Правила осмотра пострадавших в салоне автомобиля и оказания первой помощи. Операции, выполняемые в целях извлечения пострадавшего из тс и последовательность их выполнения

Извлечение пострадавшего из машины и перенос его в удобное место для оказания помощи, раздевание и наложение повязки, а также последующий перенос в машину "скорой помощи" и эвакуация в лечебное заведение ведут к нежелаемому, но неизбежному дополнительному травмированию человека. Всякая поспешность при оказании первой помощи сопровождается лишними перекладываниями, а действия помогающих при этом могут быть неосторожными и резкими. Сотрясения и неудобное положение усиливают страдания больного и значительно ухудшают его состояние, а в случаях тяжелых переломов и внутренних кровотечений даже могут быть причиной его гибели. При правильной организации первой помощи необходимо создать спокойную обстановку и продуманную четкую последовательность действий. Она позволяет избежать торопливость и суету и придает действиям помогающих более бережливый и щадящий характер. Для извлечения пострадавшего из машины требуется два, лучше три человека, из этого расчета и нужно приглашать водителей или пассажиров проезжающих машин. Один из оказывающих помощь должен быть старшим. Согласованность их действий обеспечивается его короткими четкими командами: "стой", "взяли", «вперед» и т.п. Он дает разъяснения о последовательности действий и указывает метод переноски пострадавшего, место, а также на что его положить и чем укутать.

Прежде чем приступить к извлечению пострадавшего из машины, необходимо устранить все, что его удерживает (приподнять, отодвинуть, отогнуть, отжать рычагом и т.п.). Извлекая пострадавшего, нельзя применять силовые приемы: вытягивать, дергать или сгибать. Нужно проявлять максимум осторожности, ибо у него могут быть множественные травмы, сложные переломы конечностей, перелом позвоночника, черепно-мозговая травма и т.д. К пострадавшим с подозрением на перелом позвоночника нужно проявлять особое внимание. После извлечения уложить на твердое основание на живот или на спину, чтобы не ущемить спинной мозг в месте поражения позвоночника, и в последующем не перемещать без крайней необходимости.

Существуют специальные способы извлечения из транспорта, так называемые «спасательные захваты»:

При подозрении на перелом шейного отдела позвоночника одна рука спасателя идёт спереди и снизу (по диагонали) от ближайшей к спасателю подмышки пострадавшего и ладонью сзади фиксирует шейный отдел позвоночника, вторая обхватывает туловище с противоположной стороны, прижимая его предплечье к телу (рис.1). Первый спасатель извлекает пострадавшего, 2-ой обязательно поддерживает при этом ноги.

При отсутствии подозрения на травму шейного отдела позвоночника обхватывают пострадавшего сзади, при этом двумя руками захватив через подмышки его предплечье и прижав его к туловищу. Второй спасатель должен поддержать ноги (рис.2).

При извлечении пострадавших из транспортного средства, поврежденного в результате аварии, необходимо быть крайне аккуратным и следовать инструкции, так как можно нанести пострадавшим дополнительные травмы или, не правильно оценив обстановку, причинить им смерть. В этой статье мы подробно расскажем вам, как правильно извлечь пострадавшего из автомобиля. И так…

Когда автомобиль серьезно поврежден в результате ДТП, и его двери и окна невозможно открыть, необходимо прибегнуть к подручным средствам.

Окна следует разбить осторожно, не нанеся при этом дополнительных травм пострадавшим.

Если деформирован кузов и двери заклинило, то вам следует прибегнуть к помощи монтировочной лопатки или других подручных средств, чтобы открыть одну из дверей, и лучше ту, что со стороны пострадавшего. Как только вы сможете проникнуть в салон автомобиля, немедленно отключите зажигание.

Если пострадавший находится в удовлетворительном состоянии и его жизни и здоровью ничего не угрожает, то извлекать его из автомобиля не нужно, так как можно этими действиями нанести ему дополнительные травмы или усугубить уже полученные.

Если же в результате ДТП произошла деформация транспортного средства, и пострадавший зажат, то нужно постараться очень аккуратно освободить его от травмирующего фактора. Но если вы понимаете, что не сможете сделать это самостоятельно, то немедленно обратитесь в службу спасения и другие бригады, имеющие необходимое оборудование, позволяющее извлекать пострадавших из поврежденного транспорта.

Когда первоначальная задача - это как можно быстрее извлечь пострадавшего из автомобиля, то делать это следует крайне осторожно, чтобы не усугубить его состояние. Если неправильно извлечь пострадавшего с поврежденным шейным отделом позвоночника, то можно вызвать его смерть. У спасательных бригад на такой случай имеются специальные шейные воротники, чтобы транспортировать пострадавших с такими травмами.

Применять силу, извлекая пострадавшего из автомобиля, нельзя! Запрещено выдергивать части тела, если они зажаты элементами авто. Нужно осторожно освободить пострадавшего от всего, что затрудняет эвакуацию.

Если извлечение пострадавшего осуществляется силами двух лиц, то старайтесь делать это с сохранением его позы. Можно попросить помощи у водителей проезжающего мимо транспорта. Если же вы действуете в одиночку, то сдвиньте пострадавшего к дверному проему так, чтобы вы были за его спиной, и, пропустив свои руки через его подмышки, возьмитесь за неповрежденное предплечье его руки и медленно извлеките его из авто.

Бывают случаи, когда можно оказать помощь пострадавшему до приезда спасательных бригад прямо в автомобиле. Извлечение его из машины производите лишь тогда, когда последствия данных действий менее опасны, нежели оставление пострадавшего в автомобиле. К примеру, есть вероятность взрыва автомобиля или же пожара.

Когда пострадавший находится без сознания, следует убедиться в том, что дыхательные пути проходимы, и обеспечивать их проходимость до извлечения его из авто.

Когда состояние пострадавшего тяжелое, имеет место кровотечение, остановка сердца, тело сдавлено и т.п., то извлечение из автомобиля необходимо.

Так как у пострадавшего может быть травмирована грудная клетка, извлекать его нужно за предплечье и области подмышек, где повреждение ребер бывает редко. Применение грубых приемов запрещено!

Если у пострадавшего поврежден позвоночный столб, то его извлекают из авто несколько человек, аккуратно вытягивая за голову.

Если при извлечении пострадавшего можно усугубить травмы шейного отдела или нарушить дыхание, то извлечение производится с сохранением положения шеи, головы, грудной клетки относительно друг друга. Оказывающий помощь фиксирует одной рукой подбородок пострадавшего, а другой удерживает его кисть.

Главное, что следует помнить, извлекая пострадавшего из автомобиля - это то, что действовать нужно правильно и максимально аккуратно.

Ответ: Завалом называется хаотическое нагромождение строительных материалов и конструкций, технологического оборудования, санитарно-технических устройств, мебели, домашней утвари, камней. Причиной образования завалов могут стать природные стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, бури, обвалы, оползни, селевые потоки), воздействия природных факторов, приводящих к старению и коррозии материалов (атмосферная влага, грунтовые воды, просадочные грунты, резкие изменения температуры воздуха), ошибки на стадии проектирования и строительства, нарушения правил эксплуатации объекта, военные действия. Степень разрушения строений зависит от силы разрушающего фактора, продолжительности его воздействия, сейсмоустойчивости конструкций, качества строительства, степени износа (старения) строений

Завалы бывают сплошными и отдельными (местными ). Объем завалов при разрушении жилых зданий составляет 35-50%, промышленных - 15-20% строительного объема. Высота завалов жилых зданий составляет 1/5 - 1/7, промышленных - 1/4 - 1/10 их первоначальной высоты. Средний угол откосов завалов - 30° . Объем пустот в завалах составляет 40-60%. Завалы условно делятся на железобетонные и кирпичные. Железобетонные завалы состоят из обломков железобетонных, бетонных, металлических и деревянных конструкций, обломков кирпичной кладки, элементов технологического оборудования. Они характеризуются наличием большого количества крупных элементов, зачастую соединенных между собой, пустот и неустойчивых элементов. Кирпичные завалы состоят из кирпичных глыб, битого кирпича, штукатурки, обломков железобетонных, металлических, деревянных конструкций. Они характеризуются большой плотностью, отсутствием крупных, как правило, элементов и пустот.

Образование завалов сопровождается повреждением электрических, тепловых, газовых, сантехнических и других систем . Это создает угрозу возникновения пожаров, взрывов, затоплений, поражений электрическим током. Особенно опасны завалы промышленных строений, в которых производятся или хранятся опасные вещества. Разрушение строений и образование завалов обычно сопровождается блокированием, травмированием и гибелью людей. Пострадавшие могут находиться в верхней, средней, нижней части завала, в заваленных подвалах и подземных защитных сооружениях, технологическом подполье и в помещениях первых этажей. В отдельных случаях они могут оставаться на разных этажах частично разрушенных помещений, в нишах и пустотах, на крышах.

Поисково-спасательные работы в условиях завалов начинаются с проведения разведки , для чего следует:
- установить зону ЧС и ее характер;
- определить места нахождения и состояние пострадавших;
- оценить состояние объектов в зоне ЧС (строений, коммуникаций, инженерных систем);
- определить наличие очагов пожара, радиоактивного, химического, бактериологического заражения, отравляющих и взрывоопасных веществ;
- определить места прокладки подъездных путей, установки техники, путей эвакуации пострадавших.

После проведения разведки спасатели приступают к разборке завала для оказания помощи пострадавшим. При этом используются два основных способа:
- разборка завала сверху;
- устройство лаза в завале.
Разборка завала сверху осуществляется для оказания помощи пострадавшим, которые находятся в верхней части завала и к ним имеется свободный доступ. Завал разбирается вручную с использованием ломов, лопат, совков. Для подъема и перемещения крупных и тяжелых элементов завала применяются грузоподъемные средства (домкраты, лебедки, краны). При этом необходимо исключить возможность внезапного перемещения элементов завала, которые могут причинить дополнительные страдания пострадавшим. После освобождения пострадавших им оказывается помощь иони транспортируются в безопасное место.

Устройство лаза в завале . Зачастую пострадавшие находятся в глубине завала. Для извлечения ихспасатели проделывают специальный узкий проход (лаз), с учетом кратчайшего расстояния до людей, в наиболее легко преодолеваемых участках завала. Не рекомендуется устраивать лаз в непосредственной близости от больших глыб, поскольку они могут осесть и затруднить работу. Лаз проделывают в горизонтальном, наклонном и вертикальном направлениях. Оптимальная ширина лаза - 0,8-0,9 м, высота - 0,9-1,0 м. Работы по устройству лаза выполняют несколько групп (по 3-4 человека) вручную или с использованием инструмента. В их задачу входит разборка завала, проделывание лаза, подготовка и установка крепежных элементов, удаление извлекаемых обломков деблокирование пострадавших, их транспортировка. Перемещение спасателей при устройстве лаза осуществляется на четвереньках, ползком лежа на спине, на животе, на боку. Если передвижению спасателей препятствуют крупные железобетонные, металлические, деревянные, кирпичные изделия,тоих необходимо обойти, если такой возможности нет, то разрушить, в ряде случаев в них можно проделать отверстие. Особое внимание при устройстве лаза должно уделяться надежномуегокреплению с целью предотвращения обрушения стенок. Для этого используется специальный, заранее заготовленный крепежный материал, -стойки, распорки, доски, брус, щиты, перекладины, подкосы. При устройстве лаза не допускается передвижение спасателей и техники по верхней части завала.

После окончания работ по устройству лаза и креплению прохода спасатели приступают к освобождению людей. В первую очередь определяется состояние пострадавшего и степень его травмирования. Затем освобождаются придавленные или зажатые части тела с одновременным наложением жгутов и сдавливающих повязок, очищаются полости рта и носа, руками удаляются от пострадавшего мелкие обломки, мусор, щебень. В зависимости от физического состояния пострадавшего выбирается способ его извлечения и транспортировки. Освобождать пострадавшего из завала должны, как минимум, два спасателя. Если такая возможность имеется, то его вытаскивают за руки или верхний плечевой пояс. Если это сделать невозможно, то спасатели подводят руки под его плечевой пояс и поясницу и только потом осторожно освобождают пострадавшего. Иногда целесообразно использовать плотную ткань для укладывания пострадавшего или носилки. Если пострадавший находится под большими и тяжелыми элементами завала, то его освобождают с помощью разжимов, домкратов, грузоподъемной техники. В тех случаях, когда пострадавший придавлен к земле, его можно освободить, сделав подкоп.

Эвакуация пострадавшего

Эвакуационное обеспечение при чрезвычайных ситуациях играет важную, а порой и важную роль в спасении пострадавших. Своевременная и грамотная эвакуация пострадавших при любых видах происшествий и катастроф часто является спасительным мероприятием, ибо сокращает время от получения травмы до этапа квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Особенно данная проблема актуальна в настоящее время при дорожно-транспортных происшествиях, когда в год гибнет 34000 – 35000 человек.

Возможны следующие варианты эвакуации:

Эвакуация возможна и осуществляется быстро попутным (перехваченным) или санитарным транспортом;

Эвакуация длительна и затруднена. Необходима подготовки пострадавших к длительной и тяжелый транспортировке, которая может быть задержана.

Эвакуация практически невозможна в ближайшее время.

Как все возможное для спасения жизни пострадавших на месте происшествия сделано, а вызвать скорую медицинскую помощь должны сами позаботится о доставке пострадавших в ближайшее лечебное подразделение. Действовать при этом надо с такой же осторожностью и вниманием, как и при извлечении пострадавших из поврежденного из автомобиля.

Выбор способа транспортировки пострадавших зависит от его состояния, характера травмы, длительности пути, числа носильщиков, наличия средства переноски, рельефа местности, погодных и других условий. При этом не запускается самостоятельное передвижение пострадавших с повреждением черепа, органов груди и брюшной полости или нижних конечностей.

Правильное извлечение пострадавшего из автомобиля играет важную роль в оказании первой медицинской помощи.

Извлечение из автомобиля пострадавшего проводится при угрозе его жизни (опасность возгорания автомобиля, сползание автомобиля в кювет и прочее). Извлечение из автомобиля и переноску пострадавшего лучше проводить силами нескольких человек.

Если такая опасность отсутствует и есть подозрение на травму позвоночника, то необходима фиксация шеи, быстрое и бережное обследование пострадавшего, оказание помощи внутри автомобиля.

При извлечении из автомобиля пострадавших в ДТП необходимо использовать специальные приемы («спасательные» захваты), позволяющие предотвратить вторичные повреждения:

Осторожно повернуть сидящего спиной к себе.

Захватить пострадавшего за предплечье обеими руками (рис. 7).

Рис. 7 «Спасательный» захват пострадавшего

извлечь пострадавшего из транспорта (рис.8).

Рис. 8 Извлечение пострадавшего из автомобиля

Одна рука спасателя остается на предплечье, а вторая рука - фиксирует голову пострадавшего. Этот прием позволяет не только извлечь пострадавшего из автомобиля, но и стабилизировать шею при подозрении на повреждение шейных позвонков (рис.8).



Рис. 8 Извлечение пострадавшего с фиксацией головы



Для бережного извлечения пострадавшего из автомобиля предназначена специальная шина, которая позволяет иммобилизировать шейный и грудной отделы позвоночника с одновременной фиксацией головы (рис. 10). Специальные лямки предусматривают возможность «вытягивания» пострадавшего через заднюю дверь или заднее стекло автомобиля.

Рис.10 Универсальная шина

Способы переноса пострадавших

Существует ряд способов переноски пострадавших на руках одним или двумя носильщиками. Переноска пострадавших на руках одним но­сильщиком подразумевает три способа.

Первый способ. Носильщик сажает пострадавшего на возвышенное место, поворачивается к нему спиной, встает между его ног и опускается па одно колено. Пострадавший обхватывает носильщика за плечи или держится за его пояс; носильщик берет пострадавшего обеими руками под бедра и встает (рис.11).

Рис.11.Переноска пострадавших на руках одним носильщиком.

Второй способ. Опустившись на одно колено сбоку от пострадавшего, носильщик берет его одной рукой под спину, другой под ягодицы, а пострадавший обхватывает носильщика за плечи. После этого носильщик встает.

Третий способ. На сравнительно большие расстояния удобнее всего носить пострадавшего на плече.

Переносить пострадавших одному человеку на руках труднее, чем на лямке. Поэтому данными способами пользуются лишь при переноске на короткие расстояния. Переноска пострадавшего на руках двумя носильщи­ками может осуществляться несколькими способами.


Рис.12. Замок из рук.

В первом случае носильщики, имея по одной свободной руке, могут поддерживать ими пострадавшего. Во втором случае пострадавшего может поддерживать рукой один из носильщиков. В третьем случае пострадавший сам обхватывает носильщиков руками за плечи (рис.13). Пострадавшего сажают на «сиденье», как и при переноске на лямке. В качестве «сиденья» можно также использовать поясной ремень, свернутый кольцом.

Рис. 13. Переноска пострадавшего на «Замке» двумя носильщиками.

Второй способ. Один из носильщиков подходит к пострадавшему сзади и подхватывает его под мышки согнутыми в локтях руками; другой носильщик встает между ног пострадавшего спиной к нему и обхватывает руками его голени. Первый носильщик не должен соединять свои руки на груди пострадавшего, чтобы не затруднять ему дыхание (рис.14).

Рис.14.Способ переноски пострадавшего двумя носильщиками без «замка».

Незаменимым способом является переноска пострадавших на носилках.

При отсутствии носилок их можно изготовить из подручных материалов: из двух жердей, соединенных деревянными распорами и переплетенных лямками, проволокой или веревкой. Носилки можно быстро сделать из 1-2 мешков и 2 жердей.

На небольшое расстояние пострадавших можно переносить на носилках плащевых с 8 ручками из укладок, одеяле, на изотермическом покрывале - пленке и др.

Для переноски пострадавших с повреждением позвоночника поверх полотнища носилок необходимо положить широкую доску, а поверх нее - какую-либо мягкую подстилку (пальто, плащ, сено и т. д.).

Пострадавших, потерявших много крови и получивших повреждение нижних конечностей, при подъеме надо нести ногами вперед. На крутых подъемах и спусках необходимо сохранять горизонтальное положение носилок; для этого при движении в гору поднимают задний их конец, а при движении под гору - передний.

Раненных в челюсть укладывают лицом вниз во избежание затекания крови в дыхательные пути, что может привести к ухудшению состояния; под лоб подкладывают согнутую в локте руку пострадавшего, пальто и др. При ранении в живот пострадавших кладут на спину, ноги их сгибают в коленях, под колени подкладывают валик из одежды.

При повреждении груди пораженных переносят па носилках в полусидячем положении, положив им под спину одежду, а под колени -валик.

Во время переноски на носилках следует наблюдать за состоянием пострадавших, за исправностью наложенных повязок и шин. При длительной переноске пострадавшему нужно менять положение, поправлять изголовье, подложенную одежду, утолять жажду (кроме раненных в живот), защищать от непогоды и холода.

Важным элементом эвакуации пострадавших являются погрузка и разгрузка санитарного транспорта. При этом следует учитывать, что погрузка пострадавших на транспорт без носилок или перекладывание с одних носилок на другие причиняет лишние страдания человеку с тяжелыми повреждениями и наносит ему вред. Поэтому тяжело пострадавших, особенно с переломами костей, необходимо доставлять до места назначения на тех же носилках, на которые они были положены впервые

Для защиты эвакуированных от дождя и ветра устраивают простейший каркас, покрываемый брезентом, фанерой или досками.

Способы выноса раненых и больных из очага катастроф

Как переложить пострадавшего с земли на носилки

щадящими способами

Существует множество способов перекладывания пострадавшего с земли на носилки. В каждом случае участникам оказания помощи придется самим решать, каким способом уместно воспользоваться. Имеют значение масса пострадавшего, характер повреждений, а главное - число участников.

Перекладывание пострадавшего способом «Нидерландский мост»

Минимальное количество участников – трое. Основная тяжесть при переносе пострадавшего распределена между первым и вторым участниками. Способ трудновыполним из-за тяжелой физической нагрузки, но удобен при перекладывании пострадавшего в положении «на животе».

Основная задача во время перекладывания – удержать поврежденные конечности, голову и туловище в одной плоскости. Перенос пострадавшей следует начинать по команде второго участника.

Перекладывание пострадавшего способом «скрутка» или «скатка»

Минимальное количество участников – четверо. Основная тяжесть при переносе распределения между 2-м и 3-м участниками. Данный способ нельзя использовать при переносе в положении «лежа на животе» и в случаях, когда на пострадавшем н6ет одежды из плотной ткани.

Основная задача: очень плотно скрутить прочную ткань одежды в «скатку» на груди и животе. В одну «скатку» скрутите обе штанины брюк на бедрах и голенях и по общей команде участника, придерживающего голову, перенести на носилки.

Как правильно транспортировать пострадавшего на носилках

Вверх по лестнице или в горизонтальном направлении головой вперед

Синхронно и осторожно соединить ковши носилок

под пострадавшим


Уложить пострадавшего на вакуумный матрас

и осторожно разъединить ковши


В случае появления рвотных позывов пострадавшего, зафиксированного в мат, можно повернуть на бок.

Особенности транспортировки в вакуумном матрасе.

Использование вакуумного матраса позволяет перевозить по бездоро­жью в любых погодных условиях пострадавших с тяжелыми травмами.

Пострадавшего можно поворачивать на бок при переносе по узкому лазу или в случаях рвоты, извлекать пострадавших из колодцев или расще­лин в вертикальном положении.

Универсальная фиксация, позволяющая надежно иммобилизировать поврежденные кости конечностей, позвоночника и таза в наиболее щадя­щих позах, значительно снижает боль, что позволяет использовать матрас без предварительного обезболивания наркотиками и транспортировать пострадавшего без сопровождения медицинского работника.

Если при повреждении костей таза вакуумный матрас был использо­ван в течение первых 10 мин после получения травмы, то угроза смерти от жировой эмболии сводится к «нулю».

Пострадавших, зафиксированных в вакуумном матрасе на длительные расстояния, лучше переносить на ковшовых носилках.

Тема 8: Особенности оказания первой помощи при ДТП.

Учебные вопросы :

1. Основные правила спасения пострадавших при ДТП.

2. Правила осмотра пострадавших в салоне автомобиля и оказания первой помощи.

3. Операции, выполняемые в целях извлечения пострадавшего из ТС и последовательность их выполнения.

4. Предотвращение возможных осложнений у пострадавших.

Введение.

Каждый десятый участник ДТП в России погибает из-за вовремя не оказанной первой помощи. Каждые 6 секунд на дорогах планеты гибнет человек. В год получается целый мегаполис - 1 300 000 человек! А ведь многим удалось бы выжить, если вовремя подоспела первая помощь, по крайней мере в России каждый десятый участник ДТП погибает именно по этой причине. К сожалению, в автошколах оказанию первой помощи учат через пень колоду, да и те знания через год забываются.

Проведённый анализ реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2011г года позволяет сделать следующие выводы: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, реагирование на ДТП увеличилось в 3,5 раза, количество спасенных увеличилось в 2,7 раза.

При спасении пострадавших важным фактором является время происшедшее с момента возникновения дорожно­транспортных происшествий (ДТП) до начала спасательных работ. Наиболее эффективно спасение пострадавших, когда действия спасателей проводятся в течение 30 минут с момента дорожно­транспортного происшествия.

^ 1. Основные правила спасения пострадавших при ДТП.

Дорожно-транспортным происшествием называется ситуация возникшая в процессе движения механических транспортных средств и повлекшая за собой гибель или телесные повреждения людей, либо повреждения транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества.

^ Распределение относительного количества основных видов ДТП (рис 1.)

По тяжести последствий ДТП делят на три группы:

со смертельным исходом,

с телесными повреждениями людей

с материальным ущербом.

^ По виду ДТП подразделяются: на столкновение транспортных средств, опрокидывание транспортных средств, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных и прочие.

^ К столкновениям относятся происшествия, при которых движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

^ К опрокидываниям относятся происшествия, при которых движущееся транспортное средство опрокинулось. К ним также относятся опрокидывания, которым предшествовали другие происшествия.

^ К наездам на стоящие транспортные средства относятся происшествия, при которых движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп. Наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению.

^ К наездам на препятствия относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (дерево, опора моста, столб, мачта, строительные материалы, ограждение и т.д.).

^ К наездам на пешеходов относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на человека или он сам наткнулся на движущееся транспортное средство. К ним относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, трос, канат и т.п.).

^ К наездам на велосипедистов относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

^ К наездам на гужевой транспорт относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными.

^ К наездам на животных относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди, причинен материальный ущерб.

^ К прочим происшествиям относятся такие, как падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо), падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения.

^ Таблица 1. Типовые повреждения ТС и основные травмы пострадавших



Вид ДТП

Типовые

повреждения ТС


Типовые травмы

пострадавших


1.

Лобовое

столкновение


Деформация передней (лобовой) части транспортного средства, заклинивание дверей, нарушение целости стекол; смещение двигателя в салон

Шейно-позвоночные и

черепно-мозговые травмы,

травмы живота, грудной

клетки, лица, нижних

конечностей,

резано-колотые раны


2.

Касательное

столкновение


Деформация

соприкасающихся

боковых частей ТС


Травмы живота, грудной

клетки, лица, переломы ребер, резано-колотые,

рваные раны


3.

Боковое

столкновение


Шейно-позвоночные и

черепно-мозговые травмы,

травмы нижних конечностей, голени, таза, бедер, живота, лица, переломы ребер, резано-колотые, рваные раны


4.

Опрокидывание

Значительная деформация

корпуса, крыши, нарушение целости стекол, разлив топлива


Шейно-позвоночные и

черепно-мозговые травмы,

травмы позвоночника, резано-колотые, рваные раны


5.

Наезд

Деформация передней части автомобиля, повреждения лобового стекла; смещение двигателя в салон

Шейно-позвоночные и

черепно-мозговые травмы,

травмы живота, грудной

клетки, лица, нижних

конечностей, резано-колотые раны

Общий алгоритм проведения АСР при ДТП (рис. 2)

Рассмотрение алгоритмов оказания первой помощи пострадавшему, находящемуся на проезжей части. Приложение 1.

^ 2. Правила осмотра пострадавших в салоне автомобиля и оказания первой помощи.

Три основных принципа спасения:

1. Как можно скорее начать оказывать пострадавшему первую помощь в салоне автомобиля, без извлечения.

2. Разбирать ТС вокруг пострадавшего, а не вытаскивать пострадавшего из поврежденного ТС.

3. Пострадавший после извлечения должен находиться в таком же или лучшем, чем до начала аварийно-спасательных работ, состоянии.

Отклонение от этих правил возможно лишь при угрозе жизни или вреда здоровью спасателей-пожарных или пострадавших.

Схема первичного осмотра пострадавшего в салоне автомобиля Приложение 2.

1. Оценка обстановки (не более 30 секунд).

2. Первичный осмотр пострадавшего. Определить признаки угрожающих жизни состояний, приводящих к смерти (в течение нескольких минут ) отсутствие сердечнососудистой деятельности, наличие дыхательной недостаточности, острую кровопотерю и травматический шок. А именно диагностировать такие состояния как:


  • клиническая смерть;

  • кома;

  • наружное кровотечение;

  • проникающие ранение шеи и грудной клетки;

  • синдром длительного сдавливания;

  • переломов костей конечностей.
3. Определить явные признаки биологической смерти, когда оказание помощи бессмысленно.

В случае выявления признаков:

клинической смерти - немедленно приступить к выполнению мероприятий сердечно-легочной реанимации (СЛР);

в случаях комы – наложить шину на шею, затем извлечь из машины, уложить на живот и очистить рот. Если верхние дыхательные пути проходимы, то дыхание может отсутствовать из-за тяжелого повреждения головного мозга, травматического шока, алкогольного опьянения;

наружного артериального кровотечения - пережать артерию рукой и наложить жгут;

проникающих ранений шеи и грудной клетки - закрыть доступ воздуха в рану ладонью, а затем пластырем или спец. повязкой;

синдрома длительного сдавливания – наложить защитные жгуты, обезболить, предложить обильное питье.

4. Вторичный осмотр (не более 3-х минут, пострадавший в сознании).

4.1. Выяснить жалобы пострадавшего на боль, затрудненное дыхание, потерю чувствительности.

4.2. Узнать о возможных аллергических реакциях на медикаменты.

4.3. Осмотреть пострадавшего «с головы до пят» и выявить признаки:


  • повреждения костей конечностей, таза, позвоночника, ребер и грудной клетки;

  • проникающего ранения живота;

  • наличие ран и ссадин;

  • наличие ожогов;

  • обморожения.
5. Обратить внимание:

На запах алкоголя изо рта;

На неадекватное поведение и бледность кожи.

В случаях выявления признаков:

повреждения костей таза, тазобедренных суставов (поза «лягушки») - немедленно обезболить, уложить на спину и подложить валик под колени;

переломов костей конечностей - обезболить, наложить шину;

проникающего ранения живота - уложить на спину, расстегнуть поясной ремень, приподнять и согнуть ноги в коленях;

ожогов - срочно использовать холод, обезболить и предложить теплое сладкое питье;

обморожения и переохлаждения - укрыть теплой одеждой, предложить теплое сладкое питье.

Если определяется запах алкоголя изо рта, неадекватное поведение в сочетании с бледностью кожи, то пострадавшего нельзя отпускать с места происшествия до прибытия медперсонала, даже при отсутствии видимых травм и повреждений.

После оказания первой помощи решаются задачи извлечения пострадавшего из поврежденного автомобиля и эвакуации его в медицинское учреждение, для чего проводится удаление элементов автомобиля, зажимающих тело пострадавшего, мешающих свободному извлечению пострадавшего, т.е. его деблокирование.

^ 3. Извлечение пострадавших из автомобиля.

3.1.Факторы, влияющие на направление извлечения пострадавших.

Меньшая цифра означает наиболее легкий и предпочтительный путь извлечения пострадавшего из автомобиля.

Грузовой автомобиль

Легковой автомобиль

^ Подготовка к деблокированию и извлечению

Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживать с ним разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течении проведения всей спасательной операции.

При необходимости извлечения с изменением положения тела пострадавшего все движения должны быть плавными, а перемещать поворачивать его нужно как минимум втроем.

Один – держит голову,

Другой – плечи и верхнею часть туловища,

Третий – область таза и ноги.

Лучше если ноги будет держать четвертый человек.

^ Провести первичный осмотр мест зажатия:

-определить места зажатия частей тела пострадавшего и стратегию их освобождения;

-осмотреть область шеи на предмет видимых повреждений.

При ДТП перелом шеи у пострадавших подозревают изначально до тех пор, пока не доказано обратное. Ведь при ударе автомобиля тело человека непроизвольно дергается вперед, даже если он пристегнут: получается так называемый хлыстообразный удар. Так что даже если вам кажется, что с шеей у пострадавшего все в порядке, лучше ее зафиксировать до приезда врачей.

-снять украшения, если это необходимо (ожерелья, серьги и т.п.);

-надеть шейный корсет, для фиксации шейных позвонков, сохраняя шею на средней линии тела.

-накрыть острые части деталей корпуса ТС чехлами или другим мягким материалом.

^ 3.2. Способы извлечения пострадавших.

Процесс извлечения пострадавшего из ТС. Применяются два варианта извлечения пострадавшего из ТС с учетом продолжительности по времени: Экстренное извлечение и контролируемое.

3.2.1.Экстренное извлечение. Применяется только при условии:

Если существует опасность для команды спасателей или пострадавшего (например, пожар, взрыв, затопление, наличие опасных материалов и т. д.)

Если состояние пострадавшего ухудшается и его жизни угрожает опасность

Если пострадавший с плохим прогнозом на выживание ограничивает доступ к пострадавшему, которого можно спасти, он может быть извлечен немедленно (решение принимает бригада скорой медицинской помощи (СМП)).

Алгоритм немедленного извлечения пострадавшего одним спасателем

Если помощников нет и надо извлекать одному, используйте прием с перекрещиванием рук, помогающий зафиксировать положение тела пострадавшего:

Захватите пострадавшего за предплечья, пропустите свои руки подмышками;

Левой рукой захватите правое предплечье, а правой рукой – левое;

Оттащите (не переносите) пострадавшего в безопасное место;

При отсутствии сознания зафиксируйте шейный позвонок руками или воротником и переверните пострадавшего на живот.

^ Экстренное извлечение пострадавших из автомобиля или другого ограниченного пространства осуществляется методом Раутека 1 (если пострадавший находится в сознании; для этого руки участника оказания первой помощи проводятся под мышками пострадавшего, фиксируют его предплечье, после чего пострадавший извлекается наружу), либо методом Раутека 2 (если пострадавший находится без сознания; при этом одна из рук участника оказания первой помощи фиксирует за нижнюю челюсть голову пострадавшего).

2.2. Контролируемое извлечение. Контролируемое извлечение является наиболее щадящим для пострадавшего и ему отдается предпочтение перед быстрым освобождением из-за возможного усугубления полученных травм.

Перед извлечением пострадавший должен быть зафиксирован на эвакуационном щите, с помощью эластичных ремней, с надетым шейным корсетом.

^ 3.2.2.1. Эвакуационный щит используется при повреждениях позвоночника, костей таза, тазовых органов, переломах бедра и некоторых других травмах.

Нередко указанные повреждения сопровождаются потерей или помрачением сознания пострадавшего, когда он не в состоянии членораздельно объяснить свое состояние спасателю.

Поэтому при тяжелых травмах, особенно, когда словесный контакт с пострадавшим затруднен или невозможен, использование эвакуационного щита наиболее приемлемо.

Исходя из соблюдения основного принципа действий спасателя «не навреди», использование эвакуационного щита оказывается обоснованным.

^ 3.2.2.2.Шина-воротник жесткой фиксации шейного отдела позвоночника (тип «ФИЛАДЕЛЬФИЯ»).

Головодержатель полужесткой фиксации типа "Филадельфия" имеет анатомический профиль. Изготовлен по форме шейного отдела позвоночника из материала, не вызывающего раздражения кожи. Состоит из двух частей, соединяющихся друг с другом застежкой типа "контакт". Укреплен пластмассовыми накладными стабилизирующими элементами, придающими ему необходимую жесткость. Предназначен для полужесткой фиксации, стабилизации, разгрузки шейного отдела позвоночника, декомпрессии дисков.

Ношение ортезов «Филадельфия» не препятствует рентгеновским исследованиям, магнитно-резонансной томографии. В изделиях можно принимать ванну. Есть модели с отверстиями для трахеостомы, что позволяет беспрепятственно контролировать трахеостому и ухаживать за ней.

Любых травмах шейного отдела позвоночника на догоспитальном этапе;

Головных болях, головокружениях и других симптомах, связанных с нестабильностью шейного отдела позвоночника у детей и взрослых;

Ушибах, растяжениях, миозитах, ротационном подвывихе 1-го и 2-го шейных позвонков в остром, подостром периодах;

Кривошее на разных этапах лечения;

Остеохондрозе и спондилоартрозе с болевым и корешковым синдромом;

Патологической установке головы у детей с легкими формами детского церебрального паралича;

При ожогах шеи для профилактики образовании тянущих рубцов;

Лечении изолированных переломов остистых и поперечных отростков шейных позвонков на стадии консолидации.

Подбор размера. Для правильного подбора «Филадельфии» нужно так же, как и для шина-воротников мягкой фиксации измерить высоту шеи. Как это правильно сделать описано выше.

3.2.2.3.Алгоритм извлечения пострадавшего в положении сидя.

Провести вторичный осмотр. Убедиться, что части тела пострадавшего не зажаты элементами кузова ТС.

Один спасатель располагается позади пострадавшего.

Эвакуационный щит необходимо завести между спиной пострадавшего и спинкой сидения как можно дальше. Ремнем зафиксировать к щиту район поясницы, затем вторым ремнем зафиксировать грудную клетку под руками пострадавшего. Заполнить пустоты между телом пострадавшего и щитом каким-либо материалом, чтобы исключить его смещение. Область шеи и головы зафиксировать к щиту косыночными повязками или пластырем.

После установки под спину пострадавшего эвакуационного щита, в случае, когда механизм опускания спинки сидения не поврежден, опустить спинку сидения максимально вниз до горизонтального положения. Если механизм сидения поврежден, то необходимо перекусить опоры спинки сидения в точке крепления с подушкой и снять спинку.

Аккуратно перевести щит с пострадавшим в горизонтальное положение. Освободить фиксирующие тело ремни и подвести щит дальше под таз и бедра пострадавшего.

Убедившись, что ступни и голени пострадавшего не зажаты элементами кузова ТС, аккуратно переместить его полностью на щит.

После этого повторно зафиксировать пострадавшего на эвакуационном щите ремнями. Некрепко подвязать кисти рук и стопы. Извлечь пострадавшего из ТС.

3.2.2.4. Алгоритм извлечения пострадавшего из положения лежа. Провести вторичный осмотр. Убедившись, что части тела пострадавшего не зажаты частями корпуса ТС, эвакуационный щит аккуратно просунуть под пострадавшего или втянуть его на щит, равномерно приподнимая его за одежду или части тела.

Если необходимо, аккуратно повернуть пострадавшего на спину, придерживая голову.

Заполнить пустоты между телом пострадавшего и щитом.

Закрепить корпус и конечности пострадавшего как минимум тремя ремнями к щиту.

Иммобилизировать шею и закрепить голову с помощью пластыря или косыночных повязок.

Проверить правильность первичного осмотра.

Извлечь пострадавшего из ТС.

^ 4. Предотвращение возможных осложнений у пострадавших.

4.1. Очередность оказания первой помощи. При наличии нескольких пострадавших необходимо определить очередность оказания им помощи.

В первую очередь помощь оказывается лицам с нарушениями жизненно важных функций организма (нарушение дыхания и сердечной деятельности, продолжающееся кровотечение и т.п.).

4.2. Сочетанные травмы (множественные повреждения). При ДТП возможно одновременное повреждение нескольких органов и систем – множественные повреждения. Состояние таких пострадавших значительно тяжелее, чем при изолированной травме.

Необходимо учитывать приоритетность работ по обеспечению доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами, так как время их жизни при неоказании первой помощи минимально.

Так, например, перед извлечением пострадавшего с тяжелыми травмами позвоночника, зажатого рулевой колонкой, выполняется:

Вскрытие дверей или удаление крыши и отгиб рулевой колонки;

После этого проводятся операции по полной разборке боковой стороны автомобиля с целью расширения пространства, необходимого для фиксации позвоночника пострадавшего и укладывания его (без поворотов в автомобиле) на жесткие носилки;

4.3.Травмы внутренних органов. При оказании помощи пострадавшему всегда нужно иметь в виду, что помимо видимых повреждений, могут быть и другие, менее заметные или внутренние повреждения, представляющие серьезную опасность для его жизни. Поэтому постоянно контролируйте состояние пострадавшего после оказания ПП, вплоть до эвакуации его в медучреждение.

4.4.Пострадавший без сознания. Независимо от полученных травм, пострадавший без сознания должен находиться в оптимально физиологичном положении. Нельзя оставлять пострадавшего без сознания лежать на спине и тем более подкладывать что-либо под его голову. Для снижения риска западения языка и закупорки верхних дыхательных путей необходимо положить на бок.

Всегда снимайте защитный шлем с водителей-мотоциклов находящихся в бессознательном состоянии.

^ Приоритетность и очередность выполнения данных пунктов определяется в соответствии с характером повреждений пострадавшего и определяется спасателем на месте.

4.5.Основные транспортные положения.




Пострадавший с подозрением на травму позвоночника, находящийся в сознании.

Положение на твердой ровной поверхности на твердой ровной поверхности.




Пострадавший без сознания с сохраненными признаками жизни. Устойчивое боковое положение.



Пострадавший с подозрением на травму живота и таза.

Положение на спине с мягкой опорой под согнутыми в коленях и разведенными ногами («поза лягушки»).




Пострадавший с сильной кровопотерей (или с возможными признаками шока).

Положение на спине с опорой под приподнятыми ногами.




Пострадавший с травмой грудной клетки.

Полусидячее положение с наклоном в сторону пораженной половины груди.

Материал подготовил преподаватель

майор вн. службы Ю.С. Архипова

“___”_____________ 2012 г.

Материал рассмотрен и одобрен на заседании предметной комиссии

«Пожарная безопасность и безопасность жизнедеятельности» “____”_____________ 2012г. протокол №____

Приложение 1

Алгоритм оказания спасателями ПП пострадавшему при ДТП, лежащему на дороге, указан на рисунке 3.

В случаях, когда пострадавший подает признаки жизни – шевелится, разговаривает или кричит,

^ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА:

Жалобы на боль

Обезболить. Даже при подозрении на повреждение костей конечностей наложить шины. В случае позы «лягушки» подложить под колени валик, осторожно переложить пострадавшего с земли на вакуумный матрас с помощью ковшовых носилок

В случаях, когда пострадавший не подает признаков жизни – лежит неподвижно и не реагирует на окружающее,

^ СЛЕДУЕТ ПРЕДПОЛОЖИТЬ:

Лужу крови

Позу пострадавшего

Коматозное состояние

Остановку сердца

Биологическую смерть

Клиническую смерть

В случае подтверждения признаков комы повернуть пострадавшего на живот и очистить ротовую полость

В случае подтверждения признаков клинической смерти нанести удар по грудине и приступить к комплексу сердечно-легочной реанимации

В случае подтверждения признаков биологической смерти умершего нельзя перемещать и переворачивать до прибытия сотрудников ДПС или МВД

При артериальном кровотечении прижать артерию пальцами или кулаком и наложить жгут.

В случае венозного кровотечения – давящую повязку.

На раны наложить стерильные повязки.

Признаки остановки сердца и клинической смерти: потеря сознания; широкие, не реагирующие на свет зрачки; нет пульса на сонной артерии

Признаки комы:

потеря сознания более 4 минут;

обязательно есть пульс на сонной артерии

Признаки артериального кровотечения: алый цвет крови; кровь из раны вытекает упругой, фонтанирующей струей; большая лужа крови

Признаки повреждения костей таза, тазобедренных суставов и бедренных костей: вынужденная поза «лягушки»; пострадавший не может приподнять пятку от земли

Признаки переломов костей конечностей: сильная боль; деформация и отек конечности; видны из раны обломки костей при открытых переломах