Зарядное устройство для аккумулятора аком. EFB аккумуляторы: особенности, модели, сферы применения и отличия

Технологии развиваются очень стремительно. Не успели автовладельцы разобраться в отличиях между AGM и GEL, как на рынке появился новичок - EFB аккумуляторы. Что это такое, в чем их особенности и отличия, сколько они стоят и многие другие вопросы, надеемся, будут развеяны после прочтения этого материала.

Что такое ЕBF? Сферы применения, особенности конструкции и рабочих характеристик EFB аккумуляторов

Enhanced Flooded Battery в переводе с английского означает «улучшенная жидкозаполенная батарея». Свинцовые пластины, в отличие от традиционных АКБ, в ЕФБ почти вполовину толще, что увеличивает их емкость и скорость зарядки. Каждая пластина заключена в отдельный конверт из специального микроволокна, заполненный жидким сернокислотным электролитом. Подобная мера помогает защитить поверхность пластин от сульфатации, а в случае осыпания активной массы - от короткого замыкания и преждевременного выхода из строя АКБ. Если коротко, то аккумуляторы по технологии EFB имеют следующие приятные особенности:

  • устойчивость к глубоким разрядам, после которых ЕФБ способны восстанавливать емкость практически до 100%, в отличие от обычных АКБ, теряющих при этом часть ресурса;
  • могут работать в широком диапазоне температур от -50 до +60 °C;
  • более чем на треть улучшены показатели пускового тока;
  • испарения жидкого электролита сведено практически к нулю;
  • удвоение количества циклов заряда-разряда без потерь в функциональности.

Где применяются аккумуляторы EFB

Изначально толчком к созданию качественно новой технологии изготовления аккумуляторных батарей стало распространение на территории Европы машин, снабженных системой «start-stop». При остановке автомобиля в режиме «Stop» автоматически отключается двигатель, а при нажатии сцепления и снятии тормоза, он быстро запускается. В такие моменты нагрузка от всех электроприборов ложится на аккумулятор, и без увеличения приема заряда обычная АКБ просто не успевает полноценно заряжаться в режиме «Start». Обычную же сурьмянистую батарею достаточно несколько раз разрядить «в ноль», чтобы сделать ее основным сырьем для выплавки грузов на рыбалку. Еще одна ситуация, в которой будут необходимы ЕФБ АКБ - использование в машине мощных систем автозвука. Основная проблема заключается в том, что усилители не могут качественно работать при напряжении меньше 12 В и в моменты пиковых нагрузок (басы или сильный широкополосный сигнал) будут издавать малоприятные хрипы. Технология EFB в аккумуляторных батареях предназначена именно для решения таких проблем. Благодаря особенностям конструкции она прекрасно справляется с поставленными задачами.

Таким образом, основное назначение ЕФБ батарей - это частая эксплуатация в городских условиях, а также использование качественных систем автозвука. И одной из отраслей, где они будут незаменимы - это такси и другой пассажирский транспорт, водители которого любят громкую музыку:-).

Обзор отечественных и зарубежных моделей EFB аккумуляторов

Практически все магазины, занимающиеся распространением запчастей для автомобилей, предлагают купить EFB аккумуляторы российского производства или изготовленные крупными европейскими компаниями. Стоимость продукта будет зависеть от емкости, мощности и предназначения батареи.

  • TAB Magic. Словенский производитель, в ассортименте моделей которого присутствует линейка аккумуляторов, изготовленных с использованием технологии EFB. При этом к продаже предлагаются не только батареи для легковых автомобилей, но также для «грузовиков». Стоимость начинается от 3000, но главной сложностью покупки является отсутствие в магазинах;
  • Varta. Компания представляет серию под названием Blue Dynamic Start-Stop, в которую входят аккумуляторы с технологией EFB, отличающиеся своей емкостью и ценой. Минимальная стоимость подобных моделей начинается от 3500 тысяч за стандартные 60 Ah;
  • Exide. Американская фирма, существующая на рынке еще с XIX века, и специализирующаяся на выпуске качественных аккумуляторов. Линей EFB представлена серией Start&Stop, стоимость которых начинается от 6000 р. за самый низкий по емкости образец.

Российские EFB аккумуляторы

  • AKOM EFB. Изделия от одноименного российского завода. Производитель гарантирует отличные характеристики и предлагает семь видов батарей емкостью от 55 до 100 А/ч. Стоимость изделий, учитывая заявленные параметры, очень даже конкурентная. К примеру, цена аккумулятора AKOM EFB 60 составляет около 4000 рублей;

  • Ultimatum. Линейка АКБ этого же производителя с усовершенствованной технологией производства. Благодаря специальным добавкам в электролит такие отечественные ЕФБ аккумуляторы улучшенный прием заряда и ресурс работы. Стоимость подобных моделей начинается от 6000 рублей, в зависимости от емкости и размеров;

Поскольку EFB с каждым годом приобретает все большую популярность и востребованность, стоит ожидать появления этой технологии в ассортиментном ряде как отечественных, так и зарубежных производителей.

Особенности зарядки EFB аккумуляторов

Зарядка EFB аккумулятора принципиально не отличается от данного процесса для традиционной AMG батареи, поскольку конструкция их очень похожа. Главное правило, которое следует соблюдать при ее осуществлении – это использование качественного (лучше интеллектуального) ЗУ и четкое следование инструкции АКБ. Зарядное устройство для EFB аккумулятора должно обеспечивать зарядное напряжение, не превышающее 14,4 В. Также устройство должно иметь индикацию тока, поскольку в процессе осуществления зарядки данного типа батареи его рекомендуется отслеживать.

Внимание! Весь процесс должен протекать при температуре электролита не выше +45 °C, превышение этого порога ведет к усилению коррозийных процессов.

Как правильно заряжать EFB аккумулятор?

В инструкции по эксплуатации АКБ подобного типа от Varta этому отводится всего два предложения. Следует подключить зарядное устройство к соответствующим клеммам, соблюдая полярность. Процесс зарядки можно считать завершенным, когда показания зарядки опускаются ниже 2,5 А. Если ЗУ оснащено приборами индикации тока и напряжения, то моментом окончания процесса будет считаться, когда оба показателя прекратят изменяться.

При зарядке батарей, изготовленных по технологии EFB, не рекомендуется применять ускоренный режим, поскольку итогом может стать поломка аккумулятора из-за избыточного газообразования. Также не допускается открывать пробки, поскольку в этом случае будет нарушено химическое равновесие, приведя к изменению функциональных качеств батареи.

Отличие EFB и AGM аккумуляторов

Современный автомобилист имеет возможность выбирать среди многообразия батарей. В связи с этим возникает вопрос, какой аккумулятор лучше EFB или AGM. Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки и решающее слово должен сказать сам владелец транспортного средства после взвешивания всех положительных и отрицательных сторон. Если провести сравнение EFB и , как наиболее близких по конструкции, то первые имеют следующие отличия:

  • увеличенная толщина каждой отдельной пластины, обеспечивающая длительность работы;
  • использование меньшего количества электролита и применение специально очищенного свинца приводит к ускорению накапливания заряда на 45%;
  • большая надежность при режимах работы двигателя в условиях частых остановок;
  • стоят дешевле.

К числу недостатков EFB данного типа аккумуляторов можно отнести:

  • меньшую мощность в сравнении с , что может сказаться при большом количестве энергопотребителей;
  • не поддерживают технологию рекуперации энергии торможения.

От правильного выбора аккумулятора зависит стабильная работа электрической системы. От качества батареи зависит возможность старта в холодный период, возможность пользоваться различными приборами. Покупатели стремятся выбрать относительно недорогой тип изделий, который при этом будет иметь высокие эксплуатационные характеристики.

Перечисленым требованиям соответствует аккумулятор «Аком». Отзывы о представленном изделии, его особенности необходимо рассмотреть перед покупкой. Это позволит подобрать оптимальный вариант изделия, который будет максимально соответствовать особенностям автомобиля.

Производитель

Рассматривая отзывы об аккумуляторе «Аком», необходимо сказать несколько слов о производителе. Это отечественный бренд, который занимается разработкой и изготовлением АКБ для разных марок автомобилей. АО «Аком» является главным предприятием среди группы компаний, которые занимаются производством продукции для транспортных средств.

При создании своих АКБ компания применяет уникальные технологии, разрабатывает новые конструкции. Это позволяет удовлетворять требования мировых производителей транспортных средств. Производственный комплекс расположен на площади около 20 тыс. м².

Постепенно компания расширяется, увеличивая свою долю на рынке. Ассортимент продукции повышается. Появляются новые модели которые подойдут для авто отечественного и зарубежного производства. Высокое качество и приемлемые цены характеризуют АКБ представленного производителя.

Технологии

Согласно отзывам, аккумулятор «Аком» 62, 55, 60, 75 А*ч сегодня пользуются высоким спросом. Для каждой марки авто существует подходящая модель аккумулятора. При их создании применяется новая технология Ca/Ca. Пластины при этом изготавливаются из свинца. Лента из этого материала растягивается и проходит процедуру перфорации. Эта технология позволяет получить более прочную пластину, которая значительно лучше сопротивляется появлению коррозии.

В процессе производства линия максимально механизирована. При этом применяется самое современное оборудование. Технология «Кальций-Кальций» позволяет значительно повысить экологические показатели продукции. При создании сплава не применяется сурьма. Именно этот компонент представляет серьезную угрозу для окружающей среды.

Применение в процессе производства технологии Ca/Ca позволяет создавать модели аккумуляторов, которые могут обеспечить стабильную работу электрической системы в разных условиях, подключив к ней достаточно большое количество энергопотребителей. Такая продукция отличается лучшими показателями удельной емкости, сохранением первоначальных характеристик в течение 18 месяцев. При этом в приборе наблюдается стабильный уровень электролита.

Отзывы о серии "Стандарт"

Следует отметить, что продукция отечественного бренда отличается приемлемой ценой. Аккумулятор «Аком» можно приобрести по цене от 3,5 тыс. руб. На стоимость влияет тип прибора, а также его емкость. По технологии Ca/Ca изготавливают три основные категории стандартных АКБ. Это группа легковых, грузовых и азиатских аккумуляторов.

К первой категории относятся батареи, которые имеют емкость от 55 до 100 А*ч. Это наиболее покупаемая группа изделий представленного бренда. Стоимость продукции составляет от 3,5 до 6 тыс. руб. Это надежные, высокотехнологичные, современные модели, которые подойдут для большинства легковых автомобилей.

Для тяжелой грузовой техники следует приобретать соответствующий тип аккумуляторов. Отечественный производитель создает модели этой группы с емкостью от 140 до 190 А*ч. Стоимость такой продукции составляет от 8 до 12 тыс. руб.

Для автомобилей азиатского производства необходимы АКБ с определенными параметрами. Это одни из лучших аккумуляторов для транспортных средств представленного типа. Их емкость составляет от 45 до 100 А*ч. Стоимость составляет от 3,5 до 6,5 тыс. руб.

Отзывы о серии Ultimatum

Большим спросом сегодня пользуются наиболее мощные аккумуляторы отечественного бренда, которые называются Ultimatum. Представленные изделия наделены массой положительных характеристик. Это универсальный тип батарей, который можно применять для нагруженных автомобилей. Также для неблагоприятных условий езды следует отдавать предпочтение именно этой группе АКБ.

В продаже представлены батареи серии Ultimatum, которые имеют емкость от 60 до 95 А*ч. Стоимость их будет составлять от 6,5 до 10,5 тыс. руб. Представленные разновидности батарей можно применять для транспортных средств, которые перевозят яхты, дома на колесах, нагруженные прицепы.

Особенностью представленной группы изделий является двойной ресурс работы. При этом система имеет дополнительную защиту от глубокой разрядки. Это значительно продлевает срок эксплуатации АКБ. Гарантия на эту группу изделий предоставляется сроком на 48 месяцев.

Отзывы о серии "Реактор"

Рассматривая отзывы об аккумуляторе «Аком Реактор», следует отметить множество положительных высказываний. В эту группу изделий отечественного бренда вошли приборы, которые отличаются повышенным значением тока при холодном пуске. Аналогов представленным АКБ в России нет.

Это мощные аккумуляторы, которые позволяют завести автомобиль даже в при недостаточной работе генератора. Представленные конструкции можно применять для легковых транспортных средств иностранного и отечественного производства. При этом в автомобиле может работать одновременно достаточно много потребителей электроэнергии.

Отзывы об аккумуляторах «Аком Реактор» говорят о возможности подобрать подходящую модель для разных марок автомобилей. АКБ выпускаются с прямой и обратной полярностью. При этом в продаже представлены батареи емкостью от 55 до 100 А*ч. Приобрести такую продукцию можно по цене от 4,5 до 8 тыс. руб. Гарантия на представленную продукцию распространяется в течение 36 месяцев.

Отзывы о серии EFB

Относительно недавно отечественный производитель представил свое новое творение. Это улучшенный тик АКБ, которая получила название «Аком EFB». Новинка появилась на рынке в 2016 году. С этого времени представленные батареи сумели завоевать признание покупателей.

Особенностью представленной группы батарей является полное соответствие современным мировым требованиям производителей автотехники. Наибольшей популярностью в этой группе пользуются, согласно отзывам, аккумуляторы «Аком» 60 А*ч.

Новая батарея получила ряд дополнений. Была улучшена конструкция сепаратора и пластин. Благодаря усовершенствованию технологий производства компании удалось увеличить срок эксплуатации своей АКБ в 2 раза. Также в новой модели были увеличены показатели пусковых токов. Это гарантирует легкий старт системы в любых условиях. Благодаря применению в серии EFB новых технологий гарантия предоставляется в течение 4 лет.

Особенности серии EFB

Следует отметить, что в группу аккумуляторов EFB вошли модели, которые имеют емкость от 55 до 100 А*ч. Стоимость продукции составляет от 4 до 7 тыс. руб. Наибольшей популярностью в этой группе пользуется, согласно отзывам, аккумулятор «Аком» 60 А*ч. Его стоимость составляет около 4,5 тыс. руб.

При достаточно приемлемой стоимости представленные АКБ характеризуются способностью выдерживать большие перепады температур. Батарея может нормально работать при температуре от -40 до +50 ºС. При этом в новой конструкции увеличен показатель циклической нагрузки. Это значительно продлевает период применения представленной батареи.

Прибор не боится глубокого разряда, отличается повышенной устойчивостью к окислительным процессам. Это одни из современных, высококачественных приборов. Он соответствует современным требованиям стандартов. Представленный аккумулятор можно применять в самых новых автомобилях, которые имеют большое количество мощных энергопотребителей.

Кальциевые АКБ (Ca/Ca) – батарея, свинцовые пластины которой легированы кальцием. Содержания Ca составляет 0,08-0,09% от массы. Подобный вид,

в отличие от сурьмяного или гибридного, применяется редко, в силу своей дороговизны, хотя пластины с сурьмой уступают пластинам с кальцием. Устройство идентично любому свинцовому аккумулятору автомобиля.

Обзор кальциевых аккумуляторов (Ca-Ca), которые можно купить в магазинах

Следует выделить аккумуляторы с добавлением серебра — АКБ (Ca/Ag). Наличие драгоценного металла уменьшает недостатки кальция, выделяя его преимущества. Посеребренные пластины дороже просто кальциевых, в силу дороговизны металла и сложной технологии.

Обзор серебряно-кальциевых (Ca-Ag) аккумуляторов

Процесс производства аккумулятора с содержанием кальция несколько отличен от стандартной схемы. Решетки для батареи создаются штамповкой, поскольку высокая температура при литье уничтожает кальций. Для штамповки изготавливают свинцовую ленту с добавлением Ca, затем её перфорируют, создавая сложную форму, но сохраняя внешнюю рамку.

Преимущества

Кальциевые автомобильные батареи выделяются следующими характеристиками:

  1. В процессе производства достигается повышенная прочность, создающая защиту от вибрации.
  2. Порядка 90% не обслуживаемы. Кальций уменьшает электролиз воды, благодаря чему жидкость испаряется в малых количествах.
  3. Пластинам не страшен перезаряд, поскольку Ca помогает выдерживать до 15 В.
  4. Тонкие пластины позволяют увеличить их число в батарее, что существенно повышает мощность.
  5. Сплав считается противокоррозийным и защищенным от внешних воздействий.
  6. Обладает низким показателем саморазряда, примерно на 70% ниже, чем у сурьмянистых аналогов.
  7. Долговечны — при надлежащей эксплуатации срок службы — от 5 лет.

Недостатки

  1. Не переносит резкие разряды. В заряженном АКБ следует поддерживать напряжение выше 12 В, желательно 14,5 В. Один глубокий разряд уменьшает емкость на 8-20%, а один полный — на 50%. Потери трудновосполнимы, в то время как 3-4 разряда совсем убивают данные батареи.
  2. Боится простоев, а также частого включения — выключения, поэтому рекомендуется для дальних поездок.
  3. Дороговизна, связанная с технологией и составными компонентами. Качественный механизм стоит от 6 до 15 тысяч рублей, хотя встречаются модели за 2000.

Производители

Среди производителей следует выделить нескольких, создающих качественные автомобильные аккумуляторы:

  • TUDOR
  • Varta
  • Exide

Каждый производитель создает их в большом ценовом диапазоне. Для них характерна дороговизна, поэтому следует обращать свое внимание на механизмы стоимостью от 5 тысяч рублей.

Несколько автомобильных заводов производят и устанавливают свои собственные АКБ (Ca/Ca), например, Ford, Mazda, Nissan, Toyota. Именно эти четыре компании наиболее часто используют кальциевые аккумуляторы в своих машинах. Средняя стоимость — 7 тысяч рублей.

Для отличия подделки от оригинала, следует взглянуть на маркировку. На корпусе обязаны указывать стартовые ток и емкость пластин, номинальное напряжение и дату производства.

Эксплуатация

Графики эксплуатации кальциевых АКБ на примере батарей производства АКОМ

Качественная и длительная работа требует должного ухода за аккумулятором. При использовании транспорта для городской езды — частых остановок с выключением двигателя, рекомендуется производить профилактическую зарядку, для чего необходимо приобрести специальное дорогостоящее зарядное устройство.

Неправильный, городской, тип езды требует производить зарядку каждый месяц, в то время как правильно заряжать — каждые два.

Правила зарядки

Зарядка кальциевого аккумулятора производится до получения 14,3-14,5 В, ток должен составлять 10% от максимального, заявленного производителем, например, для 50 амперного АКБ следует выставлять 5 А; отключается при достижении тока 0,5 А.

Напряжение на клеммах проверяется вольтметром. 12 В и менее говорят о необходимости зарядить аккумулятор, во избежание трудновосполнимых потерь емкости.

Перед зарядкой нужно убедиться, что АКБ имеет комнатную температуру. Старайтесь не допускать нагрева свыше 40-45 градусов Цельсия. Противопоказано допускать кипячение — оно снижает характеристики и может привести к выведению из строя. Отключайте устройство, если началось выделение газа, свидетельствующее о кипячении пластин.

Для свинцово-кальциевого АКБ не требуется ареометр. Сплав сам поддерживает электролит в несвободном состоянии. Жидкость расслоена — сверху располагается более жидкая, а снизу более плотная.

Полная зарядка при глубоком разряде

Разряд до 11,5 В или ниже негативно сказывается на батарее, поскольку в электролите происходит реакция, создающая осадок сульфата кальция, закрывающего доступ заряда к выходу. Запрещено проводить КТЦ (контрольно-тренировочный цикл), которое негативно сказывается на АКБ.

Полная зарядка является долгим процессом, так как зарядить кальциевый аккумулятор нелегко. Предстоит выполнить следующие этапы:

  1. Очистка сульфатированных пластин. Подается напряжение 15,8 В, импульсивно, не дольше 8 часов. Оно помогает очистить внешнюю часть от сульфатов и частично восстанавливает емкость.
  2. Проводится проверка приема заряда от устройства при токе 1/10 от стартового, при 12,6 В.
  3. При температуре 25 градусов производится основной заряд. Ток постоянен, напряжение растущее, не превышающее 14,5 В. Срок — до восполнения 80% емкости, но не более 20 часов.
  4. В тех же условиях, но теперь при постоянном напряжении и уменьшающемся токе емкость доводится до 100%. Данный этап длится до 10 часов.
  5. После основного этапа надо проверить батарею на удержание напряжения в течение пары минут.
  6. Необходимо включить режим Recond, при наличии, для восстановления максимальной емкости. Если это невозможно, а номинальная емкость составляет менее половины от изначальной, рекомендуется приобрести новый АКБ.
  7. В режиме Recond подается высокое напряжение при низком токе в течение 30-240 минут для контролируемого газообразования, способствующего перемешиванию и расслоению электролита.
  8. После восстановления производится полная зарядка в буферном режиме. При 13,6 В и токе не более 10 А длительностью 10 суток. Цикл перезапускается при падении вольтажа.
  9. В конце производится профилактическая зарядка при постоянно уменьшающемся токе — от 10 до 2% от базового. Устройство поддерживает 12,7 — 14,4 В, но в случае его падения необходимо начать цикл с нуля.

Среди зарядных устройств следует выделить:

  • Автоматический Кедр-Авто-10, стоимостью 1700 рублей.
  • Ручные Орион PW-265 и ЗПУ 135. Их цена составляет 1500 и 4000 соответственно. ЗПУ является пусковым и имеет функцию десульфурации, что и влияет на его стоимость.

Тщательно выбирайте устройство, так как правильно зарядить кальциевую батарею нелегко. Хорошее должно предусматривать режимы десульфурации и восстановления. Желательно, чтобы оно также было пусковым, то есть способным в короткий срок восполнить батарею для поездки и последующей полной зарядки.

Компания «АКОМ» в партнерстве с профильным предприятием, специализирующемся на изготовлении изделий электроники для министерства обороны, завершила работы по проектированию и освоению производства зарядных устройств 20А и 7,5А под торговой маркой «АКОМ».

Поводом для данной работы послужило желания пользователей аккумуляторов «АКОМ» обладать возможностью гарантированной зарядки современных кальциевых батарей в период эксплуатации и сервисного обслуживания. Зарядные устройства, представленные сегодня на рынке, в основном зарубежного производства с сомнительным уровнем качества, как правило не соответствуют своим заявленным характеристикам, низкой эффективностью зарядки и способны лишь незначительно подзарядить батарею, о полной зарядке не может быть и речи.

Процесс разработки продолжался более 1,5 лет, включал в себя расчет алгоритмов зарядки и написания программы, разработку схемотехнического решения, подбор надежной компонентной базы, подготовку производства, испытания на различных типах аккумуляторных батарей и проверку надежности функционирования в различных режимах эксплуатации. Выпуск устройств организован в соответствии с правилами военной приемки, что гарантирует высокое качество и надежность.


Особенности и преимущества зарядных устройств «АКОМ»:

1. - ЗУ 20А предназначено для работы в условиях сервисных центров, крупных складов АКБ, организаций с большим автопарком и других сфер бизнеса, связанных с обслуживанием аккумуляторных батарей емкостью до 225 Ач. - ЗУ 7,5А является оптимальным для использования владельцами аккумуляторов емкостью до 80 Ач. и может служить источником питания с напряжением 14.4/16В, током 7,5А.

2. Устройства проверены и одобрены испытательной лабораторией ЗАО «АКОМ» для всех типов аккумуляторных батарей.

3. Зарядные устройства «АКОМ» в автоматическом режиме обеспечивают оптимальный алгоритм зарядки, исключающий разрушение электродов, чрезмерное кипение, перегрев электролита и преждевременный выход из строя аккумуляторной батареи.

4. Гарантированный заряд всех типов аккумуляторов в автоматическом и ручном режиме

5. Возможность ввода собственных режимов зарядки в автоматическом режиме и его сохранение в памяти ЗУ (конвейерный заряд в автоматическом режиме, способом пере подключения проводов с одной батареи на другую, без отключения питание ЗУ)

6. Высокий уровень стабилизации заданных параметров.

7. Анализ состояния, степени заряженности батареи.

8. Защита от «переполюсовки», короткого замыкания, перегрева.

Профессиональное зарядное устройство 16В/20А «АКОМ» для всех типов 12В свинцово-кислотных аккумуляторов.

Основные характеристики зарядного устройства «АКОМ»
Питание 220V ±10% / 50Гц
12V
Измеряемое напряжение 0V – 20V (ограничение до 30V)
Ток заряда 0,1А – 20А
16V / 14,4V
16,3V
Ступенчатая, с шагом 0,1V, 0,1А.
Два контура – электронная и плавкая вставка
Защита от перегрева ЗУ
Режимы работы ЗУ
  • «ПРОВ» - Проверка состояния аккумуляторной батареи.
Заряд батарей напряжением от 4В и выше.
Не более 370 Вт.
-40°С ÷ +55°С
Длина шнура питания 1,1 м
1,5 м
Масса прибора 6.5 кг
Габаритные размеры 232х225х110
Гарантия
12 месяцев

Зарядное устройство 16В/7,5А «АКОМ» для всех типов 12В свинцово-кислотных аккумуляторов. Оптимально для батарей емкостью до 75 Ач.

Характеристики зарядного устройства «АКОМ» 16В/7,5А
Питание 220V ±10% / 50Гц
Номинальное напряжение аккумуляторной батареи 12V
Ток заряда 0,1А – 7,5А
Конечное напряжение заряда в режиме «АВТО» (автомат) 16V / 14,4V
Ограничение напряжения в режиме «РУЧН» (ручное) 16,3V
Регулировка напряжения, тока Ступенчатая, с шагом 0,5А.
Защита от неправильной полярности подключенной аккумуляторной батареи Два контура – электронная и плавкая вставка.
Защита от перегрузки выхода ЗУ по току и короткого замыкания Два контура – электроннаяи плавкая вставка
Защита от перегрева ЗУ Два контура – принудительная вентиляция и управление зарядным током.
Защита ЗУ по питанию 220V ±10% / 50Гц от повышенного напряжения и перегрузок Электронная – самовосстанавливающийся предохранитель.
Режимы работы ЗУ
  • «АВТО» - Заряд аккумуляторной батареи в автоматическом режиме.
  • «РУЧН» - Заряд аккумуляторной батареи в ручном режиме.
  • Режим источника питания
  • Режим поддержания уровня заряда батареи
Возможность заряда глубоко разряженных аккумуляторных батарей в режиме «РУЧН» (ручное) и «АВТО» (автомат) Заряд батарей напряжением от 0В и выше.
Потребляема мощность в режиме заряда при максимальном токе заряда Не более 150 Вт.
Диапазон рабочих температур -40°С ÷ +55°С
Длина шнура питания 1,1 м
Длина проводов для подключения аккумуляторной батареи 1,5 м
Масса прибора 2 кг
Габаритные размеры 214х100х125
Гарантия 12 месяцев


1. Назначение и описание АКБ

1.1. Батарея аккумуляторная свинцовая стартерная (далее АКБ), номинальным напряжением 12 В, залитая электролитом и заряженная, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53165-2008 и ТУ 3481-001-57586209-2010, предназначена для пуска двигателей внутреннего сгорания и питания электрического оборудования автотракторной техники.

1.2. АКБ выпускаются в климатическом исполнении вида УХЛ категории размещения 2 (ГОСТ 15150), при этом температура окружающего воздуха при эксплуатации должна быть от минус 50ºС до плюс 60ºС.

1.3. АКБ изготавливаются в двух вариантах исполнения: прямой и обратной полярности в зависимости от расположения полюсных выводов и от ёмкости АКБ (см.рисунок 1 и рисунок 2). Полярность АКБ указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля

.

Рисунок 1 110 А·ч и менее



Рисунок 2 – Расположение полюсных выводов АКБ ёмкостью более 110 А·ч


1.4. АКБ номинальной ёмкостью 110 А ч и менее относятся к категории VL – с очень малым расходом воды, так как соответствует требованиям п.9.7 ГОСТ Р 53165-2008
АКБ номинальной ёмкостью более 110 А ч, относятся к категории L – с малым расходом воды, так как соответствует требованиям п.9.7 ГОСТ Р 53165-2008

1.5. Для производства АКБ используется электролит, приготовленный из очищенной воды (соответствующей техническим требованиям, утверждённым на АО «АКОМ») и кислоты серной аккумуляторной по ГОСТ 667 (высший сорт).


2. Подготовка АКБ к эксплуатации (выполняется торгующей организацией)

2.1. Проверить АКБ внешним осмотром на отсутствие механических повреждений, трещин, сколов, негерметичности на корпусе и на полюсных выводах.

2.2. Проверить напряжение на полюсных выводах. При напряжении менее 12,6 В АКБ необходимо зарядить. Заряд АКБ необходимо проводить при температуре электролита более 0ºС. Перед началом зарядки необходимо выкрутить заливные пробки (при их наличии) и оставить их в посадочных гнездах крышки. По окончании заряда, прежде чем завернуть пробки, необходимо извлечь их из заливных отверстий для выхода скопившихся газов и выдержать в таком состоянии батарею не менее 20 минут. Во время заряда периодически проверяйте температуру электролита и следите за тем, чтобы она не поднималась выше 45ºС. Батарея VRLA (с регулирующим клапаном) не предназначена для доливки дополнительной воды. Начинать заряд рекомендуется током не более 5% от номинальной емкости в течение двух часов, с последующим повышением тока зарядки до 10% от номинальной емкости (например, для АКБ номинальной емкостью 55 А ч ток зарядки равен 5,5 А). Для эффективной и полной зарядки АКБ, изготовленных по технологии Ca/Cа, зарядное устройство должно обеспечивать зарядное напряжение 16,0 В, для малосурьмянистых и гибридных батарей - 15,2В. Критерием окончания заряда является достижение плотности 1.27 г/см3, при невозможности контроля плотности, окончанием заряда можно считать падение зарядного тока до 0,5-1А и его стабилизация в течение 2-х часов.

Внимание! При заряде выделяется взрывоопасный газ! Помещение, где ведется зарядка должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией или проветриваться, в нем запрещается курить и пользоваться открытым пламенем!

Для проверки напряжения разомкнутой цепи АКБ после заряда необходимо выключить зарядное устройство, отсоединить наконечники проводов зарядного устройства от полюсных выводов АКБ, выдержать АКБ не менее 8 часов при комнатной температуре и затем провести замер. Ориентировочно степень заряженности батареи может быть определена по замеренному напряжению на полюсных выводах АКБ (при 25°С) (см.рисунок 3)


Рисунок 3 – Взаимосвязь напряжения на полюсных выводах АКБ (при 25°С) и степени её заряженности


2.3. Проверить уровень электролита (при наличии заливных отверстий). Уровень электролита замеряют через заливные отверстия аккумуляторов с помощью стеклянной трубки внутренним диаметром 3÷5 мм. Столбик электролита в трубке указывает высоту его уровня над верхним краем пластин, который должен быть в пределах (18÷45) мм. Уровень электролита устанавливается изготовителем в зависимости от типа батареи. Для батареи VRLA уровень электролита не проверяется.

2.4. Проверить плотность электролита (при наличии заливных отверстий). Плотность электролита замеряют с помощью ареометра с одновременным замером температуры электролита. Электролит отбирают через заливные отверстия аккумуляторов. Результат измерения плотности приводят к температуре 25°С. Для этого к показаниям ареометра надо прибавить или отнять поправку, указанную в таблице 1 (в соответствии со знаком указанного значения поправки).
Плотность электролита должна быть в пределах (1,27÷1,30) г/см3 при 25˚С (см. рисунок 4). При плотности электролита ниже 1,26 г/см3 при 25˚С АКБ необходимо зарядить согласно 2.2. Для батареи VRLA плотность электролита не проверяется.

Таблица 1 - Поправки к показаниям ареометра при приведении плотности электролита к 25ºС

Температура

электролита, ºС

Поправка

г/см 3

Температура

электролита, ºС

Поправка

г/см 3

от + 47 до + 50 +0,02 от + 3 до – 10 -0,02
от + 33 до + 46 +0,01 от – 11 до – 25 -0,03
от + 18 до + 32 0 от – 26 до – 39 -0,04
от + 4 до + 17 -0,01 от – 40 до – 50 -0,05

Рисунок 4 - Взаимосвязь плотности электролита АКБ (при 25ºС) и степени ее заряженности



2.5. Если АКБ укомплектована индикатором плотности и уровня электролита, необходимо руководствоваться показаниями, значения которых приведены ниже:

Цвет зеленый
Уровень и плотность электролита в норме (батарея заряжена)
Цвет черный
Низкая плотность электролита (батарею необходимо зарядить)
Цвет белый
Низкий уровень электролита (необходимо долить дистиллированную воду)

3. Крепление и подключение АКБ
3.1. Закрепите АКБ нужной полярности на автомобиле согласно его руководству по эксплуатации. Подключение и отключение АКБ производить при выключенных потребителях. Замок зажигания должен находиться в положении «Выкл.», «0» (или «Lock» на автомобилях иностранного производства). Перед установкой аккумуляторной батареи в автомобиль необходимо полностью удалить транспортировочную упаковку (пленка) с АКБ (если таковая имеется).

3.2. Перед подключением рекомендуется очистить окисленные поверхности контактных зон полюсных выводов АКБ и токосъемных наконечников проводов. Наконечники проводов плотно зажать на полюсных выводах АКБ, затем тонким слоем нанести технический вазелин (ТУ 5531-006-54051488-02) для защиты от окисления и сохранения контакта. Первым подключается полюсный вывод «+», затем полюсный вывод «-». Отключение производить в обратном порядке. Будьте внимательны при подключении наконечников проводов к полюсным выводам! Подключение «+» провода к «-» клемме АКБ и наоборот приведет к выходу из строя электронного блока управления и другого дорогостоящего электрооборудования автомобиля!

4. Эксплуатация и уход за АКБ
4.1. Перед запуском двигателя все потребители должны быть отключены. При пуске двигателя не нагружайте АКБ дольше 5÷10 сек за одну попытку, перерыв между попытками должен быть не менее одной минуты. Если после трех попыток двигатель не запускается, следует проверить работоспособность системы топливоподачи и зажигания. Разряженная при неудачном пуске двигателя аккумуляторная батарея должна быть как можно скорее заряжена в стационарных условиях (по 2.2). Хранение глубоко разряженных АКБ более 2÷3 дней недопустимо, так как это приводит к значительному снижению эффективности её работы и срока службы.

4.2. Следите за исправностью электропроводки автомобиля. Утечки в цепях при неисправной электропроводке, а также включенные потребители (сигнализация, часы и др.) при неработающем двигателе приводят к разряду АКБ. Замер тока утечки следует производить на станции техобслуживания. При длительной стоянке автомобиля рекомендуется отключать клеммы бортовой сети от полюсных выводов АКБ, если это не запрещено заводом-изготовителем автомобиля.

4.3. Эксплуатация разряженной АКБ при отрицательной температуре приводит к замерзанию электролита и разрушению АКБ (см.таблицу 2).


Таблица 2 – Зависимость температуры замерзания электролита от его плотности

г/см3 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 1,24 1,25 1,26 1,27 1,28
°С -8 -9 -10 -12 -14 -16 -18 -20 -22 -25 -28 -34 -40 -45 -50 -54 -58 -68 -74

Отсутствует гарантийный талон;
потребителем удалены комплектующие элементы, применяемые для данного типа батарей;
гарантийный талон не заполнен и отсутствует печать торгующей организации;
гарантийный талон с исправлениями;
изменена дата изготовления (при ее наличии на крышке АКБ);
имеются механические или иные повреждения корпуса АКБ (повлиявшие на выход из строя);
имеются механические или иные повреждения полюсных выводов АКБ (повлиявшие на выход из строя);
уровень электролита над верхним краем пластин ниже 10 мм во всех банках АКБ одновременно;
уровень электролита выше нормы >35 мм;
при переполюсовке батареи;
плотность электролита ниже 1,2 г/см3 во всех банках АКБ одновременно;
замерзание электролита во всех банках АКБ одновременно;
электролит имеет темный, непрозрачный или окрашенный цвет.

6.4. Гарантийные обязательства (гарантийное обслуживание) прекращаются в случае:

Эксплуатации АКБ на автомобилях с неисправным электрооборудованием или несоответствия технических параметров автомобиля к устанавливаемой АКБ;
нарушены требования настоящей инструкции.

6.5. Заряд АКБ для проведения технической экспертизы может быть произведен в торгующей организации, либо в гарантийно-сервисном центре:

Бесплатно - в случае выявления по результатам технической экспертизы заводского дефекта;
за счет владельца АКБ - в случае выявления нарушения условий эксплуатации.


ВНИМАНИЕ! Проверяйте наличие верхней этикетки с указанием завода-производителя. В случае обнаружения факта отсутствия верхней этикетки на данном аккумуляторе, просим сообщить о данном нарушении на электронный адрес компании "АКОМ".