Система api моторные масла. Расшифровка классификации масла по API

В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах – степенях вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.

Спецификация описывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные. Но, прежде, чем их рассмотреть, немного теории. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамической вязкостью. Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке. Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках – ротационных вискозиметрах.

Она показывает насколько меняется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга. С увеличением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением – возрастает.

Ряд зимних масел : SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W – обозначаются цифрой и буквой “W” (Winter-Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С.

К низкотемпературным параметрам относятся:

  • Проворачиваемость – показывает динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло
    остается достаточно жидким, чтобы было возможно запустить двигатель.
  • Прокачиваемость – это динамическая вязкость масла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости ниже температуры проворачиваемости на 5 градусов.

Высокотемпературные свойства зимних масел характеризует минимальная кинематическая вязкость при 100°С – показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.

Ряд летних масел : SAE 20, 30, 40, 50, 60 – обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основные свойства летнего ряда масел определяется по:

  • минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С – показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
  • минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига снижается вязкость масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.

Ряд всесезонных масел : SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных тире. т

Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой
погоде.

Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит:

  • проворачивание двигателя стартером (для зимних и всесезонных масел)
  • прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел)
  • надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме (для летних и всесезонных масел)

Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств API

Наиболее известной международной классификацией моторных масел по областям применения и уровню эксплуатационных свойств является классификация API (Американского института нефти).

Классификация API подразделяет моторные масла на две категории:

  • S (Service) - для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков.
  • C (Commercial) - для дизелей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.

Обозначение класса масла состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C) указывает категорию масла, вторая - уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (т.е. качество масла).

Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4). Большинство зарубежных моторных масел универсальные – их применяют как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Такие масла имеют двойное обозначение, например: SF/CC, CD/SF и т.д. Основное назначение масла указывают первые буквы, т.е. SF/CC – “более бензиновое”, CD/SF- “более дизельное”. Энергосберегающие масла для бензиновых двигателей дополнительно обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving) .

На сегодняшний день (апрель 2009) классификация API содержит 3 действующих класса категории “S” и 6 действующих классов категории “С”. Но многие производители продолжают выпускать масла классов, исключенных из спецификации, поскольку автомобили со старыми двигателями продолжают эксплуатироваться, а значит, есть необходимость в этих маслах. Согласно рекомендаций API любой вышестоящий действующий класс категории “S” заменяет нижестоящий действующий класс. Для дизельных масел, вышестоящий действующий класс как правило, но не всегда, заменяет нижестоящий класс.

Спецификация API для бензиновых двигателей

Класс Статус Назначение
SM Действующий Для всех автомобильных двигателей, выпускаемых в настоящее время. Введен в 2004 году. Масла этого класса имеют повышенную стойкость к окислению, улучшенную защиту от износа и отложений, улучшенные низкотемпературные свойства
SL Действующий Для двигателей 2004 и старше годов выпуска
SJ Действующий Для двигателей 2001 и старше годов выпуска
SH Устаревший Для двигателей 1996 и старше годов выпуска
SG Устаревший Для двигателей 1993 и старше годов выпуска
SF Устаревший Для двигателей 1988 и старше годов выпуска
SE Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1979 года.
SD Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1971 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SC Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1967 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SB Устаревший Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1951 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам
SA Устаревший Не содержит присадок. Не подходит для использования в двигателях, изготовленных после 1930 года. Использование в более современных моторах может привести к неудовлетворительной работе или поломкам

Спецификация API для дизельных двигателей

Класс Статус Назначение
CJ-4 Действующий Введен в 2006 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2007 году. Масла данного класса предназначены для работы на топливе, содержащем не более 0,05% серы. Однако для выполнения требований по нормам выброса, надежной работы систем очистки отработанных газов и достижения удлиненных интервалов замены масла, необходимо использовать дизтопливо, содержание серы в котором не превышает 0,0015%. Моторные масла класса CJ-4 разрабатывались для двигателей, оборудованных самыми современными системами снижения выбросов вредных веществ (сажевые фильтры, системы рециркуляции выхлопных газов и др.) Масла класса CJ-4 имеют улучшенные защитные свойства, повышенную окислительную, низко- и высокотемпературную стабильность, удлиненные интервалы замены. Однако при использовании топлива с содержанием серы более 0,0015% интервалы замены необходимо уменьшить. Масла класса CJ-4 могут заменять масла классов CI-4, CH-4, CG-4 и CF-4.
CI-4 Действующий Введен в 2002 году. Для высокооборотистых, четырехтактных двигателей, удовлетворяющих нормам выброса, введенным в 2004 году. Масла этого класса разработаны для двигателей, имеющих систему рециркуляции выхлопных газов (EGR) и работающих на дизтопливе с содержанием серы до 0,5 %. Могут заменять масла классов CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4.
CH-4 Действующий Введен в 1998 году. Для высокооборотистых четырехтактных двигателей, соответствующих нормам выброса, установленным в 1998 году. Предназначены для работы с использованием топлива с содержанием серы до 0,5%. Может использоваться вместо масел классов CD, CE, CF-4 и CG-4.
CG-4 Действующий
(до 31.08.09)
Введен в 1995 году. Для тяжелонагруженных, высокооборотистых, четырехтактных двигателей, работающих на топливе с содержанием серы менее 0,5%. Применяется в двигателях, соответствующих требованиям стандарта 1994 года по уровню выбросов. Может заменять масла классов CD, CE, CF-4.
CF-4 Устаревший Введен в 1990 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CD и CE.
CF-2 Действующий Введен в 1994 году. Для тяжелонагруженных двухтактных дизелей. Могут применяться вместо масел класса CD-II.
CF Действующий Введен в 1994 году. Для внедорожников, вихрекамерных и форкамерных дизелей, а также дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы (до 0,5%). Могут применяться вместо масел класса CD.
CE Устаревший Введен в 1985 году. Для высокооборотистых, четырехтактных, безнаддувных и наддувных двигателей. Может применяться вместо масел классов CC и CD.
CD-II Устаревший Введен в 1985 году. Для двухтактных двигателей.
CD Устаревший Введен в 1955 году. Для некоторых безнаддувных и турбированных двигателей.
CC Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1990 года.
CB Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1961 года.
CA Устаревший Не подходит для использования в дизельных двигателях, изготовленных после 1959 года.

Маркировка


Классификация ILSAC разработана Международным комитетом по одобрению и стандартизации смазочных материалов (ILSAC) совместно с JAMA (Ассоциация производителей автомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API. Действующим стандартом ILSAC, принятым в 2004 году, является GF-4. Масла этого класса являются энергосберегающими, они совместимы с системами нейтрализации выхлопных газов и обеспечивают улучшенную защиту двигателя от износа. В 2010 году предполагается введение стандарта GF-5.

Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств ACEA

Ассоциация европейских производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) – с 1 января 1996 года ввела свою классификацию моторных масел, которая с тех пор неоднократно обновлялась. Здесь приведена классификация, введеная с 22 декабря 2008 года.

Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских, т.к. в Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:

  • более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
  • меньшей массой двигателей;
  • большей удельной мощностью;
  • большими допустимыми скоростями передвижения;
  • более тяжелыми городскими режимами.

Ввиду этих особенностей испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.

Классификация ACEA разделяет моторные масла на 3 класса:

  • A/B - для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;
  • C - совместимые с нейтрализаторами отработавших газов;
  • E - для мощных дизелей грузовых автомобилей.

A/B- масла для бензиновых и дизельных двигателей

A1/B1 Предназначены для бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

A3/B3 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, разработанных для применения и/или с увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел.

A3/B4 Предназначены для применения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3.

A5/B5 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C – масла, совместимые с каталитическими нейтрализаторами

C1 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s.

C2 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, разработаных для использования масел, обеспечивающих низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

C3 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5 mPa.s.

C4 Предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5mPa.s.

Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов. Могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.

E- для мощных дизелей грузовых автомобилей

E4

Могут применяться только в двигателях без сажевого фильтра, и в некоторых двигателях с системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо
следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E6 Масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей).

Могут применяться в двигателях с системой рециркуляции выхлопных газов, с или без сажевого фильтра, и для двигателей с системами снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оборудованных
сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться,
поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E7


удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Рекомендованы для применения в двигателях без сажевых фильтров и для большинства двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

E9 Масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации.

Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с
удлиненными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться в двигателях с или без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота.

Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы. Однако, рекомендации производителей могут отличаться, поэтому необходимо следовать инструкции по эксплуатации автомобиля.

Классификация моторных масел по вязкости, назначению и уровням эксплуатационных свойств ГОСТ

Группы моторных масел по вязкости и их примерное соответствие классификации SAE
ГОСТ SAE ГОСТ SAE ГОСТ SAE
5W 6 20 3з/8 5W-20
10W 8 20 4з/6 10W-20
15W 10 30 4з/8 10W-20
20W 12 30 4з/10 10W-30
14 40 5з/10 15W-30
16 40 5з/12 15W-30
20 50 5з/14 15W-40
24 60 6з/10 20W-30
6з/14 20W-40
6з/16 20W-40
Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам и их примерное соответствие классификации API
ГОСТ API Рекомендуемая область применения
А SB Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели
Б Б1 SC Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников
Б2 CA Малофорсированные дизели
В В1 SD Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов
В2 CB Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений
Г Г1 SE Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии
Г2 CC Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений
Д Д1 SF Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г
Д2 CD Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений
Е Е1 SG Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2
Е2 CF-4 Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами

Согласно ГОСТ 17479.1-85 маркировка масел включает следующие знаки:

  • букву М (моторное)
  • одно или два числа, разделенных дробью, указывающие класс или классы вязкости (для всесезонных масел). Для всесезонных масел цифра в числителе характеризует зимний класс, а в знаменателе – летний; буква “з” указывает на то, что масло – загущенное, т.е. содержит загущающую (вязкостную) присадку.
  • одну или две буквы (от А до Е), обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 – присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 – дизельным маслам.

Например, марка М-6з/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В). М-4з/8-В2Г1 – моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1).

Спецификации производителей автомобилей

В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел, присадок к ним и изготовителями автомобилей. За последними оставлено право выдвигать собственные дополнительные требования к маслам, которые формулируются в спецификациях автозаводов. Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Поэтому изготовители автомобилей проводят испытания масел на двигателях собственного производства. На основании этого указывают либо определенный класс по какой-либо общепринятой классификации, либо составляют собственные спецификации, в которых обозначены конкретные марки масел, допущенных к применению. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации производителя, а их номер наносится на упаковку масла рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.

Классификация моторных масел API была создана в 1969 году Американским институтом топлива (American Petroleum Institute). Классификацию API называют классификацией по качеству моторных масел.

Данная классификация разделяет моторные масла на:
масла для бензиновых двигателей;
масла для дизельных двигателей;
масла для двухтактных двигателей;
трансмиссионные масла;

Для каждого из этих видов предусмотрены классы качества, которые описывают определенный набор свойств и качеств автомобильных масел каждого класса.

На этикетке информация о присвоении моторному маслу класса по системе API предоставлена в таком виде: API SM , API CF , или API SM/CF .

Если моторное масло можно применять в обоих типах двигателей, то такому маслу присваивается два класса – для дизельных и для бензиновых двигателей. На этикетке масла эти классы разделены косой чертой, например, API SJ/CF-4. При этом, первым ставится тот класс масла, который соответствует более предпочтительному (по мнению производителя автомасла) применению. То есть, в приведенном выше случае, основное предназначение автомасла – для бензиновых двигателей, но при этом производитель допускает его использование и в дизельных моторах.

Следует заметить, что отсутствие на этикетке моторного масла информации о соответствии какому-либо из классов API однозначно означает, что это автомасло либо вообще не имеет сертификата API, либо присвоенный ему класс качества устарел.

Что означают символы кода API?
Буквенно-циферный код – это обозначение класса масла.
При этом, первая буква кодировки означает вид масла:
«S» — для бензиновых двигателей (service / spark ignition)
«C» — для дизельных двигателей (commercial / compression ignition)
«T» — для двухтактных двигателей (two-stroke)

Классы качества моторного масла API: бензиновые двигатели

API SN
Новый класс SN создавался американским нефтяным институтом (API) совместно с американской профессиональной ассоциацией ASTM (Американское общество по испытанию материалов) и SAE (Общество инженеров автомобильной промышленности).

Отличия класса API SN от предыдущей спецификации SM гораздо более масштабны, нежели отличия класса SM от SL. Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. То есть, масла, классифицируемые по API SN, будут приблизительно соответствовать АСЕА С2, С3, С4, без поправки на высокотемпературную вязкость.

Для новой категории API SN Комитет по смазочным материалам предложил следовать той же схеме развития, что и с более ранними категориями API и ILSAC . Это означает, что все эксплуатационные характеристики моторных масел для API и ILSAC будут эквивалентны, кроме того, что предлагаемые требования API SN не включают в себя тесты на защиту от износа по методике Sequence IIIG на состаренных маслах. Эти тесты и испытания на экономию топлива по методике Sequence VID являются важными ориентирами для масел, претендующих на соответствие стандарту ILSAC GF–5.
Основные же отличия ILSAC GF–5 от предыдущей классификации GF4, в возможности работы с биотопливом, улучшенной защитой от износа и коррозии, большей топливной экономичности, улучшенной совместимостью с уплотнительными материалами и улучшенной защитой от шламообразования.

Требования API SN и ILSAC GF-5 достаточно близки и маловязкие масла, скорее всего, будут классифицироваться совместно по этим двум классификациям.

Масла, соответствующие API SN могут применяться для замены API SM и более ранних.

API SM
двигателей с 2004 года выпуска.

Класс API SM описывает моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. По сравнению с классом API SL, моторные масла, соответствующие требованиям API SM, должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. Моторные масла этого класса могут быть сертифицированы по классу энергосбережения ILSAC.

Моторные масла, соответствующие требованиям API SM могут применяться в случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс API SL или более ранние.

API SL
Моторные масла для бензиновых двигателей с 2000 года выпуска.

В соответствии с требованиями производителей автомобилей, автомасла класса API SL применяются в многоклапанных, турбированных моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению.

Моторные масла, соответствующие требованиям API SL могут использоваться в случаях, когда автопроизводителем рекомендуется класс API SJ или более ранние.

API SK
Из-за того, что один корейский производитель моторных масел использует сокращение «SK» в качестве своего корпоративного имени, для исключения возможной путаницы буква «К» не используется для обозначения категории моторных масел для бензиновых двигателей.

API SJ
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1996 года выпуска.

Автомобильные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых и спортивных машин, микроавтобусов и легких грузовых машин, которые обслуживаются в соответствии с требованиями производителей автомобилей. SJ предусматривает такие же минимальные стандарты, как и SH, а также дополнительные требования к нагарообразованию и работе при низких температурах. Масла попадают под сертификацию по категории энергосбережения API SJ/EC.

Моторные масла, удовлетворяющие требованиям API SJ, могут применяться в тех случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SH или более ранние.

API SH
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1993 года выпуска.

Моторные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовых автомобилей 1996 года и старше, в соответствии с рекомендациями их производителей. Моторные масла данного класса тестировались в соответствии с требованиями Ассоциации производителей химической продукции (СМА).

Класс характеризуется более высокими требованиями по сравнению с классом SG, и был разработан, как заменитель последнего, для улучшения антинагарных, противоокислительных, антиизносных свойств масел и повышенной защиты от коррозии.

Класс API SH соответствует категории ILSAC GF-1 по всем параметрам, кроме обязательного энергосбережения и, в зависимости от степени экономии топлива, относится к категориям API SH/EC и API SH/ECII.

Моторные масла этого класса могут использоваться в тех случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс API SG или более ранний.

API SG
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1989 по 1993 годов выпуска.

Предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовиков моделей 1993 года и старше, работающих на неэтилированном бензине с оксигенатами. Моторные масла этого класса обладают свойствами, обеспечивающими улучшенную защиту от нагара, окисления автомасла и износа мотора, в сравнении с предыдущими классами, а также содержат присадки, защищающие от ржавления и коррозии внутренних деталей двигателя.

Моторные масла класса API SG соответствуют требованиям к моторным маслам для дизельных моторов API CC и CD. Могут использоваться там, где рекомендуются классы API SF, SE, SF/CC или же SE/CC.

API SF
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1980 по 1989 годов выпуска.

Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах 1980-1989 годов выпуска, работающих на этилированном бензине, при условии наличия рекомендаций и инструкций производителя двигателя.

Обеспечивают усиленную устойчивость к окислению, ржавлению и коррозии, улучшенную защиту от износа деталей, в сравнении базовыми характеристиками автомасел класса API SE, а также более надежную защиту от нагара и шлака.

Моторные масла класса API SF могли применяться, как заменители предыдущих классов API SE, SD или SC.

API SE
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1972 по 1980 годов выпуска.

Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах моделей выпуска 1972-1979 годов, а также в некоторых моделях 1971 года.

Дополнительная защита в сравнении с автомаслами API SC и SD. Могут использоваться как заменители API SC и SD.

API SD
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1968 по 1971 годов выпуска.

Автомасла этого класса использовались в бензиновых моторах легковых машин и некоторых грузовых выпуска 1968-70 годов, а также некоторых моделей 1971 года и позднее.

Улучшенная защита по сравнению с моторными маслами API SC, применялись также исключительно при наличии рекомендации производителя двигателя.

API SC
Моторные масла для бензиновых двигателей с 1964 по 1967 годов выпуска.

Обычно применялись в моторах легковых машин и некоторых грузовиков выпуска 1964-1967 годов. Уменьшают высоко- и низкотемпературный нагар, износ, а также защищают от коррозии.

API SB
Моторные масла для маломощных бензиновых моторов.

Моторные масла 30-х годов 20-го века, обеспечивавших достаточно легкую защиту от износа и окисления, а также антикоррозийную защиту подшипников в моторах, которые эксплуатируются в легких нагрузочных режимах.

Моторные масла класса API SB могут применяться только, если они специально рекомендованы производителем двигателя.

API SA
Моторные масла для бензиновых и дизельных моторов.

Устаревший класс масел для использования в старых моторах, работающих в таких условиях и режимах, при которых защита деталей с помощью присадок не нужна.

Моторные масла класса API SA могут применяться только, если они рекомендованы производителем двигателя.

Классы качества моторного масла API: дизельные двигатели

API СJ-4
Моторные масла для дизельных двигателей с 2006 года выпуска.

Классификация API СJ-4 лицензирована с октября 2006.

Класс API CJ-4 разработан для тяжелонагруженных дизельных двигателей, которые отвечает ключевым требованиям по нормам выбросов NOx и твердых частиц для двигателей 2007 года выпуска и рекомендован для двигателей, оборудованных сажевыми фильтрами, а также иными системами снижения токсичности выхлопных газов.

Стандарт API CJ-4 несет значительные изменения в ответ на потребности производителей новых двигателей, которые отвечают новым экологическим стандартам, которые вводятся с 2007 года. На масла API CJ-4 налагаются лимиты по некоторым показателям: зольность меньше чем 1,0 %, сера 0,4%, фосфор 0,12%.

Классификация API CJ-4 превышает требования более ранних категорий API CI-4 PLUS, CI-4 и может использоваться как их замена.

API CI-4 PLUS

Дополнительный эксплуатационный класс моторных масел API CI-4 PLUS для дизельных двигателей введён в 2004 году.

По сравнению с API CI-4 повышены требования к удельному содержанию сажи, а также испаряемости и высокотемпературному окислению. При сертификации в данной классификации моторное масло должно тестироваться в семнадцати моторных тестах.

API CI-4
Моторные масла для дизельных двигателей с 2002 года выпуска.

Класс API CI-4 введен в 2002 году.

Эти моторные масла применяются в современных дизельных двигателях с различными видами впрыска и наддува, а также в двигателях с системой рециркуляции отработанных газов (EGR).

Класс API CI-4 введен в связи с появлением новых, более жестких требований по экологии и токсичности выхлопных газов, которые предъявляются к двигателям, выпускаемым с 1 октября 2002 г. Ужесточены требования к сажеобразованию, отложениям, вязкостным показателям, ограничение значения TBN.

Моторное масло, соответствующее API CI-4, должно содержать соответствующие моюще-диспергирующие присадки и имеет, в сравнении с классом API CH-4, повышенную устойчивость к термическому окислению, а также более высокие диспергирующие свойства. Кроме того, такие автомасла обеспечивают существенное уменьшение угара моторного масла за счет снижения летучести и уменьшения испарения при рабочей температуре до 370°C, под воздействием газов. Ужесточены требования относительно холодной прокачиваемости, увеличен ресурс зазоров, допусков и уплотнений мотора за счет улучшения текучести автомасла.

Классификация API CI-4 заменяет масла API CD, СЕ, CF-4, CG 4 и СН-4.

API CH-4
Моторные масла для дизельных двигателей с 1998 года выпуска.

Моторные масла данного класса применяются в четырехтактных дизельных двигателях, которые эксплуатируются в высокоскоростных режимах и соответствуют требованиям норм и стандартов по токсичности выхлопных газов, принятых в 1998 году.

Автомасла API CH-4 соответствуют достаточно жестким требованиям как американских, так и европейских производителей дизельных двигателей. Требования класса специально разработаны для использования в моторах, работающих на высококачественном топливе с удельным содержанием серы до 0,5%. При этом, в отличие от класса API CG-4, ресурс этих моторных масел менее чувствителен к использованию дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что особенно актуально для стран Южной Америки, Азии, Африки.

Моторные масла API CH-4 соответствуют повышенным требованиям и должны содержать присадки, более эффективно предотвращающие износ клапанов и образование нагара на внутренних поверхностях.

Масла API GH-4 могут применяться, как заменители моторных масел API CD, CE, CF-4 и CG-4, в соответствии с рекомендациями производителя двигателя.

API CG-4
Моторные масла для дизельных двигателей с 1995 года выпуска.

Класс API CG-4 представлен в 1995 году.

Моторные масла этого класса рекомендуются для четырехтактных дизельных двигателей автобусов, грузовых машин и тягачей магистрального и немагистрального типа, которые эксплуатируются в режимах повышенных нагрузок, а также высокоскоростных режимах.

Моторное масло API CG-4 подходит для двигателей, в которых используется высококачественное топливо с удельным содержанием серы не более 0,05%, а также в моторах, для которых не выдвигается особых требований к качеству топлива (удельное содержание серы может достигать 0,5%).

Автомасла, сертифицированные по классу API CG-4, должны более эффективно предотвращать износ внутренних деталей двигателя, образование нагара на внутренних поверхностях и поршнях, окисление, пенообразование, образование сажи (эти свойства особенно нужны для двигателей современных магистральных автобусов и тягачей).

Класс API CG-4 создан в связи с утверждением в США новых требований и стандартов по экологии и токсичности выхлопных газов (редакция 1994 года). Основной недостаток, ограничивающий массовое использование автомасел данного класса, например в восточной Европе и Азии, это существенная зависимость ресурса автомасла от качества используемого топлива.

Моторные масла API CG-4 могут применяться в двигателях, для которых рекомендуются классы API CD, CE и CF-4.

API CF (CF-2, CF-4)
Моторные масла для дизельных двигателей с непрямым впрыском.

Цифра через дефис означает двух- или четырехтактный двигатель.

Класс API CF описывает моторные масла рекомендованные к применению в дизельных двигателях с непрямым впрыском, а также других видах дизельных двигателей, которые работают на топливе различного качества, в том числе и с повышенным содержанием серы (например, больше 0,5% от общей массы).

Моторные масла, сертифицированные по классу API CF, содержат присадки, способствующие более эффективному предотвращению отложений на поршне, износа и коррозии медных (с содержанием меди) подшипников, что имеет большое значение для двигателей этих видов, и могут прокачиваться обычным способом, а также с помощью турбонагнетателя или компрессора.

Моторные масла API CF могут использоваться там, где рекомендуется класс качества API CD.

API CF-2 (CF-II)
Моторные масла для дизельных двигателей с 1994 года выпуска.

Класс API CF-2 введен в 1994 году.

Моторные масла этого класса обычно используются в двухтактных дизельных двигателях, которые работают в условиях повышенной нагруженности. Масла API CF-2 должны содержать присадки, которые обеспечивают защиту повышенной эффективности от износа внутренних деталей двигателя, например цилиндров и колец. Кроме того, эти автомасла должны предотвращать накопление отложений на внутренних поверхностях мотора, то есть, для данных масел характерна улучшенная функция очистки.

Моторное масло, сертифицированное по классу API CF-2, обладает улучшенными свойствами и может использоваться вместо более ранних аналогичных масел, при наличии рекомендации производителя.

API CF-4
Моторные масла для дизельных двигателей с 1990 года выпуска.

Класс API CF-4 введен в 1990 году.

Моторные масла данного класса могут использоваться в четырехтактных дизельных двигателях, условия эксплуатации которых связаны с высокоскоростными режимами.

Автомасла API CF-4 должны содержать соответствующие присадки, которые обеспечивают снижение угара автомасла, а также защиту от нагара в поршневой группе. Основное предназначение моторных масел данного класса – применение в дизельных двигателях сверхмощных тягачей и других автомобилей, которые используются для дальних поездок по автомагистралям.

Кроме того, таким моторным маслам иногда присваивается сдвоенный класс API CF-4/S. В таком случае, при условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могут применяться и в бензиновых двигателях.

Требования к качеству масел API CF-4 превышают возможности предыдущего класса API СЕ, поэтому моторные масла API CF-4 могут использоваться вместо масел класса API СЕ, при наличии соответствующих рекомендаций производителя двигателя.

API СЕ
Моторные масла для дизельных двигателей с 1983 года выпуска.

Автомасла класса API CE предназначались для использования в некоторых сверхмощных турбированных моторах, характеризующихся существенно повышенной рабочей компрессией. Применение таких масел допускалось для двигателей как с низкой, так и с высокой частотой вращения вала.

Моторные масла API СЕ рекомендовались для низко- и высокооборотистых дизельных двигателей, выпущенных, начиная с 1983 года, которые эксплуатировались в режимах повышенной нагрузки. При условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могли быть использованы также в моторах, для которых рекомендовались моторные масла класса API CD.

API CD-II (CD-2 )
Моторные масла для двухтактных дизельных двигателей с 1985 года выпуска.

Класс API CD-II введен в 1985 году для использования в двухтактных дизельных моторах и является, по сути, эволюционным развитием предыдущего класса API CD. Основным предназначением использования таких автомасел являлось применение в тяжелых мощных дизельных двигателях, которые устанавливались, в основном на сельскохозяйственную технику.

Моторные масла этого класса соответствуют всем рабочим стандартам предыдущего класса API CD, кроме этого существенно повышены требования относительно высокоэффективной защиты двигателя от нагара и износа.

API CD+
Моторные масла для дизельных двигателей японского производства.

Масла обладают высокой устойчивостью к окислению и загущению под влиянием накопления сажи, а также повышенной защитой от износа узла клапанов.

API CD
Моторные масла для дизельных двигателей с 1955 года выпуска.

Класс API CD введен в 1955 году для обычного использования в некоторых дизельных моторах, как атмосферных, так и турбированных, с увеличенной компрессией в цилиндрах, где крайне важна эффективная защита от нагара и износа. Моторные масла этого класса обычно использовались в сельскохозяйственной технике.

Моторные масла API CD могли использоваться в случаях, когда производителем двигателя не выдвигались дополнительные требования к качеству топлива (включая топливо с повышенным содержанием серы).

Автомасла API CD должны были, по сравнению с предыдущими классами, обеспечивать повышенную защиту от коррозии подшипников и высокотемпературного нагара в дизельных моторах. Нередко моторные масла этого класса называли «Caterpillar серия 3», благодаря тому, что они соответствовали требованиям сертификации Superior Lubricants (Series 3), разработанной тракторной компанией Катерпиллар.

API СС
Моторные масла для дизельных двигателей с 1961 года выпуска.

Класс API CC введен в 1961 году для использования в некоторых моторах, как атмосферных, так и турбированных, которые характеризовались повышенной компрессией. Моторные масла этого класса рекомендовались для двигателей, которые эксплуатировались в режимах умеренной и высокой нагрузки.

По сравнению с более ранними классами, моторные масла API СС должны были обеспечивать более высокий уровень защиты от высокотемпературного нагара и коррозии подшипников в дизельных моторах, а также от ржавления, коррозии и низкотемпературного нагара в бензиновых моторах.

API СВ
Моторные масла для дизельных двигателей с 1949 по 1960 годов выпуска.

Моторные масла для дизельных двигателей, работающих со средней нагрузкой на сернистом топливе.

Класс утвержден в 1949 году как эволюционное развитие класса API СА, при использовании топлива с повышенным содержанием серы, без особых требований к качеству. Автомасла API СВ предназначались также для использования в моторах с наддувом, которые эксплуатировались в легком и умеренном режимах. Часто этот класс называли «Моторные масла «Приложение 1», тем самым, подчеркивая соответствие военному предписанию MIL-L-2104A Приложение 1.

API СА
Моторные масла для дизельных двигателей с 1940 по 1950 годов выпуска.

Моторные масла для малонагруженных дизельных двигателей.

Автомасла этого класса предназначены для использования в дизельных моторах, работающих в легких и умеренных режимах на качественном малосернистом дизельном топливе.

Класс широко использовался в 40-х и 50-х годах прошлого века и не может использоваться в современных условиях, если это не предусмотрено требованиями производителя двигателя.

Моторные масла API СА должны обладать свойствами, обеспечивающими защиту от нагара на поршневых кольцах, а также от коррозии подшипников в моторах с наддувом, для которых не предусмотрены особые требования к качеству топлива, которое используется.

Классы качества моторного масла API: двухтактные двигатели

API TD
Масла для подвесных двухтактных двигателей моторных лодок.

API TC
Масла для двигателей с высокими требованиями к качеству масла, кроме моторных лодок, например, двигатели мотоциклов, снегоходов. Возможно использование API TC в случаях, когда требуется класс API TA или TB.

API TB
Масла для скоростных двухтактных двигателей с объемом 50-200 см3, работающих под большими нагрузками, например, мотороллеры, бензопилы, мотоциклы.

API TА
Масла для двухтактных двигателей с объемом до 50 см3 с воздушным охлаждением, к примеру, мопеды, газонокосилки.

Классы качества моторного масла API: трансмиссионные масла

API GL-6
Трансмиссионные масла для гипоидных передач с увеличенным смещением, работающих в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок.

API GL-5
Трансмиссионные масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D . Эти масла предпо­чтительно применяются в передачах с гипоидными коническими зубчатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях, в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов.

Масла применяются специально для гипоидных передач с высоким смешением оси. Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой. Рекомендовано для гипоидных передач, работающих в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен.

API GL-4
Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных пере­дачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ.

Масла применяются для гипоидных передач, работающих в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и в условиях малых скоростей при больших крутящих моментах.

Обязательно наличие высокоэффектив­ных противозадирных присадок.

API GL-3
Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для пере­возки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ.

Масла применяются для спирально-конических передач, работающих в умеренно жестких условиях, а также для обычных трансмиссий со спирально-коническими шестернями, работающих в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам.

Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем API GL-2.

API GL-2
Трансмиссионные масла для червячных передач, работающих в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с более высо­кими требованиями к антифрикционным свойствам.

API GL-1
Минеральные масла без присадок либо масла с антиокислительными и противопенными присадками, но без про­тивозадирных компонентов для применения в коробках передач с ручным управлением с низкими удель­ными давлениями и скоростями скольжения.

Масла применяются в цилиндрических, червячных и спирально-конических зубчатых передачах, работающих при низких скоростях и нагрузках.

API МТ-1
Масла для высоконагруженных агрегатов.

Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов).

Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.

API PG-2
Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники.

Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами.

Продолжая тему «API классификация» разберем класс API SL. API SL введен в июле 2001 года для многоклапанных турбированных двигателей, оборудованных системами контроля и нейтрализации выхлопа. S — означает принадлежность к бензиновому классу, L — принадлежность к ужесточенным в 2001 году требованиям по экологичности и энергосберегающим свойствам моторных масел.
API SL подразумевает следующие совершенствования моторных масел

  • пониженную токсичность выхлопа
  • защиту систем контроля и нейтрализации выхлопа
  • повышенную защиту от износа
  • усиленная защита отвысокотемпературных отложений
  • удлиненный интервал замены

Конечно, все эти улучшения были относительно API SJ, предыдущего класса API. API SL был новым, современным классом API в начале нового тысячелетия. API SL включал моторные масла для двигателей 2000 года выпуска и действовал до 2004 года, передав эстафету следующему классу .

API SL CF

«Соседство» API SL вместе с CF на этикетке (часто встречается API SL CF) — это возможность применения масла и в дизельных двигателях (). Никак не умаляя «бензиновых» свойств, моторное масло API SL CF готово к применению в дизельном двигателе, даже с применением топлива с высоким содержанием серы (высокосернистым 0,5% и более). Относится к дизелям 1994 года и позже.

API SL ILSAC GF-3

Масла API SL (в смысле, соответствующие API SL) могут быть сертифицированны по категории , что говорит о экономии топлива и сохранение этой экономии на весь срок эксплуатации масла.

Масла API SL CF

На этом сайте есть описания и характеристики моторных масел, соответствующих API SL CF. Читайте «Полусинтетическое моторное масло для дизельных двигателей » о моторном масле API SL CF Guardol ECT 10w30 семейного бренда ConocoPhillips и «Моторное масло 15w40 » о таком-же моторном масле API SL CF Guardol ECT, только 15w40 , того-же семейного бренда ConocoPhillips .

Сентябрь 18th, 2016 Admin

Всем владельцам автомобилей необходимо уметь разбираться в моторных маслах, уметь читать информацию, скрытую в маркировке, написанной на этикетке. Правильный выбор и использование продукта хорошего качества дает вам гарантию на стабильный и продолжительный срок службы двигателя автомобиля. Свойства смазывающего продукта должны отвечать по всем условиям завода-изготовителя. Работа масел проходит под высоким давлением и в большом температурном диапазоне, по этой причине к ним выдвигаются такие жесткие требования.

Чтобы сделать проще процесс подбора масла для определенного вида двигателя по необходимым характеристикам и требуемым условиям, выработано несколько видов международных норм. Мировые изготовители масел пользуются всеми признанными классификациями.

Классификация автомобильных моторных масел:

  • ILSAC;
  • ГОСТ;
  • ACEA.

Чаще применяют 3 разновидности классификации – API, ГОСТ и ACEA.

Выделяют 2 главные категории моторных масел, привязанных к виду двигателя: дизельные или бензиновые. Также есть и универсальное масло. На упаковке обязательно имеется информация по назначению продукта. В состав каждого моторного масла входит минеральное масло, которое составляет основную его часть, и необходимое количество присадок.

Жидкость для смазки разделяют по химическому составу на:

  • Синтетическую.
  • Минеральную.
  • Полусинтетическую.

На таре, рядом с другой информацией, всегда пишется химический состав.

Что может быть написано на канистре с маслом:

  1. Присутствующие присадки API и ACEA.
  2. Классификация плотности SAE (вязкость).
  3. Штрих-код.
  4. Рекомендации производителей автомобилей.
  5. Спец. категории моторных масел.
  6. Дата изготовления и номер партии.
  7. Псевдонимная маркировка (не имеет ничего общего со стандартной маркировкой, является частью маркетинга, к примеру, fully synthetic и тому подобное).

Чтобы выяснить, какое именно масло идеально подойдет для мотора вашего автомобиля, мы поможем разобраться в более значимой маркировке.

Классификация моторных масел по SAE: таблица

Главные свойства, которые указаны в разметке на таре продукта, – параметры плотности по классификации SAE – международные нормы, регулируемой вязкости масел зависимости от сезонного изменения температуры воздуха.

Из-за этого масла разделяют на 3 вида, которые отличаются по своей структуре:

  • Зимние масла более жидкие и позволяют без затруднений запустить двигатель автомобиля при низкой температуре воздуха. Обозначается показатель SAE такого вида символом «W» (к примеру, 0W, 5W, 10W и так далее). Для того чтобы выяснить предельное значение, следует вычесть число 35. При плюсовой температуре воздуха такое масло не подходит для применения, так как по структуре оно становиться слишком жидким и не сможет образовывать смазывающий слой, т.е. не будет выполнять функции своего предназначения.
  • Летние масла используются при температуре воздуха от 0˚ и выше, так как вязкость у них довольно велика, чтобы при высокой температуре текучесть не превосходила нужного показателя для эффективной смазки частей мотора. В зимний период года невозможно будет запустить двигатель с маслом высокой вязкости. Маркируются летние масла числовым обозначением без букв (к примеру, 5,10,15 и т.д.; больше число – сильнее вязкость).
  • Всесезонные масла являются самыми востребованными из-за способности осуществлять функции своего предназначения как в холодное, так и в теплое время года. Предельные значения таких масел можно посмотреть в схеме, где расшифрованы показатели SAE. Такой тип масла обозначают двойной маркировкой (к примеру, SAE 15W-40).

Характеристика вязкости – самая первая и значимая составляющая маркировки и спецификации смазывающей жидкости, но существуют и другие. Делать выбор смазывающей жидкости, применяя только данные по вязкости, – неверно. Также необходимо учитывать соотношение свойства продукта и условия его применения.

Все масла обладают не только вязкостью, но и многими другими различными эксплуатационными свойствами (противоизносные, моющие и антиокислительные свойства, коррозийная активность и другие). Эти свойства дают возможность определять область их назначения.

Классификация моторных масел по API: таблица

Основными показателями в классификации по API являются: вид двигателя и режим его работы, действующие свойства масла и год введения в эксплуатацию. Разделяются масла по стандарту на 2 категории:

  1. Категория «S» – для двигателей, работающих на бензине.
  2. Категория «C» – предназначена для дизельного мотора.

Как расшифровать маркировку моторного масла API?

Начинаться обозначение API может с буквы «C»или «S». Они указывают, для какого типа двигателя предназначено масло. Следующая буква определяет класс продукта, который показывает уровень действующих свойств.

По этой классификации разъяснения маркировки моторных масел выглядит так:

  • Сокращенное обозначение ЕС, расположенное сразу после API, указывает на масла, сберегающие энергию.
  • За аббревиатурой указывающие римские цифры несут информацию об уровне экономии топлива.
  • Буквой «С» определяются масла для двигателей, работающих на дизельном топливе.
  • Буквой «S» обозначают масла для бензиновых моторов.
  • Универсальное масло отмечено буквами обеих категорий через черточку с наклоном (к примеру, API SL/CF).
  • После букв «S» или«C» указывают степень эксплуатационных качеств, обозначается она буквами от «А» (самый маленький показатель) до «N» и т.д. (чем выше по алфавитному порядку значение 2-й буквы, тем выше класс продукта).
  • Для дизельных двигателей масла по маркировке API делят на двухтактные и четырехтактные (обозначается в конце цифрой «2» или «4» соответственно).

Моторные масла, прошедшие ряд проверок SAE/API и имеющие соответствие нормам действующих разновидностей качества, указываются в виде круглого знака на этикетках. В верхней части знака располагается обозначение – «API Service», в центральной – степень вязкости по SAE, снизу – степень энергосбережения (если она есть).

Используя моторные масла по необходимой спецификации, вы повышаете износоустойчивость и снижаете риск поломки мотора. При этом уменьшается расход топлива и «угар» масла, двигатель работает тише, а его ходовые качества улучшаются (в особенности при холодной температуре), меньше изнашиваются система очистки выхлопа и катализатор.

Классификации ILSAC, ГОСТ, АСЕА – что означает и как расшифровать

Классификация и обозначение моторных масел по ILSAC

Совместная разработка Америки и Японии – классификация ILSAC. Международным комитетом по стандартизации и испытаниям было выведено 5 нормативов смазывающей жидкости:

  • ILSAC GF-1,
  • ILSAC GF-2,
  • ILSAC GF-3,
  • ILSAC GF-4,
  • ILSAC GF-5.

Они подобны классам по API и отличаются лишь тем, что соответствующие масла классификации по ILSAC являются энергосберегающими и универсальными по всем сезонам. Такая классификация выступает лучшим вариантом для японских автомобилей.

Классификация и обозначение моторных масел по ГОСТ

В соответствии с ГОСТ 17479.1-85, масла для двигателей разделяют на:

  • группы по действующим свойствам;
  • категории по кинематической вязкости.

По вязкости масла разделяют на следующие классы:

  • Зимний период года – 3, 4, 5, 6.
  • Летний период года – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24.
  • Универсальные – 3/8, 4/6, 4/8, 4/10, 5/10,….6/16 (1-ая цифра обозначает зимний класс, а 2-ая – летний).

Чем больше числовое обозначение во всех описанных выше классах, тем выше уровень вязкости.

Масла для двигателей подразделяются на 6 групп по сфере использования и помечаются буквами от «А» до «Е».

Масла с цифровым показателем «1» указывают на свое предназначение для использования в двигателях, работающих на бензине, «2» – для дизельных моторов, а отсутствие цифрового показателя говорит об универсальности жидкости.

Классификация и обозначение моторных масел по АСЕА

Объединение автопроизводителей Европейских стран разработало классификацию АСЕА. В ней отмечены их категории и предназначение, а также эксплуатационные свойства масел для двигателей. Эта спецификация также разделена по применению в бензиновых и дизельных типах двигателей.

Последние нормативы разделяют масла на 3 разновидности и 12 групп:

  • А/В – дизельные и бензиновые двигатели легковых машин, микроавтобусов и фургонов (А1/В1-12, А5/В5-12 и т.п.)
  • С – дизельные и бензиновые моторы с каталитическим конвертером (С1-12…. С4-12).
  • Е – грузовые автомобили с дизельным двигателем (Е4-12…. Е9-12).

Кроме классификации моторного масла, в маркировке по АСЕА отмечается номер издания (обновления тех. требований) и год введения в эксплуатацию. Отечественные масла дополнительно проходят сертификацию ГОСТ.

Группы масел в категории ILSAC, их соответствие стандартам API:

  • ILSAC GF-1 (устаревшая категория) – качество масла подобно классификации API SH; по вязкости SAE 0W-20, 5W-35, 10W-40.
  • ILSAC GF-2 – аналогично по качеству продукта API SJ, по плотности SAE 0W-20, 5W-25.
  • ILSAC GF-3 – соответствует разновидности API SL, выпущен в эксплуатацию в2001 г.
  • ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5 – аналогичны SM и SN.

Также в соответствии со стандартом ILSAC для японских машин с турбированными дизельными двигателями, разработана категория JASO DX-1. Такая маркировка масел рассчитана на двигатели новых машин с высокими нормами экологичности и вмонтированными турбинами.

Спецификации и допуски моторных масел

В спецификации ACEA и API выражены минимальные основные требования, принятые изготовителями присадок и масел и производителями автомобилей. Характеристики масла при эксплуатации отличаются, поскольку у разных марок автомобилей моторы устроены по-разному. Часть ведущих производителей двигателей создали свой персональный метод классифицирования масел (упрощенное название – допуск), который вносит дополнения в систему классификации АСЕА. Производители двигателей, такие как: BMW, Mercedes-Benz, Porsche, Renault, Ford, Fiat, GM – предпочтительно пользуются личными одобрениями при выборе моторных масел.

Разберемся в более известных и чаще используемых допусках, которые указаны на таре моторных масел.

Допуски моторного масла для VAG

Моторное масло – VW 500.00 – сберегающее энергию (SAE 10W-30, 5W-30, 5W-40 и т.д.) Для бензиновых моторов (до 2000 года выпуска) рассчитано VW 501.01 – подходит для любого сезонного периода. VW 502.00 – предназначается для применения в турбированных двигателях.

Масло для моторов, работающих на бензине с вязкостью SAE 0W-30, – VW 503.00 – требующее более редкую замену (до30.000 километров). Для двигателя автомобиля, у которого система выхлопа с трехкомпонентным нейтрализатором, – VW 504.00.

Допуск масел VW 505.00 для двигателей TDI предусмотрен для таких авто, как AUDI, VOLKSWAGEN, SKODA работающих на дизеле (до 2000 года выпуска). Моторам PDE с насос-форсункой – масла с допуском VW 505.01.

Для автомобилей, работающих на дизельном топливе (выпущенных после 2002 года), рекомендуется масло энергосберегающее с вязкостью 0W-30 – VW 506.00 – более редко требует замены (до50.000 километровв 4-х цилиндровых двигателях TDI). Для двигателей, работающих на дизельном топливе с насос-форсункой и турбированных PD-TDI, – допуск VW506.01 – редко требующее замены масло.

Допуски моторного масла для Мерседес

Личные допуски-разрешения имеются также и у производителей авто MERCEDES-BENZ. Разрешение МВ 229.1 обозначает масло для двигателей MERCEDES, работающих на бензине и на дизеле, с 1997 года выпущенных в производство. Разрешение МВ 229.31, ограничивающее содержание фосфора и серы, введено в применение позже, имеет соответствие с SAE 0W и SAE 5W. Многофункциональное масло для двигателей, работающих как на бензине, так и на дизельном топливе с увеличенным сроком эксплуатации, а также энергосберегающее, имеет разрешение МВ 229.5.

Допуски моторного масла для BMW (БМВ)

Для автомобилей, выпуска с 1998 года, предлагается использовать масла с обозначением допуска «BMW Long life-98», которые соответствуют нормам АСЕА А3/В3, с увеличенным эксплуатационным сроком. «BMW Long life-01» – допуск масла, рекомендован для двигателей автомобилей, выпуск которых приходится на конец 2001г. При повышенной нагрузке двигателя в сложных условиях рекомендуется использовать масла с допуском «BMW Long life-01 FE». В современных автомобилях BMW применяют моторные масла с допуском «BMW Long life-04».

Допуски моторного масла для Рено

В 2007 году производителями RENAULT были разработаны допуски, соответствующие главным требованиям АСЕА:

  • Renault RN0700 – АСЕА А3/В4 или АСЕА А5/В5.
  • Renault RN0710 соответствует условиям АСЕА А3/В4.
  • Renault RN0720 соответствует условиям АСЕА С3 (некоторые вспомогательные от Renault).
  • Допуск RN0720 создан для применения в современных автомобилях, работающих на дизельном топливе с наличием сажевого фильтра.

Допуски моторных масел для Форд (FORD)

Масло для двигателей классификации SAE 5W-30, получившее разрешение Ford WSS-M2C913-A, рассчитывается для начального применения и последующей замены. Такое масло имеет соответствие всем требованиям и нормам по следующим классификациям: АСЕА А1-98, ILSAC GF-2 и еще вспомогательным требованиям Ford.

Масло, которое имеет разрешение Ford М2С913-В, соответствует необходимым нормативам АСЕА А1-98 и В1-98, ILSAC GF-2 и ILSAC GF-3, рекомендуется для первичного применения и последующей замены в автомобилях с дизельными и бензиновыми моторами.

В 2012 году был разработан и введен допуск-разрешение Ford WSS-M2C913-D. Моторные масла с таким показателем предлагаются для всех автомобилей Ford с дизельным двигателем. Исключением являются модели Ford Ка TDCi, запущенные в производство до 2009 года, и двигатели выпуска от 2000 до2006 г. Допуск предусматривает повышенный эксплуатационный период масла и заправку топливом с высоким содержанием серы или био-дизельным горючим.

Моторное масло, получившее допуск Ford WSS-М2С934-А, рассчитано на увеличенный эксплуатационный период и предназначается для использования в автомобилях с дизельным мотором и сажевым фильтром (DPF). Масло, которое соответствует допуску Ford WSS-М2С948-В, отвечает стандартам по классификации АСЕА С2 (для дизельных и бензиновых моторов с катализатором). Наличие этого допуска говорит о том, что вязкость масла соответствует SAE 5W-20 с пониженным сажеобразованием.

Выбирая моторное масло необходимо учитывать следующее:

  • Выбор соответствующего химического состава масла – синтетическое, полусинтетическое или минеральное.
  • Нормативы классификации вязкости по SAE (зимние, летние или универсальные).
  • Набор присадок, соответствующий требованиям (формулируются в классификациях АСЕА и API).
  • Обратить внимание, для каких именно марок автомобилей предназначается продукт (эту информацию можно рассмотреть на этикетке тары).
  • Важно не упускать из вида дополнительные показатели и допуски масла (к примеру, обозначение Long life говорит о том, что масло подходит для использования в автомобилях с увеличенным сервисным сроком замены).
  • В особенностях некоторых составов можно определить сочетание с двигателями, у которых имеются интеркулер, турбонадув, регулировка высоты подъема клапанов, фазами ГРМ и охлаждением газов рециркуляции.

Сама суть моторного масла в двигателе заключается в том, чтобы не допустить перегрева движущихся элементов и как следствие преждевременного износа. Если моторное масло подобрано правильно, функции исполняются и его стабильная масляная пленка не допускает излишнего трения – силовой агрегат прослужит долго и без поломок.

Принято считать рабочей температурой двигателя t° около 90 градусов . Но если разобраться, то это температура антифриза, а в двигателе она может достигать 150 градусов. Все зависит от типа двигателя и манеры езды водителя.

Одним из основных условий для стабильной работы силового агрегата является правильно подобранная вязкость.

Если подбор был правильным, моторное масло гарантированно будет оставаться на поверхности трущихся элементов вне зависимости от его температуры.

Значение вязкости указывается чаще всего двумя цифрами через W (например 10 W 40 )

API классификация для моторных масел по шкале S

Для обозначения принадлежности масла именно к бензиновым, было принято в начале класса ставить букву S (то есть Service ). После нее следуют буквы по алфавитному порядку, что характеризует актуальность класса моторного масла .

категория введена в 2010г. Моторные масла имеют максимально низкое содержание фосфора, что дает возможность использования актуальных сегодня систем фильтрации выбросов, а так же высокий уровень энергосбережения. Не взирая на показатели текучести при высоких температурах, API SN можно отнести согласно нормам ассоциации европейского автомобилестроения к C2, C3 и C4.

API SM

масла данной категории отличаются повышенными, по сравнению с предыдущими классами, стойкости к коррозии и окислению. Часто встречается категория API SM в сопровождении ILSAC с энергосберегающими свойствами. Возможно применение масла, если рекомендована одна из предыдущих категорий.

API SL

категория действует по сей день. Обратите внимание, что в последовательности букв после S в категориях, пропущена буква К (т.е. SK). Сделано это умышленно ввиду того, что одна из корейских, торгующая маслами, организаций использует это сочетание букв в своем корпоративном имени. API SL превышает по свойствам предыдущие категории.

API SJ

эта категория действует и по сей день. Согласована в 1996г. Превышает все допуски, которые были приняты ранее. Применяются для легковых автомобилей, джипов, микроавтобусов и малотоннажных грузовиков. Есть вероятность сертифицирования по классу масел с энергосберегающими свойствами EC.

API SH

ориентированы масла такого класса на бензиновые двигатели производства после 1996 г. Сегодня возможность применения этой лицензионной категории возможно, но при условии дополнения другой категории API (например SH/EC) Если масло относили к категории экономящих топливо, то присваивали допуск ряда EC II.

API SG

ориентированы на автомобили производства после 1989 г. Могут использоваться во всех транспортных средствах кроме высоконагруженных. Имеет более высокие эксплуатационные свойства по сравнению с предшествующим допуском. Отличные защищающие свойства от отложений в высокотемпертатурной среде. Данная категория сегодня считается устаревшей. Допускается использование этилированного бензина.

API SF

устаревший класс, подразумевает модели автомобилей созданные после 1988 г., уже применялась более-менее жизнеспособная антиокислительная, антикоррозионная и противозадирная присадки. Добавленные моющие свойства. Топливо – этилированный бензин.

API SE

устаревший класс, создан для форсированных двигателей разработанных (с 1972 – 80 г.г.)

API SD

устаревший класс, предназначен для нагруженных форсированных автомобилей (с 1968 – 71 г.г.)

API SC

устаревший класс, разработан (с 1964 – 67 г.г.) для нагруженных автомобилей того времени.

API SB

использование такого масла можно встретить только при условии требований автопроизводителя. Применяется в малотоннажных автомобилях.

API SA

допуск подразумевает возможность использовать топливо с низким содержанием серы и в не нагруженных двигателях малотоннажных автомобилей