Программа переподготовки мастеров по вождению. Рабочая программа «повышение квалификации мастеров производственного обучения"

Библиотека
материалов

ГБПОУ ВО

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Повышение квалификации мастеров производственного обучения»

Учебный модуль: «Основы методики обучения»

Учебный модуль: «Основы профессиональной педагогики»

г. Воронеж, 2016

Ищенко О. А.

преподаватель ВКК, старший методист

Программа разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 декабря 2013 г. № 1408 г. Москва Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 июля 2014 г. Регистрационный № 33026 Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Содержание рабочей программы

1 Пояснительная записка

    Тематический план

11

    Перечень практических работ

20

    Перечень тестов

    Перечень заданий и упражнений

21

21

    Материально- техническое, программное оснащение.

22

    Литература

23

    Приложение

24

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Цели и задачи программы

Цель программы - формирование у слушателей целостного восприятия процесса профессионального образования в сфере методики производственного обучения, педагогических и психологических основ деятельности водителя-инструктора.

Задачи программы:

Раскрыть сущность и структуру процесса профессионального образования, его диалектику;

Рассмотреть основные закономерности и принципы современных педагогических технологий;

Проанализировать методы и формы организации профессионального образования;

Охарактеризовать инновационные технологии в профессиональном образовании;

    1. Требования к уровню подготовки слушателя, завершившего изучение данной программы.

Планируемые результаты

Слушатели, завершившие изучение данной программы, должны:

Иметь представление:

О сущности и структуре целостного процесса профессионального образования;

О перспективных методах, средствах и формах обучения.

Об эффективных способах самовоспитания и самообразования преподавателя.

    об основных психических процессах;

    о личности водителя и его профессиональной деятельности;

    о психофизиологии труда водителя;

о психофизиологических особенностях управления автомобилем;

Знать:

Структуру педагогической деятельности и виды педагогических технологий;

Основные методы, средства и формы организации обучения и воспитания

Основные подходы к проектированию педагогических технологий в профессиональном образовании;

Критерии эффективности результатов обучения и воспитания

    факторы психофизиологической надежности водителя;

    инженерно-психологические требования к рабочему месту водителя;

    причины, в результате которых водитель управляет автомобилем в
    состоянии сниженной работоспособности;

    психофизиологические особенности управления автомобилем в
    сложных дорожных условиях;

    основные методы профилактики конфликтов и правила общения в условиях конфликта;

    этические основы деятельности водителя.

Уметь:

Прогнозировать результаты собственной профессиональной деятельности;

Применять методические приемы для формирования у обучаемого необходимых навыков и умений;

С учетом особенностей процесса профессионального образования проектировать его методы, средства и формы организации, а также формировать творческое техническое мышление;

Выстраивать собственную программу профессионального роста.

Применять различные форы педагогических технологий.

Управлять Т С соответствующей категории при движении по дорогам общего пользования с соблюдением Правил дорожного движения;

Создавать требовательно-доброжелательную обстановку при проведении занятий.

2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2.1 Учебный модуль: «Основы методики обучения»

Наименование учебного

модуля

Количество часов

Всего

теоретических

практических

10

11

12

Основы методики производственного обучения

Тема 1.5Основы вождения, методика обучения транспортных средств с механической трансмиссией; с автоматической трансмиссией.

«Посадка. Ознакомление с органами управления контрольно измерительные приборы»

« Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя»

« Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения»

« Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода »

« Движение задним ходом Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование »

« Движение с прицепом »

« Вождение транспортных средств подкатегорий»

28

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Раздел: 2 Обучение вождению в условиях дорожного движения

Тема 2.1 ПДД изменения в ПДД и административном Кодексе, ответственность за нарушения ПДД. Таблица штрафов.

Тема 2.3 Подготовка к занятию, методика проведения занятия. «Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения»

Тема 2.4 Подготовка к занятию, методика проведения занятия

Тема 2.5 Подготовка к занятию, методика проведения занятия. «Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях»

Раздел 3 Экзамен по вождению

Тема 3.2 Обобщение изученного материала.

Тема 3.3 Итоговое занятие. Контрольная работа.

16

6

Итого

50

в том числе 26

2.2 Учебный модуль: «Основы профессиональной педагогики»

Наименование учебного

модуля

Количество часов

Раздел: Основы профессиональной педагогики

Тема 1.4 Особенности профессионального обучения

Итоговое занятие

Итого

14

2.3 Учебный модуль: «Основы психологии»

Наименование учебного

модуля

Количество часов

Раздел: «Основы психологии»

(Ощущения, восприятие, память, воображение, мышление).

Тема 1.4 Свойства личности и темперамента.

Тема 1.7 Основы эффективного общения

Тема 1.8. Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов.

Тема 1.9 Саморегуляция и профилактика конфликтов (психологический практикум)

Итого

20

3.1 Учебный модуль: «Основы методики обучения»

Раздел: 1 Первоначальное обучение вождению

Тема 1.1 Вводное занятие. Особенности педагогической деятельности инструктора по обучению вождения Т С.

Требования к водителю Т С желающему освоить программу дополн ительного профессионального образования для получения права на обучение вождению.

Должностная инструкция инструктора по вождению . Профессиональное становление инструктора по обучению вождения Т С.

Продуктивность деятельности. Сформированность профессионально значимых качеств.

Личностные качества. Организационно - коммуникативные качества. Дидактические качества. Сформированность профессиональной мотивации. Самооценка результатов своей деятельности.

Тема 1.2 Методика обучения. Основные понятия.

Методика. Методика обучения. Учебная и методическая литература инструктора. Методическая работа инструктора по обучению вождения Т С.

Планирование. Учебная программа. Учебный план.

Занятие. План занятия. Инструктаж. Критерии оценок. Современные требования к подготовке и проведению занятий по практическому вождению

Тема 1.3 Документация инструктора по обучению вождения Т С.

Примерная программа подготовки водителя Т С категорий, подкатегорий

Примерный тематический план обучения вождению ТС категории, подкатегорий Примерная программа обучению вождению транспортного средства. План, план-конспект занятия.

График учебного процесса. Индивидуальная книжка учета занятий по вождению транспортных средств категории Графика учебных маршрутов.

Примерные программы профессионального обучения воителей ТС Особенности каждой программы.

Разъяснения об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующей категории и подкатегории

Тема 1.5Основы вождения транспортных средств с механической трансмиссией; с автоматической трансмиссией.

Тема 1.6 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

Посадка, действия органами управления: ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами учебного транспортного средства, регулировка положения сиденья, органов управления и зеркал заднего вида, пристегивание ремнем безопасности; действия органами управления сцеплением и подачей топлива; взаимодействие органами управления сцеплением и подачей топлива; действия органами управления сцеплением и переключением передач; взаимодействие органами управления сцеплением, переключением передач и подачей топлива при переключении передач в восходящем и нисходящем порядке; действия органами управления рабочим и стояночным тормозами; взаимодействие органами управления подачей топлива и рабочим тормозом; взаимодействие органами управления сцеплением, подачей топлива, переключением передач, рабочим и стояночным тормозами; отработка приемов руления.

Тема 1.7 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя: действия при пуске и выключении двигателя; действия при переключении передач в восходящем порядке; действия при переключении передач в нисходящем порядке; действия при остановке; действия при пуске двигателя, начале движения, переключении передач в восходящем порядке, переключении передач в нисходящем порядке, остановке, выключении двигателя.

Тема 1.8 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка в заданном месте с применением различных способов торможения: начало движения, разгон с переключением передач в восходящем порядке и снижение скорости с переключением передач в нисходящем порядке при движении по кольцевому маршруту, торможение двигателем, остановка; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения; начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных АБС); начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения.

Тема 1.9 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода: начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, переход на низшую передачу, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон; начало движения, разгон, движение по прямой, выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон; проезд перекрестка и пешеходного перехода.

Движение задним ходом: начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка; начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка.

Тема 1.10 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование: въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево; проезд по траектории "змейка" передним и задним ходом; разворот с применением заднего хода в ограниченном по ширине пространстве; движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); движение по наклонному участку, остановка на подъеме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске; постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю проезжей части; въезд в "бокс" передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

Тема 1.11 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

Движение с прицепом: сцепление с прицепом, движение по прямой, расцепление; движение с прицепом передним и задним ходом с поворотами направо и налево; въезд в "бокс" с прицепом передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

Тема 1.12 Подготовка к занятию, методика проведения занятия.

«Вождение транспортных средств подкатегорий»

Тема 1.13 Подготовка к занятию, методика проведения контрольного занятия.

На автодроме (площадке для учебной езды) проверяются: Начало движения, движение по кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп-линии; движение по «змейке» передним ходом. Въезд в габаритный дворик, разворот в нем с применением заднего хода и выезд передним ходом; постановка на габаритную стоянку и в «бокс» задним ходом; преодоление габаритного тоннеля передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево); начало движения на подъеме; разгон и торможение с остановкой у стоп-линии. Критерии оценки.

Раздел:2 Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения

Тема 2.1 ПДД изменения в ПДД и административном Кодексе, ужесточение ответственности за нарушения ПДД. Таблица штрафов.

Тема 2.2 Выбор маршрута для отработки практических навыков управления Т С. Составление схемы маршрута с учетом индивидуальных особенностей курсанта

Тема 2.3 Подготовка к занятию, методика проведения занятия. «Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения»

Тема 2.4 Подготовка к занятию, методика проведения занятия «Вождение по маршруту с большой интенсивностью движения»

Вождение по учебным маршрутам: подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки; перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов; проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении; движение в транспортном потоке вне населенного пункта; движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости).

Тема 2.5 Подготовка к занятию, методика проведения занятия. «Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях»

Занятие проводится по индивидуальному плану для каждого обучаемого, в том числе с целью устранения выявленных недостатков.

Контрольное занятие № 4

Раздел 3 Экзамен по вождению

Тема 3.1 Порядок и особенности сдачи экзамена ГИБДД

Психологическая подготовка к экзамену.

Тема 3.2 Обобщение изученного материала, Разбор нестандартных ситуаций.

Тема 3.3 Контрольная работа.

3.2 Учебный модуль: «Основы профессиональной педагогики»

Тема 1.1 Основные понятия профессиональной педагогики

Предмет и объект педагогики. Основные категории педагогики. Образование. Закон «Об образовании в Российской Федерации» Основы профессиональной педагогики. Основные тенденции развития системы профессионального образования.

Тема 1.2 Дидактика и принципы обучения

Тема 1.3 Формы и методы обучения

Классификация методов обучения. Активные методы обучения. Средства обучения. Выбор методов обучения. Генезис форм обучения. Формы организации учебного процесса. Урок как основная форма организации обучения. Основные типы уроков, их характеристика. Основные требования к уроку. Виды и методы контроля знаний.

Тема 1.4 Особенности профессионального мастерства.

Особенности профессионального становления мастера. Анализ мастерства. Продуктивность деятельности. Сформированность профессионально значимых качеств. Личностные качества. Организационно- коммуникативные качества. Дидактические качества. Сформированность профессиональной мотивации. Самооценка результатов своей деятельности.

Тема 1.5 Воспитание в процессе обучения

Развитие теории воспитания. Общие концепции воспитания. Основные направления и концепции воспитания в современной России. Сущность и содержание процесса воспитания. Закономерности процесса воспитания. Принципы воспитания. Понятие и классификация методов воспитания. Формы воспитания.

Тема 1.6 Педагогическая этика

Зарождение и развитие педагогической этики. Категории педагогической этики. Сущности и функции педагогической морали. Нравственное самовоспитание педагога. Кодекс профессиональной этики педагога

3.3 Учебный модуль: «Основы психологии»

Тема 1.1 Психические процессы.

Познавательные процессы. Системы восприятия и их значение в деятельности водителя. Зрительная система. Слуховая система. Суставно-мышечное чувство. Виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта.

Тема 1.2 Внимание и его свойства.

Причины отвлечения внимания. Способы тренировки внимания. Дефицит информации. Выбор необходимой информации. Оперативное мышление и прогнозирование. Принятие решения в различных дорожных ситуациях.

Тема 1.3 Надежность водителя в системе ВАДС.

Социальное поведение и надежность водителя. Формирование водительских навыков. Этапы формирования водительских навыков. Идеомоторика. Использование технических средств. Простая и сложная сенсомоторная реакция. Факторы влияющие на быстроту реакции.

Тема 1.4 Свойства личности и темперамент.

Типы темперамента. Влияние темперамента на стиль вождения. Характер. Структура характера. Социальные компоненты личности. Влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения. Воля. Волевые качества личности.

Тема 1.5 Психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя.

Психофизиологические качества водителя. Понятие о волевой регуляции деятельности. Ответственность водителя за безопасность на дороге. Мотивация деятельности водителя.

Тема 1.6 Этические основы деятельности водителя.

Цели обучения вождению. Формирование привычек. Этические нормы водителя. Взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения. Негативное социальное научение.

Тема 1.7 Основы эффективного общения.

Общение, его стороны, функции, этапы общения. Качества человека, важные для общения. Барьеры в межличностном общении. Правила повышающие эффективность общения. Факторы, влияющие на деятельность водителя.

Тема 1.8 Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов.

Эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория). Стресс и его влияние на поведение водителя. Способы саморегуляции эмоциональных состояний. Причины возникновения конфликтов. Конфликта и его характеристики. Динамика конфликта. Межличностный конфликт. Стратегия поведения в конфликтной ситуациях. Предупреждение конфликтов. Формы, ссобы завершения конфликтов. Профилактика конфликтной ситуации.

Тема 1.9 Саморегуляция и профилактика конфликтов (практикум).

Приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния. Решение ситуационных задач по оценке психического состояния и поведения в конфликтной ситуации.

Тема 2.0 Психология обучения.

Условия формирования знаний, умений и навыков. Формирование навыков самоконтроля действий при освоении трудовых приемов.

    ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

4.1 Учебный модуль: «Основы методики обучения»

№ п.п.

темы

Название работы

Кол-во

часов

1.6

Разработка плана урока по теме: «Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами».

17

Разработка плана урока по теме: «Приемы управления».

1.8

Разработка плана урока по теме: «Движение с переключением передач в восходящим и нисходящим порядке»

1.9

Разработка плана урока по теме: «Разгон, торможение и движение с изменением направления»

1.10

Разработка плана урока по теме: «Остановка в заданном месте, развороты»

1.9

Разработка плана урока по теме: «Маневрирование в ограниченных проездах»

1.10

Разработка плана урока по теме: «Сложное маневрирование»

1.11

Разработка плана урока по теме: «Движение с прицепом»

2.1

ПДД

10

2.2

Составление схемы маршрута

11

2.3

Разработка плана урока по теме: «Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения».

12

2.4

Разработка плана урока по теме: «Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения»

13

2.5

Разработка плана урока по теме: «Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях».

Всего часов

26

4.2 Учебный модуль: «Основы психологии»

№ п.п.

темы

Название работы

Кол-во

часов

1.4

Решение ситуационных задач по оценке психического состояния и поведения в конфликтной ситуации.

Всего часов

2

5 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВ

(профессиональных) 1

5.1 Учебный модуль: «Основы методики обучения»

Название теста

Комплексная самооценка.

5.2 Учебный модуль: «Основы профессиональной педагогики»

Название теста

Основные понятия педагогики

5.3 Учебный модуль: «Основы психологии»

Название теста

Определение типа темперамента.

Какой у вас характер?

Самооценка психологической адаптивности.

Оценка эмоционально-деятельной адаптивности.

Коммуникабельны ли вы?

1 Энциклопедия безопасности вождения / В.И. Иванов.- М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2014. – 416 с.: ил.

6. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ

Первоначальное обучение вождению

Задание 1. Посадка, пуск двигателя, действия органами управления при увеличении и уменьшении скорости движения, остановка, выключение двигателя.

Упражнение 1.1. Ознакомление с органами управления и контрольно-измерительными приборами учебного транспортного средства. Регулировка положения сиденья, органов управления и зеркал заднего вида, пристегивание ремнем безопасности.

Упражнение 1.2. Действия педалью подачи топлива.

Упражнение 1.3. Действия педалью рабочего тормоза.

Упражнение 1.4. Взаимодействие педалями подачи топлива и рабочего тормоза.

Упражнение 1.5. Действия рычагом управления коробкой передач.

Упражнение 1.6. Отработка приемов руления.

Упражнение 1.7. Действия при пуске и выключении двигателя.

Упражнение 1.8. Действия при увеличении и уменьшении скорости движения.

Упражнение 1.9. Действия при остановке.

Упражнение 1.10. Действия при пуске двигателя, начале движения, увеличении и уменьшении скорости движения, остановке, выключении двигателя.

Задание 2. Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка с применением различных способов торможения

Упражнение 2.1. Начало движения, движение по кольцевому маршруту с увеличением и уменьшением скорости, торможение двигателем, остановка, начало движения.

Упражнение 2.2. Начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением плавного торможения, начало движения.

Упражнение 2.3. Начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением прерывистого торможения (для транспортных средств, не оборудованных ABS), начало движения.

Упражнение 2.4. Начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением ступенчатого торможения (для транспортных средств, не оборудованных ABS), начало движения.

Упражнение 2.5. Начало движения, разгон, движение по прямой, остановка в заданном месте с применением экстренного торможения, начало движения.

Задание 3. Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода

Упражнение 3.1. Начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, включение правого указателя поворота, поворот направо, выключение указателя поворота, разгон.

Упражнение 3.2. Начало движения, разгон, движение по прямой, снижение скорости, включение левого указателя поворота, поворот налево, выключение указателя поворота, разгон.

Упражнение 3.3. Начало движения, разгон, движение по прямой, выбор места для разворота, снижение скорости, включение правого указателя поворота, остановка, включение левого указателя поворота, разворот без применения заднего хода, разгон.

Упражнение 3.4 Проезд перекрестка и пешеходного перехода.

Задание 4. Движение задним ходом

Упражнение 4.1. Начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом по прямой, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка, начало движения вперед.

Упражнение 4.2. Начало движения вперед, движение по прямой, остановка, осмотр дороги через зеркала заднего вида, включение передачи заднего хода, движение задним ходом с поворотами направо и налево, контролирование траектории и безопасности движения через зеркала заднего вида, остановка, начало движения вперед.

Задание 5. Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование

Упражнение 5.1. Въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом и выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами направо и налево.

Упражнение 5.2. Проезд по траектории «змейка» передним и задним ходом.

Упражнение 5.3. Разворот с применением заднего хода в ограниченном по ширине пространстве.

Упражнение 5.4. Движение по габаритному тоннелю передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

Упражнение 5.5. Движение по наклонному участку, остановка на подъёме, начало движения на подъеме, остановка на спуске, начало движения на спуске.

Упражнение 5.6. Постановка на стоянку передним и задним ходом параллельно краю проезжей части.

Упражнение 5.7. Въезд в «бокс» передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

Задание 6. Движение с прицепом

Упражнение 6.1. Сцепление с прицепом, движение по прямой, расцепление.

Упражнение 6.2. Движение с прицепом передним и задним ходом с поворотами направо и налево.

Упражнение 6.3. Въезд в «бокс» с прицепом передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

Контрольное занятие №1

Проверка навыков управления транспортным средством путем контроля выполнения заданий 2–6.

Обучение в условиях дорожного движения

Задание 7. Вождение по учебным маршрутам

Упражнение 7.1. Подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках, остановка и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки.

Упражнение 7.2. Подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд, движение по мостам и путепроводам, проезд мест остановок маршрутных транспортных средств, пешеходных переходов и железнодорожных переездов.

Упражнение 7.3. Подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке, проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении.

Упражнение 7.4. Подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории, движение в транспортном потоке вне населенного пункта.

Упражнение 7.5. Подготовка к началу движения, выезд на дорогу с прилегающей территории и движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости).

Контрольное занятие №2

Проверка навыков управления транспортным средством путем контроля выполнения упражнений 7.1–7.4.

    МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ, ПРОГРАММНОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

    Компьютер в комплекте с мультимедийным проектором Beng MP 515 и экраном.

    Компьютерный автотренажер G25 Racing Wheel

    ПДД: учебное пособие для автошкол ООО «Прамо»

    «Основы вождения» ООО «Издательство» 2010

    «Основы вождения» ООО «Издательство» 2008

    «Маневрирование» ООО «Издательство» 2008

    «Самоучитель безопасной езды» ООО «Книжное издательство «За рулем»» 2010

    «Автошкола» курс для начинающих водителей ООО «АМГ Видео» 2009

    «Автошкола» курс для продвинутых водителей ООО «АМГ Видео» 2009

    «Экзамен в ГИБДД» Москва ЗАО «Новый диск» 2012

    «Самоучитель вождения по городу» Москва ЗАО «Новый диск» 2010

    Правила дорожного движения 2013 с изменениями и дополнениями категории А В Москва ЗАО «Новый диск» 2013

    ПДД- репетитор Москва ЗАО «Новый диск» 2013

    ПДД 2013 ООО «ИгроМаркет» Казань 2013

    Грамановский А. А. Уроки практического вождения. Самый реальный тренинг (+ СD с учебным автосимулятором «3D инструктор»). 2-е изд. – СПб.: Питер 2010. – 112с.: ил.- (серия «Автошкола»).

    ЛИТЕРАТУРА

    Беспалъко В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обу­чения.-М., 2014.

    Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 2009

    Гайко Ю. В. Мастерство вождения: Уроки Юрия Гайко / Юрий Гайко – М: Экссимо, 2010- 141с

    Грамановский А А Уроки практического вождения. Самый реальный трененг (+ СD с учебным автосимулятором «3D инструктор»). 2-е изд. – СПб.: Питер 2011. – 112с.: ил.- (серия «Автошкола»).

    Каминский А.Ю. Учебник по вождению легкового автомобилч. М.: «Третий Рим» 2004г. 80 с

    Клебельсберг Д. Транспортная психология. М.: Транспорт. 2006г

    Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. М.: Транспорт. 2010г.

    Леднев B .C . Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 3-е изд. - М.: Высшая школа, 2009

    Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 2010.

    Мишурин В.М. Романов А.Н. Игнатов Н.А. Психофизиологические основы труда водителей автомобилей. Учебное пособие М.: МАДИ. 2006г

    Правила дорожного движения РФ Учебно-методическая литература. Официальный текст с комментариями и иллюстрациями. Отпечатано ЗАО «Дзержинская типография» 2016г

    Романов А.Н. Автотранспортная психология. Учебное пособие. г.Саратов. Мастерство. 2008г.

    Семушина Л.Г. Стандарты уровней профессионального обра­зования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. - М., 2014. (Пробл. сред. проф. образования: Обзор, информ. НИИВО. Вып. 1).

    Сосонко В.Е. Контроль учебной деятельности студентов сред­них специальных учебных заведений с применением рейтинговой системы - М.: НМЦ СПО, 2010.

    Среднее профессиональное образование: Сб. нормативных пра­вовых документов / Сост. П. Ф. Анисимов, Т. Д. Барер, С. В. Ва­сильева и др.; Под ред. П. Ф. Анисимова. - М., 2015.

    Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации

9 ПРИЛОЖЕНИЕ

9.1 Перечень вопросов для экзамена.

9.1.1 Основы методики обучения.

    Особенности педагогической деятельности инструктора по обучению вождения Т С

    Методика обучения. Методическая работа инструктора по обучению вождения Т С

    Документация инструктора по обучению вождения Т С

    Требования к учебному автомобилю.

    Методика проведения занятия: Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами (обучение на транспортном средстве или тренажере)

    Методика проведения занятия Освоение техники руления. Начало движения, движение по прямой, торможение и остановка.

    Методика проведения занятия: Разгон. Движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке. Движение по прямой. Способы перехода на низшую передачу. Способы торможения. Кратковременные остановки, длительная стоянка на уклоне и подъеме.

    Методика проведения занятия: Остановка при движении передним и задним ходом, на обочине, у выбранного ориентира, у дорожного знака, у тротуара (параллельно, под углом 45 и 90 градусов). Подъезд к ограничителю передним и задним ходом. Развороты без применения заднего хода.

    Методика проведения занятия: Въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом. Выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами налево и направо. Проезд по «змейке» передним ходом. Разворот на ограниченном участке с применением заднего хода. Въезд в габаритный дворик, разворот с применением заднего хода, выезд.

    Методика проведения занятия: Постановка транспортного средства в «бокс» передним и задним ходом из по­ложения с предварительным поворотом направо (налево).

    Методика проведения занятия: Постановка на габаритную стоянку. Движение по габаритному тоннелю задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). Начало движения на подъеме.

    Методика проведения контрольного занятия. Критерии оценки.

    ПДД. Изменения в административном Кодексе. Ужесточение ответственности за нарушения ПДД. Таблица штрафов.

    Методика проведения занятия: Отработка навыка движения глаз. Выезд на улицы города (населенного пункта). Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения.

    Методика проведения занятия: Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов.

    Методика проведения занятия: Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Оценка перекрестка Перестроение. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения.

    Методика проведения занятия: Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно-измерительными приборами.

    Методика проведения занятия: Совершенствование навыков движения глаз. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства. Выезд на дорогу. Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения. Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов.

    Методика проведения занятия: Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов. Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Определение расстояния до приближающегося транспортного средства. Определение скорости приближающегося транспортного средства. Необходимость и целесообразность перестроения

    Методика проведения занятия: Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения. Выезд на перекресток. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно-измерительными приборами

    Методика проведения занятия: Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях Порядок и особенности сдачи экзамена ГИБДД.

Психологическая подготовка к экзамену.

9.1.2 Основы психологии

    Психические процессы, состояния, свойства.

    Физиология высшей нервной деятельности ощущения, восприятие, воображение.

    Внимание и безопасность дорожного движения.

    Память. Значения памяти для обучения.

    Сознание, функции сознания. Мышление.

    Эмоции, эмоциональная память.

    Понятие личности. Социальные компоненты личности.

    Темперамент. Типы темперамента.

    Автотранспортная психология. Психологические особенности труда водителя.

    Факторы, влияющие на деятельность водителя.

    Водительские навыки и их виды.

    Этапы формирования водительских навыков.

    Тренировочные упражнения для формирования динамического стереотипа.

    Сенсомоторная реакция; простая и сложная.

    Психомоторика и реакция водителя.

    Использование технических средств, для приобретения водительских навыков.

    Надёжность водителя в системе ВАДС. Психофизиологические факторы надёжности водителя.

    Психологические факторы надёжности водителя.

    Характер. Воля. Волевые черты характера.

9.1.3 Основы профессиональной педагогики

    Определение педагогики как науки

    Функции педагогики, их классификация

    Система педагогических наук

    Что входит в понятие педагогики.

    Структура педагогического процесса .

    Классификация методов педагогического процесса

    Средства педагогического процесса

    Методы обучения (пассивный, активный, интерактивный)

    Задачи мастера производственного обучения при обучении вождению

    Принципы обучения вождению

    Правила и методы обучения вождению

    Требования к инструктору по вождению

    Личные качества инструктора

    Психофизиологические особенности инструктора

    Создание ситуации успеха

    Структура закона «Об образовании в РФ».

    Основные положения закона «Об образовании в РФ».

    Дидактика

    Принципы дидактики

9. 2 Темы контрольной работы

Составить план занятия на одно из упражнений темы 1, темы 2, темы 3, темы 4. по выбору слушателя курсов.

Тема 1. Начальное обучение.

Тема 2. Вождение автомобиля по дорогам. Упражнение 9. Преодоление различных препятствий с применением средств повышения проходимости. Буксировка автомобиля.

Тема 4. Вождение автомобиля в городских условиях.

УТВЕРЖДАЮ

ООО «МАКС»

Директор__________М.С.Кузина

ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ

201 .

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610, Приказом Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31 августа 1995г. № 463/1268 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников образовательных учреждений...» и Положением о мастере производственного обучения профессионально-технического учебного заведения, утвержденного Госпрофобром СССР, Госкомтрудом СССР, Минфином СССР, ВЦСПС 15 сентября 1978 г., педагогические работники образовательных учреждений, занимающиеся подготовкой водителей, должны проходить повышение квалификации не реже, чем один раз в пять лет. Лица, не имеющие педагогического образования, должны пройти курсовую подготовку по педагогическим основам деятельности в течение первого года работы.

Программа по педагогическим основам деятельности (пед-минимум) для преподавателей, не имеющих педагогического образования, предполагает обучение на курсах повышения квалификации с отрывом или без отрыва от работы в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.

Обучение слушателей проводится с целью получения ими знаний по основам психологии, педагогики и методики обучения.

В результате освоения программы слушатель курсов должен овладеть минимумом систематических знаний об основных психических процессах и свойствах личности, сущности учения, обучения и воспитания, организации, содержании, методах и приемах проведения занятий, контроле и оценке знаний учащихся.

Обучение с отрывом от работы организуется на стационаре и включает лекционные, семинарские занятия и заканчивается сдачей экзамена.

Обучение без отрыва от работы осуществляется слушателями курсов самостоятельно при систематическом контроле и помощи со стороны образовательного учреждения. Эта форма обучения предусматривает обеспечение слушателей учебными материалами (программа, учебные пособия – конспекты лекций по основным темам всех разделов программы, методические указания (памятка) слушателям и др.) После проработки программы слушатель должен выполнить итоговую письменную работу (реферат) по каждому предмету программы.

Итоговая письменная работа имеет цель выявить успешность освоения программы слушателями, объем и глубину приобретенных знаний, степень самостоятельности при изложении материала, их умение использовать творческую инициативу и свой педагогический опыт.

Вопросы задания охватывают крупный блок (учебный элемент) содержания программы и содержат наиболее принципиальные педагогические и методические проблемы.

Задание может содержать требование, как теоретического изложения вопроса, так и практических разработок (методика проведения урока, организации текущего, тематического и рубежного контроля знаний и др.).

Для получения положительной оценки при раскрытии вопроса необходимо изложить наиболее существенные знания, непосредственно относящиеся к данному вопросу, показать связь содержания излагаемого с практикой подготовки водительских кадров, желательно приводить примеры из собственного педагогического опыта слушателя.

Изложение должно быть достаточно полным, соответствовать объему программы педагогической подготовки, правильно раскрывать содержание основных понятий психологии т руда, психологии водителя автотранспортных средств, профессиональной педагогики, методики обучения. В случае неудовлетворительной оценки письменной работы слушатель обязан выполнить повторно новое задание.

Слушателям, успешно прошедшим курс обучения, выдается удостоверение установленного образца согласно Постановлению Госкомитета РФ по высшему образованию от 27.12.95г. № 13 «Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требований к документам».

УТВЕРЖДАЮ

ООО «МАКС»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

по программе «Подготовка и переподготовка мастеров производственного обучения по вождению автомобиля»

Предметы

Количество часов

в том числе

тических

Основы психологии

Основы профессиональной педагогики

Основы методики производственного обучения

Консультации*

Комплексный экзамен по предметам: Основы психологии,

Основы профессиональной педагогики, Основы методики производственного обучения *

Примечание:

* Консультации и экзамен в образовательном учреждении проводится вне сетки учебного времени.

УТВЕРЖДАЮ

ООО «МАКС»

Директор ___________М.С.Кузина

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

предмета «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

Количество часов

Психические процессы и состояния

Личность. Сознание

Психология труда

Психология обучения

Психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя автотранспортных средств

Программа предмета

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»

Тема 1. Психические процессы и состояния

Психология как наука о психике. Сущность психических процессов. Познавательные процессы: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление. Органы чувств.

Внимание и его свойства.

Понятие об эмоциональных состояниях.

Тема 2. Личность . Сознание

Понятие о личности. Сущность сознания как важнейшей характеристики личности. Проявления сознания. Речь.

Понятие о волевой регуляции деятельности. Потребности и мотивы. Влечения.

Понятие о характере и его структуре. Понятие о темпераменте, его типы.

Межличностные отношения.

Тема 3. Психология труда

Понятие о трудовом действии. Знания, умения и навыки.

Роль мышления в трудовом процессе. Развитие психических процессов в трудовой деятельности.

Тема 4. Психология обучения

Основные условия формирования знаний, умений и навыков.

Процесс упражнения. Взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Понятие об ориентировочной основе действий.

Процесс усвоения. Понятие об учении. Формирование навыков самоконтроля действий при освоении трудовых приемов.

Психологические основы педагогического мастерства мастера производственного обучения.

Тема 5. Психофизиологические особенности

профессиональной деятельности водителя автотранспортных средств

Время реакции. Восприятие движения. Распределение внимания. Наглядно-действенное мышление в труде водителя. Утомление и работоспособность. Психический стресс.

Медицинские противопоказания для занятий водительской деятельностью.

УТВЕРЖДАЮ

ООО «МАКС»

Директор _____________М.С.Кузина

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по предмету «ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Количество часов

Основные понятия педагогики. Дидактика и принципы обучения

Формы и методы обучения

Особенности профессионального обучения

Воспитание в процессе обучения

Программа предмета

«ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

Тема 1. Основные понятия педагогики . Дидактика и принципы обучения

Педагогика как наука об обучении и воспитании. Понятие о профессиональной (производственной) педагогике.

Дидактика – раздел педагогики, изучающий процессы и системы обучения.

Основные принципы дидактики. Содержание обучения. Особенности профессионального обучения. Обучение взрослых.

Педагогические знания, умения и навыки.

Тема 2. Формы и методы обучения

Организация обучения. Урок как основная форма обучения. Психолого-педагогические требования к уроку. Основные элементы урока и дидактические требования к ним.

Виды и организации проведения уроков. Познавательная деятельность учащихся.

Понятие о методах обучения. Усвоение знаний. Словесные и наглядные методы, виды самостоятельных работ. Конспектирование.

Методические приемы в деятельности преподавателя.

Работа со справочниками и литературой. Развивающие методы обучения. Решение задач.

Контроль и оценка усвоения знаний.

Понятие о средствах обучения. Наглядные пособия. Технические средства обучения.

Тема 3. Особенности профессионального обучения

Тема 4. Воспитание в процессе обучения

Цели и задачи воспитания при подготовке водителя. Воспитание дисциплинированности и ответственности. Воспитание экономического мышления. Воспитание средствами обучения.

Роль личности педагога и педагогических навыков в воспитании. Методы самовоспитания.

УТВЕРЖДАЮ

ООО «МАКС»

Директор ____________М.С.Кузина

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по предмету

Количество часов

Раздел 1. Подготовка мастера производственного обучения к занятию

Нормативно-правовая и материально-техническая база обучения

Виды и порядок применения и составления учебной документации

Раздел 2. Проведение занятий производственного обучения

Вводный инструктаж

Текущий инструктаж

Заключительный инструктаж

Методика контрольных проверок навыков управления автомобилем

Методика обучения проведению контрольных осмотров и ежедневного технического обслуживания транспортных средств

ВСЕГО:

П рограмма предмета

«ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Раздел 1. Подготовка мастера производственного обучения к занятию

Тема 1.1. Нормативно-правовая и материально-техническая база обучения.

Права и обязанности мастера производственного обучения. Требования нормативной документации к организации учебн-материальной базы для обучения вождению. Оборудование рабочего места мастера производственного обучения. Оборудование кабинета (класса) автотренажеров.

Т ема 1.2. Виды и порядок применения и составления учебной документации.

Подготовка мастера производственного обучения к очередному занятию. Учебная документация мастера производственного обучения. Перечень учебных заданий. Составление плана-конспекта занятия. Учет успеваемости учащихся.

Раздел 2. Проведение занятий производственного обучения.

Тема 2.1. Вводный инструктаж

Цели вводного инструктажа. Показ и объяснение приемов. Проведение ежедневного технического обслуживания ТС. Повторение учебного материала. Опрос учащися по теме. Изложение нового материала.

Тема 2.2. Текущий инструктаж

Цель текущего инструктажа. Предупреждение и объяснение ошибок. Организация упражнений. Виды упражнений. Методы руководства упражнениями. Контроль за ходом

освоения навыков. Дополнительный инструктаж. Обучение приемам самоконтроля.

Тема 2.3. Заключительный инструктаж

Цели заключительного инструктажа. Анализ результатов учебной деятельности

учащихся. Анализ ошибок. Контроль и оценка практических знаний и навыков учащихся.

Тема 2.4. Методика контрольных проверок навыков управления автомобил ем.

Проведение первой контрольной проверки. Цель контрольной проверки. Содержание контроля. Проведение итоговой проверки умений и навыков вождения.

Тема 2.5. Методика обучения проведению контрольных осмотров и ежедневного технического обслуживания транспортных средств.

Цель занятий. Организация упражнений. Особенности обучения операциям

контрольный осмотров. Воспитание наблюдательности. Развитие технического слуха.

УТВЕРЖДАЮ

ООО «МАКС»

Директор ___________М.С.Кузина

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Количество часов

Раздел 1. Методика начального обучения

Методические приемы обучения посадке и приемам действия органами управления и приборами сигнализации

Обучение приемами управления ТС

Обучение приемам движения с переключением передач

Обучение приемам движения с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках

Обучение приемам движения с изменением направления

Раздел 2. Методика обучения вождению в ограниченных проездах

Обучение приемам остановки в «заданном месте», разворотам

Обучение приемам маневрирования в ограниченных проездах

Обучение приемам сложного маневрирования Методика проведения контрольного занятия №1

Раздел 3. Методика обучения вождению по учебным маршрутам

Обучение вождению по маршрутам с малой интенсивностью движения

Обучение вождению по маршрутам с большой интенсивностью движения Методика проведения контрольного занятия № 2

Раздел 4. Методика совершенствования навыков управления ТС

Методика совершенствования навыков вождения ТС в различных условиях дорожной обстановки

ВСЕГО:

П рограмма предмета

«ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»

РАЗДЕЛ 1. Методика начального обучения

Задание 1. Методические приемы обучения посадке, приемам действия органами управления и приборами сигнализации (обучение на автомобиле- тренажере или на автотренажере).

    Общее ознакомление с автомобилем, органами управления и приборами сигнализации. Контрольный осмотра автомобиля перед выездом на маршрут. Посадка в кабину.

    Тренировка в регулировании положения сиденья,пристегивании ремнем безопасности, пуске двигателя, подаче сигнала, включение стеклоочистителей, системы освещения.

    Регулирование педалью акселератора оборотов коленчатого вала двигателя на холостом ходу. Ознакомление со схемой переключения передач. Включение первой передачи, имитация трогания, разгона с переключением передач в восходящем порядке и замедления с переключением передач в нисходящем порядке.

    Освоение техники руления, обеспечивающей сохранение обратной связи о положении управляемых колес.

    Тренировка в повороте рулевого колеса на угол ± 120, 130, 240, 360 с возвратом колес в нейтральное положение.

    Регулирование оборотов и скорости по тахометру при его наличии и спидометру.

Задание 2. Обучение приемам управления ТС (обучение на автомобиле-тренажере

или на автотренажере)

    Развитие навыков руления: положение рук на рулевом колесе, вращение рулевого колеса двумя руками поочередно вправо и влево с постепенным увеличением интенсивности.

    Действия органами управления при трогании с места, при движении с

переключением передач в восходящем и нисходящем порядках, плавном и экстренном

торможении, остановках (отрабатываются при неработающем двигателе);

Трогание с места по прямой с переключением передач в восходящем и

нисходящем порядках, движение с небольшой скоростью, приемы плавного

торможения и остановки.

Задание 3. Обучение приемам движения с переключением передач (обучение на автомобиле-тренажере или на автотренажере)

    Трогание с места, движение по прямой с переключением передач в восходящем порядке.

    Приемы торможения и остановки.

    Движение задним ходом по прямой.

Задание 4. Обучение приемам движения с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках (обучение на автомобиле или на автотренажере)

  • Движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках.

    Движение по прямой с изменением скорости путем регулирования положения дроссельных заслонок.

    Ступенчатый способ перехода на низшую передачу (последовательный и без соблюдения последовательности).

Различные способы торможения (плавное, прерывистое и экстренное-циклическое).

Задание 5. Обучение приемам движения с изменением направления

      Движение передним ходом по кольцевому маршруту. Разгон и торможение с остановками у стоп-линий. Проезд по колейной доске правыми и левыми колесами. Повороты направо и налево, между препятствиями.

      Движение задним ходом по прямой с использованием различных способов наблюдений за дорогой.

      Движение задним ходом с поворотами налево и направо.Движение задним ходом вдоль стены (ограничителей), остановка, отъезд от стены (ограничителей).

РАЗДЕЛ 2. Методика обучения вождению в ограниченных проездах.

Задание 6. Обучение приемам остановки в «заданном» месте, развороты.

    остановка автомобиля при движении передним и задним ходом, на обочине, у выбранного ориентира, у дорожного знака, у тротуара (параллельно, под углом 45 и 90 градусов).

    подъезд к ограничителю передним и задним ходом.

    Проезд перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево.

    Развороты без применения заднего хода.

Задание 7. Обучение приемам маневрирования в ограниченных проездах.

    Въезд в ворота с прилегающей и с противоположной сторон передним и задним ходом.

    Выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами налево и направо.

    Проезд по «змейке» передним ходом.

    Разворот на ограниченном участке с применением заднего хода.

    Въезд в габаритный дворик, разворот с применением заднего хода.

    Въезд в габаритный дворик, разворот с применением заднего хода, выезд.

Задание 8. Обучение приемам сложного маневрирования.

    Постановка автомобиля в «бокс» передним и задним ходом из положения «с предварительным поворотом автомобиля направо (налево)».

    Постановка автомобиля на габаритную стоянку. Движение по габаритному тоннелю задним ходом из положения «с предварительным поворотом направо (налево)». Трогание на подъеме.

РАЗДЕЛ 3. Методика обучения вождению по учебным маршрутам.

Задание 9. Обучение вождению по маршрутам с малой интенсивностью движения.

    Выезд на улицы города (населенного пункта). Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и троганием с места. Проезд остановок общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов. Объезд препятствия

    Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Оценка перекрестка обзорность, число полос наличие транспорта и т. д.). Перестроение. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо, налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Использование пилотажных приборов. Определение средней скорости движения по маршруту и эксплуатационного расхода топлива.

Задание 10. Обучение вождению по маршрутам с большой интенсивностью движения.

    Выезд на улицы города (населенного пункта). Движение в транспортном потоке с большой интенсивностью. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и троганием с места. Проезд остановок общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия, Движение по мостам и путепроводам. Проезд Железнодорожных переездов. Объезд препятствия.

    Проезд по перекрестку. Действия водителя при проезде перекрестка. Определение расстояния до приближающегося транспортного средства. Определене скорости приближающегося транспортного, средства. Определение времени для проезда перекрестка. Оценка перекрестка (обзорность, число полос, наличие транспорта и т. д.). Необходимость и целесообразность перестроения.

    Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движений. Выезд на перекресток. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Использование пилотажных приборов. Определение среднейскорости движения по маршруту и эксплуатационного расхода топлива.

РАЗДЕЛ 4. Методика совершенствования навыков управления ТС.

Задание 11. Обучение совершенствованию навыков в ожд ения ТС в различных условиях дорожной обстановки

Составить план работы с отдельными учащимися по устранению выявленных ошибок в управлении ТС.

Составить план проведения внутреннего экзамена. В плане определить порядок и содержание первого и второго этапов экзамена.

Составить набор учебных элементов для проведения внутреннего экзамена.

Обучение ... реализации Программы 8. Подготовка и... . Байкальская, 201 (3952) 22 ...

  • Программа обновление гуманитарного образования в россии с. А. Беличева

    Программа

    Педагогическую и право­вую подготовку и переподготовку учителей, воспитателей, сотрудников... вовать правовое регулирование в сфере трудовых, производственных и семейно-бытовых отношений, а... ­но отсталого ребенка программы обучения ; ранняя ориентация на...

  • Водитель электро- и автотележки 37

    Документ

    СТЕКЛОДУВ 201 СТОЛЯР... техникой вождения автомобиля, ... центры по профессиональной подготовке и переподготовке кадров. 7. ... оборудования, мастер производственного обучения , производственный (или контрольный) мастер , слесарь... специальную программу . Суть программы - ...

  • Информация о вакансиях на 30 октября 2013 г

    Документ

    На вождение белаз, ... .Последипломная переподготовка по... -программист, сопровождение программы "консультант плюс" ... район, г Кодинск Мастер производственного обучения , "электрогазосварщик" ... Тел. 8-908-201 -7000 г Красноярск, ... работ,специальная подготовка к выполнению...

  • У Т В Е Р Ж Д А Ю

    Директор ГБОУ СПО ААТТ

    Моуравов А.Л.

    «___ » ________ 2011 г.

    Должностная инструкция

    мастера инструктора по вождению автомобиля

      Общие положения

    Мастер инструктор по вождению автомобиля назначается и освобождается от обязанностей приказом директора училища.

    В своей деятельности мастер инструктор по вождению автомобиля руководствуется Законом об образовании, нормативными документами и методическими рекомендациями по вопросам обучения и воспитания; учебными планами и программами производственного обучения по предмету «Вождение автомобиля»; гражданским и трудовым законодательством; научной организации труда; правилами и нормами охраны труда и техники безопасности, правилами производственной санитарии, основами педагогики и психологии.

      Функции.

    Основными направлениями деятельности мастера инструктора по вождению автомобиля являются:

        Выполнение учебной программы по предмету «Вождение автомобиля».

        Соблюдение правил, норм и требований техники безопасности, производственной санитарии при проведении занятий.

        Поддержание закрепленных автомашин в исправном состоянии, осуществление различных видов ремонта и обслуживания закрепленной техники.

      Должностные обязанности

    Мастер инструктор по вождению автомобиля выполняет следующие должностные обязанности:

        Формирует у обучающихся профессиональные знания, навыки и умения в соответствии с требованиями квалификационной характеристики водителя

        Составлять документацию по планированию производственного обучения, подбирать учебно-производственные и пробные работы в соответствии с утвержденными перечнями.

        Обеспечивать, подготавливать рабочее место для обучения обучающихся в соответствии с требованиями учебной программы, правил безопасности движения и техники безопасности.

        Производить инструктирование обучающихся по изучаемым упражнениям, обозначенных в тематическом плане. При необходимости – показывать правильные приемы выполнения упражнения с соблюдением требований ПДД и техники безопасности.

        Принимать выполненные обучающимися задания и упражнения, оценивать их с объяснением и комментариями допущенных ошибок.

        Разрабатывать под руководством старшего мастера программу обучения по предмету «Вождение автомобиля» в соответствии с утвержденными учебными планами. Участвовать в разработке графиков вождения автомобиля.

        Осуществлять учет выданных обучающимся часов и упражнений согласно установленных в училище правил и требований. Своевременно и правильно оформлять ученические путевые листы, производить списание горючесмазочных материалов, запасных частей и агрегатов.

        Контролировать посещаемость занятий и успеваемость обучающихся. Доводить до сведения закрепленного за группой мастера ПО и классного руководителя о всех отклонениях от нормативного учебного процесса. Выставлять оценку поведения на каждого обучающегося.

        Организовывать подготовку обучающихся к сдаче квалификационных экзаменов по предмету «Вождение автомобиля», участвовать в организации сдачи экзаменов обучающимися в Госавтоинспекции.

        Принимать самое активное участие в проведении работ по поддержанию автодрома в технически исправном состоянии, проводить постоянный контроль за состоянием дорожных знаков и дорожной разметки на территории автодрома.

        Проводить согласно установленных нормативов ТО-1, ТО-2, ежедневное и сезонное техническое обслуживание, плановый и заявочный ремонт закрепленного автотранспорта. Изучать индивидуально-психологические особенности обучающихся, их отношение к учебе, общественной работе, поведение в быту. В конце каждого полугодия, учебного года совместно с классным руководителем и мастером ПО проставляет оценку за поведение. · осуществлять формирование у обучающихся высокие моральные, трудовые и нравственные качества, вырабатывать у обучающихся навыки культурного поведения.

        Развивать у обучающихся общественно-полезную активность путем привлечения их к общественной работе в виде временных и постоянных общественных поручений. · Участвовать в работе методического совета, методических комиссий.

        Совершенствовать свою квалификацию, самостоятельную методическую работу, повышать свой профессиональный уровень.

        Принимать участие в профориентационной работе, в профессиональной ориентации молодежи, в комплектовании учебных групп училища.

        Проявлять заботу о здоровье обучающихся. Систематически контролировать санитарно-гигиенические условия производственного обучения. По возможности поддерживать связь с родителями, информировать об успеваемости.

      Права

    Мастер инструктор по вождению автомобиля имеет право в пределах своей компетенции:

        Вносить предложения по улучшению производственного обучения обучающихся

        Ходатайствовать о своевременном обеспечении учебного процесса необходимыми инструментом, материалами, горючесмазочными материалами, технологической и учебно-методической документацией и другими необходимыми средствами для качественного ведения учебно-производственного процесса.

        Не допускать обучающихся к учебному процессу в случае неисправности автомашины или непригодных к проведению занятий метеоусловий, а также по состоянию здоровья обучающегося. О принятом решении мастер инструктор по вождению автомобиля ставит в известность мастера ПО или классного руководителя группы.

        Повышать свой профессиональный уровень, квалификацию.

      Ответственность.

      1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка училища, законных распоряжений администрации и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, в том числе за не использование предоставленных прав, мастер инструктор по вождению автомобиля несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

        За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, мастер инструктор по вождению автомобиля может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

        За нарушение Правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил мастер инструктор по вождению автомобиля привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

        За причинение училищу или участкам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением или ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей мастер инструктор по вождению автомобиля несет ответственность (материальную) в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.

      Взаимоотношения.

    Связи по должности.

        Самостоятельно планирует свою работу в соответствии с учебными планами и рабочими программами на каждый учебный год, полугодие, квартал, месяц. План работы согласовывается и утверждается зам.директора по УПР не позднее пяти дней до начала планируемого периода.

        Представляет зам.директора по УПР письменный отчет о своей деятельности по мере требования.

        Получает от зам.директора по УВР информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

        Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора училища.

        Передает директору училища информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

        инструкции ... по вождению кандидатов в водители. Учебное пособие для мастеров производственного обучения вождению ... инструктора по вождению автомобиля ...
      1. Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ

        Документ

        ... Общие положения 1. Правила по ... инструкции , инструкции по ... мастеров -инструкторов по ... по проложенной колее, не отклоняясь в сторону. Вождение головного автомобиля ... положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по ...

      2. …По прибытии в Элисту я попросил Бо покатать меня на верблюде. Дескать, давно мечтал познакомиться с горбатым другом скотоводов, вынес из тревожного детства стр

        Документ

        ... положение , определенное состояние и неплохие перспективы на будущее. В общем ... гул автомобиля . ... … - Инструкции , проекты распоряжений... мастер -разнорабочий и… четыре инструктора ... с должностных лиц: ... на- вождение и... черепе голос инструктора по спецподготовке. - ...

      3. Владислав Васильевич "новейший справочник автомобилиста"

        Справочник

        Тренировки без инструктора , но... учись у мастеров . Только... инструкциях по эксплуатации отмечает особенности вождения автомобиля с... движении» и ведомственными инструкциями должностные лица дорожных организаций... средств 1. Общие положения 1.1. Настоящие...