Условия для замера тонировки. Замер тонировки по госту: правила измерения

Несмотря на многочисленные разъяснения экспертов, вопросы о тонировке стекол на протяжении многих лет продолжают волновать автолюбителей. Законодательство, регулирующее безопасность дорожного движения, постоянно изменяется и обновляется. Однако штраф за тонировку с 1 января 2017 года остался в прежнем размере.

Для чего тонируют авто? Затемнение с использованием разноцветной пленки делают для придания авто престижности, солидности. Стекло с пленочным покрытием менее травмоопасно для находящихся внутри людей.

В аварийной ситуации стеклянные осколки не разлетятся и не причинят вреда. Кроме того, дополнительный слой на стекле сокращает теплоотдачу, благодаря чему помогает поддерживать комфортный микроклимат внутри салона. Снижает риск ослепления солнцем или огнями встречных автомобилей.

Важно! Если тонировка не обеспечивает достаточную проницаемость света, это может препятствовать безопасности и создавать угрозу всем участникам дорожного движения.

Чтобы не получить штраф за тонировку с 1 января 2017 года важно соблюдать правила, установленные международным нормативом «Стекло безопасное для наземного транспорта. Технические условия». Вступил в силу с 2015 года. В стандарт ГОСТ 32565-2013 внесены некоторые поправки, дополнения.

Вторым, регламентирующим окраску автомобильных стекол нормативным правовым актом, является Технический регламент 018/2011. Он принят решением Комиссии Таможенного союза № 877 от 9 сентября 2011.

Существующими нормативами разрешается затемнять стекла 2 способами: с использованием специальной тонировочной пленки и методом напыления. Степень пропускания света стеклами определена 70% и более.

Какие стекла можно затемнять?

Затемнять автомобильные стекла закон о тонировке не запрещает:

  • Утвержденные законодательными актами нормативы о пропускании стеклами света не распространяются на стекла сзади машины.
    Допускается полное затемнение задних стекол исключительно при наличии по бокам транспортного средства зеркал заднего обзора. Это же относится к стеклам, находящимся сзади сбоку.
    Наклеивание пленки с зеркальным эффектом запрещено.
  • Лобовое стекло можно покрывать пленкой, позволяющей обеспечить 70% светопропускания. Вверху допускают присутствие максимально темной полосы. Ее ширина ограничена 140 мм.
    При несоблюдении требований, предусмотрен штраф за тонировку передних стекол автомобиля.
  • Ответ на вопрос можно ли тонировать передние фары утвердительный. Затемнение передней оптики не запрещается.
    Однако рекомендуется окрашивание оптики, расположенной впереди светло серыми оттенками. Разрешено использовать оранжевые, желтые цвета. Видимость ночью от таких цветов не ухудшается.
    Главное правило - передние фары должны обеспечивать свет желтого, белого, оранжевого оттенка.
  • Задние фары допускается тонировать и оклеивать их черными и серыми оттенками. Указанные цвета не ведут к изменению разрешенного белого цвета светового устройства оптики, снижая интенсивность.
    Нежелательны другие оттенки в результате использования, которых цвет оптики станет черным либо серым.
    Несоблюдение указанного норматива влечет за собой штраф за тонировку с 1 января 2017 года соответствующего размера.

Кем и как может производиться замер?

Определение параметров затемнения производят при прохождении тех.осмотра, а также во время проверок на дороге работником ГИБДД.

Статьями 28.3,23.3 КоАП определено, что возбуждать дела, использовать технические приспособления для измерений, накладывать штраф за тонировку с 1 января 2017 года может любой работник ГИБДД, имеющий спец. звание.

Важно! На практике любой сотрудник дорожно-патрульной службы может произвести измерение на пропускание света.

Сделать это он имеет право в любом месте. Отправлять автомобиль до специальных пунктов не требуется.

Проводить измерения можно в дневное и ночное время, на показания это не влияет. Особенности зависят от технических особенностей прибора для диагностики.

Все действия при проведении процедуры диагностики светопропускания сотрудники автоинспекции обязаны осуществлять в точном соответствии с утвержденным регламентом проверки тех.состояния автомобиля. Процесс проверки несложный.

Проверяющему необходимо выполнить ряд действий перед началом замеров:

  • измерить влажность окружающего воздуха, температуру, давление атмосферы;
  • очистить, протереть влагу с обследуемой поверхности;
  • проверить допустимую погрешность устройства;
  • представить документацию, подтверждающую полномочия сотрудника ГИБДД, сертификат, документы об испытаниях тауметра.

По окончании испытаний информация вносится в протокол. Документ выполняет роль доказательства наличия вины водителя.

Если при проведении процедуры проверки были допущены нарушения со стороны сотрудника автоинспекции, водителю следует внести это в протокол, подробно описав все нарушения.

Технические средства для измерений

Для того чтобы определить выполнена тонировка по ГОСТу или нет используют приборы – тауметры. Более распространены устройства для диагностики «Блик», «Тоник», «Свет». К использованию допускаются сертифицированные тауметры, прошедшие поверку.

Для применяемых контрольно-измерительных средств допустимо наличие погрешности показаний со значением 2%.
Применение тауметров при отсутствии сертификатов, протоколов незаконно, как и в случае их просрочки. Тауметры должны иметь заводские пломбы, ярлыки, не иметь следов вскрытия.

Замеры делаются на трех участках стекла при двух понятых. Результатом считается среднеарифметическое значение.

Важно! Несоблюдение условий измерения делает их результаты недействительными, и штраф за тонировку с 1 января 2017 года можно будет обжаловать.

Диагностика проводится при соблюдении следующих обязательных условий:

  • окружающий воздух должен иметь температуру от 15 до 25 градусов тепла;
  • давление атмосферы должно находиться в пределах от 645 до 795 мм ртутного столба;
  • воздух должен иметь относительную влажность от 40 до 80%.

Наказание за нарушение правил в 2018 году

Если так произошло, что по результатам замеров уровень светопропускания на авто противоречит нормам, готовьтесь уплатить штраф за тонировку с 1 января 2017 года или подвергнуться другим санкциям.

Ответственность за управление машиной, имеющей стекла со светопропускающей способностью, нарушающей установленные нормы, определена ст. 12.5 КоАП РФ. Подобное нарушение влечет штраф 500 руб.

Чтобы дать ответ на частый вопрос о том, какое наказание за тонировку в случае уклонения от выплаты штрафных сумм, следует изучить ст. 20.25 КоАП.

Когда лицо, виновное в нарушении закона, штраф не уплатило, с момента наложения санкций прошло более 60 суток, налагаются штрафные санкции в двукратном размере не уплаченного денежного взыскания. Вновь наложенный штраф не может быть менее одной тысячи рублей.

Возможно применение административного ареста. Срок такого ареста может достигать 15 суток. Изредка используются санкции в виде обязательных работ на срок до 50 часов.

Водителей часто интересует вопрос, какой штраф за тонировку наложат, если не выполнить требование работника ГИБДД, не принять мер по устранению нарушения. Когда по прошествии установленного времени затемнение не приведено в соответствии с требованиями ГОСТа, ст. 19.3КоАП предусмотрен штраф за тонировку с 1 января 2017 года от 500 до 1000 руб. В крайнем случае, возможен арест сроком до 15 суток.

Внимание! По поводу лишения виновного лица водительских прав следует отметить следующее. Такая норма, как лишение права управления транспортным средством или снятие номеров за затемнение стекол законодательством не предусмотрена.

В заключение можно отметить, что сегодня активно ведутся дискуссии об ужесточении наказания за тонировку. Принимая решение о затемнении стекол, проверяйте его на соответствие требованиям ГОСТа до начала эксплуатации. Такая предупредительная мера позволит избежать ненужных расходов и судебных разбирательств.

Замер показателей светопропускания тонировки осуществляется в соответствии с законодательными требованиями. Владение информацией о нюансах проведения процедуры поможет автовладельцу в спорных ситуациях защитить свои права.

Проверка критерия светопропускания затемненных стекол транспортного средства может быть осуществлена только на стационарных точках контроля. Процедура может быть проведена только уполномоченными специалистами, прошедшими специальную подготовку. Для ее реализации применяется поверенная аппаратура, о чем свидетельствует наличие соответствующей документации. На что нужно обратить внимание водителю, чтобы суметь защитить свои права в случае выявления несоответствия измеренной величины нормативному критерию?

Законодательное регулирование процедуры

Процедура проверки тонировки заключается в определении процента пропускаемости световых лучей через обработанную поверхность стекла автомобиля. Проверка параметров светопропускания осуществляется в соответствии с утвержденным 01.01.2015 года государственным стандартом ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Технические условия».

Когда осуществляется проверка?

Контроль параметров тонировки обязательно проверяется при прохождении транспортным средством технического осмотра. Процедура может быть проведена уполномоченным сотрудником государственной инспекции при остановке автомобиля с целью проверки документов и осуществления контроля, в случае подозрения, с визуальной точки зрения, в нарушении нормативов.

Условия, при которых результаты замеров будут достоверны

Чтобы результаты замеров были достоверны и соответствовали действительности, процедуру следует производить при определенных погодных условиях:

  • температура окружающей среды 20 градусов по Цельсию с погрешностью в 5 градусов;
  • влажность воздуха 60 процентов с погрешностью в 20 процентов;
  • давление 86-106 килоПаскаль.

На показания тауметра не оказывает влияние время суток. Замеры могут быть произведены днем или ночью. При этом выдаваемые значения параметра будут идентичны. Это связано с тем, что прибор идентифицирует процент световых лучей, проникающих через стекло, а не поглощаемых им. Показания, измеренные в дождливую погоду будут не актуальны, ввиду повышенной влажности и наличия капель на стекле.

Какими приборами проводятся измерения?

Степень светопропускаемости определяется тауметром. Прибор должен быть сертифицирован специальной комиссией по измерительной технике. Его погрешность не должна быть больше 2 процентов. Широко используется оборудование:

  • Блик;
  • Блик+;
  • Свет;
  • Тоник.

Выбор типа прибора для контроля параметра зависит от толщины исследуемого стекла. Если величина больше 7,5 миллиметров, то актуален прибор "Блик+". Все остальные типы оборудования могут применяться для стекол с меньшей толщиной.

Требования к прибору

Чтобы тауметр показывал достоверные сведения, необходимо своевременно проводить его поверку, по результатам которой ответственным лицом оформляется свидетельство. При эксплуатации прибора следует придерживаться определенных правил, установленных нормативно-правовым источником:

  • контроль показаний местными органами сертификации с ежегодной периодичностью;
  • напряжение питания в пределах 11,4-12,6 В.

К внешнему виду прибора, а также к его документальному сопровождению выдвигаются особые требования. Обязательно наличие:

  • пломбы, устанавливаемой специалистом, ответственным за проверку;
  • таблички с датой проведения поверки.

Отсутствие опознавательных знаков на приборе является основанием считать его показания недостоверными, результаты которых не могут быть представлены в судебную инстанцию. Проверяющие уполномоченные специалисты вправе не предъявлять автовладельцу свидетельство о поверке прибора, поскольку документ должен храниться в отделении организации. Достаточно наличия на аппарате наклейки о дате проведения мероприятия.

Кто уполномочен осуществлять контроль?

Контроль параметра светопропускаемости стекол относится к категории мероприятий по проверке технического состояния транспортного средства. Его осуществляют специалисты отделения технического надзора дорожной полиции или сотрудники государственной инспекции по безопасности дорожного движения, имеющие звание от рядового до генерала. Другие службы не уполномочены к проверке величины светопропускаемости стекол.

Алгоритм проведения мероприятия

В соответствии с требованиями нормативно-правовых источников, процедура контроля показателей должна быть проведена в соответствии с определенным алгоритмом, нарушение которого ослабляет доказательную силу протокола:

  • предоставление автовладельцу документа проверяющего, подтверждающего компетентность уполномоченного специалиста в сфере проведения мероприятия, а также протокол измерения тауметра;
  • измерение показателей окружающей среды, влияющих на достоверность результата: температуры, влажности, атмосферного давления;
  • очистка стекла от загрязнения;
  • полировка стекла до сухого состояния;
  • измерение показателей посредством поднесения аппаратуры к стеклу;
  • предоставление автовладельцу результатов исследования его автомобиля.

Как оформляются результаты обследования?

Оформление процедуры зависит от полученных результатов контроля. Если параметр светопропускаемости соответствует нормативным критериям, то по итогам проверки составляется акт. При выявлении несоответствий оформляется протокол о нарушении и выписывается штраф.

Где может быть проведен контроль?

Проверка параметра светопропускаемости на затемненных стеклах может быть проведена в таких точках контроля, как:

  • контрольно-пропускной пункт транспортных средств;
  • контрольные посты полиции;
  • стационарные посты государственной инспекции по безопасности дорожного движения.

При остановке автомобиля сотрудником дорожной полиции вне специализированных точек контроля, водитель вправе отказаться от проверки параметра светопропускаемости стекол его транспортного средства, даже если оно оборудовано тонировкой с наглядными нарушениями нормативов. Автовладелец также вправе отказаться от следования к стационарному посту для контроля, поскольку для того, чтобы его заставить выполнять указания представителей дорожной службы, необходимо оформить административное задержание, что в данной ситуации неуместно, поскольку такая мера наказания применяется после выявления нарушения, а не до него.

Пример

На стационарном посту контроля была проведена проверка тонировки транспортного средства Audi. Показатели светопропускаемости были занижены. На водителя был составлен протокол нарушения и оформлен штраф. Автовладелец усомнился в достоверности данных ввиду жаркой погоды, которая могла стать причиной неправильных показаний, и оформил жалобу в службу государственной инспекции. Уполномоченные представители согласовывали с ним место и время проведения повторного обследования светопропускаемости стекол.

Заключение

Владея знаниями о порядке проведения мероприятия, водитель может защитить свои права на осуществление контроля по всем законодательным требованиям. Это поможет избежать финансовых потерь в виде уплаченных штрафных санкций за несанкционированные действия уполномоченных представителей государственной инспекции по безопасности дорожного движения.

«Гаишники» любят останавливать автомобили для проверки показателя светопропускания стекол. Если оно не соответствует установленным нормам, штрафуют. Примечательная деталь: независимо от числа проверок (в ходе, например, официальных рейдов) любителей тонированных авто меньше не становится. А все потому, что наказание за данное прегрешение смешное – всего 500 рублей.

О том, как измеряют светопропускание стекол на автомобилях, статей написано много. Почему мы вновь обратились к этому вопросу? Потому что к нам на почту пришло письмо от читателя, которого возмутил произошедший с ним недавно случай: автоинспектор выписал ему штраф, определив, что передние боковые стекла его «ласточки» затонированы больше, чем положено. Потрясает то, что определил он это… на глаз. Разве так можно?

Нет, «не можно». Прежде чем привлечь водителя к административной ответственности за чрезмерно затемненные стекла, сотрудник ГИБДД обязан произвести замер светопропускания специальным прибором – тауметром…

Но сначала давайте вспомним, какая тонировка считается допустимой, а какую придется удалить из-за несоответствия требованиям закона. Во-первых, разрешается любая тонировка заднего стекла автомобиля и задних боковых стекол. На верхнюю часть лобового стекла допускается установка тонировочной полосы, ширина которой не превышает 140 мм (ее иногда «гаишники» тоже измеряют). Что интересно - ограничение по пропусканию света на нее также отсутствует. Могут быть покрыты тонировочной пленкой и остальные стекла автомобиля, но с существенными ограничениями. Так, на ветровое стекло и на передние боковые стекла может быть наклеена прозрачная плёнка, у которой светопропускание должно превышать 70%.

А если тауметр показал более низкое значение? В этом случае (а также в случае, если ширина тонировочной полосы на «лобовухе» превышает 14 сантиметров) автоинспектор составляет протокол об административном правонарушении. Обратите внимание: измерять светопропускание стекол сотрудник ГИБДД может там, где ему заблагорассудится – на стационарном посту ГИБДД или вне его (на любом участке дороги).

Измерение тонировки

Процедура проведения измерений важна не менее, чем сами показатели. Если есть нарушения, они (измерения) могут быть обжалованы. Что важно? Во-первых, показания прибора должны быть… правильными. А для этого он должен быть сертифицирован и соответствующим образом откалиброван (его раз в год проверяет специалист – если такой отметки нет, можете опротестовать показания).

Интересная деталь: «гаишники» пользуются различными моделями - «Свет», «Тоник», «Блик-Н» или какой-то другой. Как производится замер? Прибор прислоняется к стеклу (наверное, не нужно предупреждать, что оно должно быть чистым?) и через несколько секунд на экране появляется значение. Чтобы результат был точным, обязательно требуйте, чтобы автоинспектор сделал несколько измерений в разных местах. Важно: используемые приборы могут измерять светопропускание как в светлое, так и в темное время суток. Что касается времени года, у разных приборов разные допуски. Обратите внимание, что некоторые из них допускаются к эксплуатации, если на улице не ниже десяти градусов мороза. Еще один важный показатель – влажность воздуха. Некоторые приборы при 100-процентной влажности дают неверный результат. И если в Москве, например, такого не бывает, в Санкт-Петербурге 100-процентная влажность – явление нередкое.

Наказание за неправильную тонировку

О наказании за неправильную тонировку говорится в части 3.1 статьи 12.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Еще недавно за неправильную тонировку снимали номера. Сейчас такого нет. Вот и расслабились водители, полагая, что 500 рублей – это не страшно. Тем более, что оплатить этот штраф можно с 50-процентной скидкой. Страшнее то, о чем написано в пункте 7.3. Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств («Дополнительные предметы и покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя»). В примечании к Перечню указывается, что «разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида».

Но речь не об этом. К счастью, инспектор ДПС в случае с чрезмерной тонировкой не имеет права задержать автомобиль или отстранить водителя от управления. Он может потребовать устранить нарушение на месте – содрать пленку со стекол. А если это невозможно? В этом случае водителю дается возможность доехать до ближайшего сервиса с соблюдением необходимых мер предосторожности. А если возможно? Формально отказ водителя от выполнения требования автоинспектора (содрать пленку) может быть интерпретирован последним как… неповиновение законному требованию сотрудника полиции (такие случаи были). А это уже совсем другая статья – 19.3 КоАП РФ, в качестве наказания за которую предусмотрен административный арест.

Госдума думает

Время от времени из здания в Охотном Ряду поступают заявления о необходимости ужесточить ответственность водителей за неправильную тонировку стекол их автомобилей. Вот опять первый зампред комитета Госдумы Вячеслав Лысаков подготовил законопроект, который будет внесён на рассмотрение в Госдуму этой весной. Предлагается поднять штраф за неправильную тонировку до 1 500 рублей, в случае повторного нарушения - до 5 000 рублей. Требование о незамедлительном устранении нарушения остается.

Кроме того, депутаты предлагают: в случае отказа водителя удалить пленку ему на месте выдается письменное требование «устранить нарушение». Если при повторной проверке выясняется, что требование не выполнено, сотрудники ГИБДД «оформляют» такого водителя как «неповинующегося законному распоряжению сотрудника полиции» (статья 19.3. КоАП РФ; штраф – от 500 до 1 000 рублей или административный арест на срок до 15 суток). В прошлом году Генпрокуратура потребовала арест из этой статьи убрать, но до сих пор этого сделано не было.

Правила проверки тонировки автомобиля не отличаются от всех остальных правил проверки техсостояния транспортного средства:

Проверка стекла на соответствие нормам ГОСТа производится прибором – тауметр «Свет», «Тоник», «Блик», «Растр» (самый распространённый из них – «Блик»). Прибор, так же как и радар, обязан иметь свидетельство о прохождении ежегодной госпроверке Государственной Метрологической службой на исправность и верность показаний. Об этом должна свидетельствовать соответствующая справка, заверенная надлежащим образом. На нем должна находиться этикетка с указанием даты следующей проверки и личная пломба проверяющего.

* При измерении тауметром существуют определенные параметры, отклонение от которых влечет за собой неправильные показания прибора. В этом случае вы имеете право в 10-дневный срок обжаловать объективность измерений. Ну а сами, если вы не уверены на 100%, за этот период внести коррективы в тонировку стекол. Итак, параметры при проверке:

* температура воздуха должна быть не ниже 100С;

* влажность воздуха снижает точность измерения (туман, например);

* работа прибора не зависит от времени суток (он работает и ночью);

* "Блик" показывает на табло количество прошедшего через стекло светового потока (в процентах). Если он показал "80", это вовсе не значит, что стекло затонировано на 80% и машина не может эксплуатироваться. Наоборот, это значит, что 80% света прошло без потерь, а стекло поглотило только 20%, что в пределах ГОСТа. Чистое не тонированное

* Так же следует знать, что точность показаний "Блика" зависит от его питания, некоторые приборы имеют штекер для подключения к гнезду прикуривателя, и сотрудники ДПС используют его на проверяемом автомобиле. "Блик" дает точные показания только при напряжении 12+0,6 В. Если у вас слабый аккумулятор, Вы вправе не согласиться с инспектором. Кроме того, можете оспорить его действия, если он проверяет стекла при морозе ниже -10оС или в дождь.

Боковые стекла иномарок пропускают 70-98% видимых лучей. А это означает, что тонировать передние двери автомобиля, не более 30% затемнения или забронировать прозрачной бронирующий пленкой. Остальные, на Ваш вкус (любой процент тонировки). Превысите предел, тонировки лобового стекла и передних дверей - штрафа не избежать. Увы, многие фирмы, оказывающие услуги по тонировке, клиентов об этих особенностях и возможных последствиях не предупреждают.

Зачастую инспектор ГИБДД, не имеющий при себе прибора для измерения степени тонировки, предлагает водителю проехать на станцию техобслуживания (на пункт инструментального контроля) для проведения замеров уровня светопропускания стекол. Мотивируется это тем, что согласно КоАП РФ сотрудник ГИБДД имеет право задержать водителя и доставить его куда захочет. В соответствии со статьями 27.2 и 27.3 КоАП РФ инспектор ГИБДД действительно имеет право задержать водителя на срок до трех часов и доставить его в ГИБДД, если составить на месте протокол об административном правонарушении не представляется возможным. Однако, эти меры применяются в отношении водителя, а не его автомобиля. Задержание транспортного средства регламентируется ст.27.13 КоАП РФ, которая не предусматривает доставление автомобиля на станцию техосмотра для контроля технического состояния. Инспектор может попытаться арестовать автомобиль, но для этого, в соответствии со ст.27.14 КоАП РФ,

транспортное средство должно являться орудием совершения или предметом административного правонарушения, а кроме того, арест означает запрет распоряжаться автомашиной, но никак не доставление её на станцию техосмотра. Правила дорожного движения обязывают водителя предоставить автомобиль сотруднику милиции, но лишь в конкретных случаях, а именно: для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту стихийного бедствия и для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения. Таким образом, у сотрудника ГИБДД не имеется правовых оснований требовать проехать на станцию техосмотра.