Как посчитать утилизационный сбор. Об учете в целях исчисления налога на прибыль сумм утилизационного сбора

Утилизационный сбор был введен 1 сентября 2012 года Постановлением Правительства. Такая мера была направлена на обеспечение экологической безопасности и охраны здоровья граждан. По сути такой платеж предполагает дальнейшую трату денежных средств на утилизацию транспортных средств, которые уже вышли из эксплуатации. Как рассчитать размер утилизационного сбора на автомобиль для физических и юридических лиц? Какие данные для этого нужно знать и по какой формуле производится сам расчет? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Формула расчета

Наверное самой главной причиной введения утилизационного сбора было вступление в августе 2012 года Российской Федерации в ВТО. Помимо тех выгод, которые государство получило или получит от членства в организации, появился и значительный недостаток - размер пошлин на ввозимый товар значительно снизился. Тогда было принято решение о введение сбора на утилизацию, чтобы бюджет страны не потерял значительных вливаний денежных средств. Но данный сбор распространился не только на иностранные компании, но и на российских производителей и простых потребителей, которые самостоятельно покупают транспорт за границей.

Расчет размера утилизационного сбора регулируется несколькими законодательными актами, в числе которых Постановление Правительства РФ № 81 от 06.02.2016 (ред. от 11.05.2016) «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним» и Постановление Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 (ред. от 15.11.2017) «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним». Данные нормативные акты определяют правила взимания, исчисления и взыскания утилизационного сбора. Согласно их положениям, формула расчета выглядит следующим образом:

Ус = Бс х К , где:

  • Ус - это размер утилизационного сбора;
  • Бс - это базовая ставка;
  • К - коэффициент расчета.

Данная формула является универсальной для всех видов и типов транспортных средств, различаются только ее составляющие, которые зависят от возраста машины, ее массы, объема двигателя внутреннего сгорания и категории транспортного средства. При этом согласно положениям Постановлений для частных (физических) лиц ставки для расчета будут несколько ниже, чем для юридических лиц (организаций, предприятий и т.д.), поскольку ввозимый ими транспорт будет предназначен для личного пользования.

Ставки и коэффициенты

Согласно Постановлению Правительства №1291 размер базовой ставки равен 20 000 рублей для транспортных средств категории М1 и для машин с электродвигателем. Для всех остальных машин, в том числе самоходных и прицепов к ним (согласно Постановлению Правительства №81) базовая ставка равна 150 000 рублей. Таким образом, только за легковые автомобили с подходящими параметрами размер утилизационного сбора не будет столь велик, а за грузовые автомобили, коммерческие, грузопассажирские, пассажирские и другие автобусы, сельскохозяйственную, строительную и прочую технику придется уплачивать госсбор из расчета базовой ставки в 150 000 рублей. При этом важнейшую роль играют размеры расчетных коэффициентов, которые приведены в таблице ниже.

Категория транспортного средства
Расчетный коэффициент
Новое ТС
ТС старше 3 лет
Легковые автомобили массой до 3,5 т

С электродвигателем
1,42
5,3
С ОД не более 1000 куб.см
1,42
5,3
С ОД 1000-2000 куб.см
2,21
8,26
С ОД 2000-3000 куб.см
4,22
16,12
С ОД 3000-3500 куб.см
5,73
28,5
С ОД свыше 3500 куб.см
9,08
35,01
Ввозимые, купленные физлицами
0,17
0,26
Грузовые, грузопассажирские автомобили с массой

Не более 2,5 т
0,83
0,88
2,5-3,5 т
1,32
2,06
3,5-5 т
1,65
2,64
5-8 т
1,82
4,56
8-12 т
2,21
6,91
12-20 т
2,43
10.06
20-50 т
4,79
11,8
Автобусы массой

Не более 5 т (с ОД 5000-10000 куб.см)
2,64
4,4
Свыше 5 т (с ОД свыше 10000 куб.см)
3,3
5,2
С ОД не более 2500 куб. см (и с электродвигателем)
0,99
1
С ОД 2500-5000 куб. см
1,98
3

Автомобиль, как предмет купли-продажи, всегда был и остаётся надёжным источником доходов для всех звеньев коммерческой цепочки, будь то производитель, дилер или предприимчивый автовладелец.

Продукция отечественного автопрома, мягко говоря, не соответствует запросам потребителей 21 века. Большинство автовладельцев предпочитает авто импортного производства. Но это удовольствие не из дешёвых. Помимо стоимости самого автомобиля приходится дополнительно раскошелиться, оплачивая разнообразные платежи при ввозе авто, в том числе и утилизационный сбор, о котором пойдёт речь ниже.

Утилизационный сбор на автомобили

При импорте автомобиля к желающим обогатиться прибавляется ещё как минимум два звена — импортёр и государство в лице таможенной службы. Последний дуэт становится всё более изобретательным, постоянно придумывая и сборов.

Одним из новшеств последних трёх лет стал утилизационный сбор на авто. В мировой практике этот вид сбора существует относительно недавно.

В идеале это платёж, который закладывается производителями в стоимость реализации автомобиля, а потом отчисляется в соответствующие инстанции, которые на исходе жизненного пути «железного коня» используют полученные средства по целевому назначению. Менее привлекательный вариант — оплата непосредственно за факт утилизации предприятию, этим занимающемуся.

Процесс утилизации ответственный и дорогостоящий: из автомобиля должны быть сняты все враждебные окружающей среде детали, слиты опасные жидкости, после чего оставшиеся части обрабатывают при помощи пресса и шредера. Получается сырьё пригодное для повторного индустриального использования; всё, что не может быть подвергнуто вторичной переработке, подлежит сжиганию и захоронению.

Зачем утилизировать

Программа обязательной утилизации старых автомобилей призвана :

  1. Экономить природные ресурсы (железная руда, сталь, известняк) посредством повторного использования полученного металлического сырья;
  2. Улучшить состояние окружающей среды за счёт стимулирования обновления автопарка и соответственно уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

Краткая история сбора в России

Предмет обсуждения был введён 1 сентября 2012 г. Главная цель сбора — компенсация потерь государства от уменьшения ввозных пошлины на импортные авто, а также стимулирование отечественного автопроизводителя.

Хотя с 2014 года утилизационный сбор начал взиматься и с российских предприятий-производителей, тем не менее спрос на произведенные в России авто стимулировался государством за счет дотаций физическим лицам в рамках программы «trade-in», суть которой можно описать как “утилизируй старый автомобиль – получи скидку на покупку нового».

В 2012-2014 гг. соглашаясь на утилизацию авто посредством уплаты соответствующего сбора, россияне получали бонус (от 50 000 руб.) на новый автомобиль отечественного производства.

Необходимость уплаты утилизационного сбора российскими производителями вызвала волну негодования, и уже неоднократно Государственной Думой России обсуждался предмет отмены последнего, поэтому вопрос для отечественных производителей до сих пор остается открытым.

Программа для физлиц снова возобновлена в 2015 году, дальнейшая её судьба будет зависеть от ближайших результатов.

Юридические лица

Единственной постоянной величиной в утилизационной эволюции последних лет является утилизационный сбор, взимаемый с юридических лиц-импортёров. Для отечественных производителей и ряда дилеров ставки налога пока идентичны, но их ближайшее будущее под большим вопросом.

Алгоритм расчёта утилизационного сбора довольно простой: есть базовая ставка (БС), фиксированная в рублях величина, которая умножается на коэффициент (К), зависящий от объёма двигателя (или массы) и возраста авто.

УС = БС * К

Легковой транспорт

Вычисляем ставку сбора для легковых авто. Для автомобилей этого класса БС составляет 20 000 руб. и при расчёте платежей умножается на следующий коэффициент:

Ставка утилизационного сбора для «физиков» традиционно ниже, чем для юрлиц.

Отдельно указаны коэффициенты для электромобилей: 0,86 и 5,3 для новых авто и авто старше 3х лет соответственно.

Прочий транспорт

Для грузового автомобиля и автобуса БС составляет 150000 руб.

Коэффициенты для автобусов :

Коэффициенты для грузовых авто вычисляются исходя из возраста и массы авто, а не объёма двигателя, и составляют:

Для спецтранспорта и крупногабаритного транспорта установлены отдельные коэффициенты.

Физические лица

Этот платёж для физлиц на самостоятельно завозимый легковой автомобиль значительно меньше, чем для юридических лиц и составляет 2000 руб. на автомобиль возрастом до 3 лет, и 3000 руб. на автомобиль старше 3-х лет.

Кроме того, процедура оплаты сбора более демократична, чем для юр. лиц, так как неуплата УС не является причиной отказа для ввоза авто.

Однако, сделать платёж придётся, так как без соответствующей отметки об оплате сбора в ПТС счастливый владелец не сможет поставить автомобиль на учёт в ГИБДД.

Если человек покупает автомобиль на территории РФ, то нужно проверить наличие соответствующей отметки в графе «Особые отметки» ПТС автомобиля, выданного после 31 августа 2012 г.

В большинстве случаев такая отметка уже должна быть поставлена импортёром, производителем, дилером или предыдущим владельцем. Если отметки нет, то есть два варианта: либо отказаться от сделки, либо оплатить УС самостоятельно.

В каких случаях платить утилизационный сбор не нужно :

  • ПТС выдан до 31 августа 2012 г.;
  • вы владелец ретро-автомобиля старше 30 лет;
  • вы участник госпрограммы по переселению или беженец;
  • вы являетесь членом/сотрудником дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, а также родственником одного из членов этих организаций.

Для трёх последних случаев в ПТС следует поставить отметку об освобождении от уплаты сбора, за соответствующими инструкциями следует обратиться с ГИБДД.

Если к перечисленным пунктам вы не имеете отношения, а ПТС без отметки, то придётся сбор заплатить.

Где можно оплатить сбор

Оплатить сбор можно в любом банке в российских рублях на счёт Федерального казначейства по соответствующему коду бюджетной классификации.

Рассчитать сумму платежей должен сам плательщик, но проверять её будет таможенный орган, который в итоге поставит в паспорт автомобиля отметку. Взять чистые бланки и платёжные реквизиты можно там же, на таможне.

После уплаты нужно вернуться за желанной отметкой и предъявить следующие документы :

  • Заполненную форму расчёта утилизационного сбора;
  • Копии товаросопроводительных документов;
  • Копии технической документации – одобрения ТС и свидетельства безопасности, и (или) заключений экспертиз;
  • Платежку из банка, подтверждающую перевод средств.

Охрана окружающей среды, а также жизни и здоровья людей от вредного воздействия эксплуатации автотранспорта - важные аспекты обеспечения экологической безопасности.

Для выполнения этой задачи действующее законодательство обязывает покупателей или производителей колесных транспортных средств, ввозимых или произведенных на территории РФ, уплатить утилизационный сбор. Средства, полученные в качестве сбора, в дальнейшем тратятся на утилизацию автомобилей в соответствии с экологическими нормами.

С 1 апреля 2018 года вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

Главным образом, изменения коснуться следующих аспектов:

  • повышение коэффициентов расчета утилизационного сбора;
  • пересмотр перечня транспортных средств, в отношении которых взымается утилизационный сбор;
  • индексация коэффициентов расчета;
  • внесение коэффициентов расчета для ТС 2017 года выпуска;
  • исключение раздела «Прицепы» (добавлен раздел, касающийся прицепов, выпущенных в обращение в РФ категории О4).

Как изменятся ставки утилизационного сбора в России с 1 апреля 2018 года?

Согласно вышеприведённому Постановлению, утилизационный сбор на легковой и грузовой автотранспорт будет повышен. Индексация ставок связана с нынешним состоянием рынка в области вопросов связанных с природоохранной деятельностью и утилизацией транспортных средств, в частности.

Сбор на новые авто с объемом двигателя до одного литра повысится на 16,2%, до двух литров – на 90%, до трех литров – на 49,3%. Для автомобилей с объемом двигателя более трех литров ставка не повысится. Для электромобилей сбор увеличится на 14,8%.

Отдельно прописаны ставки для новых автомобилей, собранных на базе шасси 2017 года выпуска. Для них до конца 2018 года продолжают действовать старые коэффициенты

В отдельный раздел вынесены седельные тягачи. Например для тягачей старше трех лет с полной массой 12-20 тонн коэффициент будет в два раза выше, чем для прочих грузовиков аналогичного возраста и грузоподъемности).

Разумеется, изменение ставок утилизационного сбора вызывает опасения, связанные с ростом цен на легковые и коммерческие авто иностранного производства. Однако многие производители иномарок утверждают, что до конца 2018 года не планируют повышать цены на свои модели. Эту информацию подтвердили представители Hyundai, Nissan, Ford и многие другие.

Расчет утилизационного сбора

Чтобы рассчитать сумму утилизационного сбора, необходимо умножить базовую ставку категории вашего транспортного средства на соответствующий коэффициент, утвержденный в официальном перечне размеров утилизационного сбора.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с актуальным перечнем видов и категорий ТС, а также коэффициентами для расчета суммы сбора. Кроме того, вы всегда можете воспользоваться . Это удобный сервис, который поможет быстро и точно рассчитать сумму утилизационного сбора в автоматическом режиме.

Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора

I. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории M 1 в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанной категории

1. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

2. Транспортные средства с рабочим объемом двигателя:

не более 1000 куб. сантиметров

свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров

свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров

свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров

свыше 3500 куб. сантиметров

3. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя

II. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1 , N 2 , N 3 , в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий

4. Транспортные средства полной массой не более 2,5 тонны

5. Транспортные средства полной массой свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

6. Транспортные средства полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

7. Транспортные средства полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

8. Транспортные средства полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

9. Транспортные средства полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

10. Седельные тягачи полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

11. Автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

12. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

13. Транспортные средства полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

14. Седельные тягачи полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

15. Автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

16. Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

III. Специальные транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M 2 , M 3 , N 1 , N 2 , N 3 , в том числе повышенной проходимости категории G

17. Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей

18. Автобетоносмесители

IV. Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий M 2 , M 3 , в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий

19. Транспортные средства с объемом двигателя не более 2500 куб. сантиметров

20. Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

21. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 2500 куб. сантиметров, но не более 5000 куб. сантиметров

22. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 5000 куб. сантиметров, но не более 10000 куб. сантиметров

23. Транспортные средства с объемом двигателя свыше 10000 куб. сантиметров

V. Шасси колесных транспортных средств, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1 , N 2 , N 3 , M 2 , M 3

24. Шасси колесных транспортных средств категории N 1 полной массой не более 3,5 тонны

25. Шасси колесных транспортных средств категории N 2 полной массой свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

26. Шасси колесных транспортных средств категории N 2 полной массой свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

27. Шасси колесных транспортных средств категории N 2 полной массой свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

28. Шасси колесных транспортных средств категории N 3 полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

29. Шасси колесных транспортных средств категории N 3 полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн

30. Шасси колесных транспортных средств категории M 2 полной массой не более 5 тонн

31. Шасси колесных транспортных средств категории M 3 полной массой свыше 5 тонн

VI. Прицепы, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категории О4, в том числе специальные и специализированные транспортные средства указанной категории

32. Полные прицепы

23. Полуприцепы

24. Прицепы с центральной осью

Информация приведена согласно Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора».

Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении таких колесных транспортных средств и прицепов к ним, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, на базе которых была осуществлена достройка.

Категории колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним соответствуют классификации, установленной техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

При отсутствии документального подтверждения даты выпуска, которой является дата изготовления колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, при этом 3-летний срок исчисляется начиная с 1 июля года изготовления. Под датой уплаты утилизационного сбора понимается дата, указанная в платежном документе, подтверждающем уплату утилизационного сбора.

Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 20000 рублей.

Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора равна 150000 рублей.

Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок", рассчитывается с применением коэффициента, равного 0,25."

Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, произведенных на базе шасси транспортных средств 2017 года выпуска, применяются до 31 декабря 2018 г. включительно.

Для большинства автолюбителей утилизационный сбор является неким нововведением. Кто должен его оплатить? Каков его размер? В статье расскажем про утилизационный сбор на автомобили, ответим на часто задаваемые вопросы.

Утилизационный сбор на автомобили

Утилизационный сбор на автомобили регулирует Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с законодательством утилизационный сбор – это уплата денежных средств в бюджет Российской Федерации, направленная в будущем на утилизацию транспортного средства. Таким образом, благодаря утилизационным мероприятиям, проведённым по всем правилам, есть возможность обеспечить сохранность здоровья населения, экологическое благополучие окружающей среды.

Кто обязан производить уплату утилизационного взноса?

Обязанность по уплате утилизационного взноса возлагается как на физические, так и на юридические лица, которые:

  • осуществили ввоз автомобиля на территорию Российской Федерации;
  • производят автомобили на территории Российской Федерации;
  • приобрели автомобиль у лиц, не уплативших ранее утилизационный сбор в связи с соответствием п.6 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ или в связи с нарушением законодательства, регулирующего уплату утилизационного сбора.

Пример 1. Гайкин Г.Г. приобрёл автомобиль, принадлежащий супруге сотрудника дипломатического представительства Германии. Автомобиль был ввезён в Российскую Федерацию с территории Германии годом ранее. Гайкину Г.Г. придётся произвести уплату утилизационного взноса.

Пример 2. Гайкин Г.Г. осуществляет ввоз автомобиля на территорию Российской Федерации из Японии. В данном случае на Гайкина Г.Г. будет возложена обязанность по уплате утилизационного взноса.

Как рассчитать утилизационный сбор на автомобили

Для расчёта размера утилизационного сбора необходимо воспользоваться следующей формулой:

Базовая ставка:

  • легковые автомобили, не использующиеся в коммерческих целях – 20000 рублей;
  • легковые автомобили, использующиеся в коммерческих целях, автобусы, грузовые автомобили – 150000 рублей.

Коэффициент расчёта суммы зависит от нескольких параметров:

  • возраст автомобиля;
  • тип двигателя;
  • рабочий объём двигателя;
  • цель использования автомобиля (коммерческая, личная);
  • полная масса автомобиля;
  • масса шасси.

Пример 3. Гайкин Г.Г. планирует приобрести новый легковой автомобиль массой 1900 кг для личного пользования. Коэффициент расчёта суммы 0,83. Размер утилизационного сбора составит: 20000 * 0,83 = 16600 рублей.

Таблица и ставки утилизационного сбора

В соответствии с Перечнем видов и категорий колёсных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора размер Коэффициента расчёта суммы утилизационного сбора может принимать следующие значения:

Новый автомобиль
Для физических лиц:
1,42 5,3
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 1,42 5,3
1001-2000 куб.см 2,21 8,26
2001-3000 куб.см. 4,22 16,12
3001-3500 куб.см 5,73 28,5
свыше 3500 куб.см 9,08 35,01
0,17 0,26
Для юридических лиц:
Полная масса:
до 2,5 тонн 0,83 0,88
2,5-3,5 тонны 1,32 2,06
3,5-5 тонн 1,65 2,64
5-8 тонн 1,82 4,56
8-12 тонн 2,21 6,91
12-20 тонн 2,43 10,06
20-50 тонн 4,79 11,8

Правила уплаты утилизационного сбора

После произведённого расчёта размера утилизационного сбора его необходимо уплатить. С этой целью оформляется платёжное поручение, где указывается код бюджетной классификации (КБК) 182 1 12 02000 01 2000 120. Утилизационный сбор не является налоговым сбором.

После уплаты утилизационного сбора в Паспорте транспортного средства (ПТС) проставляется отметка об уплате в разделе «особые отметки».

Не стоит волноваться покупателям автомобилей на вторичном российском рынке по поводу отсутствия данной отметки лишь в двух случаях:

  • автомобиль отечественной сборки получил ПТС до 01.09.2012 г.;
  • автомобиль импортного производства завезён на территорию Российской Федерации до 01.09.2012 г.

Ответственность за неуплату утилизационного сбора

В случае неуплаты утилизационного сбора штрафные санкции не предусмотрены, но предусмотрена невозможность регистрации транспортного средства, т.е. постановки на учёт. А это, в свою очередь, влечёт неприятности в соответствие со ст.12.1 КоАП РФ:

В каких случаях утилизационный сбор не уплачивается

В соответствие с п.6 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в следующих случаях:

  • автомобиль ввезён на территорию Российской Федерации лицами, признанными беженцами, вынужденными переселенцами, участниками Государственной программы по содействию добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
  • автомобиль ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит дипломатическому представительству, консульскому учреждению, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
  • автомобиль ввезён на территорию Российской Федерации и принадлежит сотруднику (членам семьи) дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации, пользующейся приоритетами и привилегиями международного права;
  • автомобиль выпущен более тридцати лет назад, не используется в коммерческих целях, имеет оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму и сохранён или отреставрирован до оригинального состояния.

Нормативные акты, регулирующие сбор

При рассмотрении вопросов, касающихся утилизационных сборов, рекомендуется обращать внимание на нормативные акты:

  • Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
  • Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1291 “Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Утилизационный сбор в Казахстане / Беларуси

Утилизационный сбор в Казахстане введён с 2016 года. Формула расчёта утилизационного сбора такая же, как и в РФ. Базовая ставка составила 50 МРП (106050 тенге). Коэффициент расчёта утилизационного сбора:

Виды и категории транспортных средств Коэффициент расчёта суммы утилизационного сбора
Автомобили категории М1 (легковые) и повышенной проходимости категории G
Автомобиль с электродвигателем (искл. гибридный) 3
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 3
1001-2000 куб.см 7
2001-3000 куб.см. 10
свыше 3001 куб.см 23
Автомобили категории N1, N2, N3 (грузовые) и повышенной проходимости категории G
Полная масса:
до 2,5 тонн 3
2,5-3,5 тонны 4
3,5-5 тонн 5
5-8 тонн 5
8-12 тонн 6
12-20 тонн 11
20-50 тонн 17

Утилизационный сбор в Беларуси введён с 01 марта 2014 года. Принцип исчисления утилизационного сбора во многом схож с исчислением сбора в Российской Федерации. В 2017 году размер утилизационного сбора составил (в белорусских рублях):

Виды и категории транспортных средств Размер утилизационного сбора (бел.руб.)
Новый автомобиль Автомобиль старше 3 лет (с даты выпуска)
Автомобили категории М1 (легковые) и повышенной проходимости категории G
Автомобиль с электродвигателем (искл. гибридный) 8514 52470
Рабочий объём двигателя:
менее 1000 куб.см 8514 52470
1001-2000 куб.см 13266 81774
2001-3000 куб.см. 25344 81774
3001-3500 куб.см 34353 282150
свыше 3500 куб.см 54450 346599
Автомобили, ввозимы в РФ для личного пользования вне зависимости от типа двигателя 4950 7425
Автомобили, ввозимые с территории государств – членов Евразийского экономического союза вне зависимости от типа двигателя 4950 7425
Автомобили категории N1, N2, N3 (грузовые) и повышенной проходимости категории G
Полная масса:
до 2,5 тонн 37125 65340
2,5-3,5 тонны 59400 92813
3,5-5 тонн 74250 118800
5-8 тонн 81675 338580
8-12 тонн 99495 513068
12-20 тонн 109148 746955
20-50 тонн 215325 876150

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Я планирую доставить легковой автомобиль из Японии для собственного пользования. Когда мне необходимо оплатить утилизационный сбор?

Вопрос №2. При ввозе легкового автомобиля для личного пользования на территорию Российской Федерации какую сумму утилизационного сбора мне придётся уплатить? Автомобилю 4 года.

При ввозе легкового автомобиля для личного пользования на территорию Российской Федерации Вам необходимо рассчитать размер утилизационного сбора. Для этого необходимо воспользоваться формулой:

  • Базовая ставка – 20000 рублей
  • Коэффициента расчёта утилизационного сбора – 0,26
  • Размер утилизационного сбора 20000 * 0,26 = 5200 рублей.

Вопрос №3. Могу ли я вначале поставить транспортное средство на регистрационный учёт в ГИБДД, а после этого оплатить утилизационный сбор?

Нет, Вы не сможете этого сделать, т.к. инспекторы обязаны проверить наличие отметки об уплате утилизационного сбора в ПТС, после чего будут иметь право оформить регистрацию автомобиля.

Вопрос №4. В случае несвоевременной уплаты утилизационного сбора будет ли мне насчитываться пеня?

Законодательством не предусмотрено начисление пени за неуплату утилизационного сбора, но вот штраф за управление незарегистрированным транспортным средством сотрудники ГИБДД всё же выпишут. Карательные меры могут быть вплоть до лишения права управления транспортным средством на срок до трёх месяцев.