Декларирование товаров и транспортных средств это. Декларирование товаров и транспортных средств

Введение

2.Необходимость декларирования

Основные положения о декларанте

1 Права декларанта

2 Обязанности декларанта

3.3 Ответственность декларанта

Места декларанта в вопросах декларирования

5.Обязанности декларанта при таможенной экспертизе

Заключение

Список использованных источников

Введение

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Таможенного Союза подлежат таможенному декларированию. Лица, перемещающее товары, декларирующие, представляющие и предъявляющие для декларирования товары и транспортные средства от собственного имени называются декларантами. При любой транспортировке грузов через государственную границу необходимо таможенное декларирование. Обязательное таможенное декларирование сегодня получают любые товары и транспортные средства - как ввозимые на территорию Российской Федерации, так и вывозимые за ее пределы, чем и занимаются таможенные декларанты. Обязательное таможенное декларирование касается не только товаров в случае импорта или экспорта, но и пассажирского багажа, ручной клади, валюты, ценностей, транспортируемых через государственную границу.

Таможенное декларирование товаров заключается в предоставлении всех сведений о товарах и транспортных средствах, на которых они перевозятся через границу, что необходимо для прохождения определенного таможенного режима. Таможенное декларирование должно учитывать также изменение данного режима.

Правильно выполненное таможенное декларирование грузов является залогом беспрепятственного и своевременного пересечения границы, и, как следствие - их доставки по месту назначения, что может быть крайне важно в случае особых временных договоренностей о поставке товара.

Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного Союза (ТК ТС). Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. По выбору декларанта таможенное декларирование производится в письменной или электронной форме с использованием таможенной декларации.

Сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации на товары и транзитной декларации в зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров, лиц их перемещающих, вида транспорта, могут сокращаться решением Комиссии таможенного союза либо законодательством государств - членов таможенного союза, если это предусмотрено решением Комиссии таможенного союза. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.

В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются настоящим Кодексом или решением Комиссии таможенного союза. Таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа в соответствии с Кодексом. Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссии таможенного союза. Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено настоящим Кодексом, решением Комиссии таможенного союза либо законодательством государств - членов таможенного союза в случаях, предусмотренных решением Комиссии таможенного союза.

2. Необходимость декларирования

Необходимость декларирования товаров возникает в случаях:

перемещения товаров через таможенную границу ТС;

изменения таможенного режима товаров;

возникновения отходов в результате переработки товаров на таможенной территории или уничтожения иностранных товаров, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.

возникновения остатков ввезенных товаров для переработки на таможенной территории, неиспользованных в процессе производства.

наличия товаров, незаконно перемещаемых через таможенную границу ТС, приобретенных лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории ТС.

Формы декларирования

Формы заявления и предоставления участниками ВЭД документов и сведений могут различаться. Существуют две основные формы декларирования для юридических лиц:

Письменное декларирование - подача таможенной декларации или заявления в письменной форме;

Электронное декларирование - подача таможенной декларации, товаротранспортных и иных документов и сведений в виде электронных документов.

Также существует устная (заявление сведений о товарах в устной форме путем использования системы двух коридоров) и письменная форма декларирования. Устная форма декларирования применяется исключительно физическими лицами, перемещающими товары для личных (некоммерческих целей), при условии, если у них отсутствуют товары, подлежащие обязательному письменному декларированию.

В качестве основного документа, используемого для декларирования товаров, является таможенная декларация. Формы и порядок заполнения таможенной декларации, определяются решением Комиссии таможенного союза № 257 от 20.05.2010г.

В таможенном деле используются также такие формы декларации:

Транзитная декларация - представляется таможенному органу при помещении товаров под процедуру таможенного транзита

Декларация таможенной стоимости (ДТС) - является составной частью таможенной декларации и представляется в таможенный орган, для целей правильного определения таможенной стоимости товаров.

Декларация о транспортном средстве - используется при декларировании транспортных средств, в случаях, когда в представленных документах перевозчика содержатся недостающие сведения

Пассажирская декларация - используется при перемещении товаров через таможенную границу физическими лицами для некоммерческого использования.

Начиная с 1 января 2011г применяется новая форма и порядок заполнения таможенной декларации, в соответствии с решением Комиссии таможенного союза № 257 от 20.05.2010г.

3. Основные положения о декларанте

Декларант - это лицо, перемещающее товары, или таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие для декларирования товары и транспортные средства от собственного имени.

Декларантами могут быть:

) лицо государства-члена таможенного союза:

заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;

) иностранные лица:

физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса;

организация имеющая представительство, созданное на территории государства-члена таможенного союза в установленном порядке, при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства-члена таможенного союза;

) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита - лица, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи, а также:

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

экспедитор, если он является лицом государства - члена таможенного союза.

3.1 Права декларанта

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе:

) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;

) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 настоящего Кодекса;

) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;

) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров;

) представлять в соответствии с настоящим Кодексом документы и сведения в виде электронных документов;

) обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;

) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;

) пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.

2 Обязанности декларанта

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:

) произвести таможенное декларирование товаров;

) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;

) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;

) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом;

) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;


3 Ответственность декларанта

таможенный декларация товар регистрация

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

4. Места декларанта в вопросах декларирования

Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации. Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий, так же таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии таможенного союза.

Таможенный орган может отказать в регистрации таможенной декларации, если таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации и декларация подана не уполномоченным лицом, и если в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Так же может отказать если в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180 - 182 настоящего Кодекса и таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме.

Отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа, в случае отказа в регистрации таможенной декларации таможенная декларация и представленные документы возвращаются декларанту или таможенному представителю. Если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Положения пунктов 2 и 3 настоящей статьи не применяются при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита.

Сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:

если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;

если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.

Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.

Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза. Таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза.

По письменному обращению декларанта зарегистрированная таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров.

При отзыве таможенной декларации новая таможенная декларация должна быть подана в пределах срока временного хранения товаров.

При неподаче таможенной декларации в срок, указанный в части второй настоящего пункта, товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса.

По письменному обращению декларанта таможенная декларация на товары таможенного союза может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, в том числе после принятия решения о выпуске товаров.

Для отзыва таможенной декларации на товары таможенного союза в обращении об отзыве должно быть указано место нахождения товаров.

Отзыв таможенной декларации допускается с письменного разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

Таможенная декларация может быть отозвана после проведения таможенного досмотра товара, если в ходе такого досмотра не было установлено нарушений таможенного законодательства таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

Таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза. Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, при предварительном таможенном декларировании товаров таможенный орган принимает заверенные декларантом копии этих документов или сведения из этих документов в электронном виде и после предъявления товаров таможенному органу сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях указанных документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов, в том числе в электронных документах.

При предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу.

Такие сведения должны быть внесены в таможенную декларацию до принятия решения о выпуске товаров в порядке, определенном решением Комиссии таможенного союза. В случае изменения стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных на основании копий транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, обязательно представляются документы, подтверждающие изменение стоимости, количества или веса.

Если после ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза декларантом обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант вправе отозвать таможенную декларацию в порядке, предусмотренном статьей 192 настоящего Кодексом.

Если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров. В зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в случаях когда декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования, при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени, при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.

5. Обязанности декларанта при таможенной экспертизе

Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания. Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.

Назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами.

В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения таможенного эксперта (эксперта).

Эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, привлекается для проведения таможенной экспертизы в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает в письменной форме решение о назначении таможенной экспертизы, в котором указываются основания для ее проведения, фамилия, имя и отчество эксперта или наименование организации либо таможенного органа, в котором должна быть проведена таможенная экспертиза, вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом), перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение таможенного эксперта (эксперта), срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта (эксперта) в таможенный орган.

В решении также указывается о предупреждении таможенного эксперта (эксперта) об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта).

В проведении таможенной экспертизы может быть отказано в следующих случаях:

) недостаточность информации для проведения таможенной экспертизы;

) ненадлежащее оформление решения о назначении таможенной экспертизы;

) несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;

) отсутствие необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы;

) в иных случаях, установленных законодательством государств - членов таможенного союза.

Отказ в проведении таможенной экспертизы оформляется в письменном виде с указанием причин отказа. Представленные материалы, документы, пробы и образцы возвращаются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

Таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы.

Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза.

При назначении и проведении таможенной экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе:

) заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту (эксперту) для получения по ним заключения таможенного эксперта (эксперта);

) знакомиться с заключением таможенного эксперта (эксперта) и получать копию такого заключения в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу;

) присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы;

) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной таможенной экспертизы.

В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или их представителя должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, выносит соответствующее решение.

При отказе в удовлетворении ходатайства должностное лицо таможенного органа должно в письменной форме мотивированно сообщить об этом лицу, подавшему ходатайство.

Заключение

В ходе работы мы рассмотрели и выяснили, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. По выбору декларанта таможенное декларирование производится в письменной или электронной форме с использованием таможенной декларации. Рассмотрели моменты в которых выступает декларант например: при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру.

Если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров. В зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в случаях, когда декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования, при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени, при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.


Введение


В настоящее время в мире происходит огромное количество изменений, что в первую очередь связано с ускорением экономического роста и устранением бюрократических барьеров между государствами. Данные изменения были бы невозможны без применения интернет-технологий, с которыми связана организация прозрачности таможенных процедур (с использованием систем электронного документооборота), поскольку это приводит к упрощенной системе информационного взаимодействия, как с субъектами внешнеэкономической деятельности, так и между государственными органами. Особенно актуальным применение систем электронного декларирования в России стало в связи с образованием Таможенного союза и вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию, которая требует от государств - участников единых схем унификации и стандартизации таможенных процедур.

В данных условиях организация процесса электронного декларирования является инструментом для интеграции России в мировое сообщество, в первую очередь во Всемирную торговую организацию, поскольку:

·позволяет минимизировать время проверки электронных таможенных деклараций. Экономический эффект от применения электронной формы декларирования проявляется, прежде всего, в минимизации временных и финансовых издержек, связанных с простоем транспортных средств при экспорте, погрузо-разгрузочными работами на складах временного хранения и нахождением товаров на временном хранении при импорте;

·упрощает взаимодействие в режиме on-line между декларантом и таможенным инспектором посредством обмена авторизованными электронными сообщениями;

·дает возможность отслеживать в режиме реального времени все этапы таможенного оформления, вплоть до конкретных действий представителя таможенного органа и участника внешнеэкономической деятельности;

·обеспечивает оперативность и прозрачность процессов таможенного оформления, а также позволяет экономить на транспортных, командировочных и прочих расходах, обусловленных при бумажном декларировании удаленностью участника внешнеэкономической деятельности от места таможенного оформления;

·позволяет значительно упростить и оптимизировать документооборот путем сокращения использования бумажных носителей.

Правовое регулирование отношений в этой области развивается параллельно созданию прогрессивных информационных технологий. Нормативные документы в данной области созданы на различных уровнях законодательной системы: от Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1999 года) до приказов Федеральной таможенной службы по данному вопросу.

Исходя из всего этого, я считаю, что выбранная мною тема является актуальной.

В учебном пособии Малышенко Ю.В. «Таможенное декларирование и предварительное информирование в электронной форме» подробно раскрываются различные аспекты таможенного декларирования в электронной форме: правовые, программно-технические, технологические. Также рассматриваются технологии и средства, используемые как участниками ВЭД, так и таможенной службой.

В.А. Шамахова и Ю.А. Кожанкова во втором издании своего учебника «Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС» предлагают изучить основы таможенного законодательства Таможенного союза, в т.ч. в области декларирования, особенности таможенных правоотношений, классификацию и статус участников указанных правоотношений.

Учебное пособие «Правовое регулирование электронного декларирования товаров» Антохиной Ю.А. дает экскурс в историю развития электронного декларирования товаров в РФ с 2002 по 2011 годы, а также кратко описывает перспективы развития таможенной службы до 2020 года согласно Стратегии.

Таким образом, объектом моего исследования является система электронного декларирования, предметом исследования - нормативно-правовая база в данной сфере.

Целью данной работы является исследование развития института декларирования, изучение нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы таможенного декларирования.

Исходя из намеченной цели, определены следующие задачи:

·Провести анализ действующего законодательства в сфере таможенного декларирования, а также его изменение;

·Изучить основные понятия, связанные с данной темой;

·Рассмотреть сущность таможенного декларирования, в т.ч. в электронной форме.

В моей работе были использованы в основном теоретические методы научного исследования, такие как изучение литературы и теоретический анализ.

декларирование торговый таможенный электронный


1. Анализ основных понятий


Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного Союза (далее - ТК ТС).

Согласно пп. 27 п. 1 статьи 4 ТК ТС, таможенное декларирование представляет собой заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Декларирование товаров обычно осуществляется путем подачи в таможенный орган таможенной декларации и некоторых дополнительных документов.

Нормами Таможенного Кодекса установлено, что таможенное декларирование производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов ТС регистрировать таможенные декларации. Декларантом считается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого товары декларируются. В большинстве случаев в качестве декларанта выступает лицо государства-члена ТС, которое заключило внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена, либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.

Декларантами могут быть:

) лицо государства - члена таможенного союза:

·заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

·имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;

) иностранные лица:

·физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

·дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства иностранных государств, международные организации, персонал этих представительств, учреждений и организаций, а также отдельные категории иностранных лиц, пользующиеся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами;

·организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

·лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена таможенного союза;

) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита - лица, указанные выше, а также:

·перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

·экспедитор, если он является лицом государства - члена таможенного союза.

В статьях 187, 188 ТК ТС перечисляются права и обязанности декларанта.

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов ТС за неисполнение обязанностей, установленных статьей 188 Таможенного Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Как правило, декларирование производится:

·при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;

·при изменении таможенной процедуры;

·в отношении образовавшихся отходов в результате помещения под процедуры переработки товаров на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления или уничтожения иностранных товаров, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

·при возникновении остатков товаров, ввезенных для переработки на таможенной территории и неиспользованных в процессе производства;

·при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза и приобретенных лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению.

Результаты декларирования товаров и транспортных средств могут быть использованы должностными лицами таможенного органа в различных целях:

¾правоохранительных (для борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил)

¾налоговых (в качестве налоговой декларации)

¾для ведения внешнеторговой (таможенной) статистики

¾для административного регулирования внешнеэкономической деятельности (в целях осуществления квотирования, лицензирования и т.д.)

¾для организации иных видов государственного контроля на таможенной границе (ветеринарного, фитосанитарного, экологического, радиоактивного и т.д.)

Первостепенное значение декларирование имеет для механизма таможенно-тарифного регулирования и соблюдения таможенного законодательства. Момент возникновения обязательств по уплате таможенных пошлин и налогов связывается с регистрацией таможенной декларации должностным лицом таможенного органа. Именно поэтому вся основная информация, необходимая для расчета величины таможенных платежей и выполнения таможенных формальностей, должна быть максимально полной и достоверной.

Среди документов, представляемых в таможенный орган при декларировании товаров и транспортных средств, выделяют:

¾транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке;

¾коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), спецификация, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

¾таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей. Среди таких документов особое место занимает таможенная декларация - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с ТК ТС.

В качестве таможенных может использоваться также ряд других документов, краткая характеристика которых приведена ниже.

Декларация таможенной стоимости (ДТС) - документ, который обычно прилагается к декларации на толвары (ДТ) при оформлении импортных поставок, и содержит расчет таможенной стоимости товара.

ДТС заполняется на товары, ввозимые на территорию РФ, декларируемые с использованием ДТ, за исключением некоторых случаев. Существует несколько вариантов бланков в зависимости от выбранного метода расчета таможенной стоимости. При применении метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) заполняется форма ДТС-1, иначе - ДТС-2.

Корректировка декларации на товары (КДТ) - документ, который используется в случае необходимости корректировки ранее поданной декларации. Оформляется на бланках форм КДТ1 и КДТ2.

Таможенный приходный ордер (ТПО) служит для начисления и (или) уплаты, а также для автоматизации учета: таможенных сборов за таможенное оформление; таможенных пошлин; акцизов; налога на добавленную стоимость; таможенных сборов за хранение товаров; таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров и др.

С юридической точки зрения, таможенные документы (в первую очередь, таможенные декларации) являются основными для производства таможенных операций. Коммерческие и транспортные документы, как правило, используются таможенными органами для подтверждения сведений, представленных в таможенных документах.

Документы, прилагаемые к таможенной декларации на товары:

документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

транспортные (перевозочные) документы;

документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);

документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;

документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств-членов Таможенного союза;

документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

В некоторых случаях перечень документов может быть сокращен. В частности, сокращен перечень представляемых документов при помещении товара под процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.


2. Виды деклараций и формы декларирования


При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенных деклараций (ст. 180 ТК ТС Таможенная декларация):

- декларация на товары - Решение КТС от 20 мая 2010 г. №257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»; (с изм., внесенными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.07.2014 №127)

- транзитная декларация - Решение КТС от 18 июня 2010 г. №289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации»; (в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.07.2012 №104)

- пассажирская таможенная декларация - Решение КТС от 18 июня 2010 г. №287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации»; (в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.01.2014 №7)

- декларация на транспортное средство - Решение КТС от 14 октября 2010 №422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения» (в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.09.2014 №176).

Формы и порядок заполнения таможенной декларации едины на всей территории ТС, так как определяются решением КТС (п. 1 ст. 180 ТК ТС).

Для вышеуказанных видов деклараций существуют стандартные бумажные формы. Однако на практике применяются и некоторые другие бумажные формы, которые фактически используются в качестве деклараций. Это, например, книжка «Карнет АТА» (используется при временном ввозе / вывозе).

Декларация на товары появилась в России с апреля 1989 г. В ее основу (с точки зрения формы и состава сведений) был положен Единый административный документ (ЕАД), к тому времени уже используемый странами ЕЭС. Этот бланк получил в России название «Грузовая таможенная декларация» (ГТД). Бланк ГТД использовался также в качестве транзитной декларации.

Нынешняя декларация на товары (ДТ) действует с 2011 г. и во многом похожа на прежнюю ГТД. Одновременно был введен отдельный бланк для Транзитной декларации (ТД).

Инструкцией о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной решением КТС от 20.05.2010 №263 (в ред. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.01.2014 №6) установлено, что в качестве декларации на товары с предоставлением письменного заявления или перечня товаров могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой.

В зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях (ст. 194 ТК ТС):

) если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования;

) при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени;

) при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

) при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.

По способу осуществления процедуры различают декларирование:

¾предварительное (подача декларации на товары до фактического ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза)

¾неполное (при отсутствии у декларанта всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, но при условии, что в декларации заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик)

¾периодическое (при регулярном перемещении через таможенную границу Таможенного союза одних и тех же товаров одним и тем же лицом в течение периода поставки, не превышающего 30 календарных дней)

¾временное периодическое (при вывозе с таможенной территории Таможенного союза товаров Таможенного союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости).

Форма декларирования - это способ заявления сведений о товарах и транспортных средствах и иных необходимых для таможенных целей сведений в соответствии с установленными требованиями к порядку их фиксации на носителях информации для передачи таможенному органу.

Ныне действующий Таможенный Кодекс допускает письменную или электронную формы декларирования товаров и транспортных средств, о чем говорится в п. 3 ст. 179 (Общие положения о таможенном декларировании товаров): «Таможенное декларирование товаров производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации».

До вступления в действие Кодекса Таможенного союза в российском законодательстве действовали еще две формы: устная, которая применялась в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами (например, при перемещении товаров в количестве, по стоимости и весу которых не предусмотрена уплата таможенных платежей), и конклюдентная (применялась при использовании «зеленого коридора», при выборе которого предполагалось, что физическое лицо заявило об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию).

Система электронного декларирования - это комплекс аппаратного, программного и информационно-методического обеспечения, позволяющий организовать информационное взаимодействие между подсистемами декларанта и таможенного органа для целей предоставления сведений таможенному органу и осуществления таможенных операций и таможенного контроля товаров и транспортных средств в электронной форме.

Электронное декларирование - не просто использование электронных документов для таможенного оформления и контроля. Это, в первую очередь, новые технологии с более высоким уровнем формализации и автоматизации, которой присущи следующие особенности:

·использование при представлении документов и выполнения таможенных операций исключительно электронных форм документов;

·создание единого национального центра приема и обработки деклараций и иных сведений, направляемых в таможенные органы;

·электронный обмен декларантов и иных участников ВЭД с таможенными органами;

·предварительное декларирование и информирование;

·полная автоматизация документального контроля;

·применение системы автоматической проверки рисков для оценки вероятности нарушения таможенных правил;

·возможность осуществления платежей с использованием электронной платежной системы;

·особая нормативно-правовая база.

Электронное декларирование предполагает работу с информацией в электронной (цифровой) форме и использование при информационном взаимодействии средств электронного обмена. При этом для сбора, хранения и обработки информации используются компьютерные системы. В Федеральном законе от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 21.07.14) «Об информации, информационных технологиях и защите информации» дается следующее определение: «Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов». Таким образом «электронное декларирование» базируется на использовании информационных технологий.

В соответствии со ст. 180 ТК ТС подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено ТК ТС, решением Комиссии ТС, либо законодательством государств - членов ТС. Однако, согласно ст. 204 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» декларация на товары подается в электронной форме, и только правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.

При подаче пассажирской таможенной декларации, декларации на транспортное средство (до 1 сентября 2015 года в соответствии с Решением
Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 июля 2014 года №107 «О структуре и формате электронной копии таможенной декларации на транспортное средство»), а также при использовании транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары электронная копия не требуется. Таким образом, с 1 января 2014 года, в соответствии с частью 4 статьи 322 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», таможенное декларирование товаров в электронной форме стало обязательным, за исключением случаев, которые определены Постановлением Правительства РФ от 13.12.2013 №1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме». Оно вступило в силу 16 января 2014 года. Это означает, что с указанной даты декларант по своему выбору может осуществлять таможенное декларирование товаров в письменной форме только в отношении товаров, сведения о которых отнесены к государственной тайне, помещаемых под таможенную процедуру уничтожения в соответствии с главой 42 ТК ТС, таможенную процедуру отказа в пользу государства в соответствии с главой 43 ТК ТС или специальную таможенную процедуру в соответствии с главой 41 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Этим правом также можно будет воспользоваться в случаях таможенного декларирования товаров в соответствии с главой 44 ТК ТС «Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях»; главой 45 «Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц»; статьей 217 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» - «Дополнительные случаи декларирования товаров».


3. История появления и развития института электронного декларирования


Электронная форма декларирования стала использоваться в России относительно недавно. При этой форме декларация и другие документы направляются в таможню с помощью средств электронной почты. Для этого могут использоваться стандартные почтовые системы. Они же используются для получения ответов и сообщений из таможенного органа. Сегодня такой электронный обмен обычно осуществляется через сеть Интернет.

Особенностью отечественных программно-технических систем работы при электронной форме декларирования является использование электронной подписи для придания юридической значимости пересылаемым электронным документам и сообщениям (ст. 207 федерального закона «О таможенном регулировании в РФ).

Работа по информатизации российской таможни ведется в соответствии с рекомендациями Всемирной таможенной организации, таможенным законодательством Таможенного союза и национальным таможенным законодательством. Основные нормативные акты, обеспечивающие правовую основу для применения информационных технологий в таможенном деле, которыми руководствуется Таможенная служба России:

Международная Конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999);

Киотская конвенция является базовым международно-признанным актом в области таможенного дела. Можно считать, что именно в ней впервые довольно четко и системно были изложены основные принципы применения информационных технологий и электронных документов в таможенном деле.

Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли ВТО (2005 г.);

Таможенный кодекс Таможенного союза;

Соглашения стран таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза;

Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;

нормативно-правовые акты законодательства РФ в области таможенного дела.

В то же время, реализация отдельных положений этих актов может базироваться на других законах, указах Президента РФ, руководящих документах других ведомств и др. К числу таких норм, например, можно отнести федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и «Об электронной подписи», указ Президента РФ №351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности РФ при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена», руководящие документы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и др.

Первоначально декларирование осуществлялось в письменной форме, когда декларация и другие документы приносились в таможню в виде бумажных документов.

Но использование компьютера сделало возможным создание мощных баз данных и различных аналитических систем анализа данных. Первая система электронного декларирования появилась в начале 90-х годов прошлого столетия. Она была разработана в рамках программы автоматизации деятельности таможенной службы США и получила название (ACS) - Автоматизированная коммерческая система. Именно в ходе создания этой системы таможенные органы стали использовать систему рисков. Электронная форма декларирования стала активно развиваться в США, а затем в Японии. Европейские страны также работали в этом направлении. Но важнейшим фактором в плане совершенствования нового подхода в таможенной сфере стало развитие WEB-технологий.

Что касается России, то переход на систему электронного декларирования (далее - ЭД) был обусловлен стабильным ростом объема внешнеэкономических операций, а значит, и потока документации через таможенные органы. При этом таможенная служба была обязана обеспечить оперативное оформление товаров. А поскольку увеличивать количество сотрудников невыгодно, то единственным выходом стал переход на электронный документооборот.

К тому же пример соседствующих европейских стран, имеющих многолетний опыт применения ЭД, и возможность сотрудничать с ними в этом направлении давно подтвердили необходимость и неизбежность освоения новой технологии.

Внедрение электронного таможенного декларирования в РФ шло поэтапно. Первым законодательным шагом в области ЭД можно считать принятие Федерального закона от 10.01.2002 №1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «Об электронной цифровой подписи». С этого момента электронная подпись фактически приравнялась к собственноручной, а значит, открылась возможность для передачи таможенных деклараций, подписанных ЭЦП.

Первая в России электронная грузовая таможенная декларация (ЭГТД) была выпущена 25 ноября 2002 года по технологии ЭД-1 на таможенном посту «Каширский» Московской южной таможни ЦТУ. На начальном этапе это был эксперимент. Каширский таможенный пост совместно с таможенным брокером и СВХ начал проработку технических и методических условий для разработки и внедрения перспективных таможенных технологий и соответствующего программного обеспечения. В июле 2004 г., на Чертановском таможенном посту в Москве начала действовать автоматизированная система электронного декларирования. В 2006 году по решению Коллегии ФТС России на Каширском таможенном посту был создан отдел внедрения перспективных информационных таможенных технологий. Именно здесь производились отработка и опытное тестирование новых информационных таможенных технологий; проведение комплексных стендовых испытаний, апробация новых программных средств и их обновлений непосредственно при осуществлении таможенных процедур для их последующего внедрения в таможенных органах Российской Федерации.

ЭД-1 предполагала подключение декларанта к информационной системе таможенных органов через выделенный канал телефонной сети и установку средств информационной безопасности. Кроме того, декларант должен был приобрести и использовать для подготовки документов и формирования пакета для отправки в таможню программный комплекс «ЭДТ и ТС». С помощью него можно было читать и создавать электронную цифровую подпись, получать от таможенного органа сообщение о ходе проверки декларации.

Поскольку участнику ВЭД приходилось нести существенные финансовые затраты, то объемы поданных в электронной форме деклараций были незначительны. К 2008 году на них приходилось не более 9% от общего количества деклараций.

В 2004 году после вступления в силу второго Таможенного кодекса РФ электронное декларирование начало активно обсуждаться и продвигаться со стороны руководителей таможенной службы. И постепенно идея использования ЭД завладела умами наиболее крупных участников ВЭД, а также передовых разработчиков программного обеспечения для таможни. Тогда же был издан Приказ Государственного таможенного комитета России от 30.03.2004 №395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме», что способствовало развитию системы ЭД. Далее 24.05.2007 г. ФТС России издала Приказ №646 «Об утверждении Порядка включения таможенных органов в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования», которым был определен перечень таможенных органов, имеющих возможности для получения от участников ВЭД таможенных деклараций в электронной форме.

Когда вышел Приказ ФТС России №52 от 24.01.2008 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет», открылась реальная техническая возможность работы по новой, наиболее удобной и эффективной схеме декларирования, которая получила название ЭД-2. Это позволило подавать декларации из любой точки, где возможно подключение к сети Интернет. Приказ разрешил использование открытой сети Интернет при передаче данных в ведомственную сеть таможни, а также установил требования, которые необходимо выполнить при подключении декларанта к таможенной сети, исходя из условий безопасности. Согласно этим требованиям, абоненты могли теперь подключаться к сети ФТС не только через собственный узел доступа, но и использовать для этой цели готовые узлы. Владельцы таких узлов впоследствии стали называться информационными операторами (организация, обеспечивающая обмен электронными документами между декларантами и таможней; деятельность информационного оператора требует полномочий со стороны ЦИТТУ Федеральной таможенной службы РФ).

Но глобальное внедрение новой технологии в системе ФТС России началось только в октябре 2010 г., когда все таможенные посты, имевшие право принимать декларации на товары, могли принимать их в электронной форме по сети Интернет.

В 2010 году в связи с образованием Таможенного союза появилась необходимость законодательного закрепления технологии электронного декларирования на уровне государств - членов Таможенного союза, и 08.12.2010 Комиссией Таможенного союза было принято Решение №494 «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа». Данное Решение послужило следующей ступенью в развитии системы электронного декларирования, как на территории России, так и в пределах всего ТС.

Необходимо отметить, что в 2013 году в общем декларационном массиве электронное декларирование превышало 98%. Письменная форма уже на 201Зг. стала архаичной особенностью, поскольку данный год стал последним годом, когда таможенное декларирование могло осуществляться в письменной форме.

С этого момента в России электронное декларирование осуществляется только на основе информационных технологий взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет, за исключением случаев, установленных Правительством РФ. Для таможенного декларирования в электронной форме используется электронная подпись, которую заинтересованное лицо может получить как непосредственно в ФТС России, так и в любом удостоверяющем центре таможенных органов.

Важной составляющей перехода на обязательное электронное декларирование стала реализация в 2012 году ФТС России возможности подачи электронной ДТ через Интернет посредством информационного портала электронного представления сведений, который был создан на основе современных технологий. Он позволил исключить необходимость применения участником ВЭД специализированного программного обеспечения и предоставил доступ к данной технологии всем категориям заинтересованных лиц.

ФТС также разработала и внедрила в таможенных органах автоматизированную систему формирования, ведения и использования базы данных разрешительных документов. Чтобы декларантам не приходилось представлять разрешительные документы, содержащиеся в базах данных госорганов, ФТС России организует электронное межведомственное взаимодействие. Кроме того, служба организует электронное межведомственное взаимодействие с государственными органами в целях получения сведений из выданных ими разрешительных документов, чтобы у декларантов не было необходимости представлять их на бумажных носителях. Технологической и юридической основой для осуществления электронного межведомственного взаимодействия являются технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ).

Развитие электронного декларирования в сочетании с внедрением таможенных технологий, которые базируются на электронном документообороте, позволило создать центры электронного декларирования (ЦЭД).

ЦЭД - специализированные таможенные посты, компетенция которых ограничена совершением таможенных операций по декларированию товаров исключительно в электронной форме. В системе таможенных органов на данный момент функционируют 28 ЦЭД, расположенных во всех федеральных округах.

Работа ЦЭД основана на применении удаленного выпуска - технологии таможенного декларирования, при которой декларация на товар подается во внутренний таможенный орган, а фактический контроль осуществляется на приграничной таможне. С помощью удаленного выпуска участники ВЭД могут подавать декларацию в ЦЭД, но при этом груз, фактически находящийся уже на границе, может быть выпущен в свободное обращение. В основе технологии удаленного выпуска товаров находится принцип разделения таможенного декларирования на два вида контроля: документальный и фактический, которые должны осуществлять разные таможенные органы. Сотрудник внутреннего таможенного органа (ЦЭД), куда подается декларация на товары, должен обработать документы и сведения, которые предоставлены в электронном виде. В это же время сотрудник приграничного таможенного органа непосредственно должен выполнить контроль транспортных средств, товаросопроводительных документов и, если потребуется, то и самих товаров.


Список использованных источников и литературы


1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 года №17)

Решение Комиссии Таможенного Союза ЕврАзЭС от 20.05.2010 г. №263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары»

Решение Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 №494 «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа»

Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Федеральный закон от 10.01.2002 №1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «Об электронной цифровой подписи»

Федеральный закон от 06.04.2011 №63-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об электронной подписи»

Федеральный закон от 28.12.2010 №394-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 13.12.2013 г. №1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме»

Приказ Федеральной таможенной службы от 24 мая 2007 г. №646 «Об утверждении Порядка включения таможенных органов в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования»

Приказ Федеральной таможенной службы от 24.01.2008 г. №52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»

Приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. №395 «Об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».

Мрачковских С.Ю. Основные аспекты таможенного менеджмента и декларирования товаров. Учебное пособие. - М.: ИПО «У Никитских ворот», 2012. - 320 с.

Соболева Ю.П., Семенова Е.Е. Таможенное дело и декларирование внешнеторговых грузов: учебное пособие. - Орел: Издателдьство ОрелГИЭТ, 2013. - 192 с.

Антохина Ю.А., Боер В.М., Корнилова С.В. Правовое регулирование электронного декларирования товаров: учебное пособие. - СПб.: ГУАП, 2011. - 68 с.

Таможенное регулирование в Таможенном союзе в рамках ЕврАзЭС: учебник. 2 изд. / под общ. ред. В.А. Шамахова, Ю.А. Кожанкова. - СПб.: Изд-во СЗИУ РАНХиГС, 2013. - 628 с.

Малышенко Ю.В. Таможенное декларирование и предварительное информирование в электронной форме: учеб. пособие. - Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012. - 240 с.

Малышенко, Ю.В. Правовые основы, принципы и схемы электронного декларирования: монография. - Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012. - 234 с.

Журнал «Таможенное дело» №2, 2014. Издательская группа «Юрист».

Антохина Ю.А., Боер В.М., Корнилова С.В. Правовое регулирвоание электронного декларирования товаров: учеб. пособие. - СПб.: ГУАП, 2011. - 68 с.

Официальный сайт Федеральной таможенной службы. #"justify">. Сайт ЦЭДЫ.РФ. Актуальная информация о действующих Центрах Электронного Декларирования в регионах Российской Федерации.


Заказ работы

Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

Декларирование товаров и транспортных средств - заявление декларантом по установленной форме таможенному органу точных сведений о товарах и транспортных средствах , об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Установленная форма заявления может быть: письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной. Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ГТК (ст. 169 ТК).

Декларированию таможенному органу РФ подлежат (ст. 168 ТК): а) товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ ; б) товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется; в) другие товары и транспортные средства в случаях, определяемых актами законодательства РФ.

Товары декларируются таможенному органу РФ, в котором производится их таможенное оформление . Транспортные средства (за исключением морских, речных и воздушных судов), перевозящие товары, декларируются одновременно с товарами. Морские, речные и воздушные суда декларируются в порту или аэропорту прибытия на таможенную территорию РФ либо в порту или аэропорту отправления с таможенной территории РФ. Порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, декларируются при пересечении таможенной границы РФ (ст. 170 ТК).

При декларировании товаров и транспортных средств декларант обязан (ст. 173 ТК): 1) произвести декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с порядком, предусмотренным ТК; 2) по требованию таможенного органа РФ предъявить декларируемые товары и транспортные средства; 3) представить таможенному органу РФ документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей; 4) уплатить таможенные платежи ; 5) оказывать таможенным органам РФ содействие в производстве таможенного оформления, в том числе путем совершения требуемых грузовых и иных операций.

Помимо иных прав, предусмотренных ТК, до подачи таможенной декларации декларант вправе под таможенным контролем осматривать и измерять товары и транспортные средства, с разрешения таможенного органа РФ брать пробы и образцы товаров. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что они будут охвачены таможенной декларацией, подаваемой в отношении товаров. Декларируемые при ввозе на таможенную территорию товары, подлежащие обязательной сертификации, должны иметь сертификат и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом. Сертификаты соответствия или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с таможенной декларацией.

Особенности декларирования отдельных видов товаров установлены: а) приказом ГТК от 28 августа 2000 г. № 768, б) приказом ГТК от 25 января 1999 г. № 38, в) распоряжением ГТК от 26 июня 2001 г. № 669 р.

Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом Таможенным кодексом таможенного союза. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. Порядок заполнения декларации на товары устанавливается решением Комиссии Таможенного союза. В одной декларации могут быть заявлены сведения о не более чем 999 товарах. Декларация состоит из основного и добавочных листов. Порядок заполнения декларации на товары, ввозимые на территорию таможенного союза устанавливается инструкцией по заполнению таможенных деклараций, утвержденной решением комиссии таможенного союза. декларация на товары заполняется в соответствии с порядком, установленным Инструкцией, заглавными буквами с использованием печатающих устройств, разборчиво, не должна содержать подчисток, помарок и исправлений.

Если в документах встречается написание наименований иностранных лиц, товаров, транспортных средств и т.д. с использованием букв латинского алфавита, то такие сведения указываются в декларации буквами латинского алфавита. При декларировании товаров в письменной форме ДТ предоставляется в таможенный орган в трех экземплярах. ервый экземпляр - остается в таможенном органе, которому декларируются товары;



второй и третий экземпляры - возвращаются декларанту. При этом при помещении товаров под таможенную процедуру, предусматривающую вывоз товаров с таможенной территории, второй экземпляр предоставляется в таможенный орган, расположенный в месте убытия товаров с таможенной территории. В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: 1) заявляемая таможенная процедура; 2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; 3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; 4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; 5) сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость; 6) сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом; 7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; 8) сведения о соблюдении ограничений; 9) сведения о производителе товаров; 10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру; 11) сведения о документах, представляемых в соответствии с Кодексом; 12) сведения о лице, составившем декларацию на товары; 13) место и дата составления декларации на товары. Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории таможенного союза. Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации. Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий. Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации, если: 1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации; 2) таможенная декларация подана не уполномоченным лицом; 3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные Кодексом; 4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме; 5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации. Срок регистрации:

- Регистрирует или отказывает в течение 2 часов с момента подачи

Товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 ТК ТС и положениями настоящей главы при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.

Декларирование – это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенную таможенную процедуру или по завершению действия такой процедуры. Суть декларирования заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу России, товарах и транспортных средствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенная процедура которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию.

Декларирование товаров и транспортных средств является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союз и выполняет следующие функции:

– обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах;

– служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых им под избранную таможенную процедуру;

Носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.

Таможенное декларирование товаров производится в письменной и электронной формах с использованием таможенной декларации декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Электронное декларирование имеет следующие плюсы:

Во-первых, это безбумажная технология. Электронное декларирование предполагает передачу декларации и сопутствующих документов в таможенные органы в электронном виде.

Во-вторых, плюс заметен при таможенном контроле товаров, который осуществляется по долговременным контрактам, если данные по поставкам изменятся, то процесс подготовки и проведения электронных таможенных деклараций займет минимум времени.

В-третьих, данное декларирование обеспечивает полную прозрачность процесса таможенного контроля.

В-четвертых, электронное декларирование дает возможность провести таможенный контроль в автоматическом режиме.

При ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза процедура таможенного декларирования начинается в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию, и завершается в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится получатель товаров или его структурное подразделение. Нормативным правовым актом ФТС России устанавливаются случаи, когда таможенное декларирование ввозимых товаров завершается в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза. При вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза процедура таможенного декларирования начинается в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится отправитель товаров или его филиалы и представительства, и завершается в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, фактическим пересечением таможенной границы. Нормативным правовым актом ФТС России устанавливаются случаи, когда таможенное декларирование вывозимых товаров начинается и завершается в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, а также когда таможенное декларирование отдельных категорий товаров производится только в определенном им таможенном органе.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров также устанавливает специализированных таможенных органов для совершения таможенных операций в отношении определенных категорий товаров исходя из необходимости наличия у должностных лиц таможенных органов специальных познаний о таких товарах, как культурные ценности, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы и другие специфические товары, либо исходя из необходимости создания условий для ускоренного выпуска таких товаров, как экспресс-грузы, выставочные образцы, товары, ввозимые в особую экономическую зону и вывозимые из особой экономической зоны, иных товаров.

Таможенный орган вправе отказать в регистрации таможенный декларации. К таким случаям можно отнести если:

1)таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;

2)таможенная декларация подана не уполномоченным лицом;

3)в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180 - 182 ТК ТС;

4)таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;

5)в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК ТС должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа. В случае отказа в регистрации таможенной декларации таможенная декларация и представленные документы возвращаются декларанту или таможенному представителю. Если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной. С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров. Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории таможенного союза. Таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу:

1)решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности;

2)решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности;

3)решения суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу;

4)решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности.

Несоблюдение установленных сроков подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании либо таможенной декларации и (или) необходимых документов и сведений при выпуске товаров до подачи таможенной декларации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Подача таможенной декларации с нарушением установленных сроков в случаях, если декларирование осуществляется после фактического вывоза товаров, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией, либо недостающих сведений в случае подачи неполной таможенной декларации, либо документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля в целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных таможенных документах, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Таможенный орган обязан зафиксировать дату и время подачи декларации на товары в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. При декларировании товаров в электронной форме фиксирование даты и времени подачи декларации на товары и направление декларанту электронного сообщения, содержащего сведения об указанных дате и времени, осуществляются автоматически при поступлении такой декларации в электронную систему таможенных органов.

По требованию декларанта или таможенного представителя таможенный орган обязан выдать подтверждение в письменной форме о дате и времени подачи декларации на товары, за исключением случаев ее подачи в электронном виде способом, позволяющим зафиксировать дату и время подачи указанной декларации программными средствами.

В качестве доказательств невыполнения действий, таможенными органами, декларант или таможенный представитель вправе использовать любые способы подтверждения подачи декларации на товары, включая видео- и фотосъемку, свидетельские показания, показания камер видеонаблюдения, если они установлены в местах подачи такой декларации.