Местные налоги и сборы вводятся какими органами? Местные налоги и сборы в Российской Федерации

Налоговый кодекс РФ разделяет налоги и сборы на три вида в зависимости от их территориального уровня: 7) федеральные налоги и сборы; 8) региональные налоги и сборы; 9) местные налоги и сборы. 1. Федеральные. Устанавливаются и вводятся в действие фед органом власти – ГД. Перечень налогов явл исчерпывающим и не мб изменен органами субъектов РФ или МСУ. Устанавливаются непосредственно НК. 1)НДС 2)акцизы 3)налог на доходы ФЛ 4)налог на прибыль организаций 5)налог на добычу полезных ископ 6)водный налог 7)сборы 8)гос пошлина 2. Региональные. Налоги, установлены НК и законами субъектов РФ и обязательны к уплате только на территории соответствующего субъекта. Вводятся и прекращают действия зак (пред) органами субъектов. Эти органы могут устанавливать свои особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения. 1)налог на имущ-во организаций 2)налог на игорный бизнес 3)транспортный налог 4. Местные. Налоги, которые установлены НК и НПА пред органов мун образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих мун обр-й 1)земельный налог 2)налог на имущ-во ФЛ По региональным и местным налогам законами субъектов Российской Федерации (нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов) устанавливаются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Также в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Все остальные элементы налога устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Существует несколько классификаций налогов. 1) В зависимости от плательщика. 1. Налоги с организаций. (НДС, налог на прибыль) 2. Налоги с ФЛ. (НДС, налог на имуществе и т/д.) 3. Общие налоги. (Земельный налог) 2) По способу изъятия 1. прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы); - Личные налоги - это налоги, которые устанавливаются персонально для конкретного плательщика и зависят от его доходов (налог на прибыль, подоходный налог и др.). - Реальные налоги - это налоги, которые предусматривают налогообложение имущества, исходя из внешних признаков; плательщиками выступают владельцы этого имущества независимо от их доходов (налог на землю). 2. косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины). 3) По территориальному уровню 1. Федеральные. (НДС, акцизы, налог на доходы ФЛ, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископ, водный налог, сборы) 2. Региональные (налог на имущ-во организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) 3. Местные. (земельный налог, налог на имущ-во ФЛ) 4) В зависимости от канала поступления: 1. Гос-ые. Полностью зачисляются в гос бюджет 2. Местные. Полностью зачисляются в местный бюджет 3. Пропорциональные. Налоги, распределяемые между бюджетами разных уровней 4. Внебюджетные. Поступающие в определенные внебюджетные фонды 5) В зависимости от хар-ра использования 1. Общего значения. Используются на общие цели, без конкретизации мероприятий (НДС) 2. Целевые. Зачисляются в целевые внебюджетные фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретных мероприятий (транспортный) 6) В зависимости от периодичности взимания 1. Разовые. Уплачиваются один раз в течении определенного периода при совершении конкретного действия (налог на дарение) 2. Регулярные. Взимаются систематически, через определенные промежутки времени и в течении всего периода владения или деятельности субъекта (налог на доходы ФЛ) 7) По воздействию налоги подразделяются на: 1. пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества (налог на прибыль ЮЛ) 2. прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения (НДФЛ) 3. дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения (НДС) 8) По объекту налогообложения разделяют: 1. имущественные налоги; 2. ресурсные налоги (рентные платежи); 3. налоги, взимаемые от выручки или дохода; 4. налоги на потребление. Существуют три способа взимания налогов:(хорошо расписано в билете Элементы налога, где «способ взимания) 1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям. 2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком). 3. По декларации (подача деклараций по налогам). 24.

Еще по теме Виды налогов.:

  1. 38. Понятия налога и сбора, система и виды налогов и сборов.
  2. Виды уменьшения налогов. Уклонение от уплаты налогов и налоговая оптимизация
  3. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов; порядок исчисления налога; налоговая база, налоговая ставка, размеры сборов; налоговый период, установление и использование льгот; взыскание налога за счет денежных средств и иного имущества налогоплательщика, сроки и порядок уплаты налогов и сборов.
Итак, местные налоги, являясь одним из источников доходной части местных бюджетов, должны стать важнейшим источником доходов местного бюджета, хотя это пока скорее пожелание, нежели императив.

Рассматривая налоги как инструмент экономической политики, необходимо отметить, что их воздействие на экономический рост может стать обратно пропорциональным их роли как источника дохода в случае, если в муниципальном образовании будет проводиться политика экстенсивного увеличения налогового бремени. В данной ситуации действенным инструментом, непосредственно влияющим на стимулирование экономического развития региона, является определение ставок налогов и сборов, взимаемых на территории муниципального образования. С одной стороны, чем ниже эти ставки, тем более эффективно развивается экономика муниципального образования; с другой стороны, острые социальные проблемы, требующие немедленного финансирования, часто вынуждают органы местного самоуправления увеличивать размеры налогов.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Налогового кодекса РФ местными признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено самим Кодексом. "Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах".

Налоговый кодекс РФ называет два вида местных налогов:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц.

Как гласит Налоговый кодекс РФ, эти налоги устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов; налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. Иначе говоря, от представительного органа муниципального образования исходят либо два документа - об установлении и введении в действие (соответственно о прекращении действия) налогов и ставок, либо один документ, в котором отражены оба этих вопроса.

Обратим внимание на противоречивость приведенной нормы: она говорит об установлении местных налогов представительными органами поселений, а в скобках указывает - муниципальных районов, а это ведь разные муниципальные образования. Если муниципальный район установил местный налог, зачем его устанавливать еще и поселениями, входящими в состав района?

В Налоговом кодексе РФ далее говорится о том, что местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются данным Кодексом и законами указанных субъектов РФ о налогах. Вводятся эти налоги (и прекращают действие) также законами указанных субъектов РФ.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ определяет разные режимы установления местных налогов. В городах федерального значения внутригородские муниципальные районы вообще не имеют на это права, налоги вводятся законом соответственно Москвы или Санкт-Петербурга, что, в принципе, понятно, так как не могут быть в соседних районах города разные местные налоги. Остальным субъектам РФ запрещено своими актами устанавливать местные налоги. Получается, что не только соседние районы и округа, но даже сельские поселения могут вводить свои налоги. Теоретически тем самым допускается налоговая чересполосица; на деле названные выше местные налоги введены повсеместно.

Наряду с установлением местных налогов названные управомоченные органы в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, могут определять также налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Все названные в Налоговом кодексе РФ налоги, в том числе и местные, отменяются только самим Кодексом. Не могут устанавливаться какие-либо местные налоги или сборы, не предусмотренные Кодексом (ч. 5 и 6 ст. 12). Таким образом, органы местного самоуправления жестко связаны в своих возможностях нормативного регулирования и в действиях в отношении местных налогов и сборов. В конечном счете это направлено на учет интересов граждан, обеспечение их единого статуса, защиту прав в таком сложном процессе, как налогообложение.

Прежде в муниципальных образованиях принималось большое количество актов, регулирующих вопросы местных налогов. Как правило, это были постановления о конкретных видах налогов, взимаемых на территории муниципального образования в течение года. Подобными актами определялись ставки местных налогов в пределах, очерченных федеральным налоговым законодательством. Большинство актов подобного рода теперь подлежит отмене или корректировке. Представительные органы местного самоуправления могут принимать нормативные акты, устанавливающие ставки земельного и имущественного налогов в пределах, определяемых Налоговым кодексом РФ.

Для обеспечения эффективного поступления средств от сбора местных налогов в бюджеты муниципальных образований Федеральный закон 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (действует до 2009 г.) предоставил представительным органам местного самоуправления право создавать муниципальную налоговую службу за счет средств местного бюджета и для сбора местных налогов. По этому Закону деятельность органов муниципальной налоговой службы должна осуществляться в соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. "О налоговых органах Российской Федерации" в (ред. от 18 июля 2005 г.) в части, относящейся к предметам ведения местного самоуправления. Однако в реальности получилось лишь противоречие двух актов - хотя после появления Закона 1997 г. в Закон о налоговых органах и вносились изменения, тем не менее сохранилась его норма о том, что налоговые органы Российской Федерации состоят из федерального органа и его территориальных органов. В реальности самостоятельной муниципальной налоговой службы не создано.

При формировании нормативно-правовой основы местного налогообложения должны учитываться положения Европейской хартии о местном самоуправлении и опыт финансовой деятельности местного самоуправления в других странах. Местные налоги могут стать значимым социально-экономическим инструментом воздействия на современное общество и отражать условия территориальной специфики (например, курортная зона, места интенсивного освоения природных ресурсов, центры туризма)*(143).

О значении местных налогов среди других доходных источников местных бюджетов можно судить по следующим данным: в среднем по России доля местных налогов в местных бюджетах не превышает 10%, в то время как структура ресурсов бюджетов местных органов власти в зарубежных странах составляет (в процентах):

в США: местные налоги - 65, государственные субсидии - 23, другие источники - 12;

в Японии: местные налоги - 41,6, государственные субсидии - 40, другие источники - 27,4;

в ФРГ: местные налоги - 21, государственные субсидии - 45,3, другие источники - 33,7;

во Франции: местные налоги - 41,7, государственные субсидии - 33,8, другие источники - 24,5;

в Бельгии: местные налоги - 30, государственные субсидии - 54, другие источники - 10;

в Дании: местные налоги - 36, государственные субсидии - 44, другие источники - 10%*(144).

В России местные налоги не оказывают существенного влияния на формирование доходной части местных бюджетов. К тому же саморегулирование местных налогов по-прежнему не носит системного, завершенного характера. Раздел X "Местные налоги" Налогового кодекса РФ состоит из одной гл. 31 о земельном налоге, а налог на имущество до сих пор регулируется Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. от 22 августа 2004 г.). Местные налоги не могут стать существенным источником доходов местных бюджетов, пока не проведена кадастровая оценка земель, из которых состоит каждое муниципальное образование. К тому же проблемой является взимание местных налогов с условной (инвентаризационной), а не рыночной стоимости имущества; однако если расчет местных налогов начнется с учетом рыночных расценок земли, квартир, домов и другого имущества, большинство граждан просто не выдержат автоматического, порой тысячекратного повышения ставок налогов. Видимо, поэтому федеральный законодатель и не торопится с введением в действие нового регулирования местных налогов.

Официальный текст :

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

Комментарий юриста :

Данная статья закрепляет финансово-юридические основы разделения властей "по вертикали", предусмотренного Конституцией РФ. Разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, а также наличие собственной компетенции у органов местного самоуправления предполагает наличие у каждого уровня управления собственных финансовых ресурсов, необходимых для решения задач каждого такого уровня. Налоги и сборы в современных условиях являются наиболее удобным способом изыскания финансовых средств, и в силу этого разделение налогов и сборов на федеральные, региональные и местные является безусловно необходимым. В соответствии в части 3 статьи 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом. Таким законом и является Налоговый кодекс. Поэтому разделение налогов и сборов по видам уровня управления, определение того, какие налоги и сборы отнести к федеральным, какие - к региональным, а какие - к местным, находится в компетенции федеральных органов государственной власти РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся те, установление и введение которых находится в исключительном ведении Российской Федерации. Под установлением налога понимается придание налогу наименования и определение всех элементов его юридического состава. Под установлением сбора понимается определение тех элементов сбора, которые составляют его юридическую конструкцию. Введение налога или сбора - это утверждение, придание обязательной силы соответствующему описанию элементов налогообложения. Понятием "введение" охватывается и сам факт принятия уполномоченным региональным или местным органом решения о взимании налога или сбора, об обязательности его уплаты на данной территории. В отношении федеральных налогов и сборов Налоговый Кодекс закрепляет правило, согласно которому они устанавливаются только Налоговым кодексом. Из этого правила следуют два важных вывода.

Во-первых, все федеральные налоги и сборы должны быть перечислены, непосредственно названы именно в Налоговом Кодексе, а ни в каком-либо другом законе или ином правовом акте. Во-вторых, учитывая, что под установлением налога понимается определение всех элементов налогообложения, все они также должны быть закреплены в Налоговом Кодексе, и только в нем. Закрепление в Кодексе данного правила значительно упрощает ориентирование в налоговом законодательстве, так как для уяснения всей системы налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, вполне достаточно обратиться к единому кодифицированному правовому акту. Основным формальным признаком, лежащим в основе разделения налогов на федеральные, региональные и местные, является уровень органа государственной власти (местного самоуправления), к компетенции которого Налоговый Кодекс относит принятие решения о введении налога или сбора. Поэтому региональные налоги могут вводиться только по решению органов государственной власти субъектов РФ, а местные - только по решению органов местного самоуправления.

Установление и введение федеральных налогов осуществляется в одном акте - Налоговом кодексе. Установление же региональных и местных налогов разделяется на два этапа: федеральными органами устанавливаются наименования всех налогов и сборов, а также такие их элементы, как налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, предельная налоговая ставка, порядок исчисления налога; региональными и местными органами устанавливаются такие элементы налогообложения, как налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога. И установление, и введение региональных и местных налогов - исключительная компетенция органа представительной власти, представительного органа местного самоуправления. Только по прохождении всех этих этапов региональный или местный налог или сбор может считаться "законно установленным", а требования закона - выполненными в полном объеме.

Данная статья существенно ограничивает полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сравнении с теми, которые имелись у них до введения в действие части первой Налогового Кодекса. Данное ограничение достигается путем закрепления в Налоговом Кодексе исчерпывающего перечня элементов налогообложения, установление которых отнесено к компетенции указанных органов. Такие элементы налогообложения, как налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, должны закрепляться непосредственно в Налоговом Кодексе. Налоговый кодекс специально однозначно определяет тот орган, который в силу конституционного принципа разделения властей уполномочен устанавливать региональные и местные налоги и сборы. Этим органом может быть только орган законодательной власти субъекта РФ, представительный орган местного самоуправления.

Из данного правила следует также, что законодательные (представительные) органы обязаны самостоятельно реализовывать полномочия по установлению и введению налогов и сборов. Делегирование этих полномочий органам исполнительной власти не допускается. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, которые являются самостоятельными субъектами Федерации, и региональные, и местные налоги устанавливаются и вводятся законами этих субъектов, принимаемыми в Москве Московской городской Думой, а в Санкт-Петербурге - Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. Это объясняется тем, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения органов местного самоуправления в этих субъектах РФ отнесены к компетенции указанных представительных органов.

Так же в статье 12 закреплено важнейшее правило, ограничивающее финансовую компетенцию субъектов РФ и муниципальных образований. Однозначное закрепление в законе данного правила является следствием имевшей место в 1994-1997 годах ситуации, когда органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления было введено значительное количество (более сотни) разных налогов и сборов, не предусмотренных Законом об основах налоговой системы в РФ. Ограничение на федеральном уровне общего перечня налогов и сборов, которые могут взиматься в РФ, является существенной юридической гарантией обеспечения правовых основ единого рынка и финансового регулирования. Данное ограничение, а также закрепленный в статье 3 Налогового Кодекса РФ запрет на возложение обязанностей по уплате различных платежей, обладающих признаками налогов и сборов (определенных в статье 8 Налогового Кодекса РФ), которые не предусмотрены Налоговым Кодексом либо установлены в ином, чем это предусмотрено порядке, представляют собой серьезное достижение в развитии правового регулирования, способное реально обеспечить право собственности налогоплательщиков.

Отмена федеральных, региональных и местных налогов и сборов происходит только путем внесения изменений в Налоговый Кодекс РФ. Для отмены конкретного налога или сбора он, во-первых, должен быть исключен из перечня налогов, закрепленного в статьях 13-15 Налогового Кодекса РФ, во-вторых, из второй части Налогового Кодекса РФ должна быть исключена соответствующая глава, устанавливающая элементы юридического состава этого налога. Статья 12 закладывает также правовые основы существования специальных налоговых режимов, в рамках которых могут взиматься и иные налоги, не предусмотренные статьями 13-15 Налогового Кодекса РФ.