В каких странах действует российское водительское удостоверение. В каких странах действительны российские водительские права

Для многих россиян, которые собираются выезжать за границу, актуальным становится вопрос возможности там управлять машиной по российскому водительскому удостоверению и не нужно ли получать для этого какой-либо другой документ?

По российским правам, которые получены раньше, чем 1 марта 2011 года ездить за границей однозначно нельзя. Это правило распространяется даже на страны, которые подписали Венскую Конвенцию (информацию о том, что собой представляет эта конвенция, и какие страны являются подписантами, мы писали здесь).

Начиная с 28 марта 2011 года все государства, включая Россию, согласно с новыми поправками к Венской Конвенции 1968г., должны привести к единому стандарту национальные водительские удостоверения (ВУ) своей страны.

В связи с этим в марте 2011 года на территории России начали выдавать ВУ нового образца. Внешний вид этого документа, а также его содержание находятся в полном соответствии с последними поправками к Конвенции о дорожном движении. По этой причине (согласно п.2 ст.41 данного документа) российские права нового образца действительны во всех странах, подписавших Венскую Конвенцию. Следовательно, МВУ (международное водительское удостоверение) в дополнение к новым правам получать не обязательно.

Эти нововведения кажутся вполне логичными, однако в реальной жизни наши соотечественники сталкиваются с некоторыми моментами, которые стоит рассмотреть подробно.

Нужно ли к российским правам для поездки за границу дополнительно получать Международные?

Как показывает практика, такие вопросы оказались довольно актуальными. Даже некоторые из сотрудников МРЭО говорят, что в случае, когда срок действия старого ВУ еще не истек, можно ехать за границу с этим документом.

Кроме того есть мнение, что для выезда за пределы России (имея ВУ нового образца) обязательным будет дополнительно оформить и получить международное удостоверение для беспрепятственного управления автомобилем за границей. Причина в этом случае, например – отсутствие на ВУ нового образца французского перевода их названия, а именно: «Permis de conduire».

Как поступить целесообразнее?

Обязательно ли нужен перевод названия документа «Водительское удостоверение»?

Согласно международным требованиям к оформлению ВУ (приложение 6 последних поправок к Венской конвенции 1968г.) вполне достаточно наличия на документе надписи на русском языке «Водительское удостоверение».


Считаются ли сейчас за границей действительными наши старые российские права?


Для полной ясности следует отметить, что полного соответствия с требованиями международных стандартов ВУ старого образца никогда не имели. В соответствии с приложением 6 последних поправок к Венской конвенции 1968г. нормой считается обозначение в ВУ цифрами, а не словами таких сведений о владельце, как дата выдачи, место рождения и пр.

Именно это несоответствие стало причиной того, что в некоторых странах Европы наши соотечественники не могли взять авто в аренду.

Нельзя сказать, что сейчас ситуация в корне поменялась. В итоге в тех странах, где к вопросу наличия у водителя старого ВУ подходили снисходительно, и сегодня особо придираться не станут. А там, где особого доверия не было – рисковать не рекомендуется. Лучше получить ВУ нового образца либо международные права (можно для надежности получить оба документа).

Нужно ли получать Международные права?

Для поездки в страны, которые подписали Женевскую конвенцию обязательным условием для водителей является наличие Международного ВУ (список этих стран не изменился).


В каких случаях понадобиться оформлять международное водительское удостоверение

Рекомендуется получить международное ВУ во всех случаях, когда в ходе заграничной поездки вы планируете управлять авто на территории других стран. Это касается даже водителей, имеющих российские права нового образца.

Для чего оформлять МВУ, если российские права нового образца соответствуют требованиям?

Единый стандарт документов на право управления транспортным средством (ТС) определен Венской Конвенцией, которая подписана 8 октября 1968г. Если подходить формально, то водитель, который имеет ВУ, соответствующее требованиям этой конвенции, может передвигаться на ТС по территории всех стран-подписантов (при этом МВУ не требуется).

Однако, нельзя сказать, что на практике ситуация полностью соответствует этому правилу, поскольку:

  1. Многие страны имеют законодательство, которым определяется возможность проката авто для иностранцев исключительно при наличии у них международных прав. Кроме того наличие МВУ является обязательным пунктом при подписании договора страхования;
  2. Наличие российских прав у водителя может стать причиной проблем при разбирательстве с полицией. К примеру, в Италии иностранцу за управление ТС без международных прав может быть выписан штраф 300€;
  3. Для выезда за границу РФ на собственном авто от водителя (при оформлении визы) могут потребовать копию МВУ.

Из приведенной выше информации можно сделать вывод, что наличие международных прав является необходимым даже в случае управления ТС на территории стран-подписантов Венской Конвенции. При этом стоит учитывать, что данную конвенцию подписали далеко не все страны. Некоторые государства, при определении собственных требований к водительским документам, руководствуются Женевской конвенцией, которая была подписана значительно ранее (19 сентября 1949г.). В этих государствах управление ТС предполагает наличие у водителя, как российских прав, так и международных.

Отдельно следует отметить, что в случае, если вы намерены управлять ТС в стране, которая не подписала ни Женевскую, ни Венскую конвенции, то вам придется сдавать на территории этой страны соответствующий экзамен.

В заключении стоит отметить, что наличие международных водительских прав не будет лишним дополнением ни к правам старого, ни нового образца. В особенности это касается сегодняшнего переходного периода.


Российские автомобилисты, отправляясь на отдых в Европу и другие страны, довольно часто путешествуют на собственном транспортном средстве. Автомобиль не только удобен для передвижения за границей: он позволяет снизить расходы, связанные с экскурсионными поездками. Кроме того, личный транспорт не связывает отдыхающих, позволяя им отправиться на осмотр очередной достопримечательности в наиболее подходящее время.

Несмотря на высокую привлекательность путешествия на собственном автомобиле, оно может создать ряд проблем. В частности, перед поездкой водителями необходимо решить вопрос, по каким правам можно ездить в Европе и в других странах.

Удостоверение международного формата

Водительское удостоверение бывает двух форматов:

  1. Национальные. Этот документ выдается соответствующими органами государственной власти и позволяет управлять транспортным средством только на российской территории.
  2. Международные. Они выпускаются только в виде небольшой книжки формата А6. По таким правам можно ездить в странах, подписавшим Венскую и/или Женевскую конвенции.

Удостоверение международного формата 2017 года представляет собой дополнение к российским водительским правам. Этот документ содержит в себе всю необходимую информацию о конкретном водителе.

Международные водительские права за границей будут действительны при соблюдении следующих условий:

  • они предъявляются одновременно с национальным удостоверением;
  • номер международных прав совпадает с номером национальных.

Удостоверение международного формата недействительно на территории России. Срок его действия составляет три года, исчисляемых с момента получения.

Как получить МВУ?


Для получения международных прав необходимо обратиться в территориальное отделение ГИБДД и предоставить:

  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • заявление о выдаче нового удостоверения;
  • российские права;
  • справку из медучреждения;
  • российский паспорт.

Для получения удостоверения международного формата не требуется повторная сдача экзамена.

МВУ содержат информацию об органе, выдавшем документ, срок его действия, номер и серия национальных прав. Также обязательно наличие круглой печати МВД. На внутренней части указан перечень транспортных средств, допуск к управлению которого имеется у водителя. Третий лист отведен под личную информацию об автомобилисте. Все сведения вносятся как от руки (в письменном виде), так и посредством печатной машинки на латинице.

Важно отметить, что сейчас существует убеждение, будто российские национальные права, выполненные в виде пластиковой карты, действительны в Европе и за рубежом. С точки зрения международного права они ничем не отличаются от удостоверений, выпущенных ранее. Соответственно, они недействительны за границей.

Зачем оформляется МВУ?

Согласно условиям Венской конвенции, все водительские удостоверения должны быть оформлены в рамках определенного стандарта.

Если подходить к этому вопросу с формальной точки зрения, то текущие российские права отвечают данным требованиям и, соответственно, ими можно пользоваться без оформления МВУ.

На самом деле, ситуация выглядит несколько иначе:

  1. Так, в ряде стран приняты законы, согласно которым для аренды автомобилей граждане иностранных государств обязаны предоставлять международное водительское удостоверение. Информация из этого документа обязательно указывается в договоре страхования на автомобиль.
  2. Кроме того, в некоторых странах полиция не принимает российские права в качестве документа, на основании которого водитель допускается до управления транспортного средства. Поэтому в случае с разбирательствами с инспекторами, если автомобилист не предоставит МВУ, то ему грозит штраф в сумме, равной наказанию, которое предусматривается за вождение без удостоверения. Кроме того, права международного формата иногда требуются при оформлении визы в страну пребывания.

Сказанное означает, что МВУ потребуется даже при условии, если человек отправляется на территорию государства, подписавшего Венскую конвенцию.

О Венской конвенции

Венская конвенция определяет конкретный перечень требований, предъявляемый к формату водительских удостоверений. Соответственно, страны, подписавшие этот документ, гарантируют, что если автомобилист использует права, удовлетворяющие данным требованиям, он может свободно передвигаться на машине на территории государства-подписанта.

В 2006 году был принят ряд изменений в действовавшие положения Венской конвенции. В России с 2011 года выдаются МВУ нового формата, соответствующего всем новым требованиям. При этом государства-подписанты признают действительным документы старого образца при условии, что не подошел срок их замены.

Венская конвенция, оформленная еще в 1968 году, предусматривает деление автотранспорта на несколько категорий. В частности, к категории В относятся автомобили, общий вес которых не превышает 3,5 тонны, а количество посадочных мест равно или менее восьми.

Важно отметить, что, например, при наличии водительского удостоверения категории В и выше, автомобилист не имеет права управлять мотоциклом.

Как быть в других странах?

Что касается Женевской конвенции, то страны, подписавшие ее, признают у себя действительными водительские права международного формата.

В случаях, если планируется поездка на территорию того государства, которое не подписало ни один из перечисленных выше документов, тогда для управления транспортным средством потребуется сдать соответствующий экзамен.

Среди подписантов Венской конвенции присутствуют практически все страны Европы. Однако, прежде чем отправляться за границу, необходимо уточнить, действительны ли в том или ином государстве права международного формата. Например, по Украине российские автомобилисты могут передвигаться по национальным правам, а в США или на Кипре потребуются МВУ.

В любом случае, перед поездкой за границу рекомендуется оформить или продлить международное водительское удостоверение.

Видео о международных водительских правах

Один из самых распространённых вопросов у автомобильных путешественников, которые планируют взять автомобиль напрокат заграницей «А нужны ли международные права?». Попробуем дать развернутый ответ на этот вопрос. Если некогда читать подробности, то можете пролистать до двух последних абзацев. Однако рекомендую ознакомиться с особенностями, чтобы иметь полное понимание и быть готовым ко всем ситуациям, связанными с водительскими правами во время аренда автомобиля.

Годятся ли российские права для проката автомобилей заграницей?

За последние 10 лет в России три раза меняли водительские удостоверения, или как их принято называть «права». Но во всех случаях права — это заламинированная пластиковая карточка размерами с визитку, содержащая информацию про водителя. До 2014 года на правах заголовок «ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ» был продублирован на французском языке фразой «РERMIS DE CONDUIRE».

Почему французском, а не английском? Дело в том, что в 1968 году была подписана Венская конвенция о дорожном движении. Согласно ей страны, которые входят в эту конвенцию, соглашаются принимать водительские права, в том числе допускать к вождению прокатных автомобилей водителей из этих стран. Россия тоже подписала этот документ, поэтому российские водительские права должны приниматься во всех странах-участниках конвенции. А надпись «РERMIS DE CONDUIRE» появилась потому, что в то время французский язык считался международным наряду с английским.

Список стран, которые подписали Венскую конвенцию о дорожном движении: Австрия, Багамы, Бахрейн, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Гайана, Гана, Германия, Герцеговина, Греция, Грузия, Дания, Заир, Зимбабве, Израиль, Индонезия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Коста-Рика, Кот-д’Ивуар, Куба, Кувейт, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Марокко, Мексика, Монако, Нигер, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Республика Корея, Республика Молдова, Российская Федерация, Румыния, Сан-Марино, Сейшелы, Сенегал, Словакия, Словения, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Уругвай, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, ЦАР, Чехия, Чили, Швеция, Эквадор, Эстония, ЮАР, Югославия.

Из тех стран, что не подписали Венскую конвенцию самые популярные Нидерланды, Ирландия, Кипр и Мальта. В этих странах нужно предъявлять международное водительское удостоверение.

Что такое международные права?

Международными правами (МВУ) в России называют книжечку светло-голубого цвета, где описаны все данные по водителю на восьми языках мира. Другими словами, это что-то типа заверенного перевода ваших российских водительских прав с подписью и печатью.



У МВУ есть, как минимум, две особенности, о которых надо знать. Во-первых, МВУ – не самостоятельный документ, а приложение к национальным правам . Следовательно, МВУ недействительны без предъявления российского водительского удостоверения. Вторая особенность заключается в том, что МВУ действительны всего три года со дня выдачи . Через три года их нужно получать снова.

Как и где оформить международные права?

Сделать МВУ можно в любом отделении ГИБДД вашего города. Для этого нужно предоставить им следующий набор документов.

  • Заявление о выдаче международного водительского удостоверения
  • Национальный паспорт
  • Медицинская справка установленного образца (по форме 083/у-89)
  • Российское национальное удостоверение
  • Квитанция об уплате госпошлины в размере 1000 рублей
  • Матовая фотография размером 35×45 мм

Обычно на изготовление МВУ уходит от 20 минут до часа, и готовый документ на руки вам выдадут в тот же день.

Так нужны ли международные права для аренды автомобилей?

На фоне всего вышесказанного можно сделать вывод, что в странах, подписавших Венскую конвенцию МВУ необязательны и достаточно предъявить российские водительские права. Наш опыт, и опыт наших коллег показывает, что в 90% случаев так и будет.

Но в некоторых случаях сотрудники прокатных компаний могут попросить дать что-то другое, а не российские права. Объяснять им, что наши ВУ в виде пластиковой карточки должна признаваться в их стране иногда без толку. А в Нидерландах, например, и не положено, так как эта страна признает только МВУ.

Некоторые прокатные конторы прописывают необходимость обладания МВУ в . А еще предъявить МВУ может потребовать местная полиция. В некоторых странах вас могут оштрафовать за то, что вы управляете автомобилем без МВУ.

Новые российские водительские права без надписи «Рermis de conduire»

С 2014 года в России начали выдавать водительские удостоверения иного вида с новыми категориями. Но, вместе с этим, в новых правах исчезла строчка «РERMIS DE CONDUIRE», осталось только обозначение документа на русском языке. Другими словами, не знающий русского языка человек может и не узнать, что за документ ему показывают.

Поговаривают, что это было сделано намеренно, чтобы увеличить процент выдачи международных водительских удостоверений. Ведь за получение МВУ нужно платить госпошлину, и делать это надо раз в три года.

Резюме

Нужны ли международные права? Теоретически, в странах-участниках конвенции МВУ не нужно. Хотя есть маленькая доля вероятности, что сотрудники прокатных контор попросят показать что-то другое, нежели российские права. А если захотите оформить автомобиль напрокат в Нидерландах или Кипре, то без МВУ вам не выдадут ключи. Плюс возможные проблемы с полицией и страховой компанией. Поэтому наш ответ на главный вопрос статьи таков: лучше оформить МВУ и не рисковать. Благо стоит это относительно недорого.

Лайфхак

И напоследок, совет от портала Ренткарус. МВУ по российским законам выдается на 3 года. Но те, кто будет оформлять вам автомобиль по МВУ заграницей, на срок действия вряд ли посмотрят. Поэтому можно оформить МВУ, и каждые три года аккуратненько исправлять цифру с годом действительности документа на большее значение. Делать это лучше всего простым карандашом, чтобы правка не была заметна. Например, цифры 0 и 5 неплохо переделываются в цифру 8 🙂 Таким образом у вас не будет необходимости удовлетворять жадность тех, кто придумал трехлетний срок действия МВУ. А что, почему было не сделать МВУ на срок действия национальных прав, верно?

Приехав на отдых или на постоянное место жительство в страны Европейского Союза, многие предпочитают купить или арендовать авто и быть хозяевами своего времени, а не томится в общественном транспорте и междугородних автобусах.

Какие же нужны права чтобы путешествовать по странам ЕС на собственном автомобиле или же арендовать машину? И в каких случаях все-таки необходимо получить местное водительское удостоверение?

Раньше, если вы хотели управлять автомобилем за границей (страны ЕС, США, Ближний Восток, Азия и др.) будучи туристом, вам нужно было оформить МВУ (международное водительское удостоверение — приложение к национальному водительскому удостоверению). Все, кто имели ВНЖ или ПМЖ по истечении 6 — 12 месяцев от подачи документов на ВНЖ, были обязаны обучиться заново на местные права, и МВУ становились уже не действительными. Данные законы действовали для граждан Российской Федерации, Украины, Беларуси и стран СНГ.

Почему это важно — пример одной студентки из Афин. Девушка управляла автомобилем, и попала в небольшую аварию. К ее несчастью рядом оказались сотрудники милиции. Девушка не была виновата в самой аварии, но сотрудники конечно же проверили ее документы, и тут оказалось, что ее водительское удостоверение не действительно на территории Греции. А значит вывод, — девушка управляла машиной без прав. Девушке прислали повестку в суд, который назначили примерно через 3 месяца после происшествия, но сказали, если прийти на суд уже с греческими правами, то ее признают невиновной и штраф платить она не будет. Перевести национальные права было нельзя и девушка «галопом по Европам» выучилась на местные права. Действительно, как и обещали, девушку оправдали.

Что изменилось с марта 2011 года?

Итак у Венской конвенции появилась новая редакция, где можно лицезреть обновленные требования к национальным правам всех стран участниц, а также к новым международным правам. Существует список стран, подписавших Венскую конвенцию (формально в этих странах можно ездить с любыми национальными правами) и Женевскую конвенцию (в этих странах можно ездить только при наличии и национальных, и международных прав). Исходя из данных законов, вы можете управлять вашим транспортным средством на территории стран ЕС только с национальными правами нового образца. (С 2011г выдают российские права нового образца, там нет перевода ни на французском, ни на английском. Бланки одинаковы для всех стран, подписавших вышеупомянутую конвенцию, поэтому и перевод не потребуется). Главная задумка новых поправок к Венской конвенции заключается в стандартизации прав всех участвующих в конвенции стран.

И каков порядок на данный момент?

И тут опять загвоздка. Представители некоторых стран (причем, подписавших упомянутую конвенцию) заявляют, что россиянам и другим иностранцам получившим права за пределами Европейского Союза нужно иметь, помимо нового национального ВУ, еще и новое МВУ обязательно, иначе им грозит штраф. Например, такое правило действует в Греции, Италии и большинстве стран ЕС. Госструктуры этих стран заявляют, что штраф за отсутствие МВУ у россиян (и других наших бывших соотечественников) от 200-300 евро!

Как получить международное водительское удостоверение?

Что нужно для того, что-бы получить МВУ вы можете узнать в ГИБДД вашего города. Но обычно вам понадобиться:

— российское водительское удостоверение и документ, подтверждающий выдачу водительского удостоверения, — документ о прохождении обучения при наличии в нём сведений о выданном водительском удостоверении;

— паспорт гражданина РФ;

— заграничный паспорт;

— медицинскую справку о годности к управлению транспортными средствами и ее ксерокопия;

— 2 фотографии (3,5 х 4,5 см), матовые, без уголка;

— квитанцию об оплате пошлины.

Что происходит если вы приехали на постоянное место жительства?

Если же вы переехали на постоянное место жительство то в течении года вам нужно получить нацилнальные права. Так как для некоторых категорий иммигрантов положен без экзаменационный обмен водительских удостоверений мы советуем сначала обратиться в местное Министерство транспорта и коммуникаций (так же автоматический обмен есть во Франции ) и показать ваше воительское удостоверение. В случае, если вам откажут в обмене, или если у вас еще не было водительских прав, то вам необходимо пройти медкомиссию и обучение правилам дорожного движения и вождению на территории новой страны.

Как получить права в новой стране?

Для обычных прав категории B, вам нужно будет показать документы на вид на жительство, документы о прохождении медицинской комиссии, в обязательном порядке прослушать 20 теоретических и пройти 20-30 практических занятий.

Обратите внимание что в некоторых странах, например Греция, книги и диск с тестами вам выдадут по желанию на английском или русском языке, и теоретический экзамен на компьютере вы так же можете сдавать на родном языке. В других странах может не быть русского языка, но почти всегда тестирование можно пройти на английском.

Так же нами было замечено, что не смотря на то, что правила дорожного движения стандартизированы есть и ряд отличий. Например, в ЕС устройство автомобиля включено в правила дорожного движения.

Стоимость всего курса по минимуму примерно 650-750 евро для недорогих стран, как Греция или Италия и примерно 1,5т евро для стран подороже, как Германия и Великобритания. Цены в каждой школе водителей разные, поэтому нужно предварительно узнавать, так же в зависимости от ситуации вас могут попросить оплатить дополнительные часы вождения (в среднем час 15-40 евро в зависимости от страны). Список документов, необходимый для начала обучения, вам так же лучше отдельно узнать в школе водителей, где вы желаете обучиться.

После этого вы станете обладателем европейского водительского удостоверения, которое в случае вашего переезда в другую страну ЕС меняется на местное автоматически.

You can , or from your own site.

Многих наших соотечественников, собирающихся ехать за границу, интересует вопрос: можно ли будет там управлять машиной по российскому водительскому удостоверению, а если нельзя, то какой какой документ для этого нужен и как его получить?

Если ваши права выданы до 1 марта 2011 года, то за границей по ним ездить однозначно нельзя, даже в странах, подписавших Венскую конвенцию (о том, что это такое и какие страны в нее входят, говорится ниже) т.к. в 2011 году у Венской конвенции появилась новая редакция, где изложены новые требования к национальным правам всех стран-участниц (страые российские права теперь этим требованиям не соответствуют), а также требования к новым международным правам.

Почему старые российские права не соответсвуют Венской Конвенции? Потому что ее правила требуют, чтобы сведения о водителе (ф.и.о., дата и место рождения, место жительства, номер и т.п.) нумеровались цифрами от 1 до 11. Смысл предписания понятен: полицейский должен быстро найти в национальном водительском удостоверении (НВУ) иностранца нужные сведения именно с помощью нумерации, а не разбирать где что. Однако, когда в 1999 году МВД России утверждало форму старого НВУ, министерство почему-то забыло заглянуть в Конвенцию. Из-за этого данные в удостоверении не пронумерованы. То есть все необходимые сведения, предусмотренные Конвенцией, в старом НВУ есть, а нумерации нет. Мелочь, скажете вы? Но эта мелочь, строго формально, дает иностранному полицейскому право не признавать документ в качестве НВУ. Причем с самого первого дня появления старой формы удостоверения Конвенция не дает никаких поблажек: нумерация должна быть и точка. Исключение составляет Украина, где по старым российским правам можно ездить до окончания срока их действия.

Если же вы получали права после 1 марта 2011 года, то тут не все так однозначно. С одной стороны, по новым российским правам можно ездить на территории стран, участниц Венской конвенции, на деле же многие россияне часто испытают трудности при взятии автомобиля на прокат, имея только лишь национальные права. Поэтому, чтоб не иметь никаких проблем, лучше все-таки получить международное водительское удостоверение, а тем более, если еще и собираетесь посетить страны, не подписавшие Венскую конвенцию.

Что такое международное водительское удостоверение?

Международные водительские права являются дополнительным документом к российскому водительскому удостоверению. По сути, они представляют собой перевод национальных прав на 8 основных языков (английский, португальский, немецкий, французский, испанский, китайский, японский и арабский).

Следует учитывать, что международное водительское удостоверение (МВУ) считается действительным только при предъявлении российских водительских прав, номер которых соответствует номеру, указанному в МВУ. Отправляясь в поездку за рубеж, необходимо брать с собой оба документа.
МВУ, выданное на территории России недействительно при управлении транспортными средствами на территории РФ.

Старое и новое международное водительское удостоверение

Новая форма МВУ утверждена Приказом МВД РФ №206 от 18 апреля 2011 года. В настоящее время ГИБДД выдает международные права нового образца. Вместе с тем, МВУ старого образца остаются действительными и заменяются постепенно, по окончании срока их действия.
Как выглядит новое МВУ:

Новые международные права представляют собой книжечку формата А6. Документ может заполняться как от руки, так и с использованием печатающего устройства. Все записи вносятся арабскими цифрами и латинскими буквами.

На лицевой стороне указывают дату выдачи МВУ, срок действия, название органа, выдавшего документ и субъект РФ, в котором была произведена выдача. Кроме того, на лицевой странице проставляют серию и номер российского водительского удостоверения. Запись скрепляют круглой печатью и подписью сотрудника ГИБДД.

На втором листе (внутренняя страница) указываются ограничения на право управления ТС (если есть). Внутреннюю страницу третьего листа используют для внесения данных о водителе (фамилия, имя, место и дата рождения, место проживания или регистрации).
Все разрешенные категории отмечают овальной печатью. Остальные категории вычеркивают.

Как получить международные водительские права

МВУ выдается на основании российского водительского удостоверения. Для получения документа не нужно сдавать никаких экзаменов. Срок действия международных прав - 3 года. При этом срок действия МВУ не может превышать срока действия российского ВУ. То есть, если ваши российские права будут действительны еще 2 года, международные права вам выдадут тоже сроком на 2 года и т.д.

Для получения МВУ следует обратиться в региональное подразделение ГИБДД по месту прописки или регистрации.
Необходимо представить:

  • Оригинал российского водительского удостоверения.
  • Одну матовую фотографию 3,5 х 4,5 см.
  • Оригинал медицинской справки по форме 083/у-89.
  • Заявление о выдаче МВУ.
  • Оригинал документа, удостоверяющего личность.
  • Оригинал документа, подтверждающего регистрацию (паспорт с пропиской или регистрацией или другие документы с отметкой о регистрации).

Обычно документом, удостоверяющим личность, является российский паспорт. Военнослужащие (офицеры, мичманы и прапорщики) предъявляют удостоверение личности, военнослужащие срочники или контрактники - военный билет. Граждане, постоянно проживающие за рубежом и временно находящиеся на территории РФ, могут предъявить загранпаспорт.

Требования к фотографии устанавливаются Приказом МВД РФ №206. В соответствии с этим документом фотография может быть как цветной, так и черно-белой. Фото в головном уборе допускаются только для лиц, чьи религиозные убеждения не допускают появление на людях без головного убора. При этом необходимо, чтобы головной убор не скрывал овал лица. Граждане, постоянно носящие очки, должны предоставить фотографию в очках с незатемненными стеклами.

При сдаче пакета документов сотрудник ГИБДД выдаст вам на руки квитанцию на оплату госпошлины в размере 1000 рублей. Госпошлину можно оплатить в отделениях Сбербанка или через терминал прямо в отделении ГИБДД.

Оформление МВУ производится сразу после сдачи документов. В среднем процедура занимает от 20 до 40 минут (если не учитывать возможные очереди в ГИБДД). Российское ВУ при выдаче международных прав не изымается.

В каких случаях необходимо международное водительское удостоверение

Получить МВУ нужно во всех случаях, когда вы планируете управлять автомобилем на территории других стран, даже если у вас есть новые российские водительские права.

Зачем оформлять МВУ, если права нового образца соответствуют международным требованиям?

Существует Венская конвенция ОНН (подписана 8.10.1968 г.), определяющая единый стандарт документов на право управления ТС. С формальной точки зрения, водитель, имеющий удостоверение, соответствующее всем установленным требованиям, может передвигаться по территории стран-участников конвенции без МВУ.

Однако на практике дело обстоит по-другому.

Во-первых, во многих странах приняты законодательные акты, согласно которым фирмы по прокату автомобилей могут предоставлять иностранцам авто только при наличии международного удостоверения. Более того - обязательное наличие МВУ прописано в договоре страхования.
Во-вторых, национальные российские права могут стать источником проблем с полицией. Например, в Италии за управление ТС без международных прав иностранцу могут выписать штраф в размере 300 евро. И наконец, если вы собираетесь выехать за рубеж на своем автомобиле, посольства ряда государств могут потребовать копию МВУ для оформления визы.

Таким образом, получается, что наличие международных прав необходимо даже при управлении ТС в странах-участниках Венской конвенции. Но не стоит забывать и о том, что эту конвенцию подписали далеко не все государства. Многие страны при определении требований к документам, подтверждающим право управления автомобилем, руководствуются более ранней Женевской конвенцией от 19.09.1949 г. В таких странах управлять ТС можно только при наличии как российского, так и международного водительского удостоверения.
Если вы собираетесь водить автомобиль в странах, не подписавших Венскую и Женевскую конвенцию, для допуска к управлению ТС вам придется сдавать экзамен на территории этих стран.

Государства-участники Венской конвенции

Государства-участники Женевской конвенции

Австрия
Багамы
Бахрейн
Беларусь
Бельгия
Болгария
Босния и Герцеговина
Бразилия
Великобритания
Венгрия
Венесуэла
Гайана
Гана
Германия
Греция
Грузия
Дания
Заир
Зимбабве
Израиль
Индонезия
Иран
Испания
Италия
Казахстан
Коста-Рика
Кот-д"Ивуар
Куба
Кувейт
Латвия
Литва
Люксембург
Македония
Марокко
Мексика
Молдова
Монако
Нигер
Норвегия
Пакистан
Польша
Португалия
Республика Корея
Россия
Румыния
Сан-Марино
Сейшелы
Сенегал
Сербия
Словакия
Словения
Таджикистан
Таиланд
Туркменистан
Узбекистан
Украина
Уругвай
Филиппины
Финляндия
Франция
Хорватия
ЦАР
Черногория
Чехия
Чили
Швейцария
Швеция
Эквадор
Эстония
ЮАР

Австралия
Албания
Алжир
Андорра
Аргентина
Бангладеш
Белиз
Бенин
Ботсвана
Ватикан
Гаити
Гамбия
Гватемала
Гибралтар
Гонконг
Гренада
Доминиканская Республика
Египет
Западное Самоа
Индия
Иордания
Ирландия
Исландия
Камбоджа
Канада
Кипр
Киргизия
Китай
Конго
Лаос
Лесото
Ливан
Мавритания
Мадагаскар
Малави
Малайзия
Мали
Мальта
Намибия
Нидерланды
Новая Зеландия
Новая Каледония
Папуа — Новая Гвинея
Парагвай
Перу
Руанда
Свазиленд
Сингапур
Сирия
Сент-Винсент
и Гренадины
Сан-Люция
США
Сьерра-Леоне
Тайвань
Танзания
Того
Тринидад и Тобаго
Тунис
Турция
Уганда
Фиджи
Французская Полинезия
Ямайка
Япония

В левой колонке перечислены страны - участницы Венской конвенции и формально в них можно ездить по национальным правам.

В правой колонке перечислены страны, подписавшие Женевскую конвенцию и в них для управления автомобилем понадобятся и национальные и международные права