Административный регламент исполнения федеральной миграционной службой. I. Понятие "административный регламент"

Регламенты как правовая форма государственного администрирования. Термин "регламент" (от лат. "regula" - норма, правило и "regere" - править, управлять; от фр. "reglament" - распорядок, правило) давно и хорошо известен в российском административном словарном составе. Как и в других европейских странах, он означает порядок работы государственных органов, учреждений, организаций. Согласно толковым словарям русского языка под регламентом понимаются правила, регулирующие порядок какой-нибудь деятельности или последовательности работ.

В том же ключе толкуют термин "регламент" и юридические энциклопедические словари, согласно которым регламент - это нормативный правовой акт, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности какого-либо органа и его подразделения; порядок ведения заседаний, собраний, сессий, съездов представительных органов*(4). Принимается он, как правило, самими органами на основе и в соответствии с законом, определяющим правовой статус данных организаций*(5). Регламент может быть также представлен совокупностью фактически сложившихся правил и процедур работы какого-либо органа, общественного объединения.

Таким образом, можно сделать вывод: регламенты - это прямая принадлежность государственного управляющего воздействия.

Регламенты как административные акты применялись еще в Российской Империи. В военном ведомстве регламентами назывались инструкции, служебные уставы, а также важнейшие акты законодательства времен Петра I, которые обычно соединяли в себе основные законоположения с распоряжениями инструктивного характера и определяли структуру, штаты, функции, порядок деятельности государственных учреждений, прохождение службы и проч. (например, Генеральный регламент государственных коллегий от 28 февраля 1720 г., Регламент или устав Главного магистра от 16 января 1721 г. и др.).

В международной практике (международные конгрессы и конференции) также широко применяются регламентарные акты (Венский Регламент 1815 г. и др.).

В практике зарубежных государств термин "регламент" применяется к административным актам, принимаемым правительствами, например, Франции, Италии и некоторых других государств в порядке осуществления регламентарной власти, т.е. правового регулирования общественных отношений путем наделения их участников субъективными юридическими правами и возложения на них юридических обязанностей.

В США термин "administrative regulations" применяется к правилам взаимодействия внутри ведомства и ведомства с его клиентами. В Великобритании правила работы ведомств с населением обозначаются термином "стандарты работы с гражданами" и включают определение для государственных служащих показателей работы с населением.

Юридическая сила таких актов ниже силы закона. В то же время некоторые из них не являются подзаконными актами, поскольку могут издаваться по вопросам, которые законом не регулируются.

Однако это утверждение не относится к современным административным регламентам в России. Характеристики регламентарных актов зарубежных государств имеют мало общего с регламентами в сфере государственного администрирования в Российской Федерации. В российском законодательстве и доктрине российского административного права регламентарные акты именуются "административными регламентами". В зарубежном административном законодательстве прямого аналога указанного термина не существует*(6). Административные регламенты ближе по форме и содержанию к применяемым в последнее время в европейских странах актам "administrative simplification", предусматривающим процедуры административного упрощения.

В доктрине российского административного права общепризнанно: административные регламенты - это административные акты*(7). Им присущи те же сущностные признаки, что и всей совокупности этого типа нормативных правовых актов. Как и все административные акты, административные регламенты должны представляться органами исполнительной власти на государственную регистрацию в Министерство юстиции РФ и его территориальные органы. И тем не менее в общей системе административных актов их следует выделять в отдельный класс. Почему?

Административный акт является решением по своей сути (в материальном смысле). Орган исполнительной власти должен принимать решения в установленной форме и давать ему надлежащее название (установленное для административных актов).

Иное дело - административные регламенты, не содержащие решения в собственном (материальном) смысле. В них нет "результата", а лишь определяется процедура (процедуры) создания "конечного административного продукта", что является главным делом любого административного органа.

Административный регламент представляет собой административный акт, устанавливающий административную процедуру (административные процедуры). Он содержит процедурные ("технологические") нормы, определяющие условия, порядок, сроки и последовательность действий органа исполнительной власти по реализации его компетенции, исполнению законов и административных актов. В этом суть административных регламентов и их принципиальное отличие от всех других видов административных актов.

В административный регламент не могут включаться предписания, имеющие материальный характер. Включение подобных предписаний в регламент может привести к изменению или иному искажению компетенции органа исполнительной власти, что недопустимо.

Административный регламент должен содержать правовые предписания, устанавливающие исключительно административные процедуры, посредством которых орган исполнительной власти исполняет возложенные на него функции государственного управления или предоставляет государственные услуги, а также осуществляют свои полномочия другие правоспособные субъекты, участвующие в деятельности органа исполнительной власти.

Административный регламент содержит правовые предписания, которые вместе с предписаниями о компетенции органа исполнительной власти регулируют одни и те же общественные отношения, возникающие в связи с исполнением функций государственного управления или предоставлением государственных услуг. Так, Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"*(8) предусмотрена государственная функция по предоставлению государственной или муниципальной преференции хозяйствующим субъектам. Исполнение этой функции возложено на Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331*(9). Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции (утвержден приказом ФАС России от 16 декабря 2009 г. N 841) определяет административные процедуры исполнения указанной государственной функции.

Следовательно, содержащиеся в регламентах административные предписания регулируют общественные отношения, правовая регламентация которых обусловлена нормативными правовыми актами о правовом статусе и компетенции органов исполнительной власти, но которая ими непосредственно не регулируется. Регламенты регулируют отношения, возникающие в процессе практической правореализационной деятельности органов исполнительной власти.

Иными словами, если одни административные акты (материальные) содержат предписания, устанавливающие компетенцию органов исполнительной власти и тем самым закрепляют их организационную структуру и систему, а также круг субъектов, участвующих в их деятельности, и содержание их правоспособности, предоставленной им в связи с участием в деятельности того или иного органа исполнительной власти, то административные регламенты содержат нормы другого рода и назначения - правовые предписания, устанавливающие процедуры, на основе которых и органы исполнительной власти, и субъекты, участвующие в их деятельности, осуществляют предоставленные им права и выполняют возложенные на них обязанности. Так, процедура индивидуального информирования налогоплательщиков осуществляется Федеральной налоговой службой только на основании обращений в письменной форме. Письменное обращение может быть представлено в инспекцию ФНС России налогоплательщиком (его представителем) лично, направлено почтовым отправлением или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае выявления отсутствия в обращении необходимых реквизитов для обратной связи налогоплательщику направляется письмо "о неисполнении государственной функции с указанием причин"*(10).

Поскольку административный регламент является официальным выражением исключительно административных процедур, такой акт не может порождать новые правовые обязанности и предоставлять новые права, кроме как в рамках правоотношений, урегулированных законом или административным актом в материальном смысле.

Административным регламентом также не могут быть введены какие-либо ограничения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. При условии, что возможность таких ограничений прямо установлена законом, в административном регламенте может содержаться порядок реализации узаконенных ограничений.

Основное назначение регламентарных административных актов состоит в четком определении "технологий" выполнения органами исполнительной власти возложенных на них управленческих функций и оказания государственных услуг и тем самым ограничении произвольного административного усмотрения и установление законных критериев действий не только органов, должностных лиц, государственных служащих, но и граждан и организаций. Они не касаются сущности функций государственного управления или предоставления государственных услуг, не предписывают, что следует, а чего не следует делать, а отвечают только на один вопрос: как и в какой последовательности следует осуществлять предписанную деятельность. Регламенты придают административной деятельности упорядоченный демократический и открытый характер.

Таким образом, административные регламенты - это административные акты, устанавливающие "процедурный порядок" в государственном управлении. С этой точки зрения их можно оценивать как административные акты обеспечивающего и вспомогательного характера. Такая оценка роли административных регламентов в государственном управлении не уменьшает их значимости и потенциала в совершенствовании процесса государственного управления.

Предмет административных регламентов. Важнейшей сущностной характеристикой административных регламентов является их специфический предмет регулирования - административные процедуры.

В Концепции административной реформы предмет административных регламентов определялся весьма расплывчато: как "...последовательность действий органов исполнительной власти (административные процедуры), обеспечивающие исполнение государственных функций, включая предоставление государственных услуг".

Регулирующее воздействие административных регламентов в Концепции увязывается с решением актуальных задач в государственном управлении, касающихся оптимизации управленческой деятельности: сокращение сроков исполнения государственных функций, снижение количества взаимодействий, сокращение количества документов, повышение ответственности должностных лиц и т.д. Создавалось впечатление, что административные регламенты имеют своим предметом регулирование деятельности органов исполнительной власти, связанной с решением поставленных задач.

Столь же неопределенными были подходы к установлению предмета административных регламентов в многочисленных законопроектах, вносившихся в Государственную Думу (от 28 февраля 2001 г. N 64090-3, от 16 января 2003 г. N 284733-3, от 16 марта 2004 г. N 28350-4 и др.). В них в качестве предмета административных регламентов определялись стандарты исполнения государственных функций, т.е. обязательные требования к показателям, содержанию, порядку совершения, качеству управленческих действий, процедур и процессов, обеспечивающие эффективную реализацию государственных функций, предоставление услуг исполнительным органом государственной власти в пределах его компетенции в интересах государства, граждан и юридических лиц.

Согласно законопроектам административный регламент должен исчерпывающим образом (с описанием последовательно выполняемых действий, процедур и их стадий, сроков исполнения, вариативностью возможных решений, формой результата, должностным положением исполнителя и т.д.) регулировать исполнение соответствующих государственных функций, предоставление государственных услуг.

На определенном этапе, когда сформировалась необходимость широкого применения административных регламентов, неопределенность в установлении их предмета была преодолена. В целом ряде нормативных правовых актов об административных регламентах прямо указывается: предмет регламентирования составляют административные процедуры.

В Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (п. 1.20) указано, что последние организуют разработку административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры*(11). В данном контексте, как видно, речь идет об определении процедур исполнения функций или предоставления услуг.

В Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг (п. 3)*(12) также говорится, что регламенты определяют сроки и последовательность действий этого органа (административные процедуры). Как видно, в данном акте термины "процедуры" и "действия" имеют одинаковую смысловую нагрузку.

В пункте 30 указанного Порядка разъясняется: административные процедуры - это "...логически обособленные последовательности, административных действий при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги)".

Каждый административный регламент содержит раздел "Административные процедуры", где определяются основания, стадии, формы, сроки и последовательность совершения административных действий, охватываемых понятием "административная процедура"*(13).

Ни в административных регламентах, ни в других нормативных актах нет определения "административная процедура", хотя сам термин используется и в законах*(14).

В научной доктрине существует широкий спектр мнений в отношении содержания понятия "административная процедура". По вопросу раскрытия сущности административной процедуры высказывались многие научные авторитеты: Ю.А. Тихомиров, Э.В. Талапина, Н.Г. Салищева, С.Д. Хазанов, Ю.Н. Старилов, И.Н. Барциц и др. Краткий обзор этих мнений дан в работах М.В. Никифорова*(15), В.И. Кузнецова*(16) и К.В. Давыдова*(17).

Не оценивая различные подходы к пониманию сущности административной процедуры, отметим: в конечном счете все они сводятся к следующему краткому утверждению: административная процедура - это порядок или последовательность действий органа исполнительной власти при исполнении государственных функций, предоставлении государственных услуг.

С учетом доктринальных точек зрения, основываясь на содержании действующих административных регламентов, приходим к следующему однозначному выводу: административная процедура как предмет административной регламентации представляет собой официально установленное действие органа исполнительной власти, имеет фиксируемое начало (юридический факт), четко определенные стадии и сроки исполнения действия, включающее критерии и варианты принятия решений и юридически фиксируемый результат в виде стандарта исполнения.

Административные процедуры образуют разветвленную структуру: принятие и исполнение решений при осуществлении органами исполнительной власти и должностными лицами государственных функций, предоставлении государственных услуг; реализация должностных полномочий и их юридическое оформление; организация работы государственного аппарата; рассмотрение обращений граждан и организаций, административной защиты их прав и законных интересов и т.д. "Разнообразие этих структур отражает разницу в характерах государственных функций или услуг, позволяя формировать строго обоснованные структуры"*(18).

Конкретный элементный состав административных процедур зависит от их функционально-предметного содержания. Каждая из государственных функций имеет свой предмет, который и предопределяет виды и последовательность административных процедур (действий)*(19). Скажем, предмет регламентов об организационных процедурах составляют организационные мероприятия, проведение заседаний, совещаний; подготовка и принятие решений; получение и передача информации, делегирование полномочий и др.

Совершенно иной элементный состав процедур: исполнение государственных функций, предоставление государственных, контрольных, координационных, коллизионных, переговорных согласительных, административно-юрисдикционных и других процедур. Так, С.З. Женетель детально проанализировала административные процедуры исполнения таких государственных функций, как лицензирование, регистрация в сфере информации граждан, а также в области оспаривания действий органов исполнительной власти и установила их различный элементный состав*(20).

Следовательно, определяя предмет конкретного административного регламента, важно предусмотреть исчерпывающий (закрытый) перечень юридических действий и актов, совершаемых и принимаемых управомоченными субъектами в пределах их компетенции. Только "...четкость административной процедуры способна обеспечить осуществление компетенции органа власти в полном объеме"*(21). В предмет любого административного регламента также включаются правила применения материальных и процессуальных норм, положения о продолжительности административных процедур и их периодичности.

Общие требования, предъявляемые к административным регламентам. Разработка и применение административных регламентов должны проходить в рамках единого, внутренне согласованного правового пространства, обеспечение которого в настоящее время связано с определенными трудностями. Не существует единой законодательной основы - рамочного федерального закона, устанавливающего общие принципы и требования, предъявляемые к структуре и содержанию регламентов, как административным актам особого рода. Такого рода положения установлены лишь в отношении административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (гл. 3)*(22).

Вместе с тем "...задача формирования полноценных законодательных основ административных регламентов в данном случае... не была достигнута (если, конечно, она вообще ставилась)"*(23). Это главная проблема, препятствующая административным регламентам стать эффективным инструментом регулирования отношений реализации органами исполнительной власти своей компетенции.

Общие требования к порядку разработки и принятия административных регламентов, хотя и не на законодательном уровне, но определены: постановлениями Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 (в ред. от 15 мая 2010 г.) "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации"*(24), от 11 ноября 2005 г. N 679 (в ред. от 2 октября 2009 г.) "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)"*(25), от 28 июля 2005 г. N 452 (в ред. от 24 сентября 2010 г.) "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти"*(26), от 19 января 2005 г. N 30 (в ред. 24 сентября 2010 г.) "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти"*(27).

Правила разработки и принятия административных регламентов в федеральных органах исполнительной власти, отражающие их специфику, устанавливаются ими самими*(28), а в субъектах Федерации - высшими органами исполнительной власти*(29).

В регулировании порядка разработки играют определенную роль Методические рекомендации по разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг), разработанные Минэкономразвития России (официально не утверждены).

Как видно, в целом на сегодняшний день регулирование института административных регламентов носит подзаконный фрагментарный коллизионный (и даже в некоторых отношениях полуофициальный) характер. В отношении должностных регламентов вообще нет каких-либо нормативных правовых актов, закрепляющих требования к их содержанию. Следует согласиться с общей оценкой сложившейся ситуации. Она "...бесперспективна с позиций дальнейшего совершенствования законодательства"*(30), добавим: в том числе системы административных регламентов в целом.

Практика разработки административных регламентов демонстрирует острую "...потребность единообразного комплексного законодательного регулирования административных регламентов исполнительных органов"*(31).

В.К. Давыдов детально проанализировал основные доктринальные концепции регулирования отношений, связанных с административными регламентами, и на этой основе предложил свою концепцию "многоуровневого правового оформления административных регламентов"*(32). Скажем прямо: реализация этой идеи отодвинула бы решение насущных проблем структуры и содержания административных регламентов, порядка их разработки на весьма отдаленный период.

Столь же громоздкой и юридически несостоятельной является двухуровневая модель правовой регламентации административных процедур, предложенная О.В. Морозовой. Автор считает необходимым "...принятие на федеральном уровне Основ законодательства об административных процедурах, подлежащих воспроизведению на региональном уровне". Второй уровень, по ее мнению, "...составят федеральные законы, регулирующие отдельные виды административных процедур". Но есть и третий уровень, на котором автор располагает "...подзаконные акты, направленные на регулирование технических и организационных вопросов"*(33).

Федеральные законы в виде "основ законодательства" отвергнуты федеральной правотворческой практикой, а воспроизведение норм федеральных законов на уровне субъектов Федерации порождает правотворческий прием, ведущий к инфляции законодательства. Не существует доктринальной общепризнанной и тем более официальной типизации административных процедур. Да и сам термин "административная процедура" законодательно не определен. Неясно, какие организационные и технические вопросы автор имеет в виду, которые могут составить предмет иных подзаконных актов, а не административных регламентов.

Вслед за многими авторами (Ю.А. Тихомиров, Э.В. Талапина, В.Н. Южаков, И.Н. Барциц и др.) полагаем необходимым принятие федерального закона, посвященного исключительно административным регламентам органов исполнительной власти, проект которого был подготовлен еще в 2006 г. Его целесообразно реанимировать и обновить с учетом накопленного опыта применения административных регламентов. Цель федерального закона остается прежней - регламентация статуса административных регламентов, их предмета (административных процедур), порядка разработки, принятия, применения, изменения и отмены, обязанностей исполнительных органов государственной власти, их должностных лиц и государственных служащих, прав заинтересованных лиц, граждан и организаций в связи с применением административных регламентов, ответственность за нарушение административных регламентов.

Смысл и назначение административных регламентов - упорядочить и конкретизировать обязанности органов исполнительной власти перед обществом. Это, в свою очередь, должно способствовать созданию процедур как административного контроля, так и общественной оценки их деятельности.

С этой точки зрения административный регламент любого типа должен соответствовать системе нормативных правовых актов, действующих в определенной сфере или отрасли государственного управления. Они не должны регламентировать вопросы, которые по своему характеру являются предметом регулирования законов, постановлений Правительства РФ, иных нормативных правовых актов. Поэтому нельзя согласиться с сентенциями о том, что в законах прошлых лет и современных очень мало процедурных правил*(34). В источниках материального права их в принципе не должно быть.

В административных регламентах не должно быть: новых элементов понятийного аппарата правового регулирования отношений соответствующей сферы (новых терминов, определений и т.д.), регулирования порядка введения или устранения административных процедур, регламентации вопросов компетенции и иных вопросов материального права.

Ошибочной является правотворческая практика, связанная с включением (изложением) в регламентах такого рода норм из законов и административных актов. Ошибочны и следующие рекомендации: "...Административные процедуры должны найти свое законодательное закрепление в целом пакете федеральных законов об организации и функционировании исполнительной власти"*(35).

Совсем наоборот. "Смысл всей этой работы в том, чтобы по завершении разработки соответствующего административного регламента, то есть функции того или иного органа исполнительной власти, или того или иного действия органов исполнительной власти, иные законы, нормативные правовые акты, регулирующие исполнение этой функции и других полномочий государственной власти, были отменены"*(36). Не может быть ситуации, когда наряду с административным регламентом действует множество приказов и инструкций, регламентирующих исполнение государственной функции или предоставление государственных услуг. Любое решение, принятое вне процедур, предусмотренных административным регламентом, отныне является незаконным.

Административные регламенты содержат собственные нормы, регламентирующие административные процедуры (официальный порядок официальных действий органа исполнительной власти) по исполнению функций государственного управления или предоставлению государственных услуг. Элементом их содержания может быть и является справочная информация, касающаяся организации работы соответствующих государственных органов. Она должна быть достаточной как для получения государственной услуги физическим или юридическим лицом, так и для исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги должностными лицами органа исполнительной власти.

Это важно, но главное заключается в том, что административный регламент становится единственным нормативным правовым актом, регулирующим административные процедуры. Поэтому основное требование, предъявляемое к содержанию административных регламентов, - правильное и исчерпывающее определение предмета регламентации - полнота административных процедур и их оптимизация.

Весь массив выявленных процедур должен быть структурирован и облечен в правовую форму, отвечающую содержанию административного регламента. В отличие от понимания предмета регламентации США и ФРГ в Российской Федерации под предметом регламентации понимают в большей степени не взаимодействия, структуры и ответственность структур и отдельных лиц, а административные процедуры, т.е. для российской практики предлагается большая степень детализации регламента*(37).

Соблюдению требования детальной регламентации действий, образующих административную процедуру, не препятствует другое требование: в административном регламенте не должно быть избыточных административных процедур и избыточных административных действий. Речь идет о последовательности действий, когда исключение какого-либо одного из них не позволяет получить искомый результат регламентируемой административной процедуры. Если же искомый результат тем не менее достигнут, такое действие является избыточным и подлежит исключению.

Административные регламенты, как и все нормативные правовые акты, должны соответствовать единым критериям качества*(38). Вместе с тем они должны соответствовать и своим специальным критериям качества:

Законности (обеспечивать полноту, всесторонность и объективность анализа проблем и задач правильного применения закона);

Открытости (предусматривать все необходимые условия для реализации прав, законных интересов и обязанностей граждан и юридических лиц);

Гласности (развивать демократические начала в управлении, участие в нем структур гражданского общества и учета мнения граждан);

Доступности (регламентировать предоставление значимых публичных услуг гражданам и юридическим лицам, выступающим потребителями услуг);

Эффективности (содержать правила эффективного взаимодействия с другими государственными органами);

Концентрации (экономии сил, средств и служебного времени государственных служащих);

Обязательности (реализации принципа ответственности каждого органа исполнительной власти, должностного лица за исполнение административных процедур).

Отечественные исследователи отмечают: "...Многие действующие административные регламенты не в полной мере отвечают этим критериям"*(39). Например, Н.В. Филатова в своем весьма обстоятельном исследовании "Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора)" констатирует: "...в настоящее время в административных регламентах отсутствует четкое, единообразное закрепление порядка осуществления мероприятий по контролю (надзору), а также возможность наступления ответственности органов и должностных лиц в рамках реализации административных процедур"*(40).

Все отмеченные проблемы содержания административных регламентов должны найти свое разрешение в федеральном законе об административных регламентах органов исполнительной власти, проект которого широко поддерживается авторитетными специалистами.

Приказ Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 19 марта 2008 г. N 64 г. Москва "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации"

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора Федеральной миграционной службы генерал-майора внутренней службы Н.М. Смородина.

Директор
генерал-полковник милиции К. Ромодановский

Приложение к приказу

Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации

I. Общие положения

1. Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации1 устанавливает:

порядок исполнения государственной функции по определению наличия гражданства Российской Федерации, приобретению или прекращению гражданства Российской Федерации, согласованию или отклонению, либо отмене решений по вопросам гражданства, ведению учетов лиц, изменивших гражданство;

требования, предъявляемые к порядку исполнения государственной функции, сроки и последовательность действий (административные процедуры) Федеральной миграционной службы2 и территориальных органов ФМС России3, порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица или принимаемого им решения, а также взаимодействие ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении данных полномочий.

2. Исполнение государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации производится ФМС России и ее территориальными органами.

В ФМС России и ее территориальных органах исполнение законодательства о гражданстве Российской Федерации осуществляется уполномоченными структурными подразделениями.

В процессе исполнения государственной функции в пределах своей компетенции также участвуют: Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (пункты 35, 37, 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации)4; Министерство внутренних дел Российской Федерации и органы внутренних дел Российской Федерации (пункты 36, 51 Положения).

2.1. ФМС России, территориальные органы и их структурные подразделения при осуществлении полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации взаимодействуют с Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Управлением Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, Федеральной службой безопасности Российской Федерации; Федеральной налоговой службой, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, органами судебной власти, Министерством юстиции Российской Федерации, иными органами государственной власти, учреждениями и организациями.

3. Исполнение государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации осуществляется в соответствии с:

3.3. Международными договорами Российской Федерации: Соглашением об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, от 20 января 1995 года7; Соглашением между Российской Федерацией и Киргизской Республикой об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Киргизскую Республику, гражданами Киргизской Республики, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и выхода из прежнего гражданства от 28 марта 1996 года8; Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года;9 Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 года;10 Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года11.

3.5. Указами Президента Российской Федерации: от 14 ноября 2002 г. N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации"13; от 14 ноября 2002 г. N 1318 "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации"14; от 19 июля 2004 г. N 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы"15.

3.6. ФМС России, территориальные органы и их структурные подразделения при осуществлении полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации также руководствуются:

3.6.1. Налоговым кодексом Российской Федерации16.

3.6.2. Федеральными законами: от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"17; от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке"18; от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"19; от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"20; от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"21; от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"22.

3.6.3. Законами Российской Федерации: от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах"23; от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий"24.

3.6.4. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища"25.

3.6.5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешение на временное проживание" 26.

3.6.6. Приказами: МВД России от 28 декабря 2006 г. N 1105 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации"27, МВД России от 2 декабря 2005 г. N 983 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной миграционной службы"28; Минобороны России от 3 июня 2004 г. N 168 "Об утверждении формы ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации"29; МНС России от 12 марта 2004 г. N БГ-3-23/192@ "Об утверждении Порядка выдачи налоговыми органами документов об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из гражданства Российской Федерации"30; Минобразования России от 18 февраля 2004 г. N 735 "Об утверждении перечня образовательных организаций (учреждений), проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации"31; Минобразования России от 20 июня 2003 г. N 2606 "Об организации государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации"32; иными нормативными правовыми актами.

4. Конечным результатом исполнения государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации является:

уведомление (извещение) заявителя (инициатора) о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выходе из гражданства Российской Федерации, об отклонении заявления об изменении гражданства или отмене решения об изменении гражданства;

оформление приобретения гражданства Российской Федерации по рождению в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации (с выдачей соответствующего документа);

удостоверение или оформление наличия гражданства Российской Федерации по рождению (с выдачей соответствующего документа или внесением сведений);

согласование заявлений об изменении гражданства, поданных в дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами Российской Федерации (российские заграничные учреждения)33;

предоставление информации с использованием общего учета лиц, изменивших гражданство (с выдачей соответствующей справки).

5. Результатом исполнения государственной функции является информирование заявителя путем направления извещения о принятом решении по его заявлению об изменении гражданства в месячный срок со дня вынесения решения или издания Президентом Российской Федерации соответствующего указа как в общем, так и в упрощенном порядке (пункт 39 Положения).

5.1. В отношении ребенка, приобретшего гражданство Российской Федерации и проживающего за рубежом, исполнение государственной функции осуществляется путем направления извещения в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации для его последующего документирования паспортом гражданина Российской Федерации.

5.2. В отношении лица, достигшего возраста 14 лет и приобретшего гражданство Российской Федерации, результатом исполнения государственной функции является выдача паспорта гражданина Российской Федерации (пункт 40 Положения).

5.3. В отношении лица, не достигшего указанного возраста, результатом исполнения государственной функции является внесение сведений о ребенке в паспорт родителя (паспорта родителей), состоящего (состоящих) в гражданстве Российской Федерации, а также проставление соответствующей отметки в виде штампа о приобретении гражданства Российской Федерации в свидетельство о его рождении (пункты 40, 45.4 Положения).

5.4. Лицу, вышедшему из гражданства Российской Федерации, выдается:

Проживающему на территории Российской Федерации - соответствующий вид на жительство;

Проживающему за рубежом - справка о прекращении гражданства Российской Федерации (пункт 41-42 Положения).

6. При исполнении государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации ее получателями являются:

6.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, в случаях приема в гражданство Российской Федерации на основании статьи 13, частей первой - пятой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"34, восстановления в гражданстве Российской Федерации на основании статьи 15 Федерального закона, проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, в соответствии с пунктами 51 и 52 Положения.

6.2. Иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, в случае приема в гражданство Российской Федерации на основании пункта "г" статьи 11 Федерального закона.

6.3. Законные представители ребенка или недееспособного лица, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в случаях приема в гражданство Российской Федерации на основании части шестой статьи 14, части первой статьи 24, частей первой - четвертой статьи 25, части третьей статьи 26, частей первой - третьей статьи 27 Федерального закона; определения наличия гражданства Российской Федерации в соответствии с пунктом 50 Положения; проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, в соответствии с пунктами 51 и 52 Положения.

6.4. Законные представители ребенка или недееспособного лица, являющегося гражданином России, в случаях удостоверения наличия гражданства Российской Федерации на основании части первой статьи 12, частей второй и четвертой статьи 26 Федерального закона, если в свидетельстве о рождении усыновленного (удочеренного) ребенка его усыновители или один из усыновителей, состоящие в гражданстве Российской Федерации, по решению суда указаны как родители (родитель) ребенка, оформления наличия гражданства Российской Федерации на основании части второй статьи 12, частей второй и четвертой статьи 26 Федерального закона и в соответствии с пунктом 50 Положения; проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации в соответствии с пунктами 51, 52 Положения.

6.5. Граждане Российской Федерации в случаях выхода из гражданства Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 19 Федерального закона, оформления приобретения гражданства Российской Федерации по рождению в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 12-П, проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации в соответствии с пунктами 51, 52 Положения.

6.6. Законные представители ребенка, гражданина Российской Федерации в случаях выхода из гражданства Российской Федерации в соответствии с частью третьей статьи 19 Федерального закона, определения наличия гражданства Российской Федерации в соответствии с пунктом 50 Положения.

6.7. Государственные органы или иные компетентные органы, а также лица, проживающие на территории Российской Федерации, в случае:

проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации в соответствии с пунктами 51, 52 Положения;

предоставления информации с использованием общего учета лиц, изменивших гражданство, если это не противоречит законодательству Российской Федерации в области персональных данных в соответствии с пунктами 29, 44, 51 Положения.

II. Требования, предъявляемые к порядку исполнения государственной функции

Порядок информирования о правилах исполнения государственной функции

7.Сведения о местах нахождения и графике работы территориальных органов, осуществляющих исполнение государственной функции, находятся в помещениях территориальных органов и их структурных подразделений по месту жительства заявителя, на информационных стендах или официальном сайте ФМС России, территориальных органов и их структурных подразделений.

8.Стандарт информирования и консультирования об исполнении государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации:

место нахождения Федеральной миграционной службы: 107078, Москва, Боярский пер., д.4;

почтовый адрес для направления документов и обращений: ФМС России, 107078, Москва, Боярский пер, д.4;

электронный адрес для направления обращений: www.fms.gov.ru;

часы работы по приему заявлений:

понедельник-пятница с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 16.00

суббота выходной день

воскресенье выходной день

телефон справочной службы: 698-56-63.

Консультации по процедуре исполнения государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации могут предоставляться территориальными органами на личном приеме или по письменным обращениям заявителей.

Информация о государственной функции может также предоставляться с использованием средств электронного информирования и электронной техники посредством размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети интернет), а также публикаций в средствах массовой информации, издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.).

На информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, интернет-сайтах ФМС России, ее территориальных органов и их структурных подразделений размещается следующая информация:

извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы, регулирующие деятельность по исполнению государственной функции;

текст настоящего Административного регламента с приложениями (полная версия на Интернет-сайте и извлечения на информационных стендах);

образцы оформления документов, необходимых для исполнения государственной функции, и требования к их оформлению;

месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса Интернет-сайтов и электронной почты государственных органов Российской Федерации, участвующих в исполнении данной государственной функции;

схема расположения сотрудников в помещениях и режим приема ими заявителей;

порядок обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, исполняющих государственную функцию;

иная полезная информация.

Сроки исполнения государственной функции

9. В соответствии со статьей 32 Федерального закона для исполнения государственной функции необходимо личное обращение лица с заявлением по вопросам гражданства в территориальный орган по месту его жительства на территории Российской Федерации.

9.1. Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается одним из родителей либо другим законным представителем по месту их жительства в территориальный орган либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.

9.2. На основании статьи 35 Федерального закона государственная функция исполняется в следующие сроки:

По заявлениям об изменении гражданства, рассматриваемым в упрощенном порядке в соответствии со статей 14, частью 3 статьи 19 и частью 3 статьи 26 Федерального закона - в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов;

По заявлениям об изменении гражданства, рассматриваемым в общем порядке в соответствии со статей 13, 15, части 1 статьи 19, части 1 статьи 26 Федерального закона - в срок до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов;

По заявлениям о приобретении гражданства Российской Федерации на основании международных договоров - в срок до трех месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

9.3. В соответствии с пунктом "е" статьи 30 Федерального закона, решение об изменении гражданства в упрощенном порядке принимается руководителем территориального органа.

9.4. На основании статьи 29 Федерального закона решение об изменении гражданства в общем порядке принимается Президентом Российской Федерации.

Перечень оснований для приостановления исполнения государственной функции

10. Государственная функция не подлежит исполнению в случае ненадлежащего оформления заявления и всех необходимых документов, в связи с чем осуществляется возврат заявителю всего пакета документов (пункт 9 Положения).

В исполнении государственной функции может быть отказано в случае выявления оснований отклонения заявлений:

о приобретении гражданства Российской Федерации, установленных статьей 16 Федерального закона;

о выходе из гражданства Российской Федерации, установленных статьей 20 Федерального закона.

10.1. Основанием для отказа в консультации по вопросам гражданства может являться:

10.2. Основанием для отказа в приеме заявления по вопросам гражданства также может являться:

истечение срока действия документа, удостоверяющего личность и подтверждающего законное проживание на территории России, срок действия которого менее шести месяцев (статья 35 Федерального закона, пункт 5 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789);

обращение представителя без надлежащим образом оформленной доверенности по ведению дел, связанных с вопросами гражданства Российской Федерации;

нарушение норм общественного порядка (статьи 20.1, 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

10.3. Повторное заявление по вопросам гражданства Российской Федерации, в соответствии со статьей 36 Федерального закона, может быть принято к рассмотрению не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.

Требования к местам исполнения государственной функции

11. Требования к оборудованию помещений, в которых исполняется государственная функция.

11.1. Помещения, где исполняется государственная функция, должны размещаться на нижних, предпочтительнее на первых, этажах зданий подразделений, осуществляющих ее, и оборудуются:

Системой звукового информирования заявителей. Длительность одного звукового сообщения не должна превышать 5 минут;

Автоинформатором, посредством которого заявитель информируется о режиме работы соответствующего подразделения, а также организаций, участвующих в процессе исполнения государственной функции; адресе местонахождения иных организаций, участвующих в процессе исполнения государственной функции, включая адреса нахождения ближайших банковских учреждений, в которых можно произвести уплату государственной пошлины; банковских реквизитах для уплаты государственной пошлины; адресах официальных интернет-сайтов ФМС России, территориальных органов и подразделений; номера телефонов и адреса электронной почты;

Компьютером, установленным в зале обслуживания, со справочной (в том числе нормативной правовой информацией) с соответствующим программным обеспечением. Правила работы с ним, а также фамилия, имя, отчество, телефон, номер кабинета должностного лица подразделения, отвечающего за работу компьютера, размещаются на информационном стенде;

Электронной системой управления очередью, световым информационным табло, установленными в помещениях для работ с гражданами. Световое информационное табло должно быть размещено недалеко от входа в зал обслуживания, где осуществляется прием заявителей, на высоте не менее 2,2 метра от пола, таким образом, чтобы обеспечить видимость информации максимально возможному количеству граждан. Информация на световом информационном табло предоставляется в виде бегущей строки.

11.2. Центральный вход в здания территориальных органов должен быть оборудован информационной табличкой (вывеской), содержащей следующую информацию: наименование, место нахождения, режим работы, адрес официального интернет-сайта, телефонные номера и электронный адрес справочной службы органа, осуществляющего исполнение государственной функции.

11.3. Прием граждан осуществляется в предназначенных для этих целей помещениях и залах обслуживания, включающих места для ожидания, информирования и приема заявителей.

У входа в каждое из помещений размещается табличка с наименованием помещения (зал ожидания, приема/выдачи документов и т.д.) и его внутренней схемой.

11.4. С целью информирования граждан о фамилии, имени, отчестве должностных лиц территориальных органов, которые их обслуживают, они обеспечиваются личными идентификационными карточками и (или) настольными табличками.

11.5. В помещениях территориальных органов оборудуются места (помещения) для ожидания приема, имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов. Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании.

11.6. Помещения оборудуются противопожарной системой и средствами пожаротушения, системой охраны (в том числе системой видеонаблюдения с возможностью видеозаписи).

Для обслуживания инвалидов помещения оборудуются пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечивающими беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок. Столы для обслуживания инвалидов размещаются в стороне от входа с учетом беспрепятственного подъезда и поворота колясок.

11.7. В соответствии со статьей 33 Федерального закона форма заявления по вопросам гражданства и перечень необходимых документов применительно к конкретным основаниям изменения гражданства должны соответствовать следующим условиям:

Заявление должно быть составлено письменно (либо машинописным текстом) по установленной форме35 и заверено личной подписью заявителя;

Заявление может быть подписано другим лицом в силу неграмотности или физических недостатков заявителя, подлинность подписи которого удостоверяется нотариальной записью;

Согласие заинтересованных лиц на изменение гражданства оформляется в письменном виде, подлинность подписей указанных лиц удостоверяется нотариально.

12. Перечень необходимых для исполнения государственной функции документов установлены Положением и истребуются в зависимости от имеющихся оснований для обращения.

13. При подаче заявления об изменении гражданства, а также заявления об определении наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации взимается государственная пошлина, размеры и порядок взимания которой установлены главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Проведение первичных консультаций и другие административно-управленческие действия являются для заявителя бесплатными.

III. Административные процедуры

14. Основным исполнителем административных процедур являются территориальные органы. Распределение полномочий между территориальными органами и их структурными подразделениями осуществляется в соответствии с функциональными обязанностями, закрепленными в положениях о структурных подразделениях территориальных органов.

Сотрудники, государственные служащие, работники36 осуществляют свою деятельность в соответствии с функциями, закрепленными в их должностных инструкциях (регламентах).

ФМС России при осуществлении полномочий по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации также может исполнять государственные функции, возложенные на территориальные органы.

14.1. Территориальный орган обеспечивает размещение информационных материалов с использованием имеющихся технических и демонстрационных средств. Ответственность за качество выполнения требований по организации приема заявителей несет руководитель территориального органа.

Заявитель согласно информации, размещенной в средствах массовой информации, территориальных органах, стандарту информирования и консультирования, информации, полученной другими способами (личный опыт, частные консультации и т.д.) готовит первичный пакет документов согласно требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.

При осуществлении полномочий при реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации территориальные органы:

проводят определение наличия гражданства Российской Федерации. Проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации с последующим уведомлением (извещением) заявителя (инициатора) о вынесенном заключении о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации;

принимают заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке (восстановлении в гражданстве Российской Федерации) с последующим уведомлением (извещением) заявителя о принятом Президентом Российской Федерации решении;

исполняют процедуру приема в гражданство Российской Федерации или выхода из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке с последующим исполнением решения в виде уведомления (извещения) заявителя о решении, принятом руководителем территориального органа;

оформляют приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 12-П с последующей выдачей соответствующего документа;

принимают заявления о выходе из гражданства Российской Федерации с последующим уведомлением (извещением) о принятом Президентом Российской Федерации или территориальным органом решении;

исполняют процедуру отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации с последующим уведомлением (информированием) заинтересованных лиц о состоявшемся решении;

удостоверяют наличие у ребенка гражданства Российской Федерации с последующей выдачей документа либо внесением соответствующих сведений;

оформляют ребенку гражданство Российской Федерации с последующей выдачей документа либо внесением соответствующих сведений;

предоставляют информацию с использованием общего учета лиц, изменивших гражданство с последующей выдачей соответствующей справки.

14.2. Процедура согласования заявлений об изменении гражданства, поданных в дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами Российской Федерации, с последующим направлением соответствующей информации в российские заграничные учреждения является государственной функцией, подлежащей исполнению только ФМС России.

Определение наличия гражданства Российской Федерации. Проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации (пункты 51-52 Положения)

15. Процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится по заявлению заинтересованного лица, составленного в произвольной форме, а также по запросу государственного органа или иного компетентного органа.

Заявитель, согласно графику работы территориального органа, представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу, уполномоченному осуществлять прием таких заявлений.

Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя.

На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо конкретизирует перечень необходимых документов и сведений, объясняет правила и технологию их сбора и заполнения, выдает бланк квитанции об уплате госпошлины (в предусмотренных случаях).

15.1. Заявитель (компетентный орган) обеспечивает сбор необходимых документов и сведений. По результатам сбора пакета документов заявитель согласно пункту 51 Положения составляет заявление (запрос) в произвольной форме и лично подает имеющийся у него пакет документов либо направляет по почте для проведения проверочных мероприятий.

15.2. Заявление (запрос компетентного органа) должно содержать следующие конкретные сведения о:

постоянном проживании на территории Российской Федерации и временном выезде за пределы Российской Федерации до 6 февраля 1992 года в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и возвращении в Российскую Федерацию на жительство после указанной даты;

постоянном проживании на территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 года и после указанной даты, в том числе с учетом наличия решения суда об установлении данного юридического факта;

приобретении гражданства Российской Федерации;

месте (местах) и дате прописки по месту жительства (регистрации по месту жительства) на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года, а также дате и основаниях снятия с регистрационного учета (выписки) на новое место жительства;

прохождении военной службы офицерами, прапорщиками, мичманами, военнослужащими сверхсрочной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, министерствах и ведомствах, имевших войска и воинские формирования, давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходивших службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе, в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, на 6 февраля 1992 года, или о дате перевода для прохождения службы на территории Российской Федерации после указанной даты и вплоть до 1 июля 2002 года;

зачислении курсантами в военные учебные заведения Российской Федерации на 1 сентября 1991 года;

принадлежности к членам семей военнослужащих, с представлением соответствующей справки (выписки из личного дела), заверенной полномочным органом Министерства обороны Российской Федерации, а также сведений о регистрации (проживании) на территории России до 6 февраля 1992 года, с последующим выездом и регистрацией на территории иных государств на жилую площадь других лиц или воинской части, а также сведения о регистрации на территории России после возвращения в Россию (регистрация по месту жительства (пребывания), постановка на миграционный учет по месту пребывания);

наличии волеизъявления о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации либо решения о выходе из гражданства Российской Федерации;

последнем месте прописки по месту жительства (проживании) на территории РСФСР непосредственно перед привлечением к уголовной ответственности до 6 февраля 1992 года или на указанную дату в отношении лиц, отбывающих наказание, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, и впоследствии возвратившихся на жительство на территорию Российской Федерации;

об изменении по различным причинам установочных данных (фамилия, имя, отчество) проверяемого лица.

Сведения, содержащиеся в заявлении (запросе), должны иметь, по возможности, документальное подтверждение. Установление фактов, имеющих значение для определения наличия либо отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации, возможно также на основании взаимоподтверждающих документов. Имеющий юридическое значение для определения наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации факт постоянного проживания до 6 февраля 1992 года и на указанную дату может быть установлен в соответствии с гражданским законодательством.

Должностное лицо осуществляет прием заявления от заявителя, проверку комплектности и правильности заполнения пакета документов. Максимальное время приема пакета документов от заявителя составляет 30 минут.

На основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо принимает решение о готовности пакета документов для начала проведения проверочных мероприятий или о необходимости дальнейшего сбора документов.

15.3. Принятые материалы подлежат регистрации и докладу руководителю (заместителю руководителя, курирующему данное направление деятельности) полномочного органа, который организует проведение проверочных мероприятий, назначает ответственное должностное лицо, уполномоченное проводить подобные проверки37, и устанавливает срок исполнения.

15.4. Исполнитель формирует дело, направляет запросы по проверке пакета документов заявителя по имеющимся учетам ФМС России и Консульского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации38, в соответствующие органы, имеющие информацию в отношении проверяемого лица (полномочные органы по месту рождения на территории Российской Федерации и месту жительства проверяемого лица, иные органы исполнительной власти, суд и др.), проводит анализ результатов проверочных мероприятий по полученной информации.

При проведении проверки, в совокупности с другими материалами, также могут учитываться надлежащим образом оформленные результаты опросов свидетелей.

15.5. Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней с момента его регистрации, в случае если первоначально были приложены все необходимые для проведения проверки материалы.

В случаях, требующих проведения дополнительной проверки и направления соответствующих запросов, окончательный срок рассмотрения не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления последней необходимой для проведения проверки информации (представления копий документов, надлежащих образом оформленных опросов).

15.6.По результатам рассмотрения территориальный орган в установленные сроки выносит мотивированное заключение, составленное в произвольной форме и утвержденное его руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, либо, в соответствии с разграничением полномочий, руководителем структурного подразделения территориального органа.

Заключение о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации или о невозможности установления наличия гражданства Российской Федерации у проверяемого лица выносится с применением части седьмой статьи 4 Федерального закона.

15.7. Исполнитель оформляет учетную карточку (приложение N 11 к Административному регламенту), в том числе на каждого ребенка, указанного в заявлении, и вносит в электронную базу данных, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных и словарям (приложения N 12-14 к Административному регламенту), а также в установленном порядке передает электронные сообщения в ФМС России, согласно базовому реквизитному составу Государственной информационной системы миграционного учета.

15.8. В случае отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации ему в порядке, установленном пунктом 59 Положения, выдается соответствующая справка, оформленная в произвольной форме (это правило действует и в том случае, если ранее принадлежность такого лица к гражданству Российской Федерации была ошибочно документально оформлена), а при подтверждении наличия гражданства выдается паспорт гражданина Российской Федерации в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

15.9. Исполнитель формирует дело и оформляет его для дальнейшего пятилетнего хранения, после чего в соответствии с пунктом 43 Положения дело подлежит сдаче на централизованное архивное хранение.

15.10. В случае возникновения сомнений в подлинности или обоснованности выдачи документа, удостоверяющего личность, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, ФМС России или территориальный орган имеет право проводить аналогичную проверку по своей инициативе.

15.11. При осуществлении проверки по запросам компетентных органов в случаях, требующих проведения дополнительной проверки и направления соответствующих запросов, инициатору проверки направляется промежуточный ответ, а окончательный срок рассмотрения не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления последней необходимой для проведения проверки информации (представления копий документов, надлежащим образом оформленных опросов).

15.12. Мотивированный ответ (заключение), содержащий информацию о результатах проверки, направляется инициатору запроса.

Материалы проверки подлежат сдаче в архив в установленном порядке.

15.13. По запросам федеральных органов исполнительной власти проверку наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации осуществляет ФМС России.

По аналогичным запросам компетентных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления проверку проводят территориальные органы по месту их расположения.

Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке (восстановление в гражданстве Российской Федерации) (статьи 13, 15 Федерального закона)

16. Заявитель согласно графику работы территориального органа представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу.

Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя. На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо выдает бланк квитанции для уплаты государственной пошлины, 2 бланка заявления (приложения NN 1-2 к Положению); конкретизирует перечень необходимых документов в зависимости от оснований приобретения гражданства (пункты 10-12 Положения); объясняет правила и технологию их сбора и заполнения (пункты 2-9 Положения).

16.1. Заявитель обеспечивает сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом, надлежащее оформление требуемого пакета документов (пункты 4-7 Положения), надлежащее заполнение бланков заявления (пункты 3, 7 Положения), подготовку необходимых копий документов (пункт 6 Положения), уплату государственной пошлины.

Должностное лицо осуществляет проверку наличия необходимых документов и их копий, подготовку вторых экземпляров копий документов, удостоверение копий документов и подлинности подписей, ознакомление заявителя, имеющего детей, со статьями 24-25 Федерального закона, выяснение его мнения об изменении гражданства детей, проверку наличия квитанции об уплате государственной пошлины.

принимает решение о готовности пакета документов для начала рассмотрения и проведения проверочных мероприятий. В этом случае должностное лицо в порядке пункта 34 Положения принимает заявление, регистрирует заявление во входящем журнале, выдает заявителю справку о приеме документов с указанием регистрационного номера, даты принятия документов, фамилии и должности должностного лица, контактных данных (приложение N 1 к Административному регламенту);

16.2.Должностное лицо осуществляет первичный учет заявления, группирует документы, принятые в 2 экземплярах, в дело об изменении гражданства, состоящее из 2 отдельных частей.

Каждая часть дела помещается в мягкую обложку, на которой указывается фамилия, имя, отчество заявителя. К каждой части дела составляется опись, заверяемая подписью должностного лица.

В первую часть дела подшиваются документы, установленные пунктами 10-12.1 и 17-18, 20-21, 22 Положения, а также первый экземпляр заявления.

Ко второй части дела приобщаются: второй экземпляр заявления, копии прилагаемых к заявлению документов, соответствие которых оригиналу проверяется должностным лицом, принявшим их.

Заявление заверяется его подписью и печатью территориального органа.

Делу присваивается регистрационный номер, проставляемый в левом верхнем углу каждой части дела.

Оформляется учетная карточка (приложение N 11 к Административному регламенту), в том числе на каждого ребенка, указанного в заявлении, и вносится в электронную базу данных, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных и словарям (приложения N 12-14 к Административному регламенту).

Данная информация в установленном порядке направляется в Государственную информационную систему миграционного учета39 ФМС России

16.3. Должностное лицо в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке и восстановлении в гражданстве Российской Федерации запрашивает заключение территориального органа Федеральной службы безопасности России40 и проводит соответствующие проверки:

по учетам ФМС России и территориальных органов для выявления оснований, предусмотренных пунктами "б" и "в" статьи 16 Федерального закона;

по учетам Главного информационно-аналитического центра МВД России41 и информационных центров министерств внутренних дел, главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации42 по месту жительства заявителя для выявления оснований, предусмотренных пунктами "д" - "ж" статьи 16 Федерального закона. Для проведения проверок оформляются соответствующие запросы в автоматизированном виде или почтовыми сообщениями по формам, установленным в системе МВД России.

16.4. В случае если заявитель проживает на территории субъекта Российской Федерации менее пяти лет непосредственно перед обращением, запросы направляются также в территориальный орган по предыдущему месту жительства (месту проживания) заявителя.

Срок исполнения запросов не должен превышать одного месяца с даты регистрации такого запроса в канцелярии адресата.

16.5. Должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Федеральный закон связывает прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке или восстановление в гражданстве Российской Федерации и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, после чего оформляет заключение установленного образца (приложение N 2 к Административному регламенту).

При наличии оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального закона должностное лицо указывает их в заключении.

16.6. Заключение подлежит согласованию с руководителем структурного подразделения территориального органа по вопросам гражданства, а затем утверждению руководителем (исполняющим обязанности руководителя) территориального органа (пункт 37 Положения).

К первой части дела подшиваются заключения территориального органа и территориального органа ФСБ России, а ко второй - второй экземпляр заключения территориального органа.

Сформированные таким образом две части дела вместе с третьим экземпляром заключения и сопроводительным письмом за подписью руководителя территориального органа направляются в ФМС России.

16.7. Должностное лицо ФМС России рассматривает материалы дела и, при их надлежащем оформлении, представляет в двух экземплярах заключение, утверждаемое заместителем директора ФМС России, курирующим данное направление деятельности.

Первый экземпляр заключения ФМС России вместе с первой частью дела должностное лицо направляет на согласование в ФСБ России для дальнейшего рассмотрения и направления в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

Информация о направлении дела вносится в учетную карточку (приложение N 11 к Административному регламенту).

16.8. В случае выявления нарушений, указанных в пунктах 8-9 Положения, при рассмотрении материалов дела, должностное лицо ФМС России возвращает его в территориальный орган для переоформления.

Информация о причинах возврата дела вносится в учетную карточку (приложение N 11 к Административному регламенту.)

16.9. Возвращенные на доработку из Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации дела должностное лицо ФМС России направляет в территориальный орган с рекомендациями Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

16.10. При издании Указа Президента Российской Федерации о приеме в гражданство Российской Федерации должностное лицо территориального органа извещает заявителя о принятом решении, направляет в случае необходимости уведомление полномочному органу иностранного государства в порядке, установленном пунктом 39 Положения, и в военный комиссариат по месту жительства заявителя в отношении лица, подлежащего постановке на воинский учет (приложение N 6 к Административному регламенту).

16.11. Лицу, в отношении которого состоялся Указ Президента Российской Федерации о приеме (восстановлении) в гражданство Российской Федерации, выдается паспорт гражданина Российской Федерации в сроки, установленные Административным регламентом Федеральном миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, либо сведения о ребенке вносятся в паспорт (паспорта) родителя - гражданина Российской Федерации, в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также в свидетельство о рождении.

16.12. Должностное лицо территориального органа вносит в учетную карточку (приложение N 11 к Административному регламенту) информацию о принятом решении о приеме в гражданство Российской Федерации.

Учетные карточки помещаются в алфавитную картотеку, находящуюся в территориальном органе, и хранятся постоянно.

16.13. Должностное лицо территориального органа направляет в ФМС России сведения об исполнении Указа Президента Российской Федерации для их последующего направления в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

Информация об исполнении Указа Президента Российской Федерации вносится в учетную карточку (приложение N 11 к Административному регламенту), а также ежемесячно направляется в АИС "Гражданство" ФМС России, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных и словарям (приложения N 12-14 к Административному регламенту).

16.14. В случае перемены места жительства в процессе рассмотрения заявления заявитель обязан уведомить в течение 14 дней о данном факте подразделение, принявшее заявление к рассмотрению.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, в том числе на основании международных договоров (статья 14 Федерального закона, пункт 22.1 Положения)

17. Заявитель, согласно графику работы территориального органа, представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу.

Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя. На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо конкретизирует перечень необходимых документов и сведений в зависимости от оснований приема в гражданство (пункты 13-16, 22 Положения), выдает бланк квитанции для уплаты государственной пошлины, 2 бланка заявлений (приложения N 1 к Положению), объясняет правила и технологию их сбора и заполнения (пункты 2-9 Положения).

17.1. Заявитель обеспечивает сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом; надлежащее оформление требуемого пакета документов (пункты 4-7 Положения); надлежащее заполнение бланков заявления (пункты 3, 7 Положения); подготовку необходимых копий документов (пункт 6 Положения), оплату государственной пошлины.

Заявитель лично представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу.

Должностное лицо осуществляет проверку наличия необходимых документов и их копий, удостоверение копий документов и подлинности подписей, ознакомление заявителя, имеющего детей со статьями 24-25 Федерального закона, выяснение его мнения об изменении гражданства детей, проверку наличия квитанции об уплате государственной пошлины.

На основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо:

принимает решение о готовности пакета документов для начала рассмотрения и проведения проверочных мероприятий. В этом случае должностное лицо в порядке, установленном пунктом 34 Положения, принимает заявление, регистрирует заявление во входящем журнале, выдает заявителю справку о приеме документов с указанием регистрационного номера, даты принятия документов, фамилии и должности должностного лица, контактных данных;

принимает решение о необходимости дальнейшего сбора документов и (или) корректировки их заполнения, о чем сообщает заявителю в ходе текущего приема документов.

17.2. Должностное лицо формирует заявление в 2 экземплярах и прилагаемые к нему документы в одном экземпляре в дело, состоящее из одной части.

Дело помещается в мягкую обложку, на которой указывается фамилия, имя, отчество заявителя. К делу составляется опись, заверяемая подписью должностного лица.

В дело подшиваются документы, установленные пунктами 14, 17-18, 20-21, 22.1 Положения, второй экземпляр заявления, квитанция об уплате государственной пошлины.

Делу присваивается регистрационный номер, проставляемый в левом верхнем углу.

О принятии заявления к рассмотрению, после подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов, полномочным органом, принявшим заявление, заявителю выдается справка установленного образца (приложение N 1 к Административному регламенту).

17.3. Должностное лицо оформляет учетную карточку (приложение N 11 к Административному регламенту), в том числе на каждого ребенка, указанного в заявлении, и вносит в электронную базу данных, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных и словарям (приложения N 12-14 к Административному регламенту.

17.4. Должностное лицо в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации согласует решение с территориальным органом ФСБ России и проводит соответствующие проверки, указанные в подпунктах 16.3-16.4 Административного регламента.

17.5. Должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляет решение установленного образца (приложение N 3 к Административному регламенту) в одном экземпляре.

Решение о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке или на основании международных договоров принимается ФМС России и территориальными органами (пункт "е" статьи 30 Федерального закона).

При наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального закона оформляется решение об отклонении заявления.

Информация по результатам проверки вносится в учетную карточку (приложение N 11 к Административному регламенту).

17.6. Оформленное решение подлежит согласованию в ФМС России с руководителем структурного подразделения ФМС России, а затем утверждению заместителем директора ФМС России, курирующим данное направление деятельности; в территориальном органе подлежит согласованию с руководителем структурного подразделения территориального органа по вопросам гражданства, а затем утверждению руководителем (исполняющим обязанности руководителя) территориального органа (пункт 37 Положения).

Информация о лицах, в отношении которых принято решение о приеме в гражданство Российской Федерации, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных и словарям (приложения N 12-14 к Административному регламенту), ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляется в АИС "Гражданство" ФМС России.

Данная информация в установленном порядке направляется в ГИСМУ ФМС России

Учетные карточки помещаются в алфавитную картотеку, находящуюся в территориальном органе, и хранятся постоянно.

17.7. Должностное лицо извещает заявителя о принятом решении, направляет в случае необходимости уведомление полномочному органу иностранного государства в порядке, установленном пунктом 39 Положения, и в военный комиссариат по месту жительства заявителя в отношении лица, подлежащего постановке на воинский учет (приложение N 6 к Административному регламенту).

17.8. Лицу, в отношении которого состоялось решение о приеме в гражданство Российской Федерации, выдается паспорт гражданина Российской Федерации, сведения о ребенке вносятся в паспорт (паспорта) родителя - гражданина Российской Федерации в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также в свидетельство о рождении.

Отрывная часть извещения (приложение N 5 к Административному регламенту) о результатах информирования заявителя приобщается к материалам дела. Дела подлежат сдаче на хранение в архив (пункт 43 Положения), с внесением информации в учеты. Место хранения материалов определяется распоряжением руководителя территориального органа.

17.9. Должностное лицо территориального органа ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, готовит в электронном виде и направляет по каналам связи или на машинном носителе в ФМС России по установленной форме список лиц, которые приобрели гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, для дальнейшего представления в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации (приложение N 15 к Административному регламенту).

Информация о лицах, в отношении которых приняты решения о приеме в гражданство Российской Федерации вносится в учетную карточку (приложение N 11 к Административному регламенту), и ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляется в АИС "Гражданство" ФМС России, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных и словарям (приложения N 12-14 к Административному регламенту).

Данная информация в установленном порядке передается в ГИСМУ ФМС России.

Учетные карточки помещаются в алфавитную картотеку, находящуюся в территориальном органе, и хранятся постоянно.

17.10. В случае перемены места жительства в процессе рассмотрения заявления заявитель обязан уведомить о данном факте структурное подразделение, принявшее заявление к рассмотрению.

В случае перемены места жительства в процессе рассмотрения заявления сообщение о принятом решении направляется по сообщенному заявителем новому адресу.

Оформление приобретения гражданства Российской Федерации по рождению (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 12-П43)

18. Заявитель согласно графику работы территориального органа представляет мотивированное заявление произвольной формы и имеющийся у него пакет документов должностному лицу.

Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя. На основании поданного заявления и представленных документов и по результатам устной консультации должностное лицо конкретизирует перечень необходимых документов и сведений.

18.1. Заявитель обеспечивает сбор необходимых документов и сведений, конкретизированных должностным лицом, подготовку необходимых копий документов.

Заявитель лично представляет заявление и имеющийся у него пакет документов должностному лицу.

Должностное лицо осуществляет проверку наличия необходимых документов и их копий.

18.2. Должностное лицо изучает указанные в нем обстоятельства, с которыми связано приобретение гражданства заявителем и проводит проверку документов, представленных в подтверждение этих условий.

В случае отсутствия документа, подтверждающего проживание заявителя на территории России до 6 февраля 1992 года, должностное лицо проверяет такую информацию путем направления соответствующего запроса в территориальный орган по прежнему месту жительства заявителя, указанному в его заявлении.

18.3. На основании поданных заявителем заявления, документов и по результатам проверки должностное лицо докладывает руководству о факте обращения для принятия окончательного решения в виде резолюции руководителя территориального органа на заявлении.

18.4. При наличии документов, подтверждающих совокупность всех условий Постановления, должностное лицо осуществляет регистрацию приобретения гражданства Российской Федерации по рождению путем учета данной информации, а также оформление и выдачу заявителю паспорта гражданина Российской Федерации в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Информация в отношении лиц, оформивших приобретение гражданства Российской Федерации по рождению, вносится в учетную карточку (приложение N 11 к Административному регламенту), и ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляется в АИС "Гражданство" ФМС России, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных и словарям (приложения N 12-14 к Административному регламенту).

Учетные карточки помещаются в алфавитную картотеку, находящуюся в территориальном органе, и хранятся постоянно.

Кроме того, данная информация в установленном порядке передается в ГИСМУ ФМС России.

18.5. Юридическими фактами для исполнения данной государственной функции является совокупность у лица всех нижеперечисленных условий, установленных Постановлением, и подтвержденных документально:

рождение на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации;

состояние в гражданстве бывшего СССР;

отсутствие его свободного желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации;

выезд ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР;

отсутствие гражданства других государств, входивших в состав бывшего СССР;

возвращение впоследствии на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

18.6. Для исполнения государственной функции также требуется представление заявителем в структурное подразделение территориального органа по месту жительства (пребывания либо постановки на миграционный учет по месту пребывания) документов, подтверждающих наличие вышеперечисленных условий для признания лица гражданином Российской Федерации на основании Постановления, и документа, подтверждающего