Луцкий автобусный завод. Луцкий Автомобильный завод, история завода Луаз, Публичное Акционерное Общество «Автомобильная Компания «Богдан Моторс», как теперь называется завод ЛуАЗ, когда ЛуАЗ сменил название, Что теперь производит ЛуАЗ, автобусы Богдан, Не

Дымовые средства маскировки

Дымовые средства маскировки применяются в целях ослепления противника, скрытия своих войск и отдельных объектов, их действий, а также для обозначения деятельности ложных объектов (пожаров после артиллерийского обстрела или авиационного налета, дымов от печей, походных кухонь и полевых очагов и др.). К ним относятся дымовые шашки; артиллерийские дымовые снаряды и мины; ручные и винтовочные гранаты; дымовые машины и приборы, смонтированные на военной технике; авиационные бомбы и выливные приборы. При отсутствии средств промышленного производства используют местные дымовые средства (опилки, сырые ветки, еловые шишки, увлажненная солома, ветошь, смазочные материалы, мазут и другие), которые сжигаются в специальных очагах.

Дымовые шашки по массе и размерам разделяют на три группы: малые (2‑3 кг), средние (7‑8 кг) и большие (до 40‑50 кг). Все они выполняются в виде металлических цилиндров, заполненных твердой дымовой смесью. Шашки, используемые для маскировки, наполняются смесями, дающими нетоксичный дым белого или бело‑серого цвета. Продолжительность образования дыма шашками - от 5 до 15 минут. Длина облака (в зависимости от типа шашки и метеоусловий) - от 50 до 200 метров; его ширина - от 15 до 40 метров.

Кроме дымовых шашек, на вооружении войск состоят дымовые машины и аэрозольные генераторы, предназначенные для задымления различных объектов нейтральным дымом. Одной заправкой дымообразующего вещества машина может создать непросматриваемую дымовую завесу длиной не менее 1 км за 5‑7 мин. Возможности 2‑х аэрозольных генераторов соответствуют одной машине.

Маскирующие дымовые завесы создаются для маскировки своих войск и имитации ложных объектов. Они могут быть поставлены в расположении своих войск или между своими войсками и противником. При маскировке войск и объектов от воздушного противника производится задымление площади, превышающей площадь района расположения маскируемых объектов не менее чем в пять раз. Постановка маскирующих дымовых завес между своими войсками и противником применяется при маскировке войск от наземной разведки и огневых средств противника.

При задымлении районов расположения войск маскировка дымами может осуществляться созданием в пределах задымляемой площади ряда небольших дымовых завес. Так, при маскировке мотострелкового (танкового) батальона на площади задымления 20‑25 кв. км может быть создано 10‑12 дымовых завес.

При расположении войск и объектов на больших территориях экономически нецелесообразно и технически трудноосуществимо создавать сплошное задымление всей площади. Поэтому для маскировки войск и крупных объектов, располагающихся сосредоточенно, задымляют лишь наиболее важные элементы маскируемых объектов и ложные объекты в пределах общего района задымления с соотношением маскируемых площадей к общей площади 0,1‑0,25. Задымление площади производится с расчетом, чтобы маскируемый объект не находился в центре дымовой завесы. При этом задымлению подвергаются не только маскируемые объекты, но и те местные предметы, которые могут явиться для противника ориентирами для выхода на цель.

Благоприятным для постановки дымовых завес является ветер со скоростью 2‑4 м/с. Неблагоприятные метеорологические условия - скорость ветра до 1,5 м/с или больше 8 м/с, неустойчивый порывистый ветер, сильные восходящие токи воздуха (конвекция).

Пиротехнические средства применяются для воспроизведения световых, дымовых и звуковых демаскирующих признаков, присущих стрельбе, взрывам, пожарам и т.д. на ложных объектах. К ним относятся специальные пиротехнические патроны и шашки (имитаторы выстрелов, взрывов), взрывчатые вещества, горючие материалы, осветительные и сигнальные ракеты.

7. НАБЛЮДЕНИЕ

Средства оптического наблюдения

Визуальное наблюдение ведется с использованием оптических приборов дневного наблюдения, а ночью и в условиях ограниченной видимости - приборов ночного видения.

Для повышения возможностей наземной разведки в визуальном наблюдении и выявления удаленных объектов днем обычно широко используются оптические приборы: бинокли, перископы, стереотрубы, разведывательные теодолиты, оптические наблюдательные приборы со стабилизированным полем зрения, оптические и лазерные дальномеры. Основные их характеристики, это: увеличение, разрешающая способность и пластичность.

Основные характеристики оптических приборов наблюдения

Наименование Разрешающая приборов Увеличение способность Пластика

Бинокли 7‑12 8‑5 12‑25

Стереотрубы 10‑20 6‑4 25‑100

Перископы 10‑30 5‑2 -

Оптические 2‑4 15 -

К электронно‑оптическим приборам ночного видения (ПНВ) относятся приборы с ИК облучением объекта и бесподсветочные приборы.

ПНВ с ИК облучением объекта из‑за наличия источников подсветки ПНВ имеют значительные размеры и массу, а также потребляют электроэнергию относительно высокой мощности. Кроме того, ИК прожекторы легко обнаруживаются даже с помощью несложных детекторов на дальностях, в три раза превышающих оптимальные дальности действий ПНВ.

В связи с указанными недостатками в последние годы ПНВ с ИК облучением объекта заменяются бесподсветочными средствами ночного видения.

Бесподсветочные (пассивные) ПНВ являются наиболее перспективными в военном деле, так как они позволяют вести наблюдение ночью при наличии слабой естественной освещенности, создаваемой звездным и лунным светом или за счет собственного излучения объектов (целей). В настоящее время в армиях стран НАТО имеются такие приборы на электроннооптических и микроканальных усилителях яркости изображения.

Бесподсветочные ПНВ 1‑го поколения начали поступать на вооружение в 1965 году. Американцы широко применяли их при ведении боевых действий в Юго‑Восточной Азии. Бесподсветные ПНВ 2‑го поколения выполнены на микроканальных усилителях яркости изображения. Имеют меньшую массу и размеры при сохранении той же дальности действия. Характеристики некоторых пассивных ПНВ, разработанных в США и Франции, приведены в таблице. (С середины 70‑х годов проводятся работы по созданию ПНВ 3‑го поколения с использованием твердотельных преобразователей излучения в виде мозаичных пластин, содержащих большое количество чувствительных кремниевых элементов).

Характеристика некоторых ПНВ 2‑го поколения

Характеристика Стрелковый Прибор Бинокль

прицел наблюдения

Дальность действия, м 1000 1000 100

Поле зрения, град. 15 9 45

Увеличение, крат 3,7 6,2 1

Масса, кг 1,4 3,05 1,0

Разведка фотографированием

Фотосъемка обладает существенными преимуществами перед другими способами разведки, так как она позволяет получать оптические изображения объектов высокого качества. Изучение фотоснимков дает наибольшее количество разведывательных сведений по сравнению с визуальным, телевизионным или радиолокационным наблюдением, а также при использовании средств инфракрасной разведки. Поэтому современные специалисты считают фотографирование одним из самых эффективных способов разведки по отношению к проводимым инженерно‑техническим мероприятиям маскировки войск и объектов.

В соответствии с применяемыми материалами, фотографирование при разведке может быть: обычное, цветное и спектрозональное. Цветная фотопленка используется при фоторазведке ограниченно, так как при съемке с больших расстояний цветовые различия объекта с фоном нивелируются, и поэтому дешифровочные свойства цветных снимков хуже, чем чернобелых.

Спектрозональное фотографирование применяется специально для вскрытия замаскированных объектов. Сущность его заключается в одновременном фотографировании объектов в двух различных зонах спектра на двухслойную фотопленку. Верхний слой пленки воспринимает только инфракрасные лучи, нижний же слой чувствителен к видимому свету.

Благодаря этому, на спектрозональных фотоснимках объекты отличаются от фона по цвету, поскольку между ними имеется различие по отражательной способности в одной из зон чувствительности применяемого фотоматериала.

Следует также иметь в виду, что на спектрозональных снимках легко обнаруживаются любые нарушения растительного покрова, дороги, мосты, фортификационные сооружения и другие искусственные объекты; лиственные породы отличаются от хвойных.

Наземное фотографирование позволяет получать крупномасштабные снимки объектов и фотопанорамы. Для этой цели используются фотосистемы с фокусным расстоянием до 250 см. На фотоснимках, сделанных таким фотоаппаратом с расстояния до 10 км, хорошо дешифрируются боевые и транспортные машины. Применение пленок, чувствительных в ближней инфракрасной области спектра, позволяет вскрывать различия между замаскированным субъектом и фоном, которые не воспринимаются глазом. Повторное фотографирование одной и той же местности дает возможность путем сопоставления снимков фиксировать изменения в обстановке и обнаруживать новые объекты.

Телевизионная и тепловизионная разведка

Телевизионные средства разведки предназначены для передачи на расстояние движущихся или неподвижных изображений по радиоканалу или по проводам электрических сигналов. Они позволяют получать разведывательные данные о войсках противника в наглядной форме и в короткие сроки. Аппаратура телевизионной разведки применяется как авиацией, так и наземными разведгруппами. С ее помощью можно обнаружить войска на марше и в районах расположения, проводить изучение объектов поражения перед нанесением по ним ракетных, ядерных ударов, оценивать результаты огневого воздействия по войскам. Дальность передачи тактических телевизионных систем наземной разведки достигает 16‑40 км.

Телевизионная аппаратура является перспективным средством разведки.

Ее совершенствование специалисты связывают прежде всего с решением проблемы создания малогабаритной телевизионной аппаратуры, работающей в условиях слабой освещенности.

Передача движущихся изображений в военном телевидении производится с частотой 25‑30 кадров в секунду на ультракоротких волнах, которые распространяются практически прямолинейно, и максимальная дальность такой телевизионной передачи определяется высотой расположения передающей антенны: чем выше она, тем дальше от нее возможен прием.

Тепловизионная аппаратура позволяет получать изображение путем регистрации теплового контраста между объектом, окружающим фоном и их отдельными элементами. Достоинствами ее являются: скрытность ведения разведки, относительно высокая помехоустойчивость, способность обнаруживать и опознавать замаскированные цели даже в плохих метеорологических условиях (туман, дым, дождь). Размеры и масса приборов позволяют использовать их в качестве прицелов для артиллерийско‑стрелкового вооружения.

Примером аппаратуры данного вида разведки может служить созданный для сухопутных войск США тепловизионный прибор AN/PAS‑7. Он является носимым и состоит из двух блоков (прибор наблюдения и источник питания) общей массой 5 кг. С помощью прибора можно наблюдать рельеф и местность, замаскированную технику и людей на удалении до 2000 м. Дальность обнаружения им «горячих» целей (обладающих повышенной температурой во время эксплуатации) достигает 3000 м.

Карта и местность

Местность надо читать как книгу, - вдумчиво, толково. Целые книги, целые тома о местности написаны специально занимающимися этим делом специалистами - военными топографами. В сотнях тысяч экземпляров записан и размножен на специальных картопечатных фабриках каждый участок местности, и в результате командиры получают карты той местности, на которой предстоит действовать их войскам. Всегда такая карта дается разведчикам перед тем, как им ставится боевая задача. Отправляясь в указанный район, они уже предварительно знакомятся с местностью по карте.

Однако на карте невозможно изобразить детали всех складок, ручейков, лощинок, извилин, бугорков, кустиков. На это не хватило бы места и потребовалось бы очень много условных знаков, так как самые крупномасштабные карты уменьшают изображаемую местность в 25, 50 и 100 тысяч раз. Поэтому на картах наносятся лишь самые важные складки местности, самые необходимые местные предметы. А все остальное должен рассмотреть уже сам разведчик.

И вот перед наблюдателем раскрывается живая книга действительной местности. Разведчик должен изучить ее в совершенстве, чтобы уяснить все, что ему необходимо для выявления противника.

С чего же надо начинать изучение местности?

Прежде всего необходимо сличить местные предметы и ориентиры, находящиеся на местности, с картой. Это нужно сделать для того, чтобы наблюдатель точно изучил ту полосу, которую задал командир, поставивший задачу на наблюдение. В противном случае может произойти ошибка и данные наблюдателя будут вводить в заблуждение командира.

После сверки карты с местностью и полного уяснения задачи рекомендуется прежде всего осмотреть местность простым, невооруженным глазом и составить схематический план наблюдения или схему ориентиров. На схему ориентиров наблюдатель наносит:

Место НП;

Сектор наблюдения;

Зоны наблюдения;

Ориентиры (нумеруются по направлению осмотра местности);

Поля невидимости.

Затем разведчик‑наблюдатель начинает последовательно изучать местность при помощи оптического прибора.

В схеме, которую разведчик‑наблюдатель составил заранее, сектор наблюдения обычно разбит на три зоны: ближнюю, среднюю и дальнюю. Их в свою очередь можно разделить еще на крайнюю справа, среднюю и левую полосы.

Наблюдательные пункты

Разведчики выбирают наблюдательные пункты на любой местности с учетом возможности маскировки и открывающейся с НП перспективы.

Каждому разведчику необходимо знать, что:

Не следует выбирать место для наблюдения вблизи резко выраженных ориентиров;

При наблюдении с пригорков и высот нельзя показываться на их гребне;

При наблюдении из‑за дерева, столба или дорожного указателя нельзя стоять, надо наблюдать лежа, находясь с теневой стороны предмета;

Для наблюдения из канавы необходимо выбирать такое место, чтобы сзади имелась насыпь, бугорок или куст, тогда голова наблюдателя не будет проектироваться на фоне неба;

Неосторожное передвижение в районе наблюдательного пункта демаскирует его;

В лесу для ведения наблюдения часто используют деревья; однако нельзя устраивать НП на деревьях, превосходящих своей высотой окружающие деревья.

В качестве НП можно использовать стог сена, подбитую бронетехнику, железнодорожную насыпь, ложные местные предметы (кочки, валуны, пни) и многое другое. В этом вопросе решающую роль играет смекалка разведчика, его изобретательность.

Наблюдение в населенном пункте

Особенности наблюдения в населенном пункте следующие:

Ограниченный обзор вследствие близости высоких зданий;

Большая вероятность разрушения НП при артиллерийском обстреле и бомбардировке с воздуха.

Однако в домах можно хорошо разместить наблюдателей и приборы наблюдения, а также замаскироваться. В ходе боев за города оправдало себя устройство НП главным образом за разрушенной стеной, в фабричной трубе, на чердаке.

Наблюдение из‑за разрушенной стены. Очень выгодно в отношении маскировки выбрать место для наблюдения в разрушенном доме. Разведчик пробивает в стене, обращенной к противнику, амбразуру и спокойно ведет наблюдение за действиями врага. Чтобы при обстреле укрыться от осколков, он вырывает около стены окоп. Такой способ наблюдения изображен на.

Наблюдательный пункт в фабричной трубе. Предположим, что разведчик облюбовал себе место для наблюдения в фабричной трубе. Он, подобно кроту, подрыл под нее скрытый ход, затем устроил лестницу, поднялся на необходимую ему высоту, настелил из досок площадку, выбил несколько кирпичей, и наблюдательный пункт готов. Бывалые разведчики, которым в боевой практике приходилось применять этот способ, свидетельствуют, что фабричные трубы неплохо выдерживают авиабомбардировки и артиллерийский обстрел до середины своей высоты.

Если подвала в доме нет, то нужно вырыть в подполье (или во дворе) щель.

Демаскирующие признаки объектов и людей

Сущность приемов маскировки состоит в том, чтобы скрыть демаскирующие признаки войск и объектов и воспроизвести их при имитации войск и создании ложных объектов.

А задача разведчика состоит именно в обнаружении всех демаскирующих противника признаков путем наблюдения.

К демаскирующим признакам относятся:

Признаки деятельности: движение одиночных бойцов и подразделений, боевых и транспортных машин, звуки, огни, вспышки, дым, пыль;

Способность отражать и испускать различные излучения (электромагнитные, инфракрасные, тепловые), улавливаемые специальными приборами;

Следы деятельности: вытоптанные места, тропы и дороги, задульные конусы, следы костров, остатки материалов, бытовой мусор и т.д.;

Характерные очертания (форма), размеры и особенности расположения объектов;

Цвет поверхности объектов, а в некоторых случаях и блеск ее (блеск стекол, отблеск металла);

Тени, падающие от объектов, а также тени на поверхности самих объектов. * * *

Ведя наблюдение в лесу, не следует сосредотачивать внимание на деревьях и кустарниках, находящихся вблизи. Смотреть нужно за пределы того, что окружает наблюдателя, через просветы в деревьях, зарослях, листве. Наоборот, при движении необходимо предварительно осматривать близлежащие деревья снизу‑вверх, с целью выявления наблюдателей противника.

Помните, что легче всего обнаружить движущегося противника. Быстрое движение рукой, корпусом или ногой (даже бесшумное) опытный глаз замечает издалека. Медленное движение легче обнаружить, если вы не смотрите на объект прямо. Учтите: если вы смотрите правее, левее, выше и ниже объекта, вы используете самую острую часть вашего поля зрения.

Тщательному осмотру подвергаются также опушки, вершины деревьев, густые заросли, завалы, входы и выходы в узких местах (мосты, гати, овраги, долины, просеки и т.д.). Находясь в крупном лесном массиве, если залезть на высокое дерево, можно обнаружить противника по поднимающейся пыли, дыму и другим признакам, видимым над вершинами деревьев. Осмотр леса перед проникновением в него следует начинать издали, наблюдением за опушкой. Признаками наличия противника в лесу могут быть: взлет и крики птиц; следы колес, ведущие в лес или из леса; поломанные ветки или ободранная кора на деревьях; дым костров; шум передвижения; движение на опушке леса, блеск стекол и оружия.

Особая осторожность необходима при приближении к населенным пунктам или отдельно стоящим жилым зданиям. В зданиях, подготовленных для обороны или занятых наблюдателями, обычно не наблюдается признаков жизни и создается впечатление, что там никого нет, но именно пустота должна настораживать разведчика.

При осмотре населенного пункта следует обращать особое внимание на крыши, чердаки, окна высоких зданий, трубы, откуда противник может вести наблюдение.

Особенности наблюдения ночью. Ночью свет горящего костра виден до 8 км, горящая спичка на расстоянии 1‑1,5 км, огонек сигареты заметен на расстоянии до 500 метров. Однако рассчитывать на такую подсказку особо не следует, что же касается самого наблюдения, то оно имеет ряд особенностей.

Человеческий глаз не способен при резком переходе от света к темноте сразу адаптироваться, четко различать предметы. Поэтому ночью нужно не смотреть прямо на источник света. При наблюдении следует постоянно помнить, что стоит только в течение короткого времени посмотреть на свет, как адаптация глаз будет утрачена и на ее восстановление уйдет не менее 20 минут.

Пристально и долго всматриваться в темноту тоже не следует, чтобы не утомлять зрение рекомендуется периодически закрывать глаза на 5‑10 секунд. Такой короткий отдых позволяет избавиться от утомления. При искусственном освещении (осветительные ракеты, прожекторы) нельзя смотреть на источник света, рекомендуется ладонью прикрыть глаза от него и наблюдать только за освещаемой местностью и противником.

При глазомерном определении расстояний на местности, освещенной искусственными источниками света, следует иметь ввиду, что объекты, расположенные на освещенных участках, кажутся ближе, чем в действительности, а темные, неосвещенные объекты представляются меньшими по размеру и более удаленными.

В темноте важное значение имеет внимание наблюдателя, поэтому ночью нельзя отвлекаться никакими посторонними мыслями, разговорами, действиями, а необходимо направлять внимание исключительно на наблюдение - это повышает чувствительность зрения в 1,5 раза.

Для повышения внимания и чувствительности зрения наблюдать рекомендуется в положении сидя. Глубокое дыхание (полный вдох и выдох восемь‑десять раз в минуту), обтирание лба, век, висков, шеи, затылка холодной водой вызывает существенное повышение чувствительности зрения и сокращает время полной адаптации к темноте с 20‑30 до 10 минут. Временно повышают остроту зрения, снимают сонливость и усталость фармакологические средства: кофеин, глюкоза и др. Например, одна таблетка кофеина (0,1 г) повышает чувствительность зрения в среднем на 30%, его действие при этом достигает наибольшей эффективности обычно через полчаса после приема и длится 1,5‑2 часа. * * *

Шум - это чаще всего сигнал опасности. Каждый разведчик должен знать наизусть таблицу слышимости различных звуков (см. стр. 312‑313) Еще важнее лично проверить эту таблицу, чтобы подогнать ее под свой слух. Ведь каждый человек слышит по‑разному, да и скорость распространения звуков на открытой местности, в лесу или среди городских строений различна.

Шум потревоженных птиц, топот бегущего зверя, тихий кашель, звук от передергиваемого затвора, лай собак - эти и многие другие звуки могут предупредить о засаде, о приближении патруля, о местонахождении часового. Звуки могут о многом предупреждать тех, кто их слышит и понимает.

Запах. Наши разведчики времен прошедшей войны постоянно утверждали, что могут отличать «фрицев» от своих по запаху за 40‑50 метров. Видимо, так оно и было. Сигаретный дым можно почувствовать за 100 метров, запах пищи и пота - еще дальше, если ветер дует в сторону наблюдателя. Немытое человеческое тело, боеприпасы и взрывчатка, стрелковое вооружение, техника, топливо, смазочные материалы - все это обладает запахом, подчас очень сильным.

Заруцкий Подготовка разведчика : система спецназа ГРУ OCR Палек «Подготовка разведчика : система спецназа ГРУ» : Харвест; 1998 ISBN 985 433 190 3 Аннотация Пособие по подготовке ...

  • Виталий каравашкин кто предавал россию

    Документ

    ... спецназа ... Белозерским и Федором Ростиславичем... Тарас ... переправлял аннотацию писем... (ГРУ ). Прошел подготовку разведчика -диверсанта... Огородник Александр Дмитриевич , 1940 г. ... Анатолию Попову... Павел Ефимович (?), ... системах управления... и И.М. Заруцким (см. ...


  • Дымовые средства маскировки применяются в целях ослепления противника, скрытия своих войск и отдельных объектов, их действий, а также для обозначения деятельности ложных объектов (пожаров после артиллерийского обстрела или авиационного налета, дымов от печей, походных кухонь и полевых очагов и др.). К ним относятся дымовые шашки; артиллерийские дымовые снаряды и мины; ручные и винтовочные гранаты; дымовые машины и приборы, смонтированные на военной технике; авиационные бомбы и выливные приборы. При отсутствии средств промышленного производства используют местные дымовые средства (опилки, сырые ветки, еловые шишки, увлажненная солома, ветошь, смазочные материалы, мазут и другие), которые сжигаются в специальныхочагах.
    Дымовые шашки по массе и размерам разделяют на три группы: малые (2-3 кг), средние (7-8 кг) и большие (до 40-50 кг). Все они выполняются в виде металлических цилиндров, заполненных твердой дымовой смесью. Шашки, используемые для маскировки, наполняются смесями, дающими нетоксичный дым белого или бело-серого цвета. Продолжительность образования дыма шашками - от 5 до 15 минут. Длина облака (в зависимости от типа шашки и метеоусловий) - от 50 до 200 метров; его ширина - от 15 до 40 метров.
    Кроме дымовых шашек, на вооружении войск состоят дымовые машины и аэрозольные генераторы, предназначенные для задымления различных объектов нейтральным дымом. Одной заправкой дымообразующего вещества машина может создать непросматриваемую дымовую завесу длиной не менее 1 км за 5-7 мин. Возможности 2-х аэрозольных генераторов соответствуют одной машине.
    Маскирующие дымовые завесы создаются для маскировки своих войск и имитации ложных объектов. Они могут быть поставлены в расположении своих войск или между своими войсками и противником. При маскировке войск и объектов от воздушного противника производится задымление площади, превышающей площадь района расположения маскируемых объектов не менее чем в пять раз. Постановка маскирующих дымовых завес между своими войсками и противником применяется при маскировке войск от наземной разведки и огневых средств противника.
    При задымлении районов расположения войск маскировка дымами может осуществляться созданием в пределах задымляемой площади ряда небольших дымовых завес. Так, при маскировке мотострелкового (танкового) батальона на площади задымления 20-25 кв. км может быть создано 10-12 дымовых завес.
    При расположении войск и объектов на больших территориях экономически нецелесообразно и технически трудноосуществимо создавать сплошное задымление всей площади. Поэтому для маскировки войск и крупных объектов, располагающихся сосредоточенно, задымляют лишь наиболее важные элементы маскируемых объектов и ложные объекты в пределах общего района задымления с соотношением маскируемых площадей к общей площади 0,1-0,25. Задымление площади производится с расчетом, чтобы маскируемый объект не находился в центре дымовой завесы. При этом задымлению подвергаются не только маскируемые объекты, но и те местные предметы, которые могут явиться для противника ориентирами для выхода на цель.
    Благоприятным для постановки дымовых завес является ветер со скоростью 2-4 м/с. Неблагоприятные метеорологические условия - скорость ветра до 1,5 м/с или больше 8 м/с, неустойчивый порывистый ветер, сильные восходящие токи воздуха (конвекция).
    Пиротехнические средства применяются для воспроизведения световых, дымовых и звуковых демаскирующих признаков, присущих стрельбе, взрывам, пожарам и т.д. на ложных объектах. К ним относятся специальные пиротехнические патроны и шашки (имитаторы выстрелов, взрывов), взрывчатые вещества, горючие материалы, осветительные и сигнальные ракеты.

    ЛуАЗ-969 «Волынь» - семейство советских грузопассажирских микролитражных легковых автомобилей повышенной проходимости, выпускавшееся наЛуцком автозаводе в общей сложности с 1966 по 2001 годы.

    ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ СЕМЕЙСТВА

    В семейство входили следующие модели:

    • ЛуАЗ-969В (1967-72);
    • ЛуАЗ-969 (1971-75);
    • ЛуАЗ-969А (1975-1979);
    • ЛуАЗ-969М (1979-1996).

    Также с ним тесно связаны автомобили:

    • ЛуАЗ-1301 ;
    • ЛуАЗ-1302 ;
    • ЛуАЗ-2403 .

    ЛуАЗ-969 был первым советским переднеприводным автомобилем (вариант «969В» без привода на заднюю ось). Также ЛуАЗ-969 - это первый внедорожник, бывший предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование». Кроме того, ЛуАЗ-969 - первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села.

    Функциональный дизайн и упрощённая отделка кузова, обеспечивающего лишь самый минимальный комфорт, соответствовали назначению автомобиля, а его проходимость является выдающейся и по сегодняшний день.

    Автомобиль вызывал и вызывает полярные оценки и мнения. Многие владельцы отмечают очень высокую проходимость и практичность «Волыней». Другие ругают их за невысокое качество изготовления, низкую комфортабельность, весьма затруднённый доступ на передние сиденья, трудоёмкость обслуживания и отсутствие динамики. Объективно, эта машина была в целом неплоха для задач, которые перед ней ставились, - эксплуатации в сельской местности, преимущественно по плохим дорогам, где высокая максимальная скорость не важна, а хорошая отделка салона лишь усложняет его очистку от неизбежной в таких условиях грязи. Неудобный доступ на место водителя является обратной стороной компоновки автомобиля, обеспечивающей хорошую загрузку передней оси и, соответственно, высокую проходимость даже при отключенном заднем мосте. Явным объективным минусом автомобиля был двигатель от «Запорожца» - шумный, недостаточно мощный и недолговечный, имеющий невыгодную для автомобиля повышенной проходимости моментную кривую - что было исправлено на поздних модификациях. Сложность же в обслуживании соответствует особенностям конструкции шасси полноприводного автомобиля с достаточно сложно устроенной трансмиссией.

    Близкие по классу лёгкие внедорожники для армии или жителей села создавались и за границей - например, западногерманские DKW Munga (1956-1968), Haflinger (1959-1974) и Volkswagen Iltis(1978-1988), Farmobil (1962-1966), восточногерманский Wartburg 353-400 Jagdwagen и другие.

    ПРЕДЫСТОРИЯ

    Историю семейства «969» необходимо начать с описания предыдущей модели - амфибии ЛуАЗ-967, принятой на вооружение Советской армии как ТПК - «транспортёр переднего края».

    В годы Корейской войны (1949-53 гг.) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов, и аналогичных задач. ГАЗ-69, при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ - «малый автомобиль водоплавающий»).

    Разработка началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б. М. Фиттермана. Опытный образец, обозначенный НАМИ-049 «Огонёк», был готов к 1958 году. Он имел стеклопластиковый кузов с усиленным несущим основанием, независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний и задний мосты, связанные через блокируемый межосевой дифференциал, блокируемые дифференциалы мостов, колёсные редукторы и двухцилиндровый двигатель мотоциклетного типа МД-65 мощностью 22 л.с. Последний оказался излишне слабым, имел малый ресурс и не развивал должных тяговых свойств. Кроме того, пластмассовый кузов оказался излишне хрупким, особенно учитывая требование обеспечить возможность десантирования на парашюте.

    Второй образец был обозначен НАМИ-049А. К его разработке были привлечены специалисты НАМИ из Запорожского завода, которые в те годы как раз работали над проектом малолитражного автомобиля «Запорожец». Для военной амфибии сочли подходящим один из вариантов двигателя, проектировавшегося для «Запорожца» - V-образный, четырёхцилиндровый, с воздушным охлаждением. Дальнейшие работы над малолитражкой и амфибией велись параллельно.

    Двигатель НАМИ-049А был в основном унифицирован с серийным мотором «Запорожца», включая систему охлаждения с вентилятором, прогоняющим поступающий из расположенных сбоку воздухозаборных отверстий воздух через оребрение цилиндров. Главное отличие составлял увлеченный до 887 см³ рабочий объём двигателя амфибии - впоследствии моторами такого объёма стал оснащаться и «Запорожец».

    Кроме этого, вместо пластикового корпуса применили открытый стальной с тентом, отказались от межосевого дифференциала, сделали отключаемым задний мост. Подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования с парашютом. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с раненными. Гребной винт отсутствовал - на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше.

    В окончательном виде автомобиль получил обозначение ЛуАЗ-967 и стал производиться в Луцке с 1961 года. До этого завод ремонтировал автофургоны, изготавливал душевые установки и транспортеры для силосных масс модели ТСМ-6,5.

    РАЗРАБОТКА И ОСВОЕНИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ

    Освоение целины потребовало создания специализированного автомобиля высокой проходимости для сельского хозяйства. ГАЗ-69 оказался опять же слишком большим и тяжёлым для многих ситуаций, кроме того, чрезмерно дорогим, опыт же эксплуатации созданных на базе серийных легковых автомобилей внедорожников ГАЗ-М-72 и Москвич-410 был не вполне удачным. Решение было найдено в конверсии военного вездехода ЛуАЗ-967 в гражданскую версию.

    Проектирование вёл коллектив Запорожского завода, изначально автомобиль обозначался как ЗАЗ-969. От военного варианта он отличался в первую очередь кузовом, который приобрёл более традиционную форму и потерял способность держаться на воде (но остался открытым, хотя и с пристежными брезентовыми боковинами). Водителя и пассажиров разместили также более традиционно, но по комфорту и отделке салона автомобиль недалеко ушёл от военного прототипа. В 1964 году на ЗАЗ-е была выпущена опытно-промышленная партия в 50 единиц.

    На Луцком заводе на основе этой конструкции, но с внесением многочисленных изменений, создали свой вариант - ЛуАЗ-969В (в некоторых источниках ЛуМЗ-969В или ЗАЗ-969В). Опытные образцы были собраны в 1965, а в следующем году появилась опытная партия. Массовое производство началось в 1967 году. Из-за дефицита агрегатов привода на задний мост, ЛуАЗ-969В имел привод только на передние колёса, зато в трансмиссии имелся вал отбора мощности для привода навесного и прицепного оборудования. Двигатель имел обозначение МеМЗ-969 и развивал мощность 30 л.с.

    Было выпущено 7438 автомобилей этой модели.

    В 1971 (по другим сведениям - в 1969) году были решены проблемы с поставками нужных агрегатов, и автомобиль был запущен в серию в полноприводном варианте, который обозначался как ЛуАЗ-969 или ЗАЗ-969, - без литеры. В те годы ЛуАЗ был включён в единое производственное объединение с Запорожским заводом, и его продукция некоторое время носила обозначение «ЗАЗ» (не путать с опытной партией ЗАЗ-969 образца 1964 года).

    Полноприводной вариант имел весьма неплохую проходимость за счёт хорошей загрузки переднего моста, блокируемого дифференциала сзади, большого дорожного просвета, обеспеченного колёсными редукторами, и независимой подвески всех колёс с большими конструктивными ходами.

    Предполагалась к выпуску и грузовая модификация, но в силу ряда причин она не пошла в серию.

    КОНСТРУКЦИЯ

    Кузов автомобиля ЛуАЗ-969 - полунесущий, с интегрированной рамой лонжеронного типа. Компоновка автомобиля характеризуется сильным смещением пассажирского салона вперёд, что позволило достичь постоянной высокой загруженности передней оси, тем самым обеспечив высокие тягово-сцепные свойства даже при приводе только на передние колёса.

    Трансмиссия ЛуАЗ-а в целом характеризуется сравнительной простотой устройства по меркам внедорожников, что положительно сказывается на массово-габаритных характеристиках и надёжности. Двигатель, главная передача и коробка передач расположены в передней части автомобиля и объединены в единый блок (трансэксл), отчасти подобный используемому на автомобилях «Запорожец». Переключение передач осуществляется напольным рычагом, причём раскладка переключения отличается от традиционной («зеркальная»): первая передача включается движением рычага из нейтрали на себя и назад, вторая - на себя и вперёд, третья - из нейтрали назад, четвёртая - из нейтрали вперёд, заднего хода - из нейтрали от себя и вперёд. Внутри картера коробки передач расположены также механизм отбора мощности со вторичного вала, используемый либо для привода различного сельскохозяйственного оборудования, либо (на полноприводных модификациях) для привода заднего моста, и (также на полноприводных модификациях) понижающая передача. Раздаточная коробка как отдельный агрегат отсутствует.

    У полноприводных модификаций вращение передаётся с вала отбора мощности коробки передач на редуктор заднего моста при помощи не имеющего шарниров тонкого вала, заключённого внутрь трансмиссионной трубы, cоединяющей картеры коробки передач и заднего моста. Таким образом, все агрегаты трансмиссии автомобиля, кроме полуосей, по сути заключены в общий герметизированный картер, что является наследием амфибийного прошлого ЛуАЗ-а. Задний мост в обычном состоянии трансмиссии отключен, он может быть подключен с места водителя, для чего необходимо переместить рычаг, расположенный слева от рычага переключения передач, назад. Межосевой дифференциал отсутствует, поэтому при движении по дорогам, имеющим твёрдое покрытие, задний мост необходимо отключать, при этом автомобиль становится переднеприводным. Тот же рычаг управляет также и включением понижающей передачи, изменяющей передаточные отношения трансмиссии во всём рабочем диапазоне - для её включения в режиме подключенного заднего моста необходимо отвести рычаг от себя и переместить вперёд.

    Для предотвращения пробуксовки одного из задних колёс, дифференциал заднего моста может быть принудительно заблокирован с места водителя изогнутым рычагом, расположенным рядом с рычагом стояночного тормоза. Механизм блокировки - с зубчатой муфтой. Блокировка дифференциала переднего моста отсутствует, хотя её установка вполне возможна в порядке тюнинга - конструкторы посчитали, что высокой загрузки передней оси и блокируемого дифференциала заднего моста вполне достаточно для обеспечения требуемого уровня проходимости, и не стали больше необходимого усложнять трансмиссию автомобиля.

    Подвеска - торсионная, на продольных рычагах, с очень большими ходами. Колёса - 13-дюймовые, с развитым грязевым рисунком протектора.

    Тормоза - барабанные на все колёса, с гидравлическим приводом, без усилителя.

    МОДЕРНИЗАЦИЯ

    ЛУАЗ-969А

    В 1975 году в серию пошёл ЛуАЗ-969А с усовершенствованным двигателем МеМЗ-969А (1,2 л., 40 л.с.). Внешние отличия от предыдущей модели были незначительны и заключались в основном в изменении дизайна передней части автомобиля.

    Было выпущено около 30,5 тысяч автомобилей этой модели.

    В 1977 году была выпущена и партия закрытых цельнометаллических фургонов. У Э. Томпсона в его труде о советских автомобилях обозначается как ЛуАЗ-969Ф.

    ЛУАЗ-969М

    Общие данные

    Производитель: Луцкий автозавод (Луцк)

    Трансмиссия

    4-х ступенчатая МКПП

    Характеристики

    Массово-габаритные

    Масса: 960-1360 кг

    Динамические

    Макс. скорость: 85 км/ч

    С 1979 года был освоен ЛуАЗ-969М (в разработке с 1973 года), отличавшийся в основном формой, конструкцией и отделкой кузова, а также обновлённой агрегатной частью.

    Эта модель оборудовалась, как и предшественник, 1,2-литровым 40-сильным двигателем МеМЗ-969А, однако оснащалась раздельным приводом тормозов с гидровакуумным усилителем на переднем контуре. Внешность автомобиля осовременили: изменились панели передка, формы лобового стекла. Двери были оборудованы замками, их боковые окна получили жёсткое обрамление и открывающиеся «форточки», в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и «жигулёвские» сиденья.

    Ещё до запуска в серию ЛуАЗ-969М получил высокую оценку на ВДНХ СССР, а в 1978 году на международном салоне в городе Турин (Италия) он (как указывается в ряде источников) вошёл в десятку лучших автомобилей Европы. В 1979 году на международной выставке в городе Ческе-Будеёвице (ЧССР) он получил золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села.

    МОДИФИКАЦИИ

    СЕМЕЙСТВО «969»

    • ЛуАЗ-969В (1967-71) - временная версия, передний привод;
    • ЛуАЗ-969 (1971-75) - серийный с колёсной формулой 4х4;
    • ЛуАЗ-969А (1975-1979) - первая модернизация, двигатель МеМЗ-969А;
    • ЛуАЗ-969М (1979-1992) - вторая модернизация, обновлённый кузов;

    ПРОЧИЕ

    • ЛуАЗ-Прото (1988) - альтернативный прототип ЛуАЗ-1301 с очень современным на тот момент дизайном и пластиковым кузовом, разработанный в Ленинградской лаборатории НАМИ под руководством Г. Хаинова в 1988-1989 годах;
    Двигатель - МеМЗ-245 («Таврия»); Коробка передач - 6-ступенчатая, синхронизированная, две первые передачи - понижающие;
    • ЛуАЗ-13019 «Геолог» (1999) - уникальный полноприводный трехмостовый (6х6) плавающий грузовик повышенной проходимости на базе узлов и агрегатов ЛуАЗ-1301 прототипа 1990 года с дизельным двигателем;

    ПРОЗВИЩА АВТОМОБИЛЯ

    • «Волынянка», «Волынка» - народное прозвище за место происхождения: Луцк является областным центром Волынской области;
    • «Луноход» - за колесные редукторы, придающие автомобилю сходство с этим планетоходом;
    • «Луиза» - народное прозвище;
    • «Тушканчик» - народное прозвище;
    • «Лумумзик» - от обозначения ранних версий ЛуМЗ-969;
    • «БМВ» - Боевая Машина Волыни;
    • «Утюг» - из-за формы кузова;
    • «Еврейский броневик» - народное прозвище;
    • «Фантомас» - народное прозвище.
    • «Хамер» - из за высокой проходимости
    • «Лунтик» - произошло от названия «луноход»
    • «Пианино»- народное прозвище.
    • «Чебурашка» - схожесть с мультяшным героем из-за больших фар

    Продам а/м ЛуАЗ-969М, 1985г.в., цвет бежевый, пробег 400 км(!), хозяин один .
    Приобретался 30 лет назад под конкретные цели, но так и не использовался по назначению.
    После длительного гаражного хранения были перебраны и прочищены цилиндры передних и задних тормозов, цилиндр сцепления, вакуумный цилиндр. Заменены на новые свечи, высоковольтные провода, выключатели тормозов, резиновые уплотнители и все масленки передних и задних редукторов.
    Были сделаны доработки: фары заменены на галогеновые, а т.к. в новых фарах уже были лампы габаритов, то стандартные габариты подключил как светодиодные Дневные Ходовые Огни, которые автоматически отключатся при включении габаритов. Дополнительно установлены противотуманные фары.
    На приборной панели установлена кнопка с подсветкой для включения противотуманных фар и контрольная красная лампочка работы генератора.
    Автомобиль полностью готов к эксплуатации. Все документы в наличии.

    Вконтакте

    Зимой 1951 года основан Луцкий автомобильный завод — сначала как ремонтный завод. С 1955 предприятие стало машиностроительным заводом, выпускавший на основе автомобилей и прицепов от других производителей легкие рефрижераторы, передвижные автомастерские, и мобильные торговые точки. Весь модельный ряд ЛуАЗ .

    Эта продукция пользовалась спросом у хозяйственников СССР, и выпуск её продолжался на Луцком заводе вплоть до 1979 года, когда производство и все оборудование для него было перенесено на другое предприятие.

    Начиная с момента появления предприятия одной из его целей было производство собственной модели автомобиля и через 10 лет после реорганизации в машиностроительный завод появились первые опытные образцы переднеприводного ЗАЗ 969В по документации, переданной Запорожским автозаводом.

    Всего через год удалось наладить серийное производство небольших партий автомобилей и в канун нового, 1968 года Министерство автомобильной промышленности СССР переименовало предприятие в Луцкий автомобильный завод, специализирующийся на выпуске автомобилей малого класса.

    ЗАЗ 969В стал называться ЛуАЗ 969 и, кроме того, на его базе был начат выпуск полноприводного ЛуАЗ 967 – военного плавающего транспортёра особо малой грузоподъемности. В начале 70-х в продажу стали поступать , имевшие возможность при движении по труднопроходимым участкам дорог, вдобавок к переднему приводу включать и задний.

    Все эти автомобили имели V-образный силовой агрегат воздушного охлаждения мощностью всего в 30 л.с. производства Мелитопольского моторного завода. В середине десятилетия он был заменён мотором мощностью 40 л.с. При этом серийный автомобиль получил название ЛуАЗ 969А. Кроме замены двигателя никаких других изменений в конструкцию машины не вносилось.

    В этом же году предприятие было включено в состав производственного объединения «АвтоЗАЗ». В конце десятилетия предприятие несколько обновило внешний вид автомобиля, заодно прибавив к цифрам 969 букву «М» и значительно увеличило выпуск готовой продукции. Всего через два года после модернизации был выпущен стотысячный .

    От микролитражки до автобуса

    В середине 80-х конструкторы предложили логическое продолжение эволюции модели, получившее цифровое обозначение 1301. Автомобиль имел то же самое шасси, что и предыдущая продукция автозавода, но постепенно по узлам и агрегатам стал максимально унифицированным с автомобилем Запорожского автозавода «Таврия».

    Машина оснащалась рядным четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения мощностью 58 л.с. и несколько лет выпускалась небольшими партиями. В начале 90-х спрос на продукцию Луцкого автозавода постепенно упал и чтобы сохранить завод и рабочие места, на предприятии была организована сборка моделей Ульяновского и Волжского автозаводов.

    Однако в 2000 году завод был приобретён корпорацией «Богдан» и впоследствии производство собственной продукции было свернуто. Вместо этого было организовано производство современных автобусов и троллейбусов «Богдан».