Способы и правила буксировки механических транспортных средств. Виды, особенности, правила и средства буксировки транспортных средств

Очень часто в наше время можно увидеть, как ТС транспортируется на буксире.

Буксировка осуществляется тогда, когда один водитель по каким-то причинам теряет возможность самостоятельно управлять своим ТС и ему приходится просить помощи у других ТС. Случится это может по разным причинам: скажем, если автомобиль забуксовал, сломался или у него кончился бензин.

Главное – учитывать все правила буксировки автомобиля. Иначе это может быть опасно и окончиться аварией. Кроме того, водитель рискует получить штраф.

Чтобы избежать нежелательных ситуаций водитель должен помнить о некоторых обязательных правилах:

  1. Нельзя брать авто на буксир в гололед;
  2. Система тормозов должна работать правильно;
  3. На тросе должны присутствовать светоотражатели;

Если транспортировка происходит на жесткой сцепке, то здесь стоит помнить о следующих правилах:

  1. Если осуществляется транспортировка машины с неработающей системой тормозов, то его вес должен быть в пару раз меньше, чем у буксира;
  2. Нельзя буксировать автомобиль, у которого не работает рулевое управление.

Наибольшая допустимая скорость при буксировке равна 50 км/ч. Важно понимать, что такое ограничение действительно как для городских дорог, так и для дорог, находящихся за пределами города. Передвигаясь по городу зимой, необходимо уменьшить скорость до 30 км/ч. Но при этом не стоит ехать слишком медленно, таким образом, вы будете затруднять движение других ТС.

Согласно ПДД буксировка разрешена и на автомагистрали. Скорость движения ТС должна быть больше, чем 40 км/ч. В ином случае это будет признано нарушением.

У авто, которое двигается первым, должны гореть фары ближнего света. У позади идущего ТС должны гореть аварийные огни. Это требование соблюдают все. Необходимо понимать, что вечером без включенных световых приборов другим водителям будет сложно понять, что ТС находится на буксире.

В каких ситуациях буксировка запрещается?

Не многие автомобилисты знают, что транспортировать таким образом ТС разрешено далеко не всегда. За незаконную транспортировку водитель может быть наказан.

Вот ситуации, когда буксировка авто запрещается:

  1. Если установлен дорожный знак «Движение с прицепом запрещено»;
  2. Если требуется транспортировать более одного ТС одновременно;
  3. Если вы владеете мотоциклом. Без бокового прицепа осуществлять буксировку авто с помощью данных ТС запрещено. Также эти ТС запрещается брать на буксир. Если они ломаются, транспортировка должна осуществляться с помощью эвакуатора.

Варианты буксировки ТС

Сегодня существует большое количество способов, с помощью которых можно транспортировать авто. Если у вас есть знакомый, который может взять вас на буксир, то лучше воспользоваться его помощью. Но если такого знакомого нет, то водителю придется вызывать эвакуатор. Это может обойтись дороже, зато ТС будет доставлено до определенной точки без особых хлопот.

На гибкой сцепке

Гибкая сцепка является наиболее часто встречающимся вариантом транспортировки авто. Чтобы сделать ее, понадобится мягкий трос, имеющий крепления. При сильной нагрузке он будет растягиваться. За счет этого будет снижен риск повреждения ТС.

Место для монтажа подобного устройства присутствует во всех авто. Трос цепляют к задней части ТС, перемещающегося впереди. Другой конец троса крепится к передней части, находящегося на буксире.

На жесткой сцепке

В этом варианте применяется конструкция из металла, у которой также есть крепление с двух сторон. Сцепка бывает разного строения. Встречаются и довольно сложные варианты, у которых имеется сразу две точки для крепления на одном конце. Подобный вид сцепки встречается очень редко. И подобная металлическая конструкция есть далеко не во всех автомобилях. Но если осуществляется буксировка грузового авто, то она нужна обязательно.

С помощью частичной погрузки

Для проведения буксировки подобным образом необходимо грузовое ТС и кран для частичной переброски авто. В основном так транспортируют только грузовики. Легковые же машины транспортировать так же нецелесообразно.

Тонкости буксировки авто с АКПП

В современное время большинство людей приобретают машины с АКПП. Так что для некоторых подобная тема довольно актуальна.

Перевозка подобного транспорта может быть произведена с помощью 2 способов:

  1. При помощи гибкой сцепки. Перед тем, как выполнить процесс, необходимо знать, на какой вес рассчитан трос. Важно проконтролировать, чтобы его длина была не меньше 4 и не превышала 6 метров;
  2. С помощью эвакуатора. Этот метод является самым востребованным для подобного типа транспорта. Службы транспортировки сами отвечают за повреждение ТС во время транспортировки. Минус этого метода в высокой цене;
  3. На жесткой сцепке. Этот метод прекрасно подойдет, если сломались тормоза. Трос должен иметь длину не больше 4 метров.

Все ТС должны транспортироваться на скорости не более 40 км/ч на расстоянии, которое не больше 40 км.

Буксировка грузовых автомобилей

Главные правила буксировки транспортных средств надлежит знать каждому автовладельцу, поскольку все ситуации предусмотреть невозможно и поломка машины может случиться в любой момент. Понимание нюансов операции позволит избежать грубейших ошибок, способных спровоцировать аварийные происшествия на дороге.

Общие правила

Процедура буксировки автомобиля должна проводиться в соответствии с ПДД, а точнее с пунктами раздела № 20.

Перечень общих указаний включает:

  1. Буксируемое авто следует обозначить аварийной сигнализацией со световыми огнями либо указателем аварийной остановки.
  2. В темное время и при плохой видимости на буксируемом транспорте должны работать габаритные огни. Правило распространяется и на случаи, когда движение осуществляется через тоннель.
  3. Порог скорости при буксировке равен 50 км/ч независимо от того, где происходит движение – в городской, сельской либо незаселенной местности.

ВАЖНО! С апреля 2017 года водителем буксира может быть только автовладелец, обладающий удостоверением водителя более 2-х лет.

Виды буксировок и их особенности

Выделяют 3 разновидности буксировки:

  1. На жесткой сцепке. Для осуществления операции используется специальная конструкция в виде трубы или другого устройства, позволяющая двигаться неисправной машине по траектории буксирующего ее авто.
  2. На гибкой тяге. В этом случае в качестве сцепления применяется трос из металла или иного эластичного материала, например, капрона.
  3. С частичной погрузкой. В качестве буксира используется кран либо специализированный транспорт.

Каждый из представленных видов обладает особенностями и правилами, которым необходимо следовать во время выполнения операции.

Гибкое сцепление

Процедура буксировки на гибкой сцепке предполагает следующие требования к тросу:

  • длина – не меньше 4 и не более 5 метров;
  • отсутствие потертостей и повреждений, сцепляющие устройства (кронштейн, крюк, кольцо) должны быть исправны;
  • присутствие на тросе светоотражающих элементов с полосами красного и белого цвета, проведенными по диагонали с соблюдением размера 20×20 см.

Правила буксировки при использовании троса:

  1. Обязательно присутствие водителя в буксируемом транспортном средстве.
  2. Расстояние между машинами – от 4 до 6 метров.
  3. Перевозка пассажиров в авто, подвергающемся буксировке, строго запрещена. Исключение – легковые авто и кабина грузового транспорта.
  4. Не следует допускать провисание троса и касания им поверхности земли.

ВАЖНО! Буксировке недопустимо подвергать транспортное средство с неисправной системой тормозов.

Жесткая сцепка

Основные особенности метода буксировки авто при помощи жесткой сцепляющей конструкции таковы:

  1. За рулем буксируемого автотранспортного средства должен находиться водитель. Исключение составляют ситуации, когда движение происходит по прямой и неисправное авто в точности повторяет траекторию ведущей машины.
  2. Расстояние между автомобилями не должно быть больше 4 м.
  3. Транспортировка пассажиров в буксируемом авто (автобусе, кузове машины) запрещена.

ВАЖНО! Буксировка автотранспорта с неисправным рулевым управлением и поломкой системы тормозов не допустима.

Частичная погрузка

Метод в обычной жизни встречается редко, но упомянуть о его ограничениях необходимо. В перечень правил применения способа, помимо основных, входят:

  • запрещена перевозка граждан в кузове либо кабине буксируемого авто, включая водителя;
  • исключена транспортировка машины с неисправным тормозом.

ВАЖНО! Буксировка по методу частичной погрузки разрешена, если у машины неисправна система рулевого управления, что недопустимо для транспортировки авто на гибком и жестком сцеплении.

Нюансы буксировки с АКПП

Следует помнить, что для авто с АКПП исключена буксировка с неработающим двигателем, поскольку при остановке его работы прекратит функционировать и масляный двигатель, соответственно детали трансмиссии не получат смазки. Подобное может привести агрегат в полностью неисправное состояние.

  • коробку передач выставить в положение N — нейтраль;
  • осуществить разблокировку руля;
  • скорость – не более 50 км/ч;
  • рекомендованное расстояние буксировки – не больше 50 км.

Если же автомобиль с АКПП выступает в качестве ведущего авто, следует придерживаться таких правил:

  • масса транспортируемой машины должна быть больше либо равна массе второго автомобиля;
  • скорость – не больше 40 км/ч;
  • оптимальное положение коробки передач – 2 либо 3;
  • плавный ход авто, без рывков.

ВАЖНО! Машину с автоматической коробкой передач оптимальнее всего отбуксировать на специализированном транспорте – эвакуаторе, в крайнем случае, использовать жесткую сцепку.

На видео о буксировке транспортных средств

Когда буксировка недопустима

По ПДД транспортировка машины при помощи другого средства передвижения запрещена в следующих случаях:

  • неисправность рулевого управления;
  • буксировка 2-х и более авто;
  • гололедица на дорогах;
  • мотоцикл без коляски запрещено буксировать при помощи гибкого сцепляющего устройства.

ВАЖНО! Нарушение правил влечет за собой штрафные санкции в размере 500 рублей.

Буксировка автомобиля происходит согласно регламенту, предписанному ПДД. В процессе следует строго выполнять все требования и помнить о технике безопасности. Только в этом случае вероятность ошибки будет снижена до нуля, так же как и риск возникновения аварийной ситуации.

Для доставки к месту ремонта транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности движения, приходится прибегать к их буксированию другими транспортными средствами.

"Правила дорожного движения" разрешают буксировку с применением гибкой или жесткой сцепки, а также с частичной погрузкой буксируемого транспортного средства на специальное опорное устройство буксирующего транспортного средства (рис. 54, а) или на его грузовую платформу (рис. 54, б). Последний способ применяется обычно при наличии специальных автомобилей технической помощи, оборудованных устройствами для закрепления в вывешенном состоянии переднего или заднего моста неисправного автомобиля.

Во время любой буксировки скорость не должна превышать 50 км/ч. Особенно осторожно следует выбирать скорость при буксировке на гибкой сцепке. Этот вид буксировки опасен тем, что водитель буксируемого транспортного средства находится на сравнительно близком расстоянии от буксирующего транспортного средства, но обзор его ограничен. Поэтому при вынужденном резком торможении буксирующего транспортного средства (а это возможно при внезапном появлении препятствия) водителю буксируемого автомобиля трудно своевременно остановить свой автомобиль.

При буксировке на жесткой или гибкой сцепка за рулем буксируемого механического транспортного средства должен находиться водитель соответствующей квалификации, за исключением тех случаев, когда жесткая сцепка имеет конструкцию, обеспечивающую точное следование буксируемого транспортного средства по колее буксирующего. Гибкая сцепка должна обеспечивать расстояние между транспортными средствами в пределах 4-6 м (рис. 55, а), а жесткая- быть не более 4 м (рис. 55, б). Гибкое связующее звено через каждый метр должно быть обозначено сигнальными щитками или флажками размером 200X200 мм с нанесенными на них по диагонали красными и белыми полосами (см. рис. 55, а), чтобы улучшить восприятие связывающего звена пешеходами и водителями других транспортных средств.

При буксировке на гибкой сцепке у буксируемого транспортного средства должны быть исправны тормоза и рулевое управление, а при буксировке на жесткой сцепке - рулевое управление. Естественно, при этих требованиях нельзя буксировать на гибкой сцепке транспортные средства, имеющие пневматический привод тормозов, так как утечка и расход воздуха могут привести к отказу тормозов.

Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство, связанное с буксировкой на гибкой сцепке. Трогание с места должно быть плавным, без резкого натяжения связывающего звена. Надо иметь в виду, что трос или канат может оборваться, и поэтому во избежание несчастного случая люди от этого места должны быть удалены.

Если механическое транспортное средство имеет неисправное рулевое управление, то его буксировка на гибкой или жесткой сцепке запрещается. Такое транспортное средство можно буксировать только путем его частичной погрузки на грузовую платформу или Специальное опорное устройство буксирующего транспортного средства.

При всех способах буксировки в темное время суток ив других условиях недостаточной видимости на буксируемом транспортном средстве должны гореть задние красные габаритные огни, а при буксировке на гибкой сцепке - и передние габаритные огни. В светлое время суток независимо от условий видимости на буксирующем транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар, предупреждающий водителей встречных транспортных средств о буксировке.

Буксировка запрещается:

в гололедицу на гибкой сцепке;

если общая длина сцепленных транспортных средств, включая буксируемый автомобиль, превышает 24 м;

более одного механического транспортного средства.

Чтобы обеспечить перегон транспортных средств, "Правила дорожного движения" предусматривают в порядке исключения одновременную буксировку двух механических транспортных средств с частичной погрузкой или на жесткой сцепке. Порядок такой буксировки определяется транспортирующей организацией и согласовывается с местной Госавтоинспекцией. Мотоциклы без коляски и велосипеды запрещено как буксировать, так и использовать в качестве буксира.

Довольно часто встречаются ситуации, когда происходит поломка двигателя в автомобиле и своим ходом он больше ехать не может. В таких случая остается либо ремонтировать на месте, либо буксировать транспортное средство на место ремонта. Для того чтобы не произошло никаких ЧП, нужно, чтобы буксировка ТС выполнялась согласно ПДД.

В данной статье рассмотрим правила, которые должны соблюдаться во время буксирования автомобилей, а также условия, при которых это запрещено.

Прежде всего, необходимо разъяснить основные два термина, которые очень похожи между собой, — это буксирующий и буксируемый.

Буксирующий автомобиль - это непосредственно то транспортное средство, которое тянет своей мощностью другое ТС. Проще говоря тот автомобиль, который находится спереди.

Буксируемое авто - это то ТС, которое тянут с помощью буксирного троса либо гибкой или жесткой сцепки, т. е. который находится позади и в большинстве случаев является сломанным.

Например, на данной фотографии буксируемым является второй автомобиль, а соответственно буксирующим — первый.

Непосредственно перед началом буксировки автомобиля необходимо, чтобы были выполнены следующие правила:

  • На том транспортном средстве, которое является буксируемым, должна быть постоянно включена аварийка, чтобы все участники, находящиеся сзади, могли понять, что он сломан и принять дополнительные меры при обгоне. Если аварийная сигнализация не работает, то нужно установить и закрепить с задней стороны знак аварийной остановки.
  • Ранее правилами было предусмотрено, что у буксирующего ТС должны быть включены осветительные приборы, а именно . Сейчас же все транспортные средства должны всегда ездить с включенным светом, поэтому это не является исключением. В качестве света можно включать как противотуманки, так и ближний. На новых и современных автомобилях устанавливаются , которые могут также применяться.
  • Многие интересуются, можно ли буксировать прицеп, — на основании ПДД разрешается буксировка мотоцикла с боковым прицепом. Без бокового прицепа использование буксира запрещено.

Скорость во время буксировки

Во время буксировки нужно соблюдать скорость движения, которая регламентирована правилами. Скорость любого транспортного средства не должна превышать 50 км/ч. Причем участки дороги, по которым происходит движение, не играют роли - требования скорости является одинаковым абсолютно везде.

К важным моментам стоит отнести буксировку на автомагистралях. Каких-либо прописанных требований при движении по ним нет. Как известно из ПДД, на автомагистралях разрешено самое быстрое движение, поэтому на них предусмотрена минимальная скорость для всех ТС - не менее 40 км/ч. В связи с этим, буксировка на автомагистрали не будет запрещена, если скорость будет больше этого ограничения.

Когда буксировка запрещена?

При буксировке какого-либо транспортного средства стоит иметь в виду, что существуют требования, при которых это делать запрещено. Для таких случаев возможно использование только эвакуатора.

Итак, буксировка запрещена в следующих случаях:

  • На участке дороги, где установлен знак, запрещающий движение транспорта с повозкой или прицепом. Данный знак распространяется и на движение с буксировкой ТС. При наличии такого дорожного знака буксирование запрещается.
  • Нельзя везти на буксире такие ТС, как мотоцикл, который не имеет бокового прицепа, а также скутеры и мопеды, мотороллеры и велосипеды. Здесь стоит отметить, что такого рода транспортные средства не могут быть задействованы при буксире ни под номером один, ни под номером два.
  • Запрещается буксировка двух и более прицепов легковым автомобилем в одно время.

За нарушение — штраф

За нарушение правил буксировки, кодексом правонарушений для водителей предусмотрен штраф. В 2018 году штраф за неправильную буксировку установлен в сумме 500 рублей или в лучшем случае - предупреждение.

Как не попасть в ДТП?

Несмотря на то, что ответственность при нарушении ПДД связанных с буксированием, предусмотрена несущественная, требования и правила стоит все равно соблюдать. Во время неправильной транспортировки из-за совершенной ошибки может произойти ДТП.

Во время такого движения буксируемому ТС необходимо в первую очередь соблюдать дистанцию до буксирующего ТС и держать буксировочный трос в натяжении. Ему нельзя разгоняться и близко приближаться, т. к. это чревато ударом в задний бампер. При перестроении также нужно контролировать ситуацию. Начинать перестраиваться должен сначала буксируемый, а только после этого уже буксирующий. Иначе возможно допустить столкновение с другими участниками.

Говорят, что о плохом думать не стоит, а вот готовым к этому плохому нужно быть всегда. Особенно это касается водителей, потому как вождение автомобиля - это деятельность, которая сопряжена с довольно большой долей риска. И если автомобиль закапризничал, а случившаяся поломка не позволяет добраться до ближайшей СТО самостоятельно, то вам на помощь придет буксир в лице брата-автомобилиста.

Если рассматривать вопрос буксировки с точки зрения сложности, то это задача не из самых простых, но и не из самых сложных. Однако всегда найдутся нюансы, которые могут испортить ситуацию. И чтобы не пролить чай неожиданности на клавиатуру размеренности своей жизни, мы предлагаем вам выучить основные правила буксировки автомобиля.

Для начала рассчитайте свои силы

Фото

Существует три вида буксировки: на жесткой сцепке, на гибкой сцепке, методом частичной погрузки, а также методом полной погрузки. В этой статье мы рассмотрим правила, имеющие отношение к двум первым видам буксировки, потому как именно они могут вызвать определенные трудности у неопытных водителей.

Гибкое решение одноименной сцепки

Давайте сразу смоделируем ситуацию, взяв за основу наихудшее развитие событий - буксировка автомобиля с неработающим двигателем. В этом случае водители транспортных средств, буксируемого и буксирующего, должны максимально четко согласовать свои дальнейшие движения, потому как ДТП - это хищник, который любит полакомиться участниками буксировки.


Расстояние между автомобилями при буксировке на жесткой сцепке

Фото

Особенно внимательным нужно быть водителю буксируемого автомобиля, потому как в случае аварии, как правило, именно он будет являться ее виновником.

Не забывайте, что на буксируемом автомобиле с выключенным двигателем не работают усилители тормозов и руля, что значительно усложняет управление транспортным средством.

Если в вашем распоряжении нет жесткой сцепки, то можно использовать буксировочный трос, длина которого должна составлять 4-6 метров. И слишком длинный, и слишком короткий трос - это плохо, ибо если расстояние между автомобилями будет меньше 4 метров, то автоматические повышается вероятность столкновения, а если сцепление будет слишком длинным, то это существенно затруднит маневры при поворотах.


Расстояние между автомобилями при буксировке на гибкой сцепке

Фото

Буксировочный трос нужно закреплять исключительно на те места, которые для этого предназначены. Ни в коем случае не надейтесь на то, что ваш бампер или рулевые тяги смогут выдержать такое испытание. Кроме того, «галстук», а именно так водители называют буксировочный трос, необходимо оснастить красными флажками, расположив их в метре друг от друга. Вы вряд ли найдете в магазине модели тросов с флажками, потому, быстрее всего, вам нужно будет позаботиться об этом самим.


Современные буксировочные троссы стали оснащать флажками

Фото

Если вы решите проигнорировать это правило, то помните, что буксировочный трос может испачкаться, и в ночное время его попросту не будет видно. Другие водители однозначно будут пытаться втиснуться между буксирующим и буксируемым автомобилями, и это может обернуться большими неприятностями.

Световые сигналы при буксировке

Водитель буксируемого автомобиля, прежде чем тронуться, должен вставить в замок зажигания ключ. В противном случае рулевое колесо во время буксировки может заблокироваться, и тогда ДТП не избежать. Рычаг переключения передач должен находиться в положения «нейтральная».


Старайтесь, чтобы буксировочный трос не провисал

Фото

Перед началом движения включите «аварийку», если же она неисправна, позаботьтесь о том, чтобы на задней части автомобиля был закреплен знак аварийной остановки. Если же вас «волокут» в темное время суток или в тоннеле, тогда включите габаритные огни. А вот буксирующий автомобиль, согласно ПДД, должен включить ближний свет.

Многие водители буксирующих автомобилей включают дополнительно еще и «аварийку». В этом есть определенный резон, но делать этого все же не стоит. Дело в том, что это может сбить с толку других участников движения, которые могут не увидеть сигналов, указывающих о намерении перестроиться или совершить поворот.

Движение во время буксировки

Если вы находитесь за рулем буксирующего автомобиля, то помните о том, что трогаться нужно максимально плавно, без резких ускорений и рывков. Так же неспешно нужно осуществлять перестроение и торможение.


Буксировочный трос необходимо крепить к специальным устройствам

Фото

В ПДД четко оговорена максимальная скорость движения при буксировке - не более 50 км/ч. Если вы буквоед, можете «слопать» эту букву закона, но мы все же советуем вам не развивать скорость выше 35-40 км/ч. Как говорится, береженому бог выписывает страховой полис. К тому же буксировка - это вам не Гран-при Монако.

Во время движения водитель буксира должен максимально быстро переключать передачи и плавно использовать сцепление во избежание рывков и провисания буксировочного троса. При этом двигатель должен работать на повышенных оборотах.

В процессе буксировки значительно возрастает нагрузка на двигатель и коробку передач, потому водителю буксира нужно крайне внимательно следить за тем, насколько сильно нагрелась охлаждающая жидкость.

Самая главная задача водителя буксируемого автомобиля заключается в том, чтобы трос постоянно находился в натянутом положении. Это достигается путем постоянного притормаживания.


Автомобили с АКПП лучше буксировать методом полной или частичной погрузки

Фото

Когда буксировка запрещена

Существуют ситуации, когда буксировку запрещают ПДД, а бывают и такие моменты, когда от нее лучше отказаться добровольно в связи со сложившимися обстоятельствами.

Буксировка запрещена, если:

● есть знак «Движение с прицепом запрещено», который распространяется и на буксируемые авто;
● фактический вес буксируемого транспортного средства больше на 50%, чем вес буксира;
● у буксируемого транспортного средства неисправно рулевое управление (в этом случае применяется буксировка методом частичной или полной нагрузки);
● расстояние между автомобилями на жесткой сцепке превышает 4 метра;
● расстояние между автомобилями на гибкой сцепке меньше 4 метров и больше 6 метров;
● буксировка запрещена в гололед.

Как показывает опыт, сотрудники ГАИ очень редко наказывают за такие нарушения, но все же не стоит забывать, что все правила дорожного движения были когда-то написаны кровью тех, кто побывал в ДТП. Именно поэтому их соблюдение - это в первую очередь ваш интерес.

Буксировать автомобиль с автоматической коробкой передач нежелательно, потому как «автомат» этого очень не любит и может запросто выйти из строя. Если же у вас нет другого выхода, тогда придерживайтесь правила «50 на 50» - буксируйте авто на расстояние не более 50 км и на скорости, не превышающей 50 км/ч.

Мы желаем вам никогда не оказываться на месте буксируемого, но при этом никогда не отказываться побывать в роли буксирующего, потому как завтра помощь может понадобиться уже вам.