Как промыть систему охлаждения двигателя камаз. Как делается промывка системы охлаждения двигателя

Система охлаждения двигателя, как и любой другой постоянно функционирующий элемент автомобиля, нуждается в регулярной профилактике. Игнорирование отложений внутри радиатора и всей охлаждающей системы может привести к плачевным последствиям.

Промывку радиатора можно без проблем провести самостоятельно с использованием подручных и спецсредств.

Учитывая среднюю температуру двигателя (особенно при долгой работе), его качественное охлаждение является жизненно важным. Вся ОС устроена достаточно просто – трубки, выходящие из радиатора, проходят через все жизненно важные и наиболее греющиеся точки двигателя. Постоянно циркулирующий по ним тосол (антифриз) забирает на себя часть тепла, чтобы в дальнейшем передать его в радиатор системы охлаждения двигателя.

Устройство радиатора охлаждения двигателя по принципу действия во многом схоже с аналогичными бытовыми устройствами. В бачок, находящийся снаружи в верхней части радиатора, заливается охлаждающая жидкость. Вверху и внизу есть два патрубка, через один из которых антифриз уходит к двигателю, а через другой приходит обратно, чтобы передать излишки тепла на соты радиатора. Будучи сделаны из материала с хорошей теплопроводностью (как правило, медь или алюминий), они хорошо принимают тепло из антифриза, пришедшего от двигателя, который таким образом охлаждается. Передавший тепло охладитель заново отправляется по трубкам.

Отложения и различные осадки могут образоваться на любом элементе системы охлаждения и радиатора, поэтому промывка, обычно, проводится комплексная. На тип возможного налета сильно влияет то, какое средство используется для охлаждения. Многие автомобилисты и сейчас кормят свой радиатор водой. Что ж, это личный выбор каждого, но вода, в последствии, непременно приведет к образованию накипи. К тому же, при серьезной нагрузке, она будет просто циркулировать, толком ничего не охлаждая. Чтобы избежать серьезных последствий, рекомендуется делать профилактическую промывку каждые полгода – год. Лучше соблюдать график, чем попасть на ремонт радиатора охлаждения.

Верные признаки надвигающейся промывки

По мере приближения критической точки, ваш автомобиль будет всеми возможными способами предупреждать вас о проблемах с СО.

В первую очередь, вы заметите следующие признаки:

  • Температура движка будет постоянно переступать нормированные значения. Не заметить это сложно, т.к. будут постоянно гореть лампочки температурных датчиков;
  • Если у вас на панели приборов присутствует значок радиатора, то он тоже будет гореть постоянно. На этот признак стоит обратить внимание в первую очередь;
  • Антифриз в бачке приобретет грязный, мутноватый оттенок. Это связано с тем, что при циркуляции охладитель будет приносить не только тепло, но и фрагменты отложений, уже плотно обосновавшихся в СО;
  • Отклик на смену положения реостата станет ощутимо медленнее;
  • В особо запущенных случаях, вы сможете заметить наросты, которые могут образоваться на радиаторной крышке.

Как происходит промывка двигателя?

Перед тем, как приступать непосредственно к процедуре, нужно определить характер загрязнения. Если просто есть определенные подозрения без явных признаков, то получится обойтись без снятия радиатора, так как речь здесь идет о профилактике. Прочистка радикальных загрязнений, мешающих нормальной работе системы, происходит со снятием СО и тщательной прочисткой проблемных участков.

Стандартная промывка вплоть до средних загрязнений проходит просто. Сначала происходит слив отработанного тосола или антифриза. После этого в бачок заливается выбранное средство для удаления накипи и прочих отложений. Как правило, для промывки и очистки полостей СО хватает 20 – 30 минут работы двигателя в холостом режиме. Затем средство вместе с накипью и грязью сливается, а в полость заливается дистиллированная вода. Это нужно для удаления остатков грязи и чистящей жидкости. После этого можно заливать свежий охладитель.

Если ситуацию запустить, то есть риск попасть на замену отдельных фрагментов системы охлаждения, а то и на всю целиком. При наличии глобальных отложений и непроходимости, промыть радиатор охлаждения не снимая не получится — поможет только съем радиатора со всем причитающимся и попытка грубой прочистки. Один из пиков поражения системы – это образование течи в радиаторе, вызванной распространением коррозии. В этом случае вас ждет или полная замена, или пайка сот радиатора охлаждения двигателя.

Средства для промывки СО

Несмотря на неплохой выбор специализированной химии, многие отдают предпочтение совсем уж кустарным способам очистки. Однако, в данном случае, они неплохо работают, если знать специфику применения. Почти во всех методах получится провести очистку, не снимая радиатор и других частей системы охлаждения. В любом случае, остановится поподробнее нужно на всех возможных вариантах.

Специальные средства

  1. Лавр Radiator Flush . Несмотря на редкость реальных положительных отзывов о качестве продукции отечественного брэнда LAVR, химия для промывки радиатора у них получилась вполне неплохая. Она хорошо борется с различными видами загрязнений, накипи и т.п. По инструкции, средство, предварительно разбавленное теплой водой, должно поциркулировать по СО около получаса. Для этого достаточно подержать запущенный мотор на холостых оборотах. Как и со всей прочей химией, новый охладитель заливается только после промывания радиатора дистиллированной водой. Кстати, большая часть хороших отзывов об этом средстве приходит от владельцев отечественных авто. Так что, если вы все ломаете голову о том, как и чем на детищах завода ВАЗ – вот вам неплохой вариант.
  2. Hi Gear . Считается очень хорошим профильным средством для очистки СО. Хоть Хай Гир и сделан в Америке, цена у него вполне демократичная к нашему брату. Одна банка обойдется вам не более 400 рублей. Из главных плюсов этой химии – рекордно короткое время обработки загрязнения. Всего семь минут. Одной банки (325мл) хватит чтобы обработать радиатор вместимостью до 17 литров охладителя, что делает средство подходящим как для легкового авто, так и для грузового. По заверениям знающих, эта химия иногда справляется там, где более дешевые аналоги не принесли результатов. А кому–то не помогло вообще. Впрочем, это больше зависит от силы поражения системы охлаждения. Автохимия эффективна, но не способна сотворить чудо.
  3. Liqui Moly. Ну что тут скажешь, в этот раз педантичные немцы слегка разочаровали. Да, средство работает, но многие жалуются на не убирающуюся после обработки пену. Да и против коррозии эта химия работает неважно. Лучше выбрать более серьезное средство.

Домашние методы

  1. Промывка всей системы охлаждения двигателя лимонной кислотой . Да, это вполне действенный метод. Он будет очень эффективен, если в качестве охладителя двигателя использовалась вода, т.к. кислотные составы максимально эффективны против ржавчины. Рецепт простой – сорок грамм чистой лимонной кислоты на литр воды. Чтобы метод сработал, нужно сначала прогреть двигатель (с предварительно залитой кислотой), потом заглушить его и оставить на ночь. Затем слить/промыть. Можно встретить рецепты и с большей концентрацией, но при сильных отложениях лимонная кислота неэффективна в принципе. Можно, кстати, использовать Фанту, она тоже содержит кислоту в достаточной концентрации. Причем именно Фанту. Кока Кола и прочие «аналоги» не подойдут. Кола может навредить радиатору из-за особенностей состава.
  2. Сюда же можно отнести и уксусную кислоту . Разведите 0.5 уксуса (70%) в десяти литрах воды. Залитый раствор гонять по СО полчаса при заведенном моторе. Потом слить. После нескольких повторений легкие загрязнения смоются.
  3. Едкий натр. Каустическая сода, если точно. Метод неплох, но нужно будет почистить радиатор, предварительно его сняв. Раствор готовится из расчета 80 — 100г порошка на литр воды (концентрация 10%). Не доводя до кипения, залить горячий раствор в радиатор охлаждения двигателя и оставить на 30 минут. После слива нужно долго промывать полости горячей водой. Будет еще лучше, если сделать продувку горячим воздухом, но только против направления движения работы помпы.

Не стоит делать промывание Кока Колой и различной бытовой химией (в том числе средствами для удаления пищевых жиров.). Если Фэйри будет просто не эффективен против технических жиров, то Калгоны, Кроты и пр. могут фатально повредить алюминиевый радиатор. Да и для медного они не очень хорошие варианты.

Обеспечение нормального температурного режима работы двигателя автомобиля важно с позиции сохранности деталей цилиндропоршневой группы. С этой целью промывка системы охлаждения двигателя должна производиться своевременно, как и замена масла или фильтрующих элементов. В процессе эксплуатации во внутренних полостях двигателя накапливаются продукты распада, что приводит к нарушению эффективности охлаждения.

Назначение промывки системы охлаждения

Регламент проведения технического обслуживания для многих моделей авто предполагает такую периодическую операцию, как замена охлаждающей жидкости. При этом даже свежий состав вскоре оказывается мутным, с большим содержанием примесей. Это указывает на значительный слой отложений, и наряду с заменой антифриза, лучше промыть систему охлаждения.

В случае образования толстого слоя на стенках трубок радиатора, будет наблюдаться неэффективный отвод тепла от жидкости. В свою очередь, система охлаждения двигателя не обеспечит быстрый отвод тепла от стенок цилиндров. Это сможет привести к нарушению состояния поршневых колец, или даже заклинит мотор. Поэтому промывка радиатора охлаждения двигателя не должна откладываться. Тем более, что очистка не является сложной операцией, и доступна к проведению своими руками.

Чем промыть систему охлаждения самостоятельно


Доступными средствами для промывки замкнутого контура системы охлаждения не снимая, являются:

  1. . Такой способ не отличается высокой эффективностью, и подходит для систем без устойчивых к смыванию отложений.
  2. Слабый кислотный раствор . Способ предполагает создание не сильной кислотной среды, чтобы не повредить уплотнительные элементы и допустить разгерметизации замкнутой системы мотора.
  3. Специальные промывочные составы . Отличную отмывающую способность имеют двухкомпонентные средства, сочетающие кислотную и щелочную составляющие.

Начинаться промывка системы охлаждения двигателя своими руками должна с верного выбора среди отмеченных средств. Учитываются возраст автомобиля, своевременность проведения технического обслуживания.

Промывка дистиллированной водой


Выбирая средства для промывки системы охлаждения двигателя, учитываем низкую эффективность дистиллированной воды. Полностью очищенную от солей жидкость лучше приобрести в хозяйственном или авто магазине. Необходимый объем удастся получить путем кипячения или при использовании заведомо мягкой природной воды.

Вы вряд ли промоете весь контур от ржавчины, но удалить неплотные отложения удастся. При промывке используйте следующий алгоритм:

  1. Проводим заполнение контура в необходимом объеме . Используем расширительный бачок системы охлаждения двигателя.
  2. Обеспечиваем циркуляцию состава на холостых оборотах до 20 минут .
  3. После слива жидкости повторяем процедуру до тех пор, пока не обнаружим отсутствие значительных примесей в воде после очередной промывки.

Отличительными особенностями настоящего метода являются простота, когда не требуется подбирать необходимые пропорции моющих средств.
Недостатком способа называют трудоемкость, поскольку многократная промывка требует затрат времени и топлива.

Промывка подкисленным раствором


Наличие в сливаемой охлаждаемой жидкости следов коррозии или хлопьев накипи, делает вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя, более радикальным. Стоит вспомнить природные очистители тех времен, когда отсутствовали дорогостоящие химические препараты.

Приготовление промывочного раствора слабокислой степени возможно с участием следующих химических компонентов:

Воздействие на систему охлаждения двигателя лимонной кислотой, к примеру, следует проводить осторожно. Даже с учетом высокой степени загрязнения промывайте контур без высокой степени концентрации кислотного раствора. Не стоит забывать на агрессивное воздействие кислоты на резиновые и пластиковые элементы системы охлаждения мотора. К примеру, в качестве не концентрированного состава с содержанием молочной кислоты, выделяется обычная молочная сыворотка.

Готовым раствором промыть систему охлаждения двигателя лимонной кислотой следует в несколько иной последовательности:

  1. Сливают отработанную в системе жидкость . Заливают слабокислый раствор в необходимом объеме в систему.
  2. Обеспечивают циркуляцию состава на протяжении 15 минут без нагрузки двигателя.
  3. Оставляют двигатель в покое на несколько часов . Наиболее эффективно раствор с кислотой работают в подогретом состоянии.
  4. При сильном характере загрязнений операцию повторяют после слива состава .

Проведение финишной обработки с участием дистиллированной воды в случае использования метода обязательно. Это позволит остатки кислотного раствора из всех полостей. Общая продолжительность обработки при использовании лимонной кислоты при условии двукратного повторения составляет от 5 до 7 часов.

Порядок проведения работ


Выбрать готовое средство для промывки, не снимая агрегаты, не просто, с учетом широкого предлагаемого ассортимента:

  1. Кислотные растворы . Способствуют удалению таких веществ как накипь или частицы коррозии.
  2. Щелочные составы . Успешно справляются с продуктами разложения охлаждающих жидкостей.
  3. Двухкомпонентные жидкости . Отличаются хорошей очищающей силой по отношению к любым типам загрязнений. На начальном этапе работает один из компонентов, например, кислотный, а в дальнейшем включается щелочная составляющая.

Ввиду того, что в природе кислота и щелочь нейтрализуют друг друга, производителю приходится предлагать препараты в виде наборов. Поэтому, двухкомпонентные средства стоят несколько дороже по сравнению с традиционными образцами.

Еще одним вариантом, как промыть систему охлаждения двигателя с высокой эффективностью и без нанесения вреда, является использование нейтральных растворов. Препараты так называемой «мягкой промывки» действуют по принципу растворения всех типов осадка. Риск засорить тонкие отверстия системы охлаждения двигателя отсутствует.

В состав нейтральных средств входят:

  • компоненты комплексной активной поверхностной очистки ;
  • присадки диспергирующего действия , предотвращающие повторное прилипание продуктов распада;
  • средства сохранения резиновых и пластиковых деталей ;
  • компоненты сопротивлению коррозии .

Препараты нового поколения одинаково успешно промоют газотурбинный двигатель или систему охлаждения дизельного агрегата.

Очистка отдельных узлов системы


В случае если двигатель не охлаждается с требуемой эффективностью, а все средства были испробованы, следует поискать другую причину.
Возможно, загрязнения присутствуют не изнутри, а снаружи. В этом случае нужно задуматься, как промыть радиатор охлаждения. Среди многочисленных источников загрязнения сот, выделяются – тополиный пух, мошкара.

Очистку радиатора проводят на машине или отдельного агрегата. Снять радиатор потребуется при закрытом фронтальном доступе. Не стоит лениться проводить такую очистку одновременно с химической обработкой внутренней полости. И тогда проблем с работой системы охлаждения двигателя не возникнет.

Перед тем как мы перейдем к непосредственному описанию тех или иных средств, хотелось бы напомнить, насколько важно делать регулярную промывку системы охлаждения автомобиля. Дело в том, что в зависимости от используемой охлаждающей жидкости на стенках трубок, из которых состоит радиатор, накапливается ржавчина, масляные отложения, продукты разложения антифризов, а также накипь. Все это приводит к затруднению циркуляции ОЖ и уменьшению теплоотдачи. А это всегда плохо сказывается на характеристиках двигателя и повышает износ его отдельных деталей с риском их преждевременного выхода из строя.

Стоит отметить, что промывка системы может быть как внутренней, так и внешней (внешняя очистка подразумевает промывку радиатора снаружи от имеющихся на его поверхности частичек грязи, пыли, насекомых). Рекомендуется делать внутреннюю промывку системы охлаждения не реже одного раза в год . Лучше всего это делать весной, когда уже нет морозов, а впереди предстоит жаркое лето.

На некоторых машинах на приборной панели имеется лампочка с изображением радиатора, свечение которой может свидетельствовать не только о понижении уровня антифриза, но и том, что его пора менять. Это может служить сигналом и к тому, что пришло время чистки системы охлаждения. Также существует ряд косвенных признаков наступления необходимости такой очистки:

Значок радиатора, сигнализирующий о неполадках в системе охлаждения

  • частые перегревы двигателя;
  • проблемы в работе помпы;
  • замедление реакция на сигналы реостата (инерционность);
  • показания высокой температуры от соответствующего датчика;
  • проблемы в работе “печки”;
  • вентилятор всегда работает на повышенных оборотах.

Если мотор сильно греется - то пришло время подбирать средство для того, чтобы промыть систему охлаждения, и выбирать для этого время и возможности.

КАК ПРОМЫТЬ СИСТЕМУ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Процесс промывки системы охлаждения достаточно простой, и он состоит из следующих этапов: Двигатель автомобиля немного прогревается, после чего выключается и требуется подождать некоторое время, пока он чуть остынет; Далее откручивается пробка, из мотора сливается старая охлаждающая жидкость. Внимание: Не сливайте охлаждающую жидкость на горячем двигателе – это чревато ожогами и разбрызгиваем антифриза под давлением; После этого требуется залить средство для очистки системы охлаждения. Некоторые из них необходимо разбавлять с дистиллированной водой. Если вы используете для промывки лимонную кислоту или кока-колу, конкретные рекомендации по использованию данных жидкостей для промывки двигателя будут даны ниже.

В случае, когда применяются специализированные средства, необходимо следовать инструкциям на упаковке; Далее некоторое время необходимо дать двигателю поработать с залитым средством для очистки системы охлаждения. Рекомендация по времени зависит от типа применяемой жидкости; После промывки жидкость сливается, и в систему охлаждения заливается чистая вода, чтобы удалить остатки моющего средства. Процедуру слива-залива воды может потребоваться повторить несколько раз; Последним шагом в систему охлаждения заливается новая охлаждающая жидкость. Внимание: выбрать антифриз лучше такой же, который был залит в системе охлаждения до промывки. Тщательная промывка системы охлаждения необходима, чтобы вывести образовавшиеся осадки, грязь, коррозийные элементы и вредные примеси, которые могут привести к нарушению стабильности работы системы. Настоятельно рекомендуем после промывки системы охлаждения заливать новый антифриз, поскольку в старой жидкости, даже если машина проехала на ней не так много километров, имеются частицы загрязнений.

Чем промыть систему охлаждения двигателя в домашних условиях?

Промыть систему охлаждения двигателя можно следующими жидкостями:

Дистиллированной водой;
Подкисленной водой;
Специальными средствами для промывки системы охлаждения двигателя.
Выбор средства очистки зависит от состояния автомобиля.

Заниматься промывкой системы охлаждения двигателя нужно либо летом на улице, либо зимой в теплом боксе. Для начала слейте из системы старый антифриз – этот процесс очень подробно описан в инструкции по замене охлаждающей жидкости. Если кратко, то алгоритм действий следующий:

Если мотор горячий, ему надо дать возможность остыть.
Машину поставьте на ровную поверхность.
Для защиты рук от горячих элементов двигателя и системы охлаждения лучше одеть перчатки.
Откройте и зафиксируйте капот.
Под радиатором нужно поставить емкость для сбора старой охлаждающей жидкости.
Вывернув сливные пробки, слейте антифриз по очереди из двигателя и радиатора.
По виду слитой жидкости можно сделать выводы о состоянии системы охлаждения в целом. В слитом антифризе могут присутствовать разные частицы (накипь, ржавчина и тому подобное).

Химия для промывки системы охлаждения двигателя

Средство ЛАВР для очистки системы охлаждения Главное при промывке системы охлаждения соблюдение мер безопасности и четкой инструкции. Если сравнивать «народные» средства со специальными заводскими составами, то, конечно, последние лучше. Какие промывки для системы охлаждения представлены на рынке? Различные. От совсем копеечных до дорогих, от неизвестных до брендов с именем. В принципе, откровенно ужасных составов среди них нет, если только это не жидкость с подпольного производства. Чтобы было понятно, что брать, обозначим несколько лучших промывок системы охлаждения двигателя. Промывка системы охлаждения составом Liqui Moly, как и другие продукты бренда, хорошо себя зарекомендовала. Обычно продается в виде концентрата, который нужно разбавлять водой (триста грамм на три литра) либо добавлять в старый антифриз.

Гонять по системе десять - тридцать минут, затем слить, промыть дистиллированной. Из целого класса сееминутных промывок можно выделить промывку системы охлаждения Hi Gear. Она мягко очищает и даже размягчает резиновые части системы. Заливается на семь минут, разбавляется водой, дозировка которой зависит от объема, который вмещает конкретная система охлаждения (системы охлаждения двигателя есть семилитровые и шестнадцатилитровые). Промывка системы охлаждения средством Lavr представляет разные составы: для разных уровней загрязнения, с различными присадками, разного времени действия, средства для промывки радиатора системы охлаждения двигателя. К каждому средству прилагается инструкция, в которой подробно описано, как нужно действовать.

Народные средства промывки охлаждающей системы

Как мы указывали выше, существуют два типа средств для промывки - народные и специальные. Начнем с первых, как более дешевых и проверенных.

Лимонная кислота

Использование лимонной кислоты для очистки охлаждающей системы

Самая обычная лимонная кислота, разведенная в воде, способна очистить трубки радиатора от ржавчины и грязи. Особенно она эффективна в случае, если в качестве охлаждающей жидкости используется обычная вода, поскольку кислотные составы эффективны против ржавчины, а щелочные - против накипи . Однако помните, что раствор лимонной кислоты не в состоянии убрать значительные загрязнения.

Состав раствора следующий - 20-40 граммов вещества растворите в 1 литре воды, а если загрязнения сильные, то количество кислоты на один литр может быть увеличено до 80-100 граммов (больший объем создается в аналогичной пропорции). Идеальным вариантом считается, когда при добавлении кислоты в дистиллированную воду уровень pH находится в районе 3 .

Сама процедура очистки проста. Необходимо слить всю старую жидкость и залить новый раствор. Далее нужно разогреть двигатель до рабочей температуры и оставить ее на несколько часов (а лучше на ночь ). Далее слить раствор из системы и посмотреть на его состояние. Если он очень грязный, то процедуру нужно повторить еще 1-2 раза до тех пор, пока жидкость не будет достаточно чистая. После этого нужно обязательно промыть систему водой. Далее залить средство, которым вы планируете пользоваться в качестве охлаждающей жидкости.

Уксусная кислота

Использование уксусной кислоты для очистки системы охлаждения

Действие этого раствора аналогично описанному выше. Раствор уксусной кислоты отлично подходит для промывки системы охлаждения от ржавчины. Пропорции раствора следующие - пол-литра уксуса на ведро воды (10 литров). Процедура очистки аналогичная - сливаем старую жидкость, заливаем новую и прогреваем машину до рабочих температур. Далее нужно оставить автомобиль с запущенным двигателем на 30-40 минут с тем, чтобы в радиаторе произошла химическая очистка. Далее нужно слить чистящую жидкость и посмотреть на ее состояние. Повторять процедуру до тех пор, пока жидкость не станет чистой. Далее нужно промыть систему кипяченной или дистиллированной водой, после чего залить охлаждающую жидкость, которую вы планируете использовать на постоянной основе.

Fanta

Использование Фанты для очистки системы охлаждения

Аналогично предыдущему пункту. Однако здесь существует важное отличие. Дело в том, что в отличие от Coca-Cola, где применяется ортофосфорная кислота, в “Фанте” используется лимонная кислота , которая обладает меньшим очищающим эффектом. Поэтому некоторые автовладельцы для очистки охлаждающей системы заливают ее вместо антифриза.

Что касается времени, в течение которого нужно так ездить, то все зависит от степени загрязненности системы. В частности, если она не очень загрязнена, и чистка делается больше для профилактики, то достаточно дать поработать двигателю в течение 30-40 минут на холостых оборотах. Если вы хотите хорошо вымыть застаревшую грязь, то можно покататься так 1-2 дня, после чего залить в систему дистиллят, покататься еще, слить его и посмотреть на его состояние. Если дистиллят грязный - повторять процедуру до тех пор, пока система не очистится. В конце не забудьте хорошенько промыть ее водой и залить новый антифриз.

Обратите внимание, что если в трубопроводе печки есть мелкие дыры или трещины, но грязь их “затянула”, то при промывке эти дыры могут открыться и образуется течь. Поэтому после промывки сделайте ревизию трубопроводов системы.

Молочная кислота или сыворотка

Отличный вариант для промывки охлаждающей системы двигателя автомобиля - это молочная кислота . Однако существенная проблема заключается в том факте, что достать молочную кислоту на сегодняшний день очень непросто. Но если вам удастся достать это вещество, то ее можно заливать в радиатор в чистом виде и некоторое время поездить на ней (или дать машине постоять с запущенным двигателем).

Более доступной альтернативой молочной кислоте является молочная сыворотка. Она обладает аналогичными свойствами по очистке радиатора и других элементов системы охлаждения. Алгоритм использования сыворотки такой:

Использование молочной сыворотки

  • заранее приготовить около 10 литров сыворотки (желательно домашней, а не из магазина);
  • процедить весь купленный объем 2-3 раза через марлю с тем, чтобы отфильтровать крупные куски жира;
  • предварительно из радиатора слить имеющуюся там охлаждающую жидкость, а на ее место влить сыворотку;
  • проехать с ней километров 50-60;
  • сливать сыворотку необходимо в горячем состоянии, чтобы грязь не успела опять прилипнуть к стенкам трубок (соблюдайте при этом осторожность! );
  • дать двигателю остыть;
  • залить в радиатор заранее прокипяченную воду;
  • запустить двигатель, дать ему нагреться (около 15-20 минут);слить воду;
  • дать остыть двигателю;
  • залить антифриз, который планируете использовать на постоянной основе;
  • выпустить воздух из системы, при необходимости долить еще охлаждающей жидкости.

Обратите внимание, что сыворотка имеет свои очищающие свойства в течении 1-2 часов. Поэтому упомянутые 50-60 км необходимо проехать за это время. Дольше ездить не имеет смысла, так как сыворотка смешивается с грязью, находящейся в системе.

Каустическая сода

Это вещество в народе называют по-разному - гидроксид натрия, “едкая щелочь”, “едкий натр”, “каустик” и так далее.

Вещество можно использовать лишь для очистки медных радиаторов (в том числе для радиатора печки). Содой нельзя чистить алюминиевые поверхности.

В соответствии с официальной инструкцией завода-изготовителя медных радиаторов действовать необходимо по следующему алгоритму:

Каустическая сода

  • снять с автомобиля радиатор;
  • промыть его внутренности простой водой и продуть сжатым воздухом (не превышая давление в 1 кгс/см2) до состояния, когда из радиатора будет вытекать чистая вода;
  • приготовить около 1 литра 10%-го раствора каустической соды;
  • нагреть состав минимум до +90°С;
  • залить в радиатор приготовленный состав;
  • дать ему настояться 30 минут;
  • слить раствор;
  • в течение 40 минут промывать внутренности радиатора горячей водой и продувать горячим воздухом поочередно (при этом давление не должно превышать 1 кгс/см2) в направлении обратном направлению движения работы насоса .

Помните, что каустическая сода вызывает ожоги и разъедает живые ткани. Поэтому работать необходимо на улице в перчатках и респираторе.

В результате химической реакции из труб радиатора может показаться белая пена. Если это произошло - не пугайтесь, это нормальное явление. Герметичность системы охлаждения после очистки необходимо проводить на холодном двигателе, так как горячая вода быстро испаряется, и найти предполагаемое место течи будет проблематично.

Промывка системы охлаждения двигателя дистиллированной водой

Хотим сразу отметить, что это самый недорогой метод промывки системы охлаждения двигателя, но при том он и наименее эффективный. По затратам времени и сил промывка дистиллированной водой занимает также не первое место. Однако в некоторых случаях такой способ будет вполне оправдан.

Естественно, что простую воду из-под крана для промывки системы охлаждения двигателя использовать нельзя. В ход должна идти исключительно дистиллированная вода или, на худой конец, кипяченая не менее 20 минут (она имеет в своем составе минимум солей).

Промывка системы охлаждения проводится элементарно:

Заливаете в радиатор дистиллированную воду.
Заводите машину и даёте ей поработать вхолостую порядка 15-20 минут.
Глушите двигатель и сливаете воду из системы охлаждения.
Такую процедуру надо повторять несколько раз, пока вода не станет чистой. Данный метод походит лишь в том случае, когда машина относительно новая, а в слитом антифризе не видно явных загрязнений.

Согласно народным поверьям, крещенская вода длительное время сохраняет свои свойства и не портится, в то время как обычная уже через несколько дней выделяет белый осадок. К сожалению, не отличается долговечностью и автомобильный тосол, ведь окружающая среда для него является довольно агрессивной.

Поэтому рано или поздно приходит время полностью заменить охлаждающую жидкость (ОЖ). Перед этим лучше промыть весь охладительный объем. Какие очистительные средства («клинеры») наиболее подходят для промывки системы охлаждения двигателя, - узнаете из предлагаемой статьи.

«Нормальные герои всегда идут в обход»

Достаточно зайти в любой автомагазин или киоск сопутствующих товаров при СТО, чтобы убедиться в наличии всевозможных препаратов, предназначенных для разложения, расщепления, диспергирования образовавшихся внутри системы охлаждения двигателя (СОД) твердых и желеобразных отложений, с их последующим удалением. Можно доверить эту несложную, но довольно грязную процедуру, работникам автосервиса.

Однако отечественный автолюбитель привык идти собственным путем. Справедливо полагая, что основой всех внутренних наслоений являются минеральные (накипь, ржавчина) и органические вещества (жиры, масла, грязь), он использует различные бытовые и народные средства. Вот некоторые из них:

  • уксусная кислота или эссенция;
  • разбавленные лимонная, молочная или соляная кислоты;
  • молочная сыворотка;
  • растворы каустической или питьевой соды;
  • средство для очистки унитазов «Утенок»;
  • молодежный напиток «Кока-кола».

Два последних наименования являются вершиной промывочного «лайфхакинга». Чтобы не провоцировать читателя на использование перечисленных выше «клинеров», интересующиеся могут найти их рецептуру в других источниках.

Применение средств, не предназначенных для обслуживания автомобиля, следует рассматривать как вынужденную меру. Результат от их использования вам никто не гарантирует.

Состав продуктов автохимии

Наиболее действенным методом для очистки СОД является использование специальных химических жидкостей на кислотной или щелочной основе. Кислоты растворяют твердые механические составляющие (известковые отложения и продукты коррозии), а щелочи - органическую компоненту (жировые и масляные отложения). При этом одновременное сочетание щелочи и кислоты в очищающем продукте невозможно, поскольку они нейтрализуют друг друга.

Кроме того, эти химические вещества агрессивны по отношению к резине и пластику, что требует после их применения дополнительной нейтрализации с последующей промывкой всей системы. Поэтому составы на чисто кислотной или щелочной основе в продаже встречаются крайне редко.

Чаще всего препараты для промывки СОД бывают двухкомпонентными - включающими в набор отдельно флакон кислотного и щелочного очистителя. Иногда к ним добавляется и нейтрализующий промывочный компонент.

Нейтральные «клинеры» относятся к наиболее дорогим средствам. Успешно удаляя различные типы загрязнений, как жировые, так и минеральные отложения, они в то же время не оказывают негативного влияния на неметаллические элементы СОД. Используются они не только для капитальной чистки системы, но и в профилактических целях при очередной смене ОЖ. Нейтральные составы включают в себя:

  • вещества активного действия для комплексной очистки загрязнений;
  • диспергирующие присадки, исключающие возможность повторного прилипания отмытых частиц к окружающей поверхности;
  • защитные средства для пластика и резины от воздействия кислоты и щелочей;
  • антикоррозийные компоненты.

Выбор препарата

Перед покупкой промывочного средства нужно определить преобладающий характер загрязнений охлаждающей жидкости. Когда превалируют неорганические составляющие (накипь, продукты коррозии и окисления металлов), под крышкой радиаторного бачка или расширителя наблюдается белый осадок с оттенком ржавчины. Для такого случая выбирайте кислотосодержащий очиститель на основе ортофосфорной кислоты или ее фосфатов.

Органические загрязнения (продукты разложения тосола, масло, грязь) выдает мутный цвет антифриза. Для их удаления необходимо использовать моющее средство щелочного типа. Наряду с основными элементами: поверхностно-активные вещества (ПАВы), регулятор кислотно-щелочного баланса pH, препарат должен содержать комплексообразующие добавки, способствующие интенсивному растворению и удалению грязевых остатков.

Хорошо, когда состав содержит антикоррозийные ингибиторы, защищающие детали, выполненные из металла. Наконец, для промывок на водной основе должна использоваться деионизированная вода, о чем на упаковке должно быть соответствующее указание. Обычная вода содержит соли, которые вызывают появление известковых образований.

Совет: выбирая определенное средство для промывки охлаждающей системы, учитывайте состояние радиатора, других устройств и подлежащей замене жидкости.

На что обращать внимание при покупке

Выбирая в магазине жидкость для предстоящей промывки системы охлаждения двигателя, следует уделять особое внимание следующим вопросам:

  • Стоимость продукта. Заманчиво низкая сумма на ценнике, скорее всего, является следствием экономии производителя на активных веществах.
  • Объем содержимого. Оптимальная емкость упаковки - 0,3 - 0,5 литра. При этом чем выше плотность состава, тем больше в нем содержится активно-полезных веществ. Поэтому из промывок одинакового объема предпочтительнее более тяжелые.
  • Время действия очистки. Слишком короткий период отмывания (от 2 до 5 минут) должен насторожить. Возможно, это некорректное обещание, и система будет недостаточно промыта, что обесценит потраченные зря время и деньги. Не исключено, что состав излишне агрессивен, и способен повредить некоторые детали. Проверить второе предположение можно, погрузив кусочек алюминия в промывку. Появление пузырьков свидетельствует об излишней химической активности раствора. В этом случае инструкция должна содержать указание о необходимости промыть в конце процедуры СОД водой.
  • Наличие осадка на дне флакона. При нормальной температуре консистенция раствора должна быть однородной, без каких-либо выделений. В противном случае, они способны появиться и внутри охлаждающего контура.
  • Хороший препарат после встряхивания не должен образовывать пены. Ее наличие в системе после слива моющего средства приведет к попаданию некоторого количества очистителя в свежезалитый охлаждающий тосол, что ухудшит его свойства.

Обзор некоторых марок

Wynn’s Cooling System Flush

Мощный бескислотный очиститель бельгийского производства. Помимо ржавчины и накипи растворяет масляные выделения, грязь, не воздействует на резиновые элементы и металлические детали. Наиболее эффективное действие оказывает при промывании застарелых отложений. Емкость баночки - 325 мл, цена - от 250 до 300 рублей.

Bardahl Cooling System Fast Flush

Французская быстродействующая промывка воздействует на разные виды образовавшихся остатков: окалину, продукты окисления, солеобразования и коллоидные составы. Ингредиенты промывающей жидкости разрыхляют отложенные образования путем разрушения молекулярных связей. Промывка рекомендуется для всех типов ОЖ: C, D, а также универсальных и специальных. Вместимость баллончика - 0,5 литра, стоит препарат около 450 рублей.

LIQUI MOLY Kuhler Reiniger

Этот очиститель системы охлаждения представляет на российском рынке германскую продукцию. Благодаря отсутствию агрессивных кислот и щелочей продукт не оказывает разрушительного воздействия на пластмассовые и резиновые элементы. Средняя цена баночки 0,3 литра - в районе 485 рублей.

HI GEAR 7 minutes Radiator Flush

Благодаря концентрированной формуле американский препарат удаляет все возможные последствия жизнедеятельности СОД: ржавчину, накипь, жир, отработку антифриза даже в запущенной ситуации. Отсутствие кислот позволяет обходиться без нейтрализации. Препарат совместим с обычными материалами, используемыми всеми мировыми производителями автомобилей. Металлическая банка емкостью 325 мл стоит 350 - 500 рублей.

LAVR Radiator Flush 2 in 1

Двухкомпонентный набор российского производства. Состоит из отдельных кислого и щелочного растворителей. Состав № 1 на кислотной основе растворяет известковые образования и окислы, а специальные элементы обеспечивают поддержание последних в дисперсном состоянии. Новинкой являются защитные компоненты, создающие буферную фосфатную пленку, предохраняющую детали охлаждающей системы от воздействия кислоты.

Щелочной состав № 2 растворяет органические выделения и нейтрализует результаты воздействия кислотной среды. Эксперты признают этот препарат самым безопасным, а его применение для очистки особо запущенных СОД - наиболее эффективным. При емкости каждого баллончика 0,33 литра, набор стоит около 525 рублей.

Промывать систему охлаждения необходимо не от случая к случаю. Эту процедуру рекомендуется выполнять при очередной замене ОЖ или раз в два года.

Итак, если вы хотите, чтобы ваш двигатель всегда был чистым, не перегревался и отличался резвостью, замене ОЖ следует уделять такое же внимание, как и замене моторного масла. Чтобы тосол дольше сохранял свои качества, прежде чем заливать свежую порцию, необходимо промыть систему охлаждения двигателя от остатков старой жидкости. Наилучшим средством для этой процедуры являются специальные промывочные препараты заводского изготовления.

Все автолюбители прекрасно понимают, что приобретя любое транспортное средство о нем необходимо заботиться. Дабы ваш «железный конь» исправно функционировал, за ним необходимо следить. К тому же это относится ко всем системам и деталям автотранспорта. Вследствие этого одним из важных процедур хорошего владелец авто, является промывка системы охлаждения двигателя. Данный ритуал по советам профессионалов, следует выполнять не менее 1 раза в два года. В нашей статье вы подробно узнаете, как грамотно выполнять промывку, ознакомитесь с ее методами и зачем она нужна.

Зачем это так необходимо?

В ходе практики выясняется, что многие автомобилисты не имеют понятия, зачем промывать систему охлаждения. Зачастую этими автовладельцами оказываются новички. Все профессионалы твердят о том, что следует периодически промывать систему, потому что рано или поздно внутри и на поверхности скапливаются всевозможные загрязнения:

  • осадки;
  • пыль;
  • накипь;
  • грязь;
  • песок.

Такие загрязнения приводят к уменьшению отверстия трубочек, засорению решеток и иных деталей механизма, и через некоторое время приводит к окончанию работоспособности. Зачастую, это наносит повреждение двигателю автотранспортного средства. Также такие последствия приводят к серьезным проблемам, и в дальнейшем к полной замене двигателя. Мало того, что вы потратите кучу времени, так еще и денег, ведь эти услуги не из дешевых. Согласитесь это не совсем утешительный момент.

Какие бывают методы промывки?

Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо иногда отвозить свой автотранспорт на СТО, желательно, как указывалось выше не менее 1 раза на протяжении двух лет. Вот там уже посредством специального устройства совершается доскональная очистка системы от всевозможных загрязнений и осадков. Еще вам заменят охлаждающую жидкость, в летнее время заливают дистиллированную воду, а вот в зимний период антифриз. Такого рода вариант, является совершенным. Если у вас нет денег или желания, то можно произвести промывку собственноручно, это не так уж сложно. Результат будет потрясающим и ничем не отличающимся от того, который вы бы получили на станции технического обслуживания. Все-таки вы решили совершать процедуру самостоятельно и не знаете чем промывать систему, тогда читайте ниже.

Какие подручные средства могут вас спасти?

Практически в каждом доме можно найти, таких помощников ими являются:

1. Всеми любимая кока-кола.

2. Лимонная кислота.

Прочистить систему можно и обычной проточной водой, но этим вы сможете вымыть только мусор и ничего больше. В конце концов, очистка будет не идеальной, чего не скажешь о лимонной кислоте и коле. С помощью них можно провести очистку по глубже и трубки очистить от накипи. Работоспособность автотранспорта, естественно возобновится полностью в последнем случае.

Лимонная кислота

Данное вещество формирует кислую среду, что хорошо помогает вывести как всю ржавчину, так и накипь из системы.

Способ применения

Дабы приступить к промыванию охлаждающей системы, нужно в первую очередь приготовить жидкость, в состав которой входит проточная вода и лимонка, но только определенной насыщенности.

Запомните! Необходимо на 10 литров воды иметь всего 1 килограмм кислоты лимонной.

Далее что вам нужно сделать, это слить всю охлажденную жидкость в механизме и только потом залить полученный раствор. Затем производим нагрузку на систему, с помощью оборотов. Проедьтесь немного, и по стечению 40 минут нужно будет сливать жидкость. Еще простой водой очень хорошо вымойте систему охлаждения, повторять процесс этот нужно пару раз, дабы до конца промыть всю кислую среду. По окончанию всей процедуры залейте в механизм новую охлаждающую жидкость.

Кока - кола

Если отталкиваться от практики, то данный напиток можно применить во многих случаях, и не исключением является промывка механизма охлаждения. Однако благодаря ему можно получить реальные результаты.

Способ применения

Процесс промывки колой совпадает полностью с предыдущей процедурой. Есть только одно отличие, следует сократить нагрузку механизма до 5 минут.

Запомните! После применения колы нужно еще лучше промывать систему, потому что этот напиток имеет в своем составе не только кислоту, но и сахар. Если вы не знали, то сахар может испортить без того тяжелое положение.

Окончательный этап

Если после того, как вы залили новую жидкость, образовались пузыри - не волнуйтесь. Это, конечно мешает полному наполнению системы, но удалить их не сложно, достаточно при открытой крышке радиатора запустить двигатель. Теперь долейте жидкость до требуемой пометки. Как вы уже успели заметить, то контролировать состояние механизма охлаждения можно и собственноручно экономя при этом свои финансы. По итогу вы будете иметь безупречно функционирующий автотранспорт и комфортную езду.