Путешествие во францию на машине. Вдали от Эйфелевой башни: путешествие по Франции на автомобиле В париж на автомобиле

Созрел отдельный пост, посвященный дорогам Франции. Вроде чего про них писать, дороги, и дороги… Но когда вы делаете круг по Франции, то хочется об этом рассказать и поделится всей той красотой, что мы наблюдали из машины.

Прежде всего, признаюсь, да и вообще такое длинное автопутешествие, у нас было впервые, поэтому мы многого не учли, много не знали. Например, что переезды больше 300-500 км в день очень сильно напрягают, даже когда два водителя. И ехать в таком ритме совсем как то не комфортно. То есть можно, но совершенно не хочется. И разменяв первую тысячу километров от , мы расслабились и за день проезжали совсем чуть-чуть, при этом не доезжая туда, куда надо. Осложняло эту ситуацию и то, что дороги Франции просто необходимо много фотографировать, а для этого либо останавливаться, либо ловить кадры из окна. Столько невообразимых пейзажей вокруг!

Последнее становилось иногда просто проблемой. Никто не хотел садиться за руль, всем хотелось смотреть из окна на проносящиеся мимо красоты и делать фотографии. Хотя иногда удавалось и совмещать.

Мы специально ехали по бесплатным дорогам, но не для того чтобы денег сэкономить (при ценах на бензин это сомнительно), а для того чтобы увидеть Францию, увидеть ее горы и равнины, а также каменные дома в маленьких городах. На автобане всего этого нет, либо пролетает очень быстро.

Еще один неоспоримый плюс второстепенных дорог Франции — возможность переночевать в палатке. Порой правда, приходится потратить немного времени на поиски места. Как-то мы ночевали в одном единственном островке сосен посреди голых и бескрайних полей.

Дороги Франции хороши тем, что они не однообразны — то по равнине едешь, то вот горы начинаются. А порой так вообще в такие дебри заезжаешь, что думаешь, а ездят ли тут вообще. Мы один раз заехали на какую-то высокую гору, одна полоса только, кругом сплошной стеной деревья и ни души. Сомнения развеивал лишь хороший асфальт и навигатор упорно показывающий направление.

Иногда не только пейзажи менялись, но и климатические пояса. Едешь, солнышко блестит, травка зеленеет, только что ласточка в сени не летит, и тут бац! Зима началась, все вокруг как в черно-белом кино, сугробы и гололед на дороге. А резина то у нас летняя…

Больше всего любят во Франции кружится, ну то есть круговые перекрестки. Их тьма тьмущая просто. Естественно, речь не про автобаны, которые прямые и быстрые…

Curiosite de Lauriole — энергетическое место

Рассказали нам французские друзья о загадочном месте на одной из второстепенных дорог на юге Франции. Точнее сама дорога и была этим самым волшебным местом, где энергетические линии сходятся-расходятся, а магнетизм зашкаливает. Суть в том, что машина сама заезжает в горку. Так как нам было почти по пути, мы не могли пропустить сей феномен.

И действительно все оказалось так! И волшебник изумрудного города, мог бы позавидовать таким чудесам. Не заведенный автомобиль сам заезжает в гору! Ура! И это вопреки всем законам физики!

Всем, кроме одного — оптического. После минут 15 восторга и улюлюканья, и после того как каждый закатился в горку, мы заметили, что это всего навсего оптический обман. Дорога под очень слабым наклоном идет таки вниз, а не вверх, хотя визуально все наоборот.

Особенности французских водителей

После Германии нам миг показалось, что мы в Россию попали. Обгоняют, подрезают, поворотники не всегда включают, гонщиков много, пешеходы на красный бегут. На самом деле, конечно, не все так ужасно, однако нарушения есть, то ли из-за французского раздолбайства, то ли арабская культура вошла плотно в массы.

Дороги Франции — просто фото

Ну и просто фотографии…

Собираетесь во Францию на собственной машине? Русский АвтоМотоКлуб поможет вам определиться с маршрутом, собрать необходимые документы, подготовиться к особенностям движения по дорогам этой европейской страны и окажет техническую помощь.

Будьте готовы к длительному путешествию, ведь вам придется пересечь несколько государств. При поездке до Парижа рекомендуем не менее трех раз остановиться на ночь: например, в Варшаве, Берлине и Кельне.

Выбор маршрута

Ехать на своем авто во Францию предпочтительнее тем, кто собирается посетить удаленные уголки и посмотреть на природные достопримечательности. При недостатке времени машина – лучшая альтернатива общественному транспорту, который ездит либо не везде, либо с большими перерывами. Поездка будет особенно выгодной для 4-5 путешественников.

1. С Востока на Запад в Париж и Западную Францию

Удобный и интересный маршрут до Парижа пролегает через Беларусь, Польшу, Германию и Бельгию. При неспешном передвижении с ночевками и кратким осмотром достопримечательностей он займет у вас 4 дня. Еще 4 дня вам понадобится, чтобы добраться от Парижа до Биаррица.

Первая остановка после Парижа – город Анже. Двухместный номер-студио в 3-звездочном отеле обойдется в 50-70 евро, отдых в кемпинге на одного человека – 10-13 евро. С утра можно посмотреть замок Château D"Angers, а после обеда – выехать в Нант, чтобы успеть посетить Нантский собор и замок герцогов Бретани. При желании можно заехать в знаменитый по «Трем мушкетерам» Ля-Рошель и переночевать в кемпинге на берегу океана.

Следующий по списку – город Бордо, мимо которого не проедет ни один любитель французского вина. Представьте, здесь можно переночевать прямо на винодельне! Последняя точка – Биарриц, где стоит не только осмотреть архитектурные памятники, но и полакомиться десертами в старейшей кондитерской, расположенной на площади Жоржа Клемансо.

2. С Востока на Запад на Лазурный берег Франции

На этом маршруте после Польши едем через Чехию с остановкой в Праге, Германию с остановкой в Мюнхене, Швейцарию и Италию. Если вы мечтаете о шоппинге в Милане, приурочьте поездку к сезону летних распродаж – июль-сентябрь. После жаркого шоппинга будет особенно приятно окунуться в воды Средиземного моря на Лазурном берегу Франции. Вас ждет берег с бесконечными пляжами от самой Генуи.

Вы побываете в Ницце, в Каннах и, наконец, приедете в Марсель, который называют второй столицей Франции. Обязательно познакомьтесь со Старым портом, Кафедральным собором и Замком Иф. Остановиться на отдых с палаткой можно в кемпинге неподалеку от бухты Кассис.

При желании вы можете объединить эти два маршрута в один и объехать всю Францию. Советуем продлить путь от Биаррица через Тулузу и город-крепость Каркасон.

Достопримечательности к осмотру

Столица: Париж

Площадь: 643 801 м 2

Население: 66,9 миллиона (2016 г.)

Крупнейшие города: Париж, Марсель, Лион, Тулуза, Ницца

«Важные телефоны»

Телефоны первой необходимости при путешествии по Франции!

112 - общеевропейская служба спасения, 17 - полиция, 15 - скорая помощь, 18 - пожарная.

Клубные карты

Уверенность в любой дорожной ситуации: эвакуация при ДТП, техпомощь на дороге, консультация автомеханика и юриста и др.

48 стран и 48 автомобильных клубов мира;
- 40 млн. входящих звонков ежегодно;
- Более 7000 собственных автомобилей техпомощи;
- Более 90% успешных ремонтов на месте.

Что нужно знать автопутешественникам о Франции

Дороги во Франции комфортные, пролегают по живописным местам. Сами французы – водители вежливые и аккуратные. Вдоль трасс обустроено множество зон для отдыха автомобилистов. Учтите наличие платных дорог (практически все основные магистрали), мостов и тоннелей. Рядом с платными трассами практически всегда есть бесплатная альтернатива, которая отличается только более строгим ограничением по скорости – до 90-110 км/час.

Оплата за бензин, как правило, осуществляется с кредитной карты после заправки машины. Будьте осторожны на автозаправках без обслуживаемого персонала. Были случаи, когда автомат списал с банковской карты деньги, но бензина путешественники так и не дождались. Если рядом есть магазин или супермаркет, скорее всего, вы сможете оплатить топливо наличными на кассе и получить чек с QR-кодом, Останется поднести его к считывателю топливного терминала и залить бензин в бак авто.

Документы

Для поездки во Францию на собственной машине вам потребуются:

  1. Загранпаспорт, действие которого заканчивается не раньше, чем через 3 месяца после окончания поездки.
  2. Шенгенская виза.
  3. Медицинская страховка.
  4. Водительское удостоверение международного образца.
  5. Техпаспорт транспортного средства (снимите тонировку и замените стекла, если на них есть трещины).
  6. «Carte grise» – регистрационный сертификат на автомобиль.
  7. «Green card», играющий роль международного полиса ОСАГО.

Парковки

Бесплатно оставить машину на улице французского города можно на ночь – с 7 вечера и до 9 утра, в небольших населенных пунктах – на любое время. Заплатить за дневную парковку можно в специальных автоматах, при этом машина не может стоять на одном месте более суток.

Обращайте внимание на знаки. Они могут запрещать парковку по четным или нечетным числам, определенным дням недели и времени дня. На главных улицах Парижа, так называемых «красных маршрутах», парковка запрещена. В «синей зоне» парковка бесплатна на протяжении 1-1,5 часов, в «зеленой» – на более длительное время. Штраф за неправильную парковку составляет 17 евро.

Помните о привычке французов парковаться бампер-в-бампер. Если вы не хотите лишних трат на ремонт переднего и заднего бампера, не оставляйте машину на обочине, лучше найдите платную оборудованную парковку. В центре Парижа ее стоимость составляет около 35 евро за стуки, на окраине – 10-15 евро.

Особенности ПДД Франции

  • Приоритет на переходах отдается пешеходам.
  • Запрещено использовать мобильную связь без системы хэндс-фри.
  • В багажнике должен быть знак аварийной остановки, в салоне – светоотражающий жилет, в бардачке – одноразовый алкотестер.
  • Запрещена езда по полосе аварийной остановки, идущей параллельно автомагистрали.
  • Антирадар нельзя даже перевозить, не то что использовать. В навигаторе необходимо отключить функцию обнаружения радаров.
  • Все пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности, дети до 10 лет – находиться в детских креслах только на задних сиденьях.
  • В период с 1 ноября по 31 марта обязательны зимние шины, с 10 ноября по 31 марта – шипованные.

Штраф можно оплатить сразу же после получения квитанции непосредственно полицейскому.

Скорость

  • На трассе – от 80 км/час до 130 км/час с допустимой погрешностью 10 км/час
  • На дороге регионального значения – до 90 км/час
  • В населенном пункте – до 50 км/час с допустимой погрешностью 2-5 км/час

Границей населенного пункта считается табличка с его названием.

Минимальный штраф на загородной дороге за превышение скорости составляет 68 евро, в городе – 135 евро. Вы получите его, если поедете по загородной трассе со скоростью больше, чем на 20 км/час превышающей установленную. При больших значениях сумма увеличивается. При превышении скорости больше, чем на 50 км/час дорожная полиция имеет право конфисковать автомобиль.

Алкоголь

Допустимый уровень алкоголя в крови водителя во Франции – 0,5 промилле. Это 200 г вина, 50 г коньяка или 500 г пива для мужчины (100 г, 30 г и 330 г – для женщины).

Если в вашей крови обнаружат 0,5-0,8 промилле алкоголя, вас ждет штраф в 135 евро, больше 0,8 промилле – до 4500 евро. Более того, вы потеряете право управления автомобилем на территории этой страны на три года.

Русский АвтоМотоКлуб (РАМК): консультации и помощь

Чувствовать за спиной поддержку, особенно в первом самостоятельном автопутешествии, – бесценно. Карта РАМК «Платинум» специально разработана для тех, кто отправляется в поездку по Европе: на машине или мотоцикле.

Преимущества путешествия с картой от РАМК:

  • Она включает годовой полис выезжающего за границу и расширенную медстраховку на сумму более $250000, которая распространяется даже на любителей экстремального отдыха.
  • Вы оцените «скорую» техпомощь, которую оказывают наши партнеры – французские клубы. В случае неожиданной поломки механики бесплатно приедут и устранят неисправность (в пределах 125 км от города). Если машину не удастся вернуть в работоспособное состояние, они вызовут эвакуатор и доставят ее в сервис.
  • Автоюристы всегда на связи. Попали в ДТП? К вам на помощь выедет аварийный комиссар, который проконсультирует по правильному оформлению документов.
  • Программа SHOW YOUR CARD!, к которой подключены карты РАМК, дает право на скидки в отелях, кафе, ресторанах – всего в более, чем 25000 компаний мира.

После поездки за рубеж вы продолжите пользоваться картой «Платинум » в России на протяжении всего года и при желании продлите ее на следующий период.

Идея поехать во Францию зрела уже давно. После прошлогоднего успешного опыта поездки на своей машине в Хорватию, способ путешествия даже не обсуждался, настолько нам понравилось ехать своим ходом. И в процессе выбора маршрута было решено посмотреть еще и Италию, так что получился такой вот французско-итальянский отпуск.

До своего места назначения во Франции мы ехали три дня. Дорога проходила через Польшу, Германию и Швейцарию. В Польше мы ночевали в городе Вроцлав. Это красивый, старинный город с замком, полностью увитым зеленым плющом до самой крыши:)

Как ни странно на улицах там было тихо и поэтому прогулка была очень приятной. Только в самом центре, на главной площади царило оживление, там где было скопище всяких ресторанчиков и магазинов. В общем, город понравился. Да и вся Польша тоже симпатичная страна. По крайней мере из окна машины так показалось:) Дальше была Германия. Впечатления от нее самые хорошие. И прежде всего от ее дорог (я ведь все таки оцениваю еще и с точки зрения автомобилиста), и даже не столько от качества дорог, сколько от продуманности и удобства развязок и дорожного сервиса. Наверняка в этих впечатлениях я совсем не оригинален, но в западной Европе я был впервые и соответственно с ее дорогами столкнулся в первый раз. Конечно, мы увидели только два небольших "кусочка Германии", но они нам очень понравились. Я давно хотел увидеть настоящий рыцарский замок и, конечно, не удержался, чтобы не остановиться в таком месте:). Замок Крибштайн вполне оправдал мои самые смелые ожидания. Хорошо сохранившийся, красивый замок в идиллическом месте, к тому же с сохранившейся обстановкой. Однозначно он стоил потраченного на него времени. Потом еще мы гуляли в городе Бамберг. Это такой небольшой городок с великолепно сохранившимся старым центром. Правда поначалу возникла проблема стоянки для машины, но в конце концов мы ее нашли причем даже была бесплатной (в Европе есть проблемы с парковками, это факт, тем более с бесплатными, поэтому этот аспект для меня немаловажен). Там мы немного погуляли, но, к сожалению, время нас подгоняло. Бамберг остался для меня одним из самых красивых и живописных городов в которых нам удалось побывать. В это же день, правда уже ночью, мы доехали до Швейцарии. С утра остановились в одном маленьком городке, Аванш, там сохранился римский амфитеатр. Правда, к нашему приезду весь амфитеатр превратили в сцену с современным оборудованием, готовились к какому-то концерту, так что мы увидели только кусок:)

И отправились в Лозанну, на Женевское озеро. Лозанна великолепна. Вид с набережной на озеро и горные вершины просто дух захватывает. Гулять по центру приятно и интересно. Мы там даже на метро прокатились, причем поезда ходят автоматически, без машиниста. В общем, живут же там люди! Но вообще, Швейцария очень дорогая страна. Как то там нам показалось все очень недешево, начиная с дорог и проезда в метро и заканчивая магнитами и сувенирами. Но безусловно она очень красива.

Погуляв по Лозанне, мы через час уже заехали во Францию. Вот она наконец наша долгожданная цель:) По Франции мы ехали до самого вечера и к сожалению не заехали в город Анси, где я очень хотел погулять. Опять это драгоценное время! В наш кемпинг, где нам предстояло провести три ночи, мы приехали уже когда начало темнеть. На море мы конечно сходили (как же после такой дороги не посмотреть на долгожданное море), но купаться уже не стали.

Во Франции мы были 6 дней, сначала недалеко от города Тулон, а потом переместились почти к самой итальянской границе, в Ментону. Франция - замечательная страна. Здесь все красиво, культурно и продуманно для людей. Великолепные горы, чистое (ну по крайней мере по сравнению с нашим) море, обилие красивейших деревушек с их узенькими улочками и булыжными мостовыми. А какой там воздух! Особенно в горах. Он такой приятный, свежий и сладко-медовый, что кажется, его можно пить или есть большими ложками:) Одним словом наслаждение:) Мы там ездили в Ниццу и Монако, Тулон и Йер.

Ницца оставила неоднозначные впечатления. С одной стороны она красива, особенно если смотреть с горы на панораму города.

Но с другой стороны там большие толпы туристов, не очень хороший пляж с крупными камнями и много всяких торгашей, особенно арабского происхождения. А вот Монако понравился всем. Там очень красиво, чисто и ухоженно. Город стоит в горах, спускающихся к морю и его бесконечные серпантины улиц со смесью старинных домов и современных стеклянных зданий оставляют незабываемые впечатления. Мы были там в океанографическом музее Жака Кусто. Очень интересно провели время и даже гладили экзотических рыб. И еще гуляли в японском саду, который расположен среди современных многоэтажных построек. Тоже несколько необычно и красиво.

Очень понравился городок Кальян, он в стороне от моря, ближе к горам и там очень тихо и спокойно и можно не торопясь наслаждаться прогулками по его старинным улочкам.

Ну и конечно понравилась "наша" Ментона, где мы жили в кемпинге.

Она совсем недалеко от Ниццы и Монако, но гораздо менее шумная и с нормальными пляжами. Мы там останавливались в кемпинге, он почти в самом центре города. Так классно было, вот он город, вот его улицы, потом поднялся немного в гору, 10 минут и ты в своей палатке, на свежем воздухе. С кемпинга открывался просто обалденный вид на город и море и я каждое утро наслаждался созерцанием купающихся в просыпающемся солнце черепичных крыш. :)

В последний день во Франции мы ездили в Альпы.

Покружились по серпантинам, совершили прогулку к горному озеру и заехали в маленькую деревушку Саорж. Это очень живописное место и туристов довольно мало. Эта деревенька буквально почти висит на склоне горы и многие дома буквально на половину вырублены в скале.

Вечером, вернувшись в Ментону, мы гуляли по набережной, заходя в бесчисленные магазинчики и любуясь ночными красками старинного приморского города. И почему-то было немного тоскливо оттого, что неделя пролетела очень быстро, ты едва-едва успел привыкнуть и почувствовать это место своим и вот уже пора уезжать. Грела только мысль о том, что впереди еще ждет Италия и там наверное должно быть не менее восхитительно чем здесь.

В Италии мы были 5 дней. Италия тоже замечательная страна. И там очень много есть чего посмотреть. Вообще, удивительно, как в этих маленьких Европейких странах сконцентрировано столько всего интересного. Можно приехать в любое место и рядом обязательно найдется что посмотреть.

В Италии мы остановились в городке Финале Лигуре. Это симпатичный курортный город, и рядом с ним есть небольшая деревушка Финальборго с потрясающе красивым старым центром и двумя замками на горе. Мне там очень понравилось.

Финале Лигуре

Финальборго

Финальборго

Только вот итальянские пляжи оставили не самое лучшее впечатление - там у них почти вся береговая полоса разделена на частные платные пляжи и под бесплатные оставлены только небольшие полоски между ними. Как-то мне это не сильно понравилось:) Конечно мы ходили на бесплатный пляж:) Вода там кстати была очень хорошая, чистая и прозрачная и песчаный берег, что я очень люблю.

Из Финале Лигуре мы ездили в горы, в небольшие старые деревушки. Они оставили только положительные впечатления. Апприкале, Байярдо, Кастельвеккио запомнились мне своей умиротворяющей атмосферой, тишиной каменных улочек и потрясаящими видами гор. Наверное такие места на самом деле очень подходят для того, чтобы жить вдали от суеты, неспешной жизнью, и заниматься каким-нибудь творчеством или ремеслом. Обстановка очень располагает:) А еще запомнилась узкая горная дорога между этими деревнями, когда часто трудно было разъехаться со встречной машиной.

Априкале

Балестрино

Кастельвеккио

Кастельвеккио

Вот такие путешествия мне нравятся больше всего, когда ты заглядываешь в какие-то малоизвестные уголки, общаешься с местными жителями и видишь страну в более натуральном виде, чем в затоптанных популярных туристических местах.

В последние 2 дня в Италии мы были в Генуе, Вероне и Венеции. Генуя - это большой портовый город. Там великолепная архитектура, красивые, богато украшенные старые дома, но шумно и немного грязновато. Впрочем это и не удивительно, учитывая сколько туристов (да и местных) там живет. В генуэзском порту стоит в качестве музея огромный старинный деревянный галеон. Конечно, мы с сыном не удержались от того, чтобы не полазить на нем:))) Это было здорово - походить по палубам с пушками под мачтами, покрутить штурвал и спуститься в трюм. жаль только каюты все были закрыты.

Из Генуи мы двинулись на восток, через Аппенинские горы. По пути остановились в городке Боббио. Там сохранился замечательный каменный мост и вообще сам городок был очень чистым и ухоженным. Когда я стоял на этом мосту и смотрел как солнце садится за каменными домами и башнями церкви, возникло ощущуение, что время здесь остановилось и ты находишься где-нибудь в средних веках. К сожалению, оно быстро прошло, ведь пора было двигаться дальше.

Ночевали мы уже не в горах, а в равнинной сельской местности, в кемпинге рядом с небольшим городом Кремона. Вроде бы ничего особенно в нем не было, но он был немноголюден и там царила атмосфера (по крайней мере для меня) какого-то запустения, одиночества, как-будто осенью гуляешь по какому-то месту, очень оживленному летом, а теперь пустующему и скучающему в одиночестве до следующего сезона. Такие вот ощущения:) К тому же весь вечер в близлежащем кафе звучала немного странная музыка - какое-то поппури из русских романсов и других песен без слов, что добавляло необычности и ностальгии этому месту.

Верона понравилась. Опять же потрясающе красивая архитектура города и романтическая набережная не могут оставить равнодушным. Конечно в самом центре ходят толпы и мы не стали пробиваться в римский амфитеатр, кстати второй после Колизея по величине, но вообще, гулять там довольно приятно.

Ну и конечно же Венеция, город, где я давно мечтал побывать. У нас было на него всего полдня и прогулка получилась своего рода обзорной экскурсией, но даже так могу сказать, что город великолепный. И осталось желание непременно туда вернуться. Сама необычность его улиц, архитектура, плещущаяся вода и качающиеся на ней лодки все это создает потрясающие ощущения. Там можно гулять долго и очень просто потеряться. Особенно если идти не оживленными улицами, а небольшими тихими проулками:) Остается удивляться, как люди, там живущие, привозят себе мебель, продукты и вообще какие-то вещи в отсутствии машин:) Но однозначно я бы там пожил хотя бы какое-то время:))

Из Италии было конечно грустно уезжать. Так быстро пролетело там время. Хотелось остаться там еще, подышать ее воздухом и понежиться в море. Но, что поделаешь...

После Италии была Словения. Это совсем небольшая страна и по плану мы должны были пересечь ее за несколько часов. Но конечно нельзя было упустить возможность хоть чуть-чуть ближе познакомиться со Словенией и мы остановились немного погулять в небольшом городе Целье. В результате наше пребывание в Словении растянулось на "целых пол-дня" :) Целье - это тихий маленький городок, с симпатичным старым центром и замком на горе. С этого замка открывался красивейший вид на город и на близлежащие альпы. В этот день мы прощались с ними и я все хотел на них "насмотреться подольше" :))

Потом мы въехали в Венгрию и там пришлось испытать небольшой стресс, потому что у нас почти закончился бензин (а заранее мы конечно не заправились), и как назло от самой границы километров 50-60 не было ни одной заправки. Все закончилось благополучно, хотя мы и доехали буквально на последних каплях до долгожданной заправки. А потом они естественно пошли одна за одной:)))

В Будапеште мы остановились переночевать и у нас был еще целый вечер, чтобы погулять по городу. Скажу честно, Будапешт меня очень впечатлил. Хотя в некоторых моментах Венгрия чем-то уже напоминает нашу родную страну (например, метро там просто один в один с московским и много бомжей и попрошаек на улицах), все-таки там классно. Сам город чем-то неуловимо напоминает Санкт-петербург, особенно когда смотришь с набережной на противоположный берег. Там Очень красивая архитектура и одно удовольствие прогуливаться по набережной или просто по старым кварталам города. А как мы там наелись в кафе всяких вкусных вещей, это просто не передать:)))

С прогулки "домой" вернулись почти в полночь и почти без ног. Но оно того стоило:)

Ну и все, на следующий день Украина и прямая дорога домой. На Украине мы нигде не гуляли и она нам запомнилась прежде всего просто ужасным состоянием дорог, особенно на некоторых отрезках.

Ну вот как-то так:)

Сложилось так, что уже без малого треть века я мотаюсь на автомобиле по всему миру. А по европейскому маршруту «Москва – Париж… и далее везде» минимум пару раз в году. До недавнего времени я не собирался делиться своим опытом, считая, что в кризис это не актуально. Но воистину русская душа непредсказуема: народ семьями рванул на автомобилях в Европу! Поэтому в помощь отважным написан этот материал.

Первые 200 км от Москвы - это так называемая зона притяжения. Для наиболее комфортного преодоления этого отрезка пути советую не полениться и стартовать из Москвы не позднее половины пятого утра. Также не советую рассчитывать на платную дорогу от МКАД до Минского шоссе «Северный обход Одинцова»: днем вы все равно упретесь в пробку на «минке», а ранним утром (как я предлагаю) вы и так беспрепятственно оторветесь от Москвы. Только подчеркиваю: старт не позднее половины пятого и желательно в выходные дни. В противном случае рассчитывайте на потерю от 2 до 4 часов, испорченное настроение и неудобный (в тактическом смысле) ночлег. Кстати, о ночлегах. Их получается 3–4 (последнее предпочтительней).

Вернемся к дороге. Российский отрезок - около 440 км. Главное, не пытайтесь на нем ехать с превышением скорости: весь путь буквально усыпан радарами, начало населенных пунктов обозначено невнятно, ограничения скорости внезапны и зачастую неоправданны (с нашей точки зрения). Совет: ориентируйтесь на дальнобойщиков с российскими номерами. У них, как правило, хорошие антирадары, радиосвязь с коллегами и знание трассы. Но учтите, что есть отморозки и среди дальнобойщиков.

Белоруссия. После границы, километров 20, начинается великолепная трасса с ограничением 120 км/ч. У меня в автомобиле всегда работает навигация, где указывается реальная скорость по спутнику. Рекомендую не превышать разрешенную более чем на 5 км/ч (по спутнику). Учтите, что километров за 60 перед границей после длительного динамичного движения скорость неожиданно ограничивается 90 км/ч, и это своеобразная точка сбора податей (взятки не предлагать!). Минимальный штраф - 180 000 BYR, то есть где-то 620 р.

Кого только не встретишь на дорогах Бретани

Следующий очень важный этап - место пересечения границы с Польшей. Их на сегодняшний день около пяти. По навигации, которая в Белоруссии работает безобразно (прописана только дорога через Брест), - гарантия нарваться на многочасовую очередь. Лучше заранее через Интернет посмотрите ситуацию на всех точках пересечения и выберите оптимальный вариант.

В Польше на магистрали ограничение скорости 140 км/ч

До Варшавы довольно много узких двухполосных дорог, но перетерпите пару сотен километров, и начнется Европа. От Варшавы до границы с Германией идет великолепная (платная) магистраль. Цены указаны в таблице.

До Германии чуть меньше 700 км. Ограничение скорости на магистрали 140 км/ч (но сами поляки не очень-то заморачиваются). Идешь 150 км/ч (по спутнику!), и тебя со свистом обгоняют попутчики. Тем не менее не советовал бы ехать быстрее - из соображений экономии топлива: потеря денег и времени на заправках. Кстати, важно помнить, что по мере удаления от России цены на топливо растут. Поэтому заправляться надо километров за 10 до въезда в следующую страну. Формально границ нет, а цены подскакивают. Зато в Германии отсутствует плата за дороги. И по ним, если нет ограничения скорости, обусловленного знаком, можно нестись на все деньги, которых вам не жалко. Решать вам, но рекомендую не увлекаться.

Это и есть Финистер (Finistere) - край земли (не путать с Finisterre мысом в Испании)

Вновь платные дороги появляются только во Франции. Причем в любом направлении вы потратите приблизительно одну сумму, в среднем 12–13 евроцентов за километр. Но есть регионы, где все дороги бесплатные. Например, провинция Бретань на северо-востоке Франции.

И последнее. Все ночлеги советую спланировать заранее и забронировать через Интернет. Сегодня это не представляет сложности и требует лишь небольшой аналитики. При достаточном опыте и желании можно существенно сэкономить на отелях.

Маршрут Москва - Париж
Путь, км Заправка, л Цена топлива за 1 л Расходы на топливо Платные дороги Примечание
0000 30 38 RR 1140 RR Старт 19.12.2015 г. в 14:00. В Москве жуткие пробки!
0034 43,5 37,70 RR 1640 RR
1640 RR 37,8 40,10 RR 1515 RR
0510 БЕЛОРУССИЯ. Время в пути - 10,5 ч (из них 2 ч выезд из Москвы).Максимальная скорость 120 км/ч, но не везде - см. знаки. 10 000 BYR = 34 RR
0567 Ночлег №1 (22:30; в пути - 8,5 ч). За день пройдено 567 км. Старт 20.12.2015 в 10:10.
1082 55 11 900 BYR 654 619 BYR 1 л - 47,60 RR, т.е. 55 л - 2618 RR
1088 ЗАСАДА! Максимальная скорость 90 км/ч, а не 120. Минимальный штраф 180 000 BYR (620 RR).
1148 ПОЛЬША. Граница пройдена за 55 мин. Повезло! Обычно 2-3 ч. 1 EUR = 4 ZL
1369 Ночлег №2 (19:15 московское время; в пути - 9 ч). За день пройдено 802 км. Старт 21.12.2015 в 11:45 московское время, или 9:45 местное время.
1472 Начало платных дорог, приблизительно через 300 км от границы с Белоруссией. На автобане максимальная скорость 140 км/ч.
1468 10 ZL 2,5 EUR
1592 17 ZL 4,5 EUR
1651 17 ZL 4,5 EUR
1654 51 4,60 ZL 238,50 ZL 60,0 EUR (1,18 EUR/л)
1812 35 ZL 9,0 EUR
В сумме все платные дороги по Польше - 79 ZL (20 EUR).
1833 ГЕРМАНИЯ. Пересечение границы в 15:40 московское время, или 13:40 местное время. Если нет знаков огр. ск., то максимальная скорость не ограничена, надо только быть внимательным.
2093 Ночлег №3 (18:45 московское время; в пути - 8,5 ч). За день пройдено 724 км. Старт 22.12.2015 в 13:30 московское время, или 11:30 местное время.
2133 46 1,38 EUR 64,56 EUR
2539 НИДЕРЛАНДЫ. Пересечение границы в 18:05 московское время, или 16:05 местное время. Максимальная скорость 120 км/ч. 1 EUR = 2 NLG (гульден)
2615 БЕЛЬГИЯ. Пересечение границы в 18:45 московское время, или 16:45 местное время.
2640 53 1,30 EUR 68,94 EUR
2791 ФРАНЦИЯ. Пересечение границы в 21:00 московское время, или 19:00 местное время.
2824 Ночлег №4 (21:30 московское время; в пути - 8 ч). За день пройдено 731 км. Старт 23.12.2015 в 11:45 московское время, или 9:45 местное время.
2855 Начало платных дорог. Приблизительно 1 EUR за 10 км.
2942 8,70 за 87 км
3001 5,60 за 59 км
3114 8,00 за 73 км
3125 5,40 мост
3148 1,10 максимальная скорость 108 км/ч
3180 3,40 за 32 км (последняя плата)
3197 23 1,3 EUR 30,00 EUR
3333 БРЕТАНЬ. 16:15 московское время, или 14:15 местное время.
3470 54,3 1,2 EUR 64,84 EUR 18:30 московское время, или 16:30 местное время
3600 Финиш «на краю света», у океана.
ЦЕНА ВОПРОСА
Израсходовано топлива ~365 л бензина за ~3600 км
Средний расход ~9,8 л/100 км
Страховка «Зеленая карта» 2630 р. на 15 дней, 5410 р. на 30 дней
ИТОГО Дорога (2–3 чел.) в оба конца со страховкой и ночевками без питания - от 1500 евро.

Подготовка к путешествию

Путешествовали с друзьями по Франции. Прежде всего составили маршрут и начали резервировать отели на Букинге. Для визы нужно было факсовое подтверждение, электронное то французы не принимают. В итоге немного пришлось попариться, но зато визу дали на два месяца. Еще заранее купили карты, собрали все, что нужно, в машину - лампочки, знак аварийной остановки, жилет, алкотестер и тому подобное. Ну и, конечно, все взяли с собой паспорта с визами, водительские удостоверения, техпаспорт. Машина была на тот момент еще в кредите, так что пришлось в банке брать разрешение на вывоз авто. Оформили грин-карту.

Хочу предупредить водителей, что машина должны быть полностью исправна и без всяких дефектов типа трещин на стеклах и тому подобного плюс без тонировки. Иначе могут появиться проблемы.

Главная цель поездки, конечно, была - Париж. Остановки решили делать по минимуму.

Галопом по Европам

Маршрут был следующий: Москва - Брест - Домачево - Бяла Подляска - Варшава - Германия - Бельгия - Франция. Всего в одну сторону проехали 2900 км. Выехали рано утром, чтобы дорога была посвободнее. До Беларуси доехали быстро. Документы не проверили ни разу. Дороги в Беларуси, конечно, не слишком хорошие, но как раз ремонтировались в нескольких местах. У Минска перекусили. Потом доехали до Бреста, повернули на Домачево. Паспорта беларусы проверили оперативно, поляки в принципе тоже. И мы уже в Европе. От Домачева по практически свободной дороге добрались до Бяла Подляске. Там заночевали в отеле.

Особенно понравилось ехать по Германии. Дороги - слов нет, плюс скорость можно высокую развивать. Но я больше 120 практически нигде не ехал, даже там, где нет ограничений, а вот немцы просто летали мимо. Движение интенсивное, но трехполоски с ним справляются на ура. Даже ремонт практически не отражался на движении. Конечно, приходилось ехать помедленнее, но никаких пробок и в помине не было.

Добрались до Апелерна. Там зашли в Стейк-хаус перекусить и заночевали в «Бергхоф». Понравился очень - чисто, уютно, спокойно. Что еще желать на одну то ночь? Интернет был платный. Хорошо, что нам было все равно, так как с собой взяли туристическую симку Оранж. Остановили выбор на туристической карте, так как ехали через несколько стран, хотелось быть на связи, а покупать везде местные смысла, ясное дело, не было. Тариф позволял раздавать Интернет. И мы всей дружной компанией воспользовались этим, чтобы порадовать своими свежими фотками родственников, заодно еще раз прошлись по списку достопримечательностей. Ничего не хотелось пропустить. Тариф Go Europe позволял всего за 1 евро воспользоваться 100 Мб трафика. И главный плюс - платили только тогда, когда действительно пользовались картой.

Германию пролетели на одном дыхании. В Бельгии на дороге было ограничение - 120, но нас это не смутило. Мы и до этого особо не гнали. Так и добрались до желанной Франции. Там нас также встретили прекрасные дороги и солнечная погода. До Парижа ехали по платной дороге. За проезд заплатил картой. По мере приближения к Парижу движение становилось все более оживленным, да и в городе автомобилей очень много, да еще по обочинам море транспорта стоит. Помимо этого, на дорогах масса мотоциклов, скутеров и велосипедов. Машину решили оставить на платной парковки на все время пребывания в столице Франции. Уж больно не хотелось, чтобы какой-нибудь лихой велосипедист угодил под колеса. Как парижане по городу ездят вообще не представляю. Парковка обошлась почти в 100 евро за пять дней. До отеля добирались на такси. Про Париж можно целую отдельную статью написать. Город просто нереально красивый. Местами, конечно, грязновато. Очень много смуглокожих французов. Посетили наверно штук 15 музеев. Съездили в Диснейленд. Это было мечтой еще с детства. Вечерами ходили в ресторанчики, лакомились французскими деликатесами. Конечно, лягушачьи лапки
попробовали. Честно говоря, ничего сверхъестественного.

Когда уезжали, чуть не плакали. Жаль, что времени было мало. Решили приехать обязательно еще. Обратно по проторенной дороге добрались без эксцессов и даже быстрее, чем туда. Правда, в Польще пришлось постоять в пробке. В Варшаву решили не заезжать и проехали немного южнее. Советую через Польшу ехать ночью - спокойнее. Итак, проехали 5800км, потратив 800 литров бензина. Путешествие было по-настоящему классным. Конечно, во многом благодаря веселой компании, но и посмотреть успели много чего, что действительно порадовало. Сделали вывод, что самим ездить в тысячу раз интереснее, чем лететь или на автобусе с группой ехать. Мы все с правами были, так что время от времени менялись, так что особо никто и не устал.

Напоследок хочу поподробнее написать о некоторых нюансах, которые будут полезны тем, кто отправляется в самостоятельное путешествие.

Платные дороги и виньетки

В Европе много платных дорог и туннелей, за проезд по которым придется заплатить от 3 до 10 евро. В некоторых странах нужно приобретать наклейки - виньетки. Его легко купить на заправках. Эти наклейки говорят, что движение по платной дороге оплачено. Обязательно закрепите виньетку на лобовом стекле. В противном случае она не будет считаться действительной. На наклейках есть инструкции с иллюстрациями, которым нужно четко следовать, ведь в каждой стране они крепятся по-разному.

Еще хочу сказать, что ПДД нарушать не стоит. В Европе штрафы огромны, причем, даже для европейцев, а с теперешним курсом евро их можно назвать астрономическими.

Бензин

Топлива по дороге будет потрачено огромное количество. Цены на топливо периодически меняются, поэтому заранее ознакомьтесь с ценами по странам и рассчитайте сумму, которую нужно отложить на бензин.

Парковка во Франции

Парковаться во Франции больше суток в одном месте запрещена. Для длительной парковки есть стоянки, парковка на которых оплачивается посредством особой карты, которую можно приобрести в киосках «Табак». Сложнее всего, припарковаться в столице. Бронируется парковка на Parkings de Paris. За нарушение правил парковки - штраф в 17 евро.

ПДД Франции

Для автомобилей во Франции наложено ограничение скорости в населенке – 50 км/ч, на дорогах - 110 км/ч, а на автомагистралях – 130 км/ч. Если на улице влажно, то нельзя ездить быстрее 80 км/ч вне населенных пунктов, 100 км/ч – на дорогах и на автомагистралях – 110 км/ч. Минимальная скорость, которую можно развивать на автомагистрали составляет 80 км/ч. При плохой видимости ехать быстрее 50 км/ч нельзя. С шипованными шинами - максимальная скорость составляет 90 км/ч.

Во время поездки заметили, что во Франции очень много радаров, а знаков предупреждающих о том, что поблизости камера нет. В сети информацию о камерах также не отыскать даже при большом желании. Так что - не нарушайте.

В принципе во Франции можно вести машину, выпив немного алкоголя. Допускается - 0.5 % алкоголя в крови. Дальше уже штрафы от 135 до 10 000 евро, а могут и права отобрать, а то и в тюрьму посадить. Мы с алкоголем в поездке не экспериментировали - максимум бокальчик пива на сон грядущий. Кстати, для водителей без стажа (до 2-х лет) порог ниже - 0,2 %.

Фары ближнего света обязательно включать и днем, если видимость плохая и при проезде сквозь туннели. Да и вообще французы рекомендуют использовать ближний свет всегда. Если поймают ночью без ближнего оштрафуют на € 135.

Детей возить только в специальных креслах или с ремнями безопасности. До 10 лет на переднем сидении сидеть нельзя. Если ребенок сидит спереди подушку безопасности нужно отключить. Дети до 13 килограмм должны находиться в машине спиной по направлению движения. При обнаружении любого нарушения - штраф - € 135.

Все пассажиры должны быть пристегнуты. Иначе - € 135 как с куста.

По телефону трещать нельзя, если, конечно, нет специальной гарнитуры. Штраф - € 135. Кроме того, при вождении нельзя слушать музыку в наушниках.

Тонированным машинам во Франции находиться запрещается. Допускается только 10-сантиметровая полоса на лобовом. Если есть 2 боковых зеркала, могут быть затонированы задние стекла. Передние стекла должны пропускать 70% света как минимум.

Штрафы

Штрафы взимаются на месте, после чего выдается квитанция. За превышение скорости придется заплатить от 68 до 1500 евро, причем, если вовремя не заплатить штраф вырастет. 35 евро придется заплатить, если не включить поворотник или ехать по чрезвычайной полосе. За пересечение сплошной, проезд на запрещенный сигнал светофора и нарушение правил обгона – 135 евро. Ту же сумму с вас взыщут, если плохо видно номерные знаки, нарушено безопасное состояние между автомобилями или вы движетесь во встречном направлении. И это еще далеко не полный список штрафов.

Радар-декторы во Франции вне закона. Если обнаружат, что вы используете такой прибор, оштрафуют на 1500 евро, а устройство заберут. Функцию обнаружения камер на навигационном оборудовании также придется отключить.

В заключении приведу номера, которые могут понадобиться во Франции. Это экстренный номер – 112, Скорая – 15, Полиция – 17, Пожарные – 18.