Срок службы антифриза в системе отопления автомобиля. Нужно ли менять тосол, когда менять тосол в автомобиле, какой срок годности, службы тосола? Чем полезна своевременная замена

В автомобиле осуществляется легко, но обязательно нужно знать, какой именно состав следует залить в двигатель. Антифриз – это жидкость, которая не замерзает при низких температурах. Применяется она для того, чтобы охлаждать двигатель и не допускать его перегрева. В народе антифриз называется охлаждающей жидкостью. В ее состав входит этиленгликоль, пропиленгликоль, глицерин, одноатомные спирты и другие вещества в смеси с водой.

Антифриз для автомобиля – свойства и назначение

К предъявляются очень жесткие требования, такие как химическая стабильность, высокая теплопроводность, при минусовой температуре она не должна образовывать кристаллики льда, закипать при рабочей температуре двигателя внутреннего сгорания и разрушать материалы, с которыми она соприкасается. Самые распространенные антифризы имеют температуру кипения плюс 130 градусов Цельсия, а температуру замерзания – минус 38, причем это 50-процентный водный раствор антифриза (продается он, чаще всего, в виде концентрата, и его разводят перед заправкой в авто).

Для того чтобы охлаждающие жидкости не подделывали, для них придумали свои стандарты. Антифризы, которые прошли международную сертификацию, обязаны соответствовать хотя бы минимальным требованиям. Даже те жидкости, которые прошли международную сертификацию, служить вечно не могут по причине уменьшения антикоррозийных свойств до минимального уровня, что пагубно влияет на работу двигателя. Чтобы избежать таких проблем, периодичность замены антифриза должна составлять один раз в два года, а в некоторых случаях и один раз в год.


Замена антифриза: периодичность

Самая главная примета, что пора менять охлаждающую жидкость – это смена ее цвета, например, на коричневый (т.е. она сильно загрязнена). И тем более пора бить тревогу, если в ней начал появляться осадок. Как часто нужно менять антифриз в автомобиле, зависит также и от его марки. Разнообразие антифризов растет, в первую очередь, благодаря оригинальности фирм-производителей, которые добавляют свои запатентованные присадки, которые защищают двигатель от коррозии. Как обычно, охлаждающую жидкость заливают в автомобиль согласно рекомендации в его паспорте (пишут желаемый состав и концентрацию) или же по совету сервисного центра, где обслуживается ваша машина.

Для того чтобы залить новый антифриз, необходимо обязательно слить старый и полностью промыть систему охлаждения , иначе возможны химические реакции между старой и новой жидкостью, что может привести к серьезным последствиям, основное из них – коррозия. Особенно, если до этого момента вы пользовались тосолом, а сейчас планируете ввести в систему импортный антифриз, они имеют несколько различные принципы защиты металла от коррозии, и если плохо промыть трубки, этот дефект не заставит себя долго ждать.

Сливать и заливать антифриз нужно только при холодном моторе, то есть когда авто уже не используется как минимум часа 4, в противном случае вы рискуете получить ожоги и отравление.



Как выбрать антифриз для автомобиля – что следует смотреть на этикетке?

Когда наступил срок замены антифриза, мы отправляемся в магазин, как же нам правильно осуществить покупку? В то время, когда в нашей стране еще не было такого большого количества автомобилей иностранного производства, кроме тосола (антифриз отечественного производства) люди не видели других марок жидкости для охлаждения двигателя, поэтому выбор был невелик, а сделать его было несложно. Существовало 2 вида такого отечественного антифриза: тосол-40 и тосол-65. Первый имеет синий цвет, а другой – красный. Числа в их названии означают температуру замерзания (минус 40 и минус 65 соответственно), поэтому для северных регионов нужно использовать красный тосол.

Для импортных составов цвета значат также различный порог замерзания, только их разнообразие больше. На рынке представлены охлаждающие жидкости следующих цветов: синий, красный, зеленый и желтый. Краситель в них добавляют действительно не только красоты ради, хотя маркетинговая стратегия тут тоже имеет место. Чаще всего так обозначают температурный диапазон, при котором жидкость способна сохранять свое нормальное агрегатное состояние, в основном разница в нижнем пороге. Но параллельно это может являться отличительным цветом какого-нибудь авторитетного бренда, а значит, знаком качества и долговечности. Так, например, лидерский красный цвет выделяет антифриз компаний-гигантов типа Дженерал Моторс или Ауди . Четкое соответствие «цвет-температура замерзания» устанавливать было бы неправильно, но что точно следует соблюдать, так это правило, что нельзя смешивать жидкости различного цвета.

На инструкции антифриза рядом с надписью «CODEG» размещены цифры. Что они значат и каков должен быть наш выбор? К примеру, если у вас автомобиль был выпущен раньше 1996, то эта цифра должна быть 11, для машин, появившихся с 1996 по 2001 год – цифра 12, а для авто, рожденных с 2001 года – 12 plus. Также можно определить антифриз по цветам, к примеру, если у вас желтый, то он считается универсальным. А вот если у вас красный антифриз, то его ни в коем случае нельзя мешать с зеленым, это может привести к коррозии.

«Закипевший» посреди дороги автотранспорт является довольно распространённым явлением. Отработанный хладагент, который не был вовремя заменен, часто становится одной из главных причин неисправности автомобиля.

И антифориз, и Тосол значительно теряют свои эксплуатационные свойства после длительного использования, а значит, по истечении рекомендованного периода состав начнёт скорее вредить, чем помогать. В это время значительно увеличивается нагрузка на радиатор, при том, что время работы мотора на отказ снижается.

Лучше не дожидаться, когда замена антифриза станет острой необходимостью, и своевременно заменить хладагент.

Если водители в нашей стране хоть как-то осведомлены о сроках смены тормозной жидкости или масла, то о том, через сколько менять антифриз, знают далеко не все. При этом необходимо иметь в виду, что от старого охладителя силовой агрегат может серьёзно пострадать. Всё дело в химическом составе охладителя: основной его компонент – этиленгликоль либо пропиленгликоль.

Известно, что данные вещества замерзают при крайне низком температурном режиме и обладают малым коэффициентом расширения во время перехода из жидкости в твёрдое состояние. При длительном контакте этиленгликоля с алюминиевыми элементами мотора риск появления коррозии существенно повышается.

Чтобы хладагент не стал слишком едким по отношению к металлическим деталям, в его составе присутствует дистиллированная вода, специальные присадки и ингибиторы коррозии.

Со временем в машине компоненты жидкости теряют свои полезные свойства, из-за чего этиленгликоль начинает своё разрушительное воздействие на двигатель. Если водитель при этом не контролирует исправность радиатора, и в его внутренности попадает отработанный газ, то положительные свойства антифриза испаряются ещё быстрее.

Наиболее частые проблемы

Если начать систематически менять хладагент, то можно предотвратить множество серьёзных проблем, среди которых:

  • коррозийные явления, наносящие вред металлическим составляющим, понижающие теплообмен;
  • перегрев двигателя из-за некорректного теплообмена и нагрева силовой установки, вследствие чего увеличивается расход топлива и падает мощность;
  • возникновение осадка, который распределяется по стенкам радиатора и вызывает перегрев мотора;
  • появление трещин на расширительном бачке из-за разбавления антифриза водой, и даже его разрыв;
  • кавитация – образование газовых пузырьков, снижающих давление в рабочей системе.

Благодаря своевременной замене антифриза можно надолго оградить себя от неприятных явлений и существенно продлить эксплуатационный срок авто.

Когда нужно заменять хладагент?

Многие автолюбители, впервые задумывающиеся о смене охлаждающей жидкости, задаются вопросом, как часто нужно менять антифриз в автомобиле. На сегодняшний день существует целый ряд рекомендаций относительно периодичности смены охладителя.

В среднем, длительность нормальной работы хладагента не превышает 2 лет, или 35-40 000 км пробега.

Что же касается Тосола, то обновлять его следует в зависимости от нескольких факторов:

  • эксплуатационного состояния автотранспорта;
  • пробега машины;
  • марки и производителя.

Силикатные разновидности рекомендуется заменять не реже, чем раз в 2,5 года, а гибридные жидкости – через каждые 3 года. Самый длительный срок эксплуатации у карбоксилатных антифризов – они могут исправно функционировать до 5 лет. На современном рынке уже появились карбоксилатные хладагенты, которые способны без труда выдерживать до 100 000 км пробега, однако их численность пока очень мала.

В среднем, рекомендуется заливать новый охладитель один раз в 40 000 км, однако конкретные сроки всё же во многом зависят от свойств состава. В некоторых случаях стоит иметь в виду, что охлаждающая жидкость при особых обстоятельствах может утратить положительные свойства до положенного срока замены.

На что лучше менять?

Если пришло время заливать новый антифриз, то лучше всего заменить его на оригинальную разновидность – ту, что заливается на заводе-изготовителе.

Узнать требуемый тип жидкости можно по рекомендациям производителя, которые указаны в сервисной книжке. Если выяснить этот вопрос не представляется возможным, необходимо приобрести разновидность под маркировкой G12 – это универсальный вариант, подходящий большинству марок автомобилей.

Антифриз — это общее название жидкостей, не замерзающих при низких температурах окружающей среды.

Под этим же названием чаще всего понимают охлаждающую жидкость для двигателей внутреннего сгорания , использующихся в на жидкостном охлаждении.

Стандарты ГОСТ

Общие технические условия и характеристики для тосолов указаны в нормативе ГОСТ 28084-89 .

Согласно ему, начиная с 1992 года срок годности производимых охладительных жидкостей, используемых в двигателях внутреннего сгорания транспортных средств, должен составлять не менее 5 лет.

До 1992 года требования были скромнее — до 3 лет . Однако стоит учитывать, что далеко не все производители сейчас поддерживаются этих стандартов. В частности, это относится к зарубежным.

А состав ввозимого ими сырья проверяется очень редко. Соответственно, на полках магазинов может оказаться антифриз, не соответствующий ГОСТ-стандартам .

Состав охлаждающей жидкости

Точный состав охлаждающих жидкостей производителями держится в строгом секрете, так как эта информация является коммерческой тайной.

Основные компоненты — следующие:

  • пропиленгликоль или этиленгликоль (основа);
  • вода;
  • комплекс присадок;
  • краситель (нужен исключительно для того, чтобы кто-то случайно не выпил охлаждающую жидкость — она крайне ядовита).

Антифриз: красный, зеленый, синий. В чем разница ? Просто о сложном в этом видео:

До и после вскрытия канистры

Производитель не указывает, что срок годности до и после вскрытия канистры может отличаться по каким-либо параметрам.

Есть лишь общий допустимый период хранения, установленный в 5 лет.

Но на практике тосол в запечатанной фляге может храниться и свыше 5 лет , при этом он не поменяет своих технических характеристики, у него не появится осадок, а процентное соотношение воды останется на первичном уровне.

Кстати, для проверки последнего можно приобрести специальный прибор (продается практически в любом магазине автомобильных запчастей и стоит копейки — ареометр).

Почему после вскрытия канистры срок хранения условно снижается? Потому что присадки начинают контактировать с кислородом, а вместе с этим сам пропиленгликоль или этиленгликоль начинают испаряться.

А вот конденсирующаяся влага может их заменять, из-за чего процентное соотношение воды увеличивается .

Как и где правильно хранить?

Главное — защищать от прямых солнечных лучей, так как воздействие ультрафиолета может негативно сказаться на технических характеристиках охлаждающей жидкости.

Также важно сохранять герметичность тары.

Для этого после вскрытия горловину можно прикрыть уплотнителем и сверху закрыть крышкой — доступ воздуха и для влаги будет закрыт .

Если заводская тара была случайно повреждена, то заменить её можно другой, но из поливинилхлорида (ПВХ). Это тот же самый пищевой пластик и его ключевое преимущество — он не вступает в химическую реакцию с маслянистыми веществами.

Зимой хранить антифриз в гараже при отрицательной температуре не рекомендуется. Лучше его убрать хотя бы в подвал или погреб, где температура держится на уровне 2-5 градусов.

Что происходит с тосолом со временем?

При длительном хранении у тосола снижается уровень щелочности, значительно увеличивается коэффициент пенообразования , сам цвет становится более темным, иногда даже с примесью осадка.

На фоне этого снижается ещё и плотность (норма — 1,065, а при длительном хранении она снижается вплоть до 0,9). Эти процессы ускоряются, если хранить тосол либо в неплотно закрытой таре, либо при слишком низкой/высокой температуре.

Нужно долить антифриз? И не помните, какой раньше заливали ? Специалист подскажет в этом ролике:

Антифризом называют охлаждающую жидкость, предназначающуюся для ограждения внутренних стенок двигателя от агрессивного влияния внешних факторов, влекущих за собой ржавчину и коррозию металла. Как часто менять антифриз и чем еще он полезен, узнаете из нашего материала.

[ Скрыть ]

Нужно ли менять ОЖ и почему?

Главное в составе этой жидкости – присадки. С течением времени они теряют свои качества и элементы охлаждающей жидкости, такие как этиленгликоль и вода, начинают оказывать коррозийный эффект. Если в течение 6 месяцев не менять антифриз, то из-за электролитной коррозии в радиаторе машины может образоваться дыра.

Частицы ржавчины, образующиеся в антифризе, могут спровоцировать:

  • некорректную работу термостата;
  • разрушение крыльчатки помпы;
  • засорение радиатора;
  • загрязнение каналов двигателя;
  • разгерметизацию подшипника помпы.

Такие сбои ведут к перегреву двигателя. Сначала перегрев мотора будет выражаться в увеличении потребления топлива, следующий этап - снижение его мощности. Как показывает практика, перегрев двигателя является причиной сокращения продолжительности его службы в 2 или 3 раза.

Важные качества антифриза:

  1. Низкая температура. Охлаждение мотора машины и удерживание его средней температуры.
  2. Защита. Ограждение двигателя от перегрева, коррозии, разрушения и переохлаждения.
  3. Смазка. Жидкость является смазывающим элементом помпы автомобиля.

Чем полезна своевременная замена?

Как уже было сказано, запущенный тосол оказывает разрушительное действие на детали двигателя и для того, чтобы сохранить мотор машины в отличном состоянии важно дважды в год заливать охлаждающую жидкость. Чтобы не пропустить момент «Икс», почаще заглядывайте в расширительный бачок.

Выявляем потерю свойств хладагента

Существуют некоторые параметры, по которым можно определить, через сколько времени пора заменять тосол:

  • мутный цвет;
  • осадки в виде ржавчины, пена, частицы накипи и другие образования в составе жидкости;
  • снижение уровня охлаждающей жидкости.

Если вы обнаружили в бачке хотя бы один пункт, следует понять, что пришло время озаботиться сменой антифриза.

Один из наиболее эффективных методов определения качества ОЖ является использование специальных тест-полосок, которые при погружении в бачок с антифризом приобретают определенный оттенок.

Как часто следует производить замену?

Период, когда нужно поменять охлаждающую жидкость в системе, не может быть однозначным. зависят от условий эксплуатации машины и от свойств самой охлаждающей жидкости. Общие рекомендации предусматривают проведение процедуры после преодоления каждых 40 тыс. км пути (либо с интервалом в два года).

На время замены антифриза в машине влияет:

  • общее состояние автомобиля;
  • пробег;
  • марка машины;
  • производитель антифриза;
  • состав ОЖ.

Классификация антифризов

Каждый класс охлаждающей жидкости имеет свои рекомендации по замене в автомобиле.

Разновидности:

  1. G11 (зеленый) – необходимо производить замену не реже, чем раз в два года.
  2. G12 (красный) – перед заменой антифриза этого класса нужно промыть и просушить систему охлаждения. В случае соблюдения этого этапа, следующую замену можно провести через 5 лет. Если систему не промыли и в ходе эксплуатации подливали охлаждающую жидкость, то ОЖ меняют через 3 года.
  3. G13 – данный класс по сроку службы антифриза аналогичен классу G12. Срок рабочего состояния жидкости варьируется от 3 до 5 лет в зависимости от условий предыдущей замены.
  4. Тосол – частота замены охлаждающей жидкости отечественного производства составляет меньше 2 лет. Необходимо регулярно проверять уровень и состояние тосола в расширительном бачке.

G11 G12 G13 Тосол

Сроки обслуживания системы охлаждения для каждого транспортного средства определяются производителем и указываются в инструкции к эксплуатации.

Одни утверждают, что смена не потребуется на протяжении всего срока эксплуатации, другие рекомендуют менять охлаждающую жидкость раз в несколько лет, например:

  • Volkswagen и General Motors дают пожизненный срок на замену антифриза в машине;
  • Ford дает десять лет или 240 000 км пробега;
  • Mercedes-Benz — пять лет;
  • АвтоВАЗ — 75 000 км пробега;
  • BMW и Mitsubishi рекомендуют менять антифриз каждые 4 года;
  • Daimler — раз в пятнадцать лет;
  • в авто General Motors, Mazda и Renault смена не требуется в течение всего срока эксплуатации машины.

Однако же новые технологии производства антифриза позволяют менять его даже проехав расстояние в 250 000 километров, учитывая, что в момент замены была промыта и высушена система. Также производители настоятельно рекомендуют не смешивать жидкости разных фирм и классов.

Если у машины изношен двигатель или авто подвергается интенсивным нагрузкам, то по рекомендациям автомехаников и производителей авто, замена охлаждающей жидкости отечественного производства и класса G11 должна происходить после 30000 км пробега. Если это антифриз уровнем выше, то допустимо его менять каждые 50000 километров.

Нужно ли менять антифриз перед зимой?

Обязательной является замена антифриза на зиму. Свежая охлаждающая жидкость станет залогом отлаженной работы двигателя при холодных температурах за окном. Если ваше транспортное средство ночует не в теплом гараже, а под открытым небом, то замена антифриза будет так же обязательной, как и смена резины с летней на зимнюю.

На видео демонстрируется, как надо менять антифриз. Видео предоставлено каналом Zanettii1.

При замене термостата

Смена охлаждающей жидкости при замене термостата должна оговариваться с техническим специалистом. Если он видит, что этого не избежать, то лучше следовать рекомендациям автомеханика.

Регулярная замена антифриза важна для работы системы охлаждения двигателя без проблем. Поговорим как правильно заменить охлаждающую жидкость в автомобиле (+ видео) и как часто необходимо менять.

Лучше всего для охлаждения двигателя подходит обычная вода. Она обладает отличной теплоёмкостью. Но её минус - она замерзает при отрицательных температурах и приводит к коррозии детали системы охлаждения - забивает радиатор, снижает срок службы. Поэтому производители применяют антифриз (то же самое, что тосол).

Когда нужно менять?

Рекомендовано менять охлаждающую жидкость раз в 2-3 года для предотвращения образования коррозии. На самом деле реальный срок службы определяет производитель автомобиля. Для примера, Volkswagen и GM дают пожизненный срок на замену антифриза в машине, Ford - десять лет или 240 000 км пробега, Mercedes-Benz - пять лет, АвтоВАЗ - 75 000 км пробега. BMW и Mitsubishi рекомендуют менять каждые 4 года, Daimler - раз в пятнадцать лет. Mazda и Renault говорят, что смена охлаждающей жидкости не нужна в течение всего срока эксплуатации машины.

Почему можно не менять антифриз в течение длительного срока? Производители выпустили антифризы нового поколения с формулой, которая позволяет увеличить сроки замены до 200 000 км. Продолжительность зависит от содержания антикоррозийных добавок. Пока они присутствуют - всё нормально. Как только количество антикоррозийных веществ снижено, двигатель и радиатор подвергаются коррозии. Особенно опасно для моторов с алюминиевыми деталями.

Если пришел срок замены антифриза, то в идеале меняем на оригинальный, что был залит на заводе. Но как это узнать и можно ли в магазине купить аналогичный? При выборе охлаждающей жидкости руководитесь рекомендациями авто производителя, указанными в сервисной книжке. Если тип рекомендованной охлаждающей жидкости не удалось выяснить, то следует покупать антифриз с маркировкой G12, как наиболее универсальный.

Как понять, что пора менять? Нужно заглянуть под капот автомобиля и проверить состояние жидкости в расширительном бачке системы охлаждения (где он находиться, можно узнать из инструкции). Она должна быть чистой без грязи и прочих ошметков. Это как сравнивать чистую воду из родника и ржавую воду из под крана. Если возникают сомнения - лучше поменять.

Другой вопрос - нужно ли промывать систему охлаждения? При замене охлаждающей жидкости промывка обязательна, особенно если слитый антифриз содержит масло, грязь и другие загрязнения, или не знаете, что было залито ранее. Если при замене старая жидкость не имеет каких-либо загрязнений, а заливаете точно такой же, который был ранее, то промывка не обязательна.

Как заменить самостоятельно?

Антифриз меняется на холодном двигателе. Менять на горячем - опасно, т.к. его температура составляет порядка 90-100 градусов. Найдите крышку радиатора/бачка и снимите ее, далее найдите сливную пробку радиатора и откройте ее, предварительно поставив под нее большое ведро. Слейте охлаждающую жидкость. После осмотрите шланги системы охлаждения на предмет трещин и разрывов. При необходимости смените их.

Прежде чем заливать антифриз - систему промывают , чтобы удалить ржавчину и отложения, с которыми не справляется вода. Для промывки используют специальные средства автохимии. Необходимо их залить в радиатор и добавить дистиллированную или фильтрованную воду в бачок до краев. Крышки закрыть. Следующий шаг - включить двигатель и подождать, пока он нагреется до рабочей температуры. После «выключить» мотор, дать ему остыть, слить жидкость.

После необходимо налить в систему воды, закрыть крышки и снова включить двигатель на 15 минут. Дайте ему остыть и слейте воду. После этого заливайте новый антифриз. Далее нужно «включить» двигатель и отопление в салоне на «максимум», чтобы охлаждающая жидкость равномерно распределился по системе для удаления пузырьков воздуха. После нескольких дней не забудьте проверить уровень антифриза в системе и долейте его до нужного уровня, если необходимо.