Оказание первой помощи при дтп. Правила извлечения пострадавшего из автомобиля Как извлекать пострадавшего из автомобиля при дтп

Если при ЧС на автомобильном транспорте возникает пожар, то спасатели обязаны незамедлительно приступить к его ликвидации, используя все имеющиеся у них средства пожаротушения.

Примечание: Резка кузова автомобиля с применением от­резных и углошлифовальных машин, а также подобного оборудо­вания (бензорезы, дисковые пилы и т.п.) недопустима, так как все­гда существует опасность загорания, а сноп искр, вылетающий из-под режущего органа, может привести к травмированию как по­страдавшего, так и спасателей.

3. Ориентирование по карте в движении по заданному маршруту .

Если известна точка стояния и на местности виден характерный ориентир, который изображен на карте, то карта ориентируется по двум точкам. Для этого необходимо поворачивать карту в горизонтальном положении до того момента, пока линии от точки стояния до ориентира на местности и на карте не станут параллельно.

Движение по карте

При движении по дороге, необходимо определить маршрут, определить характерные ориентиры на маршруте, расстояния между ориентирами.

При движении без дорог, маршрут надо выбрать так, чтобы каждый поворот пути на карте был обозначен на карте характерным ориентиром, определить расстояния между ориентирами.

При движении в лесу маршрут прочерчивается на карте, определяются азимуты и расстояния для каждого закрытого участка пути.

При движении постоянно сверяться с выбранными ориентирами и другими окружающими их ориентирами.

Определение по карте своего местоположения

Свое местоположение по карте можно определить по наличию рядом характерного ориентира, изображенного на карте.

Если рядом нет характерных ориентиров, то местоположение определяется по ближайшим местным предметам. Для этого надо ориентировать карту и найти по ней изображение двух-трех близлежащих местных предметов. Определить глазомерно свое местоположение относительно этих предметов и наметить примерное местоположение на карте.

Билет № 3

1. Назначение, состав, возможности штатного гидравлического аварийно-спасательного инструмента (цилиндр с двумя штоками).

Цилиндры применяются для увеличения пространства доступа, подпорки различных элементов строительных конструкций. Цилиндры двойного действия могут с помощью набора цепей работать на «стягивание».



Основные тактико-технические характеристики цилиндров

Фирма-изготов. Марка Рабочее давление, МПа Макс. расшир. сила, кН Макс. тянущая сила, кН Длина хода штока, мм Миним. длина, мм Масса, кг
«Средства спасения» ЦС-2080М - 17,9
«Спрут» ЦГС-1/80 ЦГС-2/80 2х280 13,0 17,2
«Холматро» Голландия 2004U 2005U 2006U 1020U 1040U 1068U 49,5 49,5 49,5 49,5 49,5 49,5 2х250 2х250 2х200 2х340 12,0 15,5 18,5 12,7 16,5 19,0
«Лукас» Германия LZR12/300 LZR12/500 LZR12/550 LZR12/700 LZR12/570 - - - - 12,5 17,4 21,8 23,0 16,9
«Амкус» США АМК-508 АМК-762 АМК-1016 АМК-1524 10,2 12,2 15,0 19,7
«Енерпак» Голландия RDR-10125 RDR-10205 RDR-10500 RDR-20100 RDR-20200 RDR-20400 6.2 8.0 10.7 9.7 10.5 14.5
«Вебер» RZ1-180 RZ2-1250 RZ3-1600 12.5 16.0 18.5

2. Требования безопасности перед началом поисково-спасательных работ .

Спасатели, выполняющие работы, должны иметь средства защиты головы (каска шахтерская или шлем стальной), глаз и лица (очки), спецобувь, одежду специальную для защиты от механических воздействий. Рабочая одежда спасателей должна быть выполнена из материала яркого цвета, стойкая к механическим повреждениям и агрессивным веществам, предохранительные пояса.

Там, где нельзя использовать электроинструмент, по взрыво- и электробезопасности, применяют пневматический инструмент, который работает от сжатого воздуха давлением 3-6 атм. Применение пневматического инструмента позволяет безопасно работать в сырых помещениях, внутри металлических емкостей и тех местах, где пользоваться электроэнергией представляет собой опасность.

Общие требования безопасности при работе с пневмоинструментом:

· знать безопасные способы работы;

· конструкцию и правила технической эксплуатации каждого вида инструмента;

· причины неисправности инструментов.

Общие требования безопасности при работе с электрическими машинами:

· искрение щеток;

· вытекание смазок;

· появление дыма или характерного запаха горящей изоляции.

При работе с ручными рычажными лебедками:

· поднимать и перемещать грузы, вес которых превышает номинальное тяговое усилие;

· при подъеме обломков должно быть обеспечено устойчивое положение лебедки, домкратов и всех механизмов работающих под нагрузкой.

Безопасность спасателей и пострадавших при ведении аварийно-спасательных работ при ДТП достигается:

заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению аварийно-спасательных работ с использованием современных средств спасения, инструментов, способов и тех­нологий их применения соответственно типовым условиям об­становки;

допуском к выполнению аварийно-спасательных работ только лиц, обученных по соответствующей программе, сдавших зачеты и получивших соответствующее удостоверение;

неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указаний командира, поддержанием высокой дисциплины и ор­ганизованности;

организацией и неукоснительным поддержанием особого режима в рабочей зоне, ограждением ее и недопущением проник­новения на ее территорию посторонних лиц;

четким распределением обязанностей между членами аварийно-спасательной группы;

постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием им необходи­мой помощи при возникновении аварийных ситуаций;

выполнением АСР в тесном взаимодействии спасательной группы с подразделением безопасности дорожного движения и бригадой скорой медицинской помощи.


Похожая информация.


Ответ: Завалом называется хаотическое нагромождение строительных материалов и конструкций, технологического оборудования, санитарно-технических устройств, мебели, домашней утвари, камней. Причиной образования завалов могут стать природные стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, бури, обвалы, оползни, селевые потоки), воздействия природных факторов, приводящих к старению и коррозии материалов (атмосферная влага, грунтовые воды, просадочные грунты, резкие изменения температуры воздуха), ошибки на стадии проектирования и строительства, нарушения правил эксплуатации объекта, военные действия. Степень разрушения строений зависит от силы разрушающего фактора, продолжительности его воздействия, сейсмоустойчивости конструкций, качества строительства, степени износа (старения) строений

Завалы бывают сплошными и отдельными (местными ). Объем завалов при разрушении жилых зданий составляет 35-50%, промышленных - 15-20% строительного объема. Высота завалов жилых зданий составляет 1/5 - 1/7, промышленных - 1/4 - 1/10 их первоначальной высоты. Средний угол откосов завалов - 30° . Объем пустот в завалах составляет 40-60%. Завалы условно делятся на железобетонные и кирпичные. Железобетонные завалы состоят из обломков железобетонных, бетонных, металлических и деревянных конструкций, обломков кирпичной кладки, элементов технологического оборудования. Они характеризуются наличием большого количества крупных элементов, зачастую соединенных между собой, пустот и неустойчивых элементов. Кирпичные завалы состоят из кирпичных глыб, битого кирпича, штукатурки, обломков железобетонных, металлических, деревянных конструкций. Они характеризуются большой плотностью, отсутствием крупных, как правило, элементов и пустот.

Образование завалов сопровождается повреждением электрических, тепловых, газовых, сантехнических и других систем . Это создает угрозу возникновения пожаров, взрывов, затоплений, поражений электрическим током. Особенно опасны завалы промышленных строений, в которых производятся или хранятся опасные вещества. Разрушение строений и образование завалов обычно сопровождается блокированием, травмированием и гибелью людей. Пострадавшие могут находиться в верхней, средней, нижней части завала, в заваленных подвалах и подземных защитных сооружениях, технологическом подполье и в помещениях первых этажей. В отдельных случаях они могут оставаться на разных этажах частично разрушенных помещений, в нишах и пустотах, на крышах.

Поисково-спасательные работы в условиях завалов начинаются с проведения разведки , для чего следует:
- установить зону ЧС и ее характер;
- определить места нахождения и состояние пострадавших;
- оценить состояние объектов в зоне ЧС (строений, коммуникаций, инженерных систем);
- определить наличие очагов пожара, радиоактивного, химического, бактериологического заражения, отравляющих и взрывоопасных веществ;
- определить места прокладки подъездных путей, установки техники, путей эвакуации пострадавших.

После проведения разведки спасатели приступают к разборке завала для оказания помощи пострадавшим. При этом используются два основных способа:
- разборка завала сверху;
- устройство лаза в завале.
Разборка завала сверху осуществляется для оказания помощи пострадавшим, которые находятся в верхней части завала и к ним имеется свободный доступ. Завал разбирается вручную с использованием ломов, лопат, совков. Для подъема и перемещения крупных и тяжелых элементов завала применяются грузоподъемные средства (домкраты, лебедки, краны). При этом необходимо исключить возможность внезапного перемещения элементов завала, которые могут причинить дополнительные страдания пострадавшим. После освобождения пострадавших им оказывается помощь иони транспортируются в безопасное место.

Устройство лаза в завале . Зачастую пострадавшие находятся в глубине завала. Для извлечения ихспасатели проделывают специальный узкий проход (лаз), с учетом кратчайшего расстояния до людей, в наиболее легко преодолеваемых участках завала. Не рекомендуется устраивать лаз в непосредственной близости от больших глыб, поскольку они могут осесть и затруднить работу. Лаз проделывают в горизонтальном, наклонном и вертикальном направлениях. Оптимальная ширина лаза - 0,8-0,9 м, высота - 0,9-1,0 м. Работы по устройству лаза выполняют несколько групп (по 3-4 человека) вручную или с использованием инструмента. В их задачу входит разборка завала, проделывание лаза, подготовка и установка крепежных элементов, удаление извлекаемых обломков деблокирование пострадавших, их транспортировка. Перемещение спасателей при устройстве лаза осуществляется на четвереньках, ползком лежа на спине, на животе, на боку. Если передвижению спасателей препятствуют крупные железобетонные, металлические, деревянные, кирпичные изделия,тоих необходимо обойти, если такой возможности нет, то разрушить, в ряде случаев в них можно проделать отверстие. Особое внимание при устройстве лаза должно уделяться надежномуегокреплению с целью предотвращения обрушения стенок. Для этого используется специальный, заранее заготовленный крепежный материал, -стойки, распорки, доски, брус, щиты, перекладины, подкосы. При устройстве лаза не допускается передвижение спасателей и техники по верхней части завала.

После окончания работ по устройству лаза и креплению прохода спасатели приступают к освобождению людей. В первую очередь определяется состояние пострадавшего и степень его травмирования. Затем освобождаются придавленные или зажатые части тела с одновременным наложением жгутов и сдавливающих повязок, очищаются полости рта и носа, руками удаляются от пострадавшего мелкие обломки, мусор, щебень. В зависимости от физического состояния пострадавшего выбирается способ его извлечения и транспортировки. Освобождать пострадавшего из завала должны, как минимум, два спасателя. Если такая возможность имеется, то его вытаскивают за руки или верхний плечевой пояс. Если это сделать невозможно, то спасатели подводят руки под его плечевой пояс и поясницу и только потом осторожно освобождают пострадавшего. Иногда целесообразно использовать плотную ткань для укладывания пострадавшего или носилки. Если пострадавший находится под большими и тяжелыми элементами завала, то его освобождают с помощью разжимов, домкратов, грузоподъемной техники. В тех случаях, когда пострадавший придавлен к земле, его можно освободить, сделав подкоп.

При ДТП важным моментом оказания помощи пострадавшему является правильное извлечение его из автомобиля. Особенно сложно сделать это при деформации кузова и заклинивании двери, опрокидывании автомобиля. В этих случаях необходимо, используя монтировочную лопатку или другие подручные средства, открыть одну из дверец, желательно со стороны пострадавшего. Получив доступ в салон (кабину) транспортного средства, немедленно выключите зажигание.

Если состояние пострадавшего не вызывает опасений и в данный момент ему ничто не угрожает, можно не извлекать его из автомобиля, так как допущенные при этом ошибки могут усугубить полученные человеком повреждения.

Если пострадавший без сознания, убедитесь в проходимости дыхательных путей и обеспечивайте ее до извлечения из автомобиля .

Если человек находится в тяжелом состоянии (остановка дыхания и кровообращения, сдавливание тела, кровотечение и т. д.) или может получить новые повреждения, необходимо немедленно извлечь его из автомобиля.

Учитывая возможную травму грудной клетки, извлекайте пострадавшего за и подмышечные области, где ребра повреждаются сравнительно редко . Грубые, сопряженные с применением значительных физических усилий приемы могут нанести пострадавшему дополнительную травму и непоправимый вред.

Если существует опасность нарушения дыхания или усугубления травмы шейного отдела позвоночного столба, положение головы, шеи и грудной клетки необходимо сохранять неизменным относительно друг друга. В этом случае следует использовать прием, при котором оказывающий помощь одной рукой фиксирует подбородок пострадавшего, а другой - удерживает его за кисть .

При повреждении позвоночного столба извлекать пострадавшего из автомобиля должны несколько человек, аккуратно вытягивая за голову .


Помните! Ваши действия при извлечении пострадавшего из транспортного средства должны быть правильными и щадящими.

Тема 8: Особенности оказания первой помощи при ДТП.

Учебные вопросы :

1. Основные правила спасения пострадавших при ДТП.

2. Правила осмотра пострадавших в салоне автомобиля и оказания первой помощи.

3. Операции, выполняемые в целях извлечения пострадавшего из ТС и последовательность их выполнения.

4. Предотвращение возможных осложнений у пострадавших.

Введение.

Каждый десятый участник ДТП в России погибает из-за вовремя не оказанной первой помощи. Каждые 6 секунд на дорогах планеты гибнет человек. В год получается целый мегаполис - 1 300 000 человек! А ведь многим удалось бы выжить, если вовремя подоспела первая помощь, по крайней мере в России каждый десятый участник ДТП погибает именно по этой причине. К сожалению, в автошколах оказанию первой помощи учат через пень колоду, да и те знания через год забываются.

Проведённый анализ реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в 2011г года позволяет сделать следующие выводы: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, реагирование на ДТП увеличилось в 3,5 раза, количество спасенных увеличилось в 2,7 раза.

При спасении пострадавших важным фактором является время происшедшее с момента возникновения дорожно­транспортных происшествий (ДТП) до начала спасательных работ. Наиболее эффективно спасение пострадавших, когда действия спасателей проводятся в течение 30 минут с момента дорожно­транспортного происшествия.

^ 1. Основные правила спасения пострадавших при ДТП.

Дорожно-транспортным происшествием называется ситуация возникшая в процессе движения механических транспортных средств и повлекшая за собой гибель или телесные повреждения людей, либо повреждения транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества.

^ Распределение относительного количества основных видов ДТП (рис 1.)

По тяжести последствий ДТП делят на три группы:

со смертельным исходом,

с телесными повреждениями людей

с материальным ущербом.

^ По виду ДТП подразделяются: на столкновение транспортных средств, опрокидывание транспортных средств, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных и прочие.

^ К столкновениям относятся происшествия, при которых движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

^ К опрокидываниям относятся происшествия, при которых движущееся транспортное средство опрокинулось. К ним также относятся опрокидывания, которым предшествовали другие происшествия.

^ К наездам на стоящие транспортные средства относятся происшествия, при которых движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп. Наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению.

^ К наездам на препятствия относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (дерево, опора моста, столб, мачта, строительные материалы, ограждение и т.д.).

^ К наездам на пешеходов относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на человека или он сам наткнулся на движущееся транспортное средство. К ним относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, трос, канат и т.п.).

^ К наездам на велосипедистов относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

^ К наездам на гужевой транспорт относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными.

^ К наездам на животных относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди, причинен материальный ущерб.

^ К прочим происшествиям относятся такие, как падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо), падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения.

^ Таблица 1. Типовые повреждения ТС и основные травмы пострадавших



Вид ДТП

Типовые

повреждения ТС


Типовые травмы

пострадавших


1.

Лобовое

столкновение


Деформация передней (лобовой) части транспортного средства, заклинивание дверей, нарушение целости стекол; смещение двигателя в салон

Шейно-позвоночные и

черепно-мозговые травмы,

травмы живота, грудной

клетки, лица, нижних

конечностей,

резано-колотые раны


2.

Касательное

столкновение


Деформация

соприкасающихся

боковых частей ТС


Травмы живота, грудной

клетки, лица, переломы ребер, резано-колотые,

рваные раны


3.

Боковое

столкновение


Шейно-позвоночные и

черепно-мозговые травмы,

травмы нижних конечностей, голени, таза, бедер, живота, лица, переломы ребер, резано-колотые, рваные раны


4.

Опрокидывание

Значительная деформация

корпуса, крыши, нарушение целости стекол, разлив топлива


Шейно-позвоночные и

черепно-мозговые травмы,

травмы позвоночника, резано-колотые, рваные раны


5.

Наезд

Деформация передней части автомобиля, повреждения лобового стекла; смещение двигателя в салон

Шейно-позвоночные и

черепно-мозговые травмы,

травмы живота, грудной

клетки, лица, нижних

конечностей, резано-колотые раны

Общий алгоритм проведения АСР при ДТП (рис. 2)

Рассмотрение алгоритмов оказания первой помощи пострадавшему, находящемуся на проезжей части. Приложение 1.

^ 2. Правила осмотра пострадавших в салоне автомобиля и оказания первой помощи.

Три основных принципа спасения:

1. Как можно скорее начать оказывать пострадавшему первую помощь в салоне автомобиля, без извлечения.

2. Разбирать ТС вокруг пострадавшего, а не вытаскивать пострадавшего из поврежденного ТС.

3. Пострадавший после извлечения должен находиться в таком же или лучшем, чем до начала аварийно-спасательных работ, состоянии.

Отклонение от этих правил возможно лишь при угрозе жизни или вреда здоровью спасателей-пожарных или пострадавших.

Схема первичного осмотра пострадавшего в салоне автомобиля Приложение 2.

1. Оценка обстановки (не более 30 секунд).

2. Первичный осмотр пострадавшего. Определить признаки угрожающих жизни состояний, приводящих к смерти (в течение нескольких минут ) отсутствие сердечнососудистой деятельности, наличие дыхательной недостаточности, острую кровопотерю и травматический шок. А именно диагностировать такие состояния как:


  • клиническая смерть;

  • кома;

  • наружное кровотечение;

  • проникающие ранение шеи и грудной клетки;

  • синдром длительного сдавливания;

  • переломов костей конечностей.
3. Определить явные признаки биологической смерти, когда оказание помощи бессмысленно.

В случае выявления признаков:

клинической смерти - немедленно приступить к выполнению мероприятий сердечно-легочной реанимации (СЛР);

в случаях комы – наложить шину на шею, затем извлечь из машины, уложить на живот и очистить рот. Если верхние дыхательные пути проходимы, то дыхание может отсутствовать из-за тяжелого повреждения головного мозга, травматического шока, алкогольного опьянения;

наружного артериального кровотечения - пережать артерию рукой и наложить жгут;

проникающих ранений шеи и грудной клетки - закрыть доступ воздуха в рану ладонью, а затем пластырем или спец. повязкой;

синдрома длительного сдавливания – наложить защитные жгуты, обезболить, предложить обильное питье.

4. Вторичный осмотр (не более 3-х минут, пострадавший в сознании).

4.1. Выяснить жалобы пострадавшего на боль, затрудненное дыхание, потерю чувствительности.

4.2. Узнать о возможных аллергических реакциях на медикаменты.

4.3. Осмотреть пострадавшего «с головы до пят» и выявить признаки:


  • повреждения костей конечностей, таза, позвоночника, ребер и грудной клетки;

  • проникающего ранения живота;

  • наличие ран и ссадин;

  • наличие ожогов;

  • обморожения.
5. Обратить внимание:

На запах алкоголя изо рта;

На неадекватное поведение и бледность кожи.

В случаях выявления признаков:

повреждения костей таза, тазобедренных суставов (поза «лягушки») - немедленно обезболить, уложить на спину и подложить валик под колени;

переломов костей конечностей - обезболить, наложить шину;

проникающего ранения живота - уложить на спину, расстегнуть поясной ремень, приподнять и согнуть ноги в коленях;

ожогов - срочно использовать холод, обезболить и предложить теплое сладкое питье;

обморожения и переохлаждения - укрыть теплой одеждой, предложить теплое сладкое питье.

Если определяется запах алкоголя изо рта, неадекватное поведение в сочетании с бледностью кожи, то пострадавшего нельзя отпускать с места происшествия до прибытия медперсонала, даже при отсутствии видимых травм и повреждений.

После оказания первой помощи решаются задачи извлечения пострадавшего из поврежденного автомобиля и эвакуации его в медицинское учреждение, для чего проводится удаление элементов автомобиля, зажимающих тело пострадавшего, мешающих свободному извлечению пострадавшего, т.е. его деблокирование.

^ 3. Извлечение пострадавших из автомобиля.

3.1.Факторы, влияющие на направление извлечения пострадавших.

Меньшая цифра означает наиболее легкий и предпочтительный путь извлечения пострадавшего из автомобиля.

Грузовой автомобиль

Легковой автомобиль

^ Подготовка к деблокированию и извлечению

Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживать с ним разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течении проведения всей спасательной операции.

При необходимости извлечения с изменением положения тела пострадавшего все движения должны быть плавными, а перемещать поворачивать его нужно как минимум втроем.

Один – держит голову,

Другой – плечи и верхнею часть туловища,

Третий – область таза и ноги.

Лучше если ноги будет держать четвертый человек.

^ Провести первичный осмотр мест зажатия:

-определить места зажатия частей тела пострадавшего и стратегию их освобождения;

-осмотреть область шеи на предмет видимых повреждений.

При ДТП перелом шеи у пострадавших подозревают изначально до тех пор, пока не доказано обратное. Ведь при ударе автомобиля тело человека непроизвольно дергается вперед, даже если он пристегнут: получается так называемый хлыстообразный удар. Так что даже если вам кажется, что с шеей у пострадавшего все в порядке, лучше ее зафиксировать до приезда врачей.

-снять украшения, если это необходимо (ожерелья, серьги и т.п.);

-надеть шейный корсет, для фиксации шейных позвонков, сохраняя шею на средней линии тела.

-накрыть острые части деталей корпуса ТС чехлами или другим мягким материалом.

^ 3.2. Способы извлечения пострадавших.

Процесс извлечения пострадавшего из ТС. Применяются два варианта извлечения пострадавшего из ТС с учетом продолжительности по времени: Экстренное извлечение и контролируемое.

3.2.1.Экстренное извлечение. Применяется только при условии:

Если существует опасность для команды спасателей или пострадавшего (например, пожар, взрыв, затопление, наличие опасных материалов и т. д.)

Если состояние пострадавшего ухудшается и его жизни угрожает опасность

Если пострадавший с плохим прогнозом на выживание ограничивает доступ к пострадавшему, которого можно спасти, он может быть извлечен немедленно (решение принимает бригада скорой медицинской помощи (СМП)).

Алгоритм немедленного извлечения пострадавшего одним спасателем

Если помощников нет и надо извлекать одному, используйте прием с перекрещиванием рук, помогающий зафиксировать положение тела пострадавшего:

Захватите пострадавшего за предплечья, пропустите свои руки подмышками;

Левой рукой захватите правое предплечье, а правой рукой – левое;

Оттащите (не переносите) пострадавшего в безопасное место;

При отсутствии сознания зафиксируйте шейный позвонок руками или воротником и переверните пострадавшего на живот.

^ Экстренное извлечение пострадавших из автомобиля или другого ограниченного пространства осуществляется методом Раутека 1 (если пострадавший находится в сознании; для этого руки участника оказания первой помощи проводятся под мышками пострадавшего, фиксируют его предплечье, после чего пострадавший извлекается наружу), либо методом Раутека 2 (если пострадавший находится без сознания; при этом одна из рук участника оказания первой помощи фиксирует за нижнюю челюсть голову пострадавшего).

2.2. Контролируемое извлечение. Контролируемое извлечение является наиболее щадящим для пострадавшего и ему отдается предпочтение перед быстрым освобождением из-за возможного усугубления полученных травм.

Перед извлечением пострадавший должен быть зафиксирован на эвакуационном щите, с помощью эластичных ремней, с надетым шейным корсетом.

^ 3.2.2.1. Эвакуационный щит используется при повреждениях позвоночника, костей таза, тазовых органов, переломах бедра и некоторых других травмах.

Нередко указанные повреждения сопровождаются потерей или помрачением сознания пострадавшего, когда он не в состоянии членораздельно объяснить свое состояние спасателю.

Поэтому при тяжелых травмах, особенно, когда словесный контакт с пострадавшим затруднен или невозможен, использование эвакуационного щита наиболее приемлемо.

Исходя из соблюдения основного принципа действий спасателя «не навреди», использование эвакуационного щита оказывается обоснованным.

^ 3.2.2.2.Шина-воротник жесткой фиксации шейного отдела позвоночника (тип «ФИЛАДЕЛЬФИЯ»).

Головодержатель полужесткой фиксации типа "Филадельфия" имеет анатомический профиль. Изготовлен по форме шейного отдела позвоночника из материала, не вызывающего раздражения кожи. Состоит из двух частей, соединяющихся друг с другом застежкой типа "контакт". Укреплен пластмассовыми накладными стабилизирующими элементами, придающими ему необходимую жесткость. Предназначен для полужесткой фиксации, стабилизации, разгрузки шейного отдела позвоночника, декомпрессии дисков.

Ношение ортезов «Филадельфия» не препятствует рентгеновским исследованиям, магнитно-резонансной томографии. В изделиях можно принимать ванну. Есть модели с отверстиями для трахеостомы, что позволяет беспрепятственно контролировать трахеостому и ухаживать за ней.

Любых травмах шейного отдела позвоночника на догоспитальном этапе;

Головных болях, головокружениях и других симптомах, связанных с нестабильностью шейного отдела позвоночника у детей и взрослых;

Ушибах, растяжениях, миозитах, ротационном подвывихе 1-го и 2-го шейных позвонков в остром, подостром периодах;

Кривошее на разных этапах лечения;

Остеохондрозе и спондилоартрозе с болевым и корешковым синдромом;

Патологической установке головы у детей с легкими формами детского церебрального паралича;

При ожогах шеи для профилактики образовании тянущих рубцов;

Лечении изолированных переломов остистых и поперечных отростков шейных позвонков на стадии консолидации.

Подбор размера. Для правильного подбора «Филадельфии» нужно так же, как и для шина-воротников мягкой фиксации измерить высоту шеи. Как это правильно сделать описано выше.

3.2.2.3.Алгоритм извлечения пострадавшего в положении сидя.

Провести вторичный осмотр. Убедиться, что части тела пострадавшего не зажаты элементами кузова ТС.

Один спасатель располагается позади пострадавшего.

Эвакуационный щит необходимо завести между спиной пострадавшего и спинкой сидения как можно дальше. Ремнем зафиксировать к щиту район поясницы, затем вторым ремнем зафиксировать грудную клетку под руками пострадавшего. Заполнить пустоты между телом пострадавшего и щитом каким-либо материалом, чтобы исключить его смещение. Область шеи и головы зафиксировать к щиту косыночными повязками или пластырем.

После установки под спину пострадавшего эвакуационного щита, в случае, когда механизм опускания спинки сидения не поврежден, опустить спинку сидения максимально вниз до горизонтального положения. Если механизм сидения поврежден, то необходимо перекусить опоры спинки сидения в точке крепления с подушкой и снять спинку.

Аккуратно перевести щит с пострадавшим в горизонтальное положение. Освободить фиксирующие тело ремни и подвести щит дальше под таз и бедра пострадавшего.

Убедившись, что ступни и голени пострадавшего не зажаты элементами кузова ТС, аккуратно переместить его полностью на щит.

После этого повторно зафиксировать пострадавшего на эвакуационном щите ремнями. Некрепко подвязать кисти рук и стопы. Извлечь пострадавшего из ТС.

3.2.2.4. Алгоритм извлечения пострадавшего из положения лежа. Провести вторичный осмотр. Убедившись, что части тела пострадавшего не зажаты частями корпуса ТС, эвакуационный щит аккуратно просунуть под пострадавшего или втянуть его на щит, равномерно приподнимая его за одежду или части тела.

Если необходимо, аккуратно повернуть пострадавшего на спину, придерживая голову.

Заполнить пустоты между телом пострадавшего и щитом.

Закрепить корпус и конечности пострадавшего как минимум тремя ремнями к щиту.

Иммобилизировать шею и закрепить голову с помощью пластыря или косыночных повязок.

Проверить правильность первичного осмотра.

Извлечь пострадавшего из ТС.

^ 4. Предотвращение возможных осложнений у пострадавших.

4.1. Очередность оказания первой помощи. При наличии нескольких пострадавших необходимо определить очередность оказания им помощи.

В первую очередь помощь оказывается лицам с нарушениями жизненно важных функций организма (нарушение дыхания и сердечной деятельности, продолжающееся кровотечение и т.п.).

4.2. Сочетанные травмы (множественные повреждения). При ДТП возможно одновременное повреждение нескольких органов и систем – множественные повреждения. Состояние таких пострадавших значительно тяжелее, чем при изолированной травме.

Необходимо учитывать приоритетность работ по обеспечению доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами, так как время их жизни при неоказании первой помощи минимально.

Так, например, перед извлечением пострадавшего с тяжелыми травмами позвоночника, зажатого рулевой колонкой, выполняется:

Вскрытие дверей или удаление крыши и отгиб рулевой колонки;

После этого проводятся операции по полной разборке боковой стороны автомобиля с целью расширения пространства, необходимого для фиксации позвоночника пострадавшего и укладывания его (без поворотов в автомобиле) на жесткие носилки;

4.3.Травмы внутренних органов. При оказании помощи пострадавшему всегда нужно иметь в виду, что помимо видимых повреждений, могут быть и другие, менее заметные или внутренние повреждения, представляющие серьезную опасность для его жизни. Поэтому постоянно контролируйте состояние пострадавшего после оказания ПП, вплоть до эвакуации его в медучреждение.

4.4.Пострадавший без сознания. Независимо от полученных травм, пострадавший без сознания должен находиться в оптимально физиологичном положении. Нельзя оставлять пострадавшего без сознания лежать на спине и тем более подкладывать что-либо под его голову. Для снижения риска западения языка и закупорки верхних дыхательных путей необходимо положить на бок.

Всегда снимайте защитный шлем с водителей-мотоциклов находящихся в бессознательном состоянии.

^ Приоритетность и очередность выполнения данных пунктов определяется в соответствии с характером повреждений пострадавшего и определяется спасателем на месте.

4.5.Основные транспортные положения.




Пострадавший с подозрением на травму позвоночника, находящийся в сознании.

Положение на твердой ровной поверхности на твердой ровной поверхности.




Пострадавший без сознания с сохраненными признаками жизни. Устойчивое боковое положение.



Пострадавший с подозрением на травму живота и таза.

Положение на спине с мягкой опорой под согнутыми в коленях и разведенными ногами («поза лягушки»).




Пострадавший с сильной кровопотерей (или с возможными признаками шока).

Положение на спине с опорой под приподнятыми ногами.




Пострадавший с травмой грудной клетки.

Полусидячее положение с наклоном в сторону пораженной половины груди.

Материал подготовил преподаватель

майор вн. службы Ю.С. Архипова

“___”_____________ 2012 г.

Материал рассмотрен и одобрен на заседании предметной комиссии

«Пожарная безопасность и безопасность жизнедеятельности» “____”_____________ 2012г. протокол №____

Приложение 1

Алгоритм оказания спасателями ПП пострадавшему при ДТП, лежащему на дороге, указан на рисунке 3.

В случаях, когда пострадавший подает признаки жизни – шевелится, разговаривает или кричит,

^ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА:

Жалобы на боль

Обезболить. Даже при подозрении на повреждение костей конечностей наложить шины. В случае позы «лягушки» подложить под колени валик, осторожно переложить пострадавшего с земли на вакуумный матрас с помощью ковшовых носилок

В случаях, когда пострадавший не подает признаков жизни – лежит неподвижно и не реагирует на окружающее,

^ СЛЕДУЕТ ПРЕДПОЛОЖИТЬ:

Лужу крови

Позу пострадавшего

Коматозное состояние

Остановку сердца

Биологическую смерть

Клиническую смерть

В случае подтверждения признаков комы повернуть пострадавшего на живот и очистить ротовую полость

В случае подтверждения признаков клинической смерти нанести удар по грудине и приступить к комплексу сердечно-легочной реанимации

В случае подтверждения признаков биологической смерти умершего нельзя перемещать и переворачивать до прибытия сотрудников ДПС или МВД

При артериальном кровотечении прижать артерию пальцами или кулаком и наложить жгут.

В случае венозного кровотечения – давящую повязку.

На раны наложить стерильные повязки.

Признаки остановки сердца и клинической смерти: потеря сознания; широкие, не реагирующие на свет зрачки; нет пульса на сонной артерии

Признаки комы:

потеря сознания более 4 минут;

обязательно есть пульс на сонной артерии

Признаки артериального кровотечения: алый цвет крови; кровь из раны вытекает упругой, фонтанирующей струей; большая лужа крови

Признаки повреждения костей таза, тазобедренных суставов и бедренных костей: вынужденная поза «лягушки»; пострадавший не может приподнять пятку от земли

Признаки переломов костей конечностей: сильная боль; деформация и отек конечности; видны из раны обломки костей при открытых переломах

При извлечении пострадавших из транспортного средства, поврежденного в результате аварии, необходимо быть крайне аккуратным и следовать инструкции, так как можно нанести пострадавшим дополнительные травмы или, не правильно оценив обстановку, причинить им смерть. В этой статье мы подробно расскажем вам, как правильно извлечь пострадавшего из автомобиля. И так…

Когда автомобиль серьезно поврежден в результате ДТП, и его двери и окна невозможно открыть, необходимо прибегнуть к подручным средствам.

Окна следует разбить осторожно, не нанеся при этом дополнительных травм пострадавшим.

Если деформирован кузов и двери заклинило, то вам следует прибегнуть к помощи монтировочной лопатки или других подручных средств, чтобы открыть одну из дверей, и лучше ту, что со стороны пострадавшего. Как только вы сможете проникнуть в салон автомобиля, немедленно отключите зажигание.

Если пострадавший находится в удовлетворительном состоянии и его жизни и здоровью ничего не угрожает, то извлекать его из автомобиля не нужно, так как можно этими действиями нанести ему дополнительные травмы или усугубить уже полученные.

Если же в результате ДТП произошла деформация транспортного средства, и пострадавший зажат, то нужно постараться очень аккуратно освободить его от травмирующего фактора. Но если вы понимаете, что не сможете сделать это самостоятельно, то немедленно обратитесь в службу спасения и другие бригады, имеющие необходимое оборудование, позволяющее извлекать пострадавших из поврежденного транспорта.

Когда первоначальная задача - это как можно быстрее извлечь пострадавшего из автомобиля, то делать это следует крайне осторожно, чтобы не усугубить его состояние. Если неправильно извлечь пострадавшего с поврежденным шейным отделом позвоночника, то можно вызвать его смерть. У спасательных бригад на такой случай имеются специальные шейные воротники, чтобы транспортировать пострадавших с такими травмами.

Применять силу, извлекая пострадавшего из автомобиля, нельзя! Запрещено выдергивать части тела, если они зажаты элементами авто. Нужно осторожно освободить пострадавшего от всего, что затрудняет эвакуацию.

Если извлечение пострадавшего осуществляется силами двух лиц, то старайтесь делать это с сохранением его позы. Можно попросить помощи у водителей проезжающего мимо транспорта. Если же вы действуете в одиночку, то сдвиньте пострадавшего к дверному проему так, чтобы вы были за его спиной, и, пропустив свои руки через его подмышки, возьмитесь за неповрежденное предплечье его руки и медленно извлеките его из авто.

Бывают случаи, когда можно оказать помощь пострадавшему до приезда спасательных бригад прямо в автомобиле. Извлечение его из машины производите лишь тогда, когда последствия данных действий менее опасны, нежели оставление пострадавшего в автомобиле. К примеру, есть вероятность взрыва автомобиля или же пожара.

Когда пострадавший находится без сознания, следует убедиться в том, что дыхательные пути проходимы, и обеспечивать их проходимость до извлечения его из авто.

Когда состояние пострадавшего тяжелое, имеет место кровотечение, остановка сердца, тело сдавлено и т.п., то извлечение из автомобиля необходимо.

Так как у пострадавшего может быть травмирована грудная клетка, извлекать его нужно за предплечье и области подмышек, где повреждение ребер бывает редко. Применение грубых приемов запрещено!

Если у пострадавшего поврежден позвоночный столб, то его извлекают из авто несколько человек, аккуратно вытягивая за голову.

Если при извлечении пострадавшего можно усугубить травмы шейного отдела или нарушить дыхание, то извлечение производится с сохранением положения шеи, головы, грудной клетки относительно друг друга. Оказывающий помощь фиксирует одной рукой подбородок пострадавшего, а другой удерживает его кисть.

Главное, что следует помнить, извлекая пострадавшего из автомобиля - это то, что действовать нужно правильно и максимально аккуратно.