Кто выпускает автомобили ягуар. Легендарное качество английского концерна, вся история Jaguar

Двигатель ЯМЗ-240НМ2 выпускался Ярославским Моторным Заводом с 1988 г. Предназначен для установки на карьерные самосвалы грузоподъемностью 42 т. БелАЗ-75485, БелАЗ-75486, БелАЗ-75487, БелАЗ-75489.

Диаметр и ход поршня, мм: 130/140
Мощность при частоте вращения 2100 мин, кВт (л.с.): 368 (500)
Максимальный крутящий момент при частоте вращения 1600 мин, Н·м (кгс·м): 1815 (185)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч): 208 (153)
Масса, кг: 1790

Тип двигателя:
Дизель, 4-тактный, V-12, с турбонаддувом, с непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением, с индивидуальными головками цилиндров.

Сравнительные характеристики

Модификация 240М2 240НМ2 240ПМ2 240БМ2
Число цилиндров 12 12 12 12
Диаметр цилиндра, мм 130 130 130 130
Ход поршня, мм 140 140 140 140
Рабочий объем цилиндров, л 22,3 22,3 22,3 22,3
Номинальная мощность кВт (л.с.) 265 (360) 368 (500) 309 (420) 220,6 (300)
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности мин -1 2100 2100 2100 2100
Максимальный крутящий момент, H·м (кгс·м) 1275 (130) 1815 (185) 1491 (152) 1275 (130)
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин, не более 1600 1600 1600 1300-1600
Частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, мин:
минимальная 600 600 600 700
максимальная 2325 2325 2325 2150
Степень сжатия 16,5 15,2 15,2 16,5
Генератор 6301.3701 6301.3701 6301.3701 Г 287 Д
Габаритные размеры, мм:
длина 1577 1759 1759 1700
ширина 1014 1098 1098 1016
высота 1190 1190 1190 1446
Масса не заправленного двигателя, кг: 1670 1790 1790 1720

Способ смесеобразования: Непосредственный впрыск.
Топливоподающая аппаратура: Разделенная.
Топливный насос высокого давления: Двенадцатиплунжерный.
Регулятор частоты вращения: Центробежный, всережимный.
Форсунки: Закрытые, с многодырчатым распылителем.
Муфта опережения впрыскивания: Автоматическая, центробежного типа
Смазочная система: Смешанная: под давлением и разбрызгиванием.
Топливные фильтры: Два: грубой и тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами.
Масляные фильтры: Два: полнопоточный со сменным фильтрующим элементом и тонкой очистки центробежный с реактивным приводом.
Водяной насос: Центробежный, с шестеренчатым приводом
Пусковое устройство: Стартер 2501.3708-01, постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом, номинальная мощность 8,2 кВт (11 л.с.), номинальное напряжение 28 В.

Двигатель ЯМЗ-240ПМ2 выпускался Ярославским Моторным Заводом с 1988 г. Предназначен для установки на карьерные самосвалы грузоподъемностью 30 т.

3 7 ..

Дизель ЯМЗ-240Б (трактор К-701)

Дизель ЯМЗ-240Б отличается от двигателя ЯМЗ-240 дефорсированием его частот вращения (1900 вместо 2100 мин-1). Кроме того, фронтальная часть его выполнена с учетом особенностей работы системы охлаждения, которая более развита и имеет вентилятор высокой.производительности с гидромуфтой.

Двигатель ЯМЗ-240Б четырехтактный, с расположенными в два ряда цилиндрами, выполненными в одном блоке вместе с верхней частью картера. Направление вращения коленчатого вала правое. Порядок работы цилиндров: 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9. Диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 140 мм, степень сжатия 16,5. На цилиндр приходятся два клапана (один-впускной, другой - выпускной). Фазы газораспределения: открытие впускного клапана 20° до ВМТ, выпускного-56° до ВМТ; закрытие выпускного клапана 56° после ВМТ, впускного - 20° после ВМТ. Диаметр тарелки клапанов: впускного - 61 мм, выпускного - 48 мм; высота подъема клапанов 13,5 мм. Зазор между клапаном и коромыслом в холодном состоянии составляет 0,25-0,30 мм. Угол опережения впрыска топлива 19°±1° до ВМТ. Давление начала подъема иглы форсунки 16,5±0,5 МПа. Масса незаправленного двигателя на момент поставки равна 1670 кг; его длина 1688 мм, ширина 1014 мм и высота 1374 мм. Поперечный разрез двигателя представлен на рис. 2.3. На рисунке показано, что на каждой шатунной шейке коленчатого вала устанавливаются два шатуна: один - для правого ряда; другой - для левого. Поэтому правый ряд цилиндров смещен относительно левого на 35 мм вперед. Блок-картер туннельного типа отлит из низколегированного серого чугуна специального состава. Гильзы цилиндров «(мокрого типа) своими буртами входят в выточки на верхней полке блока, а сверху прижимаются четырьмя головками цилиндров (одна та три цилиндра).

Нумерация цилиндров ведется по ходу от вентилятора к кабине справа (1-6) и слева (7-12). Головка цилиндров представляет собой отливку из низколегированного серого чугуна. Она крепится к блоку с помощью 14 шпилек. Стык головки цилиндров и блока уплотняется сталеасбестовой прокладкой. В ней размещаются клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки. Седла выпускных клапанов вставные. Они изготавливаются из специального жароупорного чугуна и запрессовываются в гнезда с натягом 0,004- 0,105 мм. Полость головки с клапанным механизмом и форсунками -закрыта крышкой, крепящейся к головке барашками. Стык между крышкой и головкой уплотняется резиновой прокладкой фигурного профиля. Все четыре головки взаимозаменяемые.

Коленчатый вал стальной, штампованный, содержит семь коренных и шесть шатунных шеек, закаленных токами высокой частоты.. Шатунные шейки имеют закрытые заглушками внутренние полости, в которых масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Шесть кривошипов вала расположены под углом 120° один к другому в трех плоскостях. На переднем конце коленчатого вала установлен

жидкостный гаситель крутильных колебаний, а на заднем (коническом)- ступица маховика. В качестве коренных подшипников коленчатого вала выступают роликовые подшипники, наружные кольца которых запрессованы в расточки картерной части блока. От осевых

перемещений их ограничивают стопорные кольца. Внутренних колец роликовые подшипники не имеют. Ролики двигаются непосредственно по беговым дорожкам, выполненным на опорных шейках коленчатого вала. При износе беговых дорожек на опорных шейках вала допускается их перешлифовка на ремонтные размеры с соответствующей заменой роликовых подшипников. Диаметры беговых дорожек и номера подшипников приведены в табл. 2.1.

Рис. 2.3. Поперечный разрез двигателя ЯМЗ-240Б

2.1. Диаметры беговых дорожек опорных шеек коленчатого вала и номера подшипников

От осевых перемещений коленчатый вал удерживается двумя бронзовыми кольцами, установленными в выточке корпуса, приклепанного к переднему торцу блока. Маховик отлит из серого чугуна и крепится болтами к специальной ступице. Его зубчатый венец служит для пуска двигателя стартером. В зацепление с зубчатым венцом при ручном проворачивании коленчатого вала вводится особая шестерня механизма поворота. Последний смонтирован на картере маховика с правой стороны двигателя. От переднего конца вала вращаются вентилятор системы охлаждения, генератор и компрессор.

Шатун стальной, кованый; его стержень имеет двутавровое сечение. Вдоль всего стержня просверлен канал для подачи смазки к подшипнику верхней головки шатуна. Нижняя головка снабжена разъемом, расположенным под углом 55° к оси стержня, что позволяет устанавливать и снимать комплект поршня с шатуном через цилиндр. Крышки шатунов взаимозаменяемы. На одном из стыков имеются метки в виде одинакового для обеих частей двузначного числа и риски, охватывающие обе части шатуна. Подшипник нижней головки шатуна снабжен сменными вкладышами, а верхней - запрессованной бронзовой втулкой. Вкладыши нижней головки шатуна тонкостенные, сменные. Верхние и нижние вкладыши взаимозаменяемые. Предусмотрено шесть ремонтных размеров вкладышей. Клеймо с номером ремонтного размера и уменьшенное значение диаметра шеек вала наносятся на тыльную сторону вкладыша вблизи стыка. Размеры шатунных шеек коленчатого вала и вкладышей приведены в табл. 2.2.

Поршни двигателя отлиты из специального высококремнистого алюминиевого сплава. Они имеют канавки для трех компрессионных и двух маслосъемных колец. Сечение компрессионных колец трапецеидальное, а маслосъемных - коробчатое с расширителями. Верхнее компрессионное кольцо по наружной поверхности покрыто слоем пористого хрома. С шатуном поршень соединяется пальцем плавающего типа; осевое перемещение пальца в поршне ограничивается

Двигатели БелАЗа ЯМЗ-240, ЯМЗ-240Н


Быстроходные четырехтактные двигатели ЯМЗ-240, ЯМЗ-240Н (рис. 48) имеют V-образное расположение цилиндров под углом 75°. По внешнему виду двигатель ЯМЗ-240Н отличается от двигателя ЯМЗ-240 только наличием турбокомпрессоров.

Двигатели ЯМЗ в отличие от двигателя Д12А-375Б не имеют прицепных шатунов. На каждой шатунной шейке коленчатого вала установлено рядом по два шатуна для левого и правого цилиндров.



Рис. 48. Двигатель ЯМЗ-240Н:
1 - водяной насос; 2 - генератор; 3 - маслозакачи-вающий насос; 4 - водосборные трубопроводы; 5 - крышки головок цилиндров; 6 - впускной трубопровод; 7 - турбокомпрессоры; 8 - выпускные трубопроводы; 9 - масляный фильтр; 10 - маслоизмерительный -стержень; 11 - топливный фильтр тонкой очистки; 12 - топливный фильтр грубой очистки; 13 - топливоподкачивающие насосы

Порядок работы цилиндров: 1-12-5-8-3-10-6 - 7 - 2-11 - 4-9 (рис. 49).

На двигателях ЯМЗ коленчатый вал устанавливается на роликовых подшипниках качения, наружные кольца которых установлены в гнездах картера, а внутренними обоймами являются опорные шейки коленчатого вала.

Двигатели имеют верхнеклапанный механизм газораспределения с одним распределительным валом на оба ряда цилиндров. Каждый цилиндр имеет один впускной и один выпускной клапаны. На каждый ряд цилиндров установлены по две головки, т. е. одна головка на три цилиндра.

После-первых 100 ч работы двигателя необходимо подтянуть все внешние резьбовые соединения двигателя, а также гайки крепления головок цилиндров двигателя, проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в клапанном механизме двигателя. В дальнейшем подтяжку внешних резьбовых соединений производить через 100 ч работы двигателя; подтяжку гаек крепления головок цилиндров и проверку зазоров в клапанном механизме-через 500 ч.

Периодически, через 2000 ч работы двигателя, сняв с двигателя головки цилиндров и клапаны, очистить их от нагара, если необходимо - притереть клапаны к седлам.

Система питания двигателей топливом

На автомобиле БелАЗ-540А в систему питания (рис. 50) входят два топливных бака, кран отключения баков, фильтр предварительной очистки топлива, два топливоподкачивающих насоса, фильтр окончательной очистки топлива, топливопроводы и топ-ливоподкач‘ивающая аппаратура, смонтированная на двигателе.

На автомобиле БелАЗ-548А в систему питания дополнительно еще входят топливный бак и ручной топливоподкачивающий насос.

В случае установки на обоих автомобилях пускового подогревателя типа ПЖД-600 его подключают к системе питания двигателя. Расположение топливных баков на автомобиле БелАЗ-540А такое же, как на автомобиле БелАЗ-540.

На автомобиле БелАЗ-548А дополнительный топливный бак устанавливают с правой стороны внизу под основным топливным баком, с которым он соединен шлангом для перетекания топлива. Кроме того, дополнительный бак соединен топливопроводом с левым топливным баком для выравнивания давления при изменении уровня топлива. Забор топлива на автомобиле БелАЗ-548А осуществляется из дополнительного бака.

Рис. 49. Схема расположения цилиндров двигателя:
1 - правый блок цилиндров; II- левый блок цилиндров; III - маховик

На автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и 531Г система питания двигателя топливом выполнена по схеме, аналогичной системе питания на автомобиле БелАЗ-548А; но вместо трех топливных баков имеется один.

Рис. 50. Система питания двигателя топливом на автомобиле Бё л A3-540А:
1 - топливные баки; 2 - заправочная горловина; 3 - кран отключения топливных баков; 4 - пусковой подогреватель двигателя; 5 - фильтр предварительной очистки топлива; 6 - топливоподкачивагощие насосы; 7 - фильтр окончательной’ очистки топлива; 8 - пробки выпуска воздуха из системы; 9 - топливный насос высокого давления; Ю - форсунки; 11 - топливопроводы слива топлива из форсунок; 12 - топливопровод объединенной системы выпуска воздуха при работе двигателя; 13 - датчик указателя уровня топлива; 14 - сливная пробка на поперечине рамы; 15 — емкость в поперечине рамы автомобиля для сбора топлива

Излишки топлива от форсунок на автомобиле БелАЗ-548А и на автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и БелАЗ-531Г по топливопроводу сливаются в топливный бак. На автомобиле БелАЗ-540А излишки топлива от форсунок отводятся по специальному топливопроводу в пустотелую поперечину рамы, которая используется в качестве емкости и снизу имеет сливную пробку. Накапливающееся в поперечине топливо следует сливать и после фильтрации можно использовать для питания двигателя.

Ручной топливоподкачивающий насос (рис. 51), устанавливаемый на автомобиле БелАЗ-458А и автомобилях-тягачах БелАЭ-531 и БелАЭ-531Г, предназначен для прокачки топливной системы, когда уровень топлива в баке ниже топливоподающей аппаратуры двигателя и топливо из бака не может самотеком поступать в систему питания двигателя.

Насос - диафрагменного типа, имеет всасывающий и нагнетательный клапаны, последовательное открытие которых при перемещении диафрагмы обеспечивает подачу топлива из бака в систему.

Для предохранения насоса от повреждения в случае повышения давления в нагнетательной магистрали установлен редукционный клапан, который прекращает подачу топлива в нагнетательную магистраль, если давление в ней повысится до 1,4 кГ/см2.

При использовании насоса темп качания не должен превышать 60 качков в минуту, при этом к рукоятке насоса нельзя прикладывать значительных усилий.

Привод управления подачей топлива. Правильно отрегулированный привод (рис. 52) должен обеспечивать полное перемещение рычага подачи топлива на регуляторе между винтом холостых оборотов и винтом максимальных оборотов при одновременном правильном положении педали.

Расстояние от оси педали до пола кабины (без коврика) в положении ее, соответствующем минимальным оборотам холостого хода, должно быть 109 мм.

При регулировке, установив педаль в таком положении, необходимо соединить ее тягами с рычагом на регуляторе, который должен быть прижат к винту минимальных оборотов холостого хода. Затем проверить нажатием на педаль полное перемещение рычага регулятора к винту максимальных оборотов. При необходимости отрегулировать привод, изменяя длину тяг.

Рис. 51. Ручной топливоподкачивающий насос:
1 - корпус; 2 - редукционный клапан; 3 - нагнетательный клапан; 4 - крышка; 5 - диафрагма; 6 - всасывающий клапан

Рис. 52. Привод управления подачей топлива: а - вид с левой стороны автомобиля; б - вид спереди автомобиля;
1 - рукоятка ручного управления; 2, 7 и 10 - тяги; 3, 6 и 9 - рычаги; 4 - педаль; 5 - вал педали; 8 -- вал; 11 - рычаг подачи топлива на регуляторе; 12 - скоба выключения подачи топлива на регуляторе; 13 - трос останова двигателя; 14 - рукоятка останова двигателя

Система питания двигателей воздухом

В системе питания двигателей воздухом применяются воздушные фильтры контактно-масляного типа. Исключение составляют автомобили-тягачи БелАЭ-531 и БелАЗ-531Г, на которых устанавливается воздушный фильтр ВТИ-4.

На автомобиле БелАЗ-540А устанавливаются два воздушных фильтра, на автомобиле БелАЗ-548А - три фильтра. В системе фильтры работают параллельно.

Воздушные фильтры установлены на правом крыле автомобиля под капотом (рис. 53). Воздух забирается снаружи через специальные окна в капоте, закрытые защитными колпаками. Плотное соединение воздухозаборного отверстия фильтра с капотом обеспечивается резиновой муфтой, поджимаемой пружиной. Фильтр на воздухопроводе крепится стержнем.

Система смазки двигателей

Система смазки двигателей - комбинированная, с заправкой масла в поддон картера двигателя.

На рис. 54 показана система смазки двигателя ЯМЗ-240. По такой же схеме выполнена система смазки двигателя ЯМЗ-240Н, у которого дополнительно подключены турбокомпрессоры. Датчик указателя давления масла в подшипниках подключен к правому турбокомпрессору.

Давление масла в системе смазки двигателя контролируют по указателю давления, датчик которого установлен впереди на правой боковой поверхности картера.

Рядом с датчиком давления масла установлен датчик контрольной лампы аварийного давления масла, который включает лампу в случае падения давления масла в системе ниже 1,7 кГ/см2.

Температуру масла контролируют по указателю, датчик 8 которого расположен на передней стенке поддона картера двигателя.

К масляной магистрали двигателя параллельно подключена система смазки компрессора.

Рис. 53. Установка на автомобиле воздушного фильтра:
1 - защитный колпак; 2 - капот автомобиля; 3 - резиновая муфта; 4 - крышка фильтра; 5 - фильтрующий элемент; в - масляная ванна фильтра; 7 - стержень крепления фильтра

Рис. 54. Система смазки двигателя ЯМЗ-240:
1 - масляный радиатор; 2 - дополнительная пробка слива масла из системы; 3 - кран отключения масляного радиатора; 4 - маслонзмерительный стержень; 5 - датчик контрольной лампы аварийного давления масла в системе смазки; 6 - масляный фильтр; 7 - датчик указателя давления масла в системе; 8 - датчик указателя температуры масла; 9 - пробка слива масла из поддона картера двигателя; 10 - маслозакачиваю-щий насос; 11 - перепускной клапан насоса; 12 - обратный клапан; 13 - компрессор

При применении для двигателя ЯМЗ-240 масла М10В по ТУ 38-1-210-68 и для двигателя ЯМЗ-240Н масла М10Г по ТУ 38-1-211-68 замену масла и фильтрующих элементов масляного фильтра производят через 200 ч работы двигателя.

При изменении сезона эксплуатации во время замены масла в двигателе снимают и промывают поддон картера двигателя и сетки заборников масляного насоса, удаляют смолистые отложения со стенок картера двигателя.

Для полного слива масла из системы во время замены открывают пробку на штуцере крана отключения масляного радиатора и сливают масло из радиатора и маслопроводов при обоих крайних положениях а и б рукоятки крана.

Система охлаждения двигателей

Система охлаждения двигателей - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости от насоса. Циркулирующей в системе жидкостью охлаждаются гильзы цилиндров и головкй цилиндров двигателя, а также блок и головка цилиндров компрессора.

В систему охлаждения двигателя (рис. 55) параллельно водяному радиатору включен радиатор отопителя кабины, который забирает часть тепла для обогрева кабины. Радиатор отопителя включают краном. В зависимости от степени нагрева жидкости движение ее в системе осуществляется или по малому кругу циркуляции (радиатор отключен), или по большому кругу циркуляции (через радиатор).

Рис. 55. Система охлаждения двигателя ЯМЗ-240:
1 - водяной радиатор; 2 - пароотводные трубки; 3 - расширительный бачок; 4 - пробка заправочной горловины; 5 - радиатор отопителя кабины; б - компрессор; 7 - кран отключения радиатора отопителя кабины; 8 - термостаты; 9 - указатель температуры жидкости; 10 - рубашка охлаждения двигателя; 11 - водяной насос; 12 - сливные краны; 13 - пусковой подогреватель двигателя

Направление потока жидкости регулируют термостатами, установленными в водосборных трубах двигателя.

Система пароотводных трубок соединяет верхний бачок радиатора и водяные трубы с верхней частью расширительного бачка, в который удаляются пары воды и воздух, попавший в систему.

Температуру жидкости в системе охлаждения контролируют по указателю 9 температуры, датчик которого установлен на водосборной трубе левого блока цилиндров.

Отличие системы охлаждения двигателя автомобиля БелАЗ-548А заключается в установке в ней двух водяных радиаторов (вместо одного на БелАЗ-540А) и вентиляторов с увеличенной шириной лопастей.

Привод вентиляторов на автомобилях БелАЗ-540А, БелАЗ-548А и автомобилях-тягачах БелАЗ-531 и БелАЭ-531Г имеет такую же конструкцию, как на автомобиле БелАЗ-540.

Сливной кран для удаления жидкости из системы охлаждения расположен в нижней части корпуса водяного насоса.

На двигателях, оборудованных пусковым подогревателем, имеется еще дополнительный сливной кран на котле подогревателя.

Система предпускового подогрева двигателей

Для облегчения пуска двигателей при-низких температурах на автомобилях БелАЗ-540А, БелАЗ-548А и автомобилях-тягачах БелАЗ-531, БелАЭ-531 Г устанавливаются пусковые подогреватели типа ПЖД-600 (рис. 56).

При установке пускового подогревателя двигатели ЯМЗ снабжаются дополнительным поддоном 3, который обеспечивает направленное движение выпускных газов подогревателя на поддон картера двигателя для разогрева в нем масла. Циркуляция жидкости при работе пускового подогревателя показана на рис. 55. Устройство, правила эксплуатации и неисправности подогревателя ПЖД-600 описаны в разделе «Система предпускового подогрева двигателя Д12А-375Б».

Рис. 56. Установка пускового подогревателя двигателя на автомобиле БелАЗ-540А:
1 - рама автомобиля; 2 - поддон картера двигателя; 3 - дополнительный поддон; 4 - Руоопровод подвода горячих газов подогревателя к двигателю; 5 - пусковой подогреватель сооре; 6 - трубопровод подвода жидкости к подогревателю; 7 - трубопровод отвода нагретой жидкости к двигателю

К атегория: - Автомобили БелАЗ