Как рассчитать утилизационный сбор на автомобили. Утилизационный сбор на автомобили для юридических и физических лиц: метод начисления, способ оплаты

Утилизационный сбор на транспортные средства был введен на территории России не так давно .

По этой причине у водителей возникает большое количество вопросов — что такое утилизационный сбор, когда его нужно оплачивать, кто освобождается от оплаты, а также можно или нет самостоятельно рассчитать размер сбора.

Ответы на все эти вопросы можно найти в данной статье.

Граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор сразу, в процессе покупки автомобиля . Правило установлено законом об отходах потребления и производства, статьей № 89-ФЗ, введенной в 2012 году.

Согласно законодательству, сбор по утилизации, представляет собой разовый платеж, направленный в пользу государства.

Он взимается с покупателей транспортных средств и направляется на обеспечение экологической безопасности окружающей среды, а также охраны здоровья и жизни человека от неблагоприятного влияния эксплуатации транспорта.

Говоря иными словами, средства, которые получаются в качестве сбора по утилизации в процессе приобретения автомобиля, далее будут направлены на его утилизацию, которая будет полностью соответствовать всем установленным экологическим нормам.

На кого возлагается оплата утилизационного сбора?

Отвечая на вопрос, кто уплачивает утилизационный сбор и в каких ситуациях, можно дать следующую информацию. Согласно современного законодательства, граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор в двух основных случаях:

  1. В процессе покупки автомобиля из-за рубежа . Это может быть приобретение транспортного средства в Японии и последующий его самостоятельный привоз на территорию РФ.
  2. Покупка средства передвижения у лиц, ранее освобожденных законом от уплаты сбора по утилизации или не оплатившие его в установленном законе порядке.

Утилизационный сбор взимается за весь период существования автомобиля один раз. Оплачивает его изготовитель, если это российский автопром или один из собственников.

Есть несколько ситуаций, при которых не потребуется оплачивать утилизационный сбор. Здесь можно отметить следующие установленные законом обстоятельства:

В процессе приобретения транспортного средства у физических лиц, обозначенных в крайних двух пунктах, сбор по утилизации будет автоматически взиматься с покупателя.

Размер сбора может быть рассчитана по следующей формуле — ∑ УС = БС × К.

Расшифровать данные обозначения можно следующим образом:

  1. ∑УС – общая сумма сбора.
  2. БС – основная базовая ставка.
  3. К – коэффициент по расчету суммы, основанный на Перечне размеров утилизационного сбора. Список утвержден специальным Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года.

Стандартная базовая ставка может быть определена в прямой зависимости от категории приобретенного автомобиля.

Сюда можно отнести легковые транспортные средства особого некоммерческого назначения, сбор на которые составляет 20 тысяч рублей, а также коммерческие легковые и грузовые автомобили и автобусы. В этом случае сбор по утилизации будет составлять 150 тысяч рублей.

Расчет утилизационного сбора сбора прямо зависит от года выпуска транспортного средства. Также имеют значение его общие параметры – масса, размер и объем двигателя.

Коэффициент расчета для российских легковых транспортных средств старше 3 лет и массой менее 2,5 тонн будет равен 0,88. На основании этого можно сделать вывод, что сумма сбора будет равна 20 088 рублей.

Отметка относительно уплаты сбора по утилизации фиксируется в разделе с «особыми отметками» паспорта средств передвижения.

Отсутствие подобной отметки возможно только в двух основных случаях:

  1. ОПТС на автомобиль российского производства был выдан ранее 01.09.2012 года или на зарубежную машину, ввезенную на территорию России до обозначенной даты. В этих случаях не стоит беспокоиться, так как обязанность по оплате сбора на подобные автомобили не распространяется.
  2. Покупка транспортного средства зарубежного производства за границей с последующим его самостоятельным ввозом его в Россию. В этом случае обязательства по уплате сбора возлагаются на покупателя, как на лицо, которое осуществляет ввоз авто в РФ.

В паспорте транспортного средства, в отношении которого взимается утилизационный сбор, обязательно должна быть проставлена специальная отметка. В ней обозначаются основания для полного освобождения от уплаты утилизационного сбора.

Это и есть ответ на вопрос, что значит отметка в ПТС утилизационный сбор.

Если ПТС на российский автомобиль был выдан на руки водителю в период с 01.09.2012 по 31 декабря 2013 года включительно, в документе вместо отметки, подтверждающей оплату сбора по утилизации, может присутствовать информация относительно принятия обязательств по утилизационному сбору.

В этом случае потребуется убедиться в том факторе, что на момент выдачи документа на руки производитель не был исключен из официального реестра компаний, которые взяли на себя обязательства по проведению утилизации продукции.

Данную информацию есть возможность получить на официальном сайте Минпромторга РФ . Здесь особое внимание нужно обратить на раздел «дата исключения из реестра».

Если в ПТС отсутствует отметка относительно уплаты утилизационного сбора без законных оснований, может свидетельствовать только о том, что предыдущий собственник по какой-то причине избежал данной процедуры.

В этом случае обязанность по оплате автоматически возлагается на покупателя. При обнаружении отсутствия оплаты сбора лучше отказаться от сделки или постараться снизить стоимость продаваемого автомобиля.

Штрафы за неуплату сбора

Зарегистрировать авто без предварительной оплаты утилизационного сбора невозможно . Даже при наличии официального паспортного средства автомобиль будет считаться не прошедшим регистрационный процесс в установленном законом порядке.

Перемещаться на подобном автомобиле допускается только на протяжении 20 суток. Именно столько по правилам Дорожного движения России действуют транзитные номера.

После этого срока управление автомобилем, не прошедшим регистрацию, согласно статье 12.1 КоАП РФ, на водителя будет возложен штраф размером от 500 до 800 рублей, в зависимости от того, с какого года не было оплаты.

Если после назначенного штрафа водитель нарушает данное право снова, он может быть лишен удостоверения водителя на срок до 90 дней.

Есть определенные ситуации, при которых утилизационный сбор может быть возвращен . В первую очередь это касается ошибочной оплаты сбора.

Например, человек оплачивает сбор после того, как ранее его уже оплатила компания-производитель или прежний собственник машины. При обнаружении подобного фактора потребуется обратиться в организацию, которая приняла сбор.

Это может быть два основных варианта:

  1. Таможенные организации – для транспортных средств, привезенных из иных стран.
  2. Налоговая инспекция — для российских автомобилей.

Чтобы получить ошибочно уплаченные средства обратно, потребуется заполнить специальное заявление, касающееся возврата утилизационного сбора по колесным транспортным средства и по шасси. Бланк предоставляют сами сотрудники таможни, а также работники налоговой инспекции.

Кроме грамотно составленного заявления потребуется предоставить копии следующих документов:

  • паспорта собственников транспортных средств. Здесь потребуется представить копии основных страниц;
  • ПТС – оригинал и копия;
  • квитанция по оплате утилизационного сбора — приходно-кассовый ордер или официальное платежное поручение;
  • обязательно предоставляется документ, который подтверждает ошибочность взыскания сбора.

Решение относительно возвращения сбора или об официальном отказе в его полном возмещении в среднем принимается на протяжении 30 дней. Полностью вернуть средства можно в течении трех лет от даты его уплаты.

При этом нужно помнить, что сумма внесенных денежных средств не индексируется и может быть возвращена без учета начисленных комиссионных платежей. Возврат производится посредством перевода средств на счет заявителя.

Многие водители задаются вопросом, установлен ли утилизационный сбор на полуприцепы в 2019 году . Ответ на данный вопрос дает постановление постановление 81 от 06.02.2016, в котором говорится об обязательной оплате сбора по утилизации в отношении автомобилей и прицепов, для них предназначенных.

В постановлении утверждены правила и условия по взиманию, уплате, исчислению и взысканию установленного законом сбора на утилизацию. Подобному сбору подлежат самоходные машины и разной категории прицепы к ним.

Заключение

Назначенный утилизационный сбор на автомобили в России уплачивается собственником автомобиля самостоятельно. Опираться при этом требуется на номера счетов для уплаты сбора.

Данная информация доводится до сведения плательщиков из ФТС России, ФНС России, найти ее можно на официальных сайтах этих организаций. Сразу после поступления оплаты в ПТС автомобиля проставляется специальная печать относительно уплаченной суммы сбора.

Если начисления по утилизации не предусмотрены, на бланке паспорта проставляются особые отметки относительно основания для неуплаты сбора.

На производителей транспортных средств и на отдельных покупателей возложена обязанность уплаты утилизационного сбора. Сделано это для обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств.

«Механизм работы» этого сбора таков: транспортное средство со временем приходит в негодность и передается специализированным компаниям, занимающимся утилизацией отходов. Расходы таких компаний возмещаются из федерального бюджета, куда в свое время поступил утилизационный сбор.

Плательщики могут учесть перечисленные в бюджет суммы сбора при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль. О порядке учета утилизационного сбора узнаете из данной консультации.

Нормативные документы, регулирующие порядок исчисления утилизационного сбора

Утилизационный сбор установлен ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ.

Согласно п. 1 указанной статьи он уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее – ТС), ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ (за исключением ТС, указанных в п. 6 данной статьи).

В соответствии с п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

    осуществляют ввоз ТС в Россию:

    осуществляют производство, изготовление ТС на территории РФ;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абз. 2 и 3 п. 6 указанной статьи;

    приобрели транспортные средства на территории РФ у лиц, не уплативших этот сбор в нарушение установленного порядка.

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (п. 3 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ):

    ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися переселенцами либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (абз. 2 п. 6);

    которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, а также их сотрудникам и членам их семей (абз. 3 п. 6);

    с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определены Правительством РФ (абз. 4 п. 6).

При ввозе ТС на территорию России сбор взимает Федеральная таможенная служба, во всех остальных случаях – Федеральная налоговая служба.

Правила взимания утилизационного сбора

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора утверждены в отношении:

    колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним (далее – Правила для КТС) – Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291;

    самоходных машин и (или) прицепов к ним (далее – Правила для СМ) – Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Этими постановлениями утверждены также перечни видов и категорий транспортных средств (колесных и самоходных), а также размеров утилизационного сбора, в соответствии с которыми налогоплательщики самостоятельно исчисляют утилизационный сбор согласно п. 5 Правил для КТС и п. 5 Правил для СМ.

К сведению: размер утилизационного сбора определяется как произведение базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для той или иной категории. При этом для каждой категории транспортного средства предусмотрены два коэффициента: один для нового, другой – для транспортного средства, с даты выпуска которого прошло более трех лет.

После того, как организация самостоятельно исчислит утилизационный сбор, она должна перечислить его в бюджет. Уплата может осуществляться с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора. При этом зачесть его в счет иных платежей нельзя.

Согласно п. 7 Правил для КТС и п. 7 Правил для СМ на бланке паспорта (или в электронном паспорте) транспортного средства, в отношении которого уплачивается утилизационный сбор, проставляется отметка (вносится информация):

    об уплате сбора;

    об основании неуплаты утилизационного сбора (если сбор не должен уплачиваться).

Пример.

05.10.2017 организация ввезла на территорию РФ два колесных транспортных средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения с рабочим объемом двигателя свыше 3 000, но не более 3 500 куб. см.

Год выпуска одного из них – 2016.

Документальное подтверждение даты выпуска второго ТС отсутствует. Из его идентификационного номера следует, что он изготовлен в 2014 году.

Рассчитаем размер утилизационного сбора.

В перечне, установленном для КТС, упоминаются транспортные средства категории M (от М1 до М3) – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. Например, транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, относятся к категории М1.

Для каждой категории КТС предусмотрены два коэффициента: один для нового КТС, другой – для КТС, с даты выпуска которого прошло более трех лет. При отсутствии документального подтверждения даты выпуска (то есть даты изготовления КТС) год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в идентификационном номере КТС, при этом началом исчисления трехлетнего срока считается 1 июля года изготовления.

Значит, на момент ввоза КТС с даты выпуска (с 01.07.2014 по 05.10.2017) прошло более трех лет. Коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора для данного вида транспортных средств составляют 5,73 (для новых КТС) и 28,5 (для КТС старше трех лет).

Размер базовой ставки составляет:

    для транспортных средств, выпущенных в обращение на территории РФ, категории М1, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специальных и специализированных транспортных средств указанной категории – 20 000 руб.;

    для остальных КТС – 150 000 руб.

Размер утилизационного сбора составит:

    для ТС 2016 года выпуска – 114 600 руб. (20 000 руб. x 5,73);

    для ТС 2014 года выпуска – 570 000 руб. (20 000 руб. x 28,5).

О расходах на уплату утилизационного сбора…

производителями ТС на территории РФ

Исходя из норм, изложенных в п. 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ, взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют производители транспортных средств, занимается ФНС.

Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики по истечении 3 рабочих дней со дня уплаты представляют в налоговый орган по месту своего нахождения документы, перечисленные в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ, среди которых:

    расчет суммы утилизационного сбора (для КТС – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@; для СМ – по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/578@);

    копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

    бланки паспортов, оформляемых на КТС или СМ (за исключением случаев, когда на КТС оформляются электронные паспорта).

Форма штампа об уплате утилизационного сбора, взимаемого налоговой службой, утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 1). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – код налогового органа, подпись лица, проставившего штамп.

В каком периоде отражаются в расходах для целей налогообложения суммы уплаченного утилизационного сбора?

Согласно п. 1 ст. 51 БК РФ утилизационный сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Утилизационный сбор не является сбором, установленным в соответствии с Налоговым кодексом. Таким образом, он не может быть учтен в целях налогообложения прибыли на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

К сведению: утилизационный сбор подлежит учету при определении налоговой базы в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, поскольку является обязательным платежом, уплачиваемым при ввозе или производстве транспортных средств и шасси.

Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата их начисления (п. 1 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

По мнению Минфина, для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает обязанность по уплате сбора в бюджет (см. Письмо от 12.03.2014 № 03-03-10/10650 (направлено Письмом ФНС России от 25.03.2014 № ГД-4-3/5347@)).

Производители ТС уплачивают утилизационный сбор до представления в налоговые органы соответствующих расчетов, следовательно, для них датой возникновения обязательств по уплате утилизационного сбора является дата осуществления операции, которая требует уплаты сбора в бюджет. Такие разъяснения даны в недавнем Письме Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150.

плательщиками, признаваемыми крупнейшими производителями

Организации – производители ТС могут получить статус крупнейших производителей.

Порядок признания организаций крупнейшими производителями установлен Приказом Минпромторга России от 13.01.2014 № 6. Согласно ему организация представляет в Минпромторг заявление, составленное в произвольной форме, и необходимые документы, по результатам рассмотрения которых она получает указанный статус (или отказ в признании).

Организация, получившая статус крупнейшего производителя ТС, самостоятельно проставляет на бланке паспорта транспортного средства отметку об уплате утилизационного сбора.

Форма штампа утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367@ (Приложение 2). Штамп имеет два поля: в первом – слова «Утилизационный сбор», во втором – ИНН плательщика, отнесенного к крупнейшим производителям ТС; подпись лица, проставившего штамп.

Крупнейшие производители ТС подают в налоговый орган по месту своего нахождения:

    расчет утилизационного сбора в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи;

    копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;

    копии паспортов, выданных на транспортные средства, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) транспортные средства, в случае если в отношении таких транспортных средств в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта.

Документы подаются в следующие сроки:

    крупнейшими производителями КТС – в течение двух рабочих дней, следующих за днем выдачи паспорта , где им проставлена вышеуказанная отметка (п. 19 Правил для КТС);

    крупнейшими производителями СМ – не позднее последнего дня квартала, в котором выдан бланк паспорта , где им проставлена отметка (п. 21 Правил для СМ);

Налоговый орган в течение 30 дней со дня представления расчета утилизационного сбора направляет крупнейшему производителю информацию о наличии ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора в электронной форме, а тот устраняет в течение пяти дней со дня получения указанной информации ошибки и повторно направляет расчет утилизационного сбора.

Уплату утилизационного сбора крупнейший производитель осуществляет:

    в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором представлен расчет утилизационного сбора;

    за III квартал года – в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом.

Об этом говорится в п. 22 Правил для КТС и п. 24 Правил для СМ.

Порядок отражения в налоговых расходах сумм уплаченного утилизационного сбора крупнейшими производителями отражен в вышеупомянутом Письме Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650. Указав, что утилизационный сбор подлежит учету в составе прочих расходов в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, чиновники отметили следующее.

Установленный Правительством РФ порядок уплаты утилизационного сбора не позволяет сделать вывод, что исчисленный для уплаты в бюджет платеж является платежом по результатам деятельности плательщика за определенный (в данном случае – квартал). Сумма подлежащего уплате в бюджет утилизационного сбора представляет собой общую сумму этого сбора, исчисленную на основании сумм, отраженных в расчетах, представленных в налоговый орган за истекший квартал.

При этом сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате в бюджет, фактически определяется плательщиком в течение указанного 45-дневного срока, отведенного для его уплаты.

С учетом изложенных особенностей датой начисления утилизационного сбора, по мнению Минфина, признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет.

К сведению: для целей налогообложения прибыли утилизационный сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность.

Например, расходы крупнейшего производителя самоходных машин и (или) прицепов к ним в виде утилизационного сбора признаются для целей исчисления налога на прибыль на последнее число квартала, за который определяется сумма данного сбора (Письмо Минфина России от 23.10.2017 № 03-03-РЗ/69150).

лицами, приобретающими ТС на территории РФ у неплательщиков сбора

Пунктом 4 Правил для КТС и п. 4 Правил для СМ предусмотрено, что ФНС также занимается взиманием утилизационного сбора, уплату которого осуществляют лица, приобретающие транспортные средства на территории РФ у неплательщиков сбора (тех, кто не уплачивает данный сбор в силу закона, либо у тех, кто не уплатил сбор в нарушение установленного порядка).

Указанные плательщики (как и производители транспортных средств, рассмотренные в предыдущем разделе) сами исчисляют сумму утилизационного сбора, уплачивают его в бюджет и по истечении трех рабочих дней со дня уплаты для подтверждения правильности исчисления представляют в налоговый орган по своему местонахождению документы, перечень которых приведен в п. 16 Правил для КТС и п. 18 Правил для СМ. В частности, представляются:

    документы, подтверждающие факт приобретения транспортного средства на территории РФ;

    паспорта (дубликаты), выданные на транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивался;

    копии товаросопроводительных документов (при наличии);

    копии документов об уплате утилизационного сбора;

    расчет суммы утилизационного сбора по форме, утверждаемой ФНС.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства налоговый орган проставляет на бланках паспортов отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт) (п. 18 Правил для КТС, п. 20 Правил для СМ).

К сведению: если организация приобрела транспортное средство, в отношении которого не был уплачен утилизационный сбор, и уплатила его сама, то сумма сбора учитывается согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при определении первоначальной стоимости этого ОС. Таким образом, утилизационный сбор отражается в расходах для целей налогообложения через механизм начисления амортизации (Письмо Минфина России от 12.03.2014 № 03-03-10/10650).

при ввозе транспортного средства на территорию РФ

Взимание утилизационного сбора, уплату которого производят плательщики при ввозе транспортных средств (шасси) в Россию, осуществляет Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил для КТС и п. 3 Правил для СМ).

Данные плательщики (или их представители) для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора подают в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в РФ, документы, предусмотренные п. 11 Правил для КТС и п. 11 Правил для СМ, где среди прочих названы:

    расчет суммы утилизационного сбора (форма приведена в приложении 1 к правилам);

    копии платежных документов об уплате сбора;

    решение (и его копия) о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты (форма приведена в приложении 2 к правилам), выданное таможенным органом (если ранее сбор был излишне уплачен (взыскан) и было принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора).

Таможенный орган проверяет правильность исчисления суммы утилизационного сбора и его поступление по соответствующему КБК на счет органа Федерального казначейства, а после этого проставляет на бланках паспортов транспортных средств отметку об уплате утилизационного сбора (либо направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт – для КТС) (п. 12 Правил для КТС и п. 13 Правил для СМ).

На транспортные средства, в отношении которых в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается, лица, ввозящие их в Российскую Федерацию, представляют в таможенный орган документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии. После проверки документов таможенный орган проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты сбора (п. 14, 15 Правил для КТС и п. 15, 16 Правил для СМ).

Отражение в налоговом учете расходов на уплату утилизационного сбора зависит от того, для каких целей приобретается транспортное средство:

    если в качестве товара для перепродажи, сбор учитывается в прочих расходах в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ;

    если для использования в качестве основного средства, расходы на уплату сбора должны участвовать в формировании первоначальной стоимости ОС на основании п. 1 ст. 257 НК РФ и списываться на расходы через механизм амортизации.

Такой платеж, как утилизационный сбор на автомобили, введен был несколько лет назад, однако до сих пор владельцы машин сталкиваются с вопросами. Как его платить, кому, и в каком размере? Получится ли самостоятельно посчитать размер сбора? Мы расскажем, для чего взимается этот платеж, и ответим на самые популярные вопросы, связанные с ним.

Итак, что такое утилизационный сбор? В первую очередь отметим документ, который ввел этот платеж. Им является ФЗ «Об отходах производства и потребления», разработанный еще в 1998 году. Статья 24.1 дополнила закон в 2012 году, и если обратиться к ней, то можно понять, что утилизационный сбор является платежом в пользу государства. Взимается он с собственника авто только один раз.

Взнос за утилизацию является некой компенсацией для охраны прав человека и обеспечения экологической безопасности. То есть в дальнейшем фактически эта плата пойдет на утилизацию в соответствии с экологическими нормами.

Кто обязан платить утильсбор

Автовладельцы, предпочитающие приобретать транспорт на территории России, обычно не сталкиваются с необходимостью оплаты каких-либо сумм. Все потому, что за новые машины он вносится самим импортером. Если же автомобиль вышел с конвейера российского автопрома, то эту плату вносит сам завод.

Лица, которые обязаны внести платеж, определены в законе. К ним относятся:

  • лица, которые ввезли ТС из-за рубежа;
  • если собственник, владевший транспортом ранее, не оплатил его самостоятельно.

Ввоз иномарки

Если при покупке авто из линейки отечественного автопрома или же иномарки, но у дилера, утилизационный сбор уже был оплачен и включен в их стоимость, то при самостоятельном ввозе оплатой заниматься нужно уже самостоятельно. Взимается она Федеральной таможенной службой после оформления автомобиля. Деньги вносят после процедуры растаможивания.

Перечень документов, которые нужно при этом предоставить:

  • платежный документ и его копии;
  • уже заполненную форму с рассчитанным утильсбором;
  • копии полученных документов, что ТС соответствует тем данным, которые внесены в предыдущую бумагу;
  • договор купли-продажи;
  • доверенность при необходимости.

Отметка будет поставлена после выполнения 2 условий: поступления на счет ФК денежных средств, а также проверке документов.

Покупка отечественного авто

Если автомобиль приобретается у владельца, который ранее не уплачивал утилизационный сбор, то заниматься этим вопросом нужно уже новому собственнику.

Для начала можно посетить сайт ФНС, чтобы в соответствующем разделе оформить по предоставленной форме расчет утильсбора и сразу записаться на прием.

Явиться лично нужно спустя несколько дней после того, как платеж был внесен. С собой заявитель обязан принести те же документы, что и при самостоятельном ввозе машины через границу. Их перечень можно увидеть выше.

Отметки в ПТС и их особенности

Утилизационный сбор в ПТС – это специальная отметка, которая фиксирует факт его оплаты. При отсутствии подобной отметки машину нельзя будет зарегистрировать в ГИБДД.

Те граждане, кто приобретает ТС без пробега, должны удостовериться в том, что отметка об утилизационном сборе имеется, либо обязаны поставить ее самостоятельно, если ввозят авто сами, а не через дилера. А вот гражданам, приобретающим своего железного коня на вторичном рынке, стоит внимательнее изучить сопроводительную документацию. В ПТС отметка об оплате должна быть в правом краю, в графе, предназначенной для особых отметок. Если есть основания для освобождения от утильсбора, то делают соответствующую запись.

Отметка отсутствует обычно у транспортных средств, ввезенных в РФ до 2012 года, то есть до того, как начал действовать соответствующий закон. В подобных случаях никаких обязательств по уплате сбора покупатель нести не будет. Это же правило относится и к отечественным авто, паспорт на которые выдан до указанной даты. Зато в ПТС может быть другая метка, свидетельствующая о приеме обязательств, связанных с тем, что транспорт будет утилизирован надлежащим образом, фирмой-производителем. Их проставляли с сентября 2012 и до конца 2013 года.

При наличии подобной отметки желательно посетить портал Минпромторга для получения информации о том, не исключался ли производитель из реестра компаний, которые принимали на себя обязательства утилизации произведенной продукции.

Если автомобиль новый, но в графе паспорта нет соответствующей отметки, то это повод задуматься: не мог ли владелец как-либо (в том числе и незаконно) избежать процедуры? В таких случаях обязанность оплаты целиком перейдет на плечи покупателя. Несмотря на то, что наказания при уклонении от взносов за утиль не предусмотрено, это повод как минимум запросить скидку.

Расчет платежа

Каков утилизационный сбор? Если что это такое мы разобрались, то теперь необходимо понять, какого размера должен быть платеж. Порядок не только его расчета, но и взимания определен Правительством. На данный момент его размер составляется на основании двух критериев:

  1. Базовая ставка.
  2. Особенности, которое имеет транспортное средство и его характеристики (шасси, масса, дата и т. д.).

Узнать больше информации по коэффициентам и ставкам можно из таблицы:

Из таблицы видно, что для физического лица базовой считается ставка 20 000 рублей (легковой транспорт). Для самых новых моделей вводится коэффициент 0,1, а вот для машин этой категории, но которым больше 3 лет, коэффициент будет 0,15. В случаях, когда бывший владелец каким-либо образом утратил документы, его год выпуска воссоздадут по VIN номеру. Если легковое авто используется для коммерции, то его базовая ставка будет равна автобусам и грузовым ТС – 150 000 рублей.

Сумму пошлины можно рассчитать самостоятельно. Для этого необходимо коэффициент (представлен в таблице выше) умножить на базовую ставку. Размер коэффициента зафиксирован законодательно, а именно его размеры были учтены в Постановлении Правительства №1291.

Освобождение от уплаты сбора

В России существуют и категории лиц, которые не должны вносить утильсбор за транспорт. К ним относятся:

  1. Владельцы ретро автомобилей. Однако только в том случае, если такие машины имеют оригинальную комплектацию или когда таковая была восстановлена. К категории «ретро» относят ТС старше 30 лет. Еще одно условие – авто не должно использоваться в коммерческой сфере.
  2. Дипломаты, а равно члены их семей.
  3. Беженцы либо переселенцы, которые перевозят в РФ свое движимое имущество.

С 2014 года были отменены льготы, позволяющие покупателям ввозить транспорт из любой страны, входящей в Таможенный союз. Соответственно, теперь за данные автомобили тоже необходимо платить взнос.

При покупке ТС у лиц, которые были освобождены от утильсбора под любым из трех описанных выше предлогов, его придется оплачивать уже новому владельцу. В таких случаях внести платеж нужно в Федеральную налоговую службу.

Последствия неуплаты

Чему может быть подвергнут владелец автомобиля, который не внес плату своевременно или вообще не оплачивал сбор за утиль? На данный момент никаких санкций вроде штрафов, ареста имущества или наложения других видов взысканий не предусмотрено. Однако такой транспорт нельзя будет поставить в ГИБДД на учет. Регистрационные действия будут считаться ничтожными даже при наличии ПТС, ведь не был пройден установленный законом порядок учета ТС.

Передвигаться на машине можно будет по закону лишь на протяжении 20 дней, пока действительными будут транзитные номера. Если и дальше продолжать им пользоваться, то подобное уже влечет за собой наказание в виде штрафа, а если такого безответственного водителя остановят еще раз, он рискует лишиться права управления новеньким автомобилем на 3 месяца.

В каких случаях можно вернуть сбор

При ввозе нового авто на российской границе взимают сбор, однако редко, но все же происходят случаи, когда с другого владельца взимают его повторно. Если подобная ситуация произошла с вами, то обратиться для возмещения можно в организацию, получившую денежную сумму, а именно:

  • налоговые органы (отечественный автопром);
  • таможенные органы (ввезенные из-за границы транспортные средства).

Существует специальное , предназначенное для выплаты тех сумм, которые заплатили ошибочно. Бланк можно распечатать сразу или же получить при личном визите в налоговый или таможенный орган.

Для того чтобы этот взнос вернули, потребуется приложить к заявлению следующий перечень документов:

  1. Любой документ, способный подтвердить то, что утильсбор был уплачен (кассовый ордер, чек, платежное поручение, квитанция).
  2. Копии и личный паспорт собственника ТС.
  3. ПТС. Копии тоже нужно предоставить.
  4. Документ, являющийся доказательством взимания ошибочного повторного платежа.

Ответ на свое заявление можно ожидать в течение календарного месяца. Решение может быть не только положительным. Так, в возмещении откажут, если посчитают основания возврата недостаточными. Подобное происходит, когда нет доказательственного документа или он не может быть принят в качестве полноценного доказательства.

Отказать в возвращении утильсбора могут и на основании окончания срока обращения. Подать заявление можно только в течение 3 лет после ошибочной уплаты. Платеж вернут без учета комиссий, его сумма так же не подлежит индексации. Деньги наличными не выдаются, возврат происходит исключительно на предоставленный заявителем банковский счет.

Предлагаем вам ознакомиться со ставками утилизационного сбора на самоходные машины. Впервые данный сбор был введен на различные виды и категории спецтехники в 2016 году, в 2018 году базовая ставка была поднята. В 2019 году скорректирован перечень видов и категорий самоходных машин

Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (утвержден постановлением Правительства РФ от 31 мая 2018 г. № 639)

Идентификационный код*(1)

Коэффициент расчета размера утилизационного сбора*(4)

Новые самоходные машины и прицепы к ним*(5)

Самоходные машины и прицепы к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет*(5)

I. Грейдеры и планировщики (классифицируемые по кодам 8429 20 001 0, 8429 20 009 1, 8429 20 009 9)*(6)

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 140 л.с.

мощностью силовой установки не менее 140 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с.

II. Бульдозеры (классифицируемые по кодам 8429 11 001 0, 8429 11 002 0, 8429 11 009 0, 8429 19 000 1, 8429 19 000 9)*(6)

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

И менее 400 л.с.

III. Экскаваторы (классифицируемые по коду 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0 )*(6)

мощностью силовой установки менее 170 л.с

IV. Перегружатели колесные (классифицируемые по кодам 8429 59 000 0)*(6)

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 125 л.с.

мощностью силовой установки не менее 125 л.с. и менее 150 л.с

мощностью силовой установки не менее 150 л.с.

V. Машины трамбовочные и катки дорожные (классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0, 8429 40 900 0)*(6)

мощностью силовой установки менее 40 л.с.

мощностью силовой установки не менее 40 л.с. и менее 80 л.с.

мощностью силовой установки не менее 80 л.с.

VI. Погрузчики фронтальные и вилочные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)*(6)

мощностью силовой установки не менее 5,5 л.с. и менее 50 л.с.

мощностью силовой установки не менее 50 л.с. и менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 250 л.с.

мощностью силовой установки не менее 250 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 400 л.с.

VII. Краны самоходные, за исключением кранов на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по коду 8426 41 000)*(6)

мощностью силовой установки менее 170 л.с.

мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с.

мощностью силовой установки не менее 250 л.с.

VIII. Краны-трубоукладчики, краны гусеничные (классифицируемые по кодам 8426 49 001 0, 8426 49 009 1, 8426 49 009 9)*(6)

мощностью силовой установки менее 130 л.с.

мощностью силовой установки не менее 130 л.с. и менее 200 л.с.

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

IX. Прицепы (классифицируемые по кодам 8716 20 000 0, 8716 31 000 0, 8716 39 500 1, 8716 39 500 9, 8716 39 800 5, 8716 39 800 8, 8716 40 000 0)*(6)

прицепы грузоподъемностью более 10 тонн

полуприцепы грузоподъемностью более 10 тонн

X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0 )*(6)

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 220 л.с.

мощностью силовой установки не менее 220 л.с.

XI. Машины и оборудование для лесного хозяйства

Машины и оборудование для лесного хозяйства (классифицируемые по коду 8436 80 100)*(6)

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

Транспортные средства типа "форвардер" (классифицируемые по кодам 8704 22 910 1, 8704 22 990 1, 8704 23)*(6)

мощностью силовой установки не менее 20 л.с. и менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

Погрузчики лесоматериалов фронтальные и трелевочные тракторы (скиддеры) для лесного хозяйства (классифицируемые по кодам 8427 20 190 1, 8427 20 190 2, 8427 90 000, 8701 94 100 1, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 95 100 1, 8701 95 500 0)*(6)

мощностью силовой установки не менее 20 л.с. и менее 100 л.с.

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 300 л.с.

мощностью силовой установки не менее 300 л.с.

XII. Мотовездеходы, снегоболотоходы (классифицируемые по кодам 8703 21 109, 8703 21 909, 8703 10, 8703 31 109 0, 8704 90 000)*(6)

c объемом двигателя менее 300 куб. см

XIII. Снегоходы (классифицируемые по коду 8703 10 )*(6)

с объемом двигателя не более 300 куб. см

с объемом двигателя не менее 300 куб. см

XIV. Тракторы колесные (классифицируемые по коду 8701 91, 8701 92, 8701 93, 8701 94 100 9, 8701 94 500 0, 8701 94 900 0, 8701 95 100 9, 8701 95 500 0, 8701 95 900 0, 8701 20 109 0, 8701 20 909 0, 8709 )*(6)

мощностью силовой установки более 5,5 л.с. и не более 30 л.с.

мощностью силовой установки более 30 л.с. и не более 60 л.с.

мощностью силовой установки более 60 л.с. и не более 90 л.с.

мощностью силовой установки более 90 л.с. и не более 130 л.с.

мощностью силовой установки более 130 л.с. и не более 180 л.с.

мощностью силовой установки более 180 л.с. и не более 220 л.с.

мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 280 л.с.

мощностью силовой установки более 280 л.с. и не более 340 л.с.

мощностью силовой установки более 340 л.с. и не более 380 л.с.

мощностью силовой установки более 380 л.с.

XV. Тракторы гусеничные (классифицируемые по коду 8701 30 000 9 )*(6)

мощностью силовой установки не более 100 л.с.

мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 200 л.с.

мощностью силовой установки более 200 л.с.

XVI. Комбайны зерноуборочные (классифицируемые по коду 8433 51 000)*(6)

мощностью силовой установки более 25 л.с. и не более 160 л.с.

мощностью силовой установки более 160 л.с. и не более 220 л.с.

мощностью силовой установки более 220 л.с. и не более 255 л.с.

мощностью силовой установки более 255 л.с. и не более 325 л.с.

мощностью силовой установки более 325 л.с. и не более 400 л.с.

мощностью силовой установки более 400 л.с.

XVII. Комбайны силоуборочные самоходные (классифицируемые по коду 8433 59 110)*(6)

мощностью силовой установки не более 295 л.с.

мощностью силовой установки более 295 л.с. и не более 401 л.с.

мощностью силовой установки более 401 л.с.

XVIII. Машины сельскохозяйственные самоходные (классифицируемые по кодам 8424 82, 8433 20 100 0 )*(6)

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 100 л.с. и не более 120 л.с.

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 120 л.с. и не более 300 л.с.

опрыскиватели для защиты растений самоходные с мощностью силовой установки более 300 л.с.

косилки самоходные

XIV. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (классифицируемые по коду 8704 10)*(6)

мощностью силовой установки менее 650 л.с.

мощностью силовой установки не менее 650 л.с. и менее 1 750 л.с.

мощностью силовой установки не менее 1 750 л.с.

*(1) Идентификационный код указан в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним.

*(2) Учитывается номинальная мощность силовой установки. В случае если в поле "Мощность двигателя (двигателей), кВт (л.с.)" единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники это значение указано только в киловаттах, для исчисления и уплаты утилизационного сбора при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт = 1,35962 л.с.

*(3) Под грузоподъемностью прицепа понимается максимальная масса груза, на перевозку которого рассчитан прицеп (полуприцеп), установленная производителем (изготовителем).

*(4) Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 рублей.

Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).

*(5) Дата изготовления самоходных машин и прицепов к ним определяется в соответствии с Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства, установленным приложением 6 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. Дата изготовления самоходных машин и (или) прицепов к ним в целях взимания Федеральной налоговой службой утилизационного сбора указывается в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Поиск необходимого оборудования или запчастей стал еще проще - оставьте и Вам перезвонят.

*(6) Код классификации приведен в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В случае если для различных видов самоходных машин предусмотрен один и тот же код ТН ВЭД ЕАЭС и разные коэффициенты расчета размера утилизационного сбора и при этом наименование самоходной машины не соответствует ни одному из разделов настоящего перечня, расчет размера утилизационного сбора осуществляется по большему коэффициенту. В случае если в документе об оценке соответствия самоходной машины или прицепа требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) или технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним" (ТР ТС 031/2012) указан код ТН ВЭД ЕАЭС, отличный от кода, по которому в соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза указанный товар классифицирован таможенными органами, в целях исчисления и уплаты утилизационного сбора применяется код ТН ВЭД ЕАЭС, по которому товар классифицирован таможенными органами. В случае если в документах о подтверждении соответствия код ТН ВЭД ЕАЭС указан в соответствии с ранее действующей редакцией, утилизационный сбор уплачивается на основании таблиц соответствия кодов ТН ВЭД ЕАЭС на уровне товарных позиций, субпозиций и подсубпозиций. В целях реализации настоящего постановления самоходными машинами не признаются машины мощностью силовой установки менее 5,5 л.с., управляемые рядом идущим водителем (оператором).

Примечание. Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении самоходных машин и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт самоходной машины и других видов техники, изготовленных (достроенных) на базе самоходных машин либо прицепов, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между размером утилизационного сбора, подлежащим уплате в отношении таких самоходных машин либо прицепов, и размером утилизационного сбора, ранее уплаченным в отношении самоходных машин либо прицепов, на базе которых была осуществлена достройка".

Утилизационный сбор является обязательным платежом граждан и организаций в пользу государства. Он предназначен для того, чтобы обеспечить безопасную в плане экологии утилизацию автомобилей.

В соответствии с бюджетным законодательством данный сбор причислен к неналоговым доходам федерального бюджета. Поэтому сведений о нём в Налоговом кодексе РФ мы не найдём. Они содержатся в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления».

Взимание такого платежа имеет перед собой особую цель - обеспечение экологической безопасности. Соответственно, полученные средства в дальнейшем направляются на экологически грамотную утилизацию автомобилей. Данным способом достигается защита граждан и окружающей среды от негативного воздействия эксплуатации автомобилей.

Утилизационный сбор является разовым. Он уплачивается только один раз, причём независимо от того, в руках скольких владельцев находился автомобиль.

Утилизационный сбор в ПТС

Факт уплаты утилизационного сбора находит отражение в паспорте транспортного средства (ПТС). В разделе «Особые отметки» данного документа проставляется отметка об уплате утилизационного сбора. Если же производитель транспортного средства освобождён от его уплаты, то в ПТС должна содержаться отметка с указанием основания, по которому происходит освобождение. Указанные отметки удостоверяются подписью и печатью должностного лица, их проставившего.

Если в ПТС отсутствуют какие-либо сведения об утилизационном сборе, то предыдущему владельцу транспортного средства, скорее всего, удалось избежать этой процедуры. Будьте внимательны, так как в дальнейшем обязанность по уплате ложится на Вас как на покупателя.

Однако не всегда отсутствие отметки в ПТС говорит о нарушении закона.

  1. Если ПТС выдан до 1 сентября 2012 года, то на транспортное средство не распространяются положения об утилизационном сборе. Ни производитель, ни владелец такой платёж осуществлять не обязаны, поэтому и нет отметки в ПТС.
  2. В случае покупки транспортного средства за рубежом и его последующего ввоза на территорию Российской Федерации сбор уплачивается физическими лицами самостоятельно, после чего и проставляется необходимая отметка.

Кто должен уплачивать утилизационный сбор в 2019 году?

Всех плательщиков утилизационного сбора можно подразделить на две категории: производителей и собственников транспортных средств.

Отечественные производители автомобилей обязаны уплачивать сбор в любом случае. Существуют, однако, исключения, но об этом мы скажем позже.

На собственников такая обязанность возлагается в следующих случаях:

  • ввоз транспортных средств на территорию России. Что касается ввоза, то здесь обязанность ложится и на физических, и на юридических лиц;
  • приобретение транспортного средства:
  • у лиц, освобождённых от данного платежа в соответствии с законом;
  • у лиц, которые не уплатили сбор в нарушение закона.

Сбор уплачивается на каждое колёсное транспортное средство, а также на самоходные машины и прицепы к ним. Перечень таких машин и прицепов утверждён постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2016. К ним относятся бульдозеры, экскаваторы, краны, тракторы, комбайны и др.

Освобождение от сбора

Освобождение от уплаты утилизационного сбора осуществляется в зависимости от некоторых характеристик транспортного средства, а также предусмотрено для отдельных категорий владельцев.

Конкретные основания освобождения прямо предусмотрены законом.

Ввоз машины в Российскую Федерацию физическим лицом при соблюдении одновременно следующих условий:

  • машина является личным имуществом лица;
  • данное лицо относится к одной из следующих категорий: участники программы по переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, беженцы, вынужденные переселенцы.

Ввоз в Российскую Федерацию транспортного средства, собственником которого является:

  • дипломатическое представительство / консульское учреждение;
  • международная организация;
  • сотрудник такого представительства / учреждения / организации;
  • член семьи сотрудника.

Ввоз автомобилей на территорию свободной экономической зоны. В России таковой является Калининградская область. Освобождение по данному основанию производится только в случае, когда с даты выпуска машины прошло менее трёх лет.

«Возраст» автомобиля составляет 30 лет и более, но при этом важно, чтобы:

  • автомобиль не использовался при осуществлении предпринимательства;
  • имел оригинальный двигатель, кузов и раму.

При продаже транспортного средства, в отношении которого сбор не уплачивался по первым двум основаниям, обязанность внесения платежа переходит к покупателю. Что касается третьего основания, то его действие прекращается после вывоза авто с территории свободной экономической зоны.

Каков размер утилизационного сбора?

Размер утилизационного сбора вычисляется путём умножения двух показателей: базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретных видов транспортных средств.

Базовая ставка зависит от категории транспортного средства:

  • для легковых автомобилей она составляет 20 тысяч рублей;
  • для грузовых автомобилей, а также автобусов, троллейбусов и иных пассажирских транспортных средств — 150 тысяч рублей.

Коэффициенты для расчёта суммы утилизационного сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2018 г. N 300. Коэффициент для конкретной машины определяется рядом факторов:

  • её категорией;
  • годом выпуска;
  • рабочим объёмом двигателя;
  • массой (для грузовиков);
  • целью ввоза в Россию.

В таблице приведены размеры коэффициентов для легковых автомобилей.

Легковые автомобили с рабочим объёмом двигателя (в кубических сантиметрах): новые авто авто старше 3 лет авто на базе шасси 2017 г.в.
до 1000 1,65 6,15 1,42
от 1001 до 2000 4,2 15,69 2,21
от 2001 до 3000 6,3 24,01 4,22
от 3001 до 3500 5,73 28,5 5,73
более 3500 9,08 35,01 9,08
В случае ввоза гражданами для личного пользования (независимо от объёма двигателя)

В качестве примера рассчитаем размер утилизационного сбора на новый отечественный автомобиль LADA Granta с объёмом двигателя 1600 куб.см.:

20 000 × 4,2 = 84 000 (рублей).

Ответственность водителя за неуплату сбора

Непосредственно за неуплату сбора законом ответственности не предусмотрено. Но если в ПТС нет отметки об утилизационном сборе (либо об уплате, либо об основании освобождения от неё), то автомобиль не может быть зарегистрирован в органах ГИБДД.

В соответствии с законом собственник обязан зарегистрировать транспортное средство:

  • до истечения срока действия транзитного номера, который выдаётся на 20 суток;
  • в течение 10 дней после приобретения.

Если же он данное действие не выполнит, то ему грозит административный штраф за управление незарегистрированным транспортным средством. Такой штраф составляет от 500 до 800 рублей. Но даже уплата штрафа не освобождает от обязанности заплатить утильсбор и зарегистрировать автомобиль. Поэтому при повторном нарушении наказание будет ужесточено, и здесь два варианта: или штраф в размере 5 000 рублей, или лишение водительских прав на срок от одного до трёх месяцев.

В случае ввоза транспортного средства из-за границы возможна следующая ситуация. Если в течение 3 лет таможенные органы обнаружат факт неуплаты сбора, либо его неполной уплаты, то они направят Вам соответствующее извещение. После его получения необходимо в течение 20 дней (календарных!) совершить соответствующий платёж. Если же требования таможни Вы проигнорируете, то необходимые суммы будут взысканы уже через суд.

Можно ли вернуть утилизационный сбор?

Возможность возврата утилизационного сбора возникает в двух случаях:

  • уплата или взыскание суммы сбора «с излишком»;
  • ошибочная уплата или взыскание сбора (например, если сбор уже был уплачен в отношении приобретённого транспортного средства).

Для этого необходимо обратиться с письменным заявлением в один из следующих органов:

  • таможенная служба: в случае, если сбор взимался при ввозе транспорта в Россию;
  • налоговая служба: в случае, если сбор был уплачен российским производителем или приобретателем автомобиля.

Вместе с заявлением нужно представить:

  • паспорт (оригинал и копию второго и третьего листа);
  • квитанцию об уплате сбора;
  • документ, подтверждающий ошибочную уплату сбора либо уплату сверх установленного размера;
  • копию доверенности: при подаче заявления представителем физического или юридического лица;
  • свидетельство о праве на наследство: в случае подачи заявления наследником лица, уплатившего сбор.

Организации и индивидуальные предприниматели могут также приложить к заявлению копии свидетельств о государственной регистрации и о постановке на учёт в налоговом органе. Но данные документы подавать необязательно. Если их не будет, государственный орган сам запросит необходимые ему сведения у должностных лиц.

На подачу заявления отведено 3 года со дня уплаты утильсбора. Сотрудники таможенной или налоговой службы обязаны рассмотреть Ваше заявление и принять по нему решение в течение 30 календарных дней.

Принятое решение направляется заявителю. Затем служба передаёт платёжное поручение в Федеральное казначейство. На основании него денежная сумма, подлежащая возврату, перечисляется на банковский счёт плательщика сбора.

Индексация утилизационного сбора с 1 апреля 2018 года

С 1 апреля 2018 года размер утилизационного сбора значительно поднялся. Это связано с тем, что постановлением Правительства от 19 марта 2018 года № 300 была произведена индексация коэффициентов для расчёта сбора. Рассмотрим подробнее, насколько сильно это отразится на кошельках автолюбителей и производителей авто.

Поскольку наиболее распространёнными являются легковые автомобили, уточним степень повышения сбора на них

Для новых авто:

Легковые авто с рабочим объёмом двигателя (в см3): Коэффициент для расчёта Процент повышения
до 01.04.2018 с 01.04.2018
до 1000 1,42 1,65 14,00%
от 1001 до 2000 2,21 4,2 47,00%
от 2001 до 3000 4,22 6,3 33,00%
от 3001 до 3500 5,73 5,73 0
более 3500 9,08 9,08 0
Ввозимые гражданами для личного пользования 0,17 0,17 0