Нормативно правовое регулирование предоставление услуг. Глава I. Административно-правовое регулирование отношений по организации предоставления государственных услуг. Глава II. Административно-правовое регулирование организации процесса предоставления гос

Комментарий к статье 3 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

  1. Комментируемая статья определяет правовую основу предоставления государственных и муниципальных услуг. Под правовой основой в данном случае можно понимать совокупность установленных Конституцией РФ и федеральными законами правовых норм-принципов, закрепляющих и регулирующих наиболее существенные коренные общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в соответствии с которыми должны находиться все другие нормативно-правовые нормы.

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с нижеуказанными нормативно-правовыми актами.

Например, когда допускается, что предоставление услуг, представляющих общественный интерес, может предоставляться отдельными лицами, подтверждается государственная прерогатива для осуществления Полицейской власти над услугами. Как мы увидим позже, уступка государственных услуг в постприватизации приобрела необычную юридическую значимость.

Следует также упомянуть о том, что государство зарезервировало прерогативы для контроля за функционированием общественных услуг и предоставления услуг общественного пользования поставщикам таких услуг в форме разрешений и разрешений. И именно нормативная деятельность в области общественных услуг была обогащена новыми, современными практиками и правовыми инструментами, деятельностью государства в вопросах контроля, контроля, установления тарифов и вмешательства для устранения сбоев рынка, кроме того других компетенций.

  1. В первую очередь речь идет о комментируемом Законе, который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии другими федеральными законами, например:

Итак, проведенный анализ позволил выявить ряд проблем

В целом, понятие государственной службы на этапе регулирования постприватизации включает в себя следующие элементы: что государственная служба объявляется как таковая законом, который отвечает на необходимость удовлетворения общих интересов и что государство имеет регулирующий орган.

Существует много видов деятельности, которые можно рассматривать как государственную службу, но в этой работе мы ссылаемся на те, которые из-за их жизненно важного значения для жизни и развития людей заслуживают более сложных правовых и технических лесов, даже если они прошли через процесс передача права собственности.

— Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», согласно которому создана единая межведомственная информационно-статистическая система;

— Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

Таким образом, телекоммуникации, транспортировка, распределение электроэнергии, питьевой воды, топливного газа и топлива, среди прочего, представляют собой виды деятельности, представляющие общий интерес, которые подлежат регулированию. Традиционно такие мероприятия называются государственными службами, и это касается самых выдающихся аспектов регулирования, с которыми мы будем иметь дело в будущем.

Чтобы соответствовать целям регулирования, необходимо было создать государственные регулирующие органы, общей характеристикой которых является институциональная независимость и объективность. Как мы уже говорили, регулирование более активно находится на этапе после приватизации государственных предприятий, в контексте которого государственные органы должны предоставлять адекватные рамки гарантий в целом для иностранных инвестиций. По этой причине ключевым элементом является создание независимых регулирующих органов.

— Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» и др.

  1. К иным нормативным правовым актам РФ, составляющим базу нормативного правового регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, следует отнести:

1) Указы Президента РФ, например Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», согласно которому время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган власти регионального уровня должно быть не более 15 минут;

И дело в том, что функции регулятора носят технический характер. Фиксирование цен и тарифов на услуги, учитывая информацию, предоставляемую компаниями, предоставляющими услуги, которые будут служить основой и основой для принятия решений, является задачей, которая должна быть разработана высококвалифицированным профессиональным персоналом.

Однако такую ​​независимость или функциональную автономию регулирующих органов следует понимать в ее правильном аспекте, поскольку назначение регулирующих органов отвечает за исполнительную власть. В законодательстве Латинской Америки установлено, что обозначение должно относиться к профессиональным лицам и с историей технического мастерства регулируемой области или сектора.

2) акты Правительства РФ, например:

а) распоряжение Правительства РФ от 10 мая 2014 г. N 793-р «Об утверждении Концепции методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов». В данной Концепции определяются цель, задачи, ожидаемые результаты и направления методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров, информационных ресурсов;

Регулирующие органы имеют достаточный запас технической и функциональной независимости, но, в свою очередь, отвечают исполнительной власти за результаты своего управления. Было бы очень сложно полностью отделить регулирующие органы от исполнительной власти, хотя логично предоставить органам государственной службы максимальную степень независимости.

Регулирующий орган должен также иметь полную автономию внутренней административной организации, при которой ее квалифицированный персонал выбирается посредством конкуренции, гарантируя тем самым техническую пригодность, избегая вмешательства органов политической власти в назначение этих должностных лиц.

б) распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде». В данной Концепции устанавливаются основные цели, принципы и направления деятельности по дальнейшему развитию механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на период до 2016 года, определена организационная модель управления этой деятельностью. Основными направлениями деятельности по развитию механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Концепции определены:

Финансовая автономия - это еще одно качество регулирующего органа. Вы должны иметь право устанавливать свой собственный бюджет расходов. Их доход исходит от сбора сборов, которые должны оплачиваться сервисными компаниями, штрафов за нарушения и других.

Именно в Соединенных Штатах возникли независимые регулирующие органы после худшего этапа Великой депрессии. Одной из причин, вызвавших организацию регуляторных комиссий, была неспособность так называемых традиционных методов регулирования и контроля: судебных и законодательных.

Таким образом, мы можем назвать следующие федеральные комиссии. Федеральная комиссия по регулированию энергетики, создана год. В Британии, являющейся новаторской страной в волне приватизации общественных услуг, регулирующие органы, такие как следующие, были созданы в качестве неминированных министерств.

— оптимизация процедур предоставления услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий;

— совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления услуг.

В дополнение к названным, в Великобритании созданы регулирующие органы для финансовых рынков и средств массовой информации. Национальный регулирующий орган электроэнергетики, созданный по закону. Национальный орган регулирования газа, созданный по закону 076.

Национальный ядерный регулятор, созданный декретом года. Национальная комиссия почт и телеграфов, созданная декретом года. Организация трехсторонних работ и санитарных служб, созданная по закону 696, которая, в свою очередь, интегрирована Национальной комиссией железнодорожного транспорта, Национальной комиссией железнодорожного транспорта и Управлением транспорта в столичном районе Буэнос-Айреса.

Концепция ориентирована на повышение уровня удовлетворенности граждан и организаций результатами взаимодействия с органами государственной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и иными организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), при получении услуг. Результатами реализации Концепции должны стать повышение доступности услуг для граждан и организаций, упрощение процедур взаимодействия с органами (организациями), предоставляющими услуги, снижение коррупционных рисков, повышение эффективности бюджетных расходов;

Комиссия по регулированию питьевой воды и базовой санитарии при Министерстве экономического развития. Комиссия по регулированию энергетики и топливного газа при Министерстве шахт и энергетики. Комиссия по регулированию электросвязи, прилагаемая к Министерству связи.

В дополнение к этим комиссиям колумбийское законодательство создало суперинтенданс домашних общественных служб, как орган, отвечающий за контроль, инспекцию и надзор за организациями, предоставляющими коммунальные услуги. Регулирующие органы соответствуют каждому сектору.

в) распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. N 1433-р «Об утверждении плана мероприятий, необходимых для реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

г) распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде»;

Надзор за телекоммуникационным сектором. Управленческий сектор электроэнергетики. Углеводородная секторальная суперинтендантность. Транспортное секторальное управление. Отраслевое управление базовой санитарии. В отличие от Аргентины и Колумбии, где регулирующие органы являются коллегиальными органами, в Боливии каждый суперинтендант имеет полномочия одного человека как высший орган регулирующего органа. Основные функции регуляторов государственных услуг.

Органы государственной службы имеют среди своих основных функций следующее. Содействие и содействие конкуренции. Защита интересов потребителей и пользователей в отношении цены и качества услуг. Обеспечьте наличие услуг, которые отвечают разумным потребностям в области аварийных служб, информации для общественности, претензий. Убедитесь, что оператор или поставщик государственных услуг могут их предоставить. Содействовать исследованиям, разработке и использованию новых технологий. Способствовать свободному доступу и широкому использованию услуг, объектов и связей, санкционирующих дискриминационное поведение.

д) Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)». Приоритеты государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» (далее — Программа) определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г. N Пр-212, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, а также Стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. N 2036-р. В соответствии с указанными документами повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления являются основными целями развития отрасли информационных технологий.

Поощрять частные инвестиции для повышения конкурентоспособности. Контролировать выполнение обязательств, принятых концессионерами в концессионных договорах. Наказать нарушения, совершенные поставщиками услуг. Решать конфликты или противоречия между двумя или более операторами государственных услуг и между компаниями и пользователями. Из всех них важно подчеркнуть, что в нормативной базе различные субъекты должны позволить недискриминационному доступу третьих сторон к установленным возможностям в условиях, которые согласуются со сторонами, но под бдительным взглядом регулирующего органа.

Сформированы следующие направления деятельности в сфере реализации Программы:

— формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг в сфере информационных технологий и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

Например, закреплен принцип обязательного взаимосвязи в телекоммуникациях, свободный доступ к трубопроводам, транспортирующим углеводороды или топливный газ, свободную взаимосвязь с транспортными сетями. Еще один из принципов регулирования, заслуживающий особого комментария, - это разумные цены и ставки.

Регуляторы могут консультироваться с аналогичными средними ценами на аналогичные риски, сравнивая их внутри страны и на международном уровне, избегая образования скрытых цен, которые отклоняются от разумных затрат. Для этого очень важно, чтобы регулятор имел достоверную информацию.

— повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных технологий;

— совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;

— развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий;

Среди формул или критериев, используемых для контроля и установления цен, были выделены два режима экономического регулирования. Одним из них является контроль производительности, согласно которому регулятор устанавливает цены, чтобы гарантировать, что прибыль компаний не является чрезмерно высокой. Этот метод также называется максимизацией нормы прибыли, также известной как сумма прибыли, полученной компанией по операционным расходам и под их эксплуатационными расходами, выраженная в процентах от ставки, принятой в качестве основы.

— повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

— развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Другим способом является установление максимальной цены, при которой потолок или ограничение цены на товары или услуги определенного сектора, в пределах этого потолка, позволяют компаниям фиксировать цены. Регулятор устанавливает лимит, и компании могут взимать цены ниже этого. Согласно индексу потребительских цен, верхние тарифы корректируются.

Еще одна из полномочий регулирующих органов - контроль качества предоставляемых услуг. Наряду с качеством обслуживания, которое должно предоставляться пользователям, должно также быть адекватное качество биллинговой системы, гибкость в новых подключениях и ранняя техническая помощь в случае прерывания обслуживания.

— сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

— противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях предотвращения угрозы национальным интересам России и др.;

Наконец, следует отметить, что регулирующие органы также имеют право устанавливать правила корпоративного содержания компаний. В конце концов, исключения из правила могут быть разрешены с предварительного разрешения от регулятора. Другие ограничения обычно устанавливаются законом, такие как запреты на приобретение акционерного капитала компаний, принадлежащих к одному и тому же сектору экономики, что также называется ограничением вертикальной интеграции. Например, в электротехнической промышленности нормальным является установление структурного разделения между тем, что представляет собой производство электроэнергии, транспорт и распределение, а генерирующая компания не может иметь доли в дистрибьюторе и наоборот.

е) Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2014 г. N 151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и об общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями)»;

ж) Постановление Правительства РФ от 17 января 2014 г. N 36 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2014 — 2015 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»;

з) Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2012 г. N 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг»;

и) Постановление Правительства РФ от 25 января 2013 г. N 33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг»;

к) Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. N 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;

л) Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;

м) Постановление Правительства РФ от 25 июня 2012 г. N 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»;

н) Постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 г. N 913 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию»;

о) Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2012 г. N 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»;

п) Постановление Правительства РФ от 14 сентября 2012 г. N 928 «О базовых государственных информационных ресурсах»;

р) Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. N 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное взаимодействие в электронном виде»;

с) Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;

т) Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)»;

у) Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. N 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления»;

ф) Постановление Правительства РФ от 8 июня 2011 г. N 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;

х) Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;

ц) Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»;

3) акты федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009, издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Применительно к комментируемому Закону к таким актам преимущественно относятся административные регламенты.

Административные стандарты — система требований к государственной и муниципальной услуге в интересах ее получателя, установленная нормативным правовым актом. Стандарт государственной и муниципальной услуги включает требования, обеспечивающие необходимый уровень доступности и качества оказываемой услуги в целом, а также на каждом этапе ее предоставления. Отсутствие стандартов качества и доступности государственных услуг в Российской Федерации не позволяет упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом <10>.

———————————

<10> Государственное и муниципальное управление. М., 2012. С. 160.

В настоящее время ведется работа по разработке и внедрению административных стандартов публичных услуг. Четкая определенность и прозрачность взаимодействия между органами исполнительной власти, а также с гражданами и организациями, позволит ликвидировать избыточные и дублирующие функции органов исполнительной власти, сократит затраты, снимет дополнительное бремя с получателей публичных услуг, упростит административные процедуры и в итоге повысит эффективность деятельности органов государственного управления и качество государственных услуг.

Целями мероприятий этого направления являются разработка и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов, а также совершенствование имеющихся и создание новых эффективных механизмов досудебного обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц. Необходимо создание реестров (перечней) государственных услуг, разработка стандартов государственных услуг и их внедрение, отработка механизмов дистанционного предоставления государственных услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий, создание системы обратной связи с потребителями государственных услуг для использования полученной информации при выработке решений и коррекции целевых значений показателей результативности деятельности органов исполнительной власти <11> (более подробно об административных стандартах см. комментарий к ст. 14).

———————————

<11> Система государственного управления. М., 2009. С. 232 — 233.

Стандартизация административных процессов тесно связана с регламентацией деятельности органов государственной власти. Поэтому одним из действенных направлений повышения качества организации предоставления публичных услуг является внедрение в практику государственного управления административных регламентов.

Административные регламенты — нормативные правовые акты, устанавливающие сроки и последовательность административных действий и принятия решений исполнительного органа государственной власти, определяющий порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также его взаимодействия с заявителями, иными органами государственной власти и местного самоуправления при предоставлении государственной услуги исполнительным органом государственной власти. Существуют различные виды административных регламентов: административные регламенты исполнения государственных функций; административные регламенты предоставления государственных услуг; административные регламенты органов исполнительных органов государственной власти, административные регламенты взаимодействия исполнительных органов государственной власти <12>.

———————————

<12> Государственное и муниципальное управление. М., 2012. С. 163.

Масштабная работа по разработке административных регламентов предоставления государственных услуг началась после принятия Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

В административных регламентах описаны процедуры, которые чиновник может и должен совершать в процессе своей работы, с четким указанием времени, необходимого на выполнение процедуры, с определением сроков рассмотрения документов. Административные регламенты сводят к минимуму необходимость личного общения служащего с обратившимся к нему за помощью лицом. Административный регламент предоставления государственных услуг является ведомственным актом защиты прав потребителей государственных услуг, но, с другой стороны, выгоден и чиновнику, т.к. предписывает, что делать в той или иной ситуации <13>.

———————————

<13> Система государственного управления. М., 2009. С. 234.

Таким образом, административные регламенты кроме повышения качества оказания публичных услуг играют также большую роль в противодействии коррупции в органах исполнительной власти. Кроме того, прозрачность процессов и процедур повышает эффективность контроля за деятельностью органов государственного управления.

Всего на федеральном уровне административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций будет порядка 500. Из них ключевых регламентов около 350. Они затрагивают такие проблемы, как регистрация по месту жительства, получение паспорта, регистрация недвижимости, выписка из земельного кадастра <14> (более подробно об административных регламентах см. комментарий к гл. 3).

———————————

<14> URL: http://www.mpress.ru/.

Среди принятых в 2014 году административных регламентов можно отметить Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, утв. Приказом Федеральной миграционной службы от 20 января 2014 г. N 8, который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений по предоставлению адресно-справочной информации.

  1. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, например:

— Закон Санкт-Петербурга от 10 октября 2011 г. N 568-111 «О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и правительства Санкт-Петербурга в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

— Закон Республики Алтай от 30 марта 2012 г. N 16-РЗ «О регулировании правоотношений, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг на территории Республики Алтай»;

— Постановление правительства Хабаровского края от 12 ноября 2013 г. N 385-пр «О Реестре государственных и муниципальных услуг (функций) Хабаровского края»;

— Постановление правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве»;

— распоряжение правительства Саратовской области от 22 марта 2010 г. N 75-Пр «О формировании Сводного календарного плана Саратовской области по переходу на оказание государственных и муниципальных услуг (функций) в электронном виде»;

— Указ губернатора Ярославской области от 16 мая 2011 г. N 187 «Об организации межведомственного (межуровневого) взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг»;

— Указ губернатора Калининградской области от 9 января 2013 г. N 1 «О комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Калининградской области» и др.

  1. Муниципальные правовые акты.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2) муниципальный правовой акт — это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В отличие от государственных муниципальный правовой акт обладает следующими признаками:

а) в большинстве случаев принимается по вопросам местного значения; как исключение он может быть принят по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

б) существует два основных способа принятия:

— непосредственно населением муниципального образования на местном референдуме или сходе;

— органом или должностным лицом местного самоуправления;

в) должен быть документально оформлен, т.е. он должен быть принят в письменном виде с соблюдением всех необходимых реквизитов: в нем должно содержаться название муниципального образования, наименование правового акта, подпись главы муниципального образования;

г) обязателен для исполнения на территории муниципального образования;

д) устанавливает, изменяет общеобязательные правила или имеет индивидуальный характер.

В первом случае это нормативный акт, во втором — акт применения права <15>.

———————————

<15> Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. М., 2009. С. 81 — 82.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 43) систему муниципальных правовых актов составляют:

— устав муниципального образования;

— правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

— нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

— правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

В числе муниципальных правовых актов в первую очередь следует отметить административные регламенты предоставления муниципальных услуг, например Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

В качестве примера муниципальных правовых актов органов местного самоуправления можно привести:

— Постановление администрации Уватского муниципального района от 13 мая 2014 г. N 119 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные и дополнительные общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, а также информации из федеральной базы данных о результатах единого государственного экзамена»;

— Постановление администрации Любимского муниципального района от 4 апреля 2014 г. N 09-0498/14 «Об утверждении Перечня муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления Любимского муниципального района и муниципальными казенными учреждениями Любимского муниципального района, для размещения в электронном региональном реестре государственных и муниципальных услуг (функций)»;

— Постановление администрации Любимского муниципального района от 10 февраля 2014 г. N 09-0267/14 «О сводном отраслевом перечне государственных и муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями Любимского муниципального района за счет бюджетных средств»;

— Постановление администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской обл. от 21 марта 2014 г. N 105 «Об утверждении Административного регламента по реализации органами местного самоуправления услуг, предоставляемых в рамках переданных полномочий, предоставления государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет»;

— Постановление главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской обл. от 18 марта 2014 г. N 802 «Об утверждении перечня муниципальных и государственных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна»;

— Постановление администрации города Рубцовска от 24 января 2014 г. N 309 «Об утверждении Перечня муниципальных услуг Администрации города Рубцовска Алтайского края, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг»;

— Постановление главы городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района МО от 20 января 2012 г. N 17 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по определению и изменению вида разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования городское поселение Запрудня Талдомского района Московской области» и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.2 Правовая природа электронных государственных услуг в условиях развития электронного правительства

2.3 Перспективы совершенствования предоставления государственных услуг населению на базе многофункциональных центров

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования продиктована рядом факторов.

Прежде всего, актуальность темы исследования определяется тем, что государственные услуги присутствуют во всех сферах деятельности государства и общества и предоставляются в течение всего периода существования общества и человека. Начиная с момента рождения и на протяжении всей жизни человек контактирует с государством через институт оказания государственных услуг (регистрация рождения, вступление в брак и т.п.).

Степень удовлетворенности населения качеством услуг, оказываемых государством, - один из важнейших показателей социального и экономического уровня развития России. Несмотря на положительные тенденции в сфере оказания государственных услуг, больше половины населения страны считает, что качество предоставления государственных услуг за последнее время не изменилось Фонд общественного мнения // URL: http: www.fom.ru/politika/10439 (дата обращения: 15.01.2016). . Президент РФ в одном из посланий Федеральному Собранию РФ указал на затянувшиеся преобразования в данной сфере, отметил, что граждане - потребители услуг, не чувствуют кардинальных изменений Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 // Рос. газ. 2014. 05 дек. .

Таким образом, государственные услуги являются основной и наиболее массовой формой взаимодействия населения с органами государственной власти, в результате которого у граждан формируется субъективное представление об эффективности деятельности всего государственного аппарата управления в целом. В связи с этим, недопустимо наличие таких административных барьеров для заявителей, как, например, необходимость предоставления большого количества документов; продолжительные хождения по различным инстанциям; предъявление излишних требований к форме заявления; формальный подход к обращению граждан.

Поэтому необходима дальнейшая теоретическая разработка в данном направлении для устранения всех противоречий в законодательстве, так как они зачастую выступают непреодолимой преградой между гражданами и их гарантированными правами. Следовательно, вопросы совершенствования механизмов повышения эффективности и качества государственных услуг являются особенно актуальными на современном этапе и определяют тему и практическую значимость исследования.

Объектом исследования является система предоставления государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения в сфере предоставления государственных услуг; теоретические положения, а также правоприменительная практика по исследуемой проблематике.

Цель исследования - анализ административно-правового регулирования организации предоставления государственных услуг, выявление проблем и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование механизма повышения эффективности и качества государственных услуг.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать понятие и принципы предоставления государственных услуг.

2. Изучить процесс управления качеством предоставляемых государственных услуг.

3. Рассмотреть особенности правового регулирования деятельности государственных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений по предоставлению государственных услуг.

4. Исследовать правовую природу электронных государственных услуг в условиях развития электронного правительства.

5. Определить перспективы совершенствования предоставления государственных услуг населению на базе многофункциональных центров.

Проведение административной реформы вызвало активный научный интерес к деятельности органов власти по предоставлению государственных услуг. При написании настоящей работы были изучены труды, монографии статьи таких авторов, как Л.В. Бесчастнова, Е.А. Величкина, Е.Г. Иншакова, А.Р. Исаков, И.У. Кулдыбаева, Е.В. Морозова и др., предметом их исследований были отдельные аспекты правоотношений по предоставлению государственных услуг. Несмотря на это, многие аспекты организации предоставления государственных услуг остаются пока недостаточно изученными как в теоретическом, так и в методологическом плане.

Нормативной основой исследования явились Конституция РФ, Федеральные Законы, Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ, приказы, распоряжения и регламенты федеральных органов исполнительной власти, а также государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, направленные на обеспечение прав и свобод граждан и организаций в сфере предоставления государственных услуг.

Методы исследования: общенаучный метод познания в сочетании с отдельными частно-научными методами; законы формальной логики; системный анализ общетеоретических работ и трудов, статистики и практики применения правовых норм, решений судов, исследованных в настоящей работе.

Практическую значимость исследования определяет возможность использования результатов проведенного исследования в работе органов государственной власти и управления при обосновании и принятии конкретных управленческих решений, связанных с функционированием и развитием сферы государственных услуг.

Структура работы. Работа состоит из: введения, двух глав, включающие пять параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Глава I. Административно-правовое регулирование отношений по организации предоставления государственных услуг

1.1 Понятия, принципы предоставления государственных услуг

административный правовой государственный услуга

В настоящее время в Российской Федерации идет процесс реформирования органов власти и особую актуальность, и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с оказанием государственных услуг. Одно из приоритетных направлений административной реформы на сегодняшний день является повышение качества государственных услуг. Проводимые преобразования в системе исполнительной власти нацелены на то, чтобы каждый гражданин в РФ мог требовать от государственной власти тот уровень качества государственных услуг, который ему обязаны предоставить органы исполнительной власти.

Если под «услугой» понимать все то, что приносит какой-либо эффект, то «услугу» можно определить, как «трудовую целесообразную деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие - либо потребности человека» .

Если исходить из правовых источников, то понятие «услуга» в них трактуется не однозначно. Так, в ст. ст. 8, 74 Конституции РФ понятие «услуга» определяется, как «вид материальной деятельности»; в ст.ст. 128, 129 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) как «объект гражданских прав»; в ст. ст. 6, 65 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) как минимальные государственные стандарты. Концепция реформирования государственной службы РФ впервые, вводит термин «государственные услуги». В федеральной программе «Реформирование государственной службы РФ (2003-2005 гг.)» термин «государственные услуги» употребляется снова. Кроме того, в данной программе, была отмечена необходимость достижения качественного уровня оказания государственных услуг.

ВоВоВо исполнении указанной выше программы реформирования государственной службы, возникла необходимость в разработке системного подхода к реорганизации не только Правительства РФ, но и органов исполнительной власти. Президентом РФ 23 июля 2003 г. был принят Указ, которым утверждались меры по проведению административорной реформы на 2003 - 2004 гг. В нем были определены функции органов государственной власти, которые были классифицированы: на правоустанавливающие (определяющие государственную политику и порядок принятие нормативных государственных актов); правоприменительные (определяющие осуществление государственного контроля и надзора, выдачу разрешений, регистрационные действия), а также функции по оказанию услуг и управлению имуществом.

Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была закреплена трехуровневая система органов исполнительной власти, вводится понятие «государственной услуги». В первой редакции Указа под функциями по оказанию государственных услуг понималось осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительно общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

Однако через непродолжительное время в данный пункт были внесены изменения. Под государственной услугой стало пониматься предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственной или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органам государственной власти ценам услуг гражданам организациями в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Таким образом, в соответствии с указом под государственными услугами понимаются услуги, предоставляемые непосредственно органами власти, т.е. государственные услуги, регулируемые принятым намного позже Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» , так и услуги, оказываемые бюджетными учреждениями.

На сегодняшний день среди специалистов не существует четко сформулированного понятия «государственная услуга». Ряд исследователей считают, что это публичные услуги, «публичные услуги необходимо рассматривать как функцию современного социального государства» Морозова Е.В. Публичные услуги: теоретико-правовой аспект: автореф. дисс.. канд. юрид. наук. Мытищи, 2009. С. 10. , а социальная услуга, являясь ее разновидностью, «вытекает из государственных функций и следует за ними» Субботин Г. В. Социальные услуги: теоретико-правовой аспект: автореф. дисс.. канд. юрид. наук. М., 2011. С. 13. . Под государственной функцией, в различных источниках, понимается «регулярно осуществляемая органом исполнительной власти деятельность по реализации властных полномочий, не связанных с непосредственным обращением физического или юридического лица в соответствующий орган исполнительной власти» Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Учебник. М.: Омега-Л, 2010. С. 45; Мелехин А.В. Теория государства и права. М.: Маркет ДС, 2007. С. 168; Талапина Э.В., Тихомиров Ю.А. Публичные функции в экономике // Право и экономика. 2012. № 6. С. 5. . Таким образом «вхождение термина «государственные услуги» в нашу жизнь связано с изменением роли и задач государства в обществе, с утверждением новых ценностей и приоритетов» Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2014. № 10. С. 15. .

В связи с новизной понятия еще не существует официально принятой классификации государственных услуг, а имеются лишь различные авторские мнения. Согласно классификации, предложенной профессором Ю.А. Тихомировым, государственные услуги подразделяются на публичные и административные. «Государственные услуги, направленные на внешних (по отношению к государству) клиентов, называются государственными публичными услугами. Государственные публичные услуги могут носить принудительный характер, налагая обязанность на физических или юридических лиц вступить во взаимодействие по определенному поводу с государственным органом для того, чтобы избежать санкций или иных негативных последствий» Хабриева Т.Я. Административная реформа: решения и проблемы / Т.Я. Хабриева, А.Ф. Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 5. .

В.Л. Тамбовцев выделяет отличительные признаки государственной административной услуги от публичной:

- индивидуальность предоставления;

- обращение (в связи с реализацией прав и обязанностей) пользователей государственных услуг в государственный орган;

- предоставление услуги непосредственно в государственном органе, когда осуществление этой услуги в силу объективных социально-экономических причин не может быть передано коммерческим или некоммерческим организациям Тамбовцев В.Л. Стандарты государственных услуг // Общественные науки и современность. 2014. № 4. С.5. .

А.В. Нестеров предлагает следующую классификацию государственных услуг:

1. По наличию промежуточного результата: государственная услуга простая (подразумевает однократное обращение в исполнительный орган государственной власти с получением конечного результата).

2. По содержанию результата: информационно-консультационные; коммуникационные; финансовые; предоставление правообеспечивающих документов.

3. По условиям оказания: программные; нормативно-правовые.

4. По потребителям: для граждан; для предпринимателей (юридические и физические лица) Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 11. С. 22. .

Вместе с тем, следует различать элементарные государственные услуги и композитные (межведомственные) государственные услуги.

Элементарные государственные услуги - «услуги, запрошенные гражданами, бизнесом или другими ведомствами, которые реализуются и оказываются в рамках взаимодействия с одним ведомством» Шаститко А.Е. Организационные рамки предоставления публичных услуг // Вопросы экономики. 2014. № 7. С. 150. . Примерами таких услуг являются, например, выдача свидетельства о рождении или общегражданского паспорта. Межведомственные государственные услуги - услуги, которые оказываются различными ведомствами.

А.В. Нестеров отмечает, что «могут существовать услуги, которые необходимы, но нет услугодателей. С другой стороны, есть услуги, которые предлагаются, но у услугополучателей нет в них потребности. Такие услуги называются навязанными. Навязанные платные услуги, если они оказываются с использованием ресурсов исполнительных органов власти, должны быть ликвидированы» Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 11. С. 23. .

Исходя из понятия «доступности» (физическая, информационная, финансовая доступность), выделяются доступные услуги (приемлемы для всех граждан) и малодоступные услуги (приемлемы для определенных категорий лиц). «Государственные услуги должны обладать свойством универсальности требований ко всем услугополучателям (отсутствие дискриминации), а технологически процесс оказания универсальных услуг не должен создавать технологических барьеров (производительность услуги должна обеспечивать отсутствие очередей)» Шаститко А.Е. Организационные рамки предоставления публичных услуг // Вопросы экономики. 2014. № 7. С. 151. . Исключением может быть лишь определенный круг лиц, отмеченный в законодательстве.

В зависимости от причины обращения за государственной услугой, их можно разделить на вынужденные и добровольные услуги. «В случае вынужденного обращения услуга должна оказываться только на бесплатной основе, за исключением услуг, реализующих юридически значимые действия, когда взимается государственная пошлина» Тамбовцев В.Л. Стандарты государственных услуг // Общественные науки и современность. 2014. № 4. С.6. . Систематизировав данные о государственных услугах, С.И. Неделько, И.А. Мурзина, С.Н. Егоров предлагают свою классификацию государственных услуг (Приложение 1).

Итак, термин «государственная услуга» относительно новый и пока не имеет четко сформулированного определения. На сегодняшний день происходит становление порядка предоставления государственных услуг. Для обеспечения эффективного функционирования данного института необходимо исследовать ситуацию, сложившуюся на рынке государственных услуг, и двигаться в направлениях:

- совершенствование технологии предоставления государственных услуг;

- развитие законодательства о государственных услугах;

- формирование механизмов управления качеством услуг;

- развитие модели взаимодействия между органами, предоставляющими услуги, и получателями услуг.

1.2 Управление качеством предоставляемых государственных услуг

Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти выступают повышение качества и доступности государственных услуг, стандартизация и регламентация государственных услуг, нацеленные на совершенствование существующих регламентов. Прозрачные и четкие административные процедуры выступают основой слаженной работы государственных структур.

Как отмечает И.А. Руденко, «к началу 2000-х годов сложилась ситуация, при которой в одном ведомстве требования к предоставлению услуг были изложены всего на одной странице. Это не могло быть залогом качественного и успешного предоставления государственной услуги. В другом ведомстве требования к выполнению схожей услуги могли быть зафиксированы в многострочном документе. Освоить его мог далеко не каждый сотрудник, не говоря, уже о гражданах» Руденко И.А. Понятие и сущность государственной услуги // Вестник Саратовского государственного университета. 2014. № 3. С. 11. . При формировании нормативной базы, регулирующей разработку и применение стандартов услуг и административных регламентов, государство отталкивалось от требований системы менеджмента качества. Данные требования изложены в стандартах ИСО серии 9000, в части требований к описанию процессов Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000 -2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. №1574 - ст. Датат введения - 1 января 2013 г. .

В целях повышения качества государственных услуг в России инициирован процесс по внедрению административных регламентов в деятельность органов государственной власти. Указанные регламенты должны отвечать следующим принципам:

- оптимальность административных процедур, отсутствие избыточных и дублирующих действий, которые требуются от получателя государственных услуг;

- минимальное время предоставления услуги;

- комфортность процесса получения услуги, в том числе для граждан с ограниченными возможностями;

- реализация «принципа одного окна».

В качестве результатов по внедрению административных регламентов отметим следующие:

- сокращение сроков предоставления государственных услуг и самих административных процедур;

- принятие административных регламентов. Это способствовало снижению общего времени, которое потрачено на получение государственной услуги примерно от 10% до 70%.

К примеру, в рамках внедрения пилотного административного регламента Роснедвижимости время оказания услуги снизилось в 3 раза (с 30 мин. до 10 мин.). Время ожидания в очереди в местах оказания государственной услуги Росрегистрации также сократилось примерно в 3 раза (с 2-3 часов до 45 мин.).

Исключены избыточные административные процедуры https://rosreestr.ru/site/ (дата обращения: 15.01.2016). .

При разработке административных регламентов Росздравнадзора по регистрации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, по организации проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств исключены ограничение времени действия регистрационного удостоверения, требования к регистрации юридического лица на территории РФ для зарубежных производителей лекарственных средств; повысилась комфортность предоставления услуг в связи с внедрением требований к местам предоставления услуг http://www.roszdravnadzor.ru/ (дата обращения: 15.01.2016). .

Исследование практической деятельности позволяет выделить особенности регулирования собственно государственных услуг (статусное регулирование). Это направление включает спецификацию государственных услуг относительно иных действий, продуцируемых органом власти, и в первую очередь - относительно государственных функций.

Данный фактор отражен в следующих нормативных актах: Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; постановлении Правительства РФ «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций»; Концепции административной реформы, Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг.

На качество государственных услуг обращается особое внимание в следующих нормативных актах: Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; постановлении Правительства РФ «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций» . Кроме этого, качество государственных услуг ставится во главу угла в административных регламентах предоставления государственных услуг. Например, в Административном регламенте Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» , Административном регламенте предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории РФ и др.

В ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не дано понятие «стандарт государственной услуги». Однако законом установлены минимальные требования к стандарту предоставления государственных услуг. Цель стандартизации государственных услуг - сокращение издержек, которые несут граждане и организации при взаимодействии с органами власти и должностными лицами.

Стандарт предоставления государственной услуги предусматривает ряд установленных положений. К ним относятся наименование услуги; наименование органа, предоставляющего услугу; результат ее предоставления и прочее (всего в ст. 14 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» представлено 14 пунктов).

Анализ научной литературы, изучение практики показали, что важно разграничивать правовое регулирование государственных услуг в зависимости от направлений, от нормативных установлений непосредственно по исполнению государственной услуги. В них содержится нормативное закрепление необходимости продуцирования органом публичного управления определенной услуги. Примеры: Положение о Федеральной миграционной службе; Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов и др.

Как отмечает Л.А. Душакова, до принятия ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» существовала возможность развития нескольких сценариев законодательного регулирования государственных услуг. «Первый сценарий заключался в закреплении в законе требований к стандарту государственных услуг и в переносе регулирования соответствующих административных процессов на уровень органов исполнительной власти. Второй сценарий заключался в параллельной разработке двух федеральных законов - «Об административных регламентах» и «О стандартах государственных услуг», при сохранении разделения предмета регулирования между ними по виду документа, по относимости к государственной услуге. Третий - в закреплении в Федеральном законе «Об административных регламентах» модели, объединяющей регламент и стандарт государственной услуги в одном документе» .

На сегодняшний день в отношении порядка предоставления государственных услуг свою актуальность сохраняет Постановление Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 . В документе зафиксированы требования к административным регламентам предоставления государственных услуг, к иным юридически значимым моментам.

Следующий уровень правового регулирования качества государственных услуг - нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, административные регламенты предоставления государственных услуг, которые описывают конструкции административных процедур в связи с обращением заявителей по поводу предоставления услуг.

Административный регламент предоставления государственных услуг в своей структуре должен отражать ряд позиций, в том числе:

- устанавливать сроки и последовательность административных процедур и административных действий и/или принятия решений федерального органа исполнительной власти;

- устанавливать порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (заявителями), иными органами государственной власти и местного самоуправления учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги;

- демонстрировать связь между административными процедурами и административными действиями и/или принятыми решениями федерального органа исполнительной власти и возникновением, изменением или прекращением правоотношений или возникновением документированной информации.

Итак, оказание государственных услуг является относительно новым правовым институтом. Его возникновение связано с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Порядок оказания государственных услуг определяется соответствующими нормативными правовыми актами, в частности, административным регламентом, который должен быть принят для каждой государственной услуги.

Глава II. Административно-правовое регулирование организации процесса предоставления государственных услуг

2.1 Административно-правовое регулирование деятельности государственных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений по предоставлению государственных услуг

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945. функция по оказанию государственных услуг закреплена непосредственно за федеральными агентствами. Однако, наравне с данными субъектами, ее осуществляют федеральные министерства и федеральные службы.

Понятия «министерство», «агентство» и «служба» являются многозначными и используются в различных смысловых значениях. Термин «министерство» происходит от латинского слова «ministro», что означает «служить, управлять». «Министерства как центральные органы управления специальной компетенции, ведающие отдельной отраслью государственной администрации, были учреждены Манифестом Александра I «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г.» Жукова Е.Н. Особенности административно-правового статуса федеральных агентств // Журнал российского права. 2012. № 2. С. 62. .

Термин «агентство» происходит от французского слова «agence». Чаще всего он характеризует подведомственные структуры, которые выполняют отдельные поручения и осуществляют представительские функции. Вместе с тем, понятие «агентство» часто используют и для наименования государственных учреждений (например, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства и др.).

Термин «служба» характеризует «одновременно вид публичной деятельности (государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба, муниципальная служба), вид федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции» Войт М.Н., Воробьева В.В. К вопросу о разграничении функций между федеральной службой и федеральным агентством // Право и практика. 2013. № 2. С. 10. .

В 2014 году утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р «О Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 5. Ст. 547. . Концепция закрепила основные принципы открытости, задачи и механизмы их реализации. Документ направлен на повышение эффективности и результативности приоритетных мероприятий по совершенствованию системы государственного управления. Данные мероприятия определены Указом Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2338. и Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2018 года Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 14.05.2015) // Консультант Плюс. Законодательство. . Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, внедряют механизмы открытости, которые предусмотрены Концепцией, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, предоставляющий услуги по управлению публичным имуществом и различные публичные учетные функции (ведение реестров, регистров и кадастров). Федеральные агентства предоставляют государственные услуги в сферах: науки; туризма; молодежной политики; здравоохранения; связи, печати и массовых коммуникаций; государственного имущества; строительства; транспорта; космической деятельности; метрологии; водных ресурсов; рыболовства; лесного хозяйства; недропользования; архивного дела.

Так, Федеральным органом исполнительной власти, оказывающим государственные услуги в области транспортной безопасности в сфере воздушного транспорта, является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 396 (ред. от 28.11.2015) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3343. . Для достижения поставленных целей Росавиацией разработан ряд основополагающих документов. К примеру, урегулирован порядок выдачи разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов аэропортов и иных, входящих в авиационную инфраструктуру, являющихся объектами капстроительства Приказ Министерства транспорта РФ от 22.07.2014 № 195 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов аэропортов и иных объектов авиационной инфраструктуры (включая объекты единой системы организации воздушного движения), являющихся объектами капитального строительства» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 1. .

Федеральным органом исполнительной власти, оказывающим государственные услуги в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене, является Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 397 (ред. от 23.09.2015) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3344. . Для достижения поставленных целей разработан ряд основополагающих документов. К примеру, утверждены: Административный регламент предоставления государственной услуги по установлению сроков ввода в действие графика движения пассажирских поездов на железнодорожном транспорте Приказ Минтранса РФ от 29.06.2012 № 189 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по установлению сроков ввода в действие графика движения пассажирских поездов на железнодорожном транспорте» // Рос. газ. 2012. 28 дек. ; Административный регламент предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности Приказ Министерства транспорта РФ от 06.03.2013 № 72 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности» // Рос. газ. 2013. 19 июля. . Выявлена проблема: изученные документы не содержат конкретного перечня государственных услуг, а тольео обозначают сферу деятельности, в которой данный орган осуществляет оказание государственных услуг.

Федеральным органом исполнительной власти, оказывающим государственные услуги в сфере туризма, является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 901 (ред. от 28.04.2015) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 2. Ст. 159. . Для достижения поставленных целей разработан ряд основополагающих документов. К примеру, разработан Регламент Агентства Приказ Федерального агентства по туризму от 20.08.2009 № 190 (ред. от 05.10.2011) «Об утверждении Регламента Федерального агентства по туризму» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 50. , утверждена публичная декларация целей и задач Ростуризма на 2015 год Приказ Федерального агентства по туризму от 20.02.2015 № 58-Пр-15 «Об утверждении публичной декларации целей и задач Ростуризма на 2015 год» // Консультант Плюс. Законодательство. . Выявлена проблема: изученные документы не содержат конкретного перечня государственных услуг, в них функция оказания государственных услуг лишь обозначена как основная, но не конкретизирована.

Федеральным органом исполнительной власти, оказывающим государственные услуги в сфере имущественных и земельных отношений, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 (ред. от 28.09.2015) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 23. Ст. 2721. . Для достижения поставленных целей разработан ряд основополагающих документов. К примеру, разработаны: Административный регламент по предоставлению государственной услуги по осуществлению в установленном порядке выдачи выписок из реестра федерального имущества Приказ Минэкономразвития РФ от 07.10.2011 № 556 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по осуществлению в установленном порядке выдачи выписок из реестра федерального имущества» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 49. ; Административный регламент по исполнению государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности» Приказ Минэкономразвития РФ от 26.10.2011 № 598 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. № 7. . Выявлена проблема: анализ регламентов показал, что в разделе «Административные процедуры» не достаточно подробно прописаны действия, производимые соответствующими должностными лицами при предоставлении государственных услуг.

Проанализируем отдельные Положения о федеральных министерствах, Административные регламенты Федеральных министерств по предоставлению государственных услуг по следующим критериям: содержание конкретного перечня государственных услуг; алгоритм действий по оказанию государственных услуг; контроль качества предоставляемых государственных услуг.

Федеральным органом исполнительной власти, оказывающим государственные услуги в сфере внутренних дел, является Министерство внутренних дел РФ (МВД России) Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 12.09.2015) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1334. . Для достижения поставленных целей разработан ряд основополагающих документов. Так, разработаны: Административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним Приказ МВД России от 07.08.2013 № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» // Рос. газ. 2013. 04 окт. ; Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов Приказ МВД РФ от 11.05.2012 № 501 (ред. от 30.12.2014) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов» // Рос. газ. 2012. 12 сент. . Выявлена проблема: изученные документы не содержат конкретного перечня государственных услуг, они обозначают сферу деятельности, в которой данный орган осуществляет оказание услуг.

Федеральным органом исполнительной власти, оказывающим государственные услуги в сфере здравоохранения, является Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 (ред. от 03.06.2015) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 26. Ст. 3526. . Для достижения поставленных целей разработан ряд основополагающих документов. К примеру, разработан План по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти План Министерства здравоохранения Российской Федерации по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2014 год с учетом «горизонта планирования» до 2018 года (утв. Министерством здравоохранения РФ 01.08.2014) // Консультант Плюс. Законодательство. , утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий Приказ Минздрава России от 14.10.2013 № 737н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий» // Рос. газ. 2014. 01 авг. . Выявлена проблема: анализ регламентов показал, что в разделе «Административные процедуры» не достаточно подробно прописаны действия, производимые соответствующими должностными лицами при предоставлении государственных услуг.

Федеральным органом исполнительной власти, оказывающим государственные услуги в сфере культуры и кинематографии, является Министерство культуры РФ (Минкультуры России) Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 № 590 (ред. от 08.05.2015) «О Министерстве культуры Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 31. Ст. 4758. . Для достижения поставленных целей разработан ряд основополагающих документов. К примеру, разработан и утвержден План по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти Приказ Министерства культуры РФ от 29.007.2015 № 2121 «Об утверждении ведомственного плана Министерства культуры Российской Федерации по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2015 год» // Консультант Плюс. Законодательство. ; утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия народов РФ Приказ Министерства культуры РФ от 30.07.2012 № 811 (ред. от 24.07.2013) «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия» // Рос. газ. 2012. 24 окт. . Выявлена проблема: анализ регламентов показал, что критерии качества государственных услуг, которые закреплены в изученных регламентах, в полной мере не дают реальную оценку и не позволяют достоверно определить, остался ли удовлетворенным заявитель оказанной ему государственной услугой.

Федеральным органом исполнительной власти, оказывающим государственные услуги в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, является Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 № 466 (ред. от 07.11.2015) «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 23. Ст. 2923. . Для достижения поставленных целей разработан ряд основополагающих документов. К примеру, утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.12.2014 № 1620 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по присвоению ученых званий профессора и доцента» // Консультант Плюс. Законодательство. . Выявлена проблема: анализ регламентов показал, что в разделе «Административные процедуры» не достаточно подробно прописаны действия, производимые соответствующими должностными лицами при предоставлении государственных услуг.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Для реализации возложенных на федеральные службы задач, одной из функций является предоставление государственных услуг.

Проанализируем отдельные Положения о федеральных службах, Административные регламенты Федеральных служб по предоставлению государственных услуг по следующим критериям: содержание конкретного перечня государственных услуг; алгоритм действий по оказанию услуг; контроль качества предоставляемых государственных услуг.

Федеральным органом исполнительной власти, оказывающим государственные услуги в сфере миграции, является Федеральная миграционная служба (ФМС России) Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 № 711 (ред. от 31.10.2015) «О вопросах Федеральной миграционной службы» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 30. Ст. 4276. . Для достижения поставленных целей разработан ряд основополагающих документов. К примеру, утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия Приказ ФМС РФ от 29.06.2012 № 218 (ред. от 10.02.2014) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия» // Рос. газ. 2012. 21 нояб. ; Административный регламент по исполнению государственной функции по исполнению законодательства по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства Приказ Федеральной миграционной службы от 05.12.2007 № 451 (ред. от 22.01.2010) «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства» // Рос. газ. 2008. 19 марта. . Выявлена проблема: критерии качества государственных услуг, которые закреплены в изученных регламентах, в полной мере не дают реальную оценку и не позволяют достоверно определить, остался ли удовлетворенным заявитель оказанной ему государственной услугой.

Федеральным органом исполнительной власти, оказывающим государственные услуги в сфере налогообложения, является Федеральная налоговая служба (ФНС России) Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 03.04.2015) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 40. Ст. 3961. . Для достижения поставленных целей разработан ряд основополагающих документов. К примеру, утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах Приказ Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н (ред. от 26.12.2013) «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» // Рос. газ. 2012. 28 нояб. . Выявлена проблема: анализ регламентов показал, что в разделе «Административные процедуры» не достаточно подробно прописаны действия, производимые соответствующими должностными лицами при предоставлении государственных услуг.

Итак, проведенный анализ позволил выявить ряд проблем:

Во-первых, анализ положений о федеральных агентствах, министерствах и службах показал, что одни из них содержат конкретный перечень государственных услуг, которые должны оказывать соответствующие государственные органы (Росавиация, ФАНО России), другие - только сферу деятельности, в которой данный орган осуществляет оказание государственных услуг (Росжелдор, МВД России), в третьих - функция оказания государственных услуг лишь обозначена как основная, но не конкретизирована (Ростуризм, Минтруд России). Для решения выявленных проблем считаем необходимым в разделе I «Общие положения» в каждом Положении установить конкретный перечень государственных услуг, которые должен оказывать соответствующий государственный орган. Это позволит действовать в рамках правового поля, правильно распределить и рассчитать имеющиеся ресурсы, спланировать деятельность, сконцентрировать усилия на эффективном предоставлении государственных услуг, установить четкие критерии оценки результатов их деятельности и контроля.

Во-вторых, анализ Административных регламентов предоставления государственных услуг показал, что в разделе «Административные процедуры» не достаточно подробно прописаны действия, реализуемые соответствующими должностными лицами при предоставлении государственных услуг (Росимущество, Минздрав России, Минобрнауки России, ФНС России). Для решения выявленных проблем считаем необходимым в разделе «Административные процедуры» каждого Административного регламента подробно указать действия, производимые соответствующими должностными лицами при предоставлении государственных услуг. Полагаем, что более подробная детализация позволит обеспечить надлежащее функционирование, гласность, легальность, открытость и предсказуемость действий должностных лиц, а также сузить границы административного усмотрения.

В-третьих, анализ Административных регламентов показал, что не достаточно подробно прописаны действия, позволяющие проводить контроль качества предоставляемых государственных услуг. Существующие критерии качества государственных услуг, которые закреплены в большинстве действующих административных регламентов, в полной мере не дают реальную оценку и не позволяют достоверно определить, остался ли удовлетворенным заявитель оказанной ему государственной услугой (Минкультуры России, ФМС России).

Для решения выявленных проблем считаем необходимым в разделе «Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции» каждого Административного регламента закрепить следующие группы критериев качества государственных услуг: требования к процессу взаимодействия персонала и получателя государственной услуги; к результату государственной услуги; к персоналу; к доступности государственной услуги; к месту предоставления государственной услуги. Данные критерии позволяют наиболее полно учитывать объективные и субъективные составляющие при их оценке. Кроме этого, целесообразно проводить контроль не только на завершающей стадии, когда происходит непосредственный контакт с заявителем, но и прослеживать весь процесс оказания государственной услуги, начиная с взаимоотношений между сотрудниками и с межведомственного сотрудничества, на предмет их улучшения и соответственно повышения эффективности деятельности государственных органов.

Подобные документы

    Понятие и принципы предоставления государственных услуг. Показатели оценки их качества и доступности. Показатели эффективности государственных услуг в РФ. Особенности их оказания в электронном виде. Анализ стандартов оказания государственных услуг.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2015

    Понятие и сущность государственной услуги. Формирование электронного правительства. Предоставление государственных услуг в Российской Федерации на базе многофункциональных центров. "Единое окно" как стандарт предоставления государственных и иных услуг.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2010

    Понятие правового регулирования государственных нужд. Договор поставки для государственных нужд, форма и порядок его заключения. Общая характеристика подрядных работ, особенности организации и порядка размещения заказов и услуг на поставку товаров.

    дипломная работа , добавлен 07.02.2012

    Классификация государственных услуг. Основные подходы к определению качества их предоставления в регионе. Совокупность организационно-экономических и правовых отношений, возникающих во время этого процесса. Пути их совершенствования на примере РТ.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2014

    Использование информационно-коммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Проект "электронное правительство", этапы перехода предоставления услуг в электронном виде. Мониторинг качества и доступности услуг.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2015

    Сущность государственных и муниципальных услуг. Формирование электронного правительства и развитие информационного общества. Предоставление государственных услуг в РФ на базе многофункциональных центров. Регламент предоставления муниципальной услуги.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2012

    Общая характеристика государственных (муниципальных) предприятий. Развитие статуса государственных предприятий и особенности их организации и деятельности. Правовое регулирование организации деятельности государственных предприятий в нашей стране.

    контрольная работа , добавлен 10.11.2010

    Виды и правовое положение государственных учреждений. Принципы закупок товаров при размещении государственного заказа, порядок отбора участников и проведения торгов. Правовое регулирование заключения, исполнения и расторжения государственного контракта.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2011

    Сущность, методы и принципы государственного управления. Понятие компетенции, принципы организации и деятельности государственных органов. Правовое регулирование деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2016

    Основные показатели эффективности оказания государственных услуг. Анализ существующих в России проблем, препятствующих разработке единых стандартов оказания государственных услуг с учетом потребностей граждан и необходимого качественного уровня.