Замена масляного фильтра: рекомендации и комментарии. Как работает масляный фильтр Перепускной клапан - защитник от опасного повышения давления масла

Часто при замене масла автовладельцы задаются вопросом: нужно ли делать промывку двигателя, прежде чем заливать новое масло? И большая часть из них отвечают на этот вопрос утвердительно.

Естественно, механики в автосервисах и не думают отговаривать таких клиентов от промывки, а многие советуют ее дополнительно, даже настаивают, хотя клиент и не просил о такой услуге. Они начинают в красках и подробностях описывать все отложения, скопившиеся в моторе за годы работы, а так же рассказывать, какой эффект даст процедура промывки. Но можно ли объективно оценивать слова человека, который заинтересован в том, чтобы продать нам как можно больше товаров и услуг? Да и едва ли найдется много по-настоящему хороших автомехаников, которые действительно разбираются в автомобилях и понимают что для них полезно и необходимо, а что нет.

Тема промывки актуальна для любого автовладельца, потому что вряд ли найдется хоть один, кому эта идея не приходила в голову. Но, несмотря на актуальность и популярность этой темы, вопросов в ней намного больше, чем ответов. Точнее, рядовому автомобилисту обычно не хватает информации о процессах, происходящих при промывке, чтобы принять правильное решение. А автомеханики далеко не всегда компетентны или хотят просветить клиента, чтобы он потратил в их автосервисе как можно больше денег. В статье мы рассмотрим механизм промывки двигателя, ее основные виды, а также дадим некоторые рекомендации о проведении данной процедуры.

Процесс промывки

Прежде чем углубляться в разговор о том, какая промывка двигателя лучше, необходимо понять сам процесс. Итак, вы собираетесь заменить масло в своей машине, но перед этим решаете «почистить» мотор. Для этого вы приезжаете на СТО, где автомеханик советует вам использовать для этого хорошую дорогую жидкость для промывки двигателей.

Важно! Необходимо понимать, что при сливе промывочной жидкости (как и при сливе самого моторного масла) не происходит ее полного вытекания из двигателя. Она скапливается в различных каналах, полостях, трещинах и прочих «неровностях» на внутренних поверхностях двигателя. Обычно, ее содержание достигает от 5 до 20% от общего объема двигателя.

Теперь мы выяснили, что при промывке мотора специальным средством, оно не полностью сливается и какая-то его часть остается внутри. Так, в среднестатистическом автомобиле с объемом двигателя 1,6 литра останется примерно 400 мл промывочной жидкости. Что не менее важно, жидкость эта будет не чистой, а смешанной с тем, от чего должна была избавить ваш двигатель: старым, грязным маслом и прочими загрязнениями.

Чем это опасно

Большинство автомобилистов должны понимать, что собой представляет современное моторное масло. Такая жидкость, условно говоря, является смесью основного (или базового) масла с различными присадками. Собственно, наличием и количеством присадок в сейчас и определяется его класс, цена и возможные условия эксплуатации. Каждый производитель стремится добиться наиболее удачного их сочетания. Существует достаточно много видов различных присадок, самыми важными из них являются:

  • вязкостные;
  • противопенные;
  • антикоррозийные;
  • антиокислительные;
  • моющие;
  • и т.д.

А теперь попытайтесь представить, что происходит с моторным маслом, которое добавляют в двигатель, на четверть заполненный промывающей жидкостью и шлаками. Совершенно верно, ничего хорошего. Главное негативное последствие - «разбавление» масла. Теперь в вашем моторе состав, концентрация присадок на единицу объема в котором меньше, чем вы ожидали. Это означает, что такое масло будет вести себя совсем не так, как вы привыкли; некоторые его свойства либо вовсе пропадут, либо станут менее выраженными. То есть вероятность того, что с двигателем может случиться поломка, возрастает. К возможным последствиям езды на «разбавленном» масле можно отнести:

  • его вспенивание;
  • появление эмульсии;
  • чересчур быстрая выработка ресурса;
  • недостаточная смазочная способность;
  • и т. д.

Но самой важной проблемой, естественно, является уменьшение вязкости состава. Этот показатель моторного масла отвечает за густоту состава и ее изменение в зависимости от температуры. Также по параметрам вязкости можно примерно определить и срок службы моторного масла, поэтому он и уменьшается при разбавлении.

Очевидно, чем больше промывающей жидкости осталось внутри двигателя, тем больше будет разница между ожидаемой и фактической вязкостью после его заливки. Например, если вы заливаете моторное масло с показателями вязкости 5W-40, то по факту в двигателе получите как минимум 5W-30, а то и еще меньшее значение вязкости.

Чем и когда промывать двигатель

Прежде чем перейти к ответу на вопрос «чем лучше промыть двигатель перед заменой масла», разберемся, когда, вообще, стоит проводить данную процедуру со своим автомобилем. Так как мы выяснили, что промывание двигателя имеет и свои негативные последствия, делать ее перед каждой заменой все-таки не рекомендуется. Не стоит также делать этого на новых автомобилях, ведь на заводе в них заливают хорошее, фирменное масло (в том числе и затем, чтобы вы впоследствии продолжали заливать именно его). Тех, кто беспокоится о некачественном масле «с завода» или «с салона» слушать не стоит.

Совет! Не промывайте двигатель перед каждой заменой масла, тем более на новом автомобиле.

Однако, такой совет актуален только для тех автовладельцев, которые следят за состоянием своего автомобиля и регулярно производят замену всех технических жидкостей.

В каких же случаях замена масла желательна и даже необходима? Их немного:

  • Во-первых, обязательно необходимо промыть двигатель при переходе с одного вида масла на другое. Например, при переходе с синтетики на полусинтетику, с лета на зиму или при замене составов с большой разницей в показателях вязкости (5W-40-15W-40).
  • Во-вторых, лучше сделать промывку двигателя при покупке автомобиля с пробегом. Покупка б/у машины всегда немного похожа на кота в мешке, поэтому перестраховаться и промыть мотор будет совершенно нелишним (так же, как и заменить все прочие жидкости и расходники).
  • В-третьих, в зоне риска машины, подверженные интенсивной эксплуатации либо эксплуатации в тяжелых природных условиях.
  • В-четвертых, турбированные двигатели. Двигатели, оснащенные турбинами, требуют использования хорошего, чистого масла. Иначе турбина может выйти из строя и серьезно ударить по кошельку. Поэтому проводите промывку турбированных двигателей каждые две-три замены масла.

Разобравшись с тем, когда промывка двигателя точно необходима, разберемся чем лучше промывать двигатель при замене масла. Традиционных способов замены четыре:

  • Солярка

Сразу хочется отметить, что солярка не является специализированным средством для промывки бензиновых/дизельных двигателей. Ей пользовались наши отцы и деды, промывая свои ВАЗы, ГАЗы и прочие советские автомобили. В наше время осталось немало последователей, которые промывают отечественные автомобили соляркой. Вообще, промывать двигатель соляркой категорически не рекомендуется , особенно если речь идет об иномарке. Мало того что воздействие солярки на сальник, прокладки и уплотнители может способствовать их разрушению, так она еще и дополнительно загрязняет двигатель. Если вас все-таки заинтересовал такой способ промывки двигателя, то следующее видео поможет вам разобраться во всех его тонкостях:

  • Пятиминутки

Так называются средства, которые добавляются в старое масло за пять минут до его слива и последующей замены. Эти пять минут мотор должен работать. Производители утверждают, что их составы действительно отчищают двигатель за столь непродолжительное время. Подтвердить их слова гораздо труднее, чем опровергнуть, поэтому данный советовать данный способ мы не решаемся. Если польза от него весьма сомнительная, то повреждение сальников и уплотнителей может быть вполне реальным.

  • Промывочная жидкость

О ее недостатках мы уже подробно говорили выше: она остается в двигателе и «разбавляет» новое моторное масло, тем самым изменяя его свойства.

  • Промывочное масло

Пожалуй, самая лучшая промывка для двигателя - это промывка маслом. Для ее осуществления обычно покупают недорогое моторное масло в достаточно большом количестве (чтобы хватило хотя бы на 2 заливки). Некоторые автолюбители при первой промывке мешают моторное масло с промывающей жидкостью в соотношение один к одному. В принципе перед промывкой двигателя маслом можно промыть его жидкостью, а потом вытеснить ее остатки маслом. Разумеется, после промывки какая-то часть масла останется в двигателе. Но в отличие от промывки жидкостью или отсутствия промывки, это будет чистое моторное масло.

Итог

Подводя итог, хочется еще раз посоветовать не промывать двигатель перед заменой масла, если ваш автомобиль не эксплуатируется слишком часто или в тяжелых условиях. Для его нормальной работы будет достаточно своевременной замены масла и масляного фильтра, а также бережной эксплуатации. Если у вас остались какие-то вопросы о промывке двигателя перед заменой масла, посмотрите данное видео:

Масло в любом двигателе служит защитой от излишнего трения между взаимодействующими механизмами. Но в процессе эксплуатации оно неизбежно засоряется частицами нагара и тому подобного мусора. Для избавления от данных отходов и служит масляный фильтр , который пропуская через себя масло, задерживает посторонние частицы. Со временем фильтр сильно забивается и нуждается в замене.

Устройство масленого фильтра

Большинство фильтров для современных автомобилей неразборные и состоят из:

  • Сам корпус фильтра;
  • Фильтрующий материал внутри корпуса;
  • Клапан противосливной;
  • Противодренажный клапан, который закрывается при остановке двигателя, не давая маслу вытечь из фильтра. Во время работы мотора он постоянно открыт;
  • Перепускной клапан, он нужен если масло не может пройти через фильтр без задержек.

Иногда случаются неполадки в системе очистки масла. Причины этого обычно такие:

  • Пропущен срок замены масляного фильтра, и грязный фильтр не справляется с работой.
  • Вязкость масла не соответствует температуре за бортом. Многие производители рекомендуют на зиму заливать масло низкой вязкости.

Срок замены масляных фильтров двигателя

При замене фильтра обычно меняется и масло двигателя, хотя иногда масло меняют и без замены фильтра. Обычно это происходит, если нет возможности приобрести или заменить фильтр, а масло требуется срочно поменять. Интервал замены фильтра и масла зависит от следующих нюансов:

  • Какое у вас масло (минеральное, синтетика или полусинтетика);
  • Условия эксплуатации;
  • Интенсивность нагрузки на двигатель.

Симптомы забитого масляного фильтра

Чтобы сказать точно, забит ли масляный фильтр, понадобится его полная разборка. Так как фильтры в основном не разборные, проводить такую процедуру не рентабельно. Но определить забитость фильтра можно по ряду косвенных признаков:

  1. Температура двигателя становится слишком высокой и постоянно держится выше ста градусов (нормальная температура мотора должна быть около 90-100 градусов), что может приводить к закипанию ДВС .
  2. Расход топлива становится непривычно большим.
  3. Мотор работает прерывисто, обороты плавают.
  4. Мощность падает, наблюдается снижение динамических параметров.

Промывка забитого фильтра, стоит ли делать

Автолюбители восьмидесятых годов часто промывали засорившиеся масляные фильтры, используя для этого керосин или бензин. Стоит заметить, что фильтры тогда были разборные и довольно большими. Так же часто возникали проблемы с покупкой расходников, поэтому автолюбителям приходилось заниматься промывкой. Сейчас промывкой фильтра мало кто занимается, фильтры стоят недорого, а трудоёмкий процесс не даёт стопроцентного результата. Если вы всё же решили промыть фильтр, скорее всего у вас эксклюзивный автомобиль, для которого расходники невероятно дорогие или их просто нет.

Процесс промывки начинается со снятия фильтра, для чего используют специальный ключ-съемник. В фильтр заливается керосин, но лучше использовать кухонные чистящие средства для удаления въевшейся грязи. Через час фильтр следует хорошенько потрясти и промыть сильным напором воды. Данную процедуру замачивания и промытия следует повторить несколько раз.

После всех промывок рекомендуется продуть фильтр сильной струёй сжатого воздуха. В результате вы или получите фильтр, очищенный процентов на 80, либо фильтрующий элемент не выдержит агрессивного воздействия химии и развалится. Не факт, что после очистки фильтр будет хорошо выполнять свои функции.

Виды масляных фильтров

Масляные фильтры бывают следующих типов:

  • Полнопоточные. В них весь масляный поток пропускается через фильтр, а к двигателю поступает уже очищенное масло. Главную роль в данных фильтрах играет клапан перепуска, который регулирует давление масла в двигателе.
  • Частичнопоточные. Имеют два контура очистки, в одном свободно проходит, в другом фильтруется. Качество такой очистки намного выше, чем у первого варианта, но и цена намного выше.
  • Комбинированные. Совмещают достоинства обоих видов фильтрации. Отлично очищают масло, но цена их велика.

Если вы владелец автомобиля с карбюраторным мотором, можно использовать недорогие фильтры грубой очистки, пропускающие частицы более 20 мкм. Для инжекторных моторов требуются фильтры, которые не пропускают частицы более 10 мкм.

Дизельным автомобилям масляные фильтры, выпускаемые для бензиновых двигателей, не подойдут. Дизель – более требователен к качеству масла, поэтому очистка проводится более тщательная. За счёт этого размер дизельных фильтров, как правило, превышает размер фильтров бензиновых.

Стоит ли переплачивать за фирменный фильтр?

Инструкция по замене масляного фильтра в мануале вашего автомобиля предусматривает использование оригинальных фильтров, рекомендуемых изготовителем. Плюсы оригинала это гарантия, полная совместимость и качество исполнения. Минус только один – цена. У не оригинала один главный плюс – низкая стоимость. Минусов же куча. Это некачественные материалы, грубая обработка, несовпадение размеров с оригиналом. Часто, сэкономив на фильтре, можно потерять кучу денег на ремонте двигателя, загубленного использованием некачественного фильтра, который может совсем не очищать масло. Лучше выбрать фильтра известных брендов, таких как Bosch, Filtron, или Goodwill.

Замена масляного фильтра своими руками

Перед тем как поменять масляный фильтр следует загнать машину на эстакаду и прогреть двигатель до рабочей температуры. Из инструментов вам понадобится ключ для откручивания сливной картерной пробки. Ключ можно подобрать на месте, исходя из диаметра пробки. Ещё вам может понадобиться съемник масляного фильтра, который можно сделать своими руками или приобрести в автомагазинах.

Как открутить масляный фильтр

Замена масляного фильтра начинается с процесса слития старого масла. Для этого (предварительно подставив заранее приготовленную ёмкость) на поддоне картера откручивается пробка. Для этого используется подходящий ключ. Для более быстрого вытекания масла, нужно открутить маслозаливочную горловину под капотом. Дождавшись, когда масло вытечет из двигателя, нужно попытаться открутить сам фильтр. Прежде чем откручивать, нужно залить место крепления вэдэшкой.

Снятие масляного фильтра иногда производится руками, но часто требуется специальный ключ для замены, называемый съемник масляного фильтра . Они бывают различных видов, но наиболее часто используются «чашка» и универсальный.

Бывают причины когда съёмник недоступен. В таких случаях большой простой отвёрткой в фильтре пробивается дыра, и использую отвёртку как рычаг, производится откручивание масляного фильтра двигателя на автомобиле. После снятия резьбу следует обработать смазкой и только после этого осуществляется процедура установки нового фильтра.

Порядок замены предусматривает обязательное использование уплотнительной резинки. Для закручивания нового элемента съемник масляного фильтра не понадобится. Просто закрутите его руками. Затягивайте осторожно, усилие затяжки не должно превышать 8 Н-м. После того, как прошла установка нового фильтрующего элемента двигателя, закручивается пробка картера. Закручивать её нужно плотно, но она не должна быть затянута до момента срезания резьбы.

После установки всех элементов заливается новое масло в двигатель. Заливать его следует до отметки «МАХ» на щупе. Запустив двигатель, следует дать возможность маслу пройти через фильтр и заполнить его. После этого нужно проверить уровень масла и долить необходимое количество. Если он сильно понизился, то следует проверить место соединения на масляные потёки. Нужно понимать, что уровень масла после запуска двигателя обязательно понизится, так как масло заполнит фильтр. А в фильтре масла в среднем помещается 100-150 грамм.

Чистка и промывка фильтров


При каждой смене масла в двигателе, а при тяжелых условиях работы не реже чем через 500-1000 км пробега, выпускают отстой из корпусов фильтров грубой и тонкой очистки. Перед сливом отстоя у фильтра грубой очистки с проворачивающимся элементом необходимо несколько раз повернуть рукоятку. Рукоятку также следует ежедневно поворачивать на несколько оборотов.

Фильтр грубой очистки рекомендуется периодически разбирать и тщательно промывать. При промывке пластинчатого элемента необходимо гайку, крепящую пластины на стержне, отпустить. Промывать элемент надо осторожно, чтобы не помять и не погнуть основные и очищающие пластины. Сетчатые или нитяные фильтрующие элементы фильтров грубой очистки дизелей ЯМЗ необходимо тщательно промывать и очищать. Также надо периодически промывать фильтры и трубопроводы системы вентиляции картера.

Фильтрующий элемент фильтров тонкой очистки необходимо периодически заменять. Элемент меняют в среднем через 2000-3000 км пробега, а при быстром потемнении масла в картере двигателя - чаще. При смене элемента надо промыть корпус фильтра и прочистить калиброванное и перепускное отверстия и снова собрать фильтр.

При наличии центробежного масляного очистителя его нужно периодически, примерно через 1500-2000 км пробега, разбирать и очищать внутренность ротора от осадков с помощью деревянного скребка и промывать бензином или керосином, а также продувать и прочищать осторожно жиклеры. Разбирать и собирать очиститель надо осторожно, чтобы не нарушить балансировку вращающихся частей. В случае значительных отложений грязи счищать ротор надо чаще.

При очистке масла центробежным очистителем картерное масло обычно имеет более темный цвет, чем при применении фильтров типа АСФО , так как от масла не отделяются легкие безвредные частицы сажи. Поэтому потемнение масла в случае установки центрифуги не определяет степени его загрязнения и необходимости замены.

У двухтактных дизелей ЯМЗ фильтрующий элемент тонкой очистки меняют одновременно со сменой масла через 1000-1500 км пробега.

После спуска отстоя, разборки и промывки или замены фильтров необходимо заполнить их маслом, проворачивая коленчатый вал и доливая масло в картер.

Одна из главных ролей, выполняемых моторными маслами - это удаление посторонних примесей, частиц износа и загрязнений из зон сопрягающихся деталей. Но чтобы поддерживать смазку в чистоте, её нужно постоянно очищать от инородных загрязняющих веществ. Эту роль с успехом выполняет масляный фильтр. С выработкой ресурса он требует замены.

Одно из условий исправной и длительной работы двигателя - эффективное функционирование масляной системы. Эффективность достигается двумя путями:

  • улучшением состава масла за счёт применения высококачественной базовой основы и добавления сбалансированного пакета различных присадок;
  • использованием такого фильтрующего элемента, который превосходно очищает моторное масло от механических примесей, превращающим смазку в абразивную смесь.

Конструкция

Конструкция масляного фильтра

Фильтрующий элемент - основная деталь любого масляного фильтра. Для очистки моторного масла используется деталь, которая производится из специальной бумаги, которая представляет собой толстый слой сочетания тончайших нитей из целлюлозы, синтетики и стекла. Для придания фильтрующему материалу прочности, жёсткости, нужных физико-химических свойств, его подвергают пропитке составом, основу которого составляют фенолформальдегидные смолы.

После такой подготовке бумажная лента сминается в гармошку и наматывается на перфорированную трубку из листового металла. Образуется цилиндрическая гофра - фильтрующий патрон - торцы которого выглядят как звезда с множеством лучей. На каждый торец гофры намертво приклеивается тонкое кольцо из металла, которое тщательно герметизирует фильтрующий бумажный цилиндр. От качества клея (устойчивого к бензину и маслу) и плотности его слоя зависит непроницаемость для утечки нефильтрованного масла. Это очищает масло от механических примесей размером 45 микрон и больше.

Ещё фильтр служит для оставления некоторого объёма масла в масляных полостях движка после его остановки. Эту роль выполняет обратный клапан в виде широкой, сложной конфигурации манжеты из резины. Когда двигатель заведён, масло благодаря давлению приподнимает эластичные края манжеты и устремляется в систему. При остановке мотора масло течёт вниз в картер и своим весом прижимает манжету, которая препятствует дальнейшему его стеканию. Масляная система остаётся частично заполненной.

Во многих деталях имеется перепускной клапан, который срабатывает для пропуска холодного масла непосредственно в масляную систему при включении стартера утром. Это нужно для облегчения запуска движка, ведь в этом случае масло идёт мимо фильтра.

Когда и зачем надо менять


Схема движения масла в полнопоточном масляном фильтре

Фильтрующий элемент со временем накапливает в себе предельное количество загрязнений и перестаёт выполнять свою основную функцию. Здесь остаётся только один выход: старый масляный фильтр заменить новым.

В особых случаях требуется досрочная замена. Если обратный клапан сделан из некачественной резины и перестаёт запирать масляную систему - деталь нужно немедленно менять. Об этом может просигнализировать долго негаснущая лампочка давления масла при заведённом двигателе. Одной из причин её горения может быть пустая масляная система. Последствия могут быть очень печальные: пока магистрали заполняются маслом, трущиеся детали работают без смазки. Итогом может стать или повышенный износ сопрягающихся частей, или заклинивание кривошипно-шатунного механизма.

Если продолжать ездить на забитом, то можно быстро «убить» движок. Дело в том, что на циркуляции смазки засорённость фильтрующего элемента никак не скажется. Оно будет обходить фильтр за счёт срабатывания перепускного клапана. В этом случае к трущимся деталям оно поступит неочищенным. Силовой агрегат начнёт интенсивно изнашиваться, а контрольная лампочка давления масла загораться не будет. Такая ситуация специально запроектирована в устройстве фильтра. Разработчики определили срок службы этого устройства в 10 тыс. километров, что совпадает со сроком службы качественного моторного масла.

Регламент замены масла всех автомобильных производителей предусматривает одновременную замену масляного фильтра. О том, что он забит, можно догадаться только по косвенным признакам. Во-первых, нужно чаще вытаскивать щуп, и визуально оценивать степень загрязнения масла. Во-вторых, прислушиваться к работе двигателя и следить за его показателями мощности. При интенсивном износе шатунно-поршневой группы могут появиться посторонние шумы и стуки, а также автомобиль будет становиться менее приёмистым.

Если вы сами меняете масло и масляный фильтр, обращайте внимание на то, сколько из него вытечет. Небольшое количество отработки подскажет о надёжной работе обратного клапана, что способствует долговечности двигателя. Поскольку конструкция детали в легковых автомобилях делается неразборной - после отработанного срока он просто утилизируется. Промывать его любым растворителем бесполезно, так как очистить бумагу от загрязнений невозможно. У грузовых автомобилей масляный фильтр разборный, и в нём меняется только фильтрующий элемент.

Важно понимать, что надёжная работа масляной системы зависит от слаженной работы всех её компонентов. А масляный фильтр - один из важнейших элементов, обеспечивающих её эффективную работу.

Видео: Зачем менять масляный фильтр

Как не ошибиться с выбором

Сегодня, чтобы не ошибиться с выбором масляного фильтра, нужно покупать ту оригинальную марку, которая ставится на сборочном конвейере завода изготовителя. А если другую марку, то только по рекомендации официальных дилеров. Это надёжно, безопасно, правильно. Связано это с большим количеством разных исполнений дешёвых фильтров непонятными изготовителями, отличающихся между собой не только по цене, но и по размерам, регулировочным настройкам клапанов, качеству бумаги фильтрующего элемента, качеству изготовления отдельных конструктивных элементов.

Неоригинал - потенциальная угроза долговечности двигателя

И хотя многие производители недорогих фильтров стараются копировать технологии изготовления оригинальных очищающих устройств, получается это у них зачастую плохо. Не тот клей; не та бумага или не так сложена гармошкой; некачественная резина в обратном клапане; негерметичный перепускной клапан или, наоборот, срабатывающий только при превышении критического давления. Такие фильтры плохо справляются со своими обязанностями, не выхаживают положенного ресурса, способны нанести огромный вред дорогостоящему силовому агрегату.

Основное отличие оригинальных масляных фильтров от неоригинальных аналогов заключается в том, что при проектировании оригинального фильтра главное внимание сосредоточено на правильном функционировании этого важного устройства и его длительной работе. Производители неоригинальных фильтров для системы смазки двигателя в первую очередь думают о том, как снизить затраты на производство своих изделий.

Перепускной клапан - защитник от опасного повышения давления масла

Особо хочется сказать о роли перепускного клапана. Основная его задача - направить поток масла мимо фильтра, чтобы тем самым не допустить критического подъёма давления масла в системе смазки двигателя. В итоге защищаются от повреждения сальники, прокладки, уплотнения. Повышенная опасность исходит от холодного масла - у него очень низкая вязкость - и от очень грязной фильтрующей гофры, которая препятствует свободному прохождению масла сквозь забитую загрязнениями бумагу. Впрочем, проблему холодного пуска мотора помогает решать и байпассный клапан, вмонтированный в масляный насос.

Расположение перепускного клапана

У многих фильтров очистки масла перепускной клапан находится на верхней стороне (противоположной торцу с установочной резьбой). Практика показала, что это не самое удачное расположение. При пуске силового агрегата густое масло попадает в масляную систему, обходя фильтр очистки масла. Для этого клапан пропускает смазку сразу в центральный канал, проходящий внутри стальной трубки с отверстиями, и при этом омывается загрязнённый торец фильтрующего элемента. Производители масляных фильтров исправили этот недочёт, и стали размещать перепускной клапан внутри канала внизу (вблизи торца с резьбой вкручивания фильтра в блок цилиндров). Месторасположения регулирующего устройства можно увидеть, посмотрев внутрь резьбового отверстия. Если клапан хорошо заметен - он находится внутри фильтра над торцом фильтрующего элемента. Если видна только пружина - он расположен внутри фильтрующего элемента. В оригинальных масляных фильтрах настройке срабатывания перепускного клапана уделяется особое внимание, поэтому обеспечивается надёжная гарантия защиты двигателя от непредвиденного повышения давления.

У дорогих моделей автомобилей в масляном фильтре нет ни обратного, ни перепускного клапана. Защита от избыточного давления и дренажа масла вмонтирована непосредственно в масляную систему двигателя. Поэтому покупать для таких престижных автомобилей продукцию непроверенных исполнителей недопустимо, затратно, очень рискованно.

О взаимозаменяемости масляных фильтров для бензиновых двигателей и дизелей

Марка масел, смазочные свойства и кинематические характеристики карбюраторных движков и дизелей сильно отличаются друг от друга. Поэтому регулировки перепускных клапанов, а также и свойства резины дренажных (обратных) клапанов различны. Хотя установочная резьба у большинства фильтров одинаковая - устанавливать масляный фильтр от бензинового мотора на дизель (и наоборот!) - недопустимо.


Размеры масляных фильтров для бензинового двигателя и дизеля

Если же применяется универсальное масло для обоих типов движков, то различие между фильтрами заключается только в размерах. Для бензинового двигателя используется фильтр меньшего размера, а у дизеля - большего. Связано это с тем, что при сгорании дизельного топлива образуется много сажи. В этом случае установка от дизельного двигателя на бензиновый движок возможна, от карбюраторного на дизель - нет.

Как провести замену своими руками

В абсолютном большинстве случаев масляный фильтр меняется вместе с моторным маслом. Алгоритм действий такой:

  • автомобиль поставить на смотровую яму или поднять на подъёмнике;
  • отвернуть сливную пробку в картере двигателя и слить отработанное масло в ёмкость с широкой горловиной;
  • отвернуть масляный фильтр против часовой стрелки (с помощью рук, специального ключа или подручного средства). Поскольку старый фильтр больше не понадобится, его можно сминать, дырявить, откручивать с помощью зубила или отвёртки;
  • завернуть новый масляный фильтр, предварительно заполнив его свежим маслом. Затянуть с большим усилием от руки до плотной посадки на место;
  • завернуть сливную пробку и залить новое масло в картер по нижней метке щупа для контроля уровня;
  • завести двигатель, следя за контрольной лампочкой давления масла (она должна погаснуть через несколько секунд после запуска);
  • дать поработать мотору несколько минут;
  • заглушить двигатель и внимательно осмотреть его со всех сторон на предмет обнаружения подтёков масла;
  • долить масло до нормального уровня.

Инструмент для откручивания масляного фильтра

Видео: Volkswagen Polo Sedan ТО-2, замена масляного фильтра

Масляный фильтр - это не тот расходный материал, на котором нужно экономить. От его способности хорошо очищать моторное масло от инородных механических частиц зависит техническое состояние и долголетие дорогостоящего двигателя. Поэтому не приобретайте подозрительные, неоригинальные масляные фильтры. Последствия могут быть тяжёлыми.

Добрый День! Меня зовут Юрий. Мне 67 лет. (2 голоса, среднее: 1.5 из 5)

Хотя автомобильный и домашний воздушные фильтры можно почистить самостоятельно, вызов профессионала для его замены снижает вероятность ошибки. Для начала убедитесь, что фильтр пригоден для очистки - лишь многоразовые фильтры можно повторно использовать после очистки, одноразовые же следует выбрасывать. Самый простой способ почистить многоразовый фильтр - это пропылесосить его, хотя для удаления толстого слоя грязи его, скорее всего, придется вымыть.

Шаги

Очистка автомобильного воздушного фильтра

    Извлеките фильтр. Откройте капот автомобиля. Если вам не удается найти фильтр, изучите руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля (в бумажном или цифровом виде). Как вариант, просто задайте этот вопрос механику при следующем техобслуживании автомобиля. Откройте корпус (закрепленный винтами или защелками) и извлеките фильтр.

    Пропылесосьте сухой фильтр. Подключите к пылесосу щелевую насадку. В течение минуты пылесосьте фильтр с каждой стороны. Осмотрите фильтр под ярким светом и удалите все пятна, которые могли пропустить.

    • Чистить фильтр пылесосом куда быстрее и безопаснее, чем промывать его.
  1. Промойте сухой фильтр, если хотите. Заполните ведро раствором мыла и воды. Опустите фильтр в ведро и взболтните им. Вытащите фильтр и стряхните лишнюю воду. Тщательно промойте фильтр под проточной водой. Положите фильтр на полотенце и дайте ему полностью высохнуть.

    • Не возвращайте влажный фильтр обратно в корпус! Это может повредить двигатель автомобиля.
    • Влажная очистка фильтра куда эффективнее, чем сухая, но в то же время она более рискованная и затратная по времени.
  2. Почистите масляный фильтр. Похлопайте по фильтру, чтобы вытрусить из него пыль и грязь. Нанесите очищающий раствор (специально предназначенный для масляных фильтров) на внешнюю и внутреннюю стороны фильтра. Убедитесь, что фильтр полностью пропитан раствором. Оставьте его в раковине или в миске на десять минут. Промойте фильтр холодной водой при низком давлении. Струсите его и дайте полностью высохнуть.

    • Проследите за тем, чтобы моющее средство не высохло на фильтре - оставьте его лишь на десять минут.
    • Сполосните фильтр, проведя им сверху-вниз под струей воды.
    • После ополаскивания фильтр должен высохнуть примерно через пятнадцать минут. Если же за это время он полностью не высохнет, подождите еще пару минут.
    • Если вы спешите, включите фен или небольшой вентилятор на средней скорости и температуре, чтобы ускорить процесс высыхания.
  3. При необходимости повторно смажьте фильтр. Равномерно распределите масло по поверхности воздушного фильтра. Тщательно покройте фильтр тонким слоем масла. Вытрите излишки масла с крышки и нижней кромки фильтра. Оставьте фильтр на 20 минут, чтобы он успел впитать масло.

    Почистите корпус. Пропылесосьте корпус фильтра специальной насадкой, чтобы убрать из него всю пыль и грязь. Как вариант, можно взять мягкую ткань или бумажное полотенце. Перед заменой фильтра убедитесь, что корпус полностью высох и не содержит мусора.

    • Влага и мусор могут привести к повреждению двигателя.
  4. Верните фильтр на место. Вставьте фильтр обратно в корпус. Зафиксируйте все зажимы или защелки, которые удерживали фильтр на месте, когда вы его извлекали.

Очистка домашнего воздушного фильтра

    Извлеките воздушный фильтр. Отключите систему, прежде чем прикасаться к фильтру. Перед тем как снять вентиляционную решетку, пропылесосьте окружающий участок или протрите его щеткой. Открутите винт(ы) или откройте защелку и снимите решетку. Пропылесосьте поверхность корпуса, а затем выньте воздушный фильтр.

    • Если не отключить систему, то во время процесса очистки она будет притягивать мусор.
    • Если вентиляционное отверстие находится на потолке или высоко на стене, возьмите стремянку.
  1. Уберите грязь. Вытрусите всю грязь из фильтра в мусорное ведро. Наденьте щелевую насадку на наконечник гибкого шланга. Чтобы убрать пыль и мусор, пропылесосьте переднюю, заднюю и боковые стенки фильтра с помощью насадки для мягкой мебели.

    • По возможности пропылесосьте фильтр снаружи, чтобы не напылить в доме.
  2. Промойте фильтр под проточной водой. Наденьте шланг на кран. Держите фильтр так, чтобы вода текла в направлении, обратном потоку воздуха. Тщательно промойте фильтр, чтобы смыть пыль и грязь.

  3. Более серьезные пятна грязи промойте мыльным раствором. Если простого ополаскивания оказалось недостаточно, попробуйте замочить фильтр в мыльном растворе. Смешайте в миске каплю жидкого средства для мытья посуды и два стакана теплой воды. Размешайте раствор. Смочите ткань в растворе и протрите фильтр с обеих сторон. Ополосните фильтр водой и дайте ему полностью высохнуть.

    • Прежде чем оставить фильтр сохнуть, струсите с него остатки воды.
    • Если в фильтр попал жир, дым или шерсть домашних животных, промойте его мыльным раствором.
  4. Тщательно высушите фильтр. Промокните фильтр сухими бумажными полотенцами и оставьте снаружи, чтобы он высох на воздухе. Перед повторной установкой фильтра убедитесь, что он полностью сухой.

    • Если пренебречь этим правилом, в фильтре может образоваться плесень и распространиться по всему дому.