрязняющими типами транспорта (метро, троллейбус).

    Некоторые из этих налогов могут отсутствовать, быть скрытыми либо объединяться вместе.

    Глава 28. Транспортный налог

    Статья 356. Общие положения

    Транспортный налог устанавливается и вводится в действие в соответствии НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

    Вводя налог, законодательные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их использования.

    Статья 357. Налогоплательщики

    Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства , признаваемые объектом обложения.

      по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, переданных ими на основании доверенности , налогоплательщиком является лицо, указанное в доверенности (лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, уведомляют налоговый орган о передаче по доверенности транспортных средств).

    Статья 358. Объект налогообложения

    Объектом налогообложения признаются:

      автомобили, автобусы;

      мотоциклы, мотороллеры;

      самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;

      самолеты, вертолеты;

      теплоходы, яхты, парусные суда, катера;

      снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы;

      несамоходные (буксируемые суда);

      другие водные и воздушные транспортные средства зарегистрированные в установленном порядке.

    Не являются объектом налогообложения :

      весельные лодки (моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.);

      автомобили легковые, оборудованные для использования инвалидами, (автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с., полученные через органы социальной защиты населения);

      промысловые морские и речные суда;

      пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;

      тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы и т.п.), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах;

      транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, где предусмотрена военная или приравненная к ней служба;

      транспортные средства, находящиеся в розыске (при условии подтверждения факта их угона документом, выдаваемым уполномоченным органом);

      самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

      суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

    Статья 359. Налоговая база

    Налоговая база определяется :

      в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах ;

      в отношении водных несамоходных транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость - как валовая вместимость в регистровых тоннах ;

      в отношении водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства.

    Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству .

    Статья 360. Налоговый период. Отчетный период

    Налоговым периодом признается календарный год .

    Отчетными периодами для плательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал (законодательные органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды).

    Статья 361. Налоговые ставки

    Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя (тяги реактивного двигателя или валовой вместимости, категории транспортных средств) в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя (один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства).

    Ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 5 раз .

    Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом их СПМ.

    Статья 362. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

    Налогоплательщики-организации, исчисляют сумму налога (авансового платежа) самостоятельно .

    физическими лицами , исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

    Налог, подлежащий уплате в бюджет, исчисляется в отношении каждого транспортного средства.

    Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-организациями , определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей (по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки).

    В случае регистрации транспортного средства (снятия с регистрации), исчисление суммы налога (авансового платежа) производится с учетом коэффициента:

    число полных месяцев владения

    К = _____________________________________

    число календарных месяцев в периоде

      Месяц регистрации (снятия) транспортного средства принимается за полный месяц .

      В случае регистрации (снятия) транспортного средства в течение календарного месяца указанный месяц принимается за полный месяц.

    Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы о транспортных средствах, зарегистрированных (снятых с регистрации), а также о лицах, на которых они зарегистрированы, в течение 10 дней после их регистрации (снятия с регистрации) по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

    Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи.

    Статья 363. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

    Уплата налога (авансовых платежей) производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

    При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного НК РФ.

    В течение налогового периода налогоплательщики-организации, уплачивают авансовые платежи. По истечении налогового периода они уплачивают сумму налога.

    Налогоплательщики - физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

    Статья 363.1. Налоговая декларация

    Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Налогоплательщики-организации уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган налоговый расчет по авансовым платежам не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

    Ваш регион 01 Республика Адыгея 02 Республика Башкортостан 03 Республика Бурятия 04 Республика Алтай 05 Республика Дагестан 06 Республика Ингушетия 07 Кабардино-Балкарская Республика 08 Республика Калмыкия 09 Карачаево-Черкесская Республика 10 Республика Карелия 11 Республика Коми 12 Республика Марий Эл 13 Республика Мордовия 14 Республика Саха (Якутия) 15 Республика Северная Осетия-Алания 16 Республика Татарстан 17 Республика Тыва 18 Удмуртская Республика 19 Республика Хакасия 20 Чеченская Республика 21 Чувашская Республика 22 Алтайский край 23 Краснодарский край 24 Красноярский край 25 Приморский край 26 Ставропольский край 27 Хабаровский край 28 Амурская область 29 Архангельская область и Ненецкий ао 30 Астраханская область 31 Белгородская область 32 Брянская область 33 Владимирская область 34 Волгоградская область 35 Вологодская область 36 Воронежская область 37 Ивановская область 38 Иркутская область 39 Калининградская область 40 Калужская область 41 Камчатский край 42 Кемеровская область 43 Кировская область 44 Костромская область 45 Курганская область 46 Курская область 47 Ленинградская область 48 Липецкая область 49 Магаданская область 50 Московская область 51 Мурманская область 52 Нижегородская область 53 Новгородская область 54 Новосибирская область 55 Омская область 56 Оренбургская область 57 Орловская область 58 Пензенская область 59 Пермский край 60 Псковская область 61 Ростовская область 62 Рязанская область 63 Самарская область 64 Саратовская область 65 Сахалинская область 66 Свердловская область 67 Смоленская область 68 Тамбовская область 69 Тверская область 70 Томская область 71 Тульская область 72 Тюменская область 73 Ульяновская область 74 Челябинская область 75 Забайкальский край 76 Ярославская область 77 город Москва 78 Санкт-Петербург 79 Еврейская автономная область 86 Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 87 Чукотский АО 89 Ямало-Ненецкий автономный округ 91 Республика Крым 92 город Севастополь

    Введите первые буквы или номер региона, выберите из списка или на карте.

    Налогообложение в РФ Действующие в РФ налоги и сборы Налоговое законодательство и разъяснения ФНС России Досудебное урегулирование налоговых споров Судебное урегулирование налоговых споров Представление налоговой и бухгалтерской отчётности Трансфертное ценообразование Консолидированная группа налогоплательщиков Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемые Федеральной налоговой службой в 2017 году Налогообложение работающих за рубежом граждан РФ Утилизационный сбор Налогообложение некоммерческих организаций Торговый сбор Сведения о юридических лицах, созданных на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 18 марта 2014 г., сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ в связи с приведением ими своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации Специальная декларация Задолженность Архив новостей по задолженности и банкротству Банкротство Контрольная работа Страховые взносы 2017 Согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными Маркировка товаров Иные функции ФНС Учёт организаций и физических лиц Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Регистрация ЮЛ и ИП Госрегулируемые виды деятельности Статистика и аналитика Противодействие коррупции Реестры и проверка контрагентов Международное налогообложение Регистрация контрольно-кассовой техники Аккредитация филиалов, представительств иностранных юридических лиц Направление информации организациями финансового рынка Изменение законодательства о регистрации с 1 января 2016 года Валютный контроль Представление взыскателю сведений о банковских счетах должника О ФНС России Контакты и обращения

    Транспортный налог является региональным, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.

    Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).

    Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

    Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. (ст. 362 НК РФ)

    Объект налогообложения

    Объектами налогообложения не являются:
    • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
    • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
    • промысловые морские и речные суда;
    • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
    • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
    • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
    • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
    • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
    • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
    • морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда (ст. 358 НК РФ).

    Порядок расчета (ставки налога, налоговая база)

    Плата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

    Налогоплательщики-организации не уплачивают исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств, системы взимания платы. (ст. 363 НК РФ).

    При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ .

    Размер
    налога = Ставка
    налога * Налоговая
    база
    * ( Количество
    месяцев
    владения
    /
    12 ) * Повышающий
    коэффициент

    Для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей при расчете суммы налога применяется повышающий коэффициент.

    Легковые автомобили средней стоимостью Год выпуска легковых автомобилей

    от 2 до 3 лет

    от 1 года до 2 лет

    не более 1 года

    не более 5 лет

    не более 10 лет

    не более 20 лет

    от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно
    от 5 миллионов до 10 миллионов рублей включительно
    от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно
    от 15 миллионов рублей

    Таким образом, если новый автомобиль стоит от 3 до 5 миллионов рублей, то повышающий коэффициент при исчислении суммы транспортного налога составит 1,5. Этот коэффициент будет постепенно снижаться (до 1,1) до тех пор, пока не пройдет три года с момента выпуска. При исчислении транспортного налога на автомобили стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей старше трех лет повышающий коэффициент не учитывается.

    Если же новый автомобиль стоит от 10 до 15 миллионов рублей, то до 10 лет с момента его выпуска повышающий коэффициент составляет 3.

    Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется Минпромторгом России.

    Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://minpromtorg.gov.ru/docs/list/ .

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

    Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента.

    Ставка налога

    Налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

    При этом субъекты Российской Федерации вправе проводить собственную дифференциацию налоговых ставок в зависимости от:

    • мощности двигателя,
    • валовой вместимости,
    • категории транспортных средств
    • года выпуска транспортных средств (срока полезного использования - срока эксплуатации).

    При установлении налоговых ставок в зависимости от года выпуска транспортных средств (срока полезного использования) необходимо иметь в виду, что количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах начиная с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

    для автомобиля легкового с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно, налоговая ставка может быть установлена законом субъекта Российской Федерации от 1 до 25 рублей за каждую лошадиную силу.

    При этом ставка может быть дифференцированна:

    • по мощности двигателя (например, до 50 л.с. и свыше 50 л.с.);
    • по сроку полезного использования
      Например, для автомобилей, с года выпуска которых прошло:

      И для автомобилей, с года выпуска которых прошло:

    Ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов не более чем в 10 раз от ставки, указанной в Налоговом кодексе Российской Федерации.

    Налоговая база

    Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя - лошадиных силах, указанных в регистрационных документах.

    В отношении иных водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигатели или в отношении которых не определяется валовая вместимость (плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения), налоговая база определяется как единица транспортного средства.

    Расчет налога в случае угона

    Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика.

    В случае угона транспортного средства лицо, на которое это средство зарегистрировано, должно написать заявление об угоне в соответствующий орган внутренних дел (ОВД), на основании которого будет вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по факту угона, а также выдана справка об угоне зарегистрированного на заявителя транспортного средства.

    При представлении в налоговый орган подлинника справки, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, транспортное средство, находящееся в розыске, не рассматривается как объект налогообложения.

    Если же налогоплательщик представит не подлинник, а копию справки об угоне зарегистрированного на него транспортного средства, выданную соответствующим подразделением ОВД России, то налоговый орган в целях подтверждения обоснованности освобождения этого транспортного средства от обложения транспортным налогом должен направить в указанное подразделение запрос о подтверждении факта его угона.

    Кроме того, угнанное транспортное средство не является объектом обложения транспортным налогом только в период его розыска.

    Если подлинника выданной ОВД справки, подтверждающей факт угона (кражи) зарегистрированного на налогоплательщика транспортного средства, от последнего в налоговый орган не поступало, то отсутствуют законные основания для не начисления по этому транспортному средству транспортного налога (вплоть до месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик представит в налоговый орган справку).

    Другими словами, в целях исчисления транспортного налога месяц, в котором транспорт угнан, и месяц, когда он возвращен владельцу, включаются в период нахождения транспортного средства у владельца.

    Организация установила, что одно из принадлежащих ей транспортных средств было угнано. Факт обнаружения указанного обстоятельства произошел 28 февраля 2013 г.; с соответствующим заявлением в органы полиции организация обратилась 7 марта 2013 г.; документ, подтверждающий факт угона транспортного средства, был выдан подразделением УВД субъекта РФ 31 марта 2013 г.

    Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками, являющимися организациями, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

    В целях учета налоговых льгот при массовом исчислении транспортного налога гражданам необходимо своевременно предоставить в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие право на предоставление льготы.

    Если Вы заметили на сайте опечатку или неточность, мы будем признательны, если Вы сообщите об этом.
    Выделите текст, который, по Вашему мнению, содержит ошибку, и нажмите на клавиатуре комбинацию клавиш: Ctrl + Enter или нажмите сюда .