Аннотация теория автомобильное колесо. Теория движения автомобиля: основные элементы

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Тольяттинский государственный университет Кафедра «Автомобили и тракторы» Индекс: СД.ДС. Ф мая РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Теория автомобиля» для студентов специальности «Автомобиле и тракторостроение» очной формы обучения Рабочая программа одобрена на заседании кафедры "Автомобили и тракторы". Протокол 9 от г. Тольятти 2008

2 1. Цели, задачи и сведения о содержание дисциплины Целью преподавания дисциплины «Теория автомобиля» является приобретение студентами знаний по следующим направлениям: - знание эксплуатационных свойств автомобилей и их оценочных показателей; - теория эксплуатационных свойств автомобилей. В процессе реализации этой цели решаются следующие задачи: - выполнение расчетов по определению тягово скоростных, топливно экономических и тормозных характеристик, характеристик управляемости, устойчивости, проходимости и плавности хода автомобилей; - анализ характеристик эксплуатационных свойств автомобилей, и определение путе й их улучшения; - использование для проведения расчетов современных методов с применением компьюторов. Успешное усвоение дисциплины «Теория автомобиля» базируется на знаниях общеинженерных дисциплин, предусмотренных учебным планом специальности. Рабочая программа составлена на основе ГОС ВПО по направлению «Транспортные машины и транспортно технологические комплексы» примерной программы дисциплины «Теория автомобиля», утвержденной Министерством образования России, учебного плана специальности утвержденного ректором университета и согласованного с УМК специальности «Автомобиле и тракторостроение». 2. Структура и объем дисциплины семестра число недель Количество часов по плану часов в неделю самост. работа Форма итоговой аттестации всего лекций лабораторных всего лекций лабор.работ всего часов в работ часов неделю,17 Зачет,28 Экзамен Всего,44

3 3.Содержание дисциплины Наименование разделов и тем, краткое содержание тем Аудиторные занятия Всего Источники учебной лекция лаборат орные работы информации Тягово скоростные качества автомобиля Оценочные показатели 1.2. Силы действующие на движущийся автомобиль. Тяговая характеристика автомобиля Тяговый баланс автомобиля. Устойчивость работы системы «двигатель автомобиль». Динамическая характеристика автомобиля. Время и путь разгона автомобиля. Мощностной баланс автомобиля Зависимость тягово скоростных свойств автомобиля от его конструктивных параметров Тяговый расчет автомобиля с механической и гидромеханической передачами. 2. Топливная экономичность автомобиля Оценочные показатели. Расход топлива при установившемся движении автомобиля. 2.2.Влияние эксплуатационных факторов и конструктивных параметров автомобиля на топливную экономичность. Пути повышения топливной экономичности Применение топлив не нефтяного происхождения. Топливная экономичность и экологическая безопасность. 3 Проходимость автомобиля 3.1 Опорно-сцепная проходимость Профильная проходимость. 3.2 Преодоление автомобилем отдельных препятствий. 3.3 Влияние элементов конструкции автомобиля на его проходимость. 3.4 Циркуляция мощности. 4 Тормозные качества автомобиля Оценочные показатели. Уравнение движения автомобиля при торможении Обеспечение оптимального соотношения тормозных сил. Устойчивость движения автомобиля при торможении Виды торможения автомобиля. Действительные параметры торможения. Торможение тягача и прицепа. 5 Управляемость и устойчивость автомобиля 5.1. Оценочные показатели. Колебания управляемых колес в поперечной плоскости. Угол бокового увода колеса Стабилизация управляемых колес. Установка управляемых колес Поворот автомобиля с эластичными гл.1 гл.2 гл.1 гл. 2 гл. 3 [ 1] гл.2 гл.2 гл. 4 гл. 7 гл. 10 гл. 7 гл. 12 гл. 4 гл. 2 гл. 5 гл. 7 гл. 6 гл. 6.7 гл. 4 гл10,11 Технические и программное средство обучения

4 колесами. Критическая скорость автомобиля Продольная и поперечная устойчивость автомобиля по опрокидыванию. Аэродинамическая устойчивость. Поперечная устойчивость автомобиля по скольжению одной из осей Крен кузова в поперечной и продольной плоскостях. 6 Плавность хода автомобиля Измерители плавности хода. Динамические модели для исследования колебаний автомобиля. Амплитудно частотные характеристики колебаний автомобиля Вертикальная упругая характеристика подвески и шины. Характеристика амортизатора. Влияние параметров подвески на колебания автомобиля. Приведенная жесткость подвески и коэффициент сопротивление амортизатора Согласование жесткости подвесок автомобиля для устранение его галопирования. Спектральный анализ систем подрессоривания 8 10 Итого гл. 5 гл. 9 гл. 6 гл Перечень лабораторных работ Цели и задачи лабораторных работ: закрепление знаний, полученных на лекциях. 1. Определение коэффициента сопротивление качение гл. 1 гл. 1 2 часа 2. Определение радиусов качения колес гл. 1 гл. 1 2 часа 3. Определение коэффициента сцепления шин с опорной поверхностью гл. 1 гл. 1 2 часа 4. Исследования тормозных свойств автомобиля гл. 4 гл. 2 2 часа 5. Определение жесткостей шин на стенде гл. 5 гл. 9 2 часа 6. Определение коэффициента сцепления шины в продольном и поперечном направлениях на стенде гл. 1 гл. 1 2 часа 7. Лабораторно дорожные испытания тягово-динамических свойств автомобиля гл. 1-2, гл. 1, 6 часов 5. Содержание самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов по данной дисциплине заключается в проработке лекционного материала по конспектам и учебникам

5 6. Контроль самостоятельной работы студентов п/п Наименование вида самостоятельной работы 1 Изучение теоретического материала 2 Подготовка к лабораторным работам семестр Недели семестра,7 2,17 2,17 2,17 2,17 2,17 2,17 2,17 2,17 2,17 2,17 2,17 2,17 2,17 2,17 2,17 2,17 1,64 1, Всего часов 5,17 4,17 4,17 4,17 5,17 4,17 4,17 4,17 5,17 4,17 5,17 4,17 4,17 4,17 4,17 4,17 3,64 3,64 78 Всего часов Форма отчетности зачет экзамен

6 7. Учебно методическое обеспечение дисциплины 7.1. Литература 1. Гришкевич А.И. Автомобили:Теория/ Учебник для вузов Минск.: Высш. школа, с. 91 экз. 2. Литвинов А.С., Фаробин Я.Н. Автомобили: Теория эксплуатационных свойств/ Учебник для ВУЗов М.: Машиностроение, с.- 70экз. 3. Смирнов Г.А. Теория движения колесных машин, М.: Машиностроение, с. нет экз. 4. Смирнов Г.А. Теория движения колесных машин, М.: Машиностроение, с. 1экз. 5. Тарасик В.П. Теория движения автомобиля: Учебник для вузов. СПб.: БХВ Петербург, с. 101 экз. 6. Агейкин Я.С. Проходимость автомобиля. Л.: Машиностроение, с.-3экз. 7. Литвинов А.С. Управляемость и устойчивость автомобиля. М.: Машиностроение, с.-9экз. 8. Ротенберг Р.В. Подвеска автомобиля. М.: Машиностроение, с.-1экз. 9. Токарев А.А. Топливная экономичность и тягово скоростные качества автомобиля. М.: Машиностроение, с. 10. Черепанов Л.А. Расчет тяговой динамики и топливной экономичности автомобиля. Тольятти, с. -204экз. и на сайте кафедры: Методические рекомендации Изучение дисциплины «Теория автомобиля» базируется на знаниях, полученных студентами в результате изучение следующих дисциплин: - Высшая математика, - Физика, - Теоретическая механика, - Вычислительная техника и программирование, - Конструкция автомобиля, - Основы теории и динамики автомобильных двигателей.

7 8. Требования к уровню освоения программы В соответствии с квалификационной характеристикой инженера механика по специальности «Автомобиле и тракторостроение» в результате изучения дисциплины «Теория автомобиля» студент должен знать: - теорию, методы расчета, анализа и оценки эксплуатационных свойств автомобиля; уметь: - выполнять расчеты по определению тягово скоростных, топливно экономических и тормозных характеристик, характеристик управляемости, устойчивости, проходимости и плавности движения автомобиля; - анализировать характеристики эксплуатационных свойств автомобилей, определять пути их улучшения; - использовать для проведения расчетов и анализа характеристик современные методы с применением компьютерной техники. 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (учебного курса) 9.1. Обязательная литература п/ п Библиографическое описание 1 Гришкевич А. И. Автомобили: Теория: [учеб. для спец. "Автомобили и тракторы" втузов] / А. И. Гришкевич. - Минск: Вышэйш. шк., с. : ил. - Библиогр.: с Предм. указ.: с Литвинов А. С. Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств: учеб. для вузов / А. С. Литвинов, Я. Е. Фаробин. - М. : Машиностроение, с. - Библиогр.: с Предм. указ.: с Тип (учебник, учебное пособие, учебнометодическое пособие, практикум, др.) Количество экземпляров в библиотеке ТГУ учебник 89 учебник 70

8 3 Тарасик В.П. Теория движения автомобиля: учеб. для вузов / В. П. Тарасик. - Гриф УМО. - СПб. : БХВ-Петербург, с. : ил. - Библиогр.: с Предм. указ.: с ISBN: Черепанов Л. А. Расчет тяговой динамики и топливной экономичности автомобиля: учеб. пособие / Л. А. Черепанов; ТолПИ. - ТГУ. - Тольятти: ТолПИ, с. : ил. - Библиогр.: с ISBN: учебник 102 Учебное пособие 204 СОГЛАСОВАНО Директор Научной библиотеки 2011 г Дополнительная литература и учебные материалы (аудио-, видеопособия) фонд научной библиотеки ТГУ: п/п Библиографическое описание 1 Агейкин Я. С. Проходимость автомобилей / Я. С. Агейкин. - М. : Машиностроение, с. : ил. - Библиогр.: с Гришкевич А. И. Автомобили: Теория: [учеб. для спец. "Автомобили и тракторы" втузов] / А. И. Гришкевич. - Минск: Вышэйш. шк., с. : ил. - Библиогр.: с Предм. указ.: с Литвинов А. С., Фаробин Я.Н.Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств: учеб. для вузов / А. С. Литвинов, Я. Н. Фаробин. - М. : Машиностроение, с. - Библиогр.: с Тип (учебник, учебное пособие, учебнометодическое пособие, практикум, аудио-, видеопособия и др.) Количество экземпляров в библиотеке ТГУ Учебник 3 Учебник 89 Учебник 69

9 п/п Библиографическое описание 4 Литвинов А.С. Управляемость и устойчивость автомобиля / А. С. Литвинов. - М. : Машиностроение, с. : ил. - Библиогр.: с Полочный индекс: Смирнов Г.А. Теория движения колесных машин: учеб. для машиностроит. спец. вузов / Г. А. Смирнов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Машиностроение, с. : ил. 6 Ротенберг Р.В. Подвеска автомобиля/ Р.В. Ротенберг. М.: Машиностроение, с. Тип (учебник, учебное пособие, учебнометодическое пособие, практикум, аудио-, видеопособия и др.) Количество экземпляров в библиотеке ТГУ Учебник 7 Учебник Учебник 1 нет 7 8 Токарев А.А. Топливная экономичность и тяговоскоростные качества автомобиля / А. А. Токарев. - М. : Машиностроение, с. : ил. - (Экономия топлива и электроэнергии). - Библиогр.: с Кутьков Г.М. Тракторы и автомобили./г.м. Кутьков- Теория и технологические свойства.-м.: Колос С, с. Учебник 11 Учебник 9 Шарипов В.М. Проектирование механических, гидромеханических и гидрообъемных передач тракторов./ В.М. Шарипов- М.: МГТУ»МАМИ», с. 10 Умняшкин В.А.,Сазонов В.В.,Филькин Н.М.Эксплуатационные свойства автомобиля./в.а. Умняшкин,В.В. Сазонов, Н.М. Филькин--Ижевск: Изд-во ИжГТУ, с. Учебник Учебник


Тольяттинский государственный университет Кафедра «Автомобили и тракторы» Индекс: ДС.Ф.1 15 мая РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Теория автомобиля» для студентов специальности «Автомобиле и тракторостроение»

Министерство образования и науки Российской Федерации Тольяттинский государственный университет Кафедра «Автомобили и тракторы» Индекс: СД Ф.4 15 мая РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Теория автоматического

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тольяттинский государственный университет Автомеханический институт Кафедра "Автомобили

АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины Б1.В.ДВ.11.2 «Эксплуатационные свойства автомобилей», по направлению подготовки 23.03.03 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов", профиль

Министерство образования и науки РФ Тольяттинский государственный университет Кафедра "Автомобили и тракторы" Индекс: СД.ДС.Ф.4 15 мая РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Испытания автомобиля» для студентов

1 2 3 Оглавление 1. Цель и задачи освоения дисциплины 5 2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО 5 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины 6 4. Распределение трудоемкости дисциплины по

Министерство образования и науки Российской Федерации Тольяттинский государственный университет Кафедра "Автомобили и тракторы" Индекс: ДС Ф.2 15 мая РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины "Конструирование и расчет

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тольяттинский государственный университет» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА по дисциплине «Колесные

629 В 222 Вахламов В. К. Конструкция, расчет и эксплуатационные свойства автомобилей: учеб. пособие для вузов / В.К. Вахламов. М. : Академия, 2009. 557 с. ISBN 978-5-7695-6608-0. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие......

Комплект оценочных средств (контролирующих материалов) по дисциплине В.1 Тесты текущего контроля успеваемости 1 Список вопросов к первому контрольному опросу (5 семестр) 1. Теория автомобиля. 2. Условия

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тольяттинский государственный университет» КЭ.А.03 (шифр дисциплины) ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

Вопросы для подготовки по дисциплине «Теория трактора и автомобиля» 1 Современное состояние и тенденции развития тракторов и автомобилей в России и за рубежом. 2 Поперечная устойчивость тракторов и автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б3.В.ДВ.3.1 Эксплуатационные свойства автомобилей Рекомендуется для направления подготовки 43.03.01 (100100.62) «Сервис» профиль: «Сервис транспортных средств» Форма обучения:

Оглавление 1. Цель и задачи освоения дисциплины 5 2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО 5 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины 6 4. Распределение трудоемкости дисциплины по видам

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОГРАММА

1. Цели и задачи дисциплины: Цель: -приобретение знаний основных свойств автомобиля и необходимых навыков их оценки применительно к конкретным дорожным условиям. Задачи: -формирование знаний об основных

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ

Министерство образования и науки РФ Тольяттинский государственный университет Кафедра «Автомобили и тракторы» 15 мая Программа производственной практики для студентов специальности 190201.65 «Автомобиле-

1. Двигатели внутреннего сгорания: их параметры, обозначение и влияние на экологию окружающей среды. 2. Классификация и требования, предъявляемые к автомобилям. 3. Классификация и требования, предъявляемые

УДК 629.113 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОПТИМИЗАЦИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МОЩНОСТИ МЕЖДУ ДВИЖИТЕЛЯМИ КОЛЕСНЫХ МАШИН А. В. Келлер Приведены методологические принципы и результаты определения оптимального характера

Федеральное агентство по образованию Сыктывкарский лесной институт филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» «Утверждаю» по УМР ОмГТУ Л.О. Штриплинг 201 _ год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ЧОУПП «Драйвер» 01 сентября 2014 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Основы управления транспортными средствами г. Санкт-Петербург Рабочая программа разработана на основании

Рабочая программа составлена на основании: 1 1 Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования для направления подготовки дипломированного специалиста 660300 «Агроинженерия»,

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ Владивостокский государственный университет экономики и сервиса В.А. ПРЕСНЯКОВ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Д.К. БЕЛЯЕВА» (ФГБОУ ВО Ивановская ГСХА) ИНЖЕНЕРНЫЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» УТВЕРЖДАЮ тель председателя

УДК 004.94 РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО МЕСТА ВОДИТЕЛЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ Ганиев Ф.Ф., Сайфиев Р.Р. Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО Казанский (Приволжский

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОГБОУ СПО «Томский автомобильно-дорожный техникум» ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта МДК.01.01. ТЕОРИЯ АВТОМОБИЛЕЙ Методические указания и контрольные задания для студентов заочного

Министерство образования и науки Российской Федерации Тольяттинский государственный университет Кафедра «Автомобили и тракторы» Индекс: СД.Ф.7 15 мая РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Основы эргономики и дизайна

Цели и задачи дисциплины 1.1. Цель дисциплины Цель дисциплины: овладеть необходимыми знаниями по конструкции, основам теории, расчету и испытанию тракторов, автомобилей для обеспечения в практической инженерной

Приложение 8 к приказу ректора от 31.05.2011 160 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Цель и задачи изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины: ознакомить студентов с основными конструкциями двигателей внутреннего сгорания, принципиальными конструкциями систем автомобильной и специальной

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УЛЬЯНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ Инженерный факультет Кафедра «Тракторы и автомобили» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «АВТОМОБИЛИ»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра «Мобильные энергетические средства» МЕТОДИЧЕСКИЕ

1. Цели освоения дисциплины Цель освоения учебной дисциплины «Теория автомобилей и тракторов» изучение эксплуатационных свойств автомобилей и их оценочных показателей; теории эксплуатационных свойств автомобилей

2 Теория и техника экспериментальных исследований 1. Цель, задачи и аннотация дисциплины 1.1. Цель и задачи изучения дисциплины Цель повысить готовность студента проводить экспериментальные исследования

Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта высшего образования специальности 1-36 07 01 Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов. 2 СОСТАВИТЕЛЬ:

Федеральное агентство по образованию Томский государственный архитектурно-строительный университет КОНСТРУКЦИЯ, РАСЧЕТ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ИЗДЕЛИЙ Методические указания к самостоятельному изучению

ББК 39.33 А-95 УДК 629.113 Автомобили раздел 2: Рабочая программа (для специальности 190601.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство») / Ахмедвалиев Ф.Ф Димитровград: Технологический институт филиал ФГОУ

Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра лесных машин и технологии лесозаготовок ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДВИЖЕНИЯ ЛЕСОТРАНСПОРТНЫХ МАШИН Программа, методические указания

ООП ВО 23.03.03. «Эксплуатация транспортно-технологических машин «УТВЕРЖДАЮ» Председатель УМС инженернотехнический факультета /Монгуш С.Ч./ 20 г. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УДК 62 ТРИЦИКЛ-АМФИБИЯ КАТЕГОРИИ L 2. Заболотский Е. С., Ахметов В. П. научный руководитель канд. тех. наук Зеер В. А. Сибирский Федеральный Университет В настоящее время мировые и отечественные автомобильные

2 1.Пояснительная записка Рабочая программа дисциплины "Автомобили" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 190604

2 АННОТАЦИЯ дисциплины СД.ДС.Ф.7 Прочность и надежность паяных конструкций (шифр и наименование дисциплины). Цель и задачи изучения дисциплины Цель: - формирование у студентов необходимого комплекса знаний

Программа составлена на основе ФГОС ВО по направлению 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» по дисциплинам, являющимися базовыми для обучения в магистратуре по направлению 23.04.02

«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБПОУ ИО ТПТТ О.С. Коробанько 204 г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы управления транспортными средствами 204 г Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы

В. П. Гребнев, О. И. Поливаев, А. В. Ворохобин Тракторы и автомобили Теория и эксплуатационные свойства Под общей редакцией профессора О.И. Поливаева Рекомендовано УМО вузов Российской Федерации по агроинженерному

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ) УТВЕРЖДАЮ по учебной работе ПРОГРАММА вступительного испытания в аспирантуру Направление подготовки: 15.06.01 «Машиностроение»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет» УТВЕРЖДАЮ Первый проректор

Приложение 8 к приказу ректора от 31.05.2013г. 28-ас МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общество с ограниченной ответственностью «Автошкола-Элит» «УТВЕРЖДАЮ» директор ООО «Автошкола-Элит» Кислицын А.Ю. 01.08.2014 г. Рабочая учебная программа по учебному предмету «Основы управления транспортными

2 АННОТАЦИЯ дисциплины СД.Ф.3 Проектирование сварных конструкций (шифр и наименование дисциплины) 1. Цель и задачи изучения дисциплины Цель: - систематизация и формирование у студентов комплекса знаний

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра технической эксплуатации автомобилей УТВЕРЖДАЮ Ректор университета П.С.Пойта

1 2 3 Оглавление 1. Цель и задачи освоения дисциплины 5 2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО 5 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины 6 4. Распределение трудоемкости дисциплины по

Федеральное агентство по образованию Тольяттинский государственный университет Кафедра информатики и вычислительной техники Индекс: СД.ДС.Ф.7 УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры «Информатика и ВТ» «28» августа

ООО Профессионал РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основы управления транспортными средствами г. Кострома 2014г. Рабочая программа учебного предмета разработана на основе Примерной программы профессиональной

1. Цели и задачи дисциплины Преподавание и изучение дисциплины "Теория автоматического управления" в университете имеет целью: сформировать у студентов систему научных знаний и профессиональных навыков,

1. Общие положения Цель вступительных испытаний в магистратуру института лесных технологий оценить соответствие универсальных компетенций поступающего в магистратуру, необходимых для успешного освоения

1. Общая информация о дисциплине 1.1. Название дисциплины: Шасси автомобиля. Элементы расчёта и эксплуатационная надёжность 1.2.1. Трудоёмкость дисциплины по учебному плану очной формы обучения: 324 часа

1 Содержание программы Раздел 1. Основы конструкции и рабочих процессов автомобилей и автомобильных двигателей Исторические сведения. Современное состояние и перспективы развития автомобилей и автомобильных

1 2 3 Оглавление 1. Цель и задачи освоения дисциплины 5 2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО 5 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины 6 4. Распределение трудоемкости дисциплины по

На автомобиль, независимо от того, движется он или неподвижен, действует сила тяжести (вес), направленная отвесно вниз.

Сила тяжести прижимает колеса автомобиля к дороге. Равнодействующая этой силы, размещена в центре тяжести. Распределение веса автомобиля по осям зависит от расположения центра тяжести. Чем ближе к одной из осей расположен центр тяжести, тем больше будет нагрузка на эту ось. На легковых автомобилях нагрузка на оси распределяется примерно поровну.

Большое значение на устойчивость и управляемость автомобиля имеет расположение центра тяжести не только в отношении продольной оси, но и по высоте. Чем выше центр тяжести, тем менее устойчивым будет автомобиль. Если автомобиль находится на горизонтальной поверхности, то сила тяжести направлена отвесно вниз. На наклонной поверхности она раскладывается на две силы (см. рисунок): одна из них прижимает колеса к поверхности дороги, а другая стремится опрокинуть автомобиль. Чем выше центр тяжести и чем больше угол наклона автомобиля, тем скорее нарушится устойчивость и автомобиль может опрокинуться.

Во время движения, кроме силы тяжести, на автомобиль действует и ряд других сил, на преодоление которых затрачивается мощность двигателя.


На рисунке показана схема сил, действующих на автомобиль во время движения. К ним относятся:

  • сила сопротивления качению, затрачиваемая на деформирование шины и дороги, на трение шины о дорогу, трение в подшипниках ведущих колес и др.;
  • сила сопротивления подъему (на рисунке не показана), зависящая от веса автомобиля и угла подъема;
  • сила сопротивления воздуха, величина которой зависит от формы (обтекаемости) автомобиля, относительной скорости его движения и плотности воздуха;
  • центробежная сила, возникающая во время движения автомобиля на повороте и направленная в противоположную от поворота сторону;
  • сила инерции движения, величина которой состоит из силы, необходимой для ускорения массы автомобиля в его поступательном движении, и силы, необходимой для углового ускорения вращающихся частей автомобиля.

Движение автомобиля возможно только при условии, что его колеса будут иметь достаточное сцепление с поверхностью дороги.

Если сила сцепления будет недостаточной (меньше величины силы тяги на ведущих колесах), то колеса пробуксовывают.

Сила сцепления с дорогой зависит от веса, приходящегося на колесо, от состояния покрытия дороги, давления воздуха в шинах и рисунка протектора.

Для определения влияния состояния дороги на силу сцепления служит коэффициент сцепления, который определяют делением силы сцепления ведущих колес автомобиля на вес автомобиля, приходящийся на эти колеса.


Коэффициент сцепления зависит от вида покрытия дороги и от его состояния (наличия влаги, грязи, снега, льда); величина его приведена в таблице (см. рисунок).

На дорогах с асфальтобетонным покрытием коэффициент сцепления резко уменьшается, если на поверхности имеется влажная грязь и пыль. В этом случае грязь образует пленку, резко уменьшающую коэффициент сцепления.

На дорогах с асфальтобетонным покрытием в жаркую погоду появляется на поверхности маслянистая пленка из выступающего битума, снижающая коэффициент сцепления.

Уменьшение коэффициента сцепления колес с дорогой наблюдается также при увеличении скорости движения. Так, при возрастании скорости движения на сухой дороге с асфальтобетонным покрытием с 30 до 60 км/ч коэффициент сцепления уменьшается на 0,15.

Разгон, ускорение, накат

Мощность двигателя затрачивается на приведение во вращение ведущих колес автомобиля и преодоление сил трения в механизмах трансмиссии.

Если величина усилия, с которым вращаются ведущие колеса, создавая тяговую силу, будет больше чем суммарная сила сопротивления движению, то автомобиль будет двигаться с ускорением, т.е. с разгоном.

Ускорением называется прирост скорости за единицу времени. Если тяговое усилие равно силам сопротивления движению, то автомобиль будет двигаться без ускорения с равномерной скоростью. Чем выше максимальная мощность двигателя и меньше величина суммарных сил сопротивления, тем быстрее автомобиль достигнет заданной скорости.

Кроме того, на величину ускорения влияет вес автомобиля, передаточное число коробки передач, главной передачи, количество передач и обтекаемость автомобиля.

Во время движения накапливается определенный запас кинетической энергии, и автомобиль приобретает инерцию. Благодаря инерции автомобиль может двигаться некоторое время с отключенным двигателем – накатом. Движение накатом используют для экономии топлива.

Торможение автомобиля

Торможение автомобиля имеет большое значение для безопасности движения и зависит от его тормозных качеств. Чем лучше и надежнее тормоза, тем быстрее можно остановить движущийся автомобиль и тем с большей скоростью можно двигаться, а следовательно, и больше будет его средняя скорость.

Во время движения автомобиля накопленная кинетическая энергия поглощается при торможении. Торможению помогают силы сопротивления воздуха, сопротивления качению и сопротивления подъему. На уклоне силы сопротивления подъему отсутствуют, а к инерции автомобиля добавляется составляющая сила тяжести, которая затрудняет торможение.

При торможении между колесами и дорогой возникает тормозная сила, противоположная направлению силы тяги. Торможение зависит от соотношения между тормозной силой и силой сцепления. Если сила сцепления колес с дорогой будет больше тормозной силы, то автомобиль затормаживается. Если тормозная сила будет больше силы сцепления, то при заторможенных колесах произойдет их скольжение относительно дороги. В первом случае при торможении колеса катятся, постепенно замедляя вращение, а кинетическая энергия автомобиля превращается в тепловую энергию, нагревающую тормозные колодки и диски (барабаны). Во втором случае колеса перестают вращаться и будут скользить по дороге, поэтому большая часть кинетической энергии будет превращаться в тепло трения шин о дорогу. Торможение с остановившимися колесами ухудшает управляемость автомобиля, особенно на скользкой дороге, и приводит к ускоренному износу шин.

Наибольшую тормозную силу можно получить только тогда, когда тормозные моменты на колесах будут пропорциональны нагрузкам, приходящимся на них. Если такая пропорциональность не будет соблюдена, то тормозная сила на одном из колес не будет полностью использована.

Эффективность торможения оценивается по тормозному пути и величине замедления.

Тормозной путь – это расстояние, которое проходит автомобиль от начала торможения до полной остановки. Замедление автомобиля – это величина, на которую уменьшается скорость автомобиля за единицу времени.

Управляемость автомобиля

Под управляемостью автомобиля понимают его способность изменять направление движения.


Во время движения автомобиля по прямой очень важно, чтобы управляемые колеса не поворачивались произвольно и водителю не нужно было бы затрачивать усилия для удержания колес в нужном направлении. На автомобиле предусмотрена стабилизация управляемых колес в положении движения в прямом направлении, которая достигается продольным углом наклона оси поворота и углом между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Благодаря продольному наклону колесо устанавливается так, что его точка опоры по отношению оси поворота снесена назад на величину а и его работа подобна ролику (см. рисунок).

При поперечном наклоне повернуть колесо всегда труднее, чем вернуть его в исходное положение – движения по прямой. Это объясняется тем, что при повороте колеса передняя часть автомобиля приподнимается на величину б (водитель прилагает сравнительно большее усилие к рулевому колесу).

Для возвращения управляемых колес в положение, соответствующее движению по прямой, вес автомобиля помогает поворачиванию колес и водитель прикладывает к рулевому колесу небольшое усилие.


На автомобилях, особенно у тех, где давление воздуха в шинах невелико, возникает боковой увод. Боковой увод возникает в основном под действием поперечной силы, вызывающей боковой прогиб шины; при этом колеса катятся не по прямой, а смещаются в сторону под действием поперечной силы (см. рисунок).

Оба колеса передней оси имеют одинаковый угол увода. При уводе колес меняется радиус поворота, который увеличивается, уменьшая поворачиваемость автомобиля, а устойчивость движения при этом не изменяется.

При уводе колес задней оси радиус поворота уменьшается, особенно это заметно, если угол увода задних колес больше, чем у передних, стабильность движения нарушается, автомобиль начинает «рыскать» и водителю все время приходится подправлять направление движения. Для уменьшения влияния увода на управляемость автомобиля давление воздуха в шинах передних колес должно быть несколько меньше, чем у задних. Увод колес будет тем больше, чем большей будет боковая сила, действующая на автомобиль, например, на крутом повороте, где возникают большие центробежные силы.

Занос автомобиля

Заносом называется боковое скольжение задних колес при продолжающемся поступательном движении автомобиля. Иногда занос может привести к повороту автомобиля вокруг своей вертикальной оси.

Занос может возникать в результате ряда причин. Если резко повернуть управляемые колеса, то может оказаться, что инерционные силы станут больше, чем сила сцепления колес с дорогой, особенно часто это случается на скользких дорогах.


При неодинаковых тяговых или тормозных силах, приложенных на колеса правой и левой сторон, действующих в продольном направлении, возникает поворачивающий момент, приводящий к заносу. Непосредственной причиной заноса при торможении являются неодинаковые тормозные силы на колесах одной оси, неодинаковое сцепление колес правой или левой стороны с дорогой или неправильное размещение груза относительно продольной оси автомобиля. Причиной заноса автомобиля на повороте может быть также торможение его, так как при этом к поперечной силе добавляется продольная сила и их сумма может превысить силу сцепления, препятствующую заносу (см. рисунок).

Чтобы предотвратить начавшийся занос автомобиля, необходимо: прекратить торможение, не выключая сцепление (на автомобилях с МКПП); повернуть колеса в сторону заноса.

Эти приемы выполняют сразу же, как только начался занос. После прекращения заноса нужно выровнять колеса, чтобы занос не начался в другом направлении.

Чаще всего занос получается при резком торможении на мокрой или обледенелой дороге, особенно быстро нарастает занос на большой скорости, поэтому при скользкой или обледенелой дороге и на поворотах нужно уменьшать скорость, не применяя торможение.

Проходимость автомобиля

Проходимостью автомобиля называется его способность двигаться по плохим дорогам и в условиях бездорожья, а также преодолевать различные препятствия, встречающиеся на пути. Проходимость определяется:

  • способностью преодолевать сопротивление качению, используя тяговые силы на колесах;
  • габаритными размерами транспортного средства;
  • способностью автомобиля преодолевать препятствия, встречающиеся на дороге.

Основным фактором, характеризующим проходимость, является соотношение между наибольшей тяговой силой, используемой на ведущих колесах, и силой сопротивления движению. В большинстве случаев проходимость автомобиля ограничивается недостаточной силой сцепления колес с дорогой и в связи с этим невозможностью использовать максимальную тяговую силу. Для оценки проходимости автомобиля по грунту пользуются коэффициентом сцепного веса, определяемым делением веса, приходящегося на ведущие колеса, на общий вес автомобиля. Наибольшую проходимость имеют автомобили, у которых все колеса являются ведущими. В случае применения прицепов, увеличивающих общий вес, но не изменяющих сцепной вес, проходимость резко снижается.

На величину сцепления ведущих колес с дорогой значительное влияние оказывает удельное давление шин на дорогу и рисунок протектора. Удельное давление определяется давлением веса, приходящегося на колесо, на площадь отпечатка шины. На рыхлых грунтах проходимость автомобиля будет лучше, если удельное давление будет меньше. На твердых и скользких дорогах проходимость улучшается при большем удельном давлении. Шина с крупным рисунком протектора на мягких грунтах будет иметь отпечаток большей площади и имеет меньшее удельное давление, а на твердых грунтах отпечаток этой шины будет меньшей площади и удельное давление увеличивается.

Проходимость автомобиля по габаритным размерам определяется по:

  • продольному радиусу проходимости;
  • поперечному радиусу проходимости;
  • наименьшему расстоянию между низшими точками автомобиля и дорогой;
  • переднему и заднему углу проходимости (углы въезда и съезда);
  • радиусу поворотов горизонтальной проходимости;
  • габаритным размерам автомобиля;
  • высоте центра тяжести автомобиля.

Брюхов А . П . 1 , Козырин Н . С . 2

1,2 Магистрант, Пермский национальный исследовательский политехнический университет

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КАЧЕНИЯ ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО КОЛЕСА СИСТЕМЫ «ПЯТОЕ КОЛЕСО»

Аннотация

В работе проведены основные элементы расчетов необходимые при разработке системы измерения фактической прямолинейной скорости движения автомобиля типа «Пятое колесо». Описана математическая модель качения измерительного колеса без проскальзывания по опорной поверхности в двух режимах движения (ускоренном и замедленном). Определена величина вертикальных перемещений измерительного колеса при клевке и приседании кузова автомобиля относительно опорной поверхности. Определен ход перемещения системы подрессоривания измерительного колеса.

Ключевые слова: измерение скорости, исследование тормозной эффективности, мобильная лаборатория, система типа «Пятое колесо», теория качения деформируемого колеса, качение измерительного колеса без проскальзывания, величина крена кузова автомобиля.

Bryukhov A . P . 1 , Kozyrin N . S . 2

1,2 Undergraduate student, Perm National Research Polytechnic University

MATHEMATICAL DESCRIPTION OF ROLLING OF MEASURING WHEEL SYSTEM “FIFTH WHEEL”

Abstract

The work provides the main calculation elements required for the development of a system for the measurement of the actual straight-line speed of the automobile “Fifth wheel.” It describes the mathematical model of the measuring wheel rolling without slipping on the supporting surface in two modes of movement (acceleration and deceleration). The magnitude of the vertical displacement of a measuring wheel at graze burst and bottoming of the car body in relation to the bearing surface is determined. The course of movement of the system cushioning the measuring wheel is also determined.

Keywords : speed measurement, research braking effectiveness, mobility laboratories, the system of the “Fifth Wheel”, theory of deformable rolling wheels, rolling measuring wheel without slipping, the value of the car body roll.

Оборудование для измерения фактической скорости движения автомобиля необходимо при проведении всевозможных испытаний и исследований автомобиля, таких как испытания на управляемость и устойчивость, исследование эффективности тормозной системы автомобиля, определение тягово-скоростных и других эксплуатационных характеристик автомобиля, а так же проверка соответствия требований безопасности техническому состоянию.

Система типа «Пятое колесо» зарекомендовало себя наиболее практичной и надежной для испытания при прямолинейном нереверсивном движении по ровным опорным поверхностям с твердым покрытием. Системы является одной из элементов мобильной лаборатории для исследований эффективности торможения автомобиля. Существуют и другие системы измерения скорости движения, но наиболее простой с технологической и конструктивной точки зрения является именно эта система.

Также существует возможность применения для измерения параметров движения автомобиля с помощью измерительных систем с оптическими датчиками скорости или с GPS – приемником, но в первом случае велика вероятность сбоев при работе на некоторых видах покрытия, во втором случае не обеспечивается необходимая точность измерений .

С целью минимизации возникающих погрешностей при проскальзывании измерительного колеса необходимо составить модель его качения при ускоренном и замедленном движении испытуемого автомобиля. Науке известно множество теорий качений колеса. Потребность в теориях качения колеса с эластичной шиной обуславливается разнообразием инженерных задач о колебаниях и курсовой устойчивости автомобиля, и сложность процессов протекающих в пятне контакта шины с опорной поверхностью и в самой шине.

Задачи решающие курсовую устойчивость основаны на гипотезе, что при наличии, действующей на колесо поперечной горизонтальной реакции возникает боковой увод шины. Данная теория не применима при описании качения измерительного колеса, так как в общем случае на колесо не действует поперечных реакций, а изменение курса движения происходит лишь при маневрировании на полигоне, испытания по исследованию тормозных свойств, происходят при прямолинейном движении.

Более полная модель качения колеса рассмотрена М. В. Келдышем. В теории М. В. Келдыша рассмотрена сложная деформация шины, при качении без проскальзывания по плоской опорной поверхности при наличии постоянной нагрузки. Так же рассматриваются обобщения и уточнения для построения модели качения колеса с эластичной шиной по неровной поверхности при быстро меняющихся нагрузках. Данная теория весьма сложна и не подходит в полной мере для применения в описании качения измерительного колеса, более подробное ознакомление с данной теорией вынесено на рассмотрение в магистерской диссертации .

Так же имеет место быть упругим моделям качения шин, позволяющие оценить характер и закономерность деформации шины, установить зависимость между реакцией со стороны опорной поверхности и деформациями шины. Поскольку в качестве измерительного колеса применяется велосипедное колесо и шоссейная шина, обладающая минимальной деформацией для минимизации сопротивления качению, данная теория не применима в полной мере в силу малых деформаций шины .

В модели качения измерительного колеса рассмотрено качение измерительного колеса по плоской поверхности при постоянной вертикальной нагрузке при двух режимах качения колеса, ускоренном и замедленном движении автомобиля. Перед моделью стоит задача в определении необходимой прижимной силы для движения измерительного колеса без проскальзывания .

На измерительное колесо действует прижимная сила P z в вертикальном направлении перпендикулярно опорной поверхности, нормальная нагрузки колеса. В продольном направлении действует тяговая сила P x . Нормальная реакции опорной поверхности R z направлена вверх перпендикулярно плоскости дороги, точка приложения смещена на величину a ш относительно центра в основании колеса. Продольная реакция R x расположена в плоскости дороги и направлена ускорению движения. Так же ускоренное или замедленное вращения колеса сопровождается моментом инерции J к . Качение колеса вызывает силу сопротивлению качению P f и момент сопротивлению качения M f направленный против движения. Исходные данные для расчета представлены в Таблице 1.

Таблица 1 – Исходные данные для расчета

Параметр Буквенное обозначение Значение
Коэффициент сцепления для асфальтобетонного покрытия 0,8
Коэффициент сопротивления качению для асфальтобетонного покрытия f 0,014
Продольное ускорение автомобиля при торможении, м/с 2 j т 7
Продольное ускорение автомобиля при разгоне, м/с 2 j у 5
Момент инерции измерительного колеса, кгм 2 J к 0,17
Динамический радиус измерительного колеса, мм r д 0,33

Составляется схема сил действующих на измерительное колесо при замедленном и ускоренном движении автомобиля (рис. 1 и рис. 2 соответственно).

Рис. 1 – Расчетная схема при замедленном движении

Система уравнений для замедленного движения автомобиля имеет вид:

(1)
(2)
(3)

Рис. 2 – Расчетная схема при ускоренном движении колеса

Система уравнений для данной расчетной схемы имеет вид, при отсутствии вертикальных ускорений:

(4)
(5)
(6)

При движении колеса возникают потери энергии на трение шины и опорной поверхности, а так же деформацию шины. В результате этих потерь возникает сила сопротивления качению P f . Условная количественная характеристика определяет отношение силы сопротивления качения P f к нормальной реакции R z опорной поверхности, называется коэффициентом сопротивлению качения, значение которого является табличным в зависимости от типа покрытия. Сила сопротивления качения образует момент сопротивлению качения M f на плече r д.

(7)
(8)

Сила сцепления представляет собой максимальное значение горизонтальной реакции и пропорциональна вертикальной нагрузке на колесо и зависит от коэффициента сцепления. Коэффициент сцепления, существует продольный и поперечный, в данном случае рассматривается продольный, зависит в свою очередь от конструктивных параметров шины и типа дорожного покрытия.

Для второго случая (ускорение) уравнение моментов имеет вид:

(12)

В случае качения замедления проскальзывание колес возникает при таком моменте сопротивления качению, который больше суммы момента сцепления и момента инерции

Как видно из уравнения (12) проскальзывание колеса при его ускоренном качении, возникает, когда момент инерции и момент сопротивлению качению превышает момент создаваемый силой сцепления шины с дорогой.

В качестве измерительного колеса выступает колесо шоссейного велосипеда, которое обладает малым моментом инерции, а покрышка обладает достаточной жесткостью, при которой момент сопротивления качению не велик. Из чего можно сделать вывод, что при наличии достаточной вертикальной нагрузки, проскальзывания измерительного колеса возникать не будут.

Нормальная реакция опорной поверхности численно равна вертикальной нагрузке на измерительное колесо. Минимальная необходимая величина прижимного усилия составляет 12 Ньютонов (в режиме замедленного движения). Определив необходимую прижимную силу дальнейшим этапом работы, является исследование влияния продольного крена кузова при движении автомобиля на работу измерительного колеса.

Приведенные расчеты представляют собой предпосылку для дальнейшего расчета системы подрессоривания и разработки элементов конструкции измерительной системы типа «Пятое колесо», применяемого для проведения испытаний автомобильного транспорта.

Список литературы / References

  1. Кристальный С. Р. Принцип создания шинного тестера на базе серийного легкового автомобиля / С. Р. Кристальный, В. Н. Задворнов, Н. В. Попов, В. А. Фомичев. // Журнал автомобильных инженеров. – 2013. – № 5 (82). – С.38-45.
  2. Келдыш М. В. Шимми переднего колеса трехколесного шасси / М. В. Келдыш. –М., Бюро новой техники НКАП, 1945, 34 с.
  3. Хачатуров А. А. Динамика системы дорога – шина – водитель / А. А. Хачатуров. – М.: Машиностроение, 1976. – 535 с.
  4. Литвинов А. С., Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств / А. С. Литвинов, Я. Е. Фаробин. – М.: Машиностроение, 1989. – 243 с.;

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Crystal S. R., Princip sozdanija shinnogo testera na baze serijnogo legkovogo avtomobilja / S. R. Crystal, V. N. Zadvornov, N. V. Popov, V. A. Fomichev // Zhurnal avtomobil’nyh inzhenerov . – 2013. – № 5 (82). – P.38-45.
  2. Keldysh M. V. Shimmi perednego kolesa trehkolesnogo shassi / M. V. Keldysh. -M., Bjuro novoj tehniki NKAP, 1945, 34 P.
  3. Khachaturov A. A. Dinamika sistemy doroga – shina – voditel’ / A. A. Khachaturov. – M .: Mashinostroenie , 1976. – 535 P.
  4. Litvinov A. S., Avtomobil’. Teorija jekspluatacionnyh svojstv / A. S. Litvinov, J. E. Farobin. – M.: Mashinostroenie , 1989. – 243 P.

Проектирование элементов дороги (в плане, продольном и поперечном) должно осуществляться на основе правильного понимания условий взаимодействия системы ВАДС – «водитель – автомобиль – дорога – внешняя среда». Фактический режим движения автомобиля зависит от многих факторов.

Наиболее важными из них являются:

      динамические качества автомобиля;

      дорожные условия, обеспечивающие возможность развить ту или иную скорость;

      индивидуальные психофизиологические особенности восприятия дорожной обстановки водителем.

На стадии проектирования для обеспечения возможности безопасного проезда с расчетными скоростями необходим комплексный учет указанных факторов, который стал возможен только в последние два десятилетия.

В общем случае автомобилем к дороге предъявляются следующие требования:

      обеспечение возможности безопасного движения автомобилей с расчетными скоростями;

      обеспечение пропуска заданной перспективной интенсивности движения;

      обеспечение пропуска автомобилей заданной грузоподъемности без накопления пластических деформаций и разрушения дорожной одежды в пределах срока службы покрытия.

      обеспечение комфорта движения для водителей и пассажиров;

      дорога должна гармонично вписываться пейзаж, просматриваться по ходу движения, не имея провалов, на расстояние не менее расстояния видимости автомобиля;

      окружающая дорожная обстановка должка нести оптимум информации, не перегружая сознания водителей, но и не давая ему возможности впасть в заторможенное состояние.

2.2. Основы теории движения автомобиля. Сопротивления движению. Уравнение движения автомобиля

Теория взаимодействия автомобиля с дорогой была разработана академиком Е.А. Чудаковым в 30-е годы ХХ века. Согласно данной теории движение автомобиля по дороге происходит при условии полной реализации тяговых возможностей автомобиля. Вращающий момент на коленчатом валу двигателя через сцепление и коробку передач передается коленчатому валу и далее на ведущие колеса автомобиля и вызывает появление пары сил (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Схема действия сил и момента на ведущее колесо

Одна из них – окружная сила Р к , передаваясь на покрытие, направлена в сторону обратную движению, вторая – сила тяги автомобиля Р р , направлена в сторону движения и вызывает вращение колес автомобиля

Р к = Р р = М вр / r к ,

где М вр – крутящий момент на ведущих колесах,

r к – радиус ведущегоколеса с учетом деформации шины (r к = 0,93-0,97) r .

При достаточном сцеплении колеса автомобиля с дорогой в плоскости контакта действует сила реакции дороги Т , равная силе тяги и направленная в сторону движения. Только при выполнении условия Т ≥ Р К возможно поступательное движение автомобиля без проскальзывания и пробуксовки колес.

Тяговое усилие затрачивается на преодоление сил сопротивления движению (рис. 2.2).

В общем случае при движении автомобиль преодолевает следующие различные сопротивления:

      сопротивление качения Р f ;

      сопротивление воздушной среды P w ;

      сопротивление при движении на подъем Р i ;

      сопротивление инерции при переменной скорости движения Р j .

Рис. 2.2. Силы сопротивления движению, действующие на автомобиль

Рассмотрим подробно причины, вызывающие сопротивления движению автомобиля. Сопротивление качению P f вызывается затратой мощности двигателя на деформацию покрытия и шины, на преодоление трения между шиной и поверхностью покрытия и потерями мощности, при ударах колес о неровности дороги

P f = fG ,

где f – коэффициент сопротивления качению зависит от состояния поверхности покрытия, давления воздуха в шинах и скорости движения.

Коэффициент сопротивления качению уменьшается с увеличением жесткости покрытия и давления воздуха в шине (табл. 2.1).